Форма солдат российской армии 18 век. Униформа стрелецких полков Русской армии XVII века

Итоги первой войны с турками дали дальнейший толчок к военным реформам в России. Душой этих реформ был новый фаворит императрицы Екатерины II Григорий Александрович Потемкин . Под его энергичным руководством русская армия стала сильнейшей в Европе, а новый комплекс военной одежды назвали его именем - "потемкинским" мундиром.

Первые реформы были проведены почти сразу после окончания войны. В 1775 г. в кавалерии у кирасир отменили кирасы и каскеты на шляпах (последнее касалось и карабинер). В целом в регулярной кавалерии упразднились седла и ботфорты, заменяясь более легкими венгерскими седлами и сапогами, палаши заменили саблями. Драгуны были вновь реформированы в полки ездящей пехоты, цвет их мундиров изменился на зеленый.

Но глобальные перемены начались в начале 1780-х гг. в ходе подготовки новой войны с турками. Теперь все русские солдаты были одеты в единую и практичную униформу. Роды войск, как и прежде, различались цветами мундиров, а воинские специальности, например, в пехоте, обозначались цветами плюмажей на касках:

белый - гренадер, желтый - мушкетер, зеленый - егерь.

Из холодного оружия у мушкетеров остался только штык, а гренадеры вместо шпаги получили на вооружение саблю, у егерей для самообороны ввели пистолет, а унтер-офицеры и отборные стрелки получили штуцер.

В кавалерии множество существовавших родов оружия первоначально было сокращено до трех: карабинеров, легкоконных и кирасиров. Драгун к этому времени можно было считать ездящей пехотой. Все кавалеристы были одеты в одинаковые синие куртки с красным прибором, отличаясь незначительными деталями (цветом пуговиц, аксельбантами). Исключение составляла элита регулярной кавалерии - кирасиры. Они сохранили палевый цвет своих мундиров и разноцветный прибор для каждого полка. Еще большим исключением являлись мундиры кирасир полка наследника (великого князя Павла Петровича - будущего императора Павла I), продолжавших носить традиционные колеты и ботфорты. Появившиеся в 1790-х гг. несколько новых полков гусар и конных егерей отчасти изменили картину общего единообразия. Следует отметить, что единообразие это и без того было подтачиваемо мелкими и крупными новшествами, неизбежно возникавшими в полевой армии, долгое время ведущей военные действия.

В этот период впервые униформу получили несколько казачьих корпусов, прежде носивших только свои национальные костюмы.

Лебединой песней "потемкинского" мундира можно назвать форму конно-артиллерийских рот, сформированных в Санкт-Петербурге уже после смерти Потемкина под патронажем клана Зубовых (Платон Зубов был последним фаворитом императрицы Екатерины II).

Из книги: "300 лет европейского солдата (1618-1918)"
Энциклопедия военного костюма.

В России с именем царя Петра I связаны многочисленные реформы и преобразования, кардинально изменившие патриархальный уклад гражданского общества. На смену бородам пришли парики, вместо лаптей и сапог пришли башмаки и ботфорты, кафтаны уступили место европейскому платью. Русская армия тоже при Петре I не осталась в стороне и постепенно перешла на европейскую систему экипировки. Одним из основных элементов обмундирования становится воинский мундир. Каждый род войск получает свою униформу, отличающуюся цветом, длиной платья и формой отельных элементов костюма. Перейдя в формировании армии на полки европейского строя, Россия аналогичные действия провела и на флоте. С тех пор для всех служивых людей, независимо от того, армейский это или флотский офицер, солдат или матрос, стало обязательным носить установленную форму — русский военный мундир.

Мундир и его роль в жизни военного человека

Первое упоминание о мундирах в России относится к временам правления царя Алексея Михайловича. Уже тогда вместе со стрелецкими полками на службе у русского царя появляются офицеры-иностранцы, предпочитающие носить военный костюм европейского образца. Полки европейского строя можно отличить по более унифицированному военному обмундированию. Военная униформа начинает проникать вместе с иностранцами в светскую и гражданскую жизнь. Мужской костюм европейского фасона только отдаленно напоминает военную одежду. Еще не были в ходу ни знаки отличия, ни специфические для военных элементы воинского костюма. Только после завершения неудачной войны с Турцией за Азов, в русской армии начинается массовый приток иностранцев, которые привнесли вместе с собой в российский обиход понятие военного мундира.

С началом военных реформ в России, военная форма становится популярной. При Петре I был определен порядок ношения военной формы. Для офицерских чинов вводится парадный мундир. Вместе с этим появляется целая индустрия, специализирующая на изготовлении воинской формы.

В гражданском обществе считается почетным носить военные мундиры. Даже после ухода с действительной военной службы военное обмундирование продолжает оставаться одним из важных элементов гардероба. Зачастую это объясняется уважительным отношением гражданского общества в России к военным людям, к их заслугам перед Отечеством. Воинские мундиры носят, находясь на действительной военной службе, продолжают их носить даже после ухода в отставку. Человек, облаченный в военную форму, негласно заявлял о своей принадлежности к военному ведомству. В те времена это было своего рода визитной карточкой — удостоверением личности. Со временем сформировался определенный негласный порядок ношения воинской одежды в гражданском обществе. Любые изменения во внешнем облике военного мундира строго контролировались на самом высоком уровне. Часто изменения вносились членами царствующего дома или с санкции Их Величества.

Нередко за самовольно вносимые изменения в принятую форму военного костюма нарушители строго наказывались.

В XVII-XIX века военный человек в обязательном порядке является членом высокого сословия. Становится модным носить военную форму и военные регалии даже в обычной гражданской обстановке. Соответственно на военном обмундировании отражались и модные тенденции, которые в определенный период доминировали в высшем свете. Цвет и форма военного платья приобретает решающее значение. Для каждого рода войск форме соответствует определенный цвет. На элементах военного костюма появляются мелкие детали, подчеркивающие статус военного человека в обществе и на службе. Мундир офицера – это зашифрованное и закодированное удостоверение личности офицера. Воинское звание, положение в табели о рангах и принадлежность к воинской части можно было прочесть по цвету и форме кителя, по количеству пуговиц, форме эполетов и размеру аксельбантов.

Военная форма становится объектом пристального внимания царствующих особ. В те времена среди европейских монархов было модным носить военные мундиры. Такая тенденция сохранилась в большинстве стран вплоть до начала XX века. Это часто было связано с тем, что члены царствующих семей назначались шефами отдельных полков и воинских формирований. Среди правящих царствующих домов в Европе в знак миролюбивых намерений становится модным дарить военную форму национальных вооруженных сил.

Аналогичная картина с военной формой происходила и в Европе. В Пруссии и во Франции военный крой становится одним из самых популярных стилей в одежде. В Англии большой популярностью пользуется военно-морское обмундирование. Морской мундир становится обязательным элементом парадного костюма всех мужчин, представителей монаршей семьи. В России особым почетом среди царствующих особ пользовалась форма кавалергардов. Лицо, облаченное в военно-морской китель или в мундир армейского образца, считалось носителем власти. Со временем такая тенденция не только сохраняется, но и разрастается. Поголовное увлечение мундирами становится обязательным атрибутом светской власти. К примеру, в Оттоманской империи военные мундиры становятся обязательным атрибутом в гардеробе знати, подчеркивая принадлежность человека к военно-феодальной касте.

Свои мундиры получают практически все военизированные формирования. В морской униформе сразу наметились некоторые отличия в создании формы. Жандармы, выполняющие в те времена функции внутренних войск и выполняющие полицейские функции, носили голубые мундиры. В России, как и во Франции, этот цвет стал символом противостояния революционным идеям и свободомыслию, хотя французские и польские гусары нередко предпочитали носить униформу именно таких оттенков.

Военные мундиры представляли объект пристального внимания и даже пристрастий со стороны царствующих и монарших особ. Русские императоры и английские короли сами предпочитали надевать военную форму. В ряде королевских домов Европы стало традицией одевать в военный мундир даже маленьких членов царствующей семьи, включив их в списочный состав воинского подразделения. Наконец – генеральский мундир мог быть пожалован для постоянного ношения в память о боевых заслугах.

Самые яркие и красивые военные мундиры

Несмотря на растущую популярность военных мундиров среди членов гражданского общества, при всей своей привлекательности эта одежда создавала массу бытовых проблем. Яркая и вычурная форма кителей была маркой. Парадное обмундирование создавало массу неудобств во время движения, не говоря уже о верховой езде, которая тогда являлась обязательной во время парадных церемоний.

Вне строя и в обычной обстановке мундирный этикет вызывал немало насмешек. Военные и служивые люди старались сократить время пребывания в парадной форме, предпочитая блестящему мундиру обычное гражданское платье или полевую военную форму. Совершенно иная ситуация складывалась в той среде, где ношение мундира было обязательным в любой обстановке. Яркий пример такого отношения к военной форме — мундир гусара. Именно гусары имели самую яркую и привлекательную военную форму. Стиль жизни гусаров, их негласный кодекс поведения был неразрывно связан с военным обмундированием. Появившиеся в Венгрии, в стране, где к военной форме было особое отношение, гусары принесли в стилистику воинского костюма национальный колорит. Внешний вид гусарского обмундирования, стиль жизни, манеры и поведение на поле боя сделали гусарский мундир нарицательным. Отвага, бравада и геройство и блистательная военная форма считались основным отличительным чертами гусаров. Благодаря этому обмундирование гусарских полков становится популярным по всей Европе.

Не стоит утверждать, что военная форма других воинских формирований и родов войск отличалась блеклостью. Здесь будет уместно сделать акцент на боевой целесообразности. Морские мундиры становятся максимально удобными и практичными. Кителя имеют более прямые контуры и обшлага. Подобным образом выделяется военная форма инфантерии и артиллеристов. Для кавалерийских частей в некоторой степени сохраняется тяга к парадности военного мундира. Кирасирские части потомки кавалергардов продолжали носить мундиры, отличающиеся лоском и шиком. Удачно дополнял воинский костюм кирасира стальной шлем. Совершенно другая картина наблюдается среди гусарских подразделений. В армиях ведущих европейских держав гусары всегда носили военные мундиры, отличающиеся цветом. Если для остальных родов войск сохранилась некая унификация воинского обмундирования, то с гусарами ситуация выглядела совершенно иначе.

Каждый полк имел утвержденную военную форму, в которой доломан и ментик имели свои, четко определенные цвета. Красные мундиры становятся самыми распространенными среди гусарских подразделений. Этот цвет получают военные формирования в знак уважения за особые военные заслуги. В российской армии красный доломан и ментик носили кавалеристы Лейб-гвардейского гусарского полка. Остальные 12 гусарских полков имели мундиры других цветов, начиная от черного и серого цветов, заканчивая синими, зелеными и мундирами комбинированной расцветки. Русские гусары всегда бросались на самые опасные участки фронта. Доблесть и отвага, проявленные в бою русскими гусарскими полками, стали поводом к тому, что гусарская форма становится обязательной деталью дворцового этикета. В гражданском обществе появляется мода на гусар, которые становятся центральными фигурами во всех общественных мероприятиях.

Для примера достаточно ознакомиться с униформой русских гусарских полков:

  • Александрийский полк имел доломан и ментик черного цвета;
  • Ахтырский полк носил униформу коричневого цвета;
  • Белорусский полк имел комбинированную форму — доломан синий, ментик красный;
  • Гродненский полк одевался в синий доломан и голубой ментик;
  • Елизаветградский полк носил серые доломан и ментик;
  • Изюмский полк носил красный доломан и синий ментик;
  • Лубенский гусарский полк имел униформу синего цвета;
  • Мариупольский полк также имел доломан и ментик синего цвета;
  • Овиопольский гусарский полк одевался в зеленые мундиры;
  • Павлоградский полк носил зеленый доломан и синий ментик;
  • Сумский гусарский полк одевался в мундиры серого цвета;
  • Иркутский гусарский полк также имел униформу черного цвета.

На первый взгляд можно сделать вывод, что особо форма гусарских полков не отличалась. Однако в плане гусарского костюма существовала масса других элементов, с помощью которых можно было внести различия в униформу. Это и цвет меха на воротнике и обшлагах ментика, цвет приборного металла. Ташка и пояс-кушак также могли иметь разную расцветку и вносили отличия в традиционный гусарский мундир.

Схожими расцветками обладали воинские мундиры гусарских полков в Пруссии и в Польше, где преобладал зеленый и серый цвет. Австрийская легкая кавалерия носила форму черного цвета, обшитую золотом, желтыми и белыми цветами имперского флага .

Гродненские, Лубенские и Мариупольские гусары имели синие мундиры. Похожей гаммой расцветки обладали гусарские полки французской армии. Во время военных действий эпохи наполеоновских войск именно при столкновении легкой кавалерии из-за схожести военной формы нередко допускались серьезные тактические ошибки. Со временем, чтобы в дальнейшем избежать подобных казусов, гусарские полки в России стали иметь форму, приближенную по цветовому оформлению к полевому обмундированию. Французские гусары продолжали носить синие и голубые мундиры, сочетая в комбинации доломана и ментика цвета французского флага.

Мода постоянно диктует свои условия и требования к военному костюму. Для офицеров, которые часто являлись представителями дворянского сословия, становится модным добавлять к своему воинскому костюму некоторые яркие атрибуты и детали. Солдаты имеют более сдержанную форму, в которой больший акцент делается на удобство.

Отдельного разговора заслуживают английские гусары, боевые заслуги которых стали легендарными и вошли в историю, как участники самой отчаянной, бесстрашной, и в то же время бессмысленной атаки.

Красные мундиры атакуют

В английской армии к красному цвету всегда было особое отношение. Прославились английские войска еще во время войны за освобождение Северо-Американских колоний. В то время, когда во всех армиях мира наметилась тенденция на более спокойные и менее привлекательные цвета в воинском обмундировании, британская армия продолжала оставаться самым консервативным воинским институтом. Английские красные мундиры получили известность во многом благодаря тем актам жестокости, которые английские солдаты и офицеры проявляли по отношению к противнику и гражданскому населению.

Отношение к красному цвету в британской армии было особенным. Об этом можно судить глядя на приверженность английских военных к своей военной форме. Склонность к яркой расцветке объясняется тем, что английской армии часто приходилось вести боевые действия против туземного населения. Красный цвет должен был стать весомым фактором психологического воздействия на противника. К тому же близкая дистанция огневого боя, практикуемая в XVII-XIX века, никак не отражалась на маскирующих возможностях армейских подразделений на поле боя. Красный цвет военных мундиров британских войск хорошо помнят пехота и ополчение армии Джорджа Вашингтона. Индейцы Канады, народы Персии и Индии на себе ощутили все ужасы военных действий, которые вела английская колониальная армия. Французские гренадеры и кавалеристы навсегда запомнили английские каре с рядами красного цвета в битве при Ватерлоо.

Для английской армии красный цвет мундира продолжал оставаться неизменным до конца XIX века. Только изменение тактики ведения боя, появление мощных и дальнобойных видов ручного огнестрельного оружия привело к тому, что яркий и броский мундир английский солдат и кавалеристов стали использовать только в парадных церемониях. Винтовка и дальнобойная артиллерия заставили солдат зарываться в землю. На смену красному цвету на поле боя пришел цвет хаки.

Однако перед тем как изменить своим традициям, британская армия сумела продемонстрировать миру отвагу и доблесть своих воинов, облаченных именно в форму красного цвета. Английский гусарский мундир был красного цвета, став со временем одновременно символом высшей человеческой глупости и символом бесстрашия.

Во время Крымской войны англичане вместе с французами и турками принимали участие в боевых действиях в Крыму. В районе поселка Балаклава английская легкая кавалерия под командованием полковника Кардигана была брошена в атаку против русской артиллерии. Замысел атаки, предложенной лордом Регланом, командующим английскими экспедиционными войсками в России, был вполне понятен. Необходимо было выбить русские части с господствующих высот, с которым было удобно вести обстрел направляющихся к Севастополю войск союзников. Английская легкая бригада состояла из 5 гусарских эскадронов. План атаки предусматривал внезапную атаку сразу двух кавалерийских бригад, легкой и тяжелой, однако на убой были брошены именно легкие кавалеристы.

Итог ужасной атаки был страшен. Легкая кавалерия англичан была расстреляна русскими пушками в упор. На поле боя осталась лежать не одна сотня красных мундиров. С тех пор отношение к красным мундирам на берегах туманного Альбиона стало меняться. Довершили закат яркой военной униформы на поле боя военные действия на Юге Африки. Во время англо-зулуской войны, вспыхнувшей в конце XIX века зулусы, поддерживаемые голландскими охотниками-колонистами, буквально выкашивали британских солдат во время снайперского обстрела из луков и винтовок. Красная униформа английских солдат становилась прекрасной мишенью.

В заключение

Военные мундиры на пять столетий стали основным видом военного обмундирования. Униформа воюющих армий была представлена различными моделями, отличавшимися богатством фасонов, цветов и деталями оформления. Со временем поддаваясь влиянию модных тенденций, менялись фасоны. Каждый род войск считал необходимым приспособить военный мундир под свои нужды и потребности.

Наряду с кителями, которые становились то длиннее, то короче, появляются короткие куртки колеты и гусарские доломаны. Меняется и оформление мундиров приборами. Появляется в дополнение к суконному прибору, металлические детали. Становится популярным золотое и серебреное шитье. Пуговицы и галуны, эполеты и аксельбанты призваны выделить мундир из общего модельного ряда. В таком виде воинские мундиры продержались до начала Первой Мировой войны. После окончания военных действий в некоторых странах только царствующие особы продолжали носить военную парадную форму. Офицерские мундиры становятся больше похожими на модели мужского костюма. Уходят в прошлое яркие цвета ткани, на смену прибору приходят металлическая фурнитура.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Военный мундир во все времена подчеркивал особое социальное положение военнослужащего, его избранность, воспринимался населением как символ,как некий геральдический элемент. За свою историю российский военный мундир претерпевал многократные усовершенствования и нововведения по воле правителей, изменению идеологии, обращению к традициям, влиянию западно-европейской военной моды и, наконец, в связи с развитием военного дела. Однако немало образцов мундира постигла иная судьба: они остались лишь в проектах.

Наше представление об облике гусар в значительной мере основывается на материалах классического труда А.В.Висковатова «Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками,составленное по высочайшему повелению».(Изд. 2-е. Ч. I I . - Спб., 1900.) Все последующие работы, где затрагивался этот вопрос, практически лишь цитировали ≪Историческое описание...≫
Начнем с вооружения гусар. Описывая его, Висковатов указывает традиционные сабли, карабины и седельные пистолеты. Материалы же канцелярий Военного министерства и ряд других документов свидетельствуют, что незадолго до войны, в апреле - начале мая 1812 г., большинство армейских гусарских полков получили на вооружение пики. Три полка - Белорусский и Ольвиопольский, находившиеся в Дунайской армии, и Лубенский, расположенный в Крыму, - были вооружены пиками, видимо, позднее. Пиками вооружалась только первая шеренга; из расчета 640 пик на полк, на каждый эскадрон приходилось 64 пики.

Читать статью далее...









Гренадерские части существовали в большинстве европейских армий со 2-й пол. XVII в. Их первоначальная функция - метание ручных гранат - уже к середине следующего столетия утратила свое значение, и они превратились просто в отборную пехоту, в каковом качестве с той поры и оставались. Однако давно забытая специальность «гранатометчиков» неожиданно вновь нашла применение на полях сражений I Мировой войны. Позиционная война с ее сплошными линиями фронтов и глубоко эшелонированной обороной, надолго сковавшая враждующие армии, выявила необходимость создания особых ударных (штурмовых) вооруженных групп, в арсенале которых нашли широкое применение ручные гранаты. Такие формирования имелись в германской, итальянской и французской армиях. же после объявления войны Николай II принял чешскую делегацию, которая представила политический проект борьбы за независимость Чехии. Среди прочего, предлагалось сформировать в составе русской армии чешские воинские части. Государь благосклонно воспринял эту идею и дал соответствующие указания Военному министру.

Читать статью далее...


Основанные в 1861 г. Елисаветградское и Тверское кавалерийские юнкерские училища первые три десятилетия не имели специальной формы одежды для своих юнкеров. Связано это было со статусом этих военно-учебных заведений, которые, в отличие от привилегированного столичного Николаевского кавалерийского училища, были ориентированы на «доставление низшим чинам из регулярных войск и урядников из дворян и обер-офицерских детей иррегулярных войск научного и строевого образования, необходимого для офицера», В училища принимались вольноопределяющиеся кавале- рийских полков, уже прослужившие, как правило, 1-2 года и сдавшие вступительный экзамен. Обычно их возраст составлял 18-20 лет, хотя попадались и более взрослые «ветераны». Юнкера учились два года и после успешной сдачи офицерского экзамена возвращались в свои полки эстандарт-юнкерами. Затем по представлению полкового начальства они производились в офицеры. Перед поступлением в училище каждый юнкер вносил в казну своего полка денежный реверс. Эти деньги хранились при полку, принадлежали тому, кто их внес, и обеспечивали оплату офицерского обмундирования при производстве юнкера в офицеры. Соответственно размер реверса, определявшийся командиром полка, зависел от стоимости обмундирования, и в разных полках составлял от 200 до 500 рублей.

Читать статью далее...

Мундир чиновника военного ведомства

Российский военный мундир за всю свою историю претерпел множество изменений, усовершенствований и нововведений. Это было связано с волей правителя, изменением идеологии, влиянием западноевропейской военной моды.

Большинство российских императоров были приверженцами военной моды Западной Европы, поэтому русский военный мундир часто был схож с мундирами других европейских армий. И только император Александр III придал военному мундиру вид национальной одежды.

Допетровская эпоха

В России до конца XVII в. постоянных войск почти не было, поэтому не было и военной униформы. Дружины князей были одеты в ту же одежду, что и мирные жители, прибавлялись только доспехи.

Правда, некоторые князья для своей дружины приобретали иногда единообразную одежду, но это были единичные случаи.

Правительство царя Михаила в 1631 г., ожидая войны с Польшей, отправило в Швецию полковника Александра Лесли для найма 5000 солдат-пехотинцев.

В XVII в., в царствование Алексея Михайловича, были образованы «Полки иноземного строя» – воинские части, сформированные из «охочих» вольных людей, казаков, иностранцев и других, позже и из даточных людей по образцу западноевропейских армий.

Первой унифицированной военной формой на Руси можно считать одежду стрелецких полков. Они появились в XVII в.

Стрельцы

Стреле́ц – служилый человек; всадник или пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое регулярное войско.

Стрелецкие полки имели единообразную и обязательную для всех парадную форму («цветное платье»). Она состояла из верхнего кафтана, шапки с меховым околышем, штанов и сапог, цвет которых (кроме штанов) регламентировался в соответствии с принадлежностью к определённому полку.

Кафта́н – верхняя мужская одежда.

Общее в оружии и одежде всех стрельцов:

  • перчатки с крагами коричневой кожи;
  • в походе дуло пищали или мушкета закрывалось коротким кожаным чехлом;
  • бердыш носился за спиной через любое плечо;
  • поверх поясного ремня одевался кушак;
  • на походном кафтане не было петлиц;
  • внешним отличием старших офицеров («начальных людей») были шитое жемчугом изображение короны на шапке и посох, а также горностаевый подбой верхнего кафтана и опушка шапки (что указывало на высокородное княжеское происхождение).

Парадная форма одевалась только в особые дни: во время главных церковных праздников и при проведении торжественных мероприятий.

Повседневно и в военных походах использовалось «носильное платье», имевшее тот же покрой, что и парадная форма, но сделанная из более дешевого сукна серого, чёрного или коричневого цвета.

С. Иванов «Стрельцы»

Стрелецкие полки в период борьбы за власть выступили против Петра I и были им репрессированы. Форму европейского образца в России ввел Петр I, в основном позаимствовав её у шведов.

Эпоха Петра I

Пётр I создал регулярную армию на основе «Полков иноземного строя», существовавших ещё в период царствования его отца, и стрелецких частей. Армия комплектовалась на основе рекрутской повинности (также до середины XVIII в. сохранялась обязательная служба дворян). Пётр от своих предшественников унаследовал армию, уже приспособленную для дальнейшего переустройства. В Москве находились два «выборных» полка (Бутырский и Лефортовский), которыми командовали «иноземцы» П. Гордон и Ф. Лефорт.

В своих «потешных» сёлах Пётр устроил два новых полка: Преображенский и Семёновский, полностью по иноземному образцу. К 1692 г. эти полки были окончательно обучены и составили 3-й Московский выборный полк во главе с генералом А. М. Головиным.

Офицер лейб-гвардии Семёновского полка с 1700 по 1720 г.

Поначалу офицерская форма петровской армии ничем не отличалась от солдатской. Потом ввели «командирский знак отличия» – офицерский шарф. Эта деталь была позаимствована у шведов, за исключением расцветки, которая воспроизводила цвета российского флага. По правилам шарф одевался через правое плечо и завязывался у левого бедра, но наши офицеры приспособились носить его вокруг пояса – в бою так было удобнее. Петровский шарф с изменениями дожил до современности – в виде парадного офицерского пояса.

Гренадер пехотного полка с 1700 по 1732 г.

Вооружение каждого солдата состояло из шпаги с портупеей и фузеи. Фузея – ружьё, замок фузеи был кремневый; на фузею насаживался в нужных случаях багинет – пяти- или восьмивершковый трёхгранный штык. Патроны помещались в кожаных сумках, прикреплённых к перевязи.

Каптенармус и Подпрапорщик Мушкетерских рот Пехотного полка с 1763 по 1786 г.

Каптенармусы и сержанты вместо фузеи были вооружены алебардами – топорами на трёхаршинном древке.

Сержант Пехотного полка с алебардой с 1700 по 1720 г.

Одна из рот в каждом полку называлась гренадерской, и особенностью её вооружения были фитильные бомбочки, хранившиеся у гренадера в особой сумке. Гренаде́ры – отборные части пехоты и/или кавалерии, предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях.

Драгу́ны – название конницы (кавалерии), способной также действовать и в пешем строю. Драгуны в России были конной и пешей службы.

Фанен-юнкер Нижегородского Драгунского полка, 1797-1800 гг.

С 1700 г. обмундирование солдата состояло из небольшой приплюснутой поярковой треуголки, кафтана, епанчи, камзола и штанов.

Треуголка

Епанча – широкий безрукавный круглый плащ с капюшоном у мужчин, а у женщин – короткая, безрукавная шубейка (обепанечка). Завезена с арабского Востока.

Камзол – мужская одежда, сшитая в талию, длиной до колен, иногда без рукавов надевавшаяся под кафтан.

Шляпа была чёрного цвета, края полей были обшиты тесьмой, и с левой стороны прикреплялась медная пуговица. При выслушивании приказаний от старших младшие снимали шляпу и держали её слева подмышкой. Волосы солдаты и офицеры носили длинные до плеча, а в парадных случаях пудрили их мукой.

Кафтаны у пехотинцев были из зелёного сукна, у драгун – из синего, однобортные, без воротника, с красными обшлагами (отворот на рукаве мужской одежды).

Обшлаг 8-го кирасирского полка французской армии (1814-1815)

Кафтан был до колен и снабжался медными пуговицами; епанча для кавалерии и пехоты делалась из красного сукна и имела два воротника: это была узкая накидка, доходившая до колен и плохо защищавшая от дождя и снега; сапоги – длинные, с лёгкими раструбами (воронкообразное расширение) носили только в караулах и при походе, а обыкновенной обувью являлись чулки и тупоносые смазные башками с медной пряжкой; чулки у армейских солдат были зелёного цвета, а у преображенцев и семёновцев после нарвского поражения – красные, по преданию, в память того дня, когда бывшие «потешные» полки не дрогнули, при всеобщей «конфузии» под натиском Карла XII.

Фузелёр лейб-гвардии Семеновского полка, с 1700 по 1720 г.

Гренадеры гвардии отличались от фузилёров (солдат, вооружённых кремнёвыми ружьями) только головным убором: вместо треугольной шляпы они носили кожаные каски со страусовым пером.

Покрой офицерского мундира был тот же, что и у солдат, только обшитый по краям и по борту золотым галуном, пуговицы были тоже золоченые, галстук, вместо чёрного суконного, как у солдат, был белый полотняный. К шляпе прикреплялся плюмаж из белых и красных перьев.

Пехотный генерал в шляпе с плюмажем

При парадной форме офицеры должны были иметь на головах пудреные парики. От рядового отличал офицера ещё бело-сине-красный шарф с серебряными, а у штаб-офицера с золотыми кистями, который носили высоко на груди, у воротника.

При Петре I в России на военной одежде появился и погон. Использовать погон как средство отличия военнослужащих одного полка от военнослужащих другого полка стали с 1762 г., когда каждому полку были установлены погоны различного плетения из гарусного шнура. Одновременно была предпринята попытка сделать погон средством различения солдат и офицеров, для чего в одном и том же полку у офицеров и солдат плетение погона было различным.

В дальнейшем форма обмундирования изменялась, хотя в общем сохранялись образцы Петра Великого, которые всё более усложнялись. После Семилетней войны сложился культ Фридриха Великого. Об удобстве в форме обмундирования было забыто; из солдата старались сделать молодца с виду и дать ему такое обмундирование, на содержание которого в порядке уходило бы все свободное от службы время. Особенно много времени у солдат требовалось на содержание в порядке своих волос: их причесывали в две букли и косу, в пешем строю пудрили, а в конном разрешалось волос не пудрить и в букли не завивать, забирая в одну плотную косу, но зато требовалось отращивать и высоко подчесывать усы или, у кого их нет, иметь накладные.

Одежда солдата была узка, что вызывалось требованием тогдашней стойки и особенно маршировки не сгибая колен. Многие части войск имели лосиные брюки, которые перед надеванием смачивались и сохли уже на людях. Обмундирование это было настолько неудобно, что в наставлении для обучения рекрут было предписано одевать его не ранее как через три месяца, чтобы научить солдат пользоваться такой одеждой.

Эпоха Екатерины II

В царствование Екатерины II форма обмундирования соблюдалась не очень тщательно. Гвардейские офицеры тяготились ею и вне строя совсем её не носили. Она была изменена в конце царствования Екатерины по настоянию князя Потемкина. Он говорил, что «завиваться, пудриться, плесть косы – солдатское ли это дело? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдатский должен быть таков, что встал, то и готов». Обмундирование армии было упрощено и состояло из широких мундира и штанов, засунутых в высокие сапоги, треуголка была заменена для солдат каской с продольным гребнем, хорошо защищавшей голову от сабельного удара, но не спасавшей от холода.

Кавалергард в парадной форме (1793 г.)

Рядовой и обер-офицер пехотного полка в форме 1786-1796 гг.

Но в кавалерии и особенно в гвардии форма обмундирования осталась по-прежнему блестящая и неудобная, хотя сложные прически и лосины исчезли из обыкновенной формы обмундирования войск.

Эпоха Павла I

Павел I провёл собственную реформу армии, т.к. страдала дисциплина в полках, звания раздавались незаслуженно (дворянские дети уже с рождения были приписаны в какой-то чин, к тому или иному полку. Многие же, имея чин и получая жалование, не служили вообще). Павел I решил последовать Петру Великому и взять за основу модель современной европейской армии (прусской), видя в ней образец дисциплинированности и совершенства. Военная реформа не была остановлена и после смерти Павла.

С. Щукин «Портрет императора Павла I в парадном мундире и треуголке»

Форма обмундирования состояла из широкого и длинного мундира с фалдами и отложным воротником, узких и коротких штанов, лакированных башмаков, чулок с подвязками и сапоговидных штиблет и небольшой треугольной шляпы. Полки отличались цветом воротников и обшлагов, но без всякой системы, трудно запоминались и плохо различались.

Прически снова получают важное значение – солдаты пудрят волосы и заплетают их в косы уставной длины с бантом на конце; прическа была так сложна, что в войсках заведены были парикмахеры.

Пудра – не порох,

Букли – не пушки,

Коса – не тесак,

Я не пруссак, а природный русак!

Гренадерка Павловского полка

Гренадеры носили высокие конусообразные шапки (гренадерки) с большим металлическим щитом спереди; шапки эти, как парадный головной убор, сохранились в лейб-гвардии Павловском полку.

По свидетельству очевидцев, солдаты в походе мучились больше всего от лакированных башмаков и узких штанов, натиравших ноги.

Эпоха Александра I

Император Александр I был сторонником пышной военной формы, которая стала ещё более неудобной. Павловская форма в 1802 г. была заменена новой. Были уничтожены парики, сапоговидные штиблеты и туфли были заменены штиблетами на брючных застёжках; мундиры значительно укорочены, сужены и получили вид в роде фраков (фалды на мундирах были оставлены, но у солдат они были короткие); введены стоячие твердые воротники и плечевые погоны и эполеты; воротники офицеров украшались шитьем или петлицами и вообще были цветные; по их цветам различались полки. На смену лёгким и удобным треуголкам пришли новые головные уборы, высокие, тяжелые и весьма неудобные; они носили общее название киверов, при этом ремешки на киверах и воротник тёрли шею.

Ки́вер – военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана. Был распространён во многих европейских армиях начала XIX века.

Высшему командному составу было приписано носить популярные тогда двууголки огромных размеров с перьями и окантовкой. Зимой в двууголке было тепло, но летом очень жарко, поэтому также стала популярна в тёплое время года фуражка-бескозырка.

С. Щукин «Александр I в форме Лейб-гвардии Преображенского полка»

Погоны были введены сначала только в пехоте (красного цвета), затем число цветов было доведено до пяти (красный, синий, белый, тёмно-зелёный и жёлтый, по порядку полков дивизии); офицерские погоны обшивались галуном, а в 1807 г. были заменены эполетами.

Д. Доу «Портрет генерала Петра Багратиона с эполетами»

Эполе́ты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме. Были распространены в армиях европейских стран в XVIII-XIX вв., особенно в период наполеоновских войн. К середине XX века практически вышли из обращения.

Впоследствии эполеты были даны и нижним чинам некоторых кавалерийских частей.

Павловские плащи были заменены узкими шинелями со стоячими, не закрывающими ушей воротниками. В состав снаряжения входила масса ремней, которую было затруднительно содержать в исправности. Форма обмундирования была сложна и тяжела в носке.

Со дня вступления на престол Александра I и по 1815 г. офицерам было разрешено вне службы носить партикулярное платье; но по окончании заграничного похода вследствие брожения в армии это право было отменено.

Штаб-офицер и обер-офицер гренадерского полка (1815 г.)

Эпоха Николая I

При Николае I мундиры и шинели сначала были по-прежнему очень узкие, особенно в кавалерии – офицерам приходилось даже носить корсеты; под шинели нельзя было ничего поддеть. Воротники мундира застёгивались наглухо и сильно подпирали голову. Кивера были слишком высокими, во время парадов они украшались султанами, так что весь головной убор был высотой около 73,3 см.

Шаровары (зимой суконные, а летом полотняные) носились поверх сапог; под ними надевались штиблеты на пяти, шести пуговицах, так как сапоги были совсем короткими. Амуниция из белых и чёрных лакированных ремней требовала постоянной чистки. Громадным облегчением было разрешение носить вначале вне строя, а затем и в походе фуражки, схожие с нынешними. Разнообразие форм было велико.

Обер-офицер лейб-гвардии Волынского полка (1830 г.)

Только с 1832 г. начинаются упрощения в форме обмундирования: в 1844 г. тяжёлые и неудобные кивера заменили высокими касками с острым навершием, офицеры и генералы стали носить фуражки с козырьками; войска были снабжены рукавицами и наушниками. С 1832 г. офицерам всех родов оружия разрешено носить усы, а офицерским лошадям не подстригать хвостов и не подрезать репицы.

Унтер-офицер лабораторных рот (1826-1828) – фуражка с козырьком

В последние годы правления Николая форма приобрела вместо французского прусский покрой: для офицеров и генералов были введены парадные каски с конскими хвостами, мундиры для гвардии шились из тёмно-синего или чёрного сукна, фалды на армейских мундирах стали короткими, а на белые брюки при парадных и торжественных случаях стали нашивать красные лампасы, как в прусской армии.

В 1843 г. на солдатских погонах были введены поперечные нашивки – лычки, по которым различались звания.

В 1854 г. погоны были введены также и для офицеров. С этого времени началось постепенное вытеснение эполет погонами.

Эпоха Александра II

И. Тюрин «Александр II в форме лейб-гвардии Преображенского полка»

Удобную форму обмундирования войска получили только в царствование императора Александра II. Она имела красивый и эффектный вид и была в то же время просторна и допускала в холодное время поддевание утепления. В феврале 1856 г. фракоподобные мундиры были заменены мундирами с полной юбкой. Кавалерия сохранила блестящие мундиры и их цвета, но покрой был сделан более удобным. Все получили просторные шинели с отложным, закрывавшим уши воротником с матерчатыми петлицами; воротники мундиров были понижены и уширены.

Армейский мундир был сначала двубортным, затем однобортным. Шаровары носились в сапоги лишь в походе, потом у нижних чинов всегда; летом шаровары были полотняные.

Рядовой и адъютант лейб-гвардии Литовского полка (в повседневной и парадной формах), 1862 г.

Красивые, но неудобные каски остались только у кирасир и в гвардии, имевшей, кроме того, фуражки без козырьков. Парадный и обыкновенный убор составляло кепи. Уланы продолжали носить кивера с ромбовидным верхом.

Был введён удобный и практичный башлык, помогавший солдату в зимнее время. Ранцы и сумки были облегчены, число и ширина ремней для их носки уменьшены, солдатская ноша облегчена.

Эпоха Александра III

И. Крамской «Портрет Александра III»

К началу 70-х годов XIX в. стрижка волос требовалась короткая. Форма обмундирования этой эпохи была достаточно удобной. Император стремился к национализации военной формы. Только гвардейская кавалерия сохранила свою прежнюю богатую одежду. В основу нового обмундирования были положены единообразие и удобство носки и пригонки. Головной убор как в гвардии, так и в армии состоял из невысокой, круглой барашковой шапки с суконным дном; шапка украшена в гвардии Андреевской звездой, в армии – гербом.

Казак Уральского казачьего войска, обер-офицер лейб-гвардии Казачьего Его Величества полка и генерал-адъютант казачьих войск (1883)

Мундир со стоячим воротником в армии с прямой спиной и бортом без всяких кантов застегивался на крючки, которые можно свободно перешивать, уширяя или суживая мундир. Гвардейский мундир имел косой борт с кантом, цветной высокий воротник и такие же обшлага; мундир кавалерии с преобразованием её исключительно в драгунские полки (кроме гвардии) стал похож на мундир пехоты, только несколько короче.

Барашковая парадная шапка

Барашковая парадная шапка напоминала древнюю боярку. Широкие, заправленные в высокие сапоги шаровары. В армии шинели застёгивались на крючки, чтобы в солнечную погоду блестящий предмет не обратил внимание неприятеля и не вызвал огонь. По этой же причине были отменены султаны и каски с блестящими гербами. В гвардии шинели застёгивались на пуговицы. В пехоте и других родах оружия введены кепи с околышами, отличие одного полка от другого было основано на комбинации цветов погон и околышей. Дивизия от дивизии отличалась номерами на погонах.

В. Верещагин «Офицер линейного батальона в белом кителе и красных шароварах»

Александр II ввёл для носки в жаркую погоду кители и полотняные рубахи, а Александр III позаботился о том, чтоб форма солдата напоминала крестьянскую одежду. В 1879 г. для солдат была введена гимнастёрка со стоячим воротником, как у рубашки-косоворотки.

Эпоха Николая II

Г. Манизер «Портрет Императора Николая II в мундире 4-го стрелкового Императорской фамилии лейб-гвардии полка со знаком Ордена Святого Владимира IV степени»

Император Николай II почти не изменил формы обмундирования. Были только постепенно восстановлены форма гвардейских кавалерийских полков эпохи Александра II. Офицерам всей армии была дана галунная (вместо простой кожаной, введенной Александром III) плечевая портупея.

А. Першаков «Портрет П.С. Ванновского» (видна портупея)

Для войск южных округов парадный головной убор был признан слишком тяжелым и заменен обыкновенной фуражкой, к которой прикрепляется маленький металлический герб.

Наиболее существенные изменения последовали только в армейской кавалерии. Скромный мундир без пуговиц в начале царствования Николая II был заменен более красивым двубортным, шитым в талию и с цветным кантом по борту мундиром. Для гвардейских полков был введён кивер.

В каждой кавалерийской дивизии полкам даны одинаковые цвета: первому красный, второму синий, третьему белый. Прежние цвета остались только в тех полках, для которых с цветом их было связано какое-либо историческое воспоминание.

Парадная фуражка эпохи Николая II

Были изменены и фуражки: цветными стали делать не околыши, а тульи, чтобы цвет полка был виден на большом расстоянии, и всем нижним чинам даны козырьки.

В 1907 г. по итогам Русско-японской войны в русской армии введен в качестве летней формы однобортный китель защитного цвета с воротником-стойкой на крючках, с застежкой на пять пуговиц, с карманами на груди и на боках (так называемый «американский» покрой). Белый китель прежнего образца вышел из употребления.

Китель русской армии эпохи Николая II

В авиации накануне войны был принят в качестве рабочей одежды синий китель.

Качественная военная одежда - залог высокой боеспособности армии. Современная российская военная форма отвечает всем требованиям: она удобна, надёжна и функциональна. Новая военная форма была выпущена в нашей стране в 2018 году, и сейчас ею экипирован каждый боец вооруженных сил.

Военная форма одежды делится на три основных вида:

  • Парадная - используется во время торжественных мероприятий (на парадах, в дни военных праздников, на церемониях получения боевых наград и т.д.);
  • Полевая - используется во время боевых действий, несения службы, оказания помощи мирному населению во время стихийных бедствий и т.д.;
  • Офисная - используется в случаях, не относящихся к первым двум категориям.

Глобальная реформа формы российской армии

Современная история России насчитывает несколько неудачных попыток сменить обмундирование военнослужащих. Пока в нашей стране тратились огромные деньги на неудачные эксперименты, в армии США одежда военных становилась удобнее, возрастали ее эксплуатационные характеристики, в производстве одежды применялись инновационные материалы.

Современная военная форма начала свой путь в 2007 году, когда пост Министра Обороны занимал Анатолий Сердюков. Именно тогда был организован масштабный конкурс эскизов, в котором приняли участие тысячи дизайнеров со всей страны. Минобороны присудило победу известному дизайнеру Валентину Юдашкину.

Следующие два года специалисты занимались разработкой конечных вариантов новой армейской формы, предназначенной для дальнейшей экипировки армии РФ . В результате получился комплект одежды, во многом похожий на американское обмундирование. Разработчики с таким мнением были не согласны, хотя многие факторы говорили именно в пользу этого сравнения.

Особое недовольство вызывала зимняя военная форма. Она не защищала солдат от холода. По этой причине в Министерство Обороны каждый день поступало множество жалоб о ненадлежащем качестве зимнего комплекта. Это привело к вспышке простудных заболеваний среди военных. Претензии были и к внешнему виду униформы: некоторые стилистические решения были скопированы с комплектов других стран. Камнем преткновения стало качество ткани и ниток: новая военная одежда быстро приходила в негодность.

Негативные отзывы, недовольство солдат и армейских специалистов заставило Министерство Обороны задуматься об изменении экипировки. Решение взять за основу американскую одежду было ошибочным, такие костюмы не подходили к условиям нашей страны. Новый комплект военной формы, разработанный впоследствии, состоял из 19 частей. Приблизительная стоимость одного комплекта составляет 35 тысяч рублей. Парадный вариант особых изменений не потерпел, так как особую важность имеет именно полевая форма.

Новая полевая военная форма ВС РФ

Первое изменение, которое бросалось в глаза, - изменение месторасположения погон на униформе. В 2010 году был предложен «натовский» вариант, погоны в нем располагались на «пузе». Многим военнослужащим это не понравилось, так как они «привыкли видеть погоны на своих плечах». Шевроны на форме расположены на обоих рукавах. Дополнением стало появление приталенных шинелей, быстро закрепляемых элементов одежды на липучке. Русские офицеры впервые в истории получили тёплые свитера. Полностью заменить портянки и сапоги не получилось.

В провальном проекте нового военного костюма стали обвинять Валентина Юдашкина. В 2012 году он выступил перед журналистами с заявил, что принятая в использования одежда сильно отличается от его варианта. В частности, для уменьшения себестоимости материалы были заменены на менее качественные. Журналисты пришли к выводу, что от варианта модельера остался лишь внешний вид.

Военная форма одежды нового поколения разрабатывалась на основе отзывов тысяч солдат со всей страны. Форма ВС стала многослойной. Это позволяет каждому солдату самостоятельно выбирать нужные элементы одежды, руководствуясь поставленными перед ним целями и задачами, а также погодными условиями.

Изменённый комплект ВКПО включает в себя основной костюм, несколько разновидностей курток, ботинки для разных сезонов и многое другое, включая балаклаву, синтетический ремень и качественные носки. Пошив военной формы осуществляет из смесовой ткани, которая включает в себя 65% хлопка, и 35% полимерных материалов.

Русская военная одежда нового образца была у каждого солдата уже в конце 2018 года, как ранее и планировало Министерство Обороны. Смена экипировки проходила в три этапа. В 2013 году было выдано 100 тысяч новых комплектов, в 2014 - 400 тысяч и в 2018 - 500 тысяч. За 3 года были обеспечены миллион военнослужащих.

Особого внимания заслуживает полный отказ от портянок. Современные образы военной формы включают в себя 12 пар носков для одного солдата, которые он использует в течение года. В скором времени планируется увеличить количество пар на одного военного до 24 штук.

Комплекты ВКПО для ношения при разных температурах атмосферы

Военная форма нового образца представлена в двух комплектах:

  • Базовое обмундирование для ношения при температуре выше +15 градусов по Цельсию;
  • Многослойная система для ношения при температуре от +15 до -40 градусов по Цельсию.

В зимний период солдаты надевают облегчённый или флисовый комплекты нижнего белья. Они выбираются в зависимости от температуры воздуха. В особо холодных районах оба комплекта нижнего белья могут надеваться один поверх другого.

Для экипировки в летний период года используются брюки, куртка, берет и сапоги. Поверхность одежды тщательно обрабатывается инновационным раствором, который отталкивает влагу. Он позволяет одежде оставаться в дождь сухой до двух часов. Для защиты от механических воздействий военная одежда оснащается укрепляющими элементами. Такие комплекты используются в частях с высокой степенью нагрузки.

Правила ношения военной формы одежды позволяют в осеннее время года использовать флисовую куртку: отличная теплоизоляция обеспечивается за счёт ворса, которым она покрыта с обеих сторон. От сильных ветров защищает куртка-ветровка, которая носится с брюками пятого слоя.

Для осеннего периода предназначен демисезонный военный костюм. Материал, из которого он производится, обеспечивает надёжную защиту от ветра, хорошую степень паропроницаемости и быстро высыхает после намокания. Во время сильных ливней допустимо использование ветроводозащитного комплекта. Мембрана и надёжная проклейка слоёв обеспечивают надёжную защиту от влаги.

В зимний период носятся утеплённые куртка и жилет, которые защищают от влаги и ветра. Несмотря на высокую степень защиты от мороза, они лёгкие и практичные. Для очень низких температур предусмотрены утеплённая шапка и балаклава.

Современная парадная военная форма ВС РФ

Основа дизайна парадной формы не менялась уже многие годы, так как она по-прежнему отвечает современным требованиям и при этом отдаёт дань истории. Лишь некоторые элементы были заменены в последние годы по причине их морального устаревания. Парадную форму носят на парадах, праздниках, при получении боевых наград и т.д.

В российской армии есть три подхода к формированию такого комплекта обмундирования:

  • Традиционный. Комплекты одежды включают в себя элементы, созданные еще в 19 веке. Хорошим примером служит парадный комплект Президентского полка РФ - их костюмы идентичны форме Императорской гвардии, принятой в 1907 году;
  • Современный. Покрой парадной формы соответствует ежедневному комплекту, могут использоваться одинаковые цвета. Например, в Вооружённых сил РФ цвет парадного кителя совпадает с повседневным. Повседневные элементы дополняются парадными элементами;
  • Универсальный. Цвет парадного костюма может совпадать с повседневным, но цвета парадных элементов должны отличаться в обязательном порядке.

Парадная форма в строгом порядке должна отвечать следующим нормам:

  • Должна соблюдаться стилистка военной формы одежды военнослужащих Русской Армии;
  • Военный костюм парадного назначения должны быть строгим и элегантным;
  • В производстве должны использовать только качественные материалы.

Изменения в дизайн парадной формы вносятся редко, основная ее стилистка определена историей. Каждый год могут меняться различные дополнительные элементы. Смена материалов, используемых в производстве, допустима лишь в случае, если она повысит качество и эксплуатационные характеристики костюма.

Заслуживает внимания генеральский парадный наряд. Он также схож с повседневным костюмом, но имеет отличие в цветовом оформлении. Цвет парадного мундира - серый, надевается вместе с синеватыми брюками и чёрными ботинками. Нашивки есть на воротнике и обшлагах.

Повседневная форма военнослужащих

Цвет повседневной формы зависит от звания и принадлежности. Военная одежда армии России повседневного типа у генералов и офицеров оливкового цвета, в Военно-воздушных силах - синего. Фуражки соответствуют цвету экипировки. За основу расцветки была взята форма образца 1988 года. Декоративные элементы на фуражках окрашены в золотой цвет. Зимние уборы у мужчин не изменились после последней реформы.

Девушки в военной форме теперь могут чувствовать себя комфортно. Платья и юбки удобно облегают тело, подчёркивая женскую красоту. Женская военная одежда - оливкового или синего цветов. В зимнее время года применяется укороченное, приталенное пальто. Женщины-сержанты и рядовые носят оливковую повседневную форму. В тёплое время года на голове должна быть пилотка, в зимнее - каракулевый берет, введённый последней реформой.

Сержанты, солдаты и курсанты повседневной формы лишены ввиду ненадобности. В качестве альтернативы им предлагается носить зимнюю или летнюю полевую экипировку.

Военная форма одежды этого вида в зимний период года предусматривает для военнослужащих серое пальто (для ВВС и ВДВ синее). Для осеннего периода предусмотрена демисезонная куртка синего цвета, для дождей в летнее время года - удлинённый плащ, не пропускающий влагу. Чёрная окраска у дополнительных элементов одежды (ремень, ботинки и носки).

Современная офисная форма одежды армии России

Такой комплект одежды является разновидностью повседневной, используется генералами, офицерами и сотрудниками Министерства Обороны определённых чинов. Военный костюм такого вида напоминает повседневную одежду МЧС. В комплекте есть:

  • Мягкая фуражка. У всех военных подразделений - зелёного цвета, подразделениям ВДВ был оставлен синей берет;
  • Рубашка цвета фуражки с длинным или коротким рукавом (выбор зависит от погоды). На плечи могут крепится погоны на липучках, галстук не применим;
  • Белая футболка (надевается под рубашку);
  • Брюки цвета фуражки и рубашки прямого покроя.

В холоднее время года с офисной формой допустимо использование тёплой куртки. Есть возможность дополнительно прикрепить капюшон. Фуражку можно заменить на тёплую шапку-ушанку. На плечи костюма крепятся погоны на липучках.

Каждый год офисная форма подвергается незначительным изменениям. К ним относятся введение и упразднение различного шитья костюмов, изменение формы знаков отличия и т.д. Запрещено использовать офисный костюм в качестве полевого. Уход и правила ношения военной формы

Правила ношения военной формы одежды регламентированы приказом 1500 — костюм всегда должен быть чистым. Чтобы он оставался таковым, требуется знать о некоторых тонкостях ухода за ним. Неправильная стирка или сушка могут испортить внешний вид, что повлечёт служебные неприятности. Перед чисткой одежды нужно ознакомиться с информацией на ее ярлыке.

Шерстяную одежду рекомендуется стирать вручную в тёплой воде. Если такой возможности нет, то можно воспользоваться стиральной машиной, но режим стирки должен быть самым щадящим. Размеры военной одежды могут стать меньше, если стирку проводить при помощи горячей воды. Отжимать изделия из шерсти запрещено.

Повседневная воинская экипировка менее прихотлива в уходе. Её можно стирать в стиральной машине при любом режиме с любым стиральным порошком. Кроме того, повседневный костюм способен выдержать воду любой температуры.

Красивую парадную форму чистить в домашних условиях не рекомендуется. Данный процесс лучше доверить профессионалам в службе химчистки.

Новая русская военная одежда, введенная в эксплуатацию в 2018 году, превосходит предыдущее поколение по всем показателям. Это стало возможным после отказа от копирования американского дизайна, непригодного для климатических условий нашей страны. Военная форма РФ считается одной из лучших в мире.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

В продолжение темы:
Женские

Цистит – является достаточно распространенным заболеванием мочеполовой системы. При цистите слизистая оболочка мочевого пузыря воспаляется. Женщины более подвержены такому...