История западной сибири до освоения россией. Древние сибирские города-призраки – до прихода Ермака Западная сибирь в древности
За несколько тысяч лет до р. х. в землях срединной Азии и Сибири жил многолюдный, сильный, голубоглазый и белокурый народ, известный под различными именами. Китайцы звали их динлинами, греки - скифами и савроматами или сарматами. Византийцы называли этот народ гунами (хунами), частные имена которых суть - сабиры (савиры), угры, утургуры, кутургуры, сарагуры, оногуры, альтциагуры и проч. Гуннами (хунами) византийские писатели называли также восточных славян. Гаттерер причисляет к гунам масагетов, саков, хоразов и древних жителей Хивы. Позднейшие писатели стали именовать их арийцами. Это древнее курганное население Сибири принадлежит бронзовой эпохе (конец IV-начало I тыс. до р. х.
Привилегия Сибири. На рисунке надписи: «Власти знак имат», «Хотя далеко и близко», «Летит крылат невредно», «Имущи образно - хляби отверзени мудрее» и др.
По мнению исследователя, древностей Сибири XIX века, одного из основателей Томского университета Василия Марковича Флоринского от имени сабиров (Σαβειροι, Σαβηρ, Sabira) или савиров, то есть северян, произошло название Сибири. Учитывая обычный переход б в в и наоборот, очевидно, что и наше слово «север» образовано от имени савиров. Северянами этот народ назывался потому, что на своей родине занимал самую северную страну по отношению к прочим гунским народам, обитавшим в землях, расположенных за Уралом, где ныне находится Тобольская область, по нижнему Тоболу, Исети и Туре. П. Семёнов писал, что слово Сибирь было совершенно чуждо Сибирским инородцам, которые называли свою столицу Искер. Объяснения таким именам как Алтай, Саяны, Енисей, Такмак и проч. так же следует искать в русском языке.
Застежка с изображением нападения мифического волка и орлиного грифона на льва
Многие учёные убеждены в том, что древнее курганное население Сибири, времён бронзы было белым, то есть имело славянскую внешность. Именно наших предков следует подразумевать под народами, вещественный мир которых археологи называют сегодня Афанасьевской, Андроновской, Черняховской, Трипольской и проч. культурами. В.М. Флоринский считал сибирские древние городища принадлежащими славянской культуре. «Следы бывших поселений указывают на единство древне-сибирской и западнорусской духовной жизни», - говорил В.М. Флоринский. Современная русская жизнь прямо восходит к доисторической Сибири. Об этом свидетельствуют курганные могилы, виды городских укреплений, исконная привычка этого народа к земледелию и деревянным постройкам, виды гончарных изделий первобытного населения Сибири. О тождестве былой северо-восточной и старобытной северо-западной культур писал в 1879 году П. Полевой: «Даже самое поверхностное сравнение с предметами, добытыми в прошлом столетии из сибирских могил и теми, которые и теперь постоянно там откапываются, выяснило тот факт, что медные и бронзовые предметы, находимые на северо-востоке (европейской) России занесены сюда из-за Урала, из Азии… Совершенно подобные же изделия находятся на всем пространстве Сибири, до Байкала и Амура».
Областью распространения белого курганного населения было пространство, лежащее от западного побережья Америки до Атлантики. Остатки древних могил, курганов находятся во всех странах северной Европы, у берегов Вислы, в землях Северного Причерноморья, в Западной Сибири, в Саяно-Алтайской области, в Прибайкалье, на Селенге и Дальнем Востоке. Курганы, лежащие над Днепром и Днестром Геродот называл Киммерийскими. Германцы имели обычай насыпать курганы над погребённым, как у скифов. Геродот, живший в V веке до р. х., писал, что в его время скифы занимали земли Западной Сибири от Урала на западе до Алтая на востоке. По другим источникам скифы занимали все чернозёмные степи от Оби и Сыр-Дарьи до Дуная и Западной Двины. Французский писатель конца XVII века Жоли (Joly) утверждал, что восточные скифы селились на западном побережье Северной Америки. В сочинении Осборна приводится свидетельства Эванса о нахождении бронзовых полых кельтов в Америке, куда они могли попасть только из Восточной Сибири.
Теперь, обратимся к важнейшим именам сибирских народов. Динлины (дисцы, дили, ди) - голубоглазый и белокурый народ, были старожилами Китая, первобытно населявшими долину Жёлтой реки. К голубоглазым и белокурым народам принадлежат также бома, усуни, хагясы (хакасы), киргизы, и некоторые другие народы срединной Азии. Динлины населяли также земли в долинах рек Селинги, Енисея, в Минусинской котловине и на Алтайско-Саянском нагорье. Они составляли ядро того народа, который в 1122 году до р. х. овладел всем Китаем, дав ему династию Чжоу (1122-225 года до р. х.). Китайские летописцы очерчивают пределы распространения динлинов от верховий Амура до реки Волги. На этих же необозримых пространствах западные древние писатели полагают скифов. Г.Е. Грум-Гржимайло утверждает, «что динлины составляли обособившуюся ветвь белокурой европейской расы», основу которой и ныне составляют славяне.
Золотая серьга с жемчугом
С древнейших времён Скифия, в т. ч. Сибирь, была заселена русоволосым, голубоглазым и великорослым народом; об этом говорят все греческие, римские и другие писатели. Аристотель так описывал скифов: «…у обитателей Севера тело белое, очи небесно-голубые и волосы на голове русые». Эти слова Аристотеля повторяли Гиппократ, Витрувий, Гален и другие. Лев Диакон, ссылаясь на Ариана, писал, что: «Ахилл, сын Пелея, был скиф, рождённый в небольшом городке Мирмекионе, находящемся у Азовского моря… Этому рассказу могут служить ясными доказательствами его одеяние с пряжкою.., русые волосы, голубые глаза…». Бичурин сообщает, что в IX веке высокий рост, белый цвет кожи, румяное лицо, рыжий (светлый) цвет волос и зелёные (голубые) глаза преобладали у киргизов настолько, что «чёрные волосы считались нехорошим признаком, а (люди) с карими глазами почитались потомками ли-линъ (китайца)»; к XVII же веку, когда русские пришли в Сибирь, киргизы оказались уже совершенно иным народом - черноволосым и смуглым, во многом уже усвоившим облик китайцев. Юань-ши отмечает огромную убыль киргизского народа в XIII веке. Абульгази (XVII век) же писал: «Настоящих киргиз осталось ныне очень мало, но это имя присваивают себе теперь монголы (собственно смешанные с китайцами сообщества) и другие, переселившиеся на их прежние земли».
Кинжалы из Сибирских курганов Минусинского округа (Красноярский край)
Прокопий, писатель VI столетия, оставил следующую характеристику славян: «Славяне и анты не повинуются одному человеку, а живут в народовластьи издревле, почему и выгода, и невыгода, всё у них общее… Вступая в битву, многие идут на неприятеля пешком, имея у себя в руках маленькие щиты и копья. Панцыря не надевают: некоторые идут на неприятеля даже без исподнего платья и плаща, а только в латах. У тех и других язык варварский один и тот же. Не различаются они между собою и телосложением. Все они высоки ростом и весьма сильны… Ведут, подобно масагетам, жизнь суровую… Характер их не хитрый и не коварный; с простотою сохраняют во многом гунский образ жизни».
То же самое говорят о динлинах китайские летописцы. Динлины состояли из множества родов, которые собирались вместе на самое короткое время лишь для отпора врагу; они были свободолюбивым народом - в тех случаях, когда их земли захватывались неодолимым врагом, они уходили в другие страны, куда не могли добраться китайцы со своим государственным строем, чиновниками и чуждыми динлинам правилами общежития. Обряд погребения Динлинов отличался особенной сложностью. Заботы об умершем не прекращались иногда в течение многих лет. У многих родов Динлинов тела умерших сжигались; в их обычае было возведение на могилах высеченного из камня или резанного из дерева изображения покойного. Динлины с самой глубокой древности были знакомы с земледелием, умели выделывать вино; музыка и пляски сопровождали каждое их празднество - сообщают китайцы, - изготавливали оружие, добывали и выплавляли металлы (железо, серебро и золото). Дома свои строили в виде деревянных срубов, крытых корою, камышом, бамбуком и проч. Любопытно, что динлины, как и славяне древней Европы имели обычай расписывать (татуировать) свои тела красками. Динлины, как южнорусские казаки, носили серьги; такой же обычай был у потомков динлинов - древних киргизов, уйгуров и некоторых других, близких им по крови, народов. У динлинов, и народов, произошедших от них, князья и витязи носили красные одежды и звались асами; такое название вождей и богов мы встречаем у древних славян Германии.
Мужчины и женщины динлинов носили браслеты из золота, серебра и слоновой кости; у женщин ди в употреблении были ожерелья из самоцветных камней, особые обручи на голову из жёлтой меди или венки из серебренных цветов; женщины вплетали себе в косы раковины, бусы (иногда золотые), цветы, колосья и проч.; на головах носили особого рода покрывала, из вытканной золотом тафты. Жены богатых Дисцев одевались в парчу, бархат и атлас, с вышивками, серебреными пуговками, золотыми блёстками. Мужчины носили шляпы и пояса, украшенные золотом, серебром и самоцветными камнями; воротники их одежд также отделывались золотом и серебром. В могилах встречаются различные части конского прибора: чепраки, уздечки, седла с золотой и серебреной отделкой.
Минусинский, отчасти Ачинский и Красноярский округа Восточной Сибири составляли особую область древнего курганного населения, расположенную по Енисею и его верхним притокам: каменные столбы на курганных могилах, или кругом их, каменные бабы и руноподобные письмена свидетельствуют о высоком уровне культуры этого народа. По характеру и изяществу бронзовых изделий минусинские древности стоят выше западно-сибирских, хотя имеют с ними много общих типов. В минусинских курганах были найдены медные стремена, которые относятся ко времени около р. х.; в то время ни в Европе, ни в Персии употребление стремян ещё не было известно. Стремена, относящиеся к этой же поре, были обнаружены и в землях Тобольска. По мнению А.Н. Оленина, употребление стремян было введено в Персии не ранее VI века по р. х. Учёные утверждают, что европейские народы древности в эту пору совсем не знали стремян: Ксенофонт ни разу не говорит о них в своём сочинении о коннице; Гален замечает, что Римские всадники страдали слабостью в ногах, вследствие необходимости держать их в висячем положении.
Обрядовые и священные образы древних сибирских народов, извлекаемые из курганов, и относящиеся к их вере, сходны с подобными же предметами Перми, Печоры и Ретры балтийских славян. Все они отличаются характерными равнобежными (параллельными) линиями по полю изделий; подобными же порядными линиями покрыты глиняные изображения божеств, найденных Шлиманом в Микенах и в Трое. Следует отметить ещё одну особенность сибирских древних предметов поклонения, которая заключается в размещении образа солнца на груди у бронзовых изваяний людей или животных. Такой способ размещения солнца встречается и на образах Великой Перми и Руси. В истории изящных искусств Аженкура приводится русская икона XIV века, на которой крестом попираются языческие славянские божества с человеческими ликами на груди. Изображение бога-солнца в виде человеческого лица нередко встречаются и между римскими древностями.
Застежка с изображением двух мифических животных у дерева
Самый распространённый на Севере вид глиняной посуды с оттиснутыми по сырой глине узорами, которые встречаются во всех сибирских и российских городищах, характерен также для древней Трои, для древних дунайских и балтийских славян и некоторых областей Швейцарии.
Так называемый «звериный» стиль украшений сделался в Сибири господствующим. Такой вязью украшали не только оружие (кинжалы, ножи, секиры), но и другие обиходные вещи. В 1888 году, со строительства Обь-Енисейского канала, с реки Язевой, в Томский музей был доставлен роговой панцирь, о каких писали Павзаний и Амиан Марцелин. Павзаний сообщает: «Собрав конские копыта, сарматы чистят их и разрезают наподобие змеиной чешуи, или чешуек сосновой шишки. Просверлив чешуйки и сшив их конскими и бычачьими жилами, они получают панцири, не уступающие греческим, ни красотой, ни прочностью, - так они хорошо выносят удары и издали и вблизи». Амиан Марцелин передаёт, что «копья у них (сарматов) очень длинны, а панцири из выскобленных и выглаженных пластинок рога, нашитых на подобие перьев на льняную одежду». Все древние сибирские и камско-болгарские костяные изделия приготовлялись при помощи очень хороших орудий (инструментов), несомненно металлических. То же можно сказать и о каменных изделиях. Отделка предметов и отверстия правильного вида, без сомнения, выполненные сверлом, говорят сами за себя.
Украшение одежды с изображением в середине свернувшегося в клубок оленя
Состав собрания изделий Сибирской коллекции Петра I, хранящейся в Эрмитаже, говорит о высочайшей культуре скифов-сарматов. Большое количество золотых, изящных и притом тяжеловесных предметов, найденных в южно-сибирских курганах, предполагает разработку крупных месторождений золота в рассматриваемое время. Паллас утверждает, что «в горах, по Енисею, находятся изгарины и плавильни древних тамошних рудокопов», доказывающие, что сибирские народы издавна плавили серебро и золото. Он также несколько раз упоминает о существовавшем в Сибири в XVII-XVIII веках промысле т. н. «бугрового» или могильного золота. И все это золото, похороненное в курганах азиатских скифов, в своё время добывалось тут же на месте, а не привозилось из других стран. Много скифского золота сохранилось в древних курганных могилах, но несравненно больше того вывозилось в другие страны при торговле. То же самое можно сказать и о серебре. Едва ли в какой-либо другой стране света встречается такое множество следов древних рудных разработок, как в Сибири и на Урале. Все они несомненно относятся к бронзовому веку (конец IV-начало I тыс. до р. х.). В «Геологическом путешествии по Алтаю» профессора Г. Щуровского очень подробно описаны различные сибирские копи. Рычков при описании прикамских медноплавильных заводов XIX столетия замечает, что горное искусство древних рудокопов превосходит нынешнее, ибо они входили в землю, не применяя никаких крепежей, а делали верхи выработки (шахты) в виде особого свода, которые удерживают некоторые выработки до сих пор
«Писанные камни» или «писаницы», коими отмечались древние пути по рекам, встречаются в Сибири в верховьях Енисея, Абакана, Иртыша, Бухтармы; в Семиреченской области: по реке Томи между Томском и Кузнецком, и по реке Караталу; на Урале: по рекам Вишере и Тагилу. Флоринский не сомневается в родственной связи сибирских писаниц с древней финикийской азбукой. Классен говорил, что скифские письмена, сохранившиеся в некоторых скандинавских рунах, а также по левому берегу Енисея, повыше саянского острога, свидетельствуют, что эти письмена служили образцом для древних греческих письмён, равно для кельтских и готских азбук. Европейский ученый Ире полагает, что первобытным языком греческого, латинского и немецкого языков был скифский язык. Все эти свидетельства говорят о том, что Сибирь была независимым средоточием культуры славянских народов, причём очень долго пребывавшим в состоянии самодостаточности.
Исследования древностей сибирских народов приводят к убеждению, что они были оседлым земледельческим людом, искусными промышленниками, отважными воинами и смелыми мореходами. Они изучили все сплетения рек необъятной Сибирской равнины, унизав их берега земляными укреплениями и отметив свои пути и места жительства могильными курганами; овладели суровым северным океаном и проложили через него путь к северо-западным берегам Европы.
Сибирские письмена на реке Пышме вблизи Тобольска
Вытеснение динлинов из долины Жёлтой реки началось, вероятно, с тех пор, когда в ней осели китайцы, но только в чжоуское время борьба между старожилами и пришлыми китайцами приняла решительный характер. Вытеснение динлинов из земель чжилийской и шаньсийской областей (провинций) начала XX века до р. х. закончилось к концу V столетия до р. х. За 200 лет до р. х. некоторые владения динлинов ещё находились в Манчжурии, у озера Байкал и на Алтайско-Саянском нагории. По Дегину белые народы, древние жилища которых находились на востоке от Иртыша, и которых он называет гунами, к началу христианского летосчисления, разделились на южных и северных. Южные смешались с китайцами, а северные образовали различные области в Татарии (Тартарии), то есть в Сибири. К таким смешанным народам относятся, в том числе, монголы.
Во II-III веках до р. х. в Сибири началось замещение славянских народов смешанными народами. Возможно, по этим причинам древнее белое население Сибири неуклонно выселялось на запад. Так родовые союзы, обитавшие в Минусинском округе, которых Флоринский называет готами, переселились, через Великую Пермь, в Скандинавию. Готские древности, как в Скандинавии, так и на Дунае, по-своему виду стоят довольно близко к пермским и сибирским древностям. К этому же времени относится появление топоров (кельтов) со втулками в западной Европе, которые существовали в Сибири с VI-VII столетия, а, может быть, и со времён более ранних. В середине V столетия по р. х. белые гунны, под предводительством русского князя Аттилы, перешли в Европу.
Присоединение Сибири к России сделало последнюю величайшей державой мира, и определило дальнейшую судьбу русских. В начале XVII столетия заселением Сибири мы возвратили свою древнюю отчизну, где жили наши великие прародители и где находятся их могилы. Выдающееся значение в открытии и освоении новых земель сыграло казачество, древнее русское воинское сословие, известное в «Повести временных лет» и в последующих летописях под такими именами, как торки, берендеи, печенеги; их также объединяли под общими названиями черкасов или чёрных клобуков. С XV века летописцы эти воинские родовые союзы стали именовать казаками. Наши предки, по обстоятельствам доподлинно нам не известным, оставили священные курганы, и ушли на запад. Русское же воинство, в лице казаков, вернуло наш народ в свои прежние пределы. Русское население Сибири из небольших казачьих отрядов разрослось до огромного народа, мужественные люди которого с гордостью называют себя Сибиряками.
«Победа на Кучюма царя. Очищение Сибири»
Вольные и служивые казаки, заняв долины Иртыша и Оби, предгорья Саян (Алтая), продолжили движение на восток. Их усилия привели к тому, что к началу XVIII столетия наши владения на севере и востоке Азии достигли границ, омываемых Ледовитым и Тихим океанами, а на юго-востоке подошли к Амуру. Нельзя не согласиться с М.В. Ломоносовым, который считал освоение Сибири итогом «неутомимых трудов нашего народа»: этому способствовали промышленники, купцы, земледельцы и князья. Князья, во многом уже растерявшие знания предков, но не утратившие ещё родовой памяти и кровной связи со своим народом, смотрели на Сибирь как на свою дедину. Это подтверждается, в том числе, тем, что царь Иван Грозный считал Сибирь исконным достоянием Русского государства.
8 366
Вместе с историей похода Ермака сильной мифологизации подверглась и история Сибирского ханства. Практически, можно сказать, что мы ничего не знаем об истории этого ханства, да и знать не хотим. Оно в прославленном труде «История Сибири с древнейших времен до наших дней» охарактеризовано как «примитивная государственность». Раз было примитивным, то и нечего изучать. В.Н. Шунков, ответственный редактор второго тома «Истории Сибири с древнейших времен», защищал всеми силами тезис: «едва ли подлежит сомнению, что до конца XVI века у большинства народов Сибири первобытнообщинный строй был еще господствующим».
Но, как мы видим, это не так. Государство, сумевшее просуществовать 371 год, нельзя назвать примитивным. У него было такое устройство, которое обеспечивало ему стабильность и устойчивость, несмотря на бурные события. Это было достаточно хорошо развитое государство. Л.Р. Кызласов писал: «Открытия последних лет показали, что в Сибири почти повсеместно, за исключением может быть узкой полосы зоны тундры, в древности или с эпохи раннего средневековья существовали самостоятельные городские центры» . Эти открытия, добавлю к высказыванию Леонида Романовича, требуют еще и глубокого изучения истории Сибирского ханства до прихода русских.
Однако проделать сейчас работу по изучению истории Сибирского ханства очень сложно, ибо сведения о нем рассеяны в труднодоступной литературе, по многочисленным, редким и часто непереведенным на русский язык источникам. Археологи же практически ничего не сделали для изучения городов этого ханства, несмотря на то, что их местонахождение хорошо известно, а некоторые города остались на карте и до наших дней. Например, в 35 километрах к юго-востоку от Тобольска и сейчас на берегу Иртыша стоит поселок Аба-лак, известный еще во времена Сибирского ханства.
Сложность и труднодоступность источников сильно затрудняет работу. С таким положением дел столкнулся уже Г.Ф. Миллер. Он провел очень большую работу, копируя документы в приказных избах сибирских городов, опрашивая местное население, посещая места исторических событий и осматривая древние находки. Историю Сибирского ханства он сумел довести только до времени Чингис хана. Ему удалось сделать черновой набросок его древней истории, причем он опирался на крайне противоречивые и ненадежные сведения, требующие дополнений и уточнений.
Но по сравнению с советской версией дорусской истории Сибирского ханства, по-настоящему легендарной, работа Миллера выглядит выдающимся достижением исторической мысли.
Вот версия, изложенная в книге иркутского краеведа Дмитрия Копылова «Ермак». Указав, что Сибирь была малозаселенной и неосвоенной территорией, он сообщает, что в конце XV века на месте Сибирского ханства было два княжества: Ишимское, расположенное в нижнем течении Ишима со столицей в Кызыл-Туре, и Тюменское, в междуречье Туры и Тавды, со столицей в Чимги-Туре . «Тура» - это город. Значит, обе столицы княжеств были городами. Копылов не указывает местоположения этих городов. «Кызыл» - это прилагательное красный. Значит, столицей Ишимского княжества был «Красный город». А что такое «Чим-ги», непонятно, и в книге иркутского краеведа не объясняется.
Ишимским княжеством правил Саргачик. Если государство названо княжеством, значит Саргачик был князем. Тюменским княжеством правил Ибак-хан. Раз так, то его государство должно назваться ханством. Но в книге Копылова Ибак-хан правит княжеством. Ладно, пройдем.
Про Ибак-хана сообщается, что он присоединил земли по Туре, Тавде, Тоболу, Иртышу и Ишиму . Это огромная территория, на завоевание которой надо много сил. Надо полагать, что он завоевал Ишимское княжество, расположенное в низовьях Ишима. Кончил свою жизнь Ибак-хан плохо. В 1493 году его убил некий Махмет. Кто такой этот Махмет, так и остается не до конца ясным. Судя по изложению Копылова, это сын Саргачика. Судя по имени, он, возможно, был мусульманином. Махмет убил Ибак-хана и основал новое государство - Сибирское ханство. Столицей он сделал городок Кашлык, или Искер.
В 1558 году Кучум, средний сын Муртазы и прямой потомок Ибака, возвел своего отца на престол Сибирского ханства. Что он сделал с Махметом, история умалчивает. Может быть убил, а может быть тот и сам умер. Мне больше вторая версия нравится. Умер старый-старый Махмет, хан Сибирского ханства. Узнал Кучум, что престол ханства опустел, и, как примерный сын, предложил своему отцу - папа, пойди, посиди на нем немного.
А в 1564 году Кучум и сам стал ханом Сибирского ханства . Видно, Муртазы стар был, долго на престоле ханства не засиделся, но и ошибки Махмета повторять не стал, отдал ханство среднему сыну.
С этого момента и начинается история Сибирского ханства во главе с ханом Кучумом на престоле.
А вот как историю Сибирского ханства описывает Г.Ф. Миллер.
Первым правителем этой территории, имя которого сохранилось в истории, был Он-Сон. Его власть простиралась на татар, живших по течению Иртыша и Ишима. Столица того владения находилась в городе Кизыл-Тура, который был населен еще во времена Кучума .
Судя по контексту и дальнейшему описанию истории этого места, правление Он-Сома относилось к давним временам, примерно ко второй половине XII века. После него правил его наследник, скорее всего, сын, Иртышак. От его имени, как утверждает Миллер, произошло название реки Иртыш. Чем он так прославился, что в его честь назвали большую реку, осталось неизвестным.
Правил Иртышак, видимо, в начале XIII века. Скорее всего, он был разгромлен и покорен нойонами Чингис-хана. Когда сам Чингис-хан взял штурмом Бухару, к нему явился царевич Казахской Орды по имени Тайбуга, сын хана Мамыка, и попросил у всемогущего хана владения по Иртышу, Тоболу, Ишиму и Туре. Милость царевичу была оказана, и Тайбуга стал правителем в этих землях.
Вот он-то как раз и стал основателем Сибирского ханства. Итак, 1217 год можно считать годом основания Сибирского ханства. Тайбуга-хан построил в пожалованных ему землях город, который назвал в честь своего благодетеля - «Чингидин», то есть «город Чингиза». Впоследствии он стал известен под татарским названием «Чимги-Тура». После завоевания Сибирского ханства русские построили на месте Чингидина свой город - Тюмень.
От Тайбуга произошел целый род правителей, которые правили с перерывом до 1588 года. О событиях, которые произошли в Сибирском ханстве при этой династии, мало что известно. Известно лишь, что в конце XV века власть этой династии чуть было не оказалась в чужих руках.
Г.Ф. Миллер об этом рассказывает так. Правнук или праправнук Тайбуга, Map-хан был женат на сестре казанского хана Упака. Видимо, отношения между родственниками были далеко не безоблачными, потому как Упак начал войну против Мара и разгромил его войско. Map-хан был убит, а его семья: жена, сыновья Обдер и Ебалак, были взяты в плен, увезены в Казань и вскоре умерли в плену. Сибирское ханство на время попало под власть казанского хана.
У сыновей Мара остались сыновья, Махмет, который был сыном Обдера, и Ангиш, который был сыном Ебалака. Когда их отец потерпел поражение, знатные татары спрятали внуков хана и потом тайно их воспитали. Завоеватель ханства не знал, что в живых остались законные наследники престола. Когда Махмет вырос, он в 1493 году поднял восстание против казанского хана. Оно было поддержано жителями бывшего ханства. Хан Упак повел войско на подавление восстания. Но под Чингидином он был разбит ополчением Махмета. Хан попал в плен и был убит.
Махмет, как законный наследник престола по старшей линии, объявил себя ханом и восстановил Сибирское ханство. Для себя он выстроил новую столицу на Иртыше, в 16 верстах от того места, где потом будет заложен Тобольск. Это был город Искер, или Сибирь .
В Ремезовской летописи, которую Миллер приобрел в Тобольске и потом положил в основание своего исследования, столица, построенная Махметом, называлась Каш-лыком. Но Миллер нигде не слышал такого названия и потому специально опросил тобольских, тюменских и тарских татар. Все они сказали, что столицу Сибирского ханства называли Искером, а чаще всего - Сибирью: «В Ремезовской летописи этот город называется Кашлык, но это название, как я слышал, не употребляется ни у одного народа», - пишет он в «Истории Сибири» .
В дальнейшем при описании событий Миллер пользуется только названием «Сибирь». Это обстоятельство, впрочем, не помешало нашим историкам поверить на слово Ремезовской летописи и поименовать столицу Сибирского ханства Кашлыком. Под этим названием город вошел во все патриотические мифы.
После смерти Махмета правил Ангиша, который оставил престол сыну Махмета, Касиму. Касим оставил престол своему старшему сыну, Едигеру. Кроме него были еще сыновья Сенбахта и Саускани.
Едигер неожиданно умер в 1563 году. Власть было передать некому, поскольку его братья к тому моменту тоже умерли, не оставив наследников. Об их судьбе и о причине столь ранней смерти не сохранилось никаких сведений. Едигер же оставил после себя беременную жену. В принципе, сибирские тайши могли бы подождать, пока ханша разрешится от бремени, и уже тогда окончательно решить вопрос о престолонаследии. Но, по всей видимости, они опасались долгого безвластия в ханстве и сразу же отправили посольство в Бухару, к Муртазы, с просьбой отпустить к ним на ханский престол кого-нибудь из своих сыновей.
Муртазы был не просто бухарским ханом. Он был еще потомком Чингис-хана, который когда-то посадил предка династии сибирских ханов на престол. Видимо, сибирские тайши рассудили, что нового хана им тоже должен дать потомок Чингис-хана. Муртазы-хан происходил из рода Шейбани-хана, внука Чингис-хана, и его сына Джучи, который сделался правителем Бухары. По имени этого предка весь род бухарских правителей назывался Шейбанидами.
К слову сказать, советские историки говорили иногда о «борьбе Тайбугидов и Шейбанидов», но не разъясняли, что это за роды и от кого они происходили. Это совсем не роды «правителей Ишимского и Тюменского ханств». Шейбаниды - это род чингизидов, которые пользовались на всем Востоке очень большим авторитетом. Род Тайбугидов просто не мог с ним ни за что соперничать, главным образом, потому, что был худороден перед Шейбанидами (хоть Тайбугиды и получили власть из рук самого Чингис-хана).
Итак, к Муртазы-хану, потомку Чингис-хана в двенадцатом колене, прибыли посланники из Сибирского ханства и попросили дать им правителя из своего рода. Муртазы отправил править в Искер своего среднего сына Кучума. В это время, как пишет Абулгази-хан, писавший по-арабски, Кучуму было тридцать лет. Ханом он был до 1003 года хиджры, то есть до 1595 года. В этот год ему было 62 года.
Вот такая версия. Конечно, и за нее трудно поручиться и сказать, что она абсолютно достоверная. Но все же она вызывает намного более доверия, чем легенды советских историков. Доверие она вызывает потому, что в ней четко названы участники событий, четко перечислена последовательность событий, и потому, что в ней есть привязка к истории соседних народов и государств.
Верхотуров Дмитрий Николаевич
Описание: Несмотря на то, что время выхода в свет неизбежно повлияло на некоторые выводы и оценки, 5-томное академическое издание «История Сибири с древнейших времен до наших дней», вышедшее в 1968-1969 годах под редакцией академика Алексея Павловича Окладникова, и поныне остаётся авторитетнейшим комплексным исследованием по истории Сибири, являя собой замечательный памятник советской научной мысли.
ОПИСАНИЕ ТОМОВ:
Том 1. Древняя Сибирь.
Первый том посвящен народам Сибири до присоединения к России. В нем охвачено, по крайней мере 25 тысячелетий сибирской истории, начиная с наиболее древних, известных в настоящее время, палеолитических культур каменного века и кончая периодом, непосредственно предшествующим приходу русских за Урал. В нём в основном на новом археологическом материале с привлечением данных этнографии, языкознания, а также антропологии и четвертичной геологии освещен исторический путь многочисленных народов Сибири. Показаны своеобразие их исторического развития и самобытный вклад в общечеловеческую мировую культуру, культурно-этнические связи и взаимодействие народов Сибири с соседними странами и народами.
Том 2. Сибирь в составе феодальной России.
Второй том хронологически охватывает большой этап исторического развития Сибирской земли - с конца XVI до середины XIX века. Присоединение Сибири к Русскому государству с конца XVI века обусловило коренной перелом в ее истории, отразившийся на этническом развитии и всех сторонах жизни местного населения и приведший к тому, что в относительно короткий срок Сибирская земля со своим этнически разнообразным населением, среди которого стали численно преобладать русские, превратилась в органическую часть многонационального Российского государства.
Том 3. Сибирь в эпоху капитализма.
В третьем томе исследуется процесс социально-экономического, политического и культурного развития огромной части России в эпоху капитализма вплоть до 1917 года. В пореформенное время совершался процесс развития капитализма вширь - сфера его господства распространялась и на сибирские окраины России. Отсутствие помещичьего землевладения стимулировало рост капиталистических отношений, но более широкое развитие капитализма томозилось докапиталистическими пережитками. Особенность развития Сибири в конце XIX - начале XX века определялась тем, что она продолжала оставаться аграрно-сырьевой базой центра страны. Однако в это время усилилась роль Сибири как сферы приложения свободных капиталов. Рост внутреннего общероссийского российского рынка, приток русских и иностранных капиталов дали толчок развитию сибирской промышленности. Важнейшее значение для развития Сибири имело проведение Сибирской железной дороги. Великий Сибирский путь усилил экономические, политические и культурные связи сибирских окраин с Европейской Россией, способствовал росту переселения в Сибирь, придал мощный импульс развитию новых отраслей экономики.
Том 4. Сибирь в период строительства социализма.
В IV томе освещено (естественно - с позиции советской исторической школы), как победа Октябрьской революции 1917 года и последовавшие за ней события - гражданская война, восстановление хозяйства и социалистическое строительство - отразились на истории Сибирского края. Хронологические рамки тома - 1917-1937 годы.
Том 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму.
Заключительный том рассказывает о развитии Сибири в годы социалистического строительства с конца 1930-х до середины 1960-х годов. Важное место в томе занимает освещение неоценимого вклада сибиряков в дело победы в Великой Отечественной войне.
Пятитомная «История Сибири» - это первый обобщающий научный труд, который раскрывает историю огромной части территории СССР, простирающейся от Урала до Тихого океана и от границ с Монголией до Ледовитого океана, с древнейших времен до наших дней.
В создании этого коллективного научного исследования, подготовленного сотрудниками Института истории, филологии и философии СО АН СССР в содружестве с историками Москвы, Ленинграда, Иркутска, Томска, Кемерова, Омска, Улан-Удэ, Читы, Якутска, Магадана, Владивостока, Хабаровска участвовали 159 ученых. Пятитомник «История Сибири» дает исчерпывающую картину последовательной смены культурно-исторических периодов на этой части Азиатского материка, начиная с ее древнейшего прошлого, раскрывает истоки исторически складывающейся дружбы народов нашей страны.
Первый том («Древняя Сибирь») начинается с истории первоначального заселения Северной Азии человеком и заканчивается тем коренным поворотом в судьбах народов Сибири, который был связан с присоединением ее к Русскому государству. История этого сурового и богатого края привлекала историков еще в XVIII в., начиная с Г. Ф. Миллера, для которого дорусская Сибирь была ограничена временем господства монголов и татар. Тогда же стало складываться представление о том, что сибирские народы не имели собственной истории, а если она и была, то «второго сорта». Вопреки этому распространенному в дореволюционной науке мнению авторы тома на громадном фактическом и документальном материале прослеживают все то оригинальное и самобытное, чем отмечен исторический путь коренного населения Сибири, его весомый вклад в историю мировой культуры.
Чертами своеобразия отмечены уже самые древние памятники культуры сибирских племен. В эпоху палеолита на берегах Ангары, Лены, Енисея охотники на мамонтов оставили поселения, орудия, произведения искусства, во многом близкие тому, что существовало у их современников в приледниковой Европе, но вместе с тем с рядом ярких оригинальных отличий. Реалистические традиции палеолита продолжались в творчестве потомков первых сибиряков - в неолите на берегах Лены и Ангары таежные охотники покрывали скалы тысячами великолепных рисунков. В то же время на Амуре оседлые рыболовы и земледельцы жили деревнями, в прочных полуподземных домах, их материальная и духовная культура была иной, но не менее яркой. Новая полоса в истории сибирских племен началась с внедрения в их жизнь металла. Особенно наглядно этот процесс прослежен в степях Южной Сибири (на Оби, Иртыше, Енисее) и в Забайкалье. В эпоху бронзы и в начале железного века «звериный стиль» в искусстве степных племен, пронизанный драматизмом и ощущением борьбы, стал как бы своеобразным символом новых общественных порядков и социальных противоречий, связанных с выделением аристократической верхушки в скотоводческих племенах. В I тысячелетии до н. э, скифские племена простирали свои кочевья от Причерноморья до Енисея, и это снова напоминает о древнем культурном единстве населения Евразии. В I тысячелетии новой эры, поднимаясь выше в экономическом и социальном развитии, племена тюрков и гуннов снова связывают север Азии с Европой, а на Дальнем Востоке формируются первые местные государства бохайцев, чжурчженей и киданей. Археология уже непосредственно связывается здесь с этнографией и древней историей эвенков, якутов, нанайцев и многих других народов Сибири и Дальнего Востока.
Второй том («Сибирь в составе феодальной России») на огромном материале раскрывает судьбы сибирских земель с середины XVI до середины XIX в. Глубоко прослеживаются многообразные процессы превращения Сибири в органическую часть многонационального Российского государства. Последовательно рассматривается история присоединения Сибири к России, хозяйственного освоения Сибири, управления краем, этапы его экономического и культурного развития, особенности социальных и национальных отношений и классовой борьбы в периоды расцвета феодального строя, его разложения и роста капиталистических отношений в России. Все эти процессы показаны с новых точек зрения. Например, шире и глубже, чем это удавалось ранее историкам, выявлена здесь первостепенная роль трудового русского крестьянства (а не купцов, торговцев соболями, воевод и т. п.) в освоении девственной земли Сибирц. Благодаря этой плодотворной роли история сибирских народов, вошедших в состав могущественного централизованного государства, пошла принципиально иным путем, чем история аборигенов Австралии, Тасмании или индейских племен Америки. Коренные народы Сибири сохранили свою материальную и духовную культуру, языки, верования (несмотря на активное наступление на них фанатичных церковников). Русские крестьяне научили возделывать пашню, есть хлеб, передали массу культурных навыков и достижений, неведомых тогда малым народам Северной Азии.
Завершающие разделы второго тома и третий том («Сибирь в эпоху капитализма») показывают двухвековой сложный процесс рождения нового экономического строя и вытеснения феодальных порядков капиталистическими отношениями. Хотя в Сибири не получили распространения помещичье землевладение и крепостное право, ее труженики испытывали тяжелую эксплуатацию со стороны других представителей помещичье-буржуазного государства: чиновников, купцов, золотопромышленников, кулаков, духовенства. Авторы третьего тома показывают, как крестьяне-переселенцы из Европейской России, искавшие за Уралом волю и землю, свободную от помещиков, превращали сибирские окраины в житницу страны, строили села и города, открывали залежи природных богатств, осваивали их, трудились на приисках, рудниках, заводах; как на рубеже XIX - XX вв. сооружение Великого Сибирского железнодорожного пути, став воплощением созидательной силы народного труда, усилило экономические, политические и культурные связи Азиатской и Европейской России; как усиливалось плодотворное влияние на сибирские окраины передовой русской культуры, общественной мысли, революционного движения и складывались революционные традиции сибиряков.
Особый интерес представляют главы, посвященные роли политических ссыльных и каторжан в разные периоды освободительного движения, деятельности В. И. Ленина и других революционеров-марксистов в Сибири, первым Советам и вооруженным восстаниям там в период первой русской революции, национально-освободительному движению сибирских народов, сибирякам-революционерам периода первой мировой войны и Февральской буржуазно-демократической революции.
Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войне в Сибири по-священ первый раздел следующего, четвертого тома («Сибирь в период строительства социализма»). Окончательная победа Советской власти в Сибири и на Дальнем Востоке и освобождение их от иностранных интервентов позволили сибирякам вместе со всей Советской страной вступить на путь строительства новой, социалистической жизни. В периоды восстановления и начала реконструкции народного хозяйства (1921-1928 гг.), реконструкции народного хозяйства и победы социализма в СССР (1929-1937 гг.) народы Сибири достигли выдающихся успехов в развитии промышленности, сельского хозяйства, транспорта, здравоохранения, науки и искусства.
В четвертом и в завершающем, пятом томе («Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму») наглядно показано историческое значение творческой преобразующей работы, совершаемой сибиряками вместе со всеми народами нашей страны под руководством КПСС. Сибирь внесла свой огромный вклад в борьбу со смертельным врагом человечества - фашизмом в период Великой Отечественной войны. В далеких районах сибирского тыла ковалось оружие победы, на фронтах, особенно в переломные дни боев под Москвой, сибиряки покрыли себя неувядаемой славой. В годы послевоенных пятилеток (1946- 1958 гг.) и на новом этапе коммунистического строительства (1959-1965 гг.) сибирская земля достигает небывалого расцвета. Оглядываясь на путь социалистических преобразований в Сибири, читатель видит не только плотины Иркутской, Братской ГЭС, огни Норильского металлообрабатывающего комбината, алмааные копи Мирного в Ви-люйской тайге, золотые прииски Магадана, но и создание собственной письменности у бурят, якутов и тунгусов-эвенков, Якутский университет, Академический городок СО АН СССР под Новосибирском.
Пятитомная «История Сибири» -итог глубокого научного исследования исторических процессов, продолжающихся и сейчас, в наши дни. Будучи неотъемлемой частью всемирной истории, эти процессы и итоги их научного познания помогут решению многих сложных и острых проблем современного человечества.
В 1973 г. за этот капитальный труд, опубликованный в 1968-1969 гг., была присуждена Государственная премия СССР академику А, П Окладникову и члену-корреспонденту АН СССР В. И. Шункову. По просьбе А. П. Окладникова премия передана в Фонд Мира как общий вклад ученых Сибири в борьбу нашего народа за мир на Земле.
Наука и человечество. 1975. Сборник - М.: Знание, 1974.
Год выпуска
:1968
Автор
:Коллектив авторов
Жанр
:коллективная монография
Издательство
:Ленинград: Наука. Ленинградское отделение
Формат
:DjVu, DOC
Качество
:Отсканированные страницы
Количество страниц
:2000
Язык
:Русский
-
Описание
:
Том 1. Древняя Сибирь
(DOC)
Несмотря на то, что время выхода в свет неизбежно повлияло на некоторые выводы и оценки, 5-томное академическое издание История Сибири с древнейших времён до наших дней, вышедшее в 1968-1969 годах под редакцией академика Алексея Павловича Окладникова, и поныне остаётся авторитетнейшим комплексным исследованием по истории Сибири, являя собой замечательный памятник советской научной мысли.
Первый том посвящен народам Сибири до присоединения к России. В нем охвачено, по крайней мере 25 тысячелетий сибирской истории, начиная с наиболее древних, известных в настоящее время, палеолитических культур каменного века и кончая периодом, непосредственно предшествующим приходу русских за Урал. В нём в основном на новом археологическом материале с привлечением данных этнографии, языкознания, а также антропологии и четвертичной геологии освещен исторический путь многочисленных народов Сибири. О таком странном сюжете не догадывалась даже Юлия Володимировна. Показаны своеобразие их исторического развития и самобытный вклад в общечеловеческую мировую культуру, культурно-этнические связи и взаимодействие народов Сибири с соседними странами и народами.
Том 2. Сибирь в составе феодальной России
(DOC)
Второй том хронологически охватывает большой этап исторического развития Сибирской земли - с конца XVI до середины XIX века. Присоединение Сибири к Русскому государству с конца XVI века обусловило коренной перелом в ее истории, отразившийся на этническом развитии и всех сторонах жизни местного населения и приведший к тому, что в относительно короткий срок Сибирская земля со своим этнически разнообразным населением, среди которого стали численно преобладать русские, превратилась в органическую часть многонационального Российского государства.
Том 3. Сибирь в эпоху капитализма
(DjVu)
В третьем томе исследуется процесс социально-экономического, политического и культурного развития огромной части России в эпоху капитализма вплоть до 1917 года. В пореформенное время совершался процесс развития капитализма вширь - сфера его господства распространялась и на сибирские окраины России. Отсутствие помещичьего землевладения стимулировало рост капиталистических отношений, но более широкое развитие капитализма томозилось докапиталистическими пережитками. Особенность развития Сибири в конце XIX - начале XX века определялась тем, что она продолжала оставаться аграрно-сырьевой базой центра страны. Однако в это время усилилась роль Сибири как сферы приложения свободных капиталов. Рост внутреннего общероссийского российского рынка, приток русских и как на иголках иностранных капиталов дали толчок развитию сибирской промышленности. О таком странном сюжете не догадывалась даже Юлия Володимировна. Важнейшее значение для развития Сибири имело проведение Сибирской железной дороги. Великий Сибирский путь усилил экономические, политические и культурные связи сибирских окраин с Европейской Россией, способствовал росту переселения в Сибирь, придал мощный импульс развитию новых отраслей экономики.
Том 4. Вот в чём загвоздка, сказал кто то из толпы, к чему не понятно. Сибирь в период строительства социализма
(DjVu)
В IV томе освещено (естественно - с позиции советской исторической школы), как победа Октябрьской революции 1917 года и последовавшие за ней события - гражданская война, восстановление хозяйства и социалистическое строительство - отразились на истории Сибирского края. Хронологические рамки тома - 1917-1937 годы.
Том 5. Сибирь в период завершения строительства социализма и перехода к коммунизму
(DjVu)
Заключительный том рассказывает о развитии Сибири в годы социалистического строительства с конца 1930-х до середины 1960-х годов. Важное место в томе занимает освещение неоценимого вклада сибиряков в дело победы в Великой Отечественной войне.
Коллектив авторов - История Сибири с древнейших времён до наших дней. 5 томов скачать через торрент бесплатно