Зима. Зимние месяцы

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило - на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга - оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз - заморозки .

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки - осенние явления неживой природы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление - облака - бывает в любое время года. Облака - это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Лариса Смоленская
Занятие в подготовительной группе «Зимние явления природы»

Зимние явления природы .

Цель :расширение знаний детей о зимних явлениях в природе

Ребята, сегодня на занятии мы с вами познакомимся с зимними явлениями природы . Сейчас зима.

…. Вот север тучи нагоняя. (чтение) . И рады мы

Проказам матушки – зимы…

явлений в природе

(снег)

Это много, очень много красивых снежинок. Они падают, падают с высоты на землю, на крыши домов, на деревья – чистые, хрупкие, сверкающие.

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но это не так. Ученые разгадали тайну рождения снежинок.

Узнали, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, который идет летом вместе с дождем во время грозы.

При снегоходе тихо и красиво падают снежинки на землю. Планируя, как маленькие парашютики кружатся в завораживающем танце.

Можно, подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только нужно прикрыть нос и рот рукой, чтобы снежинка не растаяла. А теперь внимательно рассмотри эти ледяные кристаллики. Какое разнообразие форм. Существует 9 основных форм снежных кристалликов. Им дали интересные названия

толщины

Бывает, сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется МЕТЕЛЬЮ. Иногда в народе её называют вьюгой.

(пурга) .

Страшно в такую погоду!

В стихотворении Пушкина точно и красиво описана метель :

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То, как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

Но не только неприятности приносит снег. Велика от него и польза. Как важный фильтр, снег проходит сквозь воздух городов, очищая его от сажи и различных вредных примесей. После снегопада воздух чистый, им легко дышится.

Во время оттепелей снег сверху начинает таять, становится липким и мокрым. Из него можно делать различные фигуры. Но, если ночью ударит мороз, то начнется гололедица. Тут уж береги руки и ноги, чтобы не упасть.

Зимой в морозную погоду мы часто наблюдаем интересные красочные явления – изморозь .

И игольчатые кристаллики льда оседают на предметах. Иней покрывает предметы тонким неровным слоем, а изморозь толстым слоем.

Ученые подсчитали, что с одной сосны только за одну зиму осыпается более ста килограммов изморози. А сколько её на проводах? Много. Если бы охлажденные провода натянулись от мороза, то наверняка бы лопнули. Изморозь на солнце как серебристо – сверкающее покрывало (искрится и переливается) .

- Послушайте загадку :

Побелело на ночь всюду,

А у нас такое чудо!

За окошком двор исчез

Там волшебный вырос лес (Морозные узоры) .

Что это такое?

А как они образуются?

Морозные узоры рисует мороз Иванович. Он рисует их водяным паром, который есть повсюду. Теплые пары воды оседают на холодных стёклах окон и превращаются в кристаллы льда, так же как снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях зимнего солнца .

группами

Подведение итогов.

явлениях

А сейчас давайте разгадаем кроссворд.

1. Бел как мел

С неба прилетел

Зиму пролежал

В землю убежал (снег)

2. В белом бархате деревня –

И заборы и деревья.

А как ветер нападает

Этот бархат опадает (изморозь)

3. Гуляю в поле, летаю на воле

Кручу, бурчу, знать никого не хочу

Вдоль села пробегаю

Сугробы наметаю (метель)

4. Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке (снежинка)

5. Скатерть бела

Весь мир одела (зима)

6. Когда повяли все цветы,

Мы прилетели с высоты.

Мы, как серебряные пчелки,

Уселись на колючей ёлке.

Мы полетели на поля

И стала белой вся земля (снежинка)

7. И не снег и не лёд,

А серебром деревья убирает (иней) .

Зимние явления природы .

Цель : 1. расширение знаний детей о зимних явлениях в природе .

2. Воспитать любовь к природе

Ребята, сегодня классный час на тему зимние явления природы . Сейчас зима.

…. Вот север тучи нагоняя….(чтение стихотворения)

Вот какие чудеса творит волшебница зима.

С зимою связано очень много явлений в природе . О них мы сегодня и поговорим.

Говоря о зиме, что мы сразу представляем? (снег)

Ребята, а знаете ли вы, что такое снег? И где он рождается?

Снег – это множество красивых снежинок. Они падают, с высоты на землю, на крыши домов, на деревья.

Они тоже падают из туч, как и дождь, но образуются не совсем так, как дождь.

Когда- то считали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но это не так. Ученые разгадали тайну появления снежинок .

Стало известно, что снег никогда не родится из капелек воды. Капельки воды могут стать градинками, колючками непрозрачного льда, который идет летом вместе с дождем во время грозы.

Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Из водяных паров вначале образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Этот кристаллик все время растет и превращается в снежинку.

При снегоходе тихо и красиво падают снежинки на землю. Можно, подставить шерстяную варежку и поймать снежинку. Только нужно прикрыть нос и рот рукой, чтобы снежинка не растаяла. Рассмотри эти ледяные кристаллики. Какое разнообразие форм. Существует 9 основных форм снежных кристалликов. Им дали интересные названия : пластинка, звезда, столбик, игла, пушинка, ёж, запонка, снежинка оледенелая и снежинка круповидная.

Звезда может иметь от 3 до 12 лучей. Иногда снежинки падают поодиночке, а иногда слепляются и образуют хлопья. Крупные, похожие на кусочки ваты ложатся на землю.

Как шубой укрывают слои снега землю. Снег не пропускает тепло от земли. Под снегом не вымерзают растения, мелкие зверюшки согреваются в своих норках. Плохо им, когда снежный покров не ложится долго. Слой снега бывает разной толщины : от едва закрывающего землю до высоты человеческого роста и больше. Сухой пушистый снег легко переносится ветром.

Бывает сильный ветер поднимает кучи снежинок с земли, словно метлой. Снег с ветром так и называется МЕТЕЛЬЮ. Иногда в народе её называют вьюгой.

Если разыгралась сильная метель, да пошёл снег и ветер такой, что на улицу не выйти, то это уже настоящая снежная буря (пурга) .

В стихотворении Пушкина описана метель :

Буря мглою небо кроет…

Но вот метель стихла и на улице оставила наметённые кучи снега – сугробы

Если снегопады и метели были долгое время, то сугробы могут образовывать снежные заносы

Ещё хуже, если снег идет мокрый. Он налипает на провода, столбы плотной массой – налепью. Под её тяжестью ломаются ветки деревьев, рвутся провода.

Снег приносит большую пользу. Что фильтр, снег проходит сквозь воздух городов, очищая его от сажи и различных вредных примесей. После снегопада воздух чистый, им легко дышится.

Особенно хорошо видно, сколько грязи собрал снег, в конце зимы.

Во время оттепелей снег сверху начинает таять, становится липким и мокрым. Из него можно делать различные фигуры. Но, если ночью ударит мороз, то начнется гололедица. - Зимой в морозную погоду мы часто наблюдаем интересные красочные явления – изморозь .

Изморозь часто путают с инеем. Иней тоже бывает зимой, но чаще осенью и весной, когда температура воздуха опускается ниже точки замерзания воды.

И игольчатые кристаллики льда оседают на предметах. Иней покрывает все тонким неровным слоем, а изморозь толстым слоем.

Иней не такой пушистый, как изморозь. Изморозь возникает пушистым густым налётом на ветках деревьев и т. д. Она кажется легкой как пух. Но легка ли изморозь?

Ученые подсчитали, что с одной сосны только за одну зиму осыпается более ста килограммов изморози. А сколько её на проводах? Много. Изморозь на солнце как серебристо – сверкающее покрывало (искрится и переливается) .

Дети отгадывают загадку про морозные узоры.

Что это такое?

А как они образуются?

Морозные узоры рисует мороз Иванович. Он рисует их водяным паром, который есть повсюду. Теплые пары воды оседают на холодных стёклах окон и превращаются в кристаллы льда, как и снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются друг с другом. Льдинки группируются на неровностях , на стеклах и постепенно вырастает ледяной сад на окне с необыкновенными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца .

Не только стёкла кружевной росписью разрисовывает мороз. Рисует он ледяные цветы и на земле.

Ледяные узоры на земле образуются в местах выхода теплого воздуха, там, где под землею находятся теплотрассы, у вентиляционных люков. Влажный теплый воздух быстро охлаждается и замерзает. Кристаллы льда при этом располагаются группами , образуя узоры, похожие на пальмы, цветы.

Подведение итогов.

Вот мы поговорили о разных интересных явлениях , и все они связаны с водой. Пары воды замерзают в кристальные льды и образуются снежинки, морозные узоры, изморозь.

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега) , поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

  1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха) .
  2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.
  3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа
  4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.
  5. Воспитывать стремление сохранить и оберегать природный мир, видеть его красоту.
  6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

  1. Рассматривание картин на зимнюю тематику
  2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.
  3. Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.
  4. Рисование снежинок.
  5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. - модели планет (Солнца и Земли) ; наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке) , снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,
Солнце светит мало.
Вот пришли морозы-
И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси, вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте П

представим, что планета наша разделена на четыре части, |на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки» . Хотите его послушать?

Ответы детей

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь?

На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками» , «Звездочка с шестью лучами» )

Где побывали ученые? (в облаках)

Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Как образуется наст? (твердая корочка на снегу)

Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка "Зимний сон"

Тихо, тихо сказку напевая,
Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)
Теплым одеялом укрывая,
Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,
В полночь звезды падают с небес.
Опустив мохнатые ресницы,
Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,
В сказочном сиянии луны.
На опушки леса спят сугробы
Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,
Гасят окна сонные дома.
И, зима рассказывая сказки
Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые - исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово "пожалуйста") . Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите? (вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег) Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) . Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным) .

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат) . Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

Воспитатель: Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата) .

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое) . А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды) , (холодная) . Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды) .

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега) . Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Некоторые из нас постоянно жалуются на зиму: холод, сложные условия вождения, и мы все время где-то застреваем. Да, вся слава достается лету. И правда, зима может быть опасной. Но она может также быть невероятно красивой. щВ это время года разный снежный и ледяной покров укрывает землю. Тем не менее, некоторые виды снега являются очень странными по сравнению с другими. От таинственных ледяных шаров, омываемых водой на пляже в Сибири, до сосулек, которые вырастают на целые метры под океаном, эти явления далеки от того, чтобы назвать их обычными.

10. Световые столбы


Окрашенные в пастельные тона и парящие над землей, эти световые столбы часто принимают за НЛО. Те, кто видит их в морозную зимнюю ночь, часто восхищаются их красотой, которая кажется работой инопланетян или какой-то потусторонней силы. Тем не менее, научное объяснение появления световых столбов вполне мирское.

«Как и все виды сияний, они представляют собой собранные вместе лучи света, в которых содержатся миллионы кристаллов [льда], отражающих свет определенным образом по отношению к вашим глазам или камере», - объясняет Лес Коули (Les Cowley), физик, вышедший на пенсию, и эксперт по атмосферной оптике.

Во время очень холодных, безветренных ночей кристаллы плоского льда с больших высот могут опускаться к земле и отражать уличные фонари городов и огни автомобилей, в результате чего появляются причудливого вида световые столбы. Они часто приобретают тот же цвет, что и огни, которые они отражают, что объясняет их многоцветие.

Интересно, что подобные явления могут возникать, когда солнечный или лунный свет отражаются кристаллами льда, что приводит к образованию солнечных и лунных столбов.

9. Пенитентес


Эти странные снежные образования напоминают смертоносные шипы. Фактически, некоторые из них могут достигать гораздо большей длины, чем длина плеча человека - до 6 метров! Без каких-либо других следов снега вокруг пенитентес, удивительно наблюдать, как как эти похожие на когти лезвия поднимаются с земли, словно фигуры в капюшонах.

Пенитентес образуются из затвердевшего снега или льда на высоте более 4000 метров. Их можно найти на поверхностных равнинах, где снег является самым глубоким, а лучи солнца не слишком сильны.

В результате процесса сублимации (когда снег испаряется, не превращаясь при этом в жидкость), снег случайным образом истончается, поскольку некоторые участки сублимируются быстрее других, оставляя более глубокие углубления. Со временем формируются поля шипов. Не стоит обманываться их утонченным внешним видом. Хотя они могут быть красивыми, это сложное препятствие для альпинистов.

8. Ледяные шары


В 2016 году жителей одной отдаленной деревушки в Сибири обнаружили странные предметы, которые, казалось, были вымыты на берег из моря.

На протяжении 18 километров берег Оби покрывали ледяные шары, размером до одного метра (самые крупные) или с теннисный мяч (самые мелкие). Казалось, что природа готовилась к тому, чтобы играть в снежки. Даже старейшины села не знали, что это такое.

Известные также как «ледяные валуны», ледяные шары образуются из наледи (густая смесь кристаллов льда и воды). Вода и сильный ветер катают куски льда туда и обратно, чтобы придать шарам сферическую форму, они могут также окрашиваться за счет песка.

Тихие волны приводят к образованию шаров более сплюснутой, блиноподобной формы. К сожалению, учитывая их вес, который может достигать 23 килограммов, эти шары, состоящие из цельного куска льда, не сделают игру в снежки приятной.

7. Ледяные вулканы


Все знают, что такое вулканы. Неистовые и устрашающие проявления могущества природы, эти огненные отверстия в земной коре извергают расплавленную лаву и смертоносные газы. Тем не менее, существует также вулкан, извергающий расплавленный лед.

Ледяные вулканы (они же криовулканы) подобны обычным вулканам, когда под поверхностью образуется давление, что приводит к извержению, которое получается либо сильным, либо спокойным. Вместо того, чтобы извергать расплавленные камни, ледяные вулканы извергают замороженные водяные газы, аммиак или метан.

Открытие этих вулканов на Плутоне в 2016 году вызвало ажиотаж, хотя ранее они были задокументированы в 1989 году на Тритоне, самой большой луне Нептуна.

Криовулканы могут достигать колоссальных размеров. Один из них, Райт Монс (Wright Mons) на Плутоне, достигает ошеломляющей высоты в 4 километра и длины в 145 километров.

6. Снежная гроза


Казалось бы, два совершенно несовместимых слова – снежная гроза, но именно она и случается, когда во время метели сверкает молния и гремит гром. Для этого должны возникнуть подходящие условия. Погода должна быть достаточно холодной, чтобы пошел снег, но слой воздуха у земли должен быть теплее, чем воздух над ним.

Как и во время грозы, теплый и влажный воздух поднимается вверх, создавая нестабильные воздушные колонны, которые затем конденсируются в облака. Когда обычные снежные облака формируют выпуклости, называемые башенками, это означает появление нестабильных воздушных потоков, которые приводят к выпадению осадков, таких как град или снег.

Когда эти частицы сталкиваются друг с другом, накапливается электрический заряд и высвобождается в виде молнии. К сожалению, даже если вы находитесь в правильном месте для такой редкой погоды, самое большее, что вы сможете увидеть - это яркая вспышка, за которой следует раскат грома.

5. Лед в виде блинчиков


Странные, замерзшие лилии покрыли пруд круглыми листьями, достигающими до 3 метров в поперечнике. Эти круглые плиты напоминают своеобразный Фрисби или пиццу, но они состоят из льда толщиной до 10 сантиметров.

Когда наледь собирается на поверхности спокойной воды при температуре ниже нуля, ледяные плиты натыкаются друг на друга, формируя круглые льдины с поднятыми кромками. В более бурном океане плиты наледи надвигаются друг на друга, в конечном итоге замерзая в твердый ледяной лист.

Эти образования красивы, но жутковаты. Хотя чаще всего они встречаются в Антарктиде, но могут появляться в любом месте, если для этого есть подходящие условия.

