Путешествие по дунаю от истока до устья. Общие сведения о реке дунай

Праздники бывают не только у людей, но и у городов и даже у рек. Так, 29 июня тринадцать государств отмечают Международный день Дуная – второй по протяженности европейской реки. Сегодня мы расскажем вам о странах, которые стоят на берегах голубого Дуная и о том, что в них можно посмотреть?

Итак, как же проходит праздник Дуная и впадающих в него рек? В это время везде проводят интересные фестивали, творческие встречи, научные конференции, художественные выставки и экологические акции. Первый раз этот праздник начали отмечать в 2004 году, а приурочили его к десятилетию Дунайской конвенции. И хотя целью этого мероприятия является – защита этой удивительной европейской реки, у вас есть прекрасный повод посетить одну из замечательных стран, расположенных на берегах этой реки.

Австрия. Лето – отличное время для посещения Нижней Австрии. Особенной прелестью австрийской земли отличается Долина Вахау, с ее тихими и романтическими пейзажами, кстати, она находится под охраной ЮНЕСКО. Стоит отъехать от столицы Австрии – , всего на семьдесят километров, и вы уже можете любоваться на специальные террасы, открытые для всех горных ветров, на них-то и выращивают знаменитые рислинги Вахау. Вам предоставляется чудная возможность осмотреть местные виноградники и оценить вина, тут приготовленные. Кроме того, этот край, богат на средневековые замки-музей. Вы можете также совершить великолепную экскурсию на кораблике вдоль австрийских городков, стоящих на берегах Дуная. Это судно курсирует между Мельком и Кремсом несколько раз в день, тут гостям на борту предложат продегустировать местное вино. Добравшись до Вахау, вы получите уникальный шанс наблюдать архитектуру сразу в трех классических стилях: величественный готический алтарь в Майере, что совсем недалеко от Мелька, красивейшее барочное Аббатство бенедиктинцев 976 года в Мельке и Шаллабург – признанный самым прекрасным замком Северной Австрии эпохи Ренессанса. А еще, вам просто необходимо, попасть в развалины замка Куэнринг, построенного в тринадцатом веке в Аггштайне и в крепость Дюрнштайн, где долгое время жил в качестве пленника английский король Ричард Первый Львиное Сердце. Свозите своих детей в город Шпитц, где расположился интересный Музей мореходства или же порадуйте их поездкой на выставку игрушек в Шаллобург. Взрослые же, прекрасно проведут время в многочисленных уютных тавернах и ресторанчиках при замках-отелях Вахау за бокалом великолепного местного вина.

Словакия . В пристрастиях словаков все смешалось: вера у них католическая от поляков, а вот пиво и музыку они ценят, как настоящие австрийцы, в свой любимый гуляш насыпают много паприки как истинные венгры, веселятся они как чехи, а ругаются, как украинцы. Вот такие они эти поляки, живущие на берегах Дуная. Отдельное слово нужно сказать об их восхитительной стране – Словакии. Это страна-сказка где сохранились чистейшие озера, много горячих целебных источников, есть нетронутые заповедные дремучие леса, горы – величественные и живописные, без признаков цивилизации: заводов, мусорных свалок, а к нашему восторгу, здесь очень много старинных замков и неприступных крепостей. Оценить эти величественные природные красоты и великие творения рук человеческих можно, оказавшись в одном из шести (а это очень много для крошки-Словакии) национальных парках. Два из этих парков, располагаются в Татрах и Мала Фатрах. Тут вы сможете остановиться в небольшой гостинице, чтобы каждый день с наслаждением бродить по горным тропинкам по специально проложенным для туристов маршрутам. Но и о еде не стоит беспокоиться, так как тут очень много аутентичных кафе и ресторанов, где вас с радостью угостят знаменитым словацким гуляшом и напоят сливовицей, ну а если сил добраться до дому не останется, то запросто оставят переночевать. Развлекать себя здесь можно на любой вкус и кошелек. Вы можете спуститься в таинственные пещеры или подняться вверх на воздушном шаре, чтобы с высоты осмотреть потрясающе красивые окрестности. Если вы склонны к экстриму, то сплавьтесь по стремительным местным речным потокам на рафте или каяке. Отдыхая в Татрах, можно на автобусе или автомобиле доехать до славного городка «Cerveny Klastor», где вы сможете вместе с брызгами и с зашкаливающим адреналином спуститься вниз на рафте по Дунаю. Одной из уникальнейших достопримечательностей Словакии – замечательной европейской страны на Дунае, являются – хорошо сохранившиеся старинные деревянные дома купцов семнадцатого века и чудесные церкви. Чтобы ознакомиться с этим местным чудом с резными крышами, украшенным резьбой чердачным оконцем в мансарде, вам придется, подняться наверх в горные деревушки региона Зилина. Музей деревни девятнадцатого века «Oravskej Dediny» находится неподалеку от Зуберека и является самым красивым памятником сельской архитектуры на открытом воздухе в Европе. Словакия отлично сохранила свои древние замки, по-словацки «грады» с интересной и замысловатой архитектурой снаружи и прекрасными фресками и богатой коллекцией оружия внутри. Вообще, нужно сказать поездка в Словакию – самое первое дело, для поклонника эко-туризма.

Венгрия . Голубой лентой пересекают стремительные воды Дуная самое сердце Европы, а точнее Венгрию – страну-отдых, страну красавицу, как говорят и местные жители, и видавшие-виды туристы. Получать свое «здоровье через воду» многие предпочитают именно здесь. Величественные воды Дуная, протекающие тут, вернут вашей душе покой и умиротворение, стоит лишь недолго полюбоваться на его стремительный бег с высоких будайских холмов, словно окунающих в реку свои подножия. Но Венгрия славна не только своими великолепными природными пейзажами, в ее недрах таится настоящее богатство – под 80% территории страны находятся уникальные запасы термальных и лечебных вод. Не зря, еще в древности об этой стране, стоящей на Дунае говорили, что тут в любое место можно воткнуть посох в землю, чтобы оттуда забил чудесный целебный источник. Теперь, Венгрия стала – лечебной купальней Европы. А местная купальная культура уже имеет за своими плечами две тысячи лет, о чем говорят хорошо сохранившиеся фрески и мозаики, повествующие нам о том, что эти воды открыли для себя еще древние римляне. В течение многих лет они наслаждались этими горячими источниками. А в шестнадцатом веке традицию поддержали захватившие господство над этой местностью турки, построив тут множество своих бань. В некоторых из них можно попариться и по сей день, а затем окунуться в целительные бассейны с минеральной водой, как это, собственно и делали турецкие паши. На сегодняшний день водными маршрутами здоровья опутана вся Венгрия. А ее столице Будапешту, почетное звание города-курорта было присвоено еще в 1934 году, на Международном конгрессе по купанию.

Будапешт – единственный город в мире, где имеется сто восемнадцать естественных источников и искусственных скважин, из которых поступает ежедневно семьдесят миллионов литров термальной воды, имеющей температуру от двадцати одного до семидесяти восьми градусов – настоящее теплое море за сутки! Этого количества водя, с лихвой хватает для двух дюжин купален, многочисленных бальнеолечебниц, бассейнов, велнес-центров, . Изумительные по своей силе воздействия курсы процедур красоты в Будапеште, великолепно сочетаются с его богатой экскурсионно-туристической программой. Хевиз славится своим лечебным туризмом. Этот самый известный венгерский бальнеологический курорт – первоклассное место для излечения множества заболеваний, благодаря своему всегда теплому термальному озеру. Неподалеку есть еще одно известное озеро Балатон, обязательно его посетите. В венгерский Шарвар ездят не только принимать целебные ванны, но и для того, чтобы подышать полезным местным воздухом, насыщенным водяными парами и благотворно влияющим на работу легких. Еще один венгерский курорт, дающий своим отдыхающим массу возможностей, является Бюк. Бюкская купальня-водолечебница имеет шесть - термальных, четыре - лечебных, три – детских, три – специализированных бассейна. Тут вам предложат как традиционное лечение: массаж, лечебные грязи, гидротерапию, но еще и курсы красоты, талассотерапию, курсы похудения. Велнес-туризм, чаще всего выбирают молодые пары, лечебные туры – люди старшего возраста, СПА-курсы – менеджеры среднего звена.

Германия . Великолепный немецкий регион, по которому протекает река Дунай, называется – Швабский Альб, он находится южнее Штутгарта. С севера, Швабский Альб имеет резкие перепады высот и ими ограничен, его глубокие пропасти поросли дремучими лесами, тут есть интересные пешеходные маршруты. Начинаются они с городка Донауверт и пролегают вдоль живописного уступа Альба, на некоторых горных вершинах стоят неприступные средневековые замки, старинные крепости и древние руины, открытые для посещений всех желающих. По пути вы можете встретить вольеры с местными дикими животными, природные чистейшие ручьи, лечебные источники, природные заповедники и загадочные сталактитовые пещеры. С юга, плато Альб достигает величественного Дуная, протекающего через Германию. Ваш пешеходный маршрут проведет вас в красивую долину Верхнего Дуная и завершится в старинном городе Туттлинген.

Хорватия, Сербия . Дунай также протекает по территориям Хорватии, Сербии. Но после войны и обретения независимости между обоими государствами, в этих местах многие придунайские территории до сих пор считаются спорными: участки в округе городов Осиек, Сомбор – тут участков контролируются Сербией, часть . Такой же спорный участок - остров Шаренград, расположенный на Дунае рядом с границей Хорватии и Сербии. Рядом с этим островом стоит хорватское село с таким же названием, а государственная принадлежность Шаренграда оспаривается обеими странами и поныне. Еще одна больная спорная тема между этими двумя странами - остров Вуковар, что в русле Дуная, в двадцати метрах от сербского берега, но недалеко от хорватского, всего в двухсотпятидесяти метрах.

