Стрибог — бог славян, повелевающий ветрами и погодой. Славянские Боги — Бог Стрибог Чему покровительствовал стрибог

В старину, когда солнце было богом, а звёзды его сёстрами, жили на земле люди чудные, и имена у них тоже были чудные. Всё могло сказать имя за человека, кто он, каков нрав его, и дела какие воротит. И было имя живым, покуда жив был человек, и после оно не угасало, ежели делами добрыми жизнь свою украсил человек. Рождались дети, а волхвы в душу их пристально вглядывались и видели они, что

начертано тому на веку, и имя так рождалось. Так и получила своё имя Ветрена. Была она лёгкой, как пёрышко и быстрой, словно ветерок в ветвях деревьев. Никто догнать её не мог, не один мальчишка в деревне. Носилась она ветром вольным по полям, и казалось, что за спиной её, не косы длинные мечутся, а крылья, да только рыжие. Ветрена рыжей была до жути, а глаза зеленые, как у кошки. И хитрой она была, и вёрткой. В деревне её все знавали, и про лихость её и про непоседливость. Такая не будет избу подметать, да хлеб печь, не усидит на месте и минутки. Душою рвётся она в дали бескрайние, по сему и не сватался к ней никто. А кому нужна буйная девка, что луком да стрелами лучше владеет, чем сковородою?! А Ветрена и не печалилась, знала она, что судьба у неё иная. Ей в земли новые идти, да по морям дальним плавать, потому как дочь она ветреная, отца своего Стрибога. Вольная, как и ветер, который говорит с ней в час, когда все остальные по избам своим прячутся от грозы. Ветрена не мира сего, не людская доля у неё, и хоть родили её мать и отец смертные, она помечена благодатью того, кто ей колыбельные напевал зимними вьюгами. В деревне ведали все, что Ветрена иная, по сему и молчали, хотя ворчали по углам, да сетовали на её непохожесть на других деревенских девушек. Ветер-сплетник всё своей сестре доносил, а та знай только смехом звонким заливалась. Не обидно ей было и зла не держала, ибо не ведомо другим было, то что ведомо ей.

Для начала, стоит разобраться в том, почему Стрибога зовут именно Стрибог, и откуда пришло к нам это имя? Как уже было замечено в прологе, в старину имя определяло сущность своего носителя и его характер. У нас, как всегда будет несколько версий (а как иначе, ведь жизнь вообще суровая штука).
Итак, для начала давайте ознакомимся с теорией индоевропеиста Тамаза Гамкрелидзе, который предположил, что имя Стрибога может происходить от индоевропейского «Dievas Pater», что в дословном переводе означает «небесный отец», или «небо — отец». Эту теорию так же поддерживает лингвист Вячеслав Иванов. Согласно этому суждению, со временем слова «Dievas» и «Pater» поменялись местами, а после того, как древние славяне стали тесно взаимодействовать со скифской культурой, то вместо слова «Dievas», стали употреблять слово «Baga»(аналог праславянского слова «богъ»). Затем и второе слово «Pater» претерпело изменения и стало славянским словом «стрый», что возможно означает «дядя» (подразумевается брат отца).
Согласно второй теории, автором которой является лингвист Олег Трубачёв, в имени славянского божества нет никаких индоевропейских корней. Имя Стрибог исходя из этой теории, происходит от праславянского слова «стерти», что означает распространять что-либо, простираться.

Стрибог- бог славян.


Упоминание о Стрибоге можно встретить в «Повести временных лет», согласно которой, кумир Стрибога был воздвигнут князем Владимиром в городе Киеве, вместе с кумирами других богов. Данное действие датируется 980 годом. Это уже указывает, на то, что Стрибог был весьма почитаемым божеством для древних славян, вот чем именно он занимался — это уже другой вопрос.

В другом историческом трактате («Слово о полку Игореве») можно наткнуться на описание Стрибога, согласно которому ветра его внуки и они с моря, подобно стрелам били по отважным и храбрым полкам Игоря. Здесь упоминание ветров и Стрибога не случайны, по утверждению большинства исследователей, это славянское божество управляло ветрами. Стоит более подробно рассмотреть эту теорию. Ветра в этом источнике упоминаются, как внуки Стрибога. Если вдуматься, то внуки — это лишь малая часть, всей семьи, то есть третье поколение от родоначальника. Предположительно есть ещё и дети. Тут можно судить о том, что ветра — это не единственная сила, которая подчиняется Стрибогу, ему подвластно всё воздушное пространство. Теоретически можно предположить, что Стрибог, как представитель старшего поколения Ясуней, мог повелевать атмосферными процессами в целом. Это и ветер, и дождь, и град, и гроза с молниями, то есть погода. По поверьям так же, под командованием Стрибога находилось всё воздушное воинство. Ему подчинялись все птицы и все эфирные духи.

Образ Стрибога и его родословная.

В представлении древних славян бог Стрибог был стариком с посеребрёнными полосами, но не утратившим ни силу, ни широту плеч. По преданию Стрибог носил одежду исключительно светло-голубого оттенка, что подчёркивало его принадлежность к воздушному пространству. Оружием этому божеству служили лук и стрелы, изготовленные из чистого золота. Жил Стрибог на самом краю мира Прави, мало общаясь с остальными богами. Он появлялся лишь тогда, когда это было крайне необходимо. Так, например, Стрибог помог Сварогу и другим Ясуням одолеть Чернобога в изначальной битве между силами добра и зла. Он бился вместе с богом Перуном, против ужасного Спикера-Змея. Так же, Стрибог помог богу Хорсу, когда тот сражался с Месяцем. Мы видим, что с одной стороны это божество довольно нелюдимо, но в тоже время, он является верным соратником для своих собратьев.

Теперь давайте поговорим и о родословной Стрибога, и о его семье в целом. Своё начало это божество, как и большинство

старших Ясуней берёт из искр, что были высечены из камня Алатыря, ударами божественного молота Сварога Праотца. Согласно другой теории, Стрибог был рождён из дыхания самого Великого Рода. Согласно первой версии, Стрибог приходился братом Даждьбогу и Семарглу, но так как, основа имени этого бога переводится, как «дядя», или «брат отца», то можно предположить, что вторая версия является более правдивой, и Стрибог приходился Сварогу братом.

Супругой бога Стрибога называют Немизу — богиню ветров (по некоторым источникам, Немиза являлась одной из личин богини Мары, которая повелевала зимними ветрами), её ещё называли Немигой, или Варма-авой. У этой четы богов было несколько детей: Погода — тёплый и ласковый ветер, божество хорошей погоды; Подага — жаркий и иссушающий ветер, обитающий в пустыне; Посвист — самый сильный ветер, имеющий власть над бурями; Сиверко — ветер с северным и холодным нравом, не ведающий пощады; Южный ветер — игривый ветер; Восточный ветер — коварный и внезапный ветер; Западный ветер — сухой и суровый, но всё же наделённый добрым нравом; Полуденик и Полуночник — легкие ветерки, что резвятся соответственно, днём и ночью.

Поклонение Стрибогу.

Древние славяне почитали Стрибога наравне с другими богами. Если вдуматься, то это в первую очередь было обусловлено спецификой деятельности самого божества. В первую очередь, Стрибогу поклонялись земледельцы. По их представлениям, дождевые тучи сгущались над полями только по воле Стрибога, который подобно пастуху перегонял облака по небу. Естественно, что земледельцы поклонялись ему и приносили требы.
Особыми почитателями Стрибога были моряки, именно от воли этого славянского божества зависел успех любого плаванья. Если вдуматься, то в этом нет ничего, что позволило бы усомниться в этом утверждении. Представьте, что вы моряк, который бороздит морские просторы без всякого двигателя, навигатора и прочих современных атрибутов. Всё, что у вас есть — это ваша собственная сила в руках, которая позволяет управлять кораблём, звёзды над головой, которые подсказывают дорогу и ветер. А если ветер не будет попутным, то все ваши усилия пойдут насмарку, вас отбросит течением и ветром достаточно далеко, и вы собьётесь с пути. Теперь наверно, вас стало ясно почему Стрибог пользовался особым почётом у древних славянских моряков. Здесь так же стоит упомянуть, что в давние времена, морские плавания носили целью не только завоевание новых земель, но и торговлю. Ещё одной профессиональной кастой, почитавшей Стрибога, были купцы. Обычно капища в честь бога Стрибога строились на берегах крупных рек и морей, одним словом там, где проходили наиболее важные торговые пути. Купцы обычно преподносили очень богатые требы, надеясь этим заслужить расположение божества, что сулило успешным плаванием для их торгового корабля. Самым известным храмом бога Стрибога, считался храм, воздвигнутый на острове Березань, у устья Днепра.

Богу Стрибогу поклонялись так же и волхвы. Всё это было связано с тем, что в представлении древних славян ветер являлся проводником духовной энергии. Волхвы почитали Стрибога, как хранителя равновесия природных сил, так как его ветра могли пролить и дожди, принося земле живительную влагу, но также могли, разбушевавшись, снести всё на своём пути. Стрибог словно был воплощением единства мудрости и эмоциональной стороны. Волхвы верили, что ветра были способны наделить их мудростью и знаниями, так, как они являлись своего рода странниками между измерений разных миров.

Кстати, остаточное поклонение богу Стрибогу, можно было встретить ещё в девятнадцатом столетии, среди донских мельников, только называли они бога немного иначе — Стрыбом. Даже сохранился фрагмент ритуальной песни: «Повей Стрыбу, нам из неба, треба нам назавтра хлеба». Твердили, что стоило только напеть эту песню, как тут же поднимался довольно сильный ветер, который словно играючи, вертел крыльями ветряных мельниц.

Доподлинно мало что известно о праздниках в честь бога Стрибога. В некоторых источниках, можно найти информацию, якобы праздник этого божества отмечался двадцать первого августа по новому стилю. Увы нет никаких детальных описаний самого праздника, отрывочно присутствует информация о том, какие именно требы приносились богу Стрибогу и это: ленты, разные цветные лоскуты, мука, измельчённые кусочки хлеба, зёрна и даже каша. Всё это развевалось с ветром над полем.

Существует так же утверждение, что у бога Стрибога было сразу четыре праздника, в соответствии каждому из четырёх времён года. В апреле праздновался Вешний Стрибогов День — день самых первых, тёплых ветров. В конце лета, праздновали Ветрогон — день ветров, которые предвещали приближение осенней поры. В конце сентября наступала пора праздновать Листобой — праздник, который знаменовал приход первых зимних ветров. Четвёртым и самым последним праздником был Весновей, который праздновался в феврале, на исходе зимы, и который знаменовал скорое приближение весны.

Заповеди бога Стрибога.

С возрождением старых верований в современной России, вместе с новыми направлениями родноверия, возникли и новые учения. Так, теперь на просторах всемирной сети, можно найти заповеди бога Стрибога. Они являются новым учением Инглиизма. Позвольте автору этой статьи пересказать вам эти заповеди.

1. Брак, который будет заключён в храме, будет благословлён и богами, и всеми стихиями.
2. Каждый мужчина обязан продлить свой род и родить детей, воспитать их должным образом и поставить на праведный путь.
3. Всегда нужно жить по своему разуму и совести, нельзя примерять на себя чужие учения, и жить по чужой указке. Нужно оставаться такими, какими были наши предки, не старясь изменить себя под кого-то.
4. Нельзя осквернять землю, закапывая в неё мертвецов. Тела умерших должны предаваться очищающему огню на погребальных кострах.
5. Уход каждого близкого человека должен быть осуществлён через огонь, чтобы душа умершего смогла покинуть этот мир и отправиться к предкам в Пречистую Сваргу.
6. Нужно почитать своих предков бескровными подношениями, в приготовление которых вкладывается душа, и именно это получат души предков в потустороннем мире — часть души живых, и тогда связь поколений будет непрерывной.
7. Нельзя непрестанно гоняться лишь за земными и материальными благами, потому, что все это тлен. Любое богатство можно потерять, его кто-то может украсть, и лишь духовность никто не в силах будет отнять. Духовное богатство нажитое в этом мире — единственное, что имеет смысл.
8. Нужно чтить своих предков и богов и выполнять их заповеди, ибо только отдавая, можно получить что-то взамен.
9. Вражда должна завершиться братским союзом, потому как споры и война, делают всех слабее.
10. До того, как человек достигнет и духовной, и физической зрелости, чтобы создать свою собственную семью, он должен уважать и подчиняться родительской воле.
11. Стоит всегда следовать пути совести, своих предков, потому, что это единственный способ дойти до конца и обрести покой для собственной души.
12. Стоит уважать и любить родителей и пожилых людей, потому как они хранители мудрости и учителя.
13. Нельзя допускать, чтобы в голове поселились нечестивые мысли и сомнения. Нельзя кричать, говорить с горяча и не обдумав. Нельзя затаивать в сердце злобу.
14. Нужно вкладываться в воспитание своих детей, позволить им узнать мудрость, добро и почувствовать любовь.
15. В жизни любого человека есть четыре самых важных основ — это любовь, вера, воля и совесть. Без этих основ не будет и правильной жизни.
16. Нужно делать лишь то, что желанно всем сердцем и душой, только так можно будет получить что-то прекрасное и по-настоящему стоящее. В праведном и слушающем сердце не будет кривды, и желания его будут самыми чистыми и благородными.

Символика бога Стрибога.

Символом Стрибога считались и лук, и стрелы. Это не удивительно, ведь согласно преданиям, именно лук со стрелами являлся главным орудием бога Стрибога, да и в «Слове о полку Игореве», ветра Стрибога, были сравнены со стрелами.



В славянском руническом ряду есть руна Ветер. Существует утверждение, то это руна напрямую связана с богом Стрибогом. Визуально она напоминает стрелу, устремлённое в небо. Собой она олицетворяет Дух, его восхождение к просветлению и мудрости. Руна Ветер — это знак воли и одухотворения. В магической трактовке, эта руна обозначает творческие порывы.





Также, существует оберег, который называется Стрибожичем. Визуально этот оберег очень напоминает свастику, но имеет более плавные очертания. С другой стороны, Стрибожич, очень похож на крылья ветряной мельницы. Этот оберег являлся стихийным, то есть он был призван защищать как самих людей от буйства природы, так и всё их хозяйство.

— Владыка воздушного пространства, Повелитель ветров и бурь, рожденный из дыхания Рода. Удел Стрибога – меж Землёй и Небесами, меж обителью людей и Обителью Богов.

Наши Предки почитали его, не менее иных Сварожичей. Ведь он, как повелитель стихий, посылает живительную влагу и несущие жизнь облака, но, в тоже время, он насылает на землю ураганы и засуху. Стрибог посылает в мир Яви свои ветры-стрелы и помогает солнечным лучам-стрелам оплодотворять землю, он может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим.
Ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря–океяна, либо летящего на воздушном корабле над Землёй (плывущего на ладье по синим Хлябям Небесным), он держит в руках копье и трубит в рог. Согласно другому описанию, Стрибог изображается в облике Разящего Лучника, держащего в руках лук со стрелами. Вот одно из описаний Стрибога:

«Стрибог – Бог грозный, над полями битв реющий, копьём разящий. В смерчах и ураганах – битвах воздушных – ярится Стрибог, вержет наземь дивей облачных, стрит — разит инших остриём копейным на Световидов Крест – на все четыре стороны Света. И Стезями Вещего Бога – спиралями Небесных зарений – восходит незримо во Свет, что сего Света светлей…»

Во Вселенной Стрибог – Космический Ветер, Дуновение Изначального, олицетворение Дыхания Всебога Рода, Вечной Пульсации Миров. Выдох Рода – рождение бесчисленных Вселенных, Его Вдох – Великое Возвращение всего сущего к Истоку Бытия.
Стрибожьи ветры, дующие в Поднебесной, суть земное отображение Вселенского Дыхания Рода.
В Глубиной Книге сказано:

«Оттого зачались Буйны Ветрушки – От Самого-то от Дыхания Родова… Дыхания Вечности гул в песнях ветров услышь, Древнюю Веду Древних Богов прочти – узри Вещим Оком, Мудрости Вышней отверстым. И вмиг Дуновеньем незримым сметёт Старый Бог с пробуждающейся души твоей всё наносное, всё иншее – всю маяту слепую, невежества твоего мёртвые пелены»

Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег» что означает «старший», «дядя по отцу». Другие исследователи объясняют происхождение имя Бога от иранского stri-boga «Возвышенный Бог» или индоевропейского «Отец-Бог».
Стрибог, Стрибо, Стриба — Бог-Отец, Старый Бог, дед ветров (соотносимый с Рудрой) является верховным царем ветров. Его почитали и как истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений. Стрибог — посредник между Вышним и Нижним мирами… Его упоминали и почитали вместе с Даждьбогом.
Ветер, как дождь и солнце считались важнейшими для земледельца потому и почитали Стрибога земледельцы. Мореплаватели так же молили Стрибога, чтобы он дал «ветра в парус». Не удивительно, что идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русов, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

Символ Стрибога

Данный символ помогал людям оберегать свои жилища и поля от непогоды. Морякам и рыбакам даровал спокойную водную гладь. Мельники строили ветряки, напоминающие знак Стрибога, дабы мельницы не стояли.
В году выделяют четыре дня, посвящённых Стрибогу особливо:
1)Стрибог Вешний – в апреле, когда начинают дуть тёплые ветры;
2)Стрибог Летний или Ветрогон – в августе, когда ветры приносят первые вести о грядущей осени;
3)Стрибог Осенний или Листобой – в сентябре, когда ветры приносят осенние холода;
4)Стрибог Зимний или Весновей – в феврале, когда ветры приносят первые вести о грядущей весне.
В «Слове о полку Игореве» ветры названы Стрибожьими внуками:

«Вот Стрибожьи вылетели внуки —
Зашумели ветры у реки,
И взметнули вражеские луки
Тучу стрел на русские полки»

У Могучего Стрибога есть дети — четыре Ветра четырёх Сторон Света:
Посвист-Хладовей – ледянящий души Серверный Ветер, в черных одеждах;
Догода-Тепловей (Погода) – тёплый Южный Ветер, облаченный в красные одежды;
Сумрачный Западный Ветер – посланец Смерти, одетый в белые одежды;
Светлокрылый Восточный Ветер – вестник Рассвета, в зеленых одеждах.
От сих четырёх сынов Стрибога народились все остальные ветры – Стрибожьи внуки.

Сиверко (Северный ветер) — несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Восточный ветер — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Ураган – воплощение Гнева Могучего Бога (Стрибога в Его Карающем Проявлении), наводящего ужас и страх на всех тех, кто живёт не по Прави;
Эти ветра выпускали из своих открытых ртов вихри, вьюги и метели. В других сказаниях ветры трубят в огромные рога, выдувая бури и шторма.
Вот такие дети и внуки у Стрибога.
На все четыре Стороны – на все четыре Ветра – Белый Свет окрест расстилается, путями-дорогами сопрядается, дивами дивными полнится. Как от Алатыря-Камня четыре Стези расходятся – от Рода Самого четыре Сословия ведутся:
1) Оратайское – Сословие землепашцев – честных тружеников (Стихия – Земля);
2) Купеческое – Сословие людей, честный торг ведущих (Стихия – Вода);
3) Ратайское – Сословие воинов хоробрых (Стихия – Огонь);
4) Волховское – Сословие людей, Богам Родным паче маяты мирской преданных (Стихия – Воздух).
И ждут честны оратаи Даров Стрибожьих – ветров, тепло и влагу животворящую приносящих.
И ждут сметливые купцы Даров Стрибожьих – ветров, надувающих паруса их ладей быстроходных.
И ждут хоробрые воины Даров Стрибожьих – ветров, распаляющих пламя сторожевых костров.
И ждут Мудрые волхвы Даров Стрибожьих – Ветров Тайных, возносящих их помыслы выше птиц летучих и туч идучих, – Ветров, летящих незримо сквозь пространство и время – за Кромку этого Мира, за виднокрай, куда проникает один лишь взгляд Ока Мудрости Вещего Бога, в рассветающую Самосиянным Светом Всебога Рода дальнюю даль…
По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перуном повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу — в борьбе с Месяцем.
Во многих источниках упоминается Стрибог:

«И славили мы… Перуна и Стрибога, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле».
«Книга Велеса», Род 1, 2:7

«…Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи».
«Книга велеса», Трели IV, 5:3

«Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы».
«Слово о полку Игореве»

«Живет Стратим-птица на Окиане-море,
Стратим-птица вострепенится,
Окиян-море восколыхнется,
Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными».
«Голубиная книга» Стрибог

Даже в XIX веке на Дону мельники призывали Стрибога, которого они называли Стрыбом. Старикам помогали дети такой песней:
«Повей, Стрыбу, нам из неба,
Треба нам на завтра хлеба!»
Проходило совсем немного времени - налетал ветер, начинали вращаться крылья ветряной мельницы, а вслед за ними и жернова, перемалывающие зерна в муку.
Есть ветры земные – токи воздуха в пространстве, и есть ветры иные – токи Силы в тонком теле человека, струящиеся втайне под покровами нашей плоти, раскручивающие ветряные колёса, кои расположены вдоль оста (позвоночника) человека.
И как ветры земные доносят до Богов рекомые нами славы и воскладаемые на Огонь требы, так ветры иные доносят до Богов наши внутренние требы, приносимые нами на сокровенном внутреннем Огне.

Заповеди Родных Богов.
Заповеди Стрибога.

1.Одухотворенный Семейный Союз, да освященный всеми стихиями и Богами Небесными.
2.Мужчина, не имеющий детей, не исполняет долга перед Родом своим и Расой Великой, ибо чада его есть продолжение Рода древнего его
3.Да не погаснет огонь сердец и очагов ваших ежели жить будете по Совести своей, а не по наущению чужеродному.
4.Да не оскверните вы тленом Святу землю ваших Предков, коя полита потом и кровью дедов ваших.
5.Облегчайте уход близким вашим через кроды великие и лоды просторные, дабы могли Души близких ваших с дымом кродным подняться во Сваргу Пречистую к Предкам вашим.
6.Почитайте память Предков своих жертвоприношениями бескровными, ибо что пожертвуете вы им, то и возымеют они.
7.Не губите Души своя, стремясь за благами земными, ибо все блага Мира Яви не создадут мельчайшего блага Мира Прави.
8.Не выполнение Заповедей многих лишает человека помощи Богов и Предков его, ибо только тем, кто соблюдает заповеди и два Великих Принципа помогают Боги.
9.Завершайте все споры меж Родами вашими братским миром, а победы над ворогом -победным пиром.
10.До создания союза семейного, пусть сердце ваше всегда будет покорно родительской воле, ибо жизнь без родительского благословления — хуже неволи.
11.Не ходите, люди Родов Расы Великой, супротив чистой Совести своей, и древних законов Родов ваших, ибо на окольных путях жизни вашей, нет покоя для Души вашей.
12.Берегите, люди Расы Великой родителей своих и старцев Родов ваших. Ибо нет никого роднее и мудрее для вас, чем родители и старцы Родов ваших.
13.Не сотворяйте, люди Родов Расы Великой, вольный ветер в головах своих, громовые тучи в речах своих, и грозовую бурю в сердцах своих.
14.Помните, люди Родов Расы Великой, что богатство и процветание Родов ваших изначально заключено в малых чадах ваших, коих вам надлежит воспитать в любви, благости и трудолюбии.
15.Ведайте, люди Родов Расы Великой, что смысл жизни и процветание Родов ваших покоится на четырех древних основах, кои есть: Вера, Совесть, Любовь и Воля.
16.Созидайте, люди Родов Расы Великой, по велению сердца своего, ибо сердце ваше неиссякаемый источник вдохновения и Божественной силы.

И конечно же о Стрибоге рассказывались легенды. Вот одна из них:

Hа Свистун-горе.
Однажды ночью налетел на деревню бурный ветер с восточной стороны, крыши с домов снес, хлеба желтеющие побил, мельницу порушил ветряную. Утром подсчитали мужики убыток, почесали затылки, покряхтели… Делать нечего - надо урон восполнять. Засучили рукава - и за работу. А один - шорник Вавила, он по части упряжи большой был мастак, - до того обиделся на ветер, что решил найти на него управу. И нигде иначе, как у верховного владыки всех ветров.
В тот же день выковал Вавила у кузница башмаки железные, вырезал клюку дубовую - от зверей отбиваться, положил в котомку нехитрую снедь и пустился в путь-дорогу. Старик-мелыник (все они, мельники, говорят, колдуны!) подсказал ему, где искать Стрибога: за горами, за долами, на Свистун-горе.
Целый год шел Вавила уж и башмаки железные поизносил! - пока не изошел на Свистун-гору. Видит, сидит на камне седой крылатый старец-исполин, дует в рог золоченый, а над головой старца орел парит. Вот он, Стрибог!
Поклонился Вавила в ноги Стибогу, о своей беде поведал.
Выслушал Бог, брови нахмурил и трижды протрубил в рог. Тотчас предстал пред ним крылатый великан в зеленых одеждах и с гуслями в руках.
- А ну-ка повтори свою жалобу на ветра Восточного! - приказал Стрибог Вавиле.
Тот все повторил слово в слово.
- Что скажешь? Чем оправдаешься? - гpoзнo поглядел Верховный Бог на бесчинника.
- Разве я учил тебя деревни разорять? Ответствуй, буян!
- Вина моя невелика, о Стрибоже, - молвил тот. - Рассуди сам. В других деревнях меня и в песнях славят, и Ветром-Ветрилою, и Ветром Вегровичем величают, кашку и блины выставляют мне на крыши, бросают с мельницы горстями муку, дабы я крылья мельничные вздымал. А в их деревне, — он указал перстом на Вавилу, — и плют встречь меня, и злые наговоры по мне пускают, портя людей и скотину, а народ клянет меня, безвинного, на чем свет стоит: дескать, это я нанес ветром хворь-поветрие. Рыбаки там, на воде свистят по ветер и накликают бурю. Долго терпел я всяческие обиды, но наконец, терпенье мое лопнуло, когда разорили юнцы муравейник, палками его разметали по ветру, а вечером принялись старый веник жечь да искрами на ветру любоваться. А ведь этакое бесчинство старыми людьми от веку заповедано. И я не вынес обиды… Прости меня, Стрибог!
Помолчал, поразмыслил крылатый старец-исполин, да и говорит:
- Слышал, человече? Ступай назад, перескажи ответ Восточного ветра своим неразумным собратьям. Впрочем, нет: ноги в долгом пути собьешь, вон, башмаки то железные уж продырявил. Сей же час обидчик вашей деревни отнесет тебя в родные края. Надеюсь, впредь вы с ним поладите. Прощай!
…На восходе солнечном косари в Ярилиной долине увидали диво дивное: мужик по небу летит! Пригляделись - да ведь это шорник Вавила к ним спускается, словно бы на невидимом ковре-самолете!
Стал Вавила на траву, поклонился в пояс кому-то незримому, а потом рассказал мужикам о своем хождении к Свистун-горе и о справедливом Стрибоге.
С той поры в деревне все крыши целы, хлеба ветром не сбиваемы, а мельница мелет исправно. И такой почет ветрам, как здесь, вряд ли где еще оказывается!

Стрибог - в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна.

Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус». У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:

Посвист - старший ветер, считается богом бури;

Подага - жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;

Погода - теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;

Южный ветер - имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;

Западный ветер - немного суховат, бывает сердит, но большей частью добрый; Сиверко(Северный ветер) - несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;

Восточный ветер - как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный; Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.

Древние русы почитали бога ветров - Стрибога не менее иных Сварожичей. Русы в глубокой древности покорили морскую стихию. Русы придумали лодку, руль, якорь и парус. Будучи моряками, русы, конечно, почитали Стрибога, который, обратившись в птицу Стратим, может вызвать или укротить бурю.

Главные храмы Стрибогу находились на морских островах, близ устьев рек, где часто останавливались купеческие корабли (например, на острове Березань близ устья Днепра). К нему перед выходом в открытое море подходили корабли русев, и купцы приносили Стрибогу богатые дары.

По преданию, Стрибог ярился по земле ветрами, а также вместе с Перунам повелевал громами и молниями. Он вместе со Сварогом и Сварожичами победил Черного Змея. Он помогал Перуну в его борьбе со Скипером-зверем, а Хорсу - в борьбе с Месяцем.

И славили мы... Перуна и Стрибогя, которые громами и молниями повелевают. А Стрибог также ветрами ярится по земле.

«Книга Велеса», Род 1, 2:7

Стрибы свищут в степях, и бури гудят до полуночи.

«Книга велеса», Трели IV, 5:3

Се ветри, Стрибожи внуци, веют съ моря стрелами на храбрые плъкы Игоревы.

«Слово о полку Игореве»

Живет Стратим-птица на Окиане-море,

Стратим-птица вострепенится,

Окиан-море восколыхнется,

Топит она корабли гостиные со товарами драгоценными.

«Голубиная книга» «На востоке, не в восточной стороне, есть Окиан-море, на том Окиане-море лежит колода дубовая, на той на колоде, на той на дубовой, сидит Страх-Рах. Я тому Страху-Раху покорюсь и помолюсь: « Создай мне, Страх-Рах, семьдесят семь ветров, семьдесят семь вихорев; ветер полуденный, ветер полуночный, ветер суходушный, которые леса сушили, крошили темные леса, зеленые травы, быстрые реки; итак бы сушилась, крушилась обо мне (имя рек) раба...»

Стрибог — один из верховных славянских богов. Значение этого бога для современных исследователей остаётся загадкой. Несмотря на то, что Стрибог был явно очень почитаем в Древней Руси, до сих пор достоверно не выяснено, чему покровительствовал или чем заведовал данный бог. Долгое время Стрибога считали богом ветров , однако в последнее время эта версия постепенно уходит в прошлое. Богом ветров Стрибога посчитали из-за упоминания в «Слове о Полку Игореве», где говорится: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы». На самом же деле, в этой фразе не указано, что Стрибог является богом ветров, а только то, что ветры являются его внуками. Скорее всего, и к этому склоняется большинство современных исследователей, Стрибог был богом неба, старшим богом.

Помимо того, что Стрибог может являться богом неба, некоторые историки-славянисты также склоняются к версии, что Стрибог — это не отдельный бог, а лишь эпитет бога неба, который указывает на старость и старшинство верховного божества (др.сл. стрый — старый ). Эпитетом какого именно бога является имя «Стрибог», остаётся только гадать. Вполне возможно им мог быть или . Стоит отметить, что идол Стрибога был поставлен Владимиром Красно Солнышко в числе самых почитаемых, однако ни Рода, ни Сварога среди них не было: «Начал княжить Владимир в Киеве единолично. И поставил идолы на холме вне двора теремного: Перуна деревянного, а глава его серебряна, а ус злат, и Хорса, и Дажьбога, и Стрибога, и Семаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили сыновей своих и дочерей, и молились». Вполне можно предположить, что Стрибог и был Сварогом или Родом, и ставить им отельные идолы просто не имело смысла. Отождествлял Стрибога с Родом и Сварогом и знаменитый учёный, историк-славянист Борис Рыбаков.

Какие ещё факты говорят в пользу этой версии? По версии учёного-индоевропеиста Тамаза Валериановича Гамкрелидзе, а также лингвиста Вячеслава Всеволодовича Иванова этимология имени этого бога восходит к индоевропейскому «dievas-pater», что означает — «Небо-Отец». Поначалу может показаться, что dievas-pater и Стрибог — совершенно разные и непохожие друг на друга слова, однако исследователи изучили всю хронологию превращения (предположительную). Судя по этой теории, dievas (небо) заменилось на иранское «baga» или «бог», а pater (отец) заменилось на старославянское «стрый», то есть «старый». Также есть предположения, что имя этого божества произошло от слова «стрег» — «старший по отцу» или просто «старший», а добавление «бог» произошло гораздо позже и только для того, чтобы показать высшее значение этого бога. Без добавления же, в древности его могли называть просто «Стрый». Таким образом получается, что Стрибог — это Отец Небо, Старый бог, Старший Бог, Бог-Отец.

В пользу того, что Стрибог всё-таки мог быть богом ветров, говорит первая часть имени «стри». «Стри» на старославянском означает — воздух, ветер, быстрый, стремительный, быстрый поток воды. От этого слова произошли такие слова, как: стремиться, стремглав, стригнуть, стрекануть, дать стрекача, струя, стрижень (быстрина реки) и другие. От какого же слова произошло имя данного божества — «стрый» (старый) или стри (ветер) — остаётся загадкой.

В связи с тем, что долгое время Стрибога считали богом ветров, до сих пор большинство изображений с этим божеством представляют его исполняющим именно эти функции, хотя, повторюсь, скорее всего, никакого отношения к ветру он не имел, а был именно богом Неба, верховным Божеством, возможно даже вторым именем Сварога или Рода. Настоящими богами ветров считались Посвист — покровитель сильных, холодных ветров, бурь и ураганов; Подага — жаркий ветер; Погода — умеренный, приятный ветер.

Как завязать науз Стрибог «Попутный ветер» (Северная сказка)

Праздник «Стрибог Летний»

Не знаете, как оформить праздник или вечеринку? Большой выбор воздушных шариков вы сможете найти . Гелевые и светящиеся шарики, шары из фольги, фигуры и букеты.

Удобная навигация по статье:

Бог древних славян Стрибог

Стрибог – один из славянских языческих богов, который покровительствовал погоде, ветрам и всему, что как то связано с воздушным пространством. В отличие от Перуна и других божеств этому богу было посвящено целых четыре, а не один, праздничных дня в году.

Место Стрибога в славянском пантеоне богов

Важность Стрибога в языческом пантеоне древних славян была отмечена князем Владимиром, который, пытаясь сплотить народ верой в одних и тех же богов, установил идол Стрибога на главном Киевском капище. Немногие дошедшие до нас летописные сведения и фольклор говорят, что у этого божества были и другие имена. Чаще всего, его называли Ветрыла, а также Стриба и Стрый, что подчёркивало его прямое отношение к воздушной стихии.

Больше того, Стрибог заведовал не только ветрами, но также и птицами, воздушными духами и даже опереньем стрел, направляя их точно на врагов. А ещё древние славяне верили, что это божество способно влиять на погодные условия в гораздо больших масштабах, чем даже громовержец Перун.

Из всего вышеописанного можно предположить, что в первую очередь Ветрыла пользовался почётом среди тех язычников, деятельность которых была связана с ветром. В это число входили как земледельцы, ожидающие каждое лето урожайных проливных дождей, так и рыбаки для которых отсутствие ветра было равносильно смерти в море. Сюда же можно записать и купцов от скорости кораблей которых зависела прибыль и которые почитали Стрыя, поднося ему регулярно жертвы.

Словесное изображение Стрибога

Изображался Стрибог в виде уставшего, но сильного бородатого деда. В его руках был большой лук, сделанный из золота, а вся его одежда была лазурного цвета и отдавала лёгким свечением. Современные исследователи языческого периода Руси выделяют две самостоятельных легенды появления этого бога.

Так, согласно первой – Стрибог явился из снопа искр, которые были высечены из наковальни великого бога Сварога. Вторая версия рассказывает о том, что Стрый был рождён из дыхания верховного бога Рода.

Легенды о боге Стрибоге

Из тех же легенд известно, что бог ветра и воздуха имел двух братьев – Семаргла и Даждьбога, которые были не менее почитаемыми божественными сущностями. Необходимо отметить, что как и Перун, Стрый являлся для язычников очень воинственным богом. Вместе со Сварогом и Семарглом ему удалось одолеть Чернобога, после чего он вместе с Перуном выходил войной на Скипера и помогал Хорсу в его сражении с Месяцем. Стрибог не пропускал ни одного военного божественного конфликта.

Не отличаясь особым красноречием, сам он выходил на связь с остальными божествами лишь тогда, когда этого хотел или когда знал, что им требуется его помощь. Древние славяне верили, что Стрый отличается очень крутым нравом. Он имеет в своём распоряжении воздушное войско, которое готово поддержать бога по первому приказу даже в самой страшной битве.

Были у Стрибога и негативные стороны. Именно его люди часто винили в потере материальных благ, называя Развеивателем богатства. Язычники считали, что по велению этого бога деньги могут уйти мимо рук, оставив человека нищим на дороге жизни. Естественно, подобные действия Стрыя, чаще всего, были мотивированы и выступали в качестве наказания людям за то, что они не живут по совести.

Приписывали этому божеству и Розу Ветров. Символы Стрибога считаются до сих пор сильным оберегом, который принято дарить морякам и людям, связанным с земледелием. В древние времена эти символы вышивались на славянской одежде. Также, ремесленники изготавливали амулеты, кулоны и украшения из серебра – драгоценного металла, ассоциирующегося с богом ветра.

Символы и атрибуты славянского бога Стрибога

Посвящённый Стрибогу праздник отмечался на языческой Руси не один раз в году, а четырежды. Первым праздновали так называемое Зимнее Стрибожье, которое приходилось на двадцать первое февраля, когда зимние холодные ветра сменялись тёплыми весенними. Весеннее или же Внешнее Стрибожье наступало пятого апреля, когда внуки этого бога приносили людям летнее тепло, снимая жар грозами. Историки утверждают, что летний день Стрибога приходился на четырнадцатое июля, но отмечали его в самом начале августа (восьмого числа). И, наконец, осеннее Стрибожье наступало двадцатого сентября и, скорее всего, приходилось на первые заморозки.

На праздник, почитающие бога люди выходили в поле. Считалось, что чем ветренее погода, тем ближе в этот день божество к людям. Язычники просили послать им ветра, которые будут способствовать богатому урожаю. Также, в летописях встречаются упоминания о том, что люди пускали жертву по ветру.

Чаще всего, в качестве жертвы выступало зерно, мука или яркие цветные ленты. В общем, всё то, что мог подхватить и унести ветер. Иногда такая жертва заменялась хлебом или кашей. Стоит отметить, что в эти дни подношения ставили не только самому Стрибогу, но и его детям и внукам, которые были в подчинении у этого бога.

Таблица: язычество древних славян. Место Стрибога в языческом пантеоне.

В продолжение темы:
Китайские

ВведениеПонятие об эндокринной системеПонятие о гормонах и их значение в организмеПонятие о клетках мишенях и рецепторах к гормонамОдиночные гормонопродуцирующие клетки...

Новые статьи
/
Популярные