Русский язык в Татарстане: проблем нет. Или есть? Татарстан: хроники «языкового противостояния Что с русским языком в татарстане

Политические процессы, связанные с распадом СССР и сопровождавшиеся «парадом суверенитетов», в национальных республиках России привели к националистическому реваншу правящих элит . На практике это выражалось в моноэтниизации государственного аппарата, когда руководящие посты занимались представителями титульного этноса, поддержкой антироссийских настроений в общественно-политическом пространстве региона, неравным финансированием национальных культур (предпочтение отдавалось культуре титульного этноса), закреплением за языком титульного этноса государственного статуса и обязательном его изучении всеми школьниками, мифологизацией местной национальной истории.

Применительно к Татарстану весь этот набор признаков националистического реванша был характерен, и в 1990-е годы при слабом федеральном центре получил свое внедрение. Несмотря на постоянное декларативное подчеркивание со стороны региональных властей отсутствия ущемлений русского населения, последнее ощущало определенную степень дискриминации , что было отражено даже в Конституции Татарстана, где в преамбуле Основного закона было прописано, что он выражает волю «многонационального народа Республики Татарстан» и «татарского народа», тем самым даже юридически было обозначено неравноправие (татар выделили в отдельную юридическую категорию, русских и все остальные национальные группы были отнесены в понятие «многонациональный народ Татарстана»).

Хотя реформы второго президента России Владимира Путина в 2000-е годы были направлены на приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, выстраивание вертикали власти и борьбу с иными проявлениями сепаратизма в республиках, комплекс проблем, получивший название «русский вопрос », не был разрешен в Татарстане. Сам по себе «русский вопрос» в Татарстане сводится к трем проблемам:

  1. отсутствие должного этнического представительства русских в органах власти;
  2. положение православия (отсутствие полной реституции церквей, запущенное состояние православных храмов, искусственное превращение православной общины в религиозное меньшинство, массовые поджоги церквей ваххабитами и др.);
  3. положение русского языка в школах Татарстана.

Последняя проблема привела за последние 5 лет к формированию этнолингвистического конфликта в Татарстане.

Этнолингвистический конфликт в Татарстане - это конфликт не между русскими и татарами, а конфликт между русскоязычными и региональными органами власти по поводу права обучать своих детей русскому языку и русской литературе в том же объеме, что и по всей России.

Придание в 1991 году татарскому языку статуса государственного и закрепление его положения в региональной конституции на практике вылилось в обязательное его изучение в средних общеобразовательных учреждениях. В 1990-е годы подобное решение региональных властей русскими поддерживалось (по опросу 1995 года 65,3% русских считали, что татарский язык должен преподаваться в школе; у русской молодежи в 1997 году поддержку это решение вызывало уже лишь у 53,2% опрошенных) и воспринималось как в целом справедливое решение, тем более, что на фоне советской практики национальное образование у татар находилось в удручающем состоянии (в Казани действовала всего 1 татарская национальная школа).

Однако почти 20-летняя практика преподавания татарского языка как обязательного предмета не привела к тому, что знания у русскоязычных детей в сфере его изучения улучшились. Это констатировали и педагоги, и родители, и сами вчерашние школьники, отмечая безрезультатность в деле изучения татарского языка . Так, в ходе социологических опросов важность знания татарского языка отметили лишь 21,2% (по Татарстану) и 12,5% (по Казани) русских детей. Педагоги констатировали незначительное повышение мотивации обучения татарскому языку как в городской, так и в сельской местности.

Практика введения татарского языка в школах как обязательного предмета для поголовного изучения происходила за счет сокращения часов, отводимых на русский язык. В результате если школьники России за годы обучения в школе в 1-4 классах получали 675 часов и в 5-9 классах 735 часов русского языка, то школьники Татарстана - только 405 часов в 1-4 классах и 490 часов в 5-9 классах. Эта существенная разница в часах, отводимых на изучение русского языка при низкой результативности русскоязычных учащихся по татарскому языку, стала выливаться в форме протестов родителей русскоязычных детей.

Первый подобный публичный протест высказал Сергей Хапугин, который обратился в суд в 2001 году по поводу того, что его сын лишен возможности изучать русский язык в полном объеме, как все остальные школьники, живущие за пределами Татарстана. Помимо этого он был не согласен с обязательным изучением татарского языка, большими его объемами в школьном расписании. Однако его судебные тяжбы в 2001-2002 гг. (он дошел до Конституционного суда РФ) не привели к изменению ситуации.

В 2008 году всплеск возмущений родителей вылился в сетевое пространство: было организовано интернет-сообщество «Русский язык в школах Татарстана », которое собрало 15 тысяч участников, активно высказывавших свое недовольство существующей практикой. В 2010 году начинается длительная переписка с органами власти, когда эту проблему пытаются решить конструктивным путем. Результата это никакого не дало. После этого конфликт переходит в форму уличных протестов: в феврале 2011 года проходит одиночный пикет в Казани напротив здания Министерства образования и науки Республики Татарстан, в апреле 2011 года первый массовый митинг родителей в Казани (организатором выступило Общество русской культуры Республики Татарстан) и Набережных Челнах, затем в июне и сентябре 2011 года пикеты в Казани, в апреле 2012 года был митинг в Казани, в июне 2013 года митинг в центре Казани, в ноябре 2013 года шествие под лозунгом «За русский язык» в Казани, пикет в Москве в декабре 2013 года, одиночные пикеты в Казани в феврале 2014 года.

Таким образом, проблема русского языка стала причиной для регулярных уличных акций протеста. При этом со стороны региональных властей в отношении родителей, которые считали, что обязательное изучение татарского языка не нужно их детям, начались судебные преследования. Так, мать двух детей Виктория Можарова из Нижнекамска (город в Татарстане) привлекалась к суду за то, что ее дети в течение 5 лет не посещали уроки татарского языка в школе.

Ситуация остается острой еще и потому, что русская общественность выступает за изучение русского языка в качестве родного. По российскому законодательству понятие «родной язык» закреплено за всеми национальными языками народов России, кроме русского. Русский, имея статус государственного языка, не обладает статусом родного языка.

Этот парадоксальный факт дает повод для юридической манипуляции в национальных республиках вроде Татарстана: в регионе часы, выделяемые в школьном расписании на изучение родного языка, отдаются под изучение татарского языка. В результате получается абсурдная картина: для русских детей родным языком по документам объявляется татарский язык. Родители русскоязычных детей настаивают на том, чтобы их дети изучали свой родной русский язык, а власти Татарстана не дают этого делать, отдавая все часы, выделяемые на изучение родного языка, под татарский язык.

Исследователи констатируют: концепт «родного языка» в Татарстане чрезвычайно идеологически перегружен. На протяжении всего постсоветского времени именно он составлял риторику татарских националистических групп. «Сегодня этот концепт активно заимствуется активистами, отстаивающими положение русского языка. Основная публично дебатируемая проблема для них - преподавание русского языка во всех русскоязычных школах Татарстана "по плану национальной школы". Таким образом, русский формально имеет статус неродного языка , в том числе и для этнически русских школьников, в то время как татарский язык преподается как "родной" для всех», - констатирует социолог Екатерина Ходжаева.

Отличительная особенность этнолингвистического конфликта в Татарстане заключается в том, что сторонниками факультативной формы обучения татарскому языку выступают не только родители детей русской национальности, но и татарской. Для городских татар понимание необходимости изучения русского языка в большем объеме, чем он существует в школах Татарстана, объясняется их прагматичностью: высшее образование и возможности карьерного успеха в будущем для детей возможны благодаря хорошему знанию русского языка. Поэтому на уличных акциях протеста русской общественности в защиту русского языка участвуют и татары.

Противостояние родителей и региональных властей усугубляется акциями со стороны татарских национал-сепаратистов , вставших в этом конфликте на сторону местных органов власти. При этом со стороны татарских националистов в адрес родителей сыплются обвинения в фашизме, татарофобии, а также регулярно звучат призывы к тому, чтобы родители русскоязычных детей за свое несогласие с существующей образовательной практикой в регионе покинули Татарстан. Серия ответных уличных акций и громких заявлений со стороны татарских сепаратистов, выступавших в роли защитников татарского языка, позволила региональным властям преподнести их акции как ответ возмущенной татарской общественности и попытаться нивелировать требования родителей русскоязычных детей.

Здесь очень важно подчеркнуть, что как и родители, так и русская общественность выступали не против татарского языка , а за русский язык, говорили о праве изучать его детям в том объеме, в каком он практикуется по всей стране. Более того, русская общественность поддерживала необходимость сохранения татарских национальных школ, подвергнувшихся «оптимизации» (т.е. закрытию), особенно в сельской местности. Однако аргументы русской стороны в ходе организованного по инициативе Общества русской культуры Татарстана 28 апреля 2011 года круглого стола с приглашением татарских националистов последними не были услышаны, а само мероприятие они постарались эмоционально заболтать, тем самым убедив всех в собственной недоговороспособности и нежелании идти на компромиссы.

Разрешить ситуацию с положением русского языка попытались через Государственную Думу России, где на заседаниях экспертного совета Комитета по делам национальностей нижней палаты российского парламента, состоялось несколько заседаний, в том числе с участием родителей не только из Татарстана, но и из Башкирии, где схожая ситуация с положением русского языка.

Члены экспертного совета Комитета по делам национальностей Госдумы РФ признавали нарушения в региональном законодательстве Татарстана в сфере образования. Возникала и до сих пор продолжает быть данностью ситуация, при которой федеральное законодательство предоставляет родителям выбор стандартов образования, в том числе и возможность изучать русский язык в качестве родного языка в школах, а республиканское законодательство этой возможности выбора лишает.

Более того, парламент Татарстана выступил против предложений внести изменения в федеральный закон «О языках народов России», которые предусматривали наделение русского языка статусом родного языка, и это при том, что Госсовет Татарстана регулярно выступает поборником родных языков народов России.

В результате этнолингвистический конфликт в Татарстане, приобретший затяжной характер, превратился в основную причину дискомфортности своего положения у русских в этом регионе. Если с отсутствием равного этнического представительства в органах власти русских кадров русское население в целом смирилось (никаких уличных протестов по этому поводу не возникало до сих пор, а обсуждение подобных перекосов в кадровой политике, как правило, дальше публичных заявлений не пошло), то в вопросе положения русского языка возмущение до сих пор не утихает.

Со стороны же региональных властей предпринимаются попытки по дальнейшему усугублению этнолингвистического конфликта: татарский язык в обязательном порядке внедрен для изучения в детские сады для всех детей. Тотальное насаждение даже в дошкольных учреждениях татарского языка, когда русские дети еще не освоили собственный родной русский язык , вызывает естественную тревогу у родителей. При этом все это сопровождается внедрением халяльного питания (разрешенного с точки зрения шариата) в детсадах и школах, оставляя вопрос о добровольности и согласия родителей за скобками.

На наш взгляд, разрешиться этнолингвистический конфликт в Татарстане мог бы путем предоставления родителям выбора стандарта образования, по которому те родители, которые хотели бы, чтобы их ребенок изучал русский язык в том же объеме, что и по всей стране, получили бы такое право и могли бы его реализовать. Те же родители, для которых важно, чтобы их ребенок больше изучал татарский язык, должны за собой это право сохранить. Только таким образом, вероятно, можно разрешить эту ситуацию, тем более, что федеральное законодательство в сфере образования подобные возможности предоставляет. Принудительные меры сохранения, навязывания татарского языка в ущерб русскому будут неизбежно вызывать у родителей и русской общественности справедливое возмущение.

Нежелание региональных властей в Татарстане идти по такому, в принципе, демократическому пути объясняется их стремлением сохранить этнократическую модель политического строя Татарстана, где татарскому языку придается символическое значение. К тому же существует в глазах этнократов убеждение (оно никакими эмпирическими данными не подтверждено, но это убеждение неоднократно озвучивалось татарскими националистами в беседах с автором), что предоставление выбора стандарта образования в школах Татарстана приведет к тому, что не только родители русских детей, но и родители татарских детей выбор сделают в пользу большего изучения русского языка и факультатива для татарского, что на практике приведет к языковой ассимиляции татарской молодежи в будущем.

Подобные страхи ведут к тому, что, несмотря на низкую результативность познаний в области татарского языка среди русскоязычных детей за все годы обучения в школе (эта практика существует уже 23 года), татарский язык будет сохраняться как обязательный предмет обучения для всех поголовно в ущерб русскому языку, изучать который в качестве родного языка будет невозможно в Татарстане, соответственно, часов, отводимых в школьном расписании на изучение русского языка в республике, будет меньше, чем по всей стране.

Оказавшись в подобной ситуации, когда федеральный центр закрывает на это глаза (попытки добиться поправок в законодательстве России не увенчались успехом: «татарстанское лобби » в Госдуме России заблокировало эти инициативы, родители переживают отчаяние. Истории о том, как приходится дома родителям сидеть с детьми, помогая им делать домашние задания по татарскому языку, полны упаднических настроений.

Из личных бесед автора с такими родителями у него сложилось мнение о намерении родителей покинуть Татарстан и переехать в другой регион России, чтобы дети имели возможность полноценно изучать русский язык. Если проблема этнолингвистического конфликта в Татарстане не будет решена, то может начаться отток русского населения из региона . Люди, испытывая притеснения со стороны местных властей, обычно голосуют ногами. Русские в Татарстане хотят своим детям давать знания в том же объеме, что и по всей стране. Печально, что федеральные органы власти предпочитают не замечать подобной проблемы.

Ситуацией озаботились в парламенте республики. О противостоянии в родительском сообществе Business FM рассказали жители Татарстана - журналист, преподаватель татарского языка и мама школьника, с обращения которой к президенту и началась борьба

Вопрос преподавания татарского языка в школах дошел до Госсовета Республики Татарстан. Парламентариев беспокоит то, что ситуация раскалывает общество по языковому и национальному признаку.

Ранее прокуратура республики, ссылаясь на федеральное законодательство, назвала незаконным обязательное изучение татарского языка. В школах и родительском сообществе к этому отнеслись неоднозначно.

Противники обязательного изучения татарского языка начали громко заявлять о своей позиции после заявления Владимира Путина на заседании Совета по межнациональным отношениям, которое он сделал в июле. Президент тогда сказал, что обязательным в российских школах может быть изучение только русского языка. Продолжает житель Казани, главный редактор информационного портала R16.ru Андрей Антропов:

Андрей Антропов главный редактор информационного портала R16.ru «Тут такое сразу же началось. Стихийно образовалось родительское сообщество Республики Татарстан. Начинали они с 300 человек, в обсуждениях шли бурные баталии, что законно, что незаконно. Эта группа стала стремительно расти, и сейчас там около 10 тысяч человек. И у них появились антагонисты — группа «Татар ата-аналары», то есть татароязычные родители Татарстана. Там тоже около 10 тысяч человек. Фактически можно сказать, что общество раскололось ровно надвое. Власть просто бросила на произвол судьбы директоров школ, они один на один остались с законом и родителями. Некоторые директора просто упираются и не хотят отменять обязательный татарский язык, некоторые идут навстречу. Таких, наверное, не более 20% по всему Татарстану. Дело дошло до того, что директора школ в Татарстане даже не боятся уголовных статей. Прокуратура в соседней Башкирии предупредила, что если будут такие подтасовки на изменение учебных планов без разрешения родителей и тому подобное и будет вводиться обязательный государственный язык республики, то это квалифицируется как статья 136 Уголовного кодекса Российской Федерации «нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Можно людей сажать до пяти лет с лишением права на тот же срок занимать данную должность. Даже этого не боятся».

Алсу Газизова из Набережных Челнов составила петицию на имя президента России с просьбой отменить обязательное изучение татарского языка в школах. Что было после, рассказывает сама Алсу:

Алсу Газизова жительница Набережных Челнов «У моего ребенка в четвертом классе было три часа русского языка и шесть часов татарского, представляете? Я уже 4 сентября написала заявление в школу об отказе от изучения татарского языка. 9 сентября пришел ответ. Нам сказали, что Марк может не изучать татарский язык, будет сидеть тихонько на уроке. Когда я об этом сообщила в социальные сети, поднялась шумиха, и после этого, видимо, у директора школы был какой-то разговор с министерством образования, и она пошла в отказ. Меня вызвали, сказали, он будет изучать. И с этого началась наша эпопея, борьба. Руководство до последнего говорило, что такого никогда не будет в республике, потому что это государственный язык, он не будет добровольным. Об этом говорили все, начиная от президента Татарстана и заканчивая депутатами. Родителей держали в большом напряжении. Сейчас я увидела новое расписание. Часов русского добавили, теперь пять часов в неделю, и три часа оставили на новый предмет — родной язык и родная литература. Оказалось, что в рамках этого предмета те, кто не писал отказ от татарского языка, будут изучать татарский язык, а те, кто написали отказ, они будут изучать предмет риторика на русском языке».

Преподаватель татарского языка Эльза говорит, что за годы ее работы ни ученики, ни родители не жаловались на количество часов татарского языка и литературы.

Эльза преподаватель татарского языка «В последние две недели первой четверти во всех школах провели родительские собрания, как раз этот вопрос поднимали. До этого практически во всех школах прошла проверка прокуратуры и Рособрнадзора. Проверяли, сколько часов преподаются татарский и русский языки. В той школе, где я работаю, в плане татарского языка почти ничего не меняется. Лично меня это как учителя не коснулось. Но есть школы, где сокращают уроки татарского языка, и вместо десяти учителей остаются только два-три, остальные попадают под сокращение. У нас каждый день меняется сценарий: прокуратура говорит одно, потом юристы начинают защищать учителей, каждый день какая-то игра продолжается. Уроки татарского языка уже в течение 25 лет, может, даже чуть больше преподавались в основной школьной программе. Например, в начальных классах их было больше, четыре-пять уроков, татарский язык плюс татарская литература. Чем старше классы, тем меньше часов. Например, к девятому классу два-три урока татарского и один урок татарской литературы. Может быть, у кого-то возникал вопрос, почему мы это изучаем, но всем было ясно, что это как второй государственный язык, как язык народа Татарстана, то есть это был естественный процесс. Мне редко приходилось слышать даже от учеников, не говоря уже о родителях, почему нам надо изучать татарский язык».

Business FM попыталась выяснить, как местные языки изучают в других российских регионах. Получить официальные комментарии от профильных региональных министерств на момент публикации материала не удалось. Однако, как говорят журналисты ряда республик, местные языки там изучают в обязательном порядке и к конфликтам это не приводило.

В Татарстане вновь стала актуальной тема преподавания русского и татарского языков в школе. Местное Общество русской культуры направило письмо министру образования и науки РФ Ольге Васильевой, заявив о «страдании по крайней мере половины детей» региона: им преподают «фактически ненужный предмет “татарский язык”» в ущерб русскому языку и литературе. Ранее о недопустимости сокращения часов изучения русского языка заявлял Владимир Путин. Чиновники Татарстана заявляют об отсутствии в регионе проблем с языками. Эксперты, напомнив об истечении срока договора о разграничении полномочий между Татарстаном и РФ, ждут от федерального центра «политического решения».


Вчера Общество русской культуры Татарстана сообщило, что совместно с Комитетом русскоязычных родителей республики подготовило обращение к министру образования и науки РФ Ольге Васильевой о «ситуации с изучением языков» в регионе. Общественники заявляют, что руководством республики она «доведена до предела» и, несмотря на то, что «о проблеме уже заявил президент России… страдания по крайней мере половины детей в республике… продолжатся с нынешнего 1 сентября». Активисты отмечают, что русскоязычные школьники региона изучают русский язык и литературу в сокращенных объемах. К тому же посещают «по 5-6 уроков в неделю фактически ненужного предмета “татарский язык”». «Очевидно, что в целом ситуация в нашем регионе уже представляет угрозу для безопасности страны»,- говорится в обращении. Активисты выражают надежду, что госпоже Васильевой, которая родилась в Бугульме, «удастся не только легко и быстро разобраться в ситуации, а найти пути ее исправления»: «Очевидно, что обучение… русскоязычных детей татарскому языку не дает никакого эффекта для сохранения татарского языка, и что упор здесь необходимо сосредоточить на его носителях и желающих изучать».

Обращение написано спустя месяц после выступления Владимира Путина на выездном заседании Совета по межнациональным отношениям в столице Марий Эл Йошкар-Оле. «Заставлять человека изучать язык, который родным для него не является, так же недопустимо, как и снижать уровень преподавания русского. Обращаю на это особое внимание глав регионов»,- сказал тогда президент. Он отметил, что русский язык «знать должен каждый», это «государственный, язык межнационального общения и его ничем заменить нельзя». Вместе с тем другие языки, как считает господин Путин, не должны изучаться в обязательном порядке: «Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки - гарантированное Конституцией право, право добровольное».

Вместе с тем в Татарстане татарский язык преподается в школах в обязательном порядке. Это предусмотрено региональным законом 1992 года. Он гарантирует, что оба языка в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования изучаются в равных объемах. Татарский и русский - государственные языки в Татарстане, согласно Конституции республики.

В 2011 году сторонники Общества русской культуры уже направляли письмо тогдашнему президенту России Дмитрию Медведеву, в котором указывали, что в Татарстане «дети за весь период обучения получают вместо 1,2 тыс. всего 700 часов русского языка». В этом году активисты провели в Казани митинг «против языковой тирании». Однако он собрал не более 50 человек.

Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов вчера сообщил “Ъ”, что новое обращение к Ольге Васильевой планируется передать «лично в руки» на Общероссийском родительском собрании 30 августа. Копия письма уже направлена по почте. К обращению прикреплены документы и прежняя переписка родителей с региональными и федеральными чиновниками, которая «не дала результата». Господин Щеглов рассчитывает, что в связи с заявлением Путина будет принято «кардинальное решение вопроса», вплоть до изменения языкового законодательства республики.

Вместе с тем в Министерстве образования и науки Татарстана отрицают, что русскоязычные школьники в регионе испытывают какие-либо проблемы. «У нас есть Конституция республики, есть закон о языках, закон об образовании, два государственных языка: русский язык и татарский язык»,- комментировал прежде заявление Владимира Путина региональный министр Энгель Фаттахов. Он отмечал, что в Татарстане работают по федеральным стандартам: «В этом плане у нас нарушений нет. Все наши действия согласованы с Министерством образования РФ». А вице-президент Академии наук Татарстана Рафаэль Хакимов заявлял “Ъ”, что если госязыки в республиках не будут преподаваться в школах, то это грозит «ликвидацией республик»: «В чем тогда будет отличие республики от Кировской области?»

Политолог, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев полагает, что на этот раз «есть шанс», что федеральный центр может отреагировать на обращения родителей. Он напоминает, что сейчас отношения между республикой и федеральным центром достаточно сложны в связи прекращением договора между Татарстаном и РФ: «Я думаю, в Кремле хорошо осведомлены о проблемах с преподаванием языков в республике. Руководство Татарстана могут вежливо попросить привести региональное законодательство в соответствие федеральному». Он считает «компромиссным вариантом», если в части школ будут изменены учебные планы и русский язык будет преподаваться в тех же объемах, что и в других регионах. «В любом случае решение в отношении Татарстана будет политическим. И в случае, если оно не будет принято, это тоже политическое решение»,- заключает эксперт.

В школах республики Татарстан наступила вторая четверть, а вместе с ней - перемены и новая неразбериха с языковыми дисциплинами. Напуганные прокурорскими проверками школы наспех вносят изменения в учебные планы, меняя татарский язык на такие новообразования, как "казаневедение", "риторика", "наследие Татарстана" , иные и вовсе ничего не меняют, потому что "нет возможности". Родители, отчаявшиеся писать в прокуратуру запросы об отказе от изучения неродного татарского, недоумевают, почему вместо более глубокого изучения русского языка дети "шатаются по коридорам" в часы национального языка, а местные власти, как заколдованные, повторяют мантру про "компромиссный вариант с федеральным центром". Тем временем приближается 1 декабря - день, ставший для Татарстана "днем икс", - обозначенный президентом РФ срок, до которого власти республики должны довести объем изучения русского языка до рекомендованного Минобром уровня. За пару дней до этого острую проблему рассмотрят в Госсовете республики. Об особенностях нового этапа лингвистического конфликта в Татарстане читайте в материале Накануне.RU .

"Ничего не изменилось, только хуже стало, родители в отчаянии, не знают, что делать. Дети в коридорах, фактически беспризорные!" - рассказала мама восьмиклассника Инесса Гудочкина .

В школе, где учится ее ребенок, объемы изучения русского языка довели до рекомендованных Министерством образования объемов: три часа в неделю - "русского языка" и два часа - "родного русского языка" . Согласно образовательным программам школ Татарстана, это два разных предмета. У школ, а, следовательно, и у русскоязычных родителей, возникла новая проблема - отсутствие учебных планов и пособий для преподавания "родного русского". Из-за этого дети, чьи родители отказались от родного татарского языка, вынуждены бездельничать, пока их сверстники занимаются изучением национального языка республики. Этот факт вкупе с давлением на родителей приводит к тому, что они отзывают свои заявления, соглашаясь на возвращение к татарскому.

"Многие родители забрали свои заявления. Им звонили из школы домой, просили, они переписали заявления. Давление на родителей идет колоссальное. Предложили моего сына-отличника перевести в класс послабее. Он согласился. Пообещали, что там вместо татарского языка дети будут изучать какой-то другой предмет. В итоге другого предмета нет, он у меня остался "коридорным", девать его некуда. Он и еще два мальчика сидят на том же татарском, но на задних партах и делают свои уроки. Так во многих школах" , - поделилась Инесса.

Во многих, но не во всех. Мама второклассницы Рая рассказала о положительных изменениях в школе, где учится ее дочь.

"У нас довели количество уроков русского языка и литературы до требований, предъявляемых Министерством образования и науки РФ. И вместо татарского языка (которого раньше было четыре урока в неделю) сделали родной язык (в объеме два урока в неделю). В эти часы класс теперь делится на две подгруппы. Те, кто выбрал русский язык, изучают родной русский (в настоящий момент - без учебников), те, кто выбрал татарский - изучают родной татарский язык" , - рассказала она корреспонденту Накануне.RU .

Правда, возникла новая проблема: администрация школы не может угодить всем родителям - одни хотят, чтобы ребенок учился пятидневку, другие - исключить "родной русский".

"Учебные планы с родным языком невозможно реализовать при пятидневной учебной неделе - в СанПиН не укладываемся. У нас не вводят учебный план без родного языка, как я понимаю, в том числе и из-за того, что тогда русскоязычные дети начнут претендовать на пятидневку. А те, кто хочет изучать татарский язык, вынуждены будут учиться по шестидневке. А так - мол, никому не обидно. У всех шестидневка. А то, что наши дети чем-то непонятным занимаются на ненужных им уроках родного русского языка (потому что глупо это - делить русский язык на "государственный" и "родной" для детей - носителей русского языка), никого не волнует" , - добавила родительница.

Проходить на "родном русском" программу "русского языка" дети не могут: тогда возникнет перекос в скорости усвоения программы теми, кто выбрал для изучения русский язык как родной, и теми, кто выбрал для изучения татарский язык как родной, пояснила она.

Чтобы наполнить урок "родного русского" содержанием, директора исхищряются как могут. Где-то вводят "казаневедение", где-то "риторику", а где-то "наследие Татарстана".

"В одной из школ Татарстана на уроках родного русского языка даже на ложках играть учатся!" - добавила она.

Отдельного внимания заслуживает содержание уроков татарского языка, где зачастую отсутствует дисциплина. Это подтверждает и тот факт, что после выпуска из школы дети не владеют национальным языком на разговорном уровне. А в некоторых школах учителя татарского и вовсе пытаются заниматься политпросвещением .

"Меня волнуют национальные классы в школах. У сына есть друг из татарского класса, они встречаются на перемене. Он рассказывает, что им учительница по татарскому, она у них классный руководитель, говорит, что Путин плохой , что якобы государство Татарстан самостоятельно , что у нас свои законы и Путин не имеет право вмешиваться, говорит, что Иван Грозный был плохим, а татары самоотверженно защищались от него. Учителя татарского таким образом обрабатывают детей, воспитывают маленьких сепаратистов. А после родительского собрания, когда я написала отказ от изучения татарского, учитель сказала моему сыну: "Иди в класс, учись. А если не хочешь учиться, езжай в Москву и Россию" , - вспоминает Инесса Гудочкина откровенно сепаратистские высказывания.

"Как на Украине "онижедетей" воспитали, так и у нас. Когда я училась, у нас не было такого разделения, мы не задумывались, кто по национальности татарин, а кто русский. А теперь в школе делят на татар и на русских. Вроде, Кремль заявляет о принципе добровольности, но в реальности его нет" , - добавила она.

Кремль, действительно, выступает за добровольное изучение национальных языков в российских школах. Позицию федеральных властей на прошлой неделе напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков .

"Все будет в соответствии с законодательством - национальные языки изучаются на добровольной основе. Это правило для всех национальных республик, исключений не будет ни для кого" , - заявил РБК федеральный чиновник.

Заявление Кремля местные власти проигнорировали, рассказал член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов .

"Заявление Кремля никак не повлияло на ситуацию. Школы с этой нахлынувшей проблемой воюют в одиночку, воюют против родителей - не только русскоязычных, но и татар. Идет настоящая война школы против родителей. Действуют запугиванием, на детей давят, при проведении бесед требуют убрать мобильные телефоны, чтобы родители не могли записать на диктофон или на видео этот разговор и потом пожаловаться в прокуратуру. Больше никакого регулирования со стороны регионального руководства нет. Школы не допускают, чтобы во время отсутствующего у части школьников татарского языка они учили русский язык в полном объеме. Ведут себя как собака на сене. Конечно, ведь те дети, которые в это время будут учить русский и литературу, окажутся потом более конкурентоспособными, легче поступят в вузы, и так далее. Доходит до того, что требуют на это время покинуть школу!" - отметил в разговоре с Накануне.RU Михаил Щеглов.

Конкретику в разрешение наболевшего вопроса внес 24 ноября во время рабочей поездки в Казань полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич .

"Минобразования РФ разработало методические указания по реализации права граждан на изучение государственных языков республик, входящих в состав РФ. Впервые в учебных планах в части, формируемой участниками образовательных отношений, предусматривается возможность до двух учебных часов в неделю на изучение государственного языка республики" , - сообщил Бабич журналистам.

Полпред добавил, что во всех республиках Поволжья изменены учебные планы, а количество часов русского языка доведено до установленного и рекомендуемого Министерством образования РФ, во всех регионах округа организована, а где-то уже завершена работа по выбору детьми и их родителями или законными представителями родного языка. Соответствующие методические указания, по его информации, Минобрнауки РФ направит в регионы в ближайшее время.

"Тем самым, вопросы изучения русского языка, а также родных языков и государственных языков республик и нормативно, и методологически будут окончательно урегулированы. И тем самым поручение президента РФ будет выполнено в полном объеме. Далее практической деятельностью органов государственной власти регионов необходимо довести эти вопросы до фактического исполнения" , - отметил полпред, его слова приводит РИА Новости.

При этом нельзя утверждать, что власти Татарстана игнорируют проблему. Языковой вопрос поднимался на заседаниях госсовета республики в конце ноября и начале октября.

"Как государственный язык может быть добровольным? Он добровольный в Швейцарии, где из четырех языков выбирают один. А у нас один государственный язык нашего субъекта . Я согласен, нам надо работать над риторикой, над количеством часов. Мы эти вопросы понимаем и эту работу ведем! Если кто-то хочет сказать, что президент республики не реагирует, не занимается - я работаю над этим вопросом, и не надо его политизировать!" - взволнованно заявил президент республики Рустам Минниханов и попросил прокуратуру все претензии адресовать ему, а не директорам школ.

"К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. В преддверии выборов разве такие вещи можно делать? Или специально это делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Владимировичу Путину?" - недоуменно вопрошал глава региона.

Минниханов согласился: за 20 лет законы республики несколько устарели и требуют внесения коррективов.

Обсуждение продолжилось 8 ноября на заседании госсовета. Тогда президент республики призвал школы "сохранять спокойствие" и заверил учителей татарского, что те не останутся без работы.

Разговор продолжится незадолго до знакового для республики дня - установленного президентом срока для проверки добровольности изучения татарского в школах. 29 ноября на заседании госсовета парламентарии рассмотрят "вопрос о преподавании и изучении государственных языков Республики Татарстан и родных языков народов, проживающих в Республике Татарстан".

Тем временем, министр образования и науки республики Энгель Фаттахов обивает пороги кабинетов Министерства образования РФ в попытках утвердить "компромиссный вариант". Об этом пишут местные СМИ.

"Во вторник на приеме у чиновника Минобрнауки РФ я рассказала о текущей ситуации в школах и поинтересовалась, что решено насчет татарстанского "компромисса". Он мне ответил, что вариант учебного плана от Татарстана у них "лежит"… По его словам, Энгель Фаттахов бывает в министерстве через день, "ходит из кабинета в кабинет" и всюду ему отвечают одно и то же: "Ваш вариант прекрасен, если его одобрит высшее руководство страны. Ведь ваш вариант с двумя часами обязательного татарского не согласуется с поручениями президента России" , - пересказала свой диалог с сотрудником Минобрнауки РФ активистка интернет-сообщества "Елабужский контроль образовательных организаций" Оксана Ермакова .

Успеют ли власти Татарстана смириться с необходимостью выполнять поручения президента РФ и вернется ли регион в правовое пространство остальной России, станет ясно уже скоро - 1 декабря. На следующий день после "дня икс" русскоязычные родители республики планируют масштабный митинг в поддержку решений Путина, но, как и следовало ожидать, его согласованию препятствуют местные власти. К слову, не в восторге они и от деятельности организаторов - комитета русскоязычных родителей. На днях человек, представившийся представителем МВД, звонил "за дачей показаний" администратору группы комитета "Вконтакте" Инессе Гудочкиной.

В противовес деятельности русскоязычных родителей активизируются татарские семьи, который выкладывают в сеть видео со страдающими без татарского языка детьми. Что странно, на одном из таких роликов девочка говорит на русском.

"Это настоящая информационная война, в которую суют детей" , - прокомментировала Инесса Гудочкина.

Подпишитесь на нас

1 декабря президенту Владимиру Путину представят отчет на предмет добровольности изучения национальных языков в российских школах. Острее всего вопрос об обязательном двуязычии встал в Татарстане, где попытки властей разобраться с изучением татарского и русского языков поссорили родителей, учителей и школьников. 29 ноября прокурор республики Илдус Нафиков заявил о завершении проверки почти полутора тысяч школ и переходе преподавания татарского языка на новую систему - по два часа в неделю в качестве предмета по выбору. Региональные элиты говорят о крахе федерализма, а директор одной из лучших школ Татарстана пытается найти компромисс. Корреспондент «Новой» отправилась в Татарстан, чтобы узнать, как жители республики реагируют на «наведенный порядок».

Четыре месяца назад выступление президента Владимира Путина в Йошкар-Оле, посвященное добровольности изучения региональных языков в субъектах России, пошатнуло устоявшуюся модель двуязычия в национальных республиках. «Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского», — заявил тогда глава государства. По итогам Совета по межнациональным делам он поручил прокуратуре провести в школах проверку и сообщить, соблюдается ли принцип добровольности при изучении языков.

Примечательно, что тогда Казань, привыкшая к своему особому положению, слова президента на свой счет не приняла. Министр образования Татарстана Энгель Фаттахов вплоть до сентября убеждал жителей республики, что регион федеральные законы не нарушает. Основания для таких рассуждений все-таки были. С 1990-х годов, согласно региональному закону, татарский и русский языки в Татарстане преподавались в школах в обязательном порядке. А в 2004 году Конституционный суд России в ответ на обращение недовольных «обязаловкой» родителей признал, что изучение татарского языка как государственного не противоречит Конституции РФ.

Лишь в октябре, когда в Казани появилась делегация из Генпрокуратуры, местные прокуроры начали проверки, а школы в разгаре учебного года стали экстренно «вырезать» из расписаний и обязательной части учебной программы татарский язык.

Дошло до того, что повсеместно для директоров школ проводились собрания, на которых объясняли, как правильно увольнять оказавшихся лишними учителей татарского языка.

Директор казанской школы “СОлНЦе» Павел Шмаков на одном из таких собраний публично отказался исполнять предписания прокуратуры, посчитав, что действия правоохранителей приведут к вражде по этническому признаку. Он заявил, что как минимум до конца учебного года сохранит работу учителям татарского.

«Уважать культуру народа, с которым ты живешь»

Позиция Павла Шмакова по языковому вопросу не могла остаться незамеченной. В школу пришло представление прокуратуры с требованием наказать заместителей директора за нарушение федерального законодательства из-за наличия в учебном плане обязательного татарского языка и литературы. Рособрнадзор по Республике Татарстан, не замечавший прежде, что в «СОлНЦе» нет спортивного зала и столовой, решил подать в суд на школу. С проверкой пожаловал и Роспотребнадзор. «У нас еще в этом году не было Госпожнадзора», — иронизирует Шмаков.

«Специализированному олимпиадно-научного центру» — школе «СОлНЦе» — противостояние с местной властью не в новинку. С момента основания в 2013 году школа успела побороться с муниципалитетом за выделение денег на зарплаты учителям, прошла множество инспекций, несколько судов разных уровней и даже проводила акции протеста против несправедливых решений надзорных органов. Все это не помешало стать «СОлНЦу» лучшей школой Татарстана в 2016 году.

Бездействовать сейчас Шмаков также не собирается. Он уже подал два судебных иска с обжалованием незаконных действий и бездействия надзорных органов. 29 ноября в Вахитовском районном суде Казани начнется рассмотрение первого иска школы к прокуратуре.

— Прокуратура перегибает палку. Двадцать пять лет она не следила за выполнением федеральных законов, а теперь решила свою задачу перевыполнить. Путин не сказал сделать все срочно и немедленно, он сказал принципиальный вопрос решить, — объясняет Шмаков.— С моей точки зрения, правильным было бы следующим летом с этим разобраться, без спешки, а не выгонять учителей на улицу на глазах у детей.

При этом директор «СОлНЦа» считает большое количество часов татарского в школах излишним. Он также не отрицает проблему некачественного преподавания данного предмета, но настаивает на двух часах «обязательного» татарского языка и для русских, и для татар.

— Необходимо знать и уважать культуру того народа, с которым ты живешь. Есть школьники, увлеченные историей, и они говорят, что им не нужна математика, но она нужна, хотя бы немножко. Просто в таком возрасте это еще не все способны понять. Надо изучать не правила татарского языка, а приветствия, самые популярные песни, стихи. Можно же сделать преподавание интересным и качественным! Но не должно быть так, чтобы татарин учил татарский, а русский в это время бежал играть в футбол, — рассуждает Шмаков.

К слову, родители в школе Шмакова единодушно согласились не писать заявления об отказе от татарского языка. Для Татарстана сейчас это завидная редкость.

Еще в сентябре было подано несколько тысяч заявлений с отказом от посещения татарского. Писали их и русские, и татарские семьи, недовольные дополнительной языковой нагрузкой на детей.

Ответ вышестоящих инстанций на родительские обращения сводился к тому, что татарский язык является обязательным для всех. Ситуация изменилась с началом прокурорских проверок. И уже во второй четверти «татарский язык» и «татарская литература» исчезли из расписания. Правда, появилась и новая дисциплина — «родной язык». На родительских собраниях директора вынуждали родителей назвать свои национальности и писать заявления на изучение родного языка. Тем, кто написал отказы, в это время все те же учителя татарского языка со своеобразным акцентом стали преподавать наспех придуманную «риторику».

— Нельзя предлагать родителям в течение учебного года писать заявления и решать, какой язык учить. Я сразу сказал, что вешать на детей клеймо «татарин» или «русский» наша школа не будет. Национальные чувства — очень тонкий момент, — говорит Павел Шмаков. — Начинаются родительские ссоры. В Татарстане у многих детей один родитель русский, а другой — татарин. И какой же ребенок национальности? Какой язык ему родной? Взрослые и сами на этот вопрос не смогут ответить.

Татарский уходит из городов

Учителя татарского языка в школе «СОлНЦе», узнав о проблемах с прокуратурой, сами пришли к Павлу Шмакову увольняться. Лилия Гиниятуллина и Лейсан Гараева убеждены, что в условиях, когда напряжение в обществе нарастает, прокуратура точно найдет нарушения и приостановит работу школы, а это, в свою очередь, вызовет негативное отношение родителей к учителям татарского. Однако директор и на этот раз отказался их увольнять.

— Поверить трудно в то, что за один месяц авторитет учителя татарского языка опустился так низко, — с сожалением говорит Гараева. — Все эти родительские споры отбивают у детей желание учить язык, а у педагогов его преподавать.

Зачастую как для русскоязычных, так и для татароязычных родителей аргументом против изучения татарского в школах является обязательный для всех ЕГЭ по русскому языку. До недавнего времени в республике оба предмета преподавались по пять часов в неделю, включая литературу, притом что в других российских регионах количество русского языка в расписании доходило до восьми часов в неделю. Родители сетовали на перекос в сторону татарского языка, который мешает школьникам готовиться к русскому. Тем не менее результаты ЕГЭ по субъектам России свидетельствуют о том, что изучение татарского едва ли мешает русскому. В 2017 году выпускники Татарстана сдали ЕГЭ по русскому языку лучше, чем в большинстве регионов страны. Разница с Москвой составила всего 0,7 балла.

— Во многих исследованиях подтверждается, что билингвальная база преподавания дает хорошие результаты. Татарский язык у нас преподают, опираясь на русский, и это позволяет детям лучше усваивать грамматику своего языка, — отмечает учитель Лилия Гиниятуллина.

В «СОлНЦе» признают, что с преподаванием татарского в республике были проблемы — его не смогли популяризовать.

— Каждый виноват в том, что сейчас происходит: и преподаватели, и родители, и государство, — говорит Лейсан Гараева. — Надо признать, что мы все виноваты, потому что были равнодушны. Мы же знали, что происходит с татарским языком, он вымирает, мы все должны были работать на то, чтобы сделать его привлекательным.

Педагоги считают, что если татарский язык сделают факультативным, он исчезнет из городской среды и останется только в селах и деревнях.

Такое утверждение кажется вполне реалистичным, учитывая, что на улицах Казани или Набережных Челнов татарская речь звучит значительно реже, чем русская.

— Язык — это единственный способ сохранить культуру. Но мы зашли в тупик: прокуратура говорит убрать татарский из школ, правительство Татарстана пытается его сохранить, Москва хранит молчание, и непонятно, куда начавшийся процесс брожения заведет. Возможно ли вернуть все назад? Мы сейчас даже не можем представить последствия исключения татарского из школьной программы. В этом случае сперва произойдет катастрофа для татарского народа, а потом она коснется и русского населения. Нельзя допускать разногласий, — предупреждает Лейсан Гараева.

— Дело даже не в родителях, детях, школах, учителях, а в политике, — замечает Гиниятуллина, — и решаться вопрос должен не на нашем уровне.

Последний бастион

Президент Татарстана Рустам Минниханов неоднократно просил «не политизировать» проблему татарского. Посетивший республику 24 ноября полпред Михаил Бабич призвал политиков и общественников к тому же. Тем не менее часть элит Татарстана все же видит здесь политическую проблему: языковой кризис лишь симптом конца российского федерализма.

Более трехсот представителей татарской интеллигенции в октябре подписали открытое письмо, в котором говорится: если местная власть уступит федеральному центру в вопросах языка, то в следующий раз, когда «заинтересованные люди придут за «Татнефтью», «ТАИФом» или за некоторыми руководящими персоналиями», Минниханова, как утверждают авторы письма, при этом никто не поддержит.

Несмотря на эти настроения, 29 ноября прокурор Татарстана Илдус Нафиков на заседании Госсовета республики заявил о том, что во всех школах региона введены новые учебные планы — соответствующие российскому законодательству и требованиям президента. «Министерство образования Российской Федерации с учетом предложений руководства Татарстана разработало вариант учебного плана, где конкретизирована возможность изучения государственных языков республик по всей территории страны добровольно на основе письменного согласия родителей в пределах до 2 часов в неделю», — заявил Нафиков.

Прокуратура, по его словам, провела проверку всех 1 тыс. 412 образовательных учреждений региона и обнаружила нарушения, связанные с недостаточным количеством часов русского языка, а также с добровольностью изучения татарского.

«Снижение объемов преподавания русского языка, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами, — из проверенных школ он соответствовал предъявляемым требованиям лишь в 24 школах», — заявил Нафиков. По его словам, во всех школах, кроме одной, нарушения уже устранены.

«Элита в Татарстане опирается на языковой фактор. Единственное, что позволяло им сохраняться, — национальная система образования. Здесь выработалось мнение, что язык — это последний бастион», — говорит политолог Руслан Айсин. По его мнению, проявление слабости в данном вопросе неизбежно приведет к отказу Татарстана от своего привилегированного положения в составе России. «Казань уже боится даже проговаривать идею федерализма, — утверждает политолог. — Раньше конференции проходили под лозунгами «Татарстан — флагман федерализма», «Россия федеративная страна», а сейчас говорить об этом не принято».

Новой угрозой для Казани, утверждает эксперт, станет поглощение «Татнефти», единственной нефтяной компании, которая не входит ни в одну из федеральных структур.

«Москва пытается действовать в Татарстане, как ранее в Башкортостане. Там перед продажей «Башнефти» раскалывали силовиков. Сейчас местная прокуратура практически выведена из подчинения Татарстана и выполняет эту функцию, — считает Айсин. — Процесс запущен, и Казань будет терпеть одну неудачу за другой. Остается надеяться, что перед выборами Москва притормозит».

Издержки из-за начавшихся в республике разногласий будет нести и Кремль, предупреждают политологи. Сам Минниханов уже дал понять, что языковой вопрос может повлиять на результаты мартовского голосования. «В преддверии выборов, когда все выборные процессы проводят наши школы, директора, мы создали вот такое. Или специально это делается… по отношению к Владимиру Владимировичу Путину?!» — восклицал он на заседании Госсовета, намекая, что необходимые результаты обеспечивают школы.

Казанский политолог Владимир Беляев отмечает, что

«между Казанью и Москвой действовал негласный договор: мы вам даем результаты выборов, которые вам нужны, а вы нам — возможность править в республике, как мы хотим».

— Теперь в отместку за язык Татарстан может ухудшить результаты, — говорит он. — В республике всегда завышалась явка и фальсифицировались голоса в пользу «Единой России». Наконец-то мы увидим реальные данные.

В продолжение темы:
Животные

Блюдо имеет массу положительных отзывов — изделия из щуки считаются самыми вкусными по сравнению с другими видами рыбы, используемых при готовке. Котлетки чаще подают к...

Новые статьи
/
Популярные