Икона страшный суд божий. «Страшный Суд»: что изображено на иконе

Христианство — целостное мировоззрение, включающее в себя представления не только о пожизненном существовании человека, но и о посмертном. В Священном Писании можно почитать и о том, как был сотворен мир, и о том, какими будут его последние дни. Согласно этой самой распространенной в мире религии, вскорости нас ждет Второе пришествие Христа. И когда это случится, праведники попадут в рай, а грешники будут наказаны.

В подробностях эти будущие события описаны не только в Библии. Часто посвящены им и сюжеты икон. Образа, представляющие зрителю картины Страшного суда, имеются во многих храмах России. Техника исполнения у них может быть разной. Однако композиция всех икон «Страшный суд» и их сцены обычно определяются канонами.

Становление сюжета

Изображать сцены Страшного суда иконописцы начали уже очень давно. Первые росписи и образа такого типа появились еще в Византии. Известно, к примеру, несколько подобных икон и храмовых росписей, датируемых IV веком. В то время в Византии подобные изображения обычно описывали притчи о разделении овец и козлов, а также о десяти девах.

Канонический сюжет Страшного суда был сформирован также в Византии, примерно к XVIII веку. На Руси подобные иконы начали писать практически с самого крещения. Но самое первое такое изображение было зафиксировано историками на стенах киевского Кириллового монастыря. Несколько позднее сюжеты Страшного суда появились в Дмитровском соборе, церкви Спаса Нередицы и Георгиевском храме.

На самых ранних иконах изображался не только сам суд, но и сцены из Апокалипсиса. Позднее два этих сюжета были разделены. Изначально канонами определялось лишь то, какие именно сцены должны быть изображены на образе. Их месторасположение иконописцы выбирали сами. Полностью утверждены сюжет и композиция Церковью были только к XVI-XVII веку. К этому времени каждая сцена Страшного суда заняла на иконах свое место.

Предание о князе Владимире

О канонических иконах и росписях с изображением Страшного суда существует несколько интересных легенд. Одна из них связана непосредственно с древней Русью. Считается, что именно этот сюжет повлиял на решение князя Владимира о принятии христианской, а не какой-либо другой веры. Ведь, как известно из истории, русскому правителю предлагали перейти в свою веру иудеи и мусульмане. Об этом факте упоминается в хорошо известной многим «Повести временных лет».

Откуда взята композиция

Основан сюжет этих икон, конечно же, прежде всего на описании событий, изложенных в Апокалипсисе. Также большое влияние на каноническое изображение оказали некоторые древние византийские и русские тексты — к примеру, Житие Василия Нового, Слово Палладия Мниха и т. д.

Многие богословы и историки считают, что еще одним источником, по которому писалась икона «Страшный суд», является откровение пророка Даниила. Этот почитаемый всеми христианами святой жил в эпоху вавилонского плена. Даниил является одним из последних четырех великих еврейских пророков.

Основные сцены

Согласно канонам, на такой иконе должны быть изображены «светлые» сюжеты:

    Христос как судья мира с предстоящими ему просителями за людей - Богоматерью и Иоанном Предтечей.

    Первые люди на земле — Адам и Ева.

    Апостолы с книгами в руках со стоящими за их спинами ангелами.

    Господь Саваоф. Иконы «Страшный суд» - единственные в православии образа, на которых изображается Бог-Отец в виде старца.

    Изображение престола, на котором лежат риза Христа, Евангелие и гвозди.

    Жители небес - ангелы со свитком, означающим конец земной истории.

    Круг с Даниилом и толкующими его пророчество ангелами.

    Шествие в рай ветхозаветных праведников, возглавляемое Петром и Павлом.

Также обязательными являются «темные» сцены:

    Змей, олицетворяющий грех. Иногда его заменяют на огненную реку с горящими в ней душами.

    Антихрист. Может изображаться стоящим или сидящим, в черных или алых тонах. В руках у антихриста иногда рисуется душа Иуды.

    Четыре погибельных царства в отдельном круге (именно им на смену придет Царствие Небесное).

И нейтральные:

    Праведные и грешные, восставшие на суд. Первые представляются по чинам святости в два ряда. Грешники изображаются в этнических костюмах, что символизирует многие народы.

