3 лицо глагола go. Личные и безличные значения форм третьего лица единственного числа

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос "Что сделать?". Выпишем глаголы, которые относятся к совершенному виду:

  • обидеть;
  • встретить.

1. Глагол "обидеть" относится ко второму спряжению. Это один из одиннадцати глаголов-исключений.

Нам нужно поставить глагол "обидеть" в форму третьего лица множественного числа. Но у глагола "обидеть" нет формы настоящего времени, так как он относится к совершенному виду. Поэтому мы поставим глагол "обидеть" в форму будущего времени.

Они (что сделают?) обидят.

2. Глагол "встретить" относится ко второму спряжению.

Нам нужно поставить глагол "встретить" в форму третьего лица множественного числа. Но у глагола "встретить" нет формы настоящего времени, так как он относится к совершенному виду. Поэтому мы поставим глагол "встретить" в форму будущего времени.

Они (что сделают?) встретят.

Рассмотрим глаголы несовершенного вида

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос "Что делать?". Выпишем глаголы, которые относятся к несовершенному виду:

  • обижать;
  • встречать;
  • сеять;
  • дышать;
  • зависеть;
  • стлаться;
  • слушать;
  • слышать;
  • бороться;
  • колоть.

1. Глагол "обижать" относится к первому спряжению.

Они (что делают?) обижают.

2. Глагол "встречать" относится к первому спряжению.

Они (что делают?) встречают.

3. Глагол "сеять" относится к первому спряжению.

Они (что делают?) сеют.

4. Глагол "дышать" относится ко второму спряжению. Это один из одиннадцати глаголов-исключений

Они (что делают?) дышат.

5. Глагол "зависеть" относится ко второму спряжению. Это один из одиннадцати глаголов-исключений.

Они (что делают?) зависят.

6. Глагол "стлаться" относится к первому спряжению.

Они (что делают?) стелются.

7. Глагол "слушать" относится к первому спряжению.

Они (что делают?) слушают.

8. Глагол "слышать" относится ко второму спряжению. Это один из одиннадцати глаголов-исключений.

Они (что делают?) слышат.

9. Глагол "бороться" относится к первому спряжению.

Они (что делают?) борются.

10. Глагол "колоть" относится к первому спряжению.

Они (что делают?) колют.

Формы 3-его лица единственного числа относят действие к человеку или предмету , о котором говорят, но который сам не является участником акта общения (читает, пишет, любит ). С такими формами глаголов употребляются местоимения он, она, оно или имена существительные, которые называют субъект действия :

Студент читает книгу. Он готовится к экзамену.

Студентка отвечает на экзамене. Она очень волнуется .

Под моим окном растёт дерево . Оно зеленеет

Глагольные формы 3-его лица единственного числа могут выражать и безличное значение , то есть обозначать такие действия , которые не имеют субъектов .

В зависимости от лексического значения различаются безличные глаголы , которые называют процессы, не имеющие исполнителей, безлично-возвратные глаголы и личные глаголы, которые в некоторых случаях выражают безличные значения .

Безличные глаголы обозначают:

1) явления природы (вечереть – вечереет, светать – светает, морозить – морозит, холодать – холодает, смеркаться – смеркается и др.);

2) физические или психические состояния живых существ , которые происходят помимо их воли (знобить – знобит, тошнить – тошнит, першить – першит и др.). Носители (субъекты) таких состояний обязательно обозначаются формами косвенных падежей имён существительных или личных местоимений:

Больного знобит . В горле першит .

3) возможность/невозможность действия , обусловленную стечением обстоятельств (удаться – удастся, привестись – приведётся и др.). Носитель такого состояния выражается формой дательного падежа существительного или личного местоимения:

Если мне удастся там побывать, я буду рад.

4) наличие или недостаток чего-либо (недоставать – недостаёт, хватать – хватает и др.):

Мне всего хватает . Этим детям недостаёт заботы .

Безличные глаголы имеют неполную парадигму , которая включает только формы инфинитива, третьего лица единственного числа настоящего и будущего времени, среднего рода прошедшего времени изъявительного наклонения и среднего рода сослагательного наклонения (например: светать – светает, будет светать, светало, светало бы; похолодать – похолодает, похолодало, похолодало бы ).



Безлично-возвратные формы личных глаголов образуются с помощью постфикса -ся от глаголов, называющих действия или состояния лиц. Носители таких состояний в предложениях обозначаются формой дательного падежа существительного или местоимения. Безлично-возвратные формы глаголов обозначают состояния, не зависящие от воли человека, сравните:

Мне не работается – я не работаю,

Больному не спится – больной не спит.

В безличном значении могут употребляться и личные глаголы , которые обычно называют действия, имеющие субъекта. В таких случаях в предложении субъект действия обозначается косвенным (чаще всего творительным) падежом существительного:

Вкусно пахнет хлебом (сравните: хлеб вкусно пахнет).

Листву гонит ветром (сравните: ветер гонит листву).

Личные и неопределённо-личные значения форм третьего лица множественного числа

Формы 3-его лица множественного числа относят действие к лицам или предметам , о которых идёт речь, но которые сами в разговоре не участвуют (читают, пишут, любят ). Эти формы сочетаются с местоимением они или с именами существительными во множественном числе, которые называют субъектов действия :

Студенты сдают сессию. Они ждут каникул .

Формы 3-его лица множественного числа могут выражать и неопределённо-личное значение . В таких случаях глаголы употребляются без подлежащего и относят действие к неназванному лицу (или лицам) – субъектам действия.

Глаголы 3-его лица множественного числа употребляются в неопределённо-личных значениях, когда нужно сосредоточить внимание на самом действии или когда производители этого действия неизвестны :

По радио передают новости. Посылки принимают до 18 часов .

В прошедшем времени глаголы в неопределённо-личном значении имеют форму множественного числа :

Его встретили радушно.

Обобщённо-личные значения лично-числовых форм глаголов

Разные лично-числовые формы глаголов могут выражать и обобщённо-личное значение . Глаголы в таком значении относят действие к любому лицу или лицам и чаще всего употребляются в пословицах и поговорках:

Без труда не вынешь и рыбки из пруда.

Цыплят по осени считают .

Моя хата с краю – ничего не знаю .

Один пишем – два в уме.

Основные термины

Вопросы

3. Какие грамматические значения выражают окончания форм настоящего и будущего времени?

4. Сколько лично-числовых форм в настоящем и будущем времени имеют глаголы несовершенного вида?

5. Сколько лично-числовых форм будущего времени имеют глаголы совершенного вида?

6. Какое значение имеет форма первого лица единственного числа?

7. С каким личным местоимением употребляется форма первого лица единственного числа?

8. К кому относит действие форма первого лица множественного числа?

9. С каким личным местоимением употребляется форма первого лица множественного числа?

10. Какое значение имеет форма второго лица единственного числа?

11. С каким личным местоимением употребляется форма второго лица единственного числа?

12. В каких случаях используются формы второго лица множественного числа?

13. С каким личным местоимением употребляется форма второго лица множественного числа?

14. Почему формы первого и второго лица могут употребляться без личных местоимений?

15. К кому или чему относит действие форма третьего лица единственного числа?

16. Чем выражается субъект действия, названного формой третьего лица единственного числа?

17. Какие процессы обозначаются безличными глаголами?

18. Что обозначают безлично-возвратные глаголы?

19. Как выражен субъект состояния, названного безлично-возвратным глаголом?

20. В каких случаях личные глаголы выражают безличные значения?

21. Чем обозначается субъект действия, названного формой третьего лица множественного числа?

23. В каких случаях формы третьего лица множественного числа выражают неопределённо-личное значение?

24. Какое значение глагольных форм называется обобщённо-личным?

>>Русский язык 5 класс >>Русский язык: Глаголы настоящего и будущего времени 3-го лица. Произношение глаголов 3-го лица множественного числа. Произношение -ться, -тся в глаголах

ГЛАГОЛЫ НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО ВРЕМЕНИ 3-ГО ЛИЦА. ПРОИЗНОШЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 3-ГО ЛИЦА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА. ПРОИЗНОШЕНИЕ -ТЬСЯ, -ТСЯ В ГЛАГОЛАХ

Теория А

В окончаниях глаголов 3-го лица, отвечающих на вопросы что делает?, что сделает?, что делают?, что сделают?, мягкий знак после т не пишется: Соловей/соловьи упоительно поёт/поют (споёт/споют) . Аист/аисты кормит /кормят (накормит/накормят) прожорливых птенцов.

Сравните!

По-русски По-украински
единственное число

летит летить
бежит біжить
учится вчиться

множественное число

летят летять
бегут біжать
учатся вчаться

Практика А

1. Ответьте на вопросы, воспользовавшись подсказкой. Следите за твёрдым произношением конечных согласных.

Какие птицы улетают в тёплые края?

Где гнездятся дикие утки?

Кого называют рекордсменами длинных перелётов?

Какие птицы красиво поют?

Чем питаются воробьи?

2. Переведите глаголы на русский язык.

Олег доглядає пораненого лебедя. Восени дикі гуси відлітають на південь. Вони долають величезні відстані. Діти спостерігають за журавлиним ключем. Горобці купаються в калюжі. Папуга пильно дивиться на кота.

3. Вместо пропусков вставьте окончания глаголов.

Куда лета.. орлы, туда сороку не пуска.. .

Всяк кулик своё болото хвал.. .

Теория Б

Сравните написание -тъся и -тся в разных формах глаголов.

Вывод: неопределённая форма глаголов пишется с мягким знаком после т ; форма 3-го лица - без мягкого знака.

Произносятся обе формы одинаково: учи"ться (учи[цц]а) - у"чится (учи[цц]а).

Практика Б

4. Прочитайте варианты предложений. Следите за твёрдым произношением конечных согласных.

5. Переделайте указанные выше предложения, заменив форму 3-го лица неопределённой формой.

О б р а з е ц. Птицы улетают. - Птицы начинают улетать.

Объясните особенности правописания глаголов.

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык рефераты скачать , вся школьная программа, конспекты уроков , календарно-тематический план согласно школьной программы, онлайн библиотека книг и учебников по русскому языку на скачку, изучай русский язык онлайн

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы

Лицо глагола - это один из его непостоянных признаков и его важнейшая категория, с помощью которой можно определить кто производит описываемое глаголом действие. Поэтому в задачах по русскому языку в школе ученикам нередко требуется определить лицо глагола. В ходе морфологического разбора важно уметь точно выяснять постоянные и непостоянные признаки слов данной части речи. Лицо – изменяемая грамматическая категория глагола. Чтобы определять его правильно, важно помнить рекомендации, следовать заданному алгоритму.


Определяем лицо глагола. Несколько рекомендаций
Простые советы помогут вам правильно определять лицо у глаголов. Постарайтесь их запомнить.
  1. Для начала попробуйте задать к глаголу вопросы:
    • глаголы первого лица: что делаю? что делаем? (пишу, пишем);
    • глаголы второго лица: что делаешь? что делаете? (пишешь, пишете);
    • глаголы третьего лица: что делает? что делают? (пишет, пишут).
    Как вы уже обратили внимание, к глаголам каждого лица задаются вопросы двух типов – для единственного и множественного числа.
  2. Один из самых простых способов определения лица глагола – подстановка соответствующего по смыслу местоимения. Вам понадобится обязательно запомнить местоимения всех трёх лиц, чтобы суметь хорошо применить этот метод.
    • 1 лицо: я, мы. Например: я хожу, мы ходим.
    • 2 лицо: ты, вы. Например: ты ходишь, вы ходите.
    • 3 лицо: он, она, оно, они. Например: он учится, они учатся.
  3. Также важно помнить формальные признаки лица глагола – глагольные личные окончания.


    Хороший вариант – создать собственную таблицу с примерами. Начертите её на отдельном листе плотной бумаги, придумайте свои примеры на каждое окончание и вставьте их в соответствующие строки. Так вы сможете быстро запомнить все окончания и в дальнейшем легко определять лицо глагола.

  4. Обратите внимание на важный момент: у глаголов, находящихся в прошедшем времени, лицо не определяется! Также не нужно определять этот признак у инфинитива. Например: училась (я, ты, она). Учиться (мне, тебе, ей). Вам достаточно подставить соответствующие местоимения, чтобы убедиться: глаголы прошедшего времени и инфинитивы не обладают грамматической категорией лица. Обязательно укажите это отдельно на вашем листе с таблицей и приведите собственные примеры. Тогда вы уже не забудете данную особенность глагола как части речи.
  5. В сложных случаях нужно использовать все известные вам методы определения лица глагола. Лучше применять все способы до тех пор, пока вы не начнёте свободно ориентироваться в этой грамматической категории глагола и правильно определять лицо. Тогда вам будет достаточно пользоваться одним, наиболее удобным для вас, методом.
Как определить лицо глагола? Алгоритм
Как определить лицо глагола правильно? Вам понадобится вспомнить советы и воспользоваться алгоритмом.
  1. Выпишите глагол, лицо которого вам требуется определить, на отдельный листочек.
  2. Убедитесь, что глагол имеет настоящее или будущее время, не является инфинитивом. Если перед вами глагол будущего, настоящего времени, приступайте непосредственно к анализу.
  3. Подставьте к глаголу местоимение, подходящее по смыслу. Определите лицо местоимения. Глаголы употребляются с местоимениями того же лица, какое они имеют. Например, если к вашему глаголу подошло местоимение второго лица – перед вами глагол второго лица.
  4. Задайте к глаголу вопрос. Выясните, на вопрос какого лица он отвечает, исходя из этого определите лицо глагола.
  5. Самый надёжный способ – определение лица по формальному признаку. Разберите глагол по составу и выделите в нём окончание. Вспомните таблицу личных глагольных окончаний и запишите, какое лицо у данного глагола.
Выполняйте анализ глагола тщательно, не торопясь, вспоминайте рекомендации, местоимения, вопросы, соответствующие разным лицам, таблицу, следуйте алгоритму. Тогда вы будете правильно определять данную грамматическую категорию глагола.

Осуществляется согласно лицу и числу последнего, что создает возможность для изменения формы выраженного глаголом сказуемого и получения этой частью речи так называемых «личных» форм. При этом, если в русском языке многочисленные личные глагольные формы являются различными для каждого лица и числа, то в сравнении с ним английские личные глагольные формы зачастую совпадают, например:

I get up earl y every day. Я встаю рано каждый день.
You get up early on Mondays. Ты встаешь рано по понедельникам.
He gets up late daily. Он встает поздно ежедневно.
She gets up early every day. Она встает рано каждый день.
My cat (it) gets up at 4 o’clock in the morning. Мой кот (оно) встает в 4 часа утра.
We get up late at weekends. Мы встаем поздно в выходные.
They get up early every day. Они встают рано каждый день.

Как видно из приведенных примеров, в первом случае глагольное сказуемое согласуется с подлежащим I (я) и приобретает форму get up (первое лицо единственное число), во втором примере за счет согласования с подлежащим she (она) глагол получает окончание s gets up (третье лицо единственное число), а отличие третьего примера от первого заключается также в лице и числе сказуемого (they – третье лицо множественное число), которое, тем не менее, никак не влияет на форму сказуемого.

Следовательно, приходим к выводу, что различие в лице и числе не всегда приводит к изменению его формы.

Лицо английского глагола

  • первым, которому соответствуют местоимения I (я), we (мы):

I go skiing every winter. – Я занимаюсь лыжным спортом каждую зиму.

We go swimming on Tuesdays. – Мы ходим на плавание по вторникам.

  • вторым – you (ты, вы, Вы):

You always help your friend. – Ты всегда помогаешь своему другу.

In the autumn you like walking in the forest together. – Осенью вы любите прогуливаться по лесу вместе.

  • третьим – he (он), she (она), it (оно), they (они).

H e likes writing letters to his penfriends. – Он любит писать письма своим друзьям по переписке.

She helps us with our homework . Она помогает нам с нашим домашним заданием.

Число английского глагола

I (первое лицо ед.число) travel a lot during my holidays. – Я много путешествую во время моих каникул.

We (первое лицо мн.число) travel to Asia every two years. – Мы путешествуем в Азию каждые два года.

Лицо и число подлежащего как ориентир для спряжения глагола

Таким образом, те позиции, по которым осуществляется спряжение глаголов (насколько это допускает довольно бедная на окончания грамматическая система английского языка) можно представить в следующей таблице:

Конечно, это условные ориентиры, а в реальных предложениях в качестве подлежащего могут встретиться не только местоимения (см. подробнее тему Подлежащее в английском языке ), но, заменив его соответствующим личным местоимением, всегда можно определить лицо и число подлежащего, а значит и необходимую личную форму глагола. Например:

единственное число множественное число
первое лицо I play the guitar in my free time. / Я играю на гитаре в свое свободное время. My parents and I (= we) play cards in the evenings. / Мои родители и я (= мы) играем в карты по вечерам.
второе лицо You play golf every Saturday. / Вы играете в гольф каждую субботу.
третье лицо Tom (= he) plays ball with his little brother. / Том (=он) играет в мяч со своим маленьким братом.

My sister (= she) plays volleyball for the school team. / Моя сестра (= она) играет в волейбол за школьную команду.

My computer (= it) plays chess better than I do. / Мой компьютер (= оно) играет в шахматы лучше, чем я.

My friends (= they) play frisbee in the park after classes. / Мои друзья играют в фрисби в парке после уроков.

Различия в категории лица между русским и английским языком

При этом соответствие тех или иных существительных, выполняющих функции подлежащего, личным местоимениям различается в русском и в английском языках, особенно в том, что касается третьего лица единственного числа. Так, в русском языке категория рода никак не привязана к биологическому полу субъекта (он – стол, рюкзак; она – куртка, палатка; оно – окно, привидение). В английском же языке:

  • местоимением he можно обозначить только представителя мужского пола (мужчину, мальчика, самца животного, если необходимо подчеркнуть его пол);
  • she – соответственно, только представительницу женского пола (женщину, девочку, самку животного, если важно подчеркнуть ее половую принадлежность);
  • а все предметы, явления и животные, пол которых не так важен для высказывания, в случае необходимости заменить их личным местоимением обозначаются при помощи слова it .

Редкие случаи выражения глаголом категорий лица и числа

Выше уже говорилось о том, что глагольные формы в английском предложении отражают категорию лица и числа не так уж часто. О подобных проявлениях можно говорить в нижеперечисленных ситуациях:

Третье лицо единственное число настоящего простого времени Present Simple – к основе глагола добавляется окончание —s или -еs . Этого не происходит в случаях с модальными глаголами, для которых характерно наличие одинаковой для всех лиц формы настоящего простого времени. Окончание s или -еs не является формообразующим также в случаях с глаголами to be и , для последнего из которыхв третьем лице единственного числа характерна форма has.

She goes to the candy shop every day after work and buys a big bar of bitter chocolate.

He can tell y ou the truth but he wouldn’t do it.

She has a dream of a big house near a lake.

Она ходит в конфетный магазин каждый день после работы и покупает большую плитку горького шоколада.

Он может сказать тебе правду, но он не будет этого делать.

У нее есть мечта о большом доме у озера.

В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные