Игры для выявления лидерских качеств. Тест на тему: Задания на выявления лидера в коллективе

Ребятам предлагается представить, что они все - большая дружная семья и всем вместе надо сфотографироваться для семейного альбома. Для этого необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Ему необходим еще помощник, который будет участвовать в расстановке всех членов «семьи». Затем ребята должны сами решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый выступает в роли наблюдателя. Роль «фотографов» и его помощников обычно берут на себя дети, стремящиеся к лидерству, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трех. На счет «три!» все дружно и громко кричат: «Сыр!», и делают хлопок в ладоши.

«Лидер»

Вожатый объявляет о начале игры и предлагает всем детям разбиться на микрогруппы по пять-шесть человек (способы деления на группы различны). В ходе игры воспитанникам предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий рассказывает участникам, что это игра с секретом, который будет раскрыт в конце. Секрет в том, что вожатые-наблюдатели следят за активностью каждого участника и дают ему жетоны определенного цвета (ничего не говоря о значении цвета):

  • белый жетон для лидера-организатора;
  • желтый для лидера-вдохновителя;
  • красный для исполнителя;
  • зеленый для зрителя.

Для того чтобы группы сплотились, предлагается задание на оригинальное название временного коллектива. Время исполнения - 3 минуты.

Задания

  1. Сложить быстрее всех разрезанную открытку или какуюнибудь фигуру.
  2. Нарисовать коллективный рисунок по общей теме или выразить свои чувства, настроение. Время выполнения - 5 минут.
  3. Конкурс-буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме за 4 минуты.
  4. Составить кроссворд из пяти вопросов по определенной теме: спорт, страны мира, живопись, природа, каникулы, лагерь и др. Время выполнения - 5 минут.
  5. Написать рассказ, где слова начинаются на одну букву. Время выполнения - 3 минуты.

«Пальцы»

Для проведения игры всех детей рассаживают в круг, вместе с ними садится вожатый. Он считает до трех и показывает какое-то количество пальцев на вытянутых руках. Дети должны, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько покажет пальцев вожатый. Эта игра развивает внимание и быстроту реакции. Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встает позже, под конец игры, менее решительны.

«Полет на Марс»

Это еще один вариант выявления лидеров. Для этого дети делятся на две-три равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название и приступает к выполнению заданий.

Первое задание. Каждая команда должна сказать хором: «Начали!» Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договориться. Именно эти функции на себя берет человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание. Все команды летят на космическом корабле на Марс, но, для того чтобы полететь, нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц». Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер. Распределение ролей происходит часто таким образом, что лидер выбирает роль «зайца».

Третье задание. Вы прилетели на Марс, вам нужно разместиться в марсианской гостинице, в ней трехместный номер, два двухместных номера и один одноместный. Необходимо как можно быстрее определиться, кто в каком номере будет жить. Проведя эту игру, вожатый может увидеть наличие и состав микрогрупп в своем отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, невыявленным лидерам, либо «отверженным». Предложенное количество номеров и мест в них составлено для команды, состоящей из восьми участников. Если в команде больше или меньше участников, то количество и вместимость номеров составляются таким образом, чтобы были и трехместные, и двухместные и один одноместный номер. Эта игра дает довольно полную схему лидерства в коллективе.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».

Игры на лидерство

Всюду, где собираются вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования группы, некоторые её участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются с большим уважением, короче говоря, они приобретают доминирующее положение. Таким путём происходит разделение участников группы на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей. Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепи взаимоотношений вожатого с группой.

Следует отметить, что основными типами лидерства являются эмоциональное и интеллектуальное лидерство. Не последнее место в коллективе занимает лидер - организатор. Кому возглавить ваш отряд, зависит не только от личных симпатий, но и от вида деятельности, направления жизни отряда в данную смену.

Цель данных игр – выявление потенциальных лидеров в отряде (группе) . Друг мой! В первые же минуты работы запомни жизненно важное правило:” Никогда не делай то, что дети могут или хотят сделать сами.” Ищи себе помощников.

Игры на выявление лидера помогают вожатому в первые же дни определить наиболее активных и деятельных детей, которые в последующие дни могут стать отличными помощниками вожатого. Вожатый только даёт задание и наблюдает за процессом его выполнения, дети всё делают сами.В играх лидеры стараются руководить общим процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа

Белгородского района Белгородской области

имени Героя Советского союза А.Е.Черникова»

Цель: сплочение группы, выявление лидера.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 6 до 20.
Возраст: от 10 лет.
Место проведения: любое.
Материалы: веревка длиной около 6 метров. Свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих).
Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.
Задание: "Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник”.
Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.
Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры.
Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник, ромб.

Игроки стоят за стульями.
По команде ведущего: «Делай раз», - все должны одновременно поднять стулья.
По команде: «Делай два», - все играющие должны оббежать стулья и сесть на них.
Все действия должны выполняться одновременно. Игра способствует выявлению лидера – организатора, именно он должен догадаться первым подать команду опустить стулья в первом случае, и сесть – во втором.

Цель: выявление лидеров, определение структуры межличностных отношений в отряде.

Содержание:
Вожатый предлагает каждому из ребят подумать, и пригласить на свой импровизированный День рождения не больше 3-х гостей из отряда. Три четыре человека, набравшие наибольшее число голосов, становятся основными «именинниками». Они приглашают в гости всех участников игры. Ведущий предлагает каждому выбрать того именинника, к которому он желает пойти на День рождения. При этом уточняется, что если кто-то не пожелает пойти в гости ни к кому из именинников, он имеет на это право.
Создаются разные по количеству микро группы. Им предлагаются для выполнения любые творческие задания.
Например: Провести с другими группами игру, которую ребята могли бы провести на дне рождения у своих друзей.

Индикатор

Цель: сплочение группы, выявление лидера.

Время: 5-10 мин.

Количество участников: от 8 до 20.

Возраст: от 13 лет.

Место проведения: просторное помещение.

Ведущий: "У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же".

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.


Игры на сплочение и выявление лидера.

Задача каждого вожатого сделать из своего отряда коллектив. Лучше узнать друг друга и сплотить отряд помогут вам эти игры.

Сходства и различия.

Вожатый предлагает несколько вопросов для группы, каждый из которых имеет свой номер, например,

Чаще всего я радуюсь, когда…

Я терпеть не могу, когда…

Я ценю в людях больше всего…и т. д., не более семи. За установленное время ребята должны найти других, кто также ответил на вопросы, как и он. Потом необходимо провести беседу-анализ, сколько общего характерно для всей группы.

«Сколько пальцев»?

Все ребята сидят в кругу. Вожатый показывает на пальцах то или иное количество. Сразу же должны встать столько человек, сколько вожатый показал на пальцах. Садятся они только после того, как вожатый опускает руку. В начале вожатый показывает 5-7 пальцев, в конце - 1-2. При этом вожатый блокирует попытки участников игры договорится.

Большая семейная фотография.

Предлагается, что ребята представили, что они все - большая семья и нужно всем сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Он тоже может участвовать в расстановке членов «семьи». Затем ребята сами должны решить, кому кем быть и где стоять. Вожатый в роли наблюдателя. Роль фотографов и «дедушек» обычно берут на себя стремящиеся к лидерству ребята, но не исключены элементы руководства и других «членов семьи».

После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счет «три!» все дружно и очень громко кричат слово «сыр» и делают одновременно хлопок в ладоши.

Полет на Марс.

Это ещё один вариант выявления лидеров, состоящий из нескольких игр. Для этого ребята делятся на 2-3 равные по количеству участников команды. Каждая команда выбирает себе название. Вожатый предлагает условия: «Сейчас команды должны будут выполнить несколько заданий, задания будут выполняться после команды «Начали!» Выигравшей будет считаться та команда, которая быстрее и точнее выполнит задание» Таким образом, создастся дух соревнования, который является весьма немаловажным для ребят.

Итак, первое задание.

Сейчас каждая команда должна сказать хором, какое-нибудь одно слово.

«Начали!»

Для того чтобы выполнить это задание, необходимо всем членам команды как-то договорится. Именно эти функции берёт на себя человек, стремящийся к лидерству.

Второе задание.

Сейчас все команды летят на космическом корабле на Марс, но для того чтобы полететь, нам нужно как можно быстрее организовать экипажи. В экипаж входят: капитан, штурман, пассажиры и «заяц».

Обычно функции организатора опять же берет на себя лидер, но распределение ролей часто происходит таким образом, что лидер выбирает себе роль «зайца».

Задание третье.

Мы прилетели на Марс, и нам нужно как-то разместиться в марсианской гостинице, а в ней только трехместные номера, два двухместных номера и один одноместный. Необходимо как можно быстрее распределиться, кто в каком номере будет жить.

Проведя эту игру, вожатый может увидеть наличие и состав микрогрупп в отряде. Одноместные номера обычно достаются либо скрытым, не выявленным лидерам, либо «отверженным».

Предложенное количество номеров и мест в них составлено для команды, состоящей из 8 участников. Если в команде больше или меньше участников, то количество и вместимость номеров составляется таким образом, чтобы были и трёхместные, и двухместные, и один одноместный номер.

Узнай, кого нет.

Все участники закрывают глаза, а в это время Водящий трогает кого-нибудь за плечо. Тот, кого он тронул, бесшумно уходит. По сигналу Водящего все открывают глаза и смотрят, кого нет. Кто первым назовет отсутствующего игрока, тот выигрывает.

Счет до 10.

Все участники сидят в кругу с закрытыми глазами. Задание: посчитать до 10, при этом каждое число называет кто-то один (не договариваясь между собой). Если одновременно назвали одно и то же число несколько человек, то счет начинается заново.

Авангард.

Все участники за ограниченное время (1—2 мин.) должны выложить на земле из веточек, палочек, пуговиц, шишек и других мелких предметов какой-нибудь рисунок. Главное условие - задание выполнять в полной тишине.

Паровозик.

Все участники встают «паровозиком», закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки — у первого. Перед «паровозом» задача: достать определенный предмет, который Водящий помещает в комнате после того, как играющие закрыли глаза. Последний игрок руками поворачивает «паровозик», т. е. руководит им. По цепочке эти движения передаются всему «паровозику», и он начинает двигаться. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмет в руки спрятанный предмет.

Квадрат...

Все участники с закрытыми глазами стоят в кругу и держатся за руки. Водящий (вожатый) просит: «Ребята! Постройте, пожалуйста треугольник, квадрат, ромб и т.д., не произнеся при этом ни одного звука.»

Тайный друг.

На отдельных листах бумаги вожатый пишет имена и фамилии всех детей отряда (имена и фамилии девочек — в одной коробке, мальчиков — в другой). По жребию мальчики вытягивают девочек, а девочки — мальчиков. Затем в течение установленного времени (1—5 дней) тайно делают этим детям приятные сюрпризы. Главное условие — все должны сохранять тайну. По истечении времени весь отряд собирается в одном месте, где вожатый (возможно, с творческой группой) преподносит сюрприз уже всему отряду (развлекательное шоу, вечер песни у костра и т. д.) По окончании вожатый вместе с детьми выясняет, все ли участники раскрыты, а также анализирует целесообразность, эффективность и необходимость игры «Тайный друг», возможно совместно принимают решение сделать сюрприз соседнему отряду, лагерю и т. д.

Я люблю тебя за то...

Участники становятся или садятся в два круга — внутренний (мальчики) и внешний (девочки), парами навстречу друг другу. Пары берутся за руки (по выбору — за локти, или обнимают другу друга) и говорят шепотом друг другу, какое качество они ценят больше всего в этом человеке. При этом начинают с обязательной фразы: «(имя участника), я люблю тебя за то...» Чем подробнее объяснение, тем лучше выполнено задание. Вожатый обязательно играет с детьми. Через 10—15 секунд внешний круг делает шаг вправо и пары, сменившись, повторяют все сначала. По окончанию игры — анализ ощущений.

Ассоциации.

Выбирают Водящего, который загадывает кого-то одного из участников. Задача остальных игроков: отгадать участника. Для этого необходимо задавать вопросы, на которые Водящий отвечает ассоциативно. Например, если это хлебобулочное изделие, то какое; если это цвет, то какой; если это музыка, то какая; если это стихотворение, то о чем и т. д. Таким образом, появляется набор ассоциаций, по которым дети пробуют отгадать участника. Как только отгадали, Водящим становится игрок, которого загадывали. Можно делать наоборот. Один участник отворачивается, а остальные загадывают. Угадывающий может с вопросом обратиться к любому.

Корабль.

Играющие находятся на скамейках. Водящий (вожатый) начинает: «Вы находитесь на корабле, который начинает тонуть. Ваша задача: спасти как можно больше людей. Итак, под воду уходит правый борт, левый и т. д.». При этом водящий обозначает, сколько места остается, а дети стараются поместиться на предложенной площади. Игра продолжается до тех пор, пока обозначенная вожатым площадь не станет предельно маленькой.

Фигуры.

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо закрыть глаза и, не размыкаясь построить квадрат, равносторонний треугольник, используя только устные переговоры. Сообщается также, что играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений. Из наблюдений можно сделать вывод о сплоченности группы, ее организованности, выявить лидеров.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»

НОВОХАТСКАЯ НИНА ВИКТОРОВНА-

МЕТОДИСТ ВЫСШЕЙ

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСШЕЙ

РУКОВОДИТЕЛЬ ДЕТСКОГО

ОБЪЕДИНЕНИЯ

«Школа лидерского мастерства»

РОСТОВ-НА-ДОНУ

Введение

Цель: способствовать формированию организационных навыков у детей и подростков посредством вовлечения их в игровую деятельность.

Игра - это путь к познанию ребенком самого себя. И это понятие многогранно. Существуют разные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие - ловкость, терпение и т. д.

Игра - отличное дополнение к учебному процессу, в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретение высоких моральных качеств, формирование гражданского сознания.

Игра - важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы, избавиться от многих житейских сложностей, отдаться мечте и радостям физического или интеллектуального напряжения.

Игра - дело серьезное, как парадоксально это не звучит. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.

Игра может стать самым эффективным инструментом обновления содержания деятельности детских организаций. Возможность объединения ребят и взрослых в единый союз, его привлекательность при выборе разнообразной деятельности, учет интересов каждого.

Детская игра - сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.

Игра - важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их физическому, психологическому, нравственному развитию.

Игра - это вечный спутник детства. И пусть каждый человек навсегда останется ребенком, сохранив тепло игры в своей душе...

Предлагаемые ниже игры и упражнения предназначены для руководителей детских объединений, старших вожатых, лидеров детских объединений, классных руководителей ОУ района и служат для того, чтобы выявить детей и подростков с организаторскими, лидерскими способностями. Также при выполнении этих заданий у участников появляется чувство совместной работы, принадлежности к одной команде.

Правила участия в упражнениях.

В предложенных играх и упражнениях могут принимать участие одна или несколько групп одновременно.

Ведущий объявляет название игры и сообщает участникам задание с предельной лаконичностью без дополнительных пояснений. Для достижения эффективности упражнений ведущему рекомендуется строго следовать предлагаемым формулировкам заданий и правил.

Перед началом каждого упражнения ведущий предупреждает участников о том, что обсуждение и выполнение задания можно начинать только по его команде (это условие особенно важно соблюдать в упражнениях, где вообще не дается времени на обсуждение тактики выполнения задания, например «Счет до 10», «Выбор» и др.).

Группе дается 10 минут на обсуждение, как это задание можно выполнить.

Во время обсуждение задания группа не должна касаться материалов, необходимых для его выполнения.

Группе дается 10 минут для выполнения данного задания.

Задание выполняется молча.

Если молчание нарушается участниками, то либо группа штрафуется на 1 минуту, либо начинает выполнять задание сначала (обговаривается в условии).

Ведущий не вмешивается в процесс выполнения задания, он выполняет роль наблюдателя и анализирует поведение группы.

По истечении предложенного времени группа демонстрирует свою работу.

В завершении проводится анализ происшедшего в группе. Анализируя происходящее, члены группы приобретают опыт общения и взаимодействия в коллективе.

следующие вопросы:

Как шло обсуждение?

Как пришли к общему решению?

Брал ли кто-то инициативу на себя?

Как шло выполнение задания?

Что помогало при выполнении задания?

Что мешало при выполнении задания?

Что бы вы сделали по-другому, если бы выполняли это упражнение во второй раз?

Какой была группа?

Какова была моя роль при выполнении упражнения?

Какие чувства возникали в ходе выполнения упражнения?

После обсуждения упражнения ведущий поздравляет группу с его выполнением, и все по его команде: «Три-четыре» делают синхронно 3-5 хлопков в знак завершения определенного этапа работы.

Основная часть

«ЛИДЕРСТВО»

Это стартовое упражнение проводится в виде обсуждения следующих вопросов:

1. Кто такой лидер?

2. Какими качествами должен обладать лидер?

3. Какими бывают лидеры?

4. Как лидерские качества могут пригодиться в жизни?

5. Как легче добиться цели: командой или в одиночку?

«МОДЕЛЬ ЛИДЕРА»

Материалы : можно использовать все вещи, находящиеся в помещении (или у участников).

Задание: построить модель идеального лидера.

Условия:

1. Группе дается 10 минут на обсуждение, какие качества лидера можно изобразить с помощью предметов.

2. 10 минут на создание модели.

3. Работа ведется молча.

4. За нарушение молчания - штраф 1 минута.

«БОЛЬШАЯ СЕМЕЙНАЯ ФОТОГРАФИЯ»

Предлагается, чтобы ребята представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Далее никаких установок для детей не даётся, они должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству ребята. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр».

«ВЕРЕВОЧКА»

Игра на выявление лидерских качеств. Для проведения этой игры возьмите веревку и свяжите ее концы так, чтобы было образовано кольцо (длина веревки зависит от количества участвующих). Участники встают в круг и берутся двумя руками за веревку, которая находится внутри круга.

Задание: «Сейчас всем надо закрыть глаза и, не открывая глаз, не выпуская из рук веревку, построить треугольник».

Сначала возникает пауза и полное бездействие ребят, затем кто-то из участников предлагает какой-то вариант решения: например, рассчитаться и далее строить треугольник по порядковым номерам, и затем руководит действиями.

Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжить, усложняя задачу, и предложить построить квадрат, звезду, шестиугольник и т. д.

«НАПИШИ ЗВЕРЯ»

Каждый пишет на бумажке какое-нибудь животное, никому его не показывая. После того, как все животные написаны, все по очереди их зачитывают. После этого предлагается, не общаясь друг с другом, еще раз написать какое-нибудь животное.

Итоговая цель: у всех должен оказаться один и тот же зверь (это надо объяснить после первого круга).

Позволяет выявить оппозицию, явных и теневых лидеров.

«IIАЛЬЦЫ»

На счет «три» все выбрасывают на руках какое-нибудь количество пальцев. Повторяется до тех пор, пока все не выкинут одно и то же число пальцев.

«ЕХАЛИ ЦЫГАНЕ»

Продолжительность игры: 10 -20 минут.

Количество игроков: две группы по 10 человек.

Ведущий предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания З - 5 минут.

Интерпретация:

Кучер - на данный момент главный лидер – организатор.

Стены и крыша - те, на кого можно положиться, хорошие исполнители.

Колеса, телега, лошади - те, на ком все стремятся «ехать», и кто способен везти, то есть лидеры меньшего ранга.

Жеребенок - “выпавший “, но с претензиями на лидерство.

Пассажиры - основная масса.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

«ПОЛОЖИ РУКУ»

Оборудование: стулья.

Продолжительность игры: 10 -20 минут.

Предполагаемое количество игроков: 20 человек.

Ребятам предлагается положить всем сразу правую ладонь на плечо тому человеку в семейке, который им более всего симпатичен (душа семейки), а левую на плечо тому, кого они бы хотели видеть командиром. Ведущий определяет, кто есть кто подсчетом рук.

«ИНДИКАТОР»

У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же. Потом отнимаем голос. Потом - жесты. Потом - мимику и многозначительные взгляды.

(Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.)

«ИСКРА»

Все участники сидят в кругу. Задача: как можно быстрее всем хлопнуть по очереди в ладоши так, чтобы получилось очень-очень быстро.

«КАРАБАС»

Для проведения игры детей рассаживают в круг. Руководитель (игротехник) предлагает условия игры: покажу на вытянутых руках какое-то количество пальцев. А вы должны будете, не договариваясь, встать со стульев, причем столько человек, сколько я покажу пальцев”.

Чаще всего встают более общительные, стремящиеся к лидерству ребята. Те, кто встают позже, под конец игры, менее решительные. Есть и такие, которые сначала встают, а затем садятся. Они составляют группу «счастливых». Безынициативной является та группа ребят, которая не встает вообще. Рекомендуется повторить игру 4-5 раз.

«ВЫКИНУТЬ НА ПАЛЬЦАХ»

Всей группе на «раз-два-три» надо выкинуть на пальцах такие цифры, чтобы их сумма равнялась заданной ведущим. Упражнение повторяется до результата.

«КОВЕР»

Вся группа стоит на коврике. Нужно перевернуть его на другую сторону. Если кто-то наступил на пол - упражнение начинается сначала.

«ФИКСАЦИЯ»

Все играющие встают в круг. Каждый участник выбирает любого человека стоящего в кругу себе в пару, никому об этом не говоря. Ведущий объясняет, что каждый должен сделать 15 шагов (не больше и не меньше) так, чтобы подойти к намеченному человеку и зафиксировать какую-либо заранее придуманную фигуру в паре с этим человеком. Ведущий громко вслух считает до 15, на каждый счет делается один шаг. Игра позволяет выделить эмоциональных лидеров, группировки, которые есть в коллективе, определить уровень сплоченности. Сразу же после проведения игры необходимо провести обсуждение.

ДЕЛОВАЯ ИГРА «ЛИДЕР»

Цель: выявить лидеров в коллективе.

Ход проведения : коллектив делится на три микро-группы. Участникам предлагается выполнить ряд заданий, сложность которых возрастает от первого к последнему.

Ведущий объясняет, что игра имеет «секрет», который откроется только в конце. «Секрет» заключается в том, что за каждым столом (в каждой группе) выбирается один человек, который следит за работой в группе и за выполнением задания. Затем выдает жетоны определенного цвета (ничего не объясняя).

Красный- лидер - организатор.

Зеленый- исполнитель.

Желтый- слушатель (зритель).

Задания:

    сложить разрезную открытку;

    нарисовать коллективный рисунок по общей теме;

    конкурс буриме. Сочинить стихотворение по готовой рифме (3-4 мин.)

птица - снится лодка - селедка ватрушка - погремушка

сонно - ворона смело - улетела зайчик - пальчик

    придумать инструкцию по применению следующих вещей: электровеника, отрывного календаря, мухобойки. Команды должны зачитать инструкцию своего предмета, не упоминая его, а остальные должны его угадать.

    написать рассказ, где все слова начинаются на одну букву: «о», «в», «с».

По окончании игры подводятся итоги по группам (где фиксируются результаты по цветам жетонов). Теперь раскрывается секрет. Группы должны в интересной форме представить своих лидеров.

ТЕСТ «Я - ЛИДЕР»

Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, повести других за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.

Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен - цифру «3»; если трудно сказать - «2»; скорее не согласен, чем согласен - «1»; полностью не согласен - «О».

Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я-лидер».

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.

2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.

3. Я знаю, как преодолевать трудности.

4. Люблю искать и пробовать новое.

5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.

6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.

7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.

8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.

9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.

10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.

11. Я хорошо планирую своё время и работу.

12. Я легко увлекаюсь новым делом.

13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.

14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.

15. Ни один человек не является для меня загадкой.

16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.

17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.

18. Для меня важно достижение цели.

19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.

20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.

21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.

22. у меня всегда всё получается.

23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.

24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.

25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого нё хочется.

26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.

27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.

28. Принимая решение, перебираю различные варианты.

29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.

30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.

31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.

32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.

33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.

34. Я никогда не поступал так, как другие.

35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.

36. Я никогда не поступал так, как другие

37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.

38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.

39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.

40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.

41. Никто и никогда не испортит мне настроение.

43. Решая проблемы, использую опыт других.

44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.

45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.

46. Я умею контролировать работу моих товарищей.

47. Умею находить общий язык с людьми.

48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А --- умение управлять собой;

Б --- осознание цели (знаю, чего хочу);

В --- умение решать проблемы;

Г --- наличие творческого подхода;

Д --- влияние на окружающих;

Е --- знание правил организаторской работы;

Ж --- организаторские способности;

З --- умение работать с группой.

Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

Но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли подросток, обратите внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41. Если на каждый из них поставлено более 1 балла, мы считаем, что ты был неискренним в самооценке. Результаты теста можно изобразить в графике.

«ХОЧУ БЫТЬ ЛИДЕРОМ»

Форма : деловая игра.

Возраст участников: 11-13 лет.

Педагогическая задача : практическое применение лидерских навыков, обмен опытом.

Краткое описание:

1. Вступительное слово. Игра поможет каждому участнику подобрать «ключи» к основным качествам настоящего лидера. К коллективному обсуждению предлагаются вопросы: «Кто такой лидер?», «Какими качествами обязательно должен обладать лидер?»

2. Ребята предлагают варианты ответов. Ведущий помогает обобщить высказывания и зафиксировать названные качества:

    активность,

    целеустремленность,

    справедливость,

    организованность,

    инициативность,

    общительность,

    умение взаимодействовать с командой.

3. Формируются три микрогруппы, которым предстоит получить ключи от дверей «Лидерство»:

      1 ключ - ключ от умения взаимодействовать с командой. Командам дается время, чтобы придумать слово, решить, как с помощью мимики и жестов объяснить его ребятам других команд.

      2 ключ - ключ от активности. Необходимо провести агитацию за представителя своей команды, чтобы у ребят из других команд не возникло сомнения, что данный человек - настоящий лидер.

      З ключ - ключ от общительности. Участники каждой команды сочиняют рассказ на тему «Я настоящий лидер», предлагая по очереди по одному предложению.

      4 ключ - ключ от организованности. Необходимо в правильном порядке расположить этапы организации дела.

      5 ключ - ключ от инициативности. Каждая команда рисует портрет лидера ХХI века и комментирует изображение.

4. Итоговая часть. Оценка игры по десятибалльной системе.

«ТЕАТР-ЭКСПРОМТ»

Ведущий по жребию распределяет роли, громко и выразительно читает текст, а герои - воплощают образ.

Предлагаем примерный текст.

Наступило утро. Уставший от бессонной ночи начальник вошел в кабинет, подошел к окну, приоткрыл форточку и вдохнул свежий воздух. Теплый солнечный луч проник в окно и заплясал по стенам. За ним в окно влетела птичка. Начальник запустил в неё вазой. Птичка улетела, а ваза разбилась. Начальника охватил гнев. Но тут в кабинет вошла секретарша, толкая перед собой изящный столик, на котором позвякивал сервиз из китайского фарфора и лежали аппетитные бутерброды с черной икрой. Секретарша послала шефу ослепительную улыбку, и удалилась. Рабочий день начался.

Игры на взаимодействие

«РИСОВАНИЕ ЛИДЕРА»

Участвуют несколько групп.

Каждой группе выдаётся лист бумаги форматом А2, маркеры и фломастеры. Ведущий предлагает группе в течение 10 минут обсудить выполнение задания, не касаясь материалов. Затем следующие 10 минут группа рисует лидера, не произнося ни слова. По истечении этого времени группы представляют свои работы. В заключение ведущий с группой анализирует, что происходило в момент работы: как себя чувствовал каждый, какую роль выполнял, почему взял на себя данную роль, была ли у него возможность высказаться, внести предложение, всех ли выслушали в процессе подготовки, были ли доброжелательны между собой члены группы. Встречались ли вы с подобными ситуациями в жизни, что при этом чувствовали? Чему вы научились в этом упражнении, какие уроки для себя извлекли на будущее?

«МАШИНА»

Вспомогательного материала нет. Машина “строится” из членов группы.

Ведущий: Вам нужно построить любой действующий механизм. 10 минут строите модель, не произнося ни слова, затем представляете модель. После выполнения задания всем предлагается разойтись по малым группам и поговорить о том, что произошло.

«ПЛЕТЕНЬ»

Группа вместе с ведущим встают лицом внутри круга и берутся за руки. Затем ведущий даёт команду: повернуться всем на 180 градусов, не расцепляя рук. Необходимо зафиксировать это положение. Затем по команде “раз” нужно снова развернуться и встать в первоначальное положение, также не расцепляя рук.

Вывод: упражнение проходит эмоционально, требует массу нестандартных движений, что приводит к внутреннему раскрепощению.

«БЕГ РИТМА»

Участники встают в круг и, начиная с ведущего, отбивают ритм хлопком в ладоши: та-та, та-та, та-та-та-та-та, та-та. Каждый играющий делает только ОДИН хлопок (11 человек-11 хлопков). Должен сохраниться общий рисунок ритма. Кто сбился, с того начинают снова отбивать ритм. Упражнение повторяется до тех пор, пока не наладится чёткий рисунок ритма.

Анализ: вырабатывается чувство ритма, чувство единства, сплочённость группы, способность к слаженному, совместному действию.

Развиваются способности: принимать во внимание чужое поведение и отвечать на едва заметные перемены в чужом поведении. Переходить из одной ситуации в другую, взаимодействуя с другими участниками.

«УЛОВИ ВЗГЛЯД»

Группа рассаживается по кругу таким образом, чтобы каждый участник видел друг друга. Ведущий одному из игроков “передаёт” взгляд. После того, как игрок-“приёмник” почувствовал, что взгляд адресован ему, “передаёт” этот взгляд другому игроку на выбор, таким образом, став “передатчиком”, третий игрок “передаёт” взгляд другому и т. д. До тех пор, пока взгляд “затеряется”. Остальные игроки должны внимательно следить за переходом взгляда. После того, как взгляд “затерялся”, ведущий начинает расследование – кто кому передал взгляд и где он затерялся. После этого подсчитывается количество “передатчиков” - “приёмников”. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Анализ: Определяется степень внимательности группы; развивается у каждого участника наблюдательность; возрастает некоторая доверительность друг к другу; развивается умение чувствовать другого человека.

«ВЗГЛЯД»

Участники разбиваются на пары, встают лицом друг к другу. Один из партнёров – “зеркало”, и его лицо, следовательно, - отражение лица второго партнёра, оно должно следовать всем его движениям. Пусть некоторое время они делают, что хотят. Возможно один будет смешить, и отражению будет трудно за ним следовать. Затем дайте указание: “Смотрите в глаза своему партнёру и, используя периферическое зрение, следуйте его движениям. Делайте их достаточно медленно, в одном ритме, не старайтесь обмануть друг друга. Добейтесь того, чтобы нельзя было отличить, кто является “отражением”.

После определённых достижений в синхронности пар можно предложить кому-нибудь из других пар определить, кто ведущий, а кто его отражение.

После того, как пары сработаются, предложите поменяться партнёрами (возможна неоднократная смена партнёров).

Анализ: упражнение развивает умение чувствовать партнёра и схватывать логику его движения, это очень хорошее средство развития психологического контакта; упражнение развивает способность к перевоплощению, учит попытке смотреть глазами другого человека на привычные вещи, на окружающих людей, на самого себя.

«СТЫКОВКА»

Игра проводится в четвёрках. Два участника садятся друг против друга, чтобы их колени соприкасались, и закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – “космические станции” – они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков становятся позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель стоящих за креслами игроков – свести концы указательных пальцев своих партнёров.

Возможен и другой вариант игры: один из игроков стремится увести свою “мишень” – ладонь сидящего перед ним человека от преследующей его “ракеты” – указательного пальца того, кто сидит напротив. При этом ладонь должна, конечно, всегда оставаться в пределах досягаемости пальца, а лицо в целях безопасности – вне его пределов.

Анализ: польза от этого упражнения та же, что и от упражнения “Зеркало”.

«КРИКИ ВВОЛЮ»

Ведущий: Прошу всех встать, сбросить напряжение и расслабиться. Сейчас вам предстоит от души покричать. Кричим все, на разные голоса, кто как может, как можно громче. Вместе с криками сбрасываем с себя усталость, нервное напряжение, утомление. Итак, все выдохнули, набрали побольше воздуха и начали кричать как можно громче, на разные голоса. Начали (…) Неплохо. Сейчас мы попробуем покричать еще разок, уже без оглядки, сопровождая свои крики спонтанными движениями, прыжками, раскачиваниями. Пусть это будет своеобразный крик вашего тела. Покричим подольше, останавливаться будем только по команде ведущего. Итак, снова начинаем кричать, но теперь сопровождаем свой крик движениями тела. Пожалуйста. (…) Прекрасно. Заканчиваем! Оцените сами освежающий эффект этого замечательного упражнения.

«ПРОРЫВ»

Ведущий: Способны ли вы добиться своего, не взирая ни на какие препятствия? Способны ли вы защитить свои позиции, отстоять своё, несмотря на мощный натиск противника? Сейчас мы можем попробовать свои силы в этих двух направлениях. Давайте разделимся на две половины и образуем два круга – внутренний и внешний. По моему сигналу участники, стоящие во внутреннем круге, начинают двигаться по часовой стрелке, а те, кто находится во внешнем круге, - против часовой стрелки. По сигналу ведущего – хлопку – останавливайтесь. Образовались пары. Задача “внешнего партнёра” любыми доступными ему средствами (это могут быть слова, физическая сила в пределах приличия, хитрость и т. п.) прорваться в центр. Задача “внутреннего партнёра” – не пустить ни за что. Он также применяет все имеющиеся у него на вооружении способы препятствия своему противнику. Итак, если задание понятно, то мы можем приступить к первому поединку.

Игра повторяется несколько раз. В конце определяются самые настойчивые игроки.

«МОЕЧНАЯ МАШИНА»

Цель: снятие комплекса тактильного контакта, раскрепощение участников.

Участники разбиваются на пары и встают парами в колонну лицом друг к другу – это сама “моечная машина”. Одна пара разбивается и один человек встаёт в начале колонны – это “вещь”, которую необходимо отмыть, а другой – в конце – это “сушилка”. “Вещь” начинает медленно двигаться внутри колонны, а все её гладят, трогают, говорят ласковые слова т. д. , то есть “моют”. “Сушилка” принимает в свои объятья вымытую “вещь” и “сушит” её, крепко-крепко обнимая. Затем “вещь” и “сушилка” меняются местами.

Игра продолжается до тех пор, пока через “моечную машину” не пройдёт каждый участник игры.

«ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА»

Ведущий: Можем ли мы слаженно работать в группе? Давайте проверим. Попытаемся воспроизвести процесс печатания на машинке отрывка из хорошо известной вам песни или стихотворения. Каждый по очереди произносит по одной букве (Б-У-Р-Я М-Г-Л-О-Ю Н-Е-Б-О…). В конце слова – все встают, на знаке препинания – топают ногой, в конце строки – хлопают в ладоши. Ещё одно условие игры: кто ошибётся, выходит из игры, покидает кресло. Начинаем по кругу. Итак, первый участник произносит первую букву, второй – вторую и т. д. Не забывайте о знаках препинания.

По окончании игры можно оценить, кто вышел в победители.

«ПЕРЕДАЧА ЭМОЦИЙ»

Участники игры садятся в круг. Первому предлагается накопить максимум отрицательных эмоций и в одной-двух фразах “выплеснуть” весь накопленный запас на своего соседа, постаравшись вложить максимум темперамента и эмоций. Второй же, не ответив никак первому, “вымещает” зло на следующем. Как это обычно бывает в жизни, он разряжается на первом попавшемся под руку. Игра проходит в один-два круга. Пока не иссякнет.

Затем задание меняется. Первый пытается сбросить запас отрицательных эмоций и расшевелить все добрые и светлые силы души одной-двумя приветливыми фразами, делится своим хорошим настроением с соседом. Второй, получив заряд положительных эмоций, передаёт его третьему и т. д. Можно воочию сравнить цепи отрицательных и положительных эмоций.

«ТРЕНИНГ СО СТУЛЬЯМИ»

Количество стульев соответствует количеству участников. Стулья ставят в круг так, чтобы их можно было обойти.

Ведущий: Всей группе необходимо выполнить синхронно такое задание: всем сесть на стулья, встать за спинку. Поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. Во время выполнения задания разговаривать нельзя. Если правила будут нарушены, прозвучит хлопок, и нужно будет начинать сначала.

Упражнение выполняется до тех пор, пока не будет полной синхронности в движениях всех участников.

«КАРТИНА»

Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к столу или к стене, на которой прикреплен большой лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать “картину”. Ведущий сообщает ему, какой предмет необходимо изобразить (другие не слышат задания). Он рисует один из элементов рисунка.

Приглашается второй игрок. Первый игрок объясняет второму мимикой, жестами, что ему нужно изобразить на листе бумаги и встаёт в конце линии, только после этого второй рисует. Приглашается третий игрок и так далее, пока все не примут участия в рисовании картины.

Всем группам ведущий даёт одинаковые задания.

1."Себихуза". В центре комнаты - полоса. Две команды по разные стороны полосы пытаются перетянуть друга на свою сторону. Заступивший за линию переходит на другую сторону и сражается уже за противоположную команду.

2. "Тайландский бокс" . Два человека на ринге с завязанными глазами сражаются мешками, набитыми мягкими тряпками. Возможны и различны варианты: можно одному дать колокольчик, а другому мешок - он бьет на звук, человек с колокольчиком уклоняется, можно дать мешки обоим, и ввести двух посредников - они направляют своих игроков короткими командами.

3. Раскладывается лента из туалетной бумаги, нужно пробежать по ней ни разу не оступившись.

4. "Эстафета". Группа выстраивается в несколько колонн. Перед каждой стоит ряд кеглей. Первый человек закрывает глаза и пытается, петляя, их обойти, а группа подсказывает ему направление движения. Сложность состоит в том, что когда все группы начинают кричать одновременно, выделить из общего шума команды своей группы крайне проблематично.

5. "Хвост дракона". Группа стоит колонной, крепко держась за талию друг друга. Задача первого - поймать последнего, а задача того - увернуться.

6. "Бревно". Два человека в кругу берут бревно. Hужно вытолкнуть бревном соперника из круга.

7. "Два кольца". Группа стоит взявшись за руки вокруг нарисованного на земле кольца. Внутри этого большого кольца находится маленькое. Человек может находиться только либо вне большого кольца, либо внутри малого. Задача каждого - заставить других наступить на запретную территорию и при этом удержаться самому.

8. "Бежать в связке". Нужно пробежать расстояние со связанными ногами. Можно в парах или даже несколько человек.

9. Бежать со свечкой так, чтобы она не погасла.

10. "Американский треугольник". Все разбиваются на четверки. Трое образуют треугольник. Оставшийся - водящий. Его задача - осалить одного из треугольника. Задача остальных двоих в треугольники - защитить своего товарища. Салить, протягивая руку через круг нельзя, можно лишь обегать треугольник вокруг. Когда водящему удается осалить, осаленный становится водящим, постепенно все меняются ролями.


Заключение

Чтобы вести за собой людей, надо четко представлять, куда мы их ведем. И мало представлять самому, а важно так ярко, эмоционально и красиво рассказать о ней, чтобы народ туда захотел.

Наличие последователей.

Не забывайте, что лидера не бывает без команды. Лидер всегда проявляет себя во взаимодействии с другими людьми. Собирайте вокруг себя единомышленников, так называемый «ближний круг». Только люди помогут Вам осуществить все Ваши даже самые грандиозные планы.

Прибавьте к этому знания по менеджменту, Ваш опыт, и Вы действительно эффективно сможете управлять людьми! Удачи!

Выявление лидера

Тему занятия студенты должны определить самостоятельно после участия в играх.

    Самый, самый, самый . Участие принимает вся группа. Студенты должны построиться (не более чем за 1 минуту):

    • по цвету волос (от светлого к темному)

      по дате рождения (число и месяц)

      по алфавиту первой буквы отчества

      по цветам радуги (по наличию цвета в одежде или какому-либо предмету в руках участников)

    Пальчики. Участники сидят или стоят в кругу. Ведущий показывает определенное количество пальцев на руке. Сколько пальцев, столько человек должно встать или сделать шаг вперед.

    Семейная фотография. Нужно представить, что группа – это одна большая семья, которой нужно сфотографироваться для семейного альбома. Фотограф должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка». Более никаких установок не дается, студенты сами решают, кому кем быть и где стоять. Члены семьи (написаны на карточках, которые дети держат перед собой на фотографии): дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь, дядя, тетя, мамин свёкр, мамина свекровь, подруга сына, друг дочери, папин друг с женой, мамина подруга с мужем.

Вопросы для студентов:

    Догадались ли вы, на что нацелены данные игры?

    Кто такой лидер? Какими качествами он обладает?

    Зачем вожатому нужно выяснять, кто лидер в отряде?

Всюду, где собирается вместе более двух человек, возникает проблема лидерства. В процессе формирования коллектива некоторые его участники начинают играть более активную роль, им отдают предпочтение, к их словам прислушиваются, т.е. они приобретают доминирующее положение. Таким путем происходит разделение участников группы людей на ведущих и ведомых, т.е. на лидеров и последователей.

Лидер – член группы, который в значимых ситуациях способен оказывать существенное влияние на поведение остальных участников.

Лидер – это тот человек, который ведет за собой, которому доверяют люди. Этот человек берет на себя ответственность за дело и за тех людей, что пойдут за ним. Лидерами на рождаются. Ими становятся. Каждый может оказаться в этой роли.

Лидеру присущи следующие качества :

    компетентность – знание того дела, в котором ребенок проявляет себя как лидер;

    активность – умение действовать энергично, напористо;

    инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений;

    общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

    сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствие, определять главное;

    настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

    самообладание – способность контролировать свои чувства, свое поведение в сложных ситуациях;

    работоспособность – выносливость, способность выполнять напряженную работу;

    наблюдательность – умение видеть важное, замечать детали;

    самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать ответственность на себя;

    организованность – способность планировать свою деятельность, проявлять последовательность.

Однако исследования показывают, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами. И наоборот, человек может иметь данные качества, но не занимать позицию лидера в коллективе.

Согласно ситуативной теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.

Для того чтобы хорошо организовать то или иное дело, лидеры пользуется самыми разными способами. Одни любят приказывать, другие уговаривать, третьи увлекают своим примером.

В общем у каждого лидера есть свой «почерк», своя манера, свой стиль организации дела.

Выявленный лидер может стать основным связующим звеном в цепочке взаимоотношений вожатого с отрядом.

Вожатому нужно помнить:

    лидер не выдвигается группой, а спонтанно занимает лидерскую позицию с открытого или скрытого согласия группы;

    при выдвижении лидера с его личностью идентифицируется специфический, официально незафиксированный набор групповых норм и ценностей;

    выдвижение лидера всегда связано со значимо для жизнедеятельности группы ситуацией.

Одним из наиболее распространенных способов выявления лидера в отряде являются игры . Игры для выявления лидера позволяют каждому ребенку проявить индивидуальность, творчество, личные лидерские качества, получить внимание группы. Они подчеркивают значимость и равные возможности каждого ребенка в коллективе. Вожатому служат материалом для диагностики лидерских качеств каждого ребенка. Важно помнить, что такая диагностика требует сочетания различных форм и способов, т.к. только в этом случае можно получить объективные результаты. Каждая методика в отдельности имеет довольно большую степень погрешности.

Анализ ранее проведенных игр:

    Самый, самый, самый . Какова цель данной игры? Что делает вожатый во время проведения игры? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей?

    Пальчики. Как произошло выдвижение лидера в данной игре? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей? («Карабас»)

    Семейная фотография. Как произошло выдвижение лидера в данной игре? Каковы варианты проведения данной игры в зависимости от возраста детей?

Домашнее задание: Собрать копилку игр на выявление лидера. Подготовиться к проведению одной из найденных игр.

В продолжение темы:
Женские

Цистит – является достаточно распространенным заболеванием мочеполовой системы. При цистите слизистая оболочка мочевого пузыря воспаляется. Женщины более подвержены такому...