Преступление и наказание в средние века. Венецианские тюрьмы - обратная сторона истории экзотического города на воде Тюрьма на востоке называлась в средневековье

Когда многие слышат слово "тюрьма", то у них по телу пробегает холодок. Сразу же в голову лезут образы средневековья, тюремных пыток и издевательств. Такие картины легли в основу многих фильмов. Далекие времена во многом окутаны легендами, мы же пытаемся хотя бы таким образом снять завесу.

Сегодня тюрьма у современного человека уже не ассоциируется с издевательствами и пытками. Тому причиной стало изменение общества, мировоззрения людей, существования законов. Тем не менее в ходе эволюции человечества тюрьма уже успела стать одним из его атрибутов.

Прежде всего это показатель гуманизации общества, ведь изоляция намного человечнее, чем казнь. Не стоит забывать и о практической стороне вопроса - заключенные выполняют общественные работы. Сегодня во всем мире от смертной казни, как от высшей меры наказания, вообще стараются избавиться, заменяя ее пожизненным заключением.

Однако, заявляя такую меру как человечную, нам мало известно об условиях проживания самих заключенных. А ведь они могут быть совсем разными - кто-то проходит реабилитацию или пользуется комфортом, а кто-то и терпит пытки и унижения. Расскажем же о десяти самых жестоких тюрьмах современного мира.

Rikers Island является крупнейшей тюрьмой Нью-Йорка. В суперсовременном городе с 1932 года расположена тюрьма эта, которая прославилась своими многочисленными случаями жестокости и насилия. Там часты бунты, на подавление которых направляется спецназ. Еще не так давно ежегодно в этой тюрьме случалось до 1000 столкновений между властями и заключенными. Однако новые законы несколько смягчили ситуацию, ведь теперь заключенный, напавший на сокамерника или охранника, может быть приговорен к дополнительному тюремному сроку. В результате число мятежей снизилось до 70. Тем не менее, по отзывам людей, вышедших оттуда, условий в этой тюрьме хуже и опаснее, чем даже в самых криминальных районах Нью-Йорка. Сегодня на острове-тюрьме содержится около 14 тысяч заключенных, сама же тюрьма прослыла местом, где процветают избиения, скандалы на сексуальной почве и злоупотребления персоналом.

Сирийская военная тюрьма в Тадморе. По коже могут пробежать мурашки после информации о том, что там до сих пор применяются средневековые орудия пыток с применением палок, веревок и топоров. Часто можно услышать об изощренных издевательствах над местными заключенными, при этом стоит помнить, что среди них есть и совсем невиновные люди. В тюрьме помимо уголовников содержатся и политзаключенные. Самый известный узник Тадмора - поэт Фарадж Беракдар, охарактеризовал это место как "королевство смерти и безумия".

La Sante. Цивилизованная Европа также может "похвастать" своей жестокой тюрьмой - в Париже располагается La Sante, единственная, кстати, в столице. Заведение было построено в 1867 году. Во время Второй мировой войны здесь содержались и политические заключенные, в том числе и участники Сопротивления. Сегодня здесь над узниками постоянно витает угнетающая атмосфера. В результате заключенные пребывают в таком состоянии, что готовы глотать крысиный яд, биться головой об стену, есть вилки лишь бы прекратить свое пребывание там, покончив с жизнью. Если в 1999 году во всей Калифорнии покончило с собой 24 человека из 160 тысяч заключенных, то во французской тюрьме самоубийц оказалось 124 человека. Об ужасах La Sante в течении 7 лет рассказывала в своих дневниках Вероника Вассер, пребывая там в качестве главного врача. В тюрьме камеры переполнены, душ разрешается принимать не чаще двух раз в неделю, продукты низкого качества… Все это порождает нашествие вшей и кожных заболеваний. Крыс же тут так много, что заключенные вынуждены подвешивать свои вещи к потолку. La Sante была открыта в 1867 году, в числе ее знаменитых узников находились поэты Поль Верлен и Гийом Аполлинер. Тюрьма как была, так и остается местом насилия, разврата и зверств. Слабые заключенные превращаются тут в рабов. Да и охранники не церемонятся с заключенными, применяя жестокие средства. Вероника Вассер описала случай одного заключенного, которого за сопротивление охране бросили в карцер. Через две недели он поступил в лазарет обезвоженным - охрана закрыла ему доступ к воде.

Carandiru. Бразильская же Carandiru считается самой жестокой по условиям пребывания в ней. Тюрьма находится неподалеку от Сан-Паулу. Все знают, что в Бразилии высокий уровень преступности, а в местах лишения свободных все переполнено. Бунты тут жестоко подавляются, так, во время восстания в 1992 году было убито 111 заключенных. В тюрьме есть большие проблемы с обеспечением медицинской помощью, здесь большое распространение получил СПИД. Так, на каждого зараженного ВИЧ обитателя приходится всего пятеро здоровых. Местным заключенным даже иногда отказывают в возможности использовать анестезию при проведении хирургических операциях. Заключенных тут 7500, а сотрудников тюрьмы около 1000. Работают они тут в четыре смены. Жестокая тюрьма просуществовала с 1920 до 2002 года, а в 2003 году вышел кинофильм о событиях в застенках, ранее была написана и книга "Станция Карандиру".

Сан Квентин. В американском штате Калифорния находится тюрьма Сан Квентин, в которой содержатся приговоренные к смертной казни. Комплексу исполнилось уже 150 лет, он был открыт в 1852 году. Сама тюрьма была построена заключенными, которые на время работ жили на специальном корабле. До 1934 года здесь отбывали срок и мужчины, и женщины. По недавним оценкам именно тут наихудшие условия содержания заключенных в США. Сама тюрьма переполнена, сотрудников не хватает, как не достает и врачей, а помещения довольно ветхие и грязные. В 2005 году проведенная проверка показала, что тут работает неквалифицированный медперсонал, который работает в антисанитарии и грешит неверными диагнозами. Комиссия пришла к выводам, что содержание тут заключенных вообще вредно для их здоровья, а для больных - опасно для жизни. Также тюрьма не избежала проблемы с насилием. Еще в 1982 году в ходе бунта серьезные ранения получили 22 заключенных и 4 охранника. Восстание же 2006 года привело уже к гибели двоих и ранении 100 преступников. В тюрьме приводятся в исполнение смертные приговоры, для этого до недавнего времени использовалась газовая камера, ныне она заменена смертельными инъекциями.

La Sabaneta. Знаменитая тюрьма Южной Америки La Sabaneta находится в Венесуэле. В этой стране тюрьмы переполнены, а так как уровень жизни тут довольно низок (около трети всех людей живет за чертой бедности), то и в тюрьме ужасающие условия. Некоторые узники вынуждены даже спать в гамаках, растянутых в коридорах тюрьмы. Здесь на 15 тысяч плановых мест 25 тысяч человек. Однако коррумпированная система позволяет богатым заключенным получать наиболее комфортабельные места. Вообще же здесь приходится всего 1 охранник на 150 заключенных. Неудивительно, что такие жесткие условия приводят к бунтам. Самым известный из них произошел в январе 1994 году, тогда погибло 108 человек. В 1995 году было убито уже 196 заключенных, а 624 было ранено.

Тюрьма Диярбакыр. На юге-востоке Турции в городке Диярбакыр располагается самая известная турецкая тюрьма. По законам страны даже дети могут получить пожизненное заключение. В стране переполнены тюрьмы, а условия не соответствуют никаким санитарным нормам. Все это приводит к регулярным стычкам между заключенными и охранниками. Выступления узников караются при этом самым жестоким образом. В тюрьме Диярбакыр в 1996 году произошло столкновение, которое поспешили назвать "запланированной бойней". Здесь погибло 10 человек, а 23 было ранено. Это стало следствием постоянных избиений тут заключенных, которые, по сути, лишены каких-либо прав. В Диярбакыре нет не только нормального медицинского обслуживания, здесь также отсутствуют какие-либо программы реабилитации преступников.

Тюрьма города Мендос. В аргентинском исправительном заведении города Мендоса часты смертельные случаи - с февраля 2004 года по ноябрь 2005 здесь их зафиксировано 22. В переполненной тюрьме содержится 1600 заключенных, тогда как по проекту их должно было быть всего 600. Здесь обычным делом является сон заключенных прямо на полу. Наблюдатели отмечают, что условия не отвечают никаким нормам. Журналисты отмечают, что в 4 квадратных метрах камеры на полу спит до 5 заключенных. Они вынуждены испражняться в бутылки и полиэтиленовые пакеты. В коридорах и камерах мусор практически не убираются, здесь часто происходит затопление сточными водами.

Тюрьма в Найроби, Кения. Это одно из самых переполненных заведений такого рода в стране. Хотя камеры и рассчитаны на 800 человек, узников тут 3800. В камерах предварительного заключения вместо 50 человек содержится в 5 раз больше. Заключенную испытывают постоянную нужду во всем - начиная от матрацев для сна и заканчивая нормальной медицинской помощью. Высокая влажность воздуха порождает в камерах духоту, неудивительно, что из-за нечеловеческих условий местные заключенные часто умирают или тяжело болеют.

Федеральная тюрьма ADX Florence в американском штате Колорадо . Здесь бытует строгий режим - узники вне камер проводят всего 9 часов в неделю. В каменных застенках люди вынуждены спать, есть и испражняться. Солнечный свет попадает в камеры всего на пару часов в сутки. Отличительной особенностью тюрьмы является абсолютная изолированность друг от друга заключенных, сделано это для того, чтобы они не могли общаться друг с другом. Заведение имеет статус супербезопасного, его еще именуют горным Алькатрасом. Тюрьма была построена в 1994 году, после того как стало понятно, что существующие заведения не в состоянии в полной мере оградить тюремщиков от заключенных. Строительство комплекса обошлось в 60 миллионов долларов. Там 490 мест, в каждой камере стол, стул и койка сделаны из литого бетона.

В 1440 году в Нанте, столице герцогства Бретонского, шел процесс над Жилем де Ре, которого мы знаем под именем Синяя Борода. Он был одним из самых известных людей XV века, богатейшим человеком Бретани, бароном и маршалом Франции, принимал участие в Столетней войне. Обвиняли его в занятиях алхимией и колдовством, в том, что он заключил договор с дьяволом, и в многочисленных убийствах мальчиков.

Зачитав перед ним обвинение, ему предложили признаться во всем в присутствии судей и свидетелей. Жиль де Ре признаваться отказался и предложил, чтобы его испытали в суде каленым железом. Судьи отказали ему в этой просьбе и предложили отправить его на пытку. Тогда Жиль де Ре признался во всех преступлениях и был казнен.

«С одной стороны, этот казус достаточно прост, поскольку большинство средневековых преступников признавались в cвоих преступлениях в суде даже без применения пытки, достаточно было продемонстрировать им пыточные орудия. Но для нас он очень интересен потому, что в нем, как в капле воды, отражаются противоречия, которые были свойственны средневековой судебной процедуре».

Ольга Тогоева

Испытание, которое предложил Жиль де Ре, относилось к так называемой обвинительной процедуре, или «божьему суду». Она возникла в раннем Средневековье и до какого-то времени была принята во всех судах Западной Европы. Обвинительная — потому что ни одно дело при ней не могло начаться без наличия истца, приносящего клятву в том, что его обвинение истинно. В ответ обвиняемый имел право предложить провести испытание, которое называлось ордалией .

Ордалия могла выглядеть как очистительная клятва в том, что он невиновен, принесенная на Библии. Если по каким-то причинам обвиняемый не мог принести такую клятву, он мог предложить так называемую одностороннюю ордалию, которая проводилась при помощи каленого железа (человек держал в руке раскаленный брусок железа), холодной воды (человек должен был выпить определенное количество холодной воды и не захлебнуться), так называемого плаванья (человека бросали в воду и смотрели, утонет он или нет) и так далее. Кроме того, существовала двусторонняя ордалия, когда обвиняемый вызывал своего обвинителя на судебный поединок либо они оба выдвигали своих представителей.

Существовали также специфические ордалии, которые назывались божественными: например, когда человека вешали, обрывалась веревка, или не находилась лестница, или чудесным образом открывались двери тюрьмы, или какая-нибудь девица выступала вперед из толпы и говорила: «Я хочу этого обвиняемого себе в мужья», в таком случае судьи были обязаны отдать ей этого преступника.

«Проблема заключалась в том, что при всех этих ордалиях судьи выступали лишь свидетелями высшей воли. Главным судьей был Господь. Это он давал людям знать, виновен или невиновен тот или иной человек. Судьям оставалось лишь это засвидетельствовать. И конечно, в какой-то момент эта ситуация перестала их устраивать».

Ольга Тогоева

Причин, по которым начали происходить изменения в судебной сфере, несколько: это рост населения, в результате которого возникала необходимость в мощных судебных органах, изменение позиции правителя, низкая раскрываемость преступлений при обвинительной процедуре. Кроме того, к XII веку в Западной Европе образовалось огромное количество еретических сект, с членами которых бороться с помощью обвинительной процедуры было невозможно. Наконец, в XI-XII веках в Западной Европе активно стали вспоминать о римском праве, из которого в результате и была заимствована новая процедура.

Она называлась инквизиционной. Теперь судья мог возбуждать дело, основываясь на собственных подозрениях, и, таким образом, становился главным оппонентом обвиняемого: он мог провести допрос и применить пытку.

«Новая процедура дала судьям огромные полномочия, но она также способствовала развитию многих других правовых институтов. Адвокаты, прокуроры, развитие делопроизводства, развитие самих тюрем — все это было связано с рождением новой инквизиционной процедуры».

Ольга Тогоева

Этот переход от обвинительной к инквизиционной процедуре в современной истории права называют инквизиционной революцией.

Конечно, далеко не все считали, что новая процедура хороша: для многих высшим судией все равно оставался Христос. Именно такую позицию занимал Жиль де Ре, предложивший провести ордалию каленым железом. Но для его судей новая процедура была уже нормой. Этот казус демонстрирует, насколько живучими были старые правовые нормы, несмотря на то что уже была официально введена новая процедура. 

Конспект

В 1429 году, во время Столетней войны, на исторической сцене появилась Жанна д’Арк. Она воевала на стороне французского короля Карла VII и провела несколько удачных военных кампаний, но в 1430 году оказалась в плену у герцога Бургундского, и тот продал ее англичанам.

Ее судили в 1431 году в Руане, в Нормандии. Сначала судьи попытались представить Жанну ведьмой, но у них не хватило информации о ней и о ее жизни. Тогда они попытались обвинить ее в ереси и начали задавать вопросы, ответить на которые мог только человек, получивший серьезное богословское образование. Жанна не умела ни читать, ни писать, ее познания в вере были крайне отрывочны, поэтому, как только речь пошла о трактовке христианских догматов, она начала делать ошибки. В частности, она сказала, что во всех своих деяниях подчиняется напрямую Иисусу Христу, а не Церкви, которая находится на Земле и во главе которой стоит папа римский. С точки зрения теологов XV века это была чистая ересь, и клерк суда записал на полях материалов допроса свой комментарий — «Смертельный ответ» (responsio mortifera). Ответом она подписала себе смертный приговор.

«Если бы Жанну судили в соответствии со старой обвинительной процедурой , судьи никогда не смогли бы приговорить ее к смерти, потому что они никогда бы не узнали о том, насколько ее личные взгляды расходятся с официальной позицией Церкви. Но они использовали инквизиционную процедуру и смогли услышать ее собственное мнение по вопросам веры, и поэтому смогли составить приговор».

Ольга Тогоева

К XII веку в Европе были разработаны христианские догматы, которые оказались приемлемыми не для всего населения Западной Европы. Это привело к возникновению разнообразных еретических движений, которые оспаривали те или иные из догм: прежде всего, что папа римский стоит во главе христианской церкви. В XII веке в их власти оказались целые графства, герцогства (особенно на севере Италии и на юге Франции) и даже страны.
Для преследования членов еретических сект необходимо было выяснить, как люди представляют себе религиозные вопросы, что думают о христианских догматах, часто ли ходят в церковь, как исповедуются, и тому подобные вещи.

«Старая обвинительная процедура не годилась для подобных целей просто потому, что она не требовала признания обвиняемого.
И поэтому был произведен переход к инквизиционной процедуре, заимствованной из римского права, в которой признание обвиняемого являлось главным доказательством его вины. Именно церковные суды впервые вводят подобную процедуру следствия».

Ольга Тогоева

Сначала была создана так называемая епископская инквизиция. Каждый епископ должен был следить за всеми отклонениями от истинной веры в области, находившейся в его подчинении. Для этого два раза в год он должен был объезжать все города своего диоцеза и исповедовать прихожан.
В 1215 году на IV Латеранском соборе было принято решение о том, что каждый христианин обязан исповедоваться раз в году. Эта мера очень помогла церковным судам, потому что поставила преследование ересей практически на поток.

«Этим дело в реформации инквизиции не ограничилось. Церковные власти понимали, что епископы не справляются с возложенной на них миссией, не успевают отслеживать всех еретиков. И в связи с этим была создана настоящая инквизиция, та, которую мы знаем по разным источникам: миссия преследования ереси была возложена на два странствующих ордена — доминиканцев, в помощь которым были даны францисканцы. Они были подотчетны только папе римскому».

Ольга Тогоева

Между тем популярной она была далеко не во всех регионах Западной Европы. На севере Франции даже церковные власти считали вмешательство инквизиции в свои дела недопустимым. Первый инквизитор, отправленный в немецкие земли, был убит местными жителями. В Венеции инквизиторов использовали для преследования политических изменников, в Неаполе местные власти никак не могли решить споры с папой римским и регулярно изгоняли из города инквизиционные власти. В Англии влияние инквизиции тоже было минимальным.

Своего расцвета инквизиция достигла на Пиренейском полуострове. Произошло это в XV веке, когда Арагон и Кастилия объединились под властью Изабеллы и Фердинанда. Ее возглавил духовник королевы Торквемада. На этом посту он оставался 20 лет и за это время создал очень жестко организованную систему с центральным судом в Мадриде и местными судами в разных провинциях, которые очень жестко подчинялись друг другу и находились в постоянном контакте. За время его жизни в Испании, по приблизительным оценкам современных историков, были казнены 9 тысяч человек, а еще 20 тысяч бежали из Пиренеев в другие страны.

В 1908 году папа Пий X переименовал инквизиционное ведомство в Верховную священную конгрегацию Святой канцелярии, а в 1965 году Священная конгрегация была переименована в Конгрегацию доктрины веры . 

Конспект

Реймс — особенный город в средневековой французской истории. Именно здесь, в Реймском соборе, архиепископы короновали французских королей, и здесь же, в аббатстве Святого Ремигия, хранилась ампула со святым елеем, которым королей мазали на царствие. Это приводило к тому, что аббатство с архиепископом постоянно спорили о том, кто из них главнее, в том числе в вопросах о том, кто кого может судить, за какие преступления и на какой территории. Монахи, особенно заинтересованные в постоянном муссировании этого вопроса, в документах постоянно упоминали, что у них есть определенные атрибуты суда, а значит, они тоже могут выносить приговоры и вершить суд.

«Они безмерно бахвалились тем, что у них имеется особое место для заседаний — красивый и значительный зал, где с давних пор обычно собираются старшина и шателены аббатства. Точно так же предметом их гордости являлась добротная тюрьма, запирающаяся на замок. Ну и в дополнение ко всему этому у аббатства еще имелся позорный столб, который был красивый и значительный, что придавало их судебной власти особый вес. Единственное, чего у них для полного счастья не было, — это была виселица, потому что право приводить смертные приговоры в исполнение в Реймсе принадлежало только архиепископу».

Ольга Тогоева

О средневековых тюрьмах мы знаем очень немного. Нам известно, например, что с возникновением городов в качестве тюрем стали использовать городские стены, башни и подземелья. В судебных документах Руана часто упоминаются побеги преступников через окна, и только в 1432 году появляется запись о том, что в тюрьме поставили железные решетки и придумали ставить в камеры железные клетки для преступников. Такая клетка была изготовлена,
в частности, для Жанны д’Арк.

Королевская тюрьма в Париже называлась Шатле. Тюремное заключение было платным: заключенные оплачивали постель, собственные оковы и еду, бесплатно им полагались только вода и хлеб. Мужчин и женщин там пытались держать в разных помещениях, но тюрьма была настолько переполнена, что королевским судьям не удавалось даже подельников по одному делу развести в разные камеры, они часто тоже сидели вместе.

Кое-что о средневековой тюрьме мы можем узнать из воспоминаний заключенных, самый известный из которых — французский поэт Франсуа Вийон, по меньшей мере дважды сидевший в тюрьме и написавший поэму «Вопрос к тюремному надзирателю».

«Слова Вийона ничего не говорят нам о том, как была устроена его камера. В лучшем случае мы понимаем, как ему плохо было там сидеть: ему было тяжело, страшно; плохая вода, сырость. В общем, отвратительные условия. И вот этот перевод из конкретного содержания в риторический пласт, в описание своих чувств — он характерен для практически любого средневекового источника. Вспоминая о тех же самых монахах из аббатства Святого Ремигия, мы понимаем, что и они свою тюрьму, которой так гордились, описывают точно так же. Они не пишут, как она была устроена и в каком здании находилась. Они говорят лишь о том, что она была добротная. То есть для них это было самым главным».

Ольга Тогоева

Здание суда в Средние века было большой редкостью. Суд происходил в самых разнообразных местах, и далеко не всегда под крышей. Часто (особенно в раннее Средневековье, но и позднее) суд происходил около какого-нибудь значимого объекта — например, дерева или камня, которые нагружались специфической правовой символикой. Камни в Средние века у многих народов являлись местом принесения клятвы. Один из самых ранних судебных советов, исландский альтинг, был впервые собран в 930 году именно на камне — на Скале закона. Дерево, которое мы периодически наблюдаем на средневековых миниатюрах в качестве атрибута суда, было особенно популярно во Франции, Фландрии и Германии. Будучи объединенными в одно, они превращались в колонну правосудия — распространенный вариант в Германии и Лотарингии.

Затем место для судебных заседаний стали выгораживать с помощью деревянного заборчика, и только самым последним этапом стал перенос суда в помещение: сначала во дворец правителя, с отдельной залой для судебных нужд, а затем и в отдельные строения, которые назывались «аудитория» или «павильон». Обычно эти здания были двухэтажными: на первом этаже могли быть торговые ряды, выручка которых шла на поддержание судебных органов.

«Впрочем, в Средние века подобных зданий было очень мало.
И поэтому, возвращаясь к истории монахов из Реймса, нужно сказать, что им очень повезло, что у них была и тюрьма, и отдельное судебное здание. Ну а то, что им не хватало виселицы, я думаю, они как-нибудь пережили».

Ольга Тогоева

Конспект

В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге есть картина неизвестного автора, на которой изображен Христос на Страшном суде с предстоящими Марией и Иоанном Крестителем, выполненная в Северной Германии в XV веке. Мы знаем, что написана она была для городской ратуши, то есть висела в зале суда за спинами судей.

«Иисус Христос — центральная фигура правовой метафорики Средних веков. К нему отсылается практически вся символика светского судопроизводства, и тем самым подчеркивается мысль о том, что светское судопроизводство опирается на религиозные идеи. <...> Иисус Христос, вершащий Страшный суд, — это именно тот образ, на который нужно ориентироваться земным судьям в их повседневной судебной практике. Таким образом, Христос предстает перед нами в образе идеального судьи».

Ольга Тогоева

Таких изображений распятия или Христа на Страшном суде, предназначавшихся для судов, до наших дней дошло довольно много, и происходят они из самых разных точек Западной Европы.

На картине из Эрмитажа можно увидеть символы, которые делают из Христа идеального судью. Это прежде всего лилия, символизирующая милосердие, и меч, который символизирует справедливость. Но кроме этого, на картине изображены орудия Страстей Христовых: собственно распятие, а также гвозди, копье, терновый венец и плеть.

«Эти предметы применительно к фигуре Иисуса Христа не символизируют его как идеального судью. Напротив, они напоминают смотрящему совершенно о другой ипостаси Христа — это Христос как идеальный преступник. Таким образом, с фигурой Господа оказывается связана не только метафора суда как института. Изображение Страшного суда должно напоминать и о том, что коллеги средневековых судей, которые судили Христа, допустили ошибку. Это была первая судебная ошибка в истории христианского судопроизводства — суд над самим Христом, несправедливый приговор и казнь».

Ольга Тогоева

Для понимания этой символики очень важна средневековая теологическая концепция, которая называется доктрина искупления. Она развивалась в Западной Европе примерно с VIII века. Подробно ее начал разрабатывать
в XI веке выдающийся английский теолог Ансельм Кентерберийский. Он писал о том, что начиная с Адама человечество из-за своих грехов пришло в такое состояние, что только жертва Христа могла предоставить людям еще один шанс на спасение. В XIII веке доктрина искупления получила свое логическое завершение в трудах наиболее авторитетного средневекового теолога Фомы Аквинского, который писал, что Христос добровольно принес себя в жертву человечеству и эта жертва была необходима как самому Христу, так и всем людям.

«Из этой доктрины вытекал такой интересный вывод: если Христос принес себя в жертву ради людей, то люди должны не только об этом всегда помнить и быть ему за это благодарны, но и вести себя точно так же, если попадут в такую же ситуацию. То есть если они предстанут перед судом, они должны стать такими же идеальными преступниками, каким был Христос».

Ольга Тогоева

В связи с развитием этой метафоры Иисуса Христа как идеального преступника в средневековом искусстве получает большое развитие очень специфический сюжет «Ecce homo» — «Се человек». После суда Пилата Христа выводят на крыльцо и предъявляют народу в качестве преступника со словами: «Вот смотрите, се человек, это преступник, которого мы осудили».
На средневековых изображениях эта тема очень часто присутствует как бы в двух планах: на крыльце стоит сам Иисус Христос, а уровнем ниже, на земле, на всеобщее обозрение выставлены средневековые преступники. Таким образом, в одной картине совмещаются библейский план и план средневековой повседневной жизни.

Еще один сюжет, получающий развитие в средневековом искусстве, — Голгофа, на которой виселица, эшафот, любые средневековые орудия наказания соседствуют с орудиями Страстей Христовых: это то же самое копье, плеть, терновый венец, губка и все остальные атрибуты, которые нам знакомы по Евангелию.

На этом религиозная метафорика светского средневекового судопроизводства не заканчивается. Сам преступник в светских судебных документах именуется грешником: он совершает не преступление, а грех. Судья на пытке узнает
о совершенных преступлениях так же, как священник на исповеди узнает
у согрешившего о его проступках. Поэтому и исповедь, и пытка называются «лекарством». И грешника, и преступника, не покаявшегося или не признавшегося в своих преступлениях, церковные и светские власти в символическом плане воспринимают как мертвеца.

А прямо перед казнью, прежде чем повесить человека или отрубить ему голову, его вещи делят между собой палач и тюремщик, так же как вещи Христа были поделены под его распятием. 

Конспект

«Средневековое правосудие знало самые разные варианты наказаний за преступления. Какие-то из этих наказаний были заимствованы из Античности, из Рима и даже из Греции. Какие-то явились продуктом средневековой культуры. Но одно оставалось абсолютно неизменным: всю систему наказаний в этот период отличала исключительная зрелищность, которая во многом сохранилась и позднее, уже в Новое и даже в Новейшее время».

Ольга Тогоева

В 1610 году в Париже казнили убийцу французского короля Генриха IV Франсуа Равальяка. Равальяк был цареубийцей, и для него разработали целый ритуал наказаний, которые были в один и тот же день последовательно приведены в исполнение. Прежде всего Равальяк был приговорен к публичному покаянию: его провели по улицам Парижа. Затем ему отрубили кисть руки, которой он нанес смертельный удар. Затем ему разорвали тело щипцами, потом четвертовали. В конце концов его останки были сожжены, чтобы от этого человека не осталось даже костей. Дом, в котором родился Равальяк, был снесен, и его владельцу была выплачена компенсация, с тем чтобы на этом месте больше никогда ничего не строилось. Родителей Равальяка изгнали из Франции, а прочие родственники должны были сменить фамилию, чтобы она не оставалась в памяти людей.

У людей Средневековья было не очень много развлечений, и публичную казнь они воспринимали как выступление фокусников или жонглеров. Судебные власти в какой-то степени этим пользовались. Например, они никогда не меняли место казни и маршрут, по которому к нему шел преступник. Услышав звуки барабанов или труб или голос глашатая, люди точно знали, куда бежать.

Властям нужно было донести до рядовых членов общества свою идею о преступлении и наказании, показать, что этот человек виновен в этом преступлении и поэтому приговорен вот к этому наказанию. Поэтому в Средние века очень долго жил принцип талиона, заимствованный еще из римского права: за преступление назначалось наказание, максимально воспроизводящее само преступление. Если человек совершал воровство, ему отрубали руку. То же могли сделать с убийцей. Если человек был фальшивомонетчиком, его заживо варили в котле, имитируя расплавленный металл, из которого этот человек отливал монеты. Если человек богохульствовал или оскорблял кого-то, то ему могли отрезать язык.

Рядовым жителям Западной Европы была хорошо известна эта зависимость между преступлением и наказанием. Но для того чтобы донести эту информацию, судьи использовали и дополнительные способы. В частности, очень часто около места казни или экзекуции устанавливались поясняющие таблички — конечно, рассчитанные только на тех, кто умел читать. Кроме того, глашатаи могли объявлять состав преступления. На еретиков надевали митры — головные уборы из пергамента, на которых писали состав преступления. Митры были в том числе на головах Яна Гуса и Жанны д’Арк.

К судебным чиновникам, признанным виновными в превышении должностных полномочий (обычно это вынесение несправедливого приговора, по которому человек был повешен), применяли публичное покаяние.

«В этом случае чиновник должен был лично, в окружении толпы, голым (как сообщают нам судебные документы, но не в том смысле, который вкладываем в это слово мы, а, скажем, босым, без пояса, без верхней одежды, в нательной рубахе или в подштанниках) дойти пешком до виселицы, где висел труп его жертвы, снять этот труп с виселицы, поцеловать его в губы, обнять и на руках отнести в церковь, где присутствовать при отпевании и затем при похоронах этой невинно осужденной жертвы. Если труп был уже в состоянии полного разложения, допускалось изготовление манекена, с которым и производились все последующие манипуляции».

Ольга Тогоева

Публичное покаяние применялось в качестве наказания за должностные преступления и к другим категориям населения: представитель знати должен был нести на плечах живую собаку, ремесленник — орудие своего труда, крестьянин — какие-то сельскохозяйственные орудия, а священники очень часто несли в руках книгу.

Любовники приговаривались бежать по улицам города с привязанной к их гениталиям веревкой.

Казнь политических преступников, обвиняющихся в изменах и заговорах, могла занимать до нескольких дней: символически она длилась вечно. Преступника нельзя было похоронить, он должен был исчезнуть с лица земли. В некоторых случаях труп должен был разложиться на виселице, его нельзя было снять. Иногда труп расчленяли и развешивали на разных виселицах по разным городам в назидание городским жителям или пришлым крестьянам.

До XVIII века знатным людям предназначались другие казни, чем простолюдинам. Это изменилось только в период Французской революции и после нее, когда повсеместно стала использоваться гильотина (существовавшая в разных европейских странах уже в XVI веке). Кроме того, с внедрением гильотины смертная казнь превратилась в абсолютно механизированную процедуру: палач был заменен машиной. В XIX веке сюда добавилось понимание того, что казнь через гильотину безболезненна.

Последняя публичная казнь была проведена в Версале в 1939 году. Спустя неделю под давлением общественности публичные казни сошли на нет. 

Конспект

«Когда мы рассуждаем об истории права и судопроизводства, к какой бы эпохе эти рассуждения ни относились, мы подразумеваем, что всегда существует некая надличностная система подавления и контроля, которая существовала изначально. На самом деле это глубокое заблуждение. И к эпохе Средневековья, и, в общем, к новой истории, и к новейшей истории это не всегда применимо, потому что во все периоды жизни общества происходили ситуации, когда люди — простые обыватели, не представители власти — считали возможным вмешаться в процесс судопроизводства».

Ольга Тогоева

В качестве примера можно привести известную историю любви Абеляра и Элоизы. Дело происходило во Франции в XII веке. Абеляр — один из наиболее выдающихся средневековых мыслителей — прославился богословскими трудами и публичными выступлениями, будучи довольно молодым человеком. В 1117 году, когда ему было 38 лет, он познакомился с Элоизой, 17-летней девушкой (ее дядя Фульбер, каноник Парижского университета, пригласил Абеляра к ней в качестве преподавателя).

В конце концов они стали близки, и Элоиза забеременела. Абеляр собирался продолжать церковную карьеру и не имел права жениться, и они заключили брак, который все родственники Элоизы пообещали хранить в тайне. Тайну они не сдержали, о недостойном поведении Абеляра стало известно в Париже, и ему был закрыт путь наверх по церковной иерархии. Тем не менее Элоиза не стала жить с Абеляром и вернулась в дом своего дяди. Ее родственники посчитали это недопустимым, и ночью они ворвались в дом Абеляра и насильно его оскопили: по его собственным словам, «они изуродовали те части моего тела, которыми я свершил то, на что они жаловались».

«С одной стороны, они вели себя неправильно: согласно неписаным нормам они не могли его кастрировать, потому что официально он был ее мужем. С другой стороны, мы наблюдаем этот самый парадокс средневековой правовой культуры, когда простые люди, не представители судебной власти, берут дело в свои руки и вершат самосуд. Родственники Элоизы мстили не столько за поруганную честь девушки, сколько за честь всей семьи, и в том числе за свое мужское достоинство. Это очень интересный феномен средневековой жизни, когда позор женщины оборачивается уроном, нанесенным мужчинам ее семьи».

Ольга Тогоева

Подобное вмешательство обывателей в судопроизводство мы наблюдаем и в других сферах средневековой жизни. Так, ордалии созерцали не только судебные чиновники, но и зрители, которые тоже становились свидетелями решения, вынесенного Господом. Известны случаи, когда люди отбивали преступника, которого вели на казнь, потому что считали приговор неправильным. Так, в 1406 году во французском городке Сен-Кантен приговоренный к казни мелкий воришка по дороге к эшафоту начал кричать, что он клирик. Казнить клириков было нельзя: их должна была судить церковь и приговорить их можно было только к тюремному сроку, поэтому собравшаяся толпа отбила этого человека у судебных чиновников. Кроме того, посторонние люди могли решить спор между двумя конфликтующими сторонами или стать свидетелями при заключении мирного договора.

Но нагляднее всего подобные случаи самосуда проявляются в ситуациях, когда преступление было совершено на сексуальной почве, то есть, как и в случае с Элоизой и Абеляром, речь шла о чести семьи. Обманутый муж мог кастрировать любовника своей супруги и быть помилованным: поскольку преступление жены оскорбляло его достоинство, его действия признавались законными. В случае, если соседи считали, что муж не наказывает свою жену и ее любовника как должно, наказание мог понести сам муж: его усаживали задом наперед на осла, так, чтобы он держался руками за хвост животного, и в таком виде катали по улицам города. Этот обычай существовал во всей Западной Европе и никогда не преследовался судебными властями; они вмешивались, только если муж и жена затевали драку с соседями, не желая участвовать в прогулке на осле. Тогда чиновники могли вмешаться и присудить супругам штраф.

«Таким образом, мы понимаем, что в Средние века не только судебные власти вершили правосудие, но и самые рядовые граждане могли исполнить некий ритуал, который не описывался ни в каких судебных документах нормативного характера, но был освещен традицией, и эта традиция всегда преобладала в отношениях между человеком и государством».

Ольга Тогоева

Факт изоляции любого человека от общества означает, что его общий (конституционный) правовой статус человека и гражданина претерпевает изменения, трансформируясь в специальный правовой статус подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений или осужденного к лишению свободы. Многие естественные права, гарантированные конституциями жителям того или иного государства, ограничиваются на основании судебного решения, вступившего в законную силу. В частности, человек, помещенный в места лишения свободы или содержания под стражей, существенным образом ущемляется в реализации права на неприкосновенность частной жизни и права на личную неприкосновенность.

Так, для осужденного к лишению свободы возможность удовлетворения сексуальных потребностей и желаний на законном основании сводится к встречам с половым партнером в процессе проведения длительных свиданий, в период выезда за пределы исправительного учреждения или в случае разрешения совместного проживания с семьей за территорией исправительного учреждения. Но указанные права и льготы предоставляются далеко не всем категориям осужденных и не во всех видах пенитенциарных учреждений. Например, в России осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, к пожизненному лишению свободы, которым смертная казнь заменена лишением свободы, больные инфекционными заболеваниями, не могут покидать места лишения свободы (ст. 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) ; длительные свидания отсутствуют в строгих условиях исправительных колоний особого режима (ст. 125 УИК РФ), на строгом тюремном режиме (ст. 131 УИК РФ), в строгих условиях воспитательных колоний (ст. 133 УИК РФ). Возможность проживания с семьей предоставляется только в облегченных условиях исправительных колоний общего режима (ст. 121 УИК РФ) и в колониях-поселениях (ст. 129 УИК РФ). Лица, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора, в порядке меры процессуального пресечения, вообще лишены указанных возможностей.

Изложенное выше означает, что все остальные сексуальные отношения осужденных к лишению свободы содержат признаки состава правонарушения, что влечет наступление ответственности. В частности, мужеложство или лесбиянство, то есть вступление в половые сношения лиц одного пола, в случае обоюдного согласия рассматривается как злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК РФ), что влечет дисциплинарную ответственность в пределах, предусмотренных ст. 115 УИК РФ, а также изменение условий отбывания наказания (ст. 120, 122, 124, 127, 130, 132 УИК РФ) или вида исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ) в сторону их ухудшения. Статистические данные ФСИН России свидетельствуют, что в 2016 году в исправительных колониях общего режима было выявлено 4 факта мужеложства и лесбиянства . В случае применения насилия или угрозы его применения вышеуказанные действия уже могут квалифицироваться как насильственные действия сексуального характера, что влечет уголовную ответственность по ст. 132 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) . Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия или угрозы его применения к потерпевшей или к другим лицам либо с использованием беспомощного состояния потерпевшей, является уголовно-наказуемым деянием и карается по ст. 131 УК РФ. Также уголовная ответственность возникает за понуждение к действиям сексуального характера (ст. 133 УК РФ), половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст. 134 УК РФ) и развратные действия (ст. 135 УК РФ). Если же работник исправительного учреждения, следственного изолятора вступил в половые сношения с подозреваемым, обвиняемым или осужденным по добровольному согласию, то это действие, с большой долей вероятности, влечет увольнение должностного лица из уголовно-исполнительной системы, если не будет содержать признаков состава преступления, предусмотренного, например, ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

Следует отметить, что на различных исторических этапах развития Российского государства и европейских стран в практике деятельности тюрем отмечались случаи сексуальных контактов различного рода, в том числе с применением насилия, а законодатель уделял внимание регулированию интимных отношений в условиях изоляции от общества, в том числе путем установления ответственности за половые сношения.

