Главная карточная злодейка из алисы. «Алиса в стране чудес» главные герои

Главные герои повести "Алиса в стране чудес" и их характеристика

  1. Алиса. Очень умная и забавная девочка. Она веселая, честная, добрая, но при этом решительная, иногда даже рисковая.
  2. Белый кролик. Вечно куда-то спешит и торопится и при этом все теряет
  3. Чеширский кот. Философ, который может улыбаться и исчезать в воздухе.
  4. Королева. Червонная дама, всем хочет рубить головы.
  5. Король. Глупый и жестокий.
  6. Герцогиня. Любит подводить под разговоры мораль
  7. Очумелый заяц, Соня, Шляпа, постоянно пью чай и не рады непрошеным гостям.
План пересказа повести "Алиса в стране чудес"
  1. Алиса видит кролика
  2. Алиса проваливается в нору
  3. Алиса находит маленькую дверь
  4. Алиса уменьшается и увеличивается
  5. Алиса плачет
  6. Алиса и птицы
  7. Алиса и кролик
  8. Алиса в домике кролика
  9. Алиса и щенок
  10. Алиса и гусеница
  11. Алиса кусает гриб
  12. Алиса вырастает
  13. Алиса и Голубка
  14. Алиса и Герцогиня
  15. Ребенок-поросенок
  16. Чеширский кот
  17. Алиса в волшебном саду
  18. Игра в крокет
  19. Снова Чеширский кот
  20. Грифон и Деликатес
  21. Подводная школа
  22. Алиса просыпается.
Кратчайшее содержание сказки "Алиса в стране чудес" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Алиса видит белого кролика, спешит за ним и проваливается в нору.
  2. Алиса оказывается в подземелье, то растет, то уменьшается и знакомится с птицами и животными
  3. Алиса вырастает в домике кролика, а потом знакомится с Герцогиней и Чеширским котом
  4. Алиса попадает на крокет к Королеве.
  5. Алиса беседует с Грифоном и Деликатесом
  6. Алиса оказывается суде, но в конце суда просыпается.
Главная мысль сказки "Алиса в стране чудес"
Все в мире относительно и на любой вопрос можно дать самые разные ответы.

Чему учит сказка "Алиса в стране чудес"
Сказка учит тому, что мы постоянно окружены чудесами, что мы живем в чудесном мире, и надо просто уметь эти чудеса замечать. Учит быть любознательными, учит быть добрыми и открытыми, честными и объективными.

Отзыв на сказку "Алиса в стране чудес"
Мне очень сильно понравилась эта сказка. Девочка Алиса оказалась в странном мире, в котором живут сплошные чудаки, которые рассуждают на первый взгляд логично и правильно, но выводы получаются очень странные. Поэтому эта сказка очень смешная. В ней много интересных каламбуров, все оказывается перевернутым с ног на голову, все кажется не реальным. Я с большим удовольствием прочитала эту историю и всем советую прочитать о приключениях Алисы.

Пословицы к сказке "Алиса в стране чудес"
Если бы да кабы, выросли во рту грибы, был бы то совсем не рот, был бы целый огород.
Вздор на вздор подложь, чепухой помножь и выйдет полный ералаш.
Сон как богатство, чем больше спишь, тем больше хочется.
Мало спалось, да много виделось.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Алиса в стране чудес" по главам:
Глава 1.
День начался скучно. Алиса сидела на берегу реки, вместе со старшей сестрой и скучала.
Вдруг она увидела Белого кролика, который пробегал мимо. Кролик стонал, что опаздывает и смотрел на карманные часы.
Алиса бросилась вслед за Кроликом и нырнула в его нору. Нора шла сперва ровно, но потом повернула и Алиса упала, словно бы в очень глубокий колодец.
Алиса летела так долго, что успела сосчитать, сколько километров до центра земли и подумать о том, как следует вести себя в Австралии, если она пролетит землю насквозь.
Она даже уснула пока летела.
Но вот полет окончился и Алиса упала на кучу хвороста, а когда вскочила, снова бросилась в погоню за Белым кроликом.
Но Кролик вдруг исчез, а Алиса оказалась в подземелье, где было много закрытых дверей. Алиса обошла все подземелье и нашла маленький столик, на котором лежал такой же маленький ключик. А за шторкой она нашла маленькую дверь, к которой этот ключик подошел.
Алиса открыла дверь и увидела прекрасный сад. Оставалось только решить, как ей уменьшиться.
Вдруг на столике девочка увидела флакон с надписью "Выпей меня" и конечно выпила. Она уменьшилась и радостно побежала к двери в сад. Но она забыла ключ на столике и теперь его было не достать.
Алиса вернулась и увидела пирожок с надписью "Съешь меня". Она откусила кусочек, но ничего не изменилось. Тогда девочка съела весь пирожок.

Глава 2.
Алиса стала быстро расти и даже попрощалась со своими пяточками.
Она взяла ключ, но теперь снова не могла попасть в сад через маленькую дверь
Алиса стала плакать и никак не могла остановиться. А слезы заливали все подземелье и вот уже лужа дошла по щиколоток Алисе.
Тут мимо пробежал белый кролик, который спешил к какой-то Герцогине, и увидев Алису уронил перчатки и веер. Веер Алиса подобрала и стала им обмахиваться.
Она попыталась вспомнить уроки географии, или почитать стихи, но все у нее получалось неправильно.
В это время Алиса заметила, что снова уменьшилась. Она отбросила веер и побежала к двери, но ключ все еще лежал на столике. Алиса поскользнулась и упала в пруд, который образовался из ее слез.
В это время мимо проплывала мышь, к которой Алиса обратилась максимально вежливо: "О мышь!"
Потом Алиса и мышь поговорили о кошках. Алиса очень хотела познакомить мышь со своей кошкой Диной, но поняла, что это бестактно.
Поэтому она стала рассказывать про соседского песика, очень ласкового и милого, который переловил всех крыс, а не только мы..
Мышь хотела убежать, но Алиса уговорила ее остаться, Они вышли на сушу и Мышь стала рассказывать Алисе почему она не любит тех и этих.

Глава 3.
Мышь, Алиса и много других птиц и зверей оказались мокрыми на берегу.
Мышь решила всех высушить с помощью самого сухого школьного предмета - истории, но это не очень помогло.
Дронт предложил устроить кросс по инстанциям. Он нарисовал круг и предложил всем в нем бегать. Звери бегали и толкались, а потом Дронт остановил их и объявил, что соревнования закончились и все победили.
Звери спросили о призах и Дронт объявил, что призы будет вручать Алиса.
Алиса нашла в кармане пакетик конфеток и раздала всем зверям. Но ей самой не хватило и Дронт взял наперсток, который нашелся в кармане Алисы, и торжественно вручил его девочке.
Потом мышь стала рассказывать почему не любит кошек и собак, но обнаружила, что Алиса не слушает ее.
Мышь обиделась и ушла, а Алиса вспомнила кошку Дину, которая могла бы быстро вернуть мышь обратно.
Но только Алиса сказала про кошку, как все птицы разлетелись, да и звери исчезли под разными предлогами.
Алиса снова осталась одна.

Глава 4.
В это время появился Белый кролик, который искал свои перчатки и веер. Он заметил Алису и назвал ее Мэри-Анн, а также отправил к себе домой за перчатками.
Алиса побежала выполнять поручение, удивившись тому, что оказалась на побегушках у кролика. Она подумала, что так еще и Дина начнет ею командовать.
В домике кролика Алиса нашла перчатки и веер, но не удержалась и выпила из пузырька, на котором не было никакой надписи. И она стала расти.
Алиса выросла очень большой, в тысячу раз больше кролика и оказалась пленницей в домике.
Кролик не смог войти в дом через дверь, и попытался залезть в окно, но Алиса хотела его схватить и опрокинула.
Кролик обеспокоился и позвал слуг. Слуги увидели огромную руку Алисы и пришли в ужас. Но кролик требовал от них освободить его дом.
И вот слуги принесли веревки и лестницы, а какой-то Билль полез в дымоход.
Алиса не знала, кто это лезет, но когда он показался из трубы наподдала ему ногой. И Билль вылетел в трубу.
Кролик сказал, что придется сжечь дом, но Алиса пригрозила Динкой. Тогда в дом стали засыпать камешки, а они попав на пол превратились в печенье. Алис торопливо съела одно печенье и снова стала маленькой.
Она выбежала из дома и увидела Билля, тритона, которого утешали морские свинки и прочая мелочь. Они увидели Алису и бросились к ней, но девочка убежала.
Алиса оказалась в настоящем лесу и вдруг встретилась со щенком. Правда щенок был в несколько раз больше Алисы, но все равно очень добрый. Алиса бросила ему палочку и поспешно отступила, решив, что такой щенок может ее случайно задавить.
Девочка поняла, что надо срочно что-то съесть или выпить, чтобы вырасти, но ничего съедобного вокруг не было. Наконец она заметила большой гриб, а на его шляпке гусеницу, которая курила кальян.

Глава 5.
Червяк спросил Алису, кто она такая, но Алиса сама уже не знала, кто она. Она попыталась рассказать, что постоянно то уменьшается, то растет, а ей так хочется быть нормального роста.
Червяк сказал, что она и так нормального роста, как раз с палец, но Алиса сказала, что обычно она все-таки выше.
Тогда червяк посоветовал Алисе не выходить из себя и уполз. На прощанье он крикнул, что откусишь с одной стороны гриба - подрастешь, с другой - уменьшишься.
Алиса не сразу поняла, где у круглого гриба разные стороны, но потом сообразила и отломила по кусочку с противоположных сторон, куда только могли дотянуться ее руки.
Она откусила один кусочек и сразу стала маленькой. Тогда она быстро откусила другой кусочек и стала расти.
Ее голова оказалась на длинной и тонкой шее, а руки терялись где-то внизу - в зеленом море леса.
Девочка хотела наклонить голову к рукам, но тут на нее набросилась голубка, которая обвиняла ее в том, что она змея. И сколько Алиса не доказывала, что она простая девочка, Голубка ей не верила. Тем более, что Алиса призналась, что тоже ела яйца на завтрак. Голубка пришла к выводу, что если девочки едят яйца, то они тоже змеи, просто особой породы.
Наконец Голубка улетела, а Алиса выбралась из леса и стала по очереди откусывать кусочки гриба, пока не стала нормального роста.
Тогда она пошла дальше и увидела маленький домик. Здесь ей пришлось снова кусать гриб, чтобы стать размером с кошку.

Глава 6.
В это время к домику подошел лакей-карась и постучал. Дверь открыл швейцар-головастик. Карась отдал ему пакет от королевы для герцогини и ушел. А Головастик остался стоять на улице. Алиса подошла к дверям и постучала, но Головастик сказал, что стучать бессмысленно, ведь он тоже на улице.
Головастик долго рассуждал о том, сколько он может так стоять, но Алиса не стала его слушать, открыла дверь и вошла. Она оказалась на кухне, где Герцогиня баюкала ребенка, а повариха варила суп.
В комнате было столько перца, что Алиса сразу расчихалась. Не чихали только повариха и чеширский кот, который лежал и улыбался.
Этот кот сильно удивил Алису, но герцогиня сказал, что девочка просто очень мало знает.
Потом Герцогиня отдала младенца Алисе и Алиса вышла на улицу. Младенца она решила взять с собой, чтобы его не укокошили. Но младенец вдруг хрюкнул, потом еще раз и Алиса увидела, что это просто поросенок.
Тут девочка увидела на дереве Чеширского кота. Она спросила его, куда ей идти, а кот ответил, что куда бы она не пошла, куда-нибудь точно придет. Он рассказал Алисе где живет Очумелый заяц и Шляпа. А потом исчез.
Но вскоре кот снова появился и спросил про младенца. Алиса сказала, что младенец превратился в поросенка. Кот ответил, что он так и знал и исчез по частям. Последней исчезла улыбка Чеширского кота, заставив Алису снова удивиться.

Глава 7.
Алиса пришла в гости к Очумелому зайцу и откусила гриб, чтобы немного подрасти.
В доме сидели Заяц и Шляпа и пили чай, а между ними спала Садовая соня.
У Алисы завязалась очень странная беседа с обитателями домика. Она узнала, что говорить то что думаешь и думать, что говоришь - это не одно и то же.
Заяц и Шляпа обсуждали остановившиеся часы и пришли к выводу, что мазать их маслом с крошками было лишним.
И Алиса узнала, что время не проведешь. И потому когда старик Время обиделся на Зайца, он больше к нему не заглядывал. И поэтому в доме всегда 5 часов, а значит время пить чай.
Соня начала рассказывать сказку про мармеладный колодец, но Алиса ее все время перебивала и Соня обиделась.
Алиса тоже обиделась, встала и ушла. Она видела, что Заяц и Шляпа стараются засунуть Соню в чайник, но не вернулась.
Алиса увидела в дереве дверь и вошла в нее.
Она оказалась в том самом подземелье с маленькой дверцей. Но теперь она точно знала что делать. Девочка взяла ключ со столика, откусила гриба, уменьшилась и наконец оказалась в волшебном саду.

Глава 8.
Алиса увидела как карты-садовники красили белые розы в красные. Она просила, зачем они это делают, и карты признались в своей ошибке, они посадили не те розы.
В это время Алиса увидела шествие колоды карт, замыкали которое Червонная королева и Король.
Королева увидела Алису и спросила, кто она. Алиса представилась. Тогда Королева спросила кто они, имея ввиду карты-садовников, которые лежали ниц. Алиса ответила, что не знает. Королева хотела отрубить ей голову, но Алиса дерзко ответила, что это глупости и Королева примолкла.
Она приказала поднять карты и отрубить им головы, потому что увидела перекрашенные розы.
Но Алиса посадила провинившиеся карты в вазу и солдаты не нашли их. Поэтому солдаты доложили королеве, что от преступников и следа не осталось, и все были довольны.
Королева предложила Алисе сыграть в крикет.
По дороге на крикет Алиса разговорилась с Белым кроликом и тот рассказал, что Герцогиню приговорили к казни, потому что она ударила королеву по уху.
Наконец все пришли на поле для крокета. Алиса не сразу научилась управляться с фламинго, которые выступали в роли молоточков, тем боле, что фламинго явно подыгрывали Королеве. Да и ежики постоянно убегали от Алисы.
Тут появилась голова Чеширского кота и Алиса разговорилась с ним. Она жаловалась на королеву и игру, а Королеве не понравился кот, который не хотел целовать ей руки.
Поэтому она приказала отрубить Коту голову.
Но палач был в большом затруднении - ведь у Кота была одна голова, но не было туловища, от которого ее можно было бы отрубить.
Алиса посоветовала обратиться к Герцогине, ведь Кот ее. Но когда привели Герцогиню, Кот исчез.

Глава 9.
Герцогиня разговорилась с Алисой, к каждой фразе подбирая мораль, причем совершенно бессмысленную. Алиса ради вежливости поддерживала разговор.
Так они поспорили о том, что такое горчица - фрукт или минерал, и Герцогиня вывела мораль, что чему быть, того не миновать.
Но тут появилась разъяренная Королева и Герцогиня поспешила исчезнуть.
Игра продолжалась, но поскольку число игроков все уменьшалось, их уводили рубить головы, то вскоре остались только Королева, Король и Алиса.
Королева нашла спящего Грифона и велела тому отвести Алису к Деликатесу. Грифон объявил девочке, что все вокруг комедия и на самом деле никого никто не казнит. Он привел Алису на берег моря, где сидел грустный Деликатес.
Деликатес начал рассказывать про свое детство и подводную школу. Алиса сказала, что тоже учится в школе, которая стоит на поверхности.
Но Деликатес только рассмеялся, ведь в такой школе можно получить только поверхностные знания, а у них в море даже мальков учат глубже.
Деликатес рассказал о пропадавателях и странных уроках в своей школе, которых с каждым днем становилось все меньше, ведь пропадаватели постоянно пропадали.

Глава 10.
Далее Деликатес начал рассказывать про раковую кадриль, в которой кавалерами выступают раки и омары. И это был очень веселый танец, по его уверениям.
Потом Деликатес спросил не видела ли Алиса сардинок и девочка едва не сказала, что видела на тарелке, но вовремя поправилась и сказала, что видела сардинок в банке. Деликатес удивился. Ведь он не знал, чтобы у сардинок водились деньги.
Алиса сказала, что сардинки бывают в масле и что они безголовые. Про масло Деликатес ничего не знал, но в том, что сардинки безголовые, он согласился. Ведь сардинки так увлекались танцами с омарами, что регулярно теряли головы.
Потом Алиса читала стихи и все вместе они пели песенки, но вдруг Грифон схватил Алису за руку и крича "Суд идет" куда-то поволок ее.

Глава 11.
Судили Червонного Валета, который стоял закованный перед королевой и королем.
Судья-король приказал глашатаю прочитать обвинение. Белый кролик прочитал, что Валет обвиняется в том, что он украл пирожки.
Потом стали вызывать свидетелей.
Первым свидетелем был Шляпа. Но он долго рассказывал о том, что делает шляпы на продажу, а Алиса в это время стала расти.
Шляпа продолжал бестолковый рассказ, а морские свинки, которые ему аплодировали были выдворены за пределы помещения суда - просто выброшены в окно.
Наконец Шляпник закончил и быстро исчез, пока ему не отрубили голову.
Потом вызвали Повариху, которая отказалась давать показания и сказала, что пирожки делают из перца.
Соня поправила ее, что из мармелада. И всем хотели отрубить головы.
Но тут король вызвал следующего свидетеля - Алису.

Глава 12.
Алиса торопливо вскочила и опрокинула присяжных, ведь она была такая большая.
Потом она сказала, что ничего не знает об этом деле. Король сказал что это очень важно, но потом поправился, что это совершенно не важно.
И тут он предложил всем, кто ростом больше версты покинуть помещение. Все посмотрели на Алису, но девочка считала, что она меньше версты и осталась.
В это время Белый кролик подал Королю только что найденный документ, стихи без подписи, и Король объявил, что вина Валета доказана.
Алиса возмутилась и потребовала зачитать стихи.В стихах не было никакого смыла и Король решил, что Валет в этом виноват. Но Алиса снова возмутилась и еще немного подросла.
Она стала кричать, что это не суд, а пародия, и что все вокруг просто карты. И тут карты полетели ей прямо в лицо, а Алиса проснулась.
Она сидела на берегу, а сестра смахивала с ее лица сухие листочки. Алиса рассказал сестре свой сон и та весело засмеялась, и отправила Алису пить чай.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Алиса в стране чудес"

Самым необычным и удивительным писателем Англии по праву считается Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес» - прекрасный образец нетривиального подхода к созданию детской сказки. Согласно легенде, книга была написана для дочерей друга Кэрролла, и даже с их помощью. О том, что же рассказывается в этой удивительной книге, и о главных ее персонажах поговорим в этой статье.

«Алиса в стране чудес»: краткое содержание. Кроличья нора

Путешествие Алисы, главной героини книги, начинается очень неожиданно. Лежа на траве в саду она вдруг замечает Белого кролика, который куда-то спешит, постоянно поглядывая на карманные часы, и даже умеет говорить. Девочка решила проследить за необычным зверьком и увидела, как кролик исчез в какой-то норе. Алиса последовала за ним и провалилась в глубокую яму. Падение ее длилось очень долго и окончилось в огромном зале. Отсюда и начинаются приключения Алисы в стране чудес.

Кролика в этой просторной комнате уже не было, зато героиню окружало несколько дверей. На небольшом столике, стоящем в центре зала, лежал маленький золотой ключ, который открыл дверь в прекрасный сад. Однако пройти туда Алиса не могла, так как была слишком большой. Тут она заметила флакон с надписью: «Выпей меня». Девочка исполнила этот совет и тут же стала уменьшаться. Тут Алиса испугалась, что исчезнет. К счастью, она заметила пирожок, на котором было написано: «Съешь меня». Она быстренько это сделала и тут же увеличилась до огромных размеров.

Необычность происходящего сначала испугала ее, а потом огорчила. Алиса так расстроилась, что начала плакать. Слезы ее очень быстро превратились в огромное озеро, и она начала тонуть.

Удивительные встречи

По специальности был не профессиональным писателем, а физиком Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес», видимо, поэтому и получилась столь необычной.

Итак, наша героиня тонет, но не одна, а в компании мыши. Алиса из вежливости завязала с ней светскую беседу, прекратила плакать и озеро постепенно исчезло. Но в беседе речь зашла о кошках, и обиженная мышь ушла. Зато появился Кролик, который опаздывал к Герцогине. Он послал девочку за своими перчатками и веером, как простую служанку.

Алиса решила не спорить и отправилась в дом Кролика. Там ей опять попалась какая-то жидкость, выпив которую, она увеличилась так, что чуть не разрушила чужое жилище. К счастью, ее забросали уменьшающими пирожками. Вернув себе нормальный размер, Алиса поскорее сбежала.

Долгое время девочка бродила по зарослям травы, пока не оказалась у большого гриба, на котором сидела и курила кальян Гусеница. Алиса решила пожаловаться новой знакомой на то, что ее рост постоянно меняется, особенно же она была недовольна своим нынешним состоянием - разве можно жить нормально, если ты всего три дюйма от земли. Гусеница на это обиделась, и девочке пришлось уйти, взяв с собой ломтик гриба.

У Герцогини

Продолжает свое путешествие Алиса в стране чудес. Краткое содержание сказки уже дало нам понять, что приключения героини и ее новые знакомцы очень необычны.

Вскоре девочка увидела дом. Чтобы в него войти, ей пришлось съесть гриб, который увеличил ее до 9 дюймов. У входа в дом стояли два лакея: один был похож на жабу, а второй на рыбу. Один из них передал другому приглашение, в котором Королева приглашает Герцогиню на крокет.

Не будем забывать, что, кроме всего прочего, является пародией на обычаи викторианской Англии «Алиса в стране чудес» (книга). Поэтому не особо удивителен диалог героини с одним из лакеев, у которого она попросила разрешения войти. Он так витиевато и запутанно отвечал на ее вопрос, что Алиса ничего не поняла, но в дом вошла.

Девочка попала на кухню, где готовила повариха и сидела Герцогиня с младенцем. За происходящим наблюдал кот и улыбался. Алиса удивленно на него посмотрела. Тогда Герцогиня пояснила, что это Чеширский Кот. Затем она отдала ребенка девочке и велела унести. Когда героиня оказалась во дворе, то поняла, что в свертке поросенок, а не младенец.

Чеширский Кот

Кот из «Алисы в стране чудес» один из любимейших и обаятельнейших персонажей английской литературы. Этот улыбчивый, загадочный и постоянно исчезающий котяра просто не может оставить читателя равнодушным.

Итак, Алиса вновь повстречала это необычное существо. Девочка спросила у него, куда же ей направиться. Чеширский Кот ответил, что раз она не знает, куда хочет прийти, то может идти по любой дороге. Затем он сказал, что в стране, куда попала Алиса, все неправильно и все здесь ненормальные, а потом исчез, осталась лишь висеть в воздухе его улыбка.

Безумное чаепитие

Приключения Алисы в стране чудес на этом не закончились. Девочка попадает на чаепитие к Мартовскому Зайцу. Здесь был и безумный Шляпник. Он и хозяин дома были обязаны пить чай постоянно - это была месть Времени, которое они убивали. Заяц и Шляпник поднимали Алису на смех, были весьма негостеприимны и грубы. Поэтому девочка быстро покинула их общество.

Алиса случайно забредает в сад, где работники красили белые розы красной краской. Тут появились Червонные Королева и Король, которые были окружены придворными картами помельче. Правящая чета любила рубить головы всем неугодным, но все же Алиса не испугалась - они же были всего лишь картами.

Судебное разбирательство

Подходит к своему концу книга «Алиса в стране чудес» (краткое содержание мы представили в этой статье). Развязка сказки происходит во время суда над Червонным Валетом, которого обвиняют в краже пирогов у Королевы. Все были ужасно напуганы, свидетели давали странные показания, судьи тряслись от страха, а присяжные все постоянно путали. Тут давать показания вызвали Алису, которая успела увеличиться до своих обычных размеров.

Когда же ей пригрозили смертной казнью, она громко заявила, что ее окружают всего лишь карты. После этих слов волшебство развеялось. Алиса проснулась на том самом лугу, где она впервые увидела Кролика. Получается, что все это путешествие ей только приснилось.

«Алиса в стране чудес»: главные герои

Начнем с Алисы. Главной героине примерно 7 лет, ее образ был списан со знакомой автора - Алисе Плезенс Лидделл, для которой и была написана сказка, согласно легенде. Хотя сам Кэрролл это отрицал. Итак, героиня предстает школьницей, наделенной очень необычным складом ума, не лишенным логики.

Второй персонаж, с которым мы знакомимся - Белый кролик. Это говорящий зверек, одетый в перчатки и жилетку, который носит карманные часы. Этот персонаж был создан автором для контраста с Алисой. Он во всем является ее противоположностью, ему присущи следующие черты: преклонный возраст, слабоумие, боязливость, нервная суетливость.

Чеширский Кот из «Алисы в стране чудес» также заслуживает отдельного рассмотрения. Он довольно добродушен и обаятелен, но при этом имеет внушительных размеров когти и зубы. Алиса посчитала его другом и даже ласково назвала Чешиком. Сам Кот полагает, что он ненормальный, так как, в отличие от собак, виляет хвостом, когда злится, и ворчит, когда счастлив.

Второстепенные персонажи

Кроме этих героев, есть и множество других занимательных образов в сказке «Алиса в стране чудес». Краткое содержание познакомило нас с некоторыми из них. Подробно говорить мы про них не будем, но назовем: Гусеница, Герцогиня, Червонная Королева, Мартовский заяц, безумный Шляпник, Додо, Болванщик, Соня, Грифон, Черепаха Квази.

72 67 14

Главная героиня повествования. В книгах её зовут Алиса Лиддел и ей около девяти лет, Алиса предстаёт в качестве школьницы с причудливо-логическим складом ума, чьи прямые волосы «вечно лезут в глаза», она нежная, учтивая, доверчивая и любознательная.

Bumalic Hightopp

0 0 0

Сестра Терранта (Безумного Шляпника). Дочь Тывы и Заника.

Jabberwocky

8 2 1

В книге это не более чем стихотворение, однако какое! Бармаглот - вероятно, самая известная попытка ввести в язык несуществующие слова, подчиняющиеся, тем не менее, всем законам языка. Первое четверостишие практически целиком состоит из несуществующих слов, за исключением служебных.

В фильме Тима Бертона - это свирепый Дракон, находящий во власти Красной королевы. Отвратительное, слюнявое и дурно пахнущее существо с огромным неряшливым телом и зубастой, похожей на бульдога мордой. Удар его сильных лап оставляет у Алисы достаточно болезненные воспоминания о режиме правления Красной Королевы.

6 0 0

Гончая, невольный сообщник армии Красной Королевы, он боится, что его жене и щенкам грозит опасность, потому что они находятся в тюрьме, и выполняет любое указание Червового Валета. Пёс поддерживает подпольную группировку, которая пытается противостоять Красной Королеве и поэтому становится союзником Алисы

Mad Hatter

195 48 7

Шляпных дел мастер, один из участников Безумного Чаепития. По выражению Чеширского кота, Болванщик находится «не в своём уме».

В фильме Тима Бертона его зовут Террант Хайтопп.

The White Queen

1 1 1

Одна из шахматных Королев, которые собираются экзаменовать Алису, для того чтобы та стала Королевой. В одной из сцен Белая Королева рассказывает Алисе о том, как можно жить в обратную сторону и помнить будущее. У Белой Королевы улетает шаль, и в погоне за ней она вместе с Алисой переходит через ручеёк и превращается в Овцу, сидящую за вязанием

White Rabbit

10 14 8

Говорящее животное с розовыми глазами, одетое в жилетку и лайковые перчатки. Он носит часы в кармане и живёт в «чистеньком домике» с надписью: «Б. Кролик». Кролик всегда куда-то опаздывает, и всегда является неким проводником для Алисы, помогает ей опасть в Страну Чудес.

В фильме Тима Бертона он всё так же всё время беспокоится о том, что может опоздать, он постоянно куда-то торопится. Он должен найти Алису и привести её в Нижнекрай, чтобы она исполнила свою судьбу - именно для этого кролик показывается на вечеринке в саду, где Алиса его замечает, и приводит её к кроличьей норе. Кролик иногда крайне раздражительный и строгий с Алисой. Чувствуется, что Время очень важно для него, и это заставляет его нервничать и нагонять его.

White Knight

2 2 0

Когда Черный Офицер попытался захватить пешку Алису, белый офицер ее спас и проводил до следующей клетки

The White King

0 0 2

Впервые Алиса встречает его в первой главе «Зазеркальный дом». Затем она встречает его в седьмой главе «Лев и Единорог». Считает, что когда дурно, надо есть занозы. Имеет двух гонцов «один бежит туда, другой - оттуда». Любит точность (уточняет количество посланной рати) и всё записывает в книжку. Короля поражает, что Алиса видит Никого и просит присесть «на минутку». Имеет дочь Лили

Bim Hightopp

0 0 0

Брат Терранта (Безумного Шляпника). Сын Тывы и Заника.

0 1 0

Королевский гонец Обратно (Король объясняет, что ему нужны два гонца, так как «один бежит туда, а другой - оттуда»). В Зазеркалье он по сути является персонажем из Страны чудес, а именно Болванщиком. На иллюстрации Тенниела Болванс Чик изображен потягивающим чай из чашки точно так же, как это делал Шляпник в первой повести, подтверждая авторские отсылки к этому персонажу

3 0 0

Огромный монстр, служащий Красной Королеве и охраняющий Вострый меч, которым можно убить Бармаглота

Knave of Hearts (Ilosovic_Stayne)

14 9 4

Впервые появляется в главе восьмой «Королевский крокет», где он несёт корону. Показан как добрый персонаж. Затем Валет появляется в главе «Кто украл крендели?», где является главным подозреваемым.

В фильме Тима Бертона Валет получает новое имя - Илосович Стейн. Он возлюбленный Королевы и начальник её охраны.

8 2 0

Хранитель хроносферы. Он не только пристально следит за всеми жителями страны, но и решает, у кого истекает свой срок жизни. Он вешает закрытые часы, изображающие время жизни каждого жителя, в зал «Покойных граждан Подземья».

0 1 0

Впервые упоминается во второй главе Кроликом. В шестой главе она качает младенца, которого впоследствии передаёт Алисе. Её кухарка, приготовив суп, начинает швырять в Герцогиню всё, что ей попадалось под руку. Во время игры в крокет Алиса узнаёт от Кролика, что Королева приговорила Герцогиню к казни за то, что та надавала ей пощёчин. Впоследствии Королева смягчилась и не стала требовать приведения приговора в исполнение. У персонажа острый подбородок, и сама Алиса считаёт её «очень уродливой»

1 0 0

Мифическое существо с головой и крыльями орла и телом льва. На протяжении разговоров он периодически подкашливает. Грифон, по собственному признанию, получил «классическое образование» - со своим учителем он целый день играл в классики

Caterpillar

20 10 5

Насекомое синего цвета и трёхдюймового роста. Он восседает на белом грибе и курит кальян.

В фильме Тима Бертона у гусеницы появляется имя Абсолем, и он является всезнающим хранителем Оракула, древнего священного документа, который отображает все важнейшие события прошлого, настоящего и будущего нижнекрайской истории.

James Harcourt

0 0 0

Наемный работник Хэмиша Эскота.

2 0 0

В книге это птица, которую Алиса обнаруживает на берегу рядом с Морем Слёз. Орлёнок Эд отмечает, что Додо говорит «не по-человечески»: его речь перегружена научными терминами.

В фильме Тима Бертона - один из первых обитателей Нижнекрая, которого встречает Алиса, попадая в фантастический мир.

1 0 0

В расстановке фигур перед началом игры Единорог отнесён к белым фигурам, а Лев - к чёрным. Лев и Единорог, по первому высказыванию Короля, дерутся за его же корону. Лев и Единорог - довольно милые звери. Единорог пытается подружиться с Алисой, а Лев предлагает в честь дружбы съесть пирог. Тут появляются некоторые осложнения. Зазеркальные пироги сначала надо раздавать, а потом резать. Алиса же пыталась всё сделать по-нормальному. Неожиданно раздаётся барабанная дробь, и Алиса попадает в лес

0 1 0

Королевский гонец Туда (Король объясняет, что ему нужны два гонца, так как «один бежит туда, а другой - оттуда»). В Зазеркалье он по сути является персонажем из Страны чудес, а именно Мартовским Зайцем

Zanik Hightopp

0 0 0

Отец Безумного Шляпника. Фигурировал в фильме "Алиса в Зазеркалье". Поссорился с сыном, демонстративно выкинул его первую шляпу, но на самом деле сохранил её.

0 1 0

Бредящая тетя Алисы

Iracebeth of Crims

27 8 6

Правящая Королева волшебной страны, старшая сестра Белой Королевы, в народе прозванная "Кровавой Ведьмой". Тиран, который правит страной Нижнекрай. Управлять страной ей помогают непомерных размеров голова, огненный темперамент и привычка криком приказывать, чтобы подданным рубили головы. В борьбе за власть убила много мирных жителей с помощью своего "Зайки Бармаглотика". Выходит из себя по малейшему поводу или даже без него. Её младшая сестра, Белая Королева, планирует отобрать у неё трон и корону, которую Красная Королева однажды у неё украла обманным путём

Queen Elsemere

1 0 0

Мать Ирацибеты и Мираны

King Oleron

0 0 0

Отец Ирацибеты и Мираны.

1 0 0

В расстановке фигур перед началом игры Единорог отнесён к белым фигурам, а Лев - к чёрным. Лев и Единорог, по первому высказыванию Короля, дерутся за его же корону. Лев и Единорог - довольно милые звери. Единорог пытается подружиться с Алисой, а Лев предлагает в честь дружбы съесть пирог. Тут появляются некоторые осложнения. Зазеркальные пироги сначала надо раздавать, а потом резать. Алиса же пыталась всё сделать по-нормальному. Неожиданно раздаётся барабанная дробь, и Алиса попадает в лес. Льва также можно заметить в толпе у ковровой дорожки

0 1 0

Супруга лорда Эскота

0 1 0

Деловой партнер отца Алисы и новый владелец торговой фирмы Кингсли

Lowell Manchester

0 0 0

Неверный муж Маргарет Манчестер, сестры Алисы.

0 2 1

Старшая сестра Алисы, во всем правильная и такая, какой и должна быть настоящая английская леди

March Hare

7 11 2

Сумасшедший заяц, которого Алиса встречает на Безумном Чаепитии. Он предлагает маленькой девочке выпить вина и считает, что нужно всегда говорить то, что думаешь. Персонаж также присутствовал на суде над Валетом Червей, где всё отрицал. На появление персонажа повлияла поговорка, популярная во времена Кэрролла - «Безумен как мартовский заяц» (Mad as a March hare).

В фильме Тима Бертона Мартовский Заяц приглашает Безумного Шляпника на чаепития в свой заячий дом. Заяц похож на параноика, он постоянно в состоянии тревоги, он немного безумен, имеет привычку всё время пожимать лапами и ушами, а также бросать чайники, ложки и другие вещи. Он обожает готовить и является единственным жителем Нижнекрая, до кого у Красной Королевы не дошли руки.

Mirana of Marmoreal

32 11 1

Младшая сестра Красной Королевы, и хотя внешне она белая и пушистая, на самом деле её характер не такой уж и покладистый. Она произошла оттуда же, откуда и Красная Королева. Ей нравится тёмная сторона, но она так боится зайти слишком далеко, что стремится всем показывать лишь свои светлые стороны. Когда Алиса возвращается в Нижнекрай, Белая Королева берёт её под своё крыло, предлагая ей покровительство, однако её мотивы далеко не так альтруистичны, какими кажутся

1 1 0

Странное существо из стихотворения: "Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве.

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове."

The Sheep

1 1 0

Белая Королева рассказывает Алисе о том, как можно жить в обратную сторону и помнить будущее. У Белой Королевы улетает шаль, и в погоне за ней она вместе с Алисой переходит через ручеёк. Белая Королева превращается в старую овцу, сидящую с вязанием за прилавком лавки, где продаются «разные диковинки»[прим 3]. Алиса пытается что-нибудь купить, но как только она подходит к той или иной полке, полка сразу пустеет, хотя соседние полки остаются полными. Овца передаёт Алисе спицы, которые превращаются в вёсла, и Алиса обнаруживает, что они вместе с Овцой плывут в лодке по реке. Вскоре Алиса с Овцой вновь оказываются в лавке, и Алиса покупает одно яйцо, которое в лавке Овцы сто?ит дороже, чем два яйца. Алиса пытается взять купленное яйцо с полки, переходит через ручеёк, и яйцо превращается в Шалтая-Болтая, сидящего на стене

Paloo Hightopp

0 0 0

Младшая сестра Терранта (Безумного Шляпника). Дочь Заника и Тывы.

Сказки про Алису — одни из самых известных книг, написанных на английском языке: по цитируемости они уступают только Библии и пьесам Шекспира. Вре-мя идет, эпоха, описанная Кэрроллом, все глубже уходит в прошлое, но инте-рес к «Алисе» не уменьшается, а, напротив, растет. Что же такое «Алиса в Стране чудес»? Сказка для детей, сборник логических парадоксов для взрос-лых, алле-гория английской истории или богословских споров? Чем больше проходит вре-мени, тем большим количеством самых невероятных интерпре-таций обра-стают эти тексты.

Кто такой Льюис Кэрролл

Автопортрет Чарльза Доджсона. Около 1872 года

Писательская судьба Кэрролла — это история человека, попавшего в литерату-ру по случайности. Чарльз Доджсон (а именно так на самом деле звали автора «Алисы») рос среди многочисленных сестер и братьев: он был третьим из 11 де-тей. Младших надо было уметь занять, а у Чарльза был приро-жденный дар изобретать самые разнообразные игры. Сохранился сделан-ный им в 11-летнем возрасте кукольный театр, а в семейных бумагах можно найти рассказы, сказки и стихотворные пародии, сочиненные им в 12 и 13 лет. В юности Доджсон лю-бил изобретать слова и словесные игры — спустя годы он будет вести еже-недельную колонку, посвященную играм, в Vanity Fair. Слова galumph Согласно определению Оксфордского сло-варя английского языка, глагол to galumph ранее трактовался как «двигаться беспоря-дочными скач-ками», а в современном языке стал означать шумное и неуклюжее дви-жение. и chortle To chortle — «громко и радостно смеяться». , придуманные им для стихотворения «Бармаглот», вошли в словари английского языка.

Доджсон был личностью парадоксальной и загадочной. С одной стороны, за-стен-чивый, педантичный, страдающий заиканием преподаватель математики в оксфордском колледже Крайст-Чёрч и исследователь евклидовой геометрии и символической логики, чопорный джентльмен и священнослужитель Доджсон принял сан дьякона, но стать свя-щенником, как было положено членам кол-леджа, так и не решился. ; с другой — человек, водивший компанию со всеми знаменитыми писателями, поэтами и художниками своего времени, автор романтических стихов, люби-тель театра и общества — в том числе детского. Он умел рассказывать детям истории; его многочисленные child-friends Кэрролловское определение детей, с кото-рыми он дружил и переписывался. вспоминали, что он всегда готов был развернуть перед ними какой-нибудь сюжет, хранившийся в его па-мяти, снабдив его новыми деталями и изменив действие. То, что одна из этих исто-рий (сказка-импровизация, рассказанная 4 июля 1862 года), в отличие от мно-гих других, была записана, а потом отдана в печать, — удивительное стечение обстоятельств.

Как возникла сказка про Алису

Алиса Лидделл. Фотография Льюиса Кэрролла. Лето 1858 года National Media Museum

Алиса Лидделл. Фотография Льюиса Кэрролла. Май-июнь 1860 года The Morgan Library & Museum

Летом 1862 года Чарльз Доджсон рассказал дочерям ректора Лидделла Генри Лидделл известен не только как отец Алисы: вместе с Робертом Скоттом он со-ставил знаменитый словарь древнегрече-ского языка — так называемый «Лидделл — Скотт». Филологи-классики по всему миру пользуются им и сегодня. сказку-импровизацию. Девочки настойчиво просили ее записать. Зимой сле-дую-щего года Доджсон закончил рукопись под названием «Приключения Алисы под землей» и подарил ее одной из сестер Лидделл, Алисе. Среди других читате-лей «Приключений» были дети писателя Джорджа Макдональда, с кото-рым Додж-сон познакомился, когда лечился от заикания. Макдональд убедил его задуматься о публикации, Доджсон серьезно переработал текст, и вдекабре 1865 года Издательство датировало тираж 1866 годом. вышли «Приключения Алисы в Стране чудес», подписанные псев-до-нимом Льюис Кэрролл. «Алиса» неожиданно получила невероятный успех, и в 1867 году ее автор начал работу над продолжением. В декабре 1871 года вышла книга «Сквозь зеркало и что там увидела Алиса».

The British Library

Страница рукописной книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы под землей». 1862–1864 годы The British Library

Страница рукописной книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы под землей». 1862–1864 годы The British Library

Страница рукописной книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы под землей». 1862–1864 годы The British Library

Страница рукописной книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы под землей». 1862–1864 годы The British Library

Страница рукописной книги Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы под землей». 1862–1864 годы The British Library

В 1928 году Алиса Харгривз, урожденная Лидделл, оказавшись после смерти мужа стесненной в средствах, выставила рукопись на аукционе Sotheby’s и продала ее за невероятные для того времени 15 400 фунтов. Через 20 лет ру-копись снова попала на аукцион, где уже за 100 тысяч долларов ее по инициа-ти-ве главы Библиотеки Конгресса США купила группа американских благотво-ри-те-лей, чтобы подарить Британскому музею — в знак благодарности британ-скому народу, который удерживал Гитлера, пока США готовились к войне. Позже рукопись была передана в Британскую библиотеку, на сайте которой ее теперь может полистать любой желающий.

Алиса Харгривз (Лидделл). Нью-Йорк, 1932 год The Granger Collection / Libertad Digital

На сегодняшний день вышло более ста английских изданий «Алисы», она пере-ведена на 174 языка, на основе сказок созданы десятки экранизаций и тысячи театральных постановок.---

Что такое «Алиса в Стране чудес»

Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес». Лондон, 1867 год Thomas Fisher Rare Book Library

Library of Congress

Льюис Кэрролл с семьей писателя Джорджа Макдональда. 1863 год George MacDonald Society

Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес». Лондон, 1867 год Thomas Fisher Rare Book Library

Чтобы верно понимать «Алису в Стране чудес», важно иметь в виду, что эта книга появилась на свет случайно. Автор двигался туда, куда его вела фантазия, ничего не желая этим сказать читателю и не подразумевая никаких разгадок. Возможно, именно поэтому текст стал идеальным полем для поиска смыс-лов. Вот далеко не полный список истолкований книг об Алисе, предложенных читателями и исследователями.

История Англии

Младенец-герцог, превращающийся в поросенка, — это Ричард III, на гербе которого был изображен белый кабан, а требование Королевы перекрасить белые розы в красный цвет, конечно же, отсылка к противостоянию Алой и Белой розы — Ланкастеров и Йорков. По другой версии, в книге изображен двор королевы Виктории: по легенде, королева сама написала «Алису», а потом попросила неизвестного оксфордского профессора подписать сказки своим именем.

История Оксфордского движения Оксфордское движение — движение за при-ближение англиканского богослу-жения и дог-матики к католической традиции, раз-вивавшееся в Оксфорде в 1830-40-х годах.

Высокие и низкие двери, в которые пытается войти Алиса, меняющая рост, — это Высокая и Низкая церкви (тяготеющие, соот-ветственно, к католической и протестантской традиции) и колеблющийся между этими течениями верую-щий. Кошка Дина и скотчтерьер, упоминания которых так боится Мышь (про-стой прихожанин), — это католичество и пресвитерианство, Белая и Чер-ная королевы — кардиналы Ньюмен и Мэннинг, а Бармаглот — папство.

Шахматная задача

Чтобы ее решить, нужно использо-вать, в отличие от обычных задач, не только шахматную технику, но и «шахматную мораль», выводящую чита-теля на широ-кие морально-этические обобщения.

Энциклопедия психозов и сексуальности

В 1920-50-х годах стали особенно популярны психоаналитические толкования «Алисы», а дружбу Кэрролла с детьми стали пытаться представить как свиде-тельство его противоестественных наклонностей.

Энциклопедия употребления «веществ»

В 1960-х, на волне интереса к различным способам «расширения сознания», в сказках об Алисе, которая все время меняется, отпивая из склянок и откусы-вая от гриба, и ведет философские беседы с Гусеницей, курящей огромную трубку, стали видеть энциклопедию употребления «веществ». Манифест этой традиции — написанная в 1967 году песня «White Rabbit » группы Jefferson Airplane:

One pill makes you larger
And one pill makes you small
And the ones that mother gives you
Don’t do anything at all «Одна таблетка — и ты вырастаешь, // Другая — и ты уменьшаешься. // А от тех, что дает тебе мама, // Нет никакого толку». .

Откуда что взялось

Кэрролловская фантазия удивительна тем, что в «Стране чудес» и «Зазеркалье» нет ничего выдуманного. Метод Кэрролла напоминает аппликацию: элементы реальной жизни причудливо перемешаны между собой, поэтому в героях сказ-ки ее первые слушатели легко угадывали себя, рассказчика, общих знакомых, привычные места и ситуации.

4 июля 1862 года

«Июльский полдень золотой» из стихотворного посвящения, предваряющего текст книги, — это вполне конкретная пятница, 4 июля 1862 года. По словам Уистена Хью Одена, день «столь же памятный в истории литературы, сколь в истории американского государства». Именно 4 июля Чарльз Доджсон, а так-же его друг, преподаватель Тринити-колледжа А позже — воспитатель принца Леопольда и каноник Вестминстерского аббатства. Робинсон Дакворт, и три доче--ри ректора — 13-летняя Лорина Шарлотта, 10-летняя Алиса Плезенс и Эдит Мэри восьми -- лет — отправились на лодочную прогулку по Айсису (так называется проте-каю-щая по Оксфорду Темза).


Страница из дневника Льюиса Кэрролла от 4 июля 1862 года (справа) с дополнением от 10 февра-ля 1863 года (слева) «Аткинсон привел ко мне своих друзей, миссис и мисс Питерс. Я их фотографировал, а потом они посмотрели мой альбом и остались завтракать. Затем они отправились в музей, а мы с Даквортом, взяв с собой трех девочек Лидделл, отправились на прогулку вверх по реке в Годстоу; пили чай на берегу и вернулись в Крайст-Чёрч только в четверть девятого. Зашли ко мне, чтобы показать девочкам мое собрание фотографий, и доставили их домой около девяти часов» (пер. Нины Демуро-вой). Дополнение: «По этому случаю я рассказал им волшебную сказку „Приключения Алисы под зем-лей“, которую я принялся записывать для Алисы и которая теперь завершена (в том, что касается текста), хотя рисунки еще не готовы даже час-тично». The British Library

Строго говоря, это была уже вторая попытка отправиться на летнюю речную прогулку. Семнадцатого июня та же компания, а также две сестры и тетушка Доджсона сели в лодку, но вскоре пошел дождь, и гуляющим пришлось изме-нить свои планы Этот эпизод лег в основу глав «Море слез» и «Бег по кругу». . Но 4 июля погода была прекрасная, и компания устроила пикник в Годстоу, у развалин древнего аббатства. Именно там Доджсон расска-зал девочкам Лидделл первую версию сказки про Алису. Это был экспромт: на недоуменные вопросы друга о том, где он услышал эту сказку, автор отве-чал, что «сочиняет на ходу». Прогулки продолжались до середины августа, и девочки просили рассказывать дальше и дальше.

Алиса, Додо, Орленок Эд, Черная Королева и другие


Сестры Лидделл. Фотография Льюиса Кэрролла. Лето 1858 года The Metropolitan Museum of Art

Прототипом главной героини была средняя сестра, Алиса, любимица Додж-сона. Лорина стала прототипом попугайчика Лори, а Эдит — Орленка Эда. Отсылка к сестрам Лидделл есть также в главе «Безумное чаепитие»: «кисель-ных барышень» из рассказа Сони зовут Элси, Лэси и Тилли. «Элси» — воспро-изведение инициалов Лорины Шарлотты (L. C., то есть Lorina Charlotte); «Тил-ли» — сокращение от Матильды, домашнего имени Эдит, а «Лэси» (Lacie) — анаграмма имени Алисы (Alice). Сам Доджсон — это Додо. Представляясь, он выговаривал свою фамилию с характерным заиканием: «До-до-доджсон». Дакворт был изображен в виде Селезня (Робин Гусь в переводе Нины Дему-ровой), а мисс Прикетт, гувернантка сестер Лидделл (они звали ее Колючкой — Pricks), стала прообразом Мыши и Черной Королевы.

Дверь, сад удивительной красоты и безумное чаепитие

Сад ректора. Фотография Льюиса Кэрролла. 1856–1857 годы Harry Ransom Center, The University of Texas at Austin

Калитка в саду ректора в наши дни Фотография Николая Эппле

«Кошачье дерево» в саду ректора в наши дни Фотография Николая Эппле

Вид на сад ректора из кабинета Доджсона в библиотеке в наши дни Фотография Николая Эппле

Колодец Фридесвиды в наши дни Фотография Николая Эппле

Заглядывая в дверцу, Алиса видит «сад удивительной красоты» — это дверь, ве-ду-щая из сада дома ректора в сад при соборе (детям было запрещено заходить в церковный сад, и они могли видеть его только через калитку). Здесь Доджсон и девочки играли в крокет, а на раскидистом дереве, растущем в саду, сидели кошки. Нынешние жильцы ректорского дома считают, что среди них был и Чеширский Кот.

Даже безумное чаепитие, для участников которого всегда шесть часов и время пить чай, имеет реальный прообраз: когда бы сестры Лидделл ни пришли к Додж-сону, у него всегда был готов для них чай. «Патоковый колодец» из сказ------ки, которую во время чаепития рассказывает Соня, превращается в «ки--сель», а живущие на дне сестрицы — в «кисельных барышень». Это це-леб-ный источник в местечке Бинзи, которое находилось по дороге из Оксфорда в Годстоу.

Первая версия «Алисы в Стране чудес» представляла собой именно собрание таких отсылок, тогда как нонсенсы и словесные игры всем известной «Алисы» появи-лись лишь при переработке сказки для публикации.

Шахматы, говорящие цветы и Зазеркалье


Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Зазеркалье». Чикаго, 1900 год Library of Congress

В «Алисе в Зазеркалье» тоже содержится огромное количество отсылок к реаль---ным людям и ситуациям. Доджсон любил играть с сестрами Лидделл в шахматы — отсюда шахматная основа сказки. Снежинкой звали котенка Мэри Макдональд, дочери Джорджа Макдональда, а в образе белой пешки Доджсон вывел его старшую дочь Лили. Роза и фиалка из главы «Сад, где цветы гово-рили» — младшие сестры Лидделл Рода и Вайолет Violet (англ.) — фиалка. . Сам сад и последующий бег на месте были, очевидно, навеяны прогулкой автора с Алисой и мисс При-кетт 4 апреля 1863 года. Кэрролл приехал навестить детей, гостивших у бабуш-ки с дедушкой в Чарлтон-Кингс (в их доме находилось то самое зеркало, через которое проходит Алиса). Эпизод с путешествием на поезде (глава «Зазеркаль-ные насекомые») — отзвук путешествия обратно в Оксфорд 16 апреля 1863 го-да. Возможно, именно во время этой поездки Доджсон придумал топогра-фию Зазеркалья: железнодорожная линия между Глостером и Дидкотом пере-секает шесть ручьев — это очень похоже на шесть ручейков-горизонталей, которые в «Зазеркалье» преодолевает Алиса-пешка, чтобы стать королевой.

Из чего состоит книга

Слова, пословицы, народные стихи и песни


Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес». Лондон, 1867 год Thomas Fisher Rare Book Library

Элементы реальности, из которых сконструирован ирреальный мир Страны чудес и Зазеркалья, не ограничиваются людьми, местами и ситуациями. В го-раз-до большей степени этот мир создан из элементов языка. Впрочем, эти пла-сты тесно переплетаются. Например, на роль прототипа Шляпника В переводе Демуровой — Болванщик. претен-дуют как минимум два реальных человека: оксфордский изобретатель и ком-мерсант Теофил Картер Считается, что Джон Тенниел, иллюстриро-вавший «Алису», специально приезжал в Оксфорд, чтобы делать с него наброски. и Роджер Крэб, шляпник, живший в XVII веке. Но в пер-вую очередь своим происхождением этот персонаж обязан языку. Шляпник — это визуализация английской пословицы «Mad as a hatter» — «Бе-зу-мен как шляпник». В Англии XIX века при производстве фетра, из которого делали шляпы, использовалась ртуть. Шляпники вдыхали ее пары, а симпто-мами ртутного отравления являются спутанная речь, потеря памяти, тики и искажение зрения.

Персонаж, созданный из языкового образа, — очень характерный прием для Кэрролла. Мартовский Заяц — тоже из поговорки: «Mad as a March hare» в переводе означает «Безумен как мартовский заяц»: в Англии считается, что зайцы в период размножения, то есть с февраля по сентябрь, сходят с ума.

Чеширский Кот появился из выражения «To grin like a Cheshire cat» «Ухмыляться как Чеширский Кот». . Проис-хождение этой фразы не вполне очевидно. Возможно, оно возникло потому, что в графстве Чешир было много молочных ферм и коты чувствовали себя там особенно вольготно, или потому, что на этих фермах изготавливали сыр в форме котов с улыбающимися мордами (причем есть их полагалось с хвоста, так что последнее, что от них оставалось, — это морда без туловища). Или потому, что местный художник рисовал над входами в пабы львов с рази-нутой пастью, но получались у него улыбающиеся коты. Реплика Алисы «Ко-там на ко-ролей смотреть не возбраняется» в ответ на недовольство Короля при-стальным взглядом Чеширского Кота тоже отсылка к старой пословице «A cat may look at a king», означающей, что даже у стоящих в самом низу иерархиче-ской лестницы есть права.

Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес». Лондон, 1867 год Thomas Fisher Rare Book Library

Но лучше всего этот прием виден на примере Черепахи Квази, с которой Алиса встречается в девятой главе. В оригинале ее зовут Mock Turtle. И на недоумен-ный вопрос Алисы, что же она такое, Королева сообщает ей: «It’s the thing Mock Turtle Soup is made from» — то есть то, из чего делают «как бы черепаший суп». Mock turtle soup — имитация традиционного деликатесного супа из зеленой черепахи, готовившаяся из телятины Именно поэтому на иллюстрации Тенниела Mock Turtle — это существо с головой телен-ка, задними копытами и телячьим хвостом. . Такое создание персонажей из игры слов очень типично для Кэрролла В первоначальной редакции перевода Нины Демуровой Mock Turtle называется Под-Котиком, то есть существом, из шкуры кото-рого изготавливаются шубы «под котика». .

Язык у Кэрролла управляет и развитием сюжета. Так, Бубновый Валет похи-щает крендели, за что его судят в 11-й и 12-й главах «Страны чудес». Это «дра-ма-тизация» английской народной песенки «The Queen of Hearts, she made some tarts…» («Король Червей, пожелав кренделей…»). Из народных песен выросли также эпизоды о Шалтае-Болтае, Льве и Единороге.

Теннисон, Шекспир и английская народная поэзия

Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес». Лондон, 1867 год Thomas Fisher Rare Book Library

В книгах Кэрролла можно найти множество отсылок к литературным произ-ве-де-ниям. Самое очевидное — это откровенные пародии, прежде всего пере-ина-ченные известные стихотворения, главным образом нравоучительные («Папа Вильям», «Малютка крокодил», «Еда вечерняя» и так далее). Пародии не огра-ничиваются стихами: Кэрролл иронически обыгрывает пассажи из учеб-ников (в главе «Бег по кругу») и даже стихи поэтов, к которым отно-сился с большим уважением (эпизод в начале главы «Сад, где цветы говорили» обыгрывает стро-ки из поэмы Теннисона «Мод»). Сказки об Алисе настолько наполнены литера-турными реминисценциями, цитатами и полуцитатами, что одно их перечис-ле-ние составляет увесистые тома. Среди цитируемых Кэррол-лом авторов — Вергилий, Данте, Мильтон, Грей, Кольридж, Скотт, Китс, Дик-кенс, Макдональд и многие другие. Особенно часто в «Алисе» цитируется Шекспир: так, реплика «Голову ему (ей) долой», которую постоянно повторяет Королева, — прямая цитата из «Ричарда III».

Как логика и математика повлияли на «Алису»

Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес». Лондон, 1867 год Thomas Fisher Rare Book Library

Специальностью Чарльза Доджсона были евклидова геометрия, математиче-ский анализ и математическая логика. Кроме того, он увлекался фотографией, изобретением логических и математических игр и головоломок. Этот логик и математик становится одним из создателей литературы нонсенса, в которой абсурд представляет собой строгую систему.

Пример нонсенса — часы Шляпника, которые показывают не час, а число. Алисе это кажется странным — ведь в часах, не показывающих время, нет смысла. Но в них нет смысла в ее системе координат, тогда как в мире Шляп-ни-ка, в котором всегда шесть часов и время пить чай, смысл часов именно в указании дня. Внутри каждого из миров логика не нарушена — она сбивается при их встрече. Точно так же идея смазывать часы сливочным маслом — не бред, а понятный сбой логики: и механизм, и хлеб полагается чем-то сма-зывать, главное — не перепутать, чем именно.

Инверсия — еще одна черта писательского метода Кэрролла. В изобретенном им графическом методе умножения множитель записывался задом наперед и над множимым. По воспоминаниям Доджсона, задом наперед была сочинена «Охота на Снарка»: сначала последняя строчка, потом последняя строфа, а по-том все остальное. Изобретенная им игра «Дуплеты» состояла в перестановке местами букв в слове. Его псевдоним Lewis Carroll — тоже инверсия: сначала он перевел свое полное имя — Чарльз Латвидж — на латынь, получилось Carolus Ludovicus. А потом обратно на английский — имена при этом поменя-лись местами.


Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Зазеркалье». Чикаго, 1900 год Library of Congress

Инверсия в «Алисе» встречается на самых разных уровнях — от сюжетного (на суде над Валетом Королева требует сначала вынести приговор, а потом установить виновность подсудимого) до структурного (встречая Алису, Едино-рог говорит, что всегда считал детей сказочными существами). Принцип зер-кального отражения, которому подчинена логика существования Зазеркалья, — тоже разновидность инверсии (и «отраженное» расположение фигур на шах-мат-ной доске делает шахматную игру идеальным продолжением темы игры карточной из первой книги). Чтобы утолить жажду, здесь нужно отведать сухого печенья; чтобы стоять на месте, нужно бежать; из пальца сначала идет кровь, а уже потом его колют булавкой.

Кто создал первые иллюстрации к «Алисе»

Сэр Джон Тенниел. 1860-е годы National Portrait Gallery

Одна из важнейших составляющих сказок об Алисе — иллюстрации, с которы-ми ее увидели первые читатели и которых нет в большинстве переизданий. Речь об иллюстрациях Джона Тенниела (1820-1914), которые важны не меньше реальных прообразов героев и ситуаций, описанных в книге.

Сначала Кэрролл собирался опубликовать книгу с собственными иллюстра-ция-ми и даже перенес некоторые из рисунков на самшитовые дощечки, испо-льзо-вав-шиеся типографами для изготовления гравюр. Но друзья из круга прерафа-эли-тов убедили его пригласить профессионального иллюстратора. Кэрролл остановил свой выбор на самом известном и востребованном: Тен-ниел тогда был главным иллюстратором влиятельного сатирического журнала «Панч» и одним из самых занятых художников.

Работа над иллюстрациями под дотошным и часто навязчивым контролем Кэрролла (70 % иллюстраций отталкиваются от авторских рисунков) надолго затормозила выпуск книги. Тенниел был недоволен качеством- тиража, поэтому Кэрролл потребовал у издателей изъять его из продажи Интересно, что сейчас именно он дороже всего ценится у коллекционеров. и напечатать новый. И все же, готовясь к публикации «Алисы в Зазеркалье», Кэрролл вновь пригла-сил Тенниела. Сначала тот наотрез отказался (работа с Кэрроллом требовала слишком много сил и времени), но автор был настойчив и в конце концов уговорил художника взяться за работу.

Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Зазеркалье». Чикаго, 1900 год Library of Congress

Иллюстрации Тенниела — не дополнение к тексту, но его полноправный парт-нер, и именно поэтому Кэрролл так требовательно к ним относился. Даже на уров-не сюжета многое можно понять только благодаря иллюстрациям — например, что Королевский Гонец из пятой и седьмой глав «Зазеркалья» — это Шляп-ник из «Страны чудес». Некоторые оксфордские реалии стали связыва-ть-ся с «Алисой» из-за того, что послужили прообразами не для Кэрролла, а для Тен--ниела: например, на рисунке из главы «Вода и вязание» изображен «ове-чий» магазин на Сент-Олдейтc, 83. Сегодня это магазин сувениров, посвя-щен--ный книгам Льюиса Кэрролла.

Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Зазеркалье». Чикаго, 1900 год Library of Congress

Где мораль

Одна из причин успеха «Алисы» — отсутствие привычной для детских книжек того времени нравоучительности. Назидательные детские истории были мейн-стримом тогдашней детской литературы (их публиковали в огромных количе-ствах в изданиях вроде «Журнал тетушки Джуди»). Сказки про Алису выбива-ются из этого ряда: их героиня ведет себя естественно, как живой ребенок, а не образец добродетели. Она путается в датах и словах, плохо помнит хресто-матийные стихи и исторические примеры. Да и сам пародийный подход Кэр-ролла, делающий хрестоматийные стихотворения предметом легкомысленной игры, не слишком способствует морализаторству. Более того, морализаторство и назидательность в «Алисе» — прямой объект насмешек: достаточно вспом-нить абсурдные замечания Герцогини («А мораль отсюда такова…») и крово-жад-ность Черной Королевы, образ которой сам Кэрролл называл «квинтэссен-цией всех гувернанток». Успех «Алисы» показал, что именно такой детской литературы больше всего не хватало как детям, так и взрослым.

Иллюстрация Джона Тенниела к «Алисе в Стране чудес». Лондон, 1867 год Thomas Fisher Rare Book Library

Дальнейшая литературная судьба Кэрролла подтвердила уникальность «Али-сы» как результата невероятного стечения обстоятельств. Мало кто знает, что, помимо «Алисы в Стране чудес», он написал «Сильвию и Бруно» — назидате-льный роман о волшебной стране, сознательно (но совершенно безрезультатно) разрабатывающий темы, присутствующие в «Алисе». В общей сложности Кэр-ролл работал над этим романом 20 лет и считал его делом своей жизни.

Как переводить «Алису»

Главный герой «Приключений Алисы в Стране чудес» и «Алисы в Зазерка-лье» — язык, что делает перевод этих книг невероятно сложным, а подчас невозможным. Вот только один из многочисленных примеров непереводимос-ти «Алисы»: варенье, которое по «твердому правилу» Королевы горничная получает только «на завтра», в русском переводе не более чем очередной слу-чай странной зазеркальной логики «Тебя я взяла бы [в горничные] с удоволь-ствием, — откликнулась Королева. — Два
пен-са в неделю и варенье на завтра!
Алиса рассмеялась.
— Нет, я в горничные не пойду, — сказала она. — К тому же варенье я не люблю!
— Варенье отличное, — настаивала Коро-лева.
— Спасибо, но сегодня мне, право, не хо-чется!
— Сегодня ты бы его все равно не получи-ла, даже если б очень захотела, — ответила Коро-лева. — Правило у меня твер-дое: ва-ренье на завтра! И только на завтра!
— Но ведь завтра когда-нибудь будет сегодня!
— Нет, никогда! Завтра никогда не бывает сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: „Ну, вот, сейчас, наконец, завтра?“» (пер. Нины Демуровой).
. Но в оригинале фраза «The rule is, jam to-morrow and jam yesterday — but never jam to-day» не просто странная. Как обыч-но это бывает у Кэрролла, у этой странности есть система, которая строится из элементов реальности. Слово jam, по-английски означающее «варенье», в латыни используется для передачи значения «сейчас», «теперь», но только в прошлом и будущем временах. В настоящем же времени для этого использу-ется слово nunc. Вложенная Кэрроллом в уста Королевы фраза -использова-лась на уроках латыни в качестве мнемонического правила. Таким образом, «варе-нье на завтра» — не только зазеркальная странность, но и изящная языко-вая игра и еще один пример обыгрывания Кэрроллом школьной рутины.-

«Алису в Стране чудес» невозможно перевести, но можно пересоздать на мате-риале другого языка. Именно такие переводы Кэрролла оказываются удачны-ми. Так произошло с русским переводом, сделанным Ниной Михайловной Демуровой. Подготовленное Демуровой издание «Алисы» в серии «Литератур-ные памятники» (1979) — образец книгоиздания, соединяющий талант и глубо-чайшую компетентность редактора-переводчика с лучшими традициями совет-ской академической науки. Помимо перевода, издание включает класси-ческий комментарий Мартина Гарднера из его «Аннотированной Алисы» (в свою очередь, откомментированный для русского читателя), статьи о Кэр-ролле Гилберта Честертона, Вирджинии Вулф, Уолтера де ла Мара и другие материалы — и, конечно, воспроизводит иллюстрации Тенниела.

Льюис Кэрролл. «Алиса в Стране чудес. Алиса в Зазеркалье». Москва, 1978 год litpamyatniki.ru

Демурова не просто перевела Алису, а совершила чудо, сделав эту книгу до-стоя-нием русскоязычной культуры. Свидетельств тому довольно много; одно из самых красноречивых — сделанный Олегом Герасимовым на основе этого перевода музыкальный спектакль , который вышел на пластинках студии «Ме-ло-дия» в 1976 году. Песни к спектаклю написал Владимир Высоцкий — и вы-ход пластинок стал первой его официальной публикацией в СССР в качестве поэта и композитора. Спектакль оказался настолько живым, что слушатели находили в нем политические подтексты («Много неясного в странной стране», «Нет-нет, у народа не трудная роль: // Упасть на колени — какая проблема?»), а худ-совет даже пытался запретить выход пластинок. Но пластинки все же вышли и пере-издавались вплоть до 1990-х годов миллионными тиражами.


Конверт грампластинки «Алиса в Стране чудес». Фирма звукозаписи «Мелодия», 1976 год izbrannoe.com

Образ Алисы

Прообразом героини Кэрролла стала его юная знакомая - Алиса Плезенс Лидделл , с которой он познакомился около 1856 года (ей было приблизительно три-четыре года). Позднее она станет его любимицей; через много лет, уже после её замужества, он писал ей: «После Вас у меня было множество маленьких друзей, но все это было совсем не то…». Именно по её просьбе им была записана сказка , сочиненная для сестер Лиддел 4 июля 1862 года во время лодочной прогулки. Что же касается её продолжения (Алиса в Зазеркалье), то, как считают некоторые авторы, в нём речь идет уже не о мисс Лидделл - героиней «Зазеркалья» представляют некую Алису Рэйкс: "Тема Зазеркалья, очевидно, возникла позже основного замысла второй сказки, в основу которой, как вспоминала Алиса Лидделл, легли экспромты, которые сочинял Кэрролл, обучая девочек Лидделл игре в шахматы. Лишь в 1868 г. появилась мысль о стране, лежащей по ту сторону зеркала, подсказанная разговором с другой Алисой, дальней родственницей писателя Алисой Рейкс (Мартин Гарднер). Однако некоторые факты с этой теорией не согласуются; в частности, в финале «Зазеркалья» размещено стихотворение-акростих , посвященное именно Алисе Плезенс.

Физическая и философская интерпретация

По профессии Кэрролл был преподавателем математики. Неудивительно, потому что в его повестях появляется множество физических и математических парадоксов . Особенно их много во второй книге дилогии - там всё (в том числе и законы физики) предстаёт перед нами в зеркальном отражении: чтобы приблизиться к Чёрной Королеве, Алиса должна шагать не к ней, а от неё, время по ту сторону зеркала течёт «задом наперёд» (Королевский Гонец арестован за преступление, которое он должен совершить в следующий вторник).

Чем быстрее ты бежишь, тем дольше остаёшься на месте (по мысли Александера Тэйлора, если в нашем мире v = s/t (то есть скорость равна расстоянию , делённому на время), то в Зазеркалье эта формула зеркально преобразуется: v = t/s - «при большой скорости время велико, а расстояние мало»). Над некоторыми из подобных парадоксов издавна бились философы - таков, скажем, спор между Алисой и Траляля:

Существует огромное количество исследований, посвященных всевозможным аллегорическим прочтениям сказок Кэрролла. Так, Шэйн Лесли объяснял их как «зашифрованную историю религиозных баталий викторианской Англии» (Гарднер): «При таком прочтении Алиса - наивный первокурсник, оказавшийся в гуще богословских споров той поры; Белый Кролик - скромный англиканский священник, пуще всего боящийся своего епископа (Герцогиня). Двери в зале символизируют английскую Высокую и Низкую церковь ; золотой ключик - ключ Священного писания ; пирожок, от которого откусывает Алиса, - святую догму. Кошка Дина, которой так боится церковная Мышь, - конечно, католичка , а Алисин скотч-терьер, будучи шотландцем , - пресвитерианец , что также весьма неприятно Мыши… Всевозможные пертурбации, связанные с желанием Алисы подрасти и уменьшиться ростом, Ш. Лесли связывает с колебаниями английского верующего между Высокой и Низкой церковью», - пишет Демурова. У. Эмпсон толковал «Алису…» как скрытую пародию на теорию эволюции : «море слёз» из 2-й главы - это праокеан, в котором зарождается жизнь; «бег по кругy», в котором участвуют вышедшие из «моря» странные существа и в которой выигрывают одновременно и все, и никто, есть теория естественного отбора ; драка Герцогини и Кухарки из главы «Поросенок и перец» - спор между Томасом Гексли и епископом Сэмюэлом Уилберфорсом о теории эволюции, воплощенной в образе ребёнка, преображающегося в поросенка.

Приблизительно в 20-30х гг. становится модным психоанализ , и, естественно, появляется множество научных работ, посвященных трактовке сказок Кэрролла именно с этой точки зрения: «Уже в краткой „Заметке о Шалтае-Болтае “, вышедшей в 1921 году в связи с новым переводом „Алисы в Стране чудес “ на немецкий язык, Дж. Б. Пристли высказывал провидческие опасения относительно того, что этой книгой вскоре займется добрая тысяча важных тевтонцев, что на сцену неизбежно явятся Фрейд и Юнг со своими последователями, и нам предложат чудовищные тома о Sexualtheorie в „Алисe в Стране чудес“, об Assoziationsstudien Бармаглота и о сокровенном смысле конфликта между Труляля и Траляля с психоаналитической и психопатологической точки зрения… Тони Голдсмит, который, собственно, и положил начало психоаналитическим толкованиям „Алисы…“ - именно в его писаниях любовь Кэрролла к детям впервые приобрела зловещий оттенок, - пространно теоретизирует о символике дверей и ключей, отмечая, что объектом особого интереса становится именно маленькая дверка (то есть девочка, а не взрослая женщина). Дальше - больше. В книгах Кэрролла каждый смог найти то, что искал: неврозы, психозы, оральную агрессию, эдипов комплекс … Ну и конечно, излишне объяснять, что такое на самом деле кроличья нора» . Однако современные исследователи творчества Кэрролла нередко относятся к подобным изысканиям с долей иронии: «Вулкотт как-то выразил удовлетворение по поводу того, что психоаналитики не трогают „Алису…“. С тех пор прошло двадцать лет, и все мы - увы! - стали фрейдистами . Нам не надо объяснять, что значит упасть в заячью нору или свернуться клубком в маленьком домике, выставив одну ногу в трубу. К несчастью, в любом нонсенсе столько удобных для интерпретаций символов, что, сделав относительно автора любое допущение, можно без труда подобрать к нему множество примеров», - пишет Мартин Гарднер (ссылающийся, однако, в своей «Аннотированной Алисе» на психоаналитика Филлис Гринейкер).

Он замечает также, что образы из сказок Кэрролла неоднократно использовались учеными в качестве иллюстраций к некоторым физическим и математическим понятиям, законам и парадоксам: «эпизод, когда Алиса так сильно увеличилась в размерах, нередко приводится космологами для иллюстрации тех или иных аспектов теорий, рассматривающих расширение вселенной…»; «выражение „улыбка без кота“ представляет собой неплохое описание чистой математики »; «популяризаторы квантовой теории сравнивали трудности, с которыми столкнулась Алиса, желая взглянуть повнимательнее на то, что было в лавке, с невозможностью определить точное положение электрона в его движении вокруг

В продолжение темы:
Тюремные тату

Акафист собору Оптинских Старцев Кондак 1 Икос 1 Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светилницы. Кондак 2 Видевше сети диаволъския, аки...

Новые статьи
/
Популярные