Число депутатов в думе. Сколько депутатов в государственной думе рф

Всем известно, что депутаты Государственной Думы живут гораздо лучше своих избирателей. Но из чего складываются доходы слуг народа, и какую зарплату получает депутат Госдумы, достоверно не знает почти никто.

Как стать депутатом высшего законодательного органа России? Кто может претендовать на это место в Госдуме? Сколько зарабатывают депутаты за свою законотворческую деятельность? Есть ли у людей, занимающих такую высокую должность премии и дополнительные бонусы? Могут ли депутаты заниматься собственным бизнесом параллельно своей работе в Думе? На какое пенсионное обеспечение может рассчитывать депутат, после сложения своих полномочий?

Кто может стать депутатом Госдумы РФ

Современные дети уже давно не мечтают о профессии космонавта, архитектора, геолога или ученого, как когда-то мечтали их родители. Ребятня сегодня мечтает попасть в депутаты, потому что в обществе сложилось устойчивое мнение, что в России живут счастливо и безбедно только «слуги народа», которые ходят на работу в Государственную думу.

Надо отметить, что на профессию депутат Госдумы не учат ни в одном учебном заведении. Каждый гражданин Российской Федерации должен знать, что после достижения 21 года, он имеет право участвовать во всенародных выборах и быть избранным в Депутаты законодательного собрания страны.

Кроме возрастных ограничений, претенденту на кресло сенатора необходимо учитывать следующие требования:

  • постоянно проживать на территории России;
  • быть дееспособным человеком;
  • не отбывать тюремное заключение и не иметь непогашенных судимостей;
  • отказаться от государственной службы в другой должности и не быть членом Совета Федераций.

Претендовать на место депутата Государственной Думы можно раз в пять лет. Кандидату предстоит пройти трудный путь, который не каждому под силу. И выдержать огромный конкурс ведь в Думе всего 450 мест, а претендентов – десятки тысяч.

Для того чтобы стать кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения необходимо:

  • подать заявление в Центральную избирательную комиссию о своем желании стать депутатом Госдумы;
  • предоставить в Избирком справку о размере доходов, имуществе, ценных бумагах и банковских вкладах;
  • сообщить в письменном виде заверенные данные о недвижимости за границей, в том числе, принадлежащей членам семьи претендента;
  • предоставить сведения о расходах семьи, превышающих общий семейный доход за последние три года.

Все документы должны предоставляться соискателем на место кандидата в депутаты лично. После принятия положительного решения Избиркомом, претендент становится кандидатом.

Нужно отметить, что человек без материальных средств и поддержки партийных элит практически лишен возможности занимать эту высокую чиновничью должность. Чтобы избирательная компания стала эффективной, необходимы существенные деньги.

Только обеспеченному человеку под силу организовать себе хороший пиар, напечатать и распространить агитационные листовки и плакаты, нанять целый штат помощников и имиджмейкеров, способных наметить верные шаги по привлечению электората к персоне кандидата в депутаты.

Сколько зарабатывает Депутата Государственной Думы РФ

Уровень зарплат сенаторов Госдумы России существенно превышает доходы рядовых граждан. Так по данным официальной статистики депутаты в среднем за месяц зарабатываю 390 тыс. руб., что в 11,2 раза больше, чем средняя зарплата по экономике страны.

Стоит отметить, что по сравнению с 2014 годом на основании Указа Президента РФ зарплата депутатов снизилась на 10% и за последние три года рост оплаты труда не наблюдался. Это связано непростой экономической ситуацией в стране. Индексации зарплат депутатов не предвидится и в ближайший год.

Бонусы и привилегии

Государство заботится о своих законодателях. Сразу после вступления в должность депутаты Государственной Думы РФ получают существенные социальные привилегии и материальные бонусы:

  1. Депутатская неприкосновенность. Правоохранительные органы не вправе привлекать депутата ни к административной, ни к уголовной ответственности. Депутата нельзя обыскать, допросить, арестовывать. Исключением являются случаи, когда выявляется факт его присутствия на месте преступления.
  2. Служебная квартира в Москве. Каждый депутат в течение трех месяцев с момента вступления в должность должен быть обеспечен жильем. Кроме того, полагается ежемесячная оплата коммунальных услуг. На устройство на новом месте депутату полагается единовременное пособие в размере половины месячного оклада – 195 тыс. руб. и четверть месячного оклада – 97,5 тыс. руб. на каждого члена семьи.
    Стоит отметить, что при переезде депутата из региона в Москву и возвращение на место постоянного жительства после завершения депутатской службы, государством компенсируются материальные затраты в полном объеме.
  3. Служебный автомобиль из автопарка Управления делами Президента.
  4. Бесплатный проезд в поездах дальнего следования, в любом наземном и подземном общественном транспорте.
  5. Бесплатные авиаперелеты бизнес-классом и передвижение по водным путям на круизных лайнерам.
  6. Бесплатная мобильная связь без ограничения трафика.
  7. Государственное медицинское страхование. Возможность профилактики и лечения заболеваний депутатов и членов их семей в спецклиниках и больницах и санаторно-курортное лечение. Кроме этого, выплачивается пособие на лечение. Его размер равен сумме двух зарплат и составляет 780 тыс. руб.
  8. Ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 42 календарных дня.
  9. Предоставление личного служебного кабинета высокого уровня комфортности.
  10. Возмещение материальных затрат на депутатскую деятельность производится ежемесячно в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. МРОТ на 1 июля 2017 года составляет 7,8 тыс. рублей, то есть, депутаты получают прибавку к зарплате в сумме 39 тыс. руб.
  11. Оплата загранкомандировок.
  12. Наличие дипломатического паспорта, который дает возможность осуществлять безвизовый въезд во многие страны мира, в т.ч. страны Шенгенского договора. Дипломатический паспорт дает владельцу право неприкосновенности на территории иностранных государств. Таким образом, арестовать депутата за границей нельзя.

Зарплата парламентариев в других странах мира

  • Больше всех в мире за свою законотворческую деятельность получают депутаты парламента Австрии. Их месячная зарплата составляет 16,8 тыс. долларов (1 млн. руб.), что превышает среднемесячные доходы рядовых австрийцев примерно в 5 раз.
  • На втором месте обосновались парламентарии Нигерии – 15,7 тыс. долларов (0,9 млн. руб.). Это в 100 раз выше среднемесячных зарплат населения страны.
  • Третью строчку рейтинга зарплат занимают депутаты итальянского парламента. Они зарабатывают в месяц около 15,1 тыс. долларов (0,8 млн. руб.).

Депутаты парламента США имеют среднемесячный доход в сумме 14,5 тыс. долларов (0,87 млн. руб.).

Меньше российских коллег зарабатывают депутаты Грузии – 1,5 тыс. долларов (90 тыс. руб.), Украины – 1,4 тыс. долларов (85 тыс. руб.), Казахстана — 1,3 тыс. долларов (80 тыс. руб.). Беларуси 0,95 тыс. долларов (57 тыс. руб.). Самые низкие зарплаты у парламентариев Таджикистана – 0,48 тыс. долларов (30 тыс. руб.).

Пенсионное пособие для бывшего депутата

С 2017 года пенсионный возраст чиновников государственной службы и депутатов начал планомерно увеличиваться на 6 месяцев ежегодно. Так, если в 2016 году депутаты могли уйти на заслуженный отдых в 55 лет женщины и в 60 мужчины, то в 2017 он составил соответственно 60,5 лет и 55,5 лет.

Если стаж работы в Госдуме равен трем годам, то пенсия составляет 55% от базовой части оклада (81,5 тыс. руб.), при наличии стажа более трех лет, пенсия рассчитывается из 75% оклада.

Таким образом, пенсионное пособие депутатов с учетом различных доплат и надбавок составляет порядка 90 тыс. руб. в месяц. Эта сумма превышает среднемесячную пенсию россиян (13,7 тыс. руб.) в 6,6 раз.

Государственная дума - одна из двух палат Федерального собрания РФ. Неофициально ее иногда именуют "нижней" палатой по аналогии с зарубежными парламентами, где нижняя палата - палата представителей традиционно была более демократической по своему составу и более значительной по своим полномочиям и влиянию на осуществление государственной власти. Конституция РФ определяет постоянный численный состав Государственной думы в 450 депутатов, а срок полномочий Государственной думы составляет 4 года.

Государственная дума формируется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, т.е. наиболее демократическим способом. Депутатом может быть гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Правовое положение Государственной думы определяется Конституцией РФ и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания" от 24 июня 1999 г., а также Регламентом самой Государственной думы.

Участие граждан в выборах депутатов Государственной думы добровольное. Граждане РФ, постоянно проживающие или временно находящиеся за пределами Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов, обладают всей полнотой избирательных прав при выборах депутатов Государственной думы.

Выборы депутатов нового состава Государственной думы назначает Президент РФ своим указом. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная дума прежнего созыва. Срок со дня назначения выборов до дня их проведения должен быть не менее четырех месяцев. В случае, если Президент не назначит выборы депутатов Государственной думы в установленные сроки, то выборы проводит Центральная избирательная комиссия в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в который закончились полномочия депутатов Государственной думы.

При роспуске Государственной думы в предусмотренных Конституцией случаях, Президент одновременно назначает выборы нового состава Государственной думы. При этом днем выборов считается последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня роспуска Государственной думы. Сроки избирательных действий при этом, предусмотренные федеральным законом, сокращаются на одну четверть. Если же Президент распустит Государственную думу и не назначит новые выборы, то выборы проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье после истечения трех месяцев со дня досрочного роспуска Государственной думы.

Существует особый порядок избрания депутатов Государственной думы, установленный Конституцией и специальным законом. Половина численного состава депутатов Государственной думы (225 депутатов) избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), на которые делится территория Российской Федерации . Причем в субъектах Российской Федерации должно быть не менее одного избирательного округа на основе единой нормы представительства на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов в тех субъектах РФ, где число избирателей меньше единой установленной нормы на один избирательный округ.


Единая норма представительства устанавливается путем деления общего числа избирателей России на 225 одномандатных избирательных округов. На выборах депутатов от одномандатных избирательных округов действует принцип мажоритарной системы относительного большинства, когда депутатом становится тот, за кого проголосовало избирателей больше, чем за любого другого. Если же в графе бюллетеня "против всех" поданных голосов избирателей оказалось больше, чем за любого из кандидатов, то по закону необходимо проводить новые выборы в данном избирательном округе.

225 депутатов Государственной думы (вторая половина состава палаты) избираются по единому избирательному округу, когда вся страна представляет собой один избирательный округ. Депутаты избираются по пропорциональной избирательной системе, когда мандаты распределяются пропорционального количеству голосов, полученных избирательными блоками и избирательными объединениями. Причем избирательное объединение допускается к распределению депутатских мандатов при условии, если оно получило не менее 5% голосов всех зарегистрированных избирателей.

Этот избирательный барьер, характерный для избирательных систем большинства демократических стран, отстраняет от участия в распределении мандатов мелкие или менее популярные партии или другие избирательные объединения. При этой системе избиратель голосует не за конкретного депутата, а за политическую партию или избирательное объединение в целом. А партия уже сама распределяет полученные мандаты среди своих кандидатов в депутаты, т.е. персональный состав депутатов не зависит прямо от волеизъявления избирателей. В партийные списки в первую очередь попадают члены руководства и функционеры этих партий.

Закон "О выборах депутатов Государственной думы" 1999 г. предъявляет довольно суровые требования к кандидатам в депутаты. В частности, они должны предоставить в избирательные комиссии сведения об имуществе за два предшествующих выборам года, сведения о судимости и о гражданстве иностранного государства. Сведения о двойном гражданстве и о судимости проставляются в избирательном бюллетене. Представление кандидатом ложных сведений влечет наказание в виде снятия с голосования.

Если обнаружены ложные сведения у кандидатов из первой тройки, возглавляющей партийный список или список блока партий, с голосования снимается весь список. Квота избирательных расходов на 1999 г., например, составила 1,6 миллиона рублей для одного кандидата и 42 миллиона рублей для избирательного объединения. Превышение этой суммы расходов хотя бы на 0,5% влечет снятие кандидата или всего списка с голосования.
Конституция РФ определяет предметы ведения Государственной думы.

  • Помимо основной функции по осуществлению законодательства Государственная дума дает:
    • согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • решает вопрос о доверии Правительству РФ;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка России;
    • назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов;
    • назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
    • объявляет амнистию, выдвигает обвинение против Президента РФ для отрешения его от должности.

Во вопросам, отнесенным к ее ведению, Государственная дума принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы.
Структура Государственной думы включает в себя руководителей палаты - Председателя Государственной думы и его заместителей; коллегиальный координирующий орган - Совет Государственной думы; различные депутатские образования: депутатские фракции, депутатские группы, комитеты Государственной думы; комиссии Государственной думы, которые формируются по мере необходимости.

Возглавляет Государственную думу председатель, который избирается из числа депутатов путем тайного голосования с использованием бюллетеней либо по специальному решению палаты путем открытого голосования. Кандидатуры на пост председателя могут выдвигать фракции, депутатские формирования, группы депутатов или отдельные депутаты. Обсуждение предложенных кандидатур проводится на открытом заседании палаты в форме устных вопросов и ответов, выступлений в поддержку кандидатов или против.

Кандидат считается избранным, если по итогам голосования он получил больше половины голосов от общего числа депутатов Государственной думы (не менее 226 голосов). Голосованию обычно предшествуют предварительные переговоры между крупнейшими депутатскими фракциями и группами относительно единой согласованной кандидатуры. В противном случае процесс избрания Председателя может серьезно затруднить работу Государственной думы.

Чтобы не возникала такая ситуация Регламент Государственной Думы предусматривает, что, если ни один из кандидатов не наберет требуемого числа голосов в двух турах, Государственная дума проводит повторные выборы или переходит к избранию первого заместителя и заместителей председателя, а затем возвращается к процедуре избрания Председателя. Обычно кандидатуры заместителей председателя определяются предварительным соглашением между крупнейшими депутатскими фракциями и группами.
Депутатская фракция представляет собой депутатское объединение в Государственной думе, сформированное на основе избирательного объединения, прошедшего в Государственную думу по общефедеральному округу и одномандатным избирательным округам. Депутатская фракция подлежит обязательной регистрации.

Депутатская группа подлежит регистрации, если она насчитывает не менее 35 депутатов и представляет собой объединение депутатов, не вошедших ни в одну из фракций. Фракции и депутатские группы обладают равными правами.
Обычно в начале ежегодной осенней сессии Государственной Думы происходит перерегистрация депутатских объединений с тем, чтобы определить точный численный состав фракций и групп, тем более что Регламентом палаты не запрещен выход депутатов из фракций и переход их в другие фракции и группы или в число независимых.
В качестве координирующего органа Государственной думы для рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты формируется Совет Государственной думы в составе Председателя Государственной думы и руководителей фракций и депутатских групп.

В работе Совета с правом совещательного голоса участвуют заместители председателя Государственной думы и председатели комитетов Государственной думы. Кроме того, в работе Совета могут принимать участие полномочные представители Президента и Правительства в Государственной думе, представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах, а также депутаты Государственной думы.

Полномочия Совета Государственной думы носят в основном организационный характер и направлены, в первую очередь, на достижение эффективной и результативной работы Государственной думы. В начале каждой сессии Совет Государственной думы составляет примерную программу законопроектной работы на текущую сессию. В полномочия Совета входит принятие решения о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию. Совет составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

По предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения или предложению Правительства РФ совет созывает внеочередное заседание палаты. Кроме того, Совет направляет законопроекты для рассмотрения в комитеты палаты, принимает решение о возвращении законопроектов, если не выполнены установленные требования, принимает решения о проведении парламентских слушаний и решает другие вопросы организации работы палаты.

Комитеты и комиссии являются рабочими органами Государственной думы. Они образуются в соответствии с Регламентом Государственной думы, их численность, номенклатура могут быть изменены. Решение об образовании или о ликвидации комитета оформляется постановлением палаты. В их задачи входит подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение в Государственную думу, подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний.

Комитеты осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд РФ, подготовку запросов в Конституционный суд РФ; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета и решают вопросы организации собственной деятельности.

Комиссии Государственной думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. В соответствии с регламентом создаются мандатная комиссия, комиссия по этике, для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах, для дачи заключения о наличии в действиях Президента РФ оснований для отрешение его от должности. Могут решением Государственной Думы создаваться и другие комиссии. Мандатная комиссия образуется на срок полномочий Государственной думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной думы. При определении персонального состава комиссий соблюдается принцип пропорционального представительства депутатских объединений.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной думы данного созыва. Комитеты и комиссии образуются Государственной думой, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной думы, за исключением председателя Государственной думы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной думы.

При этом депутат Государственной думы может быть членом только одного ее комитета. Депутат Государственной думы обязан присутствовать на заседаниях комитета или комиссии, членом которых он является. А в заседаниях комитета или комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Государственной думы, не входящие в их состав.

Правовое положение депутатов определяется Конституцией РФ, Федеральным законом "О статусе депутата Государственной думы и члена Совета Федерации" от 8 мая 1995 г. с поправками, регламентами палат. При этом депутатом Государственной думы считается избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять нормотворческую и контрольную деятельность в представительном органе власти. Депутатом Государственной думы может быть гражданин РФ не моложе 21 года и не лишенный по закону избирательных прав.

Он не может быть одновременно членом Совета Федерации, депутатом иных представительных органов или органов местного самоуправления. Депутат Государственной думы работает на постоянной профессиональной основе. Он не может находиться на государственной службе, не может заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Для депутатов Государственной думы существует свободный мандат, который означает, что депутат не связан наказами избирателей и не может быть ими досрочно отозван. Он действует исходя из своих убеждений в интересах всего народа, а не только избирателей данного избирательного округа или той политической партии, по спискам которой он был избран в палату.

В своей деятельности депутат должен руководствоваться Конституцией РФ, законами и своей совестью. Не существует юридических установлений обязанности депутата поддерживать политику какой-либо партии, строго следовать фракционной дисциплине или отчитываться перед руководством фракции о своей деятельности. Свободный мандат депутата все же предусматривает обязанность депутата информировать избирателей о своей деятельности, обеспечивать их права и интересы, руководствоваться предвыборной программой. Однако отсутствие каких-либо санкций за это позволяет депутатам действовать свободно, в соответствии со своими убеждениями. Срок полномочий депутатов начинается со дня их избрания и заканчивается в день начала работы Государственной думы нового состава.

Важнейшей гарантией свободной деятельности депутата является принцип парламентского иммунитета. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания. Парламентский иммунитет депутатов означает не их личную привилегию, а способ ограждения депутатов от необоснованных преследований.

Кроме того, это показатель самостоятельности и независимости самого парламента. Разумеется, это исключение из нормы о равенстве всех перед законом и судом, но это диктуется необходимостью конституционной защиты статуса парламента как высшего законодательного и представительного органа. Неприкосновенность действует на весь период избрания депутата Государственной думы и члена Совета Федерации. Она распространяется на жилище депутата, его служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, принадлежащие ему документы.

Депутаты не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности за высказывание, мнение, позицию, выраженную при голосовании и другие действия, соответствующие их статусу, в том числе и по истечении срока их полномочий. Они вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с выполнением ими своих депутатских обязанностей.

Лишение депутата парламентской неприкосновенности может быть осуществлено только по представлению Генеральной прокуратуры палаты, к которой принадлежит данный депутат. Без согласия палаты судебное разбирательство в отношении депутата не может иметь место.

Помимо иммунитета на депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации распространяется и принцип парламентского индемнитета, т.е. вознаграждения за его парламентскую деятельность. Депутатское вознаграждение является основным источником дохода депутата, поскольку он не имеет права заниматься другой оплачиваемой работой. Индемнитет включает в себя материальное обеспечение депутата в виде ежемесячной заработной платы и надбавки к ней, приравненные к зарплате и надбавкам к ней федерального министра, материальные блага, медицинское обслуживание, обязательное страхование жизни и т.д.

Обязательное государственное страхование депутата осуществляется на сумму годового денежного содержания министра. Страховые суммы выплачиваются в случае гибели депутата. В случае причинения увечья здоровью, депутат получает ежемесячную компенсацию. На срок своих полномочий депутат освобождается от призыва на военную службу и военные сборы. В случае досрочного роспуска Государственной думы депутаты этой палаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения.

Работа в качестве депутата засчитывается в непрерывный трудовой стаж. Ежегодный оплачиваемый отпуск депутатов составляет 48 рабочих дней. Им предоставляется медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение на уровне членов Правительства. Служебное помещение депутатов оборудовано правительственной связью. Депутатам предоставлено право бесплатного пользования всеми видами транспорта, кроме такси. Депутату полагается 5 штатных помощников - 1 в Государственной думе и 4 в избирательном округе. Количество внештатных помощников устанавливается Государственной думой.

Порядок работы Государственной думы устанавливается Регламентом самой Государственной думы. Государственная дума проводит две очередные сессии в год - весеннюю с 12 января по 20 июня, и осеннюю - с 21 сентября по 25 декабря. Могут быть созваны и внеочередные сессии по требованию Президента РФ, одной пятой состава Государственной думы или по предложению Председателя Государственной думы.
На первое заседание в соответствии со ст. 99 Конституции РФ Государственная Дума собирается на тридцатый день после своего избрания. Президент РФ может созвать ее на сессию и раньше этого срока.

Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат Государственной думы. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной думы заседания ведут поочередно представители депутатских объединений по согласованию между ними. Государственная дума может проводить как открытые, так и закрытые заседания. Решение в проведении закрытого заседания принимается большинством голосов от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Сведения о содержании закрытых заседаний не подлежат разглашению. Закрытое заседание назначается не менее чем за один час до планируемого времени его проведения.

Запрещается приносить на закрытое заседание и использовать фото-, кино- и видеотехнику, средства радиосвязи и радиотелефоны. Председатель Государственной думы предупреждает об этом присутствующих. Заседания Государственной думы проводятся по средам и пятницам, могут быть назначены дополнительные или внеочередные заседания. Совет Государственной думы собирается по вторникам и четвергам. Комитеты и комиссии заседают по понедельникам и четвергам. Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, во фракциях и депутатских группах. Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов Государственной думы с избирателями.

Каждую пятницу на заседании Государственной думы проводится "правительственный час" для ответов председателя Правительства, его заместителей и других членов Правительства на запросы и вопросы депутатов. При этом заслушиваются не более двух приглашенных членов Правительства. Приглашенным для ответов на вопросы депутатов отводится не более 15 минут.

Депутат, выступающий на заседании, не вправе нарушать правило депутатской этики - употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов Государственной думы и других лиц; допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес; использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям. В случае нарушения указанных правил председательствующий предупреждает выступающего и в случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего дня заседания.

В случае нарушения указанных правил депутат может быть также лишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемым большинством от общего числа депутатов.

Депутат или группа депутатов может обратиться с запросом к Правительству, Генеральному прокурору, Председателю Центрального банка, руководителям федеральных исполнительных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ. Запрос оглашается на заседании палаты, и, в случае его одобрения большинством от общего числа депутатов, он оформляется постановлением Государственной думы.

Председательствующий на заседании Государственной думы руководит общим ходом заседания, предоставляет слово для выступления в порядке поступления заявок, ставит предложения на голосование и контролирует ведение протоколов заседания. Председательствующий имеет право предупредить выступающего депутата в случае его отклонения от темы выступления, а при повторном отклонении лишать его слова, удалять из зала приглашенных лиц, мешающих работе Государственной думы.

Работа в Государственной думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

Регламентом устанавливается временной порядок работы Государственной думы, время выступления с докладами, в прениях, со справками и т.д. С согласия большинства присутствующих на заседании председательствующий может установить общую продолжительность обсуждения вопроса. На заседании один и тот же депутат может выступать в прениях по одному и тому же вопросу не более двух раз.
Государственная дума может проводить парламентские слушания, на которых депутатами и приглашенными могут обсуждаться законопроекты, требующие публичного обсуждения.

Международные договоры, представленные на ратификацию, проект федерального бюджета, другие важнейшие вопросы внутренней и внешней политики. Состав лиц, приглашенных на слушания, определяется соответствующим комитетом, который проводит слушания. Они могут проводиться по инициативе Совета Государственной думы, комитетов и комиссий, депутатских объединений. Слушания, как правило, открытые. Их ведут Председатель Государственной думы или председатели комитетов или комиссий. Парламентские слушания могут закончиться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу, которые принимаются большинством депутатов, принявших участие в парламентских слушаниях.

В Государственной думе установлено несколько моделей голосования, отражающих специфику обсуждаемых вопросов. Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным. Количественное голосование подразумевает выбор вариантов ответов - "за", "против", "воздержался". Подсчет голосов производится по каждому голосованию. Рейтинговое голосование предусматривает ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в котором может принять участие каждый депутат.

18 сентября 2016 г. состоялись выборы депутатов Государственной думы РФ седьмого созыва. По предварительным данным ЦИК России, в нижнюю палату парламента по федеральному округу прошли четыре партии, представленные в прошлом созыве: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

О том, как распределяются места в Госдуме - в материале ТАСС.

Госдума современной России. Спецпроект ТАСС

Седьмой созыв Госдумы. LIVE

Сколько мест в Госдуме?

Госдума РФ состоит из 450 депутатов, срок полномочий созыва - пять лет. Выборы в нижнюю палату парламента проходят по смешанной системе, при которой половина депутатского корпуса избирается по спискам партий, другая половина - по одномандатным округам.

Проведение выборов регулируется федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 12 июня 2002 г. и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22 февраля 2014 г.

Кто допускается к распределению мандатов?

Согласно федеральному закону «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», по итогам голосования в Думу проходят партии, чьи федеральные списки кандидатов получили 5 и более процентов голосов избирателей. При этом таких списков должно быть не менее двух и за них в совокупности должны отдать голоса более 50% избирателей.

При несоблюдении одного из этих условий к распределению депутатских мандатов допускаются и другие партийные списки. Так, если все преодолевшие 5%-й барьер партии не наберут более 50%, то в Думу проходят и те, кто получил менее 5% (в порядке убывания голосов), пока сумма голосов избирателей не превысит 50%. Если только одна партия наберет более 50%, а остальные - менее пяти, то мандаты будут распределены между партией-лидером и следующей за ней по количеству набранных голосов.

Однако на думских выборах в России эти два условия никогда не применялись. По предварительным итогам голосования 18 сентября 2016 г., четыре преодолевшие 5%-й рубеж партии набрали в совокупности 86,9% голосов.

По одномандатным округам в Госдуму проходят кандидаты, получившие большинство голосов в своем избирательном округе.

Есть ли правила, по которым распределяют места?

Распределение думских мандатов между партиями осуществляется Центризбиркомом в соответствии с законом о выборах депутатов Госдумы. В основу распределения мест положен т.н. «метод Хэйра», разработанный в 1855 г. британским адвокатом Томасом Хэйром.

Сумму голосов избирателей, поданных за все прошедшие в парламент партии, делят на 225 (число мандатов по федеральному избирательному округу). Полученный результат является первым избирательным частным. Затем голоса избирателей, поданные за каждый прошедший в парламент список, делят на первое избирательное частное. Целая часть полученного числа и определяет количество депутатских мандатов для каждой партии.

