Кецалькоатль, пернатый змей. Пять солнц страны пернатого змея Кетцалькоатль пернатый змей

Согласно «Хроникам Куаутитлана» - анонимного источника времён испанского завоевания, записанного латиницей на языке науа, Се Акатль Топильцин с девятилетнего возраста посвятил себя служению Кецалькоатлю . Затем он стал верховным жрецом этого бога и при поддержке покорённых государством тольтеков народностей и тольтекской оппозиции - правителем Толлана. Кецалькоатль предложил ослабленному постоянными военными конфликтами тольтекскому обществу программу преобразований, основанную на принципах «тольтекойотля» («тольтекского духа») - этико-политического учения, предлагавшего создание единой культуры на основе соединения традиций тольтеков и покорённых ими народов, а также цивилизационных предшественников, в первую очередь Теотиуакана. Тольтекойотль призывал к труду, веротерпимости, недопустимости дискриминации по этническому признаку, личному спасению через самосовершенствование и т.п. Кецалькоатль также провёл военную реформу, заменив старых командиров собственными выдвиженцами, чтобы обезопасить своё правление для совершения социально-политических и религиозных преобразований.

Сравнительно мирное правление Кецалькоатля было ознаменовано экономическим подъёмом. Столица государства Тула превратилась в преуспевающий город с населением более 40 000 человек и превышала по размерам любую западноевропейскую столицу XIV века. Символом преобразований стал новый храм в Туле, посвящённый «Утренней владычице» (планете Венере), считавшейся воплощением «Пернатого змея». Храм состоял из четырёх помещений, размещённых по сторонам света. Западное было оформлено бирюзовой мозаикой, восточное - золотыми пластинками, южное - морскими ракушками, северное - яшмой и красными камнями. По аналогии с ним ещё один храм бога Кецалькоатля был украшен разноцветными перьями: синими – западный отсек, жёлтыми - восточный, белыми - южный, красными - северный.
Прогрессивные преобразования Топильцина Кецалькоатля встретили отчаянное сопротивление консервативно настроенных жрецов традиционных культов. Жрецы Титлаукана даже возглавили заговор против него.
Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль правил 20 лет. В 52-летнем возрасте он навсегда покинул Тулу в сопровождении нескольких тысяч своих последователей. Согласно Бартоломе де Лас Касасу, в 968-987 гг. он вместе со своими последователями высадился на п-ове Юкатан и к 1027 г. завоевал все еще существовавшую там империю майя, взяв себе имя Кукулькан. Ему подчинялись двадцать вождей тольтеков. Диего де Ланда описывает предводителя завоевателей как человека «добродушного, без жены и детей, почитавшегося после своего исхода из Мексики как бог». Однако, по свидетельствам майя, Кукулькан, скорее всего, был не Топильцином Кецалькоатлем, а кем-нибудь из его ближайших преемников, перенявших его титул.

В храме войны в Чичен-Ице обнаружены фрагменты фресок, изображающих сражение между краснокожими воинами и белыми людьми с большими бородами и шлемами на головах.

Почему Кецалькоатль покинул Америку?


Почему Кецалькоатль – «человек» покинул Америку, до сих пор остается загадкой. Многие современные трактователи легенд тольтеков и ацтеков сходятся во мнении, что он не без помощи Тескатлипоки (Титлаукана) погряз в грехах и, нарушив введенные им же порядки и принципы, не мог больше править избранным им народом.
Другие исследователи считают, что активное выступление Кецалькоатля против жертвоприношений самому себе (в смысле богу) и, в особенности, другим богам, было встречено «в штыки» жрецами и, в конце концов, вылилось в массовый заговор против него со стороны последователей этих богов. В доказательство этому иногда приводится факт, что после ухода или изгнания Кецалькоатля у ацтеков возродился обычай приносить ему человеческие жертвы. При этом речь всегда шла о представителях знати, которых для осуществления ритуала жертвоприношения тайно душили.
Правда, существует и другое мнение на этот счет - это варварство возникло не из-за того, что жрецы возродили старый культ, а из-за полного искажения идеи Кецалькоатля
«человека». Он предлагал принести в жертву собственную волю, а не тело. Именно живая душа человека, по мнению бога, должна была отойти от земной жизни и обрести единение с божественной космической волей, чтобы дать настоящую пищу существованию Вселенной.

***

Кем были белый бородатый бог ацтеков Кецалькоатль и белокожий правитель тольтеков Се Акатль Накшитль Топильцин Кецалькоатль? Были ли они одним и тем же человеком или человекоподобным богом, который появился сначала в Шочикальпо, потом в Толлане, Чичен-Ице, Ацтлане и, наконец, в Теското? Или это были разные «люди» одной эпохи , которые оставили следы примерно с 700 гг. (а по данным Диего де Ланды с 1000 гг. до н.э.) до 1300 гг. в разных местах Американского континента, а, возможно, появились там еще раньше.

Читайте мою работу на эту тему «

Quetzalcoatlus ) - вероятно, крупнейший представитель как отряда птерозавров , так и летающих животных за всю историю планеты.

Происхождение

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150-500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелеными перьями кетцаля.

По одному из бытовавших преданий, он бросился в костёр и превратился в «Утреннюю звезду» - Венеру . Более популярная версия утверждает, что Кетцалькоатль достиг побережья «божественных вод» (современного Мексиканского залива), где построил «змеиный плот» и отправился на восток, в «центр моря». Прожив двадцать лет в Чолуле , он повёл своих соратников, которым было опасно оставаться на подконтрольной тольтекам территории, на земли, в которой угадывается полуостров Юкатан , где цивилизация классических майя доживала свои последние дни. О вторжении тольтеков на полуостров известно и из майянских сведений; тольтекским предводителем мог быть Топильцин Кетцалькоатль или кто-то из его сподвижников. Согласно Бартоломе де Лас Касасу , все двадцать вождей тольтеков подчинялись вождю Кукулькану, которого Диего де Ланда описывает как человека «добродушного, без жены и детей, почитавшегося после своего исхода из Мексики как бог».

Последний правитель Тулы, находясь в сложном внешнеполитическом положении, также принял имя Кетцалькоатля; разрушение города чичимеками в 1116 или 1174 («Семь Кролик») стало концом и его правления. Тольтеки связали Кетцалькоатля с собственным богом, Тецкатлипокой (Тескатлипокой), и сделали их равными соперниками и близнецами. В одной из легенд о Се Акатле говорится, что он считал своё лицо настолько безобразным, что отпустил длинную бороду, чтобы скрыть его, а позже стал носить белую маску. Легенда была несколько искажена, и на изображениях Кетцалькоатля часто стали изображать белобородым человеком.

Культ

Поклонение Кетцалькоатлю первоначально противостояло человеческим жертвоприношениям и включало принесение в жертву бабочек и колибри. Только в поздний период культа (когда влияние Кетцалькоатля как политика сошло на нет) в жертву приносили и людей.

У тольтеков противником Пернатого Змея был Тескатлипока , который отправил Кетцалькоатля в изгнание. По другой версии Кецалькоатль добровольно уплыл на плоту из змей, пообещав вернуться. Широко распространенная (особенно в зарубежной литературе) версия об отождествлении ацтеками Кортеса с вернувшимся богом Кецалькоатлем по мнению В. И. Гуляева неверна .

Когда ацтеки переняли культуру тольтеков , Тескатлипока и Кетцалькоатль стали равными друг другу соперниками; Кетцалькоатля также звали Белым Тескатлипокой, в противоположность Чёрному Тескатлипоке. Вместе они создали мир, при этом Тескатлипока потерял стопу.

Во время прибытия в новые земли Эрнана Кортеса в 1519 году индейцы считали, что во второй раз снизошёл обиженный правитель. На эту мысль их натолкнули главные атрибуты европейцев : внешность (наличие бороды , которую носил Кетцалькоатль, а также белый оттенок кожи), неведомые животные (лошади). Кортес использовал эту легенду, чтобы покорить ацтеков.

См. также

Примечания

Литература

  • Кинжалов Р. В. Кетцалькоатль // Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский . - М.:Советская энциклопедия , 1990. - 672 с.
  • Об историческом Кецалькоатле см. в: Деметрио Соди, Великие культуры Месоамерики
  • Boone, Elizabeth Hill. Incarnations of the Aztec Supernatural: The Image of Huitzilopochtli in Mexico and Europe. - Philadelphia, PA: American Philosophical Society , 1989. - ISBN 0-87169-792-0 .
  • Burkhart, Louise M. Holy Wednesday: A Nahua Drama from Early Colonial Mexico. - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1996. - ISBN 0-8122-1576-1 .
  • Carrasco, David. Quetzalcoatl and the Irony of Empire: Myths and Prophecies in the Aztec Tradition. - Chicago, IL: University of Chicago Press, 1982. - ISBN 0-226-09487-1 .
  • Florescano, Enrique. The Myth of Quetzalcoatl. - translation of El mito de Quetzalcóatl original Spanish-language. - Baltimore, MD: Johns Hopkins University Press, 1999. - ISBN 0-8018-7101-8 .
  • Gardner, Brant (1986). “The Christianization of Quetzalcoatl” (PDF) . Sunstone . 10 (11).
  • Gillespie, Susan D. The Aztec Kings: The Construction of Rulership in Mexica History. - Tucson: University of Arizona Press, 1989. - ISBN 0-8165-1095-4 .
  • Hodges, Blair Method and Skepticism (and Quetzalcoatl...) (неопр.) . Life on Gold Plates (29 September 2008).
  • James, Susan E (Winter 2000). “Some Aspects of the Aztec Religion in the Hopi Kachina Cult”. Journal of the Southwest . Tucson: University of Arizona Press. 42 (4): 897-926. ISSN 0894-8410 . OCLC .
  • Knight, Alan. Mexico: From the Beginning to the Spanish Conquest. - pbk. - Cambridge: Cambridge University Press , 2002. - ISBN 0-521-89195-7 .
  • Lafaye, Jacques. Quetzalcoatl and Guadalupe: The Formation of Mexican National Consciousness, 1531–1813. - Chicago: University of Chicago Press, 1987. - ISBN 0-226-46788-0 .
  • Lawrence, D.H. The Plumed Serpent. - 1925.
  • Locke,Raymond Friday. The Book of the Navajo. - Hollaway House, 2001.
  • We People Here: Nahuatl Accounts of the Conquest of Mexico / Lockhart, James. - Berkeley: University of California Press, 1993. - ISBN 0-520-07875-6 . (англ.) (исп.)
  • Martínez, Jose Luis (1980). “Gerónimo de Mendieta (1980)”. Estudios de Cultura Nahuatl . 14 .
  • Nicholson, H.B. Topiltzin Quetzalcoatl: the once and future lord of the Toltecs. - University Press of Colorado, 2001. - ISBN 0-87081-547-4 .
  • Nicholson, H.B. The "Return of Quetzalcoatl": did it play a role in the conquest of Mexico?. - Lancaster, CA: Labyrinthos, 2001.
  • Phelan, John Leddy. The Millennial Kingdom of the Franciscans in the New World. - University of California Press, 1970.
  • Pohl, John M.D. Creation Stories, Hero Cults, and Alliance Building: Postclassic Confederacies of Central and Southern Mexico from A.D. 1150–1458. In: The Postclassic Mesoamerican World. pp. 61–66. Edited by Michael Smith and Frances Berdan.. - University of Utah Press., 2003.
  • Pohl, John M.D., Virginia M. Fields, and Victoria L. Lyall. Children of the Plumed Serpent: The Legacy of Quetzalcoatl in Ancient Mexico: Introduction. In: Children of the Plumed Serpent: The Legacy of Quetzalcoatl in Ancient Mexico. pp. 15–49.. - Scala Publishers Ltd., 2012.
  • Restall, Matthew. Seven Myths of the Spanish Conquest. - Oxford and New York: Oxford University Press , 2003. - ISBN 0-19-516077-0 .
  • Restall, Matthew (2003). “Topiltzin Quetzalcoatl: The Once and Future Lord of the Toltecs (review)”. Hispanic American Historical Review . 83 (4).
  • Ringle, William M.; Tomás Gallareta Negrón and George J. Bey (1998). “The Return of Quetzalcoatl”. Ancient Mesoamerica . Cambridge University Press. 9 (2): 183-232. DOI :10.1017/S0956536100001954 . Используется устаревший параметр |coauthors= (справка)
  • Smith, Michael E. The Aztecs. - 2nd. - Malden, MA: Blackwell Publishing, 2003. - ISBN 0-631-23015-7 .
  • Taylor, John. An Examination into and an Elucidation of the Great Principle of the Mediation and Atonement of Our Lord and Savior Jesus Christ . - Deseret News, 1892.
  • Townsend, Camilla (2003). “No one said it was Quetzalcoatl:Listening to the Indians in the conquest of Mexico”. History Compass . 1 (1).
  • Townsend, Camilla (2003). “Burying the White Gods:New perspectives on the Conquest of Mexico”. The American Historical Review . 108 (3).
  • Wirth, Diane E (2002). “Quetzalcoatl, the Maya maize god and Jesus Christ” . Journal of Book of Mormon Studies . Provo, Utah: Maxwell Institute. 11 (1): 4-15.

