Статьи дайджест. Дайджест как форма предоставления информации в различных сферах социальных и научных коммуникаций

Время чтения: 4 минут

Рассылки-дайджесты - это всегда большое количество информации, которую надо собрать в читабельный вид и преподнести подписчику уже готовый продукт. Дайджесты информируют читателей о появлении новостей и помогают увеличить трафик на сайт.

При создании дайджеста важно помнить о 3-х вещах:

  1. Иерархия контента.
  2. Баланс между картинками и текстом.
  3. Навигация.

Прежде чем спешить создавать шаблон спокойно сядьте и проанализируйте тот контент, который вы будете размещать в письме. Будут ли это только заголовки, заголовки плюс краткое описание или подробный анонс новостей.

Есть несколько способов оформления дайджестов, давайте разберем каждый из них:

  1. Картинка + текст в одну колонку

Плюсы: каждой новости выделено достаточно пространства, можно рассмотреть сопутствующие фото/иллюстрацию, можно добавить после картинки дополнительный текст. Хороший формат для просмотра на мобильных телефонах.

Минусы: при большом количестве новостей мало у кого из подписчиков хватит терпения доскроллить до конца письма.

Когда использовать: когда есть красивые фото/иллюстрации, которые раскрывают тему заголовка, когда хочется раскрыть тему новости подробным анонсом.

Новостной дайджест InvisionApp выбрал путь “картинка+текст”. Крупные, интересные картинки, хорошо расположенный контент, но после третьего пролистывания вниз внимание и интерес начинают пропадать.

Портал vc.ru расположил крупную картинку в начале и добавил “social proff” в виде количества лайков и комментариев.

  1. Картинка + текст в 2-3 колонки

Плюсы: информация расположена компактно, удобно читать.

Минусы: если делать неадаптивный макет, то на экране мобильного могут плохо считываться заголовки и текст, особенно если в макете 3-х колоночная верстка.

Когда использовать: идеальное сочетание для этой компоновки - картинка+заголовок.

По этому же пути пошли дизайн создатели рассылки

Для некоторых новостей они вместо статичных картинок используют гифки, и сразу хочется кликнуть на именно ту новость, у которой картинка движется. Но надо помнить, что если сделать все новости анимированными, то внимание сразу рассеется и толку от подобной рассылки будет мало. Во всем нужно знать меру.

  1. Картинки

Плюсы: можно интересно расположить контент, хорошо привлекает внимание.

Минусы: если у подписчика будут какие-либо проблемы с отображением картинок, то ваша рассылка останется непрочитанной. Спам-фильтры не любят письма, состоящие только из изображений - можете влететь в спам.

Когда использовать: когда есть наглядные картинки и именно на них хочется сделать акцент.

  1. Текст

Плюсы: шаблон легко собрать, а текст всегда загрузится и отобразится.

Минусы: большой объем текста тяжело воспринимать. Подумайте, оценит ли ваша целевая аудитория такой подход? Если да, то тогда позаботьтесь о читабельности: разбейте на абзацы и выделите главное.

Когда использовать: когда делать что-то глобальное нет времени, а сделать надо. Также дайджест можно сделать похожим на личную переписку.

Пример текстовой рассылки - , где раз в неделю редактор подводит итоги и встраивает в текст ссылки на статьи. В конце идут есть картинки и ссылки на популярные статьи, но акцент сделан именно на тексте и личном мнении главного редактора.

Иногда можно поэкспериментировать и отправить рассылку в стихах, как это сделал (но держите себя в рамках!)

  1. Смешанный

Плюсы: можно ставить акценты на более важные новости, интереснее читать за счет разных видов блоков.

Минусы: если плохо скомпонованы разные блоки, то глаза будут разбегаться.

Когда использовать: когда есть силы, время и дизайнер)

Лайфхакер использует картинку для главных новостей, остальная информация - только заголовки.

Наши коллеги из офиса в Риге тоже делают подборку статей из блога за месяц. Для каждой новости создана своя “карточка”, самая большая картинка - самая важная или интересная новость.

В каждом виде дайджеста есть свои плюсы и минусы, главное, понять что именно подходит для ваших целей и - вперед! Понадобится помощь профессионалов - пишите на Поможем, подскажем, направим на истинный путь)


Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова дайджест

дайджест в словаре кроссвордиста

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

дайджест

м. Краткое, сжатое изложение каких-л. сведений, сообщений и т.п.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

дайджест

ДАЙДЖЕСТ (англ. digest - краткое изложение)

    тип журнала, перепечатывающего материалы из других изданий в сокращенном и, как правило, упрощенном виде.

    Массовое издание, содержащее краткое адаптированное изложение популярных произведений художественной литературы.

Дайджест

  • Дайджест - краткое содержание других публикаций.
  • Хеш-сумма , также называемая дайджестом - в криптографии результат преобразования входного сообщения произвольной длины в выходную битовую строку фиксированной длины.

Дайджест (пресса)

Дайджест в СМИ - информационный продукт (издание , подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей, или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период. Формат удобен для ознакомления с основными новостями какой-то тематики, содержанием исследования.

В более широком значении дайджест - это подборка выдержек из различных источников на определенную тематику. К примеру, справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ размещает дайджесты журнала «Русский язык за рубежом», а Химический портал ChemPort.ru - «Органический дайджест» в разделе «Новости науки». Слово дайджест входит в название ряда изданий, которые специализируются на перепечатке чужих материалов. К таким изданиям относится « Ридерз Дайджест » (Reader"s Digest ) - ежемесячный литературно-политический журнал США.

Примеры употребления слова дайджест в литературе.

Десять страниц нонпарелью, сотни параграфов условий, копирайт на заграницу, права на использование образов, условия создания театральных - и киноверсий, условия исполнения в радиопередачах, оговорки относительно изданий алфавитом Брайля для слепых, ситуация в случае уступки сокращенного варианта в Ридерс Дайджест , параграф о создании журнального варианта, гарантии в случае судебного процесса по обвинению в диффамации, права автора на окончательное утверждение редакторской и корректорской правки, клаузула о передаче дела в арбитражный суд города Милана в случае невозможности полюбовного разрешения спора.

До начала моих рабочих встреч и телефонных звонков я обязательно должен просмотреть газеты, журналы, дайджесты прессы и итоги социологических опросов.

Так я узнал, что этот дайджест готовится опубликовать мое интервью с БНЕ.

. Структура дайджеста . Структура дайджеста имеет следующий вид:

1. Титульный лист

3. Предисловие (от составителя)

4. Основной текст, конечно разбит на разделы, подразделы, пункты

5. Список использованной литературы

6. Приложения (иллюстрированный материал - таблицы, графики, диаграммы, раскрывающие основной текст)

7 Словарь основных терминов (при необходимости)

. Методы преобразования информации . В качестве основного метода используется экстрагирования, то есть изъятие из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат

Также при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которого изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается

Рассмотрим основные этапы составления дайджеста (см. табл72):

. Таблица 72 . ОСНОВНЫЕ. ЭТАПЫ. СОСТАВЛЕНИЯ дайджеста

Этап

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Подготовительный этап

1 Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, который определяет направления работы над дайджестом В нем излагается подробное содержание будущего дайджеста Это -"миниатюра"основного издания Главная задача этапа - в установления целевого и читательского назначенио призначення.

Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста Обычно учитывают возраст, общеобразовательную и специальную подготовку читателей Можно использовать профессиональную дияльнис во читателей, их должностной статус Основные группы потребителей библиографической информацииії:

Руководители всех рангов;

Специалисты в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры (врачи, экономисты, преподаватели и др.;

Предприниматели;

Студенты вузов, средних и специальных учебных заведений, учащиеся ПТУ и школ

Выбрать и изучить тему

Заголовок изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой Тему можно рассматривать со всех или нескольких сторон, охватывать или не восхищать смежные отрасли зн объединений, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом аспекті

Определить вид, тип и жанр

В плане-проспекте следует определить виды изданий, которые будут включены Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды электронной и печатной продукции

Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет подготовлено

Выбрать оформления

Выбирается способ печати издания - типографский или"собственными силами", вопросы внешнего и внутреннего оформления (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал)

Основной этап

2 Разработка плана

План - составлен в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть отражены в дайджесте

3 Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача этапа - установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке

Составитель исследует различные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-поисковые системы, Интернет, рукописные материалы и др.