Дунай протекает через болгарскую территорию, занимая небольшую ее часть между городами Тутракан и Силистра. Это в примерно тридцати километрах от Варны. Силистра – является старинным городом дунайского правобережья и, по-сути, последним городом Болгарии перед границей с Румынией, вдоль Дуная. Сюда стоит приехать, чтобы ознакомиться с этим историческим наследием страны, основанным здесь еще в 169 году римлянами, а именно их знаменитым императором Марком Аврелием. Во времена своего основания, тут появилась неприступная крепость, на сегодняшний день ее руины виднеются то там, то здесь. Недавно, археологи обнаружили здесь древние захоронения и старинные гробницы, примерная их датировка – четвертый век. Силистра – это один из первых городов Болгарии, откуда пошло распространение христианства. Сегодня это болгарский город-порт, стоящий на Дунае, кроме того, крупный культурный и торговый центр, связанный железнодорожным и автомобильным сообщением с болгарской столицей – Софией и прочими крупными городами страны. Отсюда, через Дунай идут паромы на Румынию, причаливая у румынского города Калараши.

Румыния . , расположившаяся в северной части Балканского полуострова и в бассейне Нижнего Дуная, имеет на своей территории самый длинный на этой реке гидротехнический объект – шестидесяти четырех километровый судоходный канал «Дунай – Чёрное море», построенный в 1984 году у города Чорновода и впадающий в Черное море рядом с городом Констанца. А 20 мая 2013 года, был открыт еще крупный мост через Дунай, соединивший Болгарию с Румынией - мост Калафат-Видин. Есть и еще один мост, который просто необходим туристам, через румынскую территорию, он находится между поселениями Джурджиу и Русе. Приехав в Румынию, рекомендуем вам обязательно посетить знаменитую Дельту Дуная, которая имеет и другие более поэтические названия - “рай для птиц”, “самая новая земля Европы”. Край здесь на самом деле волшебный. Порой кажется, что время тут остановилась, а суетный современный мир остался вдали, у устья дельты. Дельта Дуная, представляется настоящим музеем природы, а ее флора и фауна - уникальна во всей Европе. Раньше на том месте, где теперь дельта был морской залив, затем превратившийся в лиман, а позже в дельту. Почти пять тысяч лет очень малочисленная община жили на этих территориях в гармонии с природой, никак не нарушая удивительную экосистему дунайской дельты: рыбалкой, животноводством, сбором камыша. И по сей день тут можно увидеть старые села, совершенно не затронутые временем и сохранившие первозданный вид. Ведь они совершенно изолированы, а единственный доступ сюда каналы речной дельты. Поэтому, если вы цените нетронутые цивилизацией природные убежища, а также хотите обрести мир, спокойствие и тишину вокруг, насладиться уникальными пейзажами, то обязательно приезжайте в Румынию, чтобы посетить это великолепное место на Дунае.

Молдавия . Молдавия, не имея выхода напрямую к морю, имеет выход к реке Дунаю, протяженность его береговой линии по этой стране – 950 метров. А единственный порт Молдовы на Дунае – это Джурджулешты, и то, он считается территорией спорной с Украиной, после развала СССР, когда границы между республиками были понятием довольно условным. Но, на сегодняшний день, он молдавский, и имеет удачное расположение, прямо на важном пересечении международных торговых, транспортных путей – «Рейн-Майн-Дунай» этот водный коридор удачно соединяет его с Черным морем, еще с четырнадцатью европейскими странами и Северным морем. Тут имеется выход и к железнодорожному сообщению, и к разветвленной сети автодорог международного сообщения.

Украина . На украинской территории чуть ниже города Вилково, находится наиболее молодая часть Дуная –дельта Килийского рукава, образовавшаяся всего четыре столетия назад, благодаря дунайскому илу, на местах морских мелководий. Место тут заповедное, оно входит в Дунайский биосферный заповедник Национальной академии наук Украины.

Ну вот, мы и ответили на вопрос: какие страны стоят на берегах Дуная? Пересекая практически пол Европы, Дунай начитывает почти три тысячи километров по своей длине. Протекая через разные страны, он меняет свой облик. Дунай - пристанище разных видов животных, вокруг него произрастают старейшие леса Европы, стоят разные европейские столицы. Можно смело сказать, что Дунай – река интернациональная, и чтобы лучшее ее узнать, придется проделать поистине долгий путь, посетив каждую придунайскую страну по отдельности.

ДУНА́Й (греч. ̓Ίστρος – Истр; лат. Danubius; нем. Donau; венг. Duna; чеш. Dunaj; серб., болг. Дунав; рум. Dunărea), река в Европе, протекает через Германию, Австрию, Словакию, Венгрию, Хорватию, Сербию, Румынию, Болгарию, Молдавию и Украину; вторая (после Волги) в Европе по длине и водоносности. Предположительно названа кельтами, жившими в её верховьях (кельт. Дану; Danu – стремительный, бурный, быстрый). Длина 2857 км, площадь бассейна 817 тыс. км 2 . Истоком Д. считают место слияния небольших рек Брег и Бригах на восточных склонах Шварцвальда на высоте 676 м. Впадает в Чёрное море, образуя дельту. Средний уклон реки 0,24‰. В Д. впадает более 300 притоков. В бассейне реки много горных (главным образом в Альпах, Кимзе, Аттерзе и др.), равнинных (напр., Нойзидлер-Зе, Балатон) и пойменных озёр. Д. подразделяют на Верхний, Средний и Нижний.

Верхний Дунай (от истока до Девинских Ворот – сужения долины в месте соединения отрогов Восточных Альп с Малыми Карпатами) – типично горная река, русло и долина имеют сужения и расширения. В нижней части участка ширина русла от 110 до 300–400 м. Основные притоки: Иллер, Лех, Изар, Инн, Энс (правые), Альтмюль, Наб, Реген, Морава (левые). Средний Дунай ограничен Девинскими Воротами и Железными Воротами, находящимися в теснине Катаракты, между Южными Карпатами и западными отрогами гор Стара-Планина. На этом участке река пересекает Среднедунайскую низменность. Ниже г. Будапешт резко изменяет направление течения с восточного на южное, около г. Белград вновь поворачивает на восток. Ширина русла увеличивается до 800–1000 м. Средний Дунай принимает много полноводных притоков, наиболее крупные – Драва, Сава, Велика-Морава (правые), Ваг, Грон, Ипель, Тиса, Тимиш (левые). Теснина Катаракты ранее была порожистым участком русла длиной 117 км, её самые узкие (до 150–300 м) и глубокие места – Казане и Железные Ворота. После сооружения Джердапского водохранилища этот участок полностью затоплен.

Нижний Дунай (от Железных Ворот до устья) протекает по Нижнедунайской низменности. Ширина русла от 700 до 1200 м. Основные притоки: Тимок, Огоста, Искыр, Вит, Осым, Янтра (правые), Жиу, Олт, Арджеш, Яломица, Сирет, Прут (левые). Нижний Дунай заканчивается крупной (4200 км 2) низменной дельтой (80% её площади находится на территории Румынии, 20% – Украины). Для дельты Д. характерны многочисленные рукава, протоки, озёра, плавни. Общая площадь внутридельтовых озёр, придельтовых озёр-лиманов и озёр-лагун ок. 2000 км 2 . В вершине дельты Д. делится на рукава – Килийский (левый, длина 116 км) и Тульчинский (правый, 17 км), который, в свою очередь, разделяется на Сулинский (76 км) и Георгиевский (после спрямления 77 км) рукава. Дельта отличается большим биоразнообразием; здесь насчитывают св. 5000 видов растений и животных. Тростниковые заросли в дельте Д. – самые обширные (1560 км 2) и компактные в мире. Только здесь, на дельтовых озёрах, встречаются «плауры» – плавающие ковры живой и отмершей растительности. В дельте Д. – заповедники Дунайский биосферный (Украина) и Дельта Дуная (Румыния).

Питание реки смешанное (снеговое и дождевое). Чётко выделяются длительные весенне-летнее половодье и летне-осенняя межень, а также зимний и осенний паводки. В результате потепления климата, раннего снеготаяния и увеличения количества осадков половодье в последние десятилетия наступает в более ранние сроки, а его высота немного возросла. Сооружение многочисленных водохранилищ на Д. и его притоках почти не оказало влияния на сток воды. Наводнения во время половодья и паводков на Среднем и Нижнем Дунае не только сохранились, но и усилились (экстремальные паводок 2002 и половодья 2006, 2010). Величина сезонных колебаний уровней воды на Верхнем и Среднем Дунае до 6–8 м, на Нижнем Дунае – до 4 м. Дельта подвержена влиянию сгонно-нагонных колебаний уровня до ±1–1,5 м. Среднемноголетний расход воды в вершине дельты 6500 м 3 /с (годовой объём стока 205 км 3); наиболее многоводный приток – Сава (50,8 км 3 /год). Сток взвешенных наносов в среднем 36 млн. т/год (до сооружения Джердапского водохранилища 50–65 млн. т/год). Ледостав на Верхнем и Среднем Дунае обычно с середины января до середины февраля, на Нижнем Дунае – с конца января до начала февраля. В последние десятилетия продолжительность периода с ледовыми явлениями уменьшилась. Воды Д. загрязнены, возросла концентрация тяжёлых металлов, нефтепродуктов, соединений азота и фосфора, фенолов и органических веществ. Главные источники загрязнения – сточные воды промышленных предприятий, хозяйственно-бытовые и сельскохозяйственные сточные воды.

Водные ресурсы Д. широко используются придунайскими странами. Вопросы судоходства регулирует Дунайская комиссия (г. Будапешт). Д. судоходен от г. Регенсбург (Германия). Осн. грузоперевозки осуществляются по Среднему и Нижнему Дунаю. Для улучшения условий судоходства и защиты от наводнений Д. на всём протяжении зарегулирован многочисленными плотинами, проводятся дноуглубительные и русловыправительные работы на мелководных участках реки и в дельте. В 1984 в Румынии между речным портом Чернаводэ и морским портом Констанца открыт шлюзованный судоходный канал Дунай – Чёрное море. В начале 1990-х гг. построен канал Дунай – Майн – Рейн, соединивший Чёрное и Северное моря. Большой водный потенциал реки используется в целях энергетики (крупный гидроузел «Jerdap-1» и «Jerdap-2» в Румынии и Сербии, каскад ГЭС в Германии и Австрии, ГЭС «Gabčíkovo» в Словакии). В дельте Д. развиты сельское хозяйство, лов и переработка рыбы; туризм. Крупнейшие города и порты на Д. (вниз по течению): Регенсбург (Германия), Линц, Вена (Австрия), Братислава (Словакия), Будапешт (Венгрия), Нови-Сад, Белград (Сербия), Русе (Болгария), Брэила, Галац, Сулина (Румыния), Рени, Измаил (Украина).

Сегодня я не буду вас мучать историями про европейские города, а расскажу про крупнейшую реку в Евросоюзе — Дунай, ну и, естественно, дополню этот рассказ фотографиями.

Дунай — вторая по протяженности река Европы (после Волги) и самая протяженная река в Европейском Союзе. Длина реки составляет 2960 километров, а площадь бассейна — 817 000 км².

Исток реки находится на территории Германии в земле Баден-Вюртемберг в горном массиве под названием Шварцвальд (Schwarzwald), что в переводе с немецкого языка означает «чёрный лес». Далее Дунай протекает или является границей десяти государств: Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия и Украина. Кроме этого, бассейн Дуная охватывает территории ещё девяти европейских государств. Дунай впадает в Чёрное море, образуя дельту в Румынии и Украине. Румынская часть этой дельты внесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Через канал Рейн-Майн-Дунай в Германии Дунай соединяется с Северным морем.

Крупные города, которые расположены на Дунае:

  • Регенсбург — Германия
  • Пассау — Германия
  • Линц — Австрия
  • Вена — Австрия
  • Вуковар — Хорватия
  • Братислава — Словакия
  • Будапешт — Венгрия
  • Белград — Сербия
  • Русе — Болгария
  • Видин — Болгария
  • Брэила — Румыния
  • Галац — Румыния
  • Измаил — Украина

Хоть Дунай и берет своё начало в горах, на большей части длины он имеет равнинный характер и является судоходной рекой. Замерзает река только в холодное время максимум на 1,5 — 2 месяца. А весной порой бывают наводнения. Например, в 2013 году сильно затопило некоторые города, которые стоят на реке, особенно пострадал Пассау. В честь наводнений в городах на стенах зданий наносят риски, насколько поднялась вода.

Река имеет важное значение и для рыболовства: в ней обитает более 60 видов рыб, в том числе различные виды осетровых.

Водные пути на реке подходят для плавания судов максимальным размером 110×11.45 м. Естественно, по Дунаю можно отправиться в круизное плавание. Большинство круизов по Дунаю начинается в Германии в городе Пассау и проходит через города, которые стоят на реке. Цена таких круизов варьируется в зависимости от протяженности маршрута, времени года, и звездности речных круизных лайнеров. Примерно за 10-дневный тур вы заплатите $1500-4500 за человека. Это не так дорого, если учесть что вам не нужно тратить время и деньги на проезд между городами, на отели, и на питание — всё это входит в стоимость круизов.

Теперь я покажу фотографии городов, в которых я был, и которые стоят на Дунае.

Из города Пассау, как я уже говорил, отправляется большое количество круизов. Также город знаменателен тем, что тут сходятся в одном месте три реки: Дунай, Инн и Ильц.

В австрийском городе Линц можно также осуществить прогулку по Дунаю и насладиться красивыми пейзажами реки.

Кроме Линца на Дунае стоят и другие австрийские города, включая Вену. На фотографии набережная в Вене, откуда можно доплыть на корабликах до Братиславы.

С замка в Братиславе открывается интересный вид на Мост СНП. Мост знаменателен тем, что он однопилонный, а его длина составляет 430 метров. На вершине опоры моста на высоте 85 метров находится ресторан.

Считаю, что красивее всего Дунай выглядит в Будапеште. Тут красивые набережные и потрясающая архитектура.

Ночью подсветка мостов через Дунай выглядит волшебно, а прохлада реки притягивает на набережную толпы туристов и молодежи.

История реки Дунай

Наиболее ранние достоверные сведения о Дунае содержатся в сочинениях древнегреческого историка и ученного Геродота (V век до н. э.), который писал во второй книге «Истории», что река Истр (древнегреческое название Дуная) начинается в стране кельтов и течёт, пересекая Европу посередине. Впадает же река Истр в Эвксинский понт (название в те времена Чёрного моря) семью рукавами (другими словами это ознало, что перед тем как Дунай впадает в Черное море он делился на семь рек, его продолжения). Геродот сделал также выводы о характере питания реки, о ее притоках и многое другое, поражающие своей точностью даже современных ученных и географов. Современное название реке дали кельты, которые обитали тут в первой половине первого тысячелетия до н.э. В 105 году император Траян перекинул первый каменный мост через Дунай, для возможного перемещения с одного берега реки на другой.

В литературных источниках античных времен это название река носила от истока до Катарактов. Нижний Дунай называли в древности Истром. В некоторых источниках античности это название распространялось на всю реку.

Первыми мореплавателями, исследовавшими нижнее течение реки, были финикийцы, за ними пришли греки, основавшие на берегах Дуная в XI-IX вв. до н. э. свои колонии и торговые фактории на территории нынешних городов Измаил, Килия, Силистра и др., во второй половине IX в. до н. э. на Дунае появляются македонцы.

Подробные исследования всего течения Дуная сделали римляне. Они построили вдоль берегов реки десятки укреплений, проложили дороги, создали речной флот. И Дунай стал оживленным торговым путем.

В XI- XII вв. славянские и другие племена, значительно потеснив византийцев к югу, оседают на берегах Нижнего Дуная. Средний Дунай занимают западные группы славян - чехи, словаки. Здесь же, а также на Верхнем Дунае прочно обосновываются германские племена и тюркские пришельцы.

Возникновение Киевской Руси на рубеже YIII-IX вв. привело к оживлению торговли по Дунаю - естественному водному пути, удобному для поддержания связей не только между народами, населявшими его берега, но и для торговли с приморскими государствами на Черном море и за его пределами. В русской летописи времен киевского князя Святослава говорится, что здесь "...вся благая сходятся: от грек злато, паволоки (что означает ткани), вина и овощеве различные, из чех же и угор серебро и комони (так называли коней), из Руси же скора (то есть кожи) и воск, мед и челядь".

"Вся благая" разжигала аппетиты многих властителей. Сюда направляли свои войска персидский царь Дарий и Александр Македонский, римские императоры и хан Батый. Двигались вдоль Дуная отряды крестоносцев. Почти три столетия хозяйкой Нижнего и Среднего Дуная была Оттоманская империя. В периоды новой и новейшей истории здесь соперничали Австрия, Германия, Англия, Франция, Российская империя.

Богатая природа края, его прошлое и новостройки - все это вызывает большой интерес. С каждым годом возрастает поток туристов, совершающих путешествия по великой реке.

Таким образом, далее вместе с историей Европы и складывалась и история международной реки, и сейчас мы можем наблюдать Дунай таким каким он уже сформировался за долгие периоды истории. Сегодня река имеет можно сказать мировое значение объединяя своими водами страны Европы, с возможностью осуществления различных морских транспортировок.

Река Дунай

Река берёт начало в горах Шварцвальда это Баден-Вюртемберг в Германии, где возле города Донауэшинген на высоте 678м над уровнем моря сливаются горные ручьи Брег, длина которых составляет 48км. и Бригах, длиною 43 км.

О направлении течения реки можно сказать о том, что на своём пути Дунай несколько раз меняет направление. Сначала он течёт по горной области Германии на юго-восток, а потом на отметке 2747км (километраж реки измеряется от крайней точки гирла в направлении истока) меняет направление на северо-восточное. Это направление сохраняется до города Регенсбург (2379км), где находится самая северная точка течения реки (49°03" сев. ш.). Возле Регенсбурга Дунай поворачивает на юго-восток, затем пересекает Венскую котловину, и дальше более чем 600 км течет по Среднедунайской низменности. Проложив русло через горные цепи Южных Карпат по ущелью Железные Ворота, до самого Черного моря (более 900 км) протекает по Нижнедунайской низменности. Самая полноводная точка реки находится возле города Свиштов (Болгария) - 43°38" сев.шир.

В нижнем течении Дунай, разветвляясь, создает большую, прорезанную густой сетью рукавов и озер, болотистую дельту длиною с запада на восток 75 км и шириною с севера на юг 65км. У Дуная имеются многочисленные рукава, которые иногда значительно (на 10 и более километров) отходят от основного потока. Наиболее длинными на правом берегу являются рукава Мошонский или Дьёрский Дунай (виток - 1854км, гирло - 1794км) и Дунеря-Веке (237 и 169км); на левом берегу - Молый Дунай (исток - 1868км, впадает в Ваг), Шорокшарский Дунай (1642 и 1586км), Борча (371 и 248км). Вершина дельты находится возле мыса Измаильский Чатал за 80км. от гирла, где основное русло Дуная сначала распадается на Килийское и Тульчинское. Через семнадцать километров ниже по течению Тульчинское гирло разделяется на Георгиевское гирло и Сулинское гирло, которые впадают в Черное море отдельно. Килийское гирло в границах территории Украины создает так называемую Килийскую дельту, которая является наиболее быстротечной частью дельты Дуная. Большая часть дельты Дуная покрыта плавнями - это второй по площади массив этого ландшафта в Европе (уступает только плавням в дельте Волги). В дельте Дуная расположен Дунайский биосферный заповедник.

О притоках стоит добавить, что Дунайский бассейн имеет асимметричную форму, меньшей по величине является его правобережная часть (составляющая 44 % всей площади водосбора), но на правом берегу расположены наиболее полноводные притоки, с которыми в Дунай поступает примерно 70% воды.

Около 120 притоков Дуная формируют гидрографическую сетку бассейна. Распределены притоки неравномерно: большинство из них находится в предгорьях Альп и Карпат, на территории Венгерской (Среднедунайской) низменности их почти нет. Притоки Дуная, которые берут начало в горах, имеют в верховьях горный характер. Выходя на равнину, они приобретают типичные черты равнинных рек и на большом протяжении судоходны. А еще хотелось бы добавить, что в Словакии крупнейший Житный остров является речным островом Дуная и одновременно Европы.

На берегах реки Дуная расположены десятки больших городов, в том числе столицы четырёх европейских стран: Австрии - город Вена (с населением около1600 тысяч жителей), Сербии - город Белград (с населением примерно 1200 тысяч человек), Венгрии - горд Будапешт (население которого составляет 2016 тысяч), Словакии - Братислава (с численностью жителей около 430 тысяч).

Характеристика территориального деления реки

Дунай от истока до гирла протекает по территории или по границе 10 государств (Германия, Австрия, Словакия, Венгрия, Хорватия, Сербия, Болгария, Румыния, Молдавия и Украина).

Также бассейн Дуная полностью или частично охватывает территории 17 государств Центральной и Южной Европы (кроме 10 вышеперечисленных - Италия, Словения, Босния и Герцеговина, Албания, Македония, Польша, Швейцария и Чехия. Для всех придунайских стран Дунай на отдельных участках является природной государственной границей с соседними странами. В границах территорий отдельных стран длина Дуная составляет от 0,2 км., это в Молдавии, и до 1075км. где река протекает в Румынии.

По комплексу физико-географических характеристик Дунай делят на три следующие части, это:

· верхний Дунай, протяженность которого составляет 992км., протекает от истока реки до селения Генью;

· средний Дунай протяженностью 860км., протекающий от селения Генью и до города Дробета-Турну-Северин (город расположен в юго-западной части Румынии;

· Нижний Дунай протекающий территорией в 931км. от города Дробета-Турну-Северин и аж до впадения Дуная в Черное море. Дунай даёт почти половину общего объема стока в Черное море.

Развитие морских грузоперевозок по Дунаю

Развитие судоходства по Дунаю началось еще в XIX веке. В 1834 году измаильские купцы владели 20 судами, ренийские – 5 единицами флота. Чтобы вывезти товары за границу по самому короткому пути, применялся небольшой по грузоподъемности транспорт, так как Килийский рукав Дуная не позволял проходить судам с осадкой более 6 футов (1 фут – 33 см).

В середине XIX века наблюдается подъем дунайских портов. Только в 1846 году Измаил посетило 138 судов, среди них 50 русских, 45 – турецких, 38 – греческих, 8-австрийских, 2 – английских. Поражение России в Крымской войне (1853-1856 гг.) стало главным препятствием в развитии дунайской торговли и на протяжении 20 лет Россия фактически была устранена с Дуная. После победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. государственная граница России была установлена по Килийскому гирлу Дуная и по реке Прут.

В начале 80-х годов XIX века перед русским правительством стала задача создания пароходного общества на Дунае. 3 июля 1881 года было утверждено «Положение о срочном товаро-пассажирском пароходном сообщении между городами Одессой и Измаилом с заходом в Килию и Рени». Каждые две недели в Измаил, затем в Килию, из Килии в Рени, из Рени в Измаил и через Сулину в Одессу совершал срочные рейсы пароход предпринимателя. Скорость судна была равна 7 узлам. Второй пароход Ю. Е. Гагарина «Федор», переименованный в 1883г. в «Измаил», совершил 18 рейсов в порт Рени. Цель его была благородной – открыть русскому коммерческому флоту путь на Дунай, и на новое, еще неизвестное дело он тратил весь свой капитал.

Постепенно налаживались регулярные каботажные перевозки между русскими дунайскими портами. Однако развитие капиталистического производства, рост выпуска продукции требовали новых рынков сбыта товаров. Нужно было устанавливать тесные торговые связи с придунайскими странами. В одиночку решить этот вопрос Гагарин не мог. Его личных средств на это оказалось недостаточно.

В 1883 году дело, начатое Гагариным, переросло в торговую компанию. 125 лет назад появляется первое русское пароходное общество «Князь Юрий Гагарин и Ко». С 21 ноября 1883 года впервые в истории отечественного торгового судоходства на Дунае Россия устанавливает регулярные международные торговые связи с придунайскими государствами.

Чтобы удержаться на берегах Дуная в конкурентной борьбе с пароходными компаниями других иностранных держав, необходимо было иметь сильный торговый флот. Поэтому спустя несколько лет, в 1886 году, пароходное общество князя Гагарина было преобразовано в акционерное общество под названием «Черноморско-Дунайское пароходство». Это общество открыло дорогу русским товарам по великой европейской реке и доказало выгодность пароходного сообщения на Дунае.

14 октября 1944 года по решению Государственного Комитета Обороны СССР для обеспечения перевозок по Дунаю советских войск и техники, а также народнохозяйственных грузов в городе Измаиле было создано Советское Дунайское государственное пароходство.

Рост товарооборота, развитие судоходства по Дунаю требовали оснащения пароходства качественно новыми судами. В 50 – 60-е годы было построено 75 новых буксиров и толкачей типа: «Владивосток», «Киев», «Москва», «Рига», «Иваново», «Корнойбург», а в 70 – 80-е годы речной флот пароходства пополнился мощными толкачами типов «Сергей Авдеенков», «Запорожье», «Ленинград» и 19 самоходными сухогрузными судами серии «Капитан Антипов». Наряду с этим из эксплуатации выводился устаревший флот.

В 1957 году в Килийской части дельты Дуная был открыт глубоководный канал Прорва, что способствовало развитию морских перевозок и флота УДП.

19 мая 1978г. на основе межправительственного соглашения четырех стран – Болгарии, Венгрии, Советского Союза и Чехословакии – создано международное хозяйственное судоходное предприятие.

С 1984г. действовала лихтеровозная транспортно-технологическая система, обслуживаемая лихтеровозами «Борис Полевой», «Павел Антокольский», «Анатолий Железняков» и «Николай Маркин». Система работала по следующим направлениям: порты Черного и Средиземного морей, Ближнего Востока, Северной и Восточной Африки.

Советское Дунайское пароходство в 80-е годы представляло собой крупное комплексное предприятие, только транспортный флот которого насчитывал более 1000 единиц дедвейтом около 1 млн. тонн. СДП обеспечивало перевозки внешнеторговых грузов страны, грузов иностранных владельцев в бассейне реки Дунай, а также на порты Черного, Средиземного, Красного морей Юго-Восточной Азии, Западной и Северной Европы.

В 1983 году Советское Дунайское пароходство было награждено орденом Дружбы народов.

Позднее уже в 90-е годы флот Украинского Дунайского пароходства пополнился серией из шести морских судов, построенных в Португалии.

В 2001 году «Украинское Дунайское пароходство» первому в стране присвоен статус национального перевозчика.

Стоит добавить, что приоритетным направлением деятельности Дунайского пароходства является предоставление транспортных услуг юридическим и физическим лицам с гарантированным качеством перевозок, удобством и безопасностью доставки грузов и пассажиров. Основное направление компании сосредоточено на удовлетворении потребностей и интересов клиента, а также на развитии продолжительного сотрудничества.

И Румынии на юге.

Дунай был и остается прежде всего естественной границей. В прежние времена он служил северным рубежом Римской империи. На его берегах римляне выстроили защитный вал против нападений варваров с севера. В 1683 году здесь решилось будущее христианской Европы: австрийцы под Веной нанесли окончательное поражение войскам Османской империи, вытеснив мусульман из Западной Европы.

Так как Дунай всегда был судоходной рекой, на его берегах постоянно встречались друг с другом самые различные племена и народы. Все они оставили после себя шедевры искусства и культуры - строения в стиле рококо и барокко, готики и классицизма располагаются вдоль реки бок о бок со зданиями эпохи модерна и античными руинами. Вода объединяла людей: Балканы - крупнейший «плавильный котел» Европы, в Банате между бывшей Югославией и Румынией дружно живут вместе венгры, румыны, сербы, испанцы, итальянцы и многие другие народы. Увы, не всегда они мирно уживаются друг с другом. Ужасным примером того, к чему приводят конфликты между соседями, стала война в бывшем многонациональном государстве Югославия, последствия которой ощущаются до сих пор.

СОЕДИНЯТЬ, НО НЕ РАЗДЕЛЯТЬ НАРОДЫ

Дунай - единственная река Европы, которая протекает через такое количество разных государств.

Дунай образуется от слияния рек Бригах и Брег у города Донауэшинген в грабене Верхнего Рейна . На своем пути длиной 2860 км вторая по величине (после Волги) европейская река протекает через четыре столицы: Братиславу , Вену , Будапешт и Белград . В Румынии она впадает в Черное море , образуя гигантскую дельту. Вероятно, уже тысячи лет назад Дунай служил транспортной артерией, а с начала эпохи пароходства в 1830 году его экономическое значение постоянно возрастает. В середине XIX века сопредельные государства начали регулировать и шлюзовать реку. Необходимо было смягчить последствия периодических наводнений - например, в 1830 году Вена была наполовину затоплена водой. Дунай всегда был также источником питьевой воды. Споры о пользовании этим драгоценным ресурсом периодически возникают и сегодня. Например, Словакия строит к югу от Братиславы систему гидроузлов для выработки электроэнергии. Первоначально в этом проекте участвовала Венгрия , однако теперь она категорически отказывается от продолжения строительства: существование водохранилища снижает уровень воды до опасной отметки и Будапешт уже беспокоится о стабильности снабжения питьевой водой. Интенсивное использование реки нарушило экологическое равновесие огромных территорий: мало что осталось от прежнего изобилия рыбы, высыхают пойменные леса, многие виды животных, традиционно обитавшие на берегах Дуная, вымирают.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

■ Самый старый каменный мест через Дунай находится в Регенсбурге (Германия). Он построен в 1135-1146 годах.

■ Первые кочевники осели на Дунае уже более 5000 лет назад.

■ Греки из Милета поселились в дельте Дуная в VII веке до н.э.

■ Берег Дуная является родиной героини немецких сказаний Кримхильды.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ В Германии: замок Гогенцоллерн-Зигмаринген , Ульмский собор, Регенсбург .
■ В Австрии : Вена.
■ В Словакии: Братислава .
■ В Венгрии : Будапешт со зданием парламента.
■ В Румынии: железные порота и дельта Дуная С ее изумительным природным ландшафтом.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Протекает по территории следующих стран :

В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные