Зарплаты врачей в россии. Медики остались без обещанного повышения зарплат Когда повысят зарплату медикам в году

Здравоохранение является крупнейшей отраслью бюджетной сферы. Для сохранения здоровой нации правительство просто обязано вкладывать денежные средства в развитие отечественной медицины и, конечно же, стимулировать медиков путем повышения их окладов.

Являясь сотрудниками бюджетной сферы, медики надеются на ежегодное повышение собственных заработных плат. Однако тяжелая экономическая ситуация заставила правительство пересмотреть процесс индексации бюджетных окладов, из-за чего в 2016 году медики могут остаться без повышения.

Повысится ли зарплата медиков в 2016 году?

В 2012 году Владимир Путин подписал указ о повышении окладов до уровня среднего заработка по стране. Согласно этому указу, доходы бюджетников, включая медицинских работников, должны были ежегодно увеличиваться. Однако сейчас правительство предупреждает, что в 2016 году рост доходов сотрудников бюджетных сфер может быть приостановлен.

Пересмотр плановых мероприятий, повышающих зарплату бюджетников, которые были приняты в 2012 году, объясняется нестабильным экономическим положением России. После введенных в 2012 году поправок заработные платы медицинских работников действительно увеличились, однако в настоящий момент правительство не может выполнить данное обещание по причине отсутствия денежных средств. Соответственно, в 2016 году оклад медиков увеличиваться не будет.

Финансирование системы здравоохранения в 2016 году

Планируя на 2016 год, правительство намеревается выделить на развитие системы здравоохранения 332,129 миллиардов рублей, что на 16% или 62 миллиарда меньше, чем в 2015 году. Изначально эта сумма была меньше еще на 21%, однако повышение произошло за счет передачи трансфертов из Федерального Фонда обязательного медицинского страхования.

Учитывая недостаточность финансирования, планируется, что затраты на программу развития службы скорой помощи будут снижены на 66%, затраты на управление развитием здравоохранения уменьшатся на 55%, а финансирование сферы профилактики заболеваний и развития первичной помощи снизится на 42%.

Таким образом, правительство планирует уменьшить бюджетные расходы, повысив тем самым благосостояние страны. И в целях дополнительной экономии зарплаты медиков в 2016 году повышаться не будут.

Начавшаяся в 2011 году Программа модернизации здравоохранения, имела целью, в том числе, повысить заработок медицинских работников до 200% от среднего по соответствующему региону. Для этого было введено понятие «стимулирующие выплаты медработникам».

Кому положены стимулирующие выплаты в 2019 году

Указанная выше программа принципиально изменила систему начисления заработной платы как врачам, так и медсёстрам.

Однако под ее действие попали далеко не все работники здравоохранения.

  1. Не положены стимулирующие:
    Администрации предприятия. Заведующие могут стать исключением из правила, если занимаются медицинской практикой.
  2. Медикам, попадающим под действие программы «Здоровье», а конкретнее:
    занимающимся оказанием помощи при родах, во время ухода за младенцами;
    педиатрам, участковым терапевтам, семейным врачам, младшему персоналу, работающему с ними в тандеме.
  3. Специалистам, оказывающим высокотехнологичную помощь.

Выплата стимулирующих медикам должна способствовать активизации их деятельности, повышению уровня обслуживания населения. Больше денег тому, кто лучше помогает людям!

Стимулирующие выплаты начисляются только тем работникам, которые имеют сертификат установленного образца по основной рабочей специальности.

Документальная база Программы

Федеральное законодательство в целом регулирует оплату труда бюджетников, в том числе и медработников.

В ст. 129 ТК РФ указаны следующие виды начислений:

  • основные, иначе именуемые базовыми;
  • компенсации, зависящие от специфики региона;
  • стимулирующие;
  • социальные.


Первая, основная часть выплачивается обязательно всем без исключения. Вторым пунктом обозначены начисления, зависящие от конкретных условий работы. Они различаются по регионам. Стимулирующие выплаты медикам, интересующие нас, насчитываются исходя из оценки эффективности работы врачей и медсестер.

Базовым нормативно-правовым актом, на который опирается администрация медучреждения, является Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (далее - Положение).

В этой бумаге сказано, что все части дохода, кроме стимулирующей, тружеников медицины строго регламентируется центральными и региональными законодательными актами. А вот стимулирующие отдаются на откуп медучреждению.

Администрация предприятия обязана издать документ, регламентирующий стимулирующие выплаты труженикам здравоохранения, затем, ознакомить тружеников с его содержанием!

Где разрабатываются критерии поощрения

На основании п. 6 указанного выше постановления Минздравсоцразвития разработаны и направлены во все учреждения рекомендации, обязательные к исполнению при разработке внутренних документов. Руководствуясь этой бумагой, каждая организация утверждает собственное Положение о стимулирующих выплатах медицинским работникам.

Поинтересуйтесь у администрации медучреждения содержанием вышеуказанного документа, для того чтобы понимать, как именно производятся начисления.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Контроль профсоюза

При разработке и утверждении рекомендаций медучреждениям, Правительство РФ советуется с профсоюзами.

Это формат называется трехсторонней комиссией, в которой еще принимают участие работодатели. Заседает она ежегодно, следовательно, рекомендациями снабжает администрации медучреждений тоже раз в год.

А это означает, что Положение о стимуляции труда деньгами тоже должно утверждаться на местах только на указанный период.

В нем отражаются отражены следующие моменты:

  • источники финансирования, из которых станут выплачивать стимулирующие (создается специальный фонд на предприятии);
  • категории специалистов, подпадающих под действие Положения;
  • конкретная схема начисления с разделением на финансирование из: средство обязательного страхования и денег, полученных от предпринимательской деятельности;
  • критерии эффективности труда медиков.

Нюансы начислений

Приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении перечня видов выплат стимулирующего характера…» содержит ряд конкретных факторов, подлежащих поощрению, а именно:

  • продолжительность и непрерывность стажа;
  • итоги работы;
  • достижения, связанные с напряженностью деятельности;
  • качество труда.

Первые два критерия обычно понимаются однозначно, они являются количественными показателями. А вот, чтобы оценить уровень эффективности, качества, напряженности и результативности, пришлось создать специальную методику. Министерство здравоохранения приказом от 28.06.2013 № 421 предложило региональным ведомствам перечень показателей эффективности, которые следует учитывать при решении вопросов стимулирования, описанных в Методических рекомендациях.


Согласно указанному документу, факторами, характеризующими эффективность труда медиков, являются:

  • сколько недугов по своему профилю доктор выявил на ранней и запущенной стадии;
  • как много неправильных диагнозов он допустил;
  • были ли случаи несвоевременности госпитализации;
  • сколько выявлено осложнений после операций (иных манипуляций с телом);
  • жалобы и нарекания клиентов;
  • ошибки и неточности в ведении документов;
  • антисанитария;
  • прочее.

Осуществляет оценку эффективности специально созданная в организации комиссия. Ежемесячно этот орган издает специальный экспертный оценочный Акт, являющийся основанием для приказа о стимулирующих.

Вышеназванные критерии необходимо описать в Положении об оплате труда предприятия. Министерство здравоохранения региона обязано установить своим документом минимальную величину каждого из перечисленных факторов.

Если по окончании года выяснится, что у больницы образовались неиспользованные средства в рамках Программы, их можно выплатить медикам (годовая премия).

Как отражается совмещение и замещение на размере стимулирующих

Медработникам часто приходится трудиться за отсутствующего априори или временно товарища. Это далеко не всегда приводит к повышению зарплаты.

Совместителям стимулирующие начислят только в том случае, если их дополнительные обязанности оформлены должным образом, то есть трудовым договором. Врачам, которые заменяют своих коллег-отпускников, тоже могут доплатить. Но и подобный вид совмещения следует оформлять дополнительным соглашением.

Совмещение должностей в рамках основного договора не подлежит дополнительному стимулированию.

Лишение стимулирующих


Кому платить, а когда отказать, решает руководитель организации. Законом обязательность начисления стимулирующих медикам не закреплена , что предполагает гипотетическую вероятность лишения этой части зарплаты.

Для этого необходимо серьезное основание, например, минусы по всем вышеперечисленным критериям (ничего врач не делал) или грубое нарушение трудовой дисциплины.

Если столкнулись с отказом в начислении какой-либо части заработной платы, требуйте приказ руководства, на основании которого действовал бухгалтер. В этой бумаге ищите основания. Только после их изучения стоит принимать решение о подаче жалобы.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В связи с работой по исполнению так называемых, Майских указов Президента РФ (от 2012) в 2017 году произошло серьезное перераспределение финансирования частей, из которых состоят зарплаты медиков. Наблюдается снижение стимулирующих медикам по всей России.

Уменьшение размера поощрительных выплат происходит двумя способами.

В первом случае, ссылаясь на необходимость выполнения федерального законодательства, увеличивали базовую часть оклада. При этом некоторые виды стимулирующих урезали или вовсе отменяли.

Во втором случае сокращали выплаты, которые не регулируются государственными нормативными актами. В основном это коснулось поощрений за качество и интенсивность работ.

С конца 2018 г. изменился порядок расчетов и размер страховых взносов на ОМС неработающего населения, в том числе, в части возрастания стоимости медуслуг. Увеличение таких показателей должно повлечь и соответствующее возрастание оплаты труда медработников, рассчитываемой, исходя из числа обслуживаемых граждан с данным видом ОМС. Однако изменится ли реально оплата труда медработников или эта очередная рокировка в рамках бюджета ФФОМС - покажет лишь практика.

В 2019 г. продолжится перераспределение денежных средств с целью выравнивания показателей оплаты труда бюджетников. Оплата труда медработников должна приводиться в соответствии со средней зарплатой в целом по региону.

Запланированное для младшего медперсонала повышение на 4,3% в 2019 г., на 3,8 в 2020-м и на 3,4% в 2021 г. фактически индексирует оплату труда на уровень инфляции.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию. Подписывайтесь на наши обновления!

Что делать при отмене стимулирующих выплат

27 января 2017, 11:39 Мар 3, 2019 13:50

Расходы на зарплаты педагогов, врачей и соцработников в бюджете снизятся на 34 млрд руб. Благодаря статистическим ухищрениям с расчетом средней зарплаты по стране это не нарушит майских указов президента

Недорост зарплат

Изменение правил расчета средней зарплаты в регионах позволило правительству в 2016 году уменьшить ассигнования на оплату труда педагогических, медицинских и социальных работников на общую сумму 34,2 млрд руб., следует из пояснительной записки к проекту федерального бюджета на 2016 год (есть у РБК). Майские указы, требующие повысить зарплаты бюджетников, при этом не будут формально нарушены.

Как уже писал РБК, правительство в сентябре утвердило постановление о «совершенствовании статистического учета», согласно которому понятие среднемесячной зарплаты в том или ином регионе заменено понятием среднемесячного дохода от трудовой деятельности. «В отличие от старого показателя, который рассчитывался только по кругу наемных работников организаций, новый показатель охватывает весь круг лиц, работающих по найму», — отмечается в документе. В результате уровень средней зарплаты в регионах России снизится.

Благодаря постановлению бюджетные ассигнования на зарплаты педагогических работников федеральных учреждений будут сокращены на 24,1 млрд руб., на зарплаты медработников — на 9,218 млрд руб., и еще 919 млн руб. правительство сэкономит на повышении оплаты труда другим работникам соцсферы (по сравнению с параметрами, пред​​усмотренными в законе о бюджете на 2015 год, где были показатели на плановый период 2016-2017 годов).

«Это распоряжение правительства — путь к «бумажному» выполнению майских указов без реального повышения зарплат врачей и учителей», — пояснял в сентябре федеральный чиновник.

Один из программных майских указов президента 2012 года требует повышения зарплат работникам соцсферы, но не в абсолютных величинах, а в привязке к уровню средней зарплаты. К 2018 году зарплаты врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должны вырасти до 200% от средней зарплаты в регионе, а зарплаты соцработников, медсестер, школьных учителей и некоторых других категорий должны быть доведены до 100% от этой величины. Владимир Путин не раз повторял, что майские указы пересмотру не подлежат: без оглядки на кризис и прочие обстоятельства намеченные цели должны быть достигнуты.​

Скорая помощь: минус 66%

В целом на программу «Развитие здравоохранения» в 2016 году будет выделено 332,129 млрд руб., что на 16% ниже, чем в 2015 году (уменьшение составит 62,6 млрд руб.). Ранее, правда, планировалось еще более серьезное сокращение финансирования: по сравнению с планами, заложенными в закон о бюджете-2015, финансирование программы удалось увеличить на 21,7%, но в основном благодаря передаче трансфертов из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Одновременно по некоторым направлениям расходы уменьшились по сравнению с планом, ​​больше всего — финансирование подпрограммы развития скорой помощи (на 66%), управления развитием отрасли (на 55%), профилактики заболеваний и развития первичной помощи (на 42%).

Расходы на программу «Развитие образования» в 2016 году снизятся и по сравнению с прошлым годом, и по сравнению с плановыми показателями трехлетнего бюджета — там предполагалось небольшое повышение к прошлому году, но из новых параметров следует снижение на 9,1%, до 403,994 млрд руб. На изменение расходов, как отмечается в пояснительной записке, повлияло уменьшение ассигнований на подпрограмму дошкольного образования на 31,6 млрд руб. и подпрограмму профессионального образования на 3,454 млрд руб.

Объем бюджетных ассигнований по разделу «Социальная политика» в 2016 году по сравнению с 2015-м вырастет на 223,155 млрд руб., в том числе за счет увеличения межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда на 198,7 млрд руб., а также выплаты пенсий бывшим военным в объеме 23,1 млрд руб.

Зарплата медиков в 2016 году: последние новости, увы, неутешительные. Кризисные события в экономике страны и мира в текущем году привели к тому, что проект бюджета на следующий год вынесен с уменьшенными расходами на оплату труда работников медицины.

В 2012 году Президентом был подписан указ, согласно которому к 2018 году зарплата врачей должна равняться двум средним зарплатам по региону, а зарплата среднего персонала – одному среднему заработку края или области. В 2015 году этого уровня достигнуть не удалось. Повышения зарплаты медиков в 2015 году не произошло. Не будет его и в 2016 году.

Зарплата медиков в 2016 году уменьшиться не должна, однако, фонд оплаты труда в учреждениях медицины снизится. Это будет достигнуто путем сокращения штатов, снижения количества рабочих часов у «сдельщиков» и прочими легальными способами не платить зарплату.

Майские указы не нарушены

Снижение зарплаты медиков в 2016 году не противоречит майским указам 2012 года. Дело в том, что раньше средний заработок по региону рассчитывался только по так называемым белым зарплатам. Теперь же учитываются и «серые» заработки, а также Росстат включает в свои расчеты данные об индивидуальных предпринимателях и трудоустроенных у них работниках. В результате средний доход по региону стал ниже. Таким образом, в бюджете на 2016 год можно не закладывать средства на повышение зарплаты медикам, ведь и без повышения зарплаты она стала ближе к средней по региону.

Ранее во исполнение майских указов предполагалось, что в 2016 году зарплата прирастет к уровню зарплат 2012 года:

  • у врачей – на 157%;
  • у среднего персонала – на 86%;
  • у младшего персонала – на 70%.

До вынесения проекта бюджета на 2016 году планировалось повысить зарплату медикам в 2016 году на 8%, однако уже сейчас ясно, что повышения в следующем году не будет вовсе. Расходы федерального бюджета на зарплату медиков в 2016 году будут меньше, чем в 2015 году, примерно на 9 миллиардов. Окончательно же вопрос повышения зарплаты (или отсутствия такового) закроют региональные власти, которые могут предусмотреть в своих бюджетах средства на повышение заработной платы работников медицины в 2016 году.

Средства, выделяемые из бюджета, на зарплату медикам к 2016 году урежут на 9,218 млрд. руб., о чем стало известно из последних новостей. Общее сокращение расходов на выплату заработной платы врачам, учителям и соцработникам в 2016 году составит 34,2 млрд. руб. По факту это должно противоречить выпущенным в мае 2012 года указам президента. Их суть заключается в повышении заработной платы работникам следующих профессий:

  1. Врачам, преподавателям высших учебных заведений и сотрудникам НИИ. Их зарплата должна была повыситься до 200% по отношению к средней зарплате, существующей в регионе их проживания.
  2. Социальным работникам, медсестрам, учителям школы, и еще некоторым категориям лиц, перечисленным в указе. Оплата их труда должна была вырасти до 100% от имеющихся на тот момент средних доходов работников этих профессий по региону.

Такого значения заработных плат предписывалось достичь к 2018 г. Согласно указаниям президента РФ, на выполнение этих задач не должны повлиять какие-либо неблагоприятные причины вроде наступившего кризиса или других непредвиденных обстоятельств. Президент России не раз упоминал о том, что выпущенные им в мае указы пересматриваться не будут. Как же соотнести это с урезанными бюджетными средствами?

Принята новая система расчета средней заработной платы по регионам

Сэкономить государственный бюджет за счет уменьшения новой зарплаты педагогам и медицинским работникам в 2016 г. стало возможным благодаря новой системе вычисления среднего заработка, принятого в сентябре текущего года. Согласно постановлению правительства новые методы вычисления более эффективны и усовершенствованы. Их смысл заключается в замене формулировки «средняя заработная плата за месяц» на выражение «средний доход от занятий трудовой деятельностью за месяц».

Иными словами, теперь при вычислении среднего заработка работников вышеперечисленных социальных сфер, будет учитываться усредненная заработная плата, начисляемая всем категориям временных сотрудников, работающих по найму в различных организациях, у индивидуальных предпринимателях, а также у физических лиц.

Тогда как раньше Росстат принимал в расчет только средства, расходуемые на оплату труда наемников, работающих в организациях. В результате чего статистические данные не отражали полную картину затрачиваемых средств на оплату труда врачам и учителям, и не выявляли реальное количество служащих, чей труд оплачивался частными компаниями.

Таким образом, формально указы о повышении заработной платы учителям и врачам будут соблюдены, в то время как реальный заработок данных лиц даже понизится. Мысль о том, как достигнуть такого парадоксального результата, могла прийти в голову только чиновникам, привыкшим находить лазейки в законах, и урегулировать все проблемы бумажными методами. На сей раз данной лазейкой послужило то, что предполагаемое повышение указывалось не в конкретных числах, а из соотношения к показателям средней зарплаты.

Конкретные итоги сэкономленных бюджетных средств

В результате, с 1-го января 2016 года заработная плата медикам будет уменьшена. При этом общая сумма средств, выделенных на госпрограмму «Развития здравоохранения» в 2016 г., составит 332,129 млрд. руб. Это на 62,6 млрд. руб. меньше, чем в текущем году. Экономия, полученная из отдельных направлений программы:

  1. Развитие скорой помощи. Здесь была достигнута наибольшая экономия по отношению к общему выделенному бюджету - средства урезали на 66%.
  2. Развитие медицины. Экономия составила 55%.
  3. Профилактические меры по предупреждению заболеваний и оказание первой помощи. Финансирование сокращено на 42%.

Таким образом, удалось сэкономить 16% общих вложений в сферу медицины.

В продолжение темы:
Птицы

О ЧЁМ СТАТЬЯ? Состав быстрорастворимого пюре Для начала давайте рассмотрим состав картофельного пюре быстрого приготовления. Основу быстрорастворимого пюре можно разделить...

Новые статьи
/
Популярные