Правописание н и нн в отглагольных прилагательных. А13

1. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени пишется два н, например: написанный, прочитанный, засеянный, законченный. Как правило, эти причастия имеют при себе приставки или пояснительные слова. При отсутствии тех и других обычно образуются имена прилагательные, в которых пишется одно н, например: рваный, ломаный, путаный, стираный, глаженый, золоченый. Ср.: вымощенные дороги - мощенные булыжником дороги - мощеные дороги. Возможно изменение лексического значения слова, например: конченый человек (ни на что больше уже не способный), верченый парень (легкомысленный, ветреный), писаная красавица.

Иногда разграничение страдательных причастий и образованных от них прилагательных производится не по формальному признаку, а по смысловому значению. Так, в предложении Будучи раненным, солдат оставался в строю слово раненным указывает не на постоянный признак-качество, а на временное состояние, поэтому, хотя при нем нет ни приставки, ни пояснительных слов, оно сохраняет глагольное значение и пишется в двумя н. Ср. также: Такие же худые женщины стирали белье, переговаривались и тут же развешивали стиранное (М. Шагинян). В сочетаниях нетопленая комната, нетопленая печь употреблено прилагательное (ср.: топленое масло, топленое молоко).

Примечания. 1. Не влияет на написание отглагольных прилагательных наличие приставки не- (ср.: крашеный - некрашеный), например: некошеный, неезженый, нехоженый, незваный, непрошеный, непуганый, неписаный (закон) и др.

2. Не меняется написание рассматриваемых прилагательных также в составе сложных слов, например: гладкокрашеный, златокованый, златотканый, домотканый, малоношеный, малоезженый, свежемороженый и др. (ср. с такими же терминами, в которых вторая часть сложного слова образована от приставочного глагола: гладкоокрашенный, свежезамороженный и т.п.).

3. Два н пишется в бесприставочных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида (брошенный, данный, купленный, лишенный, пленённый и др.), и в немногих причастиях, образованных от глаголов несовершенного вида (виданный, виденный и др.).

2. С двумя н пишутся приставочные образования, даже если они имеют значение прилагательных, например: выдержанное вино, подержанные книги, поношенное платье, ускоренный шаг, наложенным платежом и др. Исключения: названый брат, смышленый ребенок.

3.С двумя н пишутся прилагательные глагольного происхождения на -ованный, -ёванный, например: рискованный шаг, балованный ребенок. В прилагательных кованый и жеваный сочетания -ое- и -ев- входят в состав корня.

4. Два н пишется в некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов (иногда с отрицанием-приставкой не-), например: деланный, (деланное выражение лица), желанный, пеклеванный, священный, невиданный, неслыханный, негаданный, нежданный, нечаянный, отчаянный.

Примечание. В существительных, образованных от страдательных причастий и отглагольных прилагательных, пишется два н или одно н в соответствии с производящей основой, например: воспитанник, бесприданница, избранник, мороженое, мученик, путаник, священник, ставленник, труженик, ученик. То же самое относится к наречиям, например: путано отвечать, деланно улыбаться, нежданно-негаданно явиться.

5. В кратких страдательных причастиях в отличие от полных пишется одно н, в кратких отглагольных прилагательных (как и в отыменных прилагательных) сохраняется написание двух н. Ср.: Награда заслужена мастером. - Победа мастера вполне заслуженна; За отсутствием улик обвиняемые были оправданы. - Эти изменения проекта необходимы и оправданны; Наша молодежь воспитана на русских традициях. - Девушка умна и воспитанна; Многие молодые люди из простого народа были возвышены Петром I. - Интересы и стремления людей должны быть возвышенны; Общественность была взволнована полученными сообщениями. - Девушка была оживлённа и взволнованна; Юридически эти претензии не обоснованы. - Ваши требования чрезмерны и необоснованны; В доме отдыха образованы спортивные кружки. - Все мои друзья культурны и образованны; Родители озабочены воспитанием детей. - Лица врачей были серьезны и озабоченны; Проблема окончательно запутана. - Эта проблема для студента слишком сложна и запутанна; Волейбольная секция организована недавно. - Группа очень дисциплинированна и организованна; Все мелочи до конца продуманы. - Ответы ученицы точны и продуманны; Войска были сосредоточены на центральном участке фронта. - Взгляды присутствующих были пристальны и сосредоточенны; Трудно воспитывать детей в школе, когда они избалованы дома. - Единственные в семье дети часто капризны и избалованны; Шансы игроков еще не уравновешены. - Молодые люди нередко легкомысленны и неуравновешенны.

Примечание. Некоторые отглагольные прилагательные пишутся в полной форме с двумя нн, ав краткой - с одним н, например: заплаканные глаза - глаза заплаканы, поношенное платье - платье поношено. У этих прилагательных сохраняется значение глагольности, когда они употребляются в роли сказуемого, что поддерживается наличием приставки и значением совершенного вида. То же в сложных словах, например: общепризнанное превосходство - превосходство общепризнано.

1. С одной буквой н пишутся:

1). Прилагательные с непроизводной основой:красный, юный, синий. Суффикса в таких прилагательных нет. Буква н входит в состав корня.

2). Отымённые прилагательные с суффиксом -н: зимний (от: зима), летний (от: лето).

3). Отымённые прилагательные с суффиксами -ан, -ян: песчаный, серебряный (прил. со значением "название материала, вещества"), и -ин: мышиный, воробьиный (прил. со значением "принадлежности").

Исключение:

деревянный, оловянный, стеклянный пиши с двумя буквами нн .

4). Отглагольные прилагательные, если нет приставки и пояснительного слова: жареное мясо.

Исключение:

Пиши с двумя буквами нн слова из списка:
данный, чванный, брошенный, желанный, купленный, виденный, деланный, жеманный, пленённый, лишенный, священный, читанный, отчаянный, чеканный, окаянный, неслыханный, невиданный, нечаянный, негаданный

Не путай!

В список исключений не входят слова непрошеный , незваный , названый , которые созвучны данным выше. Пиши их в соответствии с правилом: непрошеный совет , незваный гость , названый брат .

5). Краткие прилагательные в форме мужского рода единственного числа: совет ценен - (м.р.), а также краткие прилагательные во всех других формах, если они образованы от полных прилагательных с одной буквой н : красна девушка (от полной формы с одной буквой н : красный), красно солнышко, красны девушки.

7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с одной буквой н : ветрено, аккуратно.

2. С двумя буквами нн пишутся:

1). Отымённые прилагательные с суффиксом -н, если корень существительного оканчивается на букву н : осенний, весенний, сонный.

2). Отымённые прилагательные с суффиксами -енн, -онн: буквенный, порционный.

Исключение:

ветреный человек , ветряная мельница , ветряная оспа , но безветренный день , подветренная сторона.

3). Отглагольные прилагательные с суффиксом -нн: корчёванный участок, бракованная вещь.
Разберись, как образовано слово: бракованный←браковать + нн.
Суффикс -нн пиши в отглагольных прилагательных, образованных от производящей основы с суффиксами: -ёва//-ова, -ева: корчёванный←корчевать, образованный←образовать.

Проще запомнить так: прилагательные на ёва+нн+ый,ова+нн+ый, ева+нн+ый.

4). Прилагательные-исключения:

Исключение: деревянный , оловянный , стеклянный пиши с двумя буквами - нн .
Исключение: данный , чванный , брошенный , желанный , купленный , виденный , деланный , жеманный , пленённый , лишенный , священный , читанный , отчаянный , чеканный , окаянный , неслыханный , невиданный , нечаянный , негаданный (см. пункт5).

5). Страдательные причастия прошедшего времени, если есть приставки или пояснительные слова: написанное сочинение, вязанные (кем?) бабушкой варежки, а также причастия и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов совершенного вида без приставок: купленный, брошенный, данный (последние включены в список слов для запоминания в п.5 наряду с другими примерами).

6). Краткие прилагательные, образованные от полной формы с двумя буквами нн (кроме формы м.р. ед.ч., в которой всегда одна буква н ): ночь безлунна, советы ценны.

7). Наречия на -о и -е, образованные от прилагательных с двумя буквами нн : искренне, обдуманно, безветренно.

Одной из специфических особенностей уроков русского языка является большой объём работы, которую необходимо осуществить для приобретения соответствующих умений и навыков, а также характер этой работы: кропотливое выполнение упражнений, переписывание из учебника иди другой учебной книги дидактического материала с одновременным выполнением каких-либо заданий. Совершенствование методики преподавания русского языка с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением знаний и навыков учащихся. А как же я использую компьютеры на своих уроках русского языка?! В качестве примера я хочу описать урок, проведённый в 7 классе по теме “Н и НН в причастиях и прилагательных”. Этот урок проводился как урок зачёт с применением компьютера. Работа строилась так. Я традиционным способом объяснила сначала условия правописания н, нн в причастиях и прилагательных. Затем перешла к опорному конспекту по этой теме. Так как с этой темой мы встречались раньше, то опорный конспект рассказала одна из учениц класса. На парте перед каждым учеником лежали перфокарты. В течение урока ученик должен был сделать работу и на перфокарте, и на компьютере. Была создана экспертная группа, которая проконтролировала результаты работы учеников, так один учитель справиться с этим не сможет. Результаты заносились в табло оценок. В результате у ученика было две, три оценки: за устный ответ(если отвечал), за перфокарту, за компьютер. Каждая программа на компьютере состоит из трёх автономных блоков: обучающего, тренировочного и контролирующего. Любой из этих блоков может быть использован как самостоятельное педагогическое программное средство и органически, впитаться в канву традиционно проводимого урока путём выбора меню, предложенного на экране монитора перед началом работы.

Цели урока

  1. Вооружение школьников технологией, позволяющей достичь высокой грамотности в написании слов с-н- и -нн-
  2. Обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении данной темы.
  3. Воспитание культурного навыка работы со справочными пособиями различных видов как основы для дальнейшей самостоятельной деятельности в старших классах.

Ход урока

Первый этап. Орг. Момент: вступительное слово учителя.

Второй этап. Повторение пройденного: презентация с правилами, фронтальный опрос можно провести в виде форума.

Вопросы форума:

Когда в прилагательных пишется нн ?

Назовите исключения из этих правил.

Как отличить отглагольные прилагательные с суффиксом -н- от причастия с -нн- ?

Какие исключения в правописании отглагольных прилагательных вам известны?

Как пишутся суффиксы с н и нн в кратких формах прилагательных и причастий?

Сколько н пишется в наречиях и существительных, образованных от прилагательных и причастий?

Третий этап. Работа с опорным конспектом, подготовленным в word.

Четвёртый этап. Применение полученных теоретических званий на практике.

Экспресс-диктант (в 1-м столбике запишите номера слов с н , во 2-м - с нн ).

Размешанн ые краски

Бесценн ая вещь

Выкрашенн ые лавки

Поляна освещен а

Ткан ый узор

Туристы размещен ы

Комиссия образован а

Румян ые лица

Свин ые окорока

Некрашен ая ткань

Писан ая красавица

Тетрадь исписан а

Кожан ый портфель

Ветрен ый день

Ветрян ой двигатель

Безветренн ый день

Рассеянн ый мальчик

Нечаянн ая ошибка

Работа экстренной группы: 18 баллов – 5, 17-16 баллов 4, 15-14 баллов – 3.

Пятый этап. Алгоритм правописания –н- и –ин- в прилагательных и причастиях.

Образуйте от существительных и глаголов прилагательные по образцу:

кожа - кожан ый: песок, рожь;

барабан - барабанн ый: брань, ураган, карман, туман, весна, манна, рань;

глина - глинян ый: береста, вода, жесть, смола, шерсть, торф;

вязать - вязан ый: драть, звать, путать, тесать, ковать, жевать, резать, стирать;

валять - валян ый: веять, паять, сеять, стрелять.

графически объясните написание н и ин в словах:

кошен ый луг - некошен ый, скошенн ый и кошенн ый по росе луг;

выкрашенн ый забор - крашеный - давно не крашеный - некрашеный;

неткан ая скатерть - тканн ая золотом - сотканн ая - несотканн ая;

ранен ый воин - раненн ый в бою - легкоранен ый - поранен ы плугом;

жжен ый сахар - полусожженн ая рукопись - выжженн ая пустыня.

проведите выборочный диктант с объяснением. Выпишите в два столбика слова с н и нн.

Старый Мазай любит до старости свой низменный край (Н. Неркасов). 2) Дорога лежала через бывшее ржаное поле. З) Торжественным маршем вступила на землю весна. 4) Тянуло в каменные корпуса, где пахло машинным маслом. 5) Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку (А. Фадеев). б) Ни санного, не звериного следа не было видно. 7) Послышался стук лошадиных копыт: выводили из конюшни вороного коня. 8) Станица обнесена земляным валом (Л. Толстой). 9) Настя была столь же ветрена, как и её барышня (А. Пушкин). 10) Ночь была безветренная.

Составьте и запишите диктант из слов-исключенний на все случаи данной темы.

Спишите, образуйте от данных слов с помощью суффиксов -ость- , - ний- , -ений- существительные, обозначьте орфограммы.

Вставьте пропущенные буквы, найдите слова с суффиксами, выделите суффиксы.

Каме_ый, сви_ой, рья_ый, мороз_ый, осе_ий, дли_ый, ю_ый, весе_ий, ра_ий, со_ый, шабло_ый, бето_ый, накло_ый, пр_ый, румя_ый, племе_ой, гости_ый, революцио_ый, воро_ий, пога_ый.

Объясните разницу в написании однокоренных слов.

Все мои друзья образованн ы. Комиссии уже образован ы.

Лица солдат суровы и озабоченн ы. Мы были озабочен ы зачётом.

Сборы прошли организованн о. Организован о хорошее питание.

Шерсть вся запутан а котенком. Эта история запутан а и неясна.

Море взволнован о бурей. Говорил взволнованн о, горячо.

Таких заданий на одного ученика около 5. Учащиеся должны правильно поставить или нет н в причастия и прилагательные. Компьютер как бы вместе с учеником проходит путь усвоения умений и навыков правильного написания. Он как бы призывает учащихся работать совместно. “Прекрасно! Верный ответ”, - говорит компьютер при правильном ответе. А на неправильный ответ он “реагирует” звуковым сигналом и мигает слово “Ошибка!”. Если учащийся допустил ошибку, то спустя заданное время компьютер высвечивает на экране правильную запись словосочетания, в котором была допущена ошибка. По окончании работы выставляется оценка по 5 бальной системе. Шкала оценок соответствует принятым в педагогической практике нормам. При работе на компьютере ученику приходятся быть внимательным и постоянно анализировать, используя определённые умственные операции. Так как компьютеров на каждого ученика не хватает, то учащиеся у меня на таких уроках работают поочерёдно. Часть ребят работают на компьютерах, часть - делают перфокарты, затем меняются. Обмениваются перфокартами, ставят друг другу отметки, которые вносятся экспертной группой в табло. Табло сдаётся мне, и я на его основании ставлю отметки в журнал. Как я уже говорила, на своих уроках я применяю перфокарты. Их я делаю многоразового использования. Они находятся внутри тонкой пластиковой плёнки. Учащиеся работу выполняют на плёнке. Во время следующей работы предыдущие задания просто стираются.

Шестой этап. Контроль усвоения пройденного материала.

Карточки контроля

Задание 1. Запишите рядом с полной формой краткие формы прилагательного.

Образец: румяный - ребёнок румян, девочка румяна, дитя румяно.

Несравненный, единый, ценный, революционный, пустынный, современный.

Слов с помощью прилагательных, от которых они образованы.

Образец: масленица - масленый (блин).

Непринуждённость, бешено, бесцеремонность, жизненно, доверенность, гостиница, ветрено, лиственница, карманник, таможенник, родственник.

Задание 1. Вставьте н и нн , выделите суффиксы.

Телефо_ый разговор, настоль_ый теннис, земля_ая насыпь, журавли_ый крик, урага_ое предупреждение, беспричи_ое опоздание, искус_ый оратор, искусстве_ый алмаз, сезо_ая работа, цели_ый район, серебря_ая нить, деревя_ая солонка.

Задание 2. Образуйте от данных прилагательных их краткую форму в женском роде.

Неожиданный, священный, ветреный, пустынный, длинный, румяный, юный, искусный, раненый, образованный, искусственный.

Задание 1. Замените данные словосочетания синонимичными выражениями, выделите суффиксы.

Образец: время революции - революционное время.

Командир дивизии, автобус для экскурсии, треугольник с равными сторонами, комиссар батальона, азарт дискуссии, знак пунктуации, сбор по традиции, день с ветром, институт информации.

Задание 2. Объясните написание н и нн по образцу.

Образец: копчёность - копчёный.

Смышлёность, воспитанник, мудреность, масленица, избранник, туманность, путаница, запутанность, ремесленник, юность.

Задание 1. Превратите причастия в прилагательные.

Образец: печенная в золе рыба - печеная рыба, позолоченное кольцо - золоченое кольцо.

Квашенная в бочке капуста, побеленный потолок, растопленное масло, груженная лесом баржа, вымощенная улица, раненный в руку воин, давно не крашенные волосы, незасеянное поле, посаженные детьми кусты.

Задание 2. От данных слов образуйте наречия с помощью суффикса –о-

Бешеный, самонадеянный, торжественный, масленый, ветреный, буйный, безымянный, безветренный, организованный, продуманный, неслыханный.

Задание 1. Образуйте краткую форму, выделите орфограмму.

Спутанные волосы, рассыпанные бусы, перекрашенные чулки, художественные произведения, многочисленные огни, стриженые волосы, данные слова, юные существа, образованные юноши, сосредоточенные лица.

Задание 2. Превратите прилагательные в страдательные причастие, добавив либо зависимое слово, либо приставку.

Моченые яблоки, раненая птица, стеганая куртка, крашеные волосы, соленая рыба, нестриженые дети, жженый уголь, некормленый скот.

Задание 1. Вставьте н или нн , объяснив свой выбор.

Краше_ый в синий цвет, посаже_ый под икону гость, посаже_ый отец,

Прида_ое невесты, улицы пусты_ы, прида_ый командарму, сви_ые туши, движения царстве_ы, давно не краше_ые волсоы, смышле_ые дети.

Задание 2. Запишите все исключения по теме “Н и НН в прилагательных”.

Задание 1. Образуйте от данных глаголов краткие причастия и наречия, составьте словосочетания и запишите их.

Образец: запутать - шерсть запутана, говорить запутанно.

Организовать, сосредоточить, оживить, заслужить, напрячь, вдохновить, возбудить, рассеять, взволновать, осудить.

Задание 2 Подчеркните слова с суффиксом –онн-.

Сезонный, радиационный, бездонный, композиционный, революционный, бульонный, законный, бессонный, неугомонный, комиссионный, наклонный, шаблонный, инерционный, вагонный, бетонный, реакционный, операционный.

Задание 1. Объясните написание следующих слов (покажите графически).

Кошеный луг - нескошенный луг

Крашеное изделие - давно не крашенный забор

Плетенная умельцем корзина - корзина не сплетена

Купленный хлеб - раненый солдат

Данный пример - тканый узор

Полусожженная рукопись - полувяленая рыба

Мороженое мясо - незамороженная ягода

Задание 2. Запишите слова-исключения по теме “Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных”.

Задание 1. Образуйте прилагательные от существительных и глаголов, данных в скобках, запишите с ними словосочетания, объясните графически н или нн .

(Дискуссия) вопрос, (ветер) молодой человек, (без ветра) погода, (вагон) мастер, (вдохновение) музыка, (газифицировать) район, (пчела) воск, (делать) испуг, (ткать) ковер, (семена) фонд, (орел) взгляд, (воробей) чириканье, (дивизия) медсанбат, (не ждать) визит.

Задание 2. Объясните написание н или нн .

Решения обдуманны (верны) - все ходы обдуманы

Взгляды устремлены вдаль - движения устремленны (решительны)

Бумаги направлены в суд - двигать направленно

Задание 1. Образуйте от глаголов причастия и прилагательные.

Образец: белить - беленый, давно не беленные стены.

Квасить, косить, мостить, плавить, студить, топить, учить.

Задание 2. Объясните написание по образцу: тканный золотом платок (есть зависимое слово).

Спрятанное мороженое, запутанное дело, путаная история, юный шахматист, история запутанна, нерешенная задача, нетканый материал, золоченая нить, неразгаданная тайна, слоеный пирог, кипяченая вода.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, распределите в две колонки с н и нн.

Смуще_ый ю_оша, беше_ый пес, квалифицирова_ый работник, кова_ая решетка, выполне_ая работа, журавли_ый крик, око_ые рамы, смышле_ый малыш, непаха_ые поля, суше_ые на солнце грибы, ветря_ой двигатель, безветре_ая погода, поране_ый палец, жела_ый день.

Задание 2. Рядом с полными причастиями и прилагательными запишите краткие.

Испеченная рыба -

Засеянное поле -

Священная клятва -

Желанные праздники -

Медленные движения

Рассеянные ветром тучи -

Сосредоточенные лица -

Испытанные друзья –

Задание 1. Спишите, вставляя буквы, объясняя орфограммы.

Лица моряков озабоче_ы и серьезны; кваше_ая капуста; мы ограниче_ы во времени; вышли организова_о; озабоче_ы состоянием больного; кваше_ы в бочке; вести себя сдержа_о; подростки неуравновеша_ы и вспыльчивы; неуравновеше_ость и несдержа_ость; невыпече_ый хлеб; невести_о прида_ое; пече_ая тыква.

Задание 2. Составьте и запишите предложения или словосочетания со словами:

Воспитаны - воспитанны, изолированы - изолированны, спаяны - епаяннм, рассеяны - рассеянны, сдержаны - сдержанны.

Контрольный словарный диктант

Зеленый лес, масляный двигатель, масленый блин, оловянный солдатик, ветреный день, жженый сахар, нечаянный успех, балованный ребенок, свиной хвост, жеванный- изжеванный лист, подкованный конь, неожиданный успех, прийти нежданно-негаданно, невиданный рассвет, неслыханная весть, медленный ход, невестино приданое, нетканая скатерть, смышленый малец, полувяленая рыба, долгожданный визит, кожаный плащ, свежевыкрашенный забор, легковерный зверь, ветряная мельница, беспрестанный дождь, сожженное письмо, ломаная линия, кипяченая вода, замечание ценно, искусственный мед, печеное яблоко, недоеные коровы, сеченные градом поля, названный брат, раненный в грудь, странный случай, целинный урожай, подлинная история, миллионный житель, истинные ценности, валяная обувь, стреляный воробей, подлинная истина, дети рассеянны и невнимательны, тучи рассеяны, пахнет пряно шафраном, румяная именинница, полынные заросли, отчаянный юноша, бешено бьющееся сердце, государственные таможенники, чеканный шаг, рваная рана.

Седьмой этап. Подведение итогов экспертной группой, выставление баллов в табло результатов.

Восьмой этап. Домашнее задание.

Но я хочу отметить, что работу с компьютером в преподавании русского языка нужно рассматривать как дополнение к традиционным приёмам и методам обучения. Он не может полностью заменить учителя. Ведь за учителем остаётся ведущая роль “режиссера” урока и всего процесса обучения, а компьютер является лишь помощником, методическим инструментом наряду с другими средствами обучения.

Эта заметка адресована тем, кто все еще не научился определять, сколько букв н писать в том или ином слове. Или тем, кто на десятый раз перечитывает правила и не может их понять. Заварите себе чай, сделайте бутерброды. Разговор будет серьезным.

Как понизить вероятность правильного написания

Легко. Писать наугад или потому, что так «красиво» выглядит. Или первое и второе одновременно.

Как повысить вероятность правильного написания

Не ленитесь и не пропускайте ни один из пунктов алгоритма. Только тогда вы доведете навык определения количества букв н в слове до автоматизма.

Высший пилотаж - определять количество н на ходу.

Сможете, но не сразу.

Последовательность действий

Для начала всегда определяем часть речи. Делать это нужно по вопросу, который мы задаем к слову.

  • Имя существительное - кто? что?
  • Имя прилагательное - какой?
    • Краткое прилагательное - каков?
  • Наречие - как?
  • Причастие - какой?
    • Краткое причастие - каков?
  • Отглагольное прилагательное - какой?

У вас уже назрел вопрос: как различать те части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос?

Имена прилагательные и причастия

Прилагательное образовано от существительного, а причастие образовано от глагола.

Длинный - это прилагательное, потому что отвечает на вопрос какой? и образовано от существительного длина .

Усыпанный - это причастие, потому что отвечает на вопрос какой? и образовано от глагола усыпать .

Кстати, еще у причастий есть характерные суффиксы. В формах настоящего времени: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-. В формах прошедшего времени: -вш-, -ш-, -ин-, -т-, -енн-, -ённ-, -нн-. Эти суффиксы используются как дополнительная проверка того, правильно ли вы определили часть речи.

Причастия и отглагольные прилагательные

Теперь у нас еще одна проблема: и причастия, и отглагольные прилагательные образованы от глагола. Оба отвечают на вопрос какой? . Как их различать?

Во-первых, отглагольное прилагательное образовано от глагола несовершенного вида, а причастие образовано от глагола совершенного вида.

Как определить вид глагола? Легко. Если он отвечает на вопрос что делать? , то вид несовершенный (обозначает незавершенное действие). Если он отвечает на вопрос что сделать? , то вид совершенный (обозначает завершенное действие).

Во-вторых, у отглагольных прилагательных отсутствуют зависимые слова.

Зависимое слово - это слово, к которому можно задать вопрос от главного слова.

Попробуйте самостоятельно определить, какое из этих слов является причастием, а какое - отглагольным прилагательным: решенная задача, груженая машина.

Ответ. Решенная - причастие. Вот все аргументы: оно отвечает на вопрос какой? ; образовано от глагола решить ; этот глагол совершенного вида, потому что отвечает на вопрос что сделать? .

Груженая - отглагольное прилагательное. И вот почему: отвечает на вопрос какой? ; образовано от глагола грузить ; этот глагол несовершенного вида, потому что отвечает на вопрос что делать? ; зависимые слова отсутствуют.

Для того, чтобы отглагольное прилагательное стало причастием, достаточно сделать одно из двух:

  1. Добавить зависимое слово.
    Груженная человеком машина. Груженная кем? - человеком. Теперь это причастие.
  2. Изменить вид глагола.
    Загруженная машина. Образовано от глагола загрузить , который отвечает на вопрос что сделать? и потому относится к совершенному виду.

Краткие прилагательные и краткие причастия

Последовательность действий такая:

  1. Осознали, что слово отвечает на вопрос каков? .
  2. Думаем, от какой полной формы слово образовано.
  3. Определяем часть речи у полной формы (отличия имен прилагательных от причастий читаем выше).

Вот таблица для наглядности.

Ура. Теперь мы знаем, к какой части речи относится наше слово.

Применяем правила

Посмотрите, как всё просто, когда мы знаем часть речи:

Мы также пишем две буквы н в причастиях с суффиксами -ова- и -ева- .

В слове асфальтированный пишем нн , потому что имеется суффикс -ова- .

Следите за тем, чтобы -ова- или -ева- были именно суффиксами. В словах кованый и жеваный таких суффиксов нет. В них есть корни ков- и жев- . В этих словах пишется одна буква н , потому что они относятся к отглагольным прилагательным.

Еще нужно запомнить слова: нежданный, негаданный, виданный, невиданный, виденный, читанный, слыханный, неслыханный, желанный. Просто запомните их.

Осталось разобраться с именами прилагательными, именами существительными и наречиями.

В прилагательных и существительных пишем одну н только в одном случае: если имеется суффикс -ан- , -ян- , -ин- : кожан ый, серебрян ый, курин ый, песчан ик. Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный.

В прилагательных пишем нн в следующих случаях:

  1. В суффиксах -онн- , -енн- : станционн ый, временн ый.
  2. Если слово образовано от существительного, основа которого заканчивается на : туманн ый.
    Обратите на второй пункт особое внимание. Без него вы бы написали в слове туманный одну букву н , поскольку там суффикс -ан- . Но в этом слове нет суффикса -ан- ! Почему? Потому что -ан- является частью корня. Слово образовано от существительного туман , основа которого заканчивается на н . По аналогии пишутся прилагательные карманный , длинный , лимонный и многие другие. Не забывайте про это правило.

Слова ветреный , масленый , масляный не являются прилагательными, поскольку образованы от глаголов: ветрить, маслить. Тут всё работает по правилам отглагольных прилагательных и причастий. Или просто запомните, что эти три слова пишутся с одной буквой н . В остальных случаях уже с двумя (ветрен ый, безветренн ый).

Окей. Как быть с краткими прилагательными?

Тут всё просто: в них пишется столько же букв н , сколько и в полных.

Как быть с наречиями?

Тут та же история. Пишем столько же н , сколько в слове, от которого наречие образовано.

Медленно - наречие, потому что отвечает на вопрос как? . Образовано от прилагательного медленный . В этом прилагательном мы пишем нн в суффиксе -енн- , поэтому и в наречии пишем так же.

Внимание! Наречие может быть образовано не только от прилагательного, но и от других частей речи. Например, путано объяснять . Логика здесь хитрая. Наречие путано образовано от слова путаный , которое является отглагольным прилагательным (отвечает на вопрос какой? ; нет зависимых слов; образовано от глагола несовершенного вида путать ). Поскольку путаный - отглагольное прилагательное, то в нем мы пишем одну н . А раз так, то и в наречии, которое от него образовано, пишем столько же.

Небольшое упражнение. Объясните постановку н-нн в предложении.

Маринованн ые грибы, поджаренн ая колбаса, маслен ые ржан ые лепешки, сгущенн ое молоко, говяжья печенка, печен ый картофель, немного вывалянн ый в золе, и глоток напитка, настоянн ого на каком-то диковинн ом снадобье, покажутся вкусными на свежем воздухе самому сверхизысканн ому гурману.

Правописание Н и НН в существительных

В производных существительных н или нн пишется в зависимости от морфем, с помощью которых образованы существительные, или в соответствии с основой, от которой они произведены.

1. нн пишется:

1) если корень слова оканчивается на н, а суффикс начинается с н: бузин-ник (бузина), дружин-ник (дружина), малин-ник (малина), мошен-ник (мошна), осин-ник (осина), рябин-ник (рябина); беспридан-ниц-а (приданое), бессон-ниц-а (сон), звон-ниц-а (звон), полен-ниц-а (полено);

2) если существительное образовано от прилагательного, имеющего нн, или от причастия: болезненн-ость (болезненный), взволнованн-ость (взволнованный), гривенн-ик (гривенный), доверенность (доверенный), жеманн-ица (жеманный), избалованн-ость (избалованный), избранн-ик (избранный), изгнанн-ик (изгнанный), конн-ица (конный), коренн-ик (коренной), лиственн-ица (лиственный), нечаянн-ость (нечаянный), образованн-ость (образованный), общественн-ик (общественный), организованн-ость (организованный), пленн-ик (пленный), посланн-ик (посланный), привилегированн-ость (привилегированный), производственн-ик (производственный), пшенн-ик (пшенный), ремесленн-ик (ремесленный), родственн-ик (родственный), священн-ик (священный), семенн-ик (семенной), собственн-ик (собственный), современн-ик (современный), согласованн-ость (согласованный), туманн-ость (туманный).

2. Н пишется в словах : багрян-ица (багряный), варен-ик (вареный), ветрен-ость, ветрен-ик, ветрен-ица (ветреный), гостин-ица (гостиный), дровян-ик (дровяной), коноплян-ик (конопляный), копчен-ости (копченый), костян-ика (костяной), маслен-ица (масленый), мудрен-ость (мудреный), овсян-ица (овсяной), торфян-ик (торфяной), смышлен-ость (смышленый) и т.п., а также в словах ольша-ник, омшан-ик.

Правописание Н и НН в суффиксах отыменных прилагательных (образованных от имени существительного)

1. Нн пишется:

1) у прилагательных, образованных от имен существительных с помощью суффиксов -енн-, -онн-: искусственный, клюквенный, соломенный, операционный, сессионный, станционный и др.; сюда же можно отнести и прилагательные, образованные от существительных на мя (время, пламя и др.): временный, пламенный, семенной, именной, племенной и пр.

В прилагательном ветреный пишется одна н , так как оно образовано не от существительного ветер, а от глагола ветрить с помощью суффикса -н- , что не противоречит правилу правописания н в отглагольных прилагательных: выветренный, обветренный, заветренный - образованы от глаголов;

2) у прилагательных, образованных от прилагательных с помощью суффикса -енн-, указывающего на большую меру признака: высоченный, здоровенный, широченный и др;

3) у прилагательных, образованных от существительных с основой на н (вторая -н- суффикс прилагательного): длинный (длина), истинный (истина), миллионный (миллион), старинный (старина), холстинный (холстина) и др.

Прилагательные типа бараний, сазаний, тюлений пишутся с одной н , так как они образованы от существительных с основой на н путем прибавления суффикса -j - .

Слова пряный, румяный, юный пишутся с одной н (непроизводные прилагательные); в производных от них словах также пишется одна н: пряность, румяненький, румяна, юность (но: юннат , так как это слово образовано из сочетания юный натуралист ).

2. Н пишется у прилагательных , образованных от существительных с помощью суффиксов -ин-, -ан-, -ян- : голубиный (голубь), гусиный (гусь), куриный , орлиный , лебединый , кожаный (кожа), песчаный (песок), вощаной (воск), полотняный (полотно), серебряный , дровяной и др.

Исключения: стеклянный, оловянный, деревянный .

Необходимо различать прилагательные, орфография которых зависит от их значения:

а) ветреный - «сопровождаемый ветром, с ветром» (ветреная погода), «легкомысленный» - перен. (ветреная девушка, молодежь); ветряной - «приводимый в действие силой ветра» (ветряной двигатель, насос, мельница); в сочетании ветряная оспа у прилагательного пишется суффикс -ян- , ср.: ветрянка - разг.;

б) масленый - «пропитанный маслом, смазанный, запачканный маслом» (масленые блины, каша, руки ), перен. (масленые глаза, масленый голос, также: масленая неделя - масленица ); масляный - «для масла, из масла, на масле» (масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель, насос и т.п.); ср.: масляная бутыль («предназначенная для масла») и масленая бутыль («испачканная маслом»);

в) серебрёный - «подвергшийся серебрению, покрытый серебром» (серебрёная ложка); серебряный - «сделанный из серебра» (серебряная ложка);

г) солёный - «содержащий соль» (соленая рыба); соляной - «состоящий из соли» (соляные копи, соляной столб). В сочетании соляная кислота у прилагательного пишется суффикс -ян- .

Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях

Полные формы

Пишутся с нн суффиксы полных форм страдательных причастий прошедшего времени: -нн- и -ённ- (-енн- ). Соотносительные с ними по форме прилагательные пишутся в одних случаях тоже с нн в суффиксе, в других – с одним н .

1. Пишутся с нн причастия и прилагательные на -ованный, -ёванный, -еванный (образованные от глаголов на -овать, -евать ), например: балованный, корчёванный, линованный, малёванный, организованный; выкорчеванный, избалованный, намалёванный, разлинованный, реорганизованный .

2. Пишутся также с нн причастия не на -ованный (-ёванный, – еванный ) глаголов совершенного вида и соотносительные с ними прилагательные; подавляющее большинство таких глаголов содержит приставку.

а) Примеры форм, образованных от приставочных глаголов: выбеленный, выстиранный, довязанный, изжаренный, исписанный, окрашенный, очищенный, обруганный, покрашенный, подсчитанный, распутанный, сделанный .

б) Перечень форм исконно бесприставочных глаголов, а также некоторых глаголов, приставка в которых может быть выделена только этимологически: брошенный, данный, конченный, купленный, лишённый, пленённый, прощённый, пущенный, решённый, хваченный, явленный; встреченный, затеянный, обиженный, обретённый, обязанный, посещённый, снабжённый .

По этому правилу пишутся и формы двувидовых (имеющих значение и совершенного, и несовершенного вида) глаголов венчать, завещать, обещать, казнить, родить: венчанный, завещанный, обещанный, казнённый, рождённый.


Исключения. Пишутся с одним н соотносительные с причастными формами прилагательные в составе следующих устойчивых сочетаний: конченый человек, названый брат, названая сестра, посажёный отец, посажёная мать, Прощёное воскресенье .

3. Причастия не на -ованный (-ёванный, -еванный ) глаголов несовершенного вида (они образуются только от бесприставочных глаголов) и соотносительные с ними прилагательные пишутся по-разному: причастия с нн , прилагательные – с одним н , например: гружённые дровами повозки, жаренная на масле рыба, писанная маслом картина, стриженные парикмахером волосы и коротко стриженные волосы, крашенные зелёной краской скамейки, давно не метённый пол, ещё не белённые стены, уже не раз считанные деньги, деланное много раз предложение ; но: гружёная баржа, жареная рыба, писаная красавица, стриженые волосы, крашеные скамейки, метёный пол, белёные стены, считаные минуты, деланое равнодушие ; аналогично вязанный и вязаный, глаженный и глаженый, плетённый и плетёный, чищенный и чищеный ; так же пишутся: жёванный и жёваный, клёванный и клёваный, кованный и кованый .

По этому правилу пишутся формы двувидовых глаголов контузить, крестить и ранить . Ср.: контуженный в голову боец, тяжело раненный солдат, раненный в ногу солдат, только что крещённый младенец , но: контуженый командир, раненый солдат, крещёный ребёнок .

Как видно из примеров, причастие опознается по наличию зависимых слов. Бывают, однако, редкие случаи, когда зависимое слово не является признаком причастия. Напр., следует писать: у него усики явно крашеные (явно искусственные , где слово явно употреблено при прилагательном); стены, раньше белёные, теперь покрыты зелёной краской (стены, раньше белые ).

В словах с приставкой не- , в сложных словах и в некоторых сочетаниях?повторах формы причастий и прилагательных пишутся так же, как в отдельном (без приставки и не в составе сложного слова или сочетания-повтора) употреблении .

Примеры:

1. Слова с приставкой не- :

Пишутся с нн : необразованный, нелинованный, непроверенный, незаконченный, некупленный, непрощённый ;

Пишутся с н : небелёный, неглаженый, незваный, некованый, некормленый, некрашеный, немереный, немощёный, непаханый, непрошеный, несчитаный .

2. Сложные слова:

Пишутся с нн : высококвалифицированный, цельноштампованный, благоприобретённый, свежеокрашенный, целенаправленный, слепорождённый, умалишённый ;

Пишутся с н : гладкокрашеный, домотканый, мелкодроблёный, самозваный, тяжелораненый, цельнокроеный .

3. Сочетания-повторы с приставкой пере- во второй части, имеющие усилительное значение. В них вторая часть пишется так же, как первая (с нн или н ), например:

Пишутся с нн : заложенный-перезаложенный, решённый-перерешённый ;

Пишутся с н : латаный-перелатаный, стираный-перестираный, чиненый-перечиненый, читаный-перечитаный, штопаный-перештопаный .

Исключения. Пишутся с нн вместо н :

а) прилагательные желанный, жданный и (в составе устойчивых сочетаний) виданное ли дело?; слыханное ли дело? Они образованы от глаголов несовершенного вида желать, ждать и видать, слыхать .

Особые случаи: прилагательные надёванный разливанное море ; они образованы от приставочных глаголов несовершенного вида надевать, разливать , т. е. от глаголов с суффиксом - ва- , которые закономерно не образуют страдательных причастий прошедшего времени;

б) прилагательные с приставкой не-: неведанный, невиданный, негаданный, нежеланный, нежданный, ненадёванный, неожиданный, неслыханный, нечаянный и (в составе устойчивого сочетания) недреманное око ;

в) сложные прилагательные долгожданный, доморощенный и (в составе собственного имени) Андрей Первозванный .

Вторые части этих приставочных и сложных прилагательных также соотносятся с глаголами несовершенного вида.

Краткие формы

Краткие формы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н , например:читан, читана, читано, читаны; прочитан, прочитана, прочитано, прочитаны; мечен, мечена, мечено, мечены; помечен, помечена, помечено, помечены . Так же пишутся формы среднего рода в безличном употреблении, напр.: накурено, насорено, езжено, хожено, езжено-переезжено, хожено-перехожено .

Краткие формы (кроме формы мужского рода) прилагательных с качественным значением, совпадающих по форме со страдательными причастиями прошедшего времени глаголов совершенного вида, пишутся с нн , например: воспитанна, воспитанно, воспитанны (от прилагательного воспитанный ‘обнаруживающий результаты хорошего воспитания’); избалованна, избалованно, избалованны (от прилагательного избалованный ‘привыкший к исполнению своих прихотей’); возвышенна, возвышенно, возвышенны (от прилагательного возвышенный ‘полный высокого содержания’). Такие прилагательные имеют формы сравнительной степени: воспитаннее, избалованнее, возвышеннее .

Сравните попарно следующие примеры с краткими формами причастий и прилагательных: Она воспитана дальней родственницей . – У нее хорошие манеры, она воспитанна. Она избалована хорошими условиями Она капризна и избалованна .

Краткие формы прилагательных на -нный пишутся с одним н , если эти прилагательные требуют зависимых слов и не имеют формы сравнительной степени. Примеры: привязанный к кому-либо ‘испытывающий привязанность’ – Она к нему очень привязана; исполненный чего-либо ‘полный, проникнутый’ – Душа исполнена печали; наслышанный о чём-либо ‘хорошо осведомленный’ – Мы наслышаны о его проделках .

Некоторые прилагательные имеют в разных значениях по-разному пишущиеся краткие формы. Например, разное написание кратких форм слова преданный: Она добра и преданна и Она предана делу . В первом примере преданный – такое же прилагательное, как воспитанный, избалованный, возвышенный , у него есть сравнительная степень преданнее ; во втором – такое же, как привязанный, исполненный, послышанный (требует зависимых слов: кому-, чему-либо ).

Краткие формы прилагательных, выражающих различные эмоциональные состояния, могут быть написаны с н или с нн в зависимости от передаваемых оттенков значения. Например: Она взволнована (она испытывает волнение) – Ее речь взволнованна (ее речь обнаруживает, выражает волнение). В первом случае возможно и написание взволнованна (которым подчеркивалось бы, что ее облик выражает волнение), а во втором случае написание взволнована невозможно (так как речь не может ‘испытывать волнение’).

В трудных случаях различения подобных кратких форм следует обращаться к академическому «Русскому орфографическому словарю».

Краткие формы сложных прилагательных, вторые части которых совпадают с причастиями на -нный , пишутся с н или нн в зависимости от значения. Прилагательные, выражающие признаки, которые могут проявляться в большей или меньшей степени, т. е. образующие формы сравнительной степени, имеют краткие формы (кроме формы мужского рода) с нн ; прилагательные, не допускающие по значению форм сравнительной степени, имеют краткие формы с одним н , например:

благовоспитанна, -нно, -нны; благоустроенна, -нно, -нны; самоуверенна, -нно, -нны; целенаправленна, -нно, -нны; целеустремлённа, -нно, -нны (есть формы сравнительной степени благовоспитаннее, благоустроеннее, самоувереннее, целенаправленнее, целеустремлённее );

взаимосвязана, -но, -ны; взаимообусловлена, -но, -ны; общепризнана, -но, -ны; противопоказана, -но, -ны (нет форм сравнительной степени).

Краткие формы прилагательных с качественным значением, полные формы которых передаются на письме с одним н , пишутся так же, как полные. Например: делана, делано, деланы (от деланый ‘неестественный, принуждённый’); путана, путано, путаны (от путаный ‘нелогичный, сбивающий с толку’); учёна, учёно, учёны (от учёный ‘основательно знающий что-либо’). Так же пишутся формы сравнительной степени (деланее, путанее, учёнее ) и наречия на (делано, путано, учёно ).

Такие прилагательные немногочисленны; подавляющее большинство соотносительных с причастиями прилагательных на -ный не имеют качественного значения; таковы варёный, кипячёный, мочёный, сушёный, точёный и т. п.

ПРАВОПИСАНИЕ Н-НН В СУФФИКСАХ НАРЕЧИЙ

Наречия на , образованные от прилагательных и страдательных причастий, пишутся с двойным н или одним н – в зависимости от того, как пишется соответствующее прилагательное или причастие.

Например:

Пишутся с нн : нечаянно, неслыханно (от нечаянный, неслыханный ), взволнованно, взволнованность (взволнованный ), уверенно ;

Пишутся с н : путано (путано рассуждает ), путаник, путаница (от путаный ), учёно (весьма учёно выражается ), ветрено (сегодня на дворе ветрено ).

В продолжение темы:
Тюремные тату

Сборную мясную солянку я готовлю в мультиварке двумя способами. Первый - на мясном бульоне, обычно, говяжьем. Но для солянки многие используют также свинину и курицу. И второй...

Новые статьи
/
Популярные