Ядерное оружие Северной Кореи. История вопроса

Средства массовой информации США и ряда других стран Западной Европы, явно с подачи спецслужб США, начали привлекать внимание мирового сообщества к состоянию и потенциальным последствиям развития ядерной программы Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР, или Северная Корея).

За время научно-технического сотрудничества СССР с КНДР в области ядерного производства советской стороной было подготовлено значительное количество северокорейских специалистов. Правда, следует отметить, что готовились они исключительно для работы в области атомной промышленности. Кроме того, в 1965 году Советский Союз поставил в Северную Корею небольшой исследовательский урановый реактор ИРТ-2000 бассейного типа мощностью 2 МВт. После запуска в эксплуатацию в 1966 году по настоянию СССР он был поставлен под гарантии Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

Опять же по настоянию СССР КНДР пришлось присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подписанному 12 декабря 1985 года. В ответ на эту "уступку" Советский Союз поставил в Северную Корею исследовательский газографитный урановый реактор мощность 5 МВт (смонтирован в Ненбене и запущен в эксплуатацию в 1986 году после становления под гарантии МАГАТЭ), а также подписал соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440. Кстати, в 1992 году это соглашение было уточнено - вместо четырех реакторов ВВЭР-440 решено было поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640, которые считались наиболее безопасными.

Кроме того, в 1991 году был подписан контракт о поставке Советским Союзом в КНДР топливных сборок (ТВЭЛов) на общую сумму 185 тыс. долл. Такое содействие Советского Союза способствовало значительному продвижению вперед северокорейской ядерной программы.

Однако неожиданно внешнеполитический курс Михаила Горбачева претерпел кардинальные изменения. И последовавшее вслед за этим некоторое сближение СССР с США с 1987 года, а в особенности установление Советским Союзом дипломатических отношений с Южной Кореей в 1990 году нанесли серьезный удар по ядерным планам Пхеньяна. К тому же СССР начал переводить отношения с КНДР в экономическое русло. В результате расчет Пхеньяна на бесплатное получение от СССР ядерных реакторов провалился. Одновременно дал трещину стратегический альянс Пхеньяна с Пекином.

В конце 1980-х годов режим Ким Ир Сена, лишенный традиционных союзников и, казалось бы, возможностей для дальнейшего маневра, оказался загнанным в угол. Но, согласно древней китайской поговорке, "испуганный кот" может "превратиться в тигра".

Есть ли у Северной Кореи ядерное оружие?

Еще в начале 1970-х годов Ким Ир Сеном было принято политическое решение о начале работ по созданию ядерного оружия - во многом исходя из информации о наличии у Южной Кореи военной ядерной программы, добытой северокорейской разведкой. А также на основании уверенности Пхеньяна в том, что экономическая война Сеулу проиграна, а дипломатическая война также чревата поражением.

Действительно, как теперь стало известно, в 1970-е годы Южная Корея проводила самостоятельные и довольно успешные разработки по созданию ядерного оружия, кстати, являясь членом ДНЯО (этот договор она подписала 1 июня 1968 г., а ратифицировала - 23 апреля 1975 г.). Ядерное оружие у Южной Кореи должно было появиться в 1981 году. Проект был близок к осуществлению, но помешали убийство президента Южной Кореи Пак Джон Хи (октябрь 1979 г.) и сильное давление со стороны США.

Первые, подтверждения ядерных амбиций Пхеньяна ЦРУ получило в 1982 году. Именно тогда США поставили перед СССР вопрос о необходимости выработки совместных подходов к ядерным планам КНДР. Но советское руководство не разделило американской озабоченности и активизировало совместную деятельность с КНДР в области атомной энергетики. Роковой ошибкой Горбачева стало согласие на поставку КНДР графитного реактора мощностью 5 МВт, способного нарабатывать оружейный плутоний

В 1989 году американцы выразили подозрение, что северокорейцы произвели перезагрузку работающего в Ненбене ядерного реактора, затем переработали ядерное топливо и, скорее всего, получили до 12 кг оружейного плутония - количества, достаточного для изготовления двух ядерных взрывных устройств. 12 марта 1993 года северокорейской стороной было направлено письмо странам - депозитариям ДНЯО о решении выйти из этого договора - так начался первый кризис вокруг северокорейской ядерной программы.

После раунда переговоров с США КНДР приостановила в июне 1993 года свой выход из ДНЯО (за один день до истечения 90-дневного срока, установленного пунктом I статьи X этого договора). Но при этом КНДР заявила, что не считает себя полноправным членом МАГАТЭ и не признает его права осуществлять инспекции своих ядерных объектов. 21 октября 1994 года удалось заключить в Женеве рамочное соглашение между США и КНДР, в соответствии с которым Пхеньян вначале "замораживал", а затем демонтировал свои графитные урановые реакторы. США, в свою очередь, обязывались обеспечить КЕДР современными энергетическими легководными реакторами общей мощностью 2000 МВт, а до ввода их в эксплуатацию (в 2003 г.) - поставлять нефть для отопления и производства электроэнергии в объеме 500 тыс. тонн ежегодно.

По оценкам экспертов, суммарное количество оружейного плутония у КНДР на конец 2002 года могло составлять 15-20 кг, что достаточно для изготовления 3-4 ядерных боезарядов. Некоторые эксперты не исключают вероятность того, что в КНДР разрабатываются и высокотехнологичные методы обогащения урана. В частности, эксперты США проявляют повышенное внимание к деятельности Лазерного института АН КНДР в Пхеньяне, полагая, что здесь разрабатывается соответствующая технология обогащения урана.

Однако на основании имеющейся информации не представляется возможным сделать однозначный вывод не только о возможных масштабах северокорейской программы по обогащению урана, но и о местонахождении предприятий, занимающихся обогащением урана. Если допустить, что эти предприятия предназначены для обеспечения потребностей в топливе строящихся двух легководных реакторов АЭС в Синпхо, то их мощности хватит для наработки оружейного урана в количестве, достаточном для производства шести ядерных боезарядов ежегодно.

Ракетная программа КНДР на пороге кризиса

Военная ядерная программа КНДР оказалась не единственной головной болью мирового сообщества. Развитие ракетной программы КНДР в увязке с ядерной создало угрозу для национальной безопасности стран Азиатско-Тихоокеанского региона и для ряда других государств. Северная Корея одной из первых среди стран этого региона развернула работы по овладению ракетными технологиями. В 1960-х годах КНДР закупила в СССР неуправляемые тактические твердотопливные ракеты с головными частями в обычном оснащении "Луна" и "Луна-M" (северокорейское обозначение "Фрог-5" и "Фрог-7"). Их дальность не превышала 50-70 км, а вес головной части составлял 400-420 кг.

Не обладая необходимым научно-техническим потенциалом, КНДР старалась использовать возможности для довольно тесного сотрудничества с Китаем. Во второй половине 1990-х годов северокорейские специалисты принимали активное участие в китайской программе создания баллистической ракеты с дальностью действия до 600 км и полезной нагрузкой около 600 кг.

В 1980 году у Египта были приобретены три оперативно-тактических ракетных комплекса с ракетой 8K14 (Scud-B). При этом решалась двоякая задача. В 1984 году были проведены первые летные испытания ракеты Scud-B северокорейского производства, а через год они стали поступать на вооружение армии. Эта одноступенчатая жидкостная ракета с неотделяемой головной частью имеет стартовую массу - 5,9 т, длину - 11,25 м, максимальный диаметр - 0,88 м и обеспечивает доставку полезной нагрузки массой в 1000 кг на дальность до 300 км с точностью порядка 450 м.

Новый стимул для расширения производства ракет был дан вскоре после окончания ирано-иракской войны, когда Иран предложил Северной Корее финансировать разработку модернизированной ракеты Scud-B с условием поставки ему 100 ракет этого типа. Финансовые вливания помогли достаточно быстро решить задачу модификации ракеты Scud-В. Ее дальность была увеличена до 340 км, а полезная нагрузка возросла на 15%. Однако не удалось преодолеть традиционный недостаток северокорейских ракет - невысокую точность.

Очередная попытка модернизировать ракету Scud-В была предпринята после передачи Ираном Северной Корее обломков иракских БР "Аль-Хусейн". Используя иракскую технологию, ОПК КНДР при помощи Китая создал в 1989 году усовершенствованную модель оперативно-тактической ракеты, получившую название Scud-С. Ее испытания были проведены в 1990 году, и после этого она была принята на вооружение. Эта одноступенчатая жидкостная ракета имеет стартовую массу - 6,4 т, длину - 12 м, максимальный диаметр - 0,88 м, полезную нагрузку массой - 750 кг и дальность 600-650 км. Точность попадания при этом составляет 700-1000 м. К разработке ракеты собственного производства Северная Корея приступила в 1988-1989 годах. Целью новой программы стало создание БР средней дальности (БРСД) с отделяемой головной частью. В реализации этого ракетного проекта, получившего название "Нодон-I", участвовали Иран и Ливия. Эти страны через посредников закупали в странах Запада различные необходимые материалы и технические средства.

Первый успешный испытательный пуск "БРСД Нодон-I" был проведен в мае 1993 г. полигоне Тайпотэнг на восточном побережье КНДР. На вооружение эта ракета принята в 1997 году. "БРСД Нодон-I" - одноступенчатая жидкостная ракета с отделяемой головной частью и инерциальной системой управления. Ее стартовая масса ~ 16 т, длина - 16 м, максимальный диаметр - 1,34 м. Максимальная дальность действия - 1300-1500 км с полезной нагрузкой 700-1000 кг. Точность стрельбы - 2000-3000 м. При создании "БРСД Нодон-I" использовалась технология ракет Scud. Ее двигательная установка представляет связку из 4 жидкостных ракетных двигателей ракеты Scud-В. Энергетические возможности "БРСД Нодон-I" позволяют поражать цели на территории Японии, Восточного Китая (включая Пекин) и российского Дальнего Востока (включая Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Чита).

В северокорейской армии сформированы три отдельные ракетные бригады, вооруженные ракетными комплексами с ракетами Scud-В, Scud-С и "Нодон-I". Всего 54 пусковые установки. Оценивая возможности ракетной промышленности КНДР, можно утверждать, что недостатка в ракетах северокорейская армия не испытывает. Что касается ракетных комплексов с тактическими ракетами, то их количество может составлять 60-90 единиц.

В настоящее время Северная Корея ведет разработку новых БР ракет повышенной дальности (свыше 2000 км). В конструкции двухступенчатой "БРСД Нодон-2" в качестве первой ступени используется маршевая ступень ракеты "Нодон-I", а в качестве второй ступени - маршевая ступень ракеты Scud-C. Предполагается, что эта ракета будет иметь стартовую массу 21-22 т, длину - 27 м, максимальный диаметр - 1,34 м. Дальность ее действия должна составлять 2200-2300 км с полезной нагрузкой - 1000 кг или 3000 км с полезной нагрузкой - 500 кг. Точность стрельбы - 3700 м. Эта "БРСД" будет способна поражать цели на территории Японии (включая острова Окинава), Китая, Монголии, России (включая территорию до Красноярска).

Трехступенчатый вариант этой ракеты, получивший название "Тэпходон-I", предусматривает использование твердотопливного ракетного двигателя в качестве третьей ступени. Эта ракета может иметь стартовую массу - 24 т, длину - 30 м, максимальный диаметр - 1,34 м. Дальность ее действия составит 3200 км с полезной нагрузкой в 1000 кг или 5700 км с полезной нагрузкой в 500 кг. Точность стрельбы - 3700-3800 м. Ракета "Тэпходон-I" способна поражать цели на территории Японии, Китая, Монголии, Индии, Пакистана, России (вплоть до Урала), а также на островах Гуам и Гавайи, и достигать Аляски.

Принятие на вооружение "БРСД Нодон-2" и ее трехступенчатой модификации "Тэпходон-I" ожидалось в 2003-2004 годах. Однако на сегодня проведено только одно испытание. МБР "Тэпходон-2" будет способна поражать цели на территории Японии, Китая, Монголии, Индии, Пакистана, Ирана, Ирака, России (вплоть до Москвы), а также на островах Гуам и Гавайи и достигать не только Аляски, но и Калифорнии.

На современном этапе взятая Пхеньяном пауза в разработке баллистических ракет дальнего радиуса действия свидетельствует об определенном кризисе северокорейской ракетной программы. Промышленность натолкнулась на ряд объективных трудностей, связанных прежде всего с недостатком квалифицированных кадров ученых и инженеров. Поэтому объявленный Северной Кореей мораторий на испытания ракет следует расценивать как вынужденную меру, а не добрую волю Пхеньяна.

Интересы безопасности

Второй кризис вокруг ядерной программы КНДР разразился в октябре 2002 года. Во время визита в Пхеньян помощник госсекретаря США Джеймс Келли на состоявшейся 4 октября 2002 года встрече с главой парламента КНДР Ким Йон Намом предъявил северокорейцам имевшуюся у него разведывательную информацию, которая свидетельствовала о том, что Северная Корея осуществляет секретную программу получения высокообогащенного урана для создания ядерного оружия. По словам Джеймса Келли, северокорейская сторона даже не попыталась опровергнуть его информацию, а, наоборот, спокойно признала, что занимается обогащением урана.

Далее события развивались по нарастающей. КНДР в конце октября 2002 года официально объявила о своем праве иметь "атомное и более мощное оружие" для самообороны. В ответ США и их партнеры в ноябре 2002 года прекратили поставки в Северную Корею топочного мазута. Пхеньян 12 декабря 2002 года опубликовал заявление о возобновлении своей ядерной программы, а в конце этого же месяца удалил инспекторов МАГАТЭ со всех "замороженных" ядерных объектов и к расконсервации газографитного уранового реактора в Ненбене. Эти действия не возымели эффекта, и 10 января 2003 года руководство КНДР сделало официальное заявление о выходе Северной Кореи из ДНЯО и прекращении сотрудничества с МАГАТЭ.

18 апреля 2003 года Пхеньян сделал заявление о том, что переработка 8000 стержней, содержащих облученное ядерное топливо из реактора в Ненбене, находится в завершающей стадии. Это означало официальное признание факта наличия у КНДР значимого количества оружейного плутония, не поставленного под гарантии МАГАТЭ. Консультации, прошедшие 23-25 апреля 2003 года в Пекине (Китай) в трехстороннем формате Китай-КНДР-США, не привели к каким-либо договоренностям. По утверждениям американской делегации, северокорейцы на этой встрече признали намерение создать ядерное оружие. 12 мая 2003 года Пхеньян заявил о выходе в одностороннем порядке из соглашения о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной, заключенного в январе 1992 года с Южной Кореей.

Летом 2003 года, прежде всего благодаря активной работе Китая и России с КНДР и США, удалось добиться согласия Пхеньяна на начало переговоров в шестистороннем формате (Китай, КНДР, Южная Корея, Россия, США, Япония). Переговоры, начавшиеся в августе 2003 года, проводились в Пекине. Первые два раунда переговоров завершились без сколько-нибудь значимых результатов.

США потребовали, чтобы КНДР согласилась на "полную, проверяемую и необратимую ликвидацию всех ядерных программ". Северная Корея отвергла такой подход и согласилась лишь "заморозить" свои военные ядерные программы. Пхеньян требовал также немедленного "вознаграждения" за замораживание военных ядерных проектов в виде масштабной экономической помощи, прежде всего поставок энергоносителей (до 2,7 млн. тонн топочного мазута ежегодно), а также предоставления со стороны США гарантий безопасности. Последние предполагают установление дипломатических отношений США с Северной Кореей, заключение между ними двухстороннего пакта о ненападении и исключение КНДР из составленного США списка государств, поддерживающих терроризм.

Немного к лучшему ситуация изменилась после третьего раунда переговоров, состоявшегося в июне 2004 года. Большие надежды на дальнейший прогресс возлагались на четвертый раунд переговоров (конец 2004 г.). Однако намеченный план был сорван.

Три сценария

На данный момент возможны три сценария развития корейского кризиса. Сценарий первый - "Замирение". Реализация данного сценария является реальной целью руководства КНДР в нынешнем кризисе. Северокорейцы "открыли карты" и обозначили как свой товар, так и ожидаемую за него цену. На продажу сейчас выставлена ни много, ни мало национальная безопасность КНДР, и заплатить за нее предлагается чем-то не менее адекватным - гарантиями ненападения, невмешательства во внутренние дела и признанием КНДР со стороны США. При этом условием непременно остается безусловная ликвидация всех компонентов военной ядерной программы КНДР. Вопрос о мирной ядерной программе под контролем МАГАТЭ пока остается открытым.

Чтобы у США не было иллюзий, что Пхеньян "капитулирует без боя", северокорейцы выложили главный козырь - они продекларировали обладание Пхеньяном ядерным оружием.

Главным итогом трех раундов ведущихся в Пекине шестисторонних переговоров следует считать то, что они показали возможность разрешения кризиса путем переговоров, и то, что в настоящее время это стало более вероятным, нежели ранее. Но для реализации сценария "Замирение" требуется политическое решение администрации США о том, что КНДР в случае полного и проверяемого отказа от ядерного оружия (или всех видов оружия массового уничтожения) не будет рассматриваться как государство, существование которого противоречит американским интересам.

Если у команды Дж. Буша-младшего найдется политическая воля для принятия такого решения, то тогда у сценария "Замирение" есть надежда оказаться реализованным. Правда, для этого надо будет "пятерке" (США, Китай, Россия, Южная Корея, Япония) предложить КНДР такую цену, от которой она не смогла бы отказаться. При этом вовсе не обязательно, чтобы основные расходы понесли США. Скорее наоборот.

Сценарий второй - усиление напряженности при сохраняющемся ограниченном политическом диалоге. Этот сценарий означает, что США отказываются от проведения вооруженной акции против КНДР, однако жестко настаивают на поставленных условиях разрешения кризиса и не идут на уступки северокорейскому руководству. При этом возможно усиление американского военного присутствия на территории Южной Кореи, а при определенных условиях развития ситуации - и возврат тактического ядерного оружия США в Южную Корею.

КНДР, со своей стороны, будет проводить акции, демонстрирующие серьезность ее намерений противостоять американскому диктату. Например, возобновит испытания баллистических ракет. Нельзя исключать и проведение ядерного испытания с подрывом ядерного взрывного устройства.

То есть ситуация "примораживается" до того момента, когда изменится внешнеполитическая конъюнктура, а также положение в самих США. Вполне вероятно, что "размораживание" ситуации произойдет только после ухода со сцены команды Дж. Буша-младшего.

Данный сценарий представляется довольно опасным. С одной стороны, он дает возможность КНДР проводить военные ядерные исследования, полностью выведя свою ядерную программу из-под международного мониторинга. С другой стороны, США в рамках достижения поставленных целей будут усиливать нажим на КНДР, добиваясь полной политической и экономической изоляции республики. В совокупности такие действия со стороны КНДР и США могут стать переходной фазой к началу реальных боевых действий.

Сценарий третий - силовая акция США. Данный вариант является маловероятным в обозримой перспективе. Хотя вероятно, что политическая легитимизация такой операции может встретить меньше сложностей, чем в случае с Ираком.

Главная же проблема осуществления этого сценария заключается в том, что в отличие от С. Хусейна северокорейское руководство и с военной точки зрения, и с точки зрения наличия политической воли вполне готово к превентивному вторжению на территорию Южной Кореи с целью недопущения формирования на ее территории "армии вторжения" США и их союзников. Хотя представляется очевидным, что Пхеньян не нацелен однозначно на силовой вариант. При всей очевидной предпочтительности первого сценария, к сожалению, вероятность развития событий по нему на сегодня ниже, чем по второму сценарию. И главная причина этого заключена в упорно демонстрируемой командой Дж. Буша-младшего нетерпимости к режиму Ким Чен Ира.

Как предотвратить последствия мирового масштаба?

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о возможных последствиях обретения КНДР статуса государства, реально обладающего ядерным оружием.

10 февраля 2005 года Министерство иностранных дел КНДР распространило заявление, в котором говорится: "Мы уже предприняли решительные действия по выходу из Договора о нераспространении ядерного оружия и изготовили собственное ядерное оружие самозащиты в ответ на политику администрации президента США Джорджа Буша, которая не скрывает своего желания изолировать и задушить КНДР". Там же констатируется, что "северокорейское ядерное оружие останется сдерживающей силой при любых обстоятельствах".

Следует отметить, что и ранее отдельные представители КНДР заявляли о том, что их страна обладает "силами ядерного сдерживания". Совсем недавно, 24 января 2005 года, заместитель главы МИД КНДР Ким Ге Гван на встрече с американским конгрессменом Куртом Уэлдоном заявил, что Пхеньян обладает ядерным оружием, но применит его "исключительно в целях обороны". Однако на сей раз признание об обладании КНДР ядерным оружием прозвучало как официальная позиция.

Можно ли верить этому заявлению МИД КНДР? Доказательств обладания ядерным оружием северокорейцы не представили. Посетивший в начале 2004 года атомные объекты КНДР бывший руководитель лос-аламосской лаборатории США Зигфрид Хэкер сомневается в способности Пхеньяна создать в ближайшее время ядерное оружие. По его мнению, северокорейцам так и не удалось решить ряд технических проблем, связанных прежде всего с созданием эффективных детонаторов для приведения в действие основного боезаряда.

Но, с другой стороны, нельзя не учитывать уже упоминавшееся признание отца пакистанской ядерной бомбы А.К. Хана в том, что северокорейская урановая программа гораздо более продвинутая, чем предполагает мировое сообщество. К тому же эта программа в отличие от плутониевой никоим образом не контролировалась МАГАТЭ. Поэтому можно предположить, что под прикрытием плутониевого оружейного проекта, который пусть и дозировано, но все же отслеживался инспекторами МАГАТЭ вплоть до декабря 2002 года, Пхеньян способен был реализовать урановый оружейный проект.

С учетом изложенного было бы опрометчиво согласиться с оценками целого ряда российских и зарубежных экспертов о том, что заявление МИД КНДР от 10 февраля 2005 года - это очередное проявление политики шантажа с элементами блефа. Более взвешенной представляется следующая оценка: маловероятно, что северокорейцы ядерное оружие сделали, однако такой сценарий исключать нельзя.

Вместе с тем совершенно очевидно, что работы по созданию ядерного оружия в КНДР ведутся, и оно, если мировое сообщество не предпримет скоординированных мер, учитывающих и интересы безопасности КНДР, рано или поздно у этой страны все же может появиться (если уже не появилось). А это событие в случае веских доказательств его свершения будет иметь далеко идущие последствия для безопасности не только в Северо-Восточной Азии, но и в глобальном масштабе.

Во-первых, увеличивается вероятность попыток силового решения корейского "ядерного кризиса", в том числе по причине возрастающей угрозы неконтролируемого распространения ядерного оружия, - торгует же Пхеньян баллистическими ракетами, почему бы ему не торговать и ядерными боеприпасами и технологиями их изготовления? Во-вторых, кризисная стабильность на Корейском полуострове существенно снизится. Соединенные Штаты не могут игнорировать возможность применения Северной Кореей ядерного оружия, пусть и по территориям Южной Кореи и Японии, и поэтому в случае обострения кризиса могут нанести превентивный удар по северокорейским ядерным объектам. В Пхеньяне, в свою очередь, в этой ситуации могут действовать по принципу "to use or to lose".

В-третьих, в Северо-Восточном регионе начнется процесс "ядерного домино". В течение короткого времени, буквально за 4-6 месяцев, Япония создаст свое ядерное оружие. Эта страна обладает всеми необходимыми для этого технологиями, а имеющиеся у нее запасы плутония в количестве 5,6 тонны пригодны для создания 1000-1200 ядерных боеприпасов. Наряду с этим Япония, Южная Корея и Тайвань наверняка интенсифицируют свои усилия по созданию противоракетной обороны в сотрудничестве с США. Будут наращивать усилия и сами Соединенные Штаты по защите от ракетно-ядерного оружия как своей территории, так и территории своих союзников, в том числе путем развертывания кораблей с противоракетными средствами в акваториях, прилегающих к Северной Корее. В этих условиях как Китай, так и Россия будут вынуждены, в свою очередь, наращивать собственные усилия в ракетно-ядерной области. Назревает новая гонка в области ракетно-ядерного вооружения.

В-четвертых, обретение КНДР ядерного оружия и начавшийся процесс "ядерного домино" в Северо-Восточном регионе приведут к фактическому краху ДНЯО, более того, режима ядерного нераспространения в целом. Те государства - участники ДНЯО, которые по тем или иным причинам хотели бы обрести ядерное оружие, убедятся в том, что демонстративный выход из этого договора остается фактически безнаказанным, а ведущие государства мира не могут или не хотят образумить страну, бросающую вызов мировому сообществу.

Какие же выводы следует сделать из проведенного анализа политики КНДР в ядерной и ракетной областях? Их четыре. Во-первых, несмотря на всю риторику по поводу возможности нанесения Северной Кореей "всесокрушающего" удара по территориям недружественных ей стран, Ким Чен Ир отчетливо понимает, что в результате ответных действий он потеряет все и сразу. Наличие ракетно-ядерного оружия для него - чрезвычайно важный фактор сохранения своего режима при прогнозируемых действиях международной коалиции во главе с США по силовому давлению на тоталитарные государства. Здесь имеется в виду объявленный Вашингтоном крестовый поход против стран, зачисленных Соединенными Штатами в "ось зла".

Во-вторых, достоверно утверждать, что КНДР обладает ядерным оружием, нельзя. Да, у нее, пожалуй, есть все необходимое, чтобы создать ядерное оружие, прежде всего на основе высокообогащенного урана (конструкция этого типа ядерных зарядов значительно проще, чем на основе оружейного плутония). С уверенностью можно утверждать лишь одно - КНДР пока не проводила ядерных взрывов, хотя и не брала на себя обязательств по их непроведению (она не подписала ДВЗЯИ).

В-третьих, Северная Корея готова свернуть свою военную ядерную программу, если США, в свою очередь, откажутся от враждебной политики по отношению к ней. Останется ли у Пхеньяна мирная ядерная программа, которой сейчас, по сути, нет, - это вопрос будущих договоренностей. Здесь широк выбор возможных решений, вплоть до постройки АЭС на территории других государств с долей северокорейской собственности и участием в эксплуатации таких АЭС северокорейских специалистов.

В-четвертых, развитие (или свертывание) ядерной и ракетной программ КНДР будет определяться итогами шестисторонних переговоров, в том числе и тем, будут ли они продолжены после наступившей паузы в середине 2004 года.

МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ

НЕРАСПРОСТРАНЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ И ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР

Пак Сан Хун

Институт внешней политики и национальной безопасности (Республика Корея) Республика Корея, Сеул, Сеочо-гу Сеочо-донг, 13-76-2, 137-863

В статье анализируются современные аспекты проблемы нераспространения ядерного оружия на примере международных подходов к ядерной программе КНДР, а также усилия мирового сообщества по ее разрешению, в особенности по линии Шестисторонних переговоров.

Ключевые слова: Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), МАГАТЭ, Северная Корея, ядерная программа, ядерная проблема, Шестисторонние переговоры.

После Карибского кризиса 1962 г., чуть не приведшего к мировой ракетно-ядерной войне, СССР и США как ведущие ядерные державы пришли к выводу, что, во-первых, гонка вооружений должна быть в какой-то мере ограничена, а во-вторых - что доступ новых членов в «ядерный клуб» должен быть закрыт. В итоге в 1968 г. СССР, США и Великобританией, а также еще примерно полусотни стран, уже тогда определивших для себя, что они не нуждаются в собственном ядерном оружии, был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), вступивший в силу в 1970 г. После присоединения к нему в 1992 г. Франции и КНР его членами оказались все пять ядерных держав - постоянных членов Совета Безопасности ООН. Однако, к сожалению, это не остановило расползание ядерного оружия. Еще в 1970-х гг. Израиль создал свои первые ядерные устройства, причем сотрудничая в этой сфере с режимом апартеида в Южно-Африканской Республике. Шахскому Ирану хватило бы нескольких лет для обретения потенциала по созданию ядерного оружия, но этому помешала революция 1979 г. При этом все указанные страны категорически отрицали даже наличие такого рода намерений.

Положение изменилось в 1998 г., когда не состоящие в ДНЯО Индия и Пакистан явочным порядком влились в «ядерный клуб». Ситуация еще больше усугубилась, когда Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) сначала вышла из ДНЯО в 2003 г., а затем официально заявила о проведении первого ядерного испытания в 2006 г., за которым последовало еще одно в 2009 г. Одновремен-

но появились и подозрения относительно ядерной программы Исламской Республики Иран .

С формально-юридической точки зрения Индия и Пакистан не могут быть подвергнуты осуждению за нарушение положений ДНЯО, поскольку не состоят в нем. Обе страны утверждают, что нуждаются в ядерном оружии исключительно в целях самообороны друг против друга, но могли бы присоединиться к ДНЯО - при условии присоединения другой стороны. Но это маловероятно, ибо у Индии есть еще один потенциальный противник, который «законно» обладает ядерным оружием - Китай. Иран же по сути дела подозревается лишь в стремлении стать «пороговым государством», быть которым ДНЯО не запрещает.

Ситуация с КНДР совершенно иная. Она открыто заявляет о проведении ядерных испытаний и наличии у нее ядерного оружия. При этом она обладает, помимо границы с Республикой Корея, также общими границами с двумя ядерными, но не враждебными ей державами - КНР и Россией, а также имеет дело с базирующимися в регионе вооруженными ядерным оружием силами Соединенных Штатов Америки, которых она рассматривает в качестве своего самого опасного врага. Поэтому понятно, что возможность отказа Северной Кореи от ядерного оружия на взаимной основе с любой или всеми тремя региональными ядерными державами полностью отсутствует - он возможен лишь в одностороннем порядке. Это делает северокорейскую ядерную проблему особенно сложной и комплексной, и она имеет много измерений или уровней. Представляется целесообразным осмысливать ее на трех уровнях - глобальном, региональном и национальном.

На глобальном уровне данная проблема - серьезная угроза режиму нераспространения в качестве негативного примера для других стран. Данный факт очевиден для любых непредубежденных исследователей.

На региональном уровне конфликт из-за этой проблемы - сердцевина более широкой проблемы безопасности в Северо-Восточной Азии. Представляются обоснованными опасения, что если при появлении у Северной Кореи ядерного потенциала возникнут сомнения в готовности США выполнять свои обязательства по защите союзников, то последние, скорее всего, тоже устремятся к обладанию ядерным оружием.

На национальном уровне военная ядерная программа КНДР служит главной помехой для экономического развития Севера и Юга Кореи, для межкорейского примирения и, в конечном счета, воссоединения страны. Этот уровень включает в себя факторы и процессы на уровне отдельно взятых вовлеченных в конфликт государств и их правительств. На этом уровне в наибольшей степени на развитие ситуации влияют шаги, которые предпринимают Республика Корея (РК), США, КНР, Россия и Япония.

Следует напомнить, что в ответ на вывод США своих тактических ядерных вооружений из Южной Кореи в сентябре 1991 г. РК и КНДР в декабре того же года подписали Соглашение о примирении, ненападении, обменах и сотрудничестве, а в январе следующего - Совместную декларацию Севера и Юга о денуклеариза-ции Корейского полуострова. Однако уже в 1993 г. разразился первый ядерный кризис, когда КНДР очень ненадолго приостановила свое участие в ДНЯО. И тогда президент РК Ким Ён Сам тесно увязал ядерную проблему с прогрессом в двусто-

ронних отношениях. В 1994 г. посредничество экс-президента США Дж. Картера помогло сторонам согласиться на проведение саммита, но внезапная смерть лидера КНДР Ким Ир Сена ликвидировала перспективы переговоров.

Тем не менее КНДР осталась в ДНЯО, а 1998 г. новый южнокорейский президент Ким Дэ Чжун начал активно проводить принципиально новую политику всеобъемлющего и активного взаимодействия с Севером, которая продолжалась и на всем протяжении президентства его преемника Но Му Хёна. Однако эта политика «солнечного тепла», символами которой стали саммиты «Ким-Ким», т.е. Ким Дэ Чжуна и нового лидера КНДР Ким Чен Ира (2000 г.) и саммит «Но-Ким», т.е. Но Му Хёна с Ким Чен Иром (2007 г.), распространилась в основном на экономические и гуманитарные обмены. Она так и не смогла запустить мирный процесс, поскольку Север отказался обсуждать вопросы безопасности, включая ядерную проблему.

Благодаря подписанию Рамочного соглашения, достигнутого с помощью серии двусторонних переговоров между Соединенными Штатами и Северной Кореей в 1994 г., первый ядерный кризис закончился, но предпосылки для него остались. С началом второго ядерного кризиса в 2003 г. новой платформой для обсуждения проблемы стали Шестисторонние переговоры с участием обоих корейских государств, США, КНР, России и Японии. Однако такие важные прорывы, как Совместная декларация от 19 сентября 2003 г. и Соглашение от 13 февраля, состоялись лишь благодаря двусторонним американо-северокорейским переговорам.

Частично причина того, почему не удалось серьезно обсудить северокорейскую ядерную проблему на межкорейском уровне, заключается в дефиците воли у прежних южнокорейских правительств. Они имели склонность заниматься лишь более простыми вопросами, без серьезных возражений отступая перед отказом Пхеньяна обсуждать ядерную проблему. Во-вторых, характерные особенности северокорейского ядерного кризиса за прошедшие годы стали другими и вышли за рамки отношений Север-Юг . Рамки Шестисторонних переговоров предусматривал участие РК в обсуждении ядерной проблемы, но тем самым они сами по себе огранили возможность ее разрешения на межкорейской основе. Поэтому выпадение ядерной проблематики из повестки дня межкорейских встреч частично произошло из-за отсутствия воли у Сеула, но главная причина - изменившиеся за последние двадцать лет характеристики проблемы .

После инаугурации президента Ли Мён Бака в Южной Корее в феврале 2008 г. межкорейские отношения остаются напряженными, особенно в плане наличия противоположных точек зрения на вопрос о реализации договоренностей, достигнутых в итоге двух межкорейских саммитов в 2000 и 2007 гг. С точки зрения новой администрации, проводившаяся десять лет политика «солнечного тепла», межкорейские диалоги и обмены, сотрудничество и помощь Юга Северу не сумели подтолкнуть Северную Корею к отказу от ядерной программы.

Новая южнокорейская администрация стала больше внимания уделять проблеме денуклеаризации. При этом она дала ясно понять, что если Север продемонстрирует свою решимость отказаться от ядерного оружия, то Юг готов к осуществлению всеобъемлющей программы развития межкорейского экономического сотрудничества. Пхеньян оказался крайне недоволен такими переменами и стал

выражать это наращиванием враждебной пропаганды и реальными физическими мерами в отношении РК. Это выразилось и в потоплении в 2009 г. южнокорейского корвета «Чхонан», вину за которое и РК, и США, и Япония возложили на Пхеньян, хотя КНДР не признала свою причастность, а Россия и Китай заняли позицию сторонников презумпции невиновности и в обстреле северокорейской артиллерией южнокорейского острова на следующий год, и в других действиях.

Относительно США можно отметить, что в отличие от администрации Б. Клинтона, поддерживавшей политику «солнечного тепла», первоначальный подход администрации Дж. У. Буша к проблеме был неопределенным. Госсекретарь К. Пауэлл заявил о преемственности, о том, что республиканская администрация «подберет то, что оставил президент Клинтон» . В июне 2001 г. администрация Буша провозгласила свою стратегию в отношении КНДР, которую она определила как активизацию реализации Рамочного соглашения при одновременном более всеобъемлющем подходе к переговорам. Однако вскоре политика «солнечного тепла» для администрации Буша превратилась в раздражитель в отношениях между США и Южной Кореей. При Буше США заняли более сдержанную позицию в отношении вовлечения КНДР в сотрудничество. В условиях, когда Северная Корея настойчиво добивалась проведения двусторонних переговоров с США, те предпочли многосторонние переговоры с привлечением РК, Китая, Японии и России, чтобы разделять с ними ответственность за ядерное нераспространение. Это особенно характерно для периода после 11 сентября 2001 г., когда США обнародовали новую стратегию упреждения международного терроризма и применения ОМУ, оправдывая это тем, что стратегии политического и военного сдерживания, основанные на реагировании на уже случившееся, уже неадекватны .

Администрация Буша быстро потеряла доверие к Шестисторонним переговорам. Различия между коренными интересами, переговорными стилями и внутренними приоритетами каждой страны-участницы осложняли этот процесс. Остальные пять участниц переговоров сумели вернуть КНДР за стол переговоров и выработать соглашения по имплементации Совместного заявления. Но переговоры уперлись в нежелание Пхеньяна согласиться на обязательную четкую верификацию.

Критики политики Дж. Буша в США обвиняли ее в неадекватности, в том, что она вызвала рост конфронтации с Северной Кореей, привела к бездействию Рамочного соглашения и вынудила сформировать механизм Шестисторонних переговоров без ясного понимания того, как эти шаги должны были обеспечить свертывание северокорейской ядерной программы. Далее отмечалось, что администрация была чрезмерно занята вторжением в Ирак, где ядерное оружие так и не обнаружилось, тогда как действительно реальной и неотложной ядерной угрозе на Корейском полуострове было позволено выйти из-под контроля. Когда же итоги войны в Ираке оказались проблематичными, администрация Буша не сумела обеспечить прекращение внутренних дебатов, и это сильно ограничило ее способность перейти к политике вовлечения Северной Кореи в конструктивное сотрудничество с помощью какого-то крупного привлекательного предложения .

Ко времени прихода к власти администрации Б. Обамы КНДР, согласно некоторым данным, обладала плутонием, достаточным для производства от шести до восьми ядерных зарядов и проявляла мало интереса к шагам по развитию ранее принятых ею обязательств. Администрация Обамы заявила о приверженности дипломатическим методам. Однако Северная Корея отвергла эти подходы и в 2009 г. денонсировала Совместную межкорейскую декларацию о денуклеаризации Корейского полуострова 1992 г., выдворила инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) со своих вновь введенных в действие ядерных объектов в Йонбёне, покинула - возможно на время - Шестисторонние переговоры, заявив, что «больше не будет участвовать в таких переговорах» и провела второе ядерное испытание. В ответ США заявили, что их жизненно важный интерес - это полный, поддающийся проверке и необратимый демонтаж (complete, verifiable and irreversible dismantlement - CVID) военной ядерной программы Северной Кореи .

Китайская Народная Республика с начала 1990-х гг. избегала активной роли в ходе первого северокорейского ядерного кризиса. В то время Китай делал упор на свой принцип невмешательства и подчеркивал, что данную проблему должны решать непосредственно вовлеченные стороны . Однако когда разразился второй кризис, он отказался от роли осторожного наблюдателя и занял более активную позицию. После выхода Северной Кореи из Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в январе 2003 г., Китай организовал в апреле Трехсторонние переговоры с участием Соединенных Штатов и Северной Кореи, ставшие прологом к Шестисторонним, а в августе 2003 г. уже все шесть сторон впервые собрались, причем, что примечательно, в Пекине.

Подход Китая определяется его потребностью в поддержании внутренней стабильности и поощрении экономического развития. Движущей силой сопротивления КНР жесткой международной реакции на действия КНДР являются опасения, что крах северокорейского режима или вызванный строгими санкциями экономический кризис могли бы породить огромный поток северокорейских беженцев через общую границу. В то же время Пекин иногда вносит конструктивный вклад в разработку и применение жестких санкций СБ ООН в отношении Северной Кореи. Он желает улучшить свой облик в мире и построить более позитивные отношения с США, и достижению данных целей была призвана помочь его роль председателя на Шестисторонних переговорах и по сути дела ведущего посредника между сторонами.

Учитывая тесные отношения Китая с КНДР и несравнимое ни с кем влияние на нее, Китай в случае более глубокого вовлечения в решение проблемы северокорейской ядерной проблемы играл бы ключевую роль в любом ее разрешении. Зависимость Северной Кореи от Китая по линии экономических связей и политической протекции делают его мощной и авторитетной силой. Подход КНР к КНДР, видимо, отражает одновременно и подлинное желание не допустить международных санкций, способных дестабилизировать эту страну, и столь же подлинное желание удержать Пхеньян от тех или иных опрометчивых шагов.

После проведения Северной Кореей второго ядерного испытания в мае 2009 г. Китай проявил больше восприимчивости к идее введения ООН новых санкций.

Но реального воплощения это не нашло . Причина в том, что, хотя денуклеари-зация Корейского полуострова желательна для Китая, более актуальный приоритет для Пекина - сохранить Северную Корею на полуострове в качестве жизнеспособного союзника. Теоретически Китай мог бы использовать то, что он является главным источником энергии, продовольствия и других жизненно важных товаров, чтобы заставить Пхеньян отказаться от его военной ядерной программы. Однако в реальности Пекин очень опасается возможных последствий применения такого мощного «рычага» . Больше всего Пекин обеспокоен возможностью военных действий на полуострове, краха государства на Севере, потока северокорейских беженцев в Китай и, тем более, такого воссоединения Кореи, которое привело бы к военному присутствию США к северу от 38-й параллели. Поэтому, хотя Китай выступает за возобновление процесса переговоров, его ценность для Пекина не следует преувеличивать. По сравнению с сохранением КНДР, он стоит гораздо ниже на шкале приоритетов китайской дипломатии .

Участие Российской Федерации в Шестисторонних переговорах все это время оставалось осторожным, но принципиальным и основывалось на двух принципах, а именно - «свободный от ядерного оружия Корейский полуостров» и «мирное разрешение конфликта». Позиция России полностью соответствует ее последовательной приверженности ДНЯО. Именно СССР в свое время убедил КНДР подписать ДНЯО и обеспечить возможность работы инспекторов МАГАТЭ в качестве условия своего дальнего сотрудничества с Пхеньяном . Только после этого Москва согласилась поставить КНДР четыре легководных ядерных реактора.

Россию беспокоит не только то, что северокорейское ядерное оружие поставит под угрозу общий баланс сил в Северо-Восточной Азии, подтолкнув к созданию такого оружия Японию и Южную Корею и, соответственно, ускорению наращивания китайского ядерного потенциала, но и то, что наличие его у КНДР нанесет ущерб глобальным усилиям по нераспространению. Связанные с гонкой вооружений в регионе расходы были бы весьма велики, а цепная реакция ядерного распространения в мире - весьма серьезна. Россия непосредственно также озабочена тем, чтобы избежать вооруженного конфликта или любых неожиданных перемен на Корейском полуострове. Ввиду географической близости к Северной Корее неожиданный крах режима или применение ядерного оружия на Корейском полуострове были бы пагубными для российского Дальнего Востока, поскольку, как известно, и радиация, и беженцы не признают государственные границы.

Эти соображения заставили Россию сопротивляться любым предложениям о применении силы или какой-либо иной схемы, направленной на резкую смену режима в КНДР. Россия придерживается точки зрения, что разрешение нынешнего ядерного кризиса можно найти путем урегулирования через переговоры, и считает, что угрозы, санкции и обвинения против Северной Кореи могут оказаться контрпродуктивны. В то же время уже давно информационные сообщения о контактах российских дипломатов с северокорейскими коллегами содержат одну и ту же констатацию того, что Россия надеется на возобновление шестисторонних переговоров.

Что касается Японии, то она, как страна, пережившая Хиросиму и переживающая Фукусиму, также крайне обеспокоена северокорейской ядерной проблемой. Стабильность в Северо-Восточной Азии критически важна для экономического благополучия этой страны, а военная ядерная программа КНДР (как и ракетная) воспринимается Японией в качестве прямой угрозы национальной безопасности. Основная цель японской политики в отношении КНДР - нормализовать при сотрудничестве с США и РК отношения с ней путем разрешения северокорейской ядерной проблемы.

Вместе с тем японская сторона регулярно поднимает вопрос о похищениях в прошлом северокорейскими агентами японских граждан. Позиция Токио по вопросу об этих похищениях деликатно критикуется остальными участниками Шес-тисторонних переговоров, которые считают, что прогресс в деле денуклеаризации не следует делать заложником данного важного, но гораздо более частного вопроса. Тем не менее без его решения Токио отказывается предоставлять какую-либо помощь в сфере энергетики или давать иные позитивные стимулы Северной Корее. В сентябре 2002 г. северокорейский лидер Ким Чен Ир принес извинения премьер-министру Д. Коидзуми за похищения, полагая, видимо, что это снимет или хотя бы смягчит вопрос. Однако, напротив, само признание факта похищений резко ухудшило отношение японского общественного мнения к КНДР. Конечно, этот вопрос определенно нуждается в окончательном разрешении, но оно более вероятно лишь в атмосфере улучшения двусторонних отношений. В принципе можно констатировать, что из всех пяти контрагентов Пхеньяна на переговорах Токио занял, по-видимому, наиболее жесткую позиции, тем самым обнажая трещины в региональной многосторонней системе и провоцируя резкие разногласия насчет процедурных вопросов и принципов в отношении развития переговорного процесса .

Договор о нераспространении ядерного оружия обеспечил основополагающие, хотя и не стопроцентно эффективные правовые рамки для нераспространения ядерных вооружений в мире. В апреле 2010 г. США и Россия подписали новый договор по СНВ, ратифицированный восемь месяцев спустя, а затем на Саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне было достигнуто единодушное согласие 47 мировых лидеров предпринять усилия по снижению уязвимости ядерных материалов от террористов.

В контексте глобальной проблемы нераспространения решение северокорейской ядерной проблемы - вопрос, касающийся не только межкорейских отношений, пусть даже наибольшую тревогу она вызывает именно у РК, но уже и важная региональная и глобальная задача. Однако более жесткие нормы и более эффективные институты сами по себе вряд ли смогут решить северокорейскую ядерную проблему, поскольку она выросла из дефицита внутренней и международной безопасности этой страны, а также ее уникальной истории и мировоззрения руководителей .

Опыт изучения внешней политики КНДР показывает, что она по-своему является весьма последовательной. Если же в ней происходят какие-то изменения, то они обусловлены переменами во внутренней обстановке и внешними воздействиями. Что касается первых, то при всей видимой неизменности внутренней жиз-

ни, она в некоторых аспектах отличается от той, какой была лет тридцать назад. Влияние же внешних факторов - например, санкций - ограничено балансом сил и далеко не во всем совпадающих интересов присутствующих в регионе государств, все из которых хотели бы в той или иной степени перемен, но никто - катастрофических потрясений. В силу этого не следует преувеличивать значение смены лидеров Северной Кореи. Разумеется, внешняя политика Ким Чен Ира отличалась в некоторых деталях от линии его отца Ким Ир Сена, но определить, при ком из них она была более жесткой или, напротив, склонной к компромиссам, не возьмется никто.

Аналогично, трудно строить предположения насчет того, вернется ли КНДР к переговорам и, если вернется, то в каком формате. После смерти Ким Чен Ира складывалось обоснованное впечатление, что в условиях оказания гуманитарной помощи и компенсации за замораживание ядерной программы, в том числе по линии содействия мирной ядерной программе, а также благодаря политике «солнечного тепла», проводившейся администрацией Ким Дэ Чжуна, эта страна будет постепенно открываться внешнему миру и переходить к более миролюбивой позиции. Однако в новом столетии эти надежды почти не оправдались.

В силу учета данного опыта применительно к новому лидеру Ким Чен Ыну можно лишь предполагать, что позиции Пхеньяна по внешнеполитическим проблемам, включая проблему денуклеаризации, вероятно, и скорее всего будут формироваться как равнодействующая позиций различных неформальных группировок в правящей элите, которая, в свою очередь, будет определяться во все большей степени не столько идеологическими установками, сколько реальными материальными интересами. Можно предполагать, что КНДР по сути, хотя и не декларируя этого, будет также стремиться решать свои проблемы прежде всего посредством контактов с США и Китаем как главными геополитическими акторами в регионе и лишь во вторую очередь - с их региональными союзниками и партнерами.

ЛИТЕРАТУРА

Наджи Халифе. Безопасность на Ближнем Востоке и иранская ядерная программа // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения». - 2010. - № 4.

Byung-joon Ahn. South-North Korean Relations and the North Korean Nuclear Challenge // Coping with Korea"s Security Challenge. - Vol. 2. - Future of ROK-US Alliance, Institute of Foreign Affairs and National Security, 2003.

David C. Kang. Kim"s Nuclear Obsession // The National Interest online, 13 April 2010. URL: http://nationalinterest.org

Hillary Clinton, Press Conference at ASEAN Summit, 22 July 2009. URL: http://www.state.gov/ secretary/rm/2009a/july/126320.htm

Natalya Bazhanova. North Korea"s Decision to Develop an Independent Nuclear Program // North Korean Nuclear Program. Security, Strategy and New Perspectives from Russia. - N.Y., L.: Routledge, 2000.

Sung Bae Kim. How Can an Inter-Korean Summit Contribute to the Denuclearization of North Korea? // Policy Forum Online 10-035, 1 July 2010, Nautilus Institute.

Patrick M. Morgan. The Role of the United States in the North Korean Nuclear Crisis // Korean Security in a Changing East Asia. - N.Y.: Praeger Security International, 2006.

Press availability conducted between Colin Powell and Swiss Foreign Minister on March 6, 2001. URL: http://2001-2009. state.gov/secretary/former/powell/remarks/2001/1116. htm.

Shades of Red: China"s Debate over North Korea // Crisis Group Asia Report No. 179, 2 November 2009.

Ted Galen Carpenter. False Hopes // The National Interest online, 11 March 2010. URL: http://nationalinterest.org

The Korean Peninsula: Challenges and Opportunities for Russia // CSCAP Russian National Committee Report, September 2010.

Yevgeniy P. Bazhanov, James C. Moltz. China and the Korean Peninsula: Managing an Unstable Triangle // North Korean Nuclear Program. Security, Strategy and New Perspectives form Russia. - N.Y., L.: Routledge, 2000.

Yoichi Funabashi. The Peninsula Question. - Washington, DC.: Brookings Institution Press, 2007.

NONPROLIFERATION OF NUCLEAR WEAPONS AND THE NUCLEAR PROGRAM OF THE DPRK

Institute of Foreign Affairs and National Security (Republic of Korea) Republic of Korea, Seoul, Seocho-dong, Seocho-gu, 137-8631, 3-76-2

The article analyzes the contemporary aspects of the nuclear weapon nonproliferation issue as exemplified by the international approaches to the DPRK nuclear weapons program, as well as the international community efforts to resolve it, in particular via the Six-Party Talks.

Key words: Non-Proliferation Treaty (NPT), IAEA, North Korea, nuclear program, nuclear problem, Six-Party Talks.

Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Взрыв к празднику

9 сентября 2017 года Северная Корея отметила 69-ю годовщину создания Корейской Народно-Демократической Республики очередным испытанием ядерного оружия.

Сначала сразу несколько стран зафиксировали повышенную сейсмическую активность на территории Северной Кореи, которая могла означать взрыв ядерного заряда.

Затем факт проведения ядерных испытаний официально подтвердил Пхеньян. «КНДР будет и дальше принимать меры по укреплению национальных ядерных сил в количественном и качественном отношении, чтобы обеспечить достоинство и право на существование страны в условиях возрастающей ядерной угрозы со стороны США», - говорится в сообщении, распространённом официальным северокорейским информагентством ЦТАК.

Южная Корея, США и Япония инициировали проведения экстренного заседания Совета Безопасности ООН, на котором, как ожидается, будет поднят вопрос об ужесточении санкций в отношении Пхеньяна.

Проблема, однако, в том, что санкции на КНДР практически не действуют. Больше того, в ракетно-ядерной программе Северной Кореи отмечается существенный прогресс.

Как всё начиналось

Ещё в годы Корейской войны командование США рассматривало возможность нанесения ядерных ударов по Северу. Хотя эти планы и не были реализованы, руководство Северной Кореи было заинтересовано в получении доступа к технологиям, позволяющим создавать оружие подобного типа.

СССР и Китай, выступавшие в качестве союзников КНДР, к этим планам относились прохладно.

Тем не менее в 1965 году при помощи советских и китайских специалистов был основан ядерный научно-исследовательский центр в Йонбёне, где был установлен советский ядерный реактор ИРТ-2000. Изначально предполагалось, что реактор будет использоваться для работ исключительно по мирным программам.

В 1970-х годах Пхеньян, опираясь на поддержку Китая, начинает первые работы по созданию ядерного оружия.

В 1985 году Советский Союз добился от КНДР подписания Договора о нераспространении ядерного оружия. В обмен на этот СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Также было подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440.

Несостоявшаяся война президента Клинтона

Распад Советского Союза изменил ситуацию в мире. На Западе и в Южной Корее ожидали скорого падения северокорейского режима, одновременно ведя с ним мирные переговоры в расчёте на либерализацию политической системы и её демонтаж по варианту Восточной Европы.

Соединённые Штаты в обмен на отказ от ядерной программы обещали Пхеньяну оказание экономической и технической помощи в освоении мирного атома. Северная Корея в ответ согласилась допустить на свои ядерные объекты инспекторов МАГАТЭ.




Отношения стали резко портиться после того, как инспекторы МАГАТЭ заподозрили в сокрытии некоторого количества плутония. На основании этого МАГАТЭ потребовало провести специальную инспекцию двух объектов по хранению отработанного ядерного топлива, которые не были задекларированы, однако получило отказ, мотивированный тем, что объекты никак не связаны с ядерной программой и носят военный характер.

В итоге в марте 1993 года КНДР объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. Переговоры с США позволили затормозить этот процесс, но 13 июня 1994 Северная Корея не только отказалась от договора, но и вышла из МАГАТЭ.

В этот период, как утверждал в 2006 году журнал «Ньюсуик», администрация президента США Билла Клинтона отдала распоряжение об изучении вопроса о проведении военной операции против Северной Кореи. Отчёт военных гласил - операция потребует расходов в размере 100 миллиардов долларов, а силы Южной Кореи и США потеряют около миллиона человек, причём потери армии США составят не менее 100 000 человек убитыми.

В результате Соединённые Штаты вновь вернулись к тактике переговоров.

Угрозы и обещания

В конце 1994 года при содействии экс-главы США Джимми Картера было достигнуто «рамочное соглашение», согласно которому Северная Корея обязалась отказаться от программы создания ядерного оружия в обмен на поставки топливного мазута и создание двух новых ядерных реакторов на лёгкой воде, которые не могут быть использованы для работ по ядерному оружию.

На несколько лет установилась стабильность. Обе стороны, правда, выполняли свои обязательства лишь частично, но внутренние трудности в КНДР и отвлечённость США на другие проблемы обеспечивали устойчивую ситуацию.

Новая эскалация началась в 2002 году, когда в США к власти пришёл президент Джордж Буш-младший.

В январе 2002 года в своём выступлении Буш включил КНДР в так называемую «ось зла». Вкупе с намерением создать глобальную систему ПРО это вызвало серьёзную тревогу в Пхеньяне. Северокорейское руководство не хотело разделить судьбу Ирака.

В 2003 году начались переговоры по ядерной программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии.

Никакого реального прогресса на них добиться не удалось. Агрессивная политика США порождала в КНДР уверенность в том, что обеспечить собственную безопасность можно только при наличии собственной атомной бомбы.

В Северной Корее особенно не скрывали, что исследовательские работы по ядерной тематике продолжаются.

Бомба: рождение

Ровно 12 лет тому назад, 9 сентября 2004 года, южнокорейским разведывательным спутником был зафиксирован сильнейший взрыв в отдалённом районе КНДР (провинция Янгандо), неподалёку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырёх километров.

13 сентября власти КНДР объяснили появление облака, похожего на ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС Самсу.

Ни южнокорейские, ни американские специалисты не подтвердили, что речь действительно шла о ядерном взрыве.

Западные эксперты считали, что для создания полноценной атомной бомбы у КНДР нет нужных ресурсов и технологий, и речь идёт о потенциальной, а не о непосредственной опасности.

28 сентября 2004 года заместитель министра иностранных дел КНДР заявил на сессии Генеральной ассамблеи ООН, что Северная Корея уже превратила в ядерное оружие обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании сил ядерного сдерживания в условиях, когда США провозгласили своей целью уничтожение КНДР и угрожают превентивными ядерными ударами.

10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые официально заявил о создании в стране атомного оружия. К этому заявлению в мире отнеслись как к очередному блефу Пхеньяна.

Полтора года спустя, 9 октября 2006 года, КНДР впервые объявила о проведении успешного испытания ядерного заряда, причём о его подготовке заявлялось перед этим публично. Малая мощность заряда (0,5 килотонны) вызвала сомнения в том, что речь шла об атомном устройстве, а не об обыкновенном тротиле.

Ускорение по-северокорейски

25 мая 2009 года КНДР провела очередные ядерные испытания. Мощность подземного ядерного взрыва, по оценке российских военных, составила от 10 до 20 килотонн.

Спустя четыре года, 12 февраля 2013 года, Северная Корея провела очередное испытание атомной бомбы.

Несмотря на принятие новых санкций в отношении КНДР, сохранялось мнение - Пхеньян далёк от создания мощных устройств, которые могут использоваться в качестве реального оружия.

10 декабря 2015 года лидер КНДР Ким Чен Ын заявил о наличии у его страны водородной бомбы, что означало новый шаг в создании ядерного оружия. 6 января 2016 года был произведён очередной испытательный взрыв, который КНДР объявила испытанием водородной бомбы.

Нынешнее испытание южнокорейские источники называют самым мощным за всю ядерную программу КНДР. Обращает на себя внимание и то, что промежуток между испытаниями получился самым коротким за все годы, что свидетельствует о том, что Пхеньян серьёзно продвинулся вперёд по части совершенствования технологий.

А главное, Северная Корея заявила, что данное испытание было проведено в рамках разработки ядерных боеголовок, которые могут размещаться на баллистических ракетах.

Если это действительно так, то официальный Пхеньян вплотную подошёл к созданию реального боевого ядерного оружия, что в корне меняет ситуацию в регионе.

Ракеты летят всё дальше

Сообщения в СМИ о ситуации в КНДР, часто появляющиеся благодаря южнокорейским источникам, создают превратное впечатление о Северной Корее. Несмотря на бедность населения и прочие проблемы, эта страна не является отсталой. Там вполне достаточно специалистов в передовых отраслях, в том числе в ядерных и ракетных технологиях.

Об испытаниях северокорейских ракет обыватели говорят со смешком - снова взорвалась, снова не долетела, опять упала.

Военные же эксперты, следящие за ситуацией, утверждают - специалисты КНДР за последние годы сделали мощный технологический рывок.

К 2016 году в КНДР создана мобильная одноступенчатая жидкостная баллистическая ракета «Хвасон-10» с дальностью стрельбы около трёх тысяч километров.

Летом же текущего года была успешно испытана ракета «Пуккыксон-1». Эта твердотопливная ракета предназначена для вооружения подводных лодок. Её успешный запуск был произведён именно с подводной лодки ВМС КНДР.

Это совершенно не вяжется с представлениями о Северной Корее как о стране со ржавыми старыми советскими самолётами и китайскими танками.

Эксперты обращают внимание - количество испытаний в КНДР в последние годы стремительно возрастает, а техника становится всё сложнее.

В течение нескольких лет Северная Корея способна создать ракету с дальностью полёта до 5000 км, а затем и полноценную межконтинентальную баллистическую ракету. Причём она будет оснащена самой настоящей ядерной боеголовкой.

Что делать с Северной Кореей?

Почти нет сомнений в том, что санкции в отношении КНДР будут ужесточены. Но прежний опыт говорит - на Пхеньян это никоим образом не влияет.

Более того, товарищ Ким Чен Ын, в отличие от своих родственников и предшественников, вовсе не шантажирует мир ядерными разработками, а создаёт реальный ракетно-ядерный арсенал.

Причём его не останавливает даже откровенное раздражение главного союзника - Пекина, не заинтересованного в нагнетании обстановки в регионе.

Возникает вопрос: а что вообще можно сделать с Северной Кореей? Даже те, кто крайне негативно воспринимает режим товарища Кима, убеждены, что раскачать ситуацию изнутри не получится. Убедить Пхеньян «вести себя хорошо» не удаётся ни друзьям, ни врагам.

Военная операция против Северной Кореи сегодня обойдётся США значительно дороже, чем в начале 1990-х, когда администрация Клинтона строила подобные планы. К тому же ни Россия, ни Китай не допустят у своих границ войны, которая имеет все перспективы превратиться в Третью мировую.

Теоретически, Пхеньян могли бы удовлетворить гарантии, обеспечивающие сохранение режима и отсутствие попыток его демонтажа.

Вот только новейшая история учит, что единственной подобной гарантией в современном мире является «ядерная дубинка», над созданием которой и трудится Северная Корея.





Метки:

Северная Корея заявляет, что обладает ядерным оружием, однако оценки арсенала в зависимости от источника существенно разнятся. Так, Пхеньян неоднократно объявлял, что обладает 50 ядерными зарядами, мощности которых хватит для уничтожения Южной Кореи, Японии и США. Исследователи же авторитетного Американо-корейского института при Университете Джона Хопкинса (США) сообщают, что на вооружении КНДР находятся от 10 до 16 ядерных боеголовок и бомб. Институт Брукингса (США) же рапортует о том, что Северная Корея обладает лишь 8 зарядами.

Способна ли Северная Корея нанести ядерный удар?

Способна ли Северная Корея самостоятельно производить ядерное оружие?

Да, способна. Страна обладает не только технологиями, но и необходимой инфраструктурой: ядерным комплексом в Йонбене. Правда, точной информации о количестве оружейного плутония, который способен производить этот комплекс, в свободном доступе нет. Дело в том, что северокорейские власти не пускают на ядерный объект специалистов МАГАТЭ*.

7 июня 2015 года Государственный департамент США обвинил КНДР в создании нового подземного ядерного комплекса, цель которого — производство оружейного плутония для ядерных боеголовок и бомб.

В чём заключается ядерная доктрина Северной Кореи?

В ядерной доктрине Северной Кореи написано, что «ядерное оружие служит для сдерживания противника и нанесения ответного удара в случае агрессии». Пхеньян также отмечает, что ядерная программа ему нужна для развития в стране системы атомных электростанций (АЭС).

Может ли международное сообщество как-то повлиять на ход северокорейской ядерной программы?

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) (англ. IAEA, сокр. International Atomic Energy Agency) — международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии. Основана в 1957 году. Штаб-квартира расположена в Вене.

В свете последних событий, касающихся ядерной программы КНДР, вновь выходит на первый план международной политики. Воинственные заявления официального Пхеньяна, которые следуют одно за другим практически каждый день, только подливают масла в огонь. 30 марта КНДР заявила о том, что ее отношения с Южной Кореей «вступили в военную фазу», а все проблемы теперь будут решаться «как в военное время». Если брать в расчет данные формулировки, что Северная Корея фактически объявила войну своему южному соседу. В то же время официально обе стороны конфликта более чем 60-летней давности мирного договора ранее и не подписывали.

Вместе с тем, республика Корея не склонна излишне драматизировать ситуацию. Заявления КНДР в Сеуле расценивают, как продолжение политики словесного шантажа. Министерство обороны Южной Кореи подтвердило тот факт, что в войсках северного соседа не замечено каких-либо признаков подготовки к нападению и необычных передвижений войск. В то же время, несколько дней назад глава туристической организации КНДР, посетивший Китай, заверил обеспокоенных китайских туроператоров в том, что «войны не будет», призвав их присылать в Страну чучхе «как можно больше туристов». Стоит отметить, что пятидневные экскурсии в КНДР с посещением городов Пхеньян, Кэсон, Вонсан, а также гор Кымгансан обходятся желающим почти в 1000 долларов. В стране, которая испытывает острый недостаток иностранной валюты, туризм играет очень важное значение.

Ядерная программы КНДР

КНДР одна из первых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которая развернула секретные работы по овладению военной ядерной технологией. Во многом это объясняется той ситуацией, которая сложилась на Корейском полуострове после завершения Второй мировой войны и которая вылилась в полномасштабную Корейскую войну 1950-1953 годов между Севером и Югом. В эту военную кампанию оказались втянутыми США и их союзники, а также КНР и СССР. Поддержанию напряженности в данном регионе в немалой степени способствовало размещение на территории Южной Кореи американских войск и арсенала американского тактического ядерного морского и воздушного базирования. В свое время у руководства Северной Кореи были серьезные опасения на тот счет, что в ходе возможного военного конфликта на полуострове это оружие может пойти в ход.

Первый правитель КНДР Ким Ир Сен придавал очень большое значение ракетно-ядерным исследованиям. Он одним из первых лидеров стран третьего мира оценил потенциальные возможности нового оружия и не смотря на большое количество трудностей стал добиваться обладания им. Первый наглядный урок ему преподали США, когда нанесли ядерные удары по японским городам Хиросима и Нагасаки. Эти натурные испытания нового оружия произвели на него ошеломляющее впечатление. И наглядно продемонстрировали будущему северокорейскому лидеру, что ядерное оружие - это не «бумажный тигр» и его использование в военных целях может иметь решающее значение в достижении победы над противником. Второй урок Ким Ир Сен получил во время Корейской войны, когда военно-политическое руководство США всерьез рассматривало возможность нанесения ядерных ударов по Северной Корее. Стоит отметить, что лидер КНДР оказался прилежным учеником и создание собственного ядерного оружия стало одной из главных программ КНДР на долгие десятилетия.

Активным началом работ по ядерной программе можно считать основание в 1964 году научно-исследовательского центра в Йонбене, где наряду с исследованиями в области ядерной энергетики вскоре начались и военно-прикладные исследования. Данный центр был основан при непосредственной поддержке СССР. Уже в 1965 году здесь был введен в эксплуатацию первый исследовательский реактор ИРТ-2000, мощностью в 2 МВт. С 1985 года в Йонбене началось строительство еще одного ядерного реактора, в этот раз его мощность должна была составить 50 МВт. Также в районе Тхончхона было развернуто строительство реактора мощностью 200 МВт. По оценкам специалистов, данные реакторы обладают двойным назначением.

Вопросами ядерной программы в КНДР непосредственно руководит Министерство атомной промышленности, которое входит в состав Государственного административного совета (кабинета министров). Сегодня, когда конструкция простейших ядерных зарядов перестала быть секретом, наиболее критическим элементом военных ядерных программ выступает получение необходимого количества расщепляющихся веществ - плутония или высокообогащенного урана. Для своей ядерной программы Северная Корея выбрала плутоний в качестве основного базового расщепляющегося вещества. Именно поэтому наибольшую практичную ценность имеет информация о том, каким объемом оружейного плутония располагает в настоящее время Северная Корея.


В то же время высокая секретность и закрытость северокорейского общества не дают возможности дать на этот вопрос однозначный ответ. Поэтому здесь можно опираться лишь на информацию спецслужб, которая была передана СМИ и результаты приближенных расчетов. Так, к примеру, для определения примерного объема наработанного в реакторах плутония специалисты часто применяют следующую простую зависимость: в течение суток работающий реактор в состоянии произвести 1 грамм плутония на каждый мегаватт своей мощности. Исходя из этого реактор в Йонбене мощностью в 5 МВт в состоянии произвести 5 гр. плутония в сутки или до 1,8 кг. в год, а 50-мегаватный реактор уже до 20 кг. плутония в год, что достаточно для изготовления 4-5 ядерных боеприпасов.

В течении последних десятилетий в КНДР велись работы по созданию обширной ядерной инфраструктуры, которая включает в свой состав не только научно-исследовательские, но и производственные предприятия. В настоящее время широкой общественности известно местоположение основных ядерных объектов КНДР.

Местоположение объектов ядерной инфраструктуры Северной Кореи

Йонбен
Является фактически главным центром по проектированию и изготовлению ядерного оружия. Исследовательский центр атомной энергии, в состав которого входят: Институт ядерной электроники, Институт ядерной физики, Институт радиационной химии, Институт изотопов, Радиохимическая лаборатория, Критическая сборка мощностью 0,1 МВт, а также 3 реактора: реактор мощностью в 5 МВт, реактор тепловой мощностью в 8 МВт и реактор мощностью в 50 МВт. Также в составе центра действуют завод ядерного топлива, предприятие по переработке изотопов и полигон для испытаний взрывных устройств.

Ядерные объекты в Йонбене


Сунчхон, Унги, Хыннам
Действующие урановые рудники.

Кусон
Предприятие по переработке урана, получение UO2 - диоксида урана.

Наннам
Исследовательский центр ядерной энергии.

Пакчхон
Действующий урановый рудник и обогатительное предприятие, исследовательский центр атомной энергии. Предположительно в данном центре ведутся разработки ядерного оружия.

Пхенсан
Производство диоксида урана, Предприятие по добыче и переработке урановой руды.

Пхенсон
Исследовательский центр атомной энергии и Пхенсонский научный университет.

Пхеньян
Колледж ядерной физики в составе Технологического университета им. Ким Чхека и Колледж ядерной физики при Университете имени Ким Ир Сена.

Хамхын
Университет химической промышленности, занимается подготовкой специалистов в области переработки ядерных материалов.

Анализ ядерной инфраструктуры Северной Кореи свидетельствует о широком фронте работ в данной области. При этом они охватывают все стороны этой достаточно сложной научно-технической проблемы. Обращает на себя внимание и тот, факт что в КНДР были созданы крупные научно-исследовательские центры, которые в состоянии вести не только теоретические, но и практические исследования в данной области. При этом наиболее слабым звеном выглядят имеющиеся в распоряжении КНДР производственные мощности для получения оружейного плутония. Данный недостаток выступает основным ограничивающим фактором для Северной Кореи в вопросе накопления ее военного ядерного арсенала.


Северная Корея, присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в декабре 1985 года, но уже в марте 1993 года заявила о своем желании выйти из него. Однако выход затянулся на 10 лет, в течение которых КНДР, если называть вещи своими именами, шантажировала мировое сообщество данным вопросом, используя его как козырь в своей международной политике. 11 января 2003 года КНДР формально освободилась от всех обязательств по ДНЯО.

10 февраля 2005 года Северная Корея впервые официально признала факт наличия ядерного оружия собственного производства. Об этом сообщил МИД страны, который отметил, что ядерное оружие КНДР является «силой ядерного сдерживания» и носит «всецело оборонительный» характер. 9 октября 2006 года в КНДР провели первое подземное испытание ядерного устройства. По информации российских специалистов, мощность подземного взрыва составила 10-15 кт.

Под давлением мирового сообщества КНДР на 3 года приостановила свою ядерную программу, но в итоге вновь возобновила ее 14 апреля 2009 года. По требованию Северной Кореи страну покинули инспекторы МАГАТЭ. 25 мая 2009 года КНДР провела вторые ядерные испытания. По информации Минобороны России мощность испытанного ядерного заряда составила от 10 до 20 кт. Также в мае 2010 года КНДР заявила об успехах в термоядерном синтезе, что может увеличить мощность ее ядерных боеприпасов в сотни раз.


В конце 2012 года Минобороны Южной Кореи выпустило «Белую книгу», в которой были приведены мнения экспертов как из Южной Кореи, так и из США о расширении ядерной программы Северной Кореи. Подвергнув анализу снимки из космоса, эксперты заявили о наличии у КНДР других предприятий по обогащению уран, кроме крупного центра в Йонбене. Также в данной книге содержалась информация о том, что Северная Корея располагает примерно 40 кг. оружейного плутония, который был получен путем четырехкратной переработки отработанных топливных стержней.

Очередному витку обострения международной напряженности на корейском полуострове способствовали третьи ядерные испытания КНДР, которые были проведены 12 февраля 2013 года. Российские спецслужбы оценили мощность взорванного ядерного устройства в 5 кт. После проведения третьих ядерных испытаний риторика КНДР приобрела более агрессивный характер и привела к очередной эскалации конфликта двух Корей, пока что лишь в форме словесных нападок и угроз.

Источники информации:
-http://ria.ru/spravka/20130330/930107861-print.html
-http://www.rg.ru/2013/03/30/kndr-site.html
-http://world.lib.ru/k/kim_o_i/ab.shtml

В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные