Польза семейного чтения и общения поколений. Родительское собрание «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи

Семейное

Чтение.

Составила: учитель начальных классов «МОУ Кызыл-Озёкская

СОШ» Доронькина Ирина Александровна

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому- восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлечённый человек.

Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле огромную роль играет семейное чтение.

А что же такое « Семейное чтение?»

«Семейное чтение» можно понимать в двух значениях; во - первых, как поддержку членами одной семьи друг друга в развитии навыков грамотности, во - вторых, как получение удовольствия от совместного чтения книг в семье.

Многие отцы и матери систематически просматривают у своего ребенка тетради, дневник с оценками. А вот интересоваться тем, что читают в свободное время сын или дочь, как читают, какие книги детей особенно интересуют, не находят нужным. А это значит, что не в каждой семье ещё понимают огромное познавательное и воспитательное значение книги.

Чтение - вот лучшее учение.

А.С.Пушкин. Всем лучшим во мне я обязан книгам. М.Горький.

Образовательное значение книги сознают и сами дети, которые любят читать.

Один из пятиклассников, прочитав книгу Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями», записал в своём дневнике: «Я читал книгу с большим удовольствием... Она во многом помогает мне на уроках ботаники...»

А сколько написано замечательных книг, которые помогают школьникам изучать математику, природоведение и

др. предметы, рассказывают им о многом другом, что интересует любознательных юных читателей! Чтение таких книг даёт возможность ученикам за скупыми строками учебников увидеть интересные события, живых людей.

Дети подражают своим любимым литературным героям. Эти герои заставляют их оценивать свои поступки, серьёзнее вглядываться в окружающую жизнь, продумывать своё отношение к ней.

Но раз книга в жизни ребёнка играет такую огромную образовательную и воспитательную роль, значит, надо начинать как можно раньше пробуждать у детей серьёзную, прочную любовь к чтению.

Школа уделяет очень большое внимание работе учащихся с книгой. Но учителям много труднее, чем отцу и матери, следить за тем, сколько, что и как читают школьники в свободное время, в зимние, весенние, летние каникулы.

Некоторые родители ошибочно полагают, что любое чтение полезно. Напрасно иные родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы малышам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят, главным образом, за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразные по тематике.

В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами - всё это стимулы к возникновению интереса к чтению.

Очень хорошо, если в семье практикуется совместное чтение вслух, это сближает родителей и детей, помогает первым лучше узнать вторых, понять детские интересы и увлечения.

Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра - сын и т.д. Чтение вслух - полезная тренировка для детей. Они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность домашнего чтения - не больше 45 минут, чтобы оно не утомило детей, не притупляло интереса к чтению.

Для преодоления утомляемости во время чтения используются игровые приёмы, физкультминутки. В обращении с ребёнком надо помнить народную мудрость: «Кто не возьмёт лаской - не возьмёт и строгостью». Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей бережному отношению к книге.

В заключение нужно, вероятно, назвать основные барьеры семейного чтения и, во-вторых, предложить модель эффективного семейного чтения.

Барьеры семейного чтения.

Недостаток раннего языкового и читательского опыта: когда дети не поощряются к участию в беседах теми, с кем они проводят время, их понимание устного и письменного слова хуже, чем у ровесников.

Барьеры поколений: когда родители не любят читать или им не читали, они не обязательно понимают его важность.
Поэтому чтение они считают лишь обязанностью.

  • Недостаточные базовые умения: когда у родителей низкий уровень базовых умений, они менее уверены в себе и в меньшей степени могут поддержать чтение своих детей.
  • Экономические и финансовые барьеры: если в семье долги, плохие бытовые условия, болезни, безработица, чтение становится недоступной роскошью, а не необходимостью.
  • Культурные барьеры: по экономическим, традиционным, языковым причинам в некоторых обществах привычка читать
    не считается частью культуры.

Модель эффективного семейного чтения.

  • Родители находят время регулярно читать детям.
  • Чтение для удовольствия осознаётся школой и семьёй и продвигается библиотекой как важная часть процесса
    обучения чтению.
  • Молодые люди чувствуют себя уверенно, когда их видят с книгой.
  • Чтение дома поддерживается и поощряется.

Список использованной литературы.

Дереклеева Н.И. Родительские собрания 1-4 классы.2-е издание.

М:-« ВАКО»2005г.

Исследования в области семейного чтения: международная

перспектива. Школьная библиотека. Сентябрь 2006 № 6.

Родительские собрания в начальной школе./ Составители Т.Д.

Волжанина и др. - Волгоград: Учитель, 2005 г.

Пинт А.О. Это Вам, родители. М:- «Знание» 1970г.

Приложение.

Памятка для родителей.

  • Помните: чтение - это окно в мир познания. Хорошее чтение является залогом успешного обучения ребёнка по всем предметам.
  • Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребёнок полюбил книгу.
  • Необходимо знать основные требования беглого, сознательного и выразительного чтения.
  • Зная рекомендательный список литературы, вы помогаете ребёнку подобрать книгу.
  • Начинать чтение книги с обложки и титульного

Листа.

  • Своя собственная библиотека, пусть и небольшая, даёт возможность обмениваться книгами с товарищами, что вызовет большой интерес к
    чтению.
  • Необходимо соблюдать правила гигиены чтения.
  • Воспитывать и приучать детей читать детские

Журналы.

  • Оказывать помощь в оформлении читательских тетрадей. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные
    понравившиеся мысли, цитаты из прочитанного.

Роль семейного чтения в развитии личности ребёнка как составляющая повышения качества образования.

Валентина Владимировна

Учитель русского языка

и литературы высшей

квалификационной категории

МБОУ СОШ №2 г. Тайшета

2013

  1. Введение …………………………………………………….1
  1. Актуальность проблемы …………………………………2-3
  1. К истории вопроса…………………………………...……4-6
  1. Роль традиций семейного чтения………………………..6-7
  1. Методологическая основа, стимулирующая развитие

интереса ребёнка к чтению в семье…………………………7-9

  1. Формы побуждения интереса детей к чтению в семье..9- 12
  1. Итоги, выводы……………………………………………...12
  1. Список литературы……………………………………...13-14

1. Введение

Семью сплотить сумеет мудрость книги

На современном этапе развития общества перед школой стоят важные, требующие радикальных решений задачи, обусловленные необходимостью реальных перемен в воспитании и обучении детей и молодёжи в связи с преобразованиями, происходящими в России.

В течение последнего десятилетия вопрос о качестве образования не перестаёт быть актуальным.

Качество образования в школе определяется не только глубиной и прочностью знаний, но и уровнем личностного, духовного, гражданского развития обучающихся, их интеллигентностью и культурой, готовностью к самостоятельному решению жизненных проблем, степенью сформированности ключевых компетентностей.

Новое толкование качества образования восстанавливает приоритет воспитания в образовании, что имеет принципиальное значение для развития общества.

В условиях экономического, социального, политического, идеологического кризиса в России, всё чаще воспитание детей возлагается всецело на школу, в то время как родители заняты проблемами «выживания».

Известно, что семья способствует развитию личности человека, является мощным фактором воздействия. Именно в семье закладываются первые навыки общения, взаимоотношения между её членами. Именно семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью.

Семейное чтение - эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение - это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

Проблема вопроса : год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной?

Гипотеза : если возродить утраченную в большинстве семей учащихся традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме.

Актуальность рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения.

Объектом исследования данной проблемы являются учащиеся школы и их родители

Предмет исследования – отношение к чтению вообще и к семейному чтению в частности.

Практическая направленность : материал исследования можно использовать учителями во время проведения родительских собраний, круглых столов, бесед с учащимися о пользе чтения.

Цель работы - определить эффективность традиции семейного чтения как средства развития ребёнка и его дальнейшей социализации

Задачи работы:

  • выявить взаимосвязь между чтением и воспитанием ребёнка;
  • определить роль традиций семейного чтения в развитии интереса ребёнка к чтению;
  • определить формы и методы, позволяющие семье решать задачи развития интереса ребёнка к чтению.

2. Актуальность проблемы

2.1 Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.

Приведение школьного образования в соответствие с Международным стандартом - дело главным образом тех, кто составляет учебные программы, определяет критерии оценки качества образования, в том числе чтения. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.

Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.

Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос « Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. Но анкетирование даёт нам такие цифры: 65 процентов родителей считают, что чтение – это процесс рациональный, и только 35 процентов - эмоциональный. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Перед библиотеками и педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей задача более трудная, чем воспитание детей - читателей.

В развитых странах и в Японии создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом « Нация в опасности - дети перестают читать!». «И нам нужно заявить, что отказ от чтения говорит о том, что и наша российская молодёжь в опасности, - считает депутат государственной Думы главный редактор журнала «Русский дом» Александр Николаевич Хрутов. - Нужно изучать мировой опыт популяризации чтения. В некоторых западных странах давно осознали опасность нечтения для общества и приняли меры, иной раз очень эффективные. Например, сегодня во многих странах есть так называемые «книжные кафе», где можно не только купить книгу, но и просто почитать её, пока ждешь заказ. (Кстати сказать, есть такие кафе теперь и в России, например в Санкт -Петербурге). И такие формы ознакомления с книжными новинками получают все большую популярность, особенно у молодежи.

Нам необходимо создавать национальную программу поддержки чтения в России, уделив особое внимание детскому чтению и книгоизданию. Не случайно в одном из выступлений Президента было сказано о списке книг, рекомендуемом для обязательного ознакомления молодёжью. Необходимо сформировать социальный заказ на издание детских книг, увеличить часы, отведенные на преподавание литературы в школе – сегодня в 7-8 классах, где их только 2 часа в неделю.

В нашей школе ежегодно с целью популяризации чтения библиотекарем при поддержке учителей – филологов, учителей начальных классов и классных руководителей проводится Неделя детской книги. В рамках недели в проходят читательские конференции, на которой ученики школы презентуют свои любимые произведения, путешествия по страницам любимых книг и в мастерские писателей. Дети готовят к инсценировке любимые произведения. Но этого недостаточно. Необходимо возродить добрую и старую традицию семейных чтений. Семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших в семье.

На основании выше сказанного мы делаем вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение является одной из самых серьёзных и актуальных. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать, а значит и не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.

Современное поколение родителей – это чаще всего люди, которые сами не читают или читают прагматически. Поэтому перед педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей, потому что семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств.

3. История развития традиций семейного чтения в нашей стране.

Несмотря на то, что традиция семейного чтения в России на сегодня практически утрачена, именно развитие в нашей стране традиций семейного чтения имеет удивительную историю.

Говоря о традициях, в первую очередь следует сказать о чтении в кругу семьи или друзей, в России девятнадцатого века это было, пожалуй, важнейшим занятием культурных людей - существовали салоны, где авторы читали свои новые произведения, образовывались литературные кружки. Чтение в кругу домочадцев было прерогативой исключительно взрослых людей, детям читали сказки отдельно, зачастую этим занимались не родители, а нянечки или гувернантки.

В русских семьях было принято читать друг другу книги вслух - стихи, прозу, порой и нехудожественные произведения, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие члены семьи обращали внимание младших на книги, которые запомнились и полюбились им в детские и юношеские годы, и часто эти любимые книги хранили в домашних библиотеках. Домашние библиотеки собирали всей семьёй, обсуждая необходимость каждого нового приобретения. О семейных чтениях, о привычке собираться вместе и читать новые произведения, публикуемые в литературных журналах, пишут мемуаристы и писатели Н. С. Лесков, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и многие другие. Художественную литературу использовали и в тех случаях, когда деликатность мешала членам семьи открыто обсудить волнующие их проблемы.

Семейное чтение - традиция прекрасная. В среде просвещённого сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой с детьми, выражением нравственных исканий, столь характерных для сознания и души интеллигенции некоторых славянских стран.

XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства - чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, - читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».

Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».

А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина. Ф. М. Достоевский, вспоминая своё детство, писал: «Я вынес из этих чтений столько прекрасного и возвышенного».

Обычным материальным достатком семья Достоевских не отличалась, но в ней был культ книги, и на книгу часто тратились последние деньги. И ещё интересный факт: ко дню рождения в семье в качестве подарка читали наизусть любимые стихи, отрывки из произведений. Например, Фёдор прочитал в день рождения мамы «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать». Это было систематическое чтение - «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».

Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета - выпуск новостей, фельетон из еженедельника - выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.

После революции 1917 года многие культурные традиции вместе с лучшей частью интеллигенции были утрачены, в том числе и чтение в семье. Вера в то, что художественная литература имеет прямое отношение к формированию мировоззрения «широких масс» не только не была утрачена, но, напротив, усилилась. Одно время взрослые в силу разных причин обсуждали «актуальные» произведения не в семейном кругу, а во время библиотечных мероприятий, в беседах, на литературных вечерах. В России в те годы существовала одна из самых отлаженных в мире система библиотечного обслуживания населения, начиная с дошкольников и заканчивая людьми преклонного возраста. В библиотеках регулярно проходили читательские конференции, обзоры литературы, обсуждение книг, диспуты, литературные вечера, работали литературные клубы и гостиные и др. С особой тщательностью были разработаны методы обслуживания в библиотеках детей разного возраста. Открывались специализированные семейные библиотеки, при них действовали «курсы молодой семьи» и «родительские университеты», опытные профессионалы читали лекции, знакомили посетителей