Насилие в отношении детей: как распознать и куда обращаться. Защита государства от жестокого обращения с детьми Контактная информация государственных организаций, оказывающих помощь детям и семьям по защите их прав от насилия и жестокого обращения на терр

Выступление на заседании городской «Школы для родителей»11.12.2012г.

По теме: «Правовая защита ребенка

от жестокого обращения и насилия в семье»

Часто в последнее время СМИ извещают об очередном факте нарушения прав ребенка в семье или в образовательном учреждении. Причина – не в отсутствии законов, а в их применении. Многим взрослым трудно понять и принять, что ребенок – равноправный с ним человек, имеющий права, и его права, как и права любого человека, нужно знать, уважать и не нарушать. Порой они не знают Конвенции о правах ребенка, не знают содержания статей, а значит, не могут реализовать их в жизни. Наша задача сегодня познакомить Вас с основными нормативными документами по вопросам защиты прав ребенка.

К основным международным документам, касающимся прав детей относятся:

2.Конвенция ООН о правах ребенка;

3.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

В российском законодательстве к юридическим документам, гарантирующим право ребенка на защиту от жестокого обращения, относятся Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Законы РФ «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Уголовный Кодекс РФ и другие.

Конституция Российской Федерации, 1993 г. (с изменениями на 9 июня 2001 года).

Статья 17,ч.3 . Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 21, ч.2 Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Статья 38, ч.2 . Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Федеральный Закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Статья 14 закона гласит, что жестокое обращение с детьми, физическое или (с изменениями на 20 июля 2000 года) психологическое насилие над ними - запрещены.

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» (с изменениями на 27 декабря 2000 года)

В статье 5 утверждено право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства».

Статьей 56 предусмотрено административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (№120 –ФЗ от 24.06.1999г .) определяет понятие «безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц». К беспризорным детям закон относит безнадзорных, не имеющих места жительства и (или) места пребывания.

В качестве особого объекта социального воздействия, в том числе индивидуальной профилактической работы, закон выделяет «семьи, находящиеся в социально опасном положении», к которым он относит две категории семей:

Семьи, имеющие детей, находящихся в социально опасном положении;

Семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

В системе органов внутренних дел созданы специальные подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), в обязанности которых вменено выявление и предупреждение незаконных деяний в отношении несовершеннолетних со стороны их родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияющих на поведение детей, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений или антиобщественных действий либо жестоко обращающихся с ними или совершающие в отношении детей другие противоправные деяния.

Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ (с изменениями на 2 января 2000 года):

Статья 54 «Право ребенка жить и воспитываться в семье» утверждает право ребенка на уважение его человеческого достоинства.

Статья 56 посвящена праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Такая защита должна осуществляться его родителями или лицами, их замещающими, а также органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Вместе с тем ребенок имеет право и на защиту от злоупотреблений со стороны своих родителей. Так, до исполнения ему 14 лет он вправе самостоятельно обращаться в органы опеки и попечительства и другие организации по защите прав ребенка, а после 14 лет – в суд.

В соответствии со статьей 65 при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Семейный Кодекс предусматривает «лишение родителей родительских прав» (статья 69) или «ограничение родительских прав» (статья 73) как меры защиты детей от жестокого обращения с ними в семье.

Статья 77 предусматривает, что при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать его у родителей (одного из них). Данная статья предназначена для решения таких ситуаций, когда только возникает опасность для ребенка со стороны родителей. При этом неважно, наступили или нет негативные последствия такой опасности, главным является наличие ее признаков. Использовать такую меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства, для которых выполнение такой меры является профессиональной обязанностью. Они обязаны отобрать несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у его родителей, но и у других лиц, на попечении которых он находится.

Лишение родительских прав является исключительной мерой, которая применяется в случаях, когда изменить поведение родителей в лучшую сторону уже невозможно, (ст.69 СК) если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других учреждений;
- злоупотребляют своими родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие, покушаются на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
- совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей, либо против жизни или здоровья своего супруга.

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми:

– за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136);
– за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).

Таким образом, защита прав ребенка, обеспечение выполнения нормативно-законодательной базы требует участия всех: родителей, педагогов и просто людей живущих рядом с ребенком.


По мнению психологов, это и интимные ласки, и использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослых, и сексуальная стимуляция ребенка, и сексуальная эксплуатация (изготовление порнографии), и собственно изнасилование.

Увы, придется развеять миф о злобных маньяках: статистика доказывает, что самый распространенный сценарий - это насилие взрослого члена семьи или друга семьи над девочкой — подростком.

В общей сложности на долю членов семьи (отчимов, дядей, братьев, отцов, дедушек) приходится 35?40% изнасилований. Еще 40?50% случаев происходит по вине вхожих в дом друзей членов семьи. То есть, в 90% случаев преступник хорошо известен ребенку, и только 10% изнасилований совершается незнакомцами.

Именно поэтому на поверхность «выплывает» лишь незначительная часть преступлений, в большинстве же случаев дети просто молчат

Самые маленькие жертвы молчат, потому что не понимают, что с ними произошло (или считают это нормой - ведь так поступает родной человек).

Подрастая, они осознают, что происходит что-то неприемлемое, однако более старшие дети и подростки в случаях семейного насилия тоже, увы, молчат - потому, что боятся и стыдятся; потому, что не верят, что поверят им; потому, что боятся разрушить семью и причинить боль кому-то из дорогих им людей.

Еще один миф о насильниках - миф об их устрашающей, преступной внешности. Увы, это заблуждение опасно потому, что дети заранее ждут зловещих признаков и могут так и не дождаться, пока насильник не перейдет к действиям. Чтобы защитить ребенка от сексуального насилия

Обязательно нужно объяснить ребёнку, что никогда не следует:

Подходить к незнакомым взрослым ближе чем на метр, особенно если они находятся в автомобиле;
- входить в лифт с незнакомым взрослым или заходить одновременно с ним в подъезд;
- в одиночку идти со взрослым как незнакомым, так и малознакомым, как в знакомое, так и в незнакомое место под любым предлогом: посмотреть/взять в подарок/помочь вылечить щенка или котенка, взять пакет для папы, помочь в какой-то хозяйственной мелочи, проводить и показать улицу или дом;
- садиться в машину со знакомыми, и тем более незнакомыми, даже если они сообщают, что «папа/мама в больнице и тебе срочно нужно приехать» (надо объяснить ребенку, что сначала неплохо бы папе/маме позвонить и выяснить, все ли с ними в порядке, а если дозвониться не удается - поехать с хорошо знакомым взрослым, лучше - женщиной: соседкой, мамой школьного приятеля);
- никому, кроме доктора на приеме (с согласия и в присутствии родителей) нельзя позволять себя трогать за половые органы; и тем более нельзя трогать никого из взрослых или более старших ребят, даже если они об этом попросили и даже если заявляют, что «все дети делают это» или, напротив, «сейчас ты узнаешь то, что не знает и не умеет еще никто из твоих ровесников».

А еще нужно объяснить ребенку, что если на него все же напали, обманули, запугали и сделали все то, чего делать права не имели надо рассказать об этом тем, кому доверяешь и как можно раньше!

Часто дети не решаются сказать матери о действиях отчима, отца или деда из страха, что мать просто не поверит, или потому, что это будет слишком тяжелым ударом для нее.

Однако если мать или кто-то из близких проведет беседу об этих опасностях первым - ребенок будет понимать, что в случае беды именно этому взрослому можно довериться. Увы, немало случаев, когда матери вполне в курсе происходящего, но либо делают вид, что ничего не знают, либо вообще махнули на это рукой - что не редкость в асоциальных семьях.

В этом случае ребенку очень повезет, если на его пути встретится кто-то (соседи, учителя, родители друзей), кто объяснит, что с этой бедой можно и нужно обращаться в милицию, в органы опеки, в психологические службы.

Сексуальное насилие над несовершеннолетними совершается в современном обществе всё чаще. Оно начинается постепенно и может продолжаться не один год.

Зачастую насильник и старше, и сильней, хорошо знаком с жертвой, ребёнок ему доверяет или зависим от него, и иногда по-настоящему любит, поэтому ему сложно сообщить кому — то о насилии. А ещё ребёнок стесняется, боится, что ему не поверят, он не всегда полностью осознаёт происходящее.


Сексуальная безопасность подростка напрямую зависит от осторожности в контактах с незнакомыми людьми В принципе, каждый ребёнок доверчив и открыт, а взрослые сами говорят детям, что нужно их слушаться и не спрашивать лишнего. Внимание старших приятно для каждого ребёнка, особенно если дома ему его не хватает. Так он становится легко доступным для насильников, добивающихся своего хитростью и угрозами, дешёвыми подарками, а порой своей авторитетностью и зависимостью от них ребёнка.

Не попасть в беду ребёнок сможет, если будет чётко осознавать и всегда помнить, как поступить, когда он окажется в ситуации, опасной для него. Он должен понимать, что его тело принадлежит только ему.

Уже даже малышу нужно объяснять, что, если он не согласен, никто не должен прикасаться к интимным частям тела, только, в случае необходимости. Также и ему нельзя касаться интимных мест у других.

Нужно сделать так, чтобы ребёнок доверял чувствам и интуиции, чтобы не попасть в беду, и различал прикосновения к своему телу.

Ему нужно объяснить, что есть хорошие прикосновения

Прикосновения близких людей обычно хорошие и приятные. А есть плохие прикосновения, причиняющие вред, которые неприятно вспоминать. Ещё есть смущающие прикосновения. Они могут начинаться хорошо, но потом вызывают неприятное волнение, а затем могут причинить и боль, либо это прикосновения незнакомых людей или тайные интимные прикосновения.

Если так происходит, то ребёнку нужно прямо отказать обидчику, постараться сбежать от него и рассказать о случившемся человеку, которому он доверяет (лучше всего, если это будут родители).

Ему стоит разъяснить, что взрослых нужно уважать, но никто из взрослых не имеет права требовать от него подчинения только потому, что он старше, это может закончиться бедой. А вот любой ребёнок имеет право на личную неприкосновенность.

Необходимо выработать правильную тактику поведения, если на его неприкосновенность посягают

Задача родителей - выстроить с собственными детьми такие отношения, при которых они могут спокойно обсуждать с ними все свои проблемы и трудности. Они обязаны оказать ребёнку поддержку, когда он отказывается поцеловать или обнять взрослого человека, пусть даже и близкого, если этого не хочет.

Стоит быть терпеливым и уметь внимательно выслушивать рассказы своих детей об их жизни и друзьях, самим расспрашивать их и стремиться к тому, чтобы они делились всеми своими переживаниями.

Взаимоотношения ребёнка с окружающими людьми, в частности с теми, которые старше, не должны быть тайной для родителей. Взаимное доверие в отношениях детей и родителей, внимание и терпение помогут не попасть в беду.

юрисконсульт МБУ СО «Кризисный Центр»

«Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не

только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству,

как то: брани, клятв, драк, всякой жестокости и тому подобных

поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его,

давать им такие дурные примеры»

Екатерина II

Дети – цветы жизни.

Это изречение знакомо каждому человеку. К сожалению, в настоящее время актуальной проблемой современного общества и родителей разных возрастов является жестокое обращение с детьми. В настоящее время права и достоинство ребенка нашей страны защищает международное и российское законодательство. Следует понимать, что ответственность за воспитание и обеспечение благополучия ребенка — обязанность родителей. А в случаях невыполнения своих родительских обязанностей, законные представители могут быть привлечены к ответственности.

В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. В соответствии со статьей 19 Конвенции «О защите прав ребенка», государство принимает все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, от оскорбления или злоупотребления, от отсутствия заботы или небрежного обращения, от грубого обращения или эксплуатации, от сексуального злоупотребления, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. В соответствии со статьей 37 государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.

Жестокое обращение с детьми - это действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Выделяют несколько форм жестокого обращения: физическое, сексуальное, психическое насилие, отсутствие заботы.

Насилие - это любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Физическое насилие - действия (бездействие) со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое и умственное здоровье ребенка нарушается или находится под угрозой нарушения.

Психологическое (эмоциональное) насилие - это поведение, вызывающее у детей страх, психологическое давление в унизительных формах (унижение, оскорбление), обвинения в адрес ребенка (брань, крики), принижение его успехов, отвержение ребенка, совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям и т.п.

Сексуальное насилие над детьми - любой контакт или взаимодействие, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции.

Неисполнение обязанности по воспитанию несовершеннолетних с жестоким обращением влечет за собой ответственность, которая закреплена статьей 156 Уголовного кодекса Российской Федерации. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, — наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

В случае обнаружения факта насилия необходимо сделать следующее:

При физическом насилии — незамедлительно зафиксировать побои в медицинском учреждении.

В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные