Завоеватель индии махмуд газневи. Значение махмуд газневи в современном энциклопедическом словаре

Распространение Ислама началось во времена ниспослания откровения нашему Пророку Мухаммаду ﷺ и длится по сей день. Ислам зарождался в Мекке, и его свет ширился день ото дня, пока не охватил восток и запад.

Распространению Ислама способствовали праведные правители и мусульманские учёные. С течением времени Ислам распространялся во всё дальние и дальние края – от арабского полуострова до Шама, Ирана, Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Африки, Испании, северо-западной Индии и т.д.

В частности, распространению Ислама в Индии способствовало государство Субуктукина. Субуктукин был известен своей мудростью и блестящим умом, славился как правитель, содействующий распространению Ислама. Он сумел править людьми справедливо, за что они его и полюбили.

У Субуктукина была заветная мечта, которую невозможно и вообразить – увидеть знамя Ислама, поднятое над Индией, и благополучие людей благодаря его справедливости и щедрости. В то время, когда Субуктукин взошёл на престол Газни (город в Афганистане), его сыну Махмуду было всего 10 лет. Он рос под защитой и заботой отца.

Субуктукин был одним из тех, кто не любил баловать своих детей мирскими благами. Он хотел воспитать их так, чтоб они умели переносить тяготы, быть терпеливыми и стойкими перед лицом бед и испытаний. Он нанимал учителей, которые обучали его детей искусству войны, седланию лошадей. В свободное время он отправлял своих детей к шейхам, которые обучали их религии и политике.

Субуктукин воспитывал своих детей благоразумно, чтобы они стали для него опорой. Он часто брал их с собой в военные походы. Его сын Махмуд стал самым выдающимся из его детей и был самым храбрым воином на поле боя. Отец был доволен такими качествами сына и чувствовал спокойствие за свой народ, ибо знал, что оставляет после себя достойного правителя.

Махмуд взошёл на престол Газни после смерти отца в 388 году по хиджре (987 г.). Новый султан был таким же справедливым правителем, как и его отец. Он любил джихад, ревностно относился к Исламу и желал довести Ислам до окраин Индии.

Перед тем как начать поход на Индию, Махмуд позаботился о внутренних и внешних делах государства. Также он позаботился о том, чтобы не осталось у него врагов на западе и на заречье. И только после этого Махмуд Газневи в 392 году предпринял свой первый поход в Индию.

Во главе десятитысячного войска он встретился с двенадцатитысячной индийской армией, возглавляемой Джебалем и сопровождаемой 300 слонами. Возле города Пешавар (административный центр пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва) произошло жестокое сражение. В итоге победа осталась за мусульманами. Они пленили Джебаля, его окружение, детей и родственников.

Джебаль находился в плену, пока не внёс за себя за огромный выкуп. Но после унизительного плена он не мог ходить с поднятой головой и совершил акт самосожжения.

В 395 г по хиджре (1004 г.) Махмуд ещё раз снарядил огромное войско с целью завоевать Бахатию (город в индийской провинции). Это был укреплённый город, окруженный глубоким рвом. Правитель Бахатии гордился своим многочисленным войском и местоположением своего города.

Сражение за него длилось три дня и в итоге завершилось входом войск Махмуда в город. Он остался на некоторое время в Бахатии, обустраивая город, устанавливая порядок и призывая жителей города к Исламу, после чего вернулся в Газну.

Прошло немного времени, и он в 396 году по хиджре (1005 г.) собрался в новый поход на округ Мултан (город в пакистанской провинции Пенджаб). Там находился гарнизон северного и западного войска индусов. Также в этом округе был расположен огромный идол, которого часто посещали индусы и приносили жертвоприношения.

И в этом сражении победа была предопределена для Махмуда Всевышним, и он овладел округом Мултан. Оттуда он начал завоёвывать и остальное королевство индусов, тем самым расширяя границы своего государства.

После этого сын Джебаля Анандабал написал письмо всем правителям индусов, чтобы те помогли ему вернуть утерянные территории и выстоять перед лицом общего врага. Они сразу ответили на его предложение и собрали огромную армию.

Махмуд, узнав об этом, также начал готовиться, снаряжая для этого свою армию. Но в его казне не оказалось достаточно средств для снаряжения такого войска, которое сумело бы выстоять против объединённой армии индусов. Узнав об этом, женщины мусульман поспешили собрать все свои украшения и сбережения и передали всё это Махмуду.

В 398 году по хиджре (1007 г.) два войска встретились в пустыне Пешавара, где мусульмане разгромили индусов и овладели огромным количеством трофеев и многочисленными драгоценностями. После этого мусульмане в Индии одержали ещё несколько побед, в ходе которых завоевали Кашмир (область на северо-западе полуострова Индостан) и другие области Индии.

В 416 году по хиджре (1025 г.) Махмуд выдвинулся вглубь страны во главе огромного войска. Все воины Махмуда желали джихада и освобождения Индии от мрака невежества. В этом походе Махмуд завоевал Сомнатх (место паломничества индусов), где находился главный идол брахманов. Этот идол был разрушен мусульманами, и Махмуд лично учувствовал в этом. После этого он отправил кусочки разрушенного идола в Газну, Мекку и Багдад, давая знать о своей великой победе.

Этими завоеваниями Махмуд сумел довести Ислам до дальних уголков Индии. Он добился, чтобы там, где раньше было многобожие, звучал азан, чтобы там, где раньше люди поклонялись идолам, построили мечети, и чтобы распространился Ислам среди людей, чтобы они жили в безопасности под его тенью.

Кроме всего этого, Махмуд также был известен как знаток хадисов Пророка ﷺ и фикха. Он собирал в Газне всех алимов, писарей и поэтов. Не было ни одного большого алима, которого бы он не пригласил к себе.

Несмотря на все богатства, которые Махмуд получал в своих победах, он оставался моджахедом, не склонившимся к роскоши и мирским благам. К концу своих дней он заболел, но это не мешало ему управлять государством, пока он не скончался в 421 году по хиджре (1030 г.).

Его жизнь была наполнена благими деяниями и джихадом. Благодаря этим благим деяниям он вошёл в число великих завоевателей в истории Ислама.

По материалам книг «Дурус фи ат-тарихи аль-исламия» и «Аль-Када ва аль-абтал»

Распространение Ислама началось во времена ниспослания откровения нашему Пророку Мухаммаду ﷺ и длится по сей день. Ислам зарождался в Мекке, и его свет ширился день ото дня, пока не охватил восток и запад.

Распространению Ислама способствовали праведные правители и мусульманские учёные. С течением времени Ислам распространялся во всё дальние и дальние края – от арабского полуострова до Шама, Ирана, Египта, стран Ближнего Востока, Средней Азии, Африки, Испании, северо-западной Индии и т.д.

В частности, распространению Ислама в Индии способствовало государство Субуктукина. Субуктукин был известен своей мудростью и блестящим умом, славился как правитель, содействующий распространению Ислама. Он сумел править людьми справедливо, за что они его и полюбили.

У Субуктукина была заветная мечта, которую невозможно и вообразить – увидеть знамя Ислама, поднятое над Индией, и благополучие людей благодаря его справедливости и щедрости. В то время, когда Субуктукин взошёл на престол Газни (город в Афганистане), его сыну Махмуду было всего 10 лет. Он рос под защитой и заботой отца.

Субуктукин был одним из тех, кто не любил баловать своих детей мирскими благами. Он хотел воспитать их так, чтоб они умели переносить тяготы, быть терпеливыми и стойкими перед лицом бед и испытаний. Он нанимал учителей, которые обучали его детей искусству войны, седланию лошадей. В свободное время он отправлял своих детей к шейхам, которые обучали их религии и политике.

Субуктукин воспитывал своих детей благоразумно, чтобы они стали для него опорой. Он часто брал их с собой в военные походы. Его сын Махмуд стал самым выдающимся из его детей и был самым храбрым воином на поле боя. Отец был доволен такими качествами сына и чувствовал спокойствие за свой народ, ибо знал, что оставляет после себя достойного правителя.

Махмуд взошёл на престол Газни после смерти отца в 388 году по хиджре (987 г.). Новый султан был таким же справедливым правителем, как и его отец. Он любил джихад, ревностно относился к Исламу и желал довести Ислам до окраин Индии.

Перед тем как начать поход на Индию, Махмуд позаботился о внутренних и внешних делах государства. Также он позаботился о том, чтобы не осталось у него врагов на западе и на заречье. И только после этого Махмуд Газневи в 392 году предпринял свой первый поход в Индию.

Во главе десятитысячного войска он встретился с двенадцатитысячной индийской армией, возглавляемой Джебалем и сопровождаемой 300 слонами. Возле города Пешавар (административный центр пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва ) произошло жестокое сражение. В итоге победа осталась за мусульманами. Они пленили Джебаля, его окружение, детей и родственников.

Джебаль находился в плену, пока не внёс за себя за огромный выкуп. Но после унизительного плена он не мог ходить с поднятой головой и совершил акт самосожжения.

В 395 г по хиджре (1004 г.) Махмуд ещё раз снарядил огромное войско с целью завоевать Бахатию (город в индийской провинции). Это был укреплённый город, окруженный глубоким рвом. Правитель Бахатии гордился своим многочисленным войском и местоположением своего города.

Сражение за него длилось три дня и в итоге завершилось входом войск Махмуда в город. Он остался на некоторое время в Бахатии, обустраивая город, устанавливая порядок и призывая жителей города к Исламу, после чего вернулся в Газну.

Прошло немного времени, и он в 396 году по хиджре (1005 г.) собрался в новый поход на округ Мултан (город в пакистанской провинции Пенджаб). Там находился гарнизон северного и западного войска индусов. Также в этом округе был расположен огромный идол, которого часто посещали индусы и приносили жертвоприношения.

И в этом сражении победа была предопределена для Махмуда Всевышним, и он овладел округом Мултан. Оттуда он начал завоёвывать и остальное королевство индусов, тем самым расширяя границы своего государства.

После этого сын Джебаля Анандабал написал письмо всем правителям индусов, чтобы те помогли ему вернуть утерянные территории и выстоять перед лицом общего врага. Они сразу ответили на его предложение и собрали огромную армию.

Махмуд, узнав об этом, также начал готовиться, снаряжая для этого свою армию. Но в его казне не оказалось достаточно средств для снаряжения такого войска, которое сумело бы выстоять против объединённой армии индусов. Узнав об этом, женщины мусульман поспешили собрать все свои украшения и сбережения и передали всё это Махмуду.

В 398 году по хиджре (1007 г.) два войска встретились в пустыне Пешавара, где мусульмане разгромили индусов и овладели огромным количеством трофеев и многочисленными драгоценностями. После этого мусульмане в Индии одержали ещё несколько побед, в ходе которых завоевали Кашмир (область на северо-западе полуострова Индостан) и другие области Индии.

В 416 году по хиджре (1025 г.) Махмуд выдвинулся вглубь страны во главе огромного войска. Все воины Махмуда желали джихада и освобождения Индии от мрака невежества. В этом походе Махмуд завоевал Сомнатх (место паломничества индусов), где находился главный идол брахманов. Этот идол был разрушен мусульманами, и Махмуд лично учувствовал в этом. После этого он отправил кусочки разрушенного идола в Газну, Мекку и Багдад, давая знать о своей великой победе.

Этими завоеваниями Махмуд сумел довести Ислам до дальних уголков Индии . Он добился, чтобы там, где раньше было многобожие, звучал азан, чтобы там, где раньше люди поклонялись идолам, построили мечети, и чтобы распространился Ислам среди людей, чтобы они жили в безопасности под его тенью.

Кроме всего этого, Махмуд также был известен как знаток хадисов Пророка ﷺ и фикха . Он собирал в Газне всех алимов, писарей и поэтов. Не было ни одного большого алима, которого бы он не пригласил к себе.

Несмотря на все богатства, которые Махмуд получал в своих победах, он оставался моджахедом, не склонившимся к роскоши и мирским благам. К концу своих дней он заболел, но это не мешало ему управлять государством, пока он не скончался в 421 году по хиджре (1030 г.).

Его жизнь была наполнена благими деяниями и джихадом. Благодаря этим благим деяниям он вошёл в число великих завоевателей в истории Ислама.

По материалам книг «Дурус фи ат-тарихи аль-исламия » и «Аль-Када ва аль-абтал »

Подготовили Алибек Абдурахманов и Насир Сулейманов

МАХМУД ГАЗНЕВИ

(970 - 1030), правитель государства Газневидов с 998 при нем государство достигло наибольшего могущества, включало территорию современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии.

Современный энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое МАХМУД ГАЗНЕВИ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • МАХМУД ГАЗНЕВИ
    (970-1030) правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества. Совершил 17 походов в Сев. …
  • МАХМУД ГАЗНЕВИ
    Газневи Ямин ад-дауле Абу-ль-Касим (970 - 30.4.1030, Газни), султан (в 998-1030) государства Газневидов, виднейший представитель династии. Отличался большой энергией …
  • МАХМУД-ГАЗНЕВИ
    Махмуд-Газневи (970 - 1030) - даровитый подководец, могущественныйгосударь Азии. Во всех его походах главнейшею его целью былониспровержение язычества и распространение …
  • МАХМУД ГАЗНЕВИ в Энциклопедическом словарике:
    (970 - 1030), правитель государства Газневидов с 998 при нем государство достигло наибольшего могущества, включало территорию современного Афганистана, ряд областей …
  • МАХМУД ГАЗНЕВИ
    (970-1030) , правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества. Совершил 17 походов в Сев. …
  • МАХМУД
    МАХМ́УД ГАЗНЕВИ (970-1030), правитель гос-ва Газневидов с 998; при нём гос-во достигло наиб. могущества. Совершил 17 походов в Сев. Индию; …
  • МАХМУД
    Исмаил-оглы, мастер ружейных замков, мастер-ствольщик. Кавказ. Около …
  • МАХМУД в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
    ювелир. Дагестан. …
  • МАХМУД в Большом энциклопедическом словаре:
    (наст. имя Махмуд Магомедов) (ок. 1870-1919) аварский поэт. Любовная лирика, поэма "Мариам". …
  • МАХМУД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (литературное имя; настоящее имя Махмуд Магомедов) (около 1870, селение Кахабросо, ныне Унцукульского района, - 1919, селение Игали, ныне Гумбетовского …
  • МАХМУД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАХМ́УД КАШГАРИ, ср.-азиат. учёный-тюрколог 11 в. "Словарь тюркских наречий" (1072- 1074) - наиб. ранний памятник тюрк. диалектологии, содержащий многочисл. лит. …
  • МАХМУД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАХМ́УД II (Mahmut II) (1784-1839), тур. султан в 1808-39. В 20-30-х гг. провёл ряд реформ, направленных на централизацию и европеизацию …
  • МАХМУД в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МАХМ́УД (наст. имя Махмуд Магомедов) (ок. 1870-1919), аварский поэт. Любовная лирика, поэма "Мариам". …
  • МАХМУД в Словаре Кольера:
    (Mahmud), имя, которое носили два султана Османской империи. Махмуд I (1696-1754), правил с 1730 по 1754, сын Мустафы II, двадцать …
  • МАХМУД в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (наст. имя Махмуд Магомедов) (ок. 1870-1919), аварский поэт. Любовная лирика, поэма «Мариам». …
  • ТАХА МАХМУД АЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Махмуд Али (1902, Мансура, - 1949), арабский поэт-лирик (Египет). Окончил школу прикладных искусств (1924). Печатался с 1927. Примыкал к поэтам-романтикам, …
  • ТАРЗИ МАХМУД-БЕК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Махмуд-бек (1867/68, Газни, - 1934/35, Стамбул), государственный и общественный деятель Афганистана, просветитель, историк, публицист. Один из идеологов младоафганцев. Жил …
  • МУХТАР МАХМУД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Махмуд (10.5.1891, с. Тунбара, близ г. Махалла-эль-Кубра, - 27.3.1934, Каир), египетский скульптор, основоположник национальной скульптурной школы 20 в. Учился в …
  • МАХМУД КАШГАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Кашгари, Махмуд Кашгарский (годы рождения и смерти неизвестны), среднеазиатский учёный-филолог 11 века. Получил образование, вероятно, в медресе Кашгара и …
  • АФГАНИСТАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    I. Общие сведения А. - государство в юго-западной части Центр. Азии. Граничит на С. с СССР (длина советско-афганской границы около …
  • ГАЗНЕВИДОВ ГОСУДАРСТВО
    Газневидов государство — государство на Среднем Востоке в 10—12 вв. Начало государству Газневидов положено полководцем Алп-Тегином, который выступил против саманидских …
  • SOMNATH в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Сомнатх - Индийско-афганские войны Этот город, принадлежавший к числу святынь Индии, был захвачен афган. войском султана Махмуда Газневи в 1024. …
  • PESHAWAR в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Пешавар - Афганское завоевание Индии Место сражения 1001, в котором участвовали 10 000 афганцев султана Махмуда Газневи и 42 000 …
  • ШЕЙБАНИ (ШАХ-БАХТ МУХАММЕД) в Краткой биографической энциклопедии:
    Шейбани - последний по времени из среднеазиатских завоевателей, положивший начало господству узбеков в Мавераннехре. Родился в 1451 г. Настоящее имя …
  • ИБН СИНА в Большом энциклопедическом словаре:
    (латинизир. Авиценна Avicenna,) (ок. 980-1037), ученый, философ, врач, музыкант. Жил в Ср. Азии и Иране, был врачом и везиром при …
  • ГАЗНЕВИДЫ в Большом энциклопедическом словаре:
    династия, правившая в Газневидском государстве (10-12 вв.). Основана в 962 Алп-Тегином. Наибольшее могущество - при Махмуде Газневи (998-1030), когда в …
  • ХОРЕЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    историческая область и древнее государство в Средней Азии, в низовьях р. Амударьи. Первые упоминания о X. встречаются в Бехистунской надписи …
  • ФАРРОХИ СИСТАНИ АБУ-ЛЬ-ХАСАН АЛИ ИБН ДЖУЛУГ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Систани, Абу-ль-Хасан Али ибн Джулуг (г. рождения неизвестен v умер 1037v38), персидский и таджикский поэт. Писал преимущественно панегирические касыды; был …
  • УНСУРИ АБУ-ЛЬ-КАСЕМ ХАСАН ИБН АХМЕД в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Абу-ль-Касем Хасан ибн Ахмед (970 или 980 v 1039), персидский поэт. Выходец из Балха, впоследствии перебрался в Газну, где добился …
  • УЗБЕКСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • МУЛТАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    город в Пакистане, в провинции Пенджаб, близ р. Чинаб. 678 тыс. жителей (1971). Важный экономический центр и транспортный узел. Крупная …
  • ИНДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (на языке хинди - Бхарат); официальное название Республика Индия. I. Общие сведения И. - государство в Южной Азии, в бассейне …
  • ЕГИПЕТ (ГОСУДАРСТВО НА БЛ. ВОСТОКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль-Арабия). I. Общие сведения E. - государство на Ближнем Востоке, занимает северо-восточная часть Африки …
  • ГУРДЖАРА-ПРАТИХАРЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    раджпутская (см. Раджпуты) династия в Северной Индии (начало 8 в. - 1018). Начав экспансию с территории Раджастхана, Г. захватили …
  • ГАЗНЕВИДЫ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    династия тюркского происхождения, правившая в Газневидском государстве (10-12 вв.), основанном в 962 саманидским полководцем Алп-Тегином. Опираясь на верных ему …
  • БУШАТЛИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Бушати (Bushatli, Bushati), албанская феодальная династия (с 15 в. до 1831). Основатели Б. - князья Дукагини; один из наиболее известных …
  • БИРУНИ РЕЙХАН МУХАММЕД ИБН АХМЕД АЛЬ-БИРУНИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль-Бируни (4.10.973 - 13.12.1048, по другим данным - после 1050), среднеазиатский учёный-энциклопедист. Писал на арабском языке. …
  • АЗЕРБАЙДЖАНСКАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Советская Социалистическая Республика (Азербайджан Совет Сосиалист Республикасы), Азербайджан. I. Общие сведения Азербайджанская ССР образована 28 апреля 1920. С 12 марта …
  • ЯНЫЧАРЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Янычары (турецк. ени чери, новые войска) - особая часть турецкойармии. Сперва это была регулярная турецкая пехота; в 1330 г. она …
  • ШЕЙБАНИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    последний по времени из среднеазиатских завоевателей, положивший начало господству узбеков в Мавераннехре. Род. в 1451 г. Настоящее имя его было …
  • ФИРДОУСИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Фирдоуси (правильнее "Ф-ий", т. е. райский", Абуль-Касим Тусский) — знаменитейший персидский поэт, родился около 935 г., умер вскоре после 1020 …
  • СОМНАТХ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (более древнее Соманатха, см.) или Део Паттан (божий город), также Паттан Соманатх или Сомнатх Паттан (город Шивы-Соманатхи) — город с …
  • ПЕРСИДСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ГАЗНЕВИДЫ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ГАЗНЕВ́ИДЫ, династия, правившая в Газневидском гос-ве (10-12 вв.). Осн. в 962 Алп-Тегином. Наиб. могущество - при Махмуде Газневи (998-1030), когда …
  • ШЕЙБАНИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? последний по времени из среднеазиатских завоевателей, положивший начало господству узбеков в Мавераннехре. Род. в 1451 г. Настоящее имя его …

Его войны грабили населения, разрушали религиозные и исторические памятники, проявляли невероятную жестокость по отношению к жителям. Из индийского похода 1019г. султан Махмуд вывез в Газну огромное количество драгоценных камней и других ценностей, 305 слонов и 57 тыс. рабов; для размещения пленников не хватало зданий в городах и пришлось строить специальные помещения.

В 1029г, захватив Рей, Махмуд заключил в тюрьму его правителя, а все взятые богатства в Газну. Таким образом, в государство Махмуда Газневи вошло огромное число областей начиная с севера и северо-запада Индии до Чаганиана и Хорезма,а на территории нынешнего Ирана- до Исфагана и Рея.

Захватнические походы султана Махмуда, особенно его войны в Индии, составлявшие основной источник обогащения султана, его гвардии и войска, приводили к разорению трудового населения, которое подвергалось перед каждым походом жесточайшему грабежу и после уплаты огромных налогов практически лишалось средств к существованию. Поэтому хозяйство страны приходило в упадок, многие земледельческие оазисы опустели, а оросительное система в ряде лист совершено вышла из строя.

В результате такого упадка сельского хозяйства в Хорасане в 1011г. начался голод, от которого в Нишапуре и его окрестностях, по данным исторических хроник, от голода - погибли тысячи человек. Махмуд Газневи не предпринял каких-либо серьезных мер, чтобы спасти население Хорасана от голодной смерти и лишь приказал, чтобы правители Хорасана выдали ничтожную денежную сумму беднякам.

В перерывах между походами султан Махмуд занимался украшениями своей столицы, возводил роскошные здания. При нем были построены известная мечеть и медресе и Газне. Строительство стоило населению больших жертв.

Махмуд делил всех жителей страны на две категории: на вооруженные силы и гражданское население. Войскам он выплачивал жалования и требовал безропотного выполнения любого приказа. От гражданского населения он требовал, чтобы оно также беспрекословно выполняло каждое его распространение и, кроме того, платило государственные налоги.

Махмуд Газневи придавал большое значение государственному сыску. Кроме приставленных к каждому правителю секретных агентств, при султане состоял специальный чиновник, обязательностью которого была информация о внутреннем положении, действиях и настроениях правителей. Он приставил соглядатаев даже к своим родным детям, в том числе и к престолонаследнику Масуду, у которого, в свою очередь, были осведомители при дворе отца.

Султан Махмуд Газневи, несомненно, был крупным полководцем своего времени, энергичным и твердым правителем. Заботясь о внешнем великолепии своего государства, Махмуд возводил грандиозные общественные здания, покровительствовал придворным ученым (при его дворе жил увезенный в плен из захваченного Хорезма выдающегося ученый- энциклопедист Беруни) и поэтом. Но он проявлял заботы о развитии сельского хозяйства; земледелие пришло при нем в упадок, ослабли экономические связи между отдельными областями государства.

При Масуде (1030-1041г.г.), который в жадности и стяжательстве не уступал своему отцу, ограбление население перешло всякие границы. Правители отдельных областей грабили народ, вымогая взятки и устанавливая незаконные налоги. Масуд не только не боролся с злоупотреблением, но и сам получил от этого немалые доходы.

В 1035г. ему пришлось выступить против наступавших на Хорасан тюрков - сельджуков. Посланное Масудом против них войско потерпело поражение под Серахсом, что открыло сельджукам дорогу к главному городу Хорасана - Нишапуру. В результате этого сражения бал навсегда положен конец владычеству Газневидов в Хорсане. После окончания битвы предводитель сельджуков, Торгул поставил на поле боя трон, взошел на него и объявил себя правителем Хорасана. Нужно отметить, что большую помощь сельджукам оказала городская знать Мерва и Нишапура, интересы которой были ущемлены Газневидами.

В 1059г. сельджуки захватили Балх и тем самым перерезали связь между Мавераннахром и Газневидским государством. После этого газневидская династия с каждым днем теряла свою мощь, а некогда могущественная держава Газневидов прекратила свое существование, расколовшись на ряд мелких карликовых государств, потерявших всякое политическое значение. На развалинах Газневидского государства образовалось новая держава государство великих Сельджукидов, историческая жизнь которого протекала за пределами современного Узбекистана.

- (970 1030), правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества, включало территорию современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии … Современная энциклопедия

- (970 1030) правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества. Совершил 17 походов в Сев. Индию … Большой Энциклопедический словарь

- (970 1030) даровитый подководец, могущественныйгосударь Азии. Во всех его походах главнейшею его целью былониспровержение язычества и распространение ислама, за что его глубокочтят мусульмане. Его память и доныне живет в Персии и Индии,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Махмуд Газневи - (Mahmud of Ghazna) (969 1030), мусульм. правитель династии Тазневидов в Афганистане и Хоросане. Совершил 17 походов в Сев. Индию, существенно ослабив мощь местных гос в и подготовив почву для захвата субконтинента мусульманами. Покорил Персию,… … Всемирная история

Махмуд Газневи - (970 1030), правитель государства Газневидов с 998; при нем государство достигло наибольшего могущества, включало территорию современного Афганистана, ряд областей Ирана, Средней Азии, Индии. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (970 1030), правитель государства Газневидов с 998; при нём государство достигло наибольшего могущества. Совершил 17 походов в Северную Индию; воевал в Средней Азии. * * * МАХМУД ГАЗНЕВИ МАХМУД ГАЗНЕВИ (970 1030), правитель государства Газневидов … Энциклопедический словарь

Махмуд Газневи - Махмуд Газнийский (969 1030) правитель (султан) Афганистана, Пенджаба, части Ср. Азии и части Персии в 998 1030; крупнейший представитель династии Газневидов … Древний мир. Энциклопедический словарь

Махмуд Газневи - МАХМУ́Д ГАЗНЕВИ́ (970–1030), правитель гос ва Газневидов с 998; при нём гос во достигло наиб. могущества. Совершил 17 походов в Сев. Индию; воевал в Ср. Азии … Биографический словарь

Махмуд Газневи - () правитель государства Газневидов с 998 г. При нём государство достигло наибольшего могущества, включало территорию современного Афганистана, ряд областей Персии, Средней Азии, Индии … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Ямин ад дауле Абу ль Касим (970 30.4.1030, Газни), султан (в 998 1030) государства Газневидов (См. Газневиды), виднейший представитель династии. Отличался большой энергией и волей, талантливый полководец и дальновидный политик. В то же… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Утраченное Просвещение Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана , Старр С.. "Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум" . Книга притчей Соломоновых, 4:7 Об авторе Стивен Фредерик Старр (S. Frederick Starr) - исследователь,…
  • Утраченное Просвещение. Золотой век Центральной Азии от арабского завоевания до времен Тамерлана , Стивен Фредерик Старр. `Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум`. Книга притчей Соломоновых, 4:7 Об автореСтивен Фредерик Старр (S. Frederick Starr) - исследователь,…
В продолжение темы:
Птицы

Классическая астрология, которая появилась около 3000 лет назад, говорит нам о том, что существует лишь 12 Знаков Зодиака, однако новые научные изыскания говорят о другом....

Новые статьи
/
Популярные