Enslaved: Odyssey to the West - обзор игры. Enslaved: Odyssey to the West — яркие краски катастрофы

Суровый мир после Третьей и Четвертой мировых войн - мир, погруженный в царство дикой природы, погребенный под слоями почвы и дикорастущими пальмами. Какие испытания готовит для нас мир Enslaved вы узнаете из нашего обзора!

Отправить

Ninja Theory , студию с шестилетним стажем и тремя крупными играми в послужном списке, благодаря статусу независимой британской конторы и великолепному , еще на старте текущего поколения консолей было не стыдно приравнивать к небезызвестным землякам - если не к Lionhead , то, как минимум, до Evolution Studios (авторы серии ) они доросли.

В 2010 году англичане окончательно переросли собственный статус талантливых «догоняющих», причем сделали это крайне оригинальным способом. Сейчас, когда вы читаете этот текст, в недрах студии с жутким шумом, под вой сотен тысяч фанатов инфантильного блондина Данте, проходит процесс творческого переосмысления легендарной японской серии (в частности смена внешнего облика героя по указанию Capcom ). В это же время все, кто сумел на минуту отвлечься от преждевременных гневных выпадов в адрес восточного издателя, наверняка уже добираются до титров . Эпатажем новой прически великого героя здесь и не пахнет, зато отчетливо виден творческий почерк самой Ninja Theory .


В отличие от , своеобразного чистого листа (если, конечно, не вспоминать неровный Kung Fu Chaos ), за стояли горы идей, которые так и просились в тираж. Но стоило также понимать, что засверкают старые наработки лишь при наличии мощного сценарного фундамента: три года назад разработчики буквально озолотились на теме восточной мифологии, и в этот раз требовалось что-то не менее оригинальное. Например, апокалипсис. Да не простой, а «зеленый» - с полным погребением цивилизации под гущей тропиков.

Явно чувствуя тонкий лед под ногами (в последнее время тему полного возврата к естественной природе раскрыть толком не могут даже в кино), ответственные за сюжет люди построили максимально фактурный бэкграунд. События происходят в далеком будущем, после Третьей и Четвертой мировых войн. Человечество угнетено разумными машинами-убийцами, в то время как окружающий их мир представляет собой гигантские труднопроходимые джунгли. Радикальный раскол общества - в комплекте: на разных территориях обитают типовые мускулистые дикари и ученая интеллигенция, особняком стоят работорговцы.


Впервые наши герои встречаются на борту величавого рабовладельческого судна. Покидают воздушную тюрьму, как и положено, побегом, после чего начинают самоотверженно строить планы по свержению «железного» гнета. Все обычно, за исключением одной детали: Трип - представительница той самой интеллигенции и по совместительству - компьютерный гений, в то время как ее новоиспеченный попутчик Манки - воспитанник дикой природы, по всем внешним признакам напоминающий неандертальца. Друг без друга им, понятное дело, никуда, поэтому девушка решает перестраховаться и инсталлирует «другу» жестокую систему рабоконтроля: стоит Манки сделать неверный шаг - как голова начинает раскалываться под действием железного обруча.

На всю игру тут только три полноценных персонажа, следовательно ничто не мешало сценаристам сосредоточиться на пикантных отношениях главных героев. Протагонист, сыгранный и озвученный давним партнером Ninja Theory Энди Серкисом , демонстративно злится и бесперебойно шутит, - настолько живых персонажей в играх встретишь нечасто и за одну лишь харизму остроумного дикаря с двухметровым копьем не самому оригинальному сюжету с радостью прощаещь многое. А главное - практически все диалоги строго функциональны: в репликах умело дозирован как юмор, так и драма, соответственно дискуссии ведутся строго по делу, в угоду общей фабуле.


Плюс, конечно, запал волшебного приключения, которого мы и ждали в первую очередь. Когда персонажи на старте новой миссии обсуждают план действий и разведывают местность, а где-то вдалеке виднеется накренившаяся ржавая башня с ветряной мельницей, путь к которой устлан бетонными плитами поверх зарослей диких кустарников с озером неподалеку, - испытываешь совсем уж неприличный восторг. Хочется забыть про все дела и отправиться туда, на Запад. Жаль что к финалу разработчики так и не преподносят нам ничего интересного - изумительных солнечных видов становится все меньше, а глупых многоэтажных конструкций из металла, нагло попирающих все представления о том, что такое настоящая сказка, - больше.

Впрочем, именно сложность и разветвленность декораций являются залогами успеха геймплея. На взаимодействии героев в построено куда больше ситуаций, чем может позволить себе современный консольный экшен без возможности кооперативного прохождения. Больше всего удручает то, что Манки куда как более универсальный персонаж, нежели его рыжеволосая подружка и пресловутая зависимость героя - не более чем простая условность. Для нас этот факт оборачивается сущей рутиной: во время прохождения особенно просторных уровней Трип необходимо едва ли не ежеминутно перебрасывать через пропасти и подсаживать на уступы. Неповиновения часто караются травмой черепной коробки.


Девица в свою очередь усердно изучает данные на любимом компьютере, изредка отвлекаясь от голографического экрана, чтобы взломать систему защиты прохода на очередную локацию или вежливо намекнуть напарнику, куда бежать/лезть/прыгать дальше.

С точки зрения геймплея на этом полезность технически-подкованной барышни, правда, не иссякает. Дело в оригинальной системе прокачки: покупка новых приемов и вложения в физические характеристики производятся вроде как с помощью того самого злосчастного компьютера, который помогает Трип контролировать «добровольца поневоле». Все апгрейды привязаны к специальному меню, что вполне, кстати, логично - за владелицу хитроумного устройства поиграть все равно не разрешат, а сам протагонист вряд ли умеет пользоваться чем-то сложнее тостера (да и то в виде метательного оружия - прим. редактора ).

Это же меню, к слову, хранит опции включения контекстно-зависимых указаний: пробегая под шквальным огнем турели, мы можем легким нажатием кнопки перенести вражий огонь на товарища в юбке (которая тем временем начинает активно отвлекать врага всевозможными криками-взмахами) и спокойно двигаться к цели. Схожим образом нетрудно «сказать» героине, что пора бежать дальше, одновременно с этим обратив внимание стрелка на себя. Исполняются подобные тактические маневры без единого сучка, и ругать топорность персонажей почти не приходится. Да и, чего греха таить, некогда - роботы существа беспристрастные и неустанные, бьют наповал, стоит только высунуть макушку.

Особенно если учесть, что вышеописанные трюки - главный и единственный отголосок «стратегических сражений», по поводу которых Ninja Theory столь любезно распылялись в каждом втором предрелизном интервью. Сами битвы с роботами - худшая часть . Ситуация очень напоминает нелепое несоответствие, возникнувшее два года назад между презентациями и непосредственно самой игрой: терминаторы, в теории сложные механизмы, с десятками слабых мест, уничтожались однообразно и без лишних раздумий с нашей стороны. Тут тоже самое, только со скидкой на жанр (слэшер) и фаталити (очень зрелищные отрывания конечностей; в некоторых случаях можно отодрать от полумертвой туши пулемет). Есть два однообразных вида удара, покупаемые приемы (из которых мы рекомендуем приобрести всего один, но самый дорогой), перекаты и блок. Заметно, что разработчики по традиции брали курс на европейские слэшеры (вроде ), а стоило на японские - высокие прыжки и ловкость для Манки качества определенно более родные, нежели картинная, неторопливая брутальность.


Схватки с рядовыми роботам, коими игра на удивление неизобретательно мучает вас поначалу, быстро перетекают в мини-sandbox с поиском оптимального пути прохождения минного поля. После - прикрытие напарницы станковым пулеметом, побег от гигантской механизированной псины, серфинг на глайдере по жизнеутверждающих развалинах моста и...методы обольщения игрока практически иссякают.

Здесь нужно пояснить кое-что не слишком приятное. В идеале - это никакая не одиссея, а двухчасовой набор предельно сочных экшен-зарисовок, увенчанных минутной сценой битвы исполинской металлической махины с не менее внушительным роботом-скорпионом, зашедшим сюда на огонек из « ». Но по вполне очевидной ошибке (как вы думаете, легко ли отбить бюджет, полагаясь на игру продолжительностью в два часа?) все это оказалось унизительно тонким слоем размазано по восьми часам геймплея. Таким образом, главное, чем нам предстоит заниматься в перерывах между созерцанием ослепительно красивого мира и просмотром гениальных cut-сцен с шикарными диалогами - зевать, дожидаясь очередного всплеска дизайнерской фантазии.

Зевать и прыгать. Акробатика больше всего напоминает соответствующую часть , избавленную от пресной режиссуры. С одной стороны, благодаря своевольной камере, цепляющей предельно адреналиновые ракурсы, даже во время скромных прыжков по балкам чувствуешь себя действующей звездой цирковых этюдов. С другой - мы сильно ограничены в действиях (сорваться, например, почти невозможно) и по факту лишь выбираем направление героя. Все это делает акробатику крайне зрелищным, но совершенно не обязательным развлечением, о существовании которого вне рамок задания можно и не вспоминать.


Получилась игрой скромной ровно настолько, чтобы с чистой совестью поставить ей чуть менее 70%. Но старание и талант разработчиков, вкупе с мощным актерским составом иногда творят чудеса. Перед нами лучшее средство для ухода от серой осенней действительности - с солнцем, юмором и Энди Серкисом .

Если вы видели Heavenly Sword , предыдущую работу Ninja Theory , то в Enslaved: Odyssey to the West узнаете их почерк без труда. У этих игр много общего. Энди Серкис (среди хоббитов также известный как Голлум) - на месте. Лицевая анимация - загляденье. История - снова с оглядкой на древнеазиатскую литературу: на этот раз вдохновлялись классическим китайским романом «Путешествие на Запад», переместив все события в XXII век. Много крупных планов в кат-сценах. Драться, опять же, приходится.

Но главное сходство в другом. Обе эти игры очень легко ругать - за недоделанную механику, сырость, скучных боссов... а оторваться все равно невозможно. Всем бы такие «проблемы».

Лепесток за лепестком

Если вы не особенно следили за разработкой Odyssey to the West (что не так уж трудно: по-человечески игру показывали только на последней Е3), то уж по крайней мере в курсе, в каких декорациях тут все происходит. После «зеленого апокалипсиса» природа взяла свое: небоскребы обвиты лианами, кусты пробили асфальт и вымахали до десятого этажа, каждая первая стена расцвела бутонами и маковыми ростками, могучие деревья можно повстречать в самых неожиданных местах. Люди тем временем пережили крупную войну и кучкуются на защищенных базах, а вокруг бродят механические роботы и постреливают по случайным движущимся целям.

История, однако, стартует без лишних пояснений: во время крушения воздушного корабля на капсуле спасаются девушка-хакер Трипитака и безымянный верзила, который просит называть себя Обезьяной. Трип, которой в одиночку ни за что не добраться до базы своего отца, пошла на хитрость - надела на своего нового знакомого специальный шлем, пока тот был без сознания. Правила простые: Обезьяна погибнет, если отойдет от хозяйки слишком далеко или если ее сердце перестанет биться. Слово «пожалуйста» в XXII веке вышло из моды.

От Enslaved, как и от Heavenly Sword, веет каким-то таинством, легендой, эпическим похождением, хотя в кадре только два человека. Из простой в общем-то истории (мужчина помогает женщине поневоле, но вскоре они проникаются симпатией друг к другу) у британцев снова получилась киношная авантюра пополам с уютным книжным приключением. Для разработчиков герои и декорации по-прежнему важнее всего остального, плюс - они точно знают, каких людей нужно приглашать со стороны. Так, Энди Серкис не только кривлялся для motion capture, но и выступил как режиссер, помогал в разработке сюжета, а музыку написал Нитин Соунэй - необычный композитор индийского происхождения (послушайте, пожалуйста, его мелодии к фильму «Тезки »), способный, к счастью, сочинять что-то отличное от привычного приключенческого «па-ра-ра».

Собственно сценарий - дело рук Алекса Гарленда («28 дней спустя», «Пекло»), и это, конечно, чувствуется: Enslaved проходится от диалога до диалога или хотя бы до немой сцены, в которой Трип хлопает глазками. Гарленду удалось весьма тонко избежать классической скрипт-конструкции «знакомство - приключение - трансформация героев - романтический хеппи-энд» (как именно - мы, ясно, не расскажем!), а во второй половине игры, когда старые герои чуточку наскучивают, появляется Пигси, толстопузый человек-свинтус, о некоторых особенностях характера которого мы также умолчим.

Много диких обезьян

Поглощенные футуристической одиссеей, вы, вероятно, не сразу заметите, что в Enslaved еще и нужно нажимать на кнопки. Если продолжать сравнения с Heavenly Sword, то новая механика, безусловно, проще. Обезьяна, за которого и приходится играть, обучен всего двум ударам и нескольким эффектным добиваниям, плюс стреляет плазмой и электромагнитными импульсами из своей дубинки. Учитывая, что на всю игру - один тип врагов (не считая боссов), применений такому скромному набору находится немного. «Голый» робот - мутузим руками. Стоит далеко - стреляем. Прикрывается щитом - обезвреживаем магнитным лучом и добиваем.

Но сражаться приходится не так уж и часто. По устройству и темпу уровней Enslaved - это скорее пространственная головоломка, чем экшен. Дело в том, что (помним про шлем) Обезьяна не может далеко убежать, ему постоянно приходится тянуть за собой Трип, а она девушка хрупкая. Поэтому штатная ситуация тут выглядит следующим образом. Вас оставляют на каком-то отрезке локации, где необходимо, скажем, добраться до люка на крыше. Трип сканирует местность при помощи напичканной электроникой стрекозы, вокруг обнаруживаются защитные турели, мины, ямы и те самые роботы, а дальше начинается мартышкин труд. Прыгая, словно орангутанг, по платформам, карабкаясь по трубам и уступам, опуская мосты и лестницы, ломая автоматические пушки и сваливая на непроходимые выбоины целые грузовики, Обезьяна в конце концов расчищает путь, подзывает подругу к себе (или тащит на горбу) - все, дальше следующий набор преград. Вмешательство Трип сведено к минимуму: можно попросить девушку голограммой отвлечь врагов и турели, пока вы пробегаете мимо.

Боссов всего двое, но обоих приходится убивать многократно.

Важно понимать, что ни головоломки, ни экшен, ни тем более акробатику Enslaved не назовешь безнадежными, но при этом цельной картины из них не складывается. Просто у Ninja Theory нет четкого понимания, как собрать из всего этого приключенческую игру, а не набор интерактивных сцен. Вспомните Uncharted 2 - там сценарий неотделим от геймплея. Ограбление музея, исследование храмов, погони в горах, танковая атака деревушки - во всем вы участвуете лично. В Odyssey to the West ровно два ярких момента: в одном Обезьяна ловит стрекозу, в другом Трип учится езде на броневике. В остальное время авторы просто расставляют роботов и ловушки, чтобы заставить вас бежать вперед, а под конец еще и загоняют на грязный вонючий завод. Но как только у вас забирают управление, а персонажи открывают, наконец, рот - о получасе монотонных прыжков ни капельки не жалеешь.

* * *

Если на секунду отвлечься от неизбежных аналогий с Heavenly Sword, то несложно сделать вывод, что, по ощущениям, Enslaved напоминает первую часть Uncharted. Такая же милая и такая же неровная. Но ведь ради эффектных драк можно купить Bayonetta . Скакать по крышам интересно в inFamous . Для любителей экшен-головоломок не за горами Portal 2 . А вот Enslaved - вся такая яркая и теплая - одна на миллион, как песня Эдиты Пьехи про оранжевое солнце.

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E4400 2,2 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,0 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c и 256 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 9600/AMD Radeon HD 4850, 15 Гбайт на жестком диске Дата выхода 8 октября 2010 года (PS3, X360),
25 октября 2013 года (PC) Возрастной ценз от 12 лет Платформы PC, PS3, Xbox 360 Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Известно, что порты не самых свежих консольных игр следует ругать уже за сам факт их существования. Обычно такими проектами занимаются какие-нибудь сторонние студии, не участвовавшие в своё время в разработке и настроенные выполнить задачу «на отцепись». Издатели не против: оригинальная версия для приставок вышла ещё несколько лет назад, а теперь можно выпустить и кое-как сделанную сборку для Windows с кривым управлением, ужасными текстурами и прочими мелочами, которые могут так сильно испортить впечатление; в общем, плевать — на ожидаемо скромные продажи это всё равно не повлияет.

Правда, под конец этого поколения запоздалые порты уже не отличаются настолько плачевным качеством. Brutal Legend, Deadly Premonition и Castlevania: Lords of Shadow перенесены неплохо, а теперь в Steam пожаловала и Enslaved: Odyssey to the West, вышедшая на консолях ровно три года назад. Остаётся ещё вопрос, связанный с актуальностью таких релизов, но, наверное, хороших игр много быть не может. Особенно на ПК.

⇡ Романтика пустоты

Действие происходит в XXII веке — планета пережила серьезный катаклизм, после чего большинство людей исчезло. История стартует без лишних предисловий и даже не собирается вводить в курс дела — нам толком не объясняют, что конкретно случилось с нашим миром, кто управляет вездесущими роботами и летающими рабовладельческими баржами, на которых везут остатки выживших к некой пирамиде. Enslaved следует воспринимать как сказку о фэнтезийном мире, где на первый взгляд много знакомых деталей, но в подробности и контекст углубляться нет никакой нужды.

Протагонист со странной кличкой Манки приходит в себя на одной из таких барж, которая, кажется, вот-вот рухнет. Вместе с рыжеволосой девушкой по имени Трип герою всё-таки удаётся спастись, а после жесткого приземления новая знакомая просит об услуге — сопроводить её за несколько сотен миль домой. Хотя, слово «просит» не совсем подходит к действиям дамы: Трип надевает на Манки шлем, подавляющий волю, — здоровенному мужику приходится принять все условия; тем более что, если девушка вдруг погибнет, то устройство на голове убьёт и самого героя.

Enslaved — это своеобразная адаптация китайской сказки «Путешествие на Запад», только в постапокалиптических декорациях, где на развалинах мира нет никого, кроме собранных из мусора металлических андроидов. Но здесь нет акцента на темной стороне катастрофы, как, например, в Fallout или The Last of Us; наоборот, мир выглядит так, словно и без человека ему вполне неплохо. Трава пробивается сквозь когда-то асфальтированные дороги, небоскребы постепенно ветшают и рушатся, а остовы автомобилей гниют на пустынных улицах. В игре, полной ярких красок, почти всегда светит солнце и хорошая погода — это очень необычный, интересный и в чём-то даже позитивный взгляд на разрушенную Землю. Мол, люди ушли, а жизнь всё равно продолжается.

Но основное внимание акцентируется на характерах главных героев. Между Трип и Манки по понятным причинам сначала чувствуется напряжение, однако в процессе длинного и, надо сказать, полного разочарований путешествия персонажи сближаются. Без романтического подтекста: мужчина скорее берёт на себя роль старшего брата для хрупкой девушки. В истории появляется и третий участник, уже комедийного плана: свиноподобный механик Пигси, который вроде как должен был помочь дуэту протагонистов.

Ninja Theory, создателям Heavenly Sword и DmC: Devil May Cry , всегда отлично удавались истории и по-настоящему живые персонажи. На экране вроде бы ничего особенного и не происходит, но всё равно не оторваться от, казалось бы, самых обычных сцен: скажем, Трип просто удивлённо хлопает глазами, а Манки нервно осматривает местность. Потрясающая актёрская игра и убедительная режиссура.

⇡ Драки, команды и прыжки

Куда хуже у английских разработчиков с непосредственно игровой стороной (так, во всяком случае, продолжалось до DmC) — Enslaved неровная и производит очень неоднозначное впечатление.

Во-первых, сражения. У Манки достаточно ограниченный список приёмов и способностей (хотя персонаж с течением времени прокачивается): рукопашная атака да несколько бесхитростных движений волшебной палкой, которая иногда стреляет. Врагов, по сути, здесь вообще всего одна разновидность, не считая боссов. Впрочем, с последними битвы проходят по строгому сценарию — в основном герои каким-то образом сбегают, прячутся или долго и нудно бьют по слабым местам. Не сказать, что от этого вообще не получаешь никакого удовольствия, но после нормальных слэшеров экшен в Enslaved кажется уж слишком простым и заурядным.

Во-вторых, платформинг. Манки чаще карабкается по стенам, прыгает через пропасти и решает примитивные пространственные головоломки, нежели собственно сражается. Это не «Принц Персии» и даже не Uncharted — в Enslaved практически невозможно разбиться, а путь, заботливо подсвеченный «правильными» кирпичиками, всегда один-единственный. Другое дело, что в рамках узких уровней иногда требуется время, чтобы понять, куда следовать дальше — для линейной игры это, в общем-то, тоже некоторая недоработка.

В-третьих, взаимодействие с Трип. Подобно тому, как это было в Prince of Persia (2008), спутница практически не отходит от главного героя (вернее, наоборот: шлем не даёт им разлучиться). Девушка, разумеется, не так сильна и ловка, как Манки, поэтому для неё необходимо обезопасить путь, заботливо взять на руки или швырнуть со всей силы через пропасть. Зато она, в свою очередь, может отвлекать врагов силовым щитом и открывать всякие замки. Всё это реализовано предельно просто и после BioShock Infinite и The Last of Us выглядит даже несколько наивно (но не забываем, что сама по себе Enslaved появилась ещё в 2010 году).

Ещё здесь есть полёты-покатушки на глайдере, зрелищные погони и чуть-чуть исследования мира. Каждый из элементов сложно хвалить, но всё вместе это складывается в сравнительно неплохую, пусть и не идеальную игру. Однако дизайн разрушенного мира, персонажи и сама история получились значительно лучше всего остального.

Портирование на компьютеры прошло сравнительно безболезненно. Да, здесь исключительно консольный интерфейс (ужасное главное меню), комфортно играть только с геймпада, а текстуры и детализация плохо смотрятся в Full HD-разрешении. Но при этом количество кадров в секунду не проседает, да и каких-то багов нами не было замечено. Кроме того, ПК-версия поставляется вместе с DLC: дополнительными костюмами для героев и дурацкой предысторией с Пигси в главной роли.

В любом случае Enslaved остаётся одной из самых красивых игр этого поколения. Недоработки самой игры не особо раздражают — она проходится просто очень легко, зато сюжет и атмосфера необычного постапокалипсиса точно стоят ваших 500 рублей.

Достоинства:

  • визуальное оформление;
  • работа с персонажами;
  • сценарная часть.

Недостатки:

  • если разобрать геймплей на детали, то ситуация так себе.
Графика Всё здорово с дизайном, но по меркам современных ПК-игр детали, конечно, местами грубоваты. 9
Звук Enslaved не радует классным саундтреком и звуковыми эффектами, зато здесь хорошее озвучение. 7
Одиночная игра Увлекательная история с живыми героями про путешествие в необычном мире. Наблюдать за происходящим чуть интереснее, чем играть, — но это, наверное, сложно назвать критическим недостатком. 8
Коллективная игра Не предусмотрена. -
Общее впечатление Всем неравнодушным к хорошим приключенческим боевикам с тонкой историей точно не стоит пропускать. 8

Enslaved: Odyssey to the West

Видео:



Пару месяцев назад случилось страшное: продюсер Capcom Кейдзи Инафунэ (Keiji Inafune) публично заявил о намерениях своей компании «перезапустить» японский сериал – на этот раз с прицелом на западных игроков, которые, по мнению самого издательства, не в восторге от готических декораций и не слишком мужественных блондинов-метросексуалов. Вслед за этим заявлением появился анонс новой DmC (название пишется только так) и небольшой ролик, в котором обновленный Данте своим свежим образом ввергает в шок всех фанатов оригинала. Хвататься за голову и винить Инафунэ в убийстве легендарной игры, конечно, можно – ситуация располагает. Но с выводами лучше не торопиться. Разработкой нового проекта займется Ninja Theory , создатели неплохой и… Enslaved: Odyssey to the West , за которую можно выписывать безлимитный кредит доверия – это настолько прекрасная игра, что ее в обязательном порядке нужно ставить в пример всем остальным разработчикам приключенческих проектов.

Enslaved каким-то невероятным образом заставляет думать о том, что ее сделали лет десять назад, когда к играм относились как к произведениям искусства. Разработчикам удалось невероятное: на основе самой простой и примитивной механики выстроить проект, который хочется рекомендовать знакомым и без конца проходить снова и снова. Так качественно игры уже не делают – за редким, разумеется, исключением.

Драма футуризма

Главный герой – огромный мужик-уголовник с говорящим именем Манки (Monkey), который в ходе собственной транспортировки из одной тюрьмы в другую вдруг оказывается в центре саботажа, организованного второй героиней игры, Трип (Trip). Последняя одевает на Манки чудо-шлем, позволяющий управлять человеком силой мысли, ну, или убить его. Чтобы освободиться от рабства, Манки нужно доставить Трип до ее родного поселения. Важно кое-что пояснить: действие происходит в далеком будущем, где почти всю грязную работу за людей выполняют машины-мехи. Они-то и встанут на пути у героев. Драма, которая по мере прохождения развивается между двумя персонажами, и заключает в себе главную особенность Enslaved , даже несмотря на то, что на экране не происходит ничего принципиально нового. Тем не менее, разговоры героев нельзя не слушать, а ко всей ситуации очень сложно относиться равнодушно – настолько удачно проработаны игровые характеры. Именно с их помощью сценаристы мастерски приковывают внимание к происходящему на экране, хотя сюжет почти не развивается. Ну, бегут два персонажа из одной точки в другую, по пути на них нападают разные , в том числе и гигантские собаки. Еще им встречаются аквариумы с рыбками и урбанистические пейзажи разрушенного Нью-Йорка.

Оторваться невозможно: вот Трип рассуждает о преимуществах закрытой экосистемы, которая, по ее мнению, может выжить даже в условиях разваливающегося окружающего мира. Вот она учится водить самый настоящий танк – и это, пожалуй, самый запоминающийся комичный эпизод в игре. И чем дальше движешься по сюжету, тем сильнее привязываешься к персонажам, тем больше за них переживаешь. В магии местного сюжета нет ничего удивительного, над ним работал профессиональный драматург Алекс Гарланд (Alex Garland), ответственный за сценарии к кинофильмам «Пляж» и «28 дней спустя». На «отлично» со своей ролью справились и актеры, которые профессионально передают настроение и характеры героев посредством диалогов. Свой голос громиле Манки подарил Энди Серкис (Andy Serkis), он же озвучивал Горлума во «Властелине колец» (), и он же отвечал за режиссуру в Enslaved . Нельзя не сказать и о великолепной музыке, за которую в ответе британский инди-композитор Найтин Сони (Nitin Sawhney).

В плане геймплея разработчики снова не предлагают ничего нового. По сути, перед нами очень красочный и зрелищный платформер, в основе которого лежит опыт разработки игр последней пятилетки: прыгаем по балкам, уступам. Периодически акробатика прерывается на схватки с врагами.

Придаток робота

Несмотря на то, что играть в Enslaved все-таки интересно, сам геймплей носит скорее придаточную роль и существует только для того, чтобы познакомить игрока с персонажами и потрясающе красивым миром. Здесь невозможно заблудиться и всегда понятно куда идти, невозможно упасть со скалы, невозможно убежать куда-нибудь прочь просто потому, что хитрая Трип в случае торжественного исчезновения с локации взорвет мозг Манки с помощью того самого шлема. Здесь, конечно, есть хитрые головоломки с использованием рычагов и выключателей, есть и нисколько не утомляющие прыжки по балкам, карнизам и прочим выступам, но играть при этом совершенно несложно, а для большего удобства маршрут еще и услужливо подсвечивается. Геймплей в Enslaved не утомляет и не отвлекает от сюжета, зато дает повод лишний раз полюбоваться гениальной работой художников. Многие уровни нарисованы так, что их хочется перепройти только ради еще одной возможности насладиться местными красотами. Чего только стоит, к примеру, уровень с разрушающейся прямо во время полета воздушной тюрьмой, которая в определенный момент сшибает статую свободы. Или, допустим, Бруклинский мост, ржавый и похожий на свалку.

Даже местная боевая система – и та, кажется, сделана только в декоративных целях. Приемов у Манки катастрофически мало, но свой небогатый арсенал он отрабатывает с изящностью солиста Большого театра. Большую часть игры придется сражаться в ближнем бою, охаживая врагов палкой. Из противников – только мехи, которые бывают нескольких видов. Одни сражаются с помощью клинков, другие – палят из автоматических орудий. Сами схватки делятся на три вида: ближний бой, перестрелки и сражения с боссами. Классического мордобоя, конечно, больше всего, стрелять же приходится только в установленных на уровнях роботов-турелей. Патронов здесь мало, а потому выстрелы, в основном, точечные и единичные – сумасшедшей пальбы нет.

На всякий случай разработчики добавили в Enslaved систему прокачки: по мере прохождения Манки развивает свои навыки ближнего боя и владения огнестрельным оружием, улучшает собственный щит, который какое-то время спасает от вражеских ударов и выстрелов, учит новые приемы. В принципе, кардинальных изменений в геймплей все это не вносит, зато обеспечивает более легкое прохождение игры. Хотя, казалось бы, куда уж легче…

В итоге хочется вернуться к тому, с чего начинали: Enslaved – игра исключительная, хоть и немного сбавляет обороты ближе к финалу. Тем не менее, это очередной пример того, как нужно разрабатывать приключенческие игры, да и с каким подходом игры следовало бы делать вообще. Правильный и профессионально написанный сценарий, потрясающая работа художников, стиль и модный геймплей – все это превозносит Enslaved на высоту . Остается переигрывать самые запоминающиеся моменты и мучить себя вопросом, почему столь качественные проекты выходят не чаще, чем один раз в год. Теперь вся надежда на новую DmC ?

Геймплей: 8.0
Графика: 8.0
Звук и музыка: 9.5
Интерфейс и управление: 8.5
Оценка автора: 9.0

В такие моменты четко ощущаешь, что пришел твой черед встать на путь политики двойных стандартов. Когда речь идет о гипотетическом , то гипотетически упрощенное управление раздражает меня до зубовного скрежета и хруста суставов сжимаемых пальцев. Ну… терпеть не могу убийцу, который не только легко расправляется с жертвами, но и сам управляется как-то слишком легко. Где же вызов каким-то навыкам, способностям? Даже если они и ограничиваются виртуозным шлепаньем по клавишам да дерганьем мыши – хотя бы так.

Enslaved: Odyssey to the West

Enslave my heart

От Трип лучше далеко не отходить...


Enslaved – совсем другое дело. Второй громкий проект довольно известной студии Ninja Theory, главным достижением которой до сих пор был PS3-эксклюзив Heavenly Sword, который, судя по информации в сети, продался не очень хорошо. Проблема, наверное, в том, что в Enslaved нет красавицы с огромным фаллическим символом в руках – мечом, то бишь, - с которым она так возмутительно легко управляется. Поэтому Heavenly Sword может спать спокойно: конкуренции со стороны Enslaved не предвидится. Если искать аналогии, то лично мне на ум первой приходит – пример отличной игры, откровенно непонятой современниками (точнее – массами). Как результат: сиквел строгают удивительно медленно, а неофиты ожидают HD-ремейка. Конечно, Enslaved культовый статус «гениальной недооцененной игры» не грозит: нет в нем той россыпи изюминок, из которых состоит BG&E. Enslaved откровенно ориентирована на акробатические головоломки, нехитрые, но зрелищные бои, на развитие отношений главных действующих лиц. Но всё это выполнено на более высоком уровне в 2008 года выпуска. Остается еще и философский подтекст, но до него дотянет далеко не каждый игрок, ведь демо-версия на глубокую мысль, заложенную в самую суть игры, никоим образом не намекает, а 30 минут в компании сутулого качка с ведром геля для волос на голове вряд ли убедят кого-то отправиться в магазин за игрой. Впрочем…

Примерно через полтора столетия человечество практически исчезнет с лица Земли. Вопреки мрачным прогнозам с его бесконечными пустынями, практически полное вымирание homo sapiens приведет к тому, что мир (во всяком случае – восточное побережье США) будет захвачен растительностью. Огромными густыми лесами, зелеными лугами, прекрасными цветами. И роботами. Последние нещадно преследуют представителей человеческой расы и в лучшем случае убивают, а в худшем – сажают в корабль и куда-то перевозят. Неизвестно, что делают с похищенными, никто не видел, куда их транспортируют, и уж совсем наверняка можно говорить о том, что оттуда (где бы это место ни было) еще никто не сбегал. Главному герою игры с абсолютно негеройским именем Манки (Monkey – «обезьяна») «посчастливилось» оказаться в каюте эконом-класса рабовладельческого корабля: как он туда попал, чем занимался до этого, – всё это не важно. Важно то, что на корабле происходит авария, некоторым пленникам удается вырваться из своих клеток, и теперь для них самая главная задача – спастись с падающего в самом центре (когда-то) Нью-Йорка корабля. В последней спасательной капсуле разместилась миловидная девушка, которая страшного потного мужика пускать внутрь не захотела, а потому после кратковременного полета Манки всеми частями тела соударяется с приятно твердой после разваливающегося корабля, но чертовски жесткой поверхностью земли…

…придя в себя, он видит перед собой ту самую девушку – Трип (Trip – «путешествие»). Тут бы и обучить мерзавку правилам хорошего тона, но она с дрожью в голосе сообщает, что пока Манки валялся в отключке, она нацепила ему на голову контролирующее устройство рабовладельцев: стоит ей отдать команду, и Манки будет вынужден подчиниться, иначе ему предстоит испытать сильнейшие боли. Ежели девушка умрет, то умрет и ее раб… В будущем слова «пожалуйста» не существует: девице надо добраться до безопасного места – поселения, где верховодит ее отец. Но до него 300 миль, и одной ей не справиться. А учитывая характер и внешность Манки, рассчитывать на то, что он просто так согласился бы сгонять черт знает куда ради непонятно кого, не приходилось.

And I think to myself:
What a wonderful world!

Пара главных персонажей, из которых полноценно управлять можно только одним, – не новость для игровой индустрии. Есть великолепный дуэт из гениальной ICO, вспоминаются эпизоды из , Prince of Persia, опять же… Но Enslaved сложно тягаться с этими колоссами, ибо на их стороне новаторство, великолепные бои, хитроумные загадки или же потрясающая работа виртуального оператора. Enslaved берет другим: какой-то удивительной атмосферой уюта, приятным дизайном, нетривиальной историей. После многих лет, проведенных в выжженной пустыне, на такой постапокалипсис любо-дорого смотреть. Буйство жизни и красок – вот так в нескольких словах можно описать мир будущего, балом в котором правит робот, не человек. Величественные развалины городов, грандиозные свалки истории, когда-то бывшие заводами или фермами, неказистые поселения немногочисленных выживших… Суровый быт человека XXII века не особо сочетается с жизнерадостной палитрой и вдохновляющей сочностью расцветок интерьеров полуразрушенных зданий. Глядишь, создали бы авторы черно-серый мир с брутальным героем и напарницей в латексе – и продали бы свои миллионы копий, а так…

Некоторые даже не понимают, что у Манки нет хвоста, – просто он что-то повязал у себя на поясе. Хотя и без этого аксессуара герой смотрится, мягко говоря, сомнительно. На лицо – откровенно не Питт, не Уиллис, ловок как обезьяна и столь же неказист на вид. К Трип это не относится, но она и не является главным героем, тем, по кому многие и будут судить о самой игре. Тут встает вопрос: насколько сильно ваши впечатления от проекта зависят от внешности персонажей? Можно не переносить на дух аниме, ужасаться гипертрофированным головам в очередной jRPG, но когда в самой игре другой персонаж спрашивает у главного героя, не злоупотребляет ли он гелем для волос… хм, это наводит на определенные мысли... Кстати, технологически игра не представляет из себя ничего особенного: UE3 гарантирует впечатляющие ракурсы, отличную лицевую анимацию и неплохие спецэффекты, напоминая о прошлом размазанной текстурой какой-нибудь стены. Стандарт, не более того.

So, I die – You die


Трип не так прыгуча, как Манки,
а потому некоторые препятствия она преодолевает исключительно... в полете.
А Манки только и рад лишний раз швырнуть нахалку.


Игровой процесс Enslaved прост и непринужден. Если говорить об акробатической стороне вопроса, то ничего выдающегося в игре, к сожалению, нет. В большинстве случаев нам покажут примерный маршрут следования, разжуют, что и как делать, и останется всего-навсего аккуратненько попрыгать по указанным балкам, уступам, стенам… Причем, что интересно, особых усилий прикладывать не придется: если в Дрейк сам руку тянет к следующему камню, то в Enslaved в пору вручать «достижение» «сорвался и упал». Потому что сделать это практически невозможно. Лично я (когда замечаю подобное в играх) быстро теряю интерес к «простецкой» акробатике и, как правило, прекращаю знакомство с игрой. Enslaved не спасло бы даже «облако» - транспортное средство, на котором перемещались хулиганы из «Назад в будущее 2», которое активируется в некоторых локациях. Действительно, жить становится веселее, но… не более того.

Бои, кажется, тоже особыми изысками не балуют. «Слабый» удар, «сильный» удар. «Широкий» взмах разбрасывает противников, предоставляя Манки пространство для маневра, «парализующий» - временно выводит противника из строя. Вот, в общем-то, и всё. По продуманности и сложности боевой системы Enslaved нельзя сравнивать даже с (хотя многие почему-то пытаются), не говоря уже о действительно крепких, неподатливых слэшерах. Хотя определенный шарм, несомненно, имеет место быть: если у робота проблемы с «внутренностями», его можно «закоротить», толкнуть в сторону его товарищей и увидеть приятный глазу (ибо UE3) и сердцу (ибо с собой он на тот свет может утащить одного-двух противников) взрыв. У некоторых врагов можно оторвать манипулятор-пулемет и порезвиться с теми, кому не удалось превратиться в металлолом немного раньше. В конце концов, можно оседлать турель и выкашивать противников мощнейшими очередями… но всё это делается по велению скрипта, читай - дизайнеров и сценаристов. Потому что, например, не на каждую турель можно усесться. Но уж если можно – будьте уверены: Манки обязательно, безальтернативно сядет и, опять же, обязательно будет расстреливать орды роботов. Хотя есть у боев и свои достоинства. В отличие от подавляющего большинства своих коллег из гораздо более известных и успешных игр, противники в Enslaved не ждут, пока вы спокойно расправитесь с ними поодиночке. Они действуют сообща, без промедления ударят в спину, пока вы разбираетесь с их товарищем, и вообще крайне грубо обращаются с игроком. По меркам современных реалий видеоигр.

Ведь тут нет регенерации по умолчанию! Представьте себе: 2010 год, Xbox360/PS3 и… нет регенерации. Ключевое понятие – «по умолчанию», потому что эту способность можно приобрести со временем. Господам, предпочитающим «чтоб посложнее», предстоит самостоятельно решать, качать ли полезнейший навык или гордо прописаться на экране загрузки чекпоинта. Во время своего путешествия Манки будет собирать специальные сферы, которые можно использовать для модернизации экипировки. Этим вопросом занимается Трип, которая также может носить при себе несколько аптечек на «всякий пожарный». Но надобность в них быстро отпадет, если начать «прокачивать» ветку здоровья и брони. Самоуверенные товарищи, предпочитающие не подставляться, а бить, могут плюнуть на длину полоски жизни, мощь щитов и регенерацию и того, и другого и вложить все очки в усиление ближнего боя. Наверняка найдутся и те, кто решат развивать бой дистанционный. Есть и такой. Палочка-выручалочка Манки не только больно бьет, но и неплохо стреляет - обычными зарядами и оглушающими. Последние полезны практически всегда: и в боях с боссами, и при столкновении с рядовыми противниками (если те закрываются энергетическим щитом, то именно оглушающие удары или выстрелы помогут его снять), хотя применять их тоже надо уметь. А вот вроде бы не выдающиеся плазменные заряды на самом деле довольно сильно упрощают жизнь, а потому их много не бывает. Кстати, поиск сфер для апгрейда экипировки занимает чуть ли не большую часть игрового времени: запрятаны они действительно хорошо, равно как и секреты на грани спойлеров, не найти которые не страшно, но в ином случае взглянуть на всё происходящее в игре удастся немного под другим углом.

The Longest Journey


Ближе к финалу случаются действительно сложные бои.
Не поздновато ли?


Эпичное «дорожное приключение» длится не очень долго. Специально не засекал, но что-то около 8-12 часов. Конечно, при ценах на видеоигры в России (да и в мире) за такие деньги хочется играть подольше. В Enslaved нет ни многопользовательской игры, ни какого-либо аналога New Game +, а значит, эта игра – на один раз. Незамысловатая акробатика, крайне редко напрягающие бои, – вот и вся игра. С другой стороны, есть действительно красивая концепция (миром 3,5 персонажа назвать сложно), есть интригующий сюжет, есть действительно классные главы, великое множество отсылок к известнейшим книгам, фильмам и играм прошлого, но… в этот раз мне не приходится сетовать на близорукость современных игроков: авторы сами сделали всё что могли, дабы отпугнуть потенциальных фанатов игры (даже дему выпустили такую, что она не раскрыла и десятой части того, что есть в Enslaved). Сколько хитов вышло и еще выйдет этой осенью: одна Castlevania, одновременно с которой появилась Enslaved, чего стоит! А Ninja Theory сделала упор на киношность: пригласила бывшего «Горлума» озвучить главного героя, не ударила в грязь лицом и с прочими персонажами, поместила всех их в красивый и интересный мир, но наполнить его действительно сложными боями и по-настоящему увлекательными акробатическими трюками не смогла. Или не захотела.

P.S.:

Лично я очень сомневаюсь в том, что Ninja Theory действительно способна перезапустить Devil May Cry.

В продолжение темы:
Тюремные тату

Акафист собору Оптинских Старцев Кондак 1 Икос 1 Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светилницы. Кондак 2 Видевше сети диаволъския, аки...

Новые статьи
/
Популярные