Действительно ли медведь и бурундук друзья. Урок внеклассного чтения как медведь и бурундук дружить перестали

Когда Хинганские горы ещё маленькие были, когда нужно было выстрелить из лука и услышать, как стрела по ту сторону Хингана упадёт - вот тогда медведь и бурундук дружили.

Жили они вместе в одной берлоге. Вместе на охоту ходили. Делили всё пополам: что медведь добудет, то бурундук ест; что бурундук добудет, то медведь ест. Так дружили они очень долго. Да известно - завистникам чужая дружба всегда глаза колет. Пока друзей не поссорят, не успокоятся…
Вот вышел как-то бурундук из берлоги, захотелось ему орехов пощёлкать. Повстречалась ему лиса. Рыжим хвостом завертела, поздоровалась, спрашивает:
- Как поживаешь, сосед?

Рассказал ей всё бурундук без утайки.
Выслушала его лиса, и завидно ей стало, что два зверя вместе живут и не ссорятся. А сама она ни с кем не дружила, потому что всегда хитрила да всех обмануть норовила.
Притворилась лиса, что жалеет бурундука, лапки на животе сложила, слезу пустила: известно, что обманщику заплакать ничего не стоит. Говорит:
- Бедный ты, бедный! Жалко мне тебя.
Испугался бурундук:
- Почему ты жалеешь меня, соседка?
- Глупый ты! - отвечает лиса. - Медведь тебя обижает, а ты и не догадываешься об этом.
- Как так - обижает? - спрашивает бурундук.
- А вот так. Когда медведь добычу берёт, кто первый её зубами рвёт?
- Брат-медведь, - отвечает бурундук.
- Вот видишь, самый сладкий кусок ему и достаётся. Ты, поди, уж давно хорошего куска не видал, всё медвежьими объедками питаешься! Оттого и ростом ты маленький.
Завиляла лиса хвостом, слёзы утёрла, покачала головой.
- Ну, прощай, - говорит она напоследок. - Вижу, нравится тебе такая жизнь. Только я на твоём месте первая бы в добычу зубы запускала!
И побежала лиса будто по делу. Бежит, хвостом следы заметает.

Посмотрел ей вслед бурундук, задумался: «А ведь соседка-то, пожалуй, правильно рассудила!»
Так бурундук задумался, что и про орехи забыл. «Вот, - думает, - медведь-то какой обманщик оказался! А ему верил, за старшего брата считал».
…Вот пошли медведь и бурундук на охоту.
Зашли по пути в малинник. Сгрёб медведь в лапы куст малины, присосался сам и брата приглашает. А тот смотрит - лиса-то правду сказала!

Поймал медведь евражку - суслика. Зовёт бурундука. А тот глядит - медведь-то первым в евражку когти вонзил. Выходит, правду лиса говорила!
Пошли братья мимо пчелиного дубка. Медведь тот дубок своротил, лапой придержал, нос в улей всунул, ноздри раздул, губами зашлёпал. Брата зовёт - мёд испробовать. А тот видит: опять медведь первый пробует - значит, опять лиса права!

Рассердился тут бурундук! «Ну, - думает, - проучу я тебя!»
Пошли они на охоту в другой раз.
Сел бурундук брату на загривок - ему за медведем на своих маленьких лапках не поспеть.
Учуял медведь добычу. Косулю словил. Только хотел он её зубами схватить, а тут бурундук как прыгнет у него меж ушей! Это - чтобы прежде брата в добычу зубы вонзить, сладкий кусок себе взять да немножко подрасти. Испугался медведь, выпустил косулю, и ушла она.

Остались оба брата голодными.
Пошли они дальше.
Увидел медведь евражку, подкрался, а бурундук опять тут как тут! Опять перепугал медведя до полусмерти. Опять охота пропала. Рассердился медведь, а брату ничего не говорит.

Повстречались они с молодым кабаном. В другое время медведь и задираться бы не стал, а тут от голодухи у него живот к рёбрам прилип. Озлился медведь и попёр на кабана! Заревел так, что попятился кабан от медведя. Пятился, пятился, - уткнулся хвостом в дерево - дальше некуда. Тут на него медведь и насел. Пасть раскрыл, зубами щёлкает, вот сейчас целиком сглотнёт!
Только приступил медведь к кабану, а бурундук опять с его загривка меж ушей - на кабана прыг! Хочет первым кабана попробовать. Тут медведь совсем разозлился. Как хватит бурундука лапой по спине, так все пять когтей и вонзил ему в спину, чтобы под лапу не попадался, не мешал!
Рванулся бурундук - всю шкуру себе от головы до хвоста распорол. Взвыл от боли. Прыгнул на дерево, да на другое, да на третье.
Как пошёл с ветки на ветку перепрыгивать, только его медведь и видел!

Позвал медведь брата, когда кабана заломал:
- Эй, брат! Иди свеженину есть!
Нет бурундука, будто и не было никогда.
Пошёл медведь домой. Ждал, ждал брата, да так и не дождался.
Убежал бурундук. На деревьях долго жил, пока раны на спине не зажили. Ну, раны-то зажили, а пять чёрных полос от когтей медведя на всю жизнь у него остались.
Теперь бурундук к медведю и не подходит и мяса не ест. А случится ему от медведя неподалёку оказаться, он со злости в медведя кедровыми шишками кидает. А как медведь голову поднимет, бурундук бежать - только его и видели!

Нанайская народная сказка с иллюстрациями: Г. Д. Павлишина

Когда Хинганские горы ещё маленькие были, когда можно было выстрелить из лука и услышать, как стрела по ту сторону Хингана упадёт, тогда дружили медведь и бурундук.

Жили они вместе в одной берлоге. Вместе на охоту ходили, делили всё пополам: что медведь добудет, то бурундук ест, что бурундук добудет, то медведь ест.

Так дружили они долго. Да известно: завистникам чужая дружба глаза колет. Пока друзей не поссорят, не успокоятся...

Вот вышел как-то бурундук из берлоги — захотелось ему орехов пощёлкать. Повстречалась ему лиса. Рыжим хвостом завертела, поздоровалась, спрашивает:

— Как поживаешь, сосед?

Рассказал ей всё бурундук. Выслушала его лиса, и завидноей стало, что два зверя вместе живут и не ссорятся. Сама-то она ни с кем не дружила, потому что всегда хитрила да всех обмануть норовила.

Притворилась лиса, что жалеет бурундука, лапки на животе сложила, заплакала и говорит:

— Бедный ты, бедный! Жалко мне тебя! Испугался бурундук:

— Почему ты жалеешь меня, соседка?

— Глупый ты! — отвечает лиса.— Медведь тебя обижает, а ты и не догадываешься об этом.

— Как это обижает?

— А вот так. Когда медведь добычу берёт, кто первый её зубами рвёт?

— Брат-медведь,— отвечает бурундук.

— Вот видишь, самый сладкий кусок ему достаётся. Ты, наверно, уж давно хорошего куска не видел, всё медвежьими объедками питаешься! Оттого и ростом ты маленький.

Завиляла лиса хвостом, слёзы утёрла.

— Ну, прощай,— говорит.— Вижу, нравится тебе такая жизнь. Только я бы на твоём месте первая в добычу зубы запускала!

Убежала лиса. Посмотрел ей вслед бурундук, задумался: «А ведь соседка-то, пожалуй, правильно рассудила!»

Так бурундук задумался, что и про орехи забыл. «Вот,— думает,— медведь-то какой обманщик оказался! А я ему верил, старшим братом считал».

