4 кто является центральной фигурой современного образования. Доклад " Учитель современной школы – ключевая фигура качественного образования школьников."

При осве­щении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, мето­дах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и художест­венно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практи­ки и высказывания многих известных педагогов. Известный рус­ский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рож­дает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высо­кого качества обучения и воспитания, творчески подходят к мето­дической стороне воспитательного процесса, обогащают передо­вой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, атакже направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подго­товка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяет­ся изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педа­гогические институты и университеты. При них работают подгото­вительные отделения или факультеты и различные курсы для абиту­риентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учите­ля не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой сте­пени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма слож­ным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагоги­ческой теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с кото­рыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Тео­рия содержит обобщенные положения о том, как нужно осущест­влять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот по­чему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее толь­ко учитель в полном объеме обладает средствами и умением осу­ществлять действенное формирование растущей личности, разви­тие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Имен­но на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, кото­рую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учи­тель – это действительно звучит гордо!

При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, методах и формах учебно-воспитательной работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания, организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественную, спортивно-оздоровительную и худо- жественно-эстетическую деятельность учащихся, направленную на их развитие и формирование разнообразных личностных качеств.

Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры из школьной практики и высказывания многих известных педагогов. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».

В школах работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, творчески подходят к методической стороне воспитательного процесса, обогащают передовой педагогический опыт и вносят значительный вклад в развитие теории и практики учебно-воспитательного процесса. Многим из них присвоены почетные звания «Заслуженный учитель», «Учитель-методист», «Старший учитель».

В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, усиливается их теоретическая и практическая подготовка по тем дисциплинам, которые будут составлять предмет их преподавательской деятельности в школе, значительно расширяется изучение психологопедагогических дисциплин и углубляется их теоретическая и практическая направленность. Совершенствуются механизмы отбора абитуриентов для зачисления их на учебу в педагогические институты и университеты. При них работают подготовительные отделения или факультеты и различные курсы для абитуриентов. Принимаются меры к тому, чтобы заработная плата учителя не была ниже среднемесячного заработка рабочих и служащих других профессий.

Но общественное положение и престиж учителя в немалой степени зависят и от него самого, от его эрудиции и качества работы. Это не простое дело. Учительская работа относится к весьма сложным видам деятельности. И вот здесь перед учителем возникает целый ряд профессиональных проблем. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей работе. Дело здесь в следующем. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямые ответы. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, опыт, педагогическая гибкость и умение творчески подходить к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень его профессионализма.

В настоящее время в школах вводятся должности практических психологов, социальных педагогов, которые в той или иной мере причастны к обучению и воспитанию учащихся. Тем не менее только учитель в полном объеме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие ее мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Именно на этом основан его авторитет, достоинство и гордость за свое призвание, за свою сложную и весьма нужную людям работу, которую никто, кроме него, выполнить не может. Он должен ощущать свой высокий престиж в обществе, величие своей профессии и заслуженно переживать глубокий пафос положения о том, что Учитель - это действительно звучит гордо! 2.

Еще по теме 1. Учитель как центральная фигура в школе и его определяющая роль в осуществлении учебно-воспитательной работы:

  1. ГЛАВА 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
  2. ЛЕКЦИЯ 12 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
  3. ВИДЫ РАБОТЫ В КАЧЕСТВЕ УЧИТЕЛЯ ХИМИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ В ШКОЛЕ
  4. 1. Совершенствование управления школой и ее учебно-воспита- тельной работой как важнейшая предпосылка повышения качества обучения и воспитания. Структура управленческих органов в школе и основные принципы их деятельности
  • Уважаемые земляки!

    Приглашаем вас 21 сентября с 7-00 до 14-00 часов на сельскохозяйственную ярмарку, которая состоится в поселке Рассвет!

    Администрация Рассветовского сельского поселения

  • Уважаемые наши юные друзья!

    Редакция газеты «Победа» приглашает вас принять участие в творческих конкурсах молодых журналистов, итоги которых будут по традиции подведены 21 ноября на районном слете юнкоров по адресу: г. Аксай,
    ул. Чапаева, 163/1, Центр творчества детей и молодежи Аксайского района.

    «Мир детства – мир открытий, творчества, достижений» – о деятельности детских общественных объединений, об участии во всероссийских и региональных мероприятиях.

    «Время молодых» – о талантливых детях, их достижениях.

    «Растем патриотами» – материалы, посвященные 75-летию Победы в Великой Отечественной войне,
    о поисковой работе, о работе школьных музеев.

    «Мы – волонтеры» – о деятельности волонтерских отрядов, направленных на поддержку людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

    «В объективе» – фотографии, отражающие жизнь молодежи.
    Ждем материалы до 12 ноября 2019 года.

  • День открытых дверей

    Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора информирует, что 19.09.2019 г. пройдет акция «День открытых дверей для предпринимателей: консультирование по вопросам законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    и защиты прав потребителей».

    Ждем всех желающих по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск,
    пер. Юннатов, 3.

  • Выберем участкового?

    11 сентября стартовал Всероссийский ежегодный конкурс «Народный участковый». Участковые уполномоченные полиции ОМВД России по Аксайскому району, по результатам оперативно-служебной деятельности признанные лучшими, борются за звание «народного участкового. Служба участкового круглосуточно связана с населением, проживающим на его административном участке, и именно он первым приходит на помощь людям в трудную минуту.

    Для того, чтобы пользователи могли получить полное представление о каждом претенденте на звание «Народный участковый», на официальном сайте ГУ МВД России по Ростовской области размещена информация об участковых уполномоченных полиции, принимающих участие в первом этапе конкурса, который проходит с 11 по 20 сентября, путем онлайн-голосования на официальном сайте
    ГУ МВД России по Ростовской области.
    Д.В. Голубейко, заместитель начальника по ООП ОМВД России по Аксайскому району

  • Услуги ГИБДД можно получить в Интернете

    Получать государственные услуги
    в регистрационно-экзаменационных подразделениях ГИБДД, расположенных
    в Ростове-на-Дону, граждане могут ежедневно.

    Повышение качества оказания гражданам государственных услуг регистрационно-экзаменационными подразделениями – одно
    из приоритетных направлений в деятельности Госавтоинспекции. В связи с этим график работы пунктов МРЭО ГИБДД, расположенных
    на территории Ростова-на-Дону, организован таким образом, чтобы у граждан была возможность обратиться в данные подразделения в любой день недели.

    Обратиться в пункт МРЭО ГИБДД, расположенный по адресу: 50-летия Ростсельмаша, 15, можно в воскресенье с 08-00 до 17-00 часов, с понедельника по среду –
    с 08-00 до 18-00 часов, в четверг – с 09-00 до 13-00 часов.

    В пятницу и субботу государственные услуги оказывает пункт МРЭО ГИБДД, расположенный по адресу: ул. Доватора, 154-а, с 08-00 до 18-00 и с 08-00 до 17-00 часов соответственно.
    Во вторник и среду данное подразделение работает с 08-00 до 18-00 часов, в четверг –
    с 09-00 до 13-00 часов.

    Чтобы сократить время пребывания в МРЭО, вы можете заранее оплатить государственную пошлину по реквизитам, размещенным на официальном сайте Госавтоинспекции
    https://гибдд.рф/r/61/divisions/4334.

    Также напоминаем, записаться на удобное время получения государственных услуг
    в МРЭО ГИБДД можно через интернет-портал www.gosuslugi.ru.

  • Кино о нашем районе!

    Программа «Губерния» сняла фильм к юбилею Аксайского района. В субботу, 24 августа,
    на телеканале «Россия-1» вышел документальный фильм об Аксайском районе, посвященный 95-летию муниципального образования.

  • Малиновый звон для Аксая

    Свято-Успенский собор города Аксая собирает средства на новую звонницу. Она будет состоять из девяти колоколов, разливающих бархатный звон по городу.

    Как известно, материальное положение приходов Русской православной церкви всегда было не очень благополучным. Оно зависит
    от благосостояния нашего народа. Богат наш народ – богата наша церковь. Нищает народ – нищают и храмы. Порою в церквах доходы ниже расходов, поэтому церкви вынуждены обращаться за помощью к прихожанам и неравнодушным к проблемам церкви людям.

    В Свято-Успенском соборе многие годы не было колоколов, несмотря на то, что храм является центральным в нашем городе. На сегодняшний день храм Успения Божией Матери организовал сбор пожертвований на приобретение
    и монтаж звонницы. Итоговая сумма весьма внушительная – почти 2 000 000 рублей. На заводе-изготовителе пошли на уступки и дали храму возможность рассрочки с тем условием, что в течение месяца полная сумма будет выплачена. Поэтому собор организовал сбор части необходимой суммы.

    Просим всех неравнодушных людей помочь храму в этом благодатном деле. Давайте соберем на звонницу вместе, и у храма появится свой голос!

    Реквизиты для помощи собору:
    Наименование полное: местная религиозная организация православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы г. Аксая, Ростовской области Религиозной организации Ростовская-на-Дону Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
    Наименование сокращенное:
    МРО православный приход храма Успения Пресвятой Богородицы г. Аксая.
    ИНН 6102007870 КПП 610201001
    Р/сч. 40703810000100000016
    в ПАО КБ «Центр-инвест», г. Ростов-на-Дону
    БИК 046015762
    Корр./сч. 30101810100000000762
    Адрес: 346720, Ростовская область,
    г. Аксай, ул. Чапаева, 175.
    Руководитель: настоятель прихода Макаренко Геннадий Борисович.
    Телефон Свято-Успенского собора:
    8-928-166-23-13.

  • Вместе против коррупции!

    Генеральной прокуратурой Российской Федерации организован конкурс «Вместе против коррупции!».

    Конкурс проводится в рамках деятельности Межгосударственного совета по противодействию коррупции, созданного для организации конструктивного международного сотрудничества и принятия совместных эффективных мер в сфере борьбы с коррупцией.

    С правилами проведения конкурса можно ознакомиться на официальном сайте конкурса
    в сети «Интернет»: www.anticorruption.life.

    Прием работ будет осуществляться на официальном сайте конкурса www.antukorruption.life с 1 июня по 1 октября 2019 года по двум номинациям – «Социальный плакат» и «Социальный видеоролик».

    Торжественная церемония награждения победителей конкурса будет приурочена
    к Международному дню борьбы с коррупцией
    (9 декабря).

    Р.А. Синельников, и.о. прокурора района

  • Заплати налоги и живи спокойно!

    В текущем году срок уплаты имущественных налогов физическими лицами – собственниками недвижимости, земельных участков и транспортных средств – истекает
    2 декабря.

    Налоговыми органами Ростовской области завершен расчет налога на имущество, земельного и транспортного налогов за 2018 год, и филиалы ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России (г. Волгоград и г. Санкт-Петербург) начали почтовую рассылку налогоплательщикам области сводных налоговых уведомлений
    на уплату имущественных налогов.

    В сводное налоговое уведомление за 2018 год внесены изменения, которые делают процедуру уплаты налогов более простой и понятной для граждан. Теперь в уведомлении содержатся все необходимые данные для перечисления налогов в бюджет, в том числе полные реквизиты платежа и уникальный идентификатор, который позволяет вводить сведения автоматически, а также штрих-код и QR-код для быстрой оплаты налогов через банковские терминалы и мобильные устройства. Поэтому вместе с уведомлением налогоплательщик не получит привычные платежные документы – квитанции по форме ПД. Из формы исключены сведения об объектах, по которым не предъявляются налоговые платежи при наличии у физлица налоговой льготы или переплаты, покрывающей сумму налога.

    На сайте Федеральной налоговой службы размещена промо-страница (раздел) «Налоговое уведомление физических лиц 2019» (https://www.nalog.ru/rn77/snu-2019/), на которой подробно рассказывается, как получить и исполнить налоговое уведомление, а также содержится ряд других сведений, касающихся уплаты имущественных налогов гражданами.

    Если собственник жилой недвижимости, земельных участков, транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения,
    до 1 ноября 2019 года не получает сводное налоговое, ему необходимо сообщить о наличии такого имущества в любой налоговый орган.

    Представлять сообщение не нужно, если в отношении конкретного объекта налогоплательщик получал налоговое уведомление ранее либо уведомление ему не направляли в связи с правом на налоговую льготу. Как и в предыдущие налоговые периоды, сводные налоговые уведомления в бумажном виде не получают физические лица, имеющие доступ к «Личному кабинету налогоплательщика для ФЛ». Им уведомления на уплату имущественных налогов доставляется только в электронной форме через ЛК.

    Для получения дополнительной информации по порядку начисления и уплаты имущественных налогов следует обращаться по телефонам справочной службы налоговых инспекций, размещенным на сайте www.nalog.ru, и в контакт-центр ФНС России по единому федеральному номеру: 8-800-222-2-222.

    Межрайонная ИФНС России № 11 по РО

  • Календарь новостей

  • Услышишь сирену – будь начеку!

    18 сентября 2019 года с 11-20 по 12-00 часов будет проведена годовая комплексная тренировка по оповещению населения области
    с запуском электросирен и передачей текста
    по радио, телевидению и радиотрансляционным
    и телефонным сетям.

    При угрозе возникновения или в случае возникновения экстремальной ситуации – аварии, катастрофы, стихийного бедствия, воздушной опасности, угрозы химического, радиоактивного заражения – в населенных пунктах, объектах народного хозяйства включаются сирены, гудки и другие звуковые сигнальные средства. ЭТО ЕДИНЫЙ СИГНАЛ, ОЗНАЧАЮЩИЙ «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!».

    Услышав сигнал, необходимо включить: радиотрансляционный приемник на первую или вторую программу проводного вещания; радиоприемник на одну из программ
    УКВ-диапазона: ГТРК Дон ТР (частота 72,95 MHz), Юмор FM (частота 91,2 MHz), Хит FM (частота 100,1 MHz), Радио Рекорд (частота 100,7 MHz), Радио Ростова (частота 101,6 MHz), Радио 7 (частота 102,2 MHz), Русское радио (частота 103,0 MHz), Монте Карло (частота 103,7 MHz), Di FM (частота 104,6 MHz), Маяк (частота 107,5 MHz) или телевизионный приемник на канал «Россия 1» или на один из телевизионных каналов: 3, 7, 28, 32, 35, 38, 49 – и прослушать сообщение о возможных стихийных бедствиях, крупных производственных авариях, катастрофах и ваших действиях в сложившейся обстановке.

    В сообщении указывается: факт угрозы, направление распространения зараженного воздуха, населенные пункты, попадающие в зону заражения, характер действий производственного персонала и населения. Сигналами гражданской обороны в военное время являются: «Воздушная тревога»,
    «Отбой воздушной тревоги», «Радиационная опасность», «Химическая тревога».

    Уважаемые жители района!
    Будьте бдительны к сигналам оповещения, умелые действия по сигналам
    оповещения – залог вашей безопасности!

    Для получения индивидуального СМС- сообщения на номер собственного мобильного телефона в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайной ситуации, любой житель Аксайского района может подать заявку, позвонив по телефонному номеру:
    8(863-50) 5-51-75 дежурному диспетчеру ЕДДС-112 Аксайского района. Данная услуга для населения Аксайского района оказывается бесплатно за счет денежных средств Управления по предупреж-дению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    Управление по предупреждению и ликвидации ЧС Администрации Аксайского района

  • О ЧС расскажет СМС

    Уважаемые жители Аксайского района!

    В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 13.11.2012 г. № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций»,
    а также для своевременного и гарантированного доведения до каждого человека достоверной информации об угрозе возникновения или
    о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты муниципальным бюджетным учреждением Аксайского района «Управление
    по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» заключен договор
    с оператором сотовой связи на передачу СМС-сообщений от единой дежурно-диспетчерской службы 112 Аксайского района
    (далее – ЕДДС-112).

    Главная > Документ

    учащихся» ненужной информацией своей цели, как правило, не достигают.

    Методист-предметник, как и учитель, в данной системе лише-ны необходимости и возможности смотреть на образование ре-бенка комплексно. Задачи развития интеллекта и креативности, познавательных потребностей для них существуют лишь фор-мально, реально же никто с них этого никогда не требует. О каче-стве работы учителя при этой системе традиционно судят по объ-ему усвоенного его учениками материала по преподаваемому им предмету.

    При этом предполагается, что реализация двух оставшихся функций процесса обучения (в особенности - развивающей) про-исходит почти автоматически. Теоретическим оправданием явно-го и скрытого наращивания объема преподаваемого материала является упрощенно трактуемое утверждение Л. С. Выготского о том, что «обучение ведет за собой развитие».

    Данный подход при моделировании системы обучения одарен-ных детей теряет всякий смысл. Ориентация на объем знаний вы-глядит бессмысленной в силу известных особенностей когнитив-ного развития этой категории детей. Объем информации может быть увеличен многократно. Но возникает вопрос: зачем это нужно? Ответ на него в мировой теории и практике обучения ода-ренных и талантливых детей найден на общем теоретическом уровне. Модель содержания образования для одаренных должна быть построена преимущественно на базе противоположной кон-цепции - «дидактического формализма».

    «Дидактический формализм» базируется на диаметрально про-тивоположной «дидактическому энциклопедизму» идее. Суть ее в том, что обучение - это в первую очередь средство развития спо-собностей и познавательных интересов детей. При отборе учебно-го материала (учебных предметов и разработке их содержания) в данном подходе учитываются прежде всего его развивающие воз-можности. Отсюда и повышенный интерес первых сторонников «дидактического формализма» к математике, языкам, а впослед-ствии - к междисциплинарным, интегрированным курсам, кото-рые позволяют концентрировать внимание педагога не столько на «обучающей», сколько на «развивающей» функции процесса обу-чения.

    Одна из базовых психологических идей, лежащих в основе дан-ного подхода, - идея об универсальности познавательных (ког-нитивных) способностей. Сформированные на относительно не-большой содержательной базе интеллектуально-творческие спо-собности легко могут быть перенесены (трансформированы) в любую деятельность, так как имеют универсальный характер.

    Сторонников такого подхода к разработке содержания школь-ного образования можно найти еще в глубокой древности. Так, Гераклиту приписывается утверждение о том, что «многознание уму не научает». И. Кант настаивал на том, что обучать ребенка следует «не мыслям, а мышлению». Аналогичные идеи высказы-вались в разное время И. Г. Песталоцци, А. Дистервегом и многи-ми другими известными педагогами.

    Наиболее подробно проблема отношения способностей к твор-ческому (продуктивному) мышлению и прошлого опыта (знаний) отражена в экспериментальных исследованиях представителей гештальт-психологии (М. Вергеймер, К. Дункер, Л. Секей и др.). Они считали, что «эффективность знания заключается в его опе-ративной ценности, а не в вербальной репродуктивности», и раз-ные люди, обладая одинаковыми знаниями, резко отличаются по умению их творчески применять.

    Весьма своеобразный подход к этой проблеме характерен для многих исследований отечественных психологов советского пе-риода. Большинство из них не противопоставляли продуктивные и репродуктивные виды мышления, а также творческие способно-сти и прошлый опыт (знания) (В. В. Давыдов, 3. И. Калмыкова, Н. А. Менчинская, О. К. Тихомиров, Д. Б. Эльконин и др.). При этом многие из них пытались как бы «задним числом» объяснить и обосновать реально сложившуюся практику обучения. Напри-мер, 3. И. Калмыкова рассматривает продуктивное мышление как основу обучаемости, пытаясь тем самым примирить наращивание объема знаний с развитием интеллектуальных и творческих спо-собностей.

    Уже сама по себе эта попытка (В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) создать систему «разви-вающего обучения» является косвенным свидетельством недооце-нивания задач развития интеллектуальных и творческих способ-ностей в отечественной теории и массовой школьной практике. Появление этого термина («развивающее обучение») в отечест-венной дидактике предполагает рассмотрение традиционного обучения если не как нейтрального, то по крайней мере как не-достаточно ориентированного на решение развивающей состав-ляющей процесса обучения.

    Созданные в итоге данных исследований учебные программы пользуются большой популярностью у учителей, ориентирован-ных на серьезную работу. Этот факт можно рассматривать как свидетельство эффективности данного подхода и как тенденцию к росту популярности принципиально иной концептуальной моде-ли содержания образования, более ориентированной на модель «дидактического формализма».

    Рассмотрение проблемы содержания образования вышеопи-санным способом делает проблему острее, но вместе с тем в неко-тором смысле упрощает ее и поэтому относительно уязвимо. Но акцентирование внимания на данном моменте является очень важным в современных условиях, в особенности при разработке педагогических моделей, ориентированных на обучение одарен-ных и талантливых детей.

    В плане конкретизации этой точки зрения важно помнить мысль, подчеркнутую еще К. Д. Ушинским, о дидактическом един-стве процессов развития мышления (разума) и приобретения зна-ний. Однако само по себе ее провозглашение еще не является га-рантией реализации этого на практике.

    Важный аспект этой проблемы рассмотрен в исследованиях Ж. Пиаже и психологов его школы. Высказанная Ж. Пиаже идея о существовании тесной связи между содержанием и формой интел-лектуальной деятельности, или, иначе говоря, между определен-ными фактами и обусловленными ими интеллектуальными опера-циями, была частично доказана экспериментально. Благодаря этому в обиход вошли понятия «математическое мышление», «биологическое мышление» и т. п.

    Данная идея противостоит более популярной и неоднократно подтвержденной экспериментально идее универсальности интел-лектуально-творческих способностей. Истина в данном случае, как обычно, может быть найдена при рассмотрении проблемы с позиций диалектической взаимосвязи этих явлений.

    Мысль о том, что первыми сторонниками как «дидактического материализма», так и «дидактического формализма» данная диа-лектическая взаимосвязь не была осознана, не подлежит сомне-нию. Но утверждение о понимании этой связи современными спе-циалистами и постоянные ссылки на нее то же, к сожалению, не позволяют говорить о том, что эта проблема адекватно решена в современной теории и российской образовательной практике.

    Педагог-практик поставлен в такие условия, что вне зависи-мости от своих субъективных желаний он вынужден ориентиро-ваться на передачу ребенку максимально большего объема ин-формации (знаний), т. е. работать на основе концепции «дидак-тического энциклопедизма». А преодоление вышеобозначенной односторонности он должен видеть в повторяемом большинст-вом отечественных дидактов утверждении о том, что «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). При этом среди практиков, как мы уже отмечали, утвердилось предельно упро-щенное представление о содержании понятия «обучение», зна-чительно отличающееся от представлений того же Л. С. Выгот-ского.

    В итоге все это приводит к тому, что основным критерием оценки деятельности учителя является обученность, но никак не уровень развития мышления и даже не «обучаемость» его учени-ков. Хорошо дети знают математику - значит у них хороший учи-тель математики. Хорошо знают биологию - хороший учитель биологии. Возражение вызывает даже не это, а то, что при таком подходе никто из этих, безусловно, хороших учителей не отвечает за развитие интеллектуальных и творческих способностей ребен-ка. Теоретически на учителя такая задача возложена, но отечест-венная образовательная практика смоделирована так, что эти за-дачи остаются не более чем благими пожеланием.

    Обучение одаренных детей для отечественной дидактики -проблема новая. И она требует довольно серьезной переориента-ции концепции содержания образования. Смещение акцента в сторону «дидактического формализма» при моделировании учеб-ных программ для одаренных - одно из важнейших требований к содержанию их образования. Задача развития интеллектуально-творческих способностей выступает в качестве основной линии реорганизации содержания современного школьного обучения.

    Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли подлежит со-мнению. Поэтому данная проблема традиционно не просто изу-чается педагогикой, а занимает в ней одно из центральных мест.

    Мы уже отмечали, что потребность в умственных впечатле-ниях - свойство, генетически присущее ребенку. Он от природы любопытен. Характерно это свойство и для других живых су-ществ, и чем выше уровень психической организации, тем выше эта генетически предопределенная тяга к познанию окружающего. Из этой тяги при правильном воспитании вырастет любовь к по-знанию - любознательность и ее высшее проявление - познава-тельная потребность.

    Образно говоря, ребенок приходит в мир с уже генетически предопределенным желанием его познать. А мы искренне хотим его научить, приобщить к социальному опыту. Учитывая эту дву-стороннюю заинтересованность, естественно было бы предполо-жить, что процесс обучения должен бы идти легко, свободно и очень продуктивно. Но в реальной жизни все выстраивается не совсем так.

    Почему процесс обучения для ребенка превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу, которую на-до делать, но «очень не хочется»? И для учителей и родителей это

    также тяжкий, весьма обременительный труд, а вовсе не приятный и, казалось бы, естественный для многоопытного взрослого от-клик на желание ребенка познать новое.

    Эти вопросы задавали себе многие ученые. Ответ на них ока-зался, как часто бывает, довольно простым: необходимо учиты-вать природу ребенка, которая сама ориентирована на познание окружающего. Правильно выстроенное обучение должно осуще-ствляться без принуждения, без насилия над ребенком.

    На практике это должно означать глубокую и детальную про-работку проблематики личностно-ориентированного подхода к обучению и вырастающей из него проблемы «сензитивных перио-дов». Есть время для обучения чтению, овладения языком, время для изучения основ математических знаний, время для освоения начертательной геометрии, высшей математики, тонкостей грам-матики и т.д. Надо точно определить его для конкретного ребен-ка, и тогда необходимость в «насилии» отпадет сама собой.

    К чему должны были привести эти заключения специалистов в области разработки содержания образования? К такой же про-стой, в теории, идее - разрабатывать содержание, прислушиваясь к возможностям, интересам и потребностям реального ребенка. А не руководствоваться общими представлениями общества или го-сударства о необходимости тех или иных знаний и развития тех или иных мыслительных способностей. По образному выражению известного американского ученого А. Маслоу, главная задача пе-дагога состоит в том, чтобы помочь ученику обнаружить то, что в нем заложено, а не обучать его, «отливая» в определенную форму, придуманную кем-то другим заранее.

    Одним из первых в начале XX в. стал пропагандировать и реа-лизовывать эту идею американский ученый Дж. Дьюи. Обучение, справедливо считал он, должно ориентироваться на естественный рост и развитие природных, врожденных свойств ребенка. А по-тому, образно говоря, в центре разработки содержания образова-ния должен стоять не «всезнающий взрослый» с заранее заготов-ленными планами и программами обучения, а ребенок с его соб-ственными, индивидуальными желаниями, интересами и потреб-ностями. Ребенок - центральная фигура в процессе обучения, «он -солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс». Его силы должны быть выявлены, интересы удовлетворены, спо-собности должны упражняться.

    По сути, значимость этой переориентации в педагогике можно сравнить со значимостью открытия Николая Коперника для аст-рономии. Однако отечественные специалисты в области истории педагогики стараются не замечать этого аспекта теории Дж. Дьюи. Они обычно акцентируют свое внимание на идеях прагматизма, которые он также развивал в своих педагогических и философ-ских изысканиях.

    Во многом аналогичные подходы к разработке содержания образования предлагали многие ученые конца XIX в. Этим идеям в значительной мере созвучны педагогические воззрения предста-вителей «теории свободного воспитания» (Е. Паркхерст - США, К. Н. Вентцель - Россия, О. Декроли - Франция, П. Кергомар -Франция, М. Монтессори - Италия и др.), европейских «новых школ» (Э. Демолен - Франция, А. Ферьер - Швейцария, С. Френе -Франция и др.), «трудовой школы» (Г. Кершенштейнер - Герма-ния и др.), «педагогики действия» (В. А. Лай - Германия, П. Ф. Кап-терев - Россия и др.), «экспериментальной педагогики» (Э. Мей-ман - Германия, Э. Торндайк - США и др.).

    Ребенок сам должен определять как качественные, так и коли-чественные параметры обучения. На практике это означало, что не взрослый (педагог, родители и др.) должен диктовать, чему и как учить, а взрослый и сам ребенок, исходя из склонностей, ин-тересов, потребностей последнего, должны определять содержа-ние обучения. Это содержание должно быть максимально приспо-соблено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся. Только таким образом, как справедливо утверждал Дж. Дьюи, можно придать обучению «естественный характер», сделать шко-лу для ребенка местом «общественной жизни», а учебную дея-тельность - средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей.

    Конечно, немалое место занимали в концепции Дж. Дьюи и идеи «прагматизма». Он утверждал, что единственный путь к ов-ладению социальным наследием - приобщение ребенка к тем ви-дам деятельности, которые «позволили цивилизации стать тем, чем она является». Поэтому основное внимание в содержании об-разования должно быть уделено не усвоению знаний и не разви-тию мышления, а занятиям конструктивного характера. К основ-ным постулатам, утверждаемым Дж. Дьюи, относятся: «отказ от заранее составленных учебных программ (курсов)», «опора на опыт ребенка», «ребенок должен определять как качество, так и количество обучения», «обучение ребенка методом практических, исследовательских действий» и др.

    Опираясь на эти теоретические установки, американский педа-гог У. Килпатрик разработал широкоизвестную в мировой педа-гогике «проектную систему обучения» («метод проектов»). Суть ее заключалась в том, что дети, исходя из своих интересов, вместе с учителем проектировали решение какой-либо практической зада-чи. Включаясь таким образом в практическую деятельность, они овладевали новыми знаниями.

    Традиционный подход предполагает, например, изучение за-конов физики, правил правописания, основных законов жизне-деятельности растений и животных, а также других важных и ин-тересных вещей и явлений. А уже после этого изучения предпола-гается рассматривать, где можно применить эти знания (если, ко-нечно, останется время). Сторонники концепции Дж. Дьюи подо-шли бы к этому принципиально иначе, все сделали бы как раз на-оборот - сначала «практическая проблема», а затем поиск ее ре-шения с привлечением теоретических знаний, этот поиск должен создать условия для обучения.

    Несмотря на неприятие этих идей отечественной педагогикой, в педагогической практике можно найти немало удачных опытов реализации аналогичных педагогических идей. В специальной и популярной литературе описано много случаев того, как ребенка, не проявившего интереса к изучению математики, физики, химии, зачисляли в число «ленивых», «неперспективных» и даже «тупых». Но этот же ребенок, увлекшись конструированием автомобилей, радиоприборов, компьютерной техники или другим творчеством, начинал испытывать потребность в изучении этих наук и уже не по принуждению, а самостоятельно, с жадностью изучал ту же химию, физику и математику.

    Эти уходящие корнями в историю педагогики идеи повлияли и на отечественную образовательную практику. Разработанный уже упоминавшимся современником и последователем Дж. Дьюи Уильямом Килпатриком для реализации этих идей «метод про-ектов» получил распространение в нашей стране в 20-е годы, но был существенно видоизменен, доработан и назван «бригадно-лабораторным методом» (И. Г. Автухов, П. П. Блонский, Б. В. Всесвятский, Ш. И. Ганелин, В.Ф.Натали, Б.Е.Райков, А. П. Пинкевич, И. Ф. Свадковский, В. Ю. Ульянинский, С. Т. Шац-кий и др.).

    Затем, в начале 30-х годов, от него отказались. Тоталитарному государству люди с развитыми творческими способностями не нужны. И лишь в 90-х эти идеи были частично реабилитированы. Сейчас элементы этого подхода («метод проектов») широко ис-пользуются в отечественных школах. В особенности там, где за-ботятся об интеллектуально-творческом развитии каждого ребен-ка и уделяют специальное внимание одаренным детям.

    Это чрезвычайно важно. Таким образом, можно утверждать, что для развития творческих способностей ребенка ему теперь предлагается не только «петь и плясать в самодеятельности» или конструировать в свободное от занятий время модели кораблей и самолетов, но и творить в области основной деятельности - учеб-ной. Не только послушно проглатывать и усваивать приготов-ленные кем-то «порции знаний», но и добывать знания самостоя-тельно, в ходе настоящего, творческого, исследовательского по-иска. Общешкольные, региональные и республиканские конкурсы этих проектов становятся хорошей традицией, и это не может не вселять надежду.

    Этими концепциями не исчерпывается все богатство и разнооб-разие существующих в истории педагогики концептуальных подхо-дов к конструированию содержания образования, но именно они наиболее значимы с точки зрения развития детской одаренности в условиях образовательной деятельности. Бесконечный спор о том, чему учить детей - «мыслям или мышлению» - продолжается в оте-чественной педагогике и находит свое отражение в программах для одаренных детей. В свою очередь, вся американская педагогическая система буквально пропитана идеями Дж. Дьюи. И в значительной мере поэтому американские педагогические разработки в области обучения одаренных оказываются малопригодными для отечест-венной школы, настойчиво открещивающейся, но реально продол-жающей традиции гербартовской дидактики.

    СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Есть все основания для утверждения, что в основном концеп-ции, разработанные в советское время, продолжают жить в со-временной дидактике и определять практику обучения. Ребенок по-прежнему «не является центром», вокруг которого вращается вся педагогическая система. Явно просматриваются недооценка значимости развития познавательных способностей и ориентация в обучении на максимальное увеличение усваиваемого ребенком информационного объема («дидактический энциклопедизм»). Причем объем этот не только не сократился по сравнению с «со-ветскими временами», но, более того, существенно возрос прежде всего за счет появления новых, «модных» предметов и видов

    учебных занятий. Задачи, ориентированные на конвергентное мышление, безраздельно доминируют над дивергентными в со-держании всех без исключения современных школьных курсов.

    Характерный для отечественной педагогической традиции концептуальный подход к содержанию образования в наиболее концентрированном виде выражен И. Я. Лернером в его теоре-тической модели содержания образования. Содержание образо-вания представлено им графически в виде куба (рис. 5).


    Состав социальною опыта

    ml i JMUL(nvnajiuiiv 4vijii^vii"«jv

    Опыт творческой деятельности

    Опыт осуществления способов деятельности

    Знание о природе, обществе, технике, способах деятельности

    Производственная деятельность

    Учебные предметы, их отражающие

    Науки

    Искусства

    Общественно полезная работа

    Социальная деятельность

    Политическая деятельность

    Внеклассная и внеуроч-ная деятельность, пре-дусматривающая опре-деленное содержание

    Организационно-управленческая | Обучение, воспитание, пропаганда

    Семейно-бытовая

    Гигиеническая

    В социальном В содержании
    опыте образования

    t t

    1. В. И. Лубовского Учебное пособие Для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений 2-е издание, исправленное удк 301. 151(075. 8) Ббк 88. 4я73 С718 Издательская программа

      Учебное пособие

      Издательская программа «Специальная педагогика и специальная психология» для педагогических вузов и колледжей. Руководитель программы - доктор педагогических наук, профессор Н.

    2. Ассоциация гимназий санкт-петербурга воспитательные подходы и системы в современном гимназическом образовании Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

      Документ

      Материалы Третьей Всероссийской конференции по проблемам современного гимназического образования в России, проходившей в Санкт-Петербурге по инициативе Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга

    3. Е. О. Дзюба тенденции просветительства в области современного художественного

      Документ

      В предлагаемом читателю сборнике представлены материалы седьмой Всероссийской c международным участием студенческой научно-практической конференции «Человек.

    4. Высшее образование новые педагогические и информационные технологии в системе образования под редакцией д-ра пед наук проф. Е. Сполат

      Документ

      Предлагаемое пособие знакомит читателя с методом проектов, обуче­нием в сотрудничестве, разноуровневым обучением, «Портфелем учени­ка», а также с широким применением компьютерных телекоммуника­ций, глобальной сети Интернет в практике преподавания.

    5. В. З. Гарифуллин Печатается по решению (2)

      Документ

      Информационное поле современной России: практики и эффекты: Материалы Шестой Международной научно-практической конференции 22 – 24 октября 2009 года / Под.

    УЧИТЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ – КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    В качестве главного результата реализации приоритетного национального проекта «Образование» должно стать повышение качественного образования учащихся. Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Понимая, что качественное (компетентностное) образование является важным ресурсом развития общества, необходимо отметить потребность изменений в отношении к образованию и, прежде всего, к учителю. Формирование личности ученика, признание её важности, ценности и необходимости для современного российского общества происходит под влиянием личности педагога. На современном этапе работы школы ощущается необходимость в учителе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий и общей ситуации в системе образования выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, прогнозировать их результаты, создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда. Изменение качества профессиональной деятельности педагога может происходить в том случае, если учитель готов не только использовать имеющиеся педагогические технологии, но и выходить за рамки нормативной педагогики, через совершенствование собственной деятельности стимулировать творческую деятельность учеников, опираясь на фундаментальные психолого-педагогические принципы организации учебно-познавательной деятельности. Уровень квалификации педагогического коллектива школы позволяет говорить о возможности влиять на качественное образование школьников. В современных условиях реформирования образования радикально меняется статус учителя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма; проявляются творческая личность, творческая индивидуальность педагога. Профессиональную педагогическую компетентность следует рассматривать как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его ценностное отношение к учащимся и эффективное взаимодействие с ними, направленное на создание условий для их воспитания, обучения, развития и личностного роста. Данная категория является предметом исследования множества ученых, которыми выделяются виды педагогической компетентности, которые можно свести к следующему:

    1) специальная компетентность в области преподаваемой дисциплины, которая включает глубокие знания, квалификацию и опыт деятельности в области преподаваемого предмета, по которому ведется обучение; знание способов решения технических, творческих задач.

    2) методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений и навыков у учащихся, включающая владение различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения.

    3) психолого-педагогическая компетентность в сфере обучения, предполагающая владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу на основе результатов педагогической диагностики; знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения; умение пробуждать и развивать у обучаемых устойчивый интерес к выбранной специальности, к преподаваемому предмету.

    4) дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых включает умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей; умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися. В современных условиях важными показателями данной компетентности являются личностные качества педагога - терпение, требовательность, заинтересованность в успехах учеников, объективность в оценке знаний и др. Результатом влияния учителя на качество образования школьников является сформированность у них мотивов учебной деятельности.

    5) рефлексия педагогической деятельности или аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования. Одним из проявлений данного вида компетентности является самообразование.

    6) информационная компетентность, которая формирует умение педагога самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её.

    Под основным содержанием информационной компетентности творческого учителя понимается умение рационально работать с информацией: знать особенности информационных потоков в своей предметной области, владеть основами аналитико-синтетической переработки поступающего материала; освоение технологий подготовки педагогической информационной продукции; использование новых информационно-коммуникативных технологий и владение конкретными навыками по использованию технических средств как непосредственно в образовательном процессе, так и в самостоятельной работе по повышению профессионального уровня.

    Учителю в инновационном режиме приходится выполнять множество видов деятельности:

    1. технологически разрабатывать и процессуально моделировать образовательный процесс в целом;
    1. технологически разрабатывать информационные структуры в виде монологического изложения и в задачном исполнении, преобразовывать учебную информацию, составлять структурные схемы;
    1. составлять диагностические программы, методики, выявляющие состояние образовательного процесса в его различных характеристиках;
    1. прослеживать учебные продвижения учащихся;
    1. анализировать опыт коллег, свой инновационный опыт;
    1. разрабатывать новые технологии обучения, учебные программы.

    Конечным итогом этой многообразной деятельности являются новые информационные продукты: перспективные планы, концептуальные модели, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации, аналитические отчеты, обобщения опыта работы, проекты, модели педагогического эксперимента, лекции и др. Их качественная подготовка невозможна, если учитель не обладает высоким уровнем информационной компетентности – главным проявлением информационной культуры, основное содержание которой сводится к следующему:

    1. инновационное мышление и способы деятельности, соответствующие высокому уровню информационной компетентности;
    1. деятельностная направленность профессионального образования и самообразования, проявляющаяся в освоении и создании новых инновационных продуктов и инновационных технологий, апробированных на практике;
    1. способность к культуротворчеству, выражающемуся в создании творческих информационных педагогических разработок.

    Опыт творческой преобразующей деятельности педагога оценивается по личным творческим достижениям учителя в обучении и воспитании детей; наличию авторских методических разработок, в т.ч. авторских программ, индивидуальному почерку.

    7) ко ммуникативная компетентность во многом определяет социально-психологическую атмосферу в образовании, состояние общественной морали, успех педагогической деятельности, понимаемая как совокупность достаточно сформированных ее структурных компонентов: знания в области коммуникативных дисциплин (педагогика и психология, конфликтология, логика, риторика, культура речи и др.); коммуникативные и организаторские способности; способность к эмпатии; толерантность; способность к самоконтролю; культура вербального и невербального взаимодействия. Каждый компонент представлен веером различных умений: например, когда мы говорим о коммуникативных и организаторских умениях, то имеем в виду умение четко и быстро устанавливать деловые контакты, проявлять инициативу, смекалку, находчивость в умении оказывать психологическое воздействие, на основе адекватного восприятия и понимания своеобразия личности, активно взаимодействовать в совместной деятельности.

    Или, говоря о самоконтроле, имеем в виду умения регулировать свое поведение и поведение собеседника, моделировать собеседника, находить продуктивные способы реагирования в конфликтных ситуациях, инициировать благоприятный психологический климат, прогнозировать развитие межсубъектных отношений и т.д. Способность к эмпатии выражается умением сопереживать, чувствовать другого, осуществлять психотерапию словом, и т.д. Реакция на конфликтную ситуацию – может проявиться в умении убеждать, доказывать, принимать точку зрения другого, добиваться принятия своей точки зрения в реализации коммуникативной интенции и т.д. Под культурой вербального и невербального взаимодействия понимаем: владение техникой речи, риторическими приемами, техникой аргументации и ведения спора; целесообразное использование понятийно-категориального аппарата, соблюдение речевой дисциплины, использование невербальных средств.

    8) социокультурная компетентность определяется как интегративное личностно-профессиональное качество учителя, обеспечивающее его эффективное взаимодействие с учащимися, направленное на создание условий для их успешного вхождения в динамичный, поликультурный социум, самоопределения и самореализации в нем.

    9) культурологическая компетентность обеспечивает конкретное наполнение содержания образования, придавая учебному процессу упорядоченность, стройность и последовательность.

    Исходя из вышесказанного можно вести речь об особых условиях и требованиях к личности и деятельности учителя . Требования эти определяются в первую очередь требованиями достижения нового качества образования, которое, в свою очередь, определяется тем, насколько полученное образование обеспечивает выпускнику школы успешную жизнедеятельность в условиях неопределенности современного общества. В этой связи усиливается необходимость реализации субъектного подхода в обучении, обеспечения безусловного права каждого ребенка активно выбирать и самостоятельно конструировать свою школьную жизнь. При этом существенно изменяется роль учителя: от трансляции знаний и способов деятельности он должен переходить к проектированию индивидуального маршрута интеллектуального и личностного развития каждого школьника и педагогической поддержке продвижения школьников по индивидуальному образовательному маршруту.

    В международной практике образования профессиональная деятельность педагога оценивается, прежде всего, через оценку результатов, демонстрируемых учащимися. Понятие результата, безусловно связано с понятием качества образования. При оценке качества образования следует иметь в виду, что на демонстрируемые учащимися результаты, свидетельствующие о качестве образования, могут оказывать существенное влияние факторы :

    − особенности обучающихся;

    − особенности социокультурной среды;

    − вложения в образование;

    − особенности педагогического процесса;

    − особенности результатов.

    Необходимые системные изменения процесса обучения, обусловленные социокультурными факторами, определяющими современное качество образования, определяют требуемые изменения профессионально- педагогической деятельности учителя :

    − опора на самостоятельность ребенка в обучении;

    − создание условий для проявления активности, творчества и ответственности ребенка в обучении;

    − создание условий для расширения жизненного опыта ребенка и приобретения опыта обучения из жизни;

    − формирование мотивации к непрерывному обучению;

    − инициативность, творчество и корпоративная культура учителя.

    Современное понимание качества образования не сводится к обученности, а предполагает становление готовности выпускника к успешной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного мира и включает не только предметную, но и социальную и личностную компетентности. Ориентация на такое понимание качества образования требует его открытости, которая проявляется во внутренней и внешней оценке качества образования и приводит к тому, что основное назначение, то есть функция учителя, содействует образованию ребенка. Сущностной чертой педагогической деятельности является ее ориентация на образование ребенка, которая базируется в первую очередь:

    1) на организации познавательной деятельности в индивидуальных и коллективных формах как деятельности самообразовательной;

    2) системной диагностике личностных качеств ученика и поддержке его личностного роста;

    3) использовании «скрытых возможностей» образовательного учреждения через создание образовательной среды, использовании такой складывающейся характеристике современной школы, как ее открытость и использование возможностей социума - как локального сообщества, так и страны и мира.

    Состав функций профессионально-педагогической деятельности определяется системой необходимых изменений процесса обучения под воздействием факторов, определяющих новое качество образования, которое в современных условиях понимается как качество подготовки выпускника к успешной самостоятельной жизнедеятельности в условиях неопределенности современного общества. Среди них:

    − ориентация педагогических целей на самореализацию ученика и определение результата образования через компетентность выпускника;

    − включение в содержание образования учебного материала, самостоятельно найденного и предъявленного учащимися;

    − использование образовательных технологий (снятие обучения учением), которые требуют от учителя проявления новых профессиональных ролей координатора, организатора, помощника, консультанта и ориентированы на командную работу учителей;

    − изменение характера взаимодействия учителя и учеников, связанного с установкой учителя на развитие ученика средствами своего предмета;

    − расширение образовательной среды школы и поиск партнеров, выступающих субъектами образования ребенка;

    − изменение оценки достижений обучающихся (формализованная и аутентичная оценка), что требует от учителя умений диагностики и гибкой

    коррекции педагогического процесса;

    − готовность учителей к изменениям профессионально-педагогической деятельности.

    Реализация в практике данных изменений предполагает, что в деятельности учителя наряду с традиционными функциями - обучения и воспитания, будут проявляться и новые (интегративные) функции, отражающие изменения деятельности учителя, ориентированные на обеспечение нового качества школьного образования в контексте тенденций, характеризующих развитие современного общества. Функции, связанные с отношениями, возникающими собственно в процессе обучения и воспитания, и формирующие ядро профессионально-педагогической деятельности, - это функции обучения и воспитания школьника. Однако в изменившейся социокультурной ситуации функции обучения и воспитания трансформируются в функцию содействия образованию школьника ; при этом функция обучения претерпевает изменения в силу акцентуации личностных целей обучения школьника, а функция воспитания приобретает особый смысл, поскольку пронизывает весь педагогический процесс, формируя условия для воспроизводства ценностей. При этом функция содействия образованию школьника, т. е. создания средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности ученика в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования, может рассматриваться как ведущая функция профессионально-педагогической деятельности учителя.

    Содействие образованию школьника становится особенно актуальным сегодня, когда качественное образование для всех является едва ли не самой важной задачей не только системы образования, а и государства, поскольку успешное решение данной задачи гарантирует стабильный общественный прогресс и конкурентоспособность государства. Функция содействия образованию школьника проявляется в первую очередь в отборе учителем содержания образования по предмету на основе пересечений информационных потоков учителя и учащихся, опоры на скрытый опыт учащихся, извлекаемый из культуральных ресурсов, которыми школьники реально обладают, а также межпредметной интеграции знаний в учебных и социальных проектах. Предметное содержание при этом приобретает практикоориентированный характер и обеспечивает не только умение решать практические задачи, связанные с предметным содержанием, но и способствует становлению компетентностей школьников, например через решение ситуационных задач. Реализация данной функции определяет выбор учителем образовательных технологий - проектного, исследовательского, рефлексивного обучения, развития критического мышления, информационно-коммуникативных технологий. Названные технологии не только решают задачи освоения содержания предмета, но и способствуют становлению компетентностей: информационной, социальной (направленной на решение задач взаимодействия с людьми), личностной (направленной на решение задач собственного развития, самоопределения, реализации собственного потенциала), что коррелирует с личностными целями обучения. Функция содействия образованию ребенка неразрывно связана с функцией проектирования . Основное содержание деятельности современного учителя при реализации данной функции составляет совместное со школьником проектирование индивидуального образовательного маршрута. Вклад учителя в проектирование индивидуального образовательного маршрута состоит в проектировании условий образовательного выбора школьника. Что это за условия? Во-первых, это предметное наполнение учебного плана. Казалось бы, это прерогатива не отдельного учителя, а образовательного учреждения в целом. Однако современный учитель либо создает, либо осуществляет поиск и реализует курсы по выбору учащихся на этапе предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах. Учитель особым способом организует образовательную среду, который заключается в концентрации ресурсов среды относительно учащегося или группы учащихся. Учитель дополняет систему формализованной оценки освоения предмета оценкой аутентичной, через достижения фиксирующей продвижение учащегося в образовательном процессе. В современной школе становится весьма значимой субъектная позиция учителя. Ранее эта позиция рассматривалась с точки зрения управления учителем процессом обучения. Однако сегодня вновь очень актуальным становится вопрос о позиции учителя, когда он реально включается в процесс принятия управленческих решений на уровне школы, в организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по изменению процесса обучения, предвосхищает последствия и несет ответственность за принимаемые решения и осуществляемые изменения, просчитывает возможные риски, строит общественные отношения на основе взаимопонимания и партнерства. В связи с этим можно утверждать, что учитель осуществляет управленческую функцию , которая реализуется в двух направлениях: определение образовательной политики и координация деятельности субъектов образовательного процесса.

    Успешная реализация новых функций учителя возможна при их принятии учительством. Учитель осознает необходимость реализации новых функций на основе рефлексии сложившегося опыта профессионально-педагогической деятельности, его развития под влиянием современных социокультурных факторов, что, в свою очередь, стимулирует целенаправленное самообразование учителя. Поэтому в современной профессионально-педагогической деятельности выделяются функции, направленные на себя, на собственный профессиональный рост учителя, то есть рефлексивная функция и функция самообразования, которые рассматриваются как сопутствующие ведущей функции - содействия образованию школьника. Эти функции определяют смысл профессионально-педагогической деятельности учителя, в том числе инновационных изменений в ней, проведение самоидентификации со стандартными представлениями о профессии и приоритетами профессиональной деятельности, обусловленными современной социокультурной ситуацией.

    Библиографический список:

    1.Збронская М.А. Внутренняя структура имиджа. - М., «Синтон», 2005.- 105с. 2.Морунова Л.В. Профессионально обусловленная структура личности. Смоленск, СмолГУ, Материалы 2 Международной конференции «Личность в пространстве и времени».2009.- 558с. 3.Словарь иностранных слов. - М., 1999, Русский язык, - 607с. 4.Философский словарь/под ред. Фролова И.Т./. М.: Изд-во политическая литература


  • В продолжение темы:
    Животные

    . ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

    Новые статьи
    /
    Популярные