Выдающиеся оперные певцы. Оперные певицы, красота спасет мир

Лучано Паваротти (Luciano Pavarotti)

(12. 10.1935г. — 6.09.2007г.). Родился и умер в городе Модена. Лучано Паваротти является одним из самых знаменитых итальянских теноров. Его считают одним из наиболее известных исполнителей нашего времени в области оперы и других музыкальных жанров. Его концерты очень часто транслируют по телевидению, он очень часто появляется в прессе. Паваротти является одним из «Трёх теноров» Паваротти, также он был награждён за благотворительную деятельность по сбору средств для Красного Креста и беженцев.

Карьера Лучано Паваротти начиналась с не особенно значимых выступлений. Он ездил с концертами по всей Европе. Но всё переменилось в тот момент, когда Джоан Сазерленд пригласила его для участия в совместных выступлениях в мировом турне. Уже к 1977 году Лучано стал всемирно известным оперным певцом, он прославился своей силой и необычайной лёгкостью верхнего регистра. «Верхнее До» было его визитной карточкой на протяжении всей карьеры.

Лучано Паваротти стал известен в поп-культуре после исполнения (на церемонии открытия FIFA 90 года в Италии) Nessun Dorma. Первый из концертов «Трёх теноров» прошёл перед последним матчем этого турнира. Он пел вместе со своими друзьями Пласидо Доминго и Хосе Каррерасом. На пике своей карьеры Лучано Паваротти пел вместе с поп-звёздами. Но он на протяжении всей своей жизни поддерживал статус лучшего мастера в мире оперы.


Пласидо Доминго ()

Пласидо Доминго родился в Испании, но в восьмилетнем возрасте он вместе со своей семьёй переехал в Мексику. Он участвовал в музыкальной группе, под начальством Сезара Косты. В детстве он изучал дирижирование и закончил класс фортепиано.

Его дебют состоялся в мае 1959 года, он играл второстепенную роль в Teatro Degollado (Гвадалахара). Далее он принимал участие в операх «Риголето» и «Диалоги кармелиток». Первую главную роль Пласидо Доминго сыграл в театреМонтеррея. Он выступал в роли Альфреда. После этого он два с половиной года пел в израильской опере в Тель-Авиве.

В 1968 году у него состоялся ещё один дебют в Метрополитен Опере. Он исполнял партию Мориса в «Адриан Лекуврёр». После этого выступления, он стал ведущим солистом в театре.

Пласидо Доминго ездил на гастроли в Москву с Ла Скала. Выступал на гала-концерте по поводу открытия Оперы Бастиль в 1989 году. В репертуаре Доминго более ста партий, спетых на самых разных сценах мира.

Дебют Пласидо Доминго как режиссера, состоялся в сезоне 1973/1974 в Нью-Йорке. С его участием созданы фильмы «Травиата», «Кармен» и «Отелло». С 1991 года стал заниматься режиссерской деятельностью. Доминго получил множество званий и наград, среди которых: Орден почётного Легиона, Орден Изабеллы Католической, звание «Почётный певец» Гамбурга и др.


Хосе Каррерас (J osé Carreras)

Хосе Каррерас родился в испанском городе Барселона в 1946 году. Ещё с ранних лет он поражал окружающих своими музыкальными способностями. В эти годы он пребывал под впечатлением творчества Карузо. Первое его выступление происходило на испанской радиостанции, в то время ему было всего 8 лет. В 11 выступил с ролью рассказчика в опере El retablo de Maese Pedro, потом участвовал в ещё одной опере с второстепенной ролью.

Дебют Хосе Каррераса наступил в опере (роль Флавио в Норме), в которой главную роль исполняла всемирно известная Монсеррат Кабалье. Монсеррат Кабалье сразу заметила талант юного мальчика, и поспособствовала тому, чтобы ему дали главную роль первого плана.

Вновь спеть с Монсеррат Кабалье Каррерасу удалось только в 1972 году, во время его дебюта на лондонской сцене. В 28 лет на счету Каррераса было 24 главные роли первого плана. Но вскоре, в 1987 году, тогда, когда он находился на пике славы, ему был поставлен смертельный диагноз — острая лейкемия. Из-за этой болезни, карьера певца прервалась на целый год.

Он создал специальный фонд, который собирал пожертвования на исследования в области лечения лейкемии.

В 1990 году выступление «Трёх Теноров» открыло FIFA 90 года в Италии. Каррерас выступал и в жанре сарсуэлы. Участвовал в музыкальной оперной комедии West Side Story.


Дмитрий Хворостовский является заслуженным певцом РСФСР, и Народным артистом РФ. Любовь к музыке Дмитрий унаследовал от отца. Несмотря на то, что он был инженером-химиком, у него было огромное количество записей оперных певцов. В их доме никогда не смолкал звук музыки. Уже в детстве у Дмитрия были известные кумиры, среди которых – Эторе Бастианини (любимый баритон), Ф. Шаляпин, Т. Гоби, М. Каллас. Он очень любил слушать Карузо, И. Архипову и А. Нежданову.

Певческий талант у Дмитрия заметили сразу. Ещё с ранних лет он исполнял всевозможные арии и старинные романсы. С 1985 год-1990 год – Дмитрий Хворостовский был солистом Краснодарского театра оперы и балета.

В 1987 году Дмитрий стал лауреатом первой премии на Всесоюзном конкурсе имени М.И.Глинки. А в 1988 году получил Гран-при Международного конкурса певцов во Франции. В 1989 году стал победителем телевизионного конкурса Би-би-си – «Певец мира» в Великобритании. Получил первый титул – «Лучший голос». И в этом же году Хворостовский дебютировал в лондонском Wigmore Hall.


Аскар Абдразаков родился в Уфе в 1969 году. С 1991 года Аскар является солистом Тетра оперы и балета в Уфе. Он участвовал в постановках в Большом и Малом залах вздании Московской консерватории. Участвовал в фестивалях Ирины Архиповой, ездил с гастролями в зарубежные страны, среди которых Финляндия, Испания, Болгария, ЮАР, США, Великобритания, Германия и другие.

В 1995 году состоялся его дебют в Большом театре России. Он исполнял партии — «Дона Базилио» и «Хан Кончак». А в мае 1996 года принял участие в постановке оперы «Евгений Онегин» в Италии (Триест).

Аскар Абдразаков принимал участие во многих конкурсах и получил множество званий и титулов. Среди них — Народный артист Башкортостана, лауреат Всесоюзного конкурса М.И.Глинки, лауреат премии Международного конкурса Ф.Шаляпина, получил Гран-при Международного конкурса в Афинах в 1995 году, золотая медаль Международного конкурса в Претории в 1994 году, и др.

В репертуаре у Аскара множество оперных партий, среди которых — «Реквием» (Моцарт), «Севильский цирюльник» (Россини), «Риголетто» (Верди), «Аида» (Верди), «Дон Карлос» (Верди), «Месса Глория» (Пуччини), Реквием (Верди), «Фаворитка» (Доницетти) и многие другие.

Владимир Атлантов родился в Ленинграде в феврале 1939 года. Он родился в семействе певцов. Мать исполняла главные роли в Кировском театре. Ещё с самого детства он все дни проводил в театре. Именно с этого момента, его жизнь была посвящена театру. Уже в 6 лет он поступил в хоровое училище в Ленинграде. Там он научился играть на фортепиано, на скрипке и на виолончели.

Первого заметного успеха он добился ещё в 1862 году. Тогда он получил серебряную медаль на Всесоюзном конкурсе М.И.Глинки. В это время им заинтересовался Кировский театр. Именно с тех пор, как говорит сам певец он «жил в театре и театром». Через год, после зачисления в труппу, он занял в ней лидирующее положение.

В 1996 году в Малом зале Московского театра ему присудили первую премию и золотую медаль. В 1967 году он получил приз на Международном конкурсе оперных певцов в Софии. А потом, титул лауреата Международного конкурса вокалистов, который проходил в Монреале.

Он исполнял такие оперные роли, как Ленский, Альфред, Отелло, Герман, Садко, Хозе, Альваро, Донжуан, Дон Карлос, и многие другие. Одна из самых ярких и запоминающихся ролей, стала роль в Пуччини – «Тоска» в сезоне 1970/1971 годов. А в 90-х годах он с невероятным успехом выступил в Венской опере.


Марсело Альвареса называют «четвёртым тенором» наряду с Лучано Пуччини, Хосе Каррерасом и Пласидо Доминго. Марсело родился в 1962 году в Аргентине. И всегда считал, что между Италией и Аргентиной нет разницы. Активно развиваться его карьера стала только шестнадцать лет назад. В 1991 году, когда ему уже было 30 лет, у него было прекрасное перспективное будущее и своя мебельная фабрика…ему вдруг захотелось петь. Друзья и знакомые ему предлагали различные музыкальные жанры, но только после того, как жена привела его на оперу, он принял самое важное решение в своей жизни. И уже через три года, у него состоялся дебют в театре Ла Фениче (Венеция). И спустя некоторое время, у него было целых два контракта: с Ла Фениче (Венеция) и с Карло Феличе (Генуя). Чтобы добиться такого быстрого результата, как говорил сам Альварес, он работал «как сумасшедший».

Он исполнял яркие и запоминающиеся роли, такие как Эдгар, Дженнар, Тонио, Артур, Альфред, Фауст, Ромео, Вертер и Рудольф, и многие другие. Его дебют в «Тоске» и «Трубадуре» состоялся в 2006 году.

За время его карьерного роста он встречался с тенором-легендой – Джузеппе Ди Стефано. Именно благодаря его помощи он добился таких выдающихся результатов на мировом оперном поприще. Для своего дебюта он выбрал две оперы: оперу «Сомнамбула» и оперу «Травиата».

Зураб Анджапаридзе родился в 1928 году в Грузии. Большая часть его оперной деятельности связана, прежде всего, с Грузией. Он окончил Тбилисскую консерваторию. Во время его деятельности в Большом театре с 1959 года по 1970 год, его считали тенором «номер один». Он играл в таких спектаклях, как «Кармен», «Борис Годунов», «Аида», «Иоланта», «Травиата», «Риголетто» и другие. Он выступал со многими знаменитыми оперными певицами, как Ирина Архипова, Тамара Милашкина и Галина Вишневская.

В основном, Зураб Анджапаридзе исполнял классические итальянские и русские оперы. Самой значимой и запоминающейся ролью в московский период была роль Германа в постановке «Пиковая Дама».

В 1970 году Зураб Анджапаридзе ушёл со сцены. Оскорбительные намёки по поводу лишнего веса, который, якобы, мешает зрителям воспринимать тот лирический образ, который Зураб пытается донести до них. Несмотря на лишний вес, он был невероятно пластичным, и его лишние килограммы были мало кому заметны. В этот год театр потерял великолепного тенора.

Зураб Анджапаридзе очень много пел в опере своего родного города Тбилисси. Он участвовал в таких немаловажных национальных операх, как «Абесалом и Этери», «Миндия» и «Латавра».

Георгий Бакланов родился в 1881 году. Он окончил государственную Киевскую консерваторию. Его дебют на сцене состоялся в 1904 году в Киеве. Георгий считался главным солистом Большого театра с 1905 по 1909 годы. В 1909 году, Бакланов начал гастролировать по русским городам, выезжал в Западную Европу и Америку. А в 1915 году уехал жить за границу.

Георгий Андреевич является первым исполнителем следующих партий: Барона в опере «Скупой рыцарь», Ланчотто в опере «Франческе да Римини». С 1910 года участвовал в операх в КГ. А в 1911 году с блестящим успехом исполнил в Берлине партии Скарпиа и Риголетто. В этом же году, он исполнил партию Евгения Онегина в одном из театров Парижа..

В спектаклях, которые он играл в Монте-Карло, участвовали и такие знаменитые личности, как Карузо и Липковский. А в 1914 году принимал участие в мировой премьере в опере «Валенсианские мавры» (Понкьелли). В 1923 году исполнил партию в Берлине в опере «Царская Невеста».

Также, он исполнял партии Бориса Годунова, Нилаканты, Вотана («Валькирия»), Атанаэля («Таис»).

В 1930 году жил в Германии. А в 1933 году переехал в Швейцарию. В 1935 году выступил в Филадельфии (Америка) с ролью в опере Глюка «Ифигения в Авлиде».


Габриэль Бакьё родился в Безье в 1924 году. В 1950 – окончил Парижскую консерваторию. В этом же году поступил в оперную труппу под руководством Хозе Бекмана. Его дебют состоялся в Ницце, он участвовал в опере «Безумец». С 1953 по 1956 год являлся солистом театра Ла Монне в Брюсселе. А с 1956 года в Парижской Опера – комик.

Уже в 1960 году стал солистом Парижской оперы. Дебютировал в 1962 году на Глайндборском фестивале в опере «Свадьба Фигаро», исполняя роль Графа Альмавивы. Уже после он участвовал в самых значимых операх мирового театра. И, наконец, в 1964 году спел в Метрополитен Опера. После этого он 18 лет выходил на эту сцену, для исполнения ролей.

В 1994 году Габриэль Бакьё покинул сцену, но продолжал очень редко выступать и записывать произведения. Но большую часть времени он пел во французских операх, таких как «Манон», «Таис» (Жюль Массне), «Искатели жемчуга» (Жорж Бизе), «Сказки Гоффмана» (Жак Оффенбах), «Пеллеас и Мелизанда» (Клод Дебюсси). Также в списке его партий присутствуют и основные оперы Верди, Пуччини, Доницетти, Моцарта, Россини. В камерном перечне партий, имеются и песни Мориса Равеля, Франсиса Пуленка.

А в 1985 году Бакьё стал лауреатом первой в мире премии «Виктуар Де Ля Мюзик».

Александр Олимпиевич Бантышев

Александр Бантышев родился в городе Углич в 1804 году. Начиная с 1823 года, Александр служил в Москве в Опекунском совете. Он был простым хористом при церкви Николы Явленного, когда обратил на себя внимание Верстовского. И благодаря ему, Бантышева приняли в труппу Большого театра. Там он выступал с огромным успехом в течение 25 лет.

Благодаря помощи Алябьева, Александр Олимпиевич дебютировал в 1827 году на московской сцене Большого театра. А в 1828 году выступил с партией Гикши. Александр самый первый исполнил партию Торопки из оперы «Аскольдова могила». Все критики признали эту роль самой лучшей и удачной из всех ролей, которые исполнял Бантышев.

Александр Бантышев не получил специального музыкального образования, но не смотря на это, он стал известным человеком в определённых кругах. Он брал уроки вокального пения у Булахова и Варламова. А в 1857 году произошло последнее выступление в Москве, в партии Торопки.

С 1853 и по 1857 годы он вёл режиссёрскую деятельность в разных городах России. Также, он давал бесплатные уроки пения. Одним из известных его учеников стал Агренев-Славянский. У него была жена, но после себя, наследников он не оставил. Скончался Бантышев в Москве в 1860 году.

Антон Иванович родился в Чехии в 1856 году. Начинал карьеру певца в Пражской опере. Дебют Барцала в Московском театре состоялся в 1874 году, он исполнял роль Фауста. Он является главным режиссером Большого театра с 1882 года.

В репертуаре Антона Ивановича более 100 партий. Некоторые из них – это роль Собинина, Шуйского, Радамеса, Берендея и другие. Он является самым первым певцом, кто исполнил на сцене партию Ричарда в опере «Бал-маскарад». В 1870 году по предложению Голицына, Барцал ездил с гастролями с его хором по всем городам России.

В 1894 году состоялся его бенефис, на котором он впервые на русской сцене поставил оперу «Зигфрид» и «Тангейзер». В ней он играл роль Миме. Поставил на сцене в Большом театре более 50 опер.

Уже в 1898 году преподавал в Московской консерватории. А в 1921 году навсегда покинул Россию, и переехал в Германию. Награждён званием – Заслуженный артист Императорских театров. Также, Барцал вёл концертную деятельность, и неоднократно исполнял партии в ораториях Моцарта, Гендельсона, Баха, Мендельсона, Верди, Бетховена и многих других.

Среди учеников Антона Барцала есть такие известные личности, как Василий Петров, Павел Румянцев и А. Альтшуллер.

Андреа Бочелли родился в сентябре 1958 года в Италии. Ещё в детстве он испытывал проблемы со зрением, а уже в 12 лет окончательно ослеп. В юношеские годы он выиграл некоторые вокальные конкурсы, а также был солистом в школьном хоре. После школы он пошёл учиться в университет в Пизе на юридический факультет. Андреа Бочелли был сильно увлечён оперной музыкой, и поставил для себя цель в жизни – стать великим тенором. Молодого Андреа Бочелли, берёт в ученики знаменитый Франко Корелли. Всё это произошло в Турине. В этот момент он поставил крест на карьере юриста.

В дневное время он серьёзно занимался вокалом, а с наступлением ночи – пел в ресторанах и барах, и тем самым зарабатывал себе на жизнь.

Он был награждён званием Великого офицера и орденом «За великие заслуги перед отечеством». А также, был награждён на голливудской «Аллее славы» звездой за вклад в оперное театральное искусство.

Несмотря на его популярность, многие критики не очень довольны ценами билетов на его выступления. Один из них спросил себя: «Почему я должен платить 500 долларов за билет на концерт?» А ведь действительно, это дороже цены на «Битлз» , когда они высадились на Манхеттен. И дороже, чем зарабатывал настоящий гений Владимир Горовиц за концерт 15-20 лет назад.

Рамон Варгас родился в 1960 году в Мексике. Дебют в Европе состоялся в 1987 году, тогда он исполнял партию Джельсомино в опере Россини – «Путешествие в Реймс». Рамон стал известен благодаря своему бельканто в операх Верди, Доницетти, Россини и других. Он выступал в Риме, в Ла Скала, в Ковент Гардене. В записях также имеются Герцог, «Дон Жуан» (Дон Оттавио), Тамино и другие. Великолепно спел партию Альмавивы на фестивале «Арена ди Верона» в 1996 году.

Когда ему было пять лет, он пел в церковном хоре в Мексике. Учителем пения, тогда ещё ребёнка, был Антонио Лопес. Вскоре он получил педагогическое образование. Но, несмотря на это, он всё же посвятил себя музыке. И уже в 1982 году стал победителем Национального конкурса вокалистов. В этом же году, он дебютировал в опере «Аптекарь». В 1986 году в Милане Рамон выиграл ещё один конкурс – «Конкурс теноров» Энрико Карузо. После этого он стал выступать в Венской государственной опере. А с 1988 по 1990 годы – он был солистом Люцернской оперы.

В 1992 году Варгас первый раз вышел на сцену Метрополитен-опера, и тем самым, заменил Лучано Паваротти. В день столетия со дня смерти Джузеппе Верди, Рамон выступил с оперой «Реквием» в Милане 27 января 2001 года.

Александр Ведёрников родился в 1927 году в СССР. В 1955 году закончил Московскую консерваторию. В 1956 году стал лауреатом первой премии конкурса вокалистов имени Шумана в Берлине. С 1955 года и по 1958 год – был солистом Мариинского театра.

Дебют Александра Ведёрникова состоялся в 1957 году на сцене Большого театра. А с 1958 года был солистом в нём. В 1961 году прошёл стажировку в Италии в театре Ла Скала (Милан). Самыми удачными партиями, исполненными Ведёрниковым, считаются: князь Юрий Всеволодович, Борис, Пимен, Варлаам, Кончак, Мельник, Галицкий, Сусанин, Досифей, Султан. А также: Кутузов «Война и мир», Даланд «летучий голландец», Рамфис «Аида», Филипп Второй «Дон Карлос», Дон Базилио «Севильский цирюльник».

Также, получил государственную премию СССР за концертные программы в 1967-1969 годах. И первую премию Всесоюзного конкурса на исполнение произведений советских композиторов.

С 1954 года гастролировал за рубежом. Он побывал в таких странах, как Ирак, Франция, Австрия, Финляндия, Англия, ГДР, Швеция, Канада, Италия, и во многих других.

Исполнения Ведёрникова всегда отличались особой музыкальность, тонким проникновением в образ и стиль оперных произведений.

Людвиг Вебер родился в Вене в 1899 году. Музыкальное образование получил в Вене. Там же и состоялся его дебют 1920 года в Венской опере. В течение 2-3 лет он исполнял там незначительные партии.

Успех настиг его после выступления в 1931 году в Мюнхене на Вагнеровском фестивале. После этого, в 1933 году его пригласили в Мюнхен, на выступления в Баварскую государственную оперу. После этого начались гастроли за границей.

С 1936 года, в течение нескольких лет, он выступал в Лондоне в Королевском театре Ковент-Гаден. А с 1945года и по 1965 год пел в Венской государственной опере. Он выступал на всех крупных европейских сценах, а также в Буэнос-Айресе в театре Колон.

С 1961 года он работал профессором в Зальцбурге в консерватории «Моцартеум». С 1951 года по 1962 год – участвовал в Байройтском фестивале(Bayreuther Festspiele). В 1951 году на этом фестивале он исполнил партию Гурнеманца «Парсифаль».

Голос Людвига Вебера считают одним из лучших басов в двадцатом веке. Он участвовал в таких операх, как «Гибель богов», «Тристан и Изольда», «Волшебная флейта», «Кавалер розы», «Борис Годунов», «Парсифаль», «Золото Рейна».

Бьёрлинг родился в Швеции в 1911 году. Он считается одним из крупнейших оперных певцов двадцатого века. Первым учителем Юсси Бьёрлинга был его отец – Давид Бьёрлинг. С ним и двумя братьями он участвовал в семейном квартете. С 1928 года по 1930 год – Юсси учился в Стокгольмской консерватории. После этого (с 1930 по 1933 годы) являлся солистом Шведской королевской оперы в Стокгольме.

Уже в 1931 году, после его выступления в Копенгагене, имя Бьёрлинга становиться известным и за границей Швеции. А уже в 1936 году он отправляется в турне по Чехословакии, Австрии, Германии и Венгрии. И в 1938 году в первый раз выступает на сцене Метрополитен-опера. Там он пел, начиная с 1940-х годов.

Получил шведское звание – «Придворный певец». В 1960 году он получает «Гремми». В 1957 году у певца начались проблемы с сердцем. Но, несмотря на это, он не прекратил выступления, и записал в 1960 году оперу Верди – «Реквием». В марте 1960 года с ним случился сердечный приступ во время представления в Лондоне «Богемы». Через несколько месяцев он умирает. Анна-Лиза (жена Бьёрлинга) также была оперной певицей.

Юсси Бьёрлинг участвовал во многих итальянских операх, таких как «Риголетто», «Травиата», «Севильский цирюльник», «Аида», «Вильгельм Телль», «Трубадур», «Тоска».

Мануэль Гарсиа родился в Мадриде в марте 1805 года. Вокальный педагог и доктор медицинских наук. Он является сыном Гарсиа – старшего, а также – приходится братом Полины Виардо.

Его дебют состоялся в опере «Севильский цирюльник» в Нью-Йорке в 1825 году. С 1825 по 1827 года – он гастролировал с отцом по городам США. А в 1828 году – в Мехико. Именно в вокальной школе отца он начал свою педагогическую деятельность. Педагогом он был с 1829 года. А с 1842 и по 1850 года – Мануэль Гарсиа преподавал в Парижской консерватории. В 1848 по 1895 год – преподавал в Королевском музее академии в Лондоне.

Также Мануэль Гарсиа внёс немалый вклад в развитие вокальной педагогики. Он написал некоторые инструкции для учителей, например, «Записки о человеческом голосе», эта работа была одобрена Академией наук во Франции. А также написал – «Полное руководство по искусству пения». Эта работа была переведена на многие языки. Но, также, он внёс большой вклад в изучениефизиологии человеческого голоса. В 1855 году он изобрёл ларингоскоп. За это изобретение его удостоили степени доктора медицины университета в Кенигсберге.

У него было много учеников, среди них наиболее известны: М.Маркези, К.Эверарди, Е.Линд, Г. Ниссен-Саломан, Э. Фреццолини.

Тито Гобби родился в Италии (Бассано дель Граппа) в 1913 году. Его учителем был тенор Джулио Крими. Уже в 1936 году он выиграл Международный конкурс вокалистов, которые происходил в Вене, и получил свою первую премию. Его дебют состоялся в 1937 году в Риме в театре «Адриано», он исполнял партию Жоржа Жермона. Начиная с 1942 года, Тито Гобби выступал в театре Ла Скала. Там его дебют состоялся в партии Белькоре в опере «Любовный напиток». В этом же сезоне Тито исполнял партию Воццека. В Ковент-Гардене он пел с 1950 года и по 1974 год.

Первое выступление в США (Сан-Франциско) было в 1948 году. Уже с 1956 года он пел в Метрополитен-опера. Дебютировал с партией Скарпиа.

Вскоре, в 1951 году он ездил с гастролями с Джильи по Южной Америке. Тито Гобби пел на многих фестивалях, среди которых: Зальцбургский фестиваль, фестиваль «Арена ди Верона». В 1970 году был членом жюри Международного конкурса, проходившего в Москве.

Тито Гобби является одним из величайших баритонов двадцатого века. В его репертуаре числится более 100 партий. Известен, благодаря своему бельканто. Его лучшие роли – Яго, Фальстаф, Фигаро, Симон Боккангера, Риголетто, Амонасро, Скарпиа, Вильгельм Телль, Тонио.

Прошлое столетие ознаменовано бурным развитием советского оперного искусства. На сценах театров появляются новые оперные постановки, которые стали требовать от исполнителей виртуозных вокальных партий. В этот период уже работают такие известные оперные певцы и прославленные исполнители, как Шаляпин, Собинов и Нежданова.

Наряду с великими певцами на оперных сценах появляются не менее выдающиеся личности. Такие известные оперные певицы как Вишневская, Образцова, Шумская, Архипова, Богачёва и многие другие являются эталоном для подражания и в настоящее время.

Галина Вишневская

Галина Вишневская

Примадонной тех лет принято считать Галину Павловну Вишневскую. Обладая прекрасным и чистым, словно бриллиант, голосом, певица пережила сложные времена, но, тем не менее, став профессором консерватории, она сумела передать свои ученикам.

За певицей надолго сохранилось прозвище «Артистка». Лучшей её партией стала партия Татьяны (сопрано) в опере «Евгений Онегин», после исполнения которой, певица получила титул главной солистки Большого театра.

Большую творческую деятельность, связанную с оперным искусством, вела Елена Васильевна Образцова. Её трепетное увлечение музыкой переросло в профессию.

Окончив экстерном в 1964 году консерваторию имени Римского-Корсакова на «отлично с плюсом», Елена Образцова получила свой билет в Большой театр.

Обладая исключительным тембром меццо-сопрано, она стала популярной драматической актрисой и сыграла свои оперные партии в лучших постановках, среди которых роль Марфы в опере «Хованщина» и Мари в постановке «Война и мир».

************************************************************************

Многие известные оперные певицы пропагандировали русское оперное искусство. В их числе была и Ирина Константиновна Архипова. В 1960 году она активно гастролирует по миру и дает концерты на лучших оперных площадках Милана, Сан-Франциско, Парижа, Рима, Лондона и Нью-Йорка.

Первым дебютом Ирины Архиповой стала роль Кармен в опере Жоржа Бизе. Обладая незаурядным меццо-сопрано, певица произвела сильное глубокое впечатление на Монтсеррат Кабалье, благодаря чему случилось их совместное выступление.

Ирина Архипова является самой титулованной оперной певицей России и по числу наград занесена в книгу рекордов оперных знаменитостей.

************************************************************************

Не меньший вклад в развитие советского оперного искусства внесли и известные оперные певцы. Александр Иосифович Батурин обладал великолепным и сочным голосом. Его бас-баритон позволил ему спеть партию Дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Своё искусство Батурин совершенствовал в Римской академии. Певцу с легкостью удавались партии, написанные как для баса, так и для баритона. Свою знаменитость певец приобрел благодаря партиям Князя Игоря, тореадора Эскамильо, Демона, Руслана и Мефистофеля.

************************************************************************

Александр Филиппович Ведерников – российский оперный певец, который прошёл стажировку, выступая в спектаклях великого итальянского театра Ла скала. На его счету почти все басовые партии лучших русских опер.

Партия Бориса Годунова в его исполнении перевернула прежние стереотипы. Ведерников сал образцом для подражания.

Кроме русской классики оперного певца увлекала и духовная музыка, поэтому артист очень часто выступал на богослужениях и проводил мастер-классы в духовной семинарии.

************************************************************************

Многие известные оперные певцы начинали свою карьеру с подмостков. Так и Владимир Викторович Ивановский впервые обрёл свою популярность, будучи электромонтёром.

Со временем получив профессиональное образование, Ивановский стал членом труппы Кировского тетра оперы и балета. В советские годы он спел концертов более тысячи.

Обладая драматическим тенором, Владимир Ивановский гениально исполнял партии Хозе в опере «Кармен», Германа в «Пиковой даме», Самозванца в «Борисе Годунове» и многие другие.

************************************************************************

На развитие искусства музыкального театра в XX веке своё влияние оказали и зарубежные . В их числе Тито Гобби, Монтсеррат Кабалье, Амалия Родригеш, Патриция Чофи. Опера, как и другие виды музыкального искусства, оказывая огромное внутреннее воздействие на человека, всегда будет влиять на становление духовной личности человека.

6 выбрали

Сегодня свой день рождения мог бы отметить Лучано Паваротти . К несчастью, гениальный солист ушел от нас девять лет назад. Но его лирический тенор сохранился в записях и продолжает радовать любителей академического вокала. Давайте сегодня вспомним о нем и о других легендарных оперных исполнителях XX века, а заодно послушаем их голоса.

Федор Шаляпин

Федор Шаляпин – самый знаменитый российский оперный певец. Он родился в крестьянской семье и готовился стать сапожником. Но благодаря незаурядному таланту его жизнь сложилась иначе. В детстве он был церковным певчим, а в 16 лет поступил хористом в труппу Серебрякова. В солиста молодой Шаляпин переквалифицировался случайно, когда ему предложили заменить заболевшего артиста. В этот период ему сильно помог знаменитый русский певец и педагог Дмитрий Усатов, которому так понравился голос Шаляпина, что он стал давать молодому неимущему певцу бесплатные уроки.

Спустя несколько лет Шаляпин работал в оперном театре Саввы Мамонтова, Мариинском и Большом театрах. Тогда к нему пришла всероссийская, а за ней и мировая слава. Зрителей восхищали не только вокальные данные артиста, но и мастерство перевоплощения, пронзительный взгляд и природный магнетизм. Все это делало его героев (например, Мефистофеля, Дон Кихота и Бориса Годунова) такими выразительными.

Получив мировую известность, Шаляпин не забывал о своих корнях и старался помогать нуждающимся. В революцию 1905 года он жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. А в 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин передал детям эмигрантов. Ведь дело тут было не в политике, а в сострадании.

Лучано Паваротти

Лучано Паваротти был настоящей суперзвездой оперной сцены. Его называли "королем верхнего до" – так легко и непринужденно он брал эту, недоступную для большинства певцов-мужчин ноту. Своей работой он популяризировал оперное искусство, делая его доступным широкой публике. Он организовывал благотворительные концерты "Паваротти и друзья", на которых выходил на сцену с поп- и рок-музыкантами. Некоторые критики возмущались таким подходом к серьезной музыке. Но публика Паваротти обожала. Его выступления в Центральном парке Нью-Йорка собрали полмиллиона зрителей – такой аудитории не было ни у одного из популярных исполнителей. А на выступлении в зале "Метрополитен Опера" занавес по просьбе зрителей пришлось поднимать 165 раз. Этот случай попал в "Книгу рекордов Гиннеса".

А ведь в детстве Лучано Паваротти мечтал о карьере футболиста, но родители уговорили его стать учителем. После двух лет преподавательской деятельности он понял, что его призвание – музыка. Отец неохотно согласился обеспечивать начинающего певца до 30 лет, пока он будет карабкаться на музыкальный Олимп.

Судьба долго не позволяла сбыться мечтам Лучано Паваротти. После шести лет обучения на его связках образовалась складка, и певец уже решил завязать с пением. Но, к счастью, не сделал этого. А впоследствии именно это утолщение на связках сделало его голос таким, как он добивался.

Хосе Карерас

А этот певец в своем призвании никогда не сомневался. Поет он едва ли не с рождения, первый раз его выступление прозвучало на радио, когда ему было всего восемь лет. Несмотря на столь ранние успехи, родители Хосе не верили, что он сможет сделать музыкальную карьеру. Поэтому в институте молодой Хосе Карерас изучал химию, впрочем, не бросал и занятия вокалом.

Его верность делу быстро принесла плоды. Он выступал в "Метрополитен Опера", миланском "Ла Скала", Венском оперном театре. Он был музыкальным директором церемоний открытия и закрытия Олимпийских Игр. Его диски не раз становились "золотыми" и "платиновыми".

Но в 1987 году случилась беда: всемирно известный певец узнал, что болен лейкемией. Шансы на выздоровление были очень малы, но Хосе Карерас справился с болезнью и уже через год вернулся на мировую сцену. После этого он создал фонд по борьбе с лейкемией, в который перечислял доходы приблизительно от 60 концертов в год. Для привлечения внимания к своему фонду он провел серию концертов "Три тенора", в котором вместе с ним выступили Пласидо Доминго и Лучано Паваротти .

Пласидо Доминго

Пласидо Доминго – третий из знаменитой троицы теноров. Критики называют его голос невероятно теплым, а манеру исполнения страстной и экспрессивной. Его родители были актерами сарсуэлы – испанского музыкально-театрального жанра. В юности Пласидо Доминго дебютировал в их труппе, потом брался за любую музыкальную работу: пел в мюзиклах, играл на фортепиано в барах, сочинял фоновую музыку для спектаклей, вел музыкальную передачу на радио. Всемирно известным певцом он стал в 26 лет, после выступления в Нью-Йоркском государственном театре.

Пласидо Доминго разрывался между Европой и США, выступая на сцене "Метрополитен Опера", "Ла Скала", "Ковент Гарден" и на других музыкальных площадках. Он поставил рекорд, исполнив 140 ведущих оперных партий – таким количеством не может похвастаться ни один известный тенор.

А еще Пласидо Доминго – настоящий романтик. Влюбившись в оперную певицу Марту Орнелас , он исполнял серенады под ее окнами. Устоять перед таким голосом девушка не смогла и скоро стала его женой.

Андреа Бочелли

В детстве у певца были проблемы со зрением, а в 12 лет он окончательно ослеп. Эта беда не помешала ему хорошо учиться, заниматься музыкой и побеждать на вокальных конкурсах. После школы он получил диплом юриста, но работать по профессии не стал, посвятив себя музыке. Днем он учился оперному вокалу, а по ночам подрабатывал певцом и пианистом в ресторанах.

Демозапись Андреа Бочелли как-то попала к Лучано Паваротти. Тот был поражен голосом молодого исполнителя и лично пригласил его выступить на своем концерте. Спустя пару лет бывший ресторанный певец уже выступал перед Папой Римским, а его концерты собирали сотни тысяч зрителей.

Дмитрий Хворостовский

Музыкой и пением Дмитрий Хворостовский занимался с детства. В юности он увлекался хард-роком и даже солировал в молодежной группе. Но вскоре вернулся к классическому вокалу и начал упорно работать в этом направлении. Уже в студенческом возрасте его пригласили в качестве солиста в Красноярский театр оперы и балета, затем были победы на Всероссийских и мировых конкурсах. В 90-х певец уехал на запад и с тех пор выступает на самых знаменитых музыкальных площадках мира: "Ковент-Гарден", "Ла Скала", Венская государственная опера, "Метрополитен Опера" и многих других.

Дмитрий Хворостовский – настоящий боец. В прошлом году стало известно, что певец борется с опухолью мозга. После месячного курса лечения он вернулся на сцену. На сегодняшний день лечение продолжается, и, тем не менее, Дмитрий Хворостовский не планирует отменять концерты. В ноябре ожидаются его выступления в Москве. Давайте пожелаем певцу, чтобы эта сложная история закончилась его безоговорочной победой.

Известные оперные певцы мира - это основа всего классического вокального искусства. Успешное исполнение арий зависит от уровня мастерства, которое формируется годами. Как правило, известные оперные певцы начинали заниматься музыкой в детские годы, проходили обучение в школе музыкальной, а затем в консерватории. Особо одаренные отправлялись на стажировку в "Ла Скала" - Миланский Оперный театр, который является своеобразной "меккой" вокального искусства. На легендарной сцене исполнялись произведения великих композиторов, таких как Доницетти, Джузеппе Верди, Беллини, Джакомо Пуччини. Самые известные оперные певцы исполняли на сцене "Ла Скала" арии из "Мадам Баттерфляй", "Турандот" и других шедевров оперного искусства. Миланский театр был основан в 1778 году и с тех пор является великолепной школой для начинающих исполнителей.

Признание публики

Свой вклад в мировую культуру известные оперные певцы вносят, выступая на самых престижных сценах при переполненных залах. Оперное искусство с каждым днем становится все более популярным, интерес к нему растет во всем мире. Публика старается не пропустить ни одного спектакля, в котором участвуют известные оперные певцы и певицы. А после представления благодарные зрители преподносят исполнителям букеты цветов, тем самым выражая свое восхищение. Популярность артиста открывает ему двери в самые престижные театры мира, такие как Метрополитен-опера в Нью-Йорке, Венский оперный театр или Большой театр в Москве. Контракты при этом заключаются обычно на несколько сезонов сразу. Спектакли с участием признанных исполнителей нередко расписаны на год вперед, зрители могут ознакомиться с репертуаром заранее, в январе приобрести билет на представление, которое запланировано, к примеру, на август и, таким образом, встретиться с полюбившимся певцом или певицей. Знатоки оперного искусства знают все мировые шедевры наперечет и могут выбирать исполнителя на свой вкус.

Самые известные оперные певцы мира

Талантливые исполнители, признанные мастера вокала, составляют опеределенную творческую группу. Известные оперные певцы - это, прежде всего, солисты, несущие высокое искусство в массы. Витруозное исполнение арий является их "визитной карточкой", публика ходит на Пласидо Доминго, Марию Биешу или Дмитрия Хворостовского. Бывают случаи, когда высокое искусство сводит вместе талантливых исполнителей из категории "знаменитые оперные певцы". Так было, когда образовалось великолепное трио – Паваротти Лучано, Хосе Каррерас и Пласидо Доминго.

Самые непревзойденные, знаменитые оперные певцы, три тенора, стали выступать вместе, чем произвели настоящий фуррор в мире музыки. Публика с восторгом и благодарностью приняла совместное творчество мэтров.

Лучано Паваротти

Оперный певец итальянского происхождения, обладающий лирическим тенором, являлся одним из самых знаменитых исполнителей 20-го века. Благодаря вокальному мастерству, необычайной легкости звукоизвлечения, жизнерадостному характеру Паваротти стал звездой сцены в возрасте 24 лет. Популярности способствовали частое появление в телевизионных программах, а также публикации в прессе.

Лучано был одним из немногих оперных певцов, которые участвовали в мероприятиях, посвященных поп-музыке. Он с удовольствием пел шансон, шлягеры модных композиторов - и все это в сопровождении шутливых реприз и юморесок. У Паваротти было много друзей в мире рок-музыки, он неоднократно проводил совместные концерты, которые назывались "Паваротти и друзья". Однако при этом певец неизменно оставался в своем основном статусе - академического исполнителя. Лучано Паваротти активно занимался благотворительной деятельностью и даже был неоднократно отмечен наградами итальянского правительства за участие в проектах по сбору средств для политических беженцев и организации "Красный Крест". Певец за более чем сорокалетнюю карьеру успел сделать много в оперном искусстве, его имя навечно вписано в Золотой фонд мировой культуры

Хосе Каррерас

Каррерас Хосе, оперный певец испанского происхождения (тенор), родился в 1946 году в Барселоне. Обладает уникальным тембром голоса. Широко известны его интерпретации произведений Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди. В 1972 году впервые выступил на американской сцене в опере Пуччини "Чио-Чио-сан", в роли главного героя, лейтенанта Пинкертона. Спустя два года Каррерас сыграл роль герцога Мантуанского в опере Джузеппе Верди "Риголетто". К 28 годам певец исполнил более двух десятков ролей оперного классического репертуара. А в 1987 году Хосе Каррераса настигла страшная беда: врачи диагностировали у него рак крови. Острая лейкемия прервала карьеру певца более чем на год. В конце концов болезнь отступила, а Каррерас организовал фонд для содействия исследованиям в области лечебных методик против рака. После выздоровления Хосе отправился в Москву, где принял участие в благотворительном концерте, посвященном землетрясению в Армении, совместно с Монсеррат Кабалье. Впоследствии тенор не раз приезжал в Россию с гастролями. Закончил Хосе Каррерас свои выступления на оперной сцене в 2009 году.

Пласидо Доминго

Знаменитый лирико-драматический тенор, оперный певец испанского происхождения. Родился в 1941 году. Является дирижером-постановщиком в Опере Лос-Анджелеса и Вашингтонской опере. Входит в тройку самых известных теноров мира, вместе с Хосе Каррерасом и Лучано Павароттти. За свою более чем полувековую карьеру Пласидо Доминго исполнил 140 оперных партий, что определяет его безусловное первенство. Кроме того, певец часто участвует в представлениях, находясь за дирижерским пультом. Записано более 100 оперных спектаклей с его участием, где Доминго выступает солистом, а также поет дуэтом. 21 раз великий тенор открывал сезон в Метрополитен-опера, опередив в этом самого Энрике Карузо.

Исполнители с мировой известностью

Расцвет оперного искусства пришелся на 20-й век. Все наиболее значительные произведения был исполнены в 30-х годах прошлого столетия. Практически все популярные оперные певцы мира участвовали в музыкальных спектаклях 20-го столетия. Их успешность определялась публичным признанием. Однако во второй половине 19-го века также были известные оперные певцы. Многие из них прожили долгую, плодотворную жизнь.

Исполнители классической музыки 19-го века

В списке фамилии известных оперных певцов позапрошлого века:

  • Ирена Абендрот (1872-1932) , сопрано. Выступала в Венской опере.
  • Паскуале Амато (1878-1942) , баритон. Выступал в Миланской опере "Ла Скала" и нью-йоркском театре Метрополитен-опера.
  • Карел Буриан (1870-1924) , тенор. Выступал в Венской опере.
  • Эудженио Бурцио (1872-1922) , сопрано. Являлась солисткой "Ла Скала".
  • Давыдов Александр (1872-1944) , русский тенор. Выступал во многих оперных театрах.
  • Мария Долина (1868-1919) , контральто. Солистка Мариинского театра.

Исполнители 20-го века

В следующем списке фамилии известных оперных певцов 20-го века:

  • Елизавета Шумская (1905-1987) , сопрано. Большой театр, Москва.
  • Готлоб Фрик (1906-1994) , бас. Дрезденская опера,
  • Ковент-Гарден. Татьяна Троянос (1938-1993) , меццо-сопрано. Метрополитен-опера.
  • Иван Петров (1920-2003) , бас. Большой театр.
  • Джесси Норман, род. 1945 г ., сопрано. "Ла Скала".
  • Хосе Каррерас, род. 1946 г ., тенор. Все мировые оперные театры.
  • Мария Каллас (1923-1977) , сопрано. Метрополитен-опера.
  • Монсеррат Кабалье, род. 1933 г ., сопрано. Ковент-Гарден.
  • Марио дель Монако (1915-1982) , тенор. Мировые оперные театры.

Известные русские оперные певцы

На протяжении 20-го века в России сменилось несколько поколений талантливых исполнителей. Сегодня известные оперные певцы России составляют значительную часть Золотого фонда русской музыкальной культуры.

Легендарный бас России

Шаляпин Федор Иванович (1873-1938) - русский оперный певец, обладавший необыкновенно сильным басом, солист Большого театра в Москве и нью-йоркского театра Метрополитен-опера.

Народный артист, являлся художественным руководителем Мариинского театра в Ленинграде. Всесторонне одаренный, он занимался графикой, скульптурой и живописью. Оказал огромное влияние на развитие мирового оперного искусства.

Сопрано

Вишневская Галина Павловна (1926-2012) - оперная певица России, обладающая сопрано уникальной чистоты, актриса, театральный режиссер и педагог.

Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством". Всю свою долгую жизнь занималась плодотворной деятельностью, с 2006 года являлась председателем жюри Международных конкурсов оперных артистов. Тогда же Галина Вишневская сыграла в фильме Сокурова "Александра", проявив себя как талантливая драматическая актриса.

Казарновская Любовь Юрьевна родилась в 1956 году.

Оперная певица России, сопрано. Окончила Московскую консерваторию и Институт Гнесиных. Профессор, доктор наук. Дебютировала в роли Татьяны Лариной в "Евгении Онегине" Петра Ильича Чайковского. Исполняла ведущие партии в "Паяцах", "Иоланте", "Богеме" и многих других операх. Была солисткой Мариинского театра с 1986 по 1989 г.

Нетребко Анна Юрьевна - оперная певица России, сопрано.

В 1993 году была приглашена на работу Валерием Гергиевым, главным дирижером Мариинского театра. В 2002 году Анна Нетребко впервые выступила в Нью-Йорке на сцене театра Метрополитен-опера. В настоящее время Нетребко выступает в спектаклях ведущих оперных театров Европы и США.

Меццо-сопрано

Елена Васильевна Образцова родилась в 1939 году .

Обладательница голоса меццо-сопрано, оперная певица Российской Федерации. Народная артистка Советского Союза, педагог по вокалу. Лауреат Ленинской премии 1976 года. В 1990 году удостоена звания Герой Соцтруда. Годом ранее, во время гастрольной поездки по городам Америки, певица произвела фуррор, выступив в роли Марины Мнишек в опере "Борис Годунов", после чего стала звездой оперной сцены.

Архипова Ирина Константиновна (1939-2010) - оперная певица, обладательница голоса меццо-сопрано, актриса и педагог.

Народная артистка Советского Союза, Герой Соцтруда, Луареат Ленинской премии. Мировую известность Ирина Архипова получила за блестящую интерпретацию партии Кармен благодаря своему дару сценического перевоплощения. С 1956 по 1988 год была солисткой Большого театра.

Знаменитые теноры первой половины 20-го века

Иван Козловский (1900-1993) - оперный певец, обладающий лирическим тенором, режиссер-постановщик.

Герой Соцтруда, Народный артист Советского Союза. Лучшие работы: герцог в опере "Риголетто", индийский гость в опере "Садко", Ленский в "Евгении Онегине", юродивый в опере "Борис Годунов" (эта роль считается лучшей ролью Ивана Семеновича).

Сергей Лемешев (1902-1977) - русский оперный певец, обладающий лирическим тенором.

Лауреат премии имени Сталина, Народный артист Советского Союза, режиссер и педагог. С 1931 года солист Большого театра. Исполнил арию графа Альмавива в опере "Севильский цирюльник", герцога в "Риголетто", звездочета в "Золотом петушке", индийского гостя в "Садко". В 1951 году Сергей Лемешев выступил в качестве режиссера оперы "Травиата" в Ленинградском оперном театре. Затем, в 1957 году, Лемешев стал режиссером-постановщиком оперного спектакля "Вертер" Массне и исполнил в нем главную роль.

Сибирский самородок

Хворостовский Дмитрий Александрович - оперный певец, барито

Родился в 1962 году в Красноярске. Является Народным артистом России. Участвует в многочисленных музыкальных проектах по всему миру, среди которых опера "Дон-Жуан", поставленная в Женеве, и спектакль "Любовный напиток" Доницетти - в Метрополитен-опера

Дмитрий Хворостовский не останавливался на достигнутом в области оперного искусства, он активно сотрудничал с композиторами, которые пишут музыку современности, вальсы, патриотические песни, лирические произведения. У певца есть цикл песен военных лет, которые были созданы в разное время. Среди них "Дымилась роща под горою" (композитор В. Баснер, слова М. Матусовского), "Эх, дороги!" (музыка А. Новикова, стихи Л. Ошанина), "Темная ночь" (музыка Н. Богословского, стихи В. Агатова), "Русское поле" (музыка Я. Френкеля, слова И. Гофф) и многие другие.

Вокальное мастерство сегодня

Известные оперные певцы России - это желанные гости на праздниках искусства. За многолетнюю историю оперы в российском государстве уже сменилось несколько поколений талантливых исполнителей. Нынешнее поколение продолжает радовать публику. Оперное искусство по-прежнему востребовано во всем мире.

СОПРАНО — (итальянское soprao, от sopra - над, сверх), самый высокий певческий (главным образом женский или детский) голос. Различают сопрано драматическое, лирическое, колоратурное, а также лирико-драматическое и другие разновидности. Диапазон сопрано от до первой октавы до до третьей октавы.

В русской музыкальной традиции принята следующая классификация разновидностей голоса сопрано

Данный способ классификации применим во всех видах вокального искусства — в опере, в камерной музыке, в хоровом пении. Однако в оперном искусстве часто используется другая, более развёрнутая, классификация (от нижнего регистра — вверх)

Классификация По диапазону Тембрально Особенность тембра, краски
драматическое сопрано Плотный нижний регистр .
лирико-драматическое сопрано си малой октавы — до III октавы Плотный нижний регистр . Способность исполнять драматические и лирические партии .
лирическое сопрано до I октавы — до III октавы Нижний регистр несколько матовый, лучше звучит в верхнем регистре . Мягкость тембра, выразительность в кантилене.
лирико-колоратурное сопрано до I октавы — ми- фа III октавы . Прозрачность тембра, способность исполнять лирические и лирико-колоратурные партии.
Ноты головного звучания
колоратурное сопрано до I октавы — фа- соль# III октавы и выше Свобода звучания в верхнем регистре . Металллическая окраска тембра.
Ноты головного звучания
. Колоратурное сопрано более подвижное, чем лирико-колоратурное.

Беверли Силс (настоящее имя Белла Силвермен) — одна из крупнейших певиц XX века, «первая леди американской оперы». Обозреватель журнала «Нью-Йоркер» с необычайным воодушевлением писал: «Если бы я рекомендовал туристам достопримечательности Нью-Йорка, я бы поставил Беверли Силс в партии Манон на самом первом месте, значительно выше статуи Свободы и Эмпайр стейт билдинг». Голос Силс отличала необыкновенная легкость, а вместе с тем покоряющее слушателей обаяние, сценический талант и очаровательная внешность.

Очаровательна Силс в Веселой вдове Моцарта

Ария Casta Diva из оперы Беллини Норма - одна из самых трудных в репертуаре сопрано. И давайте сравним разных исполнительниц, которые решались петь эту арию.

Поет Беверли Силс


А вот поет эту арию великая Мария Калас

И, наконец, Монсерат Кабалье


А вот как эту арию поет Анна Нетребко


А это Галина Вишневская


Голоса итальянских певиц-сопрано отличаются яркостью тембра, большой насыщенностью, глубиной звучания. Прославленной итальянской певицей-сопрано была Амелита Галли-Курчи. После ее ухода со сцены звание «первого сопрано мира» оспаривали друг у друга Рената Тебальди и Мария Каллас.

Вот как поет Рената Тебальди

Рената Тебальди родилась 2 ноября 1922 года в Пезаро, в том же городе, что и Джоаккино Россини.
Как-то в одном интервью Тебальди попросили назвать крупнейшую певицу современности. Она ответила: «Разумеется, это я!», и несколько мгновений наслаждалась удивлением бестактного журналиста, который не ожидал от нее такого укола в адрес Каллас, а потом с улыбкой добавила: «Видите ли, во мне роста метр семьдесят четыре, можете ли вы назвать еще хоть одну сопрано выше меня?» По таким меркам Тебальди обгоняла большинство своих партнеров, некоторых даже на целую голову.

Джоан Сазерленд --величайшая австралийская оперная певица.лирико-драматическое сопрано с феноменальной вокальной техникой,которая поражала на протяжении многих десятилетий виртуозным владением как голосом,так и интерпретацией оперных партий... Она умерла 10 октября 2010 года в Женеве в возрасте 84 лет.

Леонтина Прайс (Price) (р. 1927) - американская оперная певица.

На вопрос, может ли цвет кожи мешать карьере оперного исполнителя, Леонтина Прайс отвечала так: «Что касается почитателей — им он не мешает. Но мне как певице — безусловно.


РЕНЕ фЛЕМИНГ - американская оперная певица, которую называют «золотым стандартом сопрано», «лицом сегодняшней Америки в области классического вокала» и «одной из немногих истинных суперзвезд нашего времени».


В опере "Евгений Онегин" Финальная сцена — вокальный, актерский и постановочный шедевр. Рене Флеминг - лучшая исполнительница Татьяны.

http://video.yandex.ru/users/zemlja-zarnetskaja/view/191

Мария Гулегина - одна из самых известнейших сопрано мира. После своего дебюта в Ла Скала в 1987 году певица нечасто бывает в России, ее график расписан на годы вперед. Она - желанный гость во всех оперных театрах мира: за время своей карьеры Мария пела в самых ярких постановках "Метрополитен-опера", Ковент-Гарден, в Токио, Египте, Вене, Париже.


Мария Агасовна Гулегина (наст. фамилия — Мейтарджян ) родилась в 1959 году. Свою профессиональную карьеру начала в оперном государственном театре в Минске, затем переехав в 1987 году в Европу, год спустя дебютировала в Ла Скала в роли Амелии в «Бал Маскараде» с Лучано Паваротти в постановке маэстро Гавадзени. Сила, теплота и искренность её голоса, и чудесные актёрские данные, сделали её желанным гостем в разных театрах мира. За время своей карьеры Мария пела в «Метрополитан Опера», «Ковент-Гарден», в Токио, Египте, Вене, Париже и многих мировых столицах…

Итальянка Барбара Фриттоли - оперная дива, знаменитая на весь мир. Ее называют шелковое сопрано Италии.Барбара Фриттоли родилась в Милане, училась в Консерватории Джузеппе Верди.Международная карьера началась в 1989 г. после дебюта в Театро Комунале во Флоренции в опере Букки “Il giuoco del barone”. Ее послужной список необычайно огромен. Наиболее знаменательными были выступления с Риккардо Мути


Анник Массис заслуженно считается первой сопрано Франции. Она владеет обширным репертуаром - от сочинений Генделя и Рамо до виртуозных партий эпохи бельканто, французской лирической оперы и сочинений ХХ века.


Ее голос — легкое, звучное сопрано с лучащимися верхами и необыкновенной юркостью, позволяющей пробегаться по трем октавам — чуть холодноват, как и холодновата она сама. Но опять же это придает ей чарующую схожесть со Снежной Королевой.

Удивительной красоты сопрано - Анита Черкуэтти (Anita Cerquetti) Ее имя мало известно в России.


На юбилейном вечере Елены Образцовой Каста Диву спела азербайджанская звезда Динара Алиева.

Голос Динары Алиевой покоряет красотой, ее пение восхищает глубоким бархатным тембром, вокал поражает мастерством. Меломаны, критики и пресса восхищаются артистическим дарованием и ярким сценическим мастерством артистки и оценивают ее талант как восходящую звезду мировой оперной сцены, обладающую харизмой и стилем в исполнении разнообразной музыки и репертуара.



Чечилия Бартоли (Cecilia Bartoli) - одна из самых востребованных и высокооплачиваемых оперных певиц мира.

На протяжении более двух десятилетий Чечилия Бартоли, несомненно, является одной из самых известных оперных певиц во всем мире. Каждая ее работа - будь то концертная программа, новая роль на оперной сцене, выпуск альбома звукозаписывающей компанией DECCA, с которой у певицы заключен эксклюзивный контракт, -вызывает огромный интерес.

Именно Чечилии Бартоли принадлежат невероятные «рекорды» - более 8 миллионов проданных альбомов, более 100 недель пребывания в международных поп-чартах. Ее многочисленные престижнейшие награды Golden Disc , четыре премии Grammy (США), десять премий Echos и одна - Bambi (Германия), две награды Classical Brit Awards (Великобритания), Victoire de la musique (Франция) и многие другие отражают огромный успех таких работ, как, к примеру, диск Opera proibita («Запрещенная опера»), а также сольные альбомы, посвященные А.Вивальди, К.Глюку, А. Сальери.

Чечилия Бартоли - кавалер ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», действующий академик Римской академии Санта-Чечилия, кавалер Ордена искусств и литературы (Франция), кавалер ордена «За заслуги» (Франция), почетный член Лондонской королевской академии музыки и Королевской академии музыки Швеции. Недавно Чечилия Бартоли была отмечена престижной итальянской наградой «Золотой Беллини» (Bellini d’Oro), Почетной Золотой медалью за заслуги в области искусства - одной из высочайших наград министерства культуры Испании. Кроме того, ей была вручена Золотая медаль города Парижа.

В 2012 году Чечилия Бартоли заняла пост художественного руководителя Зальцбургского фестиваля. Она-то и приметила .

2012 год ушел. И музыкальные критики единодушно признали Юлию Лежневу открытием года, одна из самых перспективных российских сопрано. Ее тембр называют перламутровым, а интерпретации барочной музыки уже сравнивают с эталонными. Родилась она в 1989 году в семье геофизиков в Южно-Сахалинске. С 5-ти лет начала учиться игре на фортепиано и пению. В 2004 году с отличием окончила музыкальную школу имени А.Гречанинова по классу фортепиано и вокала. С 14 до 18 лет обучалась в Академическом музыкальном колледже при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского по классу вокала и фортепиано.

Послушайте концерт Ю.Лежневой, а если я найду в ее исполнении Casta Diva, то выложу.

На вид Юлия какая-то фарфоровая, без эмоций. В этом смысле ей до Нетребко далеко.


В заключение она запела Casta diva: все восторги, молнией несущиеся мысли в голове, трепет, как иглы, пробегающий по телу, - все это уничтожило Обломова: он изнемог.

И.А. Гончаров «Обломов»

О чем эта ария Целомудренной девы?

Целомудренная Дева! Серебришь ты дивным взором
Вековой сей бор священный.
Обрати к нам лик нетленный,
Ясным светом озари.

Целомудренная Дева, укроти страстей горенье,
И умерь пыл дерзновенный
На земле покой блаженный,
Как на небе, водвори.

В оригинале

Casta Diva, che inargenti
queste sacre antiche piante,
a noi volgi il bel sembiante
senza nube e senza vel...

Tempra, o Diva,
tempra tu de’ cori ardenti
tempra ancora lo zelo audace,
spargi in terra quella pace
che regnar tu fai nel ciel...

Fine al rito: e il sacro bosco
Sia disgombro dai profani.
Quando il Nume irato e fosco,
Chiegga il sangue dei Romani,
Dal Druidico delubro,
La mia voce tuonerà.

Cadrà; punirlo io posso.
(Ma, punirlo, il cor non sa.
Ah! bello a me ritorna
Del fido amor primiero;
E contro il mondo intiero...
Difesa a te sarò.
Ah! bello a me ritorna
Del raggio tuo sereno;
E vita nel tuo seno,
E patria e cielo avrò.
Ah, riedi ancora qual eri allora,
Quando il cor ti diedi allora,
Ah, riedi a me.)

Дословный перевод

О, целомудренная Богиня, что серебрит
эти священные древние растения
Обрати к нам свой лик прекрасный,
Без туч и без покрова

Умерь, Богиня,
Умерь пылкие души
Умерь также храброе рвение
Рассей мир на земле
И воцари его на небе

Закончи ритуал: и священная роща
Будет отчищена от скверны
Когда Божество, гневное и мрачное,
Потребует крови римлян
Из храма друидов
Мой голос загрохочет.

Падет! Я бы могла его наказать
Но, наказывать ли, не знает сердце

От первой верной любви
И против целого мира...
Защищу тебя.
Ах! Прекрасное ко мне возвращается
От этого лучика успокаиваюсь
И, живя в твоём лоне,
И родину, и рай обрету.
Ах, вернись то, что было тогда,
Когда сердце тебе отдала
Вернись ко мне.)

Эта опера редко исполняется не только у нас. А потому послушайте "Норму" Беллини в записи из венецианского театра Ла Феничи.


Как и весь мир, Беллини сам считал «Норму» шедевром. Случись кораблекрушение, единственная из его опер, которую надо было бы спасти, говорил он, это «Норма».

Действующие лица:

НОРМА, жрица храма друидов (сопрано)
ОРОВЕЗ, отец Нормы, верховный жрец (бас)
КЛОТИЛЬДА, подруга Нормы (сопрано)
ПОЛЛИОН, римский проконсул в Галлии (тенор)
АДАЛЬЖИЗА, дева в храме друидов (сопрано или меццо-сопрано)
ФЛАВИЙ, центурион (тенор)

Время действия: около 50 года до н.э. Место действия: Галлия.

Краткое содержание оперы:

Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

Несколько слов о Винченцо Беллини.

Его еще при жизни (1801-1835) называли творцом музыкальных мелодий. Он прожил всего 33 года, написав 11 опер, самая значительная из которых "Норма".

3 ноября 1801 года в Катании (Сицилии) в семье музыканта Розарио Беллини родился сын Винченцо. Ему было шесть лет, когда он сочинил свой «опус номер один». Мальчик занимался музыкой под руководством деда — Винченцо Тобиа, поскольку для серьезного обучения семья Беллини не имела средств. Однако Винченцо повезло — у него нашлась покровительница — герцогиня Элеоноре Саммартино.

Герцогиня обратилась с настойчивой просьбой к мужу, и тот порекомендовал Винченцо подать ему, губернатору провинции Катания, прошение о предоставлении стипендии, дабы помочь семье Беллини в расходах, необходимых для обучения их сына в Неаполитанской консерватории. То, чего не удавалось добиться в течение многих лет, решилось в несколько дней. В июне 1819 года Беллини был зачислен в консерваторию.

Через год состоялся экзамен, которого все ждали со страхом: он должен был решить судьбу каждого из учеников — кто из них будет оставлен в колледже, а кого отчислят. Испытание Винченцо выдержал блестяще и в качестве вознаграждения за успехи получил право продолжать учебу бесплатно. Это была первая победа Беллини.

Торжественное открытие театра Карло Феличе в Генуе состоялось 7 апреля 1828 года. На его сцене тогда была поставлена опера Винченцо Беллини «Бьянка и Фернандо»,...

На открытии театра «Карло Феличе» в Генуе на приеме Беллини познакомился с одной молодой, прекрасной, приветливой синьорой с прелестными манерами. Синьора отнеслась к музыканту «с такой добротой», что он почувствовал себя покоренным. В жизнь Беллини вошла Джудитта Канту из Турина.

Светская жизнь в салонах и растущая слава не раз толкали Беллини на любовные приключения, которые он считал «поверхностными и недолгими». Но этот бурный роман, начавшийся в апреле 1828 года, длился аж до апреля 1833 года. Целых пять лет переживаний, ошибок, уверток, сцен ревности, душевных страданий (не говоря уже о финальном скандале в доме ее мужа) «украшали» эту связь, лишившую музыканта покоя, — позже он без колебания назовет все это «адом».

Постановки опер Беллини часто сопровождались патриотическими демонстрациями: в условиях роста национально-освободительного движения в Италии зрители находили в его операх актуальное политическое содержание.

Беллини — крупнейший мастер итальянского стиля бельканто. Основу его музыки составляет яркая вокальная мелодика, гибкая, пластичная, отличающаяся непрерывностью развития. На произведениях Беллини совершенствовали своё искусство выдающиеся итальянские певцы.

Всегда Ваш В.Звонов

В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные