Виктор Баранов - биография, информация, личная жизнь. Главный фальшивомонетчик советского союза

Баранов, Виктор Иванович

Виктор Баранов
Имя при рождении:

Виктор Иванович Баранов

Род деятельности:

изобретательство, изготовление фальшивых денег

Дата рождения:
Гражданство:

СССР
Россия

Виктор Иванович Баранов (1941 год, Ставропольский край) - советский и российский изобретатель, художник. В 1978 году за изготовление фальшивых денег был арестован и приговорён к 12 годам лишения свободы. Его называли «Фальшивомонетчик № 1» .

Биография

В детстве Виктор увлекался коллекционированием старинных денежных купюр. Цветные картинки с изображением царских особ завораживали его. Он много слышал о том, что есть люди, которые могут изготавливать такие же, но не предполагал, что однажды сможет сделать нечто подобное .

После седьмого класса уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительном училище .

Не раз предлагал свои изобретения предприятиям, но они в большинстве своём оставались невостребованными. Тогда Баранов «для самоутверждения» а также для финансирования собственных изобретений берётся за изготовления денег.

Он объездил букинистические магазины, однако не смог найти там всех необходимых для себя книг. Необходимую литературу он нашёл в библиотеке имени Ленина , где читал, конспектировал и штудировал книги по полиграфии и цинкографии. Даже украл несколько, о чём вспоминает с сожалением: «Не отношусь к людям жуликоватым» .

Одно время работал журналистом. Незадолго до ареста Баранов работал водителем в Ставропольском крайкоме КПСС . Ему не раз приходилось возить важных персон, в том числе и первого секретаря местного крайкома Михаила Горбачёва .

Рядом с домом изобретателя располагался сарай, в котором он оборудовал свою «научно-исследовательскую лабораторию». Охваченный новыми идеями, Виктор Иванович сутками не выходил оттуда.

Примечания

Ссылки

  • Криминальный талант: гений подделки - Аргументы.ру ["AH-online", Дмитрий НИЖЕГОРОДОВ], 6 января 2010

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Баранов, Виктор Иванович" в других словарях:

    Ведущий научный сотрудник лаборатории молекулярного моделирования и спектроскопии Института геохимии и аналитической химии РАН с 1995 г.; родился 18 сентября 1950 г. в г. Москве; окончил МГУ в 1973 г., доктор физико математических наук, профессор … Большая биографическая энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Баранов. Баранов, Виктор: Баранов, Виктор Иванович (род. 1941) советский и российский изобретатель, художник. Баранов, Виктор Ильич (1901 1996) Герой Советского Союза. Баранов, Виктор… … Википедия

    Содержание 1 Мужчины 1.1 A 1.2 В 1.3 Е … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Баранов. В Википедии есть статьи о других людях с именем Баранов, Вячеслав. Вячеслав Баранов … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Филатов. Виктор Васильевич Филатов … Википедия

    Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить иллюстрации. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

    Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия

Книги

  • Военная топография в служебно-боевой деятельности оперативных подразделений. Учебник для курсантов , Маслак Юрий Григорьевич, Баранов Андрей Ричардович, Ягодинцев Виктор Иванович. Настоящий учебник содержит полный курс военной топографии в соответствии с Государственными стандартами по данной дисциплине. Изложение предмета отличается краткостью, полным охватом…

Виктор Баранов - уникальная личность в истории советского криминала. Ему удалось в одиночку и кустарным способом наладить выпуск поддельных денежных купюр, которые было крайне сложно отличить от настоящих. Кто же он - преступник или гениальный художник-изобретатель?

Никому не нужные изобретения
Родился Виктор Иванович Баранов в 1941 году в Москве, в семье чиновников. Позднее его семья перебралась на жительство в Ставропольский край. Бумажные деньги заинтересовали мальчика еще в раннем детстве. Он даже стал собирать коллекцию старинных купюр.


Витя хорошо учился не только в общеобразовательной школе, но и в художественной. Интересно, что он не только талантливо рисовал, но и выполнял качественные копии известных картин.

Окончив семилетку, Баранов поступил в строительное училище в Ростове-на-Дону, получил профессию плотника-паркетчика. Вернувшись из армии, занялся изобретательством, предлагая свои проекты ставропольским предприятиям. Но фабрики и заводы отказывались их внедрять: никого не интересовала модернизация производственных процессов.

Вот тогда в голову Баранову и пришла мысль наладить выпуск фальшивых денег. Он собирался заняться этим не ради обогащения, а из любви к искусству. Ему хотелось посмотреть, сможет ли он скопировать государственные дензнаки так, чтобы их нельзя было отличить от подлинных.

Печатный станок в сарае
Чтобы найти нужную информацию, Виктор ездил в Москву в Ленинскую библиотеку. «Цех» оборудовал в сарае во дворе собственного дома. Первые 50-рублевые купюры, которые напечатал Баранов на собранном им станке, по качеству изготовления превосходили те, что были напечатаны на Гознаке. Поэтому пришлось специально ухудшить качество изготовления, чтобы они выглядели настоящими.

«Выпустив» около 70 пятидесятирублевок, Виктор взялся за 25-рублевые банкноты. Такая банкнота являлась самой защищенной, и Баранову было любопытно, сумеет ли он ее скопировать.

О «хобби» Баранов не знала ни одна живая душа. Он был примерным семьянином, работал водителем в гараже Ставропольского крайкома КПСС, даже возил одно время Михаила Горбачева, который тогда занимал пост крайкомовского секретаря… Правда, соседи замечали, что Виктор слишком много времени проводит в сарае. Но те, кто туда иногда заглядывал, могли созерцать лишь обычный слесарный станок и оборудование для фотопечати. Станок для печатания денег Баранов хранил в разобранном виде под верстаками.

Тратил Виктор лишь небольшое количество напечатанных купюр - как правило, приобретал на них новые инструменты и оборудование. Семья его жила довольно скромно, в доме даже не было телевизора. Правда, за все годы «производства» они сделали одно крупное приобретение - купили машину «Нива».

Задержание и новая жизнь
К середине 70-х органы МВД и КГБ пришли к выводу, что в стране орудует банда фальшивомонетчиков. По всему Союзу было изъято около 500 поддельных крупных банкнот очень высокого качества. Появились версии: их печатают в США, или же злоумышленники вошли в сговор с сотрудниками Гознака.

12 апреля 1977 года Виктора Баранова задержала милиция на колхозном рынке в Черкесске при попытке разменять 25-рублевую купюру. У него оказалось при себе еще 77 таких банкнот. Когда Баранова спросили, кто он такой, он ответил: «Я - фальшивомонетчик!»

С самого начала Виктор ничего не скрывал от следствия. Он охотно показал следователям свой сарай и подробно описал технологию производства фальшивок. Поначалу эксперты не поверили, что он делал все в одиночку. Но следственные эксперименты подтвердили: Баранов не нуждался в сообщниках.

Наконец-то талант Баранова признали! Одно из его изобретений впоследствии даже было внедрено на Гознаке. А вот сам изобретатель попал в Бутырскую тюрьму. Кстати, ожидая суда, он написал рекомендации для министра МВД СССР по улучшению защиты советских денег.

От защиты во время суда Баранов отказался. Он полностью чистосердечно признался в содеянном. Было установлено, что «изобретатель» напечатал около 30 000 рублей, но лишь небольшая часть этих средств была пущена им в оборот.

За сотрудничество со следствием Виктора Баранова приговорили к относительно мягкой мере наказания - 12 лет лишения свободы. Вообще-то за изготовление поддельных денег в крупных масштабах полагалась смертная казнь…

В 1990 году Виктор Иванович Баранов освободился из колонии. Решив начать жизнь с чистого листа, бывший заключенный занялся предпринимательством - основал фирму по производству духов, вторично женился, а также продолжил заниматься изобретательством.

Виктор Баранов - криминальная легенда СССР. Его смело можно назвать королем фальшивомонетчиков всех времен и народов. Такого качества подделки банкнот до него еще никому не удавалось добиться. В 1977 году лишь случайность вывела на фальшивомонетчика милиционеров. Дотошный кассир заметил смещение волны - клише было поставлено задом наперед. Государственная машина вздрогнула. Было совершено покушение на святая святых любой державы - деньги!

Будущий фальшивомонетчик возил Михаила Горбачева

Родители Виктора были чиновниками в Москве. Когда ему исполнилось 16, семья переехала в Ставрополь. Здесь он посещал художественную школу и начал профессионально рисовать. Мыслей о подделке денег в те годы у него не возникало. В армии он был секретарем комсомольской организации, после демобилизации работал в Ставропольском крайкоме партии шофером. Пару раз даже Михаила Горбачева подвозил.

Через несколько лет Баранов сменил работу - перешел на винзавод. Там больше платили. На предприятии он предложил руководству одно из своих первых изобретений - складной ящик. Используя такие ящики, можно было в 10 раз увеличить загрузку машины. Однако главный инженер, похлопав изобретателя по плечу, сказал: «Иваныч, на х.. тебе и мне это надо?..»

Выпуск первой купюры Баранов готовил 6 лет

В голове Виктора Ивановича постоянно роились идеи, но гениальный ум требовал настоящего дела. А так как Баранов много читал, то знал, что советские деньги - одни из самых крутых по степеням защиты и подделать их было невозможно… Но не Баранову. Приложение таланту было найдено!

Чтобы выпустить свою первую купюру, Баранов освоил 18 специальностей. Имея 10 классов образования, он изучил весь мировой опыт полиграфии, изготовления красок и бумаги. По словам мастера, в течение девяти лет (!) он ездил в Москву, где не вылезал из научных библиотек. Там Виктор штудировал книги по химии и полиграфии. Три с половиной года у Баранова ушли на разработку своей бумаги и технологии изготовления водяных знаков. Еще два с половиной года он отдал разработке красок и клише. В итоге Баранову удалось создать свой собственный состав для травления меди, с помощью которого делалась матрица - основа оттиска будущей банкноты. Причем вместо пяти часов как на Гознаке барановское травление шло две минуты!

Все детали для многочисленных станков и станочков Виктор Иванович заказывал по своим чертежам на различных заводах. Всем говорил, что нужны они для производства ювелирных изделий. Собирал все станки у себя в сарае на улице Железнодорожной (теперь на эти раритеты смотрят посетители Центрального музея МВД в Москве).

Первая партия

Первую партию своих шедевров - семьдесят пятидесятирублевых купюр - мастер отвез в Краснодар, разменял их и больше не делал. Слишком просты они были в изготовлении. Самая сложная в исполнении была купюра номиналом 25 рублей. Она и стала верхом творения Баранова…

В это самое время в пятнадцатиэтажном здании Научно-исследовательского института Гознака трудились сотни художников, химиков, печатников и фотографов. И тут как снег на голову на специалистов-печатников свалились МВД и КГБ - по стране начали гулять фальшивые «четвертаки».

Специалисты, которые провели научную экспертизу фальшивок, заявили, что создание подобной технологии кустарным способом невозможно. У следователей МВД оставалось два варианта: либо финансовую диверсию осуществляет какая-то иностранная держава, либо матрицы и технологии украдены с завода Гознака.

Целый год на нем шли дознания - как и кому удалось завладеть матрицами. Результат нулевой. Лишь через год специалисты стерли верхний слой краски и обнаружили под ней, на купюре, маленький несоответствующий штрих. На заводе вздохнули с облегчением - матрицы не наши! Версия органов рушилась на глазах. Тогда эмвэдэшники взялись за регионы.

Его задержали с чемоданом денег

Постепенно контрразведчики и милиция вышли на Ставропольский край - именно здесь фальшивые, и в то же время практически настоящие, банкноты имели наибольшее хождение. Специальные наряды проверяли всех без исключения людей, разменивающих двадцатипятирублевые купюры. Были предупреждены все продавцы рынков и магазинов: в случае если возникнет подозрение, связывайтесь с милицией.

В свой роковой день, 12 апреля 1977 года, Виктор Иванович приехал в город Черкесск с целым чемоданом денег. На рынке он предложил пожилому адыгейцу разменять две двадцатипятирублевые купюры. Аксакал оказался бдительным и сообщил о просьбе Баранова в милицию.

В протоколе значилось, что задержанный Виктор Баранов, житель города Ставрополя, имел при себе крупную сумму денег в купюрах по 25 рублей… Примечательно, что в черкесское УВД Баранов довез наряд на своей машине.

В милиции задержанный сам признался побледневшему следователю: «Я тот, кого вы ищете!» Вскоре эскорт из пяти машин с включенными сиренами и мигалками несся по направлению к Ставрополю. А на столы генсека Леонида Брежнева и министра МВД Щелокова легли доклады о том, что фальшивомонетчик пойман.

Поначалу никто не мог поверить в то, что какой-то кустарь-самоучка в сарае смог сделать настоящие деньги. На следственный эксперимент в Ставрополь слетелись высочайшие чины МВД. И лишь когда станок выдал напечатанную на обычной бумаге двадцатипятирублевую купюру, окончательно поверили - это он.

«Общественно опасного» гения посадили на 12 лет

В Бутырской тюрьме «ставропольский печатник» был нарасхват. К нему приходил генерал из МВД и брал консультации. Он принес целую кипу фальшивых банкнот и спросил, как они сделаны и как выйти на след фальшивомонетчиков. Однако эти грубые подделки не шли ни в какое сравнение с барановскими работами.

Больше всех с мастером общался главный технолог Гознака. Именно ему Баранов раскрыл секрет травления меди и свою «кустарную технологию».

На вопросы Баранов отвечал честно и даже предложил технологу свою разработку карандаша, штрих которого определял бы фальшивку. Ему ответили, что есть специальная машинка и государство как-нибудь обойдется и без его идей (ровно через три месяца американцы выпустили свой аналогичный карандаш-определитель. - В.В.).

Беседы с главным технологом окончились резолюцией: «…очень умен и очень опасен для общества». Человек, который мог заменить целый институт, чиновникам от науки был не нужен. Вердикт был вынесен: Виктору Ивановичу дали 12 лет тюрьмы.

На зоне короля подделок чуть не убили

Попав в Пятигорский распределитель, Баранов едва не распрощался с жизнью. Здесь правил свой волчий закон. Несколько дней мастера били просто так, от нечего делать.

А вот семь лет, проведенные в ИТК города Димитровграда, что в Ульяновской области, Виктор Иванович вспоминает с гордостью. Он тянул на себе всю художественную самодеятельность. От представлений Баранова начальство ИТК было в восторге. На выступлении на сцену могла выплыть гигантская нарисованная баржа, влекомая за канаты зэками-бурлаками, а за сценой хор выводил «Эх, дубинушка, ухнем!».

Отсидев большую часть срока, Баранов был выслан на поселение в уральский поселок Колва, что неподалеку от Соликамска. Здесь он тоже не переставал удивлять людей. Маэстро нарисовал собранный из фрагментов огромный портрет Ленина. Каждый щит, а их было 18, едва умещался в его убогой комнатушке. Жители поселка не верили, что, когда будут собирать «части вождя», мозаика совпадет. Однако Ильич совпал с точностью до миллиметра! Вскоре над Колвой возвышался портрет размером четыре на девять метров, который был виден за несколько километров.

Дела домашние

По возвращении в Ставрополь Виктор Иванович организовал свою фирму. Стал выпускать женские духи и ароматизаторы белья из натуральных масел. Однако когда рынок наполнился китайским ширпотребом, работа завяла. Затем он явил миру огнеупорную автомобильную краску, которая даже в кислоте сохраняла свой цвет, но снова гениальные изобретения Баранова никого не заинтересовали…

Зная о прошлом Баранова, к нему изредка обращаются с просьбой подделать печать или удостоверение. Однако Баранов с криминалом «завязал». На мой вопрос, какие современные купюры самые защищенные, он ответил так:

Все купюры - наши и штатовские - высший пилотаж! Но все, что создано человеком, может быть повторено другим человеком.

12 апреля 1977 года на колхозном рынке Черкесска к продавцу-адыгейцу обратился молодой мужчина с просьбой разменять две купюры по 25 рублей. В другое время торговец, возможно, и выполнил бы эту просьбу, но буквально накануне сотрудники милиции предупредили завсегдатаев рынка о необходимости сообщать обо всех подобных случаях.

Торговец вежливо отказал, а как только мужчина отошёл от него, поспешил к дежурившим на рынке милиционерам. Те нагнали неизвестного и проверили у него документы. Они оказались в порядке: Баранов Виктор Иванович , 1941 года рождения, житель Ставрополя. Но когда мужчину попросили показать содержимое портфеля, который был у него в руках, то в нём обнаружилось почти 2000 рублей новёхонькими 25-рублёвыми купюрами.

Баранова доставили в отделение, где на вопрос, кто он такой, мужчина спокойно ответил: «Я - фальшивомонетчик!» Так стало известно имя самого гениального изготовителя поддельных денег за всю историю Советского Союза.

Отличник, художник, водитель партийного лидера

Деньги Виктор Баранов полюбил ещё в детстве, однако вовсе не в том смысле, который вкладывает в это выражение большинство граждан. Мальчик собрал коллекцию старых банкнот, которые казались ему настоящими произведениями искусства. Витя интересовался тем, как они изготавливаются, но дальше простого любопытства дело тогда не пошло.

Виктор хорошо учился в школе, посещал художественную школу, писал картины и делал отличные копии с шедевров живописи, таких как, например, «Утро в сосновом бору» Шишкина .

После седьмого класса Виктор уехал в Ростов-на-Дону учиться в строительном училище. За год овладел специальностью плотника-паркетчика, хотел стать лётчиком. В аэроклубе стал заниматься парашютным спортом, совершил несколько прыжков. Баранов хотел пойти служить в ВДВ, но от этого намерения его отговорила мама. В итоге, закончив водительские курсы ДОСААФ, срочную службу Виктор Баранов проходил в автомобильном батальоне.

Профессия водителя оказалась удачным выбором - впоследствии Баранов устроился на работу в гараж Ставропольского крайкома КПСС, возя первых лиц региона, в том числе и будущего генсека партии, а затем президента СССР Михаила Горбачёва . Причём происходило это в ту пору, когда Баранов уже вовсю трудился над созданием собственной технологии производства денег.

«Был на сто процентов уверен, что ничего не получится»

Но мы забежали немного вперёд. Светлая голова Виктора Баранова всегда была полна идей. После армии он много раз предлагал различным предприятиям различные свои усовершенствования и изобретения. Его хвалили, но в жизни предложения не внедряли.

В СССР сложилась довольно странная ситуация - с одной стороны, государство всячески пропагандировало деятельность изобретателей и рационализаторов, но при этом большая часть их проектов оставалась лежать «мёртвым грузом». Предприятия, ориентированные на выполнение плана, не хотели тратить время на внесение каких-либо изменений в технологии производства, опасаясь, что это приведёт к временному снижению темпов выпуска продукции.

Баранова невостребованность собственных идей обижала. И тогда ради самоутверждения он решил взяться за освоение технологии, которой он интересовался ещё в детстве, - производства денежных знаков.

«Когда я начинал делать деньги, был на сто процентов уверен, что ничего не получится. Но было интересно проверить свои возможности», - вспоминал он много лет спустя.

Задача на самом деле была очень сложная. Сегодня информацию о различных технологиях можно почерпнуть на просторах интернета, но полвека назад Всемирной сети ещё не существовало. Баранов в поисках нужной литературы отправился в библиотеку, но там не было нужных книг по столь деликатному вопросу.

Но изобретатель был упрям и настойчив. Нужную информацию он добывал по крупицам, специально ездил в Москву, в библиотеку им. Ленина, для изучения полиграфической литературы, имеющейся там. В Ставрополе он бывал в типографии издательства «Ставропольская правда», где увидел клише высокой печати.

Технологию производства рублей изобретатель разрабатывал 12 лет

Баранов был абсолютным уникумом, совершенно непохожим на кустарей, рисующих дензнаки чуть ли не карандашами на коленке. Теоретическая подготовка и эксперименты заняли у него 12 лет. За это время он на профессиональном уровне овладел специальностями полиграфиста, художника, фотографа, химика, гравёра. Он сумел овладеть сложнейшей технологией производства бумаги с водяными знаками, причём продукция Баранова оказалась качеством выше, чем продукция Гознака, и изобретателю пришлось нарочно ухудшать качество, чтобы его купюры не бросались в глаза.

Лабораторию он создал в сарае собственного дома. Соседи периодически бывали там и не видели ничего подозрительного - самые важные части своего оборудования Баранов прятал в разобранном виде под стеллажами.

В 1974 году печатный станок Виктора Баранова был запущен в рабочем режиме. Первой его продукцией стали около полусотни 50-рублёвых купюр. Фальшивомонетчик запустил их в оборот и убедился - большинство не отличает его продукцию от выпускаемой Гознаком.


После этого Баранов занялся производством купюр номиналом 25 рублей. Такое решение следователям он объяснял так: банкнота в 50 рублей по степени защиты уступала 25-рублёвке, а его интересовала не нажива, а овладение техникой производства.

Вскоре Баранов добился своего - его купюры в 25 рублей стали почти неотличимы от настоящих и с лёгкостью сбывались им на рынках.

По подсчётам фальшивомонетчика, на это ему было нужно 30 000 рублей.

Спецслужбы подозревали ЦРУ и сотрудников Гознака

Свою продукцию он разменивал на рынках, получая на руки купюры Гознака. Жене на расходы Баранов выдавал только «государственные» деньги.

Как бы ни были хороши купюры изобретателя, сотрудникам Госбанка СССР удалось установить, что речь идёт о подделке, хоть и самого высокого качества.

К 1977 году по всей стране были обнаружены 46 фальшивых купюр пятидесятирублёвого номинала и 415 - двадцатипятирублёвого.

Дело было взято на особый контроль. Особое внимание было обращено на сотрудников Гознака - возникло подозрение, что к производству купюр может быть причастен кто-то из профессионалов. Другая версия предполагала, что вброс крупной партии купюр - спецоперация ЦРУ по подрыву экономики Советского Союза.

Советские сыщики умели работать. Сначала было установлено, что все фальшивки имеют единый источник происхождения. Затем стало ясно, что центром производства является Ставрополь, где обнаружено наибольшее количество подделок.

Кольцо вокруг Виктора Баранова сжималось, и, что самое удивительное, он об этом знал. Являясь внештатным сотрудником ОБХСС, он возил в рейды оперативников Александра Никольченко и Юрия Баранова , которые в это время уже вели поиски «банды фальшивомонетчиков». Но, как утверждал Виктор Баранов, расспрашивать милиционеров о подробностях поисков он не собирался, считая недопустимым «использовать дружеские отношения в свою пользу».

К апрелю 1977 года фальшивомонетчик решил, что свою деятельность пора свёртывать. Оборудование он разобрал, намереваясь развезти его по окрестностям Ставрополя и раскидать по болотам. Но неудачная попытка сбыть ещё несколько купюр в Черкесске помешала этим планам.

«Денежные билеты близки к подлинным и трудно опознаваемы»

После задержания Баранова следователи отказывались верить в то, что производство денег он наладил в одиночку. Считали, что бывший водитель крайкома партии - мелкая сошка, которая берёт всё на себя, дабы выгородить «главарей банды».

Но после того, как в сарае у него дома был найден печатный станок оригинальной конструкции, а также пять тетрадей с описанием многолетних исследований, к Баранову отнеслись серьёзнее.

Из Москвы в Ставрополь прилетела группа экспертов, на глазах которых он создал на бумаге водяные знаки, прокатал высокую и глубокую печать, обрезал лист и нумератором нанёс казначейский номер.

Обратно в Москву эксперты улетели вместе с Барановым, который, оказавшись в столичном СИЗО, много и охотно рассказывал о своих разработках и технологиях. Глава МВД СССР Николай Щёлоков получил от него письмо на 10 листах с рекомендациями по защите денег от подделок.

Общался Баранов и с технологом Гознака, который выдал следующее заключение: «Изготовленные Барановым В. И. поддельные денежные билеты достоинством 25 и 50 рублей внешне близки к подлинным купюрам и трудно опознаваемы в обращении. Именно поэтому данная подделка являлась очень опасной и могла вызвать недоверие населения к подлинным денежным знакам».

Вряд ли технолог испытывал восторг от Баранова - неприятно сознавать, что тебя, за спиной у которого стоят возможности целого государства, способен положить на лопатки самоучка с лабораторией в стареньком сарае. Тем не менее часть оригинальных разработок «фальшивомонетчика № 1» затем была внедрена на Гознаке.


В тюрьме Баранов руководил самодеятельностью

В Советском Союзе производство фальшивых денег считалось тяжким преступлением, и многие фальшивомонетчики поплатились за него жизнью. Эта участь вполне могла постигнуть и Виктора Баранова.

Но суд учёл всё - и то, что Баранов сотрудничал со следствием, и то, что действовал он в одиночку, а не в составе криминальной группировки, и то, что объёмы произведённых купюр были относительно невелики (33 454 рубля, из которых сбыты были 23 525 рублей).

В итоге Виктора Баранова приговорили к 12 годам лишения свободы.

В исправительно-трудовой колонии города Димитровграда Баранов заведовал художественной самодеятельностью, которая регулярно занимала первые места на конкурсах среди подобных заведений.

Когда большая часть срока прошла, фальшивомонетчика перевели отбывать остаток срока в уральский посёлок Колва, что неподалёку от Соликамска. Здесь он удивил всех, создав уникальный портрет Ленина размером четыре на девять метров, который был виден за несколько километров.

В 1990 году Виктор Баранов вернулся в Ставрополь. Страна менялась, и изобретатель, отдавая дань времени, занялся бизнесом - производством женских духов и ароматизаторов белья из натуральных масел. Продукция Баранова была оригинальной и качественной, но выдержать конкуренцию с копеечным китайским ширпотребом не смогла.

«Доллары можно печатать элементарно, как заваривать кофе»

Журналисты, периодически приезжающие к Баранову, всегда задают вопрос: почему он не уехал за границу, где, благодаря своим разработкам, мог бы легально заработать миллионы. Изобретатель в ответ пожимает плечами и говорит, что деньги как таковые его никогда не интересовали. Единственная их ценность заключается в возможности изобретать что-то новое.

Удивительная штука, но и в новой России от изобретений Виктора Баранова чаще всего отмахивались. Его технологии казались бизнесменам, стремящимся получать прибыль здесь и сейчас, слишком мудрёными и заумными.

Как-то Баранова спросили, почему при своём таланте он делал только советские рубли, а не американские доллары. Главный фальшивомонетчик СССР усмехнулся и ответил, что ему это было просто неинтересно: «Доллары можно печатать дома элементарно, как заваривать кофе».

" Как снимали «Деньги» и что в сериале правда, а что вымысел. Разбираемся, кому принадлежит идея проекта, у кого из героев есть прототипы и какие впечатления остались у актеров от работы.

Идея «Денег» принадлежит сценаристу Лилии Ким, с которой дружит режиссер Егор Анашкин. Именно она придумала снять сериал о самом известном фальшивомонетчике советской эпохи и начала писать сценарий. Но жизненные обстоятельства у Лилии сложились так, что ей пришлось уехать в Америку, не завершив работу. Сценарий дописывала творческая группа проекта.

У истории был хороший потенциал. Егору Анашкину главный герой изначально понравился своей неоднозначностью. С одной стороны, он злодей, поскольку занимается криминалом, но с другой - принимая во внимание тот факт, что ступить на преступную стезю его вынудили обстоятельства, - ему невозможно не сопереживать. Главный герой и сам мучается, оказавшись в безвыходной ситуации.

Где заканчивается правда и начинается художественный вымысел История, рассказанная в сериале «Деньги», основана на реальных событиях, но по большей части все же является художественным вымыслом.

Прототипом главного героя Алексея Баранникова стал изобретатель и художник Виктор Баранов, которого в СССР называли фальшивомонетчиком №1. Из его биографии были взяты только основные вехи: работал водителем, причем даже возил Горбачева, был изобретателем и пел оперные песни. История любви целиком и полностью была придумана сценаристами. Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги»

Представители канала ездили в Ставрополь и пытались найти дом, в котором жил Баранов. Из родственников уже никого там не осталось, а вот соседи оказались очень агрессивно настроены.

«Это только в сериале главный советский фальшивомонетчик такой романтик, а в реальности все же он был не такой», - говорит режиссер сериала Егор Анашкин.

Утвержденный на главную роль Федор Лавров поначалу с головой окунулся в биографический материал, но вовремя остановился. «Я пересмотрел кучу интервью с Барановым, ходил в музей МВД, беседовал с разными людьми, которые занимались этой проблемой. Слава Богу, у меня было достаточно времени и удалось раскопать важные для себя факты. Я даже хотел ехать в Ставрополь, поскольку в интернете нашел сведения, что Баранов жив еще. Но Егор (режиссер сериала Егор Анашкин. - Прим. ред.) отговорил меня от этой затеи, объяснив, что у нас не байопик, а придуманная история. Соблазн удариться в биографию поначалу у меня был.

В итоге я взял в работу только характерные черты и детали», - вспоминает актер. «Эта история не про деньги, а про любовь и про невозможность человеку быть счастливым. Мы старались ставить героев перед сложным выбором.

Например, героиня Ольги Дыховичной работает милиционером, и ей кажется, что нельзя предать Родину вообще никогда и ни при каких обстоятельствах, поэтому и счастья у нее нет», - объясняет Егор Анашкин. Ольга Дыховичная в сериале «Деньги» «Реального прототипа у моей героини не было. Вполне возможно, что существовала какая-то симпатия в ходе расследования, но любовной линии, которая привела бы к изменению его хода, точно не было.

Моя героиня - честный и доблестный человек, фанатик, и у нее нет другой цели в жизни, кроме как достичь победы в своем деле. Нина променяла личное счастье на службу. В какой-то момент ты ей сочувствуешь, но понимаешь, что она не имеет права рисковать собой и людьми», - делится Ольга Дыховичная, исполнительница роли Нины Филатовой в сериале. О герое и его неоднозначности «Мне кажется, что как персонажа Алексея Баранникова, конечно, стоит любить. Но однозначную оценку этой личности - герой он был или злодей - я бы давать не стал.

Мир же не делится на черное и белое: есть множество оттенков. Человек тоже не одной какой-то краской нарисован. Поэтому навешивать ярлыки на людей в принципе неправильно», - объясняет свое отношение к главному герою «Денег» режиссер сериала Егор Анашкин. Федор Лавров в сериале «Деньги» Актера на главную роль искали долго - кастинг был масштабный.

«Ситуация была неоднозначная. Нам казалось, что продюсеры захотят в сериал актера, которого зрители привыкли видеть в амплуа героя. А Федя (Федор Лавров. - Прим. ред.) - он же неказистый… Многие в творческой группе сериала считали, что не утвердят его кандидатуру, ведь на главную роль нужен красавчик. К счастью, на канале пошли нам на встречу. Продюсеры согласились с нашим мнением, что лицо актера должно соответствовать персонажу, а не просто быть красивым. Я безмерно благодарен, что утвердили всех, кого я хотел», - рассказывает Егор Анашкин. «Не могу сказать, что полностью оправдываю своего героя, но в первую очередь я ищу в нем человека, а не злодея и жулика.

И очень важно отличать Баранова от Баранникова. Что касается художественного образа, то я буду биться за него до конца. А вот к Баранову у меня много вопросов. Но я снимаю перед ним шляпу, ведь не каждый может сделать такое. Он, определенно, был большого упорства человек», - говорит Федор Лавров, исполнитель роли Алексея Баранникова.

Актеру пришлось пройти большое количество проб, прежде чем его утвердили, и поправиться на семь килограммов до начала съемок. Лавров вспоминает, что, работая над этой ролью, он объедался. Кроме того, у Баранова была пышная шевелюра, а актер таковой похвастаться не мог. Тем не менее он отрастил волосы, чтобы соответствовать образу и приблизиться к прическам той эпохи. Федор Лавров в сериале «Деньги» Все-таки, несмотря на то, что сериал - произведение художественное и по большей части вымысел, реальный прототип главного героя Виктор Баранов был отправной точкой при создании образа на экране. Сейчас Федор Лавров уже похудевший и бритый, так как снимается в другом проекте. Как печатали деньги для сериала Традиционно для съемок берут отрывки из документальной хроники - кадры, на которых фигурирует госзнак.

Но режиссер сериала Егор Анашкин был категорически против идти по такому пути. Поэтому начались поиски старой типографии, в которой сохранились печатные станки того времени. Нашли такую, причем она до сих пор функционирует, и заказали там тираж денег для сериала. Купюр напечатано было много. В общем, затратились, но зато показали процесс печатания денег со всех сторон. Кадр из сериала «Деньги» Что касается изобретенных Баранниковым станков, которые появляются в кадре, то они бутафорские, неработающие. «В конце концов, перед нами стояла задача фильм снять, а не деньги напечатать», - шутит режиссер Егор Анашкин. Реквизиторы использовали старые станки - дорабатывали их по необходимости. «На съемочной площадке были консультанты, которые помогали понять процесс. Мы во все погружались. Ведь если этого не сделать, то как тогда сыграть? Конечно, вряд ли я смогу напечатать в домашних условиях пять тысяч. Здесь нужны колоссальные знания. Сам Баранов потратил на изучение процесса 10 лет и самостоятельно освоил 20 типографических и издательских профессий у себя в сарае, чтобы понимать, как сделать бумагу, как госзнаки, какие краски нужны и т. д. Но какие-то секреты я теперь знаю и могу по бумаге отличить фальшивку», - рассказывает Федор Лавров. Как воссоздавали эпоху Часть съемок проходила в Крыму. Одним из главных съемочных мест был легендарный московский ЗИЛ - Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (сокращенно - АМО ЗИЛ. - Прим. ред.). Там снимали все кабинеты, которые фигурируют в сериале. «Это фантастическое место! Там нас не покидало ощущение, будто мы в Чернобыле (представляете - завод в Москве похож на Чернобыль!).

Казалось, люди, которые работали на заводе, были вынуждены сорваться с насиженных мест и больше не возвращались туда. И с тех пор все осталось нетронутым. Под одним из столов были женские туфельки, в которые могла переобуваться какая-то сотрудница, везде валялись ручки, бумажки, справки, значки, личные вещи. Осталась куча мебели и телефонные аппараты», - вспоминает режиссер сериала. Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги» «Одним из самых сильных впечатлений от съемок было то, что мы застали последние дни существования гиганта ЗИЛа. Я не ожидала, какого масштаба была та эпоха.

Съемки на ЗИЛе напоминали фильм про апокалипсис. Представьте себе: большие коридоры, бумага, которую выдувало ветром… Все это, кстати, есть в сериале.

Глядя на руины, понимаешь, как быстро может обесцениться труд многих тысяч людей»,(на ХВ многие считают что только в Украине всё ужасно плохо, а в России просто дико плохо!) - делится впечатлениями от съемок на ЗИЛе актриса Ольга Дыховичная.

А вот завод, где по сюжету работает героиня Люда, реальный. Он находится в Московской области и до сих пор функционирует. Это стекольный завод. «Волга», на которой ездит Баранников, действительно того времени. И все остальные автомобили, которые зритель видит сериале, винтажные. Актеры сами ездили за рулем этих маши. Ольга Дыховичная при работе над образом ориентировалась на свою маму. «Я помню, какие платья, туфли, прически она носила, - объясняет актриса. - Я привнесла в образ очки с диоптриями, так как поняла, что нужен аксессуар, который бы отличал меня от героини». В жизни Ольга очки не носит. Костюмы для актрисы были сшиты по лекалам той эпохи. Федор Лавров и Ольга Дыховичная в сериале «Деньги» Федор Лавров частенько после съемок выпрашивает головные уборы - как фетиш-талисман.

Дома у актера собрана уже целая коллекция. Ходит он в этих головных уборах редко, например, в магазин может надеть. Костюмеров сериала «Деньги» Лавров тоже попросил отложить для него кепки, в которых он снимался. «Съемочный процесс был действительно тяжелый, потому что надо было уложиться в сроки, наладить отношения с партнерами по площадке и делать сноску на правдивость воспроизведения. Но интерес перевешивал.

Я хочу выразить огромную благодарность всей съемочной группе, потому что ребята работали за идею - работали, пока не падали. На площадке не было ни одного человека, к которому были бы какие-то претензии. Такую честную работу редко встретишь и в кино, и в театре. А если бы ее не было, то не было бы и проекта», - резюмирует Федор Лавров."

Фильм вышел интересный, но он обнажил ложь СССР и РФ Путина сегодня.

В продолжение темы:
Женские

Цистит – является достаточно распространенным заболеванием мочеполовой системы. При цистите слизистая оболочка мочевого пузыря воспаляется. Женщины более подвержены такому...