Для чего нужно вступления в сро. Работы по устройству внутренних инженерных систем и оборудования

Ранее на различные виды работ (например, в сфере инженерии, строительства, проектирования) требовалось государственное лицензирование. Получить лицензию было гораздо сложнее, чем стать обладателем допуска на работы, выдаваемого руководством СРО.

Члены СРО оказывают друг другу самую разнообразную информационную и правовую поддержку.

Чтобы вступить в СРО, надо подготовить пакет документов и внести соответствующие взносы, которые могут варьировать. Особо солидные организации требуют не только высоких взносов при вступлении, но и тщательно проверяют новых членов по ряду параметров. Например, их может заинтересовать материальная база Вашей фирмы, порядок в документации, уровень образования руководства и коллектива, проекты, в которых Вы принимали участие и т. д.

Надо сказать, что в случае некачественного выполнения работ одним из членов СРО, ответственность понесет вся организация. На этот случай существует компенсационный фонд , представляющий из себя основную статью расхода при вступлении.

При вступлении многие задаются вопросом, как проверить СРО, ведь сейчас на рынке существует огромное количество мошеннических фирм-однодневок. Они собирают довольно внушительную сумму денег, которая вносилась членами в компенсационный фонд, и исчезают. Чтобы проверить ту или иную организацию, надо обратиться к государственному реестру, где зарегистрированы все реальные саморегулирующиеся организации. Их список можно легко найти в сети.

Многих также интересует, что будет если не вступать в СРО.

Если Ваше вступление не состоится, Вы просто не сможете легально выполнять большую часть работ, связанных с безопасностью зданий и людей.

По закону вступление в СРО не имеет территориальных ограничений.

Вы можете вступить в партнерство в Красноярске, а работать при этом в Москве. В провинции размер взносов может быть ощутимо меньше, а условия вступления при этом будут гораздо более лояльные. Возможен и обратный вариант. Вы можете работать в провинции, а в саморегулирующееся партнерство вступить в Москве. Это послужит созданию более солидного имиджа Вашей компании. Однако если Вы хотите принимать активное участие в жизни и деятельности партнерства, то имеет смысл поискать что-то территориально близкое.

Спектр работ, которые Вы можете осуществлять, прописывается в специальном допуске, выдаваемом только после вступления в организацию. При желании список работ может быть расширен. Для этого нужно обратиться к администрации с соответствующим заявлением. Требования, предъявляемые к получающим допуск, разрабатывает сама СРО.

Аналитическая служба ГеоИнфо

После вступления в силу всех положений 372-ФЗ многие изыскатели столкнулись с таким интересным явлением, как свобода выбора. Оказалось, что предприятия малого бизнеса, которые не заключают договоры подряда с застройщиками и техническими заказчиками, а работают на субподряде, могут и не быть членами СРО. В этот момент, правда, тут же выяснилось, что эта свобода ограничена собственными долгосрочными коммерческими интересами и интересами постоянных деловых партнеров – заказчиков и крупных генподрядных структур. СРО в этой ситуации вынуждены думать о вариантах повышения собственной конкурентоспособности, чтобы не растерять членов.

О юридических основаниях сохранения или не сохранения членства изыскательских организаций в СРО и причинах, по которым резкого снижения общей численности членов СРО не происходит, читайте в публикации «ГеоИнфо».

Просматривая на днях диалоги участников популярного изыскательского форума geobus.ru, журналисты «ГеоИнфо» совершенно неожиданно для себя обнаружили, что несмотря на всю ту огромную разъяснительную работу, которая проводилась Минстроем, Национальными объединениями строительной сферы, да и нашей редакцией, многие основополагающие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу в результате принятия полтора года назад федерального закона №372-ФЗ, всё ещё являются предметом осмысления и различных интерпретаций со стороны представителей профессионального сообщества. Поводом для новых обсуждений становятся многочисленные подзаконные акты, которые Минстрой время от времени выпускает в связи с изменениями базовых положений ГрК. И самое интересное здесь в том, что всякий раз, когда изыскатели ощущают себя некоторым образом «на распутье» (например, в связи с появлением обновленных нормативных документов), больше всего споров и разночтений вызывает именно вопрос обязательности или добровольности членства в СРО.

Согласно данным РАСК, около 96% членов СРО в области инженерных изысканий относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса или являются индивидуальными предпринимателями. Членство в СРО обходится им достаточно дорого. Зарабатывают они свои «копейки» тяжелым трудом. К тому же получить заработанное в наших реалиях тоже далеко не всегда просто. Любые неоднозначные формулировки воспринимаются ими… как-то не сразу.

Членство в СРО с принятием 372-ФЗ превратилось для них из обязательного в добровольно-обязательное, так и не став при этом близким и понятным. Попробуем разобраться в ситуации по порядку.

Новая редакция Положения об организации и проведении госэкспертизы

Незадолго до Нового года было официально опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. №1559 «О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Данное Положение было утверждено в своё время Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Изменения внесли как раз в целях приведения его в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Только что принятым Постановлением сделаны небольшие дополнения в перечень документов, который необходимо предоставлять в момент сдачи результатов инженерных изысканий и проектной документации в органы государственной экспертизы. В частности, уточняется, что при передаче материалов требуется действительная на этот момент выписка из реестра СРО, членом которой является исполнитель. Такая выписка предоставляется, если по закону для подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий исполнителю требуется членство в СРО. В ином случае госэкспертизе направляются документы, подтверждающие, что членство в СРО не требуется.

Самый «суровый» из всех законов

На первый взгляд, всё выглядит логично. Федеральный закон №372-ФЗ был принят в июле 2016 года. К 1 декабря того же года юридические лица и индивидуальные предприниматели-члены СРО должны были определиться, необходимо ли им сохранить своё членство в этих организациях. И на самом деле те, кому в соответствии с положениями 372-ФЗ членство в СРО не требуется, давно уже оттуда вышли. Однако оказывается, что не всё так просто в нашей проектно-изыскательской сфере. Слишком много разных интересов здесь необходимо учитывать.

Главными с точки зрения понимания вопроса о необходимости членства изыскателей в СРО являются довольно мудрёные формулировки части 2 Статьи 47 Градкодекса РФ. В ней говорится, что индивидуальные предприниматели или юридические лица должны быть членами СРО, если они выполняют работы по договорам подряда. Речь при этом идет именно о тех договорах, которые заключены напрямую со следующими категориями юридических лиц:

  • застройщик;
  • технический заказчик;
  • лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Далее в тексте закона идет оговорка «если иное не предусмотрено настоящей статьей», которая несколько усложняет понимание, однако ситуацию кардинально не меняет. Но об этом чуть ниже. Пока на всякий случай уточним, что во всех трех перечисленных случаях необходимость членства в СРО не зависит от размера обязательств по каждому конкретному договору подряда. Потому что никаких указаний на сей счёт ни в одной статье Градкодекса нет.

И вот здесь мы подходим к самому интересному. В тексте той же части 2 статьи 47 читаем следующее: «работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций». Это означает, что в соответствии с Градкодексом, с 1 июля 2017 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по инженерным изысканиям на условиях субподряда, членство в саморегулируемых организациях в соответствии с Градкодексом однозначно обязательным не является. Здесь же следует заметить, что в соответствии с пунктом 5.2 статьи 48 ГрК РФ, генеральным подрядчиком или организатором и координатором тех работ, которые осуществляют небольшие изыскательские компании, может выступать и проектная организация. В этом случае генеральный проектировщикимеет право привлекать на условиях субподряда для выполнения инженерных изысканий юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, не являющихся членами СРО. Однако выполнение инженерных изысканий в рамках своего договора подряда с заказчиком в такой проектной организации должен обеспечивать специалист по организации инженерных изысканий (главный инженер проекта), включенный в Национальный реестр, как специалист в области инженерных изысканий, либо как специалист по двум направлениям деятельности – архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания.

Малый бизнес и саморегулирование

Еще весной 2016 года на этапе обсуждения законопроекта о внесении изменений в Градкодекс было понятно, что упомянутое выше новое положение статьи 47 ГрК напрямую касается абсолютного большинства изыскательских организаций, которые в силу сложившегося положения дел в отрасли как раз и выполняют полевые изыскательские работы на условиях субподряда. Тем не менее, массового одномоментного выхода этих предприятий из СРО не последовало. Это стало ясно 1 декабря 2016 года, когда наступила контрольная дата, до которой члены СРО должны были определиться относительно своего будущего статуса. Определенное снижение общей численности СРО стало ощущаться только во второй половине 2017 года. С чем это связано?

Несомненно, большую роль сыграла определенная инерция и консервативное мышление руководителей малых изыскательских предприятий. Согласитесь, что руководитель уже в силу своего статуса и ответственности должен быть немного консерватором. А такой человек не подвержен колебаниям из-за каждого дуновения ветра. И пресса ему однозначно не указ. Поэтому после того, как возглавляемое им предприятие в течение 6 лет работало на основании разрешительного документа, выданного саморегулируемой организацией, предлагать ему работать дальше вообще без разрешительных документов (кроме регистрации в реестре ЕГРЮЛ) – это как-то слишком смело.

Кроме того, не следует забывать, что членство в саморегулируемом союзе или ассоциации даёт определенные материальные выгоды. Например, в виде льготных условий страхования. Кроме того, член СРО оказывается частью определенного профессионального сообщества. Насколько успешно реализует данная организация свой потенциал, зависит в том числе от выбора и дальнейших действий самих членов. Это может быть просто бюрократическая структура или лавка по продаже разрешительных документов. А может быть и центр компетенции, сформированный вокруг крупного предприятия с давними традициями или научного или образовательного центра.

После вступления в силу положений 372-ФЗ и особенно упомянутого положения статьи 47 многие изыскатели столкнулись с таким интересным явлением, как свобода выбора. И в этот момент выяснилось, что эта свобода на самом деле ограничена собственными долгосрочными коммерческими интересами и интересами постоянных деловых партнеров. Прежде всего, здесь следует учитывать желание генподрядных организаций распределить страховые риски и вероятные компенсационные издержки в случае причинения ущерба вследствие недостатков работ между всеми исполнителями. Кроме того, в законодательстве о строительном саморегулировании появилось понятие компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Страховые компании пока с большой опаской присматриваются к новому для себя рынку. А генеральные подрядчики очень быстро поняли, что ответственность за срыв сроков выполнения работ со своими субподрядчиками надо делить. Иначе, согласитесь, никакого КФ ОДО не хватит!

В результате членство очень многих небольших изыскательских предприятий в СРО вместо необязательного по закону стало добровольно-обязательным в силу неформальных рекомендаций, полученных фактически от заказчиков, которые на постоянной основе приглашают их выполнять работы на условиях субподряда.

Вместе с тем, после вступления в силу положений 372-ФЗ и заказчики, и генподрядчики постепенно начинают осознавать, что членство в СРО некоторым категориям предприятий малого бизнеса на самом деле не нужно. Например, когда регистрация новых юридических лиц производится исключительно в целях оптимизации налогообложения в рамках одного отдельно взятого крупного строительного проекта. В этом случае единственным интересантом могли бы оставаться функционеры СРО, в деятельности которых усматриваются признаки коммерциализации. Однако их услуги, связанные с быстрым и формальным исполнением всех новых требований законодательства, могут оказаться слишком дорогими. В результате неизбежно возникает вопрос: а стоит ли так напрягаться, превращая саморегулирование в суррогат?

Именно поэтому снижение численности членов СРО происходит, скорее, не за счет отказа от членства в СРО уже зарегистрированных юридических лиц, а в результате того, что «старшие братья» – заказчики и генеральные подрядчики перестали требовать от вновь зарегистрированных малых предприятий туда вступать. С учетом постоянной естественной убыли количества юридических лиц в результате банкротств и ликвидаций, это обстоятельство, скорее всего и определяет наметившуюся тенденцию постепенного снижения общего количества челнов СРО в области инженерных изысканий.

Государственный «крупняк»

В общем и целом рассмотрев самую главную проблему, перейдем теперь к той формулировке, которую отложили «на потом». В части 2.1 той же самой статьи 47 ГрК РФ приводится перечень из четырёх видов организаций, которым не требуется членство в СРО. Формулировки закона крайне сложны для восприятия. Если коротко, то членство в СРО необязательно для следующих категорий юридических лиц:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения;
  • коммерческие организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов;
  • юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями;
  • юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов.

Отметим также, что для каждой из упомянутых категорий Градкодекс подробно описывает случаи, когда членство в СРО не требуется. Например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не обязаны быть членами СРО в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. То есть получается, что если заказчиками ГУПа по одному конкретному договору подряда одновременно являются и государственная, и коммерческая организация (например, в случае реализации проекта государственно-частного партнерства), то членство в СРО от этого ГУПа потребуется. Вот почему никто из крупных государственных и муниципальных СРО после вступления в силу положений 372-ФЗ выходить из своих саморегулируемых организаций не стал.

Добавим к этому, что членство в СРО точно не потребуется, если инженерные изыскания проводятся для целей индивидуального жилищного строительства.

О возможных последствиях трансформации саморегулирования

Как бы то ни было, работать в период перемен в строительном саморегулировании действительно непросто. Хотя и очень интересно. Заметим, что некоторое снижение общего количества членов СРО до настоящего времени пока не привело к потере статуса тех организаций, где количество членов не на много превышает минимум (50 членов). Этого говорит о том, что системообразующие саморегулируемые организации по-прежнему укомплектованы достаточным количеством сильных и стабильных компаний. Это и позволяет им развиваться дальше. Решения Ростехнадзора о ликвидации ряда СРО, в деятельности которых отмечены нарушения, вместе со снижением общего количества членов СРО в дальнейшем приведут лишь к усилению системы саморегулирования в целом.

Общая нестабильная ситуация, связанная с длительным периодом трансформации системы и её настраиванием, скорее всего, заставит саморегулируемые организации подумать о возможности усиления своих конкурентных преимуществ. Это может быть связано с какими-то новыми формами координации бизнеса своих членов, поиском возможностей для налаживания каналов льготного кредитования и более дешевого коллективного страхования их профессиональной деятельности, развитием центров повышения квалификации специалистов. В ближайшие год-два общая численность членов, скорее всего, достигнет своего минимума, после чего снова будет увеличиваться. Но это, вероятно, будет уже совсем другое саморегулирование.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 15 ДЕКАБРЯ 2017 г. №1559 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №11, ст. 1336; 2012, №17, ст. 1958; 2015, №31, ст. 4700; №50, ст. 7178, 7181; 2016, №48, ст. 6766; 2017, №19, ст. 2843; №21, ст. 3015).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ
1. В пункте 13:
подпункт «к» изложить в следующей редакции:
«к) выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий;»;
дополнить подпунктами «к(1)» и «к(2)» следующего содержания:
«к(1)) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте «к» настоящего пункта);
выписка (выписки) из Единого государственного реестра юридических лиц;
выписка (выписки) из реестра акционеров (для исполнителей работ, являющихся юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме акционерных обществ);
договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, в том числе в случае привлечения к исполнению обязательств по договору (договорам) иных лиц договор (договоры), заключенный (заключенные) генеральным подрядчиком с субподрядчиками (или их копии в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);
к(2)) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);».
2. В пункте 14 слова «подпунктах «а» и «е» - «к» пункта 13» заменить словами «подпунктах «а» и «е» - «к(2)» пункта 13».
3. В пункте 16 слова «заверенной копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по инженерным изысканиям» заменить словами «выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий».

01.08.2015 14:46:00

Для многих компаний вступление в саморегулируемую организацию стало обязательным требованием – допуск СРО сегодня во многих отраслях заменил лицензию государственного образца. Как же вступить в СРО, каким требованиям необходимо соответствовать, можно ли вступить в СРО без сторонней помощи? Ответы на все эти вопросы – в нижеприведенной статье.

Для чего необходимо вступление в СРО?

В большинстве случаев в СРО вступают для того, чтобы получить свидетельство о допуске СРО (в строительстве, проектировании, инженерных изысканиях и др.). Это касается обязательных СРО, вступление в которые – необходимое условие для осуществления целого перечня видов экономической деятельности. В добровольные же саморегулируемые организации вступают для того, чтобы подтвердить высокий статус и репутацию своей компании, обозначить ее место на рынке и добавить веса в глазах заказчика.

Если главная цель – получение допуска СРО, что же входит в требования такой организации? Это зависит как от типа СРО, так и от самой организации: закон оговаривает минимальные требования к кандидату, но руководство СРО может ужесточать эти минимальные требования, а также вводить дополнительные, на свое усмотрение.

Требования к добровольным СРО, как правило, ниже, чем к обязательным. Это обусловлено тем, что нужно для создания новой СРО: определенное минимальное количество членов. И до тех пор, пока законодательное требование не будет исполнено, организация будет пребывать в статусе НКО, а не СРО. Поэтому вступить в молодые, пока еще только формирующиеся СРО намного проще, чем в зарегистрированные СРО с заслуженной репутацией.

Какие требования выдвигают саморегулируемые организации к кандидатам на вступление в них?

Все требования СРО можно разделить на две группы: оговоренный законом минимум и дополнительные требования. Причем дополнительные требования могут проявляться как в виде ужесточения законодательного минимума (например, более высокий порог взноса в компенсационный фонд), так и в виде условий, введенных данной организацией по своему усмотрению (например, требования, касающиеся обязательного наличия сертификата ИСО или относительно обязательного страхования ответственности перед третьими лицами – в законе это просто рекомендация).

Минимально оговоренные в законе требования существенно меняются для разных типов СРО, потому ответить на вопрос, что нужно для , невозможно без указания на тип СРО (СРОС, СРОП, СРОИ).

Квалификационные требования

Квалификационные требования выдвигаются для всех типов СРО без исключения. Все квалификационные требования можно разделить на следующие:

  • требования к образованию, стажу и квалификации руководителя;
  • требования по численности сотрудников требуемой квалификации, их стажа и образования;
  • требования по повышению квалификации.

Что нужно, чтобы вступить в СРО? Во-первых, необходимо ознакомиться с минимально необходимыми требованиями, которые определены в законе, проверить, какие из них не соблюдаются вашим предприятием (например, работники давно не проходили повышение квалификации или их численность стала недостаточной), устранить недочеты, подготовить пакет документов, подтверждающих стаж, образование и квалификацию, выбрать СРО для вступления и свериться с ее требованиями.

Следует быть готовым к тому, что требования некоторых СРО могут быть жестче, чем того требует законодательно оговоренный минимум.

Конкретные требования к кадровому составу зависят от того, какой экономической сферы касается СРО, а также от того, идет ли речь о работе с особо опасными объектами (касается СРОС, СРОП и СРОИ).

Если речь идет об ИП в строительной сфере, то это физическое лицо должно иметь образование соответствующего профиля (высшее или среднее), а также стаж по данному профилю от 5-7 лет и выше. Руководитель строительной фирмы или руководитель отдела (подразделения) должен иметь диплом о высшем образовании по данной специальности, а также стаж от 5 лет. Требования к штату также будут очень строги – это должны быть или три специалиста с высшим профильным образованием и стажем свыше трех лет у каждого, или же пять специалистов со средним образованием и стажем от пяти лет и выше. При этом ваша компания для сотрудников должна быть основным местом работы (привлечь совместителя не получится). Требования к повышению квалификации – от одного раза в 5 лет и чаще. Повышение квалификации и переаттестации должны подтверждаться свидетельствами, стаж – выписками или копиями трудовой книжки, образование – дипломами и т.д.

Если же речь идет о сфере проектирования, минимальные требования здесь несколько иные – минимальное количество специалистов – три, но все они должны быть с высшим образованием по данному профилю. При этом минимальный стаж – от пяти лет. А вот проходить повышение квалификации необходимо с той же частотой.

Требования по материально-техническому оснащению

Что еще нужно для получения СРО в строительстве? Наличие соответствующей материально-технической базы. Данная группа требований характерна именно для СРОС – конкретный перечень необходимого оборудования зависит от того перечня работ, на которые получают допуск СРО. При этом оборудование должно быть в надлежащем состоянии, неизношенным, соответствовать по своим параметрам (например, грузоподъемность) тем работам, для которых будет использоваться и т.д. Вся документация на вашу материально-техническую базу должна быть в полном порядке, в ней должны быть зафиксированы техосмотры, ремонтные работы и т.д.

При этом закон допускает, что ваше техническое оснащение может не только принадлежать вашей компании, но и быть взятым в аренду или в лизинг. Это открывает просторы для спекуляции – вам могут предложить за умеренную плату предоставить необходимое оборудование в аренду на время. Идти по этому пути не следует, ведь от качества оборудования зависит сама безопасность строительных работ и их конечный результат.

Кроме того, руководство СРО должно проводить регулярные проверки, и если окажется, что вы просто подогнали свою материальную базу под требования СРО на момент вступления, это чревато прекращением вашего допуска. Аналогично – и что касается кадров. Если вы набрали сотрудников только для того, чтобы пройти процедуру получения допуска, а затем их уволили, вступили в СРО и перестали проходить повышение квалификации, вас могут лишить членства, а ваш допуск аннулировать.

Лицензионные и сертификационные требования

Чем лучше репутация СРО – тем выше ее требования к кандидатам на вступление. Многие из таких СРО требуют от кандидатов обязательного наличия сертификатов качества ИСО. Их необходимость не прописана в законе, и вы, в принципе, можете найти молодую или формальную СРО, где от вас его не потребуют.

Кроме того, для компаний, работающих с особо опасными, высокотехнологичными или уникальными объектами, наличие сертификата ИСО является обязательным по закону.

Поэтому о получении необходимых сертификатов менеджмента качества необходимо побеспокоиться заранее.

Еще один момент, который делают обязательным некоторые СРО, – это страхование гражданской ответственности перед третьими лицами. Закон стимулирует использование механизма страхования, снижая размер минимального взноса в компенсфонд для тех, кто страхует ответственность. Но в ряде СРО делают эту норму не просто рекомендуемой, но обязательной.

Как получить СРО самостоятельно? Просто выберите подходящую вам СРО и внимательно ознакомьтесь со всеми ее требованиями.

Требования по уплате взносов

Пока вы не уплатите вступительный взнос и взнос в компенсфонд, свидетельство о допуске СРО вам не выдадут. При этом главный «камень преткновения» - это не вступительный взнос, а существенная сумма, которую необходимо внести в компенсационный фонд. Особенно значительна его сумма в строительстве: если вы не страхуете ответственность, то его минимальный по закону размер (для минимальных генподрядов) – 1 миллион рублей, а если страхуете – 300 000 рублей. Этот взнос вернуть практически невозможно, даже если вы выйдете из СРО или ваша СРО будет ликвидирована.

Предоставить вам рассрочку СРО не имеет права – пока взнос не будет полностью внесен, свидетельства о допуске вам не видать. Единственный выход – оформить кредит в банке.

Здравствуйте! В данной статье мы познакомим вас с темой вступления в СРО. Рассмотрим вопросы обязательного и необязательного членства, последствия не вступления в СРО, а также рассмотрим перечень необходимых документов и многое другое.

Что такое СРО

(саморегулируемая организация) - некоммерческое объединение нескольких субъектов одного вида деятельности, профессии. СРО отвечает за работу своих участников, контролирует их, выдает допуск к особо сложным проектам.

У саморегулируемых организаций есть свои плюсы, благодаря которым, они становятся все более популярными в отечественном бизнесе:

  1. Можно получать заказы государства, участвовать в ;
  2. Можно выполнять опасные и дорогостоящие работы;
  3. Повышается имидж компании и доверие заказчиков, расширяются связи;
  4. СРО оказывает участникам правовую поддержку, защищает их интересы.

Вступление в СРО позволит компании осуществлять работы, к которым ограничен доступ. Конечно, это поднимет статус фирмы, доверие заказчиков к членам саморегулируемых организаций гораздо выше. Особенно это актуально для строительных, инженерных компаний, занимающихся аудитом.

Обязательное и необязательное членство

Членство в СРО бывает:

  1. Необязательным (для работающих в области рекламы, для управляющих компаний);
  2. Обязательным (для работ, влияющих на безопасность капитального строительства, а также в сфере энергетических обследований, теплоснабжения, аудита).

Узнать, попадает ли ваша деятельность под обязательное членство в СРО возможно из регулирующих ее законов. Всего на 2018 год различают около 20 видов СРО, практически внутри каждой встречаются особо важные работы, для выполнения которых обязательно необходимо членство.

К примеру, существуют СРО в области:

  • Пожарной безопасности;
  • Перевозчиков;
  • Медицины;
  • Строительства;
  • Коллекторов;
  • Микрофинансовых организаций;
  • Пищевой и перерабатывающей промышленности.

Последствия не вступления в СРО, отсутствия допуска

Заказчик работ, для выполнения которых по закону необходимо членство в СРО, вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения, если оказывается, что исполнитель не состоит в СРО. За первое нарушение организации грозит штраф, за повторное грозит требование суда о ликвидации фирмы.

Не всегда достаточно вступления в СРО. Помимо этого, для ряда проектов необходимо также получить свидетельство о допуске к работам.

- это вид свидетельства, получаемого организациями для осуществления работ на законных основаниях, выдается согласно правилам организации. Именно без допуска запрещено приступать к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства.

Различают следующие виды допусков:

  1. Строительный (включает в себя строительные и ремонтные работы);
  2. Проектный допуск (архитектурно-строительное проектирование);
  3. Изыскательный допуск (инженерные изыскания);
  4. Энергоаудиторский допуск (энергетические обследования);

Выполнение этих работ в отсутствии допуска приравнивается к нарушению руководителем уголовной ответственности, последствия могут быть как крупным штрафом, так и ликвидацией компании.

С 1 июля 2017 года допуски СРО отменены для компаний с долей участия государства более 50%, для организаций, занимающихся строительством, у которых договорные обязательства с заказчиком меньше 3 млн.руб., для компаний, которые созданы публично-правовыми образованиями, юридических лиц, где доля этих образований превышает 50%, а также для физлиц, производящих индивидуальное жилищного строительство, капремонт, реконструкцию своего дома.

Что необходимо для вступления в СРО

Вступить в СРО в 2018 году может любое зарегистрированное предприятие ( , ОАО, ), отвечающее требованиям определенной СРО. У каждой организации они свои, но чаще всего к ним относятся:

  1. Опыт, профессиональный стаж и образование руководителя компании;
  2. Квалификация и количество сотрудников (образование высшее и среднее специальное, соответственно профессии);
  3. Прохождение курсов повышения уровня квалификации, подтвержденное сертификатами;
  4. Имущество и недвижимость фирмы.

Конкретные требования для вступления в СРО устанавливаются в зависимости от сферы деятельности и от критериев отбора конкретной организации.

Приведем несколько примеров установленных законом минимальных требований:

Строительные и проектировочные фирмы Особо опасные строительные работы Проектировщики Аудиторы и оценщики
В штате минимум 3 сотрудника с высшим специальным образованием или 5 со средне-специальным Минимум в штате: 3 руководителя, 7 технических специалистов, 15 рабочих с профильным образованием. Лицензионное программное обеспечение, определенное количество и мощность компьютеров В штате три и более сертифицированных действующих специалиста
Все работники проходили курсы повышения квалификации не реже, чем раз в пять лет Международные сертификаты соответствия менеджмента качества
Для ИП необходимо высшее специальное образование, опыт работы более 5 лет

Документы, необходимые для вступления в СРО

Условия и документы для вступления в СРО тоже определяются конкретной организацией. Ознакомиться с деталями можно на персональном сайте организации, а так же через компанию-посредника, оказывающую услуги по сбору подобных документов.

Стандартный список выглядит так:

  1. Заявление с указанием конкретных видов работ, которыми намерен заниматься вступающий;
  2. Учредительные документы фирмы: договор, устав организации (их копии, заверенные нотариусом);
  3. Приказ о назначении в должность руководителя (заверенный печатью);
  4. (так же могут понадобиться копии и ОГРН);
  5. Подтверждение оплаты необходимых взносов;
  6. Подтверждение того, что выполняются все требования для вступления в определенную СРО.

Это могут быть:

  • Трудовые книжки работников;
  • Дипломы и прочие документы об образовании;
  • Различные сертификаты, полис страхования гражданской ответственности;
  • Права на собственность, сведения об имуществе компании.

Этапы вступления

Процедура вступления в саморегулируемую организацию состоит из следующих этапов:

  1. Определиться с направлением СРО и выбрать необходимые виды работ из общего классификатора.
    • Для строителей
    • Для проектировщиков
    • Для изыскателей
  2. Изучить отзывы о СРО, подходящих под вашу деятельность. Выбирайте саморегулируемые организации старше трех лет, с положительными отзывами и максимальной популярностью. Обратите внимание, что с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в законодательстве, в связи с которыми вы должны быть зарегистрированы с СРО в одном регионе.

Полный список всех официально зарегистрированных СРО РФ размещен на сайте проекта all-sro .

  1. Подготовить и подать пакет документов в СРО. Довольно длительный этап, подготовка всех документов может занять около месяца. Перечень документов и прочие требования зависят от выбранной СРО. Помощь на этом этапе могут оказать специальные коммерческие организации-посредники. СРО может проверять документы до 30 дней, и если заявление будет одобрено, то уже через три дня после принятого решения вы сможете приступать к выполнению заказов.
  2. По выставленному счету необходимо оплатить (на них зачастую предоставляется рассрочка).
  3. Получить свидетельство о вступлении в СРО.

Нарушение требований СРО, а также предоставление неполного пакета документов могут послужить причиной отказа на вступление.

Взносы

Теперь, что касается . Минимальные расходы на вступление в СРО составляют от 90 000 до 370 000 рублей.

Стоимость вступления в саморегулируемую организацию состоит из:

Взнос в компенсационный фонд Вступительный взнос Членские взносы Страхование гражданской ответственности
Вносят все участники СРО. Компенсационный фонд - «копилка» саморегулируемой организации, гарантирующая заказчику компенсацию в случае причинения ему ущерба исполнителем - членом СРО Оплачивается один раз во время вступления в СРО Оплачиваются ежемесячно (инода ежегодно) По требованию некоторых конкретных СРО
Устанавливаются законом РФ. Чем дороже контракт, тем они больше. Могут быть 150 000 – 300 000 рублей Стоимость устанавливает СРО. В среднем около 5 000 рублей Обычно от 5 000 до 15 000 рублей 5 000 — 20 000 рублей

Вступление в СРО строителей

В строительной сфере саморегулируемые организации были введены в качестве замены системы лицензий, которые ранее выдавало государство для особо опасных и важных работ.

Выделяют три вида саморегулируемых организаций для строителей:

  1. Выполняющие инженерные изыскания;
  2. Готовящие проектные документы;
  3. Осуществляющие непосредственно строительные и ремонтные работы.

Строители, вступившие в СРО, получают допуск к более широкому спектру заказов, также для них можно назвать и другие преимущества вступления:

  • Защита прав компании и отстаивание ее интересов;
  • Организация курсов повышения квалификации;
  • Расширение связей и объединение специалистов.

В компенсационный фонд строителям придется внести 300 000 рублей. А вот вступительный взнос и регулярные членские взносы устанавливаются свои в каждой саморегулируемой организации и составляют от 5 000 до 100 000 и 10 000 рублей соответственно.

Деятельность любого предприятия осуществляется под контролем соответствующих органов. К ним относятся инстанции общего порядка, например налоговая служба, и профильные, министерства и ведомства. В результате, получается громоздкий аппарат контроля, взаимодействие с которым, не всегда бывает в достаточной степени эффективным.

Идея упростить этот механизм и увеличить эффективность функционирования рынка легла в основу создания института СРО.

Зачем нужны СРО? Саморегулируемые организации постепенно берут на себя лицензирование участников рынка, регламентацию взаимоотношений между различными структурами, контроль за подержанием необходимого качественного уровня выполнения работ или оказания услуг.

Зачем нужен и где используется институт СРО

Первоначально, саморегулируемые организации создавались в строительной сфере. Любые строительные работы подлежат регламентации. Причиной этого является большая степень ответственности подрядчика за результаты своей работы.

В строительной отрасли работают тысячи компаний. Поэтому эффективный контроль их деятельности в централизованном порядке не практике трудновыполнимая задача. Гораздо более оптимально с ней справляются СРО, которые объединяют небольшое число членов.

Опыт функционирования института СРО в строительстве оказался успешным. Предприятия и организации других отраслей деятельности также ведут работу по внедрению саморегулируемых организаций в своих отраслях. Достаточно наглядным примером может служить финансовая сфера. В 2012 крупные участники финансового рынка РФ стали активно выступать за создание СРО в своей области.

Преимущества использования CРО

Регулирование деятельности участников рынка объединениями приносит пользу всем.

Для государства в целом введение СРО позволяет сократить централизованный аппарат контроля. Это приводит к уменьшению бюджетных расходов.

Для общества введение СРО означает более высокую степень ответственности подрядчиков и качество выполнения работ. Вступление в объединения предполагает прохождение жесткой процедуры аттестации. Допуск на проведение тех или иных работ получают только те предприятия, возможности которых позволяют обеспечить высокое качество их выполнения. Немаловажным преимуществом СРО является обязательное страхование его участниками ответственности перед третьими лицами.

Для предприятий и организаций введение СРО обозначает более прозрачные правила игры на рынке. Кроме того, децентрализация помогает быстрее и эффективнее решать многие вопросы. Немаловажно, что одной из задач объединений является информационная поддержка его участников. Требования по обязательному, периодическому повышению квалификации персонала позитивно сказывается на работе компаний.

В целом введение института СРО - это оправданный шаг для развития экономики в целом и вывода деятельности отдельных участников рынка в определенных отраслях на качественно новый уровень.

В продолжение темы:
Птицы

О ЧЁМ СТАТЬЯ? Состав быстрорастворимого пюре Для начала давайте рассмотрим состав картофельного пюре быстрого приготовления. Основу быстрорастворимого пюре можно разделить...

Новые статьи
/
Популярные