4. Иней


Определение слова «иней» в Староанглийском словаре звучит как «отображающий сходство белого морозного оперения с бородой старика». Морозное «оперение» можно увидеть, покрывающим деревья, листья и кусты тонким слоем кристаллов льда в морозный день, создавая тем самым видимость зимней страны чудес.

Иней создается по тому же принципу, что и роса. Когда молекулы водяного пара вступают в контакт с травой или другим объектом при температурах ниже нуля, происходит выпадение осадка. Отложение осадка (когда вода из газообразного состояния переходит в твердое) приводит к тому, что объект покрывается кристалликами льда, напоминающими перья. Чем больше влаги в воздухе, тем толще покрытие, так как мороз образует более крупные и более сложные узоры.

3. Замерзшие лягушки


По мере того, как дни становятся короче, а температура падает ниже нуля, у разных животных есть свои собственные методы, чтобы приспособиться и выжить в течение наступающей зимы. В то время как медведи засыпают, а гуси улетают на юг, у древесной лягушки есть загадочная, сверхъестественная стратегия: она просто позволяет себе замерзнуть.

В отличие от большинства лягушек, которые прячутся в грязи под озерной водой, древесные лягушки роют норы в земле. Листья обеспечивают совсем немного тепла, и вскоре тело лягушки совсем застывает. Сердце перестает биться, органы перестают функционировать, и кровь замерзает.

В других организмах замерзание повреждает ткани, разрушая деликатные структуры клеток кристаллами льда. Клетки обезвоживаются и больше не могут функционировать. Древесная лягушка избегает этой опасной для жизни ситуации, производя большое количество глюкозы и транспортируя ее в клетки, чтобы эффективно использовать в качестве антифриза.

Также повышается и уровень мочевины, что увеличивает защиту. В то время, как сами клетки не замерзают, вода замерзает в коже, глазах и мышцах, брюшной полости, где она окружает определенные органы, в результате чего лягушка превращается в твердый брусок.

Когда приходит весна, животное оттаивает изнутри. Сердце и легкие начинают функционировать снова, и лягушка выпрыгивает из норы, как будто ничего не случилось.

2. Небесная пробоина


Это выглядит так, словно гигантская рука потянулась вниз и оторвала кусок облаков, оставив рваную рану посредине неба. Что это? Дело рук Божьих? Или инопланетян? Или странное облачное образование?

Небесные пробоины возникают, когда погодные условия становятся идеальными для этого. Капли воды в облаках должны находиться при температуре ниже нуля, но при этом недостаточно низкой, чтобы пошел снег. Капельки, составляющие облака, не замерзают. Вместо этого они остаются в состоянии переохлажденных водяных капель.

В конце концов, некоторые из них превращаются в лед, и начинается цепная реакция, во время которой замерзает остальная часть водяного пара. Пар, который не превращается в лед, испаряется, что приводит к образованию дыры в облаке.

Исследования подтвердили, что пролетающие в этих слоях атмосферы воздушные суда ответственны за начало процесса замерзания. Когда самолеты пролетают сквозь облако, воздух охлаждается, проходя через крылья и пропеллеры самолета. Этого охлаждения достаточно, чтобы капли стали замерзать.

Хотя небесная пробоина кажется волшебной работой некого гиганта, пробившего облака, это всего лишь дело человека.

1. Сосульки смерти


Забудьте о сосульках. Брайникл формируется на дне океана и так же смертелен, как и обворожителен. Морской лед образуется в морозных условиях Арктики и Антарктиды. Соль вытекает изо льда, что увеличивает соленость воды и снижает температуру ее замерзания.

Плотность также увеличивается. Соленый рассол не может превратиться в лед и погружается в более теплую воду, расположенную дальше в океане, в результате чего окружающая вода замерзнет и формирует брайникл. Когда гигантское синее щупальце опускается вниз, чтобы коснуться морского дна, оно превращает в лед (убивает) все, чего касается.

«Они выглядят как перевернутые кактусы, которые выдувают из стекла. Они невероятно нежные и могут сломаться от малейшего прикосновения», - говорит Эндрю Тэрбер (Andrew Thurber), профессор Университета штата Орегон (Oregon State University).

И тем не менее, смертельные отростки могут также скрывать жизненно-важные секреты.
Бруно Эскрибано (Bruno Escribano), исследователь из Центра прикладной математики Basque Center for Applied Mathematics, объясняет: «Внутри морского льда высокая концентрация химических соединений, здесь есть липиды, жиры, которые покрывают внутреннюю часть «отростков». В результате последние могут функционировать как примитивная мембрана - одно из условий, необходимых для жизни».

Елена Новикова
Конспект НОД «Зимние явления в неживой природе».

Тема: Зимние явления в неживой природе.

Цель: Стимулировать детскую любознательность, стремление глубже изучить явление природы (свойства снега, поддерживать проявление интереса детей к экспериментированию, исследованию.

Программное содержание:

1. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца; представление о снеге и его свойстве (снег тает в тепле, снег не прозрачный, снег белый, снег не имеет запаха).

2. Учить детей анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Активизировать речь за счет слов: наст, водяной пар, снежная крупа, лупа, эксперимент. Совершенствовать умение детей отвечать на поставленные вопросы по содержанию рассказа

4. Развивать мышление, интерес к зимним явлениям природы, желание активно познавать и действовать.

6. Оздоровительная: здоровье сберегающий подход к образовательной деятельности.

Предварительная работа

1 .Рассматривание картин на зимнюю тематику

2. Чтение стихотворений о зиме, снежинках.

3 .Наблюдения за падающим снегом, снежинками, игры со снегом на прогулках.

4. Рисование снежинок.

5. Вырезывание снежинок из салфеток.

Материалы и оборудование

Дем. - модели планет (Солнца и Земли); наглядные модели снежинок с обозначением свойств снега;

Разд. - одноразовые тарелочки для снега (на каждом столе по глубокой и плоской тарелке, снег, лупы по количеству детей, по половине разрезанного яблочка на салфетке, ложка одноразовая, три емкости воды, кружочки разного цвета, салфетки и полотенце.

Методические приёмы: исследовательский метод; постановка проблемы и её разрешение; моделирование; чтение художественной литературы с использованием информационно- рецептивного метода направленного на организацию обеспечения восприятия запоминания детьми информации; музыкальное сопровождение; имитация движений; рефлексивный метод.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель говорит: Ребята, послушайте стихотворение внимательно и скажите, всё ли в нём правильно.

«Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И ВЕСНА настала!»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему наступает зима?

Дети: .

Воспитатель (обобщает ответы детей) Мы с вами знаем, что наша Земля планета, и она вращается вокруг своей оси,вот так как сейчас поворачивается наш глобус, а теперь представим, что это солнце, так вот земля еще вращается и вокруг солнца, вот так. А теперь давайте представим, что планета наша разделена на четыре части, на первой обязательно наступит весна, на второй лето, на третей -осень и на четвертой зима. Тот, бочек земли который ближе всего она подставила к теплому солнышку греется больше всего- здесь лето, зимой конечно тоже светит солнышко, только в течении трех зимних месяцев солнце находится от земли дальше всего, поэтому греет меньше. От этого зимой холодно, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: А, что бывает зимой? Одна из примет зимы – с неба падает снег. Воспитатель: Есть такой рассказ Владимира Архангельского

«Летят снежные пушинки». Хотите его послушать?

Ответы детей.

Беседа с детьми по содержанию прочитанного рассказа.

О каких снежных пушинках идет речь?

На что были похожи снежинки? («Цветок с шестью лепестками», «Звездочка с шестью лучами»)

Где побывали ученые? (в облаках)

Что они там увидели? (они увидели как образуются снежинки)

Что же такое снежинка? (это замершая капелька водяного пара)

Как образуется наст?(твердая корочка на снегу)

Кому тяжело передвигаться по насту? Почему?

А почему заяц по насту мчится как по паркету?

Физкультминутка "Зимний сон"

Тихо, тихо сказку напевая,

Проплывает в сумерках зима (бег по кругу на носочках)

Теплым одеялом укрывая,

Землю и деревья, и дома.

Над полями легкий снег кружится,

В полночь звезды падают с небес.

Опустив мохнатые ресницы,

Дремлет в тишине дремучий лес.

Спят на елках золотые совы,

В сказочном сиянии луны.

На опушки леса спят сугробы

Как большие снежные слоны.

Все меняет форму и окраску,

Гасят окна сонные дома.

И, зима рассказывая сказки

Засыпает медленно сама.

Воспитатель: Хотите еще больше узнать о снеге. Представ те, что вы ученые- исследователи. А кто такие ученые? Давайте сядем за столы. Будем выяснять, какой снег и каковы его свойства. А помощником нашим будет специальный прибор для исследования. Найдите его на своих столах, как этот прибор называется? (лупа) . А что такое лупа? (увеличительное стекло) . А, что еще вы видите на столах?(Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, с утра я принесла в группу снег, а что же стало со снегом? (растаял) Почему? (на доску крепится снежинка с изображением 1 свойства, на снежинке нарисована капелька воды: снег тает в тепле) . А как мы теперь будем исследовать снег? Где нам его взять? (попросим принести второго воспитателя, используя волшебное слово"пожалуйста") .Давайте возьмем лупу и внимательно рассмотрим растаявший снег. Что вы видите?(вода грязная) . Ребята, а почему вода грязная? (приносят снег)Давайте потрогаем снег какой он на ощупь? (холодный) .Ребята, я видела, что некоторые дети едят снег. Правильно ли они поступают? Почему? Можно ли есть снег? (нет, снег холодный и может быть грязным).

Воспитатель: Проведем эксперимент. У вас под плоскими тарелочками лежат геометрические фигуры, назовите их (круг, квадрат ). Какого они цвета? Положите один круг на пустую тарелку, наверх мы положим снег, а другой опустите в воду. Где крут видно, а где нет? Почему? (на доску крепится 2 снежинка: снег непрозрачный - нарисован закрытый глаз)

Воспитатель:Сравним: какого цвета вода и снег (снег белый, вода бесцветная) А что еще бывает белым? (крепится 3 снежинка: снег белый - в центре снежинки вата).

Воспитатель: Ребята, а как узнать, снег пахнет? (надо понюхать) . Понюхаем сначала яблоко, какое яблоко? (ароматное, душистое). А теперь снег (у снега нет запаха) (крепится 4 снежинка: снег не имеет запаха - на снежинке нарисован нос)

Воспитатель: Молодцы! Вы мне столько опытов показали, а сейчас я хочу вам показать, еще один опыт. Смотрите: у меня три баночки. В одну наливаем холодную воду (приглашается ребенок проверить температуру воды, (холодная). Во вторую нальем теплую, но как нам получить теплую воду, какую воду нужно налить сначала: горячую или холодную, почему? (холодную, затем горячую) . В третью баночку я налью горячую. В три баночки я буду опускать снег одновременно. Для этого мне нужен помощник. Где снег растаял быстрее, а где медленнее? Выводы. (чем теплее вода, тем быстрее растаял снег, быстрота таяния снега зависит от температуры воды).

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, какими свойствами обладает снег? (по окончанию каждого опыта на доску крепились снежинки со свойствами снега). Обращает внимание детей на то, что снег - это замерзшие капельки водяного пара. Мы свами знаем, что снег превращается в воду, у меня есть две капельки одна улыбается, другая грустит, если вам понравилась наша образовательная деятельность возьмите улыбающуюся капельку, если нет- грустную.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Конспект занятия по ознакомлению с объектами живой и неживой природы «Дом и его части» Дом и его части Тема: «Дом под крышей голубой». Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям понять, что природа – это наш.

В продолжение темы:
Птицы

Классическая астрология, которая появилась около 3000 лет назад, говорит нам о том, что существует лишь 12 Знаков Зодиака, однако новые научные изыскания говорят о другом....

Новые статьи
/
Популярные