Вот пошли медведь и бурундук на охоту. Зашли по пути в малинник. Сгрёб медведь в лапы куст малины, ягоды ест и брата приглашает. А тот смотрит: лиса-то правду сказала! Поймал медведь евражку. Зовёт бурундука, а тот глядит: медведь-то первым в евражку когти вонзил. Выходит, правду лиса говорила! Пошли братья мимо пчелиного дубка. Медведь тот дубок своротил, лапой придержал, нос в улей всунул, брата зовёт — мёд пробовать. А бурундук видит: опять медведь первый пробует,— значит, опять лиса права!

Рассердился тут бурундук. «Ну,— думает,— проучу я тебя!»

Пошли они на охоту в другой раз. Сел бурундук брату на загривок. Учуял медведь добычу, косулю поймал. Только хотел её зубами схватить, а бурундук как прыгнет! Это — чтобы прежде брата в добычу зубы вонзить, сладкий кусок себе взять да немножко подрасти. Испугался медведь, выпустил косулю, и она убежала. Остались оба брата голодными.

Повстречались они с молодым кабаном. В другое время медведь и задираться бы не стал, а тут уж очень голоден был. Заревел так, что попятился кабан от медведя. Пятился, пятился, уткнулся хвостом в дерево — дальше некуда. Тут на него медведь и насел. Пасть раскрыл, зубами щёлкает, вот сейчас проглотит!

Только медведь приступил к кабану, а бурундук на кабана — прыг! Тут медведь совсем разозлился. Как хватит бурундука лапой по спине, так все пять когтей и вонзил ему в спину, чтобы под лапу не попадался, не мешал! Рванулся бурундук — всю шкуру себе от головы до хвоста распорол.

Убежал он в лес. На деревьях долго жил, пока раны на спине не зажили. Ну, раны-то зажили, а пять чёрных полос от когтей медведя на всю жизнь у него остались.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида

«Рябинушка»

«Как поссорились медведь

и бурундук»

сценарий игровой программы

Подготовила

воспитатель

г. Покачи

«Как поссорились медведь и бурундук»

Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с северными народными сказками.

образовательные:

    формирование умения понимать главную идею сказок народов Севера; развития интереса к художественной литературе и чтению.

развивающие:

    развитие эмоциональной отзывчивости, эмпатии, способности к сопереживанию, желание придти на помощь другу в с ложной ситуации.

воспитательные:

    воспитание интереса и любви к малой Родине; воспитание чувства взаимовыручки, взаимопомощи ; любви, бережного отношения ко всему живому.

Предварительная работа:

    занимательная деятельность по познавательному и речевому развитию (дикие животные); этические беседы; знакомство с пословицами и поговорками; чтение сказок народов Севера; словарная работа на обогащение и активизацию словаря в совместной деятельности педагога с детьми (беседы, словесные игры, рассматривание картин и т. д.); вырезание силуэтов и контурное рисование животных (медведь, белка, заяц). просмотр мультипликационных фильмов: «Сказки народов Севера»; слушание музыкальных композиций народов Севера; подготовка к игре — драматизации; игра – инсценировка этического порядка.

Ребята, скажите, пожалуйста, как называется страна, в которой мы живём?


И мы с вами? (Россияне).

Но Россия очень большая страна, а мы живём? (на Севере).

Север – это наша малая Родина.

Первыми коренными жителями нашего края были ханты и манси.

Вот скажите, что любят больше всего слушать и читать дети всех народов?

Правильно, сказки! Сказки народов Севера – это душа народа, его мудрость. Это не только любимое развлечение, но и своего рода школа жизни для детей.

Звучит музыка народов Севера.

ХОД программы:

Дети садятся на стульчики.

Сказки каких народов Севера, вы знаете? (Ответы детей)

Игра: Вопрос – ответ: «Узнай сказку».

Сказка народа Севера «Как медведь и бурундук дружить перестали».

Вам понравилась сказка? О ком она? Кто главные герои этой сказки?

Посмотрите на слайд и по рисункам кратко расскажите, что произошло в сказке. Только

будьте внимательны: рисунки стоят не по порядку.

Кого вы пожалели? Почему?

Кого вы осудили? Почему?

На какой вопрос даёт ответ сказка? Выберите из данных вопросов.

1. Почему бурундук живёт в лесу?

2. Почему у бурундука длинный хвостик?

3. Почему у бурундука на спине пять полосок?

Можете ли вы теперь сказать, откуда у бурундучка на спине пять чёрных полосок?

Что вы узнали из сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» о медведе?

(Питался малиной, мёдом. Хотел поймать евражку, косулю и дикого кабана. Всегда

угощал своего друга бурундука. Но потом обидел бурундука, потому что он мешал ему

охотиться.

Давайте вспомним, какой медведь в русских сказках. Выберите из данных слов те, которые

характеризуют медведя.(Косолапый, добрый, хрупкий, лежебока, злой, нежный, хитрый,

глупый, неуклюжий, смелый, Топтыгин.)

Физминутка

Под веселые напевы

Повернемся вправо, влево.

Руки вверх! Руки вниз! Вверх!

И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг.

На месте стой!

Топни левою ногой!

Влево шаг!

И снова стой.

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

А теперь наклонись и тихонечко садись.

Нравственный вопрос.

Ребята, как вы думаете, а сам бурундучок был хорошим другом?

Давайте составим для бурундучка правила дружбы.

Правила дружбы.

1. Не обижай друга.

2.Выручай друга из беды.

3. Сочувствуй в горе.

4. Радуйся вместе с ним.

5. Делись с другом всем, что у тебя есть.

6.Выполняй обещания, данные другу.

Вывод: так чему нас учит эта сказка?

И почему – же звери перестали дружить?

Ответы детей: Нельзя быть: хитрым, завистливым, злым, бессердечным, вредным, непослушным, невоспитанным, ленивым, жадным, недовольным. Нельзя обманывать, дразнить, обзывать.

    Ребята, давайте поможем героям сказок и подарим им ценности – драгоценности. Дети кладут в красивую вазу разноцветные цветочки (цветной конструктор) и называют человеческие ценности: доброта, любовь, трудолюбие, дружелюбие, миролюбие, заботливость, сочувствие, правдивость, честность, отзывчивость, благородство, взаимопомощь, доброжелательность, совесть, щедрость

Давайте ещё подарим милосердие и сострадание.


Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.

Знаете, ребята, сострадание, заботливость, сочувствие, дружелюбие, любовь творят чудеса и превращают даже очень злого зверя в очень доброго, доброго.

Инсценировка сценки из сказки народов Севера: «Медведь и бурундук». Сказочный дизайн: коллективная работа.

Звучит аудиозапись мелодии народов Севера.

Ребята, предлагаю вам сделать коллаж – наклеить на эту картину художника героев из сказки народов Севера. Дети наклеивают героев сказок на картину. Молодцы! У вас всё получилось! Мы и дальше будем продолжать читать сказки народов Севера и добавлять героев в наш коллаж. И перед нами откроется сказочный мир мудрости народов Севера.

А потом мы пойдём в гости к малышам покажем сказки народов Севера и подарим наш коллаж.

Итог программы:

Дети, о чём мы сегодня с вами говорили?

Дети: О нашей малой Родине, о народах Севера и сказках народов Севера.

Какой герой, из какой сказки вам больше всего понравился и почему?

Ребята, а бывает такое, что друзья ссорятся? (Бывает).

А кому нравится ссориться с друзьями? (Никому).

А, что надо делать, чтобы не ссориться?

Дети: Делиться игрушками, не выхватывать их друг у друга, не драться, соблюдать правила игры, уступать друг другу, уважать мнение и желание друг друга, не обижаться по мелочам, уметь прощать другу…

Ребята, а если нет у кого-то друга, можно его найти? (Можно)

Послушайте поговорки о дружбе:

Нет друга - так ищи, а нашёл - береги!

Настоящий друг познаётся в беде.

В настоящей дружбе так, сам погибай, а товарища выручай.

Бурундучок предлагает вам свое угощение (печенье – орешки, грибочки)

Спасибо за встречу!


Гаврилина Оксана Владимировна
КГКОУ СКШИ 8 вида 13
Учитель начальных классов
Урок внеклассного чтения во 2 классе
«Как медведь и бурундук дружить перестали».
Нанайская сказка
Цель: Развивать навыки работы с книгой и умение анализировать прочитанное.
Задачи:
1. Познакомить учащихся со сказками народов Приамурья.
2. Развивать умения сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы; умение работать сообща, приходить к общему мнению.
3. Формировать правильное выразительное чтение, речь детей, обогащать словарный запас, побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуг
4. Воспитывать лучшие нравственные качества личности на примере положительных литературных героев.
Оборудование: учебник «Лукошко» 1 класс, презентация
Ход урока.
I. Организационный момент.
Ну, вот мы и снова у сказки в гостях,Никто не услышит о том в новостях. Да мы и не думали шум создавать,А будем тихонько страницы листать.Смеяться с героями, переживать,Грустить, веселиться, о чуде мечтать.И снова забудем, дружок впопыхах,Что чудо-то держим с тобою в руках.
- О каком чуде идет речь? (О книге)
2.Объявление темы и цели урока.
- Сегодня мы собрались, чтобы совершить удивительное путешествие по страницам сказок народов Приамурья. Народов, которые жили в этих местах давным-давно, и живут в наше время, народов, которые всегда отличались своей мудростью, добротой, терпимостью. Слайд 1, 2
2. Актуализация знаний.
-Ребята, вы любите сказки? А кто вам рассказывает сказки?
-А откуда взрослые знают эти сказки?
- Почему мы с удовольствием слушаем и читаем русские сказки?
- Правильно, ведь это сказки наших предков, наша история. У каждого народа свои сказки, свои обычаи и традиции.
Мы любим слушать русские сказки, потому что это сказки наших предков. Слайд 3
– Ребята, давайте вспомним, какие коренные жители живут на территории Хабаровского края? Много разных народов населяют Дальний Восток.
Как вы думаете, а какие сказки любит нанайские дети?
Правильно. Все любят слушать сказки своего народа.
А чем занимаются коренные жители Приамурья? (Они занимаются охотой, рыбалкой, собирают дары леса). Слайд 4,5
Да, ребята, они прекрасные охотники и следопыты, они лучше всех знают, где растут самые вкусные ягоды тайги, как поймать и правильно приготовить рыбу. А далекие предки этих народов поведали нам много сказок, былин, сказаний о своей жизни и традициях. (звучит песня «Таёжные были») Слайд 6
Давайте представим себе маленький домик на берегу Амура. В нём сидит нанайка. Она вышивает чудные узоры на халате. Слайд 7,8
Рассмотрите их. Здесь и веточки дальневосточных растений, и цветы, и забавные животные. И из этих удивительных узоров рождается сказка... Рассмотрите узоры и скажите, о чём будет сказка. (- Эта сказка будет о лесе, о животных.) Слайд 9-11
3. Обсуждение сказки.
Какую сказку вы читали к сегодняшнему уроку? Слайд 12
Чья это сказка?
- Вам понравилась сказка? О ком она? Кто главные герои этой сказки? Слайд 13
Посмотрите на слайд и по рисункам кратко расскажите, что произошло в сказке. Только будьте внимательны: рисунки стоят не по порядку. Слайд 14
- Кого вы пожалели? Почему?
-Кого вы осудили? Почему?
-На какой вопрос даёт ответ сказка? Выберите из данных вопросов. Слайд 15
1. Почему бурундук живёт в лесу?
2. Почему у бурундука длинный хвостик?
3. Почему у бурундука на спине пять полосок?
- Можете ли вы теперь сказать, откуда у бурундучка на спине пять чёрных полосок?
4. Постановка проблемного вопроса
Сегодня бурундучок пришёл к нам на урок. Он просит помочь разобраться: кто же ему был настоящим другом: лиса или медведь? Вдруг он попадёт в другие сказки, где тоже будут эти герои. Сначала давайте вспомним, в каких сказках он может повстречаться со сказочными героями. Интересно, как часто может произойти такая встреча?
Вспомните и назовите сказки, в которых встречается медведь, Слайд 16
…… а в каких лиса. Слайд 17
Давайте сделаем вывод.(Эти герои часто встречаются в русских сказках.)
5. Сравнение характеров героев. Слайд 18
Рассмотрите иллюстрации с изображением животных. Кто это? (Лиса и медведь)
Давайте сравним характеры этих героев. Какой обычно в сказках медведь? А какая лиса?
а) Выборочное чтение.
-Найдите в нанайской сказке отрывок, в котором бурундук впервые встречается с лисой. (Стр. 132).
Давайте прочитаем этот отрывок по ролям
Докажите, что лиса хитрая.
- «Завертела хвостом»
- «Всегда хитрила, всех обмануть норовила» (норовила – старалась)
- «притворилась»
-Сделаем вывод: какая лиса в сказках?
Давайте дадим совет бурундучку, надо ли ему верить лисе, дружить с ней?
- Что вы узнали из сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» о медведе?
(Питался малиной, мёдом. Хотел поймать евражку, косулю и дикого кабана. Всегда угощал своего друга бурундука. Но потом обидел бурундука, потому что он мешал ему охотиться.
б) Словарная работа Слайд 19
Давайте вспомним, какой медведь в русских сказках.
Выберите из данных слов те, которые характеризуют медведя.
(Косолапый, добрый, хрупкий, лежебока, злой, нежный, хитрый, глупый, неуклюжий, смелый, топтыгин.)Сделаем вывод: похожи ли медведь и лиса по характеру? Слайд 20
Физминутка под музыку Nanajskie_napevy-Tema_EvenkaПод веселые напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз! Вверх!
И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг.
На месте стой!
Топни левою ногой!
Влево шаг!
И снова стой.
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.
А теперь наклонись и тихонечко садись.
6.Нравственный вопрос.
- Ребята, как вы думаете, а сам бурундучок был хорошим другом?
Давайте составим для бурундучка правила дружбы.
Правила дружбы. Слайд 21
1. Не обижай друга.
2.Выручай друга из беды.
3. Сочувствуй в горе.
4. Радуйся вместе с ним.
5. Делись с другом всем, что у тебя есть.
6.Выполняй обещания, данные другу.
Вывод: так чему нас учит эта сказка?
7. Знакомство с новой сказкой.
- Ребята, а сегодня я хочу познакомить вас с новой сказкой народов Приамурья. Это нивхская сказка. Слайд 22
Нивхи, как и нанайцы живут на берегу Амура, также занимаются охотой и рыболовством, и также у этого народа есть свои сказки.
Эта сказка называется «Почему у бурундука полоски». Слайд 23
Послушайте её внимательно-внимательно.
Чтение сказки учителем
Почему у бурундука на спине полоски
Нивхская сказка

Кто такой бурундук? Бурундук родной брат белки! Только белка живёт на деревьях, в дуплах, а бурундук роет норы в земле. За это его ещё зовут земляной белкой.
Раньше маленький бурундук был весь жёлтенький, тёмных полосок на нём не было.
Но однажды в нашей тайге произошла вот какая история.
Хозяин тайги дедушка медведь залёг осенью в свою тёплую берлогу, свернулся поуютней, сунул лапу в пасть и крепко заснул. Так крепко, что не слышал, как выли над тайгой вьюги, как трещали от мороза пихты, как ходили по лесу охотники.
Полгода прошло, а для медведя - будто день промелькнул.
Он проснулся, когда весеннее солнышко пригрело, когда первые ручейки зазвенели. Проснулся и чувствует - живот аж подвело, так есть хочется. Это только говорят, что медведь лапу сосёт и сыт бывает. Нет, лапой сыт не будешь.
Вышел медведь на поляну и думает, чем бы поживиться. А что думать? Медвежья еда ещё не поспела. Далеко до ягод, до орехов.
Идёт медведь по лесу, каждый пенёк обнюхивает, нет ли где чего. Вдруг слышит: под большим пнём шорох какой-то. Медведь ткнул пень лапой. Не поддаётся.
Медведь попробовал двумя лапами. Пень - ни с места. Мало сил у голодного медведя. Тогда он рассердился, застучал по пню лапой и закричал:
- Эй, кто там живёт? Выходи!
Выскочил жёлтый бурундук и говорит:
- Здравствуй, дедушка медведь!
- Ты кто такой? - рычит медведь.- Что там делаешь?
- Я - бурундук. Я здесь живу. Это мой дом,- отвечает бурундук.
Медведь говорит:
- Я всю зиму проспал. А теперь проснулся - есть нечего.
Бурундук говорит:
Я тоже всю зиму проспал. Но прежде чем залечь в спячку, я заготовил припасы. Есть у меня в кладовках сладкие корешки, вкусные сытные орешки. Сижу и ем и горя не знаю. Медведь говорит:
- Ты хороший зверёк, бурундук. Дай - ка мне попробовать твоих корешков и орешков.
Бурундук говорит:
- Сейчас, дедушка, принесу.
Он юркнул под пень и вытащил оттуда сладкие корешки да сытные орешки.
- Угощайся, дедушка! Слайд 24
Медведь ест и похваливает:
- Аи, как вкусно! Дай ещё!
Бурундук принёс ещё. Медведь наелся, подобрел. И говорит:
- Спасибо тебе, милый бурундучок.
Маленький ты зверёк, а добрый, старика уважил.
И погладил медведь бурундука лапой по спине. Осторожно погладил, ласково, а на спине у бурундука от медвежьих когтей пять полосок появилось. Слайд 25
Появились чёрные полоски, да так и остались.
Бурундук гордился своими полосками. Бывало, его спрашивали:
- Откуда они у тебя?
Бурундук отвечал:
- Это меня дедушка медведь погладил.
С тех пор у всех бурундуков на спине полоски.
Беседа по первичному восприятию
Кто главные герои в этой сказке?
Что нового мы узнали о бурундуке из этой сказки? Слайд 26
Чему учит эта сказка?Чем похожи сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали» и «Почему у бурундука на спине полоски»?
Чем отличаются эти сказки?
Ребята, так какой же совет мы можем дать бурундучку?
Молодцы, ребята! Бурундучок благодарен вам за добрые советы. А что полезного для себя вы сегодня запомнили? Чему вас научили эти сказки?
Бурундучок также уверен, что дружба навсегда поселится в нашем классе.
8. Работа с выставкой книг.
Ребята, посмотрите на выставку книг. Книги, которые я предлагаю вам прочитать самостоятельно – это тоже сказки народов Приамурья.
Выберите сказки, которые мы сегодня читали. Покажите всем иллюстрации в книге к этим сказкам.
9. Рефлексия.
Ребята, вам понравился урок? Возникло ли у вас желание дальше познакомиться со сказками народов Приамурья?
Бурундучок предлагает вам свое угощение (печенье – орешки, грибочки)
Спасибо за урок!

Когда Хинганские горы ещё маленькие были, когда можно было выстрелить из лука и услышать, как стрела по ту сторону Хингана упадёт, тогда дружили медведь и бурундук.

Жили они вместе в одной берлоге. Вместе на охоту ходили, делили всё пополам: что медведь добудет, то бурундук ест, что бурундук добудет, то медведь ест.

Так дружили они долго. Да известно: завистникам чужая дружба глаза колет. Пока друзей не поссорят, не успокоятся...

Вот вышел как-то бурундук из берлоги - захотелось ему орехов пощёлкать. Повстречалась ему лиса. Рыжим хвостом завертела, поздоровалась, спрашивает:

Как поживаешь, сосед?

Рассказал ей всё бурундук. Выслушала его лиса, и завидно ей стало, что два зверя вместе живут и не ссорятся. Сама-то она ни с кем не дружила, потому что всегда хитрила да всех обмануть норовила.

Притворилась лиса, что жалеет бурундука, лапки на животе сложила, заплакала и говорит:

Бедный ты, бедный! Жалко мне тебя! Испугался бурундук:

Почему ты жалеешь меня, соседка?

Глупый ты! - отвечает лиса. - Медведь тебя обижает, а ты и не догадываешься об этом.

Как это обижает?

А вот так. Когда медведь добычу берёт, кто первый её зубами рвёт?

Брат-медведь, - отвечает бурундук.

Вот видишь, самый сладкий кусок ему достаётся. Ты, наверно, уж давно хорошего куска не видел, всё медвежьими объедками питаешься! Оттого и ростом ты маленький.

Завиляла лиса хвостом, слёзы утёрла.

Ну, прощай, - говорит. - Вижу, нравится тебе такая жизнь. Только я бы на твоём месте первая в добычу зубы запускала!

Убежала лиса. Посмотрел ей вслед бурундук, задумался: «А ведь соседка-то, пожалуй, правильно рассудила!»

Так бурундук задумался, что и про орехи забыл. «Вот, - думает, - медведь-то какой обманщик оказался! А я ему верил, старшим братом считал».

Вот пошли медведь и бурундук на охоту. Зашли по пути в малинник. Сгрёб медведь в лапы куст малины, ягоды ест и брата приглашает. А тот смотрит: лиса-то правду сказала!

Поймал медведь евражку. Зовёт бурундука, а тот глядит: медведь-то первым в евражку когти вонзил. Выходит, правду лиса говорила!

Пошли братья мимо пчелиного дубка. Медведь тот дубок своротил, лапой придержал, нос в улей всунул, брата зовёт - мёд пробовать. А бурундук видит: опять медведь первый пробует, - значит, опять лиса права!

Рассердился тут бурундук. «Ну, - думает, - проучу я тебя!»

Пошли они на охоту в другой раз. Сел бурундук брату на загривок. Учуял медведь добычу, косулю поймал. Только хотел её зубами схватить, а бурундук как прыгнет! Это - чтобы прежде брата в добычу зубы вонзить, сладкий кусок себе взять да немножко подрасти. Испугался медведь, выпустил косулю, и она убежала. Остались оба брата голодными.

Повстречались они с молодым кабаном. В другое время медведь и задираться бы не стал, а тут уж очень голоден был. Заревел так, что попятился кабан от медведя. Пятился, пятился, уткнулся хвостом в дерево - дальше некуда. Тут на него медведь и насел. Пасть раскрыл, зубами щёлкает, вот сейчас проглотит!

Только медведь приступил к кабану, а бурундук на кабана - прыг! Тут медведь совсем разозлился. Как хватит бурундука лапой по спине, так все пять когтей и вонзил ему в спину, чтобы под лапу не попадался, не мешал!

Рванулся бурундук - всю шкуру себе от головы до хвоста распорол.

Убежал он в лес. На деревьях долго жил, пока раны на спине не зажили. Ну, раны-то зажили, а пять чёрных полос от когтей медведя на всю жизнь у него остались.

В продолжение темы:
Тюремные тату

Акафист собору Оптинских Старцев Кондак 1 Икос 1 Радуйтеся, преподобнии отцы Оптинстии, благодати старчества светилницы. Кондак 2 Видевше сети диаволъския, аки...

Новые статьи
/
Популярные