История изготовления чернил на руси. Из чего делают чернила: состав

Помните строки из басни И. А. Крылова?

Свинья под дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала...

А знаете ли вы, что дает дуб кроме желудей? Конечно, ценную древесину, которая плохо поддается гниению и очень красива после обработки. Кору, с помощью которой дубят кожи и которую используют в медицине как вяжущее средство. А раньше применяли еще и дубильные орешки-галлы - наросты на листьях и ветвях, в которых живет личинка насекомого орехотворки. Эти орешки больше известны под названием чернильных.

Из них выжимали сок, смешивали с железным купоросом, добавляли немного клея - получались чернила, которые хорошо держались на пере, а написанное ими приобретало красивый блеск. Сохранившиеся рукописи, написанные этими чернилами, выглядят так, будто они только что вышли из-под пера. Правда, эти чернила имели один, но довольно существенный недостаток: написанное можно было прочесть только спустя 10-12 часов, а до этого текст был почти бесцветен. Это, естественно, затрудняло процесс письма.

В другом, более древнем рецепте чернил опять не обошлось без дуба: «Взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде... а потом кинуть кусок железа, подлить поварешку щей покислей да кружку кваса медового». Именно такими чернилами писали на Руси с XV века. «Преданья старины глубокой» - о правлении Ивана III, об окончательном избавлении от татарского ига - все эти сведения дошли до нас именно благодаря стойкости этих чернил из «щей покислей».

Силуэтный рисунок конца XVIII в.

Автопортрет в кабинете. Гравюра А. Т. Болотова, 1789 г.

Но появились составы для письма, конечно, значительно раньше - как только у человечества возникла необходимость что-то записать, сохранить для потомков. Первые чернила делали довольно просто: сажу смешивали с чем-нибудь клейким. В Египте для этих целей использовали золу от сжигания корней папируса, которую соединяли с раствором камеди - клейкого густого сока акации, вишни. Очень давно применялись чернила и в Китае. Так же как и египетские, они проявляли хорошую устойчивость к действию света. Точнее, это была тушь, имевшая весьма существенный недостаток: со временем она становилась ломкой и отскакивала от бумаги на сгибах. Кроме того, тушь была довольно густой и плохо стекала с пера, возможно, поэтому на Востоке предпочитали писать (точнее, рисовать) иероглифы кисточкой.

В Европе чернила появились значительно позже. Археологи в засыпанном пеплом древнеримском городе Геркулануме нашли глиняную чашечку, на дне которой виднелся какой-то темный осадок. Оказалось, что это самая старая из всех известных на земле чернильниц! Более тысячи лет в ней сохли «чернила» - обыкновенная сажа, разведенная в масле. А красные чернила считали в те времена священными: писать ими мог только император. Вряд ли «божественный» Август думал, что через 2000 лет красными чернилами будут пользоваться учителя всего мира, исправляя ошибки и выставляя школьникам оценки. Правда, римские чернила для этого вряд ли подошли бы - их можно было очень легко смыть губкой или просто слизнуть языком.

Существовало множество рецептов чернил. «Положите меду-патоки с грецкую горошину, а золота листов с пять или шесть». Всё это тщательно растиралось, и получалась жидкость, которой писали. Затем мед осторожно вымывался, а золотые буквы оставались. Так работали переписчики на Руси. Профессиональные византийские переписчики иногда тоже использовали для чернил золото и серебро. Пергамент при этом окрашивали в пурпурный цвет. Широко применялись чернила каштановые (из отвара кожуры зеленых каштанов), из спелых ягод бузины и кожуры грецких орехов, даже из черники - «Указ о черниле черничном» сохранился в рукописи XVI века.

Но такие чернила давно уже стали историей. На смену им пришли уже упоминавшиеся чернила из орешков-галлов, покрывающих листья дуба. В 1855 году саксонский учитель Леонгарди совершил настоящий переворот в «чернильном деле». Он изобрел ализариновые чернила. Они также были галловые, но не бесцветно-мутные, а интенсивно сине-зеленые, на бумаге переходящие в глубокий черный цвет. Изобретатель добился этого с помощью краппа - продукта особой обработки корней восточного растения марены.

Позднее дорогостоящий крапп заменили синтетическими красителями, а чернильные шарики - танином или галловой кислотой. Однако вскоре и у этого изобретения появился конкурент - анилиновые чернила, например фиолетовые. Это разведенный в воде синтетический краситель. А с изобретением авторучки от чернил потребовались и другие свойства: они не должны разрушать пластмассовые или металлические детали, не должны содержать твердых частиц, которые могут забить капилляры механизма, должны легко стекать с пера, но в то же время не делать клякс.

Когда появилась шариковая ручка, для нее изобрели пасту, которая быстро застывает на воздухе. А сейчас уже шариковые ручки предлагают заполнять опять же чернилами - шарик легче вращается, значит, рука меньше устает при письме. Появился фломастер. Для него готовят водные цветные чернила со специальными добавками, которые обеспечивают все необходимые качества.

Есть пословица: «Что написано пером, не вырубишь топором». Вырубать написанное вряд ли кто пытался, но зато стирали, смывали, выводили весьма успешно. Один из немногих надежных рецептов чернил предложил в свое время известный шведский химик Й. Я. Берцелиус. Текст, написанный его чернилами, можно уничтожить только вместе с бумагой.

Зато рецептов невидимых (симпатических) чернил великое множество. Еще полвека назад ими обязательно пользовались настоящие и литературные шпионы. Симпатические чернила для разных целей создают и сейчас. Например, в Японии совсем недавно выпущены чернила, исчезающие с бумаги через два дня. Они нужны для того, чтобы делать временные пометки на полях книг.

История чернил хранит не только много рецептов, но и много загадок. Еще в прошлом веке великий изобретатель Эдисон придумал чернила для слепых. Стоило жидкостью бледно-серого цвета написать текст и подождать минуту, как бумага в тех местах, где начертаны буквы, твердела и поднималась, образуя рельеф. Изобретатель не был вполне удовлетворен своими опытами, ему хотелось сделать буквы еще более выпуклыми. Удалось ли ему создать такой состав, неизвестно.

Остался загадкой рецепт «чернил драгоценных камней» - рубиновых, сапфировых, перламутровых, тайной которого владели в древности монахи монгольского монастыря Эрдени-Цзу. Неизвестен непосвященным и состав чернил, которыми продолжают пользоваться монахи-переписчики в буддийских монастырях Бирмы, Таиланда, Шри-Ланки, копирующие священные книги.

Каждое время рождало свои чернила, но спрос на них никогда не проходил. И не случайно: по словам Байрона, одной капли чернил достаточно, чтобы возбудить мысль у миллионов людей.

Возьми на заметку

Чернильное пятно на ткани можно удалить ватным тампоном, смоченным в смеси равных количеств глицерина и этилового спирта. Тампон надо менять несколько раз. Ткань затем промывают водой.

Древние египтяне были самыми первыми, кто придумал рецепт изготовления чернил. Поскольку писали в те времена на папирусе, то использовали смесь масла и сажи. В Китае точно такой же состав применяли 2,5 тысячелетия назад. С этого и начинается история чернил.

Римляне и греки еще до нашей эры (в III веке) использовали несколько типов чернил. Для приготовления красных «придворных чернил» применяли киноварь и пурпур. Для того, чтобы сделать черные чернила использовали живописную черную краску, виноградную лозу, сажу, древесный костяной уголь, плодовые косточки. Позднее, чтобы их изготовить, отваривали кору дубильных растений.

История железных чернил, которые известны и сегодня, берет начало в XVI веке. Готовили их следующим образом: из ореховой или же дубовой коры, ольховых корней, «чернильных орешков» (образовавшиеся на листьях растений патологические наросты) делали варево - «чернильное сусло». Затем туда опускали куски железа, потом камедь (вишневый клей) - для прочности чернил, а чтобы снизить вязкость, добавляли гвоздику, имбирь, квасцы.

Химик К.Б. Шееле смог распознать секрет получения чернил в 1876 году. Им было установлено, что во время варки в воду из ольховой коры поступают дубильные кислоты, и железо с ними образует закисные железистые соли. Получался слабо окрашенный раствор, но при высыхании, когда железо окислялось, он темнел. Образовавшаяся окись железа в воде нерастворима и устойчива к световым лучам.

марка авто AUDI BMW CADILLAC CHERY CHEVROLET CHRYSLER CITROEN DAEWOO DODGE FIAT FORD GEELY GREAT WALL HONDA HYUNDAI INFINITI IRAN KHODRO JEEP KIA LAND ROVER LEXUS MAZDA MERCEDES MINI MITSUBISHI NISSAN OPEL PEUGEOT PORSCHE RENAULT SKODA SSANGYONG SUBARU SUZUKI TAGAZ TOYOTA VOLKSWAGEN VOLVO ZAZ модель год выпуска модификация

Развитие письменности и государственного делопроизводства требовало большого количества чернил. Сложность производства их заключается в том, что чернила должны не давать осадка, не содержать твердых веществ, не покрываться плесенью, должны быть черными или во всяком случае темными и прочными. Они должны не расплываться на бумаге, не давать отпечатков на соседних листах. И в общем русские люди успешно справились с изготовлением чернил, хотя невысокое качество их встречается даже в рукописях времен Петра 1.
Древнейшие чернила изготовлялись из сажи с камедью (вишневым клеем). Это «чернило копчено». Рецепты его получения дается Никодимом Сийским: «сажу на вине или на слине сначала мало смесив, потому воды присовокупив, потерши здоволу и на потомок. А сколько на письмо надлежимое надобно, отлучив то число, и прибавить комеди и утерти нагуста довольно по удобству и вложить в кубышку из нея писать и развести по угожеству приливом и писать, что волишь». Но уже в XV в. употреблялись чернила вареные. В Троице-Сергиевой лавре имеются две записи половины XV в. «О чернилах. Сице чернильное ставление» и «Како варити чернило». Рукописный сборник XVI в. Кирилло-Белозерского монастыря включает: «Состав чрьнилной. Памят, как чрьнило ставити». Освещается этот вопрос и в других рукописных сборниках XVI и XVII в. В рецептах указываются древесные породы, кора которых наиболее богата дубильными веществами. Они при сгущении приобретают темную окраску. Для получения ее прибавлялись еще ягоды жестыля (жостера), а также вводился кусок железа или какие-либо мелкие железные предметы. Последнее вело к образованию красящей железной соли дубильной кислоты. Кислоты вводили в виде кислых щей, медового кваса или уксуса. Иногда для получения кислот применяли брожение простого вина , пресного меда, ячного пива.
В одной рукописи первой половины XVI в. дается другой рецепт изготовления чернил. Для этого мочатся и крошатся чернильные орешки. К ним прибавляется в таком же количестве по весу вишневый клей. В полученную смесь льют рассытенного пареным хмелем меда 3-4 «скорляпки» (меры). Затем добавляют около 2 мерных чашек «меда кислого» и немного «варикя хмелевого». Если полученные чернила оказывались недостаточно хорошими, рекомендовалось «ино воды помаля приливати, испытав на языце, токо будут сладки». Технология изготовления чернил занимала 2-3 недели и более. Оно значительно ускорилось с употреблением вместо железа железного купороса. Однако в целом это было химическое производство с отстаиванием, фильтрацией и другими физико-химическими процессами. И тем не менее им занимались в виде кустарного промысла многие жители Москвы, что характеризует широкое развитие русской практической химии.

Корзина пуста

Процедура регистрации автомобиля каждый раз может отличаться, поскольку возникают непредвиденные обстоятельства. Для всех граждан, в том числе и......

Исправность тормозной системы - необходимое условие безопасности водителя и пассажиров. Важной деталью этого сложного механизма являются......

В бизнесе время ценится особо, поскольку время - это те же деньги. Поэтому важную роль играет правильная логистика, организация грузоперевозок. ...

20 ноября в Москве состоялось собрание комитета Государственной думы, специализирующемся на транспорте и строительстве автомобилей. На нем было......

Уголок металлический - это универсальный и практичный материал из металла, который используется в различных сферах активности человека.......

Экипировка мотоциклиста так же важна, как и сам мотоцикл. Экипировка важна при любой езде на мотоцикле. Опытные мотоциклисты примерно......

Правила дорожного движения будут разделены на три отдельные части законодательства. Это ясно из трех отдельных проектов, опубликованных сегодня на......

Колесные опоры всегда являлись незаменимым оборудованием. Они широко востребованы в самых различных сферах и отраслях. Механизм устанавливается на......

Конструкция современного автомобиля очень сложна, продумана, рассчитана и отработана до мелочей, важное значение имеет каждый элемент, узел,......

Проф. Станимир Карапетков принял участие в конференции «Вместе для более безопасных дорог», организованной SBA. Он прочитал лекцию......

В современном мире одной из важных составляющих жизни и работы стал практически повсеместный контроль. В частности, и за подвижными объектами,за......

Большинство нынешних предприятий занимаются производством товаров для ТС. Одни из востребованных населением являются шины для спецтехники.......

Независимо от качества сборки авто со временем его комплектующие детали изнашиваются и нуждаются в проведении ремонтных и сервисных работ. Ремонт......

Кризис заставляет экономить на многих вещах, и сфера автомобилистов не является исключением. Одним из вариантов экономии считается приобретение......

Тип качественного рефрижератора обязательно соответствует всем нормам, что предъявляются холодильному оборудованию. Эти нормы во многом зависят от......

Какие автоаксессуары считаются самыми покупаемыми. Для чего предназначены колесные колпаки. Почему колесные колпаки часто спадают. Как правильно......

Чешские автомобили Skoda популярны среди других транспортных средств во всем мире. Надежные, динамичные, с привлекательным дизайном экстерьера......

В современном мире совершенно невозможно обходиться без использования автотранспортных средств, причём в производственной или других видах......

От правильного выбора моторного масла очень многое зависит, так как моторное масло обеспечивает смазку в двигателе для всех его активных частей,......

Отходы и мусор, которые остаются после выполнения строительных работ, являются проблемой для каждого, кто занимается ремонтом в квартире или на......

Грузоперевозки товаров и изделий может выполняться с использованием разных видов транспортных средств, причём всё-таки чаще всего более удобно......

Автомобиль — это сложное в техническом плане устройство, управлять которым не так просто, как может показаться на первый взгляд. Очень часто......

Быстроразвивающаяся компания «РТА-ГАРАЖ» осуществляет автомобильную разбору с 2006 года и с того времени набралась опыта и......

Компания “Ориентир» оказывает обширный список противопожарных услуг, таких как: установка фотолюминесцентных эвакуационных систем,......

Реалии автомобильного рынка таковы, что многие водители вынуждены приобретать исключительно подержанные транспортные средства, так как на что-то......

Навес из поликарбоната намного проще построить, чем возводить гараж. Большой популярностью навесы пользуются в частном секторе, их используют для......

Поломка автомобиля привела к тому, что вам пришлось резко менять свои планы? Такой ситуации бы не произошло, если вы не забыли регулярно посещать......

Для письма использовались чернила. Рецепты их изготовления в самый древний период истории русской письменности (XI-XV вв.) не сохранились. О том, как делали чернила (в древнерусском языке - «чернило») мы узнаем из более поздних источников - XVI-XVII вв. Однако рецепты этого времени, скорее всего, отражают и более раннюю практику XI-XIV вв. Чернила древнерусских рукописей были густыми и глубоко проникали в пергамен. Они почти не выцветали, однако со временем могли слегка осыпаться, т. к. наносились довольно густым слоем. Чернила были коричневого цвета разных оттенков: от почти черного до светло-рыжего. Оттенок зависел от того, насколько добротно были они приготовлены, а точнее - насколько строго соблюдались все рецепты.

Самые древние чернила были железистыми. Они приготовлялись на основе «нарочитого ржавого» железа или, как его называли на Руси, «чернильного гнезда». В качестве «чернильного гнезда» писцы книг использовали проржавевшие и ставшие негодными замки, ключи, цепи, ножи и гвозди. Эти железные предметы рассекались на куски («кусьем рассекаа»), после чего опускались в кувшин. Туда же помещались куски подсушенной ольховой коры. Затем «чернильное гнездо» заливалось специальным раствором, приготовленным из древесной коры, очищенной ого мха. Сюда же следовало добавить процеженных кислых щей, кваса или уксуса. Куски железа и кору надлежало время от времени поливать новым кислым раствором и выстаивать кувшин с чернильным гнездом в теплом месте довольно продолжительное время. Хорошо выдержанные чернила были густыми и обладали интенсивно коричневым цветом. Высыхая на пергамене, они немного поблескивали на свету - признак их «железистого» происхождения. Когда чернила были готовы, писцам следовало проверить их качество и попробовать писать ими: «покушати чернил, добро ли».

Рецепт изготовления железистых чернил, записанный в XVII в., выглядел так: «Сперва [следует] настрогать зеленых молодых ольховых корок, очищенных это мха. На четвертый день положить кору в горшок, налить воды или квасу доброго или яичного сусла, а коры положить полный горшок и варить в печи, чтобы сильно кипело и прело бы довольно [долго], день до вечера. И положить в горшок железины немного, и поставить горшок туда, где было бы не прохладно и не тепло. Приготовить сосуд, кувшин, и в него положить обломки старого железа. [Железо] завернуть в тряпку и опустить в горшок. Чернильное сусло процедить через тряпку и залить полный кувшин. И заткнув кувшин, поставить в укромное место на 12 дней. Это есть скорописное книжное чернило».

Уже в XV и особенно в XVI-XVII вв., чернила стали делать также из сажи (их называли «копчеными»). Сажу для чернил надлежало специально заготовить. Для этого писец должен был запастись 5-6 горшками с пробитым дном, поставить их на кирпичи и закрепить так, чтобы от задней стенки «копоть дымная вверх шла». Под передние стенки битых горшков следовало подкладывать горящую бересту, «и копотить с протяжением исподвол, осматривая, и опахивать, чтобы огнем сажа не загорелась». В одном из рецептов приготовления сажевых чернил писцы специально предупреждались, что если сажа все-таки по недосмотру загорится «от жару, [...] то все загорит, и труд без пользы».

После того, как горшки хорошенько закоптятся, сажу снимали, смешивали со слюной и вином, разбавляли водой и камедью (вишневым клеем). Далее полученную смесь заливали отваром ольховой коры, квасного сусла, «чернильных орешков» (наростов с листьев и коры деревьев). Иногда, чтобы чернила были особенно густыми и темными, писцы добавляли в смесь «чернильное гнездо», т.е. ржавое железо. Когда смесь была окончательно составлена, ее нужно было довольно долго продержать в тепле: «Смешав вместе, положить в кувшинец немалый, обвязать плотно [тряпкой], поставить в тепло на продолжительное время, чтоб закисло, а потом верх, то есть плесень, снять». После этого сажевые чернила считались готовыми и годными к письму книг и грамот.

В XVII в. писцы научились использовать для приготовления чернил железный купорос. Это было намного эффективнее, чем делать чернила из кусков ржавого железа. Такие чернила достигали готовности очень быстро. Сохранились рецепты приготовления чернил из железного купороса: «Смешав [чернильное] гнездо, жидкое чернило процедить, наполнить им сосуд и положить в него камеди достаточно, да орешков зеленых пять или шесть, в зависимости от размеров сосуда, да [положить] квасцы, да купоросу жженого, ужегши купоросу, обвертев в бумагу, и положить в печь на день или на два. Если [чернила] нужны быстро, то положить [это все] в печь метеную. И как высохнет, то жженым купоросом чернило крепко, и светло, и чисто. Если проедает, убавь орешков и положи достаточно камеди. Кладут в чернило имбирь и гвоздику, а [если] чернила с пера не пойдут, то положить тертую гвоздику».

Чернила хранились в чернильницах, которые были очень разными по форме. Они изготавливались из стекла, керамики, металла, дерева, кости и рога. Множество чернильниц обнаружено археологами в культурном слое древнерусских городов. Чтобы чернила быстрее высыхали, лист с только что написанным текстом полагалось посыпать обычным кварцевым песком. Он хранился в специальной песочнице: сосуде, закрытом крышкой с небольшими отверстиями (наподобие современной солонки).

Наряду с чернилами, для украшения книг и грамот писцы использовали разные краски. Уже в Древней Руси большое распространение получила киноварь - яркая красная краска, составленная на основе ртути (сурьмы). Наиболее часто киноварью писались инициалы - большие разукрашенные орнаментом буквы в начале крупных разделов рукописной книги. Инициалы и яркие заголовки, сделанные большими красными буквами, дали названия таким понятиям, как «рубрика» или «красная строка» (от лат. «ruber» - «красный»). Впервые инициалы появились в ирландских рукописях VIII в., а также в рукописях, изготовленных на территории Франкского государства эпохи Меровингов. С тех пор буквы первой строки стали раскрашиваться яркими красками и выделяться во всех кодексах. В меровингских рукописях они состояли из зооморфных фигурок (изображения рыб или птиц). Принцип оформления первой строки и графически выделенное письмо первой буквы - инициала - древнерусские писцы заимствовали из Византии.

Рецепты приготовления киновари содержатся в русских рукописях XVI-XVII вв. В небольшом горшочке сурьма (киноварь естественного происхождения) смешивалась с вишневым клеем (камедью), как бы растворяясь в ней. Затем полученную смесь разводили яблочным соком или квасцами, добиваясь получения краски огненно-красного цвета. В рукописи XVI в. имеется рецепт приготовления киновари - «указ, как киноварь творити». Действия писца, колдующего над приготовлением киновари, расписаны в нем очень последовательно: «Возьми маленький сосудец и всыпь киноварь, и положи маленько воды, и мешай пером, пока не загустеет. И потом долей воды, пока [смесь] не растворится и не будет сухих [комочков]. И поставь тот сосуд не на долго, пока [смесь] не устоится. И слей с киновари воду в другой сосуд, и раствори на камеди, и положи тут же немного квасцов, и тогда же [перелей смесь] в пищий сосуд [чернильницу]. А квасцы класть в зависимости [от размера] сосуда, поскольку велика польза киновари от квасцов становится. Киноварь очень красна. Если же будет черна и не [будет] бежать с пера, возьми яблоко кислое, сильно его изомни и выжми из него сок в киноварь: очень будет хорошо, и полезнее квасцов и гнезда, и румяной будет киноварь, и красна очень».

В XVI и особенно со второй половины XVII в. для украшения книг и грамот наряду с киноварью на Руси стала применяться розоватооранжевая краска свинцового состава - сурик. В XVI в. изготовляли сурик путем прокаливания свинцовых белил: «возьми белила и положи в черный железный сосуд и поставь на жар. И как сгорят белила, станут красны. Это и есть сурик».

Кроме киновари и сурика, древнерусские художники и писцы использовали охру (светло-желтую железистую краску), лазорь (синюю ультрамариновую краску), медную по составу зеленую краску ярь-медянку, зелень (зеленую краску, приготовленную из малахита), крутик (синюю растительную краску), а также черную углеродистую краску и свинцовые белила. В качестве связующего элемента для замешивания красок употреблялся яичный белок, а позднее - рыбий и пергаменный клей и мед. В западноевропейских трактатах, посвященных искусству иллюминирования рукописей, наряду с яичным белком, клеем и медом упоминаются камедные растворы вишневого, сливового и миндального дерева, вино, уксус, моча, фруктовый сок. Некоторые краски получали в результате смешивания разных цветов. Так, зеленую краску можно было составить из желтой и синей. Краску, которую называли празелень, получали из смеси сине-зеленой, синей и желтой. Голубую - из смеси синего крутика и белил и т.д.

Уже в XI в. для оформления книг в Древней Руси стали использовать золото. Золотом украшены Остромирово евангелие 1056-1057 гг., Изборник Святослава 1073 г., Мстиславово евангелие 1103-1117 гг. и др. Серебро в письменной культуре Руси встречается редко, хотя оно довольно широко употреблялось писцами и художниками средневековой Европы и Византии.

Евангелист Иоанн и Прохор. Миниатюра Мстиславова евангелия, 1103-1117 гг.

Золото, которое использовалось для оформления древнерусских рукописных книг, было двух видов: листовое и твореное. Письмо листовым золотом использовалось в самых древних рукописях. Письмо же твореным золотом, известное в Европе начиная с XIV в., стало употребляться на Руси в основном в XVI-XVII вв. Листовое золото представляло собой исключительно тонкие пластинки, которые накладывалось на фигуры, предварительно написанные рыбьим или вишневым клеем. Твореное золото существовало в виде краски. Оно было тщательно истерто в порошок и смешано с медом, солью и вишневым клеем, что превращало его в сметанообразную массу. Таким золотом можно было писать при помощи пера или кисти. В рукописи XVII в. о технике письма золотом говорится: «Положи меду с грецкий орех, а золота листов пять или шесть. А распределить по одному листу и пальцем тереть, пока золото не сравняется с медом, и вымывать водой по пять или шесть раз, а воду сливать в другую посудину. И вымыв золото, растворить в камеди очень жидкой, и писать по киновари, а написав, высушить насухо и гладить медвежьим зубом».

Письмо чернилами и цветными красками, а также золотом не было одновременным. Сначала писец писал весь текст обычными чернилами. Для инициалов же и заголовков оставлялось место, которое художник или же сам писец позднее заполнял киноварью, цветными красками или золотом.

С древнейших времён люди пытались сохранить знания‚ передававшиеся из поколения в поколение. Первые древние учёные создавали своеобразные системы символов и знаков с целью передать потомкам многовековую мудрость их предков. При придумывании этих символов и знаков перед учёными вставал один и тот же неизбежный вопрос. А куда и чем их наносить‚ чтобы они со временем не стёрлись и‚ исчезая‚ не похоронили с собой историю и знания целого народа‚ не оставив при этом ничего следующим поколениям?

В «добумажный» период человечество в качестве «писчего» материала‚ способного на протяжении многих веков сохранять информацию‚ использовало практически всё‚ что попадало под руку и хоть как-нибудь подвергалось обработке: камень‚ глину‚ папирус‚ медные и свинцовые листы‚ пальмовые листья‚ хлопчатобумажную и шёлковую ткани‚ дерево‚ кость‚ бамбук‚ панцири черепах‚ пергамент‚ воск‚ бересту. И‚ в конце концов‚ самый совершенный способ передачи и хранения информации изобрели китайцы‚ создавшие бумагу.

Для письма использовались всевозможные инструменты: металлические орудия‚ деревянные палочки‚ кость‚ кисточки‚ гусиные и вороньи перья‚ шариковые и перьевые ручки‚ свинцовый и графитовый карандаши. По воску писали специально для этого предназначенной палочкой - стилем.

В качестве «краски» применяли: чернила‚ красную глину‚ тушь‚ лак‚ серебряную и золотую краски. Не гнушались использовать и кровь: истории известны случаи‚ когда книги были написаны кровью.

Каждый из вышеперечисленных предметов - своеобразный памятник своей эпохи‚ имеющий свою оригинальную историю возникновения и использования.

История возникновения чернил.

До наших дней рецепт самых древних чернил не сохранился. Современной науке известно только‚ что египтяне писали свои папирусы смесью сажи и масла. Подобным составом пользовались и китайцы.

В Европу чернила пришли гораздо позже‚ приблизительно где-то в 111 до н.э. их стали употреблять в Древнем Риме и Греции.

Из пурпура и киновари (минерал красного цвета) в Древнем Риме изготавливали красные «придворные» чернила‚ которыми могли писаться только государственные документы. Был даже издан императорский указ‚ запрещавший пользоваться красными чернилами вне стен императорского дворца под страхом смертной казни. Пурпурные чернила охранялись специальной стражей. Впрочем‚ это и не удивительно‚ ведь процесс добывания пурпура был дорогостоящим и трудоёмким. На первом этапе получения «королевской» краски собирали сотни тысяч‚ миллионы раковин. Свидетельством этого крупного уничтожения беспозвоночных может служить «ракушечная гора» в Южной Италии‚ целиком состоящая из раковин моллюска брандариса. Следующим этапом являлось извлечение из раковин тел моллюсков. Затем тела беспозвоночных помещали в солёную воду. На третьем этапе их четыре дня валяли на солнце‚ а потом варили. В результате получали из каждых десяти зверски замученных моллюсков всего лишь один грамм краски! О способе приготовления «придворных» чернил стало известно в XIX веке благодаря немецкому химику П. Фридке‚ который воспроизвёл древний пурпур. Дотошный немецкий учёный переработал 12 тыс. моллюсков‚ собрав из них 1‚2 гр. драгоценной краски. По приблизительному подсчёту в те далёкие времена 1 кг. пурпура должен был стоить 45 тысяч золотых марок. Так что писать такими чернилами могли позволить себе только люди высокого полёта‚ при этом тщательно экономя каждый миллиграмм драгоценного пурпура.

Такими же дорогими были чернила‚ изготовленные с применением золота и серебра. Серебряными чернилами на красном пергаменте была написана «серебряная библия‚ созданная более полутора тысяч лет назад и хранящаяся в наши дни в Упсальском университете в Швеции.

Из-за сложной технологии получения и дороговизны‚ которая обуславливалась в первую очередь высоким качеством краски (окрашенные пурпуром ткани могли не выцветать на протяжении 200 лет) «придворные» чернила не получили широкого распространения. Стал популярным в использовании совершенно другой вид чернил. Сначала это была чёрная краска‚ применявшаяся и для письма и в живописи. Древнеримские художники делали чернила из плодовых косточек‚ мягкой древесины‚ виноградной лозы‚ древесного и костного угля. Да и в наши дни лучшей чёрной краской считается краска‚ приготовляемая из сажи‚ полученной при сжигании виноградных косточек.

Спустя несколько столетий на смену чёрной краски пришли чернила из отвара коры дубильных растений. В Древней Руси «писчую» краску приготовляли из сажи с камедью (вишнёвый клей)‚ разведённых в воде. Называлась она «копчёные» чернила. В XV веке появился новый способ получения краски‚ широко применяемый древнерусскими летописцами - «вареные» чернила. В железный или глиняный сосуд клали дубовую‚ ясеневую‚ ольховую кору и варили‚ затем оставшуюся после варки воду переливали в другую посуду и опять подвергали нагреву‚ попутно подкладывая ещё коры. В получившуюся смесь добавляли железо‚ завёрнутое в ткань‚ и слегка помешивали. На третий день «варёные» чернила были готовы для письма. В XVI веке на Руси стали делать «железные» чернила‚ использующиеся до сих пор. Для «железных» чернил галлы (шаровидные выросты‚ часто встречающиеся на дубовых листьях) или кору настаивали в тёплом месте в кислом растворе (квас‚ уксус‚ кислые щи) и обязательно добавляли железные опилки. Процесс приготовления длился долго‚ доходя порой до месяца. Чтобы чернила сталиболее густыми и лучше ложилисьна бумагу‚ к ним добавляливишневый клей - камедь. В отличие от «вареных» «железные» чернила не так сильно выцветали и были влагоустойчивыми. Иногда оба этих вида смешивали между собой. Приблизительно в это же время трудолюбивые русичи освоили ещё один рецепт: чернила из кедровых орешков. Так назывались болезненные наросты на листьях дуба. К намоченным наростам прибавлялся вишнёвый клей‚ затём мёд и варево из хмеля.

В XVIII веке на месте «железин» появился железный купорос‚ резко повысивший скорость приготовления чернил‚ которые на Руси стали называть «чернила добрыя».

В качестве материала для приготовления краски использовали и …. грибы. Во Франции 200 лет назад из грибка под названием копринус делали чернила. Вошёл в чернильный состав этот грибок благодаря своим свойствам: старея‚ копринус буквально расплывается‚ превращаясь в водянистую массу интенсивного чёрного цвета.

В 1847 году профессор Рунге решил приготовить чернила из экстракта сандалового (кампешевого) дерева‚ произрастающего в тропических лесах. В соке этого дерева содержится химическое вещество гематоксилин‚ при окислении превращающееся в пигмент фиолетово-чёрного цвета. Этот вариант чернил получил широкое распространение‚ особенно в школьной среде. Самым лучшим сортом кампешевых чернил считалась глубоко-чёрная краска «Пегас».

До наших дней сохранилось и несколько экзотических рецептов чернил: каштановые - из отвара кожуры зелёных каштанов‚ бузиновые - из спелых ягод бузины‚ даже грецкие и черничные - из кожуры грецких орехов и из сочных ягод черники.

В 1938 году венгерский художник‚ скульптор и журналист Л. Биро и его брат получили патент на изобретение шариковой ручки‚ в которой чернила подавались к пишущему шарику при помощи давления поршня. Позднее в Австрии заменили жидкие чернила на чернильную пасту. Главная особенность которой‚ в отличие от её предшественницы‚ заключается в том‚ что она быстро высыхает при взаимодействии с воздухом. Так появилась первая шариковая ручка и закончилась история бесконечных способов приготовления чернил‚ уступивших место более удобной в применении «писчей» принадлежности.

В продолжение темы:
Другие

Подготовить ингредиенты. Совет. Чанахи можно приготовить в большом казане или порционных горшочках. Есть два варианта приготовления: в первом, более трудоемком варианте, все...

Новые статьи
/
Популярные