Министерство внутренних дел российской империи.

Министр внутренних дел согласно Манифесту об учреждении министерств должен был «печься о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии…» Манифест об учреждении министерств 1802 г. (www.history.ru ) . Это выразилось в сосредоточении в МВД исполнения большого объема внутренних функций государства. В нем первоначально было образовано четыре основных структурных подразделения, так называемых экспедиций.

В их функции входило заведывание делами народного продовольствия и соляной части, земледельческие вопросы, вопросы управления государственными фабриками и заводами, добычи полезных ископаемых, переселения крестьян на новые земли, а также они должны были следить за состоянием больниц, «богоугодных заведений» и тюрем. Управление полицией находилось в компетенции второй экспедиции.

Как мы можем заметить, изначально на Министерство Внутренних Дел было возложено излишне много функций, что затрудняло работу учреждения. Поэтому следующей же реформой 1810 года часть функций была либо передана в ведение других Министерств, либо вовсе упразднена.

Как утверждают авторы краткого исторического очерка «Органы и войска МВД России», полицейская экспедиция также была реформирована, и ее функции этой реформой значительно расширились, превратив ее в один из главных отделов МВД. Среди функций этого отдела можно отметить следующие: функции сбора информации о преступлениях и происшествиях, заграничных гостях России и выезжающих из нее, контроль за порядком содержанием зрелищ и собраний, контроль за состоянием дорог и соблюдением порядка на них, разработка и изменение штатов городской полиции, ночной и пожарной стражи, тюремных учреждений, организация набора рекрутов в армию Борисов А.В., Детков М.Г., Кузьмин С.И. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк. М: Изд-во Объед. ред. МВД России, 1996 г., С.11.

Видимо, подобное расширение полномочий данного отдела и привело к выделению его в отдельное Министерство Полиции. Новое министерство состояло из министра, общей и особенной канцелярий и трех департаментов: полиции исполнительной, полиции хозяйственной и полиции медицинской.

Департамент полиции исполнительной был образован на базе экспедиции государственного благоустройства МВД и делился на три отделения. В первом из них сосредотачивались дела по сбору информации о преступлениях и происшествиях, их регистрация, записи актов гражданского состояния. Второе отделение надзирало за ведением следствия по уголовным делам, вело «судные дела» и контролировало исполнение судебных решений полицейскими органами. Третье отделение работало с полицейскими учреждениями губерний, земским ополчением и т.д.

Департамент полиции хозяйственной контролировал снабжение продовольствием городов, особенно обеих столиц, пресекал попытки спекуляции и надзирал за тюрьмами, т.е. «смирительными» и «работными» домами.

Департамент полиции медицинской осуществлял санитарный надзор, принимал необходимые меры по профилактике эпидемий и эпизоотии, ведал лекарственным обеспечением и пр. Т.е., в новом министерстве были сосредоточены все основные полицейские функции государства - от многопрофильной работы с местным административно-полицейскими структурами до цензурных функций.

Особенностью нового министерства стало то, что он в организационном плане соединил функции общей полиции, полиции политической и даже контрразведки.

В течение 1819 г. в МВД из министерства полиции были переданы департамент полиции исполнительной и департамент полиции хозяйственной. А затем в ведение МВД перешла общая канцелярия министерства полиции, слившаяся с его общей канцелярией. За Особенной канцелярией и созданным при ней цензурным комитетом остались все прежние функции. Но вскоре и она перешла в кочубеевское ведомство. Департамент исполнительной полиции даже расширился с вхождением в МВД. Увеличилась канцелярия директора департамента, был образован ещё один «стол» - расчетный и повышены должностные оклады чинам департамента.

В 1832 году министерство освободилось от функций надзора за строительством и содержанием казенных зданий - их возложили на Главное управление путей сообщения и публичных зданий. Но зато вместо него в состав МВД из министерства народного просвещения ввели Главное управление духовных дел иностранных вероисповеданий. С этого момента МВД в интересах поддержания правопорядка и общественной безопасности стало контролировать деятельность религиозных сект, раскольников, церковных организаций и объединений неправославной формы христианства.

После реорганизации 1880 года МВД заняло главенствующее место в государственном механизме, а его руководитель стал фактически первым министром империи, обладая уникальной по объему компетенцией. Кроме борьбы с преступностью в его ведении находилась значительная часть внутренних функций государства. Значение министра внутренних дел в государственном механизме практически не изменилось и после создания в 1905 году в России Совета министров и учреждения должности его председателя. Последний не формировал правительство, и каждый из министров отвечал не перед ним, а перед императором.

Значение министра внутренних дел еще больше возросло, когда 14 августа 1881 года было принято Положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия». Оно давало министру внутренних дел возможность объявлять в любой части страны положение усиленной или чрезвычайной охраны, что расширяло права полиции в этой местности. При министре внутренних дел образовывалось Особое совещание в составе: двух высших чиновников МВД и двух - Министерства юстиции, руководимое заместителем министра внутренних дел. Оно рассматривало вопросы об административной высылке лиц, подозревавшихся в причастности к государственным преступлениям или же отличавшихся «порочным поведением». Окончательное решение о высылке принимал министр. В 1883 году министр внутренних дел Д.А. Толстой добился внесения изменения в Положение от 14 августа 1881 г., дававшее право министру внутренних дел в административном порядке высылать любое лицо, «признаваемое вредным для государственного порядка и общественного спокойствия». Положение «О мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия» постоянно продлевалось и действовало до 1917 года.

Структура министерства по своим функциям делилась на полицию безопасности и полицию благосостояния. Под первой понималась борьба с преступностью и охрана правопорядка, под второй - управление значительной частью внутренних функций государства. Министр, среди прочего, разрешал созыв земских собраний и утверждал их постановления, а также постановления городских дум. Выдавал разрешения на открытие периодических изданий и прекращал их выпуск. Утверждал постановления дворянских собраний. Разрешал переход из одного вероисповедания в другое. Руководил санитарными мероприятиями. Утверждал комитеты для строительства казенных зданий. Назначал и увольнял земских исправников и устанавливал размеры некоторых сборов. В сфере полиции безопасности министр осуществлял высшее руководство всей полицией империи.

В конце XIX и начале XX века МВД приняло окончательную свою форму, просуществовав без изменений с 1881 года по 1917. В ведении Министерства находились следующие функции: совещательные функции, выполнявшиеся, главным образом, Советом министра; руководство цензурными комитетами и отдельными цензорами, издание списков запрещенных книг и возбуждение судебного преследования против лиц, нарушивших цензурные правила, выполнявшееся Главным управлением по делам печати. Хозяйственный департамент и Департамент духовных дел иностранных исповеданий занимались, соответственно, хозяйственным обеспечением министерства и контролем за деятельностью иноверческих конфессий.

Департамент полиции контролировал производство и хранение взрывчатых веществ, соблюдение винной монополии, законодательства о евреях, а также занималось проблемами взаимоотношений между владельцами предприятий и рабочими. В 1898 году был создан Особый отдел Департамента полиции, руководивший заграничной внутренней агентурой, обобщавший результаты перлюстрации писем. В компетенцию этого отдела входили также борьба с антиправительственными изданиями, выходившими в России и за границей.

Департамент общих дел ведал кадровыми вопросами. Департамент общих дел вел также всю финансовую деятельность министерства. В его же ведении находилась министерская типография. Санитарными и медицинскими вопросами занимались Медицинский департамент и Медицинский совет. Организация переселения крестьян на новые земли от разработки маршрутов передвижения до организации питания в пути возлагалась на Переселенческое управление МВД.

Как видно из перечня департаментов и их функций, МВД того периода занималось решением широкого диапазона внутренних дел государства. Серьезные изменения в системе министерства внутренних дел произошли после Февральских событий 1917 г. Уже в первые дни революции были полностью упразднены Отдельный жандармский корпус и Департамент полиции со всеми их структурами как в центре, так и на местах. Более того, для ликвидации и расследования их деятельности была создана специальная Чрезвычайная следственная комиссия, в работе которой приняли участие многие известные в России люди, в т.ч. и поэт А.А. Блок. Разграблению и уничтожению подвергались полицейские и жандармские архивы.

Вместо разгромленного Департамента полиции первый министр МВД периода Временного правительства близкий к кадетской партии князь Г.Е. Львов создал Временное управление по делам общественной полиции и обеспечению личной и имущественной безопасности граждан. Позднее оно было преобразовано в Главное управление по делам милиции.

Новое управление взяло на себя реализацию всего спектра полицейских функций демократического российского государства по поддержанию правопорядка и охране общественной безопасности. Это подразделение нового министерства безопасности занялось организацией милиции Временного правительства, взяло на себя руководство её структурами.

Но достичь хорошего организационно-структурного и профессионально-грамотного уровня милиция Временного правительства не смогла. Дальнейшее развитие милицейских структур было прервано событиями Октября 1917 г.

принять во внимание, что жизнедеятельность по отношению к управленческой деятельности - более широкое понятие, то особую значимость для выявления как эффективности его деятельности, так и перспектив личностного развития приобретает знание совокупности всех вывделеннык характеристик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та. 1968.

2. ГольниковР.В. Ценностные детерминанты управленческой деятельности руководителя: Методич. разработка. - М., 1998.

3. ЛеонтьевД.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.

4. Синягин Ю.В. Психологические закономерности формирования руководителем своего окружения в организации. -М.: РАГС, 1996.

ОБРАЗОВАНИЕ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

(1802-1819 гг.)

Канд. историч. наук, доцент М.К. Алафьев,

начальник кафедры

Омская академия МВД России

Существенные преобразования органов государственного управления, в том числе и министерская реформа, пришлись на время правления Александра I (1801-1825 гг.). В ступив на престол в 23 - летнем возрасте и имея сложившиеся взгляды, в манифесте от 12 марта 1801 г. он объявил, что будет управлять народом “по закону и сердцу”. Тем самым император подчеркнул свою приверженность политическому курсу Екатерины II, духу идей Европейского Просвещения.

Александр I вынужден был считаться не только с новыми европейскими веяниями, но и объективными реалиями в экономической, социальной, управленческой сферах России. Достаточно сказать, что к началу XIX века Россия имела сложный хозяйственный механизм. Во-первых, она представляла собой огромную континентальную страну, занимавшую обширную территорию Восточной Европы и Северной Азии (Сибирь, Дальний Восток). Кроме того, в течение первой половины XIX века территория России увеличивается с 16 до 18 млн. км2 за счет присоединения Финляндии, Царства Польского, Бессарабии, Кавказа, Закавказья, Казахстана, Приамурья и Приморья, на которой проживали около 43 млн. человек (3, 5).

Во-вторых, в экономической жизни чрезмерно велика была роль самого государства. Это выфажалось не только в мерах регулирования, контроля и поощрения промышленности, но и в развитии самого государственного хозяйства. Казенные предприятия со времен Петра I создавались государством и для казенных нужд. Крупная промышленность активно развивается и в XIX веке. Многие частные предприятия учреждались и функционировали при поддержке государства и работали пре-

имущественно на нужды казны. Вся транспортная система - каналы, дороги и другое - строилась непосредственно государством. Финансово-кредитная система также была исключительно государственной - вплоть до второй половины XIX века в России не было частных банков.

Социальным следствием такого пути экономического развития являлось слабое развитие “третьего сословия”. Накануне начала промышленного переворота в России оно было представлено узким слоем городской буржуазии и ремесленников, отчасти - лицами умственного труда, при этом они ограничивались жесткими рамками феодальных сословных структур.

Управление империей усложнялось. В части административного управления к началу XIX века Европейская Россия делилась на 41 губернию и 2 области (области Таврическая и Войска Донского). В дальнейшем численность губерний увеличивалась за счет присоединения новых территорий и административного преобразования прежних. В 1809 г. административное устройство по российскому образцу получила Финляндия, в 1815 г. - Польша. В 1822 г. новое административное деление проведено в Сибири: она была поделена на 5 губерний. В итоге к середине века Россия состояла из 69 губерний и областей, которые, в свою очередь, делились на уезды (от 5 до 15 уездов). А некоторые группы губерний (преимущественно, в национальных окраинах) объединялись в генерал-губернаторства и наместничества и наделялись большими управленческими полномочиями (3, 6).

О системе государственного управления начала XIX веке можно сказать одно: оно нуждалось в коренном преобразовании. Эволюция государственной системы управления, получившая начало в эпоху построения абсолютной монархии при Петре I, не была завершена и в XIX веке. В этом вопросе определенно наметились тенденции централизации и бюрократизации государственного аппарата, параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и управления.

Александр I, наряду с подготовкой Конституции и проекта освобождения крестьян, считал своим делом всеобщее преобразование государственной администрации. Для выработки реформ образуется Негласный комитет из лиц, пользующихся особым доверием императора. В состав комитета входили граф П. Строганов, граф В. Кочубей, Н. Новосильцев, князь А. Чарторыйский и др.

В Негласном комитете и зародилась мысль о министерстве. Главным выразителем этой идеи являлся князь А.Чарторыйский. На заседании 10 февраля 1802 г. он прочел доклад о необходимости административных преобразований. По его мнению, тогдашнее положение управления “представляло картину величайшего неустройства”: между высшими органами - Сенатом и Генерал-прокурором идут постоянные столкновения. Министры, учрежденные в некоторых ведомствах, не подвергаются никакой ответственности, ничьи права не определены и поэтому как для целых ведомств, так и для отдельных лиц возможны вторжения в чужую область, а также уклонения от своих прямых обязанностей (5, 136-137).

А. Чарторыйский предложил разделить исполнительную власть между министрами, под их ведением поставить Совет из старших чиновников министерства, им же

подчинить и все места управления; судебную власть выделить из ведения министерств и распределить ее между гражданскими, уголовными и полицейскими судами. Охранительную власть поручалось осуществлять Сенату, которому министры должны ежегодно представлять отчеты.

Никто не сомневался в необходимости учреждения министерств. Ко времени вступления на престол Александра I единоличное управление в центральных административных учреждениях уже сделалось обычным. Ряд коллегий еще до реформ Александра I перешли к единоличному управлению. Например, при Павле I полномочия генерал-прокурора выросли до степени министра. При нем же появились и первые официальные министерские должности: государственный казначей, министр уделов, министр коммерции.

Как видим, к началу XIX века утверждается министерский порядок. Дело заключалось лишь в том, чтобы придать этому порядку юридическую форму, а затем решить два существенных вопроса: определить связь между отдельными министерствами и установить отношения министерств и Сената.

П. Строганов, кроме всего прочего, высказывает идею создания объединенного министерства. В одной из своих записок он высказывает неодобрение сложившейся системой занятий государственными делами царя. “Он занимается со своими министрами раздельно и никогда не вместе со всеми. Император никогда не объединяет министров, чтобы согласовать их действия. В силу этого теряется из виду целое, а министры заботятся о том, что должно связывать все части управления воедино” (5,136).

Эта мысль настолько прочно вошла в сознание членов Негласного комитета и казалась такой бесспорной, что в проекте об учреждении министерства прямо говорилось о “разделении министерства и распределении в нем дел”. Н. Новосильцев предлагал разделить министерство на 8 отделов. На подготовительном этапе члены Комитета, включая самого Александра, категорически высказывались за создание объединенного министерства. Образованием объединенного министерства Негласный комитет хотел устранить возможность произвольных решений монарха, внести в деятельность верховной власти некоторую закономерность.

Сам Александр не понимал этого или выражал лицемерное желание поставить закон выше себя, но на заседаниях комитета не выступал против идеи образования объединенного министерства. Так было на заседаниях комитета вплоть до мая 1802 г. Но уже Манифест от 8 сентября, а еще больше практика только что образованных министерств не оставили следа от этой идеи.

О неутверждении этих умонастроений Н. Варади-нов - автор “Истории МВД”, вышедшей в 1858 г., писал, что Манифест “Об учреждении министерств” от 8 сентября 1802 г. учреждал только одно министерство с 8 отделениями: военных, сухопутных, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Но лица, которые возглавляли эти отделения, назывались министрами: сами же эти отделения уже в 1802 г. во всех официальных бумагах именовались министерствами (2, 8).

Как видим, проведенная реформа носила осторожный характер, она подтвердила первенствующее значение Сената и не уничтожила коллегий, только распределила их по министерствам и отделениям. Министры имели право делать личные доклады императору, “испрашивать Высочайшего повеления” и действовать под Сенатским контролем.

На МВД, помимо задач по организации и поддержанию общественного порядка, возлагались задачи по управлению государственной промышленностью (кроме горной), строительством, сельским, городским хозяйством, продовольственной, врачебной, пожарной частями и др. Под ведением МВД были объединены весьма разнообразные и существенные стороны государственной деятельности.

Первым министром внутренних дел стал граф

В. Кочубей. Его назначение не было случайным, царь желал, чтобы начатые реформы получили продолжение. В течение первых лет В. Кочубей проводил существенные преобразования, в этом ему помогал М. Сперанский, который на тот момент занимал пост директора Департамента МВ Д.

В соответствии с требованиями Манифеста 7 января 1803 г. учреждается штат Департамента внутренних дел (канцелярии), осуществлено распределение предметов управления по экспедициям, численный состав и оклады чиновников МВД. В частности, штат Департамента состоял из 45 человек, на их содержание отводилось 51.250 рублей. Министру определялось 12000 рублей столовых и 5000 рублей квартирных в год (2, 14).

Департамент подразделялся на 4 экспедиции: I - заведовала делами народного продовольствия и соляной части; II - делами благочиния; III - государственным хозяйством и мануфактурами; IV - делами медицинской коллегии и приказов общественного призрения.

При Департаменте учреждалось Общество дворян. На него возлагалось составление истории каждой части управления, систематизация сведений о каждой губернии, производство следствий на местах, практическая помощь экспедициям, исполнение особых поручений министра и др. В министерстве также были составлены правила делопроизводства, положения о должностях различных чинов Департамента.

Но состояние дел в МВД В. Кочубея не устраивало. 18 июля 1803 г. он обратился с докладом к царю. Неудовлетворительность дел в министерстве он объясняет существованием коллегиального порядка, от которого исходят медлительность в делах управления, слабая ответственность и исполнительность. В. Кочубей предлагает отказаться от коллегиальной системы, в частности, чтобы Департамент внутренних дел не был Канцелярией министра по связи с коллегиями, а принял на себя все функции коллегий. И самое главное, чтобы министр играл более активную роль в управлении. Такое преобразование В. Кочубей считал возможным распространить на круг дел I и III экспедиций. На эти предложения было получено одобрение.

Переход от старой системы управления к новой закончился к 1807 г. обновленной структурой МВД. Во главе министерства стояли министр и его товарищ, при министерстве состояло Общество дворян и 5 секретарей, Департамент внутренних дел, состоящий из трех экспеди-

ций и Медицинского совета. При министерстве находилось Главное правление почт, которым министр заведовал отдельно на правах главноуправляющего и для которого имел особую канцелярию.

24 ноября 1807 г. В. Кочубея на посту министра внутренних дел сменяет князь А. Куракин. Незадолго до этого, 19 октября, оставил службу в МВД и М. Сперанский, перейдя на более высокий пост.

Новый министр обратил внимание на быстрый рост делопроизводства в Департаменте, из-за чего служащих в экспедициях стало недоставать. Действительно, в 1807 г. число входящих бумаг по Департаменту составляло около 25 тыс., а исходящих - около 16 тыс. Из них около половины приходилось на дела II экспедиции. В связи с этим в 1808 г. произошла реорганизация II и III экспедиций. При А. Куракине в МВД возникло два новых центральных учреждения, не зависящих от Департамента. В частности, в июне 1808 г. было учреждено Главное управление мануфактур, в котором были сосредоточены дела о выделке сукна для армии.

С января 1811 г. по июль 1819 г. МВД возглавляет действительный тайный советник О. Козодавлев. При нем были проведены известные реформы М. Сперанского, которые значительно отразились на МВД, изменив круг его ведения. Необходимость новой реформы М. Сперанский обосновывал несовершенством учрежденных в 1802 г. министерств, а именно: отсутствием твердой внутренней организации министерств, слабой исполнительской дисциплиной и т.д. Прежде всего внутренняя организация министерств оставляла желать лучшего. В этом отношении, считал М. Сперанский, предпочтительнее других ведомств, благодаря реформам В.Кочу-бея, выглядело МВД. В прочих министерствах наблюдалось смешение форм бюрократических и коллегиальных, что “влекло большие неудобства” (4, 20-21).

Реформы М. Сперанского начались с того, что 25 июля 1810 г. было обнародовано новое распределение государственных дел между министерствами, более того, из МВД было выделено Министерство полиции. За МВД было признано попечение о земледелии и промышленности, за Министерством полиции - “государственное благоустройство” и медицинская часть.

Реформы М. Сперанского способствовали более четкому распределению дел по ведомствам, укрепляли внутреннюю организацию министерств. Объединение министерской деятельности происходило за счет развития Комитета министров, над которым органом верховного надзора оставался по-прежнему Сенат. Некоторые изменения в положение министров внесло учреждение

1 января 1810 г Государственного Совета: министры являлись членами Совета и наделялись правом законодательной инициативы.

Структура Министерства полиции отличалась от структуры МВД. Кроме канцелярии и Совета министров, учрежденных на общем основании, она состояла из трех Департаментов, медицинского Совета и Особой канцелярии министра.

Возросли штаты, в трех департаментах служили 88 чиновников. I Департамент ведал Полицией хозяйственной и подразделялся на 2 отделения: первое контролировало дела продовольственные, второе руководило приказом общественного призрения. II Департамент

руководил полицией исполнительной и имел 3 отделения: первое ведало личным составом полиции и рассматривало губернские отчеты; второе вело судные и уголовные дела по предметам полиции; третье занималось отправлением земских повинностей, сношением по ним с воинскими частями. III Департамент - Медицинский - имел 3 отделения: в первом производились дела по устройству медицинского управления; второе управляло казенными аптеками и вело заготовление врачебных средств; третье производило учет денежных средств и ревизию материалов по министерству (1, 12-19).

Медицинский Совет заботился о снабжении всех ведомств врачебными предметами, осуществлял заключения по делам судебной медицины, распространял в народе лучшие способы борьбы с болезнями и так далее.

Особая канцелярия министра полиции состояла из 13 человек и ведала иностранцами, въезжающими в Россию, загранпаспортами для русских подданных, наблюдала за точным соблюдением цензурных распоряжений. Министерством полиции руководил генерал-лейтенант А. Балашов - с 25 июля 1810 г. по 28 марта 1812 г., затем военный губернатор Санкт-Петербурга граф С. Вязмитинов.

4 ноября 1819 г. Министерство полиции вновь присоединяется к МВД, которое возглавил В. Кочубей. По официальной оценке, практика функционирования Министерства полиции показала, что его учреждение не дало положительного результата. Министерству полиции предоставлялось право контролировать местные управленческие структуры других министерств, что ставило ее как бы и вне, и над местными учреждениями, что усложняло и запутывало взаимодействие местных органов власти. Критика Министерства полиции усиливалась и в связи с ревизией реформ М.Сперанского в период его опалы.

После присоединения Министерства полиции к МВД оно имело более сложную структуру, состоя из Канцелярии министра; Департамента государственного хозяйства и публичных зданий (при нем - строительный комитет и чертежная); Департамента полиции хозяйственной; Департамента полиции исполнительной; Департамента медицинского. В составе МВД действовали Медицинский Совет, Особенная канцелярия Министерства, Цензурный комитет, Совет министра.

В целом реформационный период начала XIX века показал, что модель МВД, обозначенная в Манифесте от 8 сентября 1802 г., в главных чертах оказалась правильной. И хотя после 1819 г. МВД подвергалась изменениям, именно этот год стал гранью в истории МВД: им завершился период, когда вырабатывались приемы и организация министерского управления.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрианов С.А. Министерство внутренних дел: Исторический очерк (1802-1901). - СПб., 1902.

2. ВарадиновН. История Министерства внутренних дел. Ч. I. - СПб., 1858.

3. История России XIX-начала XX века. - М.: Зерцало, 1998.

4. Органы и войска МВД России: Краткий исторический очерк. - М., 1996.

5. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. - М.-Л., 1957.

Российской империи? Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного заглянуть в историю. Почему?

Тот факт, что каждого государства есть своя история - это общепринятое и традиционное понятие. Со школьной скамьи мы изучаем эту науку, рассказывающую об образовании и становлении как нашей родной страны, так и других стран мира.

Но существует ли история определенных министерств и ведомств, входящих в политическую структуру государства? Конечно, ведь у них есть свое начало, этап становления и формирования, взлеты и падения лидеров и руководителей, слабые и сильные стороны.

Прежде чем узнать дату создания империи, давайте проведем короткий экскурс в историю данной государственной структуры, рассмотрим ее задачи и цели.

Цели возникновения

На момент образования Министерства внутренних дел Российской империи в государстве уже было учреждено ведомство полиции, которое отвечало за осуществление безопасности и охрану правопорядка по всем губерниям. Поэтому цели данного департамента были немного другими.

Надзор над ссыльными

В 1822 году был издан еще один Указ императора, разработанный Михаилом Михайловичем Сперанским, регламентирующий процесс отправления арестантов и каторжников к месту ссылки. Например, были детально описаны правила и сроки движения в пути. Согласно документу, арестанты должны были быть закованы в кандалы и клеймены (позднее - наполовину обриты).

Как видим, деятельность Министерства внутренних дел охватывала множество различных граней социальной и политической жизни общества.

Награды и отличия

Начиная с 1976 года, по повелению Александра II, сотрудников данного учреждения стали награждать медалями “За беспорочную службу”. Высшие должностные лица Ведомства также были удостоены высоких знаков отличия. Например, императорским Орденом Святого апостола Андрея Первозванного были пожалованы такие видные деятели, как А. Х. Бенкендорф (начальник жандармерии) и Д. В. Голицын (московский генерал-губернатор), а также министры Перовский, Ланский, Толстой.

Конец истории

Серьезные изменения в составе и структуре МВД Российской империи произошли в связи с февральскими событиями 1917 года. Были полностью упразднены некоторые должности и департаменты. Также была образована Чрезвычайная комиссия по расследованию злоупотреблением властью данных подведомств. Вследствие народных бунтов происходили многочисленные уничтожения и разгромления государственных архивов.

Было создано Временное полицейское управление, цель которого была обеспечить граждан личностной и имущественной безопасностью.

Но достичь чего-то кардинального новое министерство не успело. Начались октябрьские события 1917 года.

История и функции

Последующие изменения в общем результате расширяли компетенцию МВД, хотя она частично суживалась. Так, в г. «особенная канцелярия» бывшего министра полиции была выделена в самостоятельное III отделение Собственной Е. И. В. канцелярии ; попечение о государственном и народном хозяйстве отошло отчасти в ведение Министерств финансов и государственных имуществ. С другой стороны, в г. к министерству внутренних дел присоединено, в виде департамента, главное управление духовных дел иностранных исповеданий, в г. передана в ведение МВД цензура , в г., при преобразовании Министерства путей сообщения, - дела строительной полиции, в г. в его состав вошло упраздненное Министерство почт и телеграфов Российской империи , управление которыми и раньше, до г., также входило в состав МВД.

Хозяйственный департамент ведал дела по народному продовольствию, общественному призрению, городскому общественному управлению и земскому хозяйству, по утверждению церковных обществ, братств и попечительств, по удалению из мещанских обществ порочных членов, по разрешению учёных съездов и многие другое. В г в составе хозяйственного департамента учрежден особый страховой отдел со страховым при нём комитетом.

Департамент духовных дел иностранных исповеданий ведал, в качестве центрального установления, дела вероисповеданий католического, армяно-григорианского и протестантских, а также духовные дела мусульман, евреев, караимов и ламаистов.

Знаки отличия и награды

Большую часть своей истории Министерство внутренних дел Российской империи не имело государственных наград, предназначенных специально для его сотрудников. В 1876 году императором Александром II была учреждена медаль «За беспорочную службу в полиции» , предназначенная для полицейских и пожарных. В 1887 году императором Александром III была учреждена медаль «За беспорочную службу в тюремной страже» - для чинов тюремного ведомства, до 1895 года находившегося в ведении МВД .

Кроме того, за 115 лет существования МВД Российской империи, чины этого ведомства награждались многими другими государственными наградами. Например, высшей наградой Российской империи - орденом Андрея Первозванного было награждено 22 высших должностных лица министерства, немногие из них получили награду непосредственно за работу на полицейском поприще. К ним можно отнести начальника жандармерии А.Х. Бенкендорфа , генерал-губернатора Москвы Д.В. Голицына , министров внутренних дел Л.А. Перовского , С.С. Ланского , Д.А. Толстого .

См. также

Литература

  • Министерство внутренних дел. 1802-1902: С 2-мя прил . - СПб. : Тип. Министерства внутренних дел, 1901.

Источники

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. : 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Министерство внутренних дел Российской империи" в других словарях:

    Министерство внутренних дел Российской Империи орган государственной исполнительной власти Кабинета Министров Российской Империи, осуществлявший административно распорядительные функции в сферах государственной безопасности, общественной… … Википедия

    Центральное государственное учреждение в Российской империи, существовавшее с 1802 до 25 октября (7 ноября) 1917 года; ведало отношениями с иностранными государствами. История Учреждено указом Александра I 8 сентября 1802 года (манифест «Об… … Википедия

    Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

    Здание Министерства народного просвещения в Санкт Петербурге на пл. Ломоносова (б. Чернышёва площадь) Архитектор К. И. Росси. Министерство народного просвещения (МНП) центральное государственное учреждение в Российской империи,… … Википедия

    Здание Министерства народного просвещения в Санкт Петрбурге на Чернышевской (Ломоносовской) площади. Архитектор К. И. Росси. Министерство народного просвещения (МНП) центральное государственное учреждение в Российской империи, руководившее… … Википедия

    Форма чиновников министерства Министерство государственных имуществ российское министерство, заведовавшее государст … Википедия

    Министерство внутренних дел государственное учреждение в различных странах: Министерство внутренних дел Азербайджана Министерство внутренних дел Израиля Министерство внутренних дел Италии Министерство внутренних дел Республики Беларусь… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство внутренних дел (значения). Министерство внутренних дел Кыргызстана (МВД Киргизии) Общая информация Дата создания 1 ноября 1924 Предшествующее ведомство Министерство внутренних дел… … Википедия

    Министерство полиции с 1810 по 1819 годы государственный орган Российской империи. Министерство было сформировано при преобразовании министерств в 1810 году. По замыслу М. М. Сперанского, министерство полиции должно было ведать внутренней… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство финансов. Министерство финансов центральное государственное учреждение Российской империи, ведавшее вопросами финансовой и экономической политики. Содержание 1 История 2 Основание… … Википедия

УДК 34 (091) (470) : 351.74 ББК 67.0

© 2015 г. О. В. Красножон

ЖУРНАЛ «ВЕСТНИК ПОЛИЦИИ» В СИСТЕМЕ ВЕДОМСТВЕННОЙ ПЕЧАТИ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

В статье дается характеристика ведомственной печати Министерства внутренних дел Российской империи в целом и журнала «Вестник полиции», который являлся органом Департамента полиции МВД и издавался в Санкт-Петербурге в 1907-1916 гг. в частности. Выделены задачи журнала, определены его структура и основные направления деятельности.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел, полиция, Департамент полиции Министерства внутренних дел Российской империи, ведомственная печать МВД, журнал «Вестник полиции».

THE JOURNAL «BULLETIN OF POLICE» IN THE SYSTEM OF THE DEPARTMENTAL

PRESS OF THE MINISTRY OF INTERIOR OF THE RUSSIAN EMPIRE

The article gives characteristics of the departmental press of the Ministry of Internal Affairs of Russian Empire in general. Besides, it gives particularities of the magazine ««Vestnik of the police» which was body of the Police Department of the Ministry of Internal Affairs and was published in St. Petersburg in 1907-1916. Main tasks of the magazine, its structure and general directions of activities are defined.

Keywords: the Ministry of Internal Affairs, the Police, the Police, Department of the Ministry of Internal Affairs of Russian Empire, the departmental press, the magazine ««Vestnik of the police».

Министерство внутренних дел Российской империи, оставаясь самым крупным полифункциональным ведомством системы государственного управления России на протяжении всех лет своего существования, уделяло внимание развитию периодической печати и созданию своих органов в средствах массовой информации. Многие из структурных подразделений МВД (экспедиции, департаменты и др.), охватывавших своим ведением практически все сферы внутренней жизни Империи, имели свои печатные органы.

Первым официальным периодическим изданием - органом Министерства внутренних дел -был «Санкт-Петербургский журнал» (1804-1809). В нем публиковались тексты императорских указов, доклады министра внутренних дел, а также материалы по вопросам государственного управления и экономического развития России .

В 1829 г. в свет вышел «Журнал Министерства внутренних дел». Он издавался в Санкт-Петербурге в 1829-1961 гг. (сначала нерегулярно, затем - ежемесячно (1833-1835) и ежеквар-

тально (1836-1854). Журнал выступал как источник официальной информации: в нем публиковались высочайшие указы, циркуляры МВД, сведения о награждениях чиновников и перемещениях их по службе. Редакторами журнала в разное время работали Н. И. Греч, М. А. Максимович, П. И. Гаевский, А. П. Заблоцкий-Деся-товский, Н. И. Надеждин, Н. В. Варадинов . В 1862 г. на основе «Журнала Министерства внутренних дел» и «Летописи сельского благоустройства» была создана и издавалась до 1868 г. ежедневная газета «Северная почта»».

Официальным печатным органом Главного тюремного управления - структурного подразделения МВД Российской империи - являлся ежемесячный журнал «Тюремный вестник» (18931917), который был задуман как информационно-методическое и справочное издание для сотрудников Управления . Одной из задач журнала была профилактика правонарушений среди населения России и привлечение российской общественности к участию в работе с заключенными. Эти же задачи журнал решал и после того, как в 1895 году. Главное тюремное управление было

передано из МВД в ведение Министерства юстиции Российской империи.

Во второй половине XIX в. под эгидой МВД получила развитие провинциальная печать. Местные издания освещали деятельность полиции, располагали на своих страницах сводки о правонарушениях и сведения о преступниках. Так, нашли своих читателей «Полицейский листок Керчь-Еникальского градоначальства» (с 1860 г.), «Полицейский листок Таганрогского градоначальства» (с 1862 г.), «Ведомости Таганрогского градоначальства» (с 1870 г.), «Виленский полицейский листок» (с 1864 г.), «Варшавская полицейская газета» (с 1868 г. на двух языках), «Ведомости Рижской городской полиции» (с 1885 г. на трех языках: русском, немецком, латышском).

Газеты оперативно несли информацию читателям. Для быстрого доведения до населения распоряжений губернатора и градоначальства и организации эффективного их исполнения МВД начало издавать «Ведомости Санкт-Петербургской городской полиции» (с 1839 г.) и «Ведомости Московской городской полиции» (с 1848 г.). За время своего существования в Российской империи газеты неоднократно меняли свои название, формат и периодичность; рубрики и направленность при этом продолжали сохраняться. В структуре газет всегда имелась официальная часть -информация о курсе валюты, рыночных ценах, собраниях и зрелищах, о происшествиях, работе полиции, требованиях полиции к населению; имелась и часть неофициальная - обзоры культурной жизни, дневник происшествий, многочисленные частные объявления и справочная информация.

Департаменты Министерства внутренних дел выпускали свои периодические издания: хозяйственный департамент - газету «Сельский вестник» (1881) и «Летопись сельского благоустройства» - приложение к «Журналу Министерства внутренних дел» (1861); медицинский департамент - журнал «Архив судебной медицины и общественной гигиены» (1865-1871), «Архив общественной гигиены, судебной и практической медицины» (с 1871 г.), «Вестник общественной гигиены, судебной и практической медицины» (с 1889 г.). Выходили в свет «Известия Земского отдела» (1904-1917).

Департамент полиции МВД имел свой официальный печатный орган - журнал «Вестник полиции». Этот журнал издавался в Петербурге в 1907-1916 гг. Его первые номера были изданы частными лицами - предводителем дворянства Л. А. Пушкиным, отставным гвардии полковником Г. И. Сечинским, отставным генерал-майором П. И. Гонецким. В 1909 г. право на издание

«Вестника полиции» перешло к Министерству внутренних дел.

Первый номер «Вестника полиции» вышел 2 декабря 1907 г. Журнал стал открытым еженедельным иллюстрированным многополосным (16-24 с.) изданием. На его страницах находили отражение вопросы полицейской службы, научного обеспечения деятельности полиции, описывались случаи проявления полицейскими личного мужества и героизма, помещалась информация о полицейских с большим стажем службы и о получавших награды. Подписаться на него мог каждый. Журнал, действительно, представлял интерес для широкого круга читателей: он рассказывал о реформировании полицейского ведомства, работе полиции в иностранных государствах, состоянии преступности в России, нашумевших уголовных делах и действиях полиции на местах. Одной из главных задач журнала оставалась методическая помощь сотрудникам полиции: на страницах еженедельника специалисты знакомили их с возможностями входившей в практику дактилоскопии, правилами работы с новыми техническими средствами, приемами раскрытия преступлений.

«Вестник полиции» имел два приложения. Первое (лучшие зарубежные детективы) просуществовало всего год, второе (в рамках которого печатались выдержки из нормативных правовых актов, которыми сотрудники полиции должны были руководствоваться в повседневной работе ) выходило ежегодно. Заботясь о правовом просвещении самой многочисленной и наименее образованной категории сотрудников полиции, «Вестник полиции» в качестве бесплатного приложения издавал отдельными выпусками «Сборник инструкций для урядников и нижних чинов полиции». А чтобы журнал доходил до этой категории адресатов, подписная цена на него для сотрудников полиции с небольшим жалованием была ниже, чем для остальных подписчиков (не 6 руб., а 4 руб. в год, которые к тому же можно было вносить поквартально).

В первом номере «Вестника полиции» редакторы объяснили причины создания нового журнала, во-первых, отсутствием в Российской империи журналов, регулярно освещавших деятельность полиции, и, во-вторых, частыми случаями некорректного информирования населения о деятельности полиции, и, тем самым, формированием негативного образа полицейских в сознании населения Российской империи: «Несмотря на большое число газет, ежедневно увеличивающееся, существуют в русской жизни такие области, которые или вовсе не освещаются бесстрастным

гласным словом, или попадают в его сферу исключительно со стороны отрицательных проявлений, да еще при том условии, что луч света преломляется через призму недоброжелательного отношения к наследуемому предмету. К числу последнего рода предметов относится и тот, освещению которого посвящается наш печатный орган, т. е. полиция» [ 1, 1907, № 1, с. 4]. Редакторы журнала обращали внимание на то, что «никто не выносит столько нападок несправедливых, часто клеветнических, как полиция», «прийти на помощь этим людям, идти навстречу их нуждам, запросам и составляет задачу нашего издания» .

В соответствии с целями журнала была определена и его структура, состоящая из разнообразных рубрик: «Законоположения и распоряжения Правительства, касающиеся полиции», «Циркуляры Министерства внутренних дел, департамента полиции и других правительственных учреждений и должностных лиц», «Определения, назначения, увольнения и награждения (портреты и биографии)», «Политическое обозрение», «Хроника происшествий с иллюстрациями», «Корреспонденция», «Литературный отдел», «Среди печати (выдержки из русских и зарубежных газет и журналов)», «Суд. Выдающиеся судебные процессы и распоряжения судебных властей, касающиеся полиции», «Статистика, отчеты и мелочь», «Почтовый ящик - письма в редакцию и ответы по ним», «Объявления». Перечень рубрик или их названия могли несколько изменяться из года в год, но суть оставалась той же.

«Вестник полиции» стремился дать возможность чинам полиции обмениваться мыслями, воспоминаниями, соображениями для пользы общего дела. Редакторы просили читателей «делиться своими мыслями и взглядами по разным вопросам, касающимся их жизни и деятельности, высказывать недоразумения, делать запросы» [ 1, 1907, № 1, с. 5]. И читатели живо откликнулись на просьбу редакции. Ежедневно в редакцию «Вестника полиции» приходили письма из самых разных уголков России, которые размещались в рубрике «Корреспонденция», а ответы на них - в рубрике «Почтовый ящик». На многие вопросы, поставленные в письмах, читатели отвечали сами в последующих номерах.

Одним из активно обсуждавшихся на страницах журнала вопросов стала реформа полиции, основа для которой была создана принятием в 1906 г. Основных государственных законов Российской империи. Инициированная правительст-

вом, реформа была поддержана полицейскими чинами, которые возлагали на нее большие надежды и активно обсуждали основные этапы ее подготовки, а также работу комиссии под руководством товарища министра внутренних дел А. А. Макарова и подкомиссии во главе с директором Департамента полиции МВД М. И. Трусевичем, созданных для разработки основных положений реформы .

Редакторы журнала по мере сил ограждали своих читателей от досужих вымыслов некомпетентной прессы по поводу прохождения реформы полиции - многие газеты и журналы пытались комментировать происходящие события, но их интерпретация не всегда соответствовала действительности . В противовес этому приводилась достоверная информация о работе комиссии А. А. Макарова и подкомиссии М. И. Трусевича.

Корреспонденты журнала поднимали на его страницах наболевшие вопросы, отмечали существующие недостатки в работе полиции, выражали сомнения, просьбы и пожелания. Это - и подтверждение необходимости полиции освобождаться от выполнения несвойственных ей функций ; и надежды на улучшение быта и материального обеспечения отдельных категорий полицейских служащих, например, становых приставов, полицейских урядников и надзирателей ; и указания на необходимость выработки полицейского устава, определяющего точные правила поступления и прохождения службы, переводов и увольнения полицейских, их права и обязанности ; и призыв к повышению образовательного уровня чинов полиции и приобретению ими специальных профессиональных знаний и навыков. Особое внимание уделялось полицейским урядникам: журнал отмечал их незаменимость, необходимость изменения их положения и повышения профессионального уровня .

Для повышения образовательного уровня сотрудников полиции, а также «привития ей более правильного и сознательного знакомства с законами Империи, знакомства не только механического, но и заключающегося в понимании духа законов» , с 1910 г. в журнале начали публиковать «Очерки русской истории» и «Очерки законоведения», которые должны были в итоге способствовать формированию в России

режима законности , а на конкретном историческом этапе стать «краеугольным камнем в правильном юридическом ориентировании для каждого желающего сознательно относиться к своим обязанностям полицейского чиновника» и открыть «новый взгляд на свою почетную и благородную полицейскую деятельность» .

Одним из острых в начале XX в. оставался вопрос о повышении образовательного и профессионального уровня чинов полиции. Редакторы «Вестника полиции» возлагали надежду на то, что «сама полиция исполнением долга и строгой дисциплиной в своей среде вызовет уважение общества и ускорит успехи реформы, а с другой стороны - реформа и улучшение положения даст возможность привлечь лучшие силы в организацию блюстителей порядка и законности» . Корреспонденты журнала предлагали учредить институт для подготовки полицейских чинов .

Журнал сообщал, что профессиональная подготовка полицейских находится и в зоне внимания правительства. Так, в Самаре были организованы первые курсы для полицейских урядников . 1 сентября 1908 г. в казарменном помещении пешего и конного отрядов 1-й Владимирской уездной полицейской стражи была открыта Владимирская полицейская школа для подготовки стражников на должности урядников . «Вестник полиции» сообщал о создании и других школ, в частности, Ломжинской школы земских стражников , Московской полицейской школы , школы урядников в Эстляндской губернии, а также о проведении лекций по полицейскому праву для околоточных надзирателей и городовых в Одессе и открытии школы для детей полицейских [ 1, 1909, № 17, с. 342]. На страницах журнала публиковались сведения о полицейских школах за границей, например, в Германии .

Опыт устройства таких школ показал их полезность и необходимость в связи с тем, что, как отмечали редакторы «Вестника полиции», «при ограниченных окладах содержания нижних чинов земской стражи последние нередко комплектуются из лиц, по уровню умственного своего развития иногда далеко не соответствующих для несения сложных полицейских обязанностей, и в этих случаях школа дает им полную возможность спе-

циализироваться как теоретически, так и практически» .

«Вестник полиции» акцентировал свое внимание и на духовно-нравственном воспитании сотрудников полиции. Редакторы журнала, желавшие «войти в ближайшую нравственную связь со своими читателями» отмечали, что, помогая чинам полиции, особенно низшим чинам, приобретать полезные сведения о полицейском деле, они «хотели бы им помочь выработать известные традиции, правила чести, вследствие которых сами служащие не допускали бы в своей среде ничего противного порядочности», «чтобы и среди полиции явилась бы своего рода честь мундира»» .

Таким образом, Министерство внутренних дел Российской империи, охватывавшее своим ведением практически все сферы внутренней жизни империи, стремясь к формированию правомерного поведения подданных и повышению профессионализма своих сотрудников, разработало программу развития ведомственных средств массовой информации. Журнал «Вестник полиции», являясь органом Департамента полиции МВД, путем специального подбора своих публикаций заботился об образовании и просвещении читателей, которыми являлись не только сотрудники полиции, но и российские обыватели, и тем самым оказывал влияние на формирование профессиональных навыков и умений сотрудников полиции, а также на формирование положительного отклика в обществе на деятельность департаментов, управлений и Министерства внутренних дел Российской империи в целом.

Литература

1. Вестник полиции (еженедельный журнал с иллюстрациями / Л. А. Пушкин, Г. И. Сечинский (1907-1909), МВД (1909-1916). СПб., 1907-1916.

2. Беляева Л. Н., Зиновьева М. К., Никифоров М. М. Библиография периодических изданий России 1901-1916 / под общ. ред. В. М. Бара-шенкова, О. Д. Голубевой, Н. Я. Морачевского: в 4 т. Л., 1958-1961.

3. Вейнгарт А. Уголовная тактика. Руководство к расследованию преступлений. СПб., 1912.

4. Громов А. А. О судебной фотографии. СПб., 1912.

5. Громов Н. А. Устав уголовного судопроизводства. М., 1915.

6. МВД России: энциклопедия. М., 2002.

7. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система государства: дифференциация структурно-функциональных элементов // История государства и права. 2008. № 9.

8. Нижник Н. С., Ахмедов Ч. Н. Правоохранительная система Российской империи. СПб., 2009.

9. Нижник Н.С., Гугасари Е. С. Министерство внутренних дел и проблемы институционали-зации полицейской деятельности в Российской империи // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 53.

10. Нижник Н. С. Социоюридический феномен «законность» в условиях диалога научных парадигм в современной юриспруденции // Проблемы права. 2012. № 3.

11. Нижник Н. С., Сальников В. П., Мушкет И. И. Министры внутренних дел Российского государства (1802-2002): библиографический справочник. СПб., 2002.

12. Подробное описание форм обмундирования чинов уездной и городской полиции. СПб., 1908.

В продолжение темы:
Птицы

Классическая астрология, которая появилась около 3000 лет назад, говорит нам о том, что существует лишь 12 Знаков Зодиака, однако новые научные изыскания говорят о другом....

Новые статьи
/
Популярные