Оставшиеся мандаты - по одному - ЦИК передает партиям, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления. То есть сперва дополнительный мандат получает партия с наибольшим остатком, затем следующая за ней и т.д., до распределения всех оставшихся мест. Если дробные части у нескольких партий равны, то преимущество получит та, за которую проголосовали больше всего избирателей.

Затем мандаты распределяются внутри федерального списка партий. В первую очередь их получают кандидаты из его общефедеральной части. Оставшиеся думские места передают региональным группам. Для этого сумму голосов избирателей, полученных партией в регионах, делят на число вакантных внутри списка мандатов и получают второе избирательное частное. Затем голоса, отданные за каждую из региональных групп, делят на это частное. Целая часть полученного числа соответствует количеству мандатов для региональной группы. Оставшиеся свободные места ЦИК распределяет далее в соответствии со значениями дробных частей.

Что такое парламентское и конституционное большинство?

Партия, получившая более половины мест в Госдуме, составляет парламентское большинство. Это дает ей возможность не только принимать федеральные законы без поддержки других фракций, но и определять состав руководящих органов нижней палаты и ее комитетов. Партия, получившая 2/3 мест (более 300 мандатов), формирует конституционное большинство. В этом случае она может самостоятельно, без учета остальных парламентских партий, принимать конституционные законы и некоторые поправки в конституцию. Помимо этого, фракция, обладающая 2/3 голосов, может преодолевать вето президента или несогласие Совета Федерации с тем или иным законом, принятым Госдумой. Конституционное большинство также может либо инициировать, либо заблокировать начало процедуры импичмента главе государства (инициатива об импичменте выдвигается не менее 1/3 депутатов).

С 1993 г., за всю историю Госдумы РФ, лишь «Единая Россия» смогла сформировать в нижней палате парламента конституционное и парламентское большинство (в 2007, 2011 гг.).

Как распределились мандаты в Госдуме в 2007, 2011 гг. ?

На выборах 2007 г. «Единая Россия», список которой возглавлял президент РФ Владимир Путин, получила 64,3% голосов (44 млн 714 тыс. 241) и 315 мандатов. КПРФ досталось 57 мест (11,57% или 8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 40 мандатов (8,14% или 5 млн 660 тыс. 823) и «Справедливой России» - 38 (7,74% или 5383639).

В 2011 г. «Единая Россия» ухудшила свой результат - 49,32% или 32 млн 379 тыс. 135 голосов, однако сохранила статус парламентского большинства (238 мандатов). Численность фракции КПРФ возросла по сравнению с предыдущим созывом почти в полтора раза - до 95 человек (19,19% или 12 млн 599 тыс. 507). На третьем месте оказалась «Справедливая Россия» - 64 мандата (13,24% или 8 млн 625 тыс. 522), на четвертом - ЛДПР с 56 мандатами (11,67% или 7 млн 664 тыс. 570).

А что с итогами выборов-2016?

По предварительным итогам выборов 18 сентября 2016 г., по федеральному округу «Единая Россия» набрала рекордные 54,19% (28 млн 505 тыс. 334), по одномандатным округам провела 203 своих кандидатов. Таким образом, она может сформировать фракцию из 343 депутатов и получить конституционное большинство в Госдуме.

Представительство остальных парламентских партий в седьмом созыве существенно сократится. КПРФ, которая по предварительным итогам, набрала 13,34% (7 млн 17 тыс. 134), может рассчитывать на 42 места с учетом семи своих кандидатов-одномандатников. На третьем месте с минимальным отрывом оказалась ЛДПР - 13,14% (6 млн 913 тыс. 642), которая может получить 39 мандатов с учетом пяти одномандатников. «Справедливая Россия», по предварительным данным, ухудшила свой результат по сравнению с 2011 г. более чем в два раза - до 6,22% (3 млн 278 тыс. 369). По одномандатным округам от «Справедливой России» были избраны семь человек, в результате она сможет рассчитывать на 23 места в седьмом созыве.

Еще две партии провели своих кандидатов в одномандатных округах. Ими стали лидер «Гражданской платформы» Рифат Шайхутдинов и председатель партии «Родина», депутат Госдумы шестого созыва, член фракции «Единая Россия» Алексей Журавлев. В нижнюю палату также прошел один кандидат- самовыдвиженец - член фракции «Единая Россия» в Думе шестого созыва Вячеслав Резник.

Экономист, математик. 30 лет опыта в государственной статистике. Дата: 30 апреля 2019. Время чтения 6 мин.

Согласно Конституции РФ, в Госдуме должно работать 450 депутатов. Это положение остается неизменным с 1993 года. В составе первой Госдумы, учрежденной в России в 1905 году, было 478 депутатов.

Государственная Дума и – две палаты Федерального Собрания. Первая представляет народ, вторая – интересы субъектов Федерации. Мы будем говорить о Госдуме – верхней палате ФС. Именно здесь принимаются федеральные законы, осуществляется контроль за деятельностью Правительства страны. Здесь назначают на должность и освобождают от нее Уполномоченного по правам человека руководителей таких учреждений, как Центральный банк, Счетная палата, объявляет амнистии, решает вопросы международного парламентского сотрудничества. Российская Конституция определила количество депутатов в Государственной думе, и более двух десятков лет это число остается неизменным.

Как начинался российский парламентаризм

Первая Государственная Дума была учреждена в Российской Империи в 1905 году. Это стало началом истории представительного законодательного органа государственной власти в стране. Места в ней распределились следующим образом:

  • 16 октябристов;
  • 179 кадетов;
  • 97 трудовиков;
  • 105 беспартийных;
  • 63 представителя национальных окраин;
  • 18 социал-демократов.

Полномочия их были весьма ограничены – земельный вопрос был главным в работе. Политические реформы, которые пытались проводить депутаты, оставались безуспешными. Они ратовали за прекращение репрессивных мер против революционеров 1905–1907 гг., и тоже безрезультатно. Срок полномочий госдумы: 27 апреля – 8 июля 1906 года. Николай II распустил ее. «Дума народного гнева» – таковой она осталась в истории.

Государственная дума II созыва работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года (единственную сессию). В думе 222 человека, из них:

  • социал-демократов 65;
  • трудовиков 104;
  • эсеров 37.

Третья Дума, в отличие от двух предшествующих, проработала полный срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Ее 442 депутата представляли партии: октябристов, черносотенцев, кадетов, прогрессистов, мирнообновленцев, социал-демократов, трудовиков, беспартийных, мусульман. Октябристы оказались самой многочисленной – 125 человек.

С ноября 1912 по февраль 1917 года работала IV Дума. В истории самодержавной России в этот предкризисный для страны и мира период она была последней.


В период существования Союза ССР и РСФСР представительные и законодательные функции выполняли:

Возродилась Госдума уже в новейшей истории.

Численность депутатов

Нынешняя дума – 7-го созыва. Первая была созвана в 1993 году. В составе этого государственного органа 450 депутатов, как это прописано в Конституции РФ. Они избираются тайным голосованием на всеобщих, прямых равных выборах сроком на 5 лет. Эта численность остается неизменной с 1993 года, когда в Российской Федерации был образован данный парламентский орган.

Закон о статусе депутата Государственной думы (№3-ФЗ от 08.05.1994г.) регламентирует права и обязанности членов парламента.

Таблица 1. Численность и состав Госдум 1-6 созыва с 1993 по 2016 год

Созыв Места избирательных объединений Председатель Годы работы
I ЛДПР и «Выбор России» – по 64, «Аграрная партия России» –57, КПРФ – 42,

«Женщины России» – 23, «Яблоко» – 27,

«Партия российского единства и согласия» – 22, Демократическая партия России – 14.

И.П. Рыбкин, Аграрная партия России 1994-1996
II КПРФ – 157, «Наш дом - Россия» – 55,

ЛДПР – 51, «Яблоко» – 45.

Г.Н. Селезнев, КПРФ 1996-2000
III КПРФ – 113, «Медведь» – 73,

«Отечество - Вся Россия» – 68, СПС – 29,

«Яблоко» – 20, «Блок Жириновского» – 17

2000-2003
IV «Единая Россия» – 223, КПРФ – 52, «Родина» – 37, ЛДПР – 36 Б.В. Грызлов, «Единая Россия» 2003-2007
V «Единая Россия» – 315, КПРФ – 57, ЛДПР – 40, «Справедливая Россия» – 38 2007-2011
VI «Единая Россия» – 238, КПРФ – 92, «Справедливая Россия» – 64, ЛДПР – 56 С.Е. Нарышкин, «Единая Россия» 2011-2016

Источник: официальный сайт Госдумы

Государственная Дума седьмого созыва начала свою работу в октябре 2016 года.

Состав и структура Государственной Думы

Комитеты Госдумы

В настоящее время 26 комитетов занимаются конкретными направлениями законотворческой деятельности: вопросами законодательства, экономической политики, местного самоуправления и предпринимательства, бюджетом и налогами и др.

В этих структурных подразделениях разрабатываются и обсуждаются законопроекты, соответствующие профильному направлению комитета.

С их работой схожа деятельность 6-ти комиссий, существующих в российском парламенте, с той лишь разницей, что занимаются они не законотворчеством, а контролем соответствующего направления функционирования.

В задачи этого органа входит подготовка конкретных законопроектов для рассмотрения их на сессии и планирование работы парламента во время сессий. Что означает буквально следующее: прежде чем готовый законопроект будет вынесен на всеобщее рассмотрение депутатов, его прорабатывают в Совете. В его составе 14 членов.

Руководит Советом председатель Госдумы – Володин Вячеслав Викторович.

В него также входят два его первых заместителя: Иван Иванович Мельников и Александр Дмитриевич Жуков,

заместители:

  • Ольга Викторовна Тимофеева;
  • Ольга Николаевна Епифанова;
  • Ирина Анатольевна Яровая;
  • Игорь Владимирович Лебедев;
  • Петр Олегович Толстой;
  • Сергей Иванович Неверов;

и руководители парламентских фракций:

  • В. В. Жириновский – ЛДПР;
  • Г. А. Зюганов – КПРФ;
  • С. М. Миронов – «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»;
  • А. К. Исаев – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», первый зам. руководителя фракции;
  • В. Б. Кидяев – «ЕДИНАЯ РОССИЯ», первый зам. руководителя фракции.

Следует отметить, что председатели комитетов в Совете Госдумы обладают правом лишь совещательного голоса.

Фракции Госдумы

В 2018 году в Госдуме работает четыре фракции, сформировавшиеся по одноименным партиям.

Таблица 2. Численность и руководство фракций Госдумы

МОСКВА, 19 сен — РИА Новости. "Единая Россия" одержала на прошедших выборах в Госдуму одну из самых своих убедительных побед, получив более 54% голосов избирателей и обеспечив себе конституционное большинство с рекордным количеством мандатов. Вместе с ней в нижнюю палату парламента проходят КПРФ, ЛДПР и "Справедливая Россия".

Остальные партии не смогли преодолеть не только 5%-ный барьер, необходимый для попадания в Госдуму, но и 3%-ный, позволяющий претендовать на госфинансирование. Однако "Родина" и "Гражданская платформа" все же будут представлены в нижней палате — по одному из их одномандатников удалось победить в своих округах.

Опрошенные РИА Новости политологи считают, что "Единая Россия" может уступить часть руководящих постов оппозиции, а также поддерживать предложенные другими партиями законопроекты.

Исторический результат и конституционное большинство

Выборы-2016: регионы выбирают в парламенты "Единую Россию" "Единая Россия" со значительным отрывом обошла своих конкурентов на выборах в региональные законодательные собрания. Основная борьба развернулась за вторые и третьи места выборной гонки между ЛДПР и КПРФ.

"Единая Россия" получает в Госдуме 140 мест, которые причитаются партии за результат по общефедеральному списку, и еще 203 места для одномандатников. Таким образом, общее число мандатов "Единой России" составит рекордные для российской политической истории 343 депутатских кресла из 450.

В партии и ЦИК уже заявили, что ЕР будет располагать в Думе конституционным большинством — сможет менять ряд глав Конституции и преодолевать президентское вето.

Лучший результат по доле проголосовавших за нее избирателей "Единая Россия" показала на думских выборах 2007 года, когда под руководством президента Владимира Путина получила 64,3% голосов. Тогда она получила конституционное большинство, заняв 315 депутатских кресел — и стала первой российской партией, набравшей такую парламентскую силу. На выборах 2011 года ЕР набрала 49,3% — и получила 238 мандатов.

КПРФ и СР в проигрыше, ЛДПР набирает очки

Нарышкин: выборы-2016 состоялись, ЕР завоевала конституционное большинство По итогам подсчета чуть более 93% протоколов и по федеральному округу, и по одномандатным округам ЕР получает на думских выборах 343 мандата в нижней палате парламента.

По последним данным ЦИК после подсчета 93% протоколов, КПРФ отдали голоса 13,45% избирателей, ЛДПР — 13,24%, эсерам — 6,17 %. Кроме того, КПРФ и СР одержали победу в семи одномандатных округах каждая, ЛДПР — в пяти.

Таким образом, КПРФ получит 42 мандата, ЛДПР — 39, а СР — 23. Для коммунистов и справороссов это серьезное снижение их представительства в Думе — в 2011 году КПРФ досталось на 50 мандатов больше, а СР — на 41. Зато ЛДПР в выигрыше — они прибавили в Думе нового созыва 17 мест.

По итогам выборов в одномандатных округах, которые проводились впервые за последние годы, в Госдуму пройдут и по одному представителю "Родины" и "Гражданской платформы", а также один самовыдвиженец, Владислав Резник.

Единороссы отдадут оппозиции часть руководящих позиций в Госдуме в качестве жеста доброй воли, считает политолог Глеб Кузнецов. "Единая Россия" дала нам одномандатные округа и, в общем, многое делала для развития конкуренции на этих выборах, поэтому я полагаю, что какие-то руководящие должности в комитетах и в Госдуме в целом оппозиции будут отданы в рамках жеста доброй воли, что позволит создать такую достаточно интересную палату с точки зрения представительства", — отметил он.

Кроме того, подчеркнул Кузнецов, несмотря на конституционное большинство ЕР, в Думу избраны представители совсем малых партий, которые не прошли 5%-ный барьер, то есть Дума выглядит "достаточно полноценно".

На то, что ЕР будет сотрудничать с оппозицией, указывает и член Экспертного совета Института социально-экономических и политических исследований Алексей Зудин. "Мы сможем наблюдать уже наработанный ранее опыт межпартийного сотрудничества в законодательной сфере, когда единороссы поддерживали некоторые законопроекты, разработанные оппозицией", — считает он.

Причин проигрыша много

Проигравшие партии — и те, кто значительно уступил "Единой России", и те, кто не прошел в Госдуму, — по-разному оценивают причины своего неуспеха. Лидер "Справедливой России" Сергей Миронов считает, что высокий результат ЛДПР связан с желанием избирателей проголосовать против всех. В связи с этим он выступил за пересмотр избирательного законодательства — отмену открепительных талонов, досрочного голосования и возвращение графы "Против всех" в бюллетени.

В ПАРНАС полагают, что не смогли убедить избирателей прийти на выборы, заявил РИА Новости зампред партии Константин Мерзликин, отметив, что выборы прошли при низкой явке. С ним согласились заместитель председателя партии "Коммунисты России" Сергей Малинкович и зампред партии "Патриоты России" Надежда Корнеева — они также считают невысокую явку одной из причин проигрыша.

Вместе с тем, по последним данным ЦИК, явка по России составила 47,81%, что является очень хорошим показателем для парламентских выборов.

Выборы легитимны, нарушений мало

По оценке главы ЦИК Эллы Памфиловой, состоявшиеся выборы легитимны, а нарушений было "на порядок — два порядка меньше", чем во время предыдущих кампаний.

"У меня нет никакой эйфории или шапкозакидательских настроений, давайте дождемся, но в любом случае уже есть полная уверенность, что все-таки выборы проходят вполне легитимно, и много мы для этого сделали", — сказала она.

По ее словам, нельзя сказать, что процент или уровень всякого рода злоупотреблений при голосовании зашкаливал и мог бы поставить под сомнение легитимность этих выборов.

Вместе с тем ЦИК все же зафиксировал три вброса бюллетеней в трех регионах, в частности в Нижегородской и Ростовской областях, а также в Дагестане. Итоги голосования на этих участках будут отменены. Также комиссия направила в Генпрокуратуру материалы на одного из кандидатов за возможное неправомерное ведение избирательной кампании.

В продолжение темы:
Тюремные тату

Сборную мясную солянку я готовлю в мультиварке двумя способами. Первый - на мясном бульоне, обычно, говяжьем. Но для солянки многие используют также свинину и курицу. И второй...

Новые статьи
/
Популярные