Доклад к педагогическим чтениям «Специфика работы учителя - логопеда в условиях инклюзивного образования. Специфика работы учителя – логопеда в условиях инклюзивного образования Инклюзивное образование сообщение для логопеда

Чупик Ольга Борисовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБУДО "Центр развития творчества детей и юношества"
Населённый пункт: город Берёзовский, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте в рамках инклюзивного образования
Дата публикации: 21.12.2017
Раздел: дополнительное образование

«Подлинный смысл педагогики заключается в том, чтобы даже человек,

которому трудно то, что посильно другим, не чувствовал себя неполноценным,

испытывал высокую человеческую радость, радость познания,

радость интеллектуального труда, радость творчества».

В.Сухомлинский «Трудные дети»

Организация работы учителя-логопеда на школьном логопункте

в рамках инклюзивного образования

В статье раскрыт ряд

особенностей работы учителя-логопеда общеобразовательной

школы в условиях организации инклюзивной практики.

учителям

логопедам,

учителям

начальных

реализующих инклюзивную практику.

Ключевые слова: учитель-логопед, инклюзивная практика, ОВЗ.

В настоящее время особую актуальность в России приобретает инклюзивное образование.

В обществе активно стал формироваться новый социальный заказ на образование детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательных школах совместно с

типично развивающимися сверстниками.

Сегодня инклюзивным или включающим образованием называют совместное обучение

детей с ограниченными возможностями здоровья с нормативно развивающимися

сверстниками. Дети с особыми образовательными потребностями в такой практике смогут

расти и развиваться вместе с другими ребятами, посещать обычные учебные заведения,

заводить в них своих друзей. В общем, жить, как живут все остальные дети. Идея состоит в

том, что для получения качественного образования и психологической адаптации в обществе,

детям с особыми потребностями необходимо активно взаимодействовать с другими детьми.

Все это существенно повышает роль инклюзивного, совместного обучения, позволяющего

принципиально расширить возможности социализации детей с инвалидностью.

В связи с тем, что система образования ориентирована на инклюзивную практику,

увеличиваются требования к деятельности учителя-логопеда общеобразовательной

школы, который должен включиться в систему психолого-педагогического сопровождения

детей с различными структурами дефекта и оказать им квалифицированную помощь в

освоении программы школы.

Цель деятельности учителя-логопеда: создание условий, которые способствуют

выявлению и устранению нарушений речи, а также последующему развитию устной и

письменной речи, совершенствованию коммуникации учащихся с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) для успешного усвоения образовательной программы.

В процессе работы решаются следующие задачи:

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого учащегося

независимо от социального статуса, психофизиологических и личностных особенностей.

Проведение логопедического обследования с целью определения структуры и степени

выраженности речевого нарушения;

Участие в разработке адаптированных образовательных программ, методических

Организация коррекционной работы учащемуся с ОВЗ в форме индивидуальных и

подгрупповых занятий по коррекции нарушений устной и письменной речи;

Проведение регулярного изучения динамики речевого развития учащихся с ОВЗ;

Взаимодействие со специалистами психолого-педагогического сопровождения

учащегося с ОВЗ и его семьей;

Обеспечение здоровьесберегающих условий обучения и воспитания учащихся с ОВЗ в

общеобразовательном учреждении;

Консультативная работа по формированию психолого-педагогической компетентности

родителей и педагогов.

Группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, уровень сформированности речевой функции и

познавательной деятельности у них различен, так же как и структура дефекта. Поэтому

работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности. Это

касается всех направлений деятельности учителя-логопеда: дифференциальной

логопедической диагностики, разработки индивидуально-ориентированных программ

коррекционного воздействия, подбора и разработки методов и приемов коррекционно-

логопедической работы, работы с педагогами и родителями учащихся с речевой патологией.

Особенности работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми

образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах

одной группы по разным образовательным маршрутам.

Прежде чем приступить к коррекционной работе путём тщательного специального

обследования при помощи специальных методик, выясняется характер нарушения речевой

деятельности с учётом специфических особенностей учащегося и его потенциальных

возможностей.

учитывать,

большинства

учащихся

отмечается

недостаточный

познавательной

активности,

незрелость

мотивации

деятельности,

снижение

работоспособности

произвольности

внимания. Часто

системное

недоразвитие

называемые

«безречевые»

возможны

своеобразные

проблемы

коммуникацией,

стандартные

диагностические материалы и

речевые карты, используемые в

массовых школах, не

подходят.

Учителю-логопеду

инклюзивной

практики

необходимо

разноуровневый

диагностический материал, позволяющий у каждого ребенка выявить зону его ближайшего

развития, дающий возможность отслеживать

динамику речевых успехов для построения

адекватной актуальным возможностям ребенка, постепенно усложняющейся

программы

коррекции речи.

диагностики

определяется

образовательный

вырабатываются

стратегии и меры по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с

особыми образовательными потребностями.

показывает

практика,

большинству

учащихся

подходит

образовательная программа школы, и педагоги и специалисты (психолог, учитель-логопед)

сталкиваются с множеством проблем в организации образовательного и коррекционного

процесса.

Специфика

учителя-логопеда

школьного

логопункта

предполагает

оказание

отрицательных

положительных,

используются

процессе

компенсации,

используется

привлечение

здоровых

анализаторов

компенсации

деятельности неполноценных.

Учитель-логопед, реализующий инклюзивную практику, разрабатывает коррекционный

компонент,

индивидуальной

адаптированной

образовательной

программы,

которого излагаются направления, формы, методы и приемы коррекционной логопедической

работы с конкретным учащимся.

Планирование основных направлений в коррекционно-развивающей логопедической

работе зависит от основного и сопутствующих диагнозов у учащегося с ОВЗ.

организации

от особенностей психо-

физического

развития

учащегося,

развития

структуры

Учитель-логопед должен быть готов к использованию методов и средств работы из смежных

областей, применение методик тифло-, сурдо-, олигофренопедагогики, психологии.

В центре внимания логопедической работы все время остается наиболее пострадавший

компонент речи.

Так, например, при алалии-словарь, при тугоухости – фонематическое восприятие, при

дизартрии - звукопроизношение и т. д.

В зависимости от этапов речевого развития логопед должен изменять свои целевые

методические установки. Удобство данного подхода в том, что если учащийся с какой – то

задачей справляется легко, то количество часов на изучение данной темы можно сократить, а

для выполнения более сложной задачи увеличить. Благодаря чему больше внимания

уделяется пробелам в развитии речи детей, сокращается процесс коррекционно –

логопедического обучения.

Взаимодействие с родителями.

Инклюзивное

образовательное

пространство

предполагает

активное

вовлечение

родителей в коррекционный процесс.

Учителю-логопеду

необходимо

родителями

«особого»

ребенка, чтобы постоянно максимально тактично и доходчиво убеждать их в необходимости

коррекционной

обрисовывать

перспективы

развития

указывать на взаимосвязь речи с мыслительными процессами.

специалиста

родителям

осознать

процессе

развития

вооружить

определенными

методами

приемами

преодоления речевого нарушения.

Квалифицированная логопедическая помощь поможет учащимся, имеющим тяжелую

речевую патологию как основной или вторичный дефект, овладеть устной речью, научиться

полноценно общаться со сверстниками и взрослыми, что является основой для дальнейшей

социализации ребенка в нашем мире и конечной целью коррекционной работы.

Инклюзивное образование даёт возможность в достижении всеми учащимися

определённого общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Это

относится и к учащимся с особенностями в развитии. Совместное обучение детей с

различными психофизиологическими возможностями - это попытка придать уверенность в

своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья.

Каждое направление деятельности специалиста, осуществляющего психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, приобретает особое значение.

Так, деятельность учителя-логопеда в инклюзивном образовательном пространстве ориентирована не только на преодоление речевых расстройств у детей, но и на их социализацию и адаптацию в среде нормально развивающихся сверстников.

Наиболее часто именно речевые проблемы у ребенка становятся основными, из-за которых детский коллектив не принимает такого ребенка, они же являются главными объектами насмешек сверстников.

Зачастую, именно логопедические проблемы затрудняют развитие общения между детьми, а также создают значительные трудности в усвоении знаний, умений и навыков ребенком с ОВЗ.

Функции учителя-логопеда:

  • разработка индивидуальных образовательных программ;
  • отслеживание динамики развития обучающегося (мониторинг речевого развития каждого ребенка).
  • оценивание успешности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в освоении программ и в случае необходимости внесение необходимых коррективов;
  • помощь педагогам в выборе адекватных методов и средств обучения;
  • проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий;
  • консультирование родителей.

Основные цели и задачи деятельности учителя-логопеда:

Цель :

  • исправление недостатков устной и письменной речи.

Задачи :

  1. Коррекция нарушения в развитии устной и письменной речи учащихся.
  2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении учащимися общеобразовательных программ.
  3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей учащихся).

Согласно графику работы систематически проводятся индивидуальные и фронтальные логопедические занятия при этом осуществляются следующие направления работы:

  • профилактика и раннее выявление нарушений чтения и письма;
  • развитие графо - моторных навыков, зрительно - моторного слежения, пространственных, временных представлений;
  • отработка артикуляционно - фонетической стороны речи;
  • развитие фонематического слуха и восприятия, языкового анализа и синтеза;
  • постановка звуков, введение последовательно звуков в речь;
  • дифференциация звуков и букв в письменной речи;
  • закрепление графических образов букв, закрепление связи звука и буквы;
  • расширение и уточнение словарного запаса, работа над словообразованием и словоизменением;
  • работа над грамматическим строем речи, грамматическим оформлением устного и письменного высказывания;
  • работа над связной устной и письменной речью;
  • автоматизация навыка чтения, работа над интонацией, выразительностью и темпом чтения, пониманием прочитанного.

Коррекционная логопедическая работа по устранению нарушений письма и чтения представляет собой:

  • коррекцию на фонетическом уровне;
  • исправление акустических дисграфий;
  • фонематический анализ слов;
  • формирование фонематического восприятия;
  • дифференциацию фонем, имеющих акустик-артикуляционное сходство;
  • коррекционную работу на лексическом уровне;
  • выявление активного словарного запаса учащихся;
  • слоговой анализ и синтез слов.
  • предупреждение и коррекцию оптической дисграфии;
  • дифференциацию букв, имеющих кинетическое сходство.

Естественно, что все перечисленные направления и особенности логопедической работы находятся в прямой зависимости от особенностей нарушения речевой деятельности ребенка.

Еще одним из направлений логопедической работы с детьми, имеющими нарушение речи, является работа учителя-логопеда с родителями . Сотрудничество логопеда с семьёй является необходимым условием успешного обучающего воздействия на ребёнка.

Главной задачей логопеда при взаимодействии с семьёй ребёнка с нарушением речи является не только выдача рекомендаций по коррекции речи, но и создание таких условий, которые максимально стимулировали бы членов семьи к активному решению возникающих проблем.

К концу обследования детей, в конце сентября, логопед организует индивидуальные консультации с родителями. По результатам обследования логопед сообщает родителям характер отклонений в речевом развитии ребёнка и перспективы их исправления.

Важно в доступной форме раскрыть необходимость совместных усилий в преодолении данного речевого дефекта. Логопед рассказывает о плане работы в первый период обучения, его задачах и содержании. Необходимо проинформировать родителей в индивидуальном порядке о решении ПМПК по поводу дальнейшего обучения их ребенка в общеобразовательной школе.

Целесообразно подвести итоги за весь период логопедической работы специалиста с ребенком, раскрыть основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Следует дать характеристику речевого развития ребёнка, рассказать об успехах и трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует обратить особое внимание.

Иванова Н.Б.,
учитель-логопед

Специфика работы учителя – логопеда

в условиях инклюзивной практики

Баранова Г.А., к. пед. н., доцент кафедры психолого-педагогического сопровождения стандартизации образования и частных методик, ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула;

Мельник И.В., учитель-логопед МБДОУ

27 – д/с комбинированного вида г. Тулы

Важным направлением государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования. В течение длительного времени общество акцентировало свое внимание не на потенциальных возможностях проблемного ребенка, а на его дефекте, что приводило к дискриминации и изоляции. В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка. При этом существенно расширяются возможности социализации учащихся, способы их коммуникации с социумом, формируются необходимые предпосылки для включения каждого ребенка в общество. В каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним их наиболее важных факторов, определяющих успех совместного обучения обычных и нестандартных детей, является наличие специально подготовленного педагога. Профессиональная деятельность педагога инклюзивного образования выходит за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностичес-кой, психотерапевтической, собственно коррекционной и другими видами деятельности, будучи направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции средствами специального образования.

Количество детей с нарушениями развития очень велико, и, к сожалению, обнаруживается тенденция к некоторому его увеличению.

Необходимо отметить, что объем психологических знаний о детях с различными нарушениями, в частности, нарушениями речевого развития, не так уж велик, поскольку специальная психология как целостная отрасль психологической науки начала формироваться всего несколько десятилетий назад.

Речь – одна из сложных высших психических функций, это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Речь является необходимой основой человеческого мышления, его орудием. Мыслительные процессы– развиваются и совершенствуются по мере того, как ребенок овладевает речью. Речь непосредственно участвует и в других сторонах психической деятельности человека. Она придает логический и осмысленный характер процессам памяти, организует восприятие, облегчает узнавание и различение предметов. Большую роль играет речь в формировании и протекании волевых процессов, а также эмоциональных переживаниях.

Эффективность коррекционно-речевого процесса в школе зависит от успешной взаимосвязи в работе логопеда, учителя, воспитателя, педагога-психолога и медицинских работников.

Взаимодействие в работе начинается с психолого-меди­ко-педагогического обследова­ния, которое проводится лого­педом совместно с психологом. Задача обследования - определить уровень общего и речевого развития каждого обучающегося. В первые три недели сентября учителя-логопеды, педагог- психо­лог проводят комплексное обследование вновь прибывших детей, по результатам диагностики заполняется индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка.

Логопедическое обследование обучающихся показывает, что наряду с различными от­клонениями в фонетике, лек­сике и грамматике у них нарушены в той или иной степени психические функции: мышление, память, внимание, восприятие. Деятельность психолога направлена на развитие и коррекцию когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Он проводит работу по снятию тревожности у обучающихся при негативном настрое на логопедические занятия.

Работа методического объединения учителей-логопедов и педагога психолога дает возможность отслеживать процесс коррекции и развития, заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой.

Работа учителя и воспитателя по раз­витию речи во многих случа­ях предшествует логопедичес­ким занятиям, создавая необ­ходимую познавательную и мотивационную базу для фор­мирования речевых навыков. На уроках развития речи, чтения, письма учитель формирует необходимые учебные навыки, следит за речью детей, побуждает правильно произносить поставленные на логопедических занятиях звуки. Учитель сообщает логопеду результаты своих наблюдений за учащимися в учебной деятельности.

Воспитатель проводит позна­вательные занятия, ди­дактические, настольные, сюжетно- ролевые, подвижные игры, беседы, наблюдения, осуществляет контроль за речью учащихся на самоподготовке и вовремя режимных моментов. В задачу воспитателя так­же входит закрепление ре­зультатов, достигнутых на ло­гопедических занятиях, проводит «логопедические пятиминутки», здесь он полностью руководствует­ся методическими указания­ми логопеда, которые фикси­руются в тетради взаимодей­ствия воспитателей и логопедапо каждому ребенку в отдель­ности и всей группе в целом.

Воспитатель и учитель достаточно продолжительно общаются с детьми, знают их склонности, интересы, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

Обучающиеся с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются, имеют массу хронических заболеваний, нарушения слуха, зрения, поэтому логопед знакомится с медицинскими картами обучающихся; медицинский работник сообщает учителю-логопеду план проведения углубленного медицинского осмотра, входе которого логопед может получить необходимую консультацию у узких специалистов: невролога, отоларинголога по поводу уточнения логопедического заключения; детям с дизартрией назначается необходимое лечение, которое осуществляется под контролем медицинского работника школы. В начале учебного года учителя-логопеды составляют списки детей, нуждающихся в логопедической помощи и медицинский работник заверяет их в детской поликлинике у главного врача и городского логопеда.

Взаимодействие между специалистами осуществляется в таких формах работы, как консультации, семинары-практикумы, взаимопосещения уроков, совместные беседы по подведению итогов коррекционной работы и определению перспектив дальнейшей деятельности.

Большое значение в работе учителя-логопеда имеет включение в образовательный процесс различных педагогических технологий: игрового обучения: основывается на том, что основными видами деятельности детей в дошкольном возрасте являются игровая и конструктивная, поэтому имеет смысл использовать такие игры, которые имеют выраженный моделирующий характер. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи. В условиях ДОУ возможно использование конструкторов, строительного материала, кубиков, мозаики для автоматизации и дифференциации звуков, для развития навыков пересказа и составления рассказов по построенным декорациям, особенно по теме «Город», для ориентировки в пространстве, в том числе при помощи предлогов. Использование конструкторных технологий и мозаики, дает возможность осуществлять коррекцию с наибольшим психологическим комфортом, способствует эмоциональному подъему, что повышает результативность работы в целом, так как дети воспринимают занятие как игру. Она не вызывает у них негативизма, приучает детей к внимательности, усидчивости, интересна и детям дошкольного возраста, и учащимся младших классов.

Включение учителем-логопедом в образовательную деятельность информационно-коммуникационных технологий: использование компьютер-ных программ позволяет повысить интерес к логопедическим занятиям, поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Важное значение имеют здоровьесберегающие технологии для детей, а особенно с ОВЗ, полезно включение в логопедическое занятие здоровьесберегающих технологий. Дополнительными средствами, обеспечивающими здоровьесберегающую направленность логопедического занятия, выступают: кинезиология, стимулирующая интеллектуальное развитие и моторику ребенка, межполушарное взаимодействие («Колечко», «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»), пружинные и шариковые массажеры и т.д.

В целом, нужно отметить, что работа учителя логопеда в образовательных организациях имеет свою специфику

Основной задачейв коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развития эмоционального, интеллектуального и речевого потенциала ребёнка.

Цельлогопедического сопровождения - предупреждение неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления логопедического сопровождения: диагностика; коррекционно-развивающая деятельность; консультации; методическая помощь родителям и учителям.

Логопедическое сопровождение осуществляется в несколько этапов: логопедическая диагностика (обследование устной и письменной речи детей); групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; мониторинг эффективности коррекционно-развивающей работы; диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья, для предоставления на ПМПК и школьного консилиума.

Проводя логопедическое обследование детей, которое проходит в период с 1 по 15 сентября, обращая внимание на особенности их психического и речевого развития. У многих детей с ОВЗ выявляется пассивность во всех видах деятельности, слабое внимание, снижение памяти. У некоторых наблюдается сниженная любознательность, вялость и апатия при знакомстве с новыми впечатлениями. Для другой группы детей характерна двигательная расторможенность, импульсивность. Они испытывают трудности в планирование своих действий, не могут сосредоточиться на каком – либо занятии. Запас сведений и представлений об окружающем мире у части детей ограничен, не в полном объёме сформированы навыки интеллектуальной деятельности. Нарушение звукопроизношения. Фразовая речь с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. В развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре используются существительные и глаголы. У детей в свободных высказываниях преобладают простые конструкции предложений состоящих из двух слов. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными «пять стулов», «пять стула»; прилагательных с существительными в роде, числе и падеже «голубой звезда», «синяя платье» ; в образование притяжательных прилагательных. Например. У лисы, чей хвост? «лис». У птицы, чей клюв? «птичный». Большое количество ошибок в использовании как простых, так и сложных предлогов. Например: Откуда выбегут ребята? «Ис школы» из-за угла. Выявленные, факты побудили к поиску таких форм и методов работы по преодолению системного недоразвития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья, которые помогали бы ребёнку успешно реализовать свои интересы и способности в дальнейшей образовательной деятельности, быть социально адаптированными в социуме.

Количество детей с нарушениями увеличивается год от года. Они составляют неоднородную группу по нарушениям здоровья и проявлениям дефектов речи. Это дети с задержкой психического развития различного генеза, нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с недоразвитием и системным недоразвитием речи и др.

На основании диагностических данных предоставляется возможность построить комплексную программу сопровождения, направленную на смягчение и компенсацию выявленных отклонений, нарушений и дефектов в развитии ребёнка. В осуществлении данной программы принимают участие все необходимые специалисты (врач, логопед, социальный педагог, психолог, учитель, родители и др.).

Логопедическое сопровождение с детьми ОВЗ направленая на формирование и развитие:

    Ø фонематических процессов;

    Ø звукопроизношения;

    Ø лексического запаса и грамматического строя речи;

    Ø формирование связной речи;

    Ø неречевых процессов (внимания, памяти, познавательной активности, воспитание навыков и приёмов самоконтроля);

    Ø чтения и письма;

    Ø моторики. Слайд -8

Работа с педагогами:

    Ø участие в заседаниях методического объединения;

    Ø консультирование учителей (с видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом);

    Ø ознакомление учителей начальных классов со спецификой логопедической работы (открытые занятия). Слайд- 9

Работа с родителями:

    Ø консультирование родителей (с видами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение учениками чтением и письмом);

    Ø беседы для родителей по вопросам логопедии (пути устранения речевых недостатков);

1 этап коррекционно-развивающего обучения (1 класс-99 часов/ 3раза в неделю) « Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи ».

Цель- Восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи. На данном этапе осуществляется работа над развитием артикуляционной моторики, постановкой и автоматизацией звуков. Даются представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований. Восполняются пробелы в формировании фонематических процессов, обогащается словарный запас, путём введения слов-терминов: звук, слог, слияние, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные и др., а также за счёт лексических тем. Формируются психические процессы - внимание, память, умение переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать учителя-логопеда.

Слайд- 11

2 этап коррекционно-развивающего обучения (2 класс-102 часа/ 3раза в неделю) « Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка ».

Цель- восполнение пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка. Работа направлена на формирование полноценного звукобуквенного анализа. На дифференциацию гласных и согласных звуков, а также продолжается работа над активизацией словарного запаса. Восполняются пробелы в развитии лексико-грамматического строя речи. Развивается и совершенствуется устная и письменная речь, через составление предложений по картинкам и составление описательных рассказов знакомых отдельных предметов.

Слайд - 12

3 этап коррекционно-развивающего обучения (3-4 классов-102 часа/ 3раза в неделю) « Восполнение пробелов в формировании связной речи ».

Цель- восполнение пробелов в формирование связной речи. Работа над коммуникативной деятельностью учащихся на данном этапе усложняется. Закрепляются навыки звукобуквенного анализа. Восполняются пробелы в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Продолжается работа над обогащением словарного запаса путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так за счёт умения активно пользоваться различными способами словообразования. Совершенствуются умения и навыки в устной и письменной речи, через умение составлять связный рассказ, работа с деформированными предложениями и текстами, а также через высказывания как обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

Слайд- 13

Все этапы сопровождения состоят из логических связанных тем, охватывающие теоретическую и практическую подготовку младших школьников с различными нарушениями и реализуется в различных формах: подгрупповые, групповые занятия походят в виде логопедических занятий по продолжительности урока. Согласно утверждённому расписанию. Слайд -14

В этом году 5 групп и 4 подгруппы.

Каждый из этапов логопедического воздействия характеризуется своими целями, задачами, методами и приёмами коррекции. Для постановки звука использую практические и наглядные методы. При автоматизации тех или иных звуков использую игровой метод в сочетании с другими приёмами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Используется речевой материал в виде чистоговорок, скороговорок, загадок, пословиц, стихов.

Выработка плана коррекционно-развивающей работы для таких детей всегда требует индивидуального подхода. В планирование работы входит составление рабочей программы или индивидуального маршрута.

Индивидуальная работа представленана следующем слайде. Слайд -15

На занятиях применяется упражнения для развития мелкой моторики с помощью карандашей и проговариванием чистоговорок, массажных мячиков, мелкими камешками, шнурование. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Выполняются артикуляционные и дыхательные упражнения. Проводятся игры на развитие фонематического слуха: «Поймай звук», «Синий-зелёный», «Перевёртыш» и др.

В сопровождение детей с ОВЗ принимают участие все необходимые специалисты. Слайд -16

В кабинете логопеда имеются в достаточном количестве учебно-методические, дидактические, игровые специализированные пособия. Слайд -17

Особенности логопедического сопровождения детей с ОВЗ

    Ø Логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем с нормой.

    Ø Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

    Ø Планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом (в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи)

Помощь ребёнку может быть по-настоящему действенной при правильной квалификации проблем развития и использовании различных подходов, форм и методов в организации коррекционно-развивающего обучения.

нарушений устной и письменной речи.

Индивидуальные консультации и беседы учителя-логопеда с учителями и воспитателями начальных классов проводятся в течение всего учебного года

по мере необходимости, охватывая все направления коррекционной работы (Приложение 2)

Развитие фонематического восприятия, фонематического

анализа и синтеза

Эта работа важна при устранении артикуляторно-акустической дисграфии и дисграфии на основе наруше­ний фонемного распознава­ния.

Слухопроизносительныедифференцировки совершен­ствуются более

успешно в том случае, если они проводятся в тесной связи с развитием фо­ нематического анализа и син­ теза. Программа общеобразо­вательной школы

предусмат­ривает аналогичную работу на классном уроке.

При работе над развитием фонематичес­кого восприятия и фонемати­ческого анализа и синтеза рекомендуется:

Исключить проговаривание во время письма тем де­тям, у которых

имеются на­рушения звукопроизношения.При этом ребенок проговари­вает,

а педагог «страхует»проговаривание ребенка, т.е.повторяет за ним правильно;

Включать в материал уро­ка игры и задания на разви­тие фонематического

слуха,которые могут проводиться на любом этапе урока.

Игра «Хлоп-топ»

Цель: развитие фонемати­ческого слуха, внимания, бы­строты реакции.

Игра имеет несколько ва­риантов.

1. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он

услышит сло­во, начинающееся (заканчива­ющееся) на определенный звук.
2. Учитель называет слова, предлагая ребенку хлопнуть в ладоши, если он

услышит сло­во со звуком [к], и топнуть, если он услышит слово со звуком [г].
3. Учитель произносит сло­ги, предлагая ребенку хлоп­нуть себя по коленкам,

если он услышит слог па, и под­прыгнуть и мягко приземлиться, если он

услышит слог (ба). ­

Игра «У кого хороший слух?»

Цель: развитие фонемати­ческого слуха, умения слы­шать звук в слове,

Учитель показывает кар­тинку и называет ее. Учащи­еся поднимают

сигнальную карточку, если услышат в на­звании заданный звук. На бо­лее

поздних этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся

проговаривают название картинки про себя и реагируют также.

Игра «Какой звук чаще всего слышим?»

Цель: развитие фонемати­ческого слуха, умения выделять из потока речи

часто по­вторяющийся звук. Учитель произносит стихо­творение, а дети

называют звук, который они чаще всего слышали.

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Гусь Гога и гусь Гага

Друг без друга ни шага.

Игра с передачей мяча «Мяч передавай - слово называй»

Цели: развитие фонемати­ческих представлений, акти­визация словаря.

Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку.

Свяжем мы из слов цепочку,

слова - начальный звук последующе­го (весна - автобус - слон - нос -

Ин­ дивидуальные карточки с за­ даниями, способствующими развитию

фонематического анализа и синтеза

Вставить пропущенные буквы в слова (ви.жа, ди..ан, ут..а, лу..а);
- подобрать слова, в которых заданный звук был бы на пер­вом, втором,

третьем месте(шуба, уши, кошка);

Выбрать из данных пред­ложений слова с определен­ным количеством

Добавить различное коли­чество звуков к одному и тому же слогу, чтобы

получилось слово: па- (пар, парк, паром, паруса);
-преобразовать слова раз­личными способами:
- добавляя звук (рот - крот, осы - косы, мех - смех);
- изменяя один звук слова (сом - сок - сук - суп - сух - сох - сор- - сыр - сын - сон);
- переставляя звуки (пила - липа, палка - лапка, кук­ ла - кулак);
- разгадать ребус;

Составить как можно боль­ше слов из букв одного слова (крапива - парк,

ива, карп, пар, рак, Ира);
- составить слово, выделив данный по порядку звук (тре­тий звук в словах

рак, брови, сумка, трава, сыр - комар).
Конечная цель работы лого­педа и учителя - формирова­ние действий

фонематическо­го анализа в умственном пла­не, по представлению, без

проговаривания.

Развитие языкового анализа и синтеза

Эта работа важна при уст­ранении дисграфии на почве нарушения

языкового анали­за и синтеза. Коррекционная работа сводится к формирова-

нию умения определять коли­чество, последовательность и место слов в

предложении. Этого можно достичь, выпол­няя следующие задания:

1.Придумать предложение по сюжетной картинке и опре­делить в нем

количество слов.

2.Придумать предложение с определенным количеством слов.

3.Увеличить количество слов в предложении.

4.Составить графическую схему данного предложения.

5.Придумать предложение, соответствующее схеме.

6.Определить место слова в предложении (какое по сче­ту указанное слово).

7.Выделить из текста пред­ложения определенное коли­чество слов.

8.Поднять цифру, соответ­ствующую количеству слов в данном предложении.
Ученики могут использо­вать сигнальные карточки на каждом уроке,

выполняя до­машние задания.

Развитие слогового анализа и синтеза

При формировании навы­ков слогового анализа и син­теза работа

начинается со вспомогательных приемов (от­хлопать или отстучать слово по

слогам и назвать их коли­чество). Затем, опираясь на умение выделять

гласные зву­ки в слове, дети усваивают основное правило слогоделения: в

слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Учителю для групповой и индивидуальной работы в классе

Определить количество слогов в слове, поднять соот­ветствующую цифру;
- записать слова в два стол­бика (разложить картинки на две группы) в

зависимости от количества слогов;
- определить пропущенный слог, записать восстановленные слова ( буз, ут ,

лод , ка даш)

Найти в предложении сло­ва с определенным количе­ством слогов;
- составить слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, лё; точ, лас, ка);
- выделить в словах первый слог; записать полученные слоги, объединив их

в слова (улей, домик, машина, луна, жаба - У дома лужа);
- выделить из слова и за­писать слог с заданным глас­ным.

Игра «Отгадайте, кого я называю? »

Цель: развитие умения подбирать слова с заданным количеством

Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких

слогов, сколько хлопков он сделает. Напри­мер: учитель хлопает 3 раза,

учащиеся считают, затем вста­ют (Се-ре-жа, Ма-ри-на).

Игра «Перевертыши»

Цели: развитие умения со­ставлять слова; накопление в памяти слоговых

Оборудование; карточки со слогами (4-6) каждому игра­ющему.

Учитель называет два сло­га, дети находят карточки с данными слогами и

составля­ют сначала одно слово, затем, переставив слоги, другое: сое, на; чай,

ка; вес, на; ка, мыт; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Игра «Цепочка»

Цель: развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Один из учеников записы­вает на доске слово по слогам, следующий подбирает

слово, которое начинается с послед­него слога данного слова (ок­но - но-ра -

ра-ма).

Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: развитие навыков слогоделения, внимания, бы­строты мышления.

Учитель бросает мяч детям, называя одно-, двух- и трех­сложные слова.

Ребенок, пой­мавший мяч, определяет ко­личество слогов, называет их и

передает мяч обратно. Можно предложить детям произ­нести слово по слогам.

одно­временно отбивая слово мячом.

Устранение аграмматическойдисграфии

Основные направления в работе:

Уточнение структуры пред­ложения;

Развитие функции слово­изменения и словообразования;

Работа по морфологичес­кому анализу состава слова;

Работа с однокоренными словами.

Игра «Наведи порядок»

Цель:

порядок слов.

Оборудование: наборное по­лотно (по количеству команд); карточки со

словами деформи­рованных предложений (по количеству команд).

На наборном полотне в бес­порядке выставлены карточки со словами

предложения. Уча­щиеся из каждой команды расставляют на своем набор­-

ном полотне слова в нужной последовательности. При этом каждый ученик

находит мес­то только одного слова. Вто­рой ученик выходит тогда, когда

первый сядет за парту. Примерный материал: лесом, скрылось, за, солнце,

окно, стучит, в, дождь, детей, у, интересных, много, дел.

Игра «Подвижные слова»

Цель: развитие умения со­ставлять предложение, соблю­дая правильный

порядок слов.

Оборудование: карточки со словами деформированного предложения.

Каждый ученик получает карточку со словом. По коман­де учителя ученики

встают в шеренгу так, чтобы из слов, написанных на карточках,

получилось предложение.

Игра «Кто последний?»

Цель: развитие умения рас­пространять предложение.

Оборудование: сюжетные картинки.

Учитель показывает клас­су картинку и составляет ко­роткое предложение

из двух.слов. Каждый следующий ученик удлиняет фразу еще на одно

слово: Катя рисует. Катя рисует домик. Катя рисует домик красками.

Катя рисует домик красками в аль­ боме. Катя рисует домик красками в

новом альбоме.

Развитие моторики

Современные научные дан­ные подтверждают, что облас­ти коры головного

мозга, отве­чающие за движение органов речи и управляющие движени­ями

пальцев рук, расположе­ны в непосредственной близо­сти друг от друга.

Следователь­но, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от

движущихся пальцев рук «тре­вожат» расположенные по со­седству речевые

зоны, стиму­лируя их активную деятель­ность,

На уроках, так же как и на логопедических занятиях, целесообразно

несколько ми­нут уделять упражнениям на развитие мелкой моторики. Это

могут быть всевозможные штриховки, раскрашивание и т.д., существу­ет

множество игр и упражне­ний, которые могут использо­вать логопед, учитель

и воспитатель.

Так В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко (2004) советуют проводить

комплексные раз­ минки несколько раз в денькак на занятиях, так и в по­

вседневной жизни. Разминка содержит комплекс упражне­ний для

одновременной тре­нировки вестибулярного аппа­рата, общей координации дви­-

жений, совершенствования артикуляционной и мелкой моторики, а

фоне­матического восприятия.

Необходимо использовать игры с пальчиками, ход ко­торых сопровождается неболь­шим стихотворным текстом. Особенно полезной такая работа будет тем детям, которые страдают системным недоразвитием речи, так как позволит в игровой форме расширить словарный запас, уточнить отдельные слова и понятия. Учитель начальных классов может использовать такие пальчиковые игры как на уроках русского языка и

чтения, так и при ознакомле­нии с окружающим миром и развитию речи

Поздняя осень

Солнышко греет уже еле-еле;

Поочередно соединяют, начиная с больших, пальцы обеих рук (на каждую

примету).

Перелетные птицы

На юг улетели;

Голы деревья,

Пустынны поля,

Первым снежком

Принакрылась земля.

Река покрывается

Льдом в ноябре -

Сжимают руки в «замок».

Поздняя осень

Стоит на дворе.

Разводят руками перед собой.

Пальчи­ ковая гимнастика за столом

Гимнастика очень проста и не требует большой подготовки,

вот ее последовательность.

1.Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2.Свободное постукивание пальцами по столу обеими ру­ками и поочередно.

3.Поочередное приподни­мание и опускание пальцев (кисти рук лежат на

столе): правой руки, левой руки; обе­их рук одновременно.
4.Имитация игры на пиа­нино.

5.Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).

6.«Бегают человечки» (ука­зательный и средний пальцы правой, затем левой,

потом обеих рук).
7.«Футбол» - забивание шариков, палочек одним, дву­мя пальцами.

8.Поочередная смена поло­жения рук «Кулак - ладонь - ребро». Выполняется

сначалаправой, затем левой, потом дву­мя руками вместе. Порядок дви­жений

меняется.

9.Надавливание поочеред­но подушечками пальцев на поверхность стола.

Выполня­ется сначала одной, затем дру­гой, после этого обеими рука­ми

одновременно.
10. Постукивание поочеред­но подушечками пальцев по столу одной, другой

руки, а затем обеих рук одновременно. Упражнений и игр на раз­витие

моторики много в ме­тодической литературе. Каж­дый учитель может выбрать

то, что подходит для его де­тей и использовать их на каждом уроке

Список литературы

    Безруких М.М. Организация помощи детям с трудностями освоения навыка письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2004 . - № 2. – С. 60 – 66.

    Вильшанская А.Д. Взаимодействие специалистов школьного психолого – медико – педагогического консилиума в системе коррекционно – развивающего обучения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 6. – С. 66 – 69.

    Красильникова Н.А. Игры для развития мелкой моторики у детей с тяжелыми нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - № 1. – С. 77 – 79.

    Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998 .- 224 с.: ил.

    Мазанова Е.В. Школьныйлогопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы: методическое пособие для учителей-логопедов. - М.: Издательство «Гном и Д», 2009. – 160 с.

    Петрова В. Г. Психологические особенности умственно отсталых школьников // Коррекционная педагогика. - 2007. - № 1. – С. 5 – 15.

    Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997 . - 256 с.

    Уфимцева Л. П. Игровые задания по коррекции и развитию познавательных процессов у учащихся с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003. - № 6. – С. 39 – 44.

    Шипицына Л.М. Нейропсихологические аспекты диагностики детей в процессе коррекционно – развивающего обучения //Дефектология. - 1999. - № 5. – С. 3-9.

Разделы: Логопедия , Инклюзивное образование

Работая в детском саду общеразвивающей направленности. Мы часто сталкиваемся с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Для того чтобы шло полноценное образование этих детей необходимо создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и когнитивной деятельности этих детей. И такие условия возможны при организации нового вида образования – инклюзивного образования. Когда не ребёнок подстраивается под систему, а система обучения подстраивается под ребёнка. (Приложение 1. Слайд 1-2)

И я как логопед понимаю, что наступит время, когда мы будет работать не только с «чисто» речевыми нарушениями, но и помогать детям с комплексными дефектами.И эта перспектива заставляет уже сегодня задумываться, как организовывать коррекционно-речевую помощь таким детям. 60-80% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии (О.В. Бачина, О. А. Степанова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова и др.).

Ребенок с нарушениями речи, попадая в обычный детский сад, включается в среду группы общеразвивающей направленности. Но, чтобы ребенок не просто посещал детский сад, а еще и с ним велась работа по исправлению речевых нарушений, повсеместно открываются логопедические пункты.

Дошкольный логопедический пункт – наиболее «молодая» форма организации коррекционно-речевой помощи детям с недостатками речи.

13 лет я работаю в логопедическом пункте и, оказывается, давно работаю в свете инклюзивного образования, потому что логопедический пункт в детских садах – пример инклюзивного обучения, поскольку при этой форме логопедической помощи дошкольники значительную часть времени проводят среди нормально развивающихся сверстников.

Но, к сожалению, по данной форме организации логопедической работы до сих пор нет нормативных документов федерального уровня, программно-методического обеспечения.

В связи с этим я попыталась разработать свою модель коррекционно-речевой помощи детям. Деятельность, которой направлена на коррекционно-развивающую работу, а так как отклонения в речевом развитии проявляются уже в раннем, младшем возрасте, то большое значение приобретает ранняя диагностика и профилактика речевых нарушений. Чтобы исключить необходимости компенсирующего обучения или уменьшить срок коррекции в старшем дошкольном возрасте, целесообразно привлекать к активному участию в этом родителей и педагогов. (Приложение 1. Слайд 3)

Вашему вниманию представляю свою модель коррекционно-образовательного процесса в дошкольном логопедическом пункте. (Приложение 1. Слайд 4)

Цель: профилактика речевых нарушений и преодоление отклонений в развитии устной речи детей дошкольного возраста. (Приложение 1. Слайд 5)

Для достижения поставленной цели были определены ряд задач :

  1. Раннее выявление речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
  2. Создать условия для коррекционно-развивающей работы с детьми.
  3. Организовать взаимодействие всех субъектов коррекционно-образовательного процесса в реализации комплексного подхода при реабилитации детей с проблемами речевого развития.

(Приложение 1. Слайд 6)

Коррекционно-развивающий процесс представлен 4 направлениями. Все эти направления тесно взаимосвязаны между собой. (Приложение 1. Слайд 7)

Аналитико-диагностическое направление.

Задачи этого направления:

  • получение информации о раннем развитии ребенка;
  • выявление нарушений различных компонентов речи;
  • уточнение логопедического диагноза.

Обследуются дети всех возрастов и с разной степенью тяжести речевых нарушений. Поэтому в своей работе использую несколько форм диагностики:

  • первичная диагностика по мере поступления детей в дошкольное учреждение, которая включает в себя первичный осмотр ребёнка, беседу с родителями;
  • ранняя диагностика, которая включает в себя первичное обследование речевой сферы детей раннего возраста по запросу родителей (наблюдение за детьми, беседы с родителями и педагогами);
  • экспресс-диагностика, включает в себя обследование детей средней, старшей, подготовительной групп, дифференцированное обследование отдельных компонентов речи;
  • углублённое обследование, которое включает в себя обследование речи ребёнка в логопедическом пункте и для направления на ПМПК.

(Приложение 1. Слайд 8)

Коррекционно-развивающее направление (старший дошкольный возраст).

Задачи данного направления:

  • коррекция речевых нарушений,
  • стимуляция речевой деятельности,
  • развитие коммуникативных функций и эмоциональной сферы у детей с нарушением речевого развития.

Это направление включает в себя

  • организацию коррекционно-развивающей среды и заключается в создании комфортной обстановки, стимулирующей речевое развитие ребёнка, как в кабинете логопедического пункта, так и в группах дошкольной ступени;
  • индивидуальные занятия, где ведётся работа по развитию артикуляционной моторики, постановке звуков, развитию фонематического восприятия, коррекции нарушенных функций с учётом возможностей каждого ребёнка, артикуляционные упражнения связаны с определённой темой или игрой;
  • подгрупповые занятия, где дети со сходными речевыми нарушениями объединяются в одну группу. С ними проводится работа по автоматизации звуков, расширению словаря, развитию связной речи. Здесь используются психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание. Все задания объединяются одной лексической темой или сюжетом сказки, рассказа и т.д.

Для большей эффективности занятий мною разработано планирование коррекционной работы. Планирование составлено на основе результатов диагностики, по тематическому принципу, с использованием современных методик и технологий коррекционно-развивающего обучения ребёнка, авторских разработок. Чередование и последовательность видов деятельности зависит от сюжета и целей конкретного занятия, от работоспособности ребёнка, от его структуры дефекта. (Приложение 1. Слайд 9)

Профилактическое (ранний, младший, средний возраст) направление.

Задача этого направления:

  • своевременное выявление детей раннего и младшего возраста с речевыми проблемами (рассматривается на этапе диагностики).

Благодаря этому дети:

  • направляются на ПМПК для дальнейшего определения в специальные (коррекционные) группы;
  • заносятся в список очередников для дальнейшей работы в логопедическом пункте;
  • дети, имеющие легкие фонетические недостатки речи, могут исправить эти проблемы с помощью педагогов и родителей (при разовых консультациях логопеда).

Вся работа в этом направлении строится по запросу родителей и педагогов. Корректирование деятельности педагогов и родителей помогает, если не предотвратить задержку речевого развития, то не терять времени и не усугублять речевой дефект. (Приложение 1. Слайд 10)

Консультационно-методическое направление.

Успех инклюзивного обучения детей ограниченными возможностями здоровья невозможно без привлечения к работе педагогов и родителей. Важно, чтобы все участники коррекционного процесса имели определённые знания и умения в вопросах профилактики речевых нарушений у детей, а также в оптимизации процесса логопедического воздействия.

Сюда включена:

  • работа логопеда с педагогами и специалистами дошкольного учреждения;
  • работу логопеда с родителями.

Разработано единое тематическое планирование, что позволяло всем педагогам и специалистам работать в одном направлении и перспективный план взаимодействия.

В процессе тесного взаимодействия удаётся вооружить педагогов теоретическими и практическими знаниями в области коррекционной педагогике и логопедии, сформировать необходимые умения и навыки, активизировать обмен информацией, практическим опытом. Позволяет организовать необходимую коррекционно-развивающую среду в группах.

Взаимосвязь с родителями осуществляется традиционными и не традиционными методами, по разработанному мной перспективному плану взаимодействия.

Организация взаимодействия отвечает потребностям сегодняшней жизни, поиску новых организационных способов привлечения родителей к сотрудничеству, к созданию условий для повышения родительской педагогической культуры. (Приложение 1. Слайд 11)

Для успешной реализации этой модели на дошкольной ступени образовательного учреждения была организована «Речевая академия».

Академия – это высшее учебное заведение, где получают знания. А человек с рождения учится. Сначала учится сидеть, ходить, говорить, держать ложку, затем учится читать, писать, общаться и так всю жизнь.

В нашей академии учатся все и дети, и взрослые.

«Речевая академия» состоит из двух взаимосвязанных блоков-факультетов:

  • детский включает в себя диагностическую, профилактическую и коррекционно-развивающую работу и называется «Чисторечие»;
  • взрослый, представлен родительским клубом «Ступеньки» и педагогическим клубом «Профи».

(Приложение 1. Слайд 12)

Все дети любят и ценят что-то загадочное, таинственное, которое может увлечь за собой, подарить радость. Чтобы каждому ребенку было комфортно, интересно, увлекательно во время занятия предложена коррекционно-развивающая среда «Чисторечие», которая позволяет им совершенствовать свое речевое, психо-эмоциональное состояние, повышать творческий потенциал.

Игра начинается с самого порога. Чтобы попасть в «Чисторечие» необходимо выполнить задание стражей страны. Оформление входа соответствует тематической направленности или данному времени года. Детей встречают Осеннее дерево с загадками, Волшебная корзинка с игрой «Назови что лишнее», Новогодняя елочка с волшебными чистоговорками, Снеговик и другое. Задания разнообразные направленные на развитие и совершенствование всех компонентов речи, а так же неречевых психических функций. Данный этап работы является чаще организационным моментом. (Приложение 1. Слайд 13)

Дети открывают дверь и попадают в сказочную страну «Чисторечие», где их ждёт много интересного и поучительного. В этой стране много замков.

Зеркальный замок – здесь идет развитие артикуляционной моторики, постановка и автоматизация звуков. Хозяин замка приверженец здорового образа жизни, он постоянно занимается артфитнесом. (Приложение 1. Слайд 14)

Воздушный замок способствует развитию правильного дыхания, отработки воздушной струи. Воздушные эльфы предлагают детям различные задания и упражнения на дыхание.

Замок «Времени» помогает развитию и совершенствованию пространственно-временных представлений. Здесь детей ждёт всегда принцесса Неделька со своими друзьями Гномиками. Часы времени помогут сориентироваться во времени года и узнать, какой сейчас месяц. Подсказки картинки дают возможность детям определить признаки времени года и рассказать о нём. (Приложение 1. Слайд 15)

«Речепад» развивает и совершенствует фонематические процессы. Все жители речепада заинтересуют детей оригинальными упражнениями и заданиями. (Приложение 1. Слайд 16)

На «Гостевой полянке» отрабатывается лексико-грамматический строй речи, связная речь, слоговая структура, ориентация в пространстве и т.д. На полянку постоянно приходят разные сказочные герои, которые помогают ребёнку развить эти компоненты речи. (Приложение 1. Слайд 17)

Замок Капитоши поддерживает мотивацию, стимулировать интерес к обучению детей с помощью информационно-компьютерных технологий. (Приложение 1. Слайд 18)

Двигательная тропинка помогает развитию всех компонентов речи через двигательную активность. Дорожка волшебных следов помогает отрабатывать темп, ритм речи, бабочки и цветочки помогают снять напряжение с плечевого пояса и одновременно автоматизировать звуки речи, отработать слоговую структуру слова «Мяч бросаем, звуки закрепляем», «Слогоцветики» и т. д.

Таким образом организованная среда позволяет автоматизировать поставленные звуки, вводить их в речь, а также создаёт комфортную – эмоциональную обстановку на занятиях.

В «Чисторечие» занимаются дети старшего возраста, а как быть с детьми раннего, младшего, среднего возраста? Для них оформлены в группах логопедические уголки, где дети самостоятельно или с помощью воспитателя развивают или совершенствуют свою речь. Мною разработаны требования к оформлению логопедического уголка для всех возрастных групп.

Но коррекцию речи ребёнка необходимо проводить не только на логопедических занятиях, но и с воспитателями в группе и с родителями дома. И в этом помогает, созданный взрослый факультет «Речевой академии». Факультет включает в себя:

Педагогический клуб «Профи».

Самым ярким и эффективным приёмом в работе с педагогами являются работа «Образовательного салона», где в игровой форме педагоги учатся приёмам коррекции речи. Для воспитателей разработаны логопедические дневники «Звуковички», с помощью, которых педагоги проводят коррекционную работу с детьми группы. Формами взаимодействия логопеда со специалистами и воспитателями выступают: педсоветы, консультации, семинары-практикумы, психолого-педагогические консилиумы, анкетирование, просмотр занятий. (Приложение 1. Слайд 19)

Родительский клуб «Ступеньки» , который подразделяются на три секции:

  1. «Кроха» – для детей раннего возраста и их родителей.
  2. «Вырастай-ка» – для детей младшего и среднего возраста и их родителей.
  3. «АБВГДейка» – для детей старшего дошкольного возраста и их родителей.

Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм работы.

Одним из удачных приёмов работы с родителями является игротека, где родители обучаются игровым приёмам по профилактике и коррекции речевых нарушений:

  • экспресс-выступления на родительских собраниях;
  • консультации по заранее выбранной проблеме;
  • оформление информационных стендов, папок-передвижек;
  • анкетирование;
  • игротека;
  • практикумы;
  • «Библиотечка для мамы» подбор литературы по вопросам развития и коррекции речи;
  • демонстрация занятий, конкурс чтецов;
  • индивидуальные папки-тетради детей;
  • аудио-консультации;
  • «Почта одного дня».

(Приложение 1. Слайд 20)

Для родителей, педагогов и детей работают творческие мастерские:

  1. «Поэтическая гостиная», где взрослые и дети отрабатывают мастерство чтецов, что помогает успешному выступлению на традиционно проводимых весной конкурсах чтецов.
  2. «Книжных дел мастера», в ходе работы, которой сочиняются сказки, рассказы детьми и родителями, детьми и педагогами и создаются книги-самоделки. Об этом свидетельствует проводимый конкур «Лучшая Новогодняя сказка», выставки в библиотеке.

«Речевая академия» – это одна из интересных форм работы, которая позволяет включить в коррекционно-развивающий процесс всех и детей и взрослых и здесь никому не будет скучно.

Я рада, что моя работа принята коллегами и оценена победой в конкурсе «Лучший специализированный кабинет образовательного учреждения».

В инклюзивном обучении логопед должен уделять внимание детям, как с речевой патологией, так и без таковой, а также их семьям, поскольку совершенствование речи во всех ее компонентах – важная задача подготовки к обучению в школе.

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, является условием успешной реализации инклюзии – одного из решающих и эффективных механизмов построения общества для всех и каждого конкретного человека. (Приложение 1. Слайд 21)

Общеобразовательной школы в условиях инклюзивного образования.

Инклюзивное образование подразумевает включение в единый образовательный процесс всех категорий детей (нормально развивающихся учеников и детей с ОВ3), признание ценности их различий и способнос­ти к обучению, которое, в свою очередь, ведется наи­более подходящим способом для каждого ребенка.

Рассматривая процесс инклюзии, можно выделить следующие его основные принципы:

Всестороннее планирование инклюзии и распростра­нение ее философии на все стороны жизни школы;

Включение в процесс создания инклюзивной шко­лы учителей, администрации школы, родителей, активное взаимодействие субъектов образователь­ного процесса;

Формирование адекватного отношения работников школы (включая обслуживающий персонал) и уче­ников к учащимся с ограниченными возможнос­тями здоровья;

Обучение всего персонала школы стратегиям рабо­ты в рамках инклюзивного образования.

Педагоги и администрация образовательного учреждения, при­нявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в отработке механизмов взаимодействия между все­ми участниками образовательного процесса, где цен­тральной фигурой является ребенок. Подобное сотруд­ничество делает идею инклюзивного образования жизнеспособной и результативной, поскольку направ­лено на выявление индивидуальных особенностей уча­щегося и их учет в процессе обучения и воспитания.

Результатами тесного контакта между специалис­тами может быть появление следующих моментов:


Выделение положительных особенностей учащегося; - определение методов взаи­модействия с учащимся;

Выявление ближайших пер­спектив развития детей;

Фиксация навыков, приоб­ретенных школьниками за конкретный период;

Соотношение поставленных целей с результатами дос­тижений.

Взаимодействие между специалистами должно носить системный характер, способ­ствовать накоплению инфор­мационной базы для обеспе­чения возможности проведе­ния качественного анализа результатов коррекционно-об­разовательного процесса.

Работа учителя-логопеда в условиях инклюзивного образо­вания имеет ряд особенностей. Прежде чем приступить к кор­рекционной работе, учитель-ло­гопед, как и в случае с обыч­ными учениками, должен пу­тем тщательного специального обследования выяснить харак­тер нарушения речевой дея­тельности с учетом специфичес­ких особенностей учащегося и его потенциальных возможно­стей.

Наряду с этим, особенно важ­но получение информации от специалистов ДОУ, характери­зующей актуальный уровень развития и потенциальные воз­можности ребенка. Тесный кон­такт между специалистами ДОУ и школы позволяет осуществить преемственность в ре­ализации принципов и техно­логий психолого-педагогическо­го сопровождения, применения обучающих и развивающих про­грамм, предназначенных как для обычных, так и для «осо­бых» детей. Важно, чтобы пе­дагоги и учитель-логопед име­ли возможность познакомиться со своими предполагаемыми учениками и особенностями их развития, наблюдать за ними в ходе занятий в дошкольном уч­реждении, продумать и соста­вить вместе со специалистами ДОУ дальнейший план инди­видуальной работы с такими учениками. В целом, знаком­ство педагогов и детей до по­ступления в школу - залог ус­пешности всего образовательно­го процесса.

Немаловажны анализ ситу­ации обучения и развития «особого» ребенка учителем-­логопедом совместно с учите­лями школы, выработка стра­тегии и мер по устранению или предотвращению причин неуспеваемости детей с особы­ми образовательными потреб­ностями.

Подготовка к коррекцион­ным занятиям также облада­ет своей спецификой. Учи­тель-логопед делает акцент на подборе речевого материала, в основе которого лежит развитие терпимости, милосердия, взаимопонимания , а также положительный опыт нахож­дения своего места в обществе людей с ОВ3.

Так, например, на этапе работы над связной речью можно использовать сказку по произведению В. Катаева «Цветик-семицветик», в ко­торой волшебный цветок ис­полняет любые желания: шесть лепестков маленькая девочка Женя потратила на минутные и, в целом, беспо­лезные желания, пока не сде­лала доброе дело - вылечила больного мальчика.

В настоящее время введе­ние в программу обучения компьютерных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка. Информацион­ные технологии позволяют поддержать мотивацию ребен­ка, заинтересовать его в полу­чении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его со­циуме.

Поскольку дети с ОВ3 ов­ладевают грамотой значитель­но труднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, учителю-логопеду необходимо вызвать и сохранить у таких детей желание совершенствовать свою письменную речь. Например, применение раз­личного рода компьютерных обучающих игр дает возмож­ность изменить эмоциональное отношение ребенка к трудной для него работе над речью, а использование текстовых ре­дакторов исключает утоми­тельное переписывание, воз­никает возможность быстро и без следа устранить допущен­ные ошибки, получить, в ко­нечном счете, безупречную и достойную похвалы работу.


При работе с клавиатурой у детей развивается простран­ственная ориентировка, а для успешной работы учащимся приходится внимательно слу­шать и выполнять инструкции педагога, что развивает слухо­вое восприятие и память. При работе у учащихся совершенствуются функции концентра­ции и распределения внима­ния.

Включение в процесс кор­рекции компьютерных про­грамм позволяет стимулиро­вать интерес детей к обучению путем организации их само­стоятельной деятельности, постановки перед ними целей и проблем. Решение поставленных проблем ведет к появлению новых зна­ний и умений, укреплению межпредметных связей, а также формирует у школьников интерес к учению, акти­визирует их, обеспечивает каждому возможность работы в оптимальном для него темпе, повышает самооценку.

Решение задач инклюзив­ного обучения детей со спе­циальными образовательными потребностями невозможно без привлечения к работе их родителей. Учитель-логопед, сотрудничая с семьями учащихся, помимо проведения консультационных мероприя­тий осуществляет анкетирова­ние родителей на предмет их отношения к инклюзивному образованию и на основе это­го про водит просветительскую работу по формированию адек­ватного понимания инвалид­ности, развитию навыков то­лерантности. Формами вклю­чения родителей могут быть индивидуальные консульта­ции, мастер-классы и семина­ры. Роль родителей в качестве равных партнеров в образова­тельном процессе предполага­ет также издание специаль­ных пособий с играми и упражнениями по проведению занятий с ребенком дома. Ро­дители могут принимать уча­стие в групповых, и, в отдель­ных случаях, индивидуаль­ных занятиях, расширяя запас педагогических компе­тенций, отмечая динамику в развитии ребенка .

Также свою работу учитель­-логопед строит таким образом, чтобы результаты деятельности детей с ОВ3 были инте­ресны и доступны для бли­жайшего окружения. Это мо­гут быть создание выставок творческих работ, помощь по изготовлению пособий и мно­гое другое.

В конце каждого полугодия рационально составлять пись­менный отчет об «особом» ре­бенке, в котором соотносятся поставленные педагогом цели с результатами достижений ученика. Письменный отчет ­это своего рода содержательная оценка результата совместной деятельности ребенка, учите­ля, учителя-логопеда, педаго­га-психолога и родителей. Главное в отчете - выявить индивидуальные положитель­ные особенности в каждом ученике, зафиксировать его успехи, приобретенные за оп­ределенное время, наметить возможные ближайшие перс­пективы совершенствования приобретенных знаний, уме­ний и навыков.

Подобный от­чет - своего рода показатель оптимистического отношения педагога к каждому отдельно­му ученику, способствующий его самоутверждению, стиму­лирующий его к дальнейше­му развитию и обучению.

С целью повышения про­фессиональной компетентнос­ти учителя-логопеда в русле инклюзивного образования необходимо проведение тре­нингов, междисциплинарных консилиумов среди узких специалистов, стажировок, ма­стер-классов, открытых ме­роприятий.

Таким образом, создание условий для полноценного вос­питания и образования детей с ОВ3, адекватного их состоя­нию и здоровью, является ус­ловием успешной реализации инклюзии - одного из реша­ющих и эффективных меха­низмов построения общества для всех и каждого конкрет­ного человека.

В продолжение темы:
Тюремные тату

Акафист собору Оптинских Старцев Кондак 1 Икос 1 Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светилницы. Кондак 2 Видевше сети диаволъския, аки...

Новые статьи
/
Популярные