Речевой аппарат. Речевой аппарат: строение и функционирование Список использованной литературы

Абсолютное большинство артикуляционных процессов происходит в ротовой полости (см. рисунок 0.1). Она ограничена сверху нёбом, снизу языком, а с боков — зубами и щеками. Сзади ротовая полость выходит в глотку, а спереди ограничена зубами и губами. Большинство ротовых артикуляций связано с движениями языка, значимость которого для речи можно сравнить со значимостью кисти руки для двигательной деятельности человека.

Рисунок 0.1. Полость рта и полость глотки
(сагитальный распил головы).


Язык делится на четыре части: переднюю, или лопатку (лат. lamina), которая заканчивается кончиком (лат. apex), среднюю часть, заднюю часть и корень (лат. radix). Средняя и задняя части образуют спинку языка (лат. dorsum). Указанные зоны языка представлены на рисунке 0.2.

Рисунок 0.2. Артикуляционные зоны языка.

Для звуков, артикулируемых передней частью языка, используется термин переднеязычный . Если необходимо описать переднеязычную артикуляцию более детально, используют термины апикальный (в артикуляции используется кончик) и ламинальный (в артикуляции используется лопатка целиком). Звуки, которые артикулируются с использованием средней части языка, называются среднеязычными , а артикулируемые задней частью — заднеязычными . Корень языка не функционирует как независимый артикулятор. Звуки, образуемые сужением прохода между корнем языка и задней стенкой глотки, называются фарингальными , так как ведущую роль в формировании сужения играют мышцы глотки (фаринкса).

Нижняя челюсть.

Вертикальные движения нижней челюсти, как предполагается, находятся в тесной координации с движениями языка: при подъеме языка челюсть поднимается, а при его опускании — опускается. Однако в общем случае эти артикуляционные параметры независимы, и, возможно, раствор рта (положение нижней челюсти относительно верхней) и подъем языка (его вертикальное положение относительно нёба) могут использоваться как независимые артикуляционные характеристики. Нужно учесть также, что двигательные возможности нижней челюсти позволяют ей смещаться как параллельно верхней, так и под углом к ней. Кроме того, челюсть может смещаться в горизонтальной плоскости.

Нёбо.

Нёбо представляет собой перегородку между ротовой (оральной от англ. oral) и носовой (назальной от англ. nasal) полостями. Оно состоит из двух частей: твердого нёба (палатум от лат. palatum) и мягкого нёба (велум от лат. velum). Твердое нёбо - это куполообразное костное образование, обрамленное верхней челюстью. На границе между деснами и твердым нёбом находится ряд небольших бугорков — так называемые альвеолы (от лат. alveoli). Мягкое нёбо - это мышечное образование, задняя подвижная часть которого называется нёбной занавеской. Нёбная занавеска заканчивается маленьким язычком (увулой от лат. uvula), который можно наблюдать в зеркале. В результате действия мышц мягкое нёбо поднимается или опускается. В первом случае нёбная занавеска перекрывает проход в носовую полость, во втором случае проход в носовую полость открыт. Увула может выступать как отдельный активный артикулятор, контактирующий с задней частью языка.

Фонетически ориентированное членение нёба на компоненты представлено на рисунке 0.3.

Нёбо (с прилегающей спереди частью) делится на три основные артикуляционные зоны: зубно-альвеолярную, палатальную и велярную. Внутри них соответственно выделяются подзоны: зубная (или дентальная от лат. dentes), альвеолярная и постальвеолярная; препалатальная и палатальная; велярная и поствелярная (или увулярная). Существует тесная взаимосвязь между активной артикуляцией языка и ее нёбной ориентацией: лопатка или кончик языка может контактировать с зубной и альвеолярной зонами, средняя часть языка - с палатальной зоной, а задняя - с велярной. Следует отметить, что контакт задней части языка с увулой обычно предполагает ее прижатие к задней стенке глотки, т. е. соответствующие звуки можно квалифицировать либо как увулярные, либо как верхнефарингальные. Классификация язычных звуков может быть ориентирована как на активный орган (например, апикальный), так и на пассивный (дентальный), иногда используется комбинированная характеристика (апико-дентальный).

Рисунок 0.3. Артикуляционные зоны нёба

Губы.

Мышечная система, управляющая изменениями формы губ, чрезвычайно сложна. Рассмотрим основные параметры, которые характеризуют губные (или лабиальные от англ. labial) артикуляции.

Во-первых, может происходить округление (англ. rounding) ротового отверстия, что противопоставлено его растягиванию (англ. spreading) по горизонтали. Обычно эти движения скоррелированы с разными значениями другого артикуляционного параметра - с вытягиванием губ вперед (англ. protrusion) и их оттягиванием назад (англ. retraction). Может меняться и размер губного прохода (англ. lip aperture) - от узкой трубочки до широкой. Все это дает много комбинаторных возможностей, часть из которых используется для смыслоразличения.

СТРОЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА

Речевой аппарат представляет собой сложный механизм, слаженная работа всех частей которого позволяет человеку посредством речи реализовывать себя в социуме.

Как же он работает, из чего состоит, как поддерживать его в рабочем состоянии? Давайте об этом поговорим.

Строение речевого аппарата человека

Устройство аппарата речи на схеме выглядит так:

Речевой аппарат — это группа органов человеческого организма, обеспечивающая организацию процесса речи. В него входят два взаимосвязанных отдела: центральный и периферический, так называемый исполнительный.

Первый представлен головным мозгом и другими образованиями центральной нервной системы, которые выполняют регулирующую функцию.

В формировании устной речи главную роль играют лобные извилины центра Брока, образующие двигательную область. Чужая речь воспринимается речеслуховой областью, образованной височными извилинами центра Вернике. Теменная доля головного мозга отвечает за понимание.

Усвоение слов при письме и чтении происходит зрительной зоной в затылочной доле. Так, в детском возрасте, когда ребенок наблюдает за артикуляцией взрослых, развитие этой области оказывает влияние на его речь.

Исполнительный отдел состоит из костей, мышц, нервов и, в свою очередь, имеет три подразделения, посредством которых осуществляется речевой процесс.

Расскажем о каждом из них.

Процесс дыхания регулируется центральной нервной системой и состоит из последовательных циклов вдоха, выдоха, а также пауз между ними. При этом работает диафрагма, при сокращении и расслаблении которой легкие меняют свой объем, обеспечивая вдох и выдох.

В этом процессе образуется воздушная струя, которая при выдохе участвует в появлении голоса и звуков речи. От ее силы и направления зависит отчетливость произношения.

Голосовой отдел речевого аппарата

Сила звучания непосредственно связана с мощностью воздушной струи, а тембр и высота обусловлены размерами голосовых связок, степенью их натяжения и упругости.

На характеристики голоса оказывают влияние и резонаторы, которые представлены глоткой, ротовой и носовой полостями. Благодаря создаваемому в них при изменении объема явлению резонанса, речевые звуки приобретают силу и обертоновую окраску.

Артикулярный аппарат — это отдел, где произносятся звуки.

Его составляющие классифицируются на активные подвижные и пассивные неподвижные.

Активные органы

Строение артикулярного аппарата таково, что позволяет им менять свою конфигурацию, а вместе с нею и характер произносимых звуков.

Языку отводится главная роль. Его мускулатура обеспечивает ему возможность изменять форму и расположение в ротовой полости, иметь различную степень напряжения, а его корень оказывает влияние на работу гортани. При участии языка образуются почти все, кроме губных согласных, звуки.

Губы при произнесении гласных меняют свою форму, а также активно содействуют формированию согласных звуков.

Мягкое небо является своеобразной перегородкой, закрывающей при надобности вход в носовую полость. Так, при произнесении “м” и “н” небо опущено, и звуковые волны проходят через нос. Остальные согласные, чтобы не звучать гнусаво, требуют его поднятого положения.

Подвижная нижняя челюсть, так же меняя положение, вместе с другими “участниками общей команды” содействует образованию звуков и формированию речи.

Пассивные органы

Когда активные органы работают, они опираются на пассивные: неподвижные верхнюю челюсть, альвеолы, твердое небо, зубы, глотку.

Например, “р” звучит, когда кончик языка поднят к альвеолам, напряжен и вибрирует, его края прижаты к верхним боковым зубам, мягкое небо поднято, а воздушная струя идет через рот.

Состояние речевого аппарата

Когда все составляющие этого сложного механизма функционируют исправно, процесс формирования речи выглядит так:

  • головной мозг подает команду для организации речевых движений;
  • в дыхательном отделе образуется воздушная струя, которая направляется в гортань;
  • в голосовом отделе вибрацией голосовых складок создается голос;
  • в артикуляционном отделе формируются звуки, которые благодаря резонаторам получают силу и окраску, а уже из звуков складывается наша речь.

Это когда речевой аппарат исправен. Когда же происходят сбои, что тогда? Тогда возникают различного рода проблемы с речью.

Основными причинами нарушений в работе речевого аппарата могут быть:

  • дефекты в структуре речевых органов;
  • неправильная его эксплуатация;
  • патологии центральной нервной системы.

Поскольку речь — это важная форма общения, то речевые нарушения негативным образом сказываются на всех сферах жизни современного человека.

Проблемы с речью требуют серьезного к ним отношения. Вовремя принять меры, приложить все усилия к устранению недостатков речи — так можно вернуть себе свободу и радость общения.

Как поддерживать работоспособное состояние своего речевого аппарата? Вот несколько советов:

  1. Правильная осанка улучшает его функционирование — держите голову прямо, а спину ровно.
  2. При перегрузках голосовых органов практикуйте их расслабление для восстановления работоспособности. Для этого можно выполнить специальные упражнения, например, принять позу покоя, или какое-то время просто помолчать.
  3. Избегайте переохлаждения, раздражения слизистой оболочки, предупреждайте простудные заболевания.
  4. Если вы хотите улучшить качество своей речи, тренируйте дикцию, учитесь правильно дышать, позаботьтесь о ее содержании.

Чтобы общение было в радость

Каждый день мы начинаем с общения. Желаем друг другу доброго утра, приветствуем друзей и просто знакомых. Являясь частицами общества, мы при этом испытываем чувство причастности к чему-то большему.

Речевой аппарат — это инструмент, подаренный нам при рождении. С должным терпением мы устраняем неполадки в его работе, настраиваем его. Потому что хотим, чтобы с его помощью звучала музыка нашей души.

После операции

Изучение органов артикуляции и их моторной функции происходит перед зеркалом во время игры «Сделай, как я!», основанной на подражании ребенка.

При описании строения губ отмечается, имеется ли рубцовая деформация верхней губы, также определяется мышечная подвижность губ (достаточная/ ограниченная), их смыкание (полное/неполное) и переключаемость (полная/ неполная). Уточняется длина уздечки верхней губы. Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:

Упражнение 1. «Улыбка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение под счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Упражнение 2. «Трубочка» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении под счет до пяти.

Упражнение 3. «Улыбка - Трубочка» - на счет «раз - два» чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».

Затем визуально определяется состояние преддверья рта, отмечается его сформированность, наличие расщелины альвеолярного отростка верхней челюсти (справа/слева), а также протрузии (выдвижения межчелюстного отростка верхней челюсти вперед).

При оценке состояния прикуса отмечается, имеется ли сужение верхней челюсти или какая-либо другая патология прикуса (прогения, прогнатия и т.д.). Также отмечается сформированность зубного ряда.

При обследовании языка описывается его размер и форма, состояние корня и кончика. Длина уздечки языка определяется по способности ребенка поднять язык за верхние зубы при широко открытом рте. Если проба выполняется, длину уздечки можно считать достаточной. Важно обратить внимание на позицию тела языка в ротовой полости (правильная, межзубная, язык оттянут кзади или лежит на дне). Далее определяется мышечная подвижность языка (достаточная/ограниченная), переключаемость (полная/неполная). Определяется тонус языка (нормальный/ пониженный/ повышенный), имеется ли тремор языка, девиация (отклонение) языка (вправо/ влево) и саливация (нормальная, повышенная, пониженная) при выполнении проб. Ребенку предлагается выполнить следующие упражнения:

Упражнение 1. «Блинчик» - улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии под счет до пяти.

Упражнение 2. «Иголочка» - улыбнуться, открыть рот. Высунуть узкий язык из ротовой полости. Удерживать в таком состоянии под счет до пяти.

Упражнение 3. «Часики» - улыбнуться, открыть рот. Кончик языка переводить на счет «раз - два» из одного уголка рта в другой. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной.



Упражнение 4. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. Насчет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.

Упражнение 5. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык широкий.

При определении состояния твердого неба отмечается, имеется ли вторичный послеоперационный дефект (в переднем отделе, в среднем отделе, на границе твердого и мягкого неба). Также описывается форма твердого неба (куполообразное, высокое, низкое, узкое, широкое, готическое).

При визуальной оценке небно-глоточного смыкания уточняется, состоится оно или нет, сужено ли глоточное кольцо, а также длина и подвижность мягкого неба. Ребенку предлагается выполнить упражнение: улыбнуться, открыть рот. Произнести [А-Э] на твердой атаке. Если не удается оценить работу мягкого неба за счет приподнятой задней части спинки языка, то можно вызвать глоточный рефлекс, нажав шпателем на корень языка.

Фонематическая компетенция

Для того, чтобы иметь более точное представление о речевом развитии ребенка, необходимо обследовать его фонематическую компетенцию, обеспечивающую восприятие фонем.

Детям раннего возраста могут быть предложены следующие игровые задания:

1. «Прятки». На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек (бубен, погремушка, колокольчик). Он знакомится с их звучанием. Логопед использует музыкальные игрушки и периодически произносит: «КУ-КУ», «АУ». Ребенок прячется (закрывает лицо ладошками) и откликается только, если услышит «КУ-КУ» или «АУ».

2. Ребенку показываются и озвучиваются картинки: А-А-А (качаем малыша), О-О-О (поет певец), У-У-У (гудит пароход), МЯУ-МЯУ (мурлычет котенок), ГАФ-ГАФ (лает щенок), КВА-КВА (квакает лягушка), ПЫХ-ПЫХ (пыхтит чайник), ТУ-ТУ (едет поезд), БИ-БИ (сигналит машина).



Затем логопед воспроизводит звучание, а ребенок должен показать соответствующую картинку.

3. Ребенку предлагаются пары предметных картинок с похожими названиями. Он должен показать ту картинку, название которой слышит:

Бык - бак, дом - дым, дудка - будка.

Детям младшего дошкольного возраста предлагаются такие задания:

1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги:

АУ; УИ; ОАУ; ИОЫ;

ВА-ФА; ПА-БА; ТА-ДА; ТА-ТЯ, ДА-ДЯ; КА-ГА; МА-МЯ; НА-НЯ.

2. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слова:

Кот-год мех-мох-пух дом-гном

Том-дом бык-бак-бок кит-ток-кот

Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста предлагаются следующие задания:

1. Логопед закрывает губы экраном и просит ребенка отраженно повторять за ним слоги с оппозиционными фонемами. Например:

СА-ЗА СА-ША ША-ЖА ТЯ-ЧА

СЯ-СА ЗУ-ЖУ ШУ-ЧУ ЛА-РА

2. Логопед называет слова и просит ребенка показать соответствующие картинки, назвать их самостоятельно, в случае затруднения отраженно повторить за ним. Например: Сашенька, речка течет, июль, Лариса и т.д.

3. Логопед предлагает провести анализ звукового состава слова: Выделить гласный в начале слова

Аня Оля Ира

Выделить гласный в конце слова:

Оса Окно иду

Выделить согласный в конце слова:

Кот нос дом

Выделить согласный в начале слова:

Таня мама папа

Назвать звуки, из которых состоит слово: сон ток дом

4. Логопед предлагает провести фонематический синтез слова: Какое слово получится, если сложить звуки:

К О Т, Д О М, К И Т

Звукопроизношение

При обследовании звукопроизношения у детей после пластики неба выявляется:

Место и способ образования звуков;

Наличие отсутствующих, заменяемых, искаженных, смешиваемых звуков;

Дефекты озвончения и оглушения звуков;

Дидактический материал подбирается соответственно возрасту ребенка. Для обследования детей раннего возраста и младшего дошкольного желательно использовать слова простой слоговой структуры, часто встречающиеся в повседневной жизни, состоящие из звуков [А, Э, О, И, У, Л" М, Н, Ф, В, П, Б, Т, Д, К, Г, X, их мягких пар]. При отборе дидактического материала для выделенной группы детей исключается наличие групп шипящих, свистящих и вибранта, так как эти звуки относятся к трудно произносимым и достаточно поздно появляются в речевом онтогенезе ребенка. А дидактический материал для детей старшего дошкольного и школьного возраста обязательно должен включать материал с группами свистящих, шипящих звуков и соноров.

Детям предлагаются красочные предметные и сюжетные картинки. На каждый проверяемый звук подбирается три картинки с тем расчетом, чтобы этот звук оказывался в трех позициях в слове, обозначающем изображенный предмет, - в начале, конце и в середине. Если ребенок, называя картинки на данный звук, не может произнести его в слове правильно, ему предлагается произнести звук по подражанию. Например, Ф-Ф-Ф - фырчит ежик, Т-Т-Т -стреляет пулемет. В таком случае выявляется уровень автоматизации звука. Сформированность звуков изучается на уровне связной речи, предложения, словосочетания, слова, слога.

[Ф-Ф" - В-В"] - ФА, УФ, ОФО. ФЁ, АФЬ, ИФИ. ВА, УВУ. ВЭ, АВИ. ФА-ФЯ, ВА-ВЯ, ФА-ВА, ФЕ-ВЕ.

Фото, аф-аф, кофта, Филя, кофе, буфет. У Фай фуфайка. Филя лает: «Аф-аф!». Вата, ива, ветка, повидло. Вова любит вафли. У Вики повидло.

[П-П" - Б-Б"] - ПА, УП, ОПО. ПЁ, АПЬ, ИПИ. БА, УБУ. БЭ, АБИ. ПА-ПЯ, БО-БЁ, ПА-БА, ПЕ-БЕ.

Папа, топ-топ, тапки, пила, капелька. У папы пальто. У Пети пила. Бык, бублики, белка, лебеди. У бабули бублики. По небу летели лебеди.

[Т-Т - Д-Д"] - ТА, УТ, ОТО. ТЕ, АТЬ, ИТИ. ДА, УДУ. ДЭ, АДИ. ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТА-ДА, ТЕ-ДЕ.

Туфли, кот, утка, телята, утята. У Таты туфли. У утки утята. Дуда, вода, дядя, лебеди. У дедули дуда. Дед дудит: «ду-ду-ду»

[Й] - ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ, АЙ, ОЙ, УЙ, ЭЙ, ИЙ, АЙА, АЙО, АЙУ, АЙЭ.

Юбка, Тая, зайка. Зайка под елкой.

[К-К" - Г-Г] - КА, УК, ОКО. КЁ, АКБ, ИКИ. ГА, УГУ. ГЭ, АГИ. КА-КЯ, ГО-ГЁ, КА-ГА, КЕ-ГЕ.

Кот, лук, елка, кит, елки, букет. Кукушка кукует: «ку-ку!». Кисель кислый. Губы, ягода, гиря, флаги. Гусь гогочет: «га-га-га!». В лагере флаги.

[Х-Х"] - ХА, УХ, ОХО. ХЁ, АХЬ, ИХИ. ХА-ХЯ, КО-ХО, ХЕ-КЕ.

Хобот, петух, ухо, хи-хи-хи. Охотник на охоте. У хомяка орехи.

[Л"] - ЛЯ, ЛЁ, ЛЮ, ЛЕ, ЛИ, АЛЬ, ОЛЬ, АЛЯ, АЛЕ, АЛЮ, АЛИ.

Лев, ляля, пальто, ель. Лиля поливает лилии.

[Л] - ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЭ, ЛЫ, АЛ, ОЛ, АЛА, АЛЭ, АЛУ, АЛЫ.

Лапа, пол, полка. Лола плывет на лодке.

[С] - СА, СО, СУ, СЭ, СЫ, АС, ОС, АСА, АСО, АСУ, АСЫ.

Сова, оса, пес. СА-СА-СА на носу у пса оса.

[С"] - СЯ, СЁ, СЮ, СЕ, СИ, АСЬ, ОСЬ, АСЯ,АСЕ,АСЮ, АСИ.

Сети, Вася, усики. У Севы усики.

[З-З"] - ЗА, УЗУ. ЗЭ, АЗИ. ЗА-ЗЯ, СА-ЗА, СЕ-ЗЕ.

Зайка, звезды, зебра, Азия. У Зои зайка. Резиновую Зину купили в магазине.

[Ц] - ЦА, ЦО, ЦУ, ЦЕ, ЦИ, АЦ, ОЦ, АЦА, АЦО, АЦУ, АЦЫ. СА-ЦА, АЦ-АС, АСА-АЦА.

Цапля, огурец, пицца. В саду цветет акация.

[Ш] - ША, ШО, ШУ, ШЕ, ШИ, АШ, ОШ, АША, АШО, АШУ, АШИ.

Шапка, душ, кошка. Паша ест кашу.

[Ж] - ЖА, ЖО, ЖУ, ЖЕ, ЖИ, АЖА, АЖО, АЖУ, АЖИ. ША-ЖА, ЗО-ЖО, АЗО-АЖЁ.

Жук, лужа, дождик. Жадная жаба живет на болоте.

[Щ] - ЩА, ЩЁ, ЩУ, ЩЕ, ЩИ, АЩ, ОЩ, АЩА, АЩЁ, АЩУ, АЩИ.

Щека, овощ, пещера. Щенок утащил щетку.

[Ч] - ЧА, ЧО, ЧУ, ЧЕ, ЧИ, АЧ, ОЧ, АЧА, АЧО, АЧУ, АЧИ. ЧА-ЩА, ТЕ-ЧЕ, АТЬ-АЩ, ОЧ-ОЩ.

Чай, мяч, бабочка. Пей чай из чашки.

[Р-Р"] - РА, РО, РУ, РЕ, РИ, АР, ОР, АРА, АРО, АРУ, АРЕ, АРИ. РА-РЯ, РО-РЁ, РУ-РЮ. ЛА-РА, ЛЕ-РЕ, ИЛ-ИР, ИЛЬ-ИРЬ.

Рыба, сыр, дырка, репка, царь, горько. Рыба и раки в реке. На грядках репка, редька и редис.

[М-М"] - МА, МО, МУ, МЕ, МИ, АМ, ОМ, АМА, АМО, АМУ, АМЕ, АМИ. МА-МЯ, МО-МЁ, МУ-МЮ. МА-НА, АМ-АН, МЕ-НЕ, ИНЬ-ИМЬ.

Мама, дом, Умка, мед, домик. У мамы маки. Мама мыла Милу мылом.

[Н-Н"] - НА, НО, НУ, НЕ, НИ, АН, ОН, АНА, АНО, АНУ, АНЕ, АНИ.

Нос, кабан, банан, няня, пони. Пони, но-о-о! У Нины няня.

Логопедическая карта для записи результатов обследования представлена в приложении 2.

1. Перечислите и раскройте основные принципы логопедического обследования детей после пластики губы и неба.

2. Назовите критерии оценки речи ребенка после операции.

3. Каким образом проводится обследование дыхательной функции?

4. На что важно обратить внимание при обследовании баланса резонирования голоса?

5. Как изучается строение и функция органов артикуляции?

6. Чем будут отличаться задания, направленные на выявление уровня фонематической компетенции, для детей раннего, младшего дошкольного, старшего дошкольного и школьного возраста.

7. Каким образом проводится обследование звукопроизношения детей после хирургического лечения расщелины губы и неба?

6.4. Выявление небно-глоточной недостаточности
у детей после операции

Иногда после оперативного лечения расщелины неба у ребенка может формироваться небно-глоточная недостаточность (НГН) - патологическое состояние небно-глоточного кольца (НГК), при котором во время глотания и фонации небно-глоточное смыкание (НГС) осуществляется неполноценно, с остаточным отверстием.

НГН проявляется, прежде всего, в виде гиперназализации (выраженного носового оттенка гласных и звонких согласных звуков вследствие атипичного использования полости носа в качестве парного резонатора ротовой полости) и носовой эмиссии (слышимой утечки воздуха через носовые ходы при произнесении звуков, требующих давления в ротовой полости).

Помимо расщелины неба НГН может быть вызвана целым рядом причин как врожденного, так и приобретенного характера, например, некоторыми неврологическими заболеваниями (миастенией, рассеянным склерозом, миотонической дистрофией), сколиозом, умственной отсталостью, тяжелыми врожденными синдромами, травмой небно-глоточных структур.

Частота случаев НГН у детей после пластики неба, по данным разных авторов, составляет от 5% до 36%.

На сегодняшний день объективной методики диагностирования НГН в России не существует. Визуальная оценка небно-глоточного смыкания, как правило, не информативна. Логопед может лишь предполагать о наличии НГН у ребенка, с которым проводит логопедические занятия. Признаками НГН является низкая динамика обучения, затрудненная автоматизация сформированных навыков, сложности при произнесении звонких согласных звуков, неустранимое наличие гиперназализации и носовой эмиссии в речи, а также компенсаторных гримас в области крыльев носа и лба.


Для диагностики НГН наиболее широко применяемым во всем мире является метод фиброптической назофарингоскопии. Данное исследование позволяет получить данные об анатомическом строении и функции небно-глоточного кольца без болезненности и специальной подготовки, что позволяет применять его даже у детей раннего возраста.

Фиброптическая назофарингоскопия проводится врачом-отоларингологом по принципу любого другого эндоскопического исследования. Ребенок располагается в положении сидя. В носовой ход помещают назофарингоскоп (фото №20, 21), через который хорошо видно мягкое небо, заднюю и боковые стенки глотки. Затем ребенок отраженно повторяет определенные слоги, слова и фразы с ротовыми звуками. В это время врач визуально оценивает тип небно-глоточного смыкания, наличие небно-глоточной недостаточности и размер остаточного отверстия.

Выделяют 4 основные типа небно-глоточного смыкания. При циркулярном типе отмечается равномерное продвижение мягкого неба и боковых стенок глотки к сагиттальной плоскости. При циркулярном типе с валиком Пассавана в смыкании отмечается равное участие мягкого неба, боковых стенок глотки, а также задней стенки глотки, что приводит к образованию подлинного сфинктерного смыкания. При сагиттальном типе отмечается равномерная подвижность боковых стенок глотки с незначительным продвижением мягкого неба к задней стенке глотки. При коронарном типе в большей степени выражена подвижность мягкого неба в направлении неподвижной задней стенки глотки, боковые стенки глотки при этом продвигаются незначительно, достигая боковых краев мягкого неба.

При проведении назофарингоскопии врач обязательно обращает внимание на:

1. Мягкое небо:

а) подвижность (0,0-1,0)

б) симметричность: да/нет (вправо, влево, центр)

в) смыкание с аденоидами: да/нет.

2. Боковые стенки глотки:

а) подвижность правой (0,0-1,0)

направление: медиальное, медиально-переднее, медиально-заднее

б) подвижность левой (0,0-1,0)

направление: медиальное, медиально-переднее, медиально-заднее.

3. Подвижность задней стенки глотки: (0,0-1,0).

4. Размер глоточного кольца в покое: соответствует возрасту/нет.

5. Тип небно-глоточного смыкания: сфинктерный, коронарный, сагиттальный, циркулярный, атипичный.

6. Размер остаточного отверстия (0,0-1,0).

7. Расположение отверстия: центральное, смещено вправо/влево, двустороннее.

Для определения степени выраженности небно-глоточной недостаточности и пути ее коррекции ЛОР-врач оценивает размеры остаточного отверстия при небно-глоточном смыкании в процентном соотношении. Вариантом нормы является небно-глоточная недостаточность с остаточным отверстием до 10%. Речь ребенка при такой НГН полноценна.

НГН с остаточным отверстием до 20-30% возможно скомпенсировать педагогическим путем. На занятиях логопед вызывает компенсаторное включение небно-глоточных структур и добивается уменьшения небно-глоточной недостаточности. Чаще всего после курса логопедического обучения речь ребенка нормализуется, и проведение повторной операции не требуется.

Если же размер остаточного отверстия при НГН больше 30%, то необходимо проведение операции по ее устранению и дальнейшее логопедическое обучение до полного восстановления произносительной стороны речи ребенка.

Пример №1.

Имя, фамилия, возраст: Полина Л., 5 лет.

1. Мягкое небо:

а) подвижность - 0,6.

б) симметричность: да

в) смыкание с аденоидами: нет.

2. Боковые стенки глотки:

а) подвижность правой - 0,1

направление: медиальное

б) подвижность левой - 0,1

направление: медиальное.

3. Подвижность задней стенки глотки: 0,0.

4. Размер глоточного кольца в покое: соответствует возрасту.

5. Тип небно-глоточного смыкания: коронарный.

6. Размер остаточного отверстия - 0,4.

7. Расположение отверстия: центральное.

8. Заключение: исследование выявило устойчивую небно-глоточную недостаточность. Остаточное отверстие не менее 40%.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение небно-глоточной недостаточности.

2. Назовите причины ее формирования.

3. Каким образом диагностируется небно-глоточная недостаточность?

4. Перечислите и опишите основные типы небно-глоточной недостаточности.

5. В каком случае небно-глоточная недостаточность устраняется хирургическим путем?

6.5. Дифференциальная диагностика речевых нарушений
детей после пластики неба

По клинико-педагогической классификации, ринолалия - это нарушение произносительной стороны речи, а именно внешнего оформления высказывания. Довольно часто детям после пластики губы и неба даются ошибочные заключения. В связи с этим еще раз желательно остановиться на признаках ринолалии и ее дифференциальной диагностике с другими речевыми расстройствами, на первый взгляд, имеющими похожие проявления.

В таблице №1 представлено сравнение структуры речевого дефекта при ринолалии с другими нарушениями устной речи, проявляющимися в неполноценности внешнего оформления высказывания - ринофонией, дисфонией, дизартрией и дислалией.

Таблица №1 Сравнение ринолалии с другими речевыми нарушениями

Продолжение таблицы

Приступая к анализу результатов, полученных в процессе логопедического обследования ребенка, необходимо учитывать следующие данные о речевой патологии:

1. Биологический или социальный фактор возникновения.

2. Органическая или функциональная причина развития.

3. Локализация в центральном или периферическом отделе речевого аппарата.

4. Время наступления.

5. Степень выраженности дефекта.

Причиной формирования ринолалии является патология небно-глоточного кольца, поэтому фактор ее возникновения, конечно же, биологический.

В свою очередь, небно-глоточная недостаточность является следствием врожденной расщелины или какого-либо другого анатомического дефекта неба, а значит фон развития ринолалии органический, с локализацией в периферическом отделе. За редким исключением, в педагогической практике встречаются дети с признаками ринолалии на фоне врожденного пареза мягкого неба. В таком случае речевая патология имеет функциональную причину, центрального или периферического характера.

Время формирования ринолалии - период овладения ребенком активной речью. Ринолалия не может сформироваться в дошкольном или школьном возрасте, даже в случае приобретенной патологии небно-глоточного затвора (механической травмы, состояния после удаления опухоли, пареза или паралича мягкого неба). В этом случае может быть ринофония, дизартрия, но не ринолалия, так как артикуляторная база уже усвоена ребенком. Исключением являются дети после пластики неба, с «вторичной» небно-глоточной недостаточностью. Сначала их речь может развиваться без признаков ринолалии, но со временем, к 3-4 годам, из-за укороченного, недостаточно функционального мягкого неба, при активном росте глотки, особенно у мальчиков, может возникать открытый носовой оттенок и замены переднеязычных звуков, как правило, артикуляторно сложных, шипящих, свистящих и соноров на заднеязычные.

Степень выраженности ринолалии различна, однако она имеет тотальный характер нарушения. То есть, как правило, нарушаются не только артикуляторно сложные звуки, но и гласные, губно-зубные, губно-губные, заднеязычные группы звуков.

При сопоставлении перечисленных данных, характерных для ринолалии и других речевых нарушений можно найти некоторые совпадения. Например, большинство из них имеет биологический фактор происхождения, органический фон развития, раннее формирование и значительную степень выраженности. Однако, имеются и существенные различия, благодаря которым можно с уверенностью утверждать, что у того или иного ребенка - ринолалия.

Отличить ринолалию от ринофонии можно путем анализа звукопроизношения. При ринофонии нет его тотального нарушения, нет замен на заднеязычные звуки, на глоточные и гортанные щелчки. У ребенка с носовым оттенком голоса может быть увулярный [Р] или искажение группы шипящих, свистящих звуков. В таком случае он получит заключение ринофонии и дислалии или ринофонии и стертой формы дизартрии - в зависимости от причины нарушения звуков, но не ринолалии.

От ринолалии дисфония отличается не только сохранным звукопроизношением, но главным образом локализацией запускающего механизма. У ребенка с ринолалии изначально нет патологии голосового аппарата. Состояние гортани и голосовых складок не изменено. При ринолалии первично нарушается баланс резонирования голоса, имеется выраженный открытый носовой оттенок, обусловленный патологией небно-глоточного затвора. И только к подростковому возрасту, если ребенок не получает логопедической помощи, у него могут появиться признаки дисфонии в виде осиплости, хриплости, сдавленности или слабости голоса.

Отличительной чертой дизартрии является нарушение тонуса мышц органов артикуляции. Ребенок с ринолалией, как правило, успешно справляется с упражнениями артикуляционной гимнастики, выполняет их в полном объеме, хорошо переключается с одной пробы на другую. Мышечный тонус языка у ребенка с ринолалией является удовлетворительным, при выполнении упражнений нет тремора, дивиации языка, гиперсаливации. Отличается также характер нарушений звукопроизношения. При дизартрии в противоположность ринолалии редко искажаются группы артикуляторно простых звуков, наиболее рано появляющихся в речевом онтогенезе. При ринолалии нарушен и способ, и место образования звуков, а при дизартрии, как правило, только способ.

Дислалия отличается от ринолалии не только нормальным балансом резонирования, но так же, как и дизартрия, характером нарушения звукопроизношения. Даже при сложной механической дислалии, которая довольно часто встречается у детей после ранней пластики неба, не меняется место образования звуков, отсутствуют грубые замены на глоточный выдох и гортанный щелчок. Общая разборчивость речи ребенка с дислалией значительно выше, чем у ребенка с ринолалией, за счет отсутствия гиперназального оттенка голоса и правильного места образования звуков.

Отдельного внимания заслуживает категория детей с сочетанной речевой патологией. Как было замечено выше, у ребенка после пластики неба не обязательно сформируется ринолалия. У него может быть открытая ринофония вследствие небно-глоточной недостаточности и сложная механическая дислалия из-за ношения ортодонтического аппарата. А у ребенка с ринолалией может быть выражена дизартрическая симптоматика в речи, и он получит заключение: ринолалия с дизартрическим компонентом.

В таблице дифференциальной диагностики рассмотрены наиболее схожие с ринолалией речевые нарушения устной речи. А ведь у детей с ринолалией могут встречаться также и нарушения темпо-ритмической оргазации речи, например, заикание, нарушения письменной речи - дисграфия и дислексия.

Таким образом, проведение дифференциальной диагностики ринолалии с другими речевыми расстройствами позволяет наиболее точно определить направления коррекционной работы с ребенком и ускорить процесс восстановления речи.

Контрольные вопросы и задания

1. Как отличить ринолалию от открытой ринофонии?

2. Как отличить ринолалию от дисфонии?

3. Как отличить ринолалию от дизартрии?

4. Как отличить ринолалию от дислалии?

5. Может ли у ребенка с ринолалией быть еще какое-либо речевое нарушение? Приведите пример.

6. У ребенка после хейлопластики и пластики неба имеется гиперназальный оттенок голоса и нарушенное звукопроизношение, при котором все переднеязычные и губные звуки заменяются на искаженные заднеязычные. Какое логопедическое заключение он получит?

Глава 7
ВОЗМОЖНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ
ДЕТЕЙ ПОСЛЕ ОПЕРАЦИИ

Прежде, чем начать работу над исправлением речевых нарушений, логопеду необходимо оценить состояние артикуляционного аппарата ребенка или взрослого. Проводя обследование мышц артикуляционного аппарата, логопед предварительно оценивает состояние всех мышц, принимающих участие в артикуляции. Результаты такого обследования позволяют установить его связь с характером нарушения звукопроизношения.

Опускание и поднимание нижней челюсти. Раскрывание и закрывание рта свободное и с сопротивлением рук. Челюсть в спокойном положении. Движения нижней челюсти вперед со счетом 1-2-3.

Движение челюсти влево-вправо, сначала медленные, потом быстрые одно зи другим (язык пассивен, язык подталкивает нижнюю челюсть). Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта и обратно. При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы, носогубные складки резко выражены. Одновременное поднимание обоих углов рта. Поочередное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.

Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта. Выдох струи воздуха из угла рта, который поднят. Надувание обеих щек одновременное.

Надувание щек попеременное (перегонка воздуха из одной щеки в другую).

Втягивание щек в ротовую полость между зубами. Сомкнутые губы втягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение, челюсти сжаты. Губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, поднимаем вверх-вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к дёснам, а затем спокойно смыкаются вновь.

Губы хоботком с последующим оскалом при сжатых челюстях. Призносят звуки У-И, С, З.

Оскал с раскрытием и закрытием рта, с последующим смыканием губ (губы подняты вверх и вниз, вверх -верхняя губа, вниз — нижняя).

Вибрация губы при сильном выдохе (фыркание).

Движение губ хоботком вправо, влево — то же движение растянутыми губами.

При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево. Такое же движение верней губой.

Вращательное движение хоботком губ (вверх, вниз, вправо, влево). При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз. Дыхание носом.

Сильно надувать щеки, по возможности удерживая воздух в ротовой полости. Выдыхать воздух при сжатых губах, воздух проходит по углам рта или через один из углов рта.

Оскал

а) открыть рот с оскаленными зубами

б) сомкнуть челюсти

в) сомкнуть губы

Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов.

Вытягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челюстях.

Вытягивание губ узкой воронкой, имитация надувания мыльного пузыря. Произносим как бы звук У, О. Вначале работы в движение определенных мышц вовлекаются и соседние мышцы, а затем постепенно движения концентрируются лишь на одних губах, а все остальные группы мышц остаются по возможности в покое.

При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Поднимание плотно сжатых губ вверх к носу и вниз при плотно сжатых челюстях.

Поднимание верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются только нижние зубы.

Поднимание и опускание в 4 приема поочередно обеих губ.

а) верхнюю поднять

б) нижнюю опустить

в) верхнюю опустить

г) нижнюю поднять.

Имитация полоскания передних зубов. Воздух изнутри сильно давит на губы.

Набирание воздуха под верхнюю и нижнюю губы, одновременно и попеременно.

Всосывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием ее при раскрытии рта.

Арефьева Елена Геннадьевна,
учитель-логопед

У певца и лектора, у актера или обычного собеседника слова должны проговариваться четко, ясно и выразительно, на достаточной динамике, чтобы каждое слово было понятно слушателю. А для этого нужна хорошая дикция – четкое и ясное произношение слов.

Чтобы выработать качественную дикцию, необходимо совершенствовать артикуляционный аппарат.

Артикуляционный аппарат

Что же это такое – артикуляция, и из чего состоит артикуляционный аппарат?

В процессе образования звука — и речевого, и певческого участвуют следующие органы речи: зубы, губы, язык, челюсти, мягкое и твердое небо, гортань, задняя стенка зева, маленький язычок и голосовые складки. Одни из этих органов выполняют активную роль, другие – пассивную.

Активные звукообразующие органы : голосовые складки, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, нижняя челюсть.

Пассивные звукообразующие органы : зубы, твердое небо, задняя стенка зева, верхняя челюсть.

Все эти звукообразующие органы называются артикуляционным аппаратом . А – работа артикуляционного аппарата.

Обучаясь вокалу, дети должны владеть специальной терминологией для общения ученика и преподавателя на профессиональном уровне. Вводить понятия нужно последовательно, объясняя значение каждого из них и демонстрируя иллюстрации, чтобы ребенку были понятными специальные слова.
На первоначальном этапе детям можно объяснить, что артикуляция – это очертание рта во время пения.

От артикуляционного аппарата, его натренированности, активности, подвижности зависит качество дикции. Главным условием хорошей дикции являются естественные, экономные и целесообразные движения всех выше перечисленных органов речи, которые и составляют артикуляционный аппарат.
Для выработки правильной артикуляции хорошо использовать скороговорки и распевки на небольшой звучности.
Добиться естественности и активности работы артикуляционного аппарата можно упражнениями на снятие зажимов и раскрепощение органов речи. Упражнения следует выполнять у зеркала, чтобы контролировать артикуляцию и мышцы лица – они не должны быть зажатыми.

Активное произношение – это слегка подчеркнутое, но естественное, без лишнего утрирования произнесение звуков.


Во время пения артикуляция должна быть более активной, чем при обычном разговоре и должна подчиняться определенным правилам, которые способствуют выработке четкой дикции и правильной артикуляции, что является обязательным условием выразительного и осознанного исполнения.

У начинающих певцов артикуляционный аппарат малоподвижен, зажата нижняя челюсть, рот почти не открывается, уголки рта часто растягиваются в стороны, отчего звук становится плоским, губы и язык вялые, мышцы лица – напряженные. И лишь постоянная последовательная работа сделают артикуляционный аппарат подвижным, свободным и активным.
В такой работе следует добиваться, чтобы дети широко открывали рот. Им можно объяснить, что рот открывается в высоту, чтобы звукам хватало места, и они могли становиться во весь рост. А если рот плохо открывается или уголки рта растягиваются, то звуки – сгорбленные и согнутые. Очертание рта должно напоминать написание буквы «О», и тогда звук тоже будет округлым и красивым. Кончик языка должен быть активным и подвижным, а губы плотно смыкаться внешней частью.

Подведем итог:

— артикуляция играет важную роль в пении
— для выработки правильной артикуляции необходима постоянная работа
— артикуляционные упражнения следует выполнять у зеркала для самоконтроля
— для выработки навыков правильной артикуляции рекомендуется просмотр и слушание качественных записей выступлений профессиональных вокалистов
— артикуляция и дикция взаимосвязаны: вялая артикуляция способствует появлению плохой дикции, а активная и верная артикуляция – залог качественной дикции
— если рот во время пения открыт правильно, то и правильным будет положение голосового аппарата
— нижняя челюсть должна быть свободной, чтобы не мешать правильному открытию рта и свободе языка. Однако нижняя челюсть не должна сильно и резко опускаться вниз и бить по гортани, так как такое положение мешает правильно формировать звуки.
— важную роль в формировании звуков играет мягкое небо, оно подвижное, при зевке поднимается вверх. Благодаря этому звуки становятся более округлыми и тембрально окрашенными.
— мышцы лица вокалиста должны быть свободными, лицо – одухотворенным и выразительным.

Из данной статьи мы получили общее понятие об артикуляции, а в дальнейших публикациях поговорим более конкретно и подробно о формировании звуков во время пения и узнаем об артикуляционных правилах.

До следующих встреч!


.
В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные