Охарактеризуйте образ прекрасного человека в разные эпохи. Идеалы в жизни человека

Идеалы в жизни человека

18.03.2015

Снежана Иванова

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть...

Сколько существует человек, столько продолжаются споры о том, что представляет собой человеческая жизнь, какой она должна быть. По мнению философов, психологов, культурологов, да и просто небезразличных людей, жизнь – это нечто большее, чем просто поглощение пищи, своевременный отход ко сну, перемывание косточек Марье Ивановне из бухгалтерии или переход на новый уровень даже в самой захватывающей компьютерной игре.

Подняться над повседневностью, сделать свою жизнь активной, яркой, насыщенной интересными событиями можно, если понимать и представлять, для чего живёшь, придерживаться определённых ценностей. На что именно ориентироваться в жизни, каждый решает сам. Жизненные идеалы у разных людей могут отличаться. В то же время имеются и общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, любовь к ближнему), к которым должны быть причастны все.

На протяжении истории у людей складывались разные представления о том, что такое идеалы, и каким должен быть идеальный человек.

Идеал человека в культуре

Представления о сущности человека неодинаковы в культурах разных исторических эпох.

Древний мир

Впервые размышлять о человеке начали в незапамятные времена. Так, древнегреческие философы рассматривали понятие калокогатии, сущностью которого являлось самопознание и совершенство. Аристотель обращал особое внимание на то, что совершенный человек придерживается моральных норм, не позволяет себе совершать дурных поступков и стремится к прекрасному ради прекрасного.

Средневековье

В Средние века идеал человека рассматривали в контексте служения Богу. Считалось, что совершенство достигается за счёт дисциплинированности, кротости, послушания, аскетизма. Такой идеал воспитания проповедовали служители церкви. Однако в это время развивались и естественные науки, образование постепенно приобретало светский характер, соответственно, менялись и представления о человеке, его возможностях. Считалось, что человек может овладеть тайнами природы и приобретать новые знания на основе опыта.

Ещё одним идеалом человека в этот период был благородный и доблестный рыцарь. Рыцари объединялись в ордены, создавали свои кодексы чести, устраивали турниры. У каждого рыцаря была своя «Прекрасная дама» (реальная или воображаемая), которой посвящались победы на ристалище и совершаемые подвиги.

Ренессанс

Идеи о всемогуществе человека получили своё развитие в эпоху Возрождения (Ренессанса). Во главе угла становится человек с точки зрения своей природы и возможностей. Но люди по-прежнему осознавали, что не всё зависит от них, а это способствовало появлению идей о свободе и необходимости. Подобные воззрения существовали и в эпоху Античности, но теперь они активно переосмысливались и воплощались в жизнь.

В этот период по-другому объясняются отношения между человеком и Богом. По-прежнему считается, что Бог создал человека, но человек от рождения наделён активностью, стремлением преобразовывать мир и самого себя, поэтому может и должен стать хозяином своей жизни. Тогда же формируются и первоначальные представления о различиях между людьми.

Новое время

В эпоху Просвещения на формирование представлений об идеале человека оказала немецкая классическая философия. Так, Иммануил Кант писал о том, что главное в жизни – уметь пользоваться своим разумом. Идеал того времени – человек разумный, устроенный по законам логики и способный изменять окружающий мир в соответствии с доводами разума. Люди этой эпохи по-прежнему верят в Бога, но в умах некоторых из них появляются идеи свободомыслия.

С развитием капитализма идеальным становится человек труда, а подлинными ценностями – трудовая дисциплина, исполнительность, профессионализм и относительно здоровая конкуренция.

Идеал советского человека – это герой. В те годы активно пропагандировалась утопическая идея строительства коммунизма, и к этому строительству нужно было быть «всегда готовым», то есть, бороться, идти вперёд в ущерб собственным желаниям, потребностям или даже ценой своей жизни. Подобный взгляд на действительность демонстрировался на примере пионеров-героев, передовиков производства и других личностей, способных пожертвовать собой для достижения общей цели.

Однако такие представления об идеальном человеке носили скорее официальный характер. В реальности идеалом была совесть, когда гораздо важнее «быть», а не «иметь». Люди помогали друг другу, делились последним куском хлеба, сопереживали не только родным и друзьям. Впрочем, жизнь в условиях страха, репрессий, ограничений свобод тоже была своего рода героизмом.

Человек в культуре разных народов

Представления об идеале человека зависят от условий жизнедеятельности того или иного народа и отражены в произведениях фольклора: сказках, легендах, преданиях, былинах, песнях. Так, русская девушка непременно является красавицей, для адыгов (и не только для них), главное в человеке – его честь и достоинство. Народы Кавказа славятся своим гостеприимством, а чукчи – умением охотиться. Но, каковы бы ни были различия, все народы сходятся в одном: идеалом человека является национальный герой, обладающий крепким здоровьем, силой духа, умом, трудолюбием, и отзывчивостью.

Идеал человека в искусстве

Исторически сложившиеся представления об идеале человека нашли своё отражение в произведениях искусства.


Античность

Идеи этого периода о совершенном человеке воплощены в статуях богов, героев и победителей Олимпийских игр. По сути, древнегреческие боги были идеальными людьми, а люди уподоблялись богам. Широко известна статуя Мирона «Дискобол». Прототипом скульптуры является реальный человек, сильный, здоровый и уверенный в себе, каким и подобает быть истинному гражданину Эллады.

Неограниченные возможности человека воспевались Софоклом, Гомером и другими поэтами. Образ прекрасного героя, носителя нравственных идеалов, демонстрировался и в древнегреческом театре.

Искусство средневековья

Как было сказано выше, на жизнь людей в Средние века большое влияние оказывала церковь. Поэтому в противоположность античной традиции, человек понимался как былинка, песчинка, небольшая частица Вселенной, подвластная воле Божьей. Подобные взгляды нашли своё отражение и в произведениях искусства: возвышается не сам человек, а духовная сила, которая роднит его с Богом. Яркий пример идеала человека в искусстве Средних веков – иконографическое изображение Иова – больного библейского персонажа, который безропотно принимает волю Божью.

Несколько позже представления о человеке стали более оптимистичными. Постепенно в сознании людей начинает формироваться образ труженика, созидателя, творца. Труд уже воспринимается не как наказание за грехи, а как основная обязанность человека. Эти взгляды находят своё отражение в образах Христа-мученика, описании его жизни на Земле. Иисус Христос на полотнах живописцев тех лет олицетворяет униженного, страдающего, но божественного по своей сути человека.

Человек в искусстве эпохи Возрождения

Во времена Ренессанса художников интересовала уже не божественная, а земная сущность людей. Искусство постепенно становится светским, а способы создание портретов и произведений изобразительного искусства других жанров обосновываются научно. Это приводит к тому, что человек на полотнах мастеров становится естественным. Зритель может определить характер и настроение героя картины. Примером тому является всемирно известная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи.

Несмотря на развитие идей гуманизма, мастера эпохи Возрождения продолжали использовать религиозную тематику, но образы Христа, апостолов и Девы Марии больше напоминали реальных людей. Вероятно, это делалось для того, чтобы показать человеку его сущность через известные сюжеты. Так, Рафаэль в образе Сикстинской Мадонны воплотил красивую женщину, которая любит своего сына и тревожится за него.

Человек нового времени

В эпоху Просвещения продолжает развиваться реалистическое искусство. Смена феодального строя капиталистическим, развитие промышленности способствуют появлению так называемой новой породы людей. Человек становится более приземлённым, озабоченным своими проблемами, но в то же время, образованным, пытающимся использовать для решения жизненных задач собственный ум. Таким его показывают на картинах и в литературных произведениях. В качестве примера можно привести полотна Ж.Б. Шардена, У. Хогарта, А. Ватто, трактаты Дидро, Руссо, романы И.С. Тургенева, Л. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и т. д.

Изображение человека в соцреализме

В советские времена с картин, агитационных плакатов и экранов телевизоров на людей смотрели рабочие-ударники, передовые колхозники, знатные доярки, заботливые матери семейств. Представители власти позиционировали СССР как страну, в которой отсутствует эксплуатация человека человеком, а люди проявляют героизм исключительно добровольно, руководствуясь желанием как можно скорее построить светлое будущее. Поэтому и в искусстве соцреализма идеалом становился труженик. Кроме того, у советского человека должна быть благополучная семья, хорошие показатели ГТО, а также отличная боевая и политическая подготовка.

Всё вышеперечисленное отражено в картинах П. Смурковича «На лыжах», В. Кутилина «Первое поле», Т. Яблонской «Хлеб», стихотворениях В. Маяковского, А. Твардовского, К. Симонова, прозе М. Горького, М. Шолохова, А. Фадеева, песнях на слова В. Лебедева-Кумача и т. д.

Идеал человека в религии

Помимо культуры, искусства, идеал человека представлен во всех религиях мира. Общим для религиозных учений является любовь к ближнему, победа добра над злом, истины над ложью и света над тьмой. Эти ценности должен исповедовать человек. Но в каждой религии существуют свои представления об идеале. Остановимся на этом подробнее.


Христианство

Идеальный человек в этой религии соответствует образу Иисуса Христа. Добродетели христианина – доброта, кротость, смирение. Исповедующий христианскую веру, стремится к Богу, а потому выполняет его волю, пытается сохранить мир в своей душе, строить доброжелательные отношения с родными и близкими, никому не причинять зла.

Ислам

По представлениям мусульман идеальный человек должен прогонять от себя греховные мысли, совершать добрые поступки, стремиться к знаниям, быть добрым, скромным, терпеливым и чистоплотным. Также истинный правоверный не курит, не употребляет спиртного и не играет в азартные игры.

Буддизм

Здесь идеалом человека считается Будда, который изначально был обычным человеком, но смог достичь просветления (Нирваны). Последователи буддизма считают, что приблизиться к этому состоянию можно, если заниматься духовными практиками и делать добрые дела. В исламе и христианстве идеал человека недостижим.

Индуизм

Последователи этого учения считают, что идеального бытия можно достичь, только освободившись от кармы – круговорота событий, рождений и смертей, в котором находится человек. Став свободной, душа воссоединяется с одним из божеств или остаётся сама по себе. Быстрее достичь освобождения помогает йога. К подлинной свободе способны лишь избранные. Простым смертным остаётся очищать карму (молитвы, добрые дела), чтобы в следующей жизни родиться удачнее, чем в этой.

Идеал современного человека

Точно определить идеал современного человека не представляется возможным. Наше время довольно сложно и противоречиво с точки зрения ценностей, моральных норм, разрешений и запретов.

Сегодня «не модно» быть высокоморальным, строить свою жизнь в соответствии с духовными ценностями и высокими идеалами. На первый план выходит прагматизм, жажда потребления, желание получать удовольствия и не прилагать усилий.

Современное общество предъявляет высокие требования к человеку. Сегодня просто необходимо выглядеть по последней моде, иметь суперпрестижную работу, добиваться успеха в бизнесе. Тот, кто не пытается достичь карьерных высот, вызывает непонимание.

В то же время, назвать всех живущих на Земле закоренелыми прагматиками всё-таки нельзя. Значительное количество людей читает художественную литературу, посещает храмы, занимается благотворительностью, практикует дауншифтинг. Думается, идеал современного человека ещё не сформирован, но хочется верить, что это произойдёт в ближайшее время.

Древний Египет

Начнем с азов. В Древнем Египте царило равноправие полов, общество было раскрепощенным и свободным. Но при этом существовал весьма определенный идеал красоты эпохи — стройное тело с удлиненной талией и узкими плечами, длинные черные волосы, классические строгие черты лица и выразительные глаза, подведенные черной краской.

Древняя Греция

Идеал женской красоты мы можем увидеть в сохранившихся древнегреческих скульптурах, в частности, в скульптуре Афродиты. В то время активно продвигалась идея физического совершенства, греки даже рассчитали формулу красоты женского тела, в которой приводится соотношение размера стоп, кистей и других частей тела друг к другу. Лицо греческой красавицы должно было быть симметричным и ровным, с большими глазами, а также прямым носом. Идеальным типом фигуры считалась« груша» с небольшой грудью, но объемными бедрами.

Идеал красоты Средневековья

В средние века отношение к внешности по сравнению с античностью сильно поменялось. Красота в этот период считалась греховной. Но некий канон все же существовал. Идеал красоты Средневековья — это девушка с очень бледной, белоснежной кожей, худая и изможденная. Овал удлиненного лица обрамлен светлыми волнистыми волосами. Рот маленький и скромный, глаза — большие и слегка навыкате. Чтобы достичь бледности, девушки не только натирали лицо лимоном, но и делали кровопускания. В Средневековье многие также сбривали брови. Так что портреты красоток тех времен выглядят довольно странно.

Популярное

Эпоха Возрождения

Классический примеры идеала женской красоты в эпоху Возрождения — Мона Лиза, а также Венера Боттичелли. Все та же бледность и высокий лоб, но выражение лица становится загадочнее, а волосы теперь свободно уложены. Пышная фигура становится одной из главных ценностей этого периода. Полные руки, широкие бедра, мягкие и плавные черты — все это ценилось в эпоху Возрождения. Что касается прически, то идеальным вариантом были светлые волнистые волосы.

Барокко и рококо

17−18 века диктуют новые правила женской красоты. Одно из основных — это тонкая талия. Наступает эпоха корсетов, некоторые девушки умудряются стянуть свою талию до 33 см. При этом в пару к корсету всегда идет очень глубокое декольте. Красавицы тщательно охраняют себя от солнца, ведь в моде белоснежная кожа. Дамы в кружевных оборках напоминают красивые статуэтки из фарфора.

19 век

Приходит время стиля ампир, в котором ценится естественная красота. Девушка должна быть стройной, в легком платье из муслима, с большими глазами и белой кожей. Одновременно с этим в 19 веке было и другое направление — пышные платья с тугими корсетами и сложные укладки. И в том, и другом стиле в моде была так называемая болезненная женственность: бледность, слабость и обмороки.

20 век

Эта эпоха подарила нам немало разных идеалов женской красоты. В 20-е годы в моду вошла андрогинная внешность — корсет был забыт, ценились мальчишеские фигуры с небольшой грудью, а также впервые за многие столетия женщины начали носить короткие стрижки.

В 30−50-е, в эпоху золотого Голливуда, в моду вернулась женственность. Фигура« песочные» часы с тонкой талией, большой грудью и объемными бедрами, пышные укладки с локонами, длинные ресницы, румянец и алые губы — идеалом красоты эпохи была Мэрилин Монро и другие актрисы.

В 60-е годы самой популярной моделью была Твигги с ее стройным телом, длинными ногами и маленькой грудью. В 80-е идеал снова стал другим: в моду пришла аэробика, а также супермодели — высокие, спортивные и подтянутые. К 90-м идеал сместился немного в другую сторону, в моду вошла болезненная худоба и бледность.

21 век

Современный идеал красоты — понятие довольно сложное. Сегодня ценится здоровье и стройность, но не анорексичная худоба, как в 90-е годы. Плоский живот, большая грудь и упругая попа считаются идеальным вариантом. Который, как мы знаем, практически недостижим. К счастью, все больше людей склоняются к идее естественной красоты во всем ее многообразии. Но для того, чтобы эта идея действительно стала популярной, понадобится еще немало времени.

Идеал красоты в разные исторические эпохи … что есть красота И почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, Или огонь, мерцающий в сосуде? Н. Заболоцкий


Уже в древние времена люди кроме предметов быта лепили из глины человеческие фигурки. Возраст самой древней женской статуэтки, известной человечеству – 80 тысяч лет. Первые предметы культуры изображали именно женщину – это последствия матриархата. Изображение женщины имело ярко выраженные половые признаки, и во многих случаях она была беременна. Таким образом, идеал того времени был обусловлен социальным статусом женщины как матери рода. Первобытность «Виллендорфская Венера»


Древний мир (Египет) Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле. Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.


Самая известная красавица Древнего Египта – царица Нефертити, супруга Фараона Эхнатона. «Описывать бесцельно – смотреть.» Л.Борхардт «прекрасная ликом» «умиротворяющая Солнце голосом сладострастным»


Красота по - африкански У многих африканских народов понятия о красоте не меняются с течением времени.


Древний мир (Япония) Красавицы Японии густо белили кожу, замазывая все дефекты на лице и груди, лоб по краю роста волос обводили тушью, брови сбривали и вместо них рисовали короткие толстые черные черточки. Замужние женщины в феодальной Японии покрывали зубы черным лаком. Идеальным считалось собирать волосы в высокий тяжелый узел, который поддерживался длинной узорчатой палочкой.. Для укрепления волос и придания им блеска волосы смазывали специальными маслами и растительными соками. Мужчины рисовали или наклеивали фальшивые усы и бакенбарды, выбривали себе лоб и затылок, а на макушке собирали волосы в красивый пучок, который завязывали эффектными шнурами.


Античность «Человек – есть мера всех вещей» Протагор Греки считали величину, порядок и симметрию символом прекрасного. Идеально красивым был человек, у которого все части тела и черты лица находились в гармоничном сочетании. Прекрасным считалось лицо, которое можно было разделить на несколько равных частей (три или четыре). Типичная черта греческих изображений – это гармония пропорций, природная красота, молодость, частичная или полная оголенность тела. Таким образом, красота в то время выражалась в красоте тела.


В Древней Греции идеалом красоты считалась рослая (по тем понятиям) женщина с развернутыми плечами, тонкой талией, широким тазом, плоским животом и стройными ногами. Идеал - статуя Венеры Милосской. Ее рост 164 см, окружность груди 86 см, талии - 69 см, бедер - 93 см. И целомудренно и смело, До чресл сияя наготой, Цветет божественное тело Неувядающей красой. Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось! Так, вся дыша пафосской страстью, Вся млея пеною морской И всепобедной вея властью Ты смотришь в вечность пред собой. А.Фет. Венера Милосская


Красоту лица определяли так называемый греческий нос, невысокий лоб, большие глаза, округлая линия бровей. Волосы гречанки укладывали узлом или перевязывали на затылке лентой. Они обесцвечивали их щелоком, а затем натирали помадой из козьего жира и желтых цветов. Знатные дамы в Греции любили косметику пудру, помаду, румяна. Сурьму применяли для украшения глаз, придания им блеска. Хной и басмой окрашивали ногти и волосы. Людей, умевших искусно украшать свое тело, называли <косметами>.


Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием. С упадком античной культуры эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею – недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена. Средневековье


Идеал женщины в это время олицетворяла пресвятая деваМария – удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.


Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти. В XIII веке расцветает поклонение «прекрасной даме». Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой - она нежна, хрупка, изящна. В моде высокие головные уборы, приталенные платья.


Эпоха Возрождения В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. Идеальными считались стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки.


Симонетта Веспуччи –любимица Флоренции,Медичи и Ботичелли. Художник считал её идеалом красоты и изображал в образе Весны, Афродиты, Юдифи, Марии.


С.Ботичелли. Рождение Венеры


Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, - цвет, который позже стали называть «цветом Тициана». Высокое Возрождение


Загадка эпохи «Джоконда» подобна древнему загадочному сфинксу, который таинственно улыбается из рамы картины Леонардо да Винчи и, кажется, предлагает восхищенным столетиям загадку, которую они ещё не решили. Т.Готье


«Мадонеро», «Божественный Санцио» и его мадонны


17 век Магистральной линией развития искусства становится светское. Главенствуют 2 больших стиля искусства – барокко и классицизм. Первый – изумление перед пышностью, богатством, бесконечностью постигаемого мира. Второй- равнение на античность, выработка новых норм и правил. С человеческого тела было снято табу, наложенное церковью. Душа отходит на второй план, и перед нами во всем своем величии появляется Тело. Красота теперь неотъемлемо связана с телом. Люди вспомнили, что «когда-то они это уже видели», и искусство взяло своим основанием достижения Античности. Это полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и открывший новые капиталистические отношения.


Красота в понимании Рубенса и Рембрандта


Франция –законодательница мод С середины 17 века законодателем европейской моды становится Версаль. Жизнь при дворе –нескончаемое театрализованное представление, актеры – король и придворные.


Формируется новый облик придворного. Розовощекие кокетливые мужчины, утопающие в кружевах и бархате. Движения их легки и грациозны, в моде женственность. Женщины исполнены грации и элегантности. Корпус затянут в тончайший корсет, пудреные маленькие головки уравнивают возраст.


18 век. Рококо Маркиза де Помпадур – идеал и образец галантности этого времени. Многие модные штучки придумала она. Например – мушки. Идеал красоты: тонкие руки, маленькие ножки, нежное тело Для еще лучшего вида была нужна пикантность. Красота тела уже не связана с наготой – обнаженными становятся лишь некоторые части тела, а одежда дамы активно подчеркивает их.


Не раз менялся идеал красоты в XIX веке. В самом его начале в моду входит одежда с сильно завышенной талией (под грудью), сшитая из тонких, полупрозрачных тканей, мягко обволакивающих фигуру. Затем, к 30-40-м годам талия опускается на свое обычное место, туго затягивается корсетом, а юбки становятся пышными, широкими. В 80-е годы в моду входят турнюры - объемные драпировки и банты сзади, к низу от талии. Силуэт фигуры в профиль приобретает необычайно женственную S-образную изогнутость. Но в целом мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица, изнеженность и утонченность. 19 век



Однако в ХIX веке женщина впервые изображается с позиции человека. Художники, которые придерживались передовых демократических взглядов, начинают искать в женщине не просто телесную красоту, но и душу, ум. На лице, кроме утонченных черт, впервые появляются мысли. Теперь на картинах женщина из объекта удовольствия превращается в субъект человеческих отношений.


На протяжении прошлого века идеал красоты изменялся несколько раз, но причинами этих изменений были уже не революции в общественной жизни, а необходимостью капитала изготавливать все больше и больше товаров для тела. Целостного понятия идеала женской красоты уже не существует. Он постепенно исчезает, регрессирует, как исчезает и классическое его изображение. Последний такой «наиболее популярный» идеал – это эталон красоты, сформированный 25 лет назад владелицей одного модельного агентства в Нью-Йорке. Понятно, что здесь не идеализируют красоту и здоровье тела, а стремятся показать красоту одежды. Женщина должна быть похожа на манекен. Требования к телу следующие: минимум, метр семьдесят роста, маленькая грудь, шелковые волосы, нежные плечи, длинная шея, узкая талия, красивые руки, широко расставленные глаза, не очень большой рот и не очень узкие губы.


От чего же зависят представления о красоте? От времени (эпохи). От этнических, национальных традиций восприятия прекрасного. От сословных или классовых представлений о красоте. От личного отношения к модели автора-художника, который воплощает его в произведении искусства. От всех нас – умеем ли мы понять, что перед нами именно Прекрасное.


Библиография: Н.М. Аршавская, Л.С. Щербакова. Мода, вкус, красота Андрей Самарский.Эволюция идеала женской красоты Эдуард Фукс. История нравов Ресурсы интернет Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства на СD. 5555 шедевров мировой живописи.

Красота в глазах смотрящего – популярное высказывание, датируемое 3-им веком нашей эры. Каждый, кому посчастливилось быть созерцателем, думаю, убедился в этом.

Шекспир, гений литературы, идеально выразил эту мысль в своей пьесе «Бесплодные усилия любви» 1588 года:

Хоть красота посредственна моя,
Я в похвале цветистой не нуждаюсь.
Она оценивается глазами, –
Язык барышника тут ни при чем.

(перевод М. А. Кузмина)

Когда речь идет об искусстве, некоторые люди могут утверждать, что оно не всегда прекрасно, но на самом деле одно и то же произведение не должно быть прекрасным для всех. Ведь взгляды одного человека чрезвычайно отличаются от взглядов другого во многих аспектах жизни, у всех различное понимание мира, надежды, любви и счастья. И взгляд на одно и то же произведение искусства даже у двух очень близких людей может быть разным. Значит ли это, что все основано на индивидуальном мнении или нет?

Что есть мир? Славный спокойный день, проведенный в кругу семьи, или мирное небо над головой? Что есть вера? Это глубокая убежденность в чем-либо глобальном, в мироустройстве или же это просто убежденность в том, что сегодня тебя ждет замечательный день?

Сколько людей, столько и мнений. Все же данные понятия основываются на особенностях интерпретации.

Красота – это субъективное понятие. Она отражается в твоих предпочтениях. Она — то, что находит отзыв в твоем сердце.

Картина «После школы» художника Фердинанда Вальдмюллера (Ferdinand Waldmuller) отражает гамму эмоций – от веселости до досады, от агрессии до нежности, что дает зрителям хорошую пищу для размышлений.

Существует принципиальное, но вовсе не обязательно верное мнение о красоте, которая якобы должна обладать законченностью, точностью и чистотой. Чаще всего эти представления навязаны обществом.

Дебаты о красоте можно продолжать до бесконечности. Но мы можем обратиться к истории, чтобы понять, что же она такое и есть ли ей место в искусстве.

Самые известные значения слова «красота»

Лев Толстой, великий русский писатель, однажды сказал фразу, в которой кратко изложил мысль о красоте в искусстве: «Вот на этой-то способности людей заражаться чувствами других людей и основана деятельность искусства. Если человек заражает другого и других прямо непосредственно своим видом или производимыми им звуками в ту самую минуту, как он испытывает чувство, заставляет другого человека зевать, когда ему самому зевается, или смеяться, или плакать, когда сам чему-либо смеется или плачет, или страдать, когда сам страдает, то это еще не есть искусство. Искусство начинается тогда, когда человек с целью передать другим людям испытанное им чувство снова вызывает его в себе и известными внешними знаками выражает его <…>».

Что же представляет собой красота в искусстве?

Воздействие искусства может быть поистине сильным, да настолько, что мы можем воодушевиться на создание собственного произведения. Некоторые люди могут достигать чувства благополучия, прибегая к искусству как к терапии. Оно позволяет им не только расслабиться, но и очищает мысли, что в разы упрощает решение трудных вопросов. Однако встреча с произведениями искусства может иметь и обратный эффект. Например, какие-то из них могут вызвать у некоторых людей чувство злости или даже ярости. Реакция людей, подвергнутых воздействию искусства, непредсказуема. Оно выражает наши внутренние переживания, имеет власть над нашими эмоциями, побуждает к определенным действиям и даже открывает нам глаза на то, чего мы не замечали ранее.

Иоганн Винкельман (Johann Winckelmann) , немецкий искусствовед, настаивал на том, что красота имеет три основных уровня:

  • Красота формы
  • Красота идеи
  • Красота выражения, которая, по его словам, возможна только при наличии первых двух факторов

Итак, красота должна быть наивысшей формой выражения и, в свою очередь, главной задачей искусства.

Известный журналист и беллетрист, Виктор Шербюлье (Victor Cherbuliez) , рассматривал искусство как деятельность, которая

  • удовлетворяет нашу врожденную любовь к изображениям;
  • привносит идеи в эти изображения, тем самым доставляя удовольствие одновременно нашим чувствам, сердцу и разуму. Красота – это всего лишь иллюзия, нет ничего, что можно назвать абсолютно красивым, но мы думаем, что красиво то, что гармонично.

Опираясь на эту точку зрения, можно сказать, что красота – это иллюзия. Возможно, красоты вообще не существует, не говоря уже об абсолютной красоте.

Красота есть то, что для нас гармонично.

Искусство прекрасно

Так или иначе, ты уверен, что красота в искусстве имеет место быть, и любые ее проявления, так или иначе, влияют на тебя. Очевидно, это трудно до конца объяснить и понять.

Каждое произведение искусства, будь то картина, ваза или статуя, имеет свои уникальные характеристики – цвета, линии и текстуры, которые находят отзыв в твоем сердце и твоей душе.

Те чувства, которые вызывает у тебя произведение искусства, в свою очередь, помогут тебе решить, прекрасно оно или нет.

Теги: ,

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Донская Академия Наук Юных Исследователей им.

Секция общественных наук

Подсекция «философия и культурология»

Исследовательская работа

«Идеал красоты в философском аспекте».

МОУ лицей №9

Научный руководитель:

преподаватель МХК, ИЗО, технологии

Введение ………………………………………………………………2-3.

Основная часть ……………………………………………………….4-23

Глава 1 Понятие красоты (прекрасного)……………………………4-5

1.1. Материнство и красота…………………………………………4-5

1.2. Красота - это Природа, достигшая совершенства………………5

Глава 2 Этническое понимание красоты ……………………………6-7

Глава 3 Красота и биология …………………………………………8-12

3.1.Вечная красота женщины………………………………………...11-12

3.2.«Внутренний мир человека» или красота духовная……………12

Глава 4 Историческая обусловленность понимания красоты ……13-15

4.1.Эталоны женской красоты разных эпох………………………….14-15

Глава 5 Красота и повседневная действительность………………16-17

Глава 6 Искусство и красота………………………………………….18

Глава 7 Образ женщины в искусстве…………………………………19-21

7.1. Образ русской женщины в искусстве……………………………19-20

7.2. Образ женщины в живописи эпохи Возрождения……………..20-21

Глава 8 Социологический опрос………………………………………22-23

Заключение …………………………………………………………….24

Литература ……………………………………………………………25

«Соответствие своему назначению – сущность

всякой красоты, без него красоты не бывает»

Леопарди

ВВЕДЕНИЕ

Красота – очень емкое понятие. Краса, благолепие, изящество, нарядность, прелесть, пригожесть – вот неполный перечень синонимов, который дает этому определению словарь русских синонимов под редакцией Н. Абрамова. Сергей Иванович Ожегов даёт такое толкование этому слову "Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение".

В своей работе я хотела бы предложить Вашему вниманию некоторые аспекты понимания красоты человека, ее природы, восприятия в контексте истории и в современном мире. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме значимости многогранных ценностей красоты в разные исторические эпохи с точки зрения философии. Большинство из Вас скажет, что красота человека – это, прежде всего, доброта, ум и еще многие качества, характеризующие богатство его внутреннего мира. И будут правы. Я полностью разделяю эту точку зрения. Но нельзя не отметить еще один аспект понимания человеческой красоты – эстетический. Восприятие человека по его внешности – самый древний и до сих пор самый распространенный метод его оценки. Как утверждают психологи, впечатление о человеке складывается у нас в весьма непродолжительный отрезок времени и лишь 8 -10 % мы черпаем из слов собеседника (10, 118).

Целью данного исследования является анализ целостного системного представления о красоте и месте человека в нём, сформированного на основе философского мировоззрения.

Гипотеза:

Идеал красоты человека - продукт искусственный, созданный самим человеком, столь же разный и непостоянный, как и сам человек.

Задачи исследования:

1.Изучение аспектов понимания красоты человека, ее природы, восприятия в контексте истории и современности.

2.Изучение влияния внешности человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

3.Изучение аспектов понимания этнической, биологической и природной красоты.

4.Формирование целостной картины женской красоты.

5.Изучение понятия красота и искусства с точки зрения философии.

6.Актуализация и анализ феномена искусства в живописи.

Хотим мы того или нет, но красота выступает одним из самых важных критериев, по которым мы оцениваем других людей, поэтому так важно разобраться, из чего складываются наши представления о ней. Соотносится ли внешняя привлекательность с психологическими качествами человека, влияет ли на суждения о нем, и как людям, не обладающим параметрами топ моделей, нужно относиться к своей внешности? Каждый человек на свете хочет быть красивым – каждый, будь то молодой человек или старик, мужчина или женщина. Видимо, стремление к физической красоте укоренено в человеческой душе очень глубоко. Общий показатель красоты – гармония, или пропорциональность. Почему же физический облик так важен для нас? Почему для нас так важно быть красивыми? С точки зрения антропологии, тяга к красоте – это один из первичных инстинктов человека. Мы хотим быть красивыми потому, что красота представляет своему обладателю преимущество в борьбе за выживание. Часто, красота - это совершенство. Хорошие стихи, мастерски написанная музыка, блестящая научная теория, талантливые художественные полотна, как правило, прекрасны. Их восприятие доставляет людям наслаждение. Никто, наверное, не установит, когда человек через накопленный опыт восприятий и впечатлений, понравившихся форм, пришел к некоему идеалу красоты, которое закрепило и развило в нем эстетическое чувство прекрасного. В науке с момента ее появления ведутся споры о врожденности или приобретенности человеческой способности эстетически воспринимать окружающий мир. Наверное, только глубоко верующий человек может узреть в возможности видеть прекрасное - дар божий. « Получается, если исходить из известной истории человечества, что и биологическая, естественная природа эстетического, о которой говорили многие естествоиспытатели, не объясняет появление у человека эстетических способностей »(7 , с.197). Уместно предположить, что идеал красоты, в том числе внешности человека – продукт отчасти искусственный, созданный человеком, а значит, столь же разный и непостоянный, как и сам человек.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Понятие красоты (прекрасного).

Разные суждения философов о красоте подтолкнули меня к размышлению: «Что же такое красота?» Согласно Большой советской энциклопедии, красота (прекрасное) – категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность она отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что связана с определенной чувственной формой и обращена к созерцанию или воображению. Наверное, человек всегда задавался вопросом, почему в одних случаях он волнуется или испытывает чувство радости от того, что видит вокруг себя, а в других остается безучастным. Внешность одного человека кому-то может показаться красивой, а кому-то нет – это дело вкуса. Любопытную теорию понимания красоты выдвинул писатель Иван Ефремов в своем романе «Лезвие бритвы». Его произведение можно назвать гимном причинности и целесообразности, ибо понимание красоты получает в нем рационально – разумное объяснение с точки зрения логики и психологии. Устами героя Ефремов утверждает, что красота – «наивысшая степень целесообразности» (6, 71). Иными словами, наиболее красивым кажется нам то, что полезно для сохранения отдельного человека и вида в целом. Как понятие о прекрасной жизни у каждого народа свое, так свое и представление о красоте человека. Тем не менее, у каждого народа прекрасная женщина – это царица жизни, и человеческий идеал представляется всем народам в образе женщины – матери.

1.1. Материнство и красота

Красота - это Природа, достигшая совершенства.
О"Генри

1.2. Красота - это Природа, достигшая совершенства

Несомненно: венец и творец Красоты - Природа. Но Природа бездеятельна. Язык природы суров и сложен и далеко не всем доступен. Вот потому-то, чтобы рассказать о самой себе, чтобы явить человеческому роду образ своей завершенной Красоты, Природа создала Женщину. Красота приходит в мир в телесном и духовном облике Женщины. Как и Природа, Женщина стихийна. Как и Природа, Женщина многообразна и таинственна, изменчива и говорлива. Даже в кошачьей гибкости фигуры и удивительной живучести, в умении скрывать злые намерения под ласковым видом я вижу равенство Женщины с Природой. Женщина творит и сохраняет Жизнь вопреки стремлению всех дьявольских сил уничтожить ее.

Глава 2. Этническое понимание красоты.

Власть красоты испытывали народы, века, эпохи. У разных народов существовали самые разные понятия о женской красоте. Например, древнерусские красавицы чернили зубы и румянили щеки свекольным соком.

Индейцы майя зажимали черепа новорожденных, пока эти черепа не приобретали формы огурца. Таков был местный идеал красоты. Известны находки искусственно деформированного женского черепа и на территории Западной Европы. Некоторые из находок датируются 11-13 веком н. э. Имеются упоминания в литературе(8, 426), что во Франции 18 в. деформации черепа подвергали детей представителей среднего класса. Цель – придать облику человека аристократичность. Для прекращения подобных действий потребовалось вмешательство властей.

Знатным китаянкам с раннего детства туго бинтовали ноги, отчего те становились похожими на копыта. «Ножки - лотосы» служили пропуском в высшее общество, зато их обладательницы едва могли сделать самостоятельно десяток шагов.

Верблюд" href="/text/category/verblyud/" rel="bookmark">верблюде . Этот обычай полностью не изжит до настоящего времени. Во многих африканских королевствах вплоть до 20 века чиновники и приближенные короля носили накладные животы, если не имели собственных. Худосочный чиновник уже одним своим видом вызывал недоверие, и даже презрение простолюдина. У южно-африканских бушменов красота сосредотачивалась в ягодицах, которые при помощи специальной диеты и упражнений доводили их до громадных размеров (рекорд – 2 метра в обхвате).

Известны многочисленные примеры пирсинга. Племена Африки, Южной Америки , Океании носят в ушах и других частях тела богатый ассортимент украшений. На островах Индонезии женщины чернили зубы при помощи краски и обтачивали их пемзой, делая острыми. У суданского племени нуэр девушкам перед свадьбой зубы выбивали, чтобы подчеркнуть их новый статус. Перечень абсурдных , с моей точки зрения, эталонов прекрасного можно еще долго продолжать. Самый известный из подобных примеров искусственного формирования тела – удлинение шеи с помощью медных колец женщинами Бирмы. Надевая каждый год по кольцу, их шею растягивали до 40 см. Женщина с короткой шеей считалась уродкой и не имела шансов выйти замуж. Большинство подобных традиций уходят корнями в глубокую древность и связаны со своеобразным пониманием красоты и установившейся местной моды.

Примечательно другое. Американские ученые провели ряд опросов, в ходе которых жителям восточных и африканских стран показывали фотографии девушек, которые признаны красавицами по европейским стандартам. И обнаружили, что представители неевропейской культуры тоже считали их привлекательными. Но если мы имеем дело с некой биологической особенностью человека – должны быть определенные каноны для жителей большинства народов. Как же тогда объяснить опыт с фотографиями? Предположим, что существует биологическая природа понимания красоты.

Глава 3. Красота и биология.

«Каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного.» (6, 111).

Итак, что же есть та объективная реальность, которая воспринимается нами как безусловная красота, воспринимается каждым, без различия пола, возраста, национальности? Все дело в эволюционной целесообразности – такого мнения придерживаются многие исследователи.

Инструментальные и математические методы" href="/text/category/instrumentalmznie_i_matematicheskie_metodi/" rel="bookmark">математических методов описания строения живых тел. Это такое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как большая к меньшей. Если весь отрезок принять за единицу, то соответствующие части равны приблизительно 0.618 и 0.382. Универсальность золотого сечения была использована американским ученым Стивеном Марквардом для создания самого красивого лица. Ученый считает, что в мозгу любого человека уже встроено представление о некоем идеальном лице. Я подготовила несколько примеров, иллюстрирующих его теорию.

Предлагаю Вам три изображения лица известной модели. Первое – ее настоящий портрет, второе и третье – зеркальные отражения половинок лица. Полная симметрия не привела к совершенной красоте, скорее испортила симпатичную асимметрию. Гипотеза не стала аксиомой .

Вернемся к уже упомянутой теории эволюционной целесообразности.
Безусловно, красивыми, вне всяких наслоений индивидуальных вкусов считаются большие глаза, притом широко расставленные, не слишком выпуклые и не чересчур впалые. Согласны? А причина, по Ефремову, в следующем: «Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Насколько ценилась испокон веков широкая расстановка глаз, показывает очень древний миф о красавице, дочери финикийского царя Европе. Ее имя по-древнегречески означает или "широколицая" ("широковзорная") или "широкоглазая". Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоянии окружающих тканей и точности гормональной регулировки организма: очевидно, что среднее их положение во впадинах – наилучшее». (6, 121).
Та самая «голливудская улыбка», которой мы все добиваемся, имеет в своей основе ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, – такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью.
Мы удлиняем ресницы тушью, «завиваем» их при помощи специальных устройств, даже наклеиваем искусственные – длинные ресницы лучше защищают глаза.
Прямой нос, то есть высокая переносица и высокое нёбо, для европейцев важен тем, что обеспечивает прохождение воздуха в горло по крутой дуге и лучший его обогрев.
Очень изменчива мода на брови. Но в любом случае мы стараемся сделать их ровными, слегка приподнятыми и не слишком широкими. «Брови, назначение которых – отводить в сторону пот, стекающий со лба, и не давать ему заливать глаза, так же они должны быть густыми. » (6, 122).
Длинные ноги позволяют быстрее бегать, а если они ещё и не кривые, значит, суставы работают в благоприятных условиях и не износятся раньше срока. Яркие губы женщины сигнализируют о высоком уровне половых гормонов и готовности к продолжению рода. Бодибилдинг" href="/text/category/bodibilding/" rel="bookmark">бодибилдинга , весьма спорным представляется вопрос о том, что считать красивой фигурой. Бесспорно только одно – красивы упругие мышцы, гладкая плотная кожа, то есть прямые признаки хорошего здоровья. Сторонники женского культуризма восхваляют рельефную мускулатуру, противники – высмеивают «мужичьи» фигуры.
По теории Ефремова, подсознательно мы отличаем и воспринимаем как красоту анатомические особенности, противоположные для разных полов. «Каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного.» (6, 111).
С этой точки зрения, выпуклые, сильно выступающие мышцы у женщины не должны считаться привлекательными.


«Красуйтесь бедрами!» – призывали женщин эллины. А тонкая гибкая талия анатомически компенсирует ширину бедер – для подвижности и гибкости всего тела. Могучему мужчине тонкая талия противопоказана, так как для поднятия тяжестей, выносливости требуется толстая и крепкая мышечная стенка между ребрами и тазом.
Красива «лебединая» шея у женщины, но у мужчины она воспринимается скорее как нечто болезненное . Женщина по своей древней природе – страж, и длинная гибкая шея обеспечивает быстроту движения головы; шея же мужчины должна быть достаточно толстой для поддержки головы в бою, для ношения тяжестей.
И у мужчин, и у женщин красивы распрямленные плечи, высокая посадка головы, - словом, хорошая осанка. Прямая спина и гордо поднятая голова заявляли о высоком сане. Отсюда и само слово – осанка. Недаром лучший ее образец называют царственной.
Таким образом, наше эстетическое чувство, как правило, совпадает с целесообразностью. А чем же объяснить тысячелетние попытки «улучшить», «исправить» природу – откуда взялся многовековой арсенал моды? Причин тому множество, и некоторых из них Ефремов также касается в своем романе. Позволю себе привести еще одну цитату:
«Женщины всего мира… при всех модах и вкусах исправляют премудрую природу обувью на высоких каблуках. И попробуйте отрицать, что это менее красиво, чем ходьба босиком! Однако следует понять: почему? Что вы можете сказать, кроме того, что каблуки удлиняют ногу и делают маленькую женщину выше? Но ведь и высокие выглядят лучше на каблуках. Почему же так важно это удлинение ног? Не просто удлинение, а изменение пропорции ноги – вот в чем суть каблука. Удлиняется голень, которая становится значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу, быстрому, легкому и долгом. Так было у древнейших представителей нашего вида кроманьонской расы, оно сейчас есть у некоторых африканских племен. Наше эстетическое восприятие каблука доказывает, что мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал, - это подсознательное воспоминание о совершенстве в беге. Добавлю, что каблуки придают вашей ноге крутой подъем. Тут эстетика прямо, а не косвенно сходится с необходимостью высокого подъема для легкой походки и неутомимости». (6, 119).На первый взгляд все разумно, но факты – вещь упрямая. Руководствуясь теорией целесообразности, следовало бы признать, что, выбирая партнершу, мужчины руководствуются теми же принципами, что и самцы у животных. Поскольку женщина может рожать только до определенного возраста. Однако эксперимент английского психолога Джорджа Фридмана свидетельствует о том, что желая завести серьезные и долговременные отношения с женщиной, мужчина обращает мало внимания на ее возраст (3, 176). По мнению Фридмана, это говорит о том, что возможность иметь детей не является решающим фактором при выборе партнера. Значит, теория эволюционной целесообразности не работает всегда и везде. Известна старая шутка: Сократ спорит об этой теории с Кристобулом:

– Знаешь ли ты, – спросил Сократ, – для чего нужны глаза?

– Понятно, – отвечал он, – для того, чтобы видеть.

– В таком случае мои глаза прекраснее твоих.

– Почему же?

–Потому, что мои больше видят, так как они на выкате. (11, 55)

Другим ярким примером ее несостоятельности служит наблюдение за изменением понимания красоты в различные исторические периоды.

3.1.Вечная красота женщины

femina" и "mulier". Оба слова пришли к нам из латинского языка. Первое - дословно обозначает женское начало. А второе, "mulier", - это зрелая женщина, и не важно, замужняя она или нет, но женщина мудрая, обладающая некими знаниями и умениями. В нашей жизни нет более ценного знания, чем то, которое помогает быть женщине Женщиной. Наша красота и обаяние - это не только внешняя оболочка, но и внутренняя уверенность в себе, свобода и харизма. Внутренняя женская сила. Но, к сожалению, не все знания в нас заложены природой и передаются с молоком матери. Стараясь выразить себя и быть индивидуальной, зачастую, мы совершаем некоторые ошибки, которые с одной стороны могут оставаться незамеченными, а с другой, сыграть с нами злую шутку. Мудрые люди говорят: "У нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление". А мы добавим - важно, чтобы впечатление, которое вы производите было искренним и настоящим, а не только эффектным. Для этого немного нужно: подружиться с самой собой и снять маски. Научиться любить себя. Уметь подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки так же важно, как и внутренняя уверенность в себе. Уверенность в своей внутренней и внешней красоте и в том, что она индивидуальна, а вы – неповторимы.

3.2.«Внутренний мир человека» или красота духовная.

"Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное и божественное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным и божественным". Плотин

https://pandia.ru/text/78/055/images/image010_58.jpg" align="left" width="136" height="258 src=">Сегодня наш подход к эталону абсолютно другой, но он тоже продиктован определенными представлениями о возможности успешно вырастить потомство. Стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем, средствами и определенной культурой поведения, чтобы поддерживать хорошую физическую форму в условиях огромного профицита продовольствия.

Однако между первобытным и сегодняшним представлением о внешности лежит вся человеческая история.

Представители эллинской культуры много времени уделяли тому, что сейчас принято называть фитнесом. Именно они стали проводить конкурсы красоты. Наиболее давние из документально подтвержденных относятся к 5 в. до. н. э.(8, 144) . Хотя Афродита (Венера), победительница мифологического конкурса, сегодня и не произвела бы фурор (ее пропорции), есть неоспоримые дынные, что физическими упражнениями истязали себя не только мужчины, но и женщины.

В отличие от гречанок, римлянки не были поклонницами физкультуры. Они полагались на различные ухищрения в одежде, ценили понимание стиля, но в целом их видение прекрасного было созвучно греческому.

4.1.Эталоны женской красоты разных эпох.

Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века. Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.
Эдуард Фукс

На формирование различных типов внешности влияли и социальные факторы, и образ жизни. Зачастую каноны были далеки от «здорового» идеала. В раннем средневековье в моде были аскетические лица – худые, изможденные, бледные без тени румянца. Фигура также должна была соответствовать образу аскета. Лучшее наглядное пособие – картины средневековых художников голландской школы. Они писали своих Ев и Венер с типичных горожанок – рахитичек: узкобедрых, с отвислым животом и выпуклым лбом. Высокая линия волос – признак нездорового образа жизни средневековых городских обитателей – настолько прочно обосновалась в жизни, что дамы регулярно пользовались услугами брадобреев: сбривали брови, брили лоб и виски. Остатки волос убирали под массивные головные уборы , от чего первые красавицы средневековья казались практически лысыми. Такой эталон красоты соответствовал учению христианской церкви о греховности человека и недопустимости плотских наслаждений. Чтобы не искушать мужчин и не приумножать грехов, красавицы всячески пытались скрыть свою красоту и прятали фигуру под бесформенными одеждами. Прекрасная Дама представлялась рыцарям в почти бестелесном образе: маленькие ручки, бледная прозрачная кожа, как свидетельство заточенности в мрачном замке за шитьем.

Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Полнота вновь входит в моду. Торжествуют пышные формы, могучие тела. Именно такой тип красоты изображен на полотнах Рубенса, Рембрандта, других художников эпохи Ренессанса. Костюм этого времени не только подчеркивает, но и визуально расширяет силуэт своего хозяина. Полнота входит в моду почти повсеместно в Европе, за исключением, Испании.

В 18 в., несмотря на требование иметь тонкую талию (с помощью корсета ее затягивали до 40 см), полные формы отнюдь не возбраняются. Идеальная фигура характеризуется развитыми формами, контрастирующими с искусственно утянутой талией. У женщин в моду входит каркасная юбка.

В 19 веке отношение к дородности в аристократических кругах меняется. В моде вновь субтильность, худоба и бледность - признак глубины сердечных чувств. Женщина эпохи романтизма (20-40 годы 19 века) должна была быть мечтательной, грустной, со слезой во взоре. Пышные формы – признак вульгарного и грубого купечества, темные круги под глазами – интеллигентности. В конце 19 века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе. Известны случаи безвременной кончины из-за чрезмерно затянутого корсета.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллег 60-годов. Но мода есть мода. Приход на рынок мини-юбок и обтягивающей моделей одежды требует соответствующих параметров от их обладателей. Мода на худобу охватила даже отдельные страны Африки, где традиционно отдавали предпочтение полным дамам. Все больше молодых женщин хотят выглядеть как фотомодели или ведущие телепрограмм. Арабские черты лица доводятся до южно-европейского образца. В Египте, где традиционно красивой считалась полная женщина, практиковалось откармливание невест, и сегодня 35% женщин страдают ожирением. Но молодые египтянки озабочены не столько тем, как они будут выглядеть в традиционной одежде, сколько своими европейскими нарядами. Побывать под ножом хирургия " href="/text/category/plasticheskaya_hirurgiya/" rel="bookmark">пластического хирурга – престижное мероприятие. Чем богаче семья, тем более сложные и дорогие операции заказывает женщина. Такое вот проявление глобализации .

Глава 5. Красота и повседневная действительность.

https://pandia.ru/text/78/055/images/image014_53.jpg" align="right" width="146" height="180 src=">С той же целью тратится масса средств на парфюмерию и аксессуары. Здесь не просто желание выглядеть современно, человеку кажется, что, улучшив свою внешность, он улучшит и свою жизнь, что отношения с людьми станут у него счастливее. Сознательно или бессознательно мы уверены - удачная внешность способствует удаче во всем. Мы стараемся быть красивыми не для себя – для тех, с кем предстоит общаться.(10, 119)

Быть красивым в ряде случаев вообще сложно. Красивому не прощают аморального проступка, не прощают использования обаяния в личных целях. Так что очевидно: красота не гарантирует успеха. Это всего лишь одно из качеств человека. Результат его использования зависит от очень многих факторов.

Да, красивым чаще «везет» при кратковременном знакомстве. При длительном контакте внешность уходит на второй план.

Глава 6 Искусство и красота

“В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования,

неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти

магического, в чем для нас, по-видимому, только и должна проявляться

красота.” /А. Банфи. Философия искусства стр.34/

Как выглядит разграничение между понятиями искусство и красота?

Ответить на этот вопрос как целостный, без исследования не представляется возможным, поэтому я приведу доказательства. В моем понимании объект искусства должен быть красивым, т. к. стремление к красоте совпадает со стремлением к истине. Рабиндранат Тагор в своем понимании прекрасного отождествляет его с добром или Благом, а Благо, в свою очередь, с Истиной. Таким образом, Благо неразрывно связано с Прекрасным. Красота любви гармонизирует с красотой окружающего мира, составляя идеальную гармонию вселенной. Можно заключить, что существуют красивые вещи, которые не являются искусством и что существуют некрасивые вещи, которым нельзя приписать красоту как качество, но которые, тем не менее, являются объектами искусства. Если выразить это с точностью математики, то искусство и красота могут быть атрибутами, качествами объектов, и появление этих качеств одновременно, парами, вместе не обязательно.

В современном понимании искусство – это умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства – художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.

Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство – это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота – это два тесно связанных друг с другом понятия.

Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели, представляет себе большинство людей. Красота – это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое. Вывод, который можно сделать из вышесказанного: искусство - это добро, а если оно доброе, следовательно, красивое.

Глава 7 Образ женщины в искусстве

Красоту женщин воспевали и воспевают поэты в своих стихах, художники во все времена пытаются запечатлеть женскую красоту на бумаге и полотнах картин. Идеалы женской красоты меняются во времени, но единственное, что, пожалуй, остается неизменным, - это желание самой женщины быть красивой, несмотря на время и обстоятельства. Красивые женщины, девушки и девчонки красивы в любое время и в любой обстановке. Красивая девушка прекрасно выглядит в заснеженном лесу, в салоне автобуса либо трамвая, верхом на лошади, за рулем автомобиля, с парашютом за спиной и на вершине Эвереста.

Создавалась некая стилевая манера, которая должна была соответствовать определенной задаче – воспеть облик той женщины, которая должна нравиться за свои повадки, свое кокетство, свою грацию, да и за факт своего существования. Той, которая вне критики. Которая явилась в мир как некая высшая драгоценность, сотворенная Богом, для того, чтобы все могли любоваться ее совершенством и верить, что раз такое существует, то все благополучно.

7.1. Образ русской женщины в искусстве

На полотнах знаменитых русских художников-передвижников мы видим нежных, тихих девушек-крестьянок, занятых рукоделием . В знаменитой поэме Некрасова, рассказывается о тяжёлой жизни крестьянки. Но несмотря ни на что, всё же остаётся эталоном настоящей русской красоты.
На более поздних полотнах можно наблюдать изменения в стиле одежды, бытовых нюансах, но образ русской женщины в искусстве по - прежнему наполнен строгой одухотворённостью и, вместе с тем, какой-то постоянной готовностью к самопожертвованию. То же можно наблюдать и в произведениях знаменитых русских классиков. Будь то простая горожанка, живущая вдореволюционном Петербурге, или дворянка из глубокой провинции. Их образы наполнены той душевной теплотой, добродетелью, и всем тем, что, как сейчас говорят, составляет менталитет русской женщины. Не менее характерно произведение «Кокетка» Владислава Бакаловича. Нарядно одетая дама представлена с зеркалом, с еще одним (помимо цветов) постоянным атрибутом женского образа. Со времен Венеры зеркало – объект для самолюбования красавицы. Но, как и прекрасная богиня, которая чаще зеркало просто держала в руках, но не смотрелась в него, тут женщина глядит в сторону, скорее ожидая кого-то, уже оценив свою привлекательность и готовность к встрече.

Реалистическая традиция нередко продолжалась и теми, кто эмигрировал после революции на Запад. , некогда ученик Ильи Репина, умел создавать эффектные образы, примером чему может стать «Молодая цыганка» 1936 года. С большой силой убеждения художник создает образ молодой женщины, показанной среди яркой зелени сада.

Владимир Мухин в своих произведениях показывает целые сцены, где образ элегантной и красивой женщины является центральным. Женщина с лошадью, женщина с собачкой, женщина у камина, женщина в богатом интерьере… Манера живописи мастерски передает «шик» красивой жизни.
Образ русской женщины в искусстве отображает стремление людей творчества напомнить нам самим о том, кем же мы являемся на самом деле. Бесполезно спорить с тем, что в нас закладывалось веками. Никакие западные стереотипы поведения не смогут уничтожить нашу генетическую память, а вместе с ней и те непреходящие духовные ценности, которые столетиями складывались именно на этом месте земного шара.

7.2. Образ женщины в живописи эпохи Возрождения

Художники эпохи Возрождения изображали в своих картинах не просто женщину, а мадонну. Великие живописцы создавали себе свой образ женщины, который являлся перед нами в образе святой. Леонардо да Винчи считал, что “хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души”. В Джоконде создал неповторимый по сложности, тонкости психологический портрет Человека. Вот уже без малого пять веков как миллионы людей любуются этим шедевром мирового искусства. Живая… Это подтверждается фантастическим контрастом между сияющим ликом Джоконды, стереоскопически объемным, ярким и призрачным отражениями фигур зрителей, проходящих в очереди.
Джоконда - эта добродетельная, в скромной одежде дама - скрывает за улыбчивой маской душу трепетную, глубокую, ум острый, все постигающий. Важное место в искусстве великого художника по-прежнему занимает образ мадонны, который приобретает черты большей монументальности и уверенности. Такова «Сикстинская мадонна». Этот образ более глубокий, чем ранние мадонны. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Серьезный и тревожный взгляд матери нам говорит о том, что она уже знает, какие испытания выпадут на долю ее сына. Слава ее ничем не подчеркнута. Ноги босы. Но как повелительницу встречает ее, преклонив колени, папа Сикст, облаченный в парчу; святая Варвара опускает глаза с благоговением, а два ангелочка, чуя ее поступь, устремляют вверх мечтательно – задумчивый взор. Коленопреклонный, покорный Сикст не отрывает восторженного взора от богоматери . Она идет к людям, юная и величавая, что–то тревожное затаив в своей душе. Мадонна не только красива, она еще и бесконечно мудра. Ее взор, кажется, проникает в самую глубь явлений. О ней можно сказать словами стихов Сервантеса, посвященных поэзии: «Она умеет видеть суть явлений и там, где для мудрейшего темно…». Сикстинская мадонна! Величавая, простая. После всего хаоса, разрушений, которые прошли перед нами, особенно ярко поражали гармония, красота этого величайшего шедевра мировой живописи. Из выше сказанного можно сделать вывод: красота женщины во все времена ценилась и воспевалась художниками, поэтами. Каждая картина была наполнена эстетической красотой, тонкостью, иллюзорностью линий, позитивной энергией цвета. Художник пытался запечатлеть выражение глаз, лица, через которое выражалась внутренняя красота женщины. Создавалась некая стилевая манера, которая должна была соответствовать определенной задаче – воспеть облик той женщины, которая должна нравиться за свои повадки, свое кокетство, свою грацию, да и за факт своего существования. Идеалы женской красоты меняются во времени, но единственное, что, пожалуй, остается неизменным, - это желание самой женщины быть красивой, несмотря на время и обстоятельства.

Глава 8 Результаты социологического опроса.

1. Считаешь ли ты себя красивым?

2.Что для тебя важней: внутренняя или внешняя красота?

https://pandia.ru/text/78/055/images/image022_21.gif" width="279" height="170 src=">

Практический выход моего исследования заключается в том, что я разместила работу на сайте @*****. в блоге «Спрашивайте и отвечайте». На этом сайте я задала вопрос: «В чем заключается философия красоты?» К моему удивлению я поняла, что работа вызвала неподдельный интерес со стороны посетителей сайта. Оставленные отзывы говорят сами за себя. И вы можете ознакомиться с результатами этих отзывов, зайдя на сайт.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для того, чтобы прийти к выводу, я постаралась сравнить многие аспекты такого понятия, как красота человека. Теория эволюционной целесообразности абсолютно четко и полно отражает существовавшее тогда положение дел. Но человечество развивается. На каком – то этапе материальные условия позволяют высвободить достаточное время для созерцания и осмысления увиденного. Анализируя действительность, человек должен был прийти к пониманию того, что самые красивые (достойные подражания) – это те, кому он полностью подчинен: его Бог (мифический герой) и его царь (царица). И тот, и другой наверняка имели внешние отличия (например – признаки власти). Тогда постепенно появляется понимание, что красота человека определяется не только здоровьем, но еще и тем, как он сам себя сформировал, как представил перед сородичами. Здесь и появляется различное понимание привлекательности у представителей разных культур. Какие – то народы остаются статичными в своем развитии на протяжении тысячелетий, какие – то стремительно меняются во времени. Вместе с ними меняются и идеалы. Поначалу хаотично. Но появляются средства коммуникации. Плотность населения все выше, а возможность влияния на умы – все эффективнее. Глобализация торжествует. Ресурсы общества позволяют человеку меньше времени тратить на работу и больше на развлечение. Появляется огромная сфера деятельности, где выразительная внешность ценится очень хорошо. Необходимость быть профессионально привлекательным формирует новую индустрию, сначала для профи, чуть позже для всех желающих.

Поиски эталонов красоты всегда волновали философов, ученых и художников. Работа показывает, что в различных эпохах и культурах доминируют разные концепции красоты человека. Но социальная функция понятия "красота" остается неизменной. На мой взгляд, идеал красоты человека - продукт искусственный, созданный самим человеком. Красота сегодня - это ценность, в том числе коммерческая. Исследование помогло мне разобраться в том, из чего должны складываться наши представления о красоте. «Вне всякого сомнения, красота – это ценность. Мы живем в мире, где ее возводят на пьедестал и награждают тех, кого считают самыми яркими». (9, 12) На мой взгляд - эта фраза как нельзя лучше определяет сегодняшнее состояние дел.

Научно-теоретическая и практическая значимость моего исследования состоит в том, что его доминирующие положения могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретических проблем современной культурологии, искусствознания и расширении их методологических основ. Материалы и выводы, содержащиеся в моем исследовании дают возможность их использования при подготовке классных часов , для проведения факультативных занятий и курсов по культурологии, МХК и искусству.

ЛИТЕРАТУРА

1. Focus (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2004, № 10.

2. Focus (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2005, № 1-6.

3. Geo (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2001, № 10.

4. Geo (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2005, № 2, 3, 5, 12.

5. Рaradox (Текст) : обществ.-информац. журн. – М., 2004, № 3.

6. Ефремов, бритвы (Текст) / . – М. : Аст, Ермак, 2005.

7. Киященко, – философская наука (Текст) / . – СпБ.: Вильямс, 2005.

8. Лихачева, заблуждений. Мода (Текст) / . – М.: Эксмо, Донецк: Скиф, 2005.

9. Женщина и красота (Текст) / С. Лорен. – М: Вагрус, 1994.

10. Степанов, психология. Уроки классических экспериментов» (Текст) / . – М: ПЕРСЕ, 2004.

11. Степанов, внешности (Текст) / – М: ЭКСМО-пресс, 2001.

12. «Рассказы о художниках»: 1, 2 тома. –

М., Изобразительное искусство, 1982 г.

13. «История искусств»: М., Издательство«Аквариум», 1997 г.

14. http://aam. ugpl. de/iskusstvo.

15. http://ru. wikipedia. org/.

16. http://www. modern-aforizm. *****/stran/krasota. htm.

Н. Абрамов «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений»

В продолжение темы:
Цветы

Патрушев Николай Платонович родился 11-го июля 1951-го г. в Ленинграде. Он является известным российским государственным деятелем, генералом армии. В 2001-м он получил звание...

Новые статьи
/
Популярные