Первоисточники

  • Пресвитер Хуан; Антонио Перес; фрай Педро де лос Риос (глоссы) . Кодекс Теллериано-Ременсис (неопр.) . www.kuprienko.info. - Украина, Киев, 2010. Перевод с испанского - А.Скромницкий, В.Талах. Дата обращения 11 ноября 2012. Архивировано 5 декабря 2012 года.

Одним из самых популярных богом народов Центральной Америки с ольмекской эпохи (ХII-VI вв. до н.э.) был Кецалькоатль «змея, покpытая зелёными пеpьями», «драгоценный отец змей, сметающий дороги» или попросту «пернатый змей» . Он был неким сказочным гибридом райской птицы (кецаль) и змеи (коатль) и считался богом - твоpцом, владыкой стихий и создателем человека.

Создание Кецалькоатлем миров и людей


Согласно космологическим представлениям майя и ацтеков, Кецалькоатль, так или иначе, принимал участие в творении в каждой из пяти мировых эпох (и ), управлял Второй эпохой и создал (по некоторым мифам, с помощью богини Земли Сиуакоатль) людей последней, Пятой эпохи из костей обитателей предыдущих эр, собранных в подземном мире – Царстве мертвых.

По представлениям майя и ацтеков, Вселенная, созданная Кецалькоатлем и Тескатлипокой, прошла четыре эпохи (этапа или эры) развития. Первая эпоха («Четыре ягуара»), в которой верховным божеством в образе Солнца был Тескатлипока, закончилась истреблением ягуарами племени гигантов, населявших тогда Землю. Во второй эпохе («Четыре ветра») Солнцем стал Кецалькоатль, и она завершилась ураганами и превращением людей в обезьян. Третьим Солнцем стал Тлалок, и его эпоха («Четыре дождя») закончилась всемирным пожаром. В четвёртой эпохе («Четыре воды») Солнцем была богиня вод Чальчиутликуэ; этот период завершился потопом, во время которого люди превратились в рыб. Современная, пятая эпоха («Четыре землетрясения») с богом Солнца Тонатиу должна закончиться страшными катаклизмами.

Вот как это было по несколько отличающимся друг от друга мифам майя и ацтекской рукописи «Легенда о Солнцах » (1558). Кецалькоатль спустился в подземный мир – Миктлан (9-ю Преисподнюю) к владыке царства мервых Миктлантекутли и его жене Миктлансиуатль за костями умерших. Миктлантекутли сначала разрешил ему взять кости, но потом неожиданно передумал. Кецалькоатль (с помощью своего двойника) все-таки собрал их (бросился бежать) и сделал из них две вязанки в одной были кости женщин, в другой - кости мужчин. Тогда Миктлантекутли велел богам подземного мира вырыть яму (преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца). Кецалькоатль споткнулся, упал в яму (на кости) и переломал кости (их обклевал перепел). Дальше, по одной из версий, он с трудом ускользнул из Преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кецалькоатль создал людей , но так как сломанные кости были разных размеров, мужчины и женщины получились разными по росту.
По другой версии, двойник Кецалькоатля собрал кости и отнес их в Тамаончан
страну блаженных . Туда пришла богиня Сиуакоатль, смолола кости и положила их в драгоценный сосуд. Затем Кецалькоатль пролил на них кровь из своего детородного органа. Другие боги - Апантекутли, Уиктолинки, Тепанкиски, Тлаллапанак, Цонтемок вместе с Кецалькоатлем совершили обряд покаяния. Они воскликнули: «О боги, родились масегуали (простолюдины), потому что ради вас боги совершили покаяние». Таким образом, было образовано современное человечество.

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) — “змея, покpытая зелёными пеpьями”
или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков — Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль — сын Мишкоатля и Чимальмат.



Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 — 5 вв. до н. э.

В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 — 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.

Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв.

В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными — тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой.

Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан, обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана.



Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске, с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями. Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно.

К ацтекам почитание Кецалькоатля пpишло от хyастеков, поэтомy в pyкописях ацтеков он часто изобpажался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкypы ягyаpа, такая же набедpенная повязка, нагpyдная пластина в виде большой pаковины, плюмаж из пеpьев кецаля.

Кетцалькоатль – очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Полагают, что именно он позволил Кортесу и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля, возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.

Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать, экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет в честь великого Кетцалькоатля. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем, ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl), или ветры, которые дули во время ураганных ливней. Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом и назывались шонекуилли (xonecuilli).

Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении.


Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia), содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера, и при этом описывают его разрушительную силу.

В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком – Богом Воды и Дождя. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.

Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда, или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос.

Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) – Воплощение Черной, или Ночной, Формы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном, Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.

Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем:

Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень.

От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов Шочикецаль(Xochiquetzal). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала, и принесла его богам. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом».

Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли, который тоже обмыл его, и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».

Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Кетцалькоатль часто изображался держащим шип, используемый для пускания крови. Предполагают, что именно он создал прецедент самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений. Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl), которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.

Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика).
Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).

Бог-прародитель Ометеотль. Когда-то в отдаленные времена в мире царило божество, ставшее прародителем всех богов - Ометеотль:

«Мать богов, отец богов, старый бог, Распростертый в центре, Заключенный в бирюзовую темницу. Тот, который находится в водах цвета голубой птицы, Тот, который скрыт облаками. Старый бог,который живет среди теней из мира мертвых, Господин огня и года».

У него было четыре сына. От них произошли многочисленные боги и богини. Они помогали друг другу и соперничали друг с другом, ссорились со своими родителями и совершали удивительные поступки. Ацтеки рассказывали о них множество мифов, легенд и сказок.

Рождение Уицилопочтли. Когда на землю Мексики вступили европейцы, они часто слышали от индейцев удивительные истории об одном из богов по имени Уицилопочтли, или Колибри-Левша.

На Горе Змей давным-давно жила богиня-вдова по имени Коатликуэ. У нее было четыреста сыновей, которых называли одним именем Сенцонуицнауа, и еще дочь.

Вдова выполняла обет - каждый день поднималась на Гору Змей. Однажды, когда она молилась, стоя на вершине горы, к ней с неба спустился красивый маленький оперенный мяч, похожий на клубок шерсти. Женщина сунула его за пазуху, а когда после молитвы захотела рассмотреть его, то ничего не нашла.

Через некоторое время стало заметно, что у нее родится ребенок. Четыреста Сыновей были оскорблены таким поведением матери, они считали, что она опозорила их.

Кто сделал это, кто обрушил на наши головы такой стыд и позор? - восклицали они, но ничего не могли разузнать.

Тогда сестра сказала им: «Братья, убьем нашу мать, ведь она нас опозорила, завела ребенка без нашего ведома!»

Когда вдова узнала о том, что решили ее дети, она сильно опечалилась и горестно задумалась над всем. К ее немалому удивлению ребенок, которого она носила, заговорил в ней: «Не бойся, - сказал он, - я знаю, что мне следует делать». Услышав такие слова, Коатликуэ почувствовала, что страх и тоска покинули ее.

Однако Четыреста Сыновей, боясь бесчестья и стыда, решились все же убить свою мать и продолжали всячески высказывать ей свое пренебрежение и презрение. Также поступала и их сестра.

Братья решают убить мать. Однажды Четыреста Сыновей оделись в костюмы воинов, раскрасили лица, как будто приготовились вступить в бой. Один из братьев решился помочь матери и еще не рожденному младенцу, побежал к ней и предупредил младенца в ее чреве о коварном замысле. Уицилолпочтли из чрева матери успокоил его: «Брат, слушай внимательно, что я тебе буду говорить. Мне известно все, что должно произойти».

Коатликуэ предпочла держаться от злых сыновей подальше. Она укрылась на вершине Горы Змей. Намереваясь убить ее, Четыреста Сыновей двинулись на розыски. Шествие возглавила их сестра, которая больше братьев ненавидела мать. Братья шли, вооруженные до зубов. И тогда тот из сыновей Коатликуэ, что решился помочь ей, поднялся на гору, чтобы видеть все их передвижения и сообщать о каждом шаге Уицилопочтли.

Скажи мне, где они сейчас находятся? - спрашивал Уицилопочтли. - До какого места они успели дойти?

Каждый раз, слыша такие вопросы, старший брат подробно описывал младшему то место, где остальные сыновья Коатликуэ пытались обнаружить ее. Переходя с места на место, Четыреста Сыновей обшарили все окрестности Горы Змей. Когда они повернули в сторону последнего из возможных укрытий, стало отчетливо видно, что шествие возглавляет и вдохновляет коварная дочь вдовы. Брат-помощник Уицилопочтли немедленно сообщил об этом.

Уицилопочтли выходит из чрева матери. В тот самый момент, когда Четыреста Сыновей приблизились к Горе Змей и начали на нее взбираться, Уицилопочтли вышел из чрева матери. Он держал в руках голубой щит. Его тело покрывала боевая раскраска. На голове бога был пышный головной убор. Левую ногу новорожденного скрывали перья, потому что Уицилопочтли оказался левшой.

Фрагмент стены Храма
Кецалькоатля в Теотихуакане

Победа над братьями. Неизвестно откуда в его руках появилась горящая, как факел, змея по имени Млечный Путь, и этой пылающей змеей, как мечом, Уицилопочтли отрубил голову злобной сестрице. Голова ее покатилась по ступеням пирамиды, а тело осталось обезглавленным. Новорожденный бог обрушился на коварных братьев. Они в ужасе бросились бежать. Уицилопочтли согнал их с горы. Братья даже и не пытались ему противиться, мчались со всех ног. Вот они добежали до озера, и многие захлебнулись его водой. Другие были убиты подоспевшим Уицилопочтли. Но некоторым из старших сыновей Коатликуэ все-таки удалось добежать до Долины Колючек, где они и сдались Уицилопочтли, бросив к его ногам все свое оружие.

После победы над братьями и сестрой Уицилопочтли надел на себя знаки военной доблести и превратился в Солнце, а заодно и в бога войны. А его знаком стала маленькая птичка колибри. Она-то и разъясняет имя бога: Уицилопочтли - «Колибри-Левша».

Кецалькоатль - «Пернатый Змей».

Ацтеки, как и их предшественники, населявшие когда-то Центральную Мексику, поклонялись богу Кецалькоатлю, что означает «Оперенный Змей» или «Пернатый Змей», «Птицезмей», «Змей, покрытый перьями кецаля».

Когда боги создали людей, он научил их пользоваться огнем, строить дома, создавать семьи. «Пернатый Змей» создал законы, открыл людям, как нужно поклоняться богам и совершать обряды.

«Капризный владыка» Тескатлипока.

Был среди богов еще один, которого больше всего боялись люди. Его имя Тескатлипока, что означает «Дымящееся Зеркало». Ацтеки называли его «Враг», «Капризный владыка», «Сердце гор», «Сеятель разногласий». Никто точно не знает, откуда он появился.

В руках у этого бога всегда находилось странное дымящееся зеркало. Видит в нем бог все тайное и скрытое от других, все, что происходит на белом свете.

Вместе с другими богами будет он создавать небеса, землю и людей, а потом требовать, чтобы людей приносили ему в жертву.

В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные