Потребности и ресурсы центральные проблемы экономических систем. Реферат: Экономические потребности, блага и ресурсы сущность и классификация

Введение………………………………………………………………………4

1. Безграничность потребность и ограниченность ресурсов как базовые постулаты экономики…………………………………………………………6

2. Сущность кривой производственных возможностей……………………16

3. Законы возрастания дополнительных затрат и убывающей доходности………19

Заключение…………………………………………………………………..22

Список использованных источников………………………………………24


ВВЕДЕНИЕ

Основная проблема экономики заключается в том, что имеем неограниченные потребности и ограниченные ресурсы.

Материальные потребности - прежде всего желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.

Полезность - совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих определенную потребность человека. К потребностям могут быть отнесены предметы, пища, услуги и т.д.

Если в стране производится больше товаров личного потребления (первой необходимости), то это говорит о том, что страна находится на недостаточном уровне развития; предметов роскоши - страна достаточно экономически развита.

В связи с этим появляется необходимость контроля производства.

Общество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже? То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу.

Данная задача в определенной мере может быть решена с помощью модели «кривая производственных возможностей», которая представляет собой геометрическое место точек, показывающее сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании имеющихся ресурсов.


1. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов как базовые постулаты экономики

Классическое определение предмета “Экономикс” было дано в 1935 году Лайонелом Роббинсом: “Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление”. Она исходит из того, что основная проблема экономической жизни общества - это удовлетворение потребностей людей наиболее рациональным способом. То есть центральное место в “основном течении” современной экономической теории занимает человек как потребитель. Он имеет дело с конкурирующими целями (разнообразными потребностями) и ограниченными средствами их удовлетворения.


Экономика – это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства товаров и распределения их среди людей. Ее ключевые понятия: редкость, выбор, эффективность.

Редкость - это ситуация, когда наличных производственных ресурсов недостаточно для удовлетворения всех потребностей всех людей.

Экономический выбор состоит в поиске такого способа распределения имеющихся благ и ресурсов, который обеспечивает людям при данных производственных ресурсах наиболее полное удовлетворение имеющихся потребностей.

Эффективность означает состояние экономики, при котором удовлетворение потребностей людей достигается с наименьшими затратами ресурсов.

Рис.2.

Потребность - это нужда или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека.

Материальные потребности - пища, одежда, жилье.

Духовные - книга, кино, образование.

Социальные - общение и соответствующие институты.

Благо - любое средство удовлетворения потребностей людей.

Таблица 1

Классификация благ

По способу предоставления блага в распоряжение потребителя:

Вещь - осязаемый продукт природы или человеческой деятельности.
Услуга - процесс человеческой деятельности, удовлетворяющий какую-либо потребность.

По характеру удовлетворяемой потребности:

Материальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие материальные потребности или же представленные в предметной форме.
Нематериальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие духовные и социальные потребности (информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные и другие).

По редкости:

Свободные, общедоступные блага.
Экономические - блага, имеющиеся в ограниченном количестве.

Производственные ресурсы - это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации.

Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

Земля - все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы.

Труд - все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Показателем эффективности его использования является производительность труда , т.е. степень плодотворности целесообразной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых , в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых , в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих , в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства.

Капитал - все средства производства, созданные людьми, включая сырье, полуфабрикаты, инструменты, промышленное оборудование, инфраструктуру. Это - то, с помощью чего человек воздействует на природу.

При характеристике капитала как экономического ресурса следует учитывать, что в экономической теории есть несколько трактовок капитала:
Физический капитал (это и есть экономический ресурс) - запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.
Денежный капитал (не является экономически ресурсом)- пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации...), любые финансовые активы.

Человеческий капитал – накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

Общее во всех трактовках: капитал - это то, что пускается в оборот, возвращается владельцу в возросшем масштабе (с прибылью, с повышением заработной платы, с дивидендом).

Итак, базовыми постулатами экономики являются два тезиса, принимаемые за аксиомы:

Безграничность, или неутолимость, материальных потребностей об­щества;

Ограниченность, или редкость, экономических ресурсов.

Разберем подробнее оба постулата. Понятие потребностей в экономик­е прочно увязывается с потребностями материальными и трактуется как «желания потребителей приобрести и использовать товары или услуги, которые доставляют им полезность» . Таким образом, именно субъ­ективные желания потребителей выступают движущей силой развития производства. Однако связь производства и по­требления, определяющая направления развития процесса формирования потребностей, значительно сложнее и ведущее значение в ней принадле­жит производству.

Следует четко различать сами потребности, механизм их реализации и формы выражения потребностей. Так, человеку была всегда присуща такая первичная потребность, сохранившаяся до наших дней, как потребность в жилье. Материальное воплощение ее будет различным в зависимости от исторических, климатических условий, а также национальных традиций (пещера, изба крестьянина, дворец, вигвам, юрта, современная квартира и т. д.). Формы воплощения потребностей могут быть самыми разнообраз­ными, тем не менее, все они удовлетворяют одну и ту же потребность, раз­личается лишь мера удовлетворения данной потребности.

Если для простоты обратиться к материальным потребностям отдель­ного индивида как потребителя, то его материальные потребности напря­мую связаны с условиями его жизнедеятельности: жилье, пища, одежда, средства передвижения, средства ухода за всем вышеперечисленным. Формы реализации и воплощения данных потребностей, подчеркнем еще раз, самые разнообразные и зависят от технологического уклада, господ­ствующего в данном хозяйстве. Именно уровень достигнутого в обществе производства позволяет создать адекватный данному историческому пе­риоду материальный носитель потребности. И в этом смысле реализация всех материальных потребностей всегда ограничена рамками имеющегося в данной хозяйственной системе технологического способа производства. Таким образом, сам по себе перечень материальных потребностей индиви­да далеко не безграничен, не безграничны также формы материального воплощения данных потребностей.

Можно усложнить задачу - рассматривать индивида как отдельное домохозяйство, в этом случае он выступает и как традиционный потреби­тель различных экономических благ, и как поставщик экономических ре­сурсов. Круг материальных потребностей его значительно расширится за счет чисто экономических потребностей, связанных с поставкой (прода­жей) другим экономическим субъектам своих ресурсов. В этой связи пред­стоит ответить на следующие вопросы:

Является ли материальной экономическая потребность в сдаче в аренду индивидом жилого помещения?

Экономическая теория, как было установлено выше, изуча­ет поведение людей в процессе воспроизводства экономических благ с целью удовлетворения потребностей при ограничениях со стороны ресурсов.

Основная мотивация в поведении людей заключается в удо­влетворении ими собственных потребностей.

Под потребно­стями понимается нужда или же желание в чем-либо, не обеспе­ченная доходом человека. Обычно потребности подразделяются на первичные или материальные и вторичные, социальные, в том числе потребности в досуге, труде и творчестве, социальном признании. Разделение потребностей на первичные и вторичные условно и меняется с развитием общества. Как материальные, так и социальные потребности развиваются вместе с развитием производительных сил, частью которых и является человек.

Среди различных классификаций потребностей широко распространена так называемая «пирамида потребностей» аме­риканского ученого А. Маслоу, выделившего в структуре по­требностей следующие группы: 1) физиологические и биологи­ческие потребности (например, голод, жажда и др.); 2) экзистен­циальные потребности (в безопасности существования, уверен­
ности в завтрашнем дне, стабильности условий жизни и т. и.); 3) потребности в социальных связях (общени, уважении, дружбе); 4) престижные потребности (в служебном росте, признании, до­стижении определенного статуса); 5) творческие потребности (в самореализации, раскрытии своих способностей и возможно­стей). Предложенная А. Маслоу «пирамида потребностей» но­сит иерархический характер: потребности человека развиваются от низших (биологических) к высшим (социальным). По его мнению, потребности каждого нового уровня становятся акту­альными лишь тогда, когда удовлетворены предыдущие потреб­ности. В частности для граждан развитых стран крайне актуаль­ными являются запросы в отношении обеспечения их граждан­ских и политических прав. Чрезвычайно высокий уровень мате­риальной обеспеченности, (подушевой ВВП превышает 40 тыс.долл) уже не достаточен для полноценного восприятия жиз­ни, активного участия в экономических процессах. В России, напротив, массовая модель потребления граждан демонстрирует сильную зависимость от материальных ценностей. Данные со­циологических опросов свидетельствуют о том, что потребности в продуктах питания не удовлетворены для 9% беднейшего населения, а потребности в предметах одежды актуальны еще для 22% граждан . Иначе говоря, треть общества объективно не имеет возможностей формировать потребности более высокого порядка с учетом ограниченности в доходах.

Вследствие ограниченности экономических ресурсов не­возможно добиться одновременного и полного удовлетворения потребностей всех граждан одновременно. «Истина заключается в том, что общество, может быть, и способно удовлетворить все потребности отдельных людей, но тогда оно лишает этого дру­гих, вынуждая их перейти на более низкий уровень потребле­
ния. Либо оно способно удовлетворить отдельные потребности всех людей, но тогда уровень удовлетворения других потребно­стей будет гораздо ниже уровня насыщения. Общества, которое может удовлетворить все потребности всех граждан, нет не только в настоящее время, но не будет и в перспективе. Как бы ни возрастало благосостояние, развитие техники и культуры всегда будет способствовать дальнейшему увеличению матери­альных потребностей» .

Иначе говоря, потребности людей в различных благах, не имеют предела насыщения.

В процессе удовлетворения потребностей индивидуумы максимизируют полезность при минимальных издержках,то есть ведут себя рационально. Выдающийся австрийский эконо­мист И. А. Шумпеттер отмечает, что способность человека дей­ствовать как рациональное существо, как «логическое живот­ное» равнозначна дарвиновской теории борьбы за выживание. Подобно тому, как в этой борьбе развился большой палец чело­века, мозг человека развивается в процессе решения экономиче­ских проблем.

Представления о человеке как рационально действующем субъекте связаны, прежде всего, с моделью экономического че­ловека (homo economicus), предложенной А.Смитом. Проис­хождение важнейших социальных институтов (общины, разде­ления труда, денег и др.) А.Смит выводил из природы человека, который руководствуется своими собственными эгоистически­ми интересами, улучшением своего положения. Эти «естествен­ные усилия» отдельного индивида и являются постоянно дей­ствующим стимулом экономического прогресса всего общества.

В современной научной литературе для обозначения эконо­мического человека используется акроним REMM (resourceful, evaluative, maximizing man- англ.), что означает «изобретатель­ный, оценивающий, максимизирующий человек». Такая модель
предполагает, что человек следуя своей функции полезности, ведет себя рационально. Это предусматривает следующие усло­вия:

Информация, необходимая для принятия решения, пол­ностью доступна индивиду;

Человек следует своим эгоистическим интересам, и не учитывает, как изменится благосостояние других людей в ре­зультате его действий;

Экономический обмен ведёт к максимизации полезно­сти, и не существует внешних ограничений в отношении его.

Поскольку в неоклассической модели рационального чело­века не учитывается возможность влияния решений одних лю­дей на решения других, возникли альтернативные модели соци­ального человека. Они представлены в исследованиях голланд­ского социолога С.Линденберга.

Первая модель (акроним SRSM) - социализированный че­ловек, исполняющий роль, и человек, который может быть под­вержен санкциям. Данная модель характеризует человека, пол­ностью контролируемого обществом. В целях полной социали­зации граждан предусматривается, как закрепление за ними об­щественных функций, так и возможность ограничения их прав и свобод.

Вторая модель (акроним OSAM) - человек, имеющий соб­ственное мнение, восприимчивый, действующий. Этот человек имеет собственное мнение относительно процессов протекаю­щих в обществе. Восприимчивость означает зависимость в по­ведении индивида от общественных оценок. Вместе с этим дан­ный тип поведения лишен изобретательности и ограничений, которые присущи рациональному типу поведения.

Институциональный подход обогатил модель человеческого поведения допущениями об ограниченной рациональности, порождаемой условиями неопределенности и риска, сопровож­дающих выбор. Модель ограниченной рациональности

Г.Саймона характеризует процесс принятия решения как поиск и принятие удовлетворительного варианта. В каждый момент времени у человека существует некий «уровень притязаний». Выбор удовлетворительного варианта требует от него меньшей информированности и калькулирования, чем в неоклассической модели. Отпадает необходимость иметь точную информацию об исходе данного варианта и сравнение его с исходами альтерна­тивных вариантов в рамках общей функции полезности. Доста­точно интуитивного представления о том, что данный вариант выбора выше или ниже приемлемого уровня.

Постулат ограниченности ресурсов является отправным моментом позитивной экономической науки. Экономические ресурсы (или факторы производства) - это элементы, использу­емые для производства экономических благ. Ресурсы общества состоят из земли (природных ресурсов), капитала, труда и пред­принимательства. Впервые систематизация ресурсов была при­ведена в теории факторов производства французского экономи­ста, последователя А.Смита- Ж.Б.Сея.

Первичным фактором производства во всех системах при­знается земля или природные ресурсы. К ним относятся живая природа, минеральные, лесные и водные ресурсы, земля. Осо­бенность земли как экономического ресурса заключается в том, что она, во-первых, имеет неограниченный срок службы и не­воспроизводима по желанию; во-вторых, по своему происхож­дению она природный фактор, а не продукт человеческого тру­да; в-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переливу из одной отрасли в другую, из одного региона в дру­гой; в-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и повышает свое плодородие.

Капитал - понятие, используемое для обозначения эко­номического ресурса, созданного людьми для повышения про­изводительной силы их труда. В отличие от земли капитал имеет
ограниченный срок службы, поскольку подлежит физическому и моральному износу. Под капиталом в физическом смысле по­нимаются производительные блага, которые затрачиваются в процессе производства полностью (оборотный капитал) или же по частям (основной капитал). Однократно используемые акти­вы (сырье, материалы), окупаются после каждого производ­ственного цикла, тогда как активы, используемые в производ­стве длительный период (здания, машины и оборудование) оку­паются в течение своего срока службы. Кроме того, понятие «капитал» применяется также для обозначения финансовых ак­тивов.

Степень износа основного капитала (основных производ­ственных фондов) в России чрезвычайно высока. Федеральные ведомства оценивают ее на уровне 45-65%, а исследовательские центры РФ - минимум в 60-65%. Для сравнения отметим, что уровень износа капитала по группе стран БРИКС, не превышает 35% 1 . Особенно велик износ в подотраслях машиностроения, где он приближается к 70%. Уровень производства станков в стране снизился с 70 тыс. единиц в 1991 г. до 3,3 тыс. в 2012 г., а именно, в 20 раз. За этот период количество станков в стране сократилось с 2млн.единиц, до 1, 5 млн.единиц, ежегодные по­тери вследствие выбытия составляют 50 тыс. единиц [V] .

В этой связи первоочередными задачами развития производ­ства на современном этапе становится технологическая модер­низация. Она предусматривает на первом этапе массовое обнов­ление капитала в секторах и отраслях, обладающих потенци­альной конкурентоспособностью (сырьевой сектор, сельское хо­зяйство, авиационная промышленность, транспортное машино­строение). Впоследствии доходы, полученные от реализации
этих инвестиций, направляются на обеспечение технологической модернизации основной массы обрабатывающих отраслей.

Труд как экономическая деятельность представляет собой физические и умственные усилия людей в процессе производ­ства. Неоклассическая экономика исходит из первичности чело­веческого фактора в отношении остальных с учетом интересов человеческой личности. Существуют и другие определения дан­ного фактора, в т.ч. рабочая сила, человеческий фактор, трудо­вые ресурсы общества.

Оценивая потенциал общества с точки зрения труда, чаще всего, используется показатель экономически активного насе­ления, а именно той доли трудовых ресурсов, которая непосред­ственно осуществляет предложение рабочей силы на рынке тру­да. В настоящее время в России численность экономически ак­тивного населения составляет 75676 тыс. человек, из них непо­средственно занятых в экономике 71 545 тыс. человек (94,0 %) .

Наряду с количественной характеристикой труда использу­ется его качественная характеристика. Показателями качества рабочей силы выступает образовательная структура занятого населения, профессионально-квалификационная структура, уро­вень безработицы, поло-возрастная структура. Образовательная структура рабочей силы в наибольшей степени выражает уро­вень развития человеческого капитала. К настоящему моменту Россия является мировым лидером по доле лиц с высоким фор­мальным образованием. Согласно международному классифика­тору данная категория лиц включает в себя работников имею­щих третичное образование типа А (российский эквивалент- высшее образование) и третичное образование типа В (россий­ский эквивалент- среднее профессиональное образование). По данным статистики 56% занятого населения России принадле­жат к лицам с высоким формальным образованием (29% - выс­
шее и 27% - среднее профессиональное). Относительно занятых в возрасте от 25-64 лет доля лиц с ВПО возрастает до 31%, лиц со СПО-37%.

Вместе с этим масштабы недоиспользования человеческого капитала на нашем рынке впечатляют. По оценкам специалистов около трети всех работников с высоким формальным образова­нием заняты на рабочих местах, не требующих высокой квали­фикации. Это означает, что знания и навыки, полученные ра­ботниками в системе формального образования, либо не находят применения, из-за недостатка высокопроизводительных рабочих мест, либо отличаются низким качеством. Потери в человече­ском капитале равнозначны падению эффективности рабочей силы, отставанию производительности труда в сравнении с ана­логичными показателями развитых стран. Если уровень ВВП на душу населения в России будет в границах среднеразвитой страны (ниже 30 тыс. долл, на человека по паритету покупа­тельной способности), то разрыв между высоким образованием рабочей силы и низкой производительностью ее труда будет со­храняться и даже нарастать.

Предпринимательство представляет собой особую форму ведения хозяйства, которая опирается на самостоятельную ини­циативу индивида, творческий подход, ответственность за ре­зультаты и последствия своей деятельности. В этом своем каче­стве предпринимательство выступает как важнейший фактор производства, приводящий в движение остальные факторы. Та­ким образом, функция организатора и контролера является базо­вой в отношении данного понятия. Одновременно с этим пред­приниматель осуществляет новые комбинации факторов произ­водства, расширяет рынки сбыта, ищет новые формы организа­ции производства. Именно эта инновационная функция получи­
ла развитие в концепции предпринимательства Й. А. Шумпетте- ра. В своем знаменитом исследовании «Теория экономического развития» он характеризует предпринимательство как процесс «творческого разрушения», направленного на преодоление инерционности экономической системы. «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых яв­ляется как раз осуществление новых комбинаций и которые вы­ступают как активные субъекты предприятия»,- отмечает автор в своем исследовании.

Инновационная миссия предпринимательства особо акту­альна в настоящий момент в связи с переходом России к соци­ально-ориентированной инновационной модели развития. В частности, развитие венчурного инвестирования, является непосредственной формой участия частного бизнеса в финанси­ровании и развитии инновационных проектов. Осуществляя ин­вестиции в капитал перспективного предприятия, венчурные компании способствуют его становлению на ранней стадии раз­вития. Не менее важными участниками инновационного процес­са выступают предприниматели, именуемые бизнес-ангелами. В этом случае финансирование предоставляется на длительный срок, без залогов и гарантий, за долю капитала в компании. По­мимо финансов, бизнес-ангелы привносят в компанию ценней­ший вклад - опыт в сфере ее деятельности и управленческие навыки, чего обычно не хватает компаниям на начальных стади­ях, а также свои связи. Благодаря помощи бизнес-ангелов по­явились Intel, Yahoo, Amazon, Google, Fairchild Semiconductors и многие другие ведущие технологические бренды.

Относительная ограниченность ресурсов означает, что они ограничены в сопоставлении с неограниченными потребно­стями граждан. Существует также и абсолютная ограничен­
ность ресурсов, понимаемая как их физическая исчерпаемость. Истощение ресурсной базы активизировалось в период инду­стриализации мировой экономики: за период после Второй ми­ровой войны человечество потребило больше сырья, чем за всю свою предшествующую историю.

Особенно остро встал вопрос о достаточности энергетиче­ских ресурсов. В 1956 году американский геолог Марион Кинг Хубберт представил свою теорию: процесс нефтедобычи всегда соответствует колоколообразной кривой. Вначале она растет, пока не достигнет вершины, а затем неудержимо пада­ет. Кривая Хубберта, открытая ровно 50 лет назад, с научной точностью отражает истину: нефть - невозобновляемый ре­сурс, ее запасы сокращаются с высокой скоростью. Другие важ­ные источники энергии - природный газ, уголь, уран - подчи­нены такому же процессу. По подсчетам ученых количество по­требляемой ежесекундно нефти составляет около 1000 баррелей. Например, каждый немец за свою жизнь потребляет 225 тонн бурого и каменного угля, 116 тонн нефти, 40 тонн стали, 1,1 тонны меди и 200 кг серы. По прогнозам Федерального ведом­ства по геонаукам и сырью США, в ближайшие 10-20 лет бу­дет достигнута так называемая середина истощения, говорится в его последнем исследовании. То есть половина общего запаса сырой нефти окажется использованной. Именно в тот момент, когда нефтедобыча во всем мире достигнет своего максимума, впервые в истории возникнет физический дефицит энергетиче­ского сырья: объемы производства начнут падать, в то время как потребление, согласно всем прогнозам, будет продолжать расти. В настоящее время 33 из 48 крупнейших добывающих стран до­стигли этого порога или уже перешагнули его. В их числе Вели­кобритания и Норвегия, так как лучшие времена Северного моря позади: за 5 лет добыча здесь сократилась более чем на 20%. Королевство Саудовская Аравия, добывая около 10 млн. барре­лей в день, использует свои производственные мощности на
пределе. Основное саудовское месторождение - самое большое на планете нефтяное поле Гавар (5 млн. баррелей в сутки) - ис­тощается. [X] Истощение крупнейших месторождений мира, избы­точное налогообложение нефтяных компаний, удорожание ин­вестиций с учетом особенностей добычи ведут к стагнации до­бычи в большинстве нефтяных держав. При сохранении теку­щих трендов Россия, по оценкам российских и американских геологов достигнет баланса производства и внутреннего спроса на углеводороды в интервале от 2019 до 2028 года. Подобный баланс, когда страна из экспортера нефти превращается в основ­ного ее потребителя, является неоспоримым доказательством прохождения пика добычи.

Существует и более оптимистическая оценка относительно прогноза использования ресурсов. В соответствии с ней, потен­циал сырьевых ресурсов далеко не исчерпан, и существуют огромные месторождения, например, в Арктике. Кроме того, благодаря инновационным методам всегда удавалось добывать сырья больше, чем ожидалось. В основании подобных прогно­зов лежит несложный расчет: запасы уже разработанных место­рождений сырья соотносятся с годовым потреблением соответ­ствующих ресурсов. По этим подсчетам, сырой нефти хватит еще более чем на 40 лет, газа - больше чем на 60, угля - на целых 200 лет.

Все большее значение в составе энергетических ресурсов получает газ, который более экономичен и экологичен. Лишь 18% предполагаемого общего потенциала уже использовано. Большие запасы газа, как и сырой нефти, расположены в поли­тически нестабильных областях, в России, Иране и Катаре: эти три государства владеют примерно 56% всех мировых запасов. Их должно хватить еще на несколько десятилетий.

Важнейшей задачей и целью развития любой экономической системы является удовлетворение потребностей общества. Рас­смотрим подробнее содержание такой экономической катего­рии, как потребность. Потребность - нужда в чем-либо необхо­димом или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека, развития его личности и общества в целом. Потребность можно характеризовать как состояние не­удовлетворенности, преодолеваемого путем использования опре­деленных благ (товаров и услуг). Потребности человека, всего человеческого общества разнообразны.

Существует множество вариантов классификации потребно­стей. У экономистов одни критерии классификации, у психоло­гов - другие, у социологов - третьи. Наибольшее распростране­ние получила иерархия потребностей американского экономиста Абрахама Маслоу, расположившего все потребности в восходя­щем порядке. К потребностям первого уровня отнесены физио­логические потребности человека (пища, вода, жилье, секс). По­требность в безопасном физическом и эмоциональном окруже­нии (отсутствие войн, насилия) - второй уровень. На третьем уровне находятся потребности в социальных связях (уважение, дружба, любовь). На четвертом уровне располагаются потребно­сти в самоуважении (одобрение семьи, друзей, общества). Пятый уровень - потребности самоактуализации (образование, рели­гия, хобби). Первые два уровня потребностей Маслоу полагал низшими, а все последующие - высшими. Согласно его теории первоначально должны быть удовлетворены потребности низших уровней и только после этого проявляют себя и требуют удовле­творения потребности высшего уровня.

При всем своем многообразии все потребности имеют общее свойство: они безграничны или полностью неутолимы. Потреб­ности как одного человека, так всего человеческого общества не­возможно удовлетворить полностью, так как они очень разнооб­разны и многочисленны. Кроме того, потребности постоянно умножаются. Подобная их особенность находит выражение в за­коне возвышающихся потребностей . Разнообразие потребностей, их постоянный количественный и качественный рост объясня­ются целым рядом причин. Во-первых, потребности растут коли­чественно в силу роста самого народонаселения Земли. Так, в се­редине 1950 г. численность населения Земли, по оценкам Орга­низации Объединенных Наций, составляла 2,5 млрд чел., в 2000 г. - уже 6,0 млрд чел., а по прогнозам в 2015 г. составит 7,5 млрд человек. Чем больше население отдельной страны, пла­неты в целом, тем больше формируется потребностей. Во-вто­рых, рост и развитие потребностей объясняется тем, что развива­ется само человечество. Каждой исторической эпохе соответство­вали свои потребности и свои возможности их удовлетворения. По мере прогрессивного развития общества люди сталкиваются со все большим количеством объектов, пробуждающих их любо­пытство, интерес и желание. В-третьих, достижения НТП спо­собствуют формированию новых потребностей. Современное ка­питалистическое хозяйство характеризуется тем, что новизна то­варов - ключевой фактор конкурентоспособности. В своей совокупности потребности безграничны. В силу количественного и качественного роста удовлетворить их полностью невозможно. Поэтому конечной целью экономической деятельности является максимальное, а не полное удовлетворение потребностей.

Для удовлетворения потребностей служат блага. Блага явля­ются результатом производственного процесса и удовлетворяют потребности как отдельного человека, так и всего общества. Бла­го - любое средство, как материальное, так и нематериальное, способное удовлетворять потребности. Следует различать неэко­номические и экономические блага. Неэкономические (бесплат­ные) блага - блага, имеющиеся в достаточном количестве для удовлетворения потребностей всех желающих. Они не являются результатом чьей-либо деятельности и никем не могут быть при­своены. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует никаких усилий и затрат. К таким благам относят в первую оче­редь явления природы - воздух, воду, солнечный день и т. д. Экономические блага - результат экономической деятельности. Их создание требует определенных усилий общества, и их коли­чество не может удовлетворить потребности всех желающих. Та­кими благами являются мебель, автомобили, юридические услу­ги, оборудование и т. д. Экономистов, как практиков, так и тео­ретиков, в первую очередь интересуют экономические блага. В рыночной экономике под благами понимают товары и услуги. Товар - продукт труда, предназначенный для обмена путем куп­ли-продажи. Под товаром понимается все то, что может удовле­творить потребности людей и предлагается рынку. Услуга - лю­бое мероприятие или выгода, которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Экономические ресурсы, их виды. Ограниченность ресурсов

Блага, необходимые для удовлетворения потребностей, соз­даются в процессе производства.Производство - приспособле­ние человечеством вещества (ресурсов) к удовлетворению своих потребностей. Иными словами, основой любого производства являются ресурсы, которыми располагает общество. Ресурсы - имеющиеся у общества возможности для создания благ и удов­летворения потребностей. Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называют факторами производства .

Экономическая теория выделяет две группы ресурсов - мате­риальные и людские. Материальные ресурсы - капитал и земля, людские - труд и предпринимательская способность. Различные комбинации этих факторов применяются для производства всего многообразия товаров и услуг. Понятие «земля» охватывает все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения по­лезных ископаемых, водные и климатические ресурсы и т. д. На земле, на определенном пространстве располагаются народы и государства. Исторически сложилось так, что одни государства располагают большими территориями - Россия (17 075 тыс. км 2), США (9629,0), Китай (9560 тыс. км 2), а другие меньшими -- Ан­дорра (467 км 2), Лихтенштейн (160 км 2), Сан-Марино (61 км 2), Монако (2 км 2). Земля может использоваться как для сельскохо­зяйственных (выращивание урожая), так и для несельскохозяйст­венных (строительство зданий, сооружений, дорог) нужд. Сель­скохозяйственные угодья планеты занимают 51 млн км 2 . В сред­нем надушу населения в мире приходится 0,3 га пашни. Размеры пашни на душу населения существенно дифференцированы по разным странам. Например, в США надушу населения приходит­ся 0,67 га пашни, а в Японии только 0,03 га. Кроме того, в недрах земли находятся разнообразные полезные ископаемые. Напри­мер, Саудовская Аравия располагает более чем 25 % разведанных запасов нефти, в России сосредоточены крупнейшие в мире раз­веданные запасы природного газа - около 40 %, а США занимает первое место в мире по разведанным запасам угля - 26 %.

Понятие «капитал» - одно из основных в теории рыночного хозяйства. Рассматривая капитал как фактор производства, эко­номисты понимают под ним средства производства, созданные людьми, включая инфраструктуру (машины, оборудование, зда­ния, сооружения, транспорт, связь и т. п.). Капитал - ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг. Капитал, воплощенный в средствах производства называется реальным капиталом . Капи­тал, еще не инвестированный в производство, представляет со­бой сумму денег. Денежный капитал , или капитал в денежной форме, представляет собой инвестиционные ресурсы. Денежный капитал используется для закупки машин, оборудования и дру­гих средств производства. Процесс производства и накопление средств производства называется инвестированием. Капитал яв­ляется продуктом труда и уже в силу этого носит ограниченный характер.

Понятием «труд» обозначают физические и умственные спо­собности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Трудовые ресурсы - это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необхо­димыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы представлены населением в трудоспособном возрасте. В России трудоспособным возрастом считается: у муж­чин 16-59 лет (включительно), у женщин - 16-54 гола (включительно). Границы трудоспособного возраста различают­ся по странам. В одних нижняя граница составляет 14-15 лет, а других -18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лег для всех или 65 лег - для мужчин и 60-62 гола - для женщин. Очевидно, что трудовые ресурсы как отдельной стра­ны, так и мировой экономики также ограничены. Сегодня для промышленно развитых стран и государств с переходной эконо­микой характерно демографическое старение населения, когда численность трудоспособного населения лишь ненамного пре­вышает численность пенсионеров. В 1950 г. на одного пенсионе­ра приходилось 12 человек 15-64 лет. Сегодня средний мировой показатель - 9, и по прогнозам ожидается его снижение до 4. Гели количественно трудовые ресурсы растут вместе с ростом населения, то качественно - по мере развития образования. По уровню высшего образования Россия находится на четвертом месте в мире (после Израиля, Норвегии и США) 2 . Уровень гра­мотности среди взрослого населения в России составляет 99,6 % и является самым высоким в мире; среднее образование имеет 95 % населения. Для сравнения: данный показатель в Герма­нии - стране с самым высоким уровнем образования в ЕС - 78 %, в Великобритании - 76 %, в Испании - 30 %, в Португа­лии - меньше 20 %.

Понятие «предпринимательская способность» предполагает способность эффективно использовать в хозяйственной деятель­ности все прочие экономические ресурсы с целью получения прибыли. Понятие предпринимательства в экономической науке появилось в XVIII в., и часто предпринимателя отождествляли с собственником. Сегодня к предпринимателям относят владель­цев компаний; менеджеров, не являющихся их собственниками; организаторов бизнеса, являющихся в одном лице и владельцем и управляющим. Предпринимательская способность (предпри­имчивость, предпринимательский потенциал, предприниматель­ский ресурс) состоит в умении организовать производство и управлять им, в умении ориентироваться в рыночной конъюнк­туре. Предприниматель - центральная фигура в рыночной экономике. Значение предпринимательской способности для эконо­мики раскрывается через функции, которые выполняет предпри­ниматель. Во-первых, предприниматель, соединив все прочие экономические ресурсы (землю, капитал, труд) и начав процесс производства, берет на себя ответственность за его успешное осу­ществление и принимает основные решения в ходе ведения дела. Во-вторых, успешное предпринимательство сегодня невозможно без новаторства. Предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций - новых товаров, технологий, новой ин­формации. И, в-третьих, любой предприниматель рискует. Пред­принимательство предполагает освоение новых рынков, заклю­чение сделок с новыми поставщиками и покупателями, произ­водство новых товаров и услуг и использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен. Риск - неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. Предпринимательский ресурс является редким даром. Исследо­ватели Гарвардского медицинского центра разработали тест для выявления способностей человека в разнообразных сферах. Они обнаружили, что только 1 % людей одарены «исключительной творческой потенцией», т. е. им доступны выдающиеся достиже­ния в области искусств и предпринимательской деятельности; 10 % обладают «высокой творческой потенцией»; еще 60 % обла­дают «умеренной или некоторой» творческой потенцией; менее 30 % людей не проявляют вообще или в очень малой степени свою творческую активность". Сегодня многие специалисты от­мечают, что экономическая теория как наука связана с психологией, которая, в свою очередь, сопряжена с генетикой. Доказано, что одна из форм гена рецептора дофамина обуславливает у людей обостренную тягу к новым впечатлениям. У американцев эта аллель встречается в среднем 25 раз чаще, чем у других жителей планеты, что во многом определяет уровень предприниматель­ской активности в США.

Факторы производства являются собственностью различных экономических субъектов, готовых предоставить их за опреде­ленную плату для производственного использования. Плата за использование земли - рента, капитала - процент, труда - за­работная плата, предпринимательской способности - прибыль.

Таким образом, все экономические ресурсы обладают общим свойством: они ограничены или редки.

Экономическая эффективность

Проблема эффективности - важнейшая проблема экономи­ки. Хозяйственная деятельность как на микро-, так и на макро­уровне предполагает постоянное соизмерение результатов и за­трат, определение наиболее эффективного варианта действий. В общем виде эффективность означает осуществление како­го-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и поте­рями. Экономическая эффективность - показатель, определяе­мый соотношением экономического эффекта (результата) и за­трат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйст­венной деятельности, тем выше эффективность. Понятие эконо­мической эффективности применимо и к деятельности предпри­ятия, и к функционированию всей хозяйственной системы. Сле­дует иметь в виду, что эффективность отдельной хозяйственной единицы не тождественна эффективности хозяйственной систе­мы. Имеются существенные различия при определении эконо­мической эффективности па уровне отдельной хозяйственной единицы или всей хозяйственной системы.

Экономическая эффективность отдельного предприятия оце­нивается по ряду показателей. Например, в статистике бывшего СССР для подобной оценки применялось более 500 показателей. Технический аспект эффективности оценивается качеством ис­пользуемого сырья, материалов, полуфабрикатов; прогрессивно­стью применяемой технологии, уровнем квалификации работни­ков и пр. Экономический аспект эффективности оценивается через эффективность использования ресурсов (ресурсная или факторная эффективность) и показатели общей эффективности. Ресурсная эффективность определяется соотношением результа­та с одним из факторов производства (трудом, капиталом, мате­риалами и т. д.). Примерами показателей ресурсной эффектив­ности являются производительность труда, материалоотдача, ма­териалоемкость.

Производительность труда - основной показатель эффек­тивности. Сегодня часовая производительность груда в России ниже, чем в Италии в 4 раза, Франции - в 3,8 раза, США - 3,6 раза, Японии и Германии - в 2,8 раза. По результатам ис­следования, проведенного Международной организацией труда, производительность труда одного человека в год составляет: в США - 63 885 долл., Ирландии - 55 986 долл., Люксембур­ге - 55 641 долл., России - 18 ООО долларов.

Общая эффективность рассматривается как соотношение ре­зультата с общими текущими затратами и рассчитывается сле­дующим образом:

Экономическая эффективность = Результат / Затраты

Общая экономическая эффективность выражается в показа­телях рентабельности, рассчитываемых следующим образом:

Рентабельность = Прибыль / Использованный капитал

Рентабельность = Прибыль / Издержки производства

Хозяйственная система будет считаться эффективной, когда наиболее полно удовлетворяются потребности всех членов обще­ства при данных ограниченных ресурсах. Экономическая эффек­тивность хозяйственной системы - состояние, при котором не­возможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества (Парето-эффективность хозяйственной систе­мы). Деятельность же хозяйственного объекта (предприятия, фирмы) считается эффективной, если осуществляется с мини­мальными затратами факторов производства.Эффективность в производстве - ситуация, когда при данном уровне знаний и ко­личестве факторов производства невозможно произвести боль­шее количество одного товара, не жертвуя при этом возможно­стью произвести некоторое количество другого товара (Парето-эффективное распределение ресурсов в производстве).

К сведению. Вильфредо Парето (1848-1923) - итальянский экономист и социолог, представитель математической школы в политэкономии. Занимался исследованием проблем общего эко­номического равновесия, сформулировал понятие обществен­ной максимальной полезности, которое сегодня и экономиче­ской литературе принято называть «оптимум Парето». «Оптимум Парето» предназначен для оценки изменений, которые либо улучшают благосостояние всех, либо не ухудшают благосостоя­ния по крайнем мере одного человека при улучшении благосос­тояния всех членов хозяйственной системы.

Для оценки эффективности экономической системы приме­няют показатели уровня экономического развития страны: об­щий объем национального производства на душу населения; от­раслевая структура национальной экономики; производство ос­новных видов продукции на душу населения (электроэнергии, продовольствия, товаров длительного пользования); уровень и качество жизни населения. В 2005 г. по группе стран ОЭСР (Ор­ганизация экономического сотрудничества и развития, объеди­няющая экономически развитые страны) объем национального производства на душу населения составил 33 831 долл., по раз­вивающимся странам - 5282, по миру в целом - 9543 долл. В России величина этого показателя составила 10 845 долл. По производству основных видов продукции на душу населения Россия в большинстве случаев уступает развитым государствам. Например, в России на 100 семей приходится 135 телевизоров и 33 автомобиля, в США - 240 и 121, Японии - 232 и 140 соот­ветственно. Таким образом, по числу телевизоров на 100 семей отставание от развитых стран составляет почти 2 раза, автомоби­лей - 4 раза. По количеству компьютеров на 1000 человек Рос­сия занимает 38-е место в мире.

Важным показателем эффективности экономической систе­мы является уровень жизни населения. В Докладе о развитии че­ловека, изданном специализированной международной органы записи - Программой развития ООП (ПРООН), приводятся ин­дексы развития человеческого потенциала в 177 странах мира, рассчитанные за 2005 г. Лидирующую позицию занимает Ислан­дия, второе место в рейтинге принадлежит Норвегии, третье - Австралии, пятое - Канаде, США находятся на 12 месте. Самый низкий показатель ИРЧП имеет Сьерра-Лионе. Россия, согласно данным ПРООН, в 2005 г. занимала 67-е место в списке. По данному показателю нашу страну опережают Панама, Белорус­сия, Мексика, Уругвай.

В последние годы в качестве критерия эффективности эконо­мической системы используется показатель конкурентоспособ­ности экономики. Проект Всемирного экономического форума (ВЭФ) «Конкурентоспособность. Глобальный обзор», посвящен­ный исследованию глобальной конкурентоспособности, действу­ет уже более 20 лет. В 1999 г. анализировалась экономика 59 стран, на которые приходилось в целом более 95 % мирового производства и торговли. ВЭФ отмечает, что в результате реформ 90-х гг. в мировой табели о рангах конкурентоспособности наша страна опустилась на последнее (59-е) место. Недавно эксперты ВЭФ опубликовали очередной доклад, анализирующий специфи­ку ведения бизнеса в 125 странах. В рейтинге конкурентоспособ­ности в 2006 г. Россия находится на 62-м месте, потеряв за год девять пунктов (53-е место в 2005 г.). Для сравнения: Китай и Индия занимают в этом рейтинге 40-е и 50-е место соответствен­но. Первые места сохраняют экономически развитые страны.

Показатель конкурентоспособности не может в полной мере характеризовать экономическую эффективность страны, но дос­таточно достоверно оценивает одну из се сторон. Категория кон­курентоспособности - одна из ключевых, так как в ней находят свое выражение экономические, научно-технические, производ­ственные и иные возможности экономики страны.

Любая экономическая единица стремится эффективно ис­пользовать редкие ресурсы, т. с. получить максимальное количество полезных благ, произведенных из этих ресурсов. Для дости­жения этой цели необходимо полностью использовать (полно­стью занять) свои ресурсы и на этой основе достичь полного объема производства. В связи с этим возникают понятия полной занятости и полного объема производства. Полная занятость - использование всех пригодных ресурсов (отсутствие безработи­цы, незанятых производственных мощностей, пустующих сель­скохозяйственных угодий и т. д.). Полная занятость предполага­ет не 100%-ную занятость ресурсов, а оптимальную. Например, не может быть 100%-ной занятости сельскохозяйственных уго­дий, так как часть земель должна находиться под паром (отды­хать). Полный объем производства - использование всех пригод­ных экономических ресурсов, обеспечивающее максимально возможный объем производства и наиболее полное удовлетворе­ние потребностей. Полный объем производства предполагает, что применяемые ресурсы вносят наиболее ценный вклад в об­щий объем продукции. Достижению полного объема производ­ства способствует также применение наилучших из имеющихся технологий.

Производственные возможности общества. Кривая производственных возможностей

Любая экономическая система стоит перед дилеммой: с одной стороны, потребности общества безграничны, полностью неутолимы; с другой стороны, ресурсы общества, необходимые для производства благ, ограничены или редки. Проблема ограниченности ресурсов - фундаментальная экономическая про­блема.

Ограниченность благ означает, что для любого человека и общества в целом большинство товаров и услуг ограничено, т. е. недостаточно для удовлетворения всех потребностей. Ограниченность ресурсов означает, что производственные возможности общества ограничены, т. е. общество вынуждено производить ограниченное количество благ. Наращивая производство одного блага, общество вынуждено сокращать производство другого. Выбирая один вариант производства, приходится жертвовать другими вариантами. Общество стоит перед выбором какие блага производить, а от каких следует отказаться. Эта проблема стояла перед всеми экономическими системами в прошлом, стоит сегодня и будет стоять завтра.

С помощью простейшей модели рассмотрим производственные возможности общества. Рассмотрим гипотетическую экономику, в которой производится два блага - X и Y. Допустим также, что количество ресурсов и технология производства постоянны. Предположим, что данная экономическая система эффективна, т. е. работает в условиях полной занятости ресурсов и полного объема производства.

Если абсолютно все ресурсы направлены на производство блага X, то общество получит максимальное его количество. При этом благо Y вообще производиться не будет (вариант А). Возможна другая альтернатива, когда все ресурсы общества направляются на производство товара Y. В этом случае благо Y производится в максимальном количестве, а благо X не выпускается (вариант В). Однако обществу необходимы одновременно оба товара, для чего необходимо снизить производство каждого из этих благ ниже максимального. При этом имеет место множество альтернативных вариантов производственных комбинаций ресурсов и соответствующей структуры производства (например, варианты С, D, Е). Данную ситуацию можно изобразить графически. По горизонтали отложим количество блага X, по вертикали - блага Y. В результате получим кривую производственных возможностей. Каждая точка этой кривой представляет определенную комбинацию благ двух видов. Например, точка С представляет комбинацию Хс шт. товара X и Yc шт. товара Y.

Показывает" максимально возможный объем одновременного производства двух благ при заданных ресурсах и технологиях, которыми располагает данное общество.

Экономика эффективна , когда все точки возможных комбинаций производства двух благ находятся на границе производственных возможностей (т. А, В, С, D, Е). Экономическая система неэффективна , когда различные комбинации производства двух благ находятся левее границы производственных возможностей (точка F). В этом случае ресурсы общества заняты не полностью (безработица, неполная загрузка производственных мощностей, отсталая технология). Точка F представляет такую комбинацию благ X и Y, которая существенно меньше, чем могло бы производиться при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Общество должно сделать все необходимое, чтобы переместиться на границу производственных возможностей. Для общества, обладающего определенным запасом ресурсов и знаний и обеспечивающего полный объем производства, точка G на сегодняшний день недостижима. Любая экономическая система в каждый момент времени обладает ограниченными возможностями и не может переместиться за пределы границы производственных возможностей.

Проблема выбора является основной проблемой, связанной с ограниченностью ресурсов. Однако ограниченность ресурсов приводит к возникновению еще нескольких. Такими проблемами являются конкуренция, рационирование и дискриминация. Поскольку существует множество вариантов использования ре­сурсов, а количество этих ресурсов ограниченно, то неизбежно возникает конкуренция.Конкуренция - экономическое соперничество товаропроизводителей, направленное на получение в свое распоряжение наибольшего количества ресурсов. Рационирование - система распределения, устанавливающая максимальное количество блага или ресурса, которое может приобрести экономическая единица. Рационирование - это способ распределения какого-либо блага или ресурса, предложение которого ниже спроса. В условиях свободного рынка такая ситуация не возникает. В свое время рационирование широко практиковалось в нашей стране, испытавшей с 1917 г. разнообразные виды дефицита и следовавшего за ним рационирования. Как исключительная мера рационирование имеет место и в экономике развитых стран. Например, в США во время Второй мировой войны оно было достаточно эффективно. Дискриминация - ограничение или лишение доступа к каким-либо благам определенных категорий граждан по признаку расовой, национальной принадлежности, социального происхождения, политических взглядов и др. Примером может являться дискриминация на рынке труда.

Альтернативные издержки. Закон возрастающих альтернативных издержек

Кривая производственных возможностей демонстрирует, что увеличение производства одного блага возможно только за счет одновременного уменьшения производства другого блага. Содер­жание проблемы выбора заключается в том, что если экономиче­ский ресурс, используемый для удовлетворения потребностей об­щества ограничен, то всегда существует возможность альтернативного его применения. То, от чего общество отказывается, называется вмененными (скрытыми или альтернативными) из­держками достижения выбранного результата. Сравним точки С и D. Выбрав точку С, общество предпочтет производство большего количества блага Y (Y c) и меньшего количества блага X (Х C), чем выбрав точку D и производя блага Y - Y D , а блага X - X D . При переходе из точки С в точку D общество получит дополнительно некоторое количество блага X (Δ Х= Х D - Х с), пожертвовав пая этого некоторым количеством блага Y(Δ Y= Y C - Y D). Альтер­нативные издержки любого блага - количество другого блага, которым надо пожертвовать, чтобы получить дополнительную еди­ницу данного блага.

Кривая производственных возможностей является вогнутой от точки начала координат, демонстрируя, что наращивание производства одного блага сопровождается все большим сокраще­нием производства другого блага. На основе этих наблюдений можно сформулировать закон возрастающих альтернативных издержек : в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать все большим количеством другого блага. Иными словами, производство каждой дополнительной единицы блага Y связано для общества с потерей все большего количества блага X. Действие закона возрастающих альтернативных издержек объясняется спецификой используемых ресурсов. В производстве альтернативных товаров используются как универсальные, так и специализированные ресурсы. Они различаются по качеству и не полностью взаимозаменяемы. Рационально действующий экономический субъект сначала вовлечет в производство наиболее пригодные, а потому и наиболее эффективные ресурсы и только после их ис­тощения - менее пригодные. Поэтому при производстве допол­нительной единицы одного блага первоначально используются универсальные ресурсы, а затем в производство вовлекаются спе­цифические, менее эффективные ресурсы, которые могут быть использованы только частично. Кроме того, при производстве альтернативных товаров существенно различаются нормы расхо­да одних и тех же материалов. В условиях ограниченности и от­сутствия взаимозаменяемости ресурсов альтернативные издерж­ки будут расти по мере расширения производства альтернативно­го блага. Если бы любая единица ресурсов была бы одинаково пригодна для производства альтернативных товаров, то кривая производственных возможностей была бы прямой линией.

Человек всегда испытывал потребность в чем-либо. В первобытном строе потребности носили примитивный характер, однако с развитием общественных отношений они всё более усложнялись и дифференцировались. В этой статье речь пойдет о том, в экономике. Это именно та категория, которая лежит в основе множества различных законов и теорий. Какие классификации экономических потребностей и ресурсов существуют на сегодняшний день?

Потребность - это... (в экономике)

Прежде всего необходимо вникнуть в сущность данного понятия. Итак, чем же отличаются потребности человека?

Экономика как самостоятельная наука возникла в 18 веке, после выхода любопытного труда Адама Смита под названием "Богатство народов". Адам Смит, по сути, был первым, кто попытался рассмотреть экономические явления и процессы в научном свете. Уже в этой книге автор затронул один из важнейших предметов исследования экономической науки - основные потребности.

Экономика - это именно та наука, которая призвана ответить на ряд волнующих вопросов. Какие потребности человека являются основными? Безграничны ли они? И каким образом их можно удовлетворить? Но в первую очередь нужно найти ответ на простой вопрос: "Потребность в экономике - это что такое?"

Этот термин можно трактовать как в узком, так и в широком смысле.

В широком понимании потребность в экономике - это стремление индивидуума (или группы людей) заполучить конкретное благо, имеющее для него конкретную ценность. Причем потребности могут быть личными или же общественными. На последних как раз и концентрирует свое внимание такая наука, как экономика.

Потребности общества возникают по ходу его развития или же развития его отдельных формаций. При этом характер их во многом определяется условиями конкретных хозяйственных отношений.

Если трактовать данный термин в более узком понимании, то можно дать следующее определение: потребность - это (в экономике) внутренний мотив, стимулирующий функционирование Кроме того, под экономическими потребностями можно понимать особую категорию, которая отражает весь комплекс взаимоотношений между отдельными членами общества в процессе производства и потребления

Экономика: классификация потребностей

В экономической науке существует несколько классификаций потребностей.

По возможности реализации выделяют:

  • действительные потребности;
  • платежеспособные потребности;
  • абсолютные потребности.

В зависимости от субъекта, потребности могут быть:


В зависимости от конкретного объекта выделяются следующие виды потребностей в экономике:

  • Физиологические (потребности в пище, воде) и социальные (потребности в образовании, общении и т. д.).
  • Материальные и духовные.
  • Основные (первостепенные) и второстепенные.

Кроме того, все эти в экономике сильно зависят от исторических, культурных, географических, религиозных и прочих особенностей.

Пирамида потребностей личности Маслоу

Пирамида потребностей - известная работа американского психолога и социолога Абрахама Маслоу. Идея разложить все человеческие потребности в иерархическую пирамиду пришла в голову Маслоу в 1943 году. Очень подробно эта идея описана им в книге "Мотивация и личность".

Иерархия потребностей по Маслоу имеет вид пирамиды, состоящей из пяти уровней:

  1. Физиологические потребности (нижний уровень) - это жажда, голод, половое влечение и потребность в сне.
  2. Потребности в комфортном и безопасном существовании.
  3. Социальные потребности (в образовании, любви и уважении).
  4. Потребность в самоуважении и признании.
  5. Потребности высшего уровня - самоидентификация и самоактуализация.

Сущность иерархической пирамиды А. Маслоу заключается в следующем: удовлетворение потребностей высшего ранга невозможно без предварительного удовлетворения потребностей более низкого уровня. Простыми словами: голодный человек не будет заинтересован в том, чтобы добиться уважения окружающих.

Закон роста экономических потребностей

Следует отметить, что ресурсы и потребности в экономике очень тесно связаны. Однако потребности человека и общества в целом безграничны, тогда как экономические ресурсы всегда ограничены в своих объемах. Именно это противоречие и призвана решить экономическая наука.

Суть закона роста потребностей заключается в следующем тезисе: после удовлетворения потребностей более низкого ранга актуальной становится потребность следующего, высшего уровня.

В глобальном смысле функционирование этого закона определяется общим научно-техническим прогрессом, совершенствованием общественных отношений, развитием культуры и прочими, не менее важными факторами.

Экономические блага - это...

Что такое благо? В широком смысле это то, что способно удовлетворить человеческие или же общественные потребности. Блага могут быть созданы как естественным (природным) путем, так и антропогенным (то есть при непосредственном вмешательстве человека).

К природным благам можно отнести воду, воздух, энергию Солнца. Блага, которые были созданы человеком на основе природных компонентов, как раз и принято называть экономическими.

Главным свойством любого блага должно быть такое качество, как полезность. В современных денежных отношениях любое благо, как правило, превращается в товар.

Классификация экономических благ

Разнообразие общественных потребностей вынуждает человечество производить широкий спектр экономических благ. В экономике все они классифицируются по нескольким критериям.

По функциональному критерию различают следующие блага:

  • предметы потребления (одежда, продукты);
  • средства дальнейшего производства (станки, различное оборудование).

По критерию приоритетности бывают:

  • блага первой необходимости;
  • вторичные блага (предметы роскоши или искусства).

По временному критерию выделяют блага;

  • одноразового использования;
  • длительного использования.

Кроме того, экономические блага могут быть личными, коллективными, общественными или же государственными. В экономической науке также выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Примером первой группы могут быть два автомобиля разных марок (например, "Пежо" и "Рено"). Взаимодополняемые блага - это те блага, которые не способны удовлетворять потребности в одиночку. К примеру, это может быть автомобиль и топливо к нему.

Экономические ресурсы

Это все те ресурсы, которые применяются для производства товаров или услуг. По сути, это те же блага, которые используются с целью получения других экономических благ. В экономической литературе также можно встретить такое понятие, как производственные факторы.

Мыслители Древней Греции считали главным экономическим ресурсом человеческий труд. А вот физиократы называли землю ключевым производственным ресурсом экономики.

Английский экономист 19 столетия Альфред Маршалл выделил новый тип экономических ресурсов - предпринимательский талант. В XXI же веке на первое место выходит такой экономический ресурс, как информация (знания).

Свойствами всех без исключения экономических ресурсов является их переплетение, взаимозаменяемость и мобильность.

Классификация экономических ресурсов

На сегодняшний день экономисты выделяют пять основных типов экономических ресурсов. Это:

  1. Земля (или весь природно-ресурсный потенциал).
  2. Труд (трудовые ресурсы).
  3. Капитал (финансовые ресурсы).
  4. и таланты.
  5. Знания (информация).

В заключение...

Таким образом, потребность в экономике - это особая категория, которая отражает отношение человека к экономическим условиям его жизни и проявляется в виде устойчивого желания завладеть конкретными благами или ресурсами.

В современной экономической науке существует несколько классификаций потребностей и благ. Ресурсы и потребности в экономике могут быть как личными, так и общественными. Однако главнейший закон, который выводит для нас экономическая наука, заключается в том, что человеческие потребности безграничны. И удовлетворив одни из них, человек сразу же понимает, что для него приобретают актуальность другие потребности, более высокого иерархического уровня.

2 Цит. по: Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс / Пер. с англ. В 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 18.

Свести только к этому современную экономическую теорию.нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всег да ограниченны.

Переплетение, мобильность и взаимозаменяемость экономических ресурсов

Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала . Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.

Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах (см. гл. 36). Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса - капитал (особенно денежный) и знания.

Переплетение ресурсов и их мобильность отчасти отражают их другое свойство - взаимозаменяемость (альтернативность). Если фермеру нужно увеличить производство зерна, то он может сделать это так: расширить посевные площади (использовать дополнительные природные ресурсы), или нанять дополнительных работников (увеличить использование труда), или расширить свой парк техники и инвентаря (увеличить свой капитал), или улучшить организацию труда на ферме (шире использовать свои предпринимательские способности), или, наконец, использовать новые виды семян (применить новые знания). У фермера есть подобный выбор потому, что экономические ресурсы взаимозаменяемы (альтернативны).

Обычно эта взаимозаменяемость не бывает полной. Например, человеческие ресурсы не могут полностью заменить капитал, иначе работники останутся без оборудования и инвентаря. Экономические ресурсы заменяют друг друга вначале легко, а потом все труднее. Так, при неизменном числе тракторов можно увеличить число работников на ферме, обязав их работать в две смены. Однако нанять еще работников и организовать систематическую работу в три смены будет очень сложно, разве что резко увеличив им заработную плату ,

Предприниматель (организатор производства) постоянно встречает и использует указанные свойства экономических ресурсов. Ведь в условиях ограниченности этих ресурсов он вынужден отыскивать наиболее рациональную их комбинацию, используя взаимозаменяемость.

Модель Кобба-Дугласа

Иллюстрацией к переплетению и альтернативности экономических ресурсов может быть простая, основанная только на двух производственных факторах модель Кобба-Дугласа (названа по имени двух американских экономистов).

Понятие рынков ресурсов

5. На базе экономических ресурсов осуществляется производство экономических благ. При ограниченности (редкости) ресурсов приходится выбирать, какие блага производить и какие дяя этого есть производственные возможности. При этом используется понятие альтернативной (вмененной) стоимости (издержек), которое означает то, от чего приходится отказываться для производства желаемого блага.

6. Увеличение альтернативных издержек по мере выпуска каждой дополнительной единицы продукции является сутью закона возрастающих альтернативных издержек, С ним тесно связан закон убывающей отдачи, который означает, что прирост выпуска продукции становится все меньшим по мере добавления новых единиц экономического ресурса в сочетании с неизменным количеством прочих экономических ресурсов.

7. Экономическая теория и практика широко используют понятие предельных (маржинальных) величин, под которыми понимают прирост одной величины, вызванный приростом другой величины на единицу (при условии, что все остальные величины остаются неизменными). Говорят о предельных затратах, предельном доходе , предельной полезности. Концепция предельных величин базируется прежде всего на двух идеях. Во-первых, на определенном этапе затраты на производство блага (издержки производства) начинают расти быстрее, чем само производство этого блага. Во-вторых, чем обильнее благо, тем меньше оно ценится.

8. Экономическая эффективность - это получение максимума возможных благ от имеющихся ресурсов. Для этого нужно постоянно соотносить выгоды (блага) и затраты (издержки), или, говоря по-другому, вести себя рационально. Рациональное поведение заключается в том, что производитель и потребитель благ стремятся к наивысшей эффективности и для этого максимизируют выгоды и минимизируют затраты. Эффективность рассчитывают различными способами.

9. Разделение производства продукции междуразличными работниками, предприятиями и их подразделениями, отраслями, регионами страны, а также между странами называется разделением труда. Соответственно различают профессиональное, межфирменное и внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное и международное разделение труда. Базирующаяся на разделении труда ориентация производителей на изготовление отдельных продуктов и их элементов называется специализацией.

Термины и понятия
Экономические блага
Экономические потребности
Товары и услуги (товары)
Продукты первой необходимости
Закон Энгеля
Экономические ресурсы
Взаимозаменяемость (альтернативность) экономических ресурсов
Производственные возможности
Альтернативная (вмененная) стоимость (издержки)
Закон возрастающих альтернативных издержек
Закон убывающей отдачи
Экономическая эффективность
Эффективность по Парето (оптимум Парето)
Разделение труда
Специализация

Вопросы для самопроверки

1. Как формулируется закон (принцип) возвышения потребностей?

2. Перечислите известные вам экономические ресурсы.

3. Какие последствия вытекают из сочетания безграничности потребностей и ограниченности ресурсов?

4. Что дает предпринимателю такое свойство экономических ресурсов, как их взаимозаменяемость (альтернативность)?

5. Объясните, что демонстрирует кривая производственных возможностей?

6. Чем схожи и чем различаются закон возрастающих альтернативных издержек и закон убывающей отдачи?

7. Где в хозяйственной жизни, на ваш взгляд, можно использовать идеи маржинализма?

8. Какие показатели экономической эффективности вам известны и как они рассчитываются?

9. В чем разница между фирменной и народнохозяйственной эффективностью?

10. Докажите, что специализация связана с разделением труда.

В продолжение темы:
Уголовные

Фразеологизмы Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют...

Новые статьи
/
Популярные