Правильное питание детей раннего и дошкольного возраста. Основы рационального питания детей дошкольного возраста Основные принципы рационального питания детей и подростков

размер шрифта

ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (утв- Минздравом СССР 14-06-84 11-1422-6)... Актуально в 2018 году

Основные принципы рационального питания детей от 1 до 6 лет

Питание детей от 1 до 3 лет и от 3 до 6 лет в целом различается лишь по количеству основных пищевых веществ, суточному объему рациона и величине разовых порций. Некоторые блюда могут также отличаться кулинарной обработкой, например, детям до 3 лет вместо жареной рыбы следует давать рыбные котлеты, вместо мясной котлеты - мясное суфле.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 9 - 10 часов, получают трехразовое питание, обеспечивающее 75 - 80% суточного рациона. При этом завтрак должен составлять 25% суточной калорийности, обед - 35 - 40%, полдник - 15 - 20%.

Дети, находящиеся в дошкольном учреждении 12 часов, должны получать четырехразовое питание. В этом случае калорийность полдника не превышает 10 - 12%, а калорийность ужина составляет 20 - 25%.

При круглосуточном пребывании в дошкольном учреждении дети также получают четырехразовое питание и дополнительно к полднику фрукты.

Рационально составленное меню в детском дошкольном учреждении представляет собой такой подбор блюд суточного рациона, который обеспечивает потребность детей в основных пищевых веществах и энергии с учетом возраста, условий воспитания и состояния здоровья, а также климато-географических и национальных особенностей питания.

При составлении рациона питания детей необходимо предусмотреть правильное распределение продуктов в течение суток. Учитывая, что продукты, богатые белком, особенно в сочетании с жиром, дольше задерживаются в желудке ребенка и требуют большого количества пищеварительных соков, рекомендуется блюда, содержащие мясо, рыбу, яйца, давать в первую половину дня - на завтрак и обед. На ужин детям желательно давать молочно-растительную, легко усваиваемую пищу, так как ночью во время глубокого сна процессы пищеварения замедляются.

При составлении меню следует учитывать, что некоторые продукты должны входить в рацион ребенка ежедневно, а некоторые он может получать через день или 2 - 3 раза в неделю. Так, в меню детей каждый день необходимо включать всю суточную норму молока, сливочного и растительного масла, сахара, хлеба, мяса. В то же время, рыбу, яйца, сыр, творог, сметану можно давать детям не каждый день, но в течение декады (10 дней) количество этих продуктов должно быть израсходовано в полном объеме возрастной потребности.

В меню детей необходимо широко включать салаты из сырых овощей, свежие фрукты (ежедневно), в качестве третьих блюд давать свежие или консервированные соки, фруктовые пюре для детского питания и т.д. Желательно, чтобы ребенок в течение дня получал два овощных блюда и только одно крупяное. Рекомендуется также готовить комбинированные гарниры из набора различных овощей.

Каждое детское дошкольное учреждение должно иметь перспективное меню на 2 недели и специально разработанную картотеку блюд, где указаны раскладка, калорийность блюда, содержание белков, жиров, углеводов и стоимость блюда. Использование готовых карточек позволяет легко подсчитывать химический состав рациона, при необходимости заменять одно блюдо другим, равноценным ему по составу, осуществлять ежедневный контроль за качеством питания детей.

При отсутствии каких-либо продуктов их можно заменять другими, но только такими, которые содержат то же количество основных пищевых веществ, особенно белка и жира. Для этого следует пользоваться таблицей замены продуктов, которая приведена в Приложении 4.

Объем пищи должен строго соответствовать возрасту ребенка. Большой объем способствует снижению аппетита, служит причиной нарушения нормальной функции пищеварительных органов. Нередко вследствие большого объема порции дети получают разведенную, малокалорийную пищу. Маленькие объемы пищи не вызывают чувства насыщения.

ОБЪЕМ БЛЮД В ГРАММАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ ЯСЕЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 - 1,5 года 1,5 - 3 года 3 - 4 года 5 - 6 лет
Завтрак:
Каша или овощное блюдо 180 200 200 200
Омлет или мясное, рыбное 50 50
блюдо
Кофе 100 150 150 200
Обед:
Салат 30 40 50 50
Суп 100 150 150 200
Мясная котлета, суфле 50 60 70 70
Гарнир 100 100 110 - 130 130 - 150
Компот 100 100 150 150
Полдник:
Кефир, молоко 150 150 200 200
Печенье, булочка 15 15 / 45 25 / 50 35 / 60
Фрукты 100 100 100 100
Ужин:
Овощное блюдо или каша 180 200 200 200
Молоко, чай 100 150 150 200
Хлеб на весь день:
Пшеничный 40 70 110 110
Ржаной 10 30 60 60
Суточный объем пищи 1000 - 1200 - 1700 - 1900 -
1200 1400 1850 2100

Для правильного приготовления пищи и соблюдения необходимого выхода блюд следует пользоваться таблицей отходов пищевых продуктов при их холодной кулинарной обработке, приведенной в Приложении 5.

При правильной организации питания детей большое значение имеет вся обстановка в группе. Дети должны быть обеспечены соответствующей посудой, удобно сидеть за столом. Блюда следует подавать красиво оформленными, не слишком горячими, но и не холодными. Детей надо приучать к чистоте и опрятности за столом. Воспитатели должны быть спокойными, не торопить детей. При кормлении детей следует соблюдать последовательность процессов, не заставлять детей долго сидеть за столом в ожидании очередных блюд. Дети, закончившие еду, могут выйти из-за стола и заняться спокойными играми. Детей с плохим аппетитом нельзя кормить насильно. Им можно во время еды предложить небольшое количество воды, ягодного или фруктового сока. В некоторых случаях таким детям можно дать сначала второе блюдо, чтобы они в первую очередь съели более питательную, богатую белком пищу, а потом дать немного супа. Ни в коем случае нельзя отвлекать детей во время еды игрушками, чтением сказок и т.д.

Очень важно правильно построить режим кормления детей в младшей ясельной группе, где могут воспитываться дети, имеющие два или один дневной сон. В этом случае жизнь в группе должна быть построена так, чтобы часы кормления этих подгрупп не совпадали.

Для правильной организации питания детей необходимо заботиться о соблюдении преемственности в питании детей в дошкольном учреждении и дома. С этой целью следует вывешивать в группах рекомендации для родителей по питанию детей в вечернее время, в выходные и праздничные дни. При этом даются конкретные советы по составу домашних ужинов с учетом того, какие продукты получили дети в течение дня.

В летнее время, особенно при выезде на дачу, жизнь детей связана с повышенной затратой энергии, обусловленной усилением двигательной активности детей, организацией длительных прогулок, посильного труда и т.д. В связи с этим калорийность суточного рациона должна быть повышена на 10 - 15%. Это достигается путем увеличения количества молока и молочных продуктов, а также овощей и фруктов. В летнее время в рацион детей следует широко включать свежую зелень - укроп, петрушку, салат, зеленый лук и чеснок, щавель. Свежие овощи, зелень делают блюда не только более богатыми витаминами, но и придают им привлекательный вид и приятный вкус. В жаркое время у детей нередко снижается аппетит, поэтому рекомендуется несколько изменить режим питания, заменяя обед вторым завтраком (за счет полдника). Обед при этом переносится на более позднее время, и дети, отдохнувшие после дневного сна, едят с большим аппетитом.

Летом у детей повышается потребность в жидкости. Для питья может быть использована свежая кипяченая вода, а также настой шиповника или морс из ягод (не очень сладких). Питье следует предлагать детям после возвращения с прогулки, перед проведением водных процедур. Во время длительной экскурсии на привале дети также должны получить какое-либо питье. Отправляясь на экскурсию, воспитатели должны взять с собой запас кипяченой воды (морса).

В данных Методических рекомендациях представлены примерные 10-дневные меню, составленные с учетом принципов рационального питания и национальных пищевых привычек. Эти меню следует использовать при разработке рационов питания в различных регионах страны (Приложение 6).

Вопросы питания занимают сейчас ведущее место во всех научных и медицинских трудах. Ведь продукты, которые человек ест, сильно влияют на его здоровье. Поэтому все больше людей стали интересоваться, что такое рациональное питание. Принципы рационального питания подробно изложены во многих медицинских статьях, и при желании можно научиться есть так, чтобы еда приносила только пользу. Но не только состав рациона человека влияет на его здоровье. Важно все: сколько он ест, когда, какие промежутки между приемами пищи соблюдает, как сочетает продукты между собой. Особенно важно обращать на это внимание при питании детей, пожилых людей и тех, кто страдает какими-либо заболеваниями.

Почему питание так важно?

Каждому человеку ясно, что еда является обязательным условием поддержания жизни и здоровья человека. В чем же заключаются ее функции?

1. В обеспечении организма человека энергией. Поэтому основы рационального питания обязательно учитывают энергетические затраты человека. И потребляемая пища должна восполнять их, но не более. Иначе излишки будут откладываться в виде жира.

2. С пищей должны поступать в организм вещества, которые используются им для строительства клеток. Это прежде всего белки, важны также минеральные вещества, жиры и углеводы.

3. Еще одной функцией питания является снабжение организма витаминами, необходимыми для производства некоторых ферментов и гормонов.

4. Недавно ученые определили, что от питания также зависит иммунитет. То, что человек ест, напрямую влияет на защитные силы организма и способность его сопротивляться болезням.

Именно поэтому так важно знать, что такое рациональное питание. Принципы рационального питания обязательно учитывают эти функции.

Значение основных питательных веществ

Белки - самые необходимые вещества для организма. Они используются для строительства клеток, производства гормонов и в качестве источника энергии. Человеку необходимо употреблять в сутки, в зависимости от пола и возраста, около 100 граммов белков.

Жиры Они должны составлять примерно 35 % объема суточного рациона. Причем более полезными являются растительные жиры, содержащие ненасыщенные жирные кислоты и витамины.

Углеводы также служат источником энергии. Их нужно употреблять до 500 граммов в сутки в зависимости от энергозатрат человека. Но избыточное их количество может привести к ожирению, так как если они не переработались в энергию, то превращаются в жир.

Витамины и минеральные вещества также необходимы для нормальной жизнедеятельности человека. Важно учитывать, что они не образуются в организме, а поступают только с пищей.

Рациональное питание: понятие и принципы

Пища должна обеспечивать рост и правильное развитие человека, улучшать его здоровье и способствовать профилактике заболеваний. Она должна быть сбалансирована по энергозатратам, содержанию питательных веществ в соответствии с полом и возрастом. Только в этом случае можно говорить о рациональном питании. Каждый человек должен стремиться к этому, только тогда он сможет наслаждаться своим здоровьем. К принципам рационального питания относятся:

Умеренность, которая не позволяет потреблять с пищей энергии больше, чем ее расходуется в процессе жизнедеятельности;

Разнообразие - очень важный принцип рационального питания. Человечество использует в пищу тысячи разных продуктов в самых разнообразных комбинациях. Но основой их являются белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества. Чтобы все они поступали с пищей в организм человека, рацион должен быть как можно более разнообразным;

Режим питания также очень важен для здоровья. Причем этот принцип особенно часто нарушается людьми.

Почему так важна умеренность в еде?

При составлении рациона питания необходимо соблюдать баланс между расходуемой энергией и поступающей с пищей.

Для этого учитывается пол, возраст, масса человека и род его деятельности. Нормы и принципы рационального питания измеряют энергозатраты в килокалориях. Например, для человека, занимающегося умственным трудом, они составляют около 2500 ккал, а для спортсменов - 4000 ккал. Если же с пищей поступает меньше энергии, то организм расходует собственные запасы в виде жира и гликогена. При длительном голодании или недостаточном питании начинают расходоваться также белки, что приводит к дистрофии мышц. Но и избыточное поступление с пищей энергии также вредно. Все, что не израсходовалось, откладывается в виде жировой ткани. Поэтому так важен в питании. Количество потребляемой пищи и ее состав должны зависеть от возраста, массы тела, физической активности и даже места проживания человека.

Сбалансированность рациона

Очень много моментов должно учитывать рациональное питание. Принципы рационального питания обязательно включают в себя знания о качественном составе пищи. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека необходимо, чтобы все пищевые вещества поступали с пищей в определенном соотношении. В среднем для обычного занимающегося умственным трудом, рекомендуется такое соотношение: одна часть белков, одна часть жиров и четыре части углеводов. Важно также, чтобы с пищей человек потреблял достаточное количество витаминов и минеральных веществ.

Что нужно знать о составе пищи и количестве ее основных ингредиентов?

1. Человек должен потреблять около 1 грамма белка на килограмм веса. В среднем это получается 50-80 граммов. Причем количество животного и растительного белка должно распределяться примерно поровну. По данным исследований, избыточное потребление белков приводит к снижению работоспособности и развитию утомления. Ведь на его переработку расходуется много энергии. Белок есть в мясных и молочных продуктах, орехах, бобовых и гречневой крупе.

2. Жиры очень важны для обеспечения организма энергией и участия в строительстве клеток. Кроме того, только в их присутствии могут усваиваться некоторые витамины. В среднем человеку необходимо потреблять около 100 граммов жиров. Причем самыми важными являются те, которые содержат незаменимые жирные кислоты и жирорастворимые витамины. В основном это растительные жиры, которых нужно потреблять больше, чем животных. А вот от маргарина и искусственных масел стоит отказаться, так как они плохо усваиваются.

3. Углеводы - это основной источник энергии. Обычному человеку в среднем требуется 400-500 граммов, основную часть из которых должен составлять крахмал. При обычном питании за счет углеводов образуется 60% всей энергии. Получить их человек может из меда, фруктов и ягод, сахара, некоторых овощей и зерновых продуктов.

4. Витамины являются необходимым средством для образования ферментов и гормонов. В основном они попадают в организм с пищей. Больше всего их в овощах и фруктах, хлебе и крупах. При недостатке витаминов развиваются некоторые заболевания и наблюдается снижение иммунитета и работоспособности.

5. Минеральные вещества очень важны для поддержания нормальной жизнедеятельности человека. Чтобы не наблюдался их недостаток, рацион человека должен быть разнообразным.

6. Клетчатка необходима для нормальной работы пищеварительного тракта, хотя она и не переваривается. Она очень нужна для нормализации микрофлоры кишечника и выведения из организма шлаков и токсинов. Клетчатка содержится в овощах и фруктах, бобовых и зерновых продуктах. Только употребляя ее в достаточном количестве, можно сохранить здоровье и предотвратить появление некоторых заболеваний.

Режим приема пищи

Кроме качественного состава очень важно соблюдать правильный режим питания. В основном он регулируется чувством голода, но в некоторых случаях человек допускает переедание. Это стало настоящим бичом современного человечества. Поэтому сейчас значение рационального питания в том, что людей учат не только руководствоваться аппетитом, но и придерживаться некоторых правил:

Нужно соблюдать постоянство в приеме пищи по времени суток. В этом случае организм вырабатывает условный рефлекс и к определенному времени выделяются слюна и желудочный сок, что обеспечивает лучшее переваривание пищи;

Питание должно быть дробным. Учеными доказано, что двухразовый прием пищи опасен для здоровья. Лучше всего есть 3-4 раза в день, но маленькими порциями. Иногда целесообразно бывает добавить еще пару приемов пищи без увеличения общего ее количества;

И завтрак, и обед, и ужин должны быть сбалансированы по содержанию питательных веществ. Нужно подбирать такие продукты, чтобы при каждом приеме пищи организм получал белки, жиры, углеводы, минеральные вещества и витамины в их рациональном соотношении;

Очень важно правильно выбрать время завтрака, обеда и ужина, а также распределить объем еды. Нужно стараться, чтобы между основными приемами пищи проходило 4-6 часов, а от ужина до сна оставалось 2-3 часа. Основной объем еды должен приходиться на обед, на втором месте - завтрак, на ужин же нужно есть поменьше.

Правила питания в повседневной жизни

Почти каждому человеку ясно, как важно для здоровья рациональное питание. Принципы рационального питания изложены во многих медицинских трудах. Но не всем понятны научные термины, и для обычного обывателя такие идеи сложно применить в жизни. Поэтому можно сформулировать некоторые правила, которые более понятно излагают основы рационального питания:

Не переедать;

Следить за доброкачественностью пищи: она должна быть неиспорченной и не зараженной микроорганизмами;

Питаться как можно более разнообразно;

В способах приготовления отдавать предпочтение варке и есть больше сырых овощей и фруктов;

При приобретении готовой еды обязательно обращать внимание на состав и калорийность, указанные на этикетке;

Тщательно пережевывать пищу;

Есть нужно чаще, но маленькими порциями;

Употреблять достаточное количество воды;

Постараться исключить из употребления соль, сахар, кофе, алкогольные напитки, консервы, торты, рафинированные продукты и копчености;

Стараться чаще включать в рацион свежие овощи и фрукты, мед, зелень, орехи и крупы;

За стол следует садиться только в хорошем настроении и во время еды не отвлекаться на посторонние предметы.

Раздельное питание

Ученые выяснили, что переваривание пищи происходит под влиянием различных ферментов. Чтобы ее компоненты усваивались правильно и не нарушался сложный процесс пищеварения, рекомендуется использовать в питании определенные правила:

Не смешивать крахмал с кислыми продуктами;

Белковую и крахмальную пищу лучше употреблять в разное время;

Сахар тормозит секрецию желудка, поэтому нежелательно есть его с белками и крахмалами;

Желательно употреблять жидкость отдельно от твердой еды;

Яблоки, виноград и другие фрукты нужно есть за 1-2 часа до основного приема пищи. А груши лучше употреблять после еды;

Жиры также задерживают процесс пищеварения, поэтому их большое количество может привести к проблемам.

Значение рационального питания

Большая часть людей в настоящее время питается неправильно, чем наносит непоправимый вред своему здоровью. И связано это прежде всего с недостатком знаний по этому вопросу. И все больше людей страдают от нарушения обмена веществ, вызванного неправильным питанием. Это приводит к появлению нервных и психических заболеваний, авитаминозов, болезней печени и крови. Поэтому рациональное питание и его принципы должны быть известны всем, кто хочет оставаться здоровым. Нарушение этих правил ведет к снижению работоспособности, сопротивляемости болезням и продолжительности жизни. Правильная еда нужна человеку не только для восполнения энергетически затрат и роста, но и для поступления необходимых витаминов и микроэлементов, не синтезируемых организмом. Их баланс способствует нормальному течению всех процессов жизнедеятельности. Рациональное питание способствует более полному усвоению питательных веществ.

Лечебное и диетическое питание

Все рекомендации, относящиеся к пище, можно применить только к обычному, здоровому человеку. Обычно они не учитывают индивидуальных особенностей организма. Поэтому при наличии каких-либо отклонений в здоровье применяются диеты. Принципы рационального и диетического питания в основном похожи, но диеты кроме утоления голода и поступления в организм необходимых веществ должны способствовать укреплению здоровья и помогать в излечении заболеваний. Существуют следующие виды диет:

Лечебные;

Возрастные;

Для коррекции веса;

Для беременных и кормящих женщин;

Спортивные;

Предназначенные для людей определенных профессий.

Диеты при некоторых заболеваниях

Принципы рационального и лечебного питания предусматривают не только особый режим приема пищи, но и отказ от продуктов, которые могут нанести вред здоровью. Рацион играет огромную роль в лечении большинства заболеваний. При некоторых патологиях необходимо увеличивать или уменьшать количество белков, жиров или углеводов.

Питание при ожирении должно быть сбалансированным. Необходимо строго следить за количеством потребляемых калорий, отказаться от сахара, соли, мучных изделий, жирных продуктов и алкоголя.

Принципы рационального питания при рахите предусматривают введение в рацион ребенка достаточного количества продуктов, богатых фосфором и магнием, витамином Д и кальцием. Прикорм больным детям дают уже в 4 месяца. В рацион им нужно вводить овощные пюре, протертый желток, печень и мясо.

Еще одно заболевание, при котором очень важно соблюдать определенную диету, - это гипотиреоз. Необходимо снизить количество потребляемых углеводов, соли и жидкости. Полезны, наоборот, овощи и фрукты, кисломолочные продукты, мясо и ржаной хлеб. Принципы рационального питания при гипотиреозе предусматривают ограничение жиров и легкоусвояемых углеводов, но увеличение белков.

Правила питания детей

Недостатки в организации питания сильнее всего отражаются на детях. Это приводит к задержке их роста и развития и к появлению различных заболеваний. Поэтому так важно соблюдать основные принципы рационального питания детей. Необходимо следить, чтобы рацион ребенка не был перегружен углеводами, поэтому надо ограничивать употребление сахара, выпечки и кондитерских изделий. Исключить из питания детей нужно также газированные напитки, полуфабрикаты, колбасы и фастфуд. Эта пища кроме вреда ничего не принесет. Особо же нужно обращать внимание на то, чтобы в детском питании было достаточно витаминов и минеральных веществ, особенно кальция, йода, железа, фтора и фолиевой кислоты. В рационе ребенка должно быть много свежих овощей и фруктов, молочных и зерновых продуктов. Нужно, чтобы он ел орехи, мед, зелень и пил достаточно воды.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Когда речь идет о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», - часто цитируем мы, и формируется представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено - это имеет второстепенное значение. Между тем А.П. Чехов - вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека - утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения в "приличном обществе".

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов. Основная задача формирования основ правильного питания заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить эти принципы.

Регулярность . Рекомендации соблюдать режим питания - не прихоть гигиенистов и диетологов , потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами деятельности нашего организма. Все процессы, протекающие внутри нас (дыхание, биение сердца, деление клеток, сокращение сосудов, в том числе и работа пищеварительной системы), носят ритмичный характер, и регулярность - непременное условие эффективного функционирования сложной биологической системы.
Режим питания призван обеспечить равномерную нагрузку в системе пищеварения в течение дня, вот почему должно быть как минимум 4 приема пищи. В дошкольном и младшем школьном возрасте - 4-5 приемов через каждые 3-4 часа (именно столько времени требуется на то, чтобы пища переварилась).

Надо сказать, что еда " по часам" важна в любом возрасте. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и напряжение в этом процессе, и… благоприятную почву для возникновения различного рода нарушений здоровья, причем не только физического, но и психического. Исследования ученых показали, что у детей, имеющих "вольный график" приема пищи, отмечается более высокий уровень тревожности, утомляемости, у них чаще возникают конфликты со сверстниками и педагогами, им сложнее учиться. Но согласитесь, мало, кто из взрослых, столкнувшись с подобного рода проблемами у собственного ребенка, задумается - а не режим ли питания (или, вернее, его отсутствие) тому причиной?

Привычка питаться регулярно должна воспитываться с раннего детства, и основа ее - организация питания в семье, позволяющая сформировать "рефлекс на время". Цель - появление у ребенка желания есть в "нужные" часы. А что надо знать и уметь самому ребенку? Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, что ежедневная еда - это обязательно завтрак, обед, полдник, ужин.

Разнообразие . Наш организм нуждается в разнообразном пластическом и энергетическом материале. Белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества - все это мы должны получать из пищи. У каждого из перечисленных веществ свои функции: белки - основной строительный материал, из которого формируется и "ремонтируется" (в случае возникающих неполадок) тело, углеводы и жиры участвуют в энергообеспечении систем и органов, витамины - важнейший регулятор биологических процессов, протекающих в организме и т.д. Так что, перефразируя поэта, можно сказать: "вещества всякие нужны, вещества всякие важны!" Нехватка любого из них способна привести к возникновению серьезных сбоев в работе организма.

Вот почему так важно формировать у ребенка разнообразный вкусовой кругозор, чтобы ему нравились разные продукты и блюда. Широта вкусовых пристрастий - залог того, что во взрослой жизни человек сумеет правильно организовать свое питание. В рацион ребенка необходимо включать все группы продуктов - мясные, молочные, рыбные, растительные. Одно и то же блюдо не следует давать ребенку в течение дня несколько раз, а в течение недели чаще 2 раз.

Нередко взрослые сталкиваются с проблемой необъяснимого на первый взгляд консерватизма ребенка в отношении еды. Мальчик или девочка готовы целый день питаться одной картошкой или макаронами, или, не прекращая, есть сосиски. Идти у них на поводу ни в коем случае не стоит (несмотря на то, что приверженность одному и тому же блюду в значительной степени облегчает жизнь маме), ведь такое питание никак нельзя назвать полноценным. Но вряд ли удастся решить проблему с помощью "диктаторских" мер, заставляя, есть то, "что положено" (вообще, насилие в деле питания - прием запрещенный). Попытайтесь помочь ребенку "распробовать" вкус разных блюд. Как этого добиться? Один из рецептов - предоставить возможность экспериментировать и самостоятельно создавать вкус и внешний вид блюда. Так, к примеру, в кашу (очень полезную, но не очень популярную у детей) можно добавлять варенье, сок (изменится цвет), сухофрукты, орехи, семечки… Картофельное пюре может быть выложено на тарелку скучной горкой, а может - в форме мишки, Чебурашки с глазками-горошинками и т.д. Такие эксперименты занимательны для ребенка, а практика показывает: интерес эстетический в скором времени превращается в интерес гастрономический.

Адекватность. Пища, которую съедает в течение дня ребенок, должна восполнять энерготраты его организма. А они немалые - ведь ребенок растет, в нем происходят сложнейшие функциональные перестройки. Но в каждом конкретном случае цифра эта может меняться в зависимости от пола, условий жизни, вида деятельности, состояния здоровья. Так, очевидно, что рацион и режим питания ребенка, активно занимающегося спортом , должен отличаться от рациона и режима питания его менее подвижных сверстников. Питание во время болезни - от питания в обычное время. Летний стол - от зимнего стола и т.д. вкусовой адекватность питание гигиена

В деле контроля адекватности питания основная ответственность - на взрослых. Но не стоит здесь лишать самостоятельности и ребенка. Уже у дошкольника должно быть сформировано представление о том, какое количество пищи для него недостаточно, достаточно и избыточно. Важно, чтобы мальчик или девочка понимали, что для здоровья опасно как недоедание, так и переедание, например, излишнее увлечение сладким. Ребенку можно предложить самостоятельно контролировать количество сладостей, которое он съедает в течение дня. При этом любимые лакомства не ставятся вне закона, их не относят к вредным продуктам, как порой рекомендуют некоторые методические пособия. Конечно, количество их должно быть ограничено, однако любой взрослый знает, как нелегко остановить сладкоежку. В этом случае мы рекомендуем переложить контролирующие функции на самого ребенка (задача взрослого - придумать для этого занимательную и интересную форму самоконтроля). Практика показывает, что ребенок в роли контролера самого себя очень успешно справляется с поставленной перед ним задачей.

Безопасность. Безопасность питания обеспечивают три условия - соблюдение ребенком правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, осторожное обращение с незнакомыми продуктами.

О том, что нужно мыть руки перед едой, известно даже самым маленьким. Но, к сожалению, знать не значит всегда выполнять. Желудочно-кишечные расстройства - одно из самых распространенных заболеваний в детском возрасте. В последние годы все чаще отмечаются вспышки гепатита, основная причина - несоблюдение элементарных гигиенических правил. Вот почему обучение правильному питанию должно включать и задачу формирования основных гигиенических навыков. Причем, подчеркнем, именно навыков, а не знаний о том, как это важно и полезно.

Уже к 5-6 годам ребенок получает некоторую самостоятельность в отношении собственного питания - может самостоятельно достать из холодильника и съесть йогурт, взять из вазочки печенье, яблоко и т.д. А значит, уже к этому возрасту у него должно быть сформировано представление о признаках, свидетельствующих о несвежести продукта (изменение запаха, цвета). Важно, чтобы ребенок знал: если есть даже небольшие сомнения в свежести продукта, есть его нельзя.

Такое же осторожное отношение должно быть сформировано и к незнакомым продуктам. Сегодня, когда от обилия ассортимента продуктовых магазинов рябит в глазах, порой трудно удержаться от соблазна попробовать что-то новенькое. В самом по себе желании нет ничего плохого. Но дело в том, что новые, нетрадиционные для нашей культуры питания продукты могут содержать незнакомые для нашего организма вещества, которые могут стать для него аллергенами. Поэтому важно, чтобы ребенок запомнил, что знакомство с новым продуктом или блюдом должно происходить только в присутствии взрослого.

Удовольствие . Почему-то, когда пишут о роли и значении питания, часто забывают об этой, весьма важной функции еды - доставлять удовольствие. А ведь приятные ощущения, которые возникают во время еды, имеют глубокий физиологический смысл, являясь показателем безопасности продукта (неприятный вкус воспринимается нашим организмом как сигнал тревоги - это есть нельзя!). Поэтому чем выше уровень развития вкусовой чувствительности, тем выше уровень защиты его организма.

Призыв к получению удовольствия от еды - это не призыв к обжорству. Ведь удовольствие возникает не от количества съеденного (скорее, здесь обратная зависимость - переедание "убивает" приятные ощущения), а от умения различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания, внешний вид блюда и т.д. Понятно, что сформированность таких умений зависит от того, насколько разнообразна пища, которую ест ребенок и насколько вкусно она приготовлена (еще раз повторим: разнообразие, и вкусовые качества блюда напрямую не определяются его стоимостью, гораздо большее значение имеют тут кулинарные способности и кулинарный кругозор повара).

Важно, чтобы ребенок умел описывать запах, вкус блюда, не ограничиваясь простым «вкусно-невкусно». А для этого нужно, чтобы за обеденным столом взрослые вместе с ним обсуждали достоинства блюда. Ведь только так ребенок сможет понять, какой вкус называют "мягким", "кисло-сладким", "горько-сладким" и т.д.

И еще удовольствие от еды напрямую зависит от атмосферы, царящей за столом . Здесь должно быть наложено табу на ссоры, выяснения отношений (какое уж тут полноценное переваривание, когда кровь пульсирует в висках, бешено сокращается сердце и кипят африканские страсти!) и воспитательные беседы! Пусть с самого раннего возраста у ребенка сформируется представление - семейный стол - это место, где всем уютно, тепло, и, конечно, вкусно!

Как организовать процесс формирования навыков правильного питания ?

Итак, правильное питание должно быть регулярным, разнообразным, адекватным, безопасным и приносить удовольствие. Но как убедить ребенка в важности и необходимости соблюдения этих принципов?

Традиционный воспитательный прием взрослых, стремящихся сформировать у ребенка те или иные полезные привычки - объяснение их пользы для здоровья. «Будешь есть кашу - вырастешь и станешь сильным и крепким» или, наоборот, «Не будешь есть фрукты (заниматься физкультурой, закаляться и т.п.) - заболеешь…». Но является ли этот довод убедительным для ребенка? Нет! Ведь ему сейчас, в данный момент нужно отказаться от того, что приятно и вкусно, для того, чтобы когда-то в будущем получить «награду» (силу, рост, красоту). Как правило, здоровье для ребенка - это то, что дано ему от рождения, ему сложно осознать, почему нужно заботиться и укреплять его, если оно и так есть. Прогнозировать же последствия своего отношения к здоровью в настоящем на далекую перспективу способен далеко не каждый взрослый (что уж говорить о ребенке). Что же делать?

Один из вариантов - организовать этот процесс в виде игры . Игра - эта наиболее действенный для дошкольника и младшего школьника способ познания и взаимодействия с окружающим миром, в игре мальчик или девочка учатся общаться друг с другом и взрослыми, проверяют свои силы. Даже став более взрослым, подросток продолжает играть, только содержание и форма игры меняются. Итак, играем! Но пусть правила в этой игре будут особенные, связанные с выполнением ребенком тех или иных правил здорового питания. Вариантов тут множество - вести дневник, где ставить себе «улыбки» каждый раз, когда без напоминаний вымыл руки, организовать конкурс на самую необычную кашу, провести соревнование знатоков фруктов и овощей и т.д. Здесь можно использовать разные виды игр. Сюжетно-ролевая игра, основанная на каких-то знакомых ребенку эпизодах из жизни, может быть связана с отработкой навыков поведения за столом (к хозяевам пришли гости, нужно накрыть стол и занять гостей). Игра с правилами предполагает соревновательный характер взаимодействия ее участников: кто быстрее соберет овощи для салата, выберет блюдо для завтрака и т.д.

Эффект таких нехитрых с точки зрения взрослого, приемов оказывается очень высок, то что, не удавалось добиться за счет бесконечных напоминаний и нотаций, легко достигается в игре.

Формирование культуры питания - это всегда сотрудничество родителей и педагога. Но возникает опасность того, что определенные школой нормы будут идти вразрез с тем, что принято в семье. Поэтому одна из важнейших задач, стоящих перед педагогом, заключается в эффективном взаимодействии с родителями. Первый шаг на этом пути - сформировать у взрослых членов семьи понимание важности и значения правильного питания для здоровья ребенка и их собственного здоровья, расширить их осведомленность в этой области (вариантов много - лектории, клубы для родителей, выступление медиков, диетологов ). Второй шаг - убедить родителей в практической пользе воспитательной работы, проводимой школой. И третий - не допустить неуважительного отношения к традициям питания в семье. Упоминаемые педагогом продукты, блюда должны быть доступны для семей с различным уровнем достатка, знакомы всем детям. Кстати, нередко родители отрицательно относятся к идеи проведения занятий, связанных с воспитанием основ рационального питания, именно потому, что считают правильное питание весьма дорогим удовольствием, чувствуют свою вину за то, что не могут обеспечить его своим детям. Между тем, рациональное питание не обязательно дорого. Существует огромное количество недорогих, полезных и вкусных продуктов. Простой пример - источником витамина С может быть апельсин, который стоит недешево. А может - смородина, клюква, протертые с сахаром и не менее вкусные, чем заморский фрукт. На завтрак ребенку можно дать бутерброд с колбасой, а можно рисовую кашу с различными добавками (вряд ли стоит выяснять, какой из этих вариантов завтрака полезней).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность гигиены питания - отрасли гигиены, изучающей проблемы полноценного и рационального питания человека в зависимости от пола и возраста, профессии и характера труда, климатических условий и физической нагрузки. Гигиеническая характеристика фруктов.

    контрольная работа , добавлен 17.06.2010

    Особенности физиологического развития детей дошкольного возраста (3-7 лет). Режим и принципы рационального питания детей, их потребности в пищевых веществах и энергии. Контроль за технологией приготовления пищи в ДОУ. Основные принципы составления меню.

    дипломная работа , добавлен 15.10.2010

    Соблюдение санитарных требований и правил личной гигиены. Органолептические методы оценки качества кулинарной продукции, признаки недоброкачественности блюд. Приготовление полуфабрикатов для блюд и кондитерского изделия. Сроки хранения готовых блюд.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2015

    Необходимость организации рационального питания детей. Среднесуточные нормы пищевых веществ и энергии для подростков: углеводов, белков, жиров, витаминов. Основные аспекты рационального питания. Лечебное питание в оздоровительном лагере, пример меню.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Сущность здорового питания. Биологические опасности пищи. Уровни воздействия техногенных факторов на организм человека в процессе поглощения питания. Генно–модифицированные продукты. Обеспечение государством продовольственной безопасности России.

    реферат , добавлен 05.12.2008

    Задачи гигиены питания. Рациональное, нерациональное питание, алиментарные заболевания. Причины и профилактика избыточного веса. Рекомендации ВОЗ по выходу из проблемы недостаточного питания. Формула сбалансированного режима приема пищи, рациона.

    презентация , добавлен 15.02.2014

    Отличия питания детей от питания взрослых. Потребность в пищевых веществах и энергии. Нормы потребности детей разных возрастных групп в пищевых веществах и обоснование наборов продуктов. Отрицательные последствия неправильного питания на развитие детей.

    реферат , добавлен 17.09.2009

    Организация рационального питания школьников. Санитарные правила и нормы, удовлетворяющие принципам рационального питания. Длительность промежутков между приемами пищи. Работа с полуфабрикатами, контейнерная доставка продуктов. Формы обслуживания.

    презентация , добавлен 25.11.2014

    Государственная политика в области здорового питания населения, основной целью которой является сохранение и укрепление здоровья населения, профилактика заболеваний, связанных с неправильным питанием детей и взрослых. Принципы рационального питания детей.

    курсовая работа , добавлен 31.01.2011

    Индивидуализация, качество и безопасность питания в дошкольном образовательном учреждении, сновные принципы рационального питания. Составление меню, ежедневный рацион ребенка. Санитарные правила устройства и содержания пищеблока. Перечень документации.

Расскажет, каким должен быть правильный рацион ребенка-дошкольника.

Мы все хотим вырастить наших детей здоровыми и счастливыми. Поэтому уделяем много внимания вопросам лечения болезней и сохранения здоровья.

Во время учебы в институте, на занятиях по демографии, я с коллегами изучала, какой вклад в состояние здоровья человека и нации в целом вносят различные факторы. Меня так поразили некоторые цифры, что я помню их до сих пор. Например, от уровня медицинского обслуживания здоровье зависит на 15%, от экологической обстановки - тоже на 15%, от наследственности - на 20%, а от образа жизни - на 60%. А поскольку питание - очень важная составляющая образа жизни, о нем сегодня и поговорим.

Здоровье на 15% зависит о т уровня медицинского обслуживания, на 15 % - от экологической обстановки, от наследственности - на 20%, а от образа жизни - на 60%

Правильное питание в каждом возрасте обеспечивает ребенка материалом для построения клеток и тканей, а также для синтеза таких соединений как гормоны, ферменты, антитела для борьбы с инфекциями. Компонентами пищи являются белки, жиры, углеводы, минеральные элементы, витамины.

Давайте рассмотрим основные принципы рационального питания детей :

  1. Использовать цельные продукты (обычные крупы, а не растворимые детские каши, целое яблоко или свежеприготовленные сок и пюре, а не детские консервы и т.д. Обрабатывать пищу в блендере детям не старше 7-8 мес.).
  2. Рацион должен быть полноценным по составу важнейших компонентов - белков, жиров, углеводов, витаминов и микроэлементов.
  3. Важно использовать разнообразные продукты, специи, пряности, травы, ведь еда - это одна из разновидностей сенсорной информации.
  4. Учитывать интересы и склонности ребенка (в разумных пределах), организм знает, что ему нужно в данное время и просит этого.
  5. Еда должна быть вкусной, ароматной, красиво оформленной, приготовленной с любовью и поданной в приятной обстановке.
  6. Обрабатывать пищу для детей лучше щадящими способами - на пару, в духовке, на плите лучше варить или тушить.
  7. Вопрос о том, подходит ли конкретный продукт ребенку решается только путем наблюдения за реакцией на новый продукт (среднее время такой реакции - 8 часов).
  8. Важно сохранить чувство голода у ребенка, не кормить помимо воли малыша и строго по расписанию, исключая особые случаи.
  9. Продукты должны быть безопасными, свежими и доброкачественными. Лучше не давать ребенку продуктов с длительным сроком хранения, подразумевающим наличие консервантов. Тщательно мыть фрукты, а особенно, корнеплоды и зелень, по возможности, ополаскивать кипятком, что снижает риск заражения яйцами глистов.

Дневной рацион ребенка должен выглядеть следующим образом:

  • В возрасте 1 года ребенок должен получать 50г мясных продуктов в день, в дошкольном возрасте - 100-150г.
  • В раннем детстве рекомендуется 150-200г готовой каши, а в дошкольном возрасте - 200-250г, хлеба - около 150г.
  • Рекомендуемое количество овощей в день - 200-250г, фруктов - 130-150г.
  • Дошкольнику необходимо получать 400-600 мл. молока и молочных продуктов в день.
  • Ежедневно ребенок должен получать растительное и сливочное масло (по 5-10г), сметану (10-15г).

Приблизительный суточный объем пищи для детей:

  • От 1 года до 1.5 лет - 1000-1200 мл,
  • С 1.5 до 3 лет - 1200-1400 мл,
  • От 3 до 7 лет - 1500-1800мл.

За один прием пищи ребенок должен (а точнее, может) съедать:

  • От 1 года до 1.5 лет - 200-300 мл,
  • С 1.5 до 3 лет - 300-350 мл,
  • От 3 до 7 лет - 350-400мл.

Однако эти цифры ориентировочны, ребенок может съедать гораздо меньше рекомендованных количеств и при этом хорошо прибавлять в массе и росте, что и является объективным критерием усвоения пищи.

Я уверена, что нужно заботиться не только о правильной рецептуре, но и о культуре употребления пищи. Обучать ребенка , прививать чувство благодарности за любую еду на нашем столе, уважение к хлебу, чужому труду. Во всех смыслах положительной является традиция собираться за большим столом на семейные обеды и ужины.

Будьте здоровы!

Воспользуйтесь нашим сервисом

ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Секрет отличного качества блюда — последовательное про-ведение и аккуратное исполнение кулинарных процессов.

В.В. ПОХЛЁБКИН

Пища необходима человеку для под-держания здоровья и работоспособности, поэтому так важно соблюдать правила ра-ционального питания во все возрастные периоды жизни человека.

Особенно велика роль питания в до-школьном возрасте. Детский организм отличается от взрослого бурным ростом и развитием, формированием и становле-нием структуры многих органов и систем. Рациональное питание детей дошкольного возраста — необходимое условие их гармоничного роста, физи-ческого и нервно-психического разви-тия, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприят-ных факторов внеш-ней среды. В детском возрасте формирует-ся пищевой стереотип. Кроме того, правильно построенное пита-ние формирует у детей полезные привыч-ки, закладывает основы культуры.

Большую часть суток дети находятся в организованных коллективах, и их пита-ние, в основном, обеспечивается именно учреждениями образования. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в учреждении дошкольного об-разования, во многом зависят здоровье и развитие маленького человека.

Ответственность за организацию пита-ния в учреждениях дошкольного образо-вания возлагается на администрацию. Вме-сте с тем, активное участие в обеспечении детей полноценным питанием принимают медицинские работники, работники пи-щеблоков и, безусловно, воспитатели до-школьного образования и их помощники.

Основным принци-пом рационального питания детей до-школьного возрас-та должно служить максимальное раз-нообразие пище-вых рационов и щадящая тепловая обработка блюд. Только при включе-нии в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, хлеба и крупяных изделий — можно обе-спечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами.

Мясо, рыба, яйца, молоко, кефир, тво-рог, сыр являются источником высококачественных животных белков, способству-ющих повышению устойчивости детей к действию инфекций и других неблагопри-ятных факторов. Поэтому их следует вклю-чать в рацион питания детей постоянно

Из мясных продуктов предпочтительнее говядина, птица. Иногда можно исполь-зовать нежирные сорта свинины. Значи-тельно менее полезны разные виды варе-ных колбасных изделий. Их нежелатель-но предлагать детям на основной приём пищи — обед. Субпродукты (печень, серд-це, язык) служат источником не только полноценного белка, но и микроэлементов: железа, витаминов В6, В12 и других, их присутствие также необходимо в рационе питания детей.

Мясо и рыба могут быть приготовлены в виде самых разнообразных блюд — котлет, тефтелей, фрикаделек, суфле, натураль-ного куска — в зависимости от индиви-дуального вкуса и возрастной категории. Пищу лучше готовить щадящими метода-ми приготовления (максимально исключая жарение) — тушение, варение, запекание, припускание, приготовление на пару, т.к. возникающие при обжаривании продукты окисления жиров раздражают нежную сли-зистую желудка и кишечника.

Молоко и молочные продукты — источ-ники белка, одни из основных поставщиков легкоусваиваемого кальция, необходимого для образования костной ткани — витами-на В2 (рибофлавина). Наряду с молоком целесообразно давать детям кефир. Очень полезен такой кисломолочный продукт как «бифидин», главным преимуществом которого является то, что он благоприятно влияет на состав микробов кишечника — другими словами, позитивно воздействует на процесс формирования его здоровой микрофлоры. Он обладает иммуностиму-лирующими свойствами, помогает побе-дить хроническую усталость.

В питании детей дошкольного возрас-та необходимо широко применять овощи, фрукты, соки. Ребёнок в учреждении до-школьного образования должен получать 100—170 г картофеля; 120—210 г овощей (капуста, свёкла, морковь, огурцы, поми-доры, редис, зелень и др.) в виде салатов, винегретов, овощных супов, пюре, запека-нок и др.; 100—180 г фруктов и ягод в виде свежих плодов (яблоки, груши, сливы, пер-сики, нектарины, мандарины, апельсины, клубника и другие ягоды), а также различ-ные соки — предпочтительно с мякотью.

Свежие плоды и овощи — важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофла-воноидов (витамина Р), бета-каротина.

Аскорбиновой кислотой особенно бога-ты чёрная смородина, шиповник.

Витамин Р (биофлавоноиды) усилива-ет действие витамина С. Удачное сочета-ние этих витаминов имеется в апельсинах, мандаринах, персиках. Бета-каротином особенно богата морковь, немало его в то-матах, абрикосах, зелёном луке, сладком перце, зелени, в организме он превращает-ся в витамин А.

Весьма существенное достоинство этой группы продуктов состоит и в высоком содержании в них целлюлозы (клетчатки) и пектина. Эти пищевые вещества регу-лируют работу кишечника, они способны связывать (сорбировать) на своей поверх-ности различные вредные вещества — как поступающие с пищей, так и возникающие в организме (например, холестерин) — и выводить их из кишечника.

В питание детей также необходимо включать хлеб (ржаной, пшеничный), крупы (рисовую, гречневую, перловую, пшеничную, овсяную, пшённую), макарон-ные изделия, которые обеспечивают детей крахмалом, растительными волокнами, ви-таминами Е, Bl, В2, РР, магнием и др.

Рацион питания должен ежедневно со-держать жиры в виде сливочного масла, сметаны, растительных масел. Раститель-ное масло следует использовать как при-праву к салатам, винегретам и др., а сли-вочное — для приготовления бутербродов, заправки блюд.

Рациональное и сбалансированное пи-тание детей — главное условие их ком-фортного пребывания в учреждении до-школьного образования. Очень важно правильно подобрать продукты питания, стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учётом индивидуальных вкусов. При непереносимости отдельных продуктов питания необходимо организо-вать диетическое питание. Следует учиты-вать длительность пребывания в детском коллективе. Очень важен строгий режим приёмов пищи:

  • завтрак, обед, полдник (с длительно-стью пребывания 10,5 часов);
  • завтрак, обед, полдник, ужин (с дли-тельностью пребывания 12 часов).

Для обеспечения рационального и сба-лансированного питания целесообразно руководствоваться следующими прин-ципами:

  • адекватная энергетическая ценность рациона, соответствующая энерготратам организма. Пища, которую получают дети, должна возмещать энергетические затраты организма, обладать высокой биологиче-ской ценностью для обеспечения роста и развития детского организма;
  • сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым фак-торам (белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные вещества). Необходимо соблюдать достаточно строгие взаимоотно шения между многочисленными незамени мыми факторами питания, каждому из ко торых принадлежит строго определённа* специфическая роль в обмене веществ;
  • максимальное разнообразие рациона, за счёт включения в рацион широкого ассор-тимента продуктов и различных приёмов их кулинарной обработки;
  • оптимальный режим питания, соот-ветствующий возрасту детей;
  • адекватная технологическая и кули-нарная обработка продуктов и блюд, обе-спечивающая их высокие вкусовые досто-инства и сохранность исходной пищевой ценности;
  • учёт индивидуальных особенностей детей (в т.ч. непереносимость ими отдель-ных продуктов и блюд);
  • обеспечение безопасности питания, включающее соблюдение санитарно-гигиенических требований к состоянию пищеблока, качеству поставляемых про-дуктов, их транспортировке и хранению, приготовлению и раздаче блюд.

Татьяна ФИНСКАЯ, главный инженер-технолог по питанию управления образования Минского областного исполнительного комитета

В продолжение темы:
Женские

Салат «Мимоза» в нашей стране готовится в основном по праздничным поводам. Однако это вовсе не причина для отказа от данного блюда в будние дни, когда хочет обновить стол и...

Новые статьи
/
Популярные