Основные экологические проблемы современности загрязнение атмосферы. Загрязнение воздуха — серьезная экологическая проблема

С младших классов нас учат, что человек и природа едины, что нельзя отделить одно от другого. Мы познаем развитие нашей планеты, особенности ее строения и устройства. Эти сферы влияют на наше благополучие: атмосфера, почва, вода Земли - это, пожалуй, самые главные составляющие нормальной жизни человека. Но почему тогда каждый год загрязнение окружающей среды идет все дальше и выходит на все большие масштабы? Давайте рассмотрим основные проблемы окружающей среды.

Загрязнение окружающей среды, под которой понимаются также природная среда и биосфера - это повышенное содержание в ней физических, химических или биологических реагентов, не характерных для данной среды, занесенных извне, наличие которых приводит к негативным последствиям.

Ученые уже несколько десятилетий подряд бьют тревогу о близкой экологической катастрофе. Проведенные исследования в разных областях приводят к выводу, что мы уже сталкиваемся с глобальными изменениями климата и внешней среды под воздействием деятельности человека. Загрязнение океанов из-за утечек нефти и нефтепродуктов, а также мусора дошло до огромных масштабов, что влияет на сокращение популяций многих видов животных и экосистему в целом. Растущее число машин каждый год приводит к большому выбросу в атмосферу, что, в свою очередь, ведет к осушению земли, обильным осадкам на материках, уменьшению количества кислорода в воздухе. Некоторые страны уже вынуждены привозить воду и даже покупать консервированный воздух, поскольку производство испортило окружающую среду в стране. Многие люди уже осознали опасность и весьма чутко реагируют на негативные изменения в природе и основные экологические проблемы, но мы всё еще воспринимаем возможность катастрофы, как нечто несбыточное и далекое. Так ли это на самом деле или угроза близка и немедленно нужно что-то предпринять - давайте разбираться.

Виды и основные источники загрязнения окружающей среды

Основные виды загрязнений классифицируют сами источники загрязнения окружающей среды:

  • биологическое;
  • химическое
  • физическое;
  • механическое.

В первом случае загрязнители окружающей среды - это деятельность живых организмов или антропогенные факторы. Во втором случае происходит изменение естественного химического состава загрязненной сферы путем добавления в него других химических веществ. В третьем случае меняются физические характеристики окружающей среды. К этим видам загрязнений относятся тепловое, радиационное, шумовое и другие виды излучений. Последний вид загрязнения также связан с деятельностью человека и выбросами отходов в биосферу.

Все виды загрязнений могут присутствовать как отдельно сами по себе, так и перетекать из одного в другой или существовать вместе. Рассмотрим, как они влияют на отдельно взятые области биосферы.

Люди, прошедшие долгий путь в пустыне, наверняка смогут называть цену каждой капли воды. Хотя скорее всего эти капли будут бесценны, ведь от них зависит жизнь человека. В обычной жизни, мы, увы, придаем воде не такое большое значение, поскольку ее у нас много, и доступна она в любое время. Только в перспективе это не совсем так. В процентном соотношении незагрязненными остались только 3% от всего мирового запаса пресной воды. Понимание важности воды для людей не мешает человеку загрязнять важный источник жизни нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, неорганическими загрязнениями, канализационными стоками и синтетическими удобрениями.

В загрязненной воде содержится большое количество ксенобиотиков - веществ, чуждых организму человека или животного. Если такая вода попадает в пищевую цепочку, это может привести к серьезным пищевым отравлениям и даже летальному исходу всех участников цепи. Конечно, содержатся и в продуктах вулканической деятельности, которые загрязняют воду и без помощи человека, но превалирующее значение имеет деятельность металлургической промышленности и химических заводов.

С появлением ядерных исследований природе нанесен довольно значительный вред во всех сферах, в том числе и воде. Попавшие в нее заряженные частицы несут большой вред живым организмам и способствуют развитию онкологических заболеваний. Сточные воды заводов, суда с ядерными реакторами и просто дождь или снег в зоне проведения ядерных испытаний могут привести к заражению воды продуктами разложения.

Канализационные стоки, несущие в себе множество мусора: моющие средства, остатки пищи, мелкие бытовые отходы и другое, в свою очередь способствуют размножению другим патогенным организмам, которые при попадании в организм человека дают ряд заболеваний, таких как брюшной тиф, дизентерия и других.

Пожалуй, не имеет смысла объяснять, насколько почва является важной частью жизни человека. Большую часть еды, которой питается человек, приносит почва: от злаковых культур до редких видов фруктов и овощей. Чтобы так продолжалось и дальше, необходимо поддерживать состояние грунта на должном уровне для нормального круговорота воды. Но антропогенное загрязнение уже привело к тому, что 27% земель планеты подвержены эрозии.

Загрязнение почвы - это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах, препятствующих нормальному протеканию круговорота грунтовых систем. Основные источники загрязнения почвы:

  • жилые дома;
  • промышленные предприятия;
  • транспорт;
  • сельское хозяйство;
  • атомная энергетика.

В первом случае загрязнение почвы происходит из-за обычного мусора, который выбрасывается в неположенных местах. Но главной причиной следует назвать именно свалки. Сжигаемые отходы ведут к засорению больших территорий, а продукты горения портят почву безвозвратно, засоряя всю окружающую среду.

Промышленные предприятия выбрасывают множество токсичных веществ, тяжелых металлов и химических соединений, влияющих не только на почву, но и на жизнь живых организмов. Именно этот источник загрязнения ведет к техногенному загрязнению почвы.

Транспортные выбросы , углеводорода, метана и свинца, попадая в почву, влияют на пищевые цепочки - попадают в организм человека через продукты питания.
Чрезмерное выпахивание земли, пестициды, ядохимикаты и удобрения, в которых содержится достаточно ртути и тяжелых металлов, приводят к значительной эрозии почвы и опустыниванию. Обильное орошение также нельзя назвать положительным фактором, поскольку это ведет к засолению почвы.

Сегодня хоронят в земле до 98% радиоактивных отходов атомных станций, в основном продуктов расщепления урана, что ведет к деградации и истощению земельных ресурсов.

Атмосфера в виде газообразной оболочки Земли имеет большую ценность, поскольку защищает планету от космической радиации, воздействует на рельеф, определяет климат Земли и ее тепловой фон. Нельзя сказать, что состав атмосферы был однородным и только с появлением человека начал меняться. Но именно после начала активной деятельности людей неоднородный состав «обогатился» опасными примесями.

Основными загрязнителями в данном случае выступают химические заводы, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и автомобили. Они приводят к появлению в составе воздуха меди, ртути, и других металлов. Разумеется, в промышленных зонах загрязнение воздуха чувствуется больше всего.


Теплоэлектростанции несут в наши дома свет и тепло, однако, параллельно они выбрасывают огромное количество углекислого газа, и сажу в атмосферу.
Причиной кислотных дождей являются отходы, выбрасываемые с химических заводов, например, оксид серы или азота. Эти оксиды могут вступать в реакцию с другими элементами биосферы, что способствует появлению более губительных соединений.

Современные автомобили достаточно хороши по дизайну и техническим характеристикам, но проблему с в атмосферу решить до сих пор не удалось. Зола и продукты переработки топлива не только портят атмосферу городов, но и оседают на почве и приводят к ее негодности.

Во многих индустриальных и промышленных районах использование стало неотъемлемой частью жизни именно по причине загрязнения окружающей среды заводами и транспортом. Поэтому, если Вы обеспокоены состоянием воздуха в своей квартире, с помощью бризера Вы сможете создать здоровый микроклимат дома, что, к сожалению, не отменяет планерных проблем загрязнения окружающей среды, но хотя бы позволяет защитить себя и близких.

  • 3. Определение по половозрастной пирамиде типа воспроизводства населения страны.
  • 1. Природопользование. Примеры рационального и нерационального природопользования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Западной Европы.
  • 3. Определение и сравнение средней плотности населения двух стран (по выбору учителя) и объяснение причин различий.
  • 1. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Оценка ресурсообеспеченности страны.
  • 2. Значение транспорта в мировом хозяйстве страны, виды транспорта и их особенности. Транспорт и окружающая среда.
  • 3. Определение и сравнение показателей прироста населения в разных странах (по выбору учителя).
  • 1. Закономерности размещения минеральных ресурсов и страны, выделяющиеся по их запасам. Проблемы рационального использования ресурсов.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Западной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика транспортных систем двух стран (по выбору учителя).
  • 1. Земельные ресурсы. Географические различия в обеспеченности земельными ресурсами. Проблемы их рационального использования.
  • 2. Топливно-энергетическая промышленность. Состав, значение в хозяйстве, особенности размещения. Энергетическая проблема человечества и пути ее решения. Проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Характеристика по картам эгп (экономико-географического положения) страны (по выбору учителя).
  • 1. Водные ресурсы суши и их распределение на планете. Проблема водообеспечения и возможные пути ее решения.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Восточной Европы.
  • 3. Определение по статистическим материалам тенденций изменения отраслевой структуры страны (по выбору учителя).
  • 1. Лесные ресурсы мира и их значение для жизни и деятельности человечества. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Восточной Европы (по выбору учащегося).
  • 3. Определение и сравнение соотношения городского и сельского населения в разных регионах мира (по выбору учителя).
  • 1. Ресурсы Мирового океана: водные, минеральные, энергетические и биологические. Проблемы рационального использования ресурсов Мирового океана.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика сша.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды.
  • 1. Рекреационные ресурсы и их размещение на планете. Проблемы рационального использования.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика Японии.
  • 3. Объяснение по картам направлений основных грузопотоков нефти.
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.
  • 2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).
  • 1. Численность населения мира и ее изменения. Естественный прирост населения и факторы, влияющие на его изменение. Два типа воспроизводства населения и их распространение в разных странах.
  • 2. Растениеводство: границы размещения, основные культуры и районы их возделывания, страны-экспортеры.
  • 3. Сравнение международной специализации одной из развитых и одной из развивающихся стран, объяснение различий.
  • 1. «Демографический взрыв». Проблема численности населения и ее особенности в разных странах. Демографическая политика.
  • 2. Химическая промышленность: состав, значение, особенности размещения. Химическая промышленность и проблемы охраны окружающей среды.
  • 3. Оценка по картам и статистическим материалам ресурсообеспеченности одной из стран (по выбору учителя).
  • 1. Возрастной и половой состав населения мира. Географические различия. Половозрастные пирамиды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
  • 3. Сравнительная характеристика по карте обеспеченности отдельных регионов и стран пахотными землями.
  • 1. Национальный состав населения мира. Его изменения и географические различия. Крупнейшие народы мира.
  • 2. Машиностроение - ведущая отрасль современной промышленности. Состав, особенности размещения. Страны, выделяющиеся по уровню развития машиностроения.
  • 3. Определение основных статей экспорта и импорта одной из стран мира (по выбору учителя).
  • 1. Размещение населения по территории Земли. Факторы, влияющие на размещение населения. Наиболее густонаселенные районы мира.
  • 2. Электроэнергетика: значение, страны, выделяющиеся по абсолютным и душевым показателям производства электроэнергии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров зерна.
  • 1. Миграции населения и их причины. Влияние миграций на изменение народонаселения, примеры внутренних и внешних миграций.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика кнр.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля.
  • 1. Городское и сельское население мира. Урбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации. Проблемы и последствия урбанизации в современном мире.
  • 2. Животноводство: распространение, основные отрасли, особенности размещения, страны-экспортеры.
  • 3. Объяснение по карте направлений основных грузопотоков газа.
  • 1. Мировое хозяйство: сущность и основные этапы формирования. Международное географическое разделение труда и его примеры.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Латинской Америки (по выбору учащегося).
  • 3. Сравнительная характеристика обеспеченности отдельных регионов и стран водными ресурсами.
  • 1. Международная экономическая интеграция. Экономические группировки стран современного мира.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Африки.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров хлопка.
  • 1. Топливная промышленность: состав, размещение главных районов добычи топлива. Важнейшие страны-производители и экспортеры. Главные международные грузопотоки топлива.
  • 2. Международные экономические отношения: формы и географические особенности.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров сахара.
  • 1. Металлургическая промышленность: состав, особенности размещения. Главные страны-производители и экспортеры. Металлургия и проблема охраны окружающей среды.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Африки (по выбору учащегося).
  • 3. Составление сравнительной характеристики двух сельскохозяйственных районов (по выбору учителя).
  • 1. Лесная и деревообрабатывающая промышленность: состав, размещение. Географические различия.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика стран Азии.
  • 3. Определение по статистическим материалам основных экспортеров кофе.
  • 1. Легкая промышленность: состав, особенности размещения. Проблемы и перспективы развития.
  • 2. Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии (по выбору учащегося).
  • 3. Обозначение на контурной карте географических объектов, знание которых предусмотрено программой (по выбору учителя).
  • 1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

    2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.

    3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).

    1. Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы человечества. Виды загрязнений и их распространение. Пути решения экологических проблем человечества.

    Загрязнение окружающей среды - это нежелательное изменение её свойств, которое приводит или может привести к вредному воздействию на человека или природные комплексы. Оно подавляет способность природы к самовосстановлению своих свойств.

    Экологическая проблема - проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды.

    Особенно резко возросла нагрузка на природу во второй половине XX века.

    Виды загрязнений:

    1) химическое (поступление в окружающую среду вредных веществ и соединений);

    2) радиоактивное;

    3) тепловое (неконтролируемый выброс тепла в окружающую среду);

    4) шумовое.

    Большей частью загрязнение окружающей среды связано с деятельностью человека, однако имеют место и выбросы в результате природных явлений.

    Так как Земля представляет собой единый природный комплекс, то загрязнению подвержены все оболочки планеты (литосфера, биосфера, гидросфера, атмосфера).

    В литосфере (а также почвенном покрове): происходит образование миллионов гектаров нарушенных земель, возникающее в процессе строительства и горных разработок.

    К сведению: так называемые бедленды («дурные земли»), полностью или почти полностью потерявшие свою продуктивность, занимают 1 % поверхности суши.

    Ещё одна из причин загрязнения - промышленные и сельскохозяйственные отходы (металлы и их соединения, радиоактивные вещества), бытовой мусор и т.д.

    К сведению: уже в 1970 году масса отходов составила 40 млрд. тонн, а к концу XX века - до 100 млрд. тонн. Особенно опасно поступление в природу неизвестных ей веществ и соединений, создаваемых химической промышленностью.

    В гидросфере: загрязнение происходит прежде всего в результате сброса в реки, озёра и моря промышленных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод.

    К сведению: к началу 90-х гг. общий мировой объём сточных вод превысил 1 тыс. кубометров в год, или 5 % от «водного пайка» Земли. Но поскольку для разбавления этих вод до допустимых концентраций нужно в среднем ещё в 10 раз больший объём чистой воды, то фактически они загрязняют 10 тыс. кубометров стоковых вод.

    Согласно расчётам учёных, в начале XXI века для разбавления сточных вод может потребоваться 20-25 тыс. кубометров пресной воды или практически все реально доступные ресурсы такого стока!

    Одними из самых загрязнённых рек являются: Рейн, Дунай, Сена, Тибр, Миссисипи, Огайо, Волга, Днепр, Дон, Днестр, Нил, Ганг и др.

    Соответственно растёт и загрязнение Мирового океана.

    К сведению: ежегодно в Мировой океан попадает до 100 млн. тонн различных веществ.

    Наиболее загрязнены: Средиземное, Северное, Ирландское, Балтийское, Чёрное, Азовское, Японское, Карибское моря, а также следующие заливы: Бискайский, Персидский, Мексиканский и Гвинейский.

    К сведению: в результате утечки нефти при её добыче, транспортировке и переработке в Мировой океан ежегодно попадает до 16 млн. тонн нефти и нефтепродуктов; около 1/3 поверхности Океана покрыто маслянистой плёнкой, которая снижает испарение, угнетает развитие планктона и т.п.

    В атмосфере: загрязнение происходит в результате работы промышленности, транспорта, отопительных предприятий.

    Основные загрязнители воздуха: окись углерода (СО), сернистый газ (SO4), оксиды серы, азота, фосфора, свинец, ртуть, алюминий и т.п.

    К сведению:

    · в результате выпадения кислотных дождей только в США и Западной Европе уничтожено более 30 млн. лесов, в ФРГ поражена половина лесной растительности.

    · из-за нарушения баланса СО2 в природе возникла угроза, так называемого, парникового эффекта (потепления климата, таяния ледников, повышения уровня Мирового океана).

    · разрушение озонового слоя, как следствие резко возросшего производства и использования фреонов (фторхлоруглеродов) в холодильных установках, в виде аэрозолей и т.д.

    В биосфере: загрязнение происходит в результате уничтожения биологических ресурсов Земли.

    К сведению: площадь лесов в мире ежегодно уменьшается как минимум на 25 млн. га или на 0.6 %. Мировая заготовка древесины к началу XXI века должна достигнуть 5 млрд. тонн. Это означает, что её ежегодный годовой прирост леса будет фактически использован полностью.

    В результате растущего загрязнения окружающей среды возникает много экологических проблем, как на локальном и региональном уровнях, так и на глобальном.

    Пути решения экологических проблем:

    1-ый путь: заключается в создании разного рода очистных сооружений, в применении малосернистого топлива, в уничтожении и переработке мусора, в строительстве дымовых труб высотой 200-300 метров и более, в рекультивации нарушенных земель и др.

    2-ой путь: состоит в разработке и применении принципиально новой природоохранной (чистой) технологии предприятий, в переходе к малоотходным и безотходным производствам.

    3-ий путь: заключается в продуманном, рациональном размещении «грязных» производств (химической и нефтехимической, чёрной и цветной металлургии и т.д.).

    В наше время для проведения экологической политики недостаточно действия отдельных стран. Необходимы усилия всего мирового сообщества, которое координирует ООН (в её системе существует специальный орган - Программа ООН по окружающей среде (ЮНЭП)).

    2. Сельское хозяйство. Состав, особенности развития в развитых и развивающихся странах. Сельское хозяйство и окружающая среда.

    Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства; одна из наиболее древних сфер деятельности человека.

    В нём занято сегодня около половины всего самодеятельного населения мира.

    Сельское хозяйство включает в себя 2 отрасли: растениеводство и животноводство.

    Растениеводство: в нём главная отрасль - зерновое хозяйство (выращивание пшеницы, риса, кукурузы, ячменя, просо). К техническим культурам относятся те, которые используются как сырьё для промышленности.

    Главные технические культуры: масличные (соя, арахис, оливки, подсолнечник), сахароносные (сахарные свекла и тростник), тонизирующие (чай, кофе, какао), источник натурального каучука (гевея), волокнистые культуры (хлопчатник, лён).

    Животноводство: главные отрасли: скотоводство (крупный рогатый скот), свиноводство, овцеводство и птицеводство.

    Для сельского хозяйства развитых стран характерно:

    1) небольшое количество занятых в данной сфере жителей (в Западной Европе - 9 %, в США - 7 %, в Канаде - 6 %);

    2) преобладание высокоинтенсивного товарного сельского хозяйства;

    3) преобладание продукции животноводства над растениеводческой в условиях широкого применения агротехники и новейших достижений науки;

    4) большая часть земельного фонда сосредоточена в руках крупных землевладельцев и государства.

    Сельское хозяйство развивающихся стран имеет следующие черты:

    1) большое количество занятого населения - до 70-80 %;

    2) преобладание традиционного потребительского сельского хозяйства, очень сильно отстающего по уровню механизации, химизации и селекции;

    3) преобладание продукции растениеводства (за исключением стран с засушливым климатом);

    4) часть земельного фонда сосредоточена в руках крупных землевладельцев, часть - принадлежит мелким производителям, а иногда и общине.

    Сельское хозяйство и окружающая среда:

    1) появление полевых и пастбищных антропогенных ландшафтов;

    2) распашка земель и сведение лесов;

    3) загрязнение окружающей среды ядохимикатами, удобрениями и т.д.;

    4) ухудшение структуры почв из-за использования тяжёлой техники;

    5) расширение эрозии земель из-за неправильной распашки полей и т.д.

    3. Составление сравнительной характеристики двух промышленных районов (по выбору учителя).

    Сравним 2 промышленных района: Север и Юг Италии.

    Во-первых: по карте «Зарубежная Европа» даём характеристику географического положения районов, называем входящие в их состав промышленные центры:

    · расположен на севере Италии;

    · граничит с Францией, Швейцарией, Австрией, Словенией;

    · омывается Лигурийским, Адриатическим морями;

    · промышленные центры: Милан, Турин, Генуя, Флоренция, Венеция.

    · расположен на юге Апеннинского полуострова, Италии;

    · омывается Тирренским, Ионическим, Адриатическим, Средиземным морями;

    · промышленные центры: Неаполь, Палермо, Таранто, Катания.

    Во-вторых: устанавливаем ведущие отрасли хозяйства:

    · чёрная металлургия;

    · электротехническая промышленность;

    · автомобилестроение;

    · судостроение;

    · химическая;

    · текстильная;

    · пищевая;

    · электроэнергетика.

    · чёрная металлургия;

    · машиностроение и металлообработка;

    · нефтепереработка;

    · химическая;

    · текстильная;

    · пищевая.

    В-третьих: выделяем отрасли, получившие развитие в обоих районах, и отрасли присутствующие только в одном из них:

    Общие производства: чёрная металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая, текстильная, пищевая;

    Характерные только для Севера Италии: электротехническая, автомобилестроение, судостроение, электроэнергетика;

    Свойственная только для Юга: нефтеперерабатывающая.

    В-четвёртых: по преобладающим отраслям определяем, к какой группе относится каждый из районов:

    Север: высокоразвитый: полный спектр отраслей, наличие «авангардной тройки» производств - новые отрасли машиностроения, химия органического синтеза, энергетика.

    Юг: депрессивный: спектр отраслей более узкий, преобладание «старых отраслей» (металлургии, текстильной и т.д.).

    В результате выше перечисленного делаем общий вывод:

    Север Италии - высокоразвитый район страны. Это объясняется старопромышленным освоением района, близостью к ведущим промышленным державам Европы, обилием сухопутных и морских магистралей.

    Юг Италии - депрессивный район страны. Это можно объяснить тем, что он несколько удалён от развитых государств Европы (периферийное положение); здесь наблюдалась слабая промышленная освоенность на протяжении истории; большая часть населения занята в сельском хозяйстве; разреженность сухопутных дорог выше, по сравнению с Севером и т.д.

    Для ответа на 3-ий вопрос в данном билете лучше использовать страну, имеющую достаточную протяжённость по своей площади для перераспределения отраслей хозяйства, что обычно связано как с внешними, так и с внутренними факторами развития в ходе истории.

    Билет № 13

    Остановить загрязнение окружающей среды необходимо для спасения нашей планеты, а также для обеспечения здоровья и благополучия людей. Воздух и вода отравлены опасными химикатами, и, если ничего не предпринимать, Земля лишится своей красоты и разнообразия. Эта статья расскажет вам о некоторых способах внести свой вклад в то, чтобы остановить загрязнение окружающей среды.

    Шаги

    Выбор транспортного средства

      Если возможно, ходите пешком или ездите на велосипеде. Откажитесь от автомобиля для поездок на короткие расстояния - это отличный способ улучшить экологическую ситуацию. Если вам не так далеко ехать и выдалась хорошая погода, пройдитесь пешком или воспользуйтесь велосипедом. Так вы не только поможете остановить загрязнение окружающей среды, но и получите полезную физическую нагрузку.

      Пользуйтесь общественным транспортом. Поездки на автобусе или метро помогут сократить выбросы углерода, потому что вы не будете пользоваться личным автомобилем. Если там, где вы живете, общественный транспорт прекрасно функционирует, пользуйтесь им. Это позволит вам отвлечься от дороги и почитать или просто расслабиться.

      Объединяйте поездки. Ежедневные поездки на личном автомобиле негативно сказываются на окружающей среде. Поэтому, когда вам нужно съездить по нескольким делам, старайтесь объединить ваши поездки в одну. Это также позволит вам сэкономить деньги, так как при запуске холодного двигателя расходуется на 20% больше топлива, чем при движении автомобиля.

      Регулярно проходите техническое обслуживание вашего автомобиля, чтобы гарантировать правильность работы двигателя и узлов. Если техническое состояние вашего автомобиля будет отличным, то это снизит выбросы углерода, а также поможет предотвратить возникновение других проблем с автомобилем.

      • Меняйте масло каждые 3 месяца или через каждые 5000 км.
      • Поддерживайте рекомендуемое давление в шинах.
      • Регулярно меняйте воздушные, масляные и топливные фильтры.
    1. Аккуратно управляйте автомобилем, потому что опасный стиль вождения способствует загрязнению окружающей среды. Безопасное вождение также позволит вам сэкономить деньги за счет уменьшения расхода топлива.

      • Разгоняйтесь постепенно, слегка давя на педаль газа.
      • Не превышайте дозволенную скорость.
      • Поддерживайте постоянную скорость (попробуйте использовать круиз-контроль, если он есть).
      • Заранее готовьтесь к торможению.
    2. Купите гибридный автомобиль или электромобиль. Электромобили работают исключительно на электричестве, поэтому не производят никаких выбросов. В гибридном автомобиле установлен электродвигатель и двигатель внутреннего сгорания. И электромобили, и гибридные автомобили помогают уменьшить загрязнение среды. Хотя в гибридном автомобиле используется бензин, такие машины экономят топливо и вырабатывают меньше выбросов (по сравнению с обычными автомобилями).

      • Имейте в виду, что цена электромобилей и гибридных автомобилей выше, чем большинства обычных автомобилей.

      Выбор продуктов питания

      1. По возможности покупайте продукты местных производителей. На транспортировку продуктов питания по стране и по всему миру расходуется значительное количество топлива, что приводит к загрязнению воздуха. Поэтому покупайте продукты, изготовленные местными производителями и выращенные на близлежащих фермах, а не еду, которую привозят из других регионов. Если фермера или садовод сами продают свою продукцию, поинтересуйтесь, как они ее выращивают, чтобы узнать об их усилиях по предотвращению загрязнения окружающей среды.

        • Сходите на фермерский рынок, чтобы пообщаться с непосредственными производителями продуктов питания.
        • В близлежащем магазине найдите продукты, изготовленные или выращенные местными производителями.
        • В больших продуктовых магазинах ищите продукты, изготовленные в вашем регионе.
      2. Ограничьте или откажитесь от потребления продуктов животного происхождения, сделанных на больших предприятиях. Здесь имеется в виду мясо, молоко, сыр и яйца. Такие предприятия сильно загрязняют окружающую среду - отходы некоторых из них сопоставимы с отходами небольшого города. Чтобы внести свой вклад в защиту окружающей среды, не покупайте и не ешьте продукты питания животного происхождения, произведенные на крупных предприятиях.

        • Если вы не можете отказаться от продуктов животного происхождения, уменьшите их потребление, например, до 1–2 раз в неделю.
        • Если вы хотите оказать еще большую помощь в борьбе за чистоту окружающей среды, подумайте о том, чтобы стать вегетарианцем или веганом.
      3. Ешьте органически выращенные фрукты и овощи. Такие продукты выращиваются фермерами, использующими методы производства, которые не наносят ущерб окружающей среде. Например, такие фермеры не применяют химические пестициды, которые загрязняют грунтовые воды. Покупая органически выращенные фрукты и овощи, вы вносите вклад в развитие фермерских хозяйств, практикующих экологически чистые методы производства.

        • Ищите фрукты, овощи и другие продукты с маркировкой «Органический продукт».
      4. Выращивайте фрукты и овощи самостоятельно. Разбейте сад или огород на собственном участке, и вы внесете вклад в защиту окружающей среды. Растения и деревья перерабатывают углерод в кислород, что уменьшает количество загрязненного воздуха. Более того, выращенные вами фрукты и овощи заменят продукты из магазина, на транспортировку которых уходит немало топлива.

        • Если вы незнакомы с садоводством, начните с малого. Для начала на вашем участке посадите немного помидоров, салата и огурцов. С приобретением опыта и навыков постепенно расширяйте площадь вашего огорода.

      Выбор источника энергии

      1. Выходя из комнаты, выключайте свет и электроприборы. Для большей экономии электроэнергии вы можете отключать электроприборы от розетки. Или подключите все электроприборы к сетевому фильтру, чтобы при его выключении отключать сразу все электроприборы.

        Внесите небольшие изменения, которые приведут к значительной экономии электроэнергии. Рекомендуется сделать следующее:

        Если у вас есть возможность регулировать температуру в помещении, в теплое время года настройте термостат на 25 °С, а в холодное - на 20 °С. Вы сэкономите электроэнергию, если правильно отрегулируете вашу систему отопления и кондиционирования воздуха.

        Улучшите теплоизоляцию вашего жилища. Для этого законопатьте щели вокруг оконных рам или замените старые рамы новыми. В зимний период можно воспользоваться специальными средствами, Если у вас стоят рамы старого образца, а не стеклопакеты, их можно заклеить на зиму, чтобы тепло не покидало ваш дом.

        Подумайте об альтернативных источниках энергии. Если вы живете в собственном доме или собираетесь его строить, изучите возможность установить солнечные батареи или ветряк.

        Подумайте о переходе на другой источник энергии. Это значит переход с невозобновимого источника (например, газ) на возобновимый (электричество). Скажем, если вы проектируете собственное жилье, подумайте об установке электрического котла вместо газового. В городской квартире можно заменить плиту с газовой духовкой на плиту с электрической, если позволяет электропроводка.

      Переработка, повторное использование и снижение количества отходов

        Если возможно, покупайте бывшие в употреблении товары. В этом случае вы поможете снизить спрос на новые товары, при производстве которых загрязняется окружающая среда, а также сэкономите деньги. Вы можете найти объявления о продаже поддержанных товаров в интернете или в местных газетах.

        Покупайте товары многократного пользования. Использование одноразовых стаканчиков, тарелок, контейнеров для еды приводит к сильному загрязнению окружающей среды (из-за многократного увеличения отходов). Поэтому приобретайте предметы многократного пользования.

        Покупайте товары в минимальной упаковке. На производство упаковки для пищевых продуктов уходит немало сырья и электроэнергии. Покупайте продукты в минимальной упаковке или вообще без нее (то есть на развес).

        • Не покупайте товары, упакованные в пенополистирол. Это очень распространенный упаковочный материал, но его сложно утилизировать, что приводит к его скоплению на свалках. Также при его производстве в атмосферу выбрасываются углеводороды.
      1. Сдавайте в переработку все, что можно переработать. По возможности не покупайте товары, на упаковке которых нет значка в виде треугольника со стрелками, который свидетельствует о том, что эту продукцию можно переработать. Также избегайте товаров, изготовленных из нескольких разных материалов (такую продукцию сложно утилизировать).

        • Узнайте, предлагает ли ваша мусоросборочная компания услуги по переработке отходов. Если нет, возможно, в вашем городе есть специальные центры, куда можно отвозить пригодные для переработки отходы. Узнайте в интернете, куда можно сдать, например, макулатуру или пластиковые бутылки.
      2. Покупайте товары, сделанные из переработанных материалов. Так вы поможете снизить спрос на новые материалы, при производстве которых загрязняется окружающая среда.

        • Ищите товар с маркировкой «Сделано из переработанных материалов».
        • На товарах из переработанных материалов часто проставляются проценты, указывающие на количество переработанного материала от общего объема сырья. Ищите товары, на которых указаны большие проценты.

      Предотвращение попадания химикатов в систему водоснабжения

      1. Пользуйтесь меньшим количеством химических веществ. Химические вещества, используемые нами для уборки помещений, при гигиеническом уходе, для мытья автомобилей смываются в канализацию, но зачастую попадают в систему водоснабжения. Такие химические вещества вредны не только для растений и животных, которые составляют экосистему нашей планеты, но и для человека. Если возможно, используйте натуральные аналоги химических веществ.

        • Например, для чистки ванной комнаты вы можете сделать раствор уксуса и воды или соды, соли и воды. Такие натуральные ингредиенты являются отличными чистящими средствами, но они не загрязняют воду, будучи смытыми в канализацию.
        • Попробуйте самостоятельно сделать стиральный порошок и средство для мытья посуды. Если у вас нет времени, купите моющее средство, изготовленное из натуральных ингредиентов.
        • Если вы не можете найти натуральный аналог, используйте химикаты в минимально возможных количествах.
      2. Не пользуйтесь пестицидами и гербицидами. Эти химикаты распыляются над землей и во время дождя попадают в грунтовые воды. Пестициды и гербициды защищают сельскохозяйственные культуры от вредителей, но они вредят окружающей среде, просачиваясь в грунтовые воды, которые необходимы для выживания людей и животных.

      3. Не смывайте лекарства в канализацию. Системы обеззараживания не могут полностью удалить остатки медицинских препаратов из воды, что негативно влияет на каждого человека, пьющего такую воду. Для каждого лекарства существуют определенные инструкции по его утилизации. Если вам нужно выбросить лекарства, выясните, как правильно это сделать (не смывайте лекарства в канализацию!).

        • Некоторые лекарства рекомендуется именно смывать, чтобы они не попали в руки определенной категории людей (например, детей). Но помните, что это исключение из правил.

    Наличие пресной чистой воды – необходимое условие существования всех живых организмов на планете.

    На долю пресной воды, пригодной к употреблению, приходится всего 3 % от общего ее количества.

    Несмотря на это, человек в процессе своей деятельности нещадно загрязняет ее.

    Таким образом, очень большой объем пресных вод сейчас стал совершенно непригодным. Резкое ухудшение качества пресной воды произошло в результате загрязнения ее химическими и радиоактивными веществами, ядохимикатами, синтетическими удобрениями и канализационными стоками и это уже .

    Виды загрязнений

    Понятно, что все виды загрязнений, которые существуют, присутствуют и в водной среде.

    Это достаточно обширный список.

    Во многом решение проблемы загрязнения будет .

    Тяжелыми металлами

    В процессе деятельности крупных заводов в пресную воду сбрасываются промышленные стоки, состав которых изобилует различного рода тяжелыми металлами. Многие из них, попадая в организм человека, оказывают на него пагубное воздействие, приводящее к сильному отравлению, смерти. Такие вещества называют ксенобиотиками, то есть элементами, которые чужды живому организму. К классу ксенобиотиков относят такие элементы, как кадмий, никель, свинец, ртуть и многие другие.

    Известны источники загрязнений воды данными веществами. Это прежде всего металлургические предприятия, автомобильные заводы.

    Естественные процессы на планете тоже могут способствовать загрязнению. Например, вредные соединения в большом количестве содержатся в продуктах вулканической активности, которые время от времени попадают в озера, загрязняя их.

    Но, безусловно, антропогенный фактор здесь имеет решающее значение.

    Радиоактивными веществами

    Развитие ядерной промышленности нанесло существенный вред всему живому на планете, в том числе и водоемам с пресной водой. В процессе деятельности ядерных предприятий образуются радиоактивные изотопы, в результате распада которых выделяются частицы с разной проникающей способностью (альфа-, бета- и гамма-частицы). Все они способны нанести живым существам непоправимый вред, так как при попадании в организм данные элементы повреждают его клетки и способствуют развитию онкологических заболеваний.

    Источниками загрязнений могут служить:

    • атмосферные осадки, выпадающие в районах, где проводятся ядерные испытания;
    • сточные воды, сбрасываемые в водоем предприятиями ядерной промышленности.
    • суда, работающие с использованием ядерных реакторов (при аварии).

    Неорганические загрязнения

    Основными неорганическими элементами, ухудшающими качество воды в водоемах, считаются соединения токсичных химических элементов. К ним относятся ядовитые соединения металлов, щелочи, соли. В результате попадания данных веществ в воду состав ее меняется, для употребления живыми организмами.

    Основным источником загрязнения являются сточные воды крупных предприятий, заводов, шахт. Некоторые неорганические загрязнители усиливают свои негативные свойства, находясь в кислой среде. Так, кислые сточные воды, поступающие из угольной шахты, несут в себе алюминий, медь, цинк в концентрациях, весьма опасных для живых организмов.

    Ежедневно в водоемы поступает огромное количество воды из канализационных стоков.

    В такой воде содержится масса загрязняющих веществ. Это и частицы моющих средств, мелкие остатки пищи и бытовых отходов, фекалий. Эти вещества в процессе своего разложения дают жизнь многочисленным патогенным микроорганизмам.

    Попадание их в организм человека может спровоцировать ряд серьезных заболеваний, таких как дизентерия, брюшной тиф.

    Из больших городов такие стоки попадают в реки, и океан.

    Синтетическими удобрениями

    В синтетических удобрениях, используемых человеком, содержится много вредных веществ, таких как нитраты и фосфаты. Попадание их в водоем провоцирует чрезмерный рост специфической сине-зеленой водоросли. Разрастаясь до огромных размеров, она препятствует развитию других растений в водоеме, при этом сама водоросль не может служить пищей для живых организмов, обитающих в воде. Все это приводит к исчезновению жизни в водоеме и его заболачиванию.

    Как разрешить проблему загрязнения воды

    Безусловно, пути решения этой проблемы есть.

    Известно, что большая часть загрязняющих элементов поступает в водоемы вместе со сточными водами крупных предприятий. Очистка воды – один из путей решения проблемы загрязнения воды. Владельцы предприятий должны озаботиться установкой качественных очистных сооружений. Наличие таких устройств, конечно, не способно полностью прекратить выброс отравляющих веществ, но значительно снизить их концентрацию вполне им под силу.

    Также с загрязнениями питьевой воды помогут бороться бытовые фильтры, которые очистят ее в доме.

    Заботиться о чистоте пресной воды должен и сам человек. Соблюдение нескольких простых правил поможет в значительной степени снизить уровень загрязнения воды:

    • Необходимо экономно использовать водопроводную воду.
    • Избегайте попадания бытовых отходов в канализационную систему.
    • По возможности очищайте от мусора близлежащие водоемы и пляжи.
    • Не используйте синтетические удобрения. Лучше всего в качестве удобрений подойдут органические бытовые отходы, скошенная трава, опавшие листья либо компост.
    • Утилизируйте выбрасываемый мусор.

    Несмотря на то что проблема загрязнения воды в настоящее время достигает угрожающих масштабов, решить ее вполне возможно. Для этого каждый человек должен приложить некоторые усилия, бережнее относиться к природе.

    Одноклассники

    2 Комментария

      Каждый знает, что процент воды в теле человека велик и от ее качества будет зависеть наш метаболизм и здоровье в целом. Путями решения этой экологической проблемы применительно к нашей стране я вижу: урезание норм водопотребления по минимуму, а что сверх – так по завышенным тарифам; полученные средства отдать на развитие водоочистных сооружений (очистку активным илом, озонирование).

      Вода – источник всего живого. Без неё не могут ни люди, ни животные. Я не думала, что проблемы с пресной водой настолько велики. Но ведь невозможно жить полноценной жизнью без шахт, канализаций, фабрик и т.д. В будущем, конечно, у человечества появится решение этой проблемы, но что делать сейчас? Я считаю, что люди должны активно заняться вопросом о воде и принять какие-либо меры.

    В продолжение темы:
    Женские

    Цистит – является достаточно распространенным заболеванием мочеполовой системы. При цистите слизистая оболочка мочевого пузыря воспаляется. Женщины более подвержены такому...