Кто же такой хлестаков. Кто же такой хлестаков Краткая характеристика хлестакова из ревизора

Дать характеристику Хлестакову из «Ревизора» очень важно, ведь именно создав образ этого лжеревизора из Санкт-Петербурга, автору удается раскрыть сущность чиновников, которые привыкли все решать с помощью взяток.

Итак, описывая Хлестакова и давая ему характеристику, следует отметить, что это главный герой комедии, с которым автор нас знакомит уже вначале своего произведения. Характеристика Хлестакова с цитатами из произведения позволит нам составить точный образ героя.

Характеристика Хлестакова с цитатами

Это парень «тоненький, худенький», ему «лет двадцать три». Он «приглуповат», «без царя в голове», «одет по моде». Не для него деревенская жизнь «душа моя жаждет просвещения», его привлекает столица. Именно таким представляет нам автор своего героя. Не сумев покорить Петербург, промотав деньги, он едет обратно домой, не забыв приодеться в модные одежды. Именно это и сыграло злую шутку над чиновниками небольшого городка, которые приняли Хлестакова за ревизора.

Краткая характеристика Хлестакова

Хлестаков — мошенник, неудачник и как же он удивился, когда ему стали предлагать деньги, приняв за ревизора. А ему это только на руку, ведь он даже и не пытается разуверить в обратном, а только «подпускает пыли». Краткая характеристика Хлестакова позволяет нам назвать героя наглым человеком, который не брезгует брать деньги у чужих.

Хлестаков врет так, что трепещут чиновники. Встречаются и вульгарные слова, может и обозвать «дураком», «скотиной» в адрес своего слуги, «подлецами», «бездельниками», когда кричал на хозяина трактира. Его духовный мир нищий, так как он не может акцентировать внимание на чем-то конкретном, произнося отрывистые речи.

В конце он покидает город, не забыв написать письмо, в котором сообщает, что городничий глуп, Земляника – свинья и прочее. Это говорит о неблагодарном отношении Хлестакова к окружающим.

Характеристика образа Хлестакова позволяет назвать героя произведения пустым, никчемным человеком. И, правда здесь в том, что такие вот городничие, Хлестаковы существуют по сей день, поэтому и «Ревизор» в наше время актуален как никогда, а созданный образ героя бессмертен, ведь он будет существовать до тех пор, пока чиновники не начнут работать и жить правильно, а, значит, вечно.

«Ревизор» входит в число самых инсценируемых пьес в мире. Главный герой произведения – Иван Хлестаков. Он случайно оказывается в уездном городе, где все чиновники принимают его за проверяющего.

Анализируя описание персонажа, стоит отметить, что главными чертами образа были легкомысленность и безответственность. Мот и транжира, Хлестаков спускал отцовские деньги и находился в положении должника перед трактирщиком, в чьем заведении снимал комнату для себя и слуги Осипа. Гоголь называл героя пустейшим человеком, и события, описанные в произведении, подтверждают авторскую характеристику.

История создания

Пьеса имеет любопытную историю. На нее Гоголя вдохновил другой писатель. Им оказался . «Солнце русской поэзии» поведал приятелю забавный анекдот о приезде в губернию ложного ревизора, посетившего Устюжну и получившего большую взятку, обманув местных чиновников. Ловкое мошенничество персонажа воодушевило Гоголя. Уверенный в том, что комедия имеет большие перспективы и способна сыграть важную роль в литературе, он решил написать пьесу, тема которой была актуальной в этот период времени.


Повсеместно в России обнаруживались псевдоревизоры, посещавшие разные волости и обиравшие тамошних чиновников. Сюжет о находчивом Хлестакове не теряет остроту с течением времени и остается востребованным спустя десятилетия.

Примечательно, что создание комедии давалось Гоголю нелегко. Литературоведы уверяют, что писатель даже подумывал о том, чтобы оставить пьесу неоконченной. В начинании автора поддерживал Пушкин, настаивавший на завершении произведения. «Ревизор» был написан в 1835 году, а в 1836 состоялось первое публичное чтение в доме . Впоследствии пьесу поставили на театральных подмостках, и спектакль с восторгом воспринимался публикой.


В центре произведения – дворянин, чьи внешность и характер не вызывают уважения. О таких, как он, говорят: «Без царя в голове». Волею судеб оказавшийся в уездном городке, где его приняли за ревизора, Хлестаков пользуется сложившейся ситуацией ради собственной выгоды. Герой использует новых знакомых, берет взятки и сбегает с места преступления. Его появление в провинции изобличает грязные делишки местных властей, лицемерие и грехи, поэтому значение персонажа для этого произведения велико.

Автор дает герою имя Иван Хлестаков не просто так. Анализ имени и фамилии показывает, что самое простое и русское начало в них сочетается с «говорящим» смыслом. Герой буквально «хлестал» действующих лиц произведения, принимая навязанную роль и не противореча предположениям, позволяя чиновникам обманываться.


Книги Гоголя "Ревизор"

Хлестаков ловко манипулировал всеми, кто встречался на пути. Его манера поведения менялась. Со слугой герой капризничал и грубил, с женщинами заигрывал, превознося свои достоинства. Городничий и чиновники вселяли в него страх, а затем позволяли выдумывать небылицы, выходя из любой ситуации безнаказанным.

Сюжет

Иван Хлестаков в компании слуги Осипа находится в пути из Петербурга в Саратов. На его пути лежит уездный городок, где герой останавливается, чтобы передохнуть и поразвлечься партией в карты. Проиграв все, что у него было, и оказавшись в долгах, Хлестаков оказывается замешанным в неловкую ситуацию. Местные чиновники ждут приезда столичного ревизора и боятся, что взяточничество и воровство, процветающие в провинции, станут общеизвестны.


Иллюстрация к комедии "Ревизор"

Городничий Сквозник-Дмухановский – первый, кому становится известно о приезде ревизора. Он собирает чиновников и читает послание из Петербурга. Случайно узнавшие о проигравшемся постояльце трактира Бобчинский и Добчинский предполагают его сходство с ожидаемым ревизором. Суетясь и паникуя, чиновники начинают маскировать свои недоделки.

Находящийся в бедственном положении, Хлестаков живет в самом дешевом номере и думает о том, где бы раздобыть еды. К нему с визитом наведывается городничий, уверенный в том, что распознал ревизора. Хлестаков в свою очередь решает, что городничий пришел из-за долгов за проживание. Его удивление сложно скрыть, когда городничий предлагает взятку. Иван решает, что встретил хорошего человека, и принимает помощь. Антон Антонович полагает, что ему удалось подкупить ревизора, и тот необычайно хитер.


Новый знакомый приглашает Хлестакова посетить богоугодные заведения, надеясь напоить ревизора. Захмелевший гость, очутившись после экскурсии в доме городничего, знакомится с его семьей, рассказывая, что был в чине, весомом в Петербурге. Герой приписывает себе небывалые достижения в литературе и музыке, повествует о шикарных приемах и балах. Не многие понимают, что он врет. Хлестаков без тени стыда идет в спальню. Наутро он ничего не помнит, а чиновники выстраиваются в очередь, чтобы отдать ему дань почтения.

Хлестаков, уверенный, что одалживает деньги, принимает взятки, попирая любые жизненные идеалы. Суть происходящего доходит до него в момент визита горожан, решивших пожаловаться на управленцев. Взятки жителей городка он не принимает, но они становятся добычей слуги Осипа. Хлестаков просит руки дочери городничего, и тот отвечает согласием. Лжеревизор вместе с собранными деньгами и невестой сбегает.


Главные герои пьесы "Ревизор"

В финале комедии городничий собирает чиновников, которые чувствуют облегчение после приема петербургского гостя. Он доволен удачным замужеством дочери и мнит, что все его жизненные цели будут реализованы после переезда в столицу. Городничему мерещатся высокая должность и почет. Внезапно почтмейстер передает письмо, оповещающее о проделке Хлестакова и о прибытии в город настоящего проверяющего.

Экранизации


Роль Хлестакова на театральной сцене и на большом экране доставалась именитым артистам. Первая советская кинокартина по сюжету классической пьесы вышла в 1951 году. Режиссер Владимир Петров пригласил на роль Ивана Хлестакова знаменитого артиста той эпохи – .

В 1977 году советский постановщик выпустил ленту под названием «Инкогнито из Петербурга». Роль проверяющего в фильме исполнил Сергей Мигицко, чья карьера на сцене и в кино в это время набирала обороты.


Сыграл Хлестакова в картине «Ревизор», поставленной режиссером . Лента вышла на большие экраны в 1996 году.

Цитаты

После того как произведение было опубликовано, понятие «хлестаковщина» стало общеупотребительным. Даже сегодня этим расхожим выражением описывают ситуацию взяточничества и попустительства со стороны правящих органов и проверяющих. В лице Хлестакова описаны самые яркие недостатки и грехи людей, представляющих власть. Цитаты из монологов героя уместны во многих современных ситуациях, поэтому часто используются журналистами.


«Так немножко прошелся, думал, не пройдет ли аппетит - нет, черт возьми, не проходит», - эта фраза показательна и описывает ненасытность физического и материального характера одновременно.
Заносчивость и снобизм скользят во фразе: «Ну, ну, ну… оставь, дурак! Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую…»

Хлестаков, зазнавшись, проявляет самоуверенность и возносит свою персону над другими. Он ничего не требует от чиновников и, видя, что они сами готовы преподнести ему все, что душа пожелает, с ложной скромностью заявляет:

«…Я бы, признаюсь, больше бы ничего и не требовал, как только оказывай мне преданность и уваженье, уваженье и преданность».

Поняв, насколько легко использовать ситуацию в свою пользу, Хлестаков потерял стыд и стеснение. Он критиковал благодать, которой его окружали, завирался без зазрения совести и начал одалживать деньги у каждого встречного:

«Со мной престранный случай: в дороге совершенно издержался. Нет ли у вас денег взаймы, рублей четыреста?». Обобрав чиновников, Хлестаков уезжает восвояси с полными карманами чиновничьих сбережений, оставляя новых знакомых ни с чем.

Н. В. Гоголь в своих пьесах хотел показать настоящий «русский характер». И «Ревизор» был одним из первых таких произведений. Главный герой пьесы Хлестаков отображает в себе худшие черты, присущие чиновникам его времени. Это взяточничество, казнокрадство, лихоимство и другие свойства.

Знакомство с персонажем

Краткий образ Хлестакова в комедии «Ревизор» составить несложно. Хлестаков - это молодой человек, который практически постоянно страдает от нехватки денежных средств. При этом он является плутом и мошенником. Основная характерная черта Хлестакова - это постоянное вранье. Сам Гоголь не раз предупреждал театральных актеров: Хлестаков, несмотря на кажущуюся простоту, является сложнейшим персонажем во всей пьесе. Он совершенно ничтожный и всеми презираемый человек. Хлестакова не уважает даже его собственный слуга, Осип.

Пустые надежды и глупость

Знакомство с кратким образом Хлестакова в комедии «Ревизор» раскрывает другие грани этого персонажа. Главный герой не способен заработать денег на то, чтобы приобрести самое необходимое. Он бессознательно презирает сам себя. Однако его собственная недалекость не позволяет ему осмыслить причины своих бед, предпринять какие-то попытки, чтобы изменить жизнь. Ему постоянно кажется, что должен произойти некий счастливый случай, который сделает его существование безбедным. Эта пустая надежда и позволяет Хлестакову ощущать себя значительным лицом.

Удача в понимании Хлестакова

Подготавливая материал о кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор», учащийся может отметить: вселенная, в которой обитает Хлестаков, представляет собой для него абсолютную загадку. Он не имеет никакого понятия о том, чем занимаются министры, как ведет себя его «друг» Пушкин. Последний является для него тем же Хлестаковым - за исключением того, что он более удачлив. Интересно заметить, что городничий вместе с приближенными, хотя и представляют собой сообразительных людей, не смутились наглым враньем главного героя. Им тоже кажется, что все решает его величество случай.

Кому-то повезло, и он стал директором департамента. Для этого, считают они, не требуется никаких умственных и душевных заслуг. Все, что нужно сделать - это помочь случаю осуществиться; как это обычно бывает в чиновничьих кулуарах, подсидеть собственного коллегу. И разница между этими людьми и Хлестаковым заключается в том, что главный герой откровенно глуп. Если бы он был хотя бы на йоту поумнее, то смог бы распознать заблуждение окружающих, начать им сознательно подыгрывать.

Непредсказуемость линии поведения героя

В кратком образе Хлестакова в комедии «Ревизор» учащийся может отметить, что одной из основных черт данного персонажа является непредсказуемость его поведения. В каждой конкретно взятой ситуации этот герой ведет себя «как получится». Его морят голодом в гостинице, он находится под угрозой ареста - и он льстит слуге, умоляя его принести что-нибудь поесть. Приносят обед - он начинает прыгать на стуле от нетерпения. При виде тарелки с едой он напрочь забывает о том, как клянчил еду у хозяина. Теперь он превращается в важного господина: «Плевал я на твоего хозяина!». Эти слова можно использовать в цитатной характеристике Хлестакова в комедии «Ревизор». Персонаж постоянно ведет себя заносчиво. Его основные черты - это бахвальство, безответственность.

Грубость

Характеристика образа Хлестакова в комедии «Ревизор» может содержать в себе информацию и о грубости этого персонажа. В этом герое постоянно дает о себе знать показная барственность. Он употребляет слово «мужик» с презрением, как будто говорит о чем-то недостойном. Не щадит Хлестаков и помещиков, называя их «пентюхи». Даже своего отца он называет «старый хрен». Только когда приходит нужда, совершенно другие интонации просыпаются в речи этого героя.

Мотовство Хлестакова

Чтобы подготовить кратко образ Хлестакова в комедии «Ревизор», необходимо дать небольшое описание основным чертам этого персонажа. Одной из его ключевых черт, как было указано, является мотовство. Этот герой постоянно проматывает последние деньги. Он жаждет развлечений, хочет доставлять себе удовольствие - снимать самые лучшие апартаменты, получать лучшее питание. Не брезгует Хлестаков игрой в картишки, каждый день любит посещать театр. Он стремится впечатлить жителей города, произвести фурор.

Образ Хлестакова в комедии «Ревизор» кратко: ложь персонажа

Вранье Хлестакова не знает границ. Н. В. Гоголь мастерски описал своего героя. Хлестаков сначала говорит, и только после этого начинает думать. Окончательно погрязнув во лжи, главный герой начинает и сам верить в собственную значимость. Его речь отрывочна, сбивчива. В беседах с другими он постоянно оговаривается, что ему нечем заплатить за свое жилье. Однако никто не слушает Хлестакова. Например, во время своего разговора с Хлестаковым городничий совершенно не слышит, о чем тот ему стремится поведать. Городничий озабочен только лишь тем, каким образом дать взятку и умаслить «важного гостя». Создается впечатление, что, чем правдивее говорит Хлестаков, тем меньше ему веры со стороны других.

Гоголь в своем произведении постарался заострить внимание общественности на отношение должностных лиц к своим обязанностям на рабочем месте. Образ и характеристика Хлестакова в комедии «Ревизор» позволит составить сборный портрет всех чиновников в лице главного героя. Хлестаков умудрился собрать в себе все общечеловеческие пороки, дав название целому явлению – «хлестаковщине», под которым скрывается глупость, вранье, легкомыслие и безответственность за свои поступки.

Образ Хлестакова

Гоголь в самом начале произведения описывал Хлестакова следующим образом:

«…молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими…»

Полное имя Иван Александрович Хлестаков. Прибыл из Петербурга. Родом из Саратовской губернии, где живут родители. Чиновник. Шатен невысокого роста с бегающими глазками. Внешность приятная, производил на женщин особое впечатление.

«…Ах, какой приятный!»

Одеваться Хлестаков любил по моде. Именно любовь к дорогим нарядам сыграла с ним злую шутку. Местные чиновники ошибочно приняли его за ревизора. Речь главного героя отрывиста. Фразы вылетают раньше, чем он успевает подумать.

«Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно…»

Характеристика

Хлестаков оказался на месте описываемых событий случайно. Проигравшись в пух и прах в карты, вынужден был остановиться в местной гостинице.

«…Если б в Пензе я не покутил, стало бы денег доехать домой…»

Дорога в родную деревню по причине полного опустошения кармана была отложена на некоторое время.

Мелкий человек, прекрасно осознающий свое положение в обществе. В канцелярии зарплата мизерная, а жить красиво хочется. Хлестаков, работая в Петербурге, насмотрелся на людей, не отказывающих себе в удовольствиях, привыкших жить на широкую катушку. Он тоже так хотел, но с его возможностями оставалось об этом лишь мечтать.

Отец регулярно пересылал непутевому сыну деньги. С завидной регулярностью, Хлестаков проигрывал наличные в карты. Дурная привычка успела прочно закрепиться за ним.

Неудачник. Даже слуга относится к нему с легким пренебрежением. Талант Хлестакова заключается в умении врать и пускать пыль в глаза. Ловко он воспользовался ситуацией, когда его приняли за ревизора и начали давать деньги. Другой на его месте от стыда сгорел, а он нет. Наглость второе счастье. Это про него.

Любитель женщин. Умудрился положить глаз сразу на двоих, на жену и дочь городничего.

«…Дочка городничего очень недурна, да и матушка такая, что еще можно бы…»

Женщины не заподозрили в сладких речах подвоха, сразу поверив пройдохе.

Помимо вранья Хлестаков любил пофантазировать. Более того, верил в свои фантазии, частенько представляя себя в роли генерала, известного писателя, общественного деятеля. Человек «без царя в голове» . Легкомыслен. Поверхностен. Совершая поступки, совершенно не задумывается о последствиях.

Как он мог брать деньги в долг, зная, что вернуть не сможет. По его мнению, для успеха не надо особых усилий. Глупец тот, кто горбом и кровью зарабатывает на жизнь. Хлестаков считал, что все в жизни зависит от случая. Если выпал счастливый билет, как в случае с взятой на него ролью ревизора, отчего же им не воспользоваться.

Ему удалось одурачить всех чиновников города. Словно под гипнозом поддались они его обаянию и умению красиво говорить. Никто даже не удивился, как в его возрасте можно достигнуть таких высот.

Самомнение этого человека зашкаливает. Считая себя на порядок выше других по уму, он смотрит на людей, как на дураков, над которыми можно и нужно кичиться и глумиться.



Его приключение могло вылиться в заключение под стражу, если бы он вовремя не укатил из города. Вскоре после его отъезда городничий и другие чиновники узнали правду из письма, оставленного Хлестаковым для друга-журналиста. В голове городничего вертелась одна мысль, как он мог

«Сосульку, тряпку принять за важного человека! Вот он теперь по всей дороге заливает колокольчиком!»

В этих словах вся сущность Хлестакова. Пустышка и самодур, умеющий вовремя притвориться тем, кем нужно и воспользоваться ситуацией во благо себе.

Хлестаков и хлестаковщина

хлестаков образ комедия ревизор

И.А. Хлестаков - это герой гоголевской комедии «Ревизор». Иван Александрович по натуре хвастлив, глуповат и безответствен. Речь его отрывиста и вылетает из его рта совершенно неожиданно. Так пишет о нем сам Гоголь, но давайте-ка разбираться, так ли безобиден Хлестаков и сама хлестаковщина?

Хлестаков появляется в комедии совершенно неожиданно и тут же производит впечатление на всех чиновников города Н. Одет он в дорогие одежды, не платит за обед, да и живет уж очень долго. Согласитесь, не мудрено признать такого человека за ревизора-инкогнито? Поэтому-то и принимают его все чиновники города за человека государственного, начиная всячески ублажать. А Хлестаков рад стараться. Его самолюбие говорит ему, что он такой хороший и добрый, только поэтому его тут так здесь любит. Он изворачивается и красуется как только может. Бросает какие-то несмышленые фразы, располагает вниманием дам, кружа им головы. Так еще и с совершенно спокойной совестью берет взятки, которые суют ему со всех сторон. Деньги то нужны Ивану Александровичу, ведь спустил он их всех у пехотного капитана. Но так как совесть Хлестакова чиста, как стеклышко, он винит самого капитана, но не в коем случае не себя. В общем, человек скользкий и хвастливый. Но является ли он отрицательным персонажем?

Прежде чем переходить к главной теме моего рассуждения, стоит ответить на вопрос вышеизложенный? Ведь судить Хлестакова, не разобравшись в его положении в комедии - глупо. Я считаю, что назвать его положительным нельзя. Ведь согласитесь, что хорошего он ничего не сделал. Но и отрицательным назвать его тоже нельзя, ведь и плохого он тоже не совершил. Встает вопрос: кто он? Ведь по сути дела он всего лишь легкомысленный, безответственный человек, привыкший жить секундой. Это разве плохо? Пускай человек мечтает о том, чтобы каждое его появление в обществе было фееричным, притом, что, по сути дела, он пустышка. Пускай он берет взятки, не задумываясь, что это плохо. Ведь человек, у которого уже есть какая-то пусть и туманная цель - достоин уважения.

Так и Хлестаков, я считаю. Не знаю почему, но он был и остается моим любимым персонажем в этом произведении. Он крылатый. Словно ребенок, которого не заботит ничего глобальное, а лишь свои проблемы. Пускай он будет винить всех вокруг, но плохого он ничего не делает. Ведь Хлестаков не виноват, что его приняли за ревизора, он даже попользоваться этим не успел. Так что, я считаю, сам Хлестаков не опасен для общества.

И тут сразу вырастает вопрос: а что делать с хлестаковщиной? Если залезть в словарь русского языка, на запрос слова «хлестаковщина», он дает нам ответ: «это наглое хвастовство».

Какое-то не радужное определение. Так что, запасаясь им и текстом самой комедии, давайте-ка поразмыслим над второй частью нашего с вами вопроса: Опасна ли хлестаковщина для общества? Что случится, если таких Иванов Александровичей будет много? Взять, посадить в страну таких вот людей и посмотреть что будет. Представьте себе страну, где никто не заботится ни о чем, живет так, как хочется, где каждый спокойно берет взятки и не отвечает за работу, которую делает. Учителям будет все равно как учить детей, врачи будут не так оперировать, политики будут спорить о чем-то, обвиняя друг друга, экономисты будут делать огромные ошибки из-за чего экономика страны пострадает, летчики будут взрывать самолеты, милиция ничего не будет делать, повысится уровень преступности и мн.др.

Главной целью каждого станет - понравится другим, покрасоваться в обществе. Люди превратятся в рабов сознания, замкнуться и будут жить в своем собственном мире. Так наступит полнейший хаос. Вот и выплыл ответ на вопрос. Только он оказался таким же не радужным, как и само определение «хлестаковщина»

Нет, Хлестаков совершенно безобиден, а вот хлестаковщина - вирус нынешнего общества.

Осталось только подумать: а ты похож на Хлестакова? Ты хочешь быть им?

В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные