Кризис духовных ценностей и пути его решения. Актуальные проблемы молодежной среды

Девушка, 25 лет, неделю назад развелась, пробыв в браке 2 года. Развод по инициативе мужа. Женщина не может забеременеть из-за бесплодия. На данный момент времени у девушки наблюдается отсутствие интереса к жизни, потеря смысла жизни (ранее хотела родить двух детей).

Женщина, 34 года. Два месяца назад умер муж (несчастный случай). Осталась с двухлетним ребенком. Пока была в браке (7 лет), нигде не работала, была домохозяйкой. Столкнулась с необходимостью поиска работы.

Молодой человек, 26 лет. Недавно закончил аспирантуру в столице, переехал жить и работать в г. Новосибирск, устроился в НИИ, где нужны его знания. Столкнулся с тем, что ему трудно на новом месте найти друзей и установить личные отношения.

Как вы думаете, что объединяет этих людей?

Все описанные герои столкнулись в своей жизни с тем, что принято в обществе называть словом «кризис». Личностные кризисы бывают разные: экзистенциальные, возрастные, психологические , и выход из определенного вида кризиса всегда свой.

Так или иначе, каждый человек в своей жизни сталкивается с этим явлением и не один раз. Кто-то проходит свои кризисы быстро и достаточно безболезненно, а кто-то может застрять в них надолго и проходить достаточно тяжело. Как же понять, какой из упомянутых выше кризисов сейчас у вас или ваших знакомых? Почему они возникают? Как можно выйти из кризиса самостоятельно или помочь выйти близким и знакомым?

Надеюсь, что, прочитав эту статью, вы найдете ответы на интересующие вас вопросы, связанные с КРИЗИСАМИ, и лучше станете понимать людей, которые оказались на «пути поисков» нужных для них решений.

Итак, давайте для начала разберем:

  • какие виды кризисов бывают;
  • чем они друг от друга отличаются и чем похожи;
  • почему они возникают (причины);
  • что происходит с человеком во время кризиса.

А потом немного коснемся темы духовных поисков и получше ознакомимся со спецификой и особенностями экзистенциальных кризисов.

Кризисы бывают следующие:

Психологический кризис. Явление временное и непродолжительное. Такой кризис связан с проблемой адаптации. Человек оказывается неготовым к неким ситуациям и не может найти решение, как себя вести, что делать. Возникает в результате стечения неких обстоятельств. Чтобы приспособиться к возникшим новым условиям жизни, человеку не хватает знаний или навыков, или он эмоционально и морально оказывается не готов. Обычно этот вид кризиса возникает при смене стабильного периода в жизни и возникает время от времени в жизни любого человека (смена работы, смена места жительства, изменения в личных отношениях).

Возрастной кризис. Возникает во время пересмотра своих социальных ролей: новый статус в обществе, новая ответственность, новое положение в семье или на работе. Возникает время от времени, основные периоды, когда может появиться: 21-23 года, 25-26 лет, 28 лет, 30-32 года, 33-35 лет, 40-42 года, 45 лет и др. Обычно такой кризис связан с изменениями в среде (условия жизни) либо деятельности человека (условия работы) или с переходом его в другую возрастную категорию (иной физиологический потенциал, иное отношение в обществе к людям этого возраста или к людям с таким физическим состоянием).

Это время некой смены системы координат: что важно, а что уже не важно в жизни, в отношениях, в деятельности; время, когда происходит переоценка целей и ресурсов, оцениваются существующие возможности и ограничения для себя в среде с учетом имеющегося потенциала знаний, навыков, связей, ресурсов и с учетом своих ограничений по здоровью и т. п.

Чаще всего возникает возрастной кризис в результате когнитивного диссонанса, когда желаемое/необходимое не совпадает с доступным/возможным или имеющимся/достигнутым как в ресурсах (материальная база), так и в своих состояниях (психических или физиологических). Возникает этот кризис при завершении определенной стадии развития личности и при переходе человека к новому этапу в жизни: смена ценностей/приоритетов и личных потребностей, в результате физиологического сдвига в организме или в результате изменений в социальной среде (изменения статуса или роли, развития новой ситуации). Этот вид кризиса может приводить к другому виду кризиса - экзистенциальному.

Экзистенциальный кризис. Время, когда меняется представление о жизни, может сопровождаться потерей интереса к жизни. Обычно характеризуется состоянием поиска смысла жизни . Может быть спровоцирован возрастным или психологическим кризисом или проявиться в результате развития самосознания (новый уровень развития сознания и психики).

Часто возникает у людей ближе к 40 годам или в результате того, что человек пережил сильное эмоциональное переживание (катастрофа, несчастный случай, военные действия, смерть близких людей). Человек ищет объяснение своего существования, существования человечества и мира вообще. Пытается понять свое предназначение в этом мире. Кризис сопровождается изменениями в восприятии действительности. Происходит переоценка существующих ценностей и своего пережитого личного опыта. Этот период жизни может сопровождаться отходом человека от активной социальной жизни и уходом его в религию (человек ищет новую веру в себя и в других людей). Иногда в обществе это состоянием называют «состоянием духовного поиска»/ «поисками себя».

Специфика протекания любого из вышеперечисленных кризисов зависит от индивидуальных особенностей человека: его темперамента и характера. Похожих кризисов не бывает! У каждого человека он проходит по-своему.

Самый сложный случай в моей практике, с которым приходилось встречаться.

  • Психологический кризис (некий случай в жизни).
  • Возрастной кризис (переоценка ценностей с учетом изменений в физиологии).
  • Кризис среднего возраста (переоценка жизненного пути).
  • Экзистенциальный кризис (поиск нового смысла жизни).

И все эти кризисы произошли у одного клиента в течение года!

Что делали на последнем этапе социальной адаптации:

  1. Определили смысл жизни.
  2. Выбрали путь с учетом смысла жизни и имеющихся возможностей в социуме.
  3. Определили, что важно, а что нет для того, чтобы следовать своему пути. Определили, что помогает, а что мешает ему следовать. Разобрались с ведущими потребностями.
  4. Далее клиент самостоятельно организовал с учетом «новых ориентиров» свою жизнь.

Научное определение кризисов

Психологический кризис - состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения (из-за изменений условий среды), даже если она целиком устраивала данного человека. Кризисы проявляются при стрессах, как страхи, чувство неуверенности и т. д.

Возрастной кризис . Переоценка системы ценностей (новые приоритеты важности).

18-21 год. Встреча со взрослостью - переживания, связанные с самоопределением, поиском своего места в мире взрослых.

Кризис 30-ти лет (27-32 года). Оценка собственных достижений. Человек задумывается о том, насколько он реализовал себя в соответствии с социальными установками общества, по большей части это касается карьерных достижений.

35-45 лет. Кризис среднего возраста. Переоценка жизненного опыта и выбранного пути. При необходимости поиск нового пути.

Кризис среднего возраста - долговременное эмоциональное состояние (возможна депрессия), связанное с переоценкой своего опыта в среднем возрасте (30-40 лет), когда многие из возможностей, о которых индивидуум мечтал в детстве и юности, уже безвозвратно упущены или кажутся упущенными, а наступление собственной старости оценивается как событие с вполне реальным сроком, а не «когда-нибудь в будущем». Человек пытается в этот период жизни наверстать то, что, как ему кажется, он в свое время упустил, «подтягивает» одну из упущенных сфер своей жизни до того уровня, которым он будет удовлетворен.

Экзистенциальный кризис - чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Чаще встречается в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены. Проявляется у людей, которым кажется, что они достигли всего, чего хотели, реализовали все поставленные себе цели, и теперь им надо понять, а что делать дальше. Может также проявляться у людей, которые поняли благодаря некой ситуации или какому-либо событию (быстрая смена картины мира), что смысл жизни, оказывается, совсем в ином (отличается от прежних представлений об этом).

Проявление экзистенциального кризиса:

  • чувство изолированности и одиночества;
  • осознание собственной смертности или осознание отсутствия загробной жизни;
  • осознание того, что собственная жизнь не имеет цели или смысла.

Что общего в кризисах (в чем им схожесть)?

Все они сопровождаются изменениями в эмоциях и психических состояниях: дезориентация, напряжение, тревожные состояния, депрессии, перепады настроения, агрессия. В это время наблюдается неустойчивая и неадекватная самооценка и неадекватное поведение (то одно, то другое). Все кризисы могут сопровождаться изменениями в профессиональной деятельности, в среде обитания, в системе мотивации. Если вам вдруг захотелось что-то из указанного поменять/пересмотреть в своей жизни без веской на то причины, то, возможно, это сигнал о начале кризиса.

Некие закономерности поведения и состояний во время кризисов. Рекомендации.

Не найдя нужный ответ и приемлемое решение, подходящее в его случае, попробовав разные варианты, человек начинает жизнь «с чистого листа»: новое место жительства, новая работа, новая семья, новые увлечения и т. д. Иногда во время кризиса человек обращается за поддержкой и помощью к близким, друзьям или знакомым. Но «свои» люди в таких случаях редко могут помочь. Поиски нужного решения (ответа) во всех кризисах идут самостоятельно , т.е. человек должен сам найти нужное для него решение и подходящий ему ответ. Чем дольше по времени длится кризис, тем сильнее меняется личность и сознание. Достаточно долгое «нахождение в кризисе» может указывать на то, что на уровне психики плохо проходит адаптация к условиям изменений в среде. В данном случае нужна помощь специалистов.

При экзистенциальных кризисах можно обратиться к экзистенциальному психологу. Некоторым людям помогает общение с представителями религий:

  • дхармической религии (буддизм, джайнизм, индуизм, сикхизм),
  • авраамической религии (бахаи, ислам, иудаизм, христианство),
  • традиционных религий Дальнего Востока (даосизм, конфуцианство, синтоизм).

При возрастных кризисах, когда самостоятельно человек не может справиться, следует обращаться за консультациями к психологу, который специализируется на возрастных кризисах. Кстати, при этом виде кризиса помогает и общение с более опытными людьми (следующее поколение, кто уже через подобное проходил).

Что чаще всего делают при поиске решения во время кризисов.

Изменяют условия среды и влияют на ситуацию, чтобы при старых характеристиках личности найти «золотую середину» - выйти к комфортному состоянию. Если этот вариант не работает, то начинают менять некоторые черты личности и отдельные черты характера.

При поиске нужного баланса, точки опоры для следующего этапа жизни и развития личности могут помочь:

  1. При психологическом кризисе. Изменение потенциала личности. Новые знания для профессии или быта (специальные знания, знания местности, знание специфики общества), развитие имеющихся навыков, приобретение новых навыков.
  2. При возрастном кризисе . Изменение характеристик личности. Знания о возрастных кризисах (как они проходят), знания про свой организм (методы поддержания психического и физического здоровья), умение брать ответственность и играть новые социальные роли.
  3. При экзистенциальном кризисе . Изменения духовные и личностные. Знания о мироустройстве и человечестве (естествознание, история развития общества, эволюция). Знакомство с новыми культурами и обществами. Изучение философии, морали общества. Формирование своей новой нравственности.

В чем отличия кризисов друг от друга.

Психологический кризис (бывает у всех). Отношение с ситуацией. Изменения личности. Во время него наблюдаются небольшие эмоциональные расстройства. Занимает непродолжительное время (дни, реже недели или месяцы). Возникает периодически всю жизнь и часто. В молодости таких кризисов больше, к «зрелости» становится меньше. В молодости справиться с ними легко благодаря гибкой психике, в старости же труднее, так как сложно адаптироваться к ситуации из-за обусловленного сознания или возрастных нарушений в психике. С психологическим кризисом можно справиться самостоятельно. Он ориентирован на поиски решения в среде и социуме (человеку нужны способности и знания, некие ресурсы).

Возрастной кризис (бывает у всех). Отношение с социумом. Изменение личности и появление духовного. Во время него могут быть неврозы, депрессии, тревожные состояния. Основные кризисы: 30 лет (свое развитие, карьера, отношения) - «куда дальше идти?». 40 лет (семья, старение, мораль) - что уже не возможно и что уже достигнуто, «куда уже НЕ НАДО идти?» . Возникает периодически, но значительно реже, чем психологический кризис. По времени проходит достаточно долго (месяцы, а то и годы). Чтобы справиться с этим кризисом, иногда нужна помощь и поддержка со стороны. Ориентирован на поиски решения в среде и социуме (социальная адаптация и роли, физиологическая адаптация).

Экзистенциальный кризис (бывает не у всех). Отношение с самим собой (отношение с Богом). Перерождение личности/смерть личности и развитие/рождение духовного. Осознание, что, помимо ТЕЛА и ЛИЧНОСТИ, есть еще ЧТО-ТО. Во время этого кризиса человек встречается с новыми для него психическими состояниями. Может занимать достаточно долгое время. Ориентирован на поиски решения в самом себе или во Вселенной/мире. Смена картины мира и потребностей. Кризис может сопровождаться промежуточными психозами и состояниями измененного сознания.

Тонкости в отличиях кризисов.

  • Психологический кризис - Я и Ситуация. Способствует развитию потенциала личности. Контекст - некая временная проблема/трудность. Для решения требуется найти некий способ решения для конкретной ситуации. Поиск информации - знания, подсказки, варианты, как можно, кто уже делал.
  • Возрастной кризис -Я и Общество . Способствует развитию самосознания и развитию потенциала личности. Контексты - семья, работа, друзья. Для решения требуется найти приемлемые роли и освоить их, научиться лучше их играть, внести изменения в свою деятельность. Главное, чтобы роли не противоречили своей нравственности и принятому в обществе поведению, соответствовали законам и морали общества. А также чтобы выбранная деятельность была не опасна для здоровья и была востребована, а выполняя ее, человек бы получал удовольствие и достойное вознаграждение. Поиск приемлемых форм деятельности и ролей (могу и хочу; могу, но уже не хочу; хочу, но пока не могу) с учетом своего потенциала (знания, образование, навыки, состояние здоровья, возможности, связи, ресурсы).
  • Экзистенциальный кризис - Я и Мир. Способствует развитию самосознания. Контексты - Вселенная и человечество, мир вокруг, Божественное, я как часть этого мира. Для решения нужно найти смысл жизни (ради чего стоит жить) и идею, ради чего готов умереть (защищая ее и развивая ее), что готов передать другим поколениям. Поиск именно своего места в этом мире (понять, в чем уникальность и предназначение; обрести понимание, что ты есть больше, чем тело и личность, что у тебя есть определенные таланты, которых нет у других и их нужно использовать во благо человечества, общества, семьи).

Особенности возрастного и экзистенциального кризиса.

При возрастном кризисе еще можно вести прежнюю жизнь, оставаться в социуме, параллельно подыскивая нужное для себя решение (постепенный выход). При экзистенциальном кризисе жить по-старому человек уже не может. Нет смысла, нет мотивации. Соответственно не хочется уже ничего делать из того, что делал раньше. Чтобы найти решение, требуется «вылететь» из социума на время. Некоторые люди в это время предпочитают своеобразный способ «ВЫЛЕТЕТЬ из социума» - просто забыться в алкогольном или наркотическом опьянении.

Возрастные кризисы провоцируют появление экзистенциальных кризисов. Экзистенциальные кризисы всегда толкают человека на путь духовных поисков.

Причины возникновения возрастных и экзистенциальных кризисов и особенности того, как они проходят.

Кризисы возникают, когда человек со старыми знаниями и представлениями о мире при конкретных обстоятельствах не может справиться с некой ситуацией (проявляются при адаптации к трудным ситуациям). Кризис может активировать познавательный инстинкт (человек начинает интересоваться новым, темы могут быть разными, информация осваивается в больших объемах) и сделать более актуальными духовные потребности по отношению к другим имеющимся потребностям. Познавательный инстинкт может активировать инстинкт миграции: человек начинает искать новые условия среды для жизни.

Активное состояние инстинктов (познавательного и миграции) приводит к изменениям в поведении: человек начинает учиться чему-то новому, отправляется путешествовать. Кстати, по проявившимся признакам (стал много учиться и отправился/захотел путешествовать) можно понять, что у человека происходит некий переходный период в жизни. Указанные признаки — это своеобразные «маркеры», которые сигнализируют о проходящих серьезных внутренних процессах в психике человека.

Почему же возникают кризисы? Что является существенным для их возникновения?

Основными причинами возникновения кризисов являются: среда (случай, обстоятельство), когнитивный диссонанс (изменения в среде или поступление информации, которые не соответствуют внутреннему потенциалу человека и имеющейся у него информации), смена потребностей и ценностей индивидуума в результате некоего случая или целенаправленного развития личности.

К чему приводят кризисы?

В результате кризиса: психологического, возрастного или экзистенциального - человек чаще всего оказывается в ситуации, когда он вынужден искать информацию, решение, систему координат, состояние, смысл, внутренний баланс.

Какие виды поисков бывают?

Основные причины поисков:

  • Появление потребностей более высокого уровня;
  • Нахождение в состоянии возрастного кризиса, который привел к экзистенциальному кризису;
  • Некий случай;
  • Потеря прежних ориентиров.

Далее в этой статье речь пойдет в большей степени о духовных поисках, которые возникают при смене системы ценностей и ведущих потребностей, при поисках смысла жизни - того, ради чего стоит жить. Эти же поиски тесно связаны с темой развития самосознания.

Духовные поиски.

Духовные поиски приводят к духовному пробуждению (обретению веры) и развитию самосознания. Это поиски духовных и религиозных состояний, получение нового жизненного опыта. На эти поиски чаще всего подталкивают возрастные или экзистенциальные кризисы. Во время этих поисков человек понимает:

  • Что материальный мир не так важен, что есть и другие ценности;
  • Что мир устроен иначе, чем ему казалось до этого (его этому учили ранее).

С точки зрения психологи и нейрофизиологии во время духовных поисков человек становится более иррациональным. Его сознание как бы смещается вправо, т. е. в это время больше функционируют (участвуют в образовании активных и доминирующих нейронных сетей) нейроны из правого полушария.

Преобладание иррационального мышления за счет упомянутого выше явления способствует доминированию религиозного, художественного, философского типов сознания, т. е. начинает преобладать соответствующее восприятие мира. Изменения в восприятии (измененные состояния сознания) меняют картину мира (мировоззрение, мироощущение) и способствуют нахождению нового смысла, появлению нового понимания мира. Смещение сознания может происходить за счет влияния среды и изменений в деятельности. Или за счет изменений в физиологических процессах, влияющих на психические процессы и состояния. Изменения в физиологических процессах достигаются за счет духовных практик, определенной диеты, организации определенных условий среды и соблюдения определенного режима активности и питания.

Яркий пример описанного выше - пост. Когда при соблюдении определенных условий (образа жизни и диеты) достигается определенное состояние на уровне физиологии и психики, позволяющее испытать новые эмоциональные и физиологические состояния (яркая форма этого - экстаз).

Духовные состояния проявляются в следующем (особенности):

  • Появляется большая нравственность (не могу врать и т. п.);
  • Присутствует меньше агрессии или она вообще отсутствует (уход от конкуренции);
  • Появляется альтруизм (готов помогать всем безвозмездно);
  • Появляется ощущение любви ко всему живому на земле;
  • Присутствует ощущение здоровья (организм перестраивает физиологические процессы).

Духовные состояния появляются при определенных условиях жизни: воздержания, ритуалы, режим дня, диета. Духовные состояния способствуют появлению религиозных состояний (например, экстаза). Духовные состояния и религиозные состояния - это очень специфические состояния у человека. Многие психологи не могут отличить их от невротических и пограничных состояний психики, поэтому ставят ошибочные диагнозы. Духовное состояние - это переживание духовного «Я». Появляется убеждение (через полученный опыт), что внутренний мир каким-то образом причастен к Божественной природе. Это состояние познается человеком только через личный опыт.

Религиозное состояние - состояние эйфории, убежденность в некой реальности, основанная не на логике, а на вере. В жизни «духовно ищущих» людей часто встречаются такие варианты, когда психика человека, который занимается духовными практиками, бывает недостаточно подготовлена к проявлению состояния «встреча с духовным». И в результате этого у «ищущего» происходит смешивание трансперсонального «Я» (духовного) с индивидуальным «Я» (личностным). Говоря на языке философов, происходит смешивание относительной и трансцендентной реальностей. А это уже чревато психическими расстройствами. Для того чтобы избежать возможных проблем, нужно уметь разделять свои состояния и использовать их для своих нужд. Достигается это через целенаправленное развитие самосознания. Через развитие самосознания можно развить умение отличать то, что идет, скажем так, от Бога (религиозные и духовные состояния), что идет от общества (установки, стереотипы), а что является своим (свой опыт и понимание жизни). Мой совет - сначала развивайте самосознание, а потом пускайтесь в духовные поиски! Если сначала развивается самосознание и это приводит, как следствие, к духовным поискам, то человек в этом случае приходит к этим поискам подготовленным. Помните, сами по себе духовные поиски (увлечение модой - «все вокруг ПРОСВЕТЛЯЮТСЯ, так, может, и мне?» ) могут спровоцировать появление экзистенциального кризиса! Духовные поиски могут также появляться во время экзистенциальных кризисов (чаще всего так и происходит).

Рекомендация для коллег. Если человек не готов к духовным поискам, то сначала необходимо стабилизировать его психику, если были кризисы или неврозы, и только после этого разрешать ему следовать путем духовных поисков.

Духовные практики влияют на физиологию и таким образом помогают формировать определенные психические состояния из-за изменений в психических процессах. Психические процессы меняются в результате изменений в физиологических процессах. Новое психическое состояние (состояние измененного сознания), которое появляется в результате практики, формирует новое восприятие реальности: можно увидеть либо заметить то, что раньше не замечал, и происходит это из-за иной работы органов чувств. Таким образом, духовные практики помогают человеку, находящемуся в поисках, найти новые решения, увидеть новые возможности.

Какие же основные формы поисков себя существуют?

Наиболее известные: аскеза (уединение и ограничения), паломничество (странствие/путешествие к святым местам, в новые земли).

Аскеза. Особенности: развитие духовности связано с развитием сострадания. В социуме, где нужно «защищаться» (общество, где успешность важнее духовности), сложно развивать в себе ОТКРЫТОСТЬ к состраданию. Для этого личностного развития требуется уединение (отшельничество, монашество). Уединение также подходит тем, кому необходимо услышать свой внутренний голос (понять свои истинные потребности). Аскетический образ жизни помогает уединиться от социума и «пойти в себя». Эти поиски связаны с развитием самосознания или могут приводить к этому развитию.

Паломничество .Поиск того, чего пока не знаешь. Важно взаимодействовать со средой (активность), проявляться в деятельности, менять точку зрения - создавать новую психическую реальность.

Форма поисков: Аскеза .

Человек уединяется на время (1-6 мес.) в монастырь, ашрам, отдаленное от людей место (горы, лес, деревушка в глуши). И в этом месте, где требуется меньшая или вообще не требуется социальная активность, сам с собой пытается установить диалог: услышать внутренний голос, разбудить интуицию, почувствовать свою Душу. Цель этого - обрести состояние гармонии, восстановить внутреннее душевное равновесие. Обрести нужное состояние помогают спокойная среда и духовные практики. Чтение и изучение нового чаще мешают, чем помогают. Мешают обрести нужное состояние внешние вибрации, волны (звуки, свет). Поэтому, чтобы было проще ИСКАТЬ и ОБРЕТАТЬ, заранее требуется создать определенные условия.

Необходимы изменения на уровне физиологии через влияние условий среды, диету, деятельность, чтобы за счет изменений в физиологических процессах произошли изменения в психических процессах и возникли нужные, продуктивные для поисков психические состояния, позволяющие лучше размышлять, анализировать, рефлексировать. Во время аскезы человек идет от прежнего своего состояния «направление - во внешнее» (жизнь в социуме) к состоянию «направление - в себя» (жизнь вне социума). Восстановив внутреннее состояние спокойствия, можно пойти дальше (интуиция в это время начинает работать иначе, человек готов к восприятию новой информации и новых состояний) и начать искать ответы на свои вопросы (общение с другими людьми, изучение новой информации).

В результате аскезы, если все было организовано правильно, человек находит нужные ответы и возвращается в социум, чтобы продолжить там жить (снова социализируется с учетом своего нового мировоззрения) или меняет старый социум на новый - переезжает. Другой вариант: поняв для себя новый смысл жизни, человек уходит из социума, идет в религию или становится отшельником. Такой вариант чаще всего бывает у тех, кто испытал религиозные состояния, кто во время аскезы занимался духовными практиками, направленными на создание таких состояний. Бывает и такой вариант, что после аскезы человек начинает паломничество, чтобы подтвердить найденные ответы, найти подтверждение в мире своим новым взглядам и появившимся догадкам. Иногда в паломничество после аскезы пускаются те, кто во время аскезы не нашел для себя нужные ответы: он ищет их дальше, но уже в другой форме «поисков» - ищет ответы не В СЕБЕ, а в МИРЕ.

Форма поисков: Паломничество.

Паломничество позволяет физически ощутить переход от одного своего состояния к другому, наглядно увидеть этот переход, пережить новые состояния, которые приближают человека к тому состоянию, которое он ищет (и это в с вою очередь, помогает человеку понять, что теперь для него является важным и желаемым в жизни, к чему стоит стремиться в дальнейшем). Паломничество - это «поиски в мире». Аскеза - это «поиски в себе». Для создания нужных условий во время паломничества, чтобы появились нужные состояния, необходимо получать новые знания, сталкиваться с новыми ситуациями, больше общаться с новыми людьми, больше читать. Духовные практики во время паломничества, чтобы достичь нужных состояний (того, что человек ищет) больше мешают, чем помогают. Кстати, путешествия (а паломничество - это тоже путешествие) способствуют выработке дофамина, который отвечает за мотивацию и удовольствие. Но долгое нахождение в состоянии, провоцирующее выработку дофамина, приводит к тому, что уменьшается количество серотонина в организме. А это со временем приводит к появлению депрессий и навязчивых состояний. Вывод - всего должно быть в меру!

Отправляясь в паломничество, нужно:

  • Следить за своими физиологическими состояниями;
  • Иметь возможность во время и оперативно вмешиваться.

Узнать, когда хватит ИДТИ (нужен отдых или снижение активности), помогает умение отслеживать свои состояния и показатели организма. Для анализа физического состояния сейчас в продаже имеется достаточное количество приборов, позволяющих отслеживать изменения в организме по показателям мочи и крови (тест-полоски и приборы-анализаторы). Минимальный набор необходимых «подручных средств», позволяющих следить за своими физиологическими процессами во время дороги, обойдется в сумму около 15.000 руб.(цены 2011-2012 гг.).

Важно помнить для тех, кто в поиске!

Духовные практики помогают в аскезе и мешают при паломничестве. Одним людям с учетом их темперамента подходит одна форма поисков себя, другим - другая форма. При осуществлении паломничества следует учитывать, что адаптация к новым условиям жизни происходит на уровне психики и физиологии (психические процессы и состояния взаимосвязаны с физиологическими состояниями и процессами).

Условия среды (геомагнитное поле, солнечная радиация, температура воздуха и влажность, наличие рядом других людей и их настроения и состояния), питание (качество воды и продуктов питания) помогают или мешают адаптации. Внешняя среда и питание влияют на физиологические и психические состояния. Психика меняется за счет изменения условий среды и деятельности. Передвигаясь в разных условиях среды и ведя разную деятельность, мы заставляем психику функционировать иначе. Путешествие/паломничество позволяет обновлять психическую реальность с той коростью, которая приемлема для психики ИЩУЩЕГО с учетом ее индивидуальных особенностей. Меняя скорость перемещения, можно управлять психическими состояниями.

Иногда паломничество приводит к более быстрым и качественным изменениям сознания, чем аскеза или посещение психологов. Т. е. активные поиски, направленные на поиски ресурсов вне себя, иногда более эффективны, чем поиски, направленные на поиски ресурсов внутри себя.

С другой стороны, новые условия среды могут пагубно отразиться на изменениях психики из-за того, что организм (физиология) может оказаться не готовым к таким резким и серьезным изменениям (адаптация начинает проходить трудно и болезненно). В некоторых случаях паломничество может навредить вначале физическому здоровью, а потом, как следствие, повлиять и на изменение состояния психического здоровья. Выбирая путь паломничества, необходимо обязательно учитывать свое состояние организма: возрастные изменения, состояние систем органов (эндокринной, нервной, иммунной), наличие хронических заболеваний и других проблем со здоровьем.

Все это может пагубно отразиться на самом процессе поисков и на результатах этих поисков. Паломничество предполагает наличие определенной физической подготовки и достаточного состояния здоровья для этой формы поисков.

Константин Федотов

Кризис духовности в обществе не является чем-то абстрактным и не может быть схематизирован через набор черт и признаков вроде «падения нравов», вырождения социальных институтов или утраты религиозности.

Оценка сути и смысла духовного кризиса всегда конкретна и зависит от понимания субъектом сущности духовности, от его воззрений на характер отношения человека к духовной реальности.

Для исследователя, ограничивающего сферу духовности общественным сознанием, бездуховность неизбежно будет выглядеть как совокупность различных неблагоприятных тенденций и состояний общественного сознания, как-то: усиление нигилистических, шовинистических и расистских настроений, падение престижа знаний, засилие массовой культуры и тому подобное; индивидуальная бездуховность проявляется в этом случае как зараженность отдельных людей - в большей или меньшей степени - этими общественными по своей природе продуктами. Кризис духовности при таком подходе локализован в социокультурной зоне и является следствием упадка сложившихся центров духовного опыта. Именно в таком социокультурном контексте философия жизни и экзистенциализм разрабатывали проблему кризиса европейской духовности. Поскольку же исходным пунктом всякой культуры является признание высших надындивидуальных целей, смыслов и ценностей бытия, утрата этих последних современной культурой закономерно привела к нигилизму, концептуально выражающему и закрепляющему кризис духовности.

Еще древнегреческие философы открыли, что культурная, политическая и социальная сферы не могут обеспечить пространство для развертывания высших духовных возможностей человека; для этого необходимы высшие ценности: истина как Благо, Бог как первопринцип, вера в абсолютную суть вещей и тому подобное. И до тех пор пока эти ценности являются неотторжимыми от ежедневной жизни, никакие частные изъяны социальной и культурной жизни не могут вызвать кризиса духовности и выражающих его нигилистических настроений. Кризис духовности, таким образом, порождается комплексной причиной, включающей в себя три момента: теологический, проявляющийся в утрате религиозного чувства, метафизический, связанный с девальвацией абсолютных ценностей, и культурологический, выражающийся в общей дезорганизации жизни и потере человеком смысложизненных ориентиров.

Парадоксальность ситуации, в которой оказался современный человек, состоит в том, что духовный кризис возникает и развивается на фоне резкого улучшения условий жизни людей. Причиной этого улучшения является технизация всех сторон общественной жизни, а также «прогрессивное образование людей»; первая приводит к росту всех форм отчуждения и деморализации общества, вторая - к патологической привязанности человека к культурной среде, идеально приспособленной для удовлетворения его желаний и потребностей, которые растут, вытесняя цели и замещая смыслы.

Однако, не будучи сущностно самодостаточным существом, человек обманулся своей функциональной самодостаточностью и, замкнувшись в себе самом, отгородился от Духа, от его живительного источника . Кризис духовности является, таким образом, результатом катастрофической утраты духовных переживаний, омертвления духа, так буквально отражаемого термином «бездуховность». На фоне практического отсутствия живого духовного опыта информационная переполненость человека и общества выглядит особенно удручающей.

Как это ни парадоксально, к бездуховности приводит в конечном счете развитие творческих сил человека, когда они перестают подкрепляться духовным, нравственным началом и вследствие этого превращаются в самоцель его жизни. В ранние эпохи, несмотря на скованность творческого человеческого потенциала, именно духовное начало наполняло высшим смыслом жизнь избранных и выступало организующей и упорядочивающей основой для всех прочих. Предпосылки утраты духом интегративной функции человеческого существования сложились в Новое время, когда после эпохи Средневековья «человек пошел путем автономии разных сфер творческой человеческой активности... В века новой истории... все сферы культуры и общественной жизни начали жить и развиваться лишь по собственному закону, не подчиняясь никакому духовному центру... Политика, экономика, наука, техника, национальность и пр. не хотят знать никакого нравственного закона, никакого духовного начала, стоящего выше их сферы. Основным и роковым в судьбе европейского человека было то, что автономия разных сфер его активности не была автономией самого человека как целостного существа... Человек делался все более и более рабом автономных сфер; они не подчинены человеческому духу» 2 . В этой ситуации отдельное и частичное - политические системы, экономика, техника, формы общественного разделения труда - в качестве факторов организации и рационализации общественной жизни начинают претендовать на тотальность и целостность. Однако тотальная рационализация мира оказалась мифом, и индивидуальное сознание, исчерпав мыслительные средства в попытке «расколдовать» мир, пришло к выводу об абсурдности и бессмысленности бытия. Бездуховность, следовательно, имеет более глубокие корни, нежели испорченность нравов, политическая реакция или экономический и культурный упадок. Более того, ее основы закладываются как раз в эпохи высшего расцвета культуры.

Если понимать духовность как сопряженность человека с Духом, придется признать, что для современного человека вследствие крайней скудости живого духовного опыта характерна неразвитость индивидуального духа, при которой весь он сосредоточен на интеллектуальной деятельности, ибо только на это и хватает его силы. В нравственном отношении эта неразвитость выражается в отождествлении себя исключительно с внешним человеком, узко ориентированным на социальную среду и ограничивающим себя ее нормами и ценностями, ибо никаких других ценностей он не признает. Его совесть может быть обостренно, до болезненности чувствительна к ситуациям, связанным с социальной жизнью, то есть с посюсторонним бытием человека, но не способна усмотреть за ними никакого духовного смысла.

Такой человек является моральным в том значении, какое вкладывает в это понятие И. Кант, в концепции которого мораль понимается как послушание общему универсальному закону. Доводя до логического конца кантовскую концепцию «морального человека», К. Поппер и Ф. Хайек впоследствии просто заменили нравственное понятие совести социально-этическим понятием «справедливость».

Между тем подлинная духовность - категория не моральная, а нравственная. Она обращена к внутренним, субъективным чувствам и переживаниям человека. Не возводя нравственные принципы в закон, она полагается в решении нравственных и смысложизненных проблем на духовный опыт Богопознания, восхождения к Богу и в качестве абсолютных ориентиров полагается на духовный опыт людей, достигших высшей формы духовности - святости, состояния, в котором внутренний, духовный человек полностью подчинил себе внешнего - социального, земного человека. Поскольку такой опыт всегда конкретен, он, в отличие от абстрактного морального принципа, не может быть использован для оправдания всего и вся. Духовный человек в своей устремленности к Духу видит и знает духом, часто вопреки обычной логике и привычным представлениям. Его совесть легко смиряется с внешней, социальной или личной, несправедливостью, для нее не очень существенны внешние добродетели (в отличие от помыслов); он обостренно реагирует как раз на то, к чему внешний человек совершенно не причастен, например на первородный грех, тогда как с точки зрения внешнего человека нет ничего нелепее этой идеи.

Решение вопроса о сущности любого феномена возможно только при условии изучения его развитых форм. Высшие формы - ключ к анализу низших, а не наоборот. Бесполезно, например, пытаться сделать выводы о строении человека на основе изучения высших приматов, так же как бесполезно изучать феномен телесности на примере ангельского бытия только на том основании, что ангелам, как сотворенным сущностям, присуща утонченная (по сравнению с человеческой) телесность. И если мы, зная о том, что соматизм был сущностной чертой античного мировоззрения , что именно в древнегреческом мышлении телесность была возведена в высший принцип и вылилась в буквальное, скульптурное оформление, вдруг пренебрежем этим фактом и обратимся с целью исследования феномена телесности к ангелологии, которая имеет дело с телесностью как относительным свойством, буквально исчезающим из нашего человеческого измерения , - можем ли мы рассчитывать усмотреть за этим феноменом что-то существенное?

Так же дело обстоит и с духовностью, когда мы отказываемся от исследования ее высших рафинированных форм и остаемся в пределах мира человеческого сознания - индивидуального и общественного. Проявляется ли как-то на этом уровне духовность? Безусловно, поскольку сознание есть дух. Но субъективный дух представляет собой минимум духа, и духовность здесь неустойчива, ис- чезающа, она постоянно грозит обесцениться и реально обесценивается, если не «обеспечена» абсолютной духовной ценностью.

Чтобы учение о духовности стало плодоносным, оно должно быть укоренено в подходящей почве. Этой почвой является религиозное сознание. Без этого источника, этой опоры о духовности можно сказать лишь самые банальные вещи. Только религиозное сознание знает, что есть дух; сознание нерелигиозное знает в качестве духа лишь самого себя - сознание как мыследе- ятельность, как способность оперировать коллективными и индивидуальными мыслеформами. В деле раскрытия интеллектуальной, моральной и эстетической сторон человеческого духа рациональное познание сделало очень много, эти достижения неоспоримы, и мы постарались их показать. Но одновременно, надеемся, нам удалось обозначить ограниченность интеллектуализма в исследовании духовности, ибо последняя жива только в условиях религиозной веры, утрата которой неминуемо приводит к бездуховности.

Европейский процесс секуляризации, состоящий в освобождении различных областей духовной жизни от церковного влияния, был весьма неоднозначным по своим последствиям. Обособление и автономизация духовных творческих сил были одновременно и отрывом их от власти духа как нравственного начала, что положило начало высокомерию человеческого интеллекта. Гордыня разума заключается не в его претензиях на расширение сферы своего действия (эти претензии обоснованны и уместны), но в том, что истинные, высшие цели человеческого существования - святость, «обожение», слияние с Богом- подменяются целями частными, сиюминутными; в том, что из средства разум желает превратиться в цель. Грань, за которой познание переходит в мудрствование и высокоумие, кладет начало деградации духовности.

Обращение к проблеме духовности открывает новые грани отношения между мистицизмом и сциентизмом. Наука при всей своей эффективности не в силах утолить страсть человека к познанию тайн бытия и самого себя. Осознание этого обстоятельства привело в ХХ веке к ломке сложившихся мировозренческих установок и попыткам выйти за рамки традиционного противостояния научного и вненаучного, в том числе религиозного, знания. В этой связи необходимо высказать предостережение против развернувшейся в последнее время пропаганды широкого мировоззренческого плюрализма, призывающей признать одинаковый статус за наукой, с одной стороны, и паранаукой, оккультными и религиозными учениями - с другой. Эти призывы не выглядят убедительными: устранение демаркационной линии между наукой и религией, наукой и мистикой несет реальную угрозу культуре, ибо возникшая в результате такого смешения синкретическая форма станет разрушением как науки, так и религии, что приведет к дальнейшему упадку религиозности, вследствие чего бездуховность может приобрести необратимый характер.

Кризис духовных ценностей как глобальная проблема современности

В современном мире распространено такое понятие, как глобальность. Глобальность - термин, который все чаще и чаще употребляется философами при рассмотрении социально-экологических проблем во всемирном масштабе. Одной из значимых проблем современности является и проблема духовных ценностей.

Общество, утратив, свой духовный стержень - основной критерий морали, по сути, теряет целостную систему моральных принципов своего внутреннего мира. Образующаяся пустота гнетет человека, он чувствует, что что-то утеряно, ощущает в полной мере возникающую пустоту.

Можно сказать, что кризис современного общества - последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Мы вступили в XXI век. Сейчас потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов, что повлекло за собой ряд экологических проблем. Теперь людьми стало владеть понятие «то, что нельзя продать, не имеет ни только цены, но и ценности».

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. Все эти явления результат отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть - это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На мой взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. У России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. В обществе царит подавленное состояние, постоянная депрессия и унылые мысли: об унылом настоящем, отсутствии надежного будущего и смерти, которая после таких размышлений и приходит раньше. На мой взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Ведь они – люди не только дела, но и владельцы «слова», его необыкновенной силы. Ведь нельзя забывать, что и Христос когда-то проповедовал своим ученикам. И спустя более двух тысяч лет, срок немалый по меркам человека, мы помним его заповеди и стараемся им следовать.

Временем настоящего «кризиса духовных ценностей» нужно считать период 90-х годов, который мы называем «перестройка», когда мы хотели за короткий срок прийти из социализма в капитализм. Переход страны к иному состоянию осуществляется через стремительную дезориентацию общественных групп и институтов, утрату личностной идентификации с прежними социальными структурами, ценностями и нормами, постепенное разрушение культурных, творческих и общественных связей. То, что в советское время считалось «отклонение», в настоящее время порой позиционируется совершенно иным образом. Так, например, гомосексуальные отношения из сексуальных девиаций постепенно переходят в разряд нормы и вполне свободно афишируются в СМИ, газетах, кино и т.д.

Колхозы разрушались на глазах, а значит и люди не только теряли работу, но уже не могли прокормить ни только себя, но и страну, что, в свою очередь, привело к голоду. Думаю, есть те, кто ещё помнит морковный чай, хлеб по талонам и зарплату под продукты. И всё это вовлекло людей в нищету.

В такой ситуации появляется необходимость придать смысл своему земному существованию с помощью идеалов и ценностей, и пройти это испытание человек должен достойно. Здесь важно направить усилия на то, чтобы понять, осознать те ценности, которые люди считают «своими».

В России происходит активное разрушение эмоциональных связей между людьми, разрастается отчуждение. И деньги избавляют от любых зависимостей, но ярко демонстрируют, как все покупается путем душевного и духовного опустошения, утраты чувства родства, любви и дружелюбия.

Об этом говорил словами Ивана Петровича Валентин Распутин в своем «Пожаре»: «Как же могло случиться так, что правда и совесть, идущие друг с другом должны были поклониться чему-то другому, более важному? Как могло выйти так, что то, что было добром, стало считаться слабостью человека?»

На фоне такого «массового безумия» выросло новое поколение, резко отличающееся от предыдущих, воспитанное на жестокости и грубой силе. И неудивительно, что герой нового мира, не наш Тимур со своей командой или проницательная Нэнси Дрю, а Бладрэйн – вампир, убивающий всех на своем пути или Рэйн – персонаж компьютерной игры, эволюционировавший до целого фильма, который смог повлиять на большее количество людей.

И невольно начинаешь задумываться, счастье, возможно оно или нет в нашем мире? Иллюзия это или реальность?

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы - вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность - совпадают во многих религиях. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598–1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941–1945 гг.

Мы вступили в новое время, мы – его творение и его же творцы. Перед нами стоят огромные задачи, и главное, нужно достойно прожить его и обеспечить потомкам надежду. Путь Христа, обрамленный цветам, лежал через мучения и крест, который он взял на себя. Церковь и её устои не только великая слабость, но и великая сила для человека! Во все времена церковь, её каноны следовали за государством, за его деятельностью, а значит есть то, что объединяет нас до сих пор!

ДУХОВНЫЙ КРИЗИС В РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Проявления кризиса . В годы, наступившие после падения советского государства, Россия вступила в полосу духовного кризиса, который продолжает углубляться. Прежде всего, об этом свидетельствует резкое падение уровня нравственности, что проявляется в социальном поведении и отношении людей друг к другу, в уровне их образованности, в манере речи и интересах. Особенно это заметно на примере молодежи. Нравственный уровень многих молодых россиян не просто вызывает опасения, но порой ужасает. Их лексикон поражает своей скудостью и примитивизмом, и практически повсеместно речь перемежается матом, даже у студентов вузов. Поведение и манера одеваться становятся все более вульгарными, особенно у представителей мужского населения. В глазах молодых людей - пустота и скука, а их основные интересы сводятся к деньгам, развлечениям, сексу, картам и наркотикам. Отсутствие уважения к человеку на всех уровнях - один из главных пороков современного российского общества. Люди не уважают самих себя и друг друга, граждане не уважают свое государство, а государство не уважает своих граждан, водители и пешеходы взаимно не уважают друг друга, учителя не уважают учеников, а те, в свою очередь, не уважают учителей... данный список можно продолжить. Каждый стремится получить как можно больше благ от этой жизни, выделиться, подавляя других. Отношения любви все больше сводятся к чисто сексуальному партнерству, а дружба чаще всего диктуется корыстными интересами. Данная проблема имеет давние корни, восходящие к тому времени, когда гражданин государства рассматривался в качестве механизма огромной государственной машины, "колесика и винтика единой системы". Однако в последние годы ситуация еще более усугубилось, поскольку раньше коммунистическая мораль в какой-то мере сдерживала скрытые пороки, а сейчас они вышли наружу и, в отсутствие каких-либо ограничений, практически захватили все слои общества. Нездоровый нравственный климат, отсутствие перспектив будущего наряду с неблагоприятными социально-экономическими условиями являются главными причинами отъезда многих талантливых россиян за границу (утечки мозгов). Выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, спортсмены и предприниматели уезжают не потому, что там благополучная и безопасная жизнь (хотя и это немаловажно!), а потому что не могут реализовать свой богатый внутренний потенциал в пределах своей страны. Оказавшись в более благоприятных условиях, они добиваются значительных успехов в избранной сфере деятельности. При этом Россия теряет свои лучшие интеллектуальные и духовные силы, которые могли бы внести значительный вклад в ее благополучие и процветание. Те, кто остается, озабочены преимущественно тем, как заработать больше денег, или попросту борьбой за выживание. Они страдают от окружающей их духовной пустоты, отсутствия четких перспектив, вследствие чего получает массовое распространение депрессия, растут заболеваемость и смертность населения. Наконец, еще одним проявлением духовного кризиса является экологическая проблема, которая, будучи явлением глобального масштаба, в России имеет свои особенности. Далеко не в каждой стране мира принято оставлять мусор прямо на улицах, бросать на землю непотушенные окурки, а также выбрасывать пустые пластиковые и даже стеклянные бутылки из окон электропоездов. Варварское обращение наших сограждан с природой заставляет содрогнуться. Наши леса, пляжи, водоемы и другие места для отдыха постепенно превращаются в мусорные свалки. Природа плачет от такого бесчеловечного обращения! Мы выжимаем все соки из нашей бедной земли, не задумываясь, а что же ждет в будущем нас и наших детей? Так поступают только люди, не уважающие ни себя, ни других, ни свою страну. Поэтому проблемы защиты окружающей среды напрямую связаны с проблемами нравственности, а точнее, ее отсутствия. О причинах духовного кризиса . Одной из главных причин духовного кризиса, вызвавшего упадок культуры и нравственности в стране, является отсутствие в постперестроечной России новой идеологии, идеалов будущего общества, программ социального и культурного развития на перспективу . После крушения советского государства и, соответственно, коммунистической доктрины страна оказалась в духовном вакууме. Идеалы свободы, демократии и гуманизма, взращенные на западной почве, которые были принесены августовской революцией 1991 г., в условиях России либо дали очень слабые ростки, либо вовсе не взошли, либо выродились в нечто уродливое. Раньше мы строили свою жизнь в соответствии с принципами марксизма-ленинизма, которые предполагали четкие социальные ориентиры. Они оказались утопией. А сейчас, по прошествии 16 лет, в стране не создано взамен никакой идеологии! Нет четких социальных ориентиров на будущее. Россия не знает, куда идет! Как человек, не имеющий цели и мечты, ведет беспорядочную и бесполезную жизнь, также и государство, в котором отсутствует концепция будущего развития, не имеющее социальных идеалов, погружается в духовный хаос. В образовавшуюся после крушения социализма брешь хлынули ценности западного общества потребления, далеко не самые лучшие - которые активно усваиваются нашими согражданами. Средства массовой информации, а также многочисленная появившаяся на прилавках литература учат нас, как преуспеть в жизни, телешоу демонстрируют, как стать миллионером. Деньги становятся абсолютной ценностью, наличие которых является мерилом личностной значимости. Нравственные качества человека а таких условиях не только отступают на второй план, но попросту игнорируются. Вторая причина заключается в том, что государство в постперестроечный период фактически отстранилось от проблем воспитания нравственности и сохранения духовного здоровья нации, сосредоточившись в первую очередь на решении социально-экономических задач. В результате этим делом активно занялись СМИ, формируя моральные идеалы российского общества на свой лад, ориентируясь на те самые образцы западной культуры, о которых уже говорилось выше. Возможно, государство считает, что воспитание нравственности - дело церкви, но ее влияние слишком незначительно! Свобода в условиях низкого уровня культуры и нравственности ведет к анархии и вседозволенности (имеется в виду, прежде всего, свобода слова, свобода печати и СМИ). Самые низменные проявления человеческой природы выходят наружу и, многократно умножаясь, становятся огромным злом в масштабах общества. На службу этим порокам становятся СМИ, которые в условиях отсутствия каких-либо моральных ограничений превращаются в рупор пропаганды насилия, безнравственности и пошлости. Всем известно, что Рим погубили не варвары, а падение нравов. Не станет ли Россия очередной жертвой духовной деградации? О возможности преодоления кризиса . Проблема преодоления духовного кризиса и тесно связанные с ней проблемы нравственного воспитания должны стать первостепенной задачей государственной важности! Необходима специальная политика в этой области! У общества должны быть четко определенные идеалы. Куда мы идем? Каким будет наше будущее через 50, 100 лет? Каким должен быть человек будущего? Какими личностными качествами он должен обладать? Какие черты характера необходимо в нем воспитывать? России срочно необходима новая идеология! Все здоровые силы общества, обеспокоенные будущим российской нации, должны сплотиться для решения проблемы духовного возрождения страны. Особенно важным является воспитание подрастающего поколения. Какие ценности будут усваивать молодые россияне? Можем ли мы ориентироваться на западный идеал? Западное общество, ориентированное на потребление материальных и духовных благ, значительно опережает нас как по социально-экономическим показателям (уровень жизни), так по уровню нравственности (соблюдение прав человека, уважение к человеческой личности). И нам еще многое предстоит сделать, чтобы достичь того уровня, который имеют развитые страны. Поэтому в какой-то мере ориентация на западные ценности обоснована. Но что стоит за этим? Рост депрессий и самоубийств в ряде вполне благополучных стран свидетельствует, что эти общества на самом деле далеко не благополучны. Кроме того, жители Западной Европы и Северной Америки подвержены хроническим заболеваниям не меньше, чем россияне. В ряде стран падает рождаемость, увеличивается число бесплодных женщин. Все пороки современного общества - наркомания, алкоголизм, сексуальная распущенность, гомосексуализм и т.д. - распространяются с ужасающей скоростью и у них. По свидетельству многих россиян, побывавших за границей, уровень культуры и нравственности западной молодежи крайне низок. Все блага легко достижимы, ни за что не надо бороться, а что дальше? Смысл жизни потерян. По-видимому, отсутствие концепции будущего для развитых стран также является проблемой. Следовательно, ценности общества потребления не должны служить для России в качестве ориентира, ведь мы в первую очередь усваиваем именно его пороки. Идеалы насилия и свободной любви уже сейчас в нашем обществе выходят на первое место, достаточно только включить телевизор или взять в руки любую газету. Духовная деградация молодежи увеличивается с каждым годом и порождает ощущение тупика и безысходности. О благополучии государства нельзя судить лишь по уровню зарплаты, росту доходов населения и числа богатых людей. Если духовно-нравственное развитие человека отстает от уровня его материального благосостояния, возникает духовный кризис, который знаменуется теми явлениями, о которых уже говорилось выше. Это вовсе не значит, что государство не должно стремиться к росту материального благосостояния граждан! Но на первом месте должна быть забота о воспитании моральных качеств, которые позволят человеку принять эти блага без духовного ущерба для себя. Богатство, пришедшее к человеку, который в буквальном смысле не заслужил его (не дорос до него по своим личностным качествам) развращает, портит характер и лишает смысла жизни. О принципах воспитания нового мировоззрения. При разработке будущей идеологии необходимо опираться на богатое духовное наследие нашего прошлого исторического опыта, в том числе принципы православия, патриотизма и коллективизма, а также на выдающиеся достижения мировой философской и этической мысли. Во главу угла должны быть поставлены идеалы гуманизма, то есть человеколюбия, уважения к человеку, которое, как уже говорилось, в современном российском обществе практически отсутствует. С одной стороны, это является пережитком крепостнических времен, с другой - наследием советского режима. Гуманистические идеалы, провозглашающие приоритет человека - это то позитивное, которому нам необходимо научиться у наших соседей из западных стран. Россия должна использовать лучшие традиции своего и чужого исторического опыта и отказаться от тех, искоренять те, которые являются препятствием для создания нового сообщества духовно развитых людей (в частности, такие качества, как авторитарность, пассивность, низкая ответственность, безынициативность). О роли религиозно го сознан ия . Необходимо вернуться к идее Божественного происхождения человека, поскольку учение Дарвина о том, что человек есть результат эволюции приматов, наносит человечеству огромный нравственный ущерб. Если исходить из этой теории, человек появился случайно, а человеческое общество возникло либо как результат общественного договора, либо в ходе развития общественного неравенства и эксплуатации, и непонятно, что же ждет человечество в будущем. Люди сочиняют разные социальные доктрины, утопии, которые опровергаются самой жизнью. Но хуже всего, что на человеческие отношения автоматически переносятся законы животного царства (выживает сильнейший, который уничтожает и подавляет своих соперников). Однако даже животные в каком-то смысле оказываются более милосердными, чем люди! Материалисты могут возразить, что существование Высшего разума и Божественное происхождение человека не доказано. Однако нравственные аспекты проблемы нельзя сводить к чисто научным! Ситуация в нашей стране и в целом на планете такова, что на повестке дня стоит вопрос о будущем человеческой цивилизации. Проблемы терроризма, участившиеся природные катаклизмы есть прямое следствие нарушения человечеством нравственных законов, которые придуманы не человеком, а вытекают из Высших мировых законов природы и Вселенной. Поэтому возвращение идеи о божественном происхождении человека продиктовано высшей целью, задачей выживания человечества! Как не вспомнить великого Канта с его идеей о необходимости морального обоснования бытия Бога! Слова гения нашей литературы Ф.М.Достоевского о том, что "если Бога нет, то все дозволено", произнесенные устами одного из братьев Карамазовых, стали пророческими. В ХХ веке и в начале нового тысячелетия человечество оказалось ввергнуто в пучину жесточайших катаклизмов, равных которым не знала история, катаклизмов, виновниками которых стали люди, отвернувшиеся от веры в Бога и сами возомнившие себя богами. Наша жизнь коренным образом изменилась бы, если бы с детства каждый человек знал, что его появление на нашей планете не является случайностью. Уровень нравственности резко повысился бы, если бы каждый из людей осознавал, что является результатом Божественного творения, частью Высшего Замысла, воплощенного на Земле, чтобы выполнить свое предназначение и внести вклад в развитие Вселенной и в создание мировой гармонии. Об использовании позитивного опыта прошлого . В настоящее время проблемами духовности и нравственности занимается преимущественно церковь, но ее влияние слишком незначительно. Государству следует объединить усилия с церковью! Оправдано ли в наших условиях отделение церкви от государства и школы от церкви? К решению проблемы духовного возрождения России необходимо привлечь все здоровые творческие силы общества - философов, представителей церкви, писателей, политиков, психологов и всех, неравнодушных к будущему нашего народа и государства. Они должны выработать единую программу духовно-нравственного развития государства и общества, которая должна стать стержнем новой идеологии, или объявить конкурс таких программ. Возможно, могла бы оказаться полезной практика пятилетних планов. Разумеется, речь идет не о мелочной регламентации всех сторон жизни, а лишь о создании четких ориентиров развития в различных областях общественного развития - как социально-экономической, так и культурной и нравственной. Почему бы не позаимствовать у прошлого строя его сильные стороны? Нравственность и школа. Особое внимание следует уделить работе с образовательными учреждениями. Уже говорилось о том, что культурно-нравственный уровень нашей молодежи вызывает опасение за наше будущее. Моральный климат во многих школах таков, что лучшие представители педагогических кадров часто вынуждены уходить из школ или не приходят туда вовсе. Школьники неоправданно перегружены теми предметами, которые им в жизни не понадобятся. Это отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье. Но хуже всего та нездоровая психологическая и нравственная атмосфера во многих российских школах, о которой уже говорилось выше. Все пороки современного общества расцветают в них пышным цветом - наркомания, культ силы, неуважение и презрение к человеку, сексуальная распущенность и т.д. Поэтому родители из состоятельных семей стремятся перевести своих детей в частные школы, чтобы уберечь от этого пагубного влияния. Профессия учителя является одной из самых низкооплачиваемых и малопрестижных, поэтому лучшие выпускники пединститутов уклоняются от работы в школе (а также и по причинам, о которых говорилось выше). Государству необходимо срочно разработать систему мер по оздоровлению климата в школах, иначе мы рискуем вырастить духовно больные поколения, последствия чего могут быть самыми катастрофическими. Следует более тщательно подойти к разработке критериев отбора лиц, поступающих на педагогические специальности, может даже ввести особый нравственный экзамен для педагогов, для чего создать специальные комиссии по педагогической этике. Необходимо поднимать престиж педагогический деятельности, пересмотреть систему оплаты и социального обеспечения учителей. В оптимизации системы школьного образования необходимо объединение усилий с церковью. Церковь должна взять под опеку начальные и средние учебные заведения! Ее влияние должно быть усилено не только в плане введения преподавания специальных дисциплин, но и во внеучебной работе! Полезно вспомнить лучшие традиции детских и молодежных организаций, пионерских лагерей предшествующей эпохи! Этими организациями, а также различными кружками и секциями по интересам. следует охватить как можно больше детей и подростков, чтобы они не проводили свое свободное время в подъездах, с сигаретами и пивом или в поисках наркотиков. Для этого нужно не только поддерживать детские клубы, но и создавать такие кружки при школах, всячески поощряя полезные инициативы учителей. Конечно, методы вовлечения детей должны быть не формальными, а исходить из их желаний и интересов. Всех, кто работает с подрастающим поколением, необходимо подвергать самому тщательному нравственному отбору, ведь в их руках - будущее страны! Соответствующую гуманитарную и нравственную подготовку должны проходить и врачи, поскольку многие из них забыли, что такое человеческое отношение к своим пациентам! Об экологическом воспитании . Как уже говорилось, проблемы экологии вытекают из проблем нравственности, или, точнее, безнравственности людей. Поэтому экологическое воспитание должно играть важнейшую роль. Наряду с моральным воспитанием следует с ранних лет прививать детям любовь к природе, учить ухаживать за животными и растениями, воспитывать аккуратность и стремление к чистоте. Необходимо активно привлекать к решению этой задачи средства массовой информации, чаще демонстрировать фильмы и передачи о природе, о мире животных, о нашей планете. В школах обязательно должны быть созданы экологические кружки и организации, полезно проводить экологические рейды, туристические слеты. Если новые поколения россиян не осознают важность защиты окружающей среды, мы лишимся в ближайшее время наших природных богатств, а это рано или поздно приведет к экологической катастрофе, а затем и к гибели нашей цивилизации. О принципах нравственного воспитания. Нравственное воспитание детей должно включать в себя формирование правильного мировоззрения и соответствующих черт характера. Автором данных строк был проведен опрос среди студентов заочников, то есть людей уже взрослых, имеющих семьи, какие нравственные качества они хотели бы воспитать у своих детей. Выяснилось, что почти все опрошенные имеют очень слабое представление о том, чему они их учат! Родителям и педагогам следует четко себе представлять идеальный облик будущего человека (педагогический идеал) и воспитывать у подрастающего поколения соответствующие черты характера. 1. В раннем детстве родители должны помочь ребенку осознать его жизненные задачи, возложенные на него свыше, помочь ему найти свой Путь в жизни. В соответствии с этим должен происходить выбор профессии. 2. Необходимо внушить ребенку, что он должен развивать свои таланты и способности, которые даны ему свыше для выполнения своего Предназначения. 3. Человек должен стремиться к постоянному развитию своих душевных качеств, позитивных черт характера и к максимальной самореализации. Каждый должен осознать данный принцип как один из основных духовных законов существования человечества, поскольку, если прекращается развитие и духовный рост, наступает деградация личности, разрушается организм, человек болеет и рано уходит из жизни. 4. Каждый молодой человек должен осознавать, что важнейшей его жизненной задачей является создание семьи и воспитание детей. Следует воспитывать осознанное, взвешенное отношение к правильному выбору спутника жизни, главным критерием которого должны быть любовь и духовная общность, а не страсть или расчет. Каждый молодой человек должен готовиться стать родителем и нести прямую ответственность за своих детей, за их здоровье и нравственный облик. Необходимо запретить пропаганду в СМИ и литературе идей сексуальной свободы, так как это уродует личность. 5. Принципы гуманизма должны стать основополагающими в отношениях между людьми. Необходимо воспитывать уважение и терпимость по отношению к своим согражданам, гражданам других государств, к противоположным мнениям и идеям. Одним из главных принципов должно стать воспитание чувства любви - к себе, как к частичке Вселенной, к другим людям, к природе и нашей планете. 6. Каждый человек должен понять, что он является ответственным за свои слова и мысли. Человек - часть Вселенной, он связан с ней единым информационным пространством, и необходимо помнить, что наши неправильные и агрессивные мысли и слова способны нанести непоправимый вред как окружающим людям и планете в целом, так и нам самим. 7. С самых ранних лет ребенок должен приучаться заботиться о своем здоровье, рассматривая это как одну из своих главных жизненных задач. Наше тело - часть природы, и мы должны относиться к нему также бережно, как и к окружающей нас среде. Развитие личности в целом должно определяться не частными интересами государства и меняющейся политической коньюнктурой, а опираться на знание Законов Вселенной! О Центр ах самореализации и духовного развития. В целях формирования у подрастающего поколения правильного мировоззрения, воспитания позитивных черт характера и развития лучших душевных качеств, с одной стороны, а также раскрытия заложенных в детях способностей и талантов и максимальной реализации внутренних возможностей необходимо значительно реформировать в целом систему образования и воспитания. Автором данных строк хотелось бы предложить идею создания специальных воспитательно-образовательных учреждений, Центров духовного развития и самореализации, сочетающих в себе дошкольное воспитание (детские сады), обучение в средней школе и получение высшего образования гуманитарного профиля. Для работы в таких учреждениях должна проводиться тщательная подготовка и отбор педагогических кадров. Эти учреждения будут работать не только с детьми, но и с родителями, прежде всего с теми, кто ждет ребенка, потому что воспитательное воздействие начинается еще до рождения, в утробе матери. От душевного состояния и здоровья беременной женщины во многом зависит судьба ее будущих детей! Все воспитатели и преподаватели, руководители кружков должны обладать соответствующими душевными и нравственными качествами, чтобы воспитать с самых ранних лет у детей правильный взгляд на мир, принципы безусловного уважения себя и другого человека, а также чувство любви к себе, другим людям, своей родине, природе, планете и Вселенной. Помимо детского сада, школы и вуза Центры духовного развития должны располагать различными кружками, спортивными секциями, музыкальной школой, театром и т.д., чтобы каждый ребенок мог найти себя и максимально реализовать заложенные в нем способности. Средняя школа должна ориентироваться на государственный образовательный стандарт с обязательным включением философии, религиоведения, психологии и этики. Но главное - в этих учебных заведениях должен быть здоровый моральный климат, основанный на принципах взаимоуважения, любви и ответственности! Отбор преподавателей по гуманитарным дисциплинам должен быть особенно строгим, поскольку они сами должны обладать соответствующими душевными качествами и чертами характера, которым будут учить детей! Обязательным должно быть трудовое воспитание - уход за садом, огородом, обучение девочек шитью, вязанию, кулинарии, основам ведения домашнего хозяйства, мальчиков - столярному и слесарному делу и т.д. Важнейшей составляющей должно быть экологическое воспитание. Желательно размещать такие Центры за пределами городской черты или иметь площадки, лагеря за городом. Рекомендуются походы, туристические слеты, рейды по очистке водоемов и лесов. Эти Центры должны существовать в сотрудничестве с православной церковью и представителями других церквей. Необходимо воспитывать у молодых людей веротерпимость и уважение к представителям иных национальностей и вероисповеданий. Очень полезным видится сотрудничество с международными организациями гуманистического и экологического профиля для обмена опытом и духовного обогащения. Автор надеется, что данная идея найдет поддержку здоровых сил в среде российских предпринимателей, озабоченных будущим своих детей и своей страны, для спонсирования таких учреждений. Но, прежде всего, хочется верить, что наше государство осознает, что воспитание духовности и нравственности является задачей государственного масштаба, и в ближайшее время возьмется за ее осуществление, чтобы предотвратить дальнейшую духовную деградацию, в целях оздоровления нации, снижения уровня смертности и массового отъезда лучших представителей нации за границу. Российское общество содержит в себе огромные потенциальные возможности. Россияне очень талантливы и обладают значительными духовными резервами, способными привести нашу страну к процветанию и внести вклад в оздоровление всей планеты.

Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.Особенности современной молодежной субкультуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка. Главными жанрами при этом выступают рок - и поп- музыка, которые в молодежной субкультуре выходят за рамки искусства и становятся стилем и образом жизни. Другими элементами молодежной субкультуры выступают сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры повеления, способы развлечения и т.д. Молодежный сленг отличается от общепринятого литературного языка специальной и небольшой по объему лексикой, а также повышенной экспрессивностью и эмоциональностью. Проблемы духовного кризиса: 1) Дети мало посещают церковь; 2) Дети не читают литературу, газеты и другие источники информации; 3) Несформулированное мнение о чем-либо 4) Отсутствие нравственных ориентиров, идеалов. Проблемы духовного поиска: 1) Молодежь не может найти полезное и увлекательное занятие; 2) Неприязнь к учебе, все больше детей предпочитают учебе компьютерные игры. Моральные начала не заложены в человеке от рождения, а формируются в семье на том примере, который находится у него перед глазами; в процессе общения с другими людьми, в период обучения и воспитания в школе, при восприятии таких памятников мировой культуры, которые позволяют как приобщиться к уже достигнутому уровню нравственного сознания, так и сформировать у себя на основе самовоспитания собственные моральные ценности. Не последнее место при этом занимает и самовоспитание личности. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло, быть стойким и непримиримым к нему - особые нравственные качества личности, которые человек не может получить готовыми от окружающих, а должен выработать самостоятельно. Культура по природе своей не терпит насилия. Но история столь насыщена насилием, что она внесла во взаимоотношение культур момент противостояния, конфронтации, враждебности, отчуждения, обособления, отторжения, неприятия. Вместе с тем исторический опыт свидетельствует, что обособление конкретной культуры не идет ей на пользу. Для развития культуры необходимо ее взаимодействие с другими, взаимное влияние культур, заимствование и т.п. Следует обратить внимание на то, что механизмы культурных взаимодействий не даны заранее, что культуры далеко не прозрачны друг для друга, что чужая культура является во многом инородным телом. Достаточно сказать, что между национальными культурами существуют языковые барьеры. Люди, формировавшиеся в разных культурах, различаются своим менталитетом, психологией, видением мира и т.д. Поэтому принятие в "свою" культуру элементов иной не происходит, как правило, само собой. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур.

В продолжение темы:
Уголовные

Фразеологизмы Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют...

Новые статьи
/
Популярные