    Рука в полукруге с весами. Символизирует собственно сам суд, грехи и праведные дела людей.

    Несколько сцен единоборства ангелов и бесов.

    Темный круг с изображением Земли с гробницей и моря с кораблем как символ воскрешения мертвых. Фигурки животных и рыб, выплевывающих съеденных ими людей.

    Изображения рая и ада.

    Милостивый блудник, привязанный к столбу. Этот человек не попал ни в ад, ни в рай.

    Также на иконе «Страшный суд» обычно изображаются такие дополнительные элементы, как:

    полуобнаженная женщина;

    белый заяц (только на русских иконах);

    серый заяц.

Толкование отдельных элементов иконы такое: женщина - Земля, белый заяц - правда, серый - ложь.

Особенности композиции: первый и второй ярус

Все сцены на образах «Страшный суд» располагаются обычно в три или четыре яруса. Разумеется, в самом центре этих икон изображается Христос с Богоматерью и Иоанном Предтечей. Адам и Ева припадают к стопам Иисуса. По обеим сторонам от Христа на этом ярусе стоят апостолы. Выше этой сцены иногда рисуется сам господь Саваоф и ангелы со свитком.

Третий и четвертый ярус

Ниже сцены с Христом и апостолами располагается престол с ризой. По обеим сторонам от него рисуются восставшие на суд.

Следующий, самый нижний, ярус занимает обычно значительную часть иконы. Центром композиции в этом месте образа является рука с весами. Под ней, согласно канонам, располагаются сцены битв бесов и ангелов. Также в этом ярусе рисуются круги с царствами, женщиной-землей, ковчегом, морем и лодкой (справа), а также с пророком Даниилом (слева).

Весь нижний ярус, а также третий, пересекает извивающееся тело змея. Слева за кругами нарисованы сцены рая. Справа внизу на иконе «Страшный суд» - изображение ада с Антихристом. Милостивый блудник стоит между этими двумя сценами — в середине. Справа от него изображена процессия покидающих ад ветхозаветных праведников.

Описание иконы «Страшный суд»: нижний регистр композиции и блудник

Под последним ярусом на этих образах располагаются 10 клейм с изображением адских мучений. Это горящие в огне, подвешенные, съедаемые зверьми и т. д. люди. Милостивый же блудник, привязанный к столбу, недаром располагается между изображениями ада и рая. Согласно легенде, за воровство и пьянство его не пустили в Царствие Небесное. Однако и адских мук ему, благодаря милостивости, удалось избежать.

Изображение змея

Этот иконографический мотив является уникальным и появился на образах «Страшный суд» относительно недавно. В росписях змей обычно изображается поднимающимся из ада к ногам коленопреклоненного перед Иисусом Адама. Основой для этой сцены, являющейся одной из ключевых, стал сюжет из Библии о проклятье первого человека Творцом. На теле змея на иконах «Страшный суд» обычно изображается 20 колец. На каждом из них изображена сцена тех мытарств, через которые должна пройти человеческая душа, для того чтобы попасть в Царствие Небесное.

Иногда на иконах вместо змея изображается и огненная река. Этот сюжет известен по произведению «Хождение Богородицы по мукам». В зависимости от степени вины, люди в реке могут быть погружены в огонь по шею, по грудь или по пояс. Иногда на образах «Страшный суд» горящие грешники конкретизируются по социальным группам — знать, коронованные лица и т. д.

Какое значение имеет икона для верующих

Конечно же, создавались подобные образа и росписи не для устрашения человека. Назначение у церковного изображения «Страшный суд» совсем другое. Глядя на эти иконы, верующий должен задуматься над своими грехами. При этом христианину следует не отчаиваться или терять надежду, а положить начало собственному покаянию.

Богослужебное значение в дореволюционной России

В одном из самых ценных источников о Русской православной церкви, в «Чиновниках Успенского собора», подробно описывается связанная с этой иконой особая служба. Называлась она «Действом Страшного суда». При ее проведении одноименная икона выносилась на поклонение патриарху и царю. Проводился этот православный обряд в воскресение перед самой Масленицей на соборной площади в Кремле. Сначала по уставу исполнялись стихиры, зачем освящались воды и читались Евангелия. На заключительном этапе патриарх протирал губкой образ "Страшного суда". Затем он окроплял святой водой государя и простых людей.

Молитва перед иконой «Страшный суд»

Таким образом, это изображение должно прежде всего подвигать человека на покаяние. Поэтому пред этой иконой принято молиться о своих прегрешениях как вольных, так и невольных, а также просить за них прощения у Бога. Это в последующем поможет войти в Царствие Небесное. Также считается, что перед иконой «Страшный суд» нужно молиться об умерших грешниках.

Самые старые изображения

К сожалению, большинство написанных в древности икон «Страшный суд», как и многих других, не сохранилось. Однако несколько подобных изображений до наших дней все же дошло. Сохранились они в основном только как росписи в храмах. Самым известным изображением подобного рода является сцена Страшного суда в церкви Панагии Халкеон в Салониках, датируемое 1028 г. Очень древних икон с таким сюжетом в мире сегодня имеется всего две. Обе они находятся в монастыре св. Екатерины на Синае. Еще одним довольно-таки старым изображением является мозаичный «Страшный суд» в базилике Торчелло в Венеции.

Сохранилось несколько древних образов с таким сюжетом и у нас в стране. Самая ранняя икона «Страшный суд» В России находится в Успенском соборе в Кремле.

Роспись Рублева

В западноевропейской традиции изображение «Страшный суд» обычно напоминает о кострах инквизиции. То есть зачастую является именно способом устрашения. Бог изображается гневающимся, а грешники четко разделяются с праведниками. В русской традиции «Страшный суд» напоминает скорее о божьем милосердии. Четкого разделения агнцев и козлищ на православных образах с подобным сюжетом обычно нет.

Именно в таком «милосердном» стиле работал, как известно, и самый почитаемый иконописец Руси — Андрей Рублев. О его личности известно, к сожалению, очень мало. Однако, конечно же, такой известный церковный художник не мог пройти мимо очень популярных, часто изображавшихся в его времена, сцен икон «Страшный суд». Рублевым эти канонические сюжеты были выбраны для украшения собора Успения Богородицы во Владимире. Известно, что рисовать свою фреску он начал в 1408 году. Изображен Страшный суд Рублевым был на западной стене храма.

Руку с весами канонического сюжета иконописец поместил на торце входной арки вверху. Под ней художник нарисовал пророков Даниила и Исайю. Самого Христа Рублев изобразил на голубом фоне в своде над аркой. Еще выше иконописец нарисовал двух ангелов, сворачивающих старое небо в свиток. Звери, олицетворяющие уходящие царства, изображены Рублевым в арке, ведущей под купол. Шествие ветхозаветных праведников в рай под предводительством Петра художник расположил в южном своде над иконостасом. Напротив этой сцены Рублев изобразил сам рай. Первые обитатели его — Адам и Ева — нарисованы иконописцем у подножья престола с Евангелием и ризой.

Икона и роспись Васнецова

Тема Страшного суда в прошлом зачастую волновала не только церковных художников, но и светских. К примеру, существует икона с подобным сюжетом, написанная Виктором Васнецовым. Этот художник, как известно, наиболее ярко проявил себя в былинно-сказочном жанре. Именно его кисти, к примеру, принадлежат такие знаменитые полотна, как «Аленушка», «Богатыри», «Ковер-самолет».

Однако и религиозная живопись занимала достаточно важное место в жизни этого художника. Картина «Страшный суд» (холст, масло) была создана им в 1904 году для Георгиевского собора города Гусь-хрустальный. Как считают многие другие известные художники, получилась она очень выразительной, но несколько перегруженной деталями. И действительно, в отличие от образов иконописцев, на этой по сути светской картине практически нет свободного места. Фигуры людей, христианские атрибуты и т. д. занимают на ней абсолютно все пространство полностью.

Принадлежит кисти Васнецова и еще одна грандиозная работа на тему Страшного суда. Именно этот сюжет был выбран художником для росписи одной из стен Владимирского собора в Киеве в 1885 году.

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка, важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде

О Страшном суде очень много сказано как в так и в Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда - неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Сюжет Страшного суда в картинах художников

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов - это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре - изображение самого суда, слева находится рай, а справа - ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.

Икона «Страшный Суд». 1830-е (?) гг.
Доска, темпера. 1,73 х 2,09 м.
Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.

Страшный Суд - заключительный момент мировой истории, предшествующий обновлению мира, Второе Пришествие ИИСУСА ХРИСТА. Композиция «Страшного Суда» сложилась в византийском искусстве к XI в. Книжные миниатюры и храмовые росписи были красочными и изобиловали персонажами и деталями. Тщательно прописанные образы были рассчитаны на внимательное прочтение. На Руси иконы Страшного Суда появились очень рано, вскоре после Крещения. В «Повести временных лет» упоминается эпизод об использовании византийским философом изображения Страшного Суда для проповеди христианства князю ВЛАДИМИРУ, что повлияло на будущее Крещение самого Владимира и Руси.

Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в Х-ХI веках, и, вместе с тем, содержит ряд новых мотивов, которые получили распространение в русской иконописи начиная с ХV-ХVI вв.

❶ В верхней части композиции - фигура Бога Отца, восседающего на роскошном золотом троне, окружённого Ангелами. У каждого в руках зеркало (на церковнославянском - зерцало). Зерцало является символом предначертания, предвидения. Правее - изображение Святой Троицы, Ангелов, прославляющих Троицу, и Архангела Михаила, низвергающего с Небес падших ангелов (бесов).

❷ Слева - рай в образе священного града - Горнего Иерусалима с блаженствующими в нём праведниками. Здесь же изображены Богородица и благоразумный разбойник с большим крестом. Они облачены в царские одежды, с венцами на головах (что для благоразумного разбойника не является традиционным - чаще он изображается обнажённым по пояс с препоясанием на чреслах). Благоразумный разбойник был распят по правую руку Христа (слева от зрителя). Раскаявшись во время крестных мучений, разбойник уверовал в Божественность Спасителя и получил от Господа обетование «ныне же» пребывать с Ним в раю.

❸ Под Горним Иерусалимом - изображение летящих в рай схимников.

❹ В центре композиции, на голубой сфере, Христос во славе - Судия мира. Он простирает руки, правая ладонь раскрыта в жесте даяния и обращена к праведникам в правой от Христа части иконы, левая опущена и указывает на грешников. Ему предстоят скорбные Богоматерь и Иоанн Предтеча - ходатаи за род человеческий на Страшном Суде. ❺

❻ По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шесть с каждой стороны). За апостолами Ангелы с мечами в руках - Небесное воинство. Два ближайших к центру Ангела держат скипетр и державу.

❼ К ногам Христа припадают Адам и Ева - прародители рода человеческого и первые грешники на земле - как образ всего преклонившегося праведного, искуплённого человечества.

❽ В центре под Христом изображён Престол уготованный (этимасия). На нём Крест, орудия Страстей (копьё и губка) и раскрытая «Книга бытия», в которой, по преданию, записаны все слова и дела людей. Книгу держат два Ангела. Рядом - четыре символа евангелистов (Лев, Ангел, телец и орёл). В небесах парят четыре трубящих Архангела. Они должны трубным гласом воззвать всех мёртвых на Страшный Суд, и они же ограждают Церковь и каждого верующего от сил тьмы.

❾ Ниже - весы, «мера дел человеческих». Около весов Ангел борется с бесами за душу человека, которая присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. Черти пытаются перетянуть чашу весов злых дел в свою сторону. Содержимое одной чаши весов белое (символ покаяния), другой - чёрное.

❿ Слева сцена «Видение пророка Даниила»: Ангел указывает Даниилу на четырех зверей. Эти звери символизируют «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть), или антихристово, - Вавилонское (медведь), Македонское (грифон), Персидское (лев) и Римское (рогатый зверь).

⓫ Справа сцена «Земля и море отдают мертвецов» (поднимающиеся из земли и выходящие из пастей рыб фигуры людей - воскресшие из мёртвых).

⓬ Ниже, справа и слева, изображены праведные и грешные, восставшие на Суд. В соответствии с иконографической традицией, справа от Христа изображены святые, представленные по чинам - пророки, святители, мученики, преподобные и др. Группы грешников олицетворяют различные народы, причём впереди всех представлены евреи. Перед грешниками изображен пророк Моисей со скрижалью в руках, указывающий им на Христа, в Которого они не поверили во время Его Первого Пришествия на землю.

⓭ В правой части иконы - ад, геенна огненная. В аду изображён сатана с душой Иуды на коленях. Иуда Искариот держит кошелёк с 30 сребрениками. В византийском искусстве к XI-XII вв. сложилась устойчивая иконография князя тьмы, олицетворяющего ад: фронтальное изображение страшного обликом полуобнажённого старца с всклокоченными седыми волосами и бородой, восседающего в огненном озере (геенне).

⓮ Сатана цепью стягивает толпу грешников (в нижней части иконы) - это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах, монахи и даже архиереи).

⓯ Под ними в 14-ти клеймах описаны особо тяжкие мучения, которые ожидают грешников. Грешников в композициях «Страшного Суда» всегда изображают нагими. Их нагота - это нагота Адама, который, согрешив, устыдился своего вида и попытался спрятаться от Бога.

⓰ В нижнем правом углу - пасть адского зверя, из которой выползает длинный извивающийся змей. Он является дорогой в ад и изображается красным цветом. На змее аллегорические изображения мытарств - искушений грехами, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное или ад (зависть, уныние, чревоугодие, гнев, гордость...). Изображение змея относится к числу уникальных сюжетов, известных лишь в поздней русской иконописи.

⓱ Внизу в центре прикованный к столбу милостивый блудник. В царствование императора Льва Исавра (VIII в.) в Константинополе жил некий богатый человек, который хотя и был милосердным, но до старости пребывал в грехе блуда. Он остался между раем и адом - благодаря своим поступкам он был избавлен от адских мук, но лишён райских блаженств. Этот образ человека, сочетающего в себе добро и зло одновременно, появляется в русской иконописи в XVI-XVII вв. Его образ показывает промежуточное состояние между грешником и праведником, вводя в композицию Страшного Суда новую для неё оценку личности, наделённой противоречиями, а также надежду на прощение человеческих грехов.

⓲ Праведники во главе с апостолом Петром, держащим ключи, стремятся к вратам рая. В группе праведников три архиерея в крестчатых фелонях, вероятно, это образы Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Врата стережёт шестикрылый огненный Серафим.

⓳ За золотыми вратами и белоснежными стенами - райский сад. Здесь же изображено «Лоно Авраамово» (праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников).

В иконе господствуют голубые и красные цвета. Голубой - небесный, символ чистоты; красный - цвет очищающего и пожирающего пламени.

Икона Страшного суда является очень важной и значимой в православии. На ней изображены сцены, которые случатся после второго пришествия Иисуса Христа. Считается, что тогда каждый человек предстанет перед судьей, и каждый получит по своим делам и заслугам.

Возникновение сюжета иконы и первые изображения.

Что можно сказать об истоках возникновения этого сюжета в христианстве? Считается, что впервые эти композиции стали появляться на стенах храма еще в Византийской империи до иконоборческого периода. Датируются они четвертым веком. Первые изображения описывали притчу о десяти девах, а также разделении козлов и овец (грешников и праведников). Лишь к восьмому веку в Византии было сформировано изображение, которое впоследствии стало каноническим. Так появилась икона Страшного суда.

На Руси эти образы существовали практически с самого начала крещения и имели особое значение для православных.

Что повлияло на возникновение сюжета.

Во многом сюжет иконы Страшного суда был взят из Евангелия и Апокалипсиса, а также из других древних книг Византии и Руси, таких как: Слово Палладия Мниха, Слово Ефрема Сирина, Житие Василия Нового и др. Также значительное влияние на него оказали и откровения Иоанна Богослова.

Одним из важных источников, по которым писалась икона Страшного суда, было откровение пророка Даниила. Его видения вообще считаются значительными в православии, что описано в соответствующей книге пророка. Некоторые мотивы из нее и взяты для сюжета иконы Страшного суда, а именно те, которые говорили о конце света и пришествии Иисуса.

Сюжет иконы Страшного суда на Руси.

В России этот сюжет впервые зафиксирован в XII веке на стенах Кириллового монастыря, который находится в Киеве. В конце этого же века такие же изображения появились в Георгиевском соборе, в церкви Спаса Нередицы и Дмитровском соборе. И это не случайно, так как считается, что именно это изображение повлияло на князя Владимира, который положил начало крещению Руси. Об этом факте упоминается в “Повести временных лет”.

Ранняя икона Страшного суда изображала не только сам суд, но и сцены Апокалипсиса, которые в дальнейшем разделились. Первые изображения сюжета не имели четко зафиксированных моментов в определенных местах иконы, так как, например, звери из пророчества Даниила. Лишь к XVI-XVII веку каждая деталь сюжета приобрела свое место.

Описание сюжета.

Сама композиция изображения Страшного суда очень богата действующими лицами и событиями. В целом икона “Страшный суд”, описание которой довольно обширно, состоит из трех регистров. Каждый из них имеет свое место.

Обычно в верхней части иконы размещен образ Иисуса, по обеим сторонам которого находятся апостолы. Все они участвуют в процессе суда. Нижняя часть иконы занята трубящими ангелами, которые созывают всех.

Далее под изображением Иисуса находится престол (Этимасия). Это судейский трон, на котором могут быть размещены копье, трость, губка Евангеле. Это важная деталь в этой композиции, которая впоследствии становится самостоятельным символом.

Нижняя часть изображения рассказывает о том, что будет происходить с праведниками и грешниками, которые пройдут Страшный суд Божий. Икона тут разделяется. Справа от Христа можно увидеть праведников, которые движутся в Рай, а также Богоматерь, ангелов и райский сад. Слева же от Христа изображен ад, грешники и бесы, а также Сатана.

Эти две части иконы в устоявшемся сюжете могут разделяться огненной рекой или змием. Последний изображен с извивающимся телом через всю икону, а хвост его опущен в ад. Кольца змия часто называли по имени мытарств (блуд, пьянство и др.).

Толкование сюжета.

Икона Страшного суда, толкование которой кому-то может показаться жутковатым, имеет свой смысл для верующих. По Божественному замыслу, деяния каждого человека, когда-либо жившего на земле, будут пересмотрены на Страшном суде, председательствовать в котором будет Иисус Христос, сын Божий. Это случится во время его Второго пришествия.

После суда человеку будет прямая дорога либо в ад, либо в рай, согласно его поступкам. Считается, что это особый момент в обновлении мира, душа может навсегда соединиться с Богом или навсегда уйти к дьяволу. Однако суть композиции заключается не для устрашения человека, а для того чтобы он задумался над своими деяниями, совершенными грехами. Также не стоит отчаиваться и терять надежду, нужно просто раскаяться и начать меняться.

Древние изображения Страшного суда, которые дошли до наших дней.

До наших дней дошло несколько древних изображений, которые сохранились как роспись в храмах. К примеру, в Салониках в церкви Панагии Халкеон роспись датируется 1028 годом, на Синае, в монастыре св. Екатерины, сохранились две иконы Страшного суда. Также в Лондоне, в музее Виктории и Альберта, находится пластина из слоновой кости с этим изображением, в Венеции в базилике Торчелло выполнена мозаика с этой темой.

Также существуют древние изображения и на Руси. К примеру, в Московском Кремле Успенского собора находится самая ранняя икона “Страшный суд” (фото представлено ниже). Также такие росписи можно найти в некоторых храмах (о них говорилось выше).

Слова святых о Страшном суде.

О Страшном суде очень много сказано как в Священных писаниях, так и в высказываниях святых. Очень многие держали это изображение перед взором, чтобы видеть последствия грехов и нерадения духовного.

Св. Феофан Затворник говорил о непрестанной подготовке ко Второму пришествию Господа, не думая о том, когда это будет. Он считал, что это случится непременно, но когда – неизвестно.

Св. Иоанн также считал, что нечего гадать, когда случится последний день, однако существуют страшные предзнаменования скорого конца. Это различные напасти и разрушения, войны и голод. Сам же человек изменится, забудет законы Божьи. В это время будут множиться грехи и зло.

Итак, все святые отцы считали важным помнить про второе пришествие и Страшный суд. Икона с этим образом наглядно помогала в этом, ведь ее композиционный ряд составлен таким образом, чтобы видеть все наглядно и подробно (райское блаженство праведников и адские муки грешников).

Сюжет Страшного суда в картинах художников.

Итак, как видно, для верующих христиан является очень важной композиция, где изображен Страшный суд. Икона и роспись на стенах храмов – это не единственное, где проявлялась эта тема. Она была и есть очень популярной у художников. Это довольно яркая тема, которая нашла свое место и в живописи.

К примеру, у Микеланджело есть фреска, выполненная на эту тему. Она находится в Сикстинской капелле. Хотя это и был заказ папы, но сам живописец выполнил ее на свой манер. На ней изображены обнаженные тела, откровенно описана анатомия мужчин. Это в дальнейшем даже привело к конфликту.

Также очень известным является триптих Иеронима Босха. Это очень сильная картина, которая некоторым образом воздействует на смотрящего. Считается, что никто, кроме Босха, впоследствии не сумел так передать то, что никто из живущих не видел воочию. Сюжет на картине делится на три части. В центре – изображение самого суда, слева находится рай, а справа – ад. Каждая композиция очень реалистична.

Конечно, это не все мастера кисти, которые использовали библейский сюжет Страшного суда в своих картинах. Очень многие были вдохновлены апокалиптическими композициями, после чего пытались создать свое виденье этого. Не все придерживались библейских моментов, проявляя свою фантазию. Таким образом, появилось множество вариаций Страшного суда, которые были далеки от канонов.

Изображение кисти Васнецова.

Виктор Васнецов в свое время создал немало картин на религиозную тему. Одной из них была фреска Страшного суда в Киевском Владимирском соборе, а также в Георгиевском соборе.

Икона Страшного суда Васнецова в Киевском соборе появилась первой. В написании автор не использовал уже устоявшиеся каноны, поэтому изображение выглядит несколько театрально, хотя и построено на основе библейских и святоотеческих текстов. В центре композиции находится ангел, который держит весы в руке. По одну сторону от него находятся грешники и геенна огненная, в которую они, собственно, и падают. По другую сторону находятся молящиеся праведники.

Как видно на изображении, среди грешников находятся богатые, цари, люди духовного сословия. Автор хотел этим показать, что перед Богом все равны в момент истины. Для всех людей будет справедливое решение в последний час. Вверху изображения находится сам Господь, который держит Евангелие и крест. Рядом с ним находится Божья Матерь и Иоанн Предтеча.

Вторым было написано полотно для Георгиевского собора. Его сюжет остался неизменен и, по словам многих, кто видел картину впервые, производил ошеломляющее впечатление. Именно это полотно имело бурную историю во времена Советского Союза. На закате его существования картина была с трудом реконструирована и возвращена на старое место.

Изображение кисти Рублева.

Еще одним знаменитым произведением Страшного суда была фреска Рублева, которая изображена в Московском Успенском соборе. Там было много его росписей, помимо этой. Многие были выполнены вместе с Даниилом Черным. В некоторых деталях автор отступил от традиций, особенно когда писалась икона Страшного суда. Рублев изобразил тех людей, которые пришли на суд, совсем не страдающими, а надеющимися на милость.

К слову сказать, все облики на фреске очень одухотворенные и возвышенные. В это непростое время происходило слишком много событий, которые способствовали возрождению духовности человека.

Таким образом, фреска производила очень легкое впечатление и несла надежду. Это привело к тому, что человек не стал испытывать страх от предстоящего суда, а представлял его царящую справедливость. Конечно, до наших времен она сохранилась не полностью, но то, что осталось до сих пор, поражает своей глубиной.-

Многие иконы олицетворяют память не о конкретной личности, а о каком-то событии, которое уже произошло или было отражено в древних писаниях Ветхого или Нового Заветов.

Икона «Страшный суд» — это скорее образ показательный. Он нужен не для молитв, а для того, чтобы напоминать людям о том, что их ждет в конце времен. Существует также так называемая неделя о Страшном суде — третья из четырех недель подготовки к Великому посту .

Значение иконы

О Великом суде, или о Страшном, как принято говорить, в Библии написано довольно подробно. В первом веке нашей эры было первое пришествие Иисуса Христа, которое ознаменовало собой спасение всех людей от первородного греха. Это было начало начал. Завершится все пришествием вторым, когда власть в мире возьмет дьявол со своими приспешниками. То будут темные времена, но человечество освободится от этой тюрьмы навсегда, когда Мессия придет во второй раз.

Никто не знает, когда это будет. Может, через сто лет, может, через тысячу, но это произойдет. Готовиться к Страшному суду нужно при жизни каждому человеку, стараясь не оставлять без внимания ни один грех, совершенный специально или случайно. Практически в каждом храме есть изображение Страшного суда, потому что это то, чего стоит бояться грешникам. Как говорит Святое Писание, каждый человек, когда-либо живший на Земле, будет воскрешен, и грехи его будут оценены Господом. Воздастся по заслугам всем. Во всех храмах есть этот образ, напоминающий о конце времен и начале вечной жизни в раю или аду.

История и описание иконы

Вариантов исполнения иконы существует великое множество. Самый популярный и распространенный из них — это новгородский вариант, датируемый 15 веком. На этой иконе изображены все великие святые, пророки, ангелы, архангелы, Бог Отец, Иисус Христос, Матушка Заступница. В нижней части образа есть изображение ада, падших ангелов, а также самого дьявола в обличье змея. Он побежден и пленен ангелами.

Есть виды икон, где изображены битвы между ангелами и демонами, где есть сатана, держащий людей и свирепствующий в аду. Есть похожий на новгородский вариант образ, где более явно показан сам суд, когда люди разделяются на две половины. По левую руку от Христа — ад, куда идут грешники, а по правую — рай, где светло и людей приветствуют ангелы и счастливые светлые души.

В чем помогает икона

Это больше мотивационный образ, нежели защитный или молитвенный. Он помогает людям помнить о том, куда может привести греховный образ жизни и отсутствие веры. Этот образ создает особый ореол вокруг себя. Не нужно воспринимать его как негативный, ведь каждый человек совершал в жизни плохие поступки. Перед этой иконой можно молиться о спасении души, читать «Отче наш» . Эта молитва как нельзя лучше отображает смысл иконы. Эта икона — напоминание о том, что возмездие неотложно, необратимо и ожидаемо всегда. Никто не знает, когда начнется Великий суд, поэтому эта икона нужна дома, чтобы понимать всю серьезность положения человечества.

Молитва перед иконой «Страшный суд»

«Милостивый Господь наш, Царь Небесный, в нужный час с Небес спустившийся. Озари наши души светом своим, дабы зачать в нас искру любви и покаяния. Помоги очистить наши души от скверны, которую копим мы в себе годами на протяжении всей жизни. Помоги нам встретить суд Твой Великий с честью и с бесстрашием, яко же мы и будем олицетворением чистоты пред Тобой, потому что грехи наши растворятся в добре и миролюбии. Аминь».

У этой иконы нет дня почитания, но особый смысл она приобретает именно в период подготовки к Великому посту, в третью неделю о Страшном суде. В сам пост эта икона напоминает нам о том, что должно стать нашей целью, а именно об избрании правильного пути в жизни.

Конечно, эта икона может стать вашим символом веры, символом богобоязненности. Она есть почти в любом храме в виде росписей на стенах или обычных икон. Ее можно назвать одной из самых распространенных, потому что она есть везде, а также олицетворяет смысл жертвы Иисуса Христа и необходимость самого пришествия в целом. Читайте перед ней молитвы и вдохновляйте себя на это. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

26.02.2018 05:46

На множестве икон изображена Святая Троица во всей таинственности и величии. О силе святынь спорят...

В продолжение темы:
Птицы

Классическая астрология, которая появилась около 3000 лет назад, говорит нам о том, что существует лишь 12 Знаков Зодиака, однако новые научные изыскания говорят о другом....

Новые статьи
/
Популярные