4 Изучение печатных источников

Задача - установление соответствия выявленных произведений теме дайджеста

Осуществляется путем просмотра

5 Библиографическое группировки

Задача - выбор оптимальной структуры (построения), то есть формирование будущего дайджеста

51 Единицей группировки есть - фрагменты текстов (или цитаты) Каждый фрагмент, изъятый??из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом

52 Выбор оптимального построения основных делений - разделов, подразделов и более мелких делений, порядке их следования друг за другом Затем - оформление заголовков к каждому, порядок их следования Группу ие материала может бытьути:

Тематическим;

Хронологическому (временная закономерность);

Логическим (внутренняя закономерность) - от частного к общему или от общего к частному Копии фрагментов документов вырезают, составляют (склеивают) в нужном порядке

Заключительный этап

6 Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Задача - раскрыть читателям замысел составителя, помочь свободно ориентироваться в дайджесте

61 Предисловие - здесь дается характеристика целевого и читательского назначения дайджеста, приводятся данные о отраженную в нем литературу, объясняется общий принцип построения дайджеста, пере овуються вспомогательные указательки.

Задача этапа

Основные операции, характеристики

Оценивается актуальность, современность тематики дайджеста Определяется новизна, т.е. нового, ранее неизвестного, составители привнесли в изучаемую тему 62 Приложения - иллюстративный материал: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств и др., таблицы, графики, карты в краеведческих пособияниках

63 Словарь основных терминов (при необходимости)

64 Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Указатель - перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания; Именной указатель - содержит сведения о составителей, редакторов и других лиц Например:"Столяров Ю, доктор педагогических наук, профессор, основатель документологии";ології"; Указатель географических названий - практикуется в краеведческих дайджестах Перечень понятий целесообразно сопровождать характеристиками (море, река, населенный пункт и др.); Список принятых условных сокращений - КПН - кандидат педагогических наук; УАН - Украинская академия наук; МОНУ - Министерство образования и науки Украины и др.

7 Редактирование дайджеста

Редактирование всех текстов

Устранение допущенных ошибок и стилистических недостатков

8 Внешнее оформление дайджеста

Задача - принять окончательное решение по оформлению дайджеста

На обложке можно отметить только заголовок пособия, а на титульном листе - полное наименование организации, выпускающей дайджест, фамилия и инициалы составителя, заголовок дайджеста, место и год в изданий

Текст печатается через 1-1,5 интервал кегль - 12 Берега: правый, нижний - 10 мм, левый, верхний - 20 мм

Разделы и подразделы должны иметь заголовки Подпункты, как правило, заголовков не имеют Расстояние между названиями разделов и текстом равна 2-м интервалам

Страницы нумеруют арабскими цифрами, номер проставляется, как правило, в центре нижней части страницы без точки Титульный лист также включают в общую нумерацию страниц, номер страницы на н нем не проставляется Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и др.) можно применять шрифты разных размеров Различные шрифты используют ся для заголовков разделов, подразделов и подпунктектів

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ
ПОСОБИЯ: ВИДЫ И ФОРМЫ (продолжение)

Продолжаем знакомство с видами информационно-библиографических пособий, методикой их составления . Сегодня мы рассмотрим дайджесты , которые приобрели в библиотеках большую популярность.

ДАЙДЖЕСТЫ

В современных источниках термин «дайджест » определяют по-разному:

1.«периодическое издание, печатающее (обычно в сокращении) материалы из других изданий; краткое изложение художественного произведения»; «краткое, сжатое изложение каких-либо сведений, сообщений и т. п. »;

2. Дайджест (от лат. digest – краткое изложение ) – это фрагменты текстов многих документов (цитаты, выдержки, конспекты, реже рефе-раты), подобранные по определенной теме, не обеспеченной обобщаю-щими публикациями, и находящиеся в сфере интересов реальных или потенциальных читателей .

Основная функция дайджеста донести до читателя только главные идеи и факты, которые содержатся в источнике. Дайджесты могут содержать аналитические обзоры, статистические данные, фрагменты текстов публикаций, официальные и нормативные документы, подобранные по определенной теме и др. Каждый фрагмент, извлеченный из текста, сопровождается ссылкой на описание документа в целом.

Отличие дайджестов от указателей состоит в том, что при составлении указателей группируют документы, а при составлении дайджестов – фрагменты текстов.

Для дайджестов характерны: узость тематики, различие аспектов рассмотрения проблемы, несовпадение точек зрения различных авторов и т.д. Просматриваются при отборе материала как книжные, периодические издания, так и интернет-публикации.

Форма подачи материала в виде дайджеста своевременна и актуальна. Она позволяет с минимальной затратой времени познакомиться как с последними новинками изучаемой темы, так и с массивом документов.

Сложные термины, встречающиеся в работе, разъясняются в словаре. Рекомендации предназначены в первую очередь работникам библиотек. А также они могут быть полезны студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся школ, всем, желающим научиться составлять дайджест.

Цель: Дайджесты создаются тогда, когда возникают новые направления в исследованиях и разработках по актуальным проблемам науки и общественной жизни, при повышенном и устойчивом интересе различных групп пользователей, но при этом нет обобщающей работы.

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

1.Знакомство с содержанием первичного документа.

2.Выявление в тексте документа основных направлений темы.

3.Выбор в соответствии с заданным перечнем тем, необходимых включению в дайджест;

4.Составление дайджеста на основе выбранных фрагментов из текста первичного документа.

Читательское назначение:

Объекты для составления дайджеста:

1.Организации, учреждения, общественные объединения, партии (например, публикации, посвященные собственной фирме или деятель-ности какого-либо круга организаций в целом, например, публикации, посвященные библиотекам).

2.Персоналия.

3.Географический объект (район, город, регион, страна).

4.Вид деятельности.

5.Товары, продукты, услуги, материалы, оборудование.

Структура дайджеста

Структура дайджеста имеет следующий вид:

1.Титульный лист.

2.Оглавление.

3.Предисловие (от составителя) или обращение (к читателям).

4.Основной текст, обычно разделенный на разделы и подразделы.

5.Список использованной литературы.

6.Приложения.

Методы преобразования информации

В качестве основного метода используется экстрагирование, т.е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат. Так же при составлении дайджестов используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

ЭТАПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

Подготовительный этап

1. Разработка плана-проспекта

План-проспект - основной документ, определяющий направления работы над дайджестом. План-проспект необходим, чтобы четко и ясно представлять будущее издание. Своевременно увидеть все просчеты и устранить их. В плане-проспекте излагается подробное содержание будущего дайджеста. В отличие от дайджеста информация выдается в нем коротко, соблюдая последовательность основного издания. В нем также как, и в основном издании существует несколько этапов. План-проспект - миниатюра основного издания. Помогает эффективно и рационально организовать будущую работу.

Главная задача начального этапа - установление целевого и читательского назначения. Для этого необходимо выполнить следующие операции:

1.1. Установить целевое (для чего) и читательское (для кого) назначение будущего дайджеста. Существуют различные подходы к классификации читателей. Можно исходить из их возраста, общеобразовательной или специальной подготовки. Особо интересной представляется структура, в основу которой положена профессиональная деятельность читателей, их должностной статус.


Основные группы потребителей библиографической информации:

1.Руководители всех рангов . Чем выше ранг руководителя, тем разностороннее его информационные потребности. На их формировании сказывается культурно-экономический профиль региона и административно должностное положение руководителя. Руководитель, имея определенную базовую подготовку, проявляет большой профессио-нальный интерес к информации по своей специальности.

2.Специалисты, занятые в различных отраслях народного хозяйства, науки, культуры, врачи, экономисты, учителя, агрономы, зоотехники и т.д.

3.Предприниматели. Каждый из них заинтересован в сведениях о рынке, ценообразовании, налогах, пошлинах и т.д.

4.Студенты высших и средних специальных учебных заведений, учащиеся профессионально-технических училищ и средних школ.

Целевой и читательский адрес формируется достаточно конкретно: следует избегать таких расплывчатых определений, как «пособие предназначено широким кругам читателей», «пособие будет полезно всем, кто интересуется прошлым и настоящим родного края». Попытка подготовить пособие, которое бы одновременно преследовало цель оказать помощь науке и «всем, интересующимся данной проблемой» ошибочна.

Кроме основной указываются и другие группы читателей, которым может быть полезна содержащаяся в пособии информация.

1.2.Выбрать и изучить тему. Тема изучается с точки зрения новизны, актуальности, интереса к ней читателей, обеспеченности литературой. Она должна быть общественно значимой, соответствовать реальным и потенциальным потребностям пользователей библиотеки. Составителю необходимо разобраться в основной проблеме, относящейся к теме. Тему можно рассматривать со всех или некоторых сторон, захватывать или не захватывать прилегающие отрасли знаний, рассматривать вопрос только в теоретическом, практическом или историческом разрезе.

1.3.Определить вид, тип и жанр.

В плане-проспекте следует также определить виды изданий, которые будут включены. Это могут быть книги, журнальные статьи и другие виды печатной и непечатной продукции. Определяя, какие виды литературы охватит пособие, составителю необходимо учитывать их значение для освещения предмета (например, для исторической тематики - законодательные акты, мемуары, переписка, дневники и т.д.)

1.4.Определить объемы, сроки составления пособия

Составитель дайджеста в плане-проспекте указывает количество страниц будущего издания и сроки, в которые оно будет готово.

1.5 Выбрать оформление

Оговаривается способ печати издания – типографский или «собственными силами», вопросы внешнего и внутреннего оформления будущего дайджеста (обложка, переплет, внутреннее оформление, иллюстративный материал). Обсуждается и утверждается план-проспект, чаще всего, научно-методическим советом библиотеки. Он принимает силу официального документа, которым призваны руководствоваться все составители.

Основной этап

2. Разработка плана

План представляет собой составленный в определенном порядке перечень разделов и вопросов, которые должны быть освещены в дай-джесте. Правильно построенный план работы помогает эффективно организовать материал, обеспечивая последовательность его изложения. В процессе работы план может уточняться.

Могут расширяться отдельные разделы и подразделы, вводиться новые за счет материала, представляющего интерес. Другие подразделы, наоборот, могут сокращаться либо опускаться. Изложение вопросов темы должно быть последовательным, логичным.

З. Выявление произведений печати и библиографический поиск

Задача данного этапа — установить наличие в библиотеке литературы по данной теме, а также материалов, отсутствующих в данной библиотеке. Оценка документа на данном этапе носит предварительный характер . Составитель обследует разные источники: каталоги, картотеки, соответствующие разделы фонда, библиографические издания, базы данных, справочно-правовые системы, Интернет.

Обследованию подлежат не только опубликованные, но и рукописные материалы (краеведческие и др.). При выявлении литературы по узким и новым проблемам, не получившим широкого отражения в печати, эффективным является метод «снежного кома» , суть которого заключается в следующем. Взяв самую новую публикацию по данному вопросу, составитель выписывает все содержащиеся в ней ссылки на работы других авторов по той же теме. Затем он берет эти работы и проделывает то же самое, повторяя эт у процедуру до тех пор, пока ссылки не начнут повторяться.

4.Изучение произведений печати

Главная задача – установление соответствия выявленных произведений печати теме дайджеста. Это достигается путем просмотра. В процессе изучения книг и статей осуществляется окончательный отбор.

5.Библиографическая группировка

Основная задача данного этапа – выбор оптимальной структуры (построения), т.е. формирование будущего дайджеста.

5.1 Единицей группировки являются – фрагменты текстов (и ногда очень небольшие по объему). Если цитата, включенная в дайджест начинается не сначала (не сначала предложения) или заканчивается не полностью (не заключительным словом предложения), то ставится многоточие (…). Например: … сколько нам открытий чудных /Готовят просвещенья дух, / И опыт… И гений… И случай…. При необходимости изменения какой-либо части слова или самого слова – они заключаются в квадратные скобки . Например: Что в [моем] имени тебе?; …Вновь я посетил [а]/ Тот уголок земли…. Каждый фрагмент, извлеченный из тек-ста, должен сопровождаться ссылкой на описание документа в целом. Например (1.– С. 5–6).

5.2.Выбор оптимального построения основных делений – разделов,

подразделов и более дробных делений, порядка их следования друг за другом. Затем составитель озаглавливает каждый, устанавливает по-рядок их следования и логическую соподчиненность. Зависит от темы, характера и содержания представленной литературы в строго хронологической последовательности, в логическом порядке – от общего к частному.

Группировка материала может быть :

Тематической;

Хронологической – (временная последовательность);

Логической – (внутренняя закономерность):

От частного к общему;

От общего к частному

Из практического опыта составитель данного издания рекомендует составление дайджеста с помощью копий основных фрагментов тек-ста, склеенных в нужной последовательности. Копии фрагментов документов вырезают, складывают (склеивают и др.) в нужном порядке. После проверки набирают текст на компьютере.

Заключительный этап

6. Подготовка текста предисловия и других вспомогательных элементов

Главная задача – раскрыть читателям замысел составителя , по-мочь свободно ориентироваться в дайджесте.

6.1. Предисловие

Предисловием должно открываться любое, даже сравнительно небольшое пособие. Здесь дается характеристика целевого и читательского назначения пособия, приводятся сведения об отраженной в нем литературе, разъясняется общий принцип группировки материала (при этом разделы дайджеста не перечисляются, для этой цели служит оглавление), перечисляются вспомогательные указатели .

Оценивается актуальность , т.е. важность, злободневность, современность тематики дайджеста. Определяется новизна , т.е. что нового, раннее не известного, составители привнесли в изучаемую проблему.

6.2. Приложения

Художественное оформление предполагает использование различных иллюстративных материалов. Это могут быть: фотографии, фотокопии обложек или титульных листов изданий, портреты деятелей науки, культуры, искусств, краеведения, таблицы, графики. Карты в краеведческих пособиях. Это дополнит и раскроет основной материал. Важно при этом, чтобы картографические приложения были не только дополнением к указателю, но и логически связаны с основным текстом пособия.

6.2.1. Словарь основных терминов (в случае необходимости).

6.2.2. Дайджест может содержать вспомогательные указатели:

Предметный указатель представляет собой перечень расположенных в алфавитном порядке предметных рубрик со ссылками на соответствующие страницы. Наличие предметного указателя значительно повышает информативность издания.

Именной указатель содержит сведения о составителях, редакторах, и других лицах, принимавших участие в создании. При необходимости именной указатель можно «раскрыть» за счет приведения полных имен и отчеств, дат рождения и смерти, рода деятельности, заслуг и т. п. Это дает читателю дополнительную информацию. В круглых скобках дается пояснение «о нем», «о ней». Например : Василий Иванович Шуйский, князь, боярин; Троекуров Роман Федорович, кн. (1606-1607); Иванов П. И. (о нем).

Указатель географических названий широко практикуется в краеведческих дайджестах . Перечень понятий географического указателя целесообразно сопровождать характеристиками (озеро, море, возвышенность, река и т.д.).

Список принятых условных сокращений.

Например : к.п.н..- кандидат педагогических наук, П – предприятие; РАН – Российская Академия наук; о – озеро.

7. Редактирование дайджеста

На заключительном этапе выполняется редактирование всех текстов, в процессе которого устраняются допущенные ошибки и стилистические погрешности. Различают библиографическое, литературное и техническое редактирование. Первое осуществляется в течение всей работы над пособием, второе и третье – после ее окончания.

7.1.Библиографическое редактирование.

Принимается решение о достаточности тех или иных вспомогательных указателей для полного раскрытия содержания дайджеста. Производится необходимая выборочная сверка вспомогательных указателей с основным текстом с целью обнаружения ошибок и пропусков.

Проверяется единообразие библиографического описания. Его соответствие действующим: ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание», ГОСТ 7.80-2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления». К списку литературы предъявляются два требования: он должен быть полным и точным . Он составляется в соответствии с вышеприведенными стандартами.

7.2. Литературное редактирование чтение всего текста . При этом исправляются встречающиеся стилистические погрешности и неточности, повторы, неудачные выражения, опечатки. А в предисловии, вступительной статье исключается текст не несущий информации.

8. Внешнее оформление дайджеста.

Основная задача – принять окончательное решение при оформлении дайджеста. На обложке можно указать только заглавие пособия, а на титульном листе – полное наименование выпускающей организации, фамилию и инициалы составителя, заглавие дайджеста, место и год издания.

Яркая выразительная обложка украшает пособие и привлекает к нему внимание читателей. Текст должен быть выполнен любым печатным способом через 1 -1,5 интервала . Высота букв, цифр и других знаков – не менее 1,8 мм (12 шрифт) . Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое – 10мм, левое – 20мм, верхнее – 20 мм и нижнее – 20 мм. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм и другие собственные имена приводятся на языке оригинала. Сокращения русских слов и словосочетаний – по новому ГОСТу 7.0.12-2011 «Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила» (дата введения – 2012-09-01).

Разделы и подразделы должны иметь заголовки. Подпункты, как правило, заголовков не имеют. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов. Заголовки разделов, под-разделов следует печатать с абзаца с прописной буквы без точки в конце, разделы и предисловие, как правило, с новой страницы. Расстояние между названием разделов и текстом должно быть равно двум интервалам. Не допускается переносить часть слова в заголовке.

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляется, как правило, в центре нижней части листа без точки. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц . Номер страницы на титульном листе не проставляется.

Для набора различных структурных частей пособия (предисловия, основного текста, вспомогательных указателей и т.д.) можно применять шрифты различных размеров. Различные шрифты используются для заглавий разделов, подразделов и подпунктов. При этом необходимо соблюдать единообразие в использовании размеров и видов шрифтов.

АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ ДАЙДЖЕСТА

(данный алгоритм также является алгоритмом план – проспекта)

1. Определение целевого и читательского назначения.

2. Определение темы:

– проблема/тематика;

– персоналия;

– организация/учреждение;

– географический объект (страна, регион, город, район).

3. Разработка плана дайджеста

4. Определение хронологических границ темы:

– небольшой отрезок времени (текущая неделя, месяц);

– вся история существования темы.

Дайджест это издание, содержащее сжатое изложение публикаций за определенный период в сокращенном и систематизированном виде, краткий обзор периодической прессы; в широком смысле – тематическое собрание фрагментов из материалов, принадлежащих разным источникам.

Древние истоки дайджеста

Начало существованию дайджестов было положено в Древнем Риме. В 530–533 гг. н. э. в Византии при императоре Юстиниане І составлялись Дигесты, или Пандекты (Digesta, или Pandectae), – обширные систематизированные сборники выдержек из сочинений римских юристов, которые имели силу закона и являлись главной частью римского гражданского права в современном названии «Свод цивильного права» («Corpus iuris civilis»). Таким образом, Дигесты способствовали формированию теории права, развитию римской юриспруденции.

Прием кратких систематизированных изложений также широко использовался в богословии. На основании писаний Иоанна Златоуста написана книга на старословянском языке «Златоструй» (ок. 1461 г.), состоящая в наиболее полной редакции из 136 статей.

По принципу современного дайджеста написан третий по древности после «Остромирова евангелия» и «Новгородского кодекса» памятник древнерусской рукописи – первый «Изборник Святослава» (1073 г.) и второй «Изборник Святослава» (1076 г.), составленные для князя Святослава Ярославича. В отличие от первой книги, вторая содержала в себе не только отрывки из учений отцов церкви, а и извлечения из библейской и повествовательной литературы, сборников изречений и т. п. К аналогичному типу издания относится «Катехизис» – книга в форме вопросов и ответов, являющаяся кратким изложением христианского вероучения.

Распространение современных дайджестов

В XVII–XVIII вв. широко распространились аналогичные дайджестам издания – «куранты» (от голландского courant – газета) – первые рукописные газеты политического характера, составляющиеся в Посольском приказе на основе голландских и немецких газет и других иностранных печатных материалов. С XVIII в. к дайджесту относят не только краткий обзор прессы, а и рукописные или печатные изложения других документов, которые называются экстрактами, примечаниями, выдержками и издаются под соответственными заглавиями – «Extract», «Anmerkungen», «Auszuge» и др.

Термин «дайджест» вошел в литературу только в ХХ веке. В настоящее время под дайджестом подразумевается тип периодического издания (газета, журнал и т. п.), полностью состоящий из перепечаток, фрагментов или переделок художественных, публицистических, научных сочинений , которые в силу своей упрощенной формы доступны для читательских кругов. В этой функции дайджест нередко примыкает к массовой литературе.

Первый дайджест

Первым и до сих пор одним их самых популярных дайджестов является ежемесячный американский журнал «Ридерз Дайджест» (англ. Readers Digest), основанный в 1922 г. Дэвидом и Лилой Уоллес, после того, как Л. Уоллес решила собрать подборку из любимых статей, опубликованных в разных ежемесячных изданиях, и совместить их в одном журнале.

Слово дайджест произошло от английского digest, что в переводе означает – краткое изложение.

В продолжение темы:
Тюремные тату

Сборную мясную солянку я готовлю в мультиварке двумя способами. Первый - на мясном бульоне, обычно, говяжьем. Но для солянки многие используют также свинину и курицу. И второй...

Новые статьи
/
Популярные