Все сексуальные контакты, происходившие в средневековых европейских и русских тюрьмах, можно условно разделить на несколько групп:

А) по видам половых актов:

– гетеросексуальные;

– гомосексуальные.

Б) по характеру вовлеченности партнеров в половой акт:

– по согласию;

– с применением насилия (психологического, физического) или с угрозой его применения.

Так, в тюрьме Болоньи в 1363 г. работник Лачетто преследовал заключенную по имени Мадалена, принуждал ее к занятиям сексом, угрожая, что она пострадает и никогда не освободится, за что был приговорен к тюремному заключению. В 1366 г. охранник той же тюрьмы Николо Бертолуччи вместе с другими вошел в женскую камеру и угрожал двум заключенным, что если они не вступят с ними в половые сношения, то их переведут в часть тюрьмы, которая называлась «печь» (lo forno) и была, судя по всему, страшным местом. Одна женщина ответила отказом и была впоследствии изнасилована, другая, видимо, согласилась и затем была переведена в камеру с лучшими условиями содержания . В 1369 г. управляющий флорентийской тюрьмой Le Stinche был оштрафован на 5 лир за то, что позволил проститутке зайти в камеру к заключенным . Таким образом, мы видим, что в итальянских тюрьмах, с одной стороны, персонал, пользуясь служебным положением, применял психологическое и физическое насилие в отношении заключенных женского пола с целью удовлетворения своих сексуальных потребностей и желаний, с другой стороны, разрешал обеспеченным заключенным мужского пола вступать в половые сношения с проститутками, приводимыми в тюрьму извне. Причем, существовала и прямо противоположная практика, когда женщины заключенные встречались в тюрьмах с мужчинами, приходившими к ним. Например, в XIII–XIV вв. в Венеции были проведены ремонтные работы внутри дворца Дожей для размещения там заключенных женщин (преступниц и еретичек), до этого содержавшихся в окрестных монастырях. Практика монастырского заключения женщин в Венеции была приостановлена в 90-х гг. XIII в. в связи с тем, что многие из них были проститутками и приглашали в монастыри своих клиентов, чем вызывали возмущение монахинь. Чтобы сохранить репутацию женских монастырей в Болонье, страдавшую из-за того же, в начале 1328 г. папский легат приказал, чтобы фундамент башни в Palazzo del Capitano был переоборудован в специальную тюрьму для женщин-правонарушительниц . Заключенные также могли вступать в гетеросексуальные половые отношения между собой. Так, в тюрьме Le Stinche в 1367 г. 9 мужчин заключенных были оштрафованы на 5 лир каждый за то, что приблизились к женским камерам, «чтобы поболтать», и в 1376 г. заключенный подвергся аналогичному штрафу за то же самое . Гомосексуальные отношения также могли иметь место. В частности, в 1486 г. во Флоренции вор и гомосексуалист Пэччиеротто был приговорен к тюремному заключению. Его водворили в Le Stinche, где его с радостью встретили содержавшиеся там воры, богохульники и гомосексуалисты, которые сделали его своим предводителем . В подобных комфортных для себя условиях гомосексуалист Пэччиеротто безусловно мог рассчитывать на секс по добровольному, обоюдному согласию.

Во Франции секс и насилие в тюрьмах тоже имели место. Например, одной из причин восстания жителей г. Алансона в 1118 г. было то, что будущий король Англии заключил в тюремную башню дочь рыцаря, предав ее в руки развратных охранников, насиловавших ее. Муж этой женщины, возмущенный происходящим, составил заговор . В 1301 г. чиновники, присланные королем Филиппом Красивым в Тулузу для расследования жалобы на злоупотребления инквизитора Фулька де С.-Жоржа, пришли к выводу о том, что последний держал в заключении женщин, чью добродетель больше никак не мог сломить. Король отстранил инквизитора от занимаемой должности . В 1307 г. папе римскому был представлен список обид жителей французского города Альби на епископа Бернарда де Кастанэ – управляющего епископальной тюрьмой. В жалобе содержались сведения, что епископ насильно требовал оказания сексуальных услуг от заключенных женского пола. Для этого женщин систематически приводили во дворец епископа, причем многих из них после этого никто не видел, а впоследствии их расчлененные трупы находили в реках и окрестностях города. По итогам последовавшей проверки епископ был отстранен от занимаемой должности . В 1430–1431 гг. Жанна д’Арк, находясь в заключении в тюрьме и опасаясь сексуального насилия, жаловалась на то, что ей не предоставили охранника женского пола, а поручили эту миссию мужчинам .

В Англии случаи сексуального насилия в тюрьмах также известны. В частности, в 1449 г. начальник Ньюгейтской тюрьмы Уильям Арнольд изнасиловал заключенную по имени Джоанна Халл . В 1406 г. в Ньюгейте была построена отдельная секция для содержания заключенных женского пола после многочисленных жалоб женщин на то, что они должны были проходить к уборной через переполненные мужские камеры. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что заключенные в Ньюгейт женщины периодически беременели и рожали детей, которых впоследствии передавали в больницу Святого Варфаломея, что и вызвало в 1300 г. жалобы работников этой больницы на невозможность обеспечить всех детей, рожденных в Ньюгейте, и их матерей .

В России также отмечены случаи сексуальных контактов заключенных. В частности, в соответствии с Грамотой Новгородского митрополита Корнилия Тихвинского монастыря митрополиту Макарию от 28 марта 1682 г. женщина-отравительница Дашка в период содержания в покаянной тюрьме вступила в половые сношения со стрельцом Петрушкой и по сговору с ним совершила побег из тюрьмы, в результате которого был убит стрелец Трошка Наумов. За это пойманная Дашка подверглась окопанию в землю на три дня с последующим заключением в Тихвинский монастырь в связи с раскаянием и обещанием постричься в монахини . В данном случае, скорее всего, женщина вступила в близкие отношения с охранником, вынашивая преступные намерения по подготовке и совершению побега, так как покаянная тюрьма, в которой она содержалась, предназначалась для временного содержания преступников, приговоренных к смертной казни.

Таким образом, в европейских и российских тюрьмах заключенные могли вступать в гетеро- и гомосексуальные отношения между собой, с персоналом, третьим лицами, приходившими в тюрьму (проститутки, клиенты и т. д.), причем половые акты совершались по согласию, а также, что встречалось гораздо чаще, с применением насилия, угроз и шантажа. Заключенные вступали в половые сношения, имея желание улучшить свои жилищно-бытовые условия содержания, освободиться из тюрьмы, обогатиться. За сексуальные контакты и заключенные, и персонал могли быть подвергнуты наказаниям в виде штрафа, тюремного заключения, отстранения от должности.

  • Geltner G. Medieval Prisons: Between Myth and Reality, Hell and Purgatory // History Compass: Blackwell Publishing. 2006. № 4.
  • Dunbabin J. Captivity and Imprisonment in Medieval Europe, 1000–1300. Basingstoke, 2002.
  • Ли Г.Ч. История инквизиции: в 3 т. Т. 2. История инквизиции в средние века / Под ред. С. Г. Лозинского, пер. А. В. Башкиров. СПб., 1912. URL: http://www.litmir.net/br/?b=12098 (дата обращения: 01.12.2016).
  • Cassidy-Welch M. Testimonies from a fourteenth-century рrison: rumour, evidence and truth in the midi // French History. 2002. Vol. 16. № 1.
  • Morris N., Rothman D.J. The Oxford History of the Prison: The Practice of Punishments in Western Society. New York, 1998.
  • Harding C., Rawlings P., Ireland R., Hines B. Imprisonment in England and Wales: A Concise History. Beckenham, 1985.
  • Winter C. Prisons and Punishments in Late Medieval London: Thesis submitted for the Degree of Doctor of Philosophy in the University of London. Royal Holloway, University of London, 2012.
  • Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией. Т. 5. СПб., 1842. № 80.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Пишешь про барона в замке - изволь хотя бы примерно представлять, как замок отапливался, как вентилировался, чем освещался…
    Из интервью с Г. Л. Олди

    При слове “замок” в нашем воображении возникает образ величественной крепости - визитной карточки жанра фэнтези. Едва ли найдется другое архитектурное сооружение, которое привлекало бы к себе столько внимания со стороны историков, знатоков военного дела, туристов, писателей и любителей “сказочной” фантастики.

    Мы играем в компьютерные, настольные и ролевые игры, где нам приходится исследовать, строить или захватывать неприступные замки. Но знаем ли мы, что на самом деле представляют собой эти фортификации? Какие интересные истории связаны с ними? Что скрывают за собой каменные стены - свидетели целых эпох, грандиозных битв, рыцарского благородства и подлого предательства?

    Удивительно, но факт - укрепленные жилища феодалов в разных частях света (Япония, Азия, Европа) строились по весьма схожим принципам и имели много общих конструктивных черт. Но в данной статье речь пойдет прежде всего о средневековых европейских феодальных крепостях, так как именно они послужили основой для создания массового художественного образа “средневекового замка” в целом.

    Рождение крепости

    Средневековье в Европе было неспокойным временем. Феодалы по любому поводу устраивали между собой небольшие войны - вернее говоря, даже не войны, а, выражаясь современным языком, вооруженные “разборки”. Если у соседа завелись деньги - их надо было отобрать. Много земли и крестьян? Это просто неприлично, ведь бог велел делиться. А уж если задета рыцарская честь - то здесь без маленькой победоносной войны было просто не обойтись.

    При таких обстоятельствах крупным аристократам-землевладельцам не оставалось ничего другого, кроме как укреплять свои жилища с расчетом на то, что в один прекрасный день к ним в гости могут заявиться соседи, которых хлебом не корми - дай кого-нибудь зарезать.

    Первоначально эти укрепления делались из дерева и ничем не напоминали известные нам замки - разве что ров перед входом вырыт да деревянный частокол вокруг дома поставлен.

    Господские дворы Хастеркнауп и Элмендорв - предки замков.

    Однако прогресс не стоял на месте - с развитием военного дела феодалам приходилось модернизировать свои укрепления так, чтобы те могли противостоять массированному штурму с применением каменных ядер и таранов.

    Европейский замок уходит своими корнями в эпоху античности. Самые ранние сооружения подобного рода копировали римские военные лагеря (палатки, окруженные частоколом). Принято считать, что традиция строительства исполинских (по меркам того времени) каменных сооружений началась с норманнов, а классические замки появились в 12 веке.

    Осажденный замок Мортан (выдерживал осаду 6 месяцев).

    К замку предъявлялись очень простые требования - он должен быть малодоступным для неприятеля, обеспечивать наблюдение за местностью (включая ближайшие деревни, принадлежащие владельцу замка), иметь собственный источник воды (на случай осады) и выполнять репрезентативные функции - то есть показывать мощь, богатство феодала.

    Замок Бомари, принадлежавший Эдуарду I.

    Добро пожаловать

    Мы держим путь в замок, стоящий на выступе горного склона, с краю плодородной долины. Дорога идет через небольшое поселение - одно из тех, которые обычно вырастали около крепостной стены. Здесь живет простой народ - в основном ремесленники, и воины, охраняющие внешний периметр защиты (в частности - стерегущие нашу дорогу). Это так называемый “замковый люд”.

    Схема замковых сооружений. Заметим - две надворотные башни, самая крупная стоит отдельно.

    Дорога проложена таким образом, что пришельцы всегда обращены к замку правым боком, не прикрытым щитом. Непосредственно перед крепостной стеной находится голое плато, лежащее под значительным уклоном (сам замок стоит на возвышении - естественном или насыпном). Растительность здесь невысокая, чтобы не было укрытия нападающим.

    Первая преграда - глубокий ров, а перед ним - вал вынутой земли. Ров может быть поперечным (отделяет стену замка от плато), либо серповидным, выгнутым вперед. Если позволяет ландшафт, ров опоясывает весь замок по кругу.

    Иногда внутри замка выкапывались разделительные рвы, затрудняющие врагу передвижение по его территории.

    Форма дна у рвов могла быть V-образная и U-образная (последняя наиболее распространена). Если почва под замком скалистая, то рвов либо вообще не делалось, либо они вырубались на небольшую глубину, препятствующую лишь продвижению пехоты (в скале практически невозможно сделать подкоп под стену замка - поэтому глубина рва не имела решающего значения).

    Гребень земляного вала, лежащего прямо перед рвом (отчего тот кажется еще глубже), часто нес на себе палисад - забор из вкопанных в землю, заостренных и плотно пригнанных друг к другу деревянных колов.

    К внешней стене замка ведет мост, перекинутый через ров. В зависимости от величины рва и моста, последний поддерживает одна или несколько опор (огромных бревен). Внешняя часть моста закреплена, но последний его отрезок (прямо у стены) подвижен.

    Схема входа в замок: 2 - галерея на стене, 3 - подъемный мост, 4 - решетка.

    Противовесы на подъемнике ворот.

    Ворота замка.

    Этот подъемный мост устроен так, чтобы в вертикальном положении он закрывал собой ворота. Мост приводится в движение механизмами, спрятанными в здании над ними. От моста к подъемным машинам в стенные отверстия уходят канаты или цепи. Для облегчения работы людей, обслуживающих механизм моста, канаты иногда снабжались тяжелыми противовесами, берущими часть веса этой конструкции на себя.

    Особый интерес представляет мост, работавший по принципу качелей (его называют “опрокидывающимся” или “качающимся”). Одна его половина находилась внутри - лежала на земле под воротами, а другая протягивалась через ров. Когда внутренняя часть поднималась, закрывая собой вход в замок, внешняя (на которую иногда уже успевали забежать нападающие) опускалась вниз, в ров, где была устроена так называемая “волчья яма” (острые колья, врытые в землю), невидимая со стороны, пока мост опущен.

    Для входа в замок при закрытых воротах рядом с ними имелась боковая калитка, к которой обычно проложен отдельный подъемный трап.

    Ворота - наиболее уязвимая часть замка, обычно проделывались не прямо в его стене, а устраивались в так называемых “надворотных башнях”. Чаще всего ворота были двустворчатые, причем створки сколачивались из двух слоев досок. Для защиты от поджога снаружи они обивались железом. При этом в одной из створок имелась маленькая узкая дверца, в которую можно было пройти, лишь согнувшись. Кроме замков и железных засовов, ворота закрывала поперечная балка, лежащая в стенном канале и задвигающаяся в противоположную стену. Поперечная балка могла также заводиться в крюкообразные прорези на стенах. Основной ее целью была защита ворот от их высаживания нападающими.

    За воротами обычно находилась опускающаяся решетка. Чаще всего она была деревянной, с окованными железом нижними концами. Но встречались и железные решетки, сделанные из стальных четырехгранных прутьев. Решетка могла опускаться из щели в своде портала ворот, либо находиться позади них (с внутренней стороны надворотной башни), опускаясь по пазам в стенах.

    Решетка висела на канатах или цепях, которые в случае опасности могли быть обрублены, чтобы она быстро упала вниз, преграждая путь захватчикам.

    Внутри надворотной башни имелись комнаты для стражи. Они несли вахту на верхней площадке башни, узнавали у гостей цель их визита, открывали ворота, а в случае необходимости могли поражать из лука всех тех, кто проходил под ними. Для этого в своде портала ворот имелись вертикальные бойницы, а также “смоляные носы” - отверстия для выливания горячей смолы на нападающих.

    Смоляные носы.

    Все на стену!

    Важнейшим оборонительным элементом замка была внешняя стена - высокая, толстая, порой на наклонном цоколе. Обработанные камни или кирпич составляли ее внешнюю поверхность. Внутри она состояла из бутового камня и гашеной извести. Стены ставились на глубокий фундамент, под который очень сложно было сделать подкоп.

    Нередко в замках строились двойные стены - высокая внешняя и небольшая внутренняя. Между ними возникало пустое место, получившее немецкое название “цвингер”. Нападавшие, преодолевая внешнюю стену, не могли взять с собой дополнительные штурмовые приспособления (громоздкие лестницы, шесты и прочие вещи, которые нельзя перенести внутрь крепости). Оказавшись в цвингере перед еще одной стеной, они становились легкой мишенью (для лучников в стенах цвингера имелись небольшие бойницы).

    Цвингер в замке Ланэк.

    Сверху по стене проходила галерея для солдат обороны. С внешней стороны замка их защищал прочный бруствер в половину человеческого роста, на котором были регулярно расположены каменные зубцы. За ними можно было стоять в полный рост и, например, заряжать арбалет. Форма зубцов была предельно разнообразной - прямоугольные, округлые, в виде ласточкиного хвоста, декоративно украшенные. В некоторых замках галереи были крытыми (деревянный навес), чтобы защитить воинов от непогоды.

    Кроме зубцов, за которыми удобно было прятаться, стены замка оборудовались бойницами. Через них велся обстрел нападающих. Ввиду особенностей применения метательного оружия (свобода движения и определенная позиция стрельбы) бойницы для лучников были длинными и узкими, а для арбалетчиков - короткие, с расширением по сторонам.

    Особый вид бойницы - шаровая. Она представляла собой закрепленный в стене, свободно поворачивающийся деревянный шар с прорезью для ведения стрельбы.

    Пешеходная галерея на стене.

    Балконы (так называемые “машикули”) устраивались в стенах очень редко - например, в том случае, когда стена была слишком узкой для свободного прохода нескольких солдат, и выполняли, как правило, лишь декоративные функции.

    По углам замка на стенах сооружались небольшие башни, чаще всего фланкирующие (то есть выступающие наружу), что позволяло защитникам вести огонь вдоль стен по двум направлениям. В позднее средневековье они стали приспосабливаться под хранилища. Внутренние стороны таких башен (обращенные во двор замка) обычно оставлялись открытыми, чтобы противник, ворвавшийся на стену, не мог закрепиться внутри них.

    Фланкирующая угловая башня.

    Замок изнутри

    Внутреннее устройство замков отличалось многообразием. Помимо упомянутых цвингеров, за главными воротами мог располагаться маленький прямоугольный дворик с бойницами в стенах - своеобразная “ловушка” для нападающих. Порой замки состояли из нескольких “секций”, разделенных внутренними стенами. Но непременным атрибутом замка был большой двор (хозяйственные постройки, колодец, помещения для челяди) и центральная башня, она же “донжон” (donjon).

    Донжон в замке Венсенн.

    От наличия и местоположения колодца напрямую зависела жизнь всех обитателей замка. С ним часто возникали проблемы - ведь, как уже было сказано выше, замки строились на возвышениях. Прочный скальный грунт также не облегчал задачу по водоснабжению крепости. Известны случаи прокладки замковых колодцев на глубину более 100 метров (например, замок Куффхойсер в Тюрингии или крепость Кенигстайн в Саксонии имели колодцы глубиной более 140 метров). Прорытие колодца занимало от одного года до пяти лет. В некоторых случаях это поглощало столько же денег, сколько стоили все внутренние постройки замка.

    Из-за того, что воду приходилось с трудом доставать из глубоких колодцев, вопросы личной гигиены и санитарии отходили на второй план. Вместо того, чтобы помыться самим, люди предпочитали ухаживать за животными - прежде всего, за дорогими конями. Нет ничего удивительного в том, что горожане и сельские жители морщили носы в присутствии обитателей замков.

    Расположение источника воды зависело, в первую очередь, от естественных причин. Но если был выбор, то колодец выкапывали не на площади, а в укрепленном помещении, чтобы обеспечить его водой на случай укрытия во время осады. Если в силу особенностей залегания грунтовых вод колодец выкапывался за стеной замка, то над ним сооружалась каменная башня (по возможности - с деревянными переходами в замок).

    Когда не было никакой возможности выкопать колодец, в замке сооружалась цистерна, собирающая дождевую воду с крыш. Такая вода нуждалась в очистке - ее фильтровали через гравий.

    Боевой гарнизон замков в мирное время был минимален. Так в 1425 г. два совладельца замка Райхельсберг в нижнефранконском Аубе заключили соглашение, что каждый из них выставляет по одному вооруженному слуге, а двух привратников и двух стражей оплачивают совместно.

    В замке также имелся ряд построек, обеспечивающих автономный быт его обитателей в условиях полной изоляции (блокады): пекарня, паровая баня, кухня и т. п.

    Кухня в замке Марксбург.

    Башня была самым высоким сооружением во всем замке. Она обеспечивала возможность наблюдения за окрестностями и выполняла функции последнего убежища. Когда враги прорывались через все линии обороны, население замка укрывалось в донжоне и выдерживало длительную осаду.

    Исключительная толщина стен этой башни делала ее разрушение практически невозможным (во всяком случае, на это потребовалось бы огромное количество времени). Вход в башню был очень узким. Он располагался во внутреннем дворе на значительной (6-12 метров) высоте. Деревянную лестницу, ведущую внутрь, можно было легко разрушить и тем самым преградить путь нападающим.

    Вход в донжон.

    Внутри башни иногда имелась очень высокая шахта, идущая сверху вниз. Она служила либо тюрьмой, либо складом. Вход в нее был возможен только через отверстие в своде верхнего этажа - “Angstloch” (нем. - устрашающая дыра). В зависимости от предназначения шахты, лебедка опускала туда пленников или провиант.

    Если тюремных помещений в замке не было, то пленников помещали в крупные деревянные ящики из толстых досок, слишком маленькие для того, чтобы встать в полный рост. Эти ящики могли устанавливаться в любых помещениях замка.

    Разумеется, в плен брали, прежде всего, для получения выкупа либо для использования узника в политической игре. Поэтому VIP-персоны обеспечивались по высшему классу - для их содержания выделялись охраняемые покои в башне. Именно так “мотал свой срок” Фридрих Красивый в замке Траусниц на Пфаймде и Ричард Львиное Сердце в Трифелсе.

    Палата в замке Марксбург.

    Башня замка Абенберг (12 век) в разрезе.

    В основании башни располагались подвал, который также мог использоваться в качестве темницы, и кухня с кладовой. Главный зал (столовая, общее помещение) занимал целый этаж и обогревался огромным камином (он распространял тепло всего на несколько метров, так что дальше по залу расставлялись железные корзины с углями). Выше шли палаты семьи феодала, отапливаемые небольшими печками.

    На самом верху башни находилась открытая (реже - крытая, но в случае необходимости крышу можно было сбросить) площадка, где можно было установить катапульту или другое метательное орудие для обстрела врага. Там же водружался штандарт (знамя) владельца замка.

    Иногда донжон не служил жилым помещением. Он вполне мог применяться только лишь в военно-хозяйственных целях (смотровые посты на башне, темница, хранилище провизии). В таких случаях семья феодала обитала в “паласе” - жилом помещении замка, стоящем обособленно от башни. Паласы строились из камня и имели несколько этажей в высоту.

    Следует отметить, что условия проживания в замках были далеко не самыми приятными. Лишь самые крупные паласы имели большой рыцарский зал для торжеств. В донжонах и паласах было очень холодно. Выручало каминное отопление, однако стены все равно покрывались толстыми гобеленами и коврами - не ради украшения, а для сохранения тепла.

    Окна пропускали очень мало солнечного света (сказывался фортификационный характер замковой архитектуры), далеко не все из них были застеклены. Туалеты устраивались в виде эркера в стене. Они были неотапливаемыми, поэтому посещение нужника зимой оставляло у людей просто неповторимые ощущения.

    Замковый туалет.

    Завершая нашу “экскурсию” по замку, нельзя не упомянуть о том, что в нем обязательно присутствовало помещение для богослужений (храм, капелла). К числу непременных обитателей замка относился капеллан или священник, который, помимо своих основных обязанностей, исполнял роль писаря и учителя. В наиболее скромных крепостях роль храма выполняла стенная ниша, где стоял небольшой алтарь.

    Крупные храмы имели два этажа. Простолюдины молились внизу, а господа собирались в теплом (иногда застекленном) хоре на втором ярусе. Убранство подобных помещений было довольно скромным - алтарь, скамейки и настенные росписи. Иногда храм исполнял роль гробницы для живущего в замке рода. Реже он применялся как убежище (наряду с донжоном).

    О подземных ходах в замках рассказывают множество небылиц. Ходы, разумеется, были. Но лишь очень немногие из них вели из замка куда-нибудь в соседний лес и могли использоваться как путь к бегству. Длинных ходов, как правило, вообще не было. Чаще всего встречались короткие тоннели между отдельными зданиями, либо из донжона в комплекс пещер под замком (дополнительное убежище, склад или сокровищница).

    Война на земле и под землей

    Вопреки распространенным заблуждениям, средняя численность военного гарнизона обычного замка во время ведения активных боевых действий редко когда превышала 30 человек. Этого вполне хватало для обороны, так как обитатели крепости находились в относительной безопасности за ее стенами и не несли таких потерь, как нападающие.

    Для взятия замка требовалось его изолировать - то есть перекрыть все пути подвоза продовольствия. Именно поэтому атакующие армии были гораздо крупнее обороняющихся - порядка 150 человек (это справедливо для войны феодалов средней руки).

    Вопрос с провиантом был наиболее болезненным. Без воды человек может прожить несколько дней, без еды - около месяца (при этом следует учесть его низкую боеспособность во время голодовки). Поэтому хозяева замка, готовящегося к осаде, часто шли на крайние меры - выгоняли за его пределы всех простолюдинов, которые не могли принести пользу обороне. Как уже было сказано выше, гарнизон замков был небольшим - прокормить целую армию в условиях осады было невозможно.

    Обитатели замка нечасто предпринимали контратаки. В этом попросту не имелось смысла - их было меньше, чем нападающих, да и за стенами они чувствовали себя гораздо спокойнее. Особым случаем являются вылазки за едой. Последние осуществлялись, как правило, ночью, небольшими группами, которые шли по плохо охраняемым тропам к ближайшим деревням.

    Не меньше проблем было и у нападающих. Осада замков иногда растягивалась на годы (так, немецкий Турант оборонялся с 1245 по 1248), поэтому вопрос о тыловом снабжении армии в несколько сотен человек вставал особенно остро.

    В случае с осадой Туранта летописцы утверждают, что за все это время солдаты нападающей армии выпили 300 фудеров вина (фудер - огромная бочка). Это составляет около 2,8 млн. литров. Либо переписчик допустил ошибку, либо постоянное количество осаждающих составляло более 1000 человек.

    Для взятия замка измором наиболее предпочтительным сезоном было лето - дождей выпадает меньше, чем весной или осенью (зимой обитатели замка могли получать воду, растапливая снег), урожай еще не созрел, а старые запасы уже закончились.

    Нападающие старались лишить замок источника воды (например, строили на реке запруды). В самых крайних случаях применялось “биологическое оружие” - в воду бросались трупы, что могло спровоцировать вспышки эпидемий по всей округе. Тех обитателей замка, которые попали в плен, нападающие увечили и отпускали. Те возвращались назад, и становились невольными нахлебниками. В замке их могли и не принять, но если это были жены или дети осажденных, то голос сердца перевешивал соображения тактической целесообразности.

    Не менее жестоко поступали с жителями окрестных деревень, пытавшихся доставлять в замок припасы. В 1161 году во время осады Милана Фридрих Барбаросса приказал отрубить руки 25 горожанам Пьяченцы, которые пытались снабжать врагов провиантом.

    Осаждающие разбивали постоянный лагерь неподалеку от замка. Он также имел некоторые простейшие укрепления (палисады, земляные валы) на случай внезапной вылазки защитников крепости. Для затяжных осад рядом с замком возводился так называемый “контрзамок”. Обычно он располагался выше, чем осаждаемый, что позволяло вести с его стен эффективное наблюдение за осажденными и, если позволяла дистанция - обстреливать их из метательных орудий.

    Вид на замок Эльц из контрзамка Трутц-Эльц.

    Война против замков имела свою специфику. Ведь любое мало-мальски высокое каменное укрепление представляло серьезное препятствие для обычных армий. Прямые атаки пехоты на крепость вполне могли увенчаться успехом, который, однако, доставался ценой больших жертв.

    Именно поэтому для успешного взятия замка был необходим целый комплекс военных мер (об осаде и взятии измором уже было сказано выше). К числу наиболее трудоемких, но в то же время чрезвычайно успешных способов преодоления защиты замка относился подкоп.

    Подкопы делались с двумя целями - предоставить войскам прямой доступ во внутренний двор замка либо разрушить секцию его стены.

    Так, во время осады замка Альтвиндштайна в Северном Эльзасе в 1332 бригада саперов из 80 (!) человек воспользовалась отвлекающими маневрами своих войск (периодические короткие атаки на замок) и в течение 10 недель проделала в твердой скальной породе длинный проход в юго-восточную часть крепости.

    Если стена замка была не слишком велика и имела ненадежный фундамент, то под ее основание прорывался тоннель, стены которого укреплялись деревянными распорками. Далее распорки поджигались - как раз под стеной. Тоннель обваливался, основание фундамента проседало, а стена над этим местом рассыпалась на части.

    Штурм замка (миниатюра 14 века).

    Позднее, с появлением порохового оружия, в подкопы под стены замков закладывались бомбы. Для нейтрализации подкопа осаждаемые иногда рыли контрподкопы. Вражеских саперов заливали кипятком, запускали в тоннель пчел, лили туда фекалии (а в древнее время карфагеняне запускали в римские подкопы живых крокодилов).

    Для обнаружения подкопов использовались любопытные приспособления. Например, по всей территории замка расставлялись крупные медные чаши с шарами внутри. Если шар в какой-либо чаше начинал дрожать - это был верный признак того, что рядом ведется подкоп.

    Но главным аргументом при нападении на замок были осадные машины - катапульты и тараны. Первые мало чем отличались от тех катапульт, которые применялись еще римлянами. Эти приспособления были оборудованы противовесом, придающим метательному рычагу наибольшее усилие. При должной сноровке “орудийного расчета” катапульты были вполне точным оружием. Они метали крупные, гладко обтесанные камни, причем дальность боя (в среднем - несколько сотен метров) регулировалась весом снарядов.

    Разновидность катапульты - требушет.

    Иногда в катапульты заряжались бочки, начиненные горючими материалами. Чтобы доставить пару приятных минут защитникам замка, катапульты перекидывали к ним отрубленные головы пленников (особо мощные машины могли перебросить через стену даже целые трупы).

    Штурм замка при помощи передвижной башни.

    Помимо обычного тарана, применялись и маятниковые. Они были закреплены на высоких передвижных каркасах с навесом и представляли собой бревно, подвешенное на цепи. Осаждающие прятались внутри башни и раскачивали цепь, заставляя бревно бить в стену.

    В ответ осажденные спускали со стены веревку, на конце которой были закреплены стальные крючья. Этой веревкой они ловили таран и старались задрать его наверх, лишив подвижности. Иногда на такие крючья мог попасться зазевавшийся солдат.

    Преодолев вал, сломав палисады и засыпав ров, нападающие либо штурмовали замок при помощи лестниц, либо использовали высокие деревянные башни, верхняя площадка которых находилась на одном уровне со стеной (или даже выше нее). Эти гигантские сооружения обливались водой во избежание поджога защитниками и подкатывались к замку по настилу из досок. На стену перекидывался тяжелый помост. Штурмовая группа забиралась наверх по внутренней лестнице, выходила на помост и с боем вторгалась на галерею крепостной стены. Обычно это означало то, что через пару минут замок будет взят.

    Тихая сапа

    Сапа (от франц. sape, буквально - мотыга, saper - вести подкоп) - способ отрывки рва, траншеи или тоннеля для приближения к его укреплениям, применявшийся в 16-19 веках. Известны перекидная (тихая, скрытная) и летучая сапа. Работа перекидной сапой производилась со дна исходного рва без выхода работающих на поверхность, а летучей - с поверхности земли под прикрытием заранее подготовленной защитной насыпи из бочек и мешков с землей. Во 2-ой половине 17 века для выполнения таких работ в армиях ряда стран появились специалисты - саперы.

    Выражение действовать “тихой сапой” означает: крадучись, медленно, незаметно идти, проникать куда-нибудь.

    Бои на лестнице замка

    С одного этажа башни попасть на другой можно было только по узкой и крутой винтовой лестнице. Подъем по ней осуществлялся лишь друг за другом - столь узкой она была. При этом воин, шедший первым, мог рассчитывать только на свое собственное умение сражаться, ибо крутизна поворота витка была подобрана таким образом, что из-за спины лидера нельзя было действовать копьем или длинным мечом. Поэтому бои на лестнице сводились к единоборству защитников замка и одного из нападавших. Именно защитников, ведь они могли легко сменять друг друга, поскольку за их спиной располагался специальный расширенный участок.

    Во всех замках лестницы закручены по часовой стрелке. Существует только один замок с обратной закруткой - крепость графов Валленштейнов. При изучении истории этого рода обнаружилось, что большинство мужчин в нем были левшами. Благодаря этому историки поняли, что такая проектировка лестниц значительно облегчает работу защитников. Наиболее сильный удар мечом можно нанести в сторону своего левого плеча, а щит в левой руке лучше всего прикрывает тело именно с этого направления. Все эти преимущества есть только у обороняющегося. Атакующий же может нанести удар только в правую сторону, но его ударная рука окажется прижата к стене. Если же он выставит вперед щит, то почти утратит возможность действовать оружием.

    Замки самураев

    Замок Химэдзи.

    Меньше всего нам известно об экзотических замках - например, японских.

    Первоначально самураи и их сюзерены жили в своих поместьях, где, кроме сторожевой башни “ягура” и небольшого рва вокруг жилища, никаких других оборонительных сооружений не было. На случай затяжной войны воздвигались укрепления на труднодоступных участках гор, где можно было обороняться от превосходящих сил противника.

    Каменные замки стали строиться в конце 16 века с учетом европейских достижений в фортификации. Непременная принадлежность японского замка - широкие и глубокие искусственные рвы с крутыми откосами, окружавшие его со всех сторон. Обычно они заполнялись водой, но иногда эту функцию выполняла естественная водная преграда - река, озеро, болото.

    Внутри замок представлял собой сложную систему защитных сооружений, состоявшую из нескольких рядов стен с внутренними дворами и воротами, подземных коридоров и лабиринтов. Все эти сооружения располагались вокруг центральной площади хонмару, на которой возводились дворец феодала и высокая центральная башня тэнсюкаку. Последняя состояла из нескольких, постепенно уменьшающихся кверху прямоугольных ярусов с выступающими черепичными крышами и фронтонами.

    Японские замки, как правило, были невелики - примерно 200 метров в длину и 500 в ширину. Но среди них встречались и настоящие гиганты. Так, замок Одавара занимал площадь в 170 гектаров, а общая протяженность его крепостных стен достигала 5 километров, что вдвое больше протяженности стен Московского Кремля.

    Очарование древности

    Замки строятся и поныне. Те из них, что находились в государственной собственности, часто возвращаются потомкам древних родов. Замки - символ влиятельности своих хозяев. Они - образец идеального композиционного решения, в котором сочетается слитность (соображения обороны не позволяли живописно распределять строения по территории), многоуровневость построек (главные и второстепенные) и предельная функциональность всех составляющих. Элементы архитектуры замка уже стали архетипами - например, замковая башня с зубцами: ее образ сидит в подсознании любого мало-мальски образованного человека.

    Французский замок Саумур (миниатюра 14 века).

    И, наконец, мы любим замки за то, что они попросту романтичны. Рыцарские турниры, торжественные приемы, подлые заговоры, тайные ходы, привидения, сокровища - применительно к замкам все это перестает быть легендой и превращается в историю. Здесь как нельзя лучше подходит выражение “стены помнят”: кажется, что каждый камень замка дышит и скрывает тайну. Хотелось бы верить, что средневековые замки и впредь будут сохранять ауру загадочности - ведь без нее они рано или поздно превратятся в старую кучу камней.

    Музей тюрьмы Клинк — это одно из наиболее печальных мест средневековой Англии и одна из самых популярных британских достопримечательностей современности. Клинк представляла собой тюрьму, расположенную в районе Саусворк и функционировавшую с начала 12-го и по конец 18-го века. На протяжении всей своей истории существования тюрьма находилась в собственности у епископов, так что львиную долю из всей массы преступников составляли протестанты и проштрафившиеся католики.

    Клинк в переводе с английского сленга означает «тюрьма», так что название этого учреждения: музей тюрьмы Клинк — это сплошная тавтология.

    Следует отметить, что содержать тюрьму в те годы было очень выгодно, а особенно ту, что находилась неподалеку от центральных публичных домов Лондона. При этом с существованием проституции церковь никак не боролась — наоборот, обогащалась за счет оштрафованных клиентов или самих блудниц. Тюрьма была специально поделена на две части: в одной содержали мужчин, в другой — женщин.

    Примерно в середине 15-го века публичные дома стали стремительно закрываться, так что поток денег в карманы епископов начал ослабевать. Однако священнослужители поступили как настоящие бизнесмены. Нисколько не растерявшись, они ввели обязательную плату за содержание в тюрьме, превратив всех заключенных в должников. Например, цена за пищу увеличилась вдвое, так что люди были вынуждены отдавать все до последнего гроша, чтобы не умереть от голода. А когда заканчивались собственные деньги, еду начинали оплачивать друзья и знакомые на воле.

    Тюрьма музей в Лондоне — атмосфера средневековья, точность в деталях

    Мятеж в этой тюрьме был поднят всего один раз — в 1450-м году, но и тот был молниеносно подавлен, а здания тюрем только еще лучше укреплены.

    Такое положение дел сохранялось вплоть до 1780-го года, когда тюрьма полностью сгорела. Уцелели лишь просторные подвалы, в которых сегодня и располагается музей тюрьмы Клинк.

    Тюрьма музей в Лондоне отражает свою историю, рассказывает об условиях, в которых содержались заключенные. Кроме того, здесь можно собственными глазами увидеть камеры для содержания и орудия наказания. Все воспроизведено с точностью до мелочей. Место это также известно и тем, что сюда лично приезжал

    В продолжение темы:
    Женские

    Салат «Мимоза» в нашей стране готовится в основном по праздничным поводам. Однако это вовсе не причина для отказа от данного блюда в будние дни, когда хочет обновить стол и...

    Новые статьи
    /
    Популярные