Развивающая среда в доу по фгос своими руками. старшая группа

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 830»

125362, г. Москва, ул. Большая Набережная, д.23, тел./факс: 8-495-491-15-93

ИНН/КПП 7733826016/773301001 ОГРН 1127747247100 ОКПО 13265763 E-mail: [email protected]

Консультация для воспитателей

«Оснащение

ЦЕНТРА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

в группе в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила старший воспитатель Федорчук Т.В.

Москва,2016

ЦЕНТР РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

в группе

Место расположения

Речевой центр лучше всего расположить рядом с книжным центром. Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях (сюжетные и подвижные игры, занятия за столами). Неотъемлемым атрибутом речевого центра является игрушка – “одушевленный персонаж”, которая помогает решать такие важные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, такая игрушка вызывает у детей речевой интерес к деятельности и побуждает к речевой активности. Центр речевого развития должен соответствовать общему оформлению группы. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям, возрастным и индивидуальным особенностям. Также рядом с центром может располагаться уголок для театрализованных игр. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

Оборудование и наполняемость

Дидактический материал в речевом уголке:

  1. Материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках)
  2. Пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
  3. Пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
  4. Материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
  5. Игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
  6. Игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам - «Деревья», «Насекомые», «Садовые цветы», «Транспорт», «Бытовая техника», «Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.
  7. Игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
  8. Материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).

Материалы по развитию речи в группах

Младший дошкольный возраст

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

7. Каталог игр:



г) пальчиковой гимнастике.

8. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Средний дошкольный возраст

Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

14.Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.

15. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

Старший дошкольный возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

  • «Назови ласково»
  • «Один-много, много-один»
  • «Составь слово из двух»
  • «Добавь слово»

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

  • «Мяч бросай животных называй»
  • «Кто чем занимается»
  • «Горячий – холодный»
  1. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

  • Классная подвижная азбука.
  • Азбука в картинках.
  • Дидактическая игра «Буква за буквой»,
  • Дидактическая игра «33 богатыря»,
  • Дидактическая игра «Умный телефон»,
  • Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
  • Звуковые линейки.
  • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова) .
  • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) .
  • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.


Большая роль в дошкольном образовательном учреждении отводится предметно-развивающей среде. Она должна соответствовать Федеральным государственным требованиям и принципам, таким как:

  • принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования;
  • принцип вариативности, определяющийся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественным традициями;
  • принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • принцип педагогической целесообразности, позволяющий предусмотреть необходимость и достаточность пополнения предметно-развивающей среды, обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющий, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Развивающая среда нужна для того, чтобы воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, активного и творческого ребенка, она должна способствовать всестороннему гармоничному развитию личности детей.

В группах для детей с ТНР развивающая среда должна быть построена таким образом, чтобы максимально способствовать развитию речи детей.

В своей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Обстановка группы позволяет предусмотреть чередование
непосредственно образовательной, совместной и свободной деятельности детей, способствует реализации режима двигательной активности, что предупреждает умственное утомление, способствует здоровьесбережению.

Кроме того, создавая развивающую среду группы, мы стремились к тому, чтобы окружающая обстановка была
комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала, прежде всего, стремление к самостоятельной деятельности .

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации
определенного вида деятельности. Каждый центр группы отграничен от остального пространства с помощью
мебели или воздушного зонирования. Некоторые из центров имеют своего радушного хозяина, способного многому
научить детей.

Центр речевого развития был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников в развивающей среде группы. Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. Ключевым персонажем речевого уголка мы сделали игрушку. Известно, что игрушка занимает особое место в предметном мире ребенка. Она является другом, партнером в мире игр, собеседником. Куклотерапия позволяет решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительности, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

Центральным персонажем стал веселый Дракоша - хозяин речевого уголка. Дракоша живет в речевом уголке, он всегда рад гостям и помогает детям научиться выполнять артикуляционные упражнения. У игрушки есть яркий подвижный
язычок, с помощью которого легко объяснить детям упражнения артикуляционной гимнастики.

Эта игрушка изготовлена из обычной поролоновой губки, которая предназначена для надевания на руку, и с помощью руки может открывать и закрывать рот. В рот мы вшили язык из ткани, внутри которой поместили обычный пластилин, благодаря чему язык может принимать различные формы и демонстрировать упражнения артикуляционной
гимнастики.

Вместе с Дракошей дети учатся правильно выговаривать звуки, различать их на слух и в произношении. Вместе с ним дети отрабатывают правильное звукопроизношение перед зеркалом. Также Дракоша может придумывать для детей разные увлекательные игры со звуками и словами.

Помогает Дракоше придумывать новые и интересные задания второй персонаж уголка - Бабочка . Это авторское дидактическое пособие, разработанное педагогическим коллективом группы, которое уже стало незаменимым помощником в работе с детьми над лексическими темами и формированием грамотной речи детей. На крыльях бабочки очень удобно размещать различные задания, которые дети могут выполнять во второй половине дня совместно с воспитателем или в самостоятельной деятельности.

Бабочка изготовлена из плотного картона и обклеена самоклеющейся пленкой. У нее четыре крыла, соединенные
между собой как страницы в книге, таким образом, получаются три разворота крыльев, на каждом из которых мы помещаем определенные задания.

На первом развороте крыльев мы разместили два прозрачных кармашка (файлы формата А5), в которые можно вставлять карточки-картинки.

На одной стороне мы помещаем карточку с изображением предметов и объектов по лексической теме, над которой работаем в данное время, на другой стороне - карточку с изображениями людей, профессии которых связаны с
данной лексической темой. Эти карточки меняются каждую неделю. Внизу прикреплены значки, обозначающие те задания, которые дети могут выполнить, используя картинки по теме:

  • «Сосчитай до пяти» (один стол, два стола…)
  • «Слова-признаки» (стол деревянный, тяжелый, светлый…)
  • «Слова-действия» (столяр пилит, чинит, стругает…)
  • «Один - много» (стол - столы, шкаф - шкафы…)
  • «Много» (шкаф - много шкафов, диван - много диванов…)
  • «Составь предложение» (Ваня купил в мебельном магазине деревянный шкаф.)
  • «Жадина» - употребление существительных с местоимениями мой, моя, мои (мой стол, моя кровать…)
  • «Назови ласково» (стол - столик, кровать - кроватка…)
  • «Скажи наоборот» (новый стол - старый стол, тяжелый - легкий…)

На втором развороте также есть два прозрачных кармашка. В один из них мы помещаем картинно-графическую схему для составления рассказа по отрабатываемой теме. Во второй кармашек помещается картинка, по которой дети составляют предложения с предлогами.

Схематичное изображение предлога, отрабатываемого на данной картинке, помещается под карманом. Также на этом развороте можно расположить картинки с рожицами-эмоциями (они прикрепляются к бабочке «липучками»). С помощью этих картинок дети могут выполнить мимическую гимнастику, попробовать составить предложение и сказать его с соответствующим эмоциональным окрасом.

Третий разворот - это работа с буквами и звуками. В прозрачные кармашки помещаем картинку с буквой, которую проходим в данный момент, стишок про эту букву, картинки, на которых нужно найти все предметы со звуком, соответствующим данной букве, и т. д. Также на данном развороте представлены упражнения артикуляционной гимнастики, которые дети могут выполнить перед зеркалом. Задания постоянно обновляются, они крепятся с помощью «липучки».

Третий герой - птица Говорун , с помощью которой дети могут проконтролировать свою речь. Птица умеет повторять короткое высказывание. Таким образом, ребенок может услышать себя со стороны. Птица Говорун - хранитель речевых игр, в которые любой ребенок может поиграть самостоятельно или с помощью воспитателя.

В речевом уголке расположились игры и пособия:

  • Для развития физиологического и речевого дыхания.

Дыхательные упражнения улучшают ритмы, повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, успокаивают, снимают стрессы и важны в работе над произношением. Для обучения детей длительному плавному выдоху мы оборудовали в речевом уголке полочку «Дуй, ветерок». Здесь доступно для детей разместили дыхательные тренажеры, также изготовленные руками взрослых: «Аквариум», «Обезьянки», «Задуй свечу» и т. д.

  • Пособия для развития мелкой моторики: картотеки с упражнениями на развитие пальчиковой моторики (например, игра «Золушка», в которой нужно разложить в две емкости бусинки, пуговицы с помощью пинцетов или китайских палочек), сухой пальчиковый бассейн, шнуровки, обводки.
  • Картинки к артикуляционным упражнениям.
  • Игры на развитие высших психических функций: разрезные картинки, домино, «Четвертый - лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др.
  • Игры на развитие фонематического слуха, на автоматизацию звуков, совершенствующие грамматический строй речи, направленные на развитие связной речи, помогающие обучению грамоте.

Все игры постоянно обновляются.

Занятия в центре речевого развития воспитатель проводит во второй половине дня по заданию учителя-логопеда. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках, составляются предложения и небольшие рассказы с этими словами.

В свободной игровой деятельности дети самостоятельно занимаются в центре: делают гимнастику для языка,
играют в игры на развитие воздушной струи, берут обводки, шнуровки, мозаики, пазлы, называют картинки в звуковых альбомах, играют в логопеда.

Центр художественного слова (книжный уголок).

Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Вместе с детьми мы систематически организовываем выставки произведений того или иного автора (например, к юбилейным датам), проводим литературные викторины и конкурсы.

Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, картинки, иллюстрации по своему желанию.

В этом уголке способствует развитию всех сторон речевой системы: это обогащение словарного запаса, дети учатся правильно строить высказывание, пересказывать текст, составлять описательные и творческие рассказы.

Можно работать над интонационной выразительностью речи. Также дети делают первые шаги в чтении, знакомятся с пословицами и поговорками, крылатыми фразами, учатся объяснять их и применять в самостоятельной речи. Отрабатывается как диалогическая форма речи, так и монологическая.

Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов, звучащих игрушек, игр, направленных на ознакомление с различными музыкальными жанрами, портреты известных композиторов. Есть также аудиотехника, фонотека. Играя с музыкальными инструментами, дети учатся слышать различные звуки, отличать их по высоте, силе, что может способствовать развитию не только музыкального слуха, но и фонематического (а это важно при подготовке к обучению грамоте).

Также здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. Дети с удовольствием с ними играют. Учатся правильно выстраивать фразы при инсценировке, перевоплощаются в различных героев, меняя при этом интонацию, голос. Театрализованные игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Строительный центр содержит разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе
для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, фотографии, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Здесь удобно проводить игры, в процессе которых дети учатся понимать значения предлогов и употреблять их в речи.

Центр науки (исследовательский центр). Хозяйки этого центра - птички-невелички, которые приносят детям новые задания и наблюдают за их работой. В данном центре размещен разнообразный материал для экспериментирования, дидактические игры, модели, детские работы из природного материала, разные виды коллекций. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять предложения по демонстрируемым действиям, составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать.

Центр сенсорного развития. В этом центре находятся звучащие игрушки, игрушки-заместители, клубочки,
катушки, шнуровки и многое другое, способствующее развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых
анализаторов, зрительного восприятия, обоняния, развитию психических процессов.

Центру искусств отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное
время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь,
дидактические игры, бумага разной фактуры, размера и цвета, картон и т. д. Здесь же есть место для небольшой
выставки с образцами народного художественного промысла. Работа в этом уголке способствует развитию
мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.

Уголок безопасности дорожного движения интересен в первую очередь мальчикам. Он оснащен необходимыми
атрибутами для закрепления знаний правил дорожного движения. Это всевозможные игрушки - транспортные
средства, светофор, фуражка милиционера, жилет и жезл регулировщика, дорожные знаки. Хорошим дидактическим пособием служит настольный коврик с разметкой улиц и дорог.

Осознать свое место в культурно-историческом пространстве, оценить себя, соотнеся с историческим прошлым, воспитанникам помогает центр «Петербурговедение» - незаменимый проводник в мир истории и культуры Санкт-Петербурга с представленным разнообразным иллюстративным, дидактическим материалом. Расположенные в этих уголках дидактические пособия развивают у детей воображение, связную речь, речевое творчество, обогащают словарный запас.

Физкультурно-оздоровительный центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность
в двигательной активности. Это также очень важно в работе с детьми с ТНР.

Центр занимательной математики - удобное рабочее место, где ребята играют в дидактические и настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используются магнитная доска, фланелеграф. Занимаясь математикой, можно работать над грамматическим строем речи, пространственно-временными представлениями, связной речью.

Для игр по интересам и половым различиям мы создали центры для мальчиков и девочек. Дети с удовольствием здесь играют, учатся правильно выстраивать фразы. Такие игры развивают уверенность в себе, коммуникабельность.

Мы будем очень рады, если вы, уважаемые педагоги, воспользуетесь нашими материалами и разработками! Желаем вам успехов в профессиональной деятельности!

Материал предоставлен , октябрь 2013 г.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности. Одно из условий для полноценного познавательно-речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ.

Для развития речи дошкольников необходима организация двух центров, стимулирующих речевую активность детей. Это литературный центр (книжный уголок) и центр речевого развития.

Литературные произведения, подбираемые в книжный уголок, должны быть разнообразными по жанру, тематике и содержанию.

Возрастная группа

Оснащение уголка

1 младшая

В книжном уголке должно находиться немного книг – 4-5, но у воспитателя в запасе должны иметься дополнительные экземпляры этих же книг:

  • Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам, объемом не более 5 листов;
  • Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.);
  • Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки;
  • Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);
  • Музыкальные книжки (с голосами животных, песенками сказочных героев и т.п.);
  • Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками;
  • Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами

2 младшая, средняя

В уголке должно находиться 4 – 5 наименований книг.

  • Книги с твердыми листами, что и в 1 младшей;
  • книги с обычной листовой структурой;
  • эстампы на темы русских народных сказок.
  • Сюжетные картинки по сказкам, программным произведениям.

В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).

  • Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками;
  • Альбомы дополняются по темам: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года»;
  • Открытки для рассматривания по произведениям;
  • Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
  • Оформляются тематические выставки «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей» и др. (1 раз в квартал);
  • Материал для ремонта книг
  • Наполняемость: 10-12 книг различной тематики и жанров (может быть книги одного наименования, но иллюстрированные разными художниками);
  • Портреты писателей: М.Горький, С.Михалков, Б.Житков, Л.Толстой, Н.Носов, К. Чуковский;
  • книги, рекомендованные программой;
  • Книги – самоделки, состоящие из рассказов детей, записанных взрослыми, иллюстрированные самими детьми;
  • Энциклопедии («умные» книжки), словари;
  • «Толстые» книжки;
  • Альбомы или иллюстрации дополняются о Родине, о технике, космосе;
  • наборы открыток, связанных по содержанию с тематикой сказок, литературных произведений, мультфильмов;
  • Портреты художников – иллюстраторов (Е.Рачев, Н.Чарушин);
  • Периодически (1 раз в квартал) оформляются тематические выставки «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.п., выставки с рисунками детей на заданную тему.

Подготовительная к школе

Количество книг в уголке не регламентировано.

  • книги на различную тематику (каждый ребёнок должен найти книгу по своему желанию и вкусу: рассказы о Родине, войне, приключениях, животных, о жизни природы, растениях, стихи, юмористические произведения и т.д.):
  • 2-3 сказочных произведения;
  • стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнка, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
  • издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях;
  • весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников;
  • книги, которые дети приносят из дома;
  • добавляются книги на школьную тематику;
  • портреты известных детских писателей, поэтов.

В книжном уголке подготовительных групп должна быть библиотечка по книжкам – малышкам. Необходимо подготовить атбируты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.)

Речевой центр располагается отдельно от литературного центра, так как его назначение предполагает проявление двигательной активности детей, что может помешать спокойному рассматриванию и чтению книжек в литературном центре.

Для центра речевого развития необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами и т. п. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах доступных для детей младшего возраста, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями для детей старшего дошкольного возраста. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.

Во всех возрастных группах в центре речевого развития организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется ковролинограф или фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

В центре речевого развития при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты:

Игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек) ,

Предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы», «Лекарственные растения» «Друзья детей», «Кто это?», «Домашние птицы», «Дикие животные», «Зверюшки-музыканты», «Звери наших лесов», «Зима на носу», «В мире животных», «Животные Севера», «Птицы вокруг нас», «Птичьи следы» и др.) ,

Различного типа лото («Домашние животные и птицы», «Дикие животные», «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», «Веселое лото», «Лото на 4-х языках», «Звуковое лото» и др.) ,

Альбом О. С. Соловьёвой (“Говори правильно”) , картины для упражнения детей в правильном звукопроизношении и т. д.

Обязательными элементами содержания центра в среднем и старшем дошкольном возрасте должны быть результаты их творческой деятельности: альбомы детских загадок, книжки детских сказок, портреты литературных героев, сделанные детьми в процессе проектной деятельности книжки и альбомы являются хорошим средством активизации творческих проявлений детей и упражнением для речи: дети «озвучивают», воспроизводят тексты, используя свои средства выразительности речи.

Младший дошкольный возраст

Материалы по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

2. Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.).

3. Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

4. Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

5. Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей).

6. Сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, - сказочной, социобытовой)

Средний дошкольный возраст

Материал по развитию речи

1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др.
2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей.
3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу).
4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы).
5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина).
6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты).
7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей).
8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата.
9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей).
10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей).
11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей).
12. Набор кубиков с буквами.
13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

Старший дошкольный возраст

1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки).

2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты).

3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа («Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.).

4. Игры для совершенствования грамматического строя речи.

  • «Назови ласково»
  • «Один-много, много-один»
  • «Составь слово из двух»
  • «Добавь слово»

5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

  • «Мяч бросай животных называй»
  • «Кто чем занимается»
  • «Горячий – холодный»

При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того, на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть:

  • Классная подвижная азбука.
  • Азбука в картинках.
  • Дидактическая игра «Буква за буквой»,
  • Дидактическая игра «33 богатыря»,
  • Дидактическая игра «Умный телефон»,
  • Таблицы по обучению грамоте с рисунками.
  • Звуковые линейки.
  • Комплект наглядных пособий “Обучение грамоте” (автор Н. В. Дурова) .
  • Дидактический материал “Ступеньки грамоты” (авторы Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) .
  • Наглядно-дидактическое пособие для детского сада “Звучащее слово” (автор Г. А. Тумакова) и др.

Компьютерные программы по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста и др.

Так как мы работаем в логопедической группе, мы не могли оставить без внимания наш центр речевого развития.

В нашем центре собрана большая картотека разнообразных игр игровых упражнений, стихов, считалок, чистоговорок, также ритуалы приветствия, упражнения на релаксацию и саморегуляцию, артикуляционная и пальчиковая гимнастика, динамические и кинезиологические упражнения, гимнастика для глаз, карточки-опоры алгоритмы для проведения массажа рук карандашами, катушками от ниток, грецкими орехами, теннисными мячиками.


Мы старались, чтобы весь наш речевой центр был связан единством подхода к целеполаганию и объединены следующими задачами :

  • развивать языковые, слуховые возможности детей, внимание, память, логику, наблюдательность, творческие способности;
  • обогащать словарный запас, активизировать новые и знакомые слова в самостоятельной речи;
  • учить монологической, диалогической и связной речи;
  • воспитывать самостоятельность, интерес, желание говорить правильно, чётко, логично;
  • воздействовать на двигательную сферу (общую, мелкую, артикуляционную моторику), эмоциональное восприятие посредством разнообразных игровых ситуаций, заданий;
  • закреплять и расширять представление об окружающем мире.

Большое внимание мы уделяем играм с пальчиками : даже самый примитивный массаж – сгибание и разгибание пальцев – вдвое ускоряет процесс овладения речью, а если ещё использовать потешки, различные массажёры, то это вызывает у детей большой интерес в разучивании и использовании игр с пальчиками.

В совместной и самостоятельной деятельности с детьми мы используем механическую гимнастику для рук (иначе пассивный массаж). Пассивный массаж мы выполняем с помощью разнообразных контрастных средств: жёстких и мягких зубных щёточек, кисточек, мягких и колючих шариков. Ребёнок проводит зубной щёткой вперёд-назад по внутренней стороне его руки от кисти до локтевого сгиба, затем берёт мягкую кисточку и делает то же самое. Так, на контрасте, оптимизируется чувствительность рук. Дети играют в такие игры: «Угадай, что я нарисовал у тебя на руке?», «Чем я дотронулся?»

Также в совместной и самостоятельной деятельности широко используются «Волшебные коврики», «Сухой бассейн» набор разных пуговиц, (или пробок) собранных в пластмассовых тазиках – можно предложить ребёнку в любое время: когда у него плохое настроение, или наоборот, когда он слишком возбуждён, или ему просто нечем заняться.

Ребята играют в такие игры: «Купание», «Лишний предмет», «Разложи по цвету», «Собери по размеру», «Чьи бусы длиннее», «Кто соберёт самую длинную змейку красного цвета» и т.д. Все эти игры снимают напряжение, усталость, расслабляют мышцы спины, плечевого пояса, развивается восприятие, внимание, мелкая моторика рук.

С этой же целью мы используем игровое упражнение «Золушка». В разных баночках находятся крупы, например: греча, рис, горох, фасоль. Всё высыпается в одну ёмкость и дети всё раскладывают по своим баночкам.

Для умения употреблять предлоги в речи, составление предложений с предлогами, а также при ознакомлении с окружающим, ориентировка в пространстве мы используем веточку с птицами.


У детей старшего дошкольного возраста часто возникают трудности в овладении навыком звукового анализа и синтеза слов. И в нашем речевом центре находятся такие пособия как звуковые часы, логопедические кубики, звуковые модели, буквенные крышечки.


При помощи звуковой модели «Ёжика» или «Кактуса» ребятки учатся составлять звуковой анализ разных слов, например, «мак», «лиса», «лук», «домик» или любое другое слово, используя прищепки зелёных, красных, синих цветов, учатся определять заданный звук в словах. С этой же целью используем и схемы слов, пробки от бутылочек, пуговицы.

С помощью буквенных крышечек и логопедических кубиков дети учатся придумывать слова с заданным звуком, составлять слоги и слова.

Для составления описательных рассказов широко применяются алгоритмы, карточки-опоры.

Главное, используя все эти игры, не забывать, что задания должны выполняться легко, без лишнего напряжения, игры должны вызывать только положительные эмоции, приносить радость и удовольствие.

Крит Лариса Юрьевна, воспитатель логопедической группы,
Фролова Ирина Анатольевна, учитель-логопед,
НДОУ «Детский сад №139» ОАО «РЖД», г. Пермь

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Оснащение центра речевого развития в группе ДОУ Учитель-логопед Валуева Т.В.

В состав предметно-развивающей среды входит речевой уголок в группе. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

Критерии оснащения центра речевого развития Наполняемость; Разнообразие материала; Соответствие возрасту; Доступность; Системность; Эстетика оформления; Ведущая игрушка «хозяйка речевого уголка

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие: фонематического слуха; дыхания; воздушной струи; артикуляционной моторики; правильного звукопроизношения; словаря; фразовой речи; мелкой моторики пальцев рук; звукового анализа и синтеза слогов и слов

Содержание должно определяться не случайно, а в строгом соответствии с программой, физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в уголке ежемесячно. Дидактическое оснащение должно удовлетворять потребности актуального, ближайшего развития ребенка и его саморазвития. То же время не следует перегружать уголок оборудованием, тк это затрудняет выбор. Комплектование игрового и дидактического материала в речевом уголке по темам занятий по развитию речи регулируется взрослыми в соответствии с разделами программы и решаемыми задачами.

Содержание речевого уголка: 1. Картотека артикуляционных упражнений. 2. Комплект зеркал (с ручкой) . 3. Картотека дыхательных упражнений. 4. Картотека пальчиковых игр. 5. Картотека оздоровительных пауз со стихотворным текстом (динамических) . 6. Предметы для поддувания. 7. Дидактические игры на обогащение словаря. 8. Дидактические игры на развитие ГСР. 9. Дидактические игры на развитие СР. 10. Картотека словесных дидактических игр по всем разделам. 11. Дидактические игры на совершенствование ЗКР. 12. Картотека игр на развитие фонематического восприятия. 13. Предметы на развитие мелкой моторики (шнуровки, застёжки и т. д.) 14. Массажные мячики и картотека упражнений с ними.

Цветовое отображение разделов речевого уголка: дыхание – голубой; ЗКР – оранжевый; лексика – жёлтый; грамматика – синий; СР – красный; мелкая моторика – чёрный.

Примеры речевых уголков

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития в группах общеразвивающей направленности(младший возраст).

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития в группах общеразвивающей направленности(младший возраст)По направл...

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст).

Примерный перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов в центре речевого развития для групп общеразвивающей направленности (старший возраст)По направлениям:1...

В продолжение темы:
Животные

Блюдо имеет массу положительных отзывов — изделия из щуки считаются самыми вкусными по сравнению с другими видами рыбы, используемых при готовке. Котлетки чаще подают к...

Новые статьи
/
Популярные