Под крылом ангела. Пять рекордов Петропавловского собора

Ангел на шпиле Петропавловского собора - одна из основных достопримечательностей, которой славен Санкт-Петербург . Ангел венчает собой Петропавловский собор , которым в свою очередь гордится Петропавловская крепость . Жители Санкт-Петербурга считают ангела стражем и покровителем города .

История создания

Впервые ангел-хранитель Санкт-Петербурга появился на шпиле Петропавловского собора в 1720-х годах, фигуру выполнил голландский мастер Х.ван Болес . С момента своего создания фигура выполняла роль флюгера.

В 1756 году первую фигуру ангела уничтожил пожар. Ее восстановление было произведено по рисункам Трезини, Доменико .

В 1830 году ангел вновь пострадал: ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру. Ангела почти сорвало с креста. Тогда за ремонт взялся кровельщик Петр Телушкин . Он подрядился отремонтировать флюгер, добравшись до него без установления лесов. Проделав весь путь с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, Телушкин сумел охватить шпиль веревочной петлей и в результате отремонтировать фигуру. Его имя навсегда вписано в историю Петропавловской крепости.

Спасение ангела во время Великой отечественной войны и последующая реставрация

Чтобы уберечь ангела от обстрелов во время Великой Отечественной войны, шпиль Петропавловского собора был выкрашен маскировочной краской, а саму фигуру накрыли мешковиной.

Послевоенная реставрация началась лишь в 1991 году и продлилась несколько лет. Фигуру отремонтировали и заново позолотили .

В 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля.

Сегодня альпинисты инспектируют ангела раз в полгода, чтобы убедиться в его сохранности. Они проверяют техническое состояние флюгера, подшипников. Измеряют усилие, которое необходимо для страгивания с места всего флюгера .

Санкт-Петербург - единственная европейская столица, которая ни в один период истории, не была захвачена противником.

Ангел на шпиле Петропавловского Собора

Первая фигура ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора была выполнена голландским мастером Г. ван Болесом в 1720-х годах. После пожара 1756 года она была восстановлена по рисункам Д. Трезини. В 1830 году ураганный ветер сильно накренил шпиль и повредил фигуру ангела, выполнявшую функцию флюгера. Кровельщик Петр Телушкин, отличавшийся огромной физической силой, без всяких лесов, с помощью веревок, а иногда просто удерживаясь на пальцах, сумел охватить шпиль веревочной петлей и отремонтировать флюгер. Его имя навсегда вошло в историю Петропавловской крепости.

Казенный крестьянин Пётр Телушкин Ярославской губернии. Мастер кровельного цеха, поставивший без применения лесов крест и ангела на шпице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге в октябре - ноябре 1830 г. Позировал художнику Г. Г. Чернецову в 1832 г.

Подъём Петра Телушкина на шпиль Петропавловского собора. Рисунок Ф. Г. Солнцева. 1876 год

В 1858 году, во время замены деревянных конструкций шпиля на стальные, фигура ангела была снята. Вместо неё установили третью фигуру, выполненную по рисунку скульптора Р. К. Залемана. Ангел теперь стоял почти вертикально и прочно соединялся с крестом. В начале Великой Отечественной войны шпиль был покрашен маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной, чтобы уберечь от обстрелов. В 1991 году ангел несколько лет провел в реставрационных мастерских, где его отремонтировали и заново позолотили. Лишь в 1995 году фигура ангела с помощью вертолета была поднята к вершине шпиля. Высота фигуры составляет 3,48 м; размах крыльев ангела - 3,56 м. Высота креста - 6,5 м. Вес ангела с крестом 250 кг.

Первый ангел (в виде флюгера) был выполнен по проекту самого Доменико Трезини в 1724 году (тот первый ангел держался обеими руками за флюгер) и украшал шпиль колокольни до 1756 году, пока не погиб при пожаре от удара молнией. Воссозданная фигура повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураган 1777 года нанес фигуре второго ангела серьезные повреждения. Третий ангел был изготовлен по эскизу Антонио Ринальди (великий итальянский архитектор, в 1756–1790 гг. бывший на придворной службе в России), а для защиты его от молний в 1778 году великий Леонард Эйлер предложил и выполнил устройство громоотвода. Этот ангел уже имел тот вид, который знаком нам сейчас, и держал крест в правой руке.

В 1829 году буря вновь повредила фигуру ангела. Средств на возведение лесов вокруг шпиля в казне города не оказалось. Кровельщик Петр Телушкин вызвался забраться на яблоко шпиля и отремонтировать фигуру. Он сделал это за шесть недель в октябре-ноябре 1830 года и за свой подвиг получил 3000 рублей (примерно десятилетняя его зарплата), а также право на бесплатную чарку водки во всех казенных кабаках пожизненно. Это право он подтверждал соответствующим документом с печатью. Согласно легенде, он часто терял этот документ; в конце концов, чиновникам надоело выдавать его вновь и вновь, и печать в виде клейма поставили Телушкину на правую сторону подбородка. Теперь ему было достаточно щелкнуть пальцем по клейму. Тогда и возник, по преданию, характерный жест, приглашающий выпить.

В 1858 году был выполнен еще один ремонт шпиля, и ангел был заменен (но внешний вид остался по чертежам Ринальди). Четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра - именно этот четвертый ангел (весом почти в тонну!) и парит над городом до сих пор. После 1858 года частичные ремонты шпиля и ангела проводились в 1957, 1991–1996 и 2000–2003 гг. В ходе последнего ремонта фигура была снята для капитальной реставрации в специальных мастерских. Между прочим, сообщалось, что в крыльях ангела было обнаружено немало пулевых отверстий - наиболее вероятно, что это следы выстрелов революционной матросни в ноябре 1917 года… Каркас фигуры выполнен теперь из нержавеющей стали, но обшит, как и прежде, золотыми листами. С 11 февраля 2003 года на шпиле Петропавловского собора вновь засияла фигура благословляющего Петербург золотого Ангела.

Как и прежний, этот ангел держит в правой руке четырехконечный, иногда называемый латинским, а не православным, восьмиконечный крест? Почему?

На самом деле ни в Византии (откуда пришло на Русь христианство и восьмиконечный крест), ни в православии в самой России святость и каноничность четырехконечного креста не отрицалась никем, кроме старообрядцев (раскольников). Вот, например, что писал о четвероконечном кресте святой праведный Иоанн Кронштадтский во введении к своей книге «О Кресте Христовом» еще в 1855 году (это была его богословская диссертация в Санкт-Петербургской православной духовной академии РПЦ) :

«Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест».

Само собой разумеется, что в 1777 году проект скульптуры ангела (с четырехконечным крестом) был высочайше утвержден (Екатериной II). А Антонио Ринальди при выборе формы креста мог руководствоваться несколькими соображениями: во-первых, сама колокольня собора выполнена Домеником Трезини в европейском стиле; во-вторых, скульптурные изображения вообще редки в православной культуре и традиции - это именно европейская, латинская традиция; в-третьих (возможно, это главное), Петр I ведь и задумал город над Невой как «окно в Европу», и как дань уважения к ее «святым камням» рассматривали и во все последующие годы и внешний вид православного собора во имя первоверховных апостолов Петра и Павла…

Был водружен позолоченый ангел — символ Санкт-Петербурга.

Новую жизнь подарили ангелу собора Петропавловской крепости десять лет назад реставраторы, инженеры, верхолазы, вертолетчики - все, кто трудился над воссозданием монументального символа города на Неве.

Первый ангел-флюгер (по проекту Доменико Трезини) украшал шпиль собора до 1756 года, но погиб при пожаре. Воссозданную фигуру повредил ураган. По эскизу Антонио Ринальди был изготовлен третий ангел, меньшего размера, но и он был повержен при буре. Кровельщик Петр Телушкин сумел без строительства лесов отремонтировать фигуру и крест. В 1834 году шпиль вновь накренился: деревянный каркас начал подгнивать. Строителем шпиля был назначен тогда инженер Дмитрий Журавский. Он и разработал надежный и простой поворотный механизм с подшипниками, не требующий специального обслуживания. С 1858 года четвертый ангел свободно вращался на шпиле.

Высота парящего над нашим городом ангела-хранителя - более трех метров, размах крыльев - около четырех метров, высота креста в его руках - шесть метров.

Точная копия ангела Ринальди периодически реставрировалась. Самые сложные работы понадобилось сделать десять лет назад, к 300‑летию града Петрова. Ангел оставался недвижим уже несколько лет, и к юбилею его нужно было «оживить», отремонтировав поворотный механизм. Когда к руководителю КБ специального машиностроения Вадиму Гиммельману обратились с просьбой сохранить конструкцию, он ответил: «Надо - сохраним».

Работа недешевая, а средств практически не было. Люди трудились не за деньги. Как истинные патриоты и энтузиасты, работали без выходных. Из окон моей квартиры виден наш ангел. Если я просыпаюсь и вижу, что ангел вертится, мне спокойно, - говорит Вадим Георгиевич.

Но самой известной личностью на строительно-реставрационной площадке был представитель главного конструктора Анатолий Мельдер. В свои 67 лет он работал без страховки на высоте 122,5 метра!

Демонтировали конструкцию по частям в июле 2002 года. В Екатерининской куртине сотрудники фирмы «Акме-дек» вручную покрывали его сусальным золотом - всего ушло 350 граммов драгоценного металла. Позолоченные части меди отправляли наверх вертолетом.

Полгода город не видел своего ангела. 20 января 2003 года ясная погода и несильный ветер способствовали удачному началу монтажа отремонтированной конструкции. На следующий день с помощью вертолета «Балтийских авиалиний» на верхушке шпиля была установлена золоченая сфера. Еще две недели продолжались высотные работы - монтаж поворотного механизма и каркаса фигуры. Обшивку шпиля самой знаменитой колокольни города делали вручную.

Собирали ангела на верхней площадке лесов размером четыре на четыре метра, в тяжелых условиях, при сильном ветре и температуре нередко ниже минус 20 градусов. При развороте большого крыла был сильный порыв ветра - его могло «занести», но, к счастью, обошлось. Поскольку работали с сусальным золотом, обходились без перчаток, болты тоже закручивали голыми руками - никаких тяжелых инструментов применять было нельзя.

Монтажник-высотник Павел Ходаков поднимался к трем ангелам Санкт-Петербурга: осматривал фигуру на Александровской колонне Дворцовой площади, снимал златовласого небожителя с церкви святой Екатерины на Кадетской линии Васильевского острова и раз в полгода навещает «петропавловского» ангела. С последним у него давняя дружба: верхолаз участвовал еще в реставрации 1995 года.

Тогда мы снимали позолоченную обшивку шпиля впервые после его установки, то есть впервые за 140 лет. Потом надо было обшивку поставить на место, так, чтобы все совпало. И если в первый раз обшивку подавали вертолетом, то десять лет назад - лебедками в контейнерах, - вспоминает Павел.

«Благословляется и освящается знамение сие крестное и образ ангела-хранителя града сего благодатию Пресвятаго Духа, окроплением воды сея освященныя - во имя Отца, и Сына и Святаго Духа. Аминь». Эти слова произнес трижды 13 февраля 2003 года, стоя на верхней площадке лесов, настоятель Петропавловского собора (ныне архимандрит. - Ред.)

Площадка колебалась ветром во всех направлениях. Было непросто, - вспоминает отец Александр. На маленькой площадке над городом рядом с ним поместилось еще несколько человек - хор, фотокорреспонденты, операторы…

Капсула с посланием к потомкам и икона Покрова Пресвятой Богородицы были заложены в позолоченную сферу на вершине 40‑метрового шпиля чуть раньше, 30 января. Послание ожидает тех, кому вслед за нынешними верхолазами придется подниматься к ангелу для новой реставрации. Специалисты поручились, что произойдет это «как минимум через 50 лет».

Освященный ангел с крестом - не просто образ и символ. Он означает, что город храним Богом, не оставлен святыми его и что город этот поистине православный, где жительствует духовная жизнь.

Петропавловский собор - одно из самых «открыточных» мест Петербурга, узнать его можно по одному лишь силуэту. Это центр сердца города - одноименной крепости, от которой Северная столица отсчитывает свою историю. Одновременно с этим собор - самая высокая постройка в центре города.

В истории его постройки вообще много всего «самого»..

Самый первый собор Петербурга

Собор Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в том виде, в каком мы его сегодня знаем, заложили 30 мая 1712 года. Сооружение собора по проекту и под руководством архитектора Доменико Трезини заняло 20 лет и продлилось до 1732 года.

Каменный собор построили через несколько лет над деревянным. Фото: Commons.wikimedia.org

Однако свою историю храм ведет от момента основания города - деревянный собор появился в крепости на Заячьем острове еще в 1703 году. Грандиозный размах Петра требовал монументальных масштабов - собор должен был превзойти по размерам Меншикову башню и колокольню Ивана Великого в Москве.

Деревянный храм простоял в крепости меньше десяти лет, после чего вокруг него была сооружена основательная каменная постройка (деревянных храм оставался какое-то время внутри каменного). С учетом этой преемственности Петропавловский собор можно считать самым старым храмом Петербурга.

Самая высокая постройка в центре

Как известно, петербуржцы очень дорожат «небесной линией города» - горизонтальной перспективой, которая позволяет окинуть взором половину Северной столицы из любой точки в центре города. При этом в панораму не вмешивается ни один небоскреб или слишком высокий бизнес-центр. Для сохранения этой линии был внедрен так называемый высотный регламент, который действует по принципу «чем ближе к центру - тем ниже здания».

На окраине можно встретить и трехсотметровые постройки, но в радиусе нескольких километров от Невского проспекта регламент действует строго, поэтому шпиль Петропавловского собора так хорошо виден издалека.

Высота каменного здания в 1720 году составляла 112 метров и оказалась на 32 метра выше колокольни Ивана Великого в Москве. Однако знаменитый шпиль увенчал храм только через 13 лет, уже после смерти Петра I. Сегодня высота здания вместе со шпилем составляет 122,5 метра.

Самая большая царская усыпальница

Все, кто хотя бы раз заходил внутрь собора, несомненно, помнят ряды величественных надгробий членов императорской семьи.

Уже при Петре I Петропавловский собор становится царской усыпальницей. В 1715 году здесь похоронена жена царевича Алексея Софья-Шарлотта-Кристина, в 1717 году - сестра Петра I Мария Алексеевна, в 1718 году - царевич Алексей.

Здесь же покоится и сам основатель собора Петр I. В 1908 году, когда внутри собора для надгробий не осталось места, рядом с храмом построили новую усыпальницу и связали с ним коридором. Здесь было решено хоронить только членов императорской семьи, не самих коронованных особ. До начала Первой мировой войны успели перенести восемь захоронений из правого нефа собора и похоронить пятерых преставившихся великих князей. Всего в усыпальнице было предусмотрено 30 склепов. После революции 1917 года собор надолго прекратил выполнять свои ритуальные функции. В 1992 году здесь похоронили члена дома Романовых Владимира Кирилловича. Последней здесь похоронили супругу императора Александра III Марию Федоровну - в 2006 году ее останки были перевезены в Петропавловский собор из Дании.

В соборе сегодня покоятся 48 членов царской семьи. Еще 17 захоронений расположены в Великокняжеской усыпальнице.

Самый большой ангел

Ангел на шпиле Петропавловского собора по праву может конкурировать с корабликом на шпиле Адмиралтейства по своей туристической популярности.

Шпиль появился на крыше собора только в 1733 году, а украсить колокольню фигурой ангела Доменико Трезини предлагал еще за 11 лет до этого. Архитектор создал чертеж, а фигуру создавали обычный крестьянин и серебряных дел мастер. Правда, их работа Трезини не устроила, и ангела переделали приглашенные европейские мастера. Они совместили его с флюгером: фигура ангела держалась двумя руками за ось и была снабжена поворотными механизмами. Флюгер был действующим и по размеру был гораздо меньше нынешнего ангела.

Глядя с земли, сложно поверить, что рост ангела - более трех метров. Фото: Commons.wikimedia.org

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была тогда полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов. При Петре III ангела восстановили по первоначальным чертежам.

Второй ангел шпиля Петропавловского собора погиб во время урагана 1778 года. Сильный ветер сломал фигуру, был повреждён поворотный механизм. Проект третьего ангела выполнил Антонио Ринальди. Тогда он поменял положение и перестал быть флюгером, хотя при порывах ветра до сих пор может немного вращаться. В последний раз ангела уже вместе со шпилем заменили в 1858 году.

В 1930-х годах по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене ангела шпиля колокольни на рубиновую звезду. На этот проект успели составить документы, но из-за начала войны эту работу выполнить так и не успели. Во время блокады Ленинграда шпиль Петропавловского собора был закрашен, ангела закрыли мешковиной. Высота фигуры — 3,2 метра, размах крыльев — 3,8.

Самый сложный в восстановлении иконостас

Иконостас Петропавловского собора, своеобразный памятник победе России в Северной войне, выполнен в виде триумфальных ворот. По сложности композиции он не уступает наиболее известным мировым памятникам резьбы по дереву.

Иконостас Петропавловского собора реставрировали более 25 лет. Фото: Санкт-Петербургская Митрополия РПЦ

Иконостас был создан по указу императора Петра I. Он выполнен из дуба, липы и хвойных пород дерева. Слева и справа от Царских врат расположены позолоченные фигуры архангелов Гавриила и Михаила. Высота позолоченного иконостаса - почти 20 метров. Изготовили его в 1722-1726 годах в Москве по чертежу Доменико Трезини. В его состав вошли 43 иконы и объемная скульптура.

За почти 300-летнюю историю иконостас трижды ремонтировался. Большая реставрация планировалась на 1987 год. Были восстановлены иконы, но на скульптуры и орнаменты не хватило денег. В 2011 году реставрация возобновилась благодаря помощи благотворителей и средствам из федерального бюджета. В общей сложности работа над реставрацией иконостаса велась 25 лет и была закончена только несколько лет назад.

В продолжение темы:
Уголовные

Фразеологизмы Фразеологизмами называют устойчивые сочетания слов, обороты речи типа: «бить баклуши», «повесить нос», «задать головомойку»... Оборот речи, который называют...

Новые статьи
/
Популярные