Пограничники Чечни: шахматная партия с врагом. Пограничные проблемы россии Вторая чеченская война пограничные войска

Добрый день всем! Несколько дней назад я вернулся с Кавказа, с большой поездки по горам Чечни и Ингушетии, которая закончилась большим пресс-туром, организованным Пограничным управлением ФСБ по РИ для журналистов и блогеров региона.

На фото: река Асса в километре от границы с Грузией.

Сразу скажу, это был лучший пресс-тур в последнее время. Пару лет назад мне запрещали фотографировать погранинфрастуктуру даже издалека, а сейчас оказалось возможным побывать на четырех пограничных заставах Ингушетии (на одной мы ночевали), съездить в дикие заповедные места, куда не пускают гражданских, в том числе прямо на границу с Грузией. Нам детально показали, как живут пограничники, несут службу и охраняют территорию. И дали самим немного почувствовать в их роли)) Подобная открытость удивляет и радует. А больше всего меня поражает готовность погранслужб помогать туристам, доброжелательность и гостеприимность. Я помню как три года назад, еще до открытия границ и туристического кластера, на постах меня встречали с недоверием и опасением. Но уже в прошлом году пограничники при встрече, еще до проверки документов, меня начали приглашать в гостевую комнату "на чай". Я тогда был сильно удивлен. Оказалось, это не случайно. В погранслужбе действительно происходят положительные изменения, и пресс-тур это отлично показал.

1. Пресс-тур начался в Назрани, откуда мы организованной колонной, на новеньких "патриотах" двинулись в горы. В кармашке сидения каждый участник пресс-тура нашел минеральную воду "Ачалуки" и стаканчик. Мелочь, но как удобно прокатиться с удобствами на нормальном джипе:)

2. При въезде в горный Джейрахский район Ингушетии со стороны Владикавказа всех встречает контрольно-пропускной пост "Эзми", выполненный в форме средневековой арки. "Ворота в горы" были построены весной 2013-го, после того, как был облегчен порядок пропуска на пограничные территории. Сейчас для проезда гражданам России нужно показать только российский паспорт. Если вы забыли паспорт - придется ехать за ним обратно, тут граница, правила строгие, никакие другие удостоверения и "звонки другу" не принимаются. На наших глазах пограничники также провели выборочный досмотр багажника одной из проезжающих машин.

3. Мемориальная доска в память о погибших в годы войны.

4. Второй контрольно-пропускной пост "Хамхи" расположен при выезде из Ассинского ущелья, если добираться в горы из Сунженского района Ингушетии. Его реконструкция закончилась в 2015-м году, особенно красиво он смотрится вечером. Мы зашли внутрь, на мониторах было видно как осуществляется видео контроль. Как рассказал наш сопровождающий, сейчас при проверке паспортов особое внимание уделяется уменьшению возможных конфликтов с приезжающими, когда например, забывают паспорт.

5. Первая погранзастава со стороны военно-грузинской дороги, "Эзми". В глубине видны многоквартирные дома - тут строится жилье для нескольких десятков семей пограничников, обустраивается детская площадка. Также два больших дома будут в Магасе.

6. При въезде на каждую погранзаставу участников пресс-тура встречали на самом высоком уровне, проводили экскурсию, давали интервью.

7. В "Эзми" в те минуты устраивали экскурсию для школьников из соседнего Джейраха, пограничники рассказали о своей экипировке, но больше всего интерес вызвало, конечно, оружие)

8. Военное-патриотическая работа со школами района проводится регулярно.

10. Завтрак в столовой погранзаставы "Эзми". Булочки, фрукты, сладости, чай или кофе. Сервировка как в ресторане:)

11. Вторая погранзастава в Ингушетии - "Ляжги", расположена недалеко от известного водопада .

12. Тут нам показали местную баню)

13. Это парилка.

14. А это часть зоны отдыха. Напротив - большой стол с самоваром.

15. Мы спустились в складские помещения. Это овощехранилище. Тут поддерживается комфортная температура для хранения, продукты свежие, местная фермерская продукция.

16. Второй завтрак) Пограничники не отпустили нас пока мы не остались на чай:) Каждая столовая в погранзаставах сделана в индивидуальном дизайне, с душой, силами самих же пограничников. По мне тут настоящая курортная зона, которая с успехом может конкурировать со столовой ЛОК "Армхи")))

19. Четвертая погранзастава в горной Ингушетии - "Бешт".

20. Она самая высокогорная, прямо под Цей-Лоам, такой вид видят пограничники каждый день.

21. Ниже погранзаставы - многочисленные охраняемые ущелья. В условиях горной местности самый популярный транспорт тут - лошадиный.

22. В "Беште" есть отдельные конюшни, каждая лошадь обычно имеет одного хозяина-всадника, но журналистам разрешили покататься на них.

23. Также на "Беште" есть ослики. Они перевозят грузы, без них - никуда. Ослики, кстати, хорошо размножаются))

24. Продовольственный склад. Нам показали даже содержимое холодильников, все продукты свежие, а в конце пресс-тура каждому участнику выдали в качестве презента сухой паек для горной местности) Он рассчитан на одного человека на один день, я его ел три дня, пока добирался до Москвы))

25. Снаряжение для спасательных команд. Почти такая же экипировка есть у меня.

26. Все коридоры погранзастав украшены фотографиями, это либо горы, либо башенные комплексы Ингушетии, либо из истории погранслужбы России.

27. Обед. Вкусно и сытно. Большое спасибо поварам!

28. Далее наш путь лежал вниз по перевалу, по новому асфальту, проложенному от поста "Хамхи" до почти у гостиницы для бейсджамперов. А чтобы соединить Джейрах и Таргим, осталось проложить около 10 километров асфальта, остальное уже готово.

29. По дороге к шестой погранзаставе, которая расположена под башнями Оздиче.

30. Остановка у знаменитых башен Вовнушки, построенного на краю скалы.

31. Пятая погранзастава, "Таргим".

32-33. Отработка выезда по тревоге. При получении команды (в громкоговорителях на всю заставу звучит определенный сигнал)) пограничники из состава "тревожной группы" или других должны оперативно собраться и выехать на автотранспорте, на это даются определенные временные нормативы. Учебные тренировки бывают каждую неделю, мы стали свидетелем одной из них.

34. Неотъемлемый спутник пограничников - служебные собаки.

35. Их тоже тренируют каждую неделю.

36. В том числе отрабатывают задержание правонарушителей.

37. Один из журналистов, Адам Буражев, вызвался проверить, насколько крепка хватка))

38. Каждая из собак закреплена за своим вожатым, их содержат в хорошо обустроенных вольерах.

39. Столовая для собак.

40. А это - специальный медицинский кабинет для их лечения.

41. Людям в "Таргиме" тоже комфортно) Кухня в одном из корпусов. На этой погранзастве мы и заночевали, отбой был после 21:00.

42. Завтрак в 8:00.

43. Недалеко от "Таргима" - один из старейших христинских храмов России Тхаба-Ерды. К нему нам сделали экскурсию.

44. Затем мы поехали в Пялинг.

45. Рядом с башнями расположено хозяйство Исрапила Чаниева.

46. Некоторое время назад, рассказал Исрапил, он получил травму, и первыми, кто ему оказал медицинскую помощь, были пограничники. Врач из погранзаставы навещал старика каждый день в течение двух недель, беспокоясь за его здоровье. Взаимовыручка в горах - непреложное правило даже сейчас.

47. Исрапил угостил нас яблоками из собственного сада.

48. И показал прудик, в котором водится рыба:)

49. Дальше наш путь лежал на самую границу с Грузией, тут буквально в километре от нее оборудован пограничный обогревательный пункт "Асса", предназначенный для отдыха пограничных нарядов в период длительного несения службы.

50. Он работает полностью автономно. А условия - почти как на курорте))

51. Следующая остановка - у скалодрома, для обучения горной подготовке. К проведению занятий приглашаются специалисты из КБР.

52. Наши журналисты тоже решили испытать себя, на спуске - Амир Кокурхоев ghalgha (кстати, Амир, было очень приятно тебя тут видеть, спасибо что ты помог мне попасть в этот пресс-тур:))

53-56. Недалеко от "Таргима" сейчас оборудуется стрелковый комплекс, на котором проводятся учебные стрельбы и отрабатываются приемы рукопашного боя.

54.

55.

56.

57. Журналистам не отказали в удовольствии прокатиться с ветерком)

58. По окончании на стрельбище приехал начальник Пограничного управления ФСБ России по Ингушетии генерал-майор Игорь Цветков, и состоялась небольшая пресс-конференция. Меня интересовал вопрос взаимоотношений погранслужбы с туристами и местным населением, готовы ли пограничники к увеличению приезжающих в район, готовы ли помогать в случае необходимости? Генерал-майор уверил, что с увеличение потока также будет наращиваться инфраструктура, и проблем не возникнет. Надеюсь, так и будет.

Также я много общался с рядовыми пограничниками (кстати, много приехало из Дагестана), меня впечатлило, что они хорошо знают историю, древние памятники на территории Ингушетии. Только я заикнулся о том, что хотел побывать в одном из отделенных башенных поселков - мне сразу нашли сотрудника, готового меня сопроводить. На телефонах многих ребят есть фотографии обнаруженных ими развалин в лесах, о которых мало кто знает. Есть те, кто почти вплотную добирался до Девичьей Башни, я видел ее фото вблизи! В общем, из разговоров я убедился, что времена варварского отношения к наследию прошлого прошли, сейчас погранслужба пытается сохранить, улучшить то, что есть, не меньше местных жителей, которыми, по сути, они уже и являются. Кстати, в этой записи я по понятным причинам не рассказал о технических средствах контроля, но поверьте, они есть, от простых видекамер, до специальных тепловизоров, от которых не ускользнет ничего.

В заключение пресс-тура каждому участнику была вручена благодарность (ее фото сразу опубликовал Ахмед Осмиев в своём инстаграмме , теперь походу все будут уверены что я работаю на ФСБ)).

Больше спасибо всем организаторам пресс-тура, все прошло по военному четко и слаженно. Удачи вам в несении службы и всем нам мирного неба над головой!

PS. Другие репортажи с пресс-тура:
Амира Кокурхоева: http://ghalgha.livejournal.com/505479.html
Адама Буражева:

В рассказах о защитниках России мы несправедливо обошли вниманием тех, кто стоит на переднем крае обороны нашей страны — пограничников. Наш корреспондент Григорий Миленин предложил исправить эту оплошность, за что был сослан редакцией на Кавказ, где пообщался с пограничниками заставы «Хангихой». О нелегкой службе на участке российско-грузинской границы в Чечне, зубастых овчарках и хитрой технике пограничников читайте в материале «Защищать Россию».

Всепогодный режим

Участок государственной границы России с Грузией, проходящий по территории Чеченской республики, считается одним из самых сложных. Здесь нет пограничных столбов, забора и контрольно-следовой полосы. Зато есть резко пересеченная местность, крутые перевалы, трудные маршруты и суровый высокогорный климат с непредсказуемой погодой. На заставе «Хангихой» все три дня моей командировки стоял густой непроглядный туман. В отличие от равнинного, он не висел над землей, а заволакивал базу пограничников белыми клубящимися волнами. И почти все время из этой воздушной ваты шел мелкий холодный дождь.

Как рассказал начальник заставы, или как ее официально называют, пограничного отделения, капитан Александр Теличко, смена погоды заставляет несколько раз в сутки перекраивать схему охраны границы: «Может быть так, что я вчера планировал отправить дозор на ту или иную вершину, а сегодня в этом смысла нет — с нее ничего не видно. Приходится менять маршрут на другое направление. Но в любом случае, идет ли дождь, снег или опускается туман, участок будут патрулировать пограничники».

Основные виды пограничных нарядов, которые применяются на высокогорных заставах, — пограничные дозоры, часовые на участке границы и посты технического наблюдения. Круглые сутки дозорные группы перемещаются по приграничным тропам в поисках потенциального нарушителя. Каждая группа, кроме штатного вооружения ( и ), получает специальную экипировку — переносные приборы ночного видения и тепловизоры, а также наручники и веревки, если потребуется связать нарушителя.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Часовые ведут охрану границы на определенном участке. Если на равнине его протяженность достигает полукилометра, то в горах он короче в несколько раз. Как правило, двое пограничников, замаскировавшись на местности (где теоретически могут пойти нарушители), просматривают и прослушивают определенный сектор. Периодически часовые переходят с места на место, занимают другие позиции.

Орлиный глаз

Посты технического наблюдения имеют свою специфику. Они расположены на горных вершинах и с помощью дальнобойных стационарных приборов перекрывают местность. Эти посты автономные, на каждом имеются мотогенераторы, снабжающие технику электричеством. Также там есть запас топлива, воды и продовольствия, с которым пограничники в определенных случаях могут нести дежурство по нескольку суток.

Связь с заставой наблюдатели держат по проводному телефону, но есть и УКВ-радиостанции. Общение по ним идет по всем правилам радиомаскировки, так что можно сломать мозг, пытаясь уловить смысл в наименовании позывных.

Я, кстати, в радиоэфире получил обозначение «Фломастер».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Помимо приборов наблюдения, пограничники используют сигнализацию — по территории пограничного участка разбросаны датчики, которые фиксируют любое движение и посылают сигнал на пульт дежурного. В каждом таком приборе встроен анализатор, который распознает, кто или что движется через границу — автотранспорт, человек или животное.

К счастью, сегодня в эти технические ловушки попадают только горные медведи и яки.

Но при всех своих возможностях спецтехника остается лишь вспомогательным инструментом в службе пограничников. С ее помощью можно облегчить труд военнослужащих, где-то снизить нагрузку на человека и более эффективно расставить личный состав, чтобы как в советское время не «толкаться локтями» на границе. «А как стоял на границе человек с ружьем и биноклем, так и будет стоять», — отрезал командир «Хангихоя».

Школа следопытов

Сегодня в российских пограничных войсках служат исключительно офицеры и контрактники. И несмотря на то, что все они — люди с определенным опытом военной службы, регулярно занимаются боевой и специальной подготовкой. На заставах она довольно необычная: наряду с регулярными стрельбами, в том числе из группового оружия (крупнокалиберные пулеметы «Корд» и автоматические гранатометы АГС-17 «Пламя») пограничники на заставе изучают аппаратуру наблюдения, радиосвязь и тренируются распознавать следы на грунте.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Каждый военнослужащий перед заступлением в наряд по охране границы обязан сдать зачет по следопытству — на пяти дорожках необходимо определить, как шел человек — нормально или пятился задом, нес ли он на себе кого-то, был ли он один или несколько нарушителей шли след в след.

Свой «зачет следопыта» регулярно сдают и кинологи со служебно-розыскными собаками — кто-то из пограничников отправляется на участок границы (причем в защитном костюме дрессировщика), а по его следу пускают овчарку. Когда «нарушитель» обнаружен, ему предлагают сдаться, на что он по условиям тренировки не соглашается и пытается сбежать. Теперь, на смену острому нюху, в ход идут острые зубы пограничной собаки.

Корреспондент «ЗР», уже имеющий опыт работы со служебными собаками, на себе испытал хватку одной из лучших овчарок на «Хангихое».

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Облачившись в ватный тулуп с капюшоном, я предпринял попытку к бегству. Вожатый крикнул: «Стой! Применяю собаку!» и спустил с поводка молодую овчарку по кличке Канте. На бегу я ждал привычного укуса за рукав, но коварная собака, с разбега ударив меня передними лапами в спину, намертво вцепилась в подмышку. Накануне ее вожатый рассказывал, что Канте — породистая немецкая овчарка, завоевавшая много наград на выставках, но по тому, как больно она кусается, подумалось, что кто-то из ее предков согрешил-таки с бультерьером.

Командирские шахматы

Если каждый пограничник, при всей своей универсальности, на заставе знает свои конкретные задачи по охране границы, то командир должен знать про свой участок все. Никто лучше командира на заставе не знает, как лучше расставить наряды и технику. Безусловно, он организует службу в соответствии с приказами и боевым уставом, но как он это сделает — зависит от его инициативы, знаний и творчества.

Вообще его служба в чем-то схожа с игрой в шахматы, с той разницей, что пограничник должен предугадать действия нарушителя на все ходы вперед.

Для этого приходится больше других работать не только головой, но и ногами.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Рассказывает капитан Теличко:

— Прежде чем планировать расстановку нарядов приходится проходить все возможные маршруты движения. Местность меняется, где-то осыпаются тропы, где-то хребты становятся непроходимыми из-за обвалов. А где-то появляются новые проходы. Для этого периодически проводится рекогносцировка местности. Есть такое понятие — местность выводит человека, то есть какими бы обходными путями не шел нарушитель, он всегда выйдет на то место, где его уже будут ждать.

— Наверняка можно где-то незаметно прокрасться?

— Незаметно нельзя. Если даже нарушитель пойдет более сложным маршрутом и обойдет один наряд, то обязательно наткнется на другой. Или сигнализаторы раньше сработают. Они у нас тоже на одном месте не лежат, схема расстановки техники меняется по нескольку раз в год.

Боевые традиции

В пограничной службе существует много разных традиций и ритуалов. Один из них мы наблюдали вечером, на построении боевого расчета. Застава «Хангихой» носит имя майора Сергея Попова, погибшего в 2002 году при отражении атаки бандгруппы, прорывавшейся с территории Грузии. Вот так командир или его заместитель проводят назначения.

— Отделение, становись! Равняйсь! Смирно! На охрану государственной границы на очередные сутки назначается майор Попов!

— Майор Попов пал смертью храбрых при защите рубежей нашей Родины! — отвечает из строя кто-нибудь из офицеров.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Также у пограничников есть ритуал, имеющий юридическую силу — приказ на охрану государственной границы. Когда командир в присутствии дежурного по заставе доводит до каждого наряда его задачи на сутки и убеждается в том, что все они готовы к несению службы, он произносит перед строем: «Приказываю выступить на охрану государственной границы»! С этого момента начинается боевое дежурство.

Если говорить о пограничных традициях, то одной из них является так называемый совет старших пограничных нарядов.

Он состоит из наиболее опытных пограничников заставы. Командир проводит с ними собрания под протокол, где выясняет недостатки при несении службы их подчиненными и слушает мнения членов совета по организации охраны границы и действиям в различной обстановке.

Фото: Григорий Миленин/Защищать Россию

Перспективы пограничной службы

Как рассказали корреспонденту «ЗР» в Пограничном управлении ФСБ России по Чеченской республике, систему охраны госграницы в этом регионе ждет дальнейшая техническая модернизация. Сегодня действует общегосударственная программа развития погранслужбы. Она предусматривает поставки приборов ночного видения и тепловизоров нового поколения, использование в охране границы беспилотников и развитие средств сигнализации. Новые образцы приходят уже сегодня, но, как заметил собеседник «ЗР», хотелось бы ускорить их поступление.







Текущая страница: 35 (всего у книги 37 страниц)

2. ПОГРАНИЧНЫЕ ВОЙСКА В ЧЕЧЕНСКОМ КОНФЛИКТЕ

Предпосылки и причины чеченского конфликта, безусловно, носят комплексный характер. Тут и смена общественного строя в стране, и поощрение сепаратистских движений на местах, и непоследовательность российского руководства по отношению к чеченскому сепаратизму, и оставление большого количества оружия и боевой техники после вывода советских войск из Чечни.

Наряду с внутренними причинами, способствовавшими возникновению чеченского политического конфликта и перерастанию его в военный, существовали и причины внешние. Есть много факторов в этом регионе, привлекающих к себе постоянное внимание. Один из них – запасы нефти676
По оценке специалистов, только в Прикаспии и на акватории Каспийского моря сосредоточено около 25 млрд. т нефти.

При сокращении нефтяных запасов на планете данный регион превращается в зону повышенных интересов многих субъектов мировой политики, в частности США, Великобритании, Германии, а также некоторых других стран Запада и Ближнего и Среднего Востока. Весьма существен в Чечне и фактор исламизма, точнее поощряемого Саудовской Аравией движения ваххабитов, крайне агрессивного не только к «неправоверным», но и к сторонникам традиционного ислама.

Воздействие этого комплекса причин осложнило военно-политическую обстановку на Кавказе. В начале 90-х гг. возник конфликт между осетинами и ингушами. Чечено-Ингушская АССР разделилась на две республики в составе России. Именно в это время в Чечне проходила перегруппировка и концентрация политических сил. Были декларированы первые требования о предоставлении ей суверенитета.

События развивались в такой последовательности. В ноябре 1990 г. был образован Общенациональный конгресс чеченского народа (ОКЧН). Его исполком возглавил Д. Дудаев. I съезд ОКЧН принял Декларацию об образовании Чеченской Республики (ЧР), а сессия Верховного Совета Чечено-Ингушской АССР – Декларацию о суверенитете. В марте 1991 г. законодательный орган Чечено-Ингушетии постановил отказаться от проведения российского референдума. С этого времени ЧР не участвует в общероссийских политических мероприятиях. В то же время некоторые ингушские районы (Назранский, Малгобекский и Сунженский) приняли участие в российском референдуме. Объективности ради следует отметить, что политических причин для сепаратизма со стороны чеченцев не существовало. Верховный Совет России в 1991 г. принял Закон о реабилитации репрессированных народов, который осудил жестокость и признал незаконность действий сталинского режима, предусмотрел ряд мер по устранению последствий насильственной депортации чеченцев, ингушей и других народов. Правительство России выделило значительные средства для реализации социально-экономических и экологических программ на Северном Кавказе.

Тем не менее сепаратизм набирал силу, искусно подогреваемый как изнутри честолюбивыми и небескорыстными деятелями, так и извне силами, заинтересованными в ослаблении России. В июле 1991 г. II съезд ОКЧН официально объявляет о выходе из состава РСФСР и СССР, а в сентябре Д. Дудаев изгоняет Верховный Совет, возглавляемый Д. Завгаевым, и распускает в то время еще существовавший Верховный Совет Чечено-Ингушской Республики. В октябре 1991 г. исполком ОКЧН с нарушениями демократических норм проводит выборы парламента и президента. Верховный Совет РСФСР признает выборы незаконными, но, несмотря на это, Д. Дудаев становится президентом Чечни. Возникает оппозиция дудаевской администрации. В апреле 1993 г. Дудаев распускает Совет Министров и парламент и вводит президентское правление. Объявляется независимость Республики Ичкерия. Однако власть в Чечне не была легитимной, так как большая часть ее жителей не участвовала в выборах президента.

Достижение политических целей сепаратистами предусматривало использование военных средств. С первых дней своего существования режим приступил к созданию вооруженных формирований и их техническому оснащению. На первом этапе основным источником поступления оружия и боевой техники дудаевским незаконным формированиям стало вооружение советских войск. Еще до их вывода в июне 1992 г. был организован ряд нападений на воинские части в целях захвата оружия. Последнюю точку в снабжении оружием незаконных формирований в Чечне поставил бывший тогда министром обороны РФ П.С. Грачев677
Кто развязал вооруженный конфликт в Чечне. Комиссия Говорухина. М., 1995.

О том, каким образом было оставлено оружие на чеченской территории, докладывал заместитель начальника Генштаба генерал-полковник В. Дубинин в июне 1992 г. Отвечая на запрос председателя Комитета по вопросам безопасности Верховного Совета РФ С. Степашина, он, в частности, отмечал: «Вследствие резкого обострения обстановки в г. Грозном и ультимативного требования руководства Чечни к военным до 10 июня с.г. покинуть город командование СКВО было вынуждено срочно вывести оставшийся личный состав Грозненского гарнизона за пределы республики. В результате часть вооружения, боеприпасов и запасов материальных средств были захвачены»678
Музаев Т . Чеченская Республика: Органы власти и политические силы. М., 1995, с. 25–26.

Достоверных данных о составе и численности незаконных вооруженных формирований (НВФ) в Чечне не было. Правительство национального возрождения заявляло о наличии 4–5 тыс. человек, в том числе 1,5–2 тыс. наемников и 1 тыс. добровольцев в основном из сельских районов самопровозглашенной Ичкерии. По данным соответствующих органов Российской Федерации, в рядах дудаевских ополченцев насчитывалось около 15 тыс. человек, в том числе в Грозном и Гудермесе – по 5 тыс., в Шеховском районе – 1,5 тыс., в горной части Чечни – 2 тыс., в Аргуне – 500 человек и в ст-це Каргалинская – 100 человек. Точные сведения о количестве оружия и боевой техники у дудаевцев отсутствовали. Из заявления экссекретаря Совета безопасности РФ О. Лобова следовало, что на вооружении НВФ было около 300 учебных самолетов, 100 современных танков, десятки установок «Град», различные виды артиллерийских установок, средства ПВО, множество стрелкового оружия.

По данным наблюдателей, в НВФ Чеченской Республики насчитывалось: танков Т-62 и Т-72 – 42, БМП-1 и БМП-2 – 36, БТР-70 и БРДМ-2 – 30, противотанковых ракетных комплексов «Конкурс» – 2, «Фагот» – 24, «Метис» – 51, гранатометов РПГ-7 – 513, реактивных систем залпового огня (РСЗО) – 24, минометов, пушек и гаубиц – 124, самолетов и вертолетов – 258, средств ПВО («Стрела», «Игла», «Шилка, а с 1999 г. и «Стингер») – 40, стрелкового оружия – более 41 тыс. единиц679
Новичков Н.Н. и др . Российские Вооруженные Силы в чеченском конфликте: Анализ. Итоги. Выводы. Париж. М., 1995, с. 13–17.

Организация экономической, социально-политической и духовной жизни в республике свидетельствовала о реакционно-криминальном характере дудаевского режима. Это и стало основной причиной его противостояния с оппозицией. С августа 1994 г. в ЧР фактически была развязана гражданская война. Ультимативное требование Президента России прекратить огонь и сложить оружие выполнено не было. Д. Дудаев объявил о мобилизации и информировал мировую общественность о том, что в республику стягиваются добровольцы со всего Кавказа.

Обсуждение чеченской проблемы на заседаниях Совета безопасности (СБ) начиная с 1992 г. и мирные переговоры не привели к нормализации отношений внутри Чечни и ЧР с РФ. Решение применить военную силу в Чечне было принято Президентом Российской Федерации 30 ноября 1994 г. Его указом была создана группа руководства действиями по разоружению НВФ, на основе которой в декабре этого года сформирован штаб руководства военной операцией в Чечне во главе с Н. Егоровым. В группу входили руководители всех силовых ведомств, включая директора Федеральной пограничной службы генерал-полковника А.И. Николаева. 1 декабря 1994 г. Президент РФ «в целях неотложных мер по урегулированию вооруженного конфликта на территории Чеченской Республики и в соответствии со ст. 83 Конституции Российской Федерации» назначил полномочного представителя Президента России в Чеченской Республике. Он гарантировал освобождение от уголовной ответственности граждан Чеченской Республики, добровольно сдавших оружие и непричастных к тяжким преступлениям против человечества. Однако указ Президента России не возымел действия на чеченских сепаратистов, и 9 декабря 1994 г. он подписывает Указ «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта».

Для проведения операции по разоружению НВФ со стороны Вооруженных Сил РФ были созданы три группы: «Север», «Запад» и «Восток». Состав был весьма неоднородным. К операции привлекались соединения и части четырех видов вооруженных сил, пограничные и внутренние войска, силы и средства Федеральной службы контрразведки (ФСК). Основу ее составляли: 8-й армейский корпус, 76-я (Псковская) дивизия ВДВ и другие соединения и части военных округов. Численность войск менялась, и на момент заключения Хасавюртовских соглашений группировка вооруженных сил в Чечне составляла 39 188 человек, в том числе: Министерства обороны – 12 990, внутренних зойск – 24 229, подразделений спецназа МВД – 1969 человек680
Красная звезда, 1996, 4 окт.

11 декабря 1994 г. федеральные вооруженные силы, войска МВД и других силовых структур были введены в Чеченскую Республику. В Обращении Президента РФ к гражданам России отмечалось: «Сегодня, 11 декабря 1994 года, на территорию Чеченской Республики введены подразделения войск Министерства внутренних дел и Министерства обороны Российской Федерации. Действия правительства вызваны угрозой целостности России, безопасности ее граждан как в Чечне, так и за ее пределами, возможностью дестабилизации политической и экономической ситуации»681
Российская газ., 1994, 13 дек.

Сложившиеся условия объективно, пусть и опосредованно, вводили в чеченские события войска Кавказского особого пограничного округа (КОПО). Войска округа до введения федеральных сил в Чечню осуществляли охрану государственной границы и защиту интересов России по двум рубежам: первый – на границе бывшего Советского Союза с Турцией и Ираном (силами двух войсковых групп – «Грузия» и «Армения»); второй – на государственной границе России с Грузией и Азербайджаном.

Обстановка на границе осложнялась по мере нарастания противоборства между Грозным и Москвой, между режимом Дудаева и оппозицией в Чечне. Участились попытки провоза через границы контрабандного оружия, пересечения ее по поддельным документам, нарушения морской границы на Черном и Каспийском морях военными, торговыми и промысловыми судами. Все это еще до принятия решения на применение Пограничных войск РФ в чеченском конфликте вынуждало осуществлять охрану границы в усиленном режиме.

Впервые вопрос о включении пограничных частей и подразделений в операцию по разоружению НВФ рассматривался на заседании СБ в ноябре 1994 г. Руководство ФПС России высказало мнение о нецелесообразности применения пограничных войск для прикрытия административной границы Чечни с Дагестаном и Ингушетией. Тем не менее Совет безопасности решил включить пограничников в состав федеральных сил. Им была поставлена задача прикрывать административную границу, а также выполнять поручения по восстановлению и поддержанию конституционного порядка на сопредельных с Чечней территориях субъектов Российской Федерации682
Интервью А.И. Николаева // Панорама, 1995, № 10, с. 11.

Указом Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. правительству поручалось в соответствии с пунктами «д» и «е» ст. 114 Конституции России использовать все имеющиеся у государства средства для обеспечения государственной безопасности683
Война в Чечне. Кризис федеральной власти // «Клуб Реалисты», М., 1995, с. 80.

Во исполнение этого Указа было принято постановление правительства России от 9 декабря 1994 г. «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа». На основании этих документов 17 декабря 1994 г. Совет безопасности принял решение о привлечении пограничных войск к выполнению задачи по прикрытию административной границы Чеченской Республики с Ингушетией (протяженностью 80 км) и Дагестаном (150 км). Конкретные задачи войскам были определены в решении Совета безопасности РФ от 6 января 1995 г. и директиве директора ФПС России от 9 января 1995 г. 10–11 января того же года была осуществлена перегруппировка войск КОПО и взяты под охрану участки административной границы ЧР в бывшей зоне ответственности внутренних войск МВД России.

По замыслу руководства ФПС России, главной целью пограничных войск на административной границе Чечни, Ингушетии и Дагестана должны были стать прикрытие и контроль тех важнейших направлений, которые могли бы использовать сепаратисты и их покровители для переброски в Чечню оружия, материальных средств, наемников и для других целей, и тем самым оказание содействия Министерству обороны и МВД. К июню 1995 г. группировка была сформирована. Всего для выполнения задачи руководством погранвойск было привлечено около 6 тыс. человек684
Граница России, 1997, № 1.

Пограничные войска получили две зоны ответственности в Дагестане и одну в Ингушетии.

Выполнение задачи по прикрытию административной границы Чечни, недопущению провоза контрабанды и проникновения боевиков было чрезвычайно затруднено. Полное закрытие административной границы для передвижения граждан и транспортных средств оказалось невозможным по объективным причинам. Пограничные войска прикрывали только участки с наиболее интенсивным движением. Во исполнение указов президента и решений Совета безопасности в ФПС России был разработан план действий, создана система управления, включающая кроме постоянно существующих органов оперативные группы и др.

По решению командующего войсками КОПО предусматривалось во взаимодействии с соединениями и частями Северо-Кавказского округа внутренних войск МВД и управлениями ФСБ сосредоточить усилия по охране государственной и административной границы на направлениях активных действий экстремистских, националистических и контрабандных группировок. Происходило последовательное наращивание усилий в прикрытии границы путем выставления на предполагаемых участках прорыва пограничных постов. В необходимых случаях применялись авиация, морские силы и средства. Войска КОПО усиливались внештатными мотоманевренными группами.

Тактика пограничных войск обусловливалась приемами и методами борьбы НВФ, которые включали: засады, минирование объектов и коммуникаций пограничных войск, обстрелы их позиций, прорывы для совершения диверсионных и террористических актов, нападения наемников, переодетых в форму российских военнослужащих, на пограничные подразделения и колонны для захвата оружия и боевой техники, похищение пограничников в целях получения выкупа или обмена на пленных боевиков и лиц, отбывающих наказание в местах заключения за всевозможные преступления.

Исключительно высокая мобильность незаконных вооруженных формирований вынуждала командование округа совершать маневры имеющимися силами и средствами на наиболее угрожаемых направлениях, непрерывно наращивать плотность охраны государственной и административной границы, создавать резервы, вести жестхую оборону на прикрываемых участках и активные засадные и разведывательно-поисковые действия, наносить огневые удары по противнику, чтобы не допустить прорыва чеченских формирований через административную границу на территорию сопредельных с Чечней субъектов Российской Федерации.

По мере накопления боевого опыта личный состав погранвойск, принимавший участие в чеченском конфликте, постоянно совершенствуя боевое и служебное мастерство, успешно выполнял поставленные задачи. По оценке руководства ФПС РФ, особенно сложная обстановка возникла на административной границе Чечни с Ингушетией в районе населенных пунктов Нижний и Верхний Алкун, Алхасты. Боевики не прекращали попыток минировать приграничную территорию, захвата заложников, прорыва границы в целях проникновения на территорию Ингушской Республики. На дагестано-чеченском участке обстановка была не намного лучше. Только за 1995 г. подразделения погранвойск, дислоцируемые на административной границе Чечни, 119 раз вступали в боевые столкновения с нарушителями. О напряженности обстановки на границе говорит динамика противоправных действий по отношению к пограничникам в первые месяцы военного конфликта. Если за декабрь 1994 г. было совершено одно подобное действие, то в январе 1995 г. их было уже 20, в том числе 13 обстрелов, 5 нападений, 2 случая минирования. Погибли три пограничника, трое были ранены.

Отдельные периоды противостояния были особенно напряженными. Например, только с 3 по 10 февраля 1995 г. было совершено 16 противоправных актов в отношении пограничников. О варварском характере действий дудаевских формирований свидетельствуют события в населенном пункте Ассиновская, где были зверски убиты три пограничника, а их трупы обезображены. Ряд подобных акций предпринимался в целях деморализации пограничных войск. Бандитские вылазки НВФ получали раз за разом все более решительный отпор.

Так, 19 мая 1995 г. в районе пос. Мужичи группа чеченских боевиков численностью более 30 человек совершила нападение на бронетранспортер пограничных войск. Завязался бой, который продолжался около двух часов. Слаженность экипажа, взаимовыручка, приобретенная уже в ходе выполнения служебно-боевых задач на административной границе, вынудили боевиков отступить.

18 июня 1995 г. нападению боевиков подвергся пограничный пост в селении Зиберхали. Соотношение сил было неравным, но пограничники, несмотря на это, остались верными своему воинскому долгу. Умело маневрируя, используя инженерные сооружения и естественные укрытия, они выдержали натиск боевиков. Руководство боевыми действиями умело осуществляли майор И. Пинчук, капитаны И. Бондаренко, В. Бухаров, А. Виноградов, младший лейтенант П. Иваненко, проявившие при этом высокие командирские качества. Геройски действовали в бою младшие сержанты А. Писличин, В. Антропов и другие воины. Акция по уничтожению пограничного поста и захвату оружия, боеприпасов и материальных средств не удалась. Но в этом бою погибли ефрейтор И. Асадуллин, рядовые В. Васильев, С. Красноглазов и С. Рябов. Одна из застав Железноводского погранотряда названа сегодня именем отважного пограничника И. Асадуллина.

У ст-цы Нестеровская в январе 1996 г. неизвестные убили сержанта С. Нензу. Через несколько дней из засады на окраине этой станицы из автоматического оружия практически в упор был обстрелян бронетранспортер, возвращавшийся с поста боевого охранения в расположение мотоманевренной группы. На борту машины находилось восемь человек. В результате бандитского нападения погибли начальник заставы капитан А. Прилуцкий, командир роты материального обеспечения Игнатовской школы сержантского состава старший лейтенант В. Носиков. Еще двое пограничников были тяжело ранены.

Боевые действия на границе требовали соответствующих мер от Главного штаба пограничных войск.

Командованию КОПО постоянно приходилось осуществлять маневры имеющимися силами и средствами в целях безусловного выполнения поставленных перед войсками округа задач, повышения безопасности на особо угрожаемых направлениях. В борьбе с чеченскими незаконными формированиями они использовали жесткую оборону, осуществляли активные засады и разведывательные поиски, наносили огневые удары по противнику в случаях осуществления попыток прорыва через административную границу на территорию сопредельных объектов Российской Федерации. В ходе выполнения служебно-боевых задач неуклонно совершенствовалось взаимодействие войск округа с другими войсками, участвующими в разоружении незаконных военизированных формирований и наведении конституционного порядка в Чеченской Республике, хотя многие проблемы взаимодействия погранвойск с другими войсками долгое время оставались нерешенными.

Чем дольше продолжался военный конфликт в Чечне, тем больше требовалось незаконным вооруженным формированиям оружия, боеприпасов, других материальных средств для ведения боевых действий с федеральными силами. Пополнить боевые запасы было возможно лишь за пределами чеченской административной границы. И чем острее ощущалась надобность в оружии, тем напряженнее становилась жизнь пограничников. Складывающаяся военная обстановка вынуждала действовать активно, вырабатывать новую тактику, непрерывно совершенствовать профессиональное мастерство.

Но, несмотря на полную самоотдачу пограничных частей и подразделений, участвующих в прекращении военного конфликта на территории Российской Федерации, результативность их служебно-боевой деятельности не могла быть достаточно эффективной. Это обусловливалось рядом причин, негативно влияющих на характер и результаты жизнедеятельности пограничных войск.

Одной из таких причин являлось отсутствие правовой базы применения войск во внутренних военных конфликтах. В ст. 30 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации» говорится: «Пограничные войска охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через Государственную границу… Не допускается использование Пограничными войсками предоставленных им прав для решения задач, не возложенных на них федеральными законами». Служебно-боевая деятельность погранвойск на административной границе ни одним законодательным актом не предусматривается.

Отсутствие четко установленной границы между Чечней и другими субъектами Российской Федерации, режима пропуска граждан и различных грузов с территории Дагестана, Ингушетии в Чечню и обратно, а также отсутствие правовой базы использования пограничных войск во внутренних военных конфликтах ставили пограничников в весьма трудное положение.

Существенно затрудняла выполнение ими служебно-боевых задач прозрачность границ Азербайджана с Турцией и Ираном. Определенные политические силы, будучи заинтересованными в нагнетании напряженности на Кавказе, использовали открытую границу в неблаговидных целях. Например, до введения временных ограничений на пересечение государственной границы из Азербайджана в Россию выехали 16 тыс. человек, а возвратились только 14 тыс. Более 200 иностранных граждан дальнего зарубежья с паспортами СССР, выданными МИД Азербайджана, не получили разрешения на въезд, так как они имели характерные признаки наемников685
Правда, 1996, 15 окт.

Пресекались также попытки переправить из Азербайджана в Чечню большие партии оружия…

Негативное влияние на жизнедеятельность пограничных войск оказывало неприятие большинством населения, многими политическими партиями и движениями силовых методов разрешения чеченского кризиса. Совет Федерации накануне (8 декабря 1994 г.) принятия Президентом России Указа «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» (9 декабря 1994 г.) принял постановление «О положении в Чеченской Республике», в котором осудил использование войск в разрешении конфликта. Исполнительной власти было предложено строго руководствоваться Конституцией и федеральными законами при выборе методов и средств для сохранения государственной целостности страны, прекратить вооруженное противостояние и «не допускать применения силы на территории Чеченской Республики до принятия в соответствии с Конституцией Российской Федерации компетентными органами иного решения»686
Война в Чечне: Кризис федеральной власти, с. 81.

Существенным фактором, влияющим на результативность выполнения пограничниками боевых задач в зоне чеченского конфликта, являлось слабое материально-техническое и финансовое обеспечение. По данным бывшего директора ФПС России генерала армии А.И. Николаева, выставление подразделений погранвойск на административной границе с Чечней осуществлялось за счет уже утвержденного бюджета Федеральной пограничной службы России. Никаких дополнительных ассигнований не производилось687
Моск. комсомолец, 1995, 30 мая.

В результате хронического недофинансирования долг КОПО поставщикам к сентябрю 1996 г. достиг почти 15 млрд руб. Помощь от местных организаций в этом же году превысила 9 млрд. руб. и явилась одним из источников финансирования жизнедеятельности пограничников. Но этих средств было явно недостаточно. Например, доставка из Забайкалья на Кавказ в одну сторону только одной мотоманевренной группы обходилась в 1 млрд руб. (по курсу 1996 г.), а в Чечне их насчитывалось более десяти688
Интервью А.И. Николаева …, с. 11.

Только на питание личного состава КОПО, как заявлял командующий войсками генерал-полковник В Л. Земцов, требовалось 460 млн. руб. в сутки. Свыше 30 частей и соединений округа были расквартированы по полевому варианту, в палатках689
Сельская жизнь, 1996, 24 сент.

Ни в какое сравнение не шло материально-техническое обеспечение незаконных чеченских военизированных формирований.

Но особенно негативное воздействие на характер и результаты служебно-боевой деятельности пограничников, участвующих в чеченском конфликте, оказывал криминальный аспект. Он проявился прежде всего в противозаконном накоплении оружия и боевой техники на территории Чечни – одного из субъектов Российской Федерации и в сосредоточении их в руках политической силы, проводящей активную деятельность по разрушению государственной целостности страны.

Криминальный аспект просматривался и в непрерывном пополнении средств ведения войны, материальных, экономических и финансовых ресурсов незаконными вооруженными формированиями в ходе боевых действий в Чечне. На наличие криминала в чеченском конфликте указывалось и на слушаниях в Госдуме по чеченскому вопросу. В ходе обсуждения отмечалось, что не столько из-за границы, сколько из России «поставляются БТР-90, грузовики с оружием и боеприпасами для боевиков. Плати деньги – и оружие будет»690
Новая газ., 1996, 7-13 окт., с. 8.

Небезосновательны и многочисленные указания, что наиболее экстремистски настроенные элементы находили моральную и финансовую поддержку со стороны некоторых московских правительственных чиновников и олигархов.

Криминалом являлось и то, что сотни миллиардов рублей, выделенных на восстановление разрушенного хозяйства Чечни, не использовались по назначению, уходили из бюджета бесследно. «Мы можем с большой долей ответственности говорить о том, что для выполнения задач, для ведения боевых действий никто ни в Чечне, ни в Чечню не пробирается горными тропами, – заявлял директор ФПС России генерал армии А.И. Николаев. – Боевики – живые и раненые – вполне комфортабельно передвигаются с соответствующими законным образом оформленными документами. И решить эту проблему невозможно только с помощью проведения определенных мероприятий на государственной границе»691
Лит. газ., 1996, 4 сент.

Всему этому пограничники противопоставляли достаточно эффективную систему управления войсками во всех видах их боевой деятельности и формах жизнедеятельности, непрерывное и на максимальном уровне возможностей ФПС России обеспечение служебно– боевой деятельности войск КОПО, организацию взаимодействия и взаимопомощи соединений и частей округа, верность личного состава воинскому долгу, высочайшую ответственность за судьбу общества и государства.

Высокие морально-боевые качества воинов границы были и остаются важнейшим фактором боеготовности погранвойск. Но опыт их участия в чеченском конфликте показал, что способность к действиям в экстремальной ситуации не дается от рождения, а формируется целенаправленной кропотливой работой командиров, воспитателей, организацией повседневной жизни.

Группировка пограничных войск на указанных направлениях выполняла поставленные задачи до конца ноября – начала декабря 1996 г., после чего было принято решение о передаче участков, прикрываемых пограничниками на административной границе с Чечней, под контроль МВД692
Граница России, 1997, № 1.

Подписание 22 августа 1996 г. так называемых Хасавюртовских соглашений о неотложных мерах по прекращению огня и боевых действий в Грозном и на территории Чеченской Республики положило начало прекращению боевых действий и выводу федеральных войск в районы прежней или новой дислокации, но до нормализации отношений центра с ЧР было еще далеко. Каждая из воевавших сторон заявляла о собственной победе. Однако выигрыш чеченской стороны был более очевиден, поэтому от руководства Российской Федерации требовались воля и безграничное терпение для полной и окончательной нормализации положения в Чечне и во всем Северо-Кавказском регионе.

Руководители ЧР, не говоря уже о полевых командирах, как часто называют лидеров вооруженных группировок, не скрывали своей цели на отделение от России. Один из наиболее авторитетных среди них Ваха Арсанов заявил: «Пусть все, кому не нравится Ичкерия, уезжают в свою Россию. Я их в упор не вижу и знать не хочу»693
Моск. новости, 1996, 10 сент.

Не только заявления, но и конкретные действия сепаратистов подчеркивали их пренебрежительное отношение к Хасавюртовским соглашениям. Силовые структуры Российской Федерации были выведены из мятежной республики, а разоружение боевиков не проводилось, пленные не выдавались. Активно претворялась в жизнь идея создания так называемого вайнахского государства, предусматривающая включение в состав Чечни Ингушетии, части Дагестана с выходом к Каспийскому морю и отторжение части Ставропольского края.

Руководство России находилось если не в полной растерянности, то в ожидании некоего саморазрешения проблемы. Взрывы в Армавире, Пятигорске, Каспийске, сотни похищенных российских и иностранных граждан, укрепление отрядов боевиков на территории Чечни, нападения на милицейские блокпосты и воинские части и многое другое свидетельствовало о целеустремленности чеченской стороны в достижении своих целей и пассивности официальной власти Российской Федерации в решении проблемы Чечни и Северного Кавказа в целом.

В этих условиях на многих участках КОПО служба была организована по усиленному режиму. Резко ухудшилась криминальная обстановка. В пять раз возросло количество нарушений территориальных вод иностранными судами. Наиболее серьезная ситуация сложилась на российско-азербайджанском участке границы, где за 1996 г. произошло более половины от общего количества задержаний контрабандистов. Только браконьерская добыча осетровой икры, по прогнозам, достигла 200 т в год. Убытки преступных кланов от акций пограничников по задержанию спирта на российско-грузинской границе оцениваются в 4 трл. неденоминированных рублей. Однако противостояние на пропускном пункте «Верхний Ларс» закончилось далеко не в пользу ФПС России. По одной из версий именно в отмщение за честную и принципиальную службу был взорван дом, в котором проживали пограничники Каспийского пограничного отряда. Жертвами стали 54 человека. В 1997 г. были взяты в заложники 10 российских пограничников. В июне 1998 г. подверглись обстрелу отдельная авиационная эскадрилья КОПО и гражданский транспорт в 200 м южнее пропускного пункта «Верхний Ларс».


Граница внутренняя, она же внешняя
События на границе Дагестана и Чечни, где при попытке чеченских боевиков прорваться на территорию соседней республики погибли 4 и попали в плен 5 российских пограничников, вынудили руководителя Федеральной пограничной службы РФ генерал-полковника Андрея Николаева срочно вылететь в Махачкалу. Его оперативная поездка завершилась в Тбилиси, и результатом ее стало решение совместными усилиями укрепить чеченский участок российско-грузинской границы. Сегодня вопросы укрепления границ с Чечней предполагается обсудить на заседании Совета безопасности.

Административная граница Дагестана с Чечней является внутренней границей России, однако война в Чечне превращает ее во внешнюю. В информационно-аналитическом управлении ФПС корреспонденту Ъ сообщили подробности инцидента. Ранним утром пограннаряд подполковника Александра Новожилова отправился в сторону чеченской границы для проверки постов. В районе перевала Харами он попал в засаду боевиков, перешедших границу ночью, и после перестрелки четыре офицера и солдат-водитель попали в плен. На помощь были высланы три подвижные группы по 50 человек. Одна из них в районе озера Казеной-Ам столкнулась с боевиками. В бою погибло 4 пограничника и 8 дагестанских омоновцев, 14 человек ранены; 20 чеченских боевиков убиты и ранены. Общими усилиями пограничники вынудили нарушителей отойти к селу Ведено, где располагаются боевики диверсионного батальона Шамиля Басаева.
Появление боевиков на перевале Харами объяснить просто: именно он является стратегическим пунктом маршрута, по которому бандформированиям доставляется оружие из Азербайджана. Басаевцы пытаются держать под контролем не только перевал, но и распространить свое влияние на треугольник Ботлих-Карата-Мехельта, примыкающий к азербайджанской границе. В этом им препятствуют российские пограничники, которые успели разувериться в заверениях руководства погранвойск Азербайджана о невозможности прохождения через их границы караванов с оружием (эти заявления не мешают Басаеву рассказывать, что он купил то танк, то БМП, недвусмысленно намекая, что, мол, у россиян). Можно предположить, что боевики проверяли реакцию и силы пограничников накануне прихода очередного каравана с оружием. Кроме того, вылазка должна была отвлечь внимание от Гудермеса, где предпринималась попытка легализовать одно из наиболее боеспособных бандподразделений. В итоге же, очевидно, что дудаевцы не намерены следовать в фарватере договоренностей по блоку военных вопросов и будут своими методами проводить акции "разоружения".
Миссия Николаева позволила подключить к оперативно-розыскным мероприятиям влиятельных лиц, в том числе и Аслана Масхадова. По сведениям ФПС, пограничники живы и находятся в селе Шатой. Пока об их полном освобождении говорить трудно, скорее они пополнят чеченский список военнопленных для проведения обмена "всех на всех". Что касается укрепления дагестанского участка чеченской границы, то он особенно тревожит ФПС. С уходом российских пограничников из Азербайджана внешняя граница республики не была восполнена собственными силами из-за разрушения всей инфраструктуры — нехватки кадров, технических средств. Ситуация в Чечне потребовала надежно прикрыть российско-азербайджанскую границу с внутренней стороны, однако одному Кавказскому особому ПО сделать это не под силу.
Надежное прикрытие чеченского участка российско-грузинской границы было главной темой бесед Андрея Николаева с руководством Грузии. По соглашению от 1994 года, эту функцию сегодня выполняют 10 застав погранвойск Грузии при полной координации взаимодействия с частями Кавказского особого ПО. И хотя попыток прорыва границы со стороны чеченских боевиков на этом участке не было, а за все время было изъято всего 12 единиц огнестрельного оружия, в ФПС и в руководстве федеральных войск в Чечне не исключают, что реализация блока военных соглашений может подтолкнуть боевиков и в том направлении. Лучше чеченских гор могут быть только грузинские. После встречи с Николаевым премьер-министр Грузии Отар Пацация сообщил, что достигнута договоренность "о дополнительных совместных мерах по прикрытию российско-грузинской границы на чеченском участке". Решено создать дополнительные подвижные посты, и к грузинским пограничникам, охраняющим этот участок границы, присоединятся российские.

СЕРГЕЙ Ъ-ЖИХАРЕВ

Воевал, но не там, где надо

Многие наши сограждане недобрым словом поминают пресловутое несовершенство действующего законодательства. Потому что это несовершенство очень больно бьет по тощим кошелькам и уносит последнее здоровье у скромных тружеников.
Ну а нескромным и не труженикам то же самое несовершенство закона прибавляет и денег, и званий, и льгот. Незаслуженных, естественно.

И длится это безобразие не один десяток лет. Возьмем, к примеру, афганскую войну. Кто-то подставлял голову под пули и погибал, а кто-то «за речку» прилетал на минуту, чтобы отметить командировочные и получить звание ветерана боевых действий.
К сожалению, эту законодательную лазейку никто до сих пор не убрал. И сейчас не надо воевать, чтобы стать ветераном боевых действий. Достаточно на минутку залететь в Чечню, и, не вылезая из вертолета, отметить командировку.
В то же время тысячи военных, реально выполнявших боевую задачу в условиях вооруженного конфликта, даже в судах не могут найти правду и доказать, что они являются ветеранами боевых действий.
Не смог найти эту правду и пограничник подполковник запаса Валерий Акимов. Когда во время первой чеченской кампании пограничные войска перекрыли административную чечено-дагестанскую границу, он был там, где боевики обстреливали погранзаставы, убивали и брали в плен пограничников.
Самой мощной тогда была атака 150 боевиков на погранзаставу «Зиберхали» в Ботлихском районе Дагестана. Бой длился до глубокой ночи. Пулеметчика ефрейтора Ильяса Асадуллина, который первым вступил в единоборство с противником, посмертно наградили орденом Мужества.
Всего же на административной границе погибло около 40 пограничников. В реальных боевых условиях. Именно поэтому для военных выслуга шла день за три, выплачивался двойной оклад. Что делается только в зонах боевых действий.
Именно поэтому подполковник Валерий Акимов был уверен, что является участником боевых действий. С тем в 1998 году и уволился.
А года два назад узнал о федеральном законе, который относил к ветеранам боевых действий тех, кто выполнял задание в условиях вооруженного конфликта на территории Чечни и прилегающих территориях. В ФЗ «О ветеранах» четко прописано: «и прилегающих территориях».
- Обратился я в пенсионный отдел УФСБ по Ставропольскому краю, - вспоминает он.- И мне сказали: «Да, у вас в послужном списке есть период, где Вы выполняли задание в условиях вооруженного конфликта. Приносите подтверждающие документы и получайте удостоверение ветерана боевых действий».
Однако в следующее посещение, со всеми подтверждающими справками, его огорошили. Якобы теперь удостоверение участника боевых действий выдается исключительно тем, кто был на территории Чечни.
А тем, кто воевал рядышком, перекрывая тропы боевикам... - ну нет, хоть тысячи боев было. Мол, боевые действия-то велись и рядом с Чечней, но чиновники нигде письменно не утвердили эти самые зоны...
Этот возмутительный ответ и вынудил Валерия Акимова обратиться в суд. А там, к величайшему удивлению подполковника запаса, ему отказали.
Он подумал, что это какое-то недоразумение, ведь судья не запросил и не рассмотрел некоторые важные документы. Например, приказы главкома погранвойск о перечне воинских частей, привлекавшихся для выполнения задач в вооруженных конфликтах.
Но и Ставропольский краевой суд не признал офицера запаса ветераном боевых действий. Зато признал (правда, без протокола) участником боевых действий.
Вот как, по словам Валерия Акимова, это было:
- Я их спросил: «Только в зоне боевых действий дается день за три, двойные оклады, тройные командировочные. Соответственно, я являюсь участником боевых действий?».
«Ну, согласно справке, да, вы являетесь».
«Ну коли являюсь, то я - ветеран боевых действий?»
На это судьи ничего не ответили. И приняли решение отказать офицеру запаса - мол, процессуальных нарушений суда первой инстанции не видно.
Очень странное резюме! Понятно, что судьи у нас руководствуются так называемым внутренним убеждением. Но оно должно основываться исключительно на законе. Который прямо обязывает рассматривать все доказательства. А суд не стал запрашивать перечень воинских частей, привлекавшихся к выполнению боевых задач. И основывался на постановлении правительства, которое как бы «забыло» не только включить в зону вооруженного конфликта прилегающие к Чечне территории, но и «разжевать», какие именно.
На этом же основании отказывается не только пограничникам, но и другим служивым. В этом лично убедился председатель фонда «Защита» Сергей Вяткин:
- Мы предоставляем все документы, необходимые суду для того, чтобы признать человека ветераном боевых действий. Но суд не признает! Причем по существу - никакой мотивации!
Да уж! Немотивированностью обычно грешат только в двух случаях: либо человек откровенно глуп, либо он специально лукавит, скрывая тайный умысел.
Надеюсь, глупцов среди судей нет. Тогда всплывает древний как мир вопрос: «Кому это выгодно? Кому выгодно не давать льготы бойцам, которые ежесекундно рисковали жизнями?»
На это у Сергея Вяткина очень жесткий ответ:
- Все носит политический характер. И речь не идет о том, чтобы признать - не признать. Речь о том, чтобы не признать как можно больше. Я все чаще сталкиваюсь с тем, что стену белого цвета мне называют черной. Без всяких доказательств...
Жутко это, господа! Но ведь должен же быть какой-то глубинный смысл такой абракадабры?
- Скорее всего, смысл достаточно глубокий, - считает Сергей Геннадьевич, - отсечь как можно больше людей от предоставления социальных гарантий. Тогда государство будет расходовать меньше средств....
Опять-таки непонятна логика. Вот конкретный случай: женщина-прапорщик одной ножкой ступила на чеченскую землю, подарила книжку от имени женсовета и тут же получила удостоверение ветерана боевых действий. Ну, в каких таких боевых действиях она принимала участие?
То есть государство отрицает одних, отсекая от льгот, как бы экономя на этой категории, и тут же делает ветеранами-льготниками тех, кто нигде не воевал.
- Я таких фактов знаю сотни, - признается Сергей Вяткин.- Не десятки, а сотни. Человек долетал только до аэродрома, ставил отметку и сразу улетал назад. Но он признан участником боевых действий...
Однако, не пора ли навсегда покончить с такой несправедливостью? Ведь теоретически все очень просто: необходимо такое же постановление, как при выплате так называемых «боевых» - не давать их пребывающим в командировке, но реально не выполняющим боевую задачу.
И наоборот, признать ветеранами боевых действий тех, кто рисковал жизнями не в Чечне, а во всех боестолкновениях - будь то Буденновск или Дагестан.
Получается абсурд: гоняли-гоняли наши военные банду Гелаева по дагестанским горам, в лютый холод, под пулями боевиков, но никто не признан ветераном боевых действий.
А ведь именно этим преданным солдатам Отечества, изрядно подпортившим здоровье, остро необходимы льготы.
Им, а не той прапорщице или генералу, которые опасности не видели, зато имеют документ, что были в Чечне.
Надеюсь, что наше правительство наконец-то обратит внимание на эту серьезную проблему. Иначе не останется желающих рисковать в опасных для Родины ситуациях.

В продолжение темы:
Место для тату

Казалось бы, давно канула в лету эпоха приготовления домашних сладостей – шоколада, конфет, мармелада и пастилы. В магазинах сегодня предлагают такое изобилие вкусного товара,...

Новые статьи
/
Популярные