Шри Шри Рави Шанкар: Восемнадцать законов духовного развития. Медитация от шри шри рави шанкар

В индийских практиках медитации и йоги существует несколько духовных лидеров, ставших ещё и светскими лицами.

Известный на всю планету гуру, Шри Шри Рави Шанкар, медитации с которым проводятся и по сей день, собрал огромное количество последователей и учеников. Благодаря его учению мир узнал, как правильно расслабляться без лишних мыслей и что нужно делать для правильного дыхания.

Важность личности

Шри Шри Рави Шанкар появился на свет в 1956 году и уже с детства удивлял свою семью. В 4 года он знал наизусть многие отрывки из древних писаний, которые легко цитировал на санскрите. Медитация также привлекала Шри Шри, к тому же его духовным гуру был один из соратников Махатмы Ганди. К 17 годам талантливый ученик смог закончить университет и получить звание бакалавра.

Шри Шри является настоящим наставником и другом для сотни тысяч людей, стремящихся к миру на земле и совершающих различные подвиги гуманизма. Благодаря мудрости и внутренней силе гуру его ученики отважно борются с природными катаклизмами, устраняют последствия терактов и решают многие глобальные проблемы современности.

Сегодня Рави Шанкар уже в совершенстве владеет техниками медитации и йогой. Он старается работать над этим постоянно, чтобы создавать новые формы просветления и расслабления для людей XXI века.

Организация “Искусство Жизни”

В 1981 году была создана международная организация с образовательным и гуманитарным уклоном. Некоммерческий проект получил название “Искусство Жизни”, а его бессменным руководителем было суждено стать Рави Шанкару. Именно этот фонд начал распространять методики медитаций, подходящие для людей с любыми верой, культурой, возрастом.

Статус мировой организации постоянно возрастал и сегодня “Искусство Жизни” ведёт переговоры с Советом ООН, а также Международной организацией Здравоохранения. Фонд Шри Шри помогает поддерживать общечеловеческие ценности и снижать уровень агрессии во всём мире.

Сударшан Крия

В 1982 Шри Шри предложил собственную дыхательную технику. Сударшан Крия стала результатом длительной медитативной практики гуру, находившемся в полном молчании в Индии.

Суть данных упражнений заключается в поиске абсолютной свободы и преодолении стрессовых состояний. Правильное дыхание открывает собственный источник энергии и приносит долгожданный покой. При этом основой задачей человека является поиск универсальных ритмов, по законам которых существует не только процесс дыхания, но и весь мир.

Сегодня Сударшан Крия является важнейшей частью обучения на курсах “Искусства Жизни”. Занятия помогают обрести ясность ума, избавиться от негативных эмоций и разбудить в себе творческие способности. Кроме того, дыхательные техники позволяют вывести из организма лишние шлаки и токсины.

Ашрам и основные курсы

Медитация, которую проведёт Шри Шри при личной встрече, возможно только в Ашраме. Туда попадают люди, записавшиеся на курсы “Искусства жизни”. Однако гарантий по встрече с гуру никто не даёт, ведь он постоянно путешествует по миру. Тем не менее, сотни тысяч людей приезжают в Ашрам, чтобы ознакомиться с уникальной программой единения тела и души.

“Искусство Жизни” на сегодняшний день предлагает четыре программы.

Базовый курс от Шри Шри Рави Шанкар

Вводный или базовый курс — длится два выходных дня и занимает порядка 18 часов времени. В рамках этой программы участники занимаются йогой, постигая важные асаны, проходят знакомство с Сударшан Крией, распевают мантры и медитируют на общих собраниях.

Групповые дыхательные упражнения представляют собой 4-5 кругов по 25-40 вдохов и выдохов.

Потом проводится несколько простых циклов дыхания, а затем — 150-200 вдохов и выдохов в быстром темпе за минуту. Осуществляется это под особенный ритм, образуемый голосом Шри Шри на записи.

Что касается мантр, то самыми популярными являются:

  • Ом Намах Шивая,
  • Шива Манас Пуджа,
  • Бхаваньястакам,
  • Шивохам,
  • Атмастакам и другие.

Прошедшие базовый курс имеют право участвовать каждую неделю в сатсанге — общей встрече с лекциями и медитациями.

Сахадж Самадхи

Это скорее вторая часть основного курса. Так называемое быстрое просветление подразумевает изучение бхакти-йоги в дополнение к остальным практикам.

Также на этом этапе каждому участнику дают отдельную индивидуальную мантру. Имеется возможность получить новые знания из лекций и учения гуру.

Продвинутый курс

Эта часть осуществляется за 4-10 дней. Курс советуют проходить 1-2 раза за год, чтобы процедура очищения души и тела стала постоянной.

В рамках этого курса участники углубляются в медитативные практики, продолжают организовывать систему своего дыхания, а также учатся подолгу молчать. Этот курс доступен в разных Ашрамах.

В России, например, такая обитель имеется на Байкале. Грамотная медитация Шри Шри Рави Шанкар на русском доступна, пожалуй, только в этом месте.

Инструкторский курс

Это посвящение для тех, кто желает сам проводить семинарские занятия. Здесь людей знакомят с техниками самостоятельной разработки курсов и индуистскими древними обрядами.

Пройти такой комплекс занятий можно только в Индии под руководством Шри Шри.

Способы погружения в медитацию

Медитации Шри Шри разнообразны и включают множество разных мантр и техник расслабления. Однако достичь состояния безмыслия бывает сложно. Индийский гуру рекомендует обратить внимание на основные методики, помогающие осуществить глубокое погружение в свой внутренний мир.

  • Физические упражнения , йога, тай-чи помогают привнести в наш организм немного усталости. Именно такое пограничное состояние помогает плавно расслабить ум.
  • Грамотное дыхание через Сударшан Крию и пранаям помогает осуществлять медитацию без лишних усилий.
  • Чувственные удовольствия при правильном использовании тоже способствуют выходу в медитативное состояние. В первую очередь, речь идёт о звуке, запахе, зрении, вкусе и прикосновениях.
    Каждый из органов чувств соотносится с основными элементами: огонь — это глаза, аромат — земля, вкусовые ощущения — вода, звуки — эфир, а касания — воздух.
    Проходя через каждое чувство, мы можем покидать его пределы и попадать в глубокий сеанс расслабления. Существует даже отдельное направление — Лайла Йога — предполагающее растворение в чём-либо.
  • Не менее действенными можно считать эмоции . Когда вы удивляетесь, то возникает особенное состояние без мыслей. При этом негативный эмоциональный настрой тоже может вывести к медитации, ведь шок — это серьёзное изменение.
    Но работать с отрицательными эмоциями довольно опасно, поэтому новичку не стоит этого делать. А вот возвышенные ощущения, вроде любви или сострадания, привносят в ум нужную безмятежность.
  • Последний инструмент помощи — интеллект. Получая новые знания и осмысливая их, человек испытывает определённое возбуждение, он меняет свой жизненный фон. Интеллект помогает покидать любые ограничения и настраивает на медитацию. Это принято называть Гньяна Йогой.

Суть медитации по Шри Шри

По мнению индийского гуру, настоящая медитация представляет собой абсолютную деконцентрацию, т..е расслабление без размышлений о чем-либо. Медитация Шри Шри — это погружение в себя и осознание любви как Бога. Поэтому не нужно беспокоится или тревожится во время сеанса.

Медитация не предполагает сосредоточения. Нужно просто следовать инструкциям и улыбаться людям. Именно в состоянии полного расслабления наш ум приобретает максимальную живость и свежесть, учится сохранять концентрацию впоследствии без усилий.

Не следует внимательно созерцать. Просто дайте своему сознанию пережить безграничность внутреннего пространства, и тогда вы даже сможете развить свои интеллектуальные навыки.

Шри Шри Рави Шанкар считает, что медитации включают в себя два подхода.

  1. Один из них представляет собой уход внутрь, вглубь, когда человек принимает и одобряет все результаты Божественного вмешательства. Такой подход именуется Нивритти.
  2. Другая сторона — это Правритти, в которой подразумевается, что человек выходит во внешний мир и замечает все детали. Он обращает внимание на проблемы и знает, как их можно исправить. То есть в медитацию надо выходить с осознанием всего сущего и с его полным принятием.

С точки зрения Шри Шри, у медитации есть три главных принципа, которые представлены в форме утверждений:

  • Я ничего не делаю;
  • Я есть ничто;
  • Я не хочу ничего.

Правильная медитация по учению Шри Шри создаёт гармоничную энергию вокруг человека, которая помогает ему выстраивать отношения с окружающим миром. Она также улучшает здоровье и обеспечивает положительным настроем, который защищает от психических расстройств. Проведению грамотных сеансов расслабления способствуют две дыхательные методики — Сударшан Крия и Пранаяма.

Личное участие или заочные медитации

В этом году одной из самых известный на планете стала медитация 17 января. Шри Шри Рави Шанкар проводил этот сеанс в заочном формате, но люди по всему миру могли наблюдать онлайн-трансляцию и следовать словам своего гуру.

Целью такой всеобщей медитации стала просьба о спокойствии и благоденствии на всей земле. Проводить подобную работу с сознанием Шри Шри приглашал совершенно всех людей, вне зависимости от их национальности или убеждений.

К тому же данная практика не требовала какой-то особенной подготовки, и нужно было лишь следовать инструкциям духовного учителя. Объединить сердца и умы людей, привнести внутренний покой в тысячи душ и создать мощнейший поток энергии смогла именно медитация 17 января со Шри Шри Рави Шанкар.

Отсутствие образа гуру перед собой не должно являться причиной слабых или редкий медитаций. Как говорит сам учитель, достаточно приобрести записи с голосом Шри Шри, его лекциями, чтением мантр, медитативными упражнениями. Это особенно важно для новичков, которым тяжело расслабляться самостоятельно в домашних условиях. Конечно, медитация Шри Шри Рави Шанкар на русском встречается не так часто, но можно слушать диски и с оригинальными треками, постигая божественную суть без знания языка.

Виды медитаций

Хари Ом

Звук “ОМ” означает присутствие безусловной любви и помогает окутать тело праной. По мнению Шри Шри, истинный смысл несёт только энергия звука и осуществляемая вибрация. Сами же слоги, из которых состоят мантры, значения не имеют.

Медитация Хари Ом Шри Шри Рави Шанкаром проводится очень давно. Основная её цель — активизировать чакры, которые помогут перемещению энергии Кундалини. “Хари Ом” принято считать универсальной мантрой, избавляющей от страданий и боли.

Медитация от Шри Шри с мантрой относится к группе управляемых практик и направлена на работу с 7 базовыми энергетическими центрами, расположенными вдоль позвоночника. Учат данной технике в рамках Продвинутого курса, а также на занятиях йогой в “Искусстве Жизни”. Можно также приобрести соответствующие диски и кассеты, чтобы инструкции гуру позволили быстрее добиться нужного эффекта.

Управляемая медитация “Хо-Хе”

С точки зрения Шри Шри выход за рамки собственного ума связан с ощущением радости. Искренний смех всегда имеет в основе звук “Хе”. Поэтому гуру советует начинать с простых медитаций с использованием нескольких звуков. Так, можно энергично повторять 6 раз слог “Хо”, а на 7 раз произносить “Хе”. Это помогает активизировать все энергетические центры.

Такая управляемая медитация возможна с диском Шри Шри, но самостоятельно проводить её трудно. Для начала следует расслабиться и сесть в удобную позу, чтобы позвоночник оставался прямым,а плечи были слегка опущены и отведены назад. Не забывайте о закрытых глазах. В процессе медитации голова может немного падать в сторону или вниз, но в этом нет ничего странного.

Сахадж Самадхи

Это наилучший вариант медитации с мантрой. Он представляет собой древнюю методику естественного духовного роста. Такая медитация привносит в сердце покой, снимает стресс и напряжения. За время погружений в самого себя человек учится открывать собственную внутреннюю природу. Он отпускает всё, а значит, становится, тем, кто он есть.

Оптимальное изучение Сахадж Самадхи возможно только у обученного инструктора. Именно он поможет без усилий раствориться в себе и достичь состояния истинного просветления, которое и именуется Самадхи.

Практикуя эту медитацию в рамках курсах, можно научиться приходить к высоким переживаниям в домашних условиях.

Основа данной техники лежит в звуковой вибрации. Путешествие в глубинах души возможно только при подходящей мантре. Её выдают в индивидуальном порядке на занятиях.

Затем нужно научиться эффективно использовать данный звук, чтобы вибрации были позитивными. Занятия по Сахадж Самадхи обычно длятся трое суток — по часу ежедневно. Впоследствии достаточно лишь минутных практик по два раза в день.

Практика молчания

Один из основных способов перенести внимание с отвлекающего внешнего мира внутрь себя — это молчание. Одна из самых сильных медитаций Шри Шри учит расслаблять ум и достигать полного покоя в абсолютной тишине.

Использовать данную технику можно дома, если подходить к ней не спеша. На первых порах потребуется простая и короткая мантра от гуру, которую нужно воспроизводить мысленно.

Шри Шри Рави Шанкар всегда учит, что медитации должны происходит без лишних усилий. Расслабиться и подарить отдых уму и нервам можно только в состоянии глубокого молчания. Это позволяет удалить различные энергетические блоки и зажимы, которые мешают духовному прогрессу.

  1. Природа нашей души закрыта от нас тремя вещами: интеллектом, желанием и собственным эго. Именно медитация помогает приостанавливать эти явления на некоторое время. Когда человек медитирует, он издаёт положительные вибрации, а это важнее, чем слова.
  2. Конкретная техника медитации не имеет значения. Главное, не забывать о необходимости тишины и неподвижности. На курсах “Искусство Жизни” предлагают . Она хороша лишь тем, что доступна к выполнению в любом месте и в любое время.
  3. Начинать , т.е. переходном возрасте. В 8-9 лет тело уже достаточно гибкое, а ум готов к полной деконцентрации. Чтобы погрузиться в медитацию глубоко, следует выполнять практики ежедневно и через каждые 3-4 месяца проходить Продвинутый курс. Тогда через пару лет будут намечены сдвиги в лучшую сторону. Однако не следует постоянно оценивать качество своей медитации, иначе получить истинный опыт погружения и растворения будет сложно.
  4. Дома можно практиковать даже практику молчания. Медитировать можно до еды в любое время суток. Сохраняйте дома тишину и благоприятную атмосферу для наибольшего результата. Медитируйте столько раз, сколько вам необходимо для очищения ума.
  5. Отсутствие концентрации не означает отсутствия усилий до сеанса. Чтобы войти в состояние медитации, важно подобрать правильные асаны и нужную дыхательную технику. Но когда вы уже сели медитировать, какие-либо действия не нужны. Именно тогда вы постигните истину, которой учит Шри Шри Рави Шанкар — медитации просто происходят сами собой.

Индия – родина многих духовных наставников, известных по всему миру. Во главе их по праву находится Шри Шри Рави Шанкар . Он делится своими умениями и знаниями вот уже около полувека. На сегодняшний день медитация Шри Шри имеет множество поклонников, ведь это не просто практика, это настоящее чудо.

Способы погружения в медитацию

Индийский гуру советует своим последователям выполнять несколько несложных упражнений. Этот комплекс необходим для достижения лучшего эффекта от занятий, а также он помогает новичкам достигать правильного состояния перед очищением мыслей. На самом деле, не очень просто ни о чем не думать. Чтобы медитация Шри Шри имела благоприятное воздействие на ваш внутренний мир, выполните несколько методик:

  1. Занятия физической культурой

Мышцам будет гораздо легче расслабиться, если перед этим они немного поработают. Спокойствие нервной системы также достигается быстрее после спортивных упражнений.

  1. Контроль дыхания

Духовный наставник Шри Шри Рави Шанкар разработал собственную систему, по которой легко найти свой личный ритм дыхания. Она носит название Сударшан Крию и была открыта во время длительного молчания гуру. Именно благодаря данной системе медитация Шри Шри легка в выполнении.

  1. Правильное использование органов чувств

Человек, тонко ощущая каждое отдельное чувство, может выйти за его границы. В этот момент все системы организма расслабляются. Согласно древним учениям, каждое чувство соответствует природному элементу. Распределение происходит следующим образом: зрение – огонь, вкус – вода, слух – эфир, тактильные ощущения – воздух, нюх – земля.

  1. Эмоции

Мыслительные процессы очень зависят от общего эмоционального фона человека. Забавный факт: во время удивления наш мозг не создает новых мыслей, то есть самостоятельно освобождается от них. А негативные эмоции, наоборот, могут вам очень помешать, и медитация Шри Шри будет прервана. Для начинающих лучше всего подходят такие ощущения, как романтика, любовь, сочувствие, нежность. Они помогают перестать заботиться о чем-либо, освобождают от проблем.

  1. Интеллектуальные способности

Медитативные техники лучше получаются у тех, кто обладает большими знаниями и стремится постоянно их пополнять. У таких людей разум находится в определенном возбуждении, которое способствует правильному погружению во внутренний мир.

Суть медитации Шри Шри

Шри Шри Рави Шанкар

Разум человека приобретает чистоту только в момент абсолютного спокойствия.

Благодаря расслабленному состоянию мы учимся концентрироваться автоматически.

Если быть лишь наблюдателем происходящих событий, но не участвовать в них, не стремиться что-либо изменить, можно с легкостью обучить свой ум без усилий сосредотачиваться в нужный момент.

К тому же медитация Шри Шри благоприятно влияет на память человека, развивает интуицию, повышает интеллектуальный уровень.

Следуя напутствиям великого гуру медитация Шри Шри преследует главную цель: любовь внутри нас – это и есть Божество или Высшая Сущность.

Индийский наставник Шри Шри Рави Шанкар утверждает, что существует две стороны медитативного занятия:

  • Второй, зовущийся Правритти, представляет медитации, в которых человек покидает свою внешнюю оболочку. В процессе таких практик он является хозяином всего происходящего.

Верно проделанная медитация Шри Шри улучшает общее состояние организма, благоприятно влияет на активность, как физическую, так и умственную, создает гармонию внутри человека, а также вокруг него. Окружающие моментально замечают изменения, ведь те, кто занимается данной практикой, чувствуют себя счастливее.

Виды медитаций Шри Шри

Хари Ом

По словам Шри Шри основное действие кроется в правильном произношении звуков и сопровождаемых их вибраций. То есть смысл слов абсолютно не важен, главное – научиться управлять звуковой энергией.

Звук «ОМ» участвует практически во всех практиках восточного мира. Он несет в себе частички любви и блаженства.

Данная медитация Шри Шри, носящая название «Хари Ом» уничтожает любые виды боли, избавляет от страдания и горя, негативных мыслей. Она приводит в действие все чакры, обновляет энергетическую составляющую, способствует улучшению ее циркуляции. Основная идея – работа с энергетическими точками, которые находятся в нашем позвоночном столбе.

Управляемая медитация «Хо-Хе»

Практика связана со смехом – к такому выводу можно прийти исходя из самого названия. Наставник советует выполнять упражнения, которые положительно влияют на все энергетические точки в нашем организме. Например, повторите шесть раз звук «Хо», а затем один раз звук «Хе».

Для правильного эффекта вам понадобится удобно сесть, опустить веки и следить за дыханием. Никаких резких движений и никаких мыслей.

Сахадж Самадхи

Данная медитация Шри Шри требует профессиональной помощи, так как для ее выполнение каждому обучающемуся выдают индивидуальную мантру. Именно она и есть основой практики. Правильное произношение звука, создание вибрационных потоков раскроют вашу сущность и помогут найти веру в собственные силы. Занятия снимают напряжение в нервной системе, улучшают кровообращение, помогают работе сердца.

Первые три занятия длятся по часу, затем человек может самостоятельно уделять несколько минут в день для благоприятного результата.

Практика молчания

Индийский гуру учит своих учеников, что все практики должны проводиться спокойно, без напряжения. Не стоит заставлять себя что-либо делать, все действия должны исходить прямо из сердца. Молчание помогает достичь необходимого спокойного состояния. Эту практику можно проводить в домашних условиях без специальной помощи.

Вы должны мысленно произносить мантру. Благодаря практике молчания можно навсегда избавиться от внутреннего зажима, обрести уверенность, возобновить энергетические потоки.

  1. Лучшее время, чтобы начать заниматься медитацией – это девять-десять лет. Этот возраст позволяет скорее научиться концентрации, ведь разум и тело очень гибки и восприимчивы. Подросток способен впитать в себя значительно больше информации, нежели взрослый. Следует помнить о постоянстве занятий, а также желании их выполнять.
  2. В домашних условиях можно медитировать, но следует позаботиться об устранении ненужных шумов и раздражающих факторов.
  3. Благодаря особенным звукам и вибрациям человек побеждает три основные преграды, которые мешают открыться душе: желание, интеллектуальные возможности, эго человека.
  4. Без правильного дыхания медитация Шри Шри не имеет никакой силы.

Друзья, заходите к нам в любое время дня и ночи!

Сайт всегда рад видеть вас своим гостем!

Чувствуйте себя как дома!

Интересное


18 законов духовного развития
Когда внимание обращено к духовному аспекту человеческой жизни, это приводит к появлению чувства ответственности, причастности, сострадания и заботы о всем человечестве. Духовное начало поддерживает и оберегает жизнь. Оно делает вас сильным и твердым. Оно разбивает узкие рамки каст, верований, религий и национальностей и дает вам осознание того, что жизнь присутствует повсюду. И только при помощи этой осознанности, этого духовного подъема сознания, мы можем прекратить войны и восстановить уважение прав человека во всем мире.

Как же достичь всего этого? Каковы основные принципы духовного развития?

УВЕРЕННОСТЬ: Первый шаг на духовном пути - быть уверенным в самом себе. Без уверенности невозможно ничего достичь. Сомнение - вот что препятствует уверенности. Как только вы удалите все отрицательные мысли, вы поймете, что положительное уже произошло. Когда рассеиваются сомнения, сразу появляется уверенность. Поэтому чтобы извлечь пользу из уверенности, вы сначала должны понять природу сомнения.
Если вы будете наблюдать за сомнениями, то поймете, что они всегда относятся к чему-то положительному. Вы никогда не сомневаетесь относительно отрицательного. Это должно быть известно вам на собственном опыте: вы сомневаетесь в чьей-то честности, однако никогда не ставите под сомнение нечестность. Вы сомневаетесь в положительных намерениях других людей, однако никогда не сомневаетесь в их дурных качествах. Если кто-то говорит: "Я очень тебя люблю", вы отвечаете: "Это правда?". Однако если вам говорят: "Я ненавижу тебя", вы никогда не переспросите: "Ты уверен в этом?"
Вы должны понимать, что ваше сомнение - это неуверенность в чем-то положительном и уверенность в негативном. Помните, что если у вас есть сомнение, это означает, что речь идет о чем-то положительном. В этом контексте сомнение дает вам возможность продвигаться вперед. Я не говорю вам отбросить прочь ваши сомнения. Ведь сомнения тем больше, чем больше вы можете! Отдайтесь им на сто процентов. Ваши сомнения помогут вам. Как только вы преодолеете преграду сомнений, вас ждет быстрый успех.

ПЕРЕСТАНЬТЕ ОСУЖДАТЬ СЕБЯ И ДРУГИХ: Следующий шаг - это перестать осуждать других людей и себя самого. Духовное путешествие - это путешествие к самому Себе, а когда вы поглощены самоосуждением, вы не хотите приблизиться к самому Себе. Вам это кажется неинтересным. Без этого сознательного движения по направлению к самому Себе, по направлению к духовному началу, вы будете автоматически двигаться по направлению к материальному. Радость, которую вы получаете от объектов материального мира, быстро надоедает. Радость, которую вы получаете от духовного, возвышает вас.
Вы будете находить негативные качества внутри себя, но не обязательно осуждать себя за это. Всякий раз, когда вы осуждаете себя, вы вынуждены переключиться затем на других, так как невозможно долго осуждать только себя. Вы будете находить причины, чтобы обвинить других. Это порождает ненависть. И наоборот, осуждая другого человека, вы снова готовитесь осуждать самого себя. Вокруг нас так много порицания, и это снижает осознанность людей во всем мире.

ХВАЛИТЕ СЕБЯ И ДРУГИХ: Третий закон - хвалить себя и других. Хвалить других - это следующий шаг после того, как вы научитесь не осуждать их. Похвала воспламеняет дух, а присутствие духовного начала возвышает вас, других людей и все окружение. Когда вы хвалите себя или другого, внутри вас создается пространство, наполненное радостью.
Если вы сами можете похвалить себя, вам не нужна похвала от других. Часто мы думаем, что хвалить себя - это проявление эго, но на самом деле эго никогда не хвалит само себя. Скорее оно будет надеяться получить похвалу от окружающих. Поймите, любая похвала так или иначе исходит от Божественного. Например, если вы говорите, что у вас красивые глаза, - кто создал их? Любая похвала исходит от Божественного, от Творца.
Акт предложения похвалы расширяет сознание. Что-то внутри вас раскрывается. Осуждение же сужает сознание. С того момента, как вы поймете, что рост духовного потенциала - это расширение сознания, ума, вам уже не хочется возвращаться к осуждению. Искренне предлагайте похвалу другому и наблюдайте, как вы сами будете себя при этом чувствовать.

ИСКРЕННОСТЬ: Искренность - это четвертый закон развития. В любом деле будьте искренни. Не обманывайте сами себя и не пытайтесь обманывать другого. Вы находитесь на духовном пути не ради кого-то. Духовный поиск без искренности тщетен. Он не принесет никакой пользы. А когда это совершается с искренностью, приходят спокойствие, счастье и радость, какие только можно испытать в этом мире.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Пятый закон духовного развития - ответственность. Духовный путь - это не бегство от ответственности, но принятие ее на себя. Чем больше ответственности вы берете на себя в своей жизни, тем больше вы растете на своем пути. Если вы жалуетесь на трудности, их число будет только увеличиваться. Люди ошибочно полагают, что существование по духовным законам - это бегство от тяжелой работы. Напротив, именно на духовном пути нужно действовать энергично и эффективно.

ПОЗВОЛЬТЕ ПРОШЛОМУ УЙТИ: Шестой закон духовного развития - это способность отпустить прошлое. Смотрите на прошлое как на сон. Так вы сможете вернуться в настоящий момент. Вы поймете, что не обязательно прилагать усилия, чтобы находиться в настоящем моменте. В тот миг, когда вы отпускаете прошлое, ваш ум сам по себе возвращается в настоящее.
В настоящем моменте дух воспламенен, и достаточно искры, чтобы вспыхнул факел духа. Когда вы прилипаете к прошлому, ваш факел покрывается копотью. Будьте в настоящем моменте и сдувайте прочь копоть прошлого!

ПРИНЯТИЕ: Вы должны уметь создавать гармоничную атмосферу вокруг себя. Вы можете думать, что ваше окружение создает вас, однако на самом деле вы создаете ваше окружение. Вы должны осознавать: что есть, то и есть. Принятие того, что есть, имеет две стороны. Первое - принимать настоящий момент как неизбежный. Это случилось так, как оно случилось. Если вы хотите, чтобы все было по-другому, ситуация может измениться лишь в следующий момент. Только когда вы принимаете то, что есть, приходит покой, и вы действительно можете что-то изменить.
Второе - принимать других людей такими, какие они есть. Как бы они себя ни вели, осознавайте, что это - самый лучший вариант из тех, которые они могут предложить вам в данный момент. Анализируйте. Ищите возможные объяснения их действиям. И одновременно берите на себя ответственность за собственные действия. В этом случае принятие становится динамическим, а ваше окружение гармоничным.

ОСОЗНАНИЕ НЕИЗБЕЖНОСТИ СМЕРТИ: Восьмой закон духовного развития - это осознание неизбежности смерти, понимание, что все мы однажды умрем. Поскольку внутри нас есть нечто сокровенное, что не умирает, мы можем не полностью осознавать факт нашей смерти. Осознание неизбежности смерти может вернуть в настоящий момент. Оно может вывести за пределы ничтожных соблазнов, которые отдаляют вас от настоящего момента. Когда приходит осознание, что вы когда-нибудь умрете, будущее перестает быть для вас убежищем.

НЕПОСТОЯНСТВО ЖИЗНИ: Девятый закон развития - это непостоянство всего, что существует в настоящий момент, непостоянство ситуаций, обстоятельств, эмоций и людей вокруг вас. Понимание того, что все это непостоянно, увеличивает ваш духовный потенциал. Вы можете действовать с большей энергией, энтузиазмом и силой. Мы думаем, что признав все непостоянным, мы снизим свой энтузиазм и введем себя в состояние апатии. Это не так. Правильное понимание непостоянства воспламеняет дух. Когда дух воспламенен, вы чувствуете подъем. В вас есть энтузиазм и активность.

ДОВЕРИЕ: Доверяйте Высшему и Бесконечному Разуму, который создал все существующее, от явлений космического порядка и до взаимодействия генов, атомов и молекул. Простое расположение электронов делает что-то цветком, а что-то - камнем, что-то - золотом, а что-то - углем.
Вы должны видеть во всем общую основу, проявление общего разума, единство мироздания. Осознавайте, что все это - живое. Мы не думаем о вселенной как о живом творении. Везде мы видим только материю; в наших глазах отражаются только материальные объекты. Мы знаем, что во вселенной есть магия, однако часто смотрим на нее как на что-то мертвое. Чистое сознание, основа разума, частью которого являетесь вы и любой другой человек, - оно живое. Понимание, принятие и доверие к Высшему Разуму, который создает и сохраняет все в этом мире - таков десятый закон духовного развития.

ЕДИНСТВО ЖИЗНИ: Когда человеческий ум находится в стрессе и напряжении, он оценивает, осуждает, ему нравится это, не нравится то, он устанавливает рамки. И, таким образом, он как бы исключает самого себя из жизненного потока. Это исключение из потока существования мы называем отделением, однако это отделение - только кажущееся. Отделение от существования невозможно. Если сегмент круга был изъят, это уже не круг. Осознавайте, что вы - часть существования, частица выражения Высшего Разума, объединяющей силы, которая лежит в основе мироздания, в основе всего. Это - одиннадцатый закон развития.

ВАША ПРИРОДА - ЛЮБОВЬ И СПОКОЙСТВИЕ: Когда вы осознаете единство всего мироздания, вам не нужно делать усилие, чтобы полюбить других. Любовь - ваша природа. Любовь - это и есть вы. Не ничего, кроме любви. Осознавайте, что любовь - это не действие, совершаемое вами, не моральное обязательство, которое вы должны выполнять. Осознавайте, что вы существуете в любви, и все остальное также существует в любви.
Знайте, что спокойствие также ваша природа. В любой момент, в любом месте вы можете просто сесть и отпустить все, зная, что внутри вас есть чистота, чистое пространство, безбрежное и глубокое. Это внутреннее пространство и есть вы. Когда вы чувствуете это, вы находитесь в контакте с вашим духовным потенциалом.
"Я пришел из спокойствия, Я есть спокойствие. Я вернусь к спокойствию. Спокойствие - это моя природа и моя цель. Я - спокойствие, я - пространство, я - любовь". Это внутреннее утверждение или опыт делает вас ищущим. Осознание того, что вашей природой являются любовь и спокойствие - это двенадцатый закон развития.

РАВНОВЕСИЕ: Тринадцатый закон духовного развития - находиться в равновесии между активностью и отдыхом, между наслаждением внешним миром и возвратом к самому Себе, между молчанием и речью. Если вы храните тишину всю свою жизнь, ни разу не проронив ни слова, вовсе не обязательно, что вы живете духовной жизнью. Вы наделены даром речи. Вы наделены талантами и способностями. Правильно распорядитесь всем, чем вы наделены, и уравновесьте это медитацией и самоуглублением вашего сознания.

САМООСОЗНАНИЕ: Самоосознание - это следующий закон духовного развития. Начните с осознания ощущений вашего тела, вашей кожи под вашей одеждой, ваших мускулов и нервов под вашей кожей, а затем и костей. Не будьте невнимательны к жизни, подобно животному, которое только ест, пьет и спит. Наблюдайте каждое ощущение. Здесь очень важна острота осознания. Осознав собственное тело, вы приблизитесь к осознанию духа, который отличен от тела.

БЕСПРИСТРАСТИЕ И ЗРЕЛОСТЬ: Острое осознание приходит со зрелостью, или, по-другому, с беспристрастием. Зрелость и беспристрастие приходят вместе. Вы не можете быть зрелым, если вы также не беспристрастны. Беспристрастие часто бывает неверно понято как вялое, тупое состояние ума или дурное расположение духа. Иногда беспристрастию приписывают оттенок отчужденности и равнодушия. Это не так. В беспристрастии вы ведете себя осознанно, вы общаетесь с самим Собой. В зрелости нет лихорадочности. В зрелости есть только королевское достоинство, свобода, понимание, тайна. Это пятнадцатый закон духовного развития - преимущество беспристрастия и жизненная зрелость.

ПОНИМАНИЕ КРАСОТЫ: Шестнадцатый закон духовного развития - понимание красоты мироздания, красоты в каждом человеке, красоты внутри себя, осознание того, что красота - это природа духа. Ум бежит за красивым, ценит красивое, однако есть разница между пониманием красоты и желанием владеть ею. Стремясь завладеть красотой, мы теряем свое беспристрастие.
Знайте, что только духовное обладает красотой. В чем бы вы ни видели красоту, в этом есть духовное начало. Если кто-то красив, это потому, что в нем есть душа. Мертвое тела не бывает красивым. Относя красоту к духовным, а не материальным ценностям, вы становитесь на долгий путь духовного развития.

ПОКЛОНЕНИЕ И ПОЧИТАНИЕ: Понимание красоты приводит к поклонению. Вы поклоняетесь красоте, вы обожаете ее. Поклонение и обожание всех вещей в мироздании как отражения Создателя - это еще один закон духовного развития.
Почитайте все на свете. Почитание - это нечто большее, чем эмоциональный отклик, это настрой. Такой настрой свидетельствует об уравновешенном понимании жизни. Когда в уме присутствуют и уважение, и любовь, приходит почитание. Когда есть почитание, ум на сто процентов присутствует в настоящем моменте, и приходит священный трепет. Вы не можете не любить что-то, одновременно зная, что это священно, и вы не можете испытывать любовь и не считать это священным. Священный трепет ведет к появлению бдительности в сознании. Следом приходит осознанность.

ЖИЗНЬ ВЕЧНА: Следующий и последний закон духовного развития - понимание того, что жизнь вечна. Это полностью противоречит закону о том, что жизнь непостоянна, что все в мире бренно. А сейчас мы говорим, что жизнь вечна и с ней ничего не может произойти. Истина всегда противоречива.

Шри Шри Рави Шанкар

В этой работе я хотел бы рассмотреть одну из сектантских групп, действующих за рубежом, и, с недавнего времени, в нашей стране. Это "Искусство жизни". К сожалению, имеется не так много информации о ней, поскольку любой пришедший на курс дает подписку о неразглашении (из анкеты при прохождении курсов: "Я согласен не рассказывать содержание программы и не обучать полученным на курсе техникам других людей, предварительно не пройдя курс для инструкторов" ). Однако кое-какие выводы сделать все-таки можно.

***

"Я преклоняюсь перед Вселенским Учителем, который есть Абсолютная Истина, Чистое Сознание и Блаженство, Который вне всяких различий, Который всегда обладает Полнотой, без атрибутов, Без формы, Который всепроникающь и всегда сцентрирован в Себе" (О гуру из материалов "Искусства жизни").

***

Основатель секты - "Его Божественная милость" Шри Шри Рави Шанкар. Интересно, что даже инструкторы, люди, проработавшие в "Искусство жизни" не один год, не знают его подробной биографии. Эта информация закрыта для всех, во всяком случае, российских, отделений. Существует так называемая официальная биография. Она содержит типичный для жизнеописаний неогуру набор штампов и сводится к следующему: Рави Шанкар родился в Бангалоре (Индия) и с самого рождения был необыкновенным ребенком. Он пребывал в глубоких медитациях, будучи еще совсем маленьким, в четыре года наизусть цитировал "Бхагавадгиту" и к 17 годам изучил не только духовную мудрость индийской религии и философии, но и получил классическое европейское образование, развернув также широкую благотворительную деятельность. В 1982 году он, выйдя из 10-дневного молчания, предложил человечеству "чудесный подарок" - сударшен крию (дыхательную практику), которая быстро завоевала широкое признание. Сударшен крия, по мнению последователей "Искусство жизни", является плодом не человеческого творчества, а Божественного откровения . В 1982 году он основал "Искусство жизни", "для того, чтобы дать людям возможность духовного и физического здоровья, самосовершенствования и расширения осознанности". Утверждается, что методы "Искусство жизни" удивительно просты и всеобъемлющи. Существует несколько этапов:

1. Базовый курс

Курс рассчитан на 18 часов и включает в себя основы учения группы, ряд физических упражнений на основе асан йоги, сударшен крию, групповое пение мантр, общие медитации. Основа курса - сударшен крия - дыхание в определенных ритмах (основанное на идее существования в мире и в человеке неких универсальных ритмов и необходимости достижения гармонии с ними). Практически это выглядит как групповое дыхание в следующем порядке: 4-5 кругов по 25-40 вдохов-выдохов, затем - несколько обычных вдохов-выдохов и быстрое дыхание до 150-200 вдохов-выдохов в минуту под ритм, задаваемый аудиозаписью голоса самого гуру. Впоследствии необходимо ежедневно совершать сударшен крию в домашних условиях (по всей видимости, также под запись). Далее всех прошедших базовый курс, стараются привлечь к еженедельным сатсангам - общим сборам группы, во время которых медитируют, прослушивают лекции гуру, распределяют обязанности, назначают ответственные за ту или иную работу. Стараются также организовать домашние сатсанги в другие дни. Сатсанг - не только сбор единомышленников, но и мистическая церемония, регулярно участвовать в которой крайне необходимо для адепта. Из рекламной листовки для прошедших базовый курс: "А самое главное это то, что домашний Сатсанг таинственным образом "очищает и облагораживает" атмосферу Вашего дома, заряжая её любовью радостью и успокоением!" .

2. Курс Сахадж Самадхи (то есть "быстрого просветления")

Второй этап пути адепта. На этом курсе, дополнительно к уже совершающейся практике, присовокупляется поклонение гуру, дается индивидуальная мантра и несколько более соответствующие действительности сведения об учении ИЖ.

3. Продолженный курс

Настоятельно рекомендуется проходить его не менее 1-2 раз в год. Курс проводится в основном в ашрамах ИЖ (в России пока 1 ашрам в п. Выдрино на Байкале). Включает в себя религиозные обряды поклонения гуру, практику молчания, углубленные медитации и сударшен крию.

4. Курс для инструкторов

Какой либо более или менее полной информации нет (инструкторам запрещается разглашение подробностей). Возможно, что на курсе проводится инициация самим гуру (с выездом адепта и проживанием в Бангалоре). Изучаются методы проведения семинаров, курсов, совершаются религиозные церемонии в духе индуизма.

5. Специализированные курсы

Это курс Art Excel для детей дошкольного возраста, включающий в себя и медитации и занятия сударшен крией (специальной "детской крией"). Курсы для больных СПИДом и другими заболеваниями, для заключенных и т.п. По сути, и методикам они не отличаются от базового курса.

Рекламная и маркетинговая позиция ИЖ строится на отрицании всякой религиозной природы своего учения или практики. "Человек любой конфессии, так же как и атеист в результате курса становится более осознающим, идет к корням того, что делает..." (3, с. 18). Методы ИЖ выдаются за абсолютно научные, их будто бы изучают в ряде университетов на западе, например, в Германии (правда, точного места, где проводятся исследования, вы в материалах не найдете). Регулярные занятия (каждый день + 1-2 раза в неделю в группе) сударшен крией, йогой и медитацией по методам ИЖ должны, согласно рекламе ИЖ, привести к очистке организма от ядов и токсинов, психики - от накопившихся стрессов и "расширить осознанность".

Вообще, нельзя не обратить внимания на удивительное (и, возможно, не случайное) сходство PR-позиции, учения, практики, внутренней структуры ИЖ и "Трансцендентальной медитации" (ТМ) (даже во время занятий в ИЖ вместо мантры, данной инструктором, вы можете использовать мантру ТМ) и "Братства Ананда" ("Крия-йоги"). И там и тут вам скажут, что это благотворительная общественная организация, использующая научно подтвержденные методы, преследующая общечеловеческие цели и т.п. "..."Искусство жизни" не выделяет ни одну религию или религиозную практику, но мы относимся с почитанием ко всему и руководствуемся теми истинами, которые лежат в сердце любой религии" . "Все религии подобны кожуре банана. Духовность - это сам плод. А люди выбросили плод и держатся за кожуру" . "На самом глубинном уровне все религии происходят из одного источника" .

Адептам преподносится знакомая ньюэйджерская идея, что каждая религия оттеняла актуальный для своего времени аспект Божественной природы, например, Ветхий Завет - Судия, Новый Завет - Отец, ислам - милосердие Божие, индуизм - Божественную красоту и т.д. Как и идея, что религии, актуальные для своего времени, теперь эту актуальность утратили и не подходят для современного человека. Актуальным для него является религиозный синкретизм. "Люди отождествляют себя с религией - "Я принадлежу к этой религии... Это ограниченность ума... Вся мудрость этого мира, все знания... Принадлежат вам..." .

Все это только кожура, когда-то бывшая пригодной для достижения состояния духовности. Теперь имеются куда более эффективные методики для достижения духовности, и, конечно, одна из самых "эффективных" - это методика "Искусство жизни". Здесь нужно отметить тотальную информационную закрытость "Искусство жизни": не практикуя, вы можете получить доступ только к самой общей, рекламной (и во многом искажающей действительное положение вещей) информации. Так, например, даже список информационной рассылки с материалами "Искусство жизни" вы можете получить, лишь пройдя базовый курс . Это делает изучение учения и практики "Искусство жизни" довольно сложным и вынуждает опираться лишь на обрывочные, косвенные сведения, доступные из литературы (в основном, брошюр Шри Шри Рави Шанкара) и почерпнутые из бесед с членами "Искусство жизни". Хотя утверждения о безрелигиозности учения и практики группы дезавуировать все-таки можно.

Религиозный характер учения "Искусство жизни" подтверждается следующим:

1. Наличие концепции Бога

В учении "Искусство жизни" имеется однозначное и не позволяющее никаких двойственных толкований понятие о Боге, в основном соответствующее идеям неоведанты и непримиримо противоречащее представлениям всех основных монотеистических религий. "Бог - это все существование. Бог - это сам смотрящий. Тот, кто смотрит - это и есть Бог. Бога вы можете найти в самой сердцевине себя" . "Осознайте, что Бог - это все пропитывающее сознание, то единственное, что существует, и ничего кроме него. ... Это пространство, в котором все существует, в котором все расцветает, вырастает и умирает, будет основной субстанцией этого творения - пусть это будет вашим пониманием Бога" . "По Вашей истинной природе, Вы - Бог. Когда вы невинны, когда вы сама покорность, вы - Бог" .

2. Вытекающая из теологии монизма идея отсутствия индивидуальной личности человека

"Самопознание состоит в том, чтобы воспринимать каждого, как тряпичную куклу… Никто не обладает какой-то фиксированной индивидуальностью…" . "Итак, истинная близость - это понимание, что другого лица не существует…" .

3. Учение о предсуществовании и переселении душ

"Вы существовали до Библии. Вы существовали до Вед. Вы из-за пределов пространства... Вы попали... В это маленькое тело, в маленькую семью. В определенную ситуацию. Вы играете в некую игру..." . Мы все встречались раньше. И в будущем мы тоже будем встречаться. Вы можете делать вид, будто вы не помните..." .

4. Учение о существовании мира, как результате Божественной игры (лилы)

На вопрос Божественном промысле: "...Он просто играет, нажимая на все ваши кнопки..." . "..Он говорит: не воспринимайте ничего всерьез, все это - игра. Все это подобно сну" . "Сделайте всю свою жизнь игрой. В ней нет ни назначения, ни цели - ничего нет" .

5. Учение о спасении как избавлении от кармы

"Любовь может уничтожить всю карму. И второе - дыхание. Работа дыхания уничтожит карму. Третье - это медитация. Это может уничтожить карму. Четвертое - служение. Любой вид служения..." . "Милосердие и знание могут избавить от кармической зависимости. А иначе ей нет конца. Хорошие кармы будут порождать хорошие кармы, плохие кармы будут порождать плохие..." .

6. Религиозная практика "Искусство жизни"

Совершение пуджи. Если во время прохождения базового курса вы с этим не столкнетесь (на базовом курса пуджа совершается не везде, если говорить о Российских отделениях "Искусство жизни"), то на втором этапе после базового курса (семинары по Сахадж Самадхи) вам придется совершить поклонение гуру Шри Шри Рави Шанкару. Это - традиционная индийская религиозная церемония.Здесь все также очень напоминает процедуру инициации в ТМ. Вас попросят принести определенный набор продуктов (фрукты, цветы, зерна). Ваше приношение предлагается перед портретом гуру ("Мастер - это тот, кто снимает с вас этот груз, который вы не можете сами нести, и зажигает в вас любовь преданного" ), зажигаются свечи, читаются определенные молитвы на санскрите, где гуру называется Богом, и, после этого инструктор сообщает вам вашу индивидуальную мантру (которую должны знать только вы). Тем самым вы, возможно и не подозревая об этом, совершили религиозное поклонение в языческом духе .

На базовом курсе практикуется групповое чтение или пение мантр, таких как "Шива Манас Пуджа (мантра для отсечения привязанностей, буквально - "заклинание Разума Шивы"), Бхаваньястакам (молитва Божественной Матери), Шивохам, Атмастакам, Лингастакам, Ом Намах Шивая (наиболее распространенная мантра шиваизма) и прочих. Все эти мантры имеют однозначно религиозное значение. Вообще, в учении "Искусство жизни" (в его подлинном, а не рекламном содержании) огромное значение имеет поклонение демонической супруге бога Шивы - богине Кали: "Лучшее, что можно сделать - это сдаться Матери Кали и любить Мать Кали. Итак, Кали - Мать, дарящая знание" .

Почитание Кали, наряду с использованием шиваистских мантр, редуцированной тантрической крия-йоги, свойственной шиваизму веданты недвойственности и рядом других черт, позволяет отнести группу к неоиндуистским сектам, созданным на основе тантрического шиваизма.

Почитание гуру. Ранее уже приводились некоторые примеры, показывающие роль гуру в группе. Ему поклоняются как живому богу, он считается проводником божественного откровения. Описываются его чудеса: "Когда мы делали крию, здесь [в Иркутске - авт.] Был Основатель программы [Шри Шри Рави Шанкар - авт.] В облаке света и наш инструктор плавал в волнах этого сияния. Я спросил: "А какой был запах?" Кеша: "Я его не знаю, но очень приятный". Запах чувствовал и один из повторно проходивших курс - запах сандаловой благовонной палочки" . Приведу только один отрывок из многочисленных восхвалений гуру адептами: "Чем больше я раскрываю Тебе свое сердце, тем больше жизнь раскрывается для меня. Чем больше жизнь раскрывается мне, тем я более свободен. Все, о чем я мечтаю - это Ты. Мое сердце - это Луна, звезды. Навсегда Твой" .

Конечной целью сударшен крии, медитации является не обретение душевного комфорта, психологического равновесия, здоровья, работоспособности, как об этом можно прочитать в материалах "Искусство жизни", но просветление как раскрытие в себе Божественного. В материалах "Искусство жизни" чаще используется более нейтральный термин "Высшее Сознание". Например: "Занятия сударшен крией приводят не только к обретению душевного и физического здоровья, но и к раскрытию в себе Высшего Сознания" . "Просветление… осознание Божественного в глубине своего существа... Это единственное, для чего стоит жить" . Однако классическая для индуизма идея мокши (освобождения от колеса перерождений) в учении группы не подчеркнута, напротив, судя по тем материалам, которые удалось изучить, перевоплощения понимаются как нечто положительное, что показывает ориентированность учения на европейское сознание.

Говоря о сотериологии (учении о спасении) "Искусство жизни", необходимо подчеркнуть одну из фундаментальных задач адепта - "умножить в себе преданность", что, похоже, соответствует концепции бхакти (преданности и сопричастности божеству в индуизме). Бхакти и обозначается как "путь преданности" (бхакти-марга). Объектом преданности в "Искусство жизни" выступает сам гуру.

Кроме того, многочисленные заявления представителей "Искусство жизни" о необходимости любви ко всем и каждому, основаны на идеях неоведанты о единстве всех людей, причастных единой божественной природе ("Все мое. Все это как мой собственный палец. Каждый часть меня" ), и о служении людям, как истинном богослужении. Правда, к сожалению, эти заявления имеют более декларативный характер и ориентированы на создание положительного имиджа для группы (на сайтах "Искусство жизни" вы найдете немало заявлений о помощи голодающим в Индонезии и иных отдаленных странах, которые не так просто проверить, но, практически, за все, что предлагается на семинарах необходимо платить звонкой монетой и, впоследствии, работой на группу).

Все вышесказанное позволяет отнести "Искусство жизни" к религиозным организациям нео - (или, скорее, псевдо) индуистского толка.

Вызывает тревогу ряд признаков учения и практики "Искусство жизни", свойственных религиозным организациям с тоталитарным контролем сознания (тоталитарным сектам) , это:

Наличие эзотерического разрыва (сознательное сокрытие истинной информации при вербовке) между истинным содержанием учения и практики и рекламной информацией. По сути, вам предлагают вступить в религиозную группу, имеющую вероучение и культовую практику и считающая учителя Божеством (автор сам видел религиозную церемонию на дому у адепта перед фото Шанкара в г. Москве), однако на этапе вербовки вы этого не узнаете. Любопытно, что сами вербовщики об этом противоречии прекрасно знают, мотивируется же это идеей лжи во благо.

Гуруизм (исключительный, божественный авторитет лидера). В литературе "Искусство жизни" постоянно присутствует учение о необходимости полного подчинения и поклонения гуру. Чтобы не быть голословным, приведу ряд примеров. Из выступления Шанкара: "Вера в Знание, в Мастера, в Божественное. Вера в Мастера даст то, к чему вы на самом деле стремитесь. Просто томление по Мастеру, по Божественному, все остальное будет течь автоматически . В ответ на вопрос о разнице между гуру и Богом: "Когда вы произносите эти два слова, вы уже сделали различие. Разве не так? Бог дает вам путь, а Гуру ведет вас домой. Вы можете различать таким образом" .

Также: "Разницы между ними [Богом и гуру - авт.] нет. Мастер просто отражает. Мастер несомненно вам скажет тоже самое…" . "Когда мы чувствуем, что принадлежим кому-то, страх уходит. Вы принадлежите Богу, вы принадлежите Мастеру, миру. Чувство принадлежания - и страх уходит. Я принадлежу Богу, моему Учителю, моему Мастеру, мой Учитель заботится обо мне. Божественное заботится обо мне" . "Когда вам трудно… тогда глубоко полюбите Мастера, и вы увидите, что очень скоро вы станете Большим умом…" . "Вопрос: Дорогой Гуруджи, пожалуйста, расскажи о милости Гуру и о нашей связи с Тобой, когда Ты покинешь нас завтра. С любовью. Ответ: Милость Гуру присутствует все время. Чем более вы благодарны, тем больше милости вы получаете. Благодарность - это способность получать милость. Милость присутствует все время, но если вы недовольны, неблагодарны, милость не течет. Когда вы благодарны, милость течет все больше и больше . И еще один пример: "Вопрос: Дорогой Гуруджи, если я дома пишу Тебе письмо и кладу его рядом с Твоей фотографией, Ты получишь его? Или надо отправить его по почте? Ответ: Пусть почта тоже выживает. Зачем экономить на марках? Я даю большой бизнес всем почтам" .

Наличие чудодейственного, подходящего всем и каждому и удивительно простого метода, обнимающего собой и превосходящего все прочие духовные практики (сударшен крии).

Наличие "бомбардировки любовью" (всеобщего внимания к вам, лести, желания помочь и решить ваши проблемы на первом этапе вашего общения в группе, не требующего никаких усилий с вашей стороны - еще один "прекрасный подарок") и "эффекта Барнума" (использование склонности людей принимать за чистую монету благожелательные оценки своей личности) - например "Что бы вы не делали, вы всегда чисты и Божественны…" . Кроме того, в учении "Искусство жизни" присутствует и моральная вседозволенность. Делать можно все, что вам нравится и хочется, надо лишь практиковать крию каждый день, и вы всегда будете чисты и невинны. "Вы - всегда Бог. Где бы вы ни были, кто бы вы ни были, вы - в Боге" .

Наличие собственной системы понятий. Так, например, "духовность" на языке "Искусство жизни" означает внутренний комфорт, удовлетворение, блаженство, покой и считается (на первом уровне информации - уровне базового курса) конечной целью всех религий и духовных практик. Цитата: "Одна верующая христианка [рекламный трюк, так как христианка крией заниматься не может и не будет - авт.] из Ангарска говорит: "В храм ходить удается не всегда, а тут [после сударшен крии - авт.] Такое ощущение чистоты, как после удачной молитвы, а это бывает не часто…" .

Стремление к контролю над жизнью адепта. Это и обязательное посещение сатсангов раз в неделю, где вас скоро привлекут к деятельности на благо "Искусство жизни" (так называемые Сева-проекты). Это и проведение курсов в ашраме. Это и ежедневное получение сутр (в "Искусство жизни" - коротких изречений) Мастера, над которыми вы должны размышлять (и заучивать наизусть каждый день). Это и ограничения в питании. Это и жесткий контроль за вашей жизнью со стороны инструктора. Например, на сайте для практикующих (www.esatsang.ru) четко регламентировано все, включая инструкции, как говорить с людьми, о чем умалчивать (!), как привлекать их, как составлять материалы.

Культивирование ощущения избранности, особенности практикующих. "Вопрос: Как мне перестать чувствовать злобу по отношению к тому, кто меня обидел (речь идет о внешних). Ответ: Не думайте о том человеке, как о человеке…воспринимайте обидчиков как манекены, как тряпичные куклы. Внутри них нет личностей…" .

Присутствие в практике психологических методик погружения в трансовое состояние (хотя некоторые методики, такие как пение мантр, медитация, имеются в ряде религий). Это:

а) Гипервентиляция.

Сударшен крия, как уже говорилось, заключается в глубоком дыхании, перемежающемся паузами остановки дыхания в соответствии с ритмом, задаваемом записью голоса гуру. Гипервентиляция приводит к измененному состоянию сознания. В медицине гипервентиляция используется в качестве метода провокации эпилептической активности мозга. У человека развиваются психотические эпизоды, состояния спутанного сознания. О явлениях гуру ученикам в облаке света во время сударшен крии уже говорилось. Вот еще один пример. Присутствовавшая на занятиях женщина, которая за шесть дней до этого потеряла сына, так описывает свои впечатления: "Он у меня всегда перед глазами стоял, чуть справа. А во время крии собрался в такой дымный шарик и улетел. Причем с полным пониманием того, что для него это хорошо…" .

Эйфория, развивающаяся во время занятий крией, во многом является результатом плацебо-эффекта (внушенных ожиданий) и возникает у части практикующих, подверженных внушению в большей степени. У таких людей состояние блаженства, покоя, счастья, зрительных, слуховых и обонятельных галлюцинаций приводит к возникновению психологической зависимости от этих занятий (сродной наркотической зависимости).

б) Элементы гипнотического внушения, которые можно заметить на магнитофонных записях лекций.

Это, например, периодическое повторение ключевых (внушаемых) слов на фоне общего монотонного монолога в стиле НЛП, проигрывание трансовой музыки, использование методик погружения в гипнотическое состояние (например, на фоне лекции постоянно повторяется "вы устали… вы устаете… вы так устали", используется монотонный ритм и однообразный тембр голоса), периодическое повторение, особенно в начале лекции, общеизвестных истин с подтверждением их ("Не так ли? Вы согласны?"), с целью вызвать привычку соглашаться с лектором.

в) Медитации.

Необходимы для слушателя каждый день, в сочетании с сударшен крией. Используется метод многократного повторения мантры, которая была дана на курсе Сахадж Самадхи. По сути, речь идет о самостоятельном, или под руководством и по команде инструктора на курсе, погружении в гипнотическое состояние. Поток внешних впечатлений резко ограничивается, теряется ощущение тела. В результате происходит ослабление контрольных функций сознания, возрастает внушаемость и самовнушаемость, появляются различные неуправляемые фантазии, психотические переживания.

г) Групповые трансовые практики

Это и долгое совместное пение мантр, практика молчания на продолженном курсе в ашраме, прослушивание медитативной музыки, совместные религиозные поклонения.

Говоря о внутренней организации "Искусство жизни", во многом повторяющей структуру ТМ, можно заметить, что она состоит как минимум из двух кругов. Первый круг - это периодически проходящие те или иные курсы и платящие деньги слушатели, не имеющие понятия об истинном учении и практике "Искусство жизни". Это те самые "бизнесмены, домохозяйки, президенты, дворники" ради которых и создается PR-позиция "Искусство жизни", заключающаяся в нехитрых заклинаниях типа: "Нет проблем: совершайте крию каждый день по 10-15 минут и вы обретете здоровье, успех в бизнесе, личное счастье". Или: "вы можете принадлежать к любой религии, и крия поможет вам прийти к глубинным истокам вашей веры". Второй круг - это люди, продолжающие практиковать, проходящие продолженный и инструкторский курсы, воспринимающие "Искусство жизни" как религиозное течение, совершающие сознательное религиозное поклонение гуру, работающие в "Искусство жизни" профессионально или время от времени. И таких большинство среди адептов. Это рабочее ядро группы. Возможно, существуют и другие круги (приближенных, например, но сведений об этом нет).

Сейчас "Искусство жизни" разворачивает активную деятельность в России. На сегодняшний день центры существуют примерно в 11 городах. К сожалению, деятельность эта как-то проходит мимо внимания соответствующих органов. Так, например в Красноярске, представители "Искусство жизни" активно работают с детьми (школы №11, №129, № 41, № 144), работают в КГУ (через профком), организовывали клуб смеха и программы "ДВЗ" (Дыхание, Вода, Звук) - не знаю, успешно ли - в центрах социальной защиты. Стоит ли говорить, что никакого разрешения на ведение по сути религиозной пропаганды среди детей и молодежи они не имеют, да и не могут иметь. Да и родителей, по видимому, никто в известность не ставит. В Москве организован клуб "Восточный Дом". В Восточной Сибири серьезные финансовые возможности местных организаций подтверждает ряд хвалебных публикаций в прессе и на ТВ - Перова Н. Йог, который любит пиццу // АИФ - Восточная Сибирь, № 42; Телерадиокомпания АС Байкал ТВ - Наталья Ветрова /19:41 03.10.2001; Иркутский видеоканал - Светлана Потапчук, 16-22 октября 2001, Иркутск.

Секта Шри Шри Рави Шанкара ("Искусство жизни") в Томске

Представители "Искусство жизни" любят ослеплять местных чиновников тем, что их организация признана ООН (обладает особым статусом консультационной организации) и Всемирной организацией здравоохранения. Однако никакого официального одобрения их деятельности со стороны ООН и ВОЗ не существует. Принципы их взаимоотношений такие же, как и с примерно 3 млн. самых разных неправительственных организаций по всему миру. Так что, нет никаких оснований утверждать особое положение "Искусство жизни". Любопытно высказывание в рекламных материалах, ориентированных на студентов: "А в Америке, Индии и ряде других стран она [практика "Искусство жизни" - авт.] вошла в моду и рассматривается как обязательная для получения диплома об образовании" - только один из примеров явного искажения реальной ситуации. Подобного, мягко выражаясь, лукавства немало в материалах "Искусство жизни". Так, например, в книгах и лекциях гуру смело оперирует "евангельскими" цитатами (которых в Евангелии нет, и которые полностью ему противоречат). Да это и не удивительно. Ведь сам гуру признается ученикам (в лекциях), что он ничего из книг не читает, а всю информацию получает непосредственным образом из Божественного откровения.

В продолжение темы:
Женские

Цистит – является достаточно распространенным заболеванием мочеполовой системы. При цистите слизистая оболочка мочевого пузыря воспаляется. Женщины более подвержены такому...