Чем болел ницше. Ницше - человек, который бросил вызов Богу и проиграл! Боль неразделенной любви

Известный мыслитель конца 19 века Фридрих Ницше покинул этот мир, страдая от психического расстройства и паралича. Он умер в возрасте 55 лет 25 августа 1900 года, похоронен в церкви родного селения Рёккена. Философия Ницше до сих пор вызывает противоречивые чувства. Одна из основных его работ – роман «Так говорил Заратустра», в котором автор ввел образ сверхчеловека.

Жизнь и причины смерти Ницше до сих пор остаются до конца неразгаданными. Великий немецкий мыслитель, филолог, поэт и философ скончался 25 августа 1900 г, в возрасте 55 лет. С раннего детства страдал миопией (близорукостью), анизокорией и ревматизмом, у него часто были сильные головные боли. Главные свои труды он писал в промежутках, между приступами.

Дата смерти и похороны

Рисунок 1. Могила Ницше

Фридрих Ницше умер 25 августа 1900 г. на 56-м году жизни. Произошло это в Веймаре, где он находился последние годы жизни. До этого писатель Похоронен в древней церкви в Рёккене, рядом с могилами своих предков.

Причины гибели

Рисунок 2. Фото, сделанное в психиатрической клинике

Творчество Ницше завершилось в 1889 г, в возрасте 45 лет, когда рассудок повредился окончательно. Относительно причины помутнения разума высказывается несколько различных версий:

  • Продолжительное лечение головных болей с употреблением хлорала и барбитала, негативное воздействие которых на организм в то время ещё было неизвестно.
  • Получение плохих наследственных генов (отец Фридриха в конце жизни тоже страдал психическими расстройствами).
  • Заболевание сифилисом, спровоцировавшее прогрессивный паралич.
  • Шизофрения.
  • Рак мозга.

В каждом случае учёные приводят убедительные доводы. Так что любая из версий могла бы использоваться как ключевая.

Краткая биография

Рисунок 3. Коротание свободного времени

Ницше (Friedrich Wilhelm Nietzsche) родился 15 октября 1844 г в Рёккене, на территории сегодняшней восточной Германии. Вошел в мировую истории как ниспровергатель устоев культуры, религии, морали, и провозгласивший идею «сверхчеловека».

Детство, юность

Фридрих родился в семье пастора-лютеранина. Отец скончался, когда сыну исполнилось всего 5 лет. Воспитанием Фридриха занималась мать. В 14 лет он был зачислен в гимназию «Пфорта». Здесь увлекся античными текстами, музыкой, философией и начал писать.

Если с интеллектуальным развитием Фридриха Ницше было всё в порядке, то физическое здоровье с ранних лет оставляло желать лучшего. Частые головные боли, бессонница сопровождали его на протяжении всей жизни. Уже в 24-летнем возрасте он получил должность профессора филологии Базельского университета, но вынужден был бросить педагогическую деятельность из-за участившихся проблем со здоровьем.

Написание «Заратустры»

В своей наиболее популярной книге Фридрих Ницше опирался на опыт, полученный во время поездки в Рим. Там произошло знакомство с писательницей Лу Саломе, которая оказала на Ницше сильное влияние. Эта женщина родилась в Санкт-Петербурге, слушала лекции в Швейцарии, затем переехала в Рим для поправки здоровья. Там-то Лу и Фридрих познакомились, почувствовали родственность душ, много времени проводили вместе.

Однако девушка дважды отвергла предложение Ницше выйти замуж – она предпочитала интеллектуальные беседы физической близости.

Примечание: Саломе, которая отличалась незаурядным умом, была знакома со множеством выдающихся людей того времени, в том числе с и Рильке.

Некоторое время они жили вместе своеобразной коммуной (к ним присоединился друг Пауль Реё). Но сестра Фридриха считала, что Лу плохо влияет на ее брата, поэтому устроила так, чтобы они расстались.

Практически сразу после этого Ницше пишет первую часть знаменитого произведения. В нём безошибочно прослеживаются отпечатки душевной напряжённости и представления о существующей не так давно «идеальной дружбе».

В следующем, 1884 г. создаются вторая и третья части романа. Завершающая публикуется в 1885-м, на собственные средства автора. Первоначально издаётся всего 40 экземпляров, распространённых среди близких и друзей.

Интересным является факт, что манера изложения содержания произведения неоднократно меняется. Автор, поочерёдно использует комический, поэтический стили. В строках «Так говорил Заратустра» Ницше впервые упоминает о сверхчеловеке, начинает развивать теорию воли к властвованию. Однако здесь эти философские идеи проработаны не полностью и досконально раскрываются в следующих книгах:

  • «По ту сторону добра и зла».
  • «К генеалогии морали».

Под термином «сверхчеловек» Ницше подразумевал следующее:

«Человек, которому удалось преодолеть дробность своего существования, вернувший себе мир и поднявший взор над его горизонтом». Сверхчеловек, по словам Ницше, смысл земли, в нём природа обретает своё онтологическое оправдание. В противоположность ему «последний человек» представляет «вырождение человеческого рода, живёт в полном забвении своей сущности, отдав её на откуп звериному пребыванию в комфортных условиях».

Друзья, знакомые

Существует мнение, что в жизни Фридриха Ницше было всего 2 настоящих друга. Первым был Эрвин Роде, с которым великий будущий философ общался в юности. Во взрослой жизни они много переписывались, но после того, как Эрвин в 1876 г. обзавёлся семьёй, частота писем стала угасать и снизошла на нет.

Вторым другом называют композитора Рихарда Вагнера. Общение историки объясняют довольно просто: вдохновенное почитание со стороны ученика, подтверждающееся написанием «Рождение трагедии» и «Рихард Вагнер в Байрете». Однако, через некоторое время Ницше охладевает к музыке и устремляет свой взор на философию. Одновременно с этим спокойно отстраняется и от «учителя».

Кроме этих людей, Фридрих Ницше поддерживал дружеские отношения со многими людьми своей эпохи:

  • Австрийская философ Хелена фон Друсковиц, которой был подарен один из экземпляров четвёртой части «Заратустры».
  • Преподаватель и духовный писатель Франц Овербек, поместивший Фридриха в Базельскую психиатрическую лечебницу.
  • Элизабет Ницше – родная сестра, отношения с которой были холодными, но незадолго до смерти они восстановились. Она ухаживала за братом до конца жизни, а позже стала распорядительницей литературного наследия.

Личная жизнь

Рисунок 4. С сестрой Элизабет

За 55 лет жизни Фридрих Ницше так и не смог обзавестись семьёй. Мало того, в его биографии фигурирует только 2 женских имени: сестра Элизабет и Лу Саломе. Предполагается, что она была единственной девушкой, которую философ любил.

Личную жизнь можно охарактеризовать его же словами: «Чем свободнее становится индивидуум, тем взыскательнее становится его любовь».

Творчество, книги

Всё творчество Фридриха Ницше условно делится на 3 части:

  • Юношеские произведения, написанные до 1864 г.
  • Прочие, незаконченные и малоизвестные работы.
  • Основные труды, сделавшие автора одним из ключевых мыслителей XIX века.

К наиболее значим относятся:

  • «Весёлая наука» (1882, 1887);
  • «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (1883-1885);
  • «По ту сторону добра и зла» (1886);
  • «Казус Вагнер» (1888);
  • «Сумерки идолов, или как философствуют молотом» (1888);
  • «Антихрист. Проклятие христианству» (1888);
  • «Воля к власти» (1886-1888).

Всю его жизнь называют длительной смертью, медленно убивавшей не только тело, но и сознание. Страшная болезнь присутствовала у него на протяжении всей жизни. Вероятно, она и стала причиной сокрушительного потока мыслей, сделавших из Ницше гениального человека. Из его истории жизни и смерти можно сделать заключение, что великий гений и безумие являются двумя сторонами одной медали.

Видео

«Известные люди. Фридрих Ницше». Документальный фильм телеканала «ТВЦ»

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ ФРИДРИХА НИЦШЕ: НЕЙРОСИФИЛИС ИЛИ ЛОБНО-ВИСОЧНАЯ ДЕМЕНЦИЯ?

Сокращенное изложение

M. Orth, M.R. Trimble
Acta Psychiatrica Scandinavica, 2006: 439-445

Мыслитель не может действовать иначе, как превращать свои физические состояния в интеллектуальнейшие формы - данный акт трансформации и является философией.

Фридрих Ницше

Введение

Более века после своей смерти Фридрих Ницше (рис. 1) остается, возможно, наиболее противоречивой фигурой в истории европейской культуры. В его творениях присутствуют наиболее глубинные философские утверждения 19 века, поражающие даже наших современников. Вместе с тем, в них очень много двусмысленных моментов и несоответствий, которые до сих пор волнуют ученых, пытающихся вникнуть в их глубинный смысл и контекст.

Рисунок 1. Фридрих Ницше (1844–1900 гг.).

После первого психотического эпизода в 1889 году (в возрасте 44 лет) Ницше был госпитализирован в психиатрическую больницу Базеля, а 18 января того же года переведен в аналогичное учреждение в Йене. Он находился там с перерывами вплоть до самой смерти 25 августа 1900 года. Философу был установлен диагноз третичного мозгового сифилиса (ТМС), который был подтвержден в других клиниках Германии и до сих пор остается общепринятым. Тем не менее, даже многие современники мыслителя выражали сомнения по поводу причин его заболевания. Отсутствие четких данных о первичной сифилитической инфекции, значительная продолжительность болезни и некоторые атипичные симптомы вызывают сомнения и у авторов данной статьи. Мы сделаем обзор как историй болезни Ницше из Базеля и Йены, так и доступных литературных источников, касающихся тогдашних и современных концепций третичного сифилиса и деменции, и попробуем установить альтернативный диагноз.

История болезни и данные клинического наблюдения

Anamnesis morbi et vitae

Ученый родился после нормальной беременности 15 октября 1844 года. Ранние годы его жизни не отличались какими-либо особенностями, в школе он учился посредственно. Впоследствии Ницше обучался в Боннском и Лейпцигском университетах, в возрасте 24 года (1869 г.) был назначен профессором филологии в Базельском университете, то есть еще до завершения своего доктората. Мыслитель ушел в отставку в 1879 году в связи с болезнью и стал вести жизнь “странствующего философа” в различных областях итальянской Ривьеры, швейцарских Альп, а в 1888–1889 гг. - в Турине.

В детстве у него были обнаружены миопия и анизокория. Осенью 1887 года (в возрасте 43 лет) при офтальмоскопии был выявлен центральный хориоретинит. В школьной медицинской карточке Ницше неоднократно упоминается ревматизм, ревматические боли в области шеи, головные боли, диарея и застойные явления. Mobius предоставил подробный отчет о его мигренозных приступах с характерной “фортификационной” аурой, иногда продолжавшихся по несколько дней. Сам мыслитель говорил, что иногда его мигренозные головные боли продолжались суммарно до 118 дней на протяжении года.

В его семье имеются данные об отягощенном психиатрическом анамнезе (тетя, сестра Елизавета). Две тети по материнской линии страдали психическими заболеваниями, одна из них совершила самоубийство. У одного из дядьев по материнской линии после 60 лет также нарушилась психика, второй, вероятно, умер в доме для умалишенных. Отец философа отошел в мир иной в возрасте 35 лет. Он страдал необычными “состояниями”, во время которых долго смотрел в одну точку, молча сидя в кресле, но при этом судорог или потери сознания не наблюдалось (согласно сообщениям семейного врача). После нескольких недель неспецифических жалоб (головные боли, желудочный дискомфорт) и падений у него развились неврологические симптомы (нарушения речи, а за 8 дней до смерти - слепота). К сожалению, не сохранилось полного отчета об аутопсии, однако, согласно вторичным источникам, во время нее было выявлено размягчение четверти головного мозга.

Когда именно у Ницше появились первые симптомы его заболевания, остается неизвестным. Двое его друзей - Эрвин Роде и Пауль Дойссен вспоминают об определенных личностных изменениях уже в июне 1886 года и сентябре 1887 года соответственно. Роде пишет о “...необычной атмосфере отчужденности... как будто он приехал из страны, в которой еще никто не бывал”. Дойссен с удивлением отмечает, что “Фридрих утратил свою гордую осанку, гибкую поступь и плавность речи. Казалось, что он с трудом тянул свое тело в определенном направлении, а его речь стала неразборчивой и прерывистой”. Также он замечал “необычную заинтересованность и высказывания, ранее не свойственные нашему другу”. Дойссена поразил беспорядок в комнате мыслителя, полностью противоположный четкой организованности его жизненного пространства в годы профессорской работы в Базеле.

Такие личные наблюдения позволяют думать, что первые проявления болезненных изменений возникали еще в середине 1880-х годов и только в 1888 году стали очевидными. Chamberlain основательно исследовал последние 10 месяцев творчества ученого, в основном в Турине. На пути в этот город он сел не в тот поезд. Хотя Ницше раньше одевался очень изысканно, в тот период жизни он перестал следить за своей внешностью. Вместе с тем, философ не теряет своего творческого воодушевления и в декабре 1888 года переделывает свой трактат “Эссе Homo”. Хотя его почерк и ухудшился, он продолжает виртуозно играть на фортепиано.

Впоследствии болезненные идеи величия становятся очевидными. Мыслитель называет свою книгу “Так сказал Заратустра” “самой фундаментальной в мировой культуре”. Суть и тон его эпистолярного наследия с октября 1888 года по январь 1889 года отражают нарастание признаков мегаломании, когда он подписывает корреспонденцию именами “Феникс”, “Антихрист” и ”Чудовище”. Письма становятся все более антинемецкими и антирелигиозными, а в декабре Ницше пишет личные послания кайзеру Вильгельму и канцлеру Бисмарку. Его идеи в то время не носили меланхолический характер, а скорее становились все более иррациональными. В начале 1889 года ученый считает себя организатором конгресса европейских монархов и посылает приглашение на него итальянскому королю Умберто II, секретарю папы римского Мориани и герцогам Баденским.

Точно неизвестно, когда у философа начался психоз. В последние дни декабря 1888 года он потерял сознание на улице и не смог встать на ноги. После того, как его принесли в жилище, мыслитель 2 дня неподвижно и безмолвно лежал на диване. Ницше становится возбужденным и дезориентированным, он громко говорит сам с собой, поет и играет на фортепиано, теряет понимание ценности денег, пишет фантастические письма, подписываясь именами “Распятый” и “Дионис”. Его друг Овербек очень эмоционально описывает изменения в поведении ученого, при этом упоминая наличие бреда.

После обморока Овербек с помощью врача Беттмана сопровождает философа в Базель, убедив его поехать туда якобы на большое празднование в его честь. На железнодорожном вокзале Ницше хочет всех обнимать, но успокаивается, когда сопровождающие говорят ему, что такое поведение не достойно уважаемого человека. Ницше был госпитализирован в Базельскую психиатрическую больницу 10 января 1889 года.

Обследование в Базеле (10 января 1889 года)

При неврологическом обследовании правый зрачок пациента был шире левого, но реакция на свет не утрачена и симметрична. Со стороны других черепно-мозговых нервов отмечалось также сходящееся косоглазие и легкая сглаженность правой носогубной складки. Сухожильные рефлексы - повышены.

Психическое состояние больного оставалось далеким от нормального. Мыслитель чувствует большой подъем и считает себя нездоровым на протяжении всего лишь 8 последних дней. Критика относительно собственной болезни отсутствует. Обследуемый несколько дезориентирован и многословен, утром у него наблюдаются эпизоды возбуждения и громкое пение. Аппетит хороший. Ночью пациент не спит и постоянно говорит, при этом отмечается скачка идей. Ницше называет себя “туринским тираном”. Он снимает свой жилет и плащ, бросает их на пол, падает на них, кричит и поет. 18 января 1889 года его переводят в психиатрическую больницу города Йена.

Обследование при госпитализации в психиатрическую больницу города Йена (18 января 1889 года)

При физикальном обследовании обнаружен небольшой рубец справа от уздечки и незначительное увеличение паховых лимфоузлов. Неврологическая симптоматика ограничивалась легким сужением левой глазной щели по сравнению с правой, но при произвольном сокращении они были симметричны. Зрачки - асимметричны, причем правый шире. Левый зрачок реагировал при проверке зрачкового рефлекса и аккомодации, правый - не реагировал на содружественный зрачковый рефлекс при сохраненной аккомодации. Правый угол рта несколько опущен вниз, отмечалась девиация языка вправо, со стороны остальных черепно-мозговых нервов патологии не отмечалось. При ходьбе пациент поднимал левое плечо и опускал правое, при поворотах размахивал руками, но проба Ромберга оставалась без особенностей. Физиологичные рефлексы в целом трактовались как оживленные, слева отмечался клонус стопы, патологических рефлексов стопы не наблюдалось.

Психиатрические симптомы выглядели следующим образом. Больной величественно вошел в комнату и поблагодарил всех присутствующих за “потрясающий прием”. Он часто кланялся, не ориентировался в пространстве (думал, что находится в Турине или Наумбурге), но узнавал других. Критика относительно собственной болезни отсутствует. Ницше много жестикулировал, говорил в приподнятом тоне, путал французские и итальянские слова, неоднократно пытался пожать руку лечащему врачу. Отмечалась выраженная скачка идей, пациент говорит о своих несуществующих музыкальных произведениях и слугах, аппетит очень повышен.

Во время пребывания в клинике с 18 января 1889 года по 24 марта 1890 года мыслитель не ориентировался во времени и пространстве. Он создавал много шума, его часто изолируют. Больной требует исполнения своих музыкальных композиций, иногда страдает приступами гнева, во время которых толкает других пациентов, и бессонницей, купирующейся амиленгидратом и хлоралгидратом. Ницше считает себя Фридрихом Вильгельмом II, герцогом Кумберлендским или кайзером, санитара часто называет Бисмарком. Иногда он мочится в собственные ботинки, время от времени утверждает, что его хотят отравить, в другой раз - разбивает окно, якобы увидев за ним пушку. Сгоряча пациент разбивает стакан с водой, чтобы “защитить себя осколками”, время от времени прячет бумагу и другие мелкие вещи, а также страдает копрофагией.

Последние годы

24 марта 1890 года ученого выписывают под наблюдение его матери. На тот момент он не узнавал даже своих друзей, включая Дойссена. Последний описал больного, подолгу задумчиво сидящего на веранде, иногда говорящего самим с собою о лицах и ситуациях школьных лет. Кезелиц в письме к Овербеку от 17 февраля 1892 года пишет, что Ницше в основном апатичен, реагирует на внешние вербальные раздражители только улыбкой или легким кивком головы. Он потерял музыкальные способности и память, при этом ориентировался в событиях сегодняшнего дня и не имел никаких желаний. Больной самостоятельно не может встать с кресла, однако во время ходьбы посторонняя помощь не требуется. После посещения школы, в которой учился, пациент не узнал места, вместе с тем его физическое состояние было очень хорошее. В 1894 году Дойссен отмечает, что философ выглядит неплохо, но никого не узнает и у него ухудшилась речь. Сестра Ницше, ухаживавшая за ним, писала, что с 1897 года он лишь тихо сидел в кресле. Умер мыслитель 25 августа 1900 года.

Обсуждение

История заболевания Фридриха Ницше ярко иллюстрирует падение одного из величайших интеллектуалов 19 века. Ученый был малоизвестен при жизни и не получал какого-либо особого внимания, уже будучи пациентом. Неврологи, лечившие философа в Базеле и Йене, установили диагноз ТМС. Данный диагноз также подтверждался и другими врачами, включая таких корифеев, как Binswanger и Mebius, хотя уже тогда возникали определенные сомнения (Hildebrand, Volz, Cybulska, Sax). До 19 века о нейросифилисе было известно очень мало. Впервые его описал Bayle, сам термин ТМС ввел Delay (на основе изучения когорты из 15 больных), а к концу века такой диагноз стал очень популярным.

В то время он устанавливался только на основании клинических данных, и только после внедрения реакции Вассермана в 1906 году появилась возможность подтвердить нейросифилитическую инфекцию с помощью лабораторных исследований сыворотки и спинномозговой жидкости (СМЖ). Вполне возможно, что в некоторых случаях диагноз ТМС был установлен ошибочно. Mebius в своей патографии Ницше пишет, что сам он никогда не сталкивался с подобными случаями, не слышал о них от коллег, а также не сталкивался в литературе. Данный автор сравнивал болезнь философа с болезнью четырех других пациентов, у которых на фоне среднего умственного развития сначала был период интеллектуального подъема, который через несколько месяцев или лет трансформировался в возбуждение или безумие.

Недавно для объяснения случая нашего ученого были предложены диагнозы маниакально-депрессивного расстройства или медленно растущей опухоли головного мозга (например менингиомы). Хотя немало из описанных современниками симптомов соответствуют ТМС, многие проявления болезни и ее эволюция дают основания для сомнений в подобном диагнозе.

Неуверенность относительно инфицирования сифилисом

Где и когда Ницше подхватил сифилис, остается предметом догадок. Mebius ссылается на собственную информацию, согласно которой мыслитель якобы заразился в публичном доме Лейпцига или Генуи. Janz подвергал это сомнению, приняв во внимание тот факт, что ученый часто консультировался у врачей относительно своих проблем со здоровьем и сам факт заражения был бы выявлен довольно рано. Тот же автор выражает сомнения относительно половой ориентации философа, по его мнению, он, вероятно, вообще не имел сексуальных контактов с женщинами, включая проституток. Ницше сказал Дойссену, случайно заставшему его в одном из кельнских борделей, что зашел туда всего лишь для того, чтобы поиграть на фортепиано. Таким образом, доказательства в пользу первичного инфицирования сифилисом остаются противоречивыми.

Длительность заболевания

Также остается непонятным, когда у Ницше проявились первые симптомы болезни, от которой он впоследствии умер. Постепенно, летом-осенью 1888 года, у него развились мегаломания, нарушения памяти и поведения, но согласно определенным наблюдениям первые признаки появились еще за год-два до этого. Следовательно, философ страдал нарушениями психики на протяжении, как минимум, 12 лет до смерти. По нашему мнению, для нелеченного случая ТМС это слишком долго.

Доступно много сообщений конца 19 века, посвященных нейросифилису, и все они констатируют его краткосрочность и неизбежную смерть в результате данного заболевания. Во время анализа документации нескольких британских психиатрических больниц в 1898 году удалось выяснить, что среднее время с момента первых симптомов до летального исхода составляло 2–3 года. В 1871 году Hammond также пишет о средней продолжительности ТМС 2 года, а диапазон данного показателя может колебаться он нескольких месяцев до 6 и более лет. По мнению ученого, выздоровление или долговременная ремиссия дают основание сомневаться в диагнозе нейросифилиса. В 1892 году Mickle также определяет среднюю продолжительность заболевания в 2–3 года, максимум - 5, а в 1884 году Blandford, цитируя французского автора Calmeil, подтверждает сроки данного заболевания от 8 месяцев до 2–3 (максимум 4) лет. При дальнейших исследованиях, в которых применялась реакция Вассермана, пиковый период выживаемости при ТМС составлял 3 года, а согласно описанию когорты из 1004 инфицированных больных только 3 прожили более 10 лет. Следует помнить, что указанная реакция, проведенная с СМЖ, может быть положительной при бессимптомном нейросифилисе, поэтому есть основания заподозрить существование многих случаев запоздалой диагностики его хронических рецидивирующих форм типа ТМС. Внедрение современных серологических и ликворологических методов диагностики сифилиса, а также нетрепонемных исследований значительно повысило чувствительность и специфичность верификации указанного заболевания, но даже по самым последним оценкам, при отсутствии лечения такие больные с поражением нервной системы редко живут более 3 лет.

Семейный анамнез

Отец мыслителя умер скоропостижно. К сожалению, нет патологоанатомических результатов, а описание болезни не очень надежно. Однако известно, что данное заболевание было неврологической природы, повлекло за собой смерть в раннем возрасте и касалось “размягчения” мозга. Две тети и оба дяди Ницше по материнской линии страдали нейро-психиатрическими нарушениями, подробного описания которых не сохранилось.

Симптомы, свидетельствующие в пользу лобно-височной деменции

У философа наблюдалось много симптомов, свидетельствующих о ТМС, хотя большинство из них и неспецифичны для данного заболевания и встречаются также при других видах поражения головного мозга, включая лобно-височную деменцию (ЛВД). Несмотря на то, что болезнь Пика была описана более века назад, только за последние 20 лет стали обращать внимание на определенную ее разновидность - с достаточно типичной клинической картиной, но без классической атрофии мозга и характерных патологоанатомических изменений. Для определения данного состояния используется термин ЛВД, и на сегодняшний день уже разработаны консенсусные критерии диагностики, применяющиеся также в научных исследованиях. Мы не знаем, какая естественная продолжительность данного заболевания и была ли она другой во времена Ницше. В одном из последних исследований трех семей с ЛВД длительность последней колебалась в диапазоне 4–14, 7–17 и 3–22 года, в среднем - 11 лет. Указанные нарушения характеризуются постепенным началом и неуклонно прогрессируют - у больного наблюдаются ранние симптомы разрушения социальных межличностных стереотипов и нарушения поведения, эмоциональное притупление, нарушения мышления, утрата гигиенических навыков и задумчивость (все вписывается в случай с нашим философом). По мере прогрессирования заболевания появляются рефлексы орального автоматизма, изменения пищевых стереотипов (повышенное потребление углеводов), прибавка массы тела, пациент может употреблять необычные комбинации пищевых продуктов и класть себе в рот несъедобные вещи. Есть ссылка на усиленный аппетит Ницше во время болезни, иногда доходивший даже до копрофагии. Менее распространенной остается повышенная сексуальность, ее у пациента не наблюдалось. Часто наблюдается персеверативное и стереотипное поведение наряду с компульсиями (до 80% в популяции больных), что нередко является первым признаком данного расстройства (согласно наблюдениям, мыслитель часто прятал куски бумаги и тряпья).

Ряд симптомов поражения лобных долей, например корыстные жесты (Ницше часто несколько раз здоровался за руку), пассивность, психомоторное притупление с перемежающимися приступами расторможенной нетерпеливости, бесцельная ходьба и социально неадекватное поведение также зафиксированы в данном клиническом случае.

Бред (часто это первое проявление ЛВД) может касаться ревности, соматизации, религии, быть достаточно причудливым, но никогда не связан с преследованием. При указанной болезни не наблюдается бреда воздействия и слуховых галлюцинаций. Если они и были у философа, то носили преимущественно религиозный характер (называл себя “Антихристом”, “Дионисом” и “спасителем мира”) или вообще не укладывались в какие-либо шаблоны (разбить стакан с водой, чтобы “защититься осколками”). При этом настроение преимущественно эйфорическое, сопровождается неадекватной шутливостью, повышенной самооценкой и тревожностью, что напоминает гипоманию (записи при госпитализации Ницше).

С данной точки зрения интересны литературные данные о появлении артистических способностей у пяти пациентов с височным вариантом ЛВД, при котором наблюдалось выраженное нарушение социальных навыков и речи. Подобные симптомы имелись при левостороннем начале заболевания. При поражении недоминантного (правого) полушария характерными признаками являются повышенная религиозность, а вербальные элементы творчества четко доминируют. Очевидно, что по мере прогрессирования указанных нарушений все креативные моменты жизни нивелируются. Последний год своей творческой жизни Ницше был исключительно производительным. Так, его произведение “К генеалогии морали” (200 печатных страниц) было задумано, написано и подготовлено для печати за 20 дней (10–30 июня 1887 года). В 1887–1888 гг. родная сестра философа Елизавета заметила, что ей тяжело поверить, чтобы один человек мог сделать так много за столь короткий период времени. За 8 месяцев мыслитель написал 6 трактатов, в частности “Ницше против Вагнера”, “Желание власти” и “Эссе Homo”. По нашему мнению, такая высокая производительность абсолютно несоизмерима с хронической прогрессирующей нейроинфекцией типа ТМС, а скорее всего ассоциируется с усиленным творчеством, часто наблюдающимся при ЛВД.

В отличие от вышеописанного, клиническая картина хронического сифилитического менингоэнцефалита имеет не только определенные перекрестные симптомы с болезнью ученого, но и четкие отличительные признаки. Его характерным проявлением является деменция с сопутствующим когнитивным дефицитом, забывчивостью, нарушениями речи и письма, игнорированием состояния собственного здоровья, что завершается полной афазией, агнозией и апраксией. Типичными являются снижение массы тела с потерей аппетита. Ведущими остаются двигательные симптомы - тремор мимических мышц, рук (акционный тремор), быстрая, плохо разборчивая речь (дизартрия), миоклонии, судороги, гиперрефлексия и патологический рефлекс Бабинского. По мере прогрессирования данного состояния его симптомы только нарастают и пациент в конечном итоге становится прикованным к постели. В отношении Ницше ничего подобного описано не было. Есть свидетельства, что в конце 1894 года (через 6 лет после начала заболевания) при физикальном обследовании он выглядел достаточно хорошо. При нейросифилисе часто наблюдаются глазные расстройства, в частности асимметрия зрачков, не реагирующих при проверке прямого и содружественного зрачкового рефлексов, но с сохраненной аккомодацией (прямой симптом Аргайла-Робертсона). Анизокория, а также проблемы со зрением у философа были зафиксированы еще в молодые годы, что и могло стать причиной диагностических трудностей. При его обследовании в Базельской психиатрической клинике зрачковые рефлексы не укладывались в картину синдрома Аргайла-Робертсона, а в Йене - тем более. Бредовые идеи величия, характерные для ТМС, также типичны и для поражения лобных долей коры (в частности при ЛВД).

Следовательно, мы можем предположить: маловероятно, что заболевание Фридриха Ницше было связано с сифилитической инфекцией; уместным альтернативным объяснением симптоматологии и эволюции его болезненного состояния, описанного современниками, является наследственная форма ЛВД.

Подготовил Юрий Матвиенко

«Для мук раскаянья мне дайте преступленья,
Иль я умру от грозной пустоты...
В груди моей темно, как в капище сомненья,
Где язва - мысль и жадный червь - мечты.
Не осуждай меня, мои порывы злости:
Я раб страстей и грозный бич ума...
Душа моя сгнила, и вместо тела - кости...
Не осуждай! Свобода есть тюрьма.
Для мук раскаянья мне дайте преступленья
Иль я умру при свете темных туч...
В моей крови кипит безумство озлобленья,
Дыханьем жжет коварный демон--луч».

«Из дневника», Фридрих Ницше

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше - фигура, оказавшая колоссальное влияние на становление фундамента мировой культуры и философии XX ст. Философ-бунтарь, первым проявивший смелость в переоценке моральных ценностей своего века и радикально провозглашавший свои пугающие буржуазное общество истины в афористичной манере: «Бог умер», «женщина - вторая ошибка Бога», «одиночество - бегство от больных» и др., прожил короткую и не очень счастливую жизнь. Ницше умер в 55 лет, последние 10 из которых провел в пучине безумия - психозе, перешедшем в деменцию. Официально установленным диагнозом Фридриха Ницше был «прогрессивный паралич», то есть нейросифилис, однако клиническая картина течения болезни во многом не соответствовала типичной, поэтому вопрос постановки диагноза до сих пор открыт.

Идеи Ницше жестко критиковались современниками, признание, пришедшее в конце жизни, в искаженной трактовке взяли на вооружение национал-социалисты, и Гитлер провозгласил его идеологом Третьего Рейха с подачи сестры философа - Элизабет Ферстер-Ницше, которая была ярой антисемиткой, хотя учение мыслителя не имело ничего общего с фашизмом. Весьма поверхностна трактовка Ницше как имморалиста и вырожденца, на самом деле его учение охватывает широкий круг вопросов, призывая не отказываться от морали вообще, но прийти к морали индивидуальной, которую необходимо воспитать в себе «свободным умам», отвергнув мнимую мораль, навязанную обществом и религией. Философ выступает за самосовершенствование и самореализацию человека, к которой способны лишь немногие, отсюда - его идеи о «сверхчеловеке», который стремится своими волеизъявлениями к истине и власти. Философские труды Ницше и по сей день вызывают много споров, они не поддаются однозначной трактовке, так как изложены в неакадемичной манере, по своей форме имеют мало общего с работами классических немецких философов Канта, Гегеля, пестрят метафорами, афоризмами, поэтическими вставками. Даже в ранних работах Ницше, не омраченных надвигающимся безумием, присутствует некоторая фрагментарность, невразумительность изложения, что требует особенно вдумчивого чтения. Художественности и необычности языка мыслителя во многом способствовало классическое филологическое образование Ницше, но в последних работах ярко виден и отпечаток, который наложила болезнь на авторский стиль.

Фридрих Вильгельм Ницше родился в 1844 г. в семье лютеранского пастора, кроме Фридриха, родители воспитывали еще двоих детей. Ранние годы будущего философа прошли в атмосфере глубокой религиозности, при этом каких-то ярких особенностей, отличающих его от других детей, маленький Ницше не обнаруживал. Фридрих рос крепким ребенком, на четвертом году жизни умел читать и писать, в десять лет написал свои первые стихотворения, с детских лет играл на рояле и сочинял музыкальные произведения.

Изучая семейную наследственность, можно обнаружить ряд фактов, которые могут свидетельствовать о наличии неблагоприятного органического фона всей семьи Ницше. Так, мигренью, которой Фридрих страдал с юношеских лет, болели отец и сестра философа, у всех троих была выраженная миопия, также у самого Фридриха в детстве была обнаружена анизокория. Анамнез был отягощен возможными психическими заболеваниями и по линии матери. Вероятно, две тетки философа страдали психическими заболеваниями, одна из них закончила жизнь самоубийством, а дядя умер в психиатрической больнице от неустановленного заболевания (известно лишь, что психические проблемы у него начались после 60 лет).

В 1848 г. в 35-летнем возрасте умирает отец Фридриха Ницше. Причиной смерти стало органическое поражение головного мозга - либо опухоль, либо череда инсультов. За неделю до смерти он предъявлял неспеци-фические жалобы на состояние здоровья, включая головные боли, далее последовали внезапные потери равновесия, после которых развились неврологическая симптоматика и слепота. В скором времени умирает двухлетний брат Ницше, вероятно, после серии эпилептических приступов.

Довольно часто в литературе можно встретить психоаналитические изыскания относительно жизни и творчества Ницше, однако объективность их остается под вопросом. К примеру, упорство, с которым борется философ с христианской моралью, наталкивает на мысль о бессознательном соперничестве с идеалами отца-священника. Кроме того, существует мнение о том, что «женское» воспитание (Ницше воспитывался матерью, сестрой, бабушкой и двумя тетками) породило кризис самоидентификации и комплекс мужской неполноценности у философа. Соматизацией невротических переживаний психоаналитики объясняют мучившие писателя с 1862 г. симптомы мигрени, тошноты, временной потери зрения. Мигренозные боли сопровождались фортификационной аурой и могли длиться несколько дней. Нельзя не отметить одну патологическую черту Ницше, проявлявшуюся в комплексе садомазохистских переживаний - если в своих трудах он мог довольно гневно и уничижительно высказываться в адрес «маленьких людей», «отбросов общества», то в жизни он был склонен к необоснованному альтруизму, ища, казалось бы, страданий во всем. Так, его сестра рассказывала следующий случай - во время рассказа о Муцие Сцеволе маленький Фридрих, подражая поступку римского героя, поджег у себя на руке коробку спичек и сильно обжегся. А во время Франко-прусской войны в 1970-1971 гг. Ницше добровольно ушел на фронт в качестве санитара и так самоотверженно ухаживал за больными дифтерией и дизентерией, что в конце концов заразился сам.

Будучи блестящим студентом, Ницше в возрасте 25 лет получил должность профессора классической филологии Базельского университета. Проработав в нем около 10 лет, в 1879 г. Ницше был вынужден уволиться по состоянию здоровья (мигрень, снижение зрения, неспецифические симптомы со стороны желудочно-кишечного тракта лишали его возможности плодотворно работать в качестве преподавателя). В 1879-1889 гг. он вел образ жизни независимого философа и писателя, переезжал из города в город, проводя лето в Швейцарии, а зиму в Италии. Доходы Ницше были минимальными - пенсия по инвалидности от Базельского университета, скудные гонорары от произведений и нерегулярная финансовая помощь друзей.

Ницше был глубоко одиноким человеком - у него не было ни семьи, ни дома, но путь затворничества он избрал сам. Отношения со значимыми людьми он строил по типу «идеализации - обесценивания». Восхваляя своих кумиров, спустя некоторое время он непременно в них разочаровывался и низвергал с воображаемого пьедестала - так он поступал со своим идейным учителем Шопенгауэром, другом Вагнером и любимой женщиной Лу Саломе.

Довольно сложные отношения связывали Ницше со всеми женщинами в его жизни. Согласно биографическим данным, к большинству из них Ницше испытывал лишь платонические чувства - так было с женой композитора Вагнера, Козимой Вагнер, и с иконой века Лу Андреас Саломе. По предположениям некоторых исследователей, Ницше не имел половых отношений с женщинами, однако это противоречит диагнозу нейросифилиса, так что большинство находит вероятным, что в молодости философ мог посещать публичные дома. С юной аристократкой Лу Саломе, уроженкой России немецкого происхождения, Ницше познакомился в 1882 г., и с первых дней знакомства между ними возникла крепкая дружба. Вместе с Полем Ре, еще одним приятелем, они собирались основать философскую коммуну под названьем «Святая Троица» и жить вместе. Лу была роковой женщиной, воплощением ума и свободомыслия, в нее влюблялись все мужчины, в том числе и Ре с Ницше, предложения руки и сердца которых она незамедлительно отвергла. После этого Ницше окончательно разочаровался в женщинах, чему в значительной степени поспособствовала властная сестра философа Элизабет, изначально настраивавшая брата против Лу. Саломе продолжала вращаться в интеллектуальных кругах Европы, стала талантливым психоаналитиком, дружила с Фрейдом, покровительствовала Рильке.

Выраженные симптомы психотического расстройства появились у Ницше в 1889 г. Но уже промежуток 1882-1885 гг. можно считать началом продромального периода, когда возросла раздражительность, появилась переоценка собственной личности. Первое произведение, на создание которого накладывается отпечаток болезни Ницше, - «Так говорил Заратустра» - своеобразная символическая поэма-квинтэссенция всей философии Ницше. Слова в ней часто нагромождены, формы слишком пышны, орнамент заслоняет собой мысль, а темп предложений становится быстрее, возбужденнее. Особенно эти проявления заметны в четвертой части «Заратустры», написанной в состоянии гипоманиакального возбуждения - учащаются бессмысленные восклицания, яснее выступают идеи величия, Ницше часто пишет о смехе, танцах, летании, представления о которых часто возникают при эйфории: «Я мог бы поверить в существование только такого Бога, который умел бы танцевать... Поистине Заратустра - не порывистый круговой ветер, и если он и танцор, то не танцует тарантеллу... И хотелось бы мне дожить до того времени, когда я буду так танцевать, как я еще никогда не танцевал: пронесусь, танцуя, над всеми небесами... Только танцуя, я в своей речи умею возвыситься до того, что есть наивысшее для человека... Небо надо мною, ты, непорочное, высокое! В этом и заключается твоя непорочность... что ты служишь мне танцевальной залой для божественных случайностей... Человеческая речь - прекрасное шутовство: пользуясь ею, человек все обращает в пляску...» и т. д. Часто Ницше теряет нить своих соображений, забывает, к чему клонится его речь, и заканчивает очередное предложение какой-нибудь остротой, не имеющей никакого отношения к делу. Ощущения его обостряются, появляются гиперестезии: «Ах, лед окружает меня, он жжет мне руку... Меня томил жар солнца моей любви, Заратустра жарился в собственном соку... Я кинулся в самую холодную воду, погружая в нее и голову, и сердце... И вот я сижу... и жажду круглого девичьего рта, но еще более девичьих, как лед холодных, как снег белых, острых, кусающих зубов... Я - свет... Но в этом и заключается мое одиночество, что я опоясан светом. Я живу в моем собственном свете и сам поглощаю пламя, которое из меня вырывается... Их мудрость часто издает запах, как будто она - порождение болота... Ах, зачем я так долго жил в их шуме и зловонном дыхании... О, блаженный покой, меня теперь окружающий, о, чистые запахи... Блаженными ноздрями я вдыхаю опять свободу гор. Наконец-то мой нос освобожден от запаха всякого человеческого существа. Смрадный воздух, смрадный воздух!.. Я должен вдыхать запах внутренностей неудавшейся души...» и т. д. Ницше частично осознает происходящие в нем болезненные процессы и постоянно намекает на головокружительное ускорение собственных мыслей: «Мы мыслим слишком быстро... словно у нас в голове беспрерывно вертящаяся машина... Нетерпеливые умы наслаждаются помешательством, потому что помешательству свойствен веселый темп... Речь мне кажется слишком медленной... Я вскакиваю в твою колесницу, буря!.. Теперь иногда случается, что мягкий, умеренный, сдержанный человек вдруг становится бешеным, бьет тарелки, опрокидывает столы, орет, буйствует, оскорбляет весь мир и потом уходит, пристыженный, негодуя на себя. (Конечно, это иногда случается, и не только теперь, но случалось всегда, однако только с буйными помешанными...). Где же безумие, которое вам надо привить? Видите ли, я вам указываю сверхчеловека, а сверхчеловек... и есть это безумие... Моя рука - рука шута. Горе всем столам и стенам, горе всему, где есть место для арабесок и маранья шута!».

В 1887 г. проявляются первые неврологические симптомы - расстройства речи и походки. Почерк Ницше стал грубее, крупнее и менее разборчив, хотя и не содержит описок и грамматических ошибок, появление которых характерно на ранних стадиях деменции. Несмотря на это, 1887-1888 гг. чрезвычайно плодотворны - за 8 месяцев Ницше создал 6 произведений, извлекая пользу из своего болезненно-возбужденного состояния. В «Сумерках идолов», которые выходят в конце 1888 г., идеи величия высказываются чаще, а в автобиографии, законченной как раз перед обострением состояния, он и вовсе приписывает себе знатное происхождение.

В начале января 1889 г. наступает переломный момент в болезни Ницше. Выходя из своей квартиры в Турине, он увидел извозчика, избивавшего лошадь, Фридрих с криками набросился на него и тут же потерял сознание. Вследствие вероятного нарушения мозгового кровообращения, Ницше два дня пребывал в состоянии оцепенения, не мог стоять и говорить. После этого проявились симптомы психоза - он громко пел, постоянно играл на фортепиано, потерял представление о ценности денег, исписал несколько листов странными фантазиями, ему началось казаться, что друзья и близкие стали его врагами. Также он отправил письма невразумительного содержания с подписью «Дионис» или «Распятый» своим приятелям, некоторые из них были адресованы Шопенгауэру и Бисмарку. Друзья поняли, что с Ницше происходит что-то неладное и большими усилиями перевезли философа из Турина в Базель. Он не хотел ехать, но приставленный к нему человек заявил, что в честь него готовится большое торжество, и только тогда Ницше позволил увезти себя. На вокзале он бросался всех обнимать. В Базельской больнице констатировали: правый зрачок шире левого, оба вяло реагируют на свет, правая носогубная складка сглажена, коленные рефлексы очень живые. Следующие дни Ницше провел в маниакальном возбуждении - с криками, пением, болтливостью, стойкой бессонницей. Считал себя то герцогом Кумберлендским, то императором, мочился в собственные ботинки и ел свои испражнения.

Состояние, в котором он поступил в клинику в Иене, описано в отчете врача за 19 января (1889): «Больной проследовал за нами в свою палату со множеством учтивых поклонов. Он вышагивал по комнате величавой поступью, глядя в потолок, и благодарил нас за «грандиозный прием». Он не осознает, где находится. Иногда он полагает, что в Наумбурге, иногда - в Турине... Он постоянно жестикулирует и изъясняется восторженным тоном и напыщенными выражениями... Во время разговора он все время гримасничает. Также и по ночам почти беспрерывно продолжается его бессвязная болтовня».

Из записей в истории болезни:

4 июля. Разбивает стакан, чтобы забаррикадировать вход в комнату осколками стекла.

4 сентября. Очень ясно воспринимает происходящее вокруг. Время от времени ясное осознание своей болезни.

Галлюцинаторно-параноидный синдром продолжался около года, все это время Ницше находился в психиатрических лечебницах Базеля и Иены. С 1890 г. философ жил на попечении собственной матери, а после ее смерти - сестры. По свидетельствам очевидцев, Ницше со временем стал апатичным, практически все время сидел в кресле, смотря в одну точку, перенес несколько инсультов. Прогрессировали расстройства памяти, периодически случались с ним и периоды просветления, когда он узнавал родных и мог с ними общаться, которые сменялись периодами психомоторного возбуждения, доходящего до рычания и крика. Последние годы жизни Ницше были медленным угасанием. В конце августа 1900 г. он простудился, заболел воспалением легких и умер 25 августа этого же года.

Диагноз, поставленный Ницше базельскими и иенскими врачами, звучал так: «атипичный прогрессивный паралич». Однако уже приставка «атипичный» позволяет усомниться в данном выводе, ведь реакцию Вассермана ввели только в 1906 г., уже после смерти философа. Во-первых, домысел о том, что Ницше заразился сифилисом в студенческие годы, посещая публичные дома, не находит однозначного подтверждения - нет ни свидетелей, ни информации о том, что философ когда-либо лечился от сифилиса на более ранних стадиях. Во-вторых, беспрецедентна продолжительность течения болезни - 8 лет продромального периода и 11 лет слабоумия, притом что обычно прогрессивный паралич наступает после 5-15 лет болезни и протекает в среднем 3-4 года, слабоумие же, сопровождающееся многочисленной неврологической симптоматикой, наступает довольно быстро, чего мы не видим в случае с Ницше. Действительно, после продолжительного периода маниакального возбуждения переход к слабоумию у Ницше возник незамедлительно, но не стоит забывать о длительном продромальном периоде, в котором он сохранял ясность ума и писал цельные произведения.

Существуют альтернативные версии болезни Ницше - в одной из них предполагается, что с 1881 г. философ страдал легкой формой биполярного расстройства, а прогрессивный паралич начал развиваться с 1888 г., за два года до поступления Ницше в психиатрическую больницу. По другой версии, у Ницше была медленно растущая опухоль головного мозга (менингиома). Скандинавские исследователи считают, что Ницше был болен лобно-височной деменцией (болезнью Пика), которая обычно проявляется постепенным началом, длительностью течения от 3 до 20 лет, эйфоричным настроением, бредовыми расстройствами, нарушениями влечений (пищевого, сексуального), рядом симптомов поражения лобных долей. Среди последних - присущая Ницше нарастающая пассивность со сменой периодов психомоторного притупления и расторможенности.

У философов-последователей Ницше свой взгляд на причины психической болезни мыслителя, корни которого следует искать в понятиях «творческая болезнь» и «коллективное бессознательное». Философ Мишель Фуко высказал предположение, что безумие Ницше - это не просто психическая болезнь, а зашифрованное послание, которое мы пока не в силах разгадать. Он считал, что Ницше переживал «опыт безумия», который содержательно приближался к абсолютному знанию трансцендентных переживаний. А Жорж Батай как-то заметил, что Ницше сошел с ума гениально и вместо нас, тем самым, подразумевая, что кризис, который переживало общество в осевое время, на стыке веков, был слишком глубоким, чтобы его можно было осознать и прожить без потерь для индивидуального разума отдельной личности.

И вправду, знакомясь с наследием Ницше, трудно избавиться от ощущения некой связи между его философией и его болезнью. В соответствии с намерением, высказанным мыслителем в работе «Воля к власти», он строил свое творчество «с расчетом на конечную катастрофу». В конце концов, творчество одолело верх над жизнью, приведши к реальной жизненной катастрофе самого автора и исполнив пророчество Ницше из его книги «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего»: «Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя»...

Немецкие города Реккен, Наумбург, Веймар. В Рек-кене Ницше родился и провел первые годы жизни, а в Наумбурге, куда переехала семья Фридриха после смерти кормильца, прошло его детство и юность, в Веймаре философ умер. В каждом из городов находятся мемориальные музеи Ницше, сохранились дома, в которых он жил. Также в Веймаре расположен Архив Ницше - основное хранилище творческого наследия философа.

Ольга Устименко

Могло быть и хуже [Истории знаменитых пациентов и их горе-врачей] Циттлау Йорг

Почему Ницше умер не от сифилиса

«Он сидел в углу дивана и осматривал свои руки, как будто удивлялся, что они еще ему принадлежат. Очень редко он оставался внимательным, слушая другого… Достойна удивления выдержка престарелой фрау пастор; сознание бесполезности своих усилий ничуть не умерило ее пыла».

Письмо композитора и писателя Генриха Кезелитца, написанное 26 февраля 1892 года, разрушило последние иллюзии. Жизнь Ницше катилась под откос. Философ «Сверхчеловека», порвавший с моралью, состраданием и здравым смыслом и услышавший вместо них «голос жизни», был теперь всего лишь неизлечимо больным, нуждающимся в постоянном уходе человеком, который без чужого сострадания был бы обречен на смерть.

Мать Ницше приняла его к себе. Тогда как немало людей из ее окружения полагало, что сам Господь наказал Фридриха тупоумием и помешательством за антихристианские измышления, она видела в нем «любимого пациента, который не внушает ни малейшего страха, которого всегда хочется ласкать, что часто и случается и, как кажется, приносит ему радость». Однако Франциска Ницше не успела многого для него сделать. Она умерла 20 апреля 1897 года, и с этого момента его жизнь стала настоящим кошмаром, поскольку о нем начала заботиться его сестра Элизабет. Она превратила своего беззащитного и знаменитого брата в своеобразную куклу для общественности: на него надевали белую простыню, его апатия истолковывалась как состояние мистического парения - и вот уже готов был портрет гуру из лучшего мира. Но этого мало: как убежденная антисемитка, Элизабет позаботилась о том, чтобы «сверхчеловеческая» философия ее брата превратилась в основание идеологии фашизма. Затемненное сознание Фридриха не могло с этим ничего поделать.

За всю свою взрослую жизнь Ницше никогда не был вполне здоров. Он говорил о «сильном ревматизме, который начинался в руках, переползал в шею, а оттуда распространялся на спину и зубы» и о «колющей головной боли». Его часто рвало, да и состояние глаз вызывало у него опасения: «Скоро я либо умру, либо ослепну». Врачи предполагали мигрень, но не могли ему ничем помочь. Боли были так сильны, что в 1879 году в возрасте тридцати пяти лет Ницше вынужден был оставить свою профессорскую деятельность на филологическом факультете в Базеле. Примирившись с судьбой, он изрек: «Надо быть рожденным для своего врача, иначе погибаешь от него». Писательские его творения в это время тоже менялись. Формулировать длинные тексты он уже не мог из-за постоянных головных болей и ухудшения зрения, и поэтому перешел в область афоризмов: они стали его «фирменной продукцией». Студенты были благодарны ему за то, что в отличие от Канта, Маркса или Гегеля он не мучил их многословными сочинениями. Досрочная пенсия ненадолго улучшила состояние философа. Восемью годами позже его друзья поразились ужасу положения, в котором он находился: «Исчезла былая гордая осанка, пружинящая походка, струящаяся речь, - говорил Пауль Дейссен, знавший философа со школьных лет. - Казалось, он с трудом волочится, чуть наклонившись на сторону, а речь его часто становилась тяжелой и прерывистой».

С января 1889 года Ницше жил в своем любимом городе Турине. Там он пережил последний кризис, после которого так и не восстановился. Душевное расстройство проявлялось в заявлениях, будто он хотел бы посадить Папу Римского в тюрьму или расстрелять Бисмарка и кайзера Вильгельма. Кроме того, он танцевал обнаженным в своем номере и приказал слугам снять со стен все картины, чтобы комната больше походила на храм. По ночам он неистово играл на фортепиано, а днем в долгих монологах объяснял, почему он привержен «мертвому богу». Однажды его пришлось вызволять из рук полиции, потому что он устроил на улице всеобщее столпотворение. Известная легенда, будто он из жалости повалился на шею отстеганному кучером ослу, скорее всего, недостоверна: Ницше никогда не был любителем животных. Говорить с ним было едва ли возможно. Его друг Франц Овербек отмечал: «Он, несравненный мастер выражения, оказался не в силах выразить свои восторги и радости иначе, чем тривиальнейшими словами или причудливыми плясками и прыжками».

Немецкий врач по имени Бауман еще в Турине поставил ему уничтожающий диагноз: слабоумие. Он видел Ницше один-единственный раз в течение нескольких минут. Его также удивил тот факт, что пациент постоянно хочет есть. «Кроме того, он не в состоянии как-либо позаботиться о себе; еще говорят, что этому знаменитому человеку все время нужна баба». Неумеренность в еде и сношениях, бахвальство и завышенная самооценка - основываясь на таких критериях, можно добрую половину рода человеческого записать в слабоумные. Но несмотря на то, что диагноз Баумана являлся скорее поверхностным суждением, чем экспертной оценкой, он бездумно повторялся потом многими специалистами.

Невролог и психиатр Вильгальм Ланге-Эйхбаум позже продвинулся еще на одну ступень вперед в том же направлении: «Ницше был как потухший кратер, и его можно расценивать как типичного сумасшедшего».

Именно Ланге-Эйхбаум объяснил душевное расстройство Ницше сифилисом, укрепив мнение, пользующееся популярностью и по сей день. Этот недуг, якобы все больше разрушая мозг мыслителя, довел его до безумия. Проблема состоит только в том, что сифилис передается исключительно половым путем, а Ницше был более чем застенчив и воздержан. Но и здесь Ланге-Эйхбаум приготовил объяснение: философ якобы подцепил болезнь еще в юности, посетив публичный дом. Доказательств этого Ланге-Эйхбаум предоставить не смог. Хотя, как критик морали, Ницше должен был симпатизировать проституции, а позже, в сумасшедшем доме, бредил о «двадцати четырех блудницах», кружившихся у него в кровати, сам он вряд ли пользовался любовными услугами. Когда он однажды молодым человеком зашел в один кельнский бордель, он тут же сел за фортепиано, чтобы развлечь сотрудниц и гостей сомнительного заведения своей игрой. Этим его визит и закончился. Имели ли место дальнейшие посещения, до сих пор неясно, а отношения Ницше с женщинами из его окружения не имели никакого сексуального подтекста. На основании всех этих фактов можно установить, что он умер девственником.

Даже если чрезвычайно стеснительный мыслитель однажды и был с кем-то в связи, это вряд ли имело отношение к его болезни. Согласно мнению Леонарда Сакса из Монтгомери-центра в Мэриленде, «гипотеза о сифилисе при ближайшем рассмотрении фактов оказывается несостоятельной». Американский физиолог установил, что в случае Ницше симптомы, обычно сопровождающие сифилис, и вовсе не наблюдались: «Так, например, отсутствовало типичное подрагивание языка». Также пациент в интересующий нас период не выказал никаких признаков затрудненной речи; выражение его лица еще не было безразличным. После туринской катастрофы он еще долго мог писать и говорить. Врачи отмечали, что у Ницше разного размера зрачки, однако это никак не относится к признакам сифилиса, поскольку такая особенность у философа была с детства. На размышление наводит и то, что Ницше после своей душевной катастрофы 1889 года прожил еще одиннадцать лет, намного дольше, чем в то не знавшее антибиотиков время мог прожить заразившийся человек. Больной умирал обычно где-то через пять лет после начала болезни. Сакс предполагает, что сумасшествие Ницше произошло в результате опухоли мозга в области правого зрительного нерва. Об этом свидетельствуют прежде всего сильные боли в правой части головы, которые преследовали мыслителя всю жизнь, а также нарушения зрения: еще задолго до туринских событий Ницше был практически слеп на правый глаз. Врачи того времени были не в состоянии найти причину слепоты, они могли увидеть в ней либо природный дефект, либо заражение - об опухоли мозга они и не помышляли. Неясно только, почему гипотеза о сифилисе, не будучи подкреплена фактами, существует и по сей день. Возможно, ответ кроется в действиях Элизабет, сестры философа. После смерти брата именно она запретила проводить вскрытие, так как эта процедура не увязывалась с образом непорочного святого. Ницше был похоронен без патологоанатомического осмотра - и это отняло у нас прекрасную возможность узнать правду о его трагическом уходе.

Второе объяснение жизнеспособности сифилитической гипотезы - это существование и в наши дни врачей, оставивших свои научные устремления где-то далеко в стороне и охотно служащих рупорами для провозглашения полуправды. Таким был уже упоминавшийся психиатр Ланге-Эйхбаум, который свои заявления о сифилисе у Ницше представлял как неоспоримую истину: «Ни один сведущий психиатр не может в этом усомниться». Книга его называлась «Ницше. Болезнь и ее действие» и обещала представить неоспоримые доказательства сифилитической природы умственного расстройства философа. В действительности же Ланге-Эйхбаум избегал научных фактов, а в качестве ниточек для плетения паутины своей теории использовал несколько неподтвержденных сплетен. Научной точности ждать от него в этой книге не приходится. Скорее всего, он увидел неплохую возможность прославиться и решил ею воспользоваться. Ведь только что окончилась Вторая мировая война, и люди жаждали объяснения, отчего происходили зверства последних лет. Это было время подведения итогов, необъяснимое нужно было доступно истолковать, и потому люди были благодарны психиатру, который объявил Гитлера и его идеологического вдохновителя Ницше сумасшедшими. Каждый мог почувствовать себя свободным от вины за соучастие в темных делах Третьего Рейха, отрекшись от прошлого: «Кто бы смог противостоять этому безумству?»

Ланге-Эйхбаум мог быть уверен, что со своей теорией он выступил в подходящий момент. Она создала ему такую добрую репутацию, что его без всякого зазрения совести цитировали десятилетиями. Только в начале XXI века появились некоторые сомнения. Но звучат они еще недостаточно громко и уверенно, особенно если учесть, что идея Ланге-Эйхбаума считается неоспоримым фактом и на страницах книг, и в лекционных залах. Выходит, великий нигилист был все же прав, когда сказал: «Полузнание сильнее положительного знания: оно видит вещи проще, чем они есть на самом деле, и от этого становится доходчивее и убедительнее».

Из книги История красоты [Отрывки] автора Эко Умберто

2. От греков к Ницше Еще один аспект антитезы Аполлон - Дионис касается оппозиции удаленность - приближенность. Греческое и вообще западное искусство, в отличие от некоторых художественных форм Востока, в целом предполагает установленное расстояние между зрителем и

Из книги 100 великих гениев автора Баландин Рудольф Константинович

НИЦШЕ (1844–1900) Мыслителем, восставшим против закабаления личности государством, религией, научными догмами, философскими императивами, вековыми предрассудками и традициями, явился Фридрих Ницше. Показательны уже названия некоторых его произведений: «Злая мудрость»,

Из книги Миф о вечной империи и Третий рейх автора Васильченко Андрей Вячеславович

Эссе о наследии Фридриха Ницше Многочисленные публикации Мёллера ван ден Брука можно поделить на три группы, которые тесно связаны между собой хронологическими рамками. Но для вычленения этих групп придется обратиться все-таки к проблематике работ. В первую группу

Из книги Древний Египет автора Згурская Мария Павловна

Почему умер Тутанхамон? Что касается непосредственных причин смерти юного фараона, то и здесь тоже присутствуют самые разнообразные гипотезы. Целая группа исследователей склоняется к теории, что Тутанхамон умер от травм. Правда, когда речь заходит о том, какие это были

Из книги Я заплатил Гитлеру. Исповедь немецкого магната. 1939-1945 автора Тиссен Фриц

Ницше и сверхчеловек Национал-социализм попытался фальсифицировать труд Ницше и представить этого великого немецкого философа предтечей нацистской расовой доктрины и теории «кровь и почва». Правда состоит в том, что во многих своих работах Ницше не нашел более

Из книги Нацизм и культура [Идеология и культура национал-социализма] автора Моссе Джордж

Альфред Баумлер Ницше и национал-социализм Ницше и национал-социализм стоят по ту сторону традиций германской буржуазии. Что это означает? Духовными силами, которые формировали ее в течение последних нескольких столетий, были благочестие, просвещение и романтизм.

Из книги Всемирная история в лицах автора

8.6.10. В чем провинился Фридрих Ницше? Очень часто оказывается, что очередного полностью провалившегося политика в свое время сбил с толку какой-то учитель-воспитатель или философ-мыслитель. В представлении многих за исчадие ада Адольфа Гитлера должен отвечать философ

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.6.3. Почему Кулибин умер в бедности? Фамилия Кулибина в России стала нарицательной. «Ну, ты, Кулибин», – говорят с восхищением или с усмешкой о человеке, который изобрел что-то новое и оригинальное. И. П. Кулибин.Иван Петрович Кулибин (1735-1818) был гениальным

Из книги Великие исторические личности. 100 историй о правителях-реформаторах, изобретателях и бунтарях автора Мудрова Анна Юрьевна

Ницше Фридрих Вильгельм 1844–1900Немецкий философ, создатель самобытного философского учения.Фридрих Ницше родился в семье деревенского пастора в небольшом селении Реккен на границе Пруссии и Силезии. Он был первым сыном священника, лютеранского пастора Карла Людвига

автора

Из книги Стратегии гениальных мужчин автора Бадрак Валентин Владимирович

Из книги Другая наука. Русские формалисты в поисках биографии автора Левченко Ян Сергеевич

Из книги Шпаргалка по истории политических и правовых учений автора Халин Константин Евгеньевич

76. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЕ УЧЕНИЕ Ф. НИЦШЕ Фридрих Вильгельм Ницше (1844–1900) – одна из значительных фигур в истории философской и политико-правовой мысли. Вопросы политики, государства и права освещаются в частности, в таких его работах, как «Греческое государство» «Воля к

Из книги Чтобы мир знал и помнил. Сборник статей и рецензий автора Долгополова Жанна Григорьевна

Из книги История политических и правовых учений: Учебник для вузов автора Коллектив авторов

Из книги История западной философии автора Рассел Бертран
В продолжение темы:
Место для тату

Казалось бы, давно канула в лету эпоха приготовления домашних сладостей – шоколада, конфет, мармелада и пастилы. В магазинах сегодня предлагают такое изобилие вкусного товара,...

Новые статьи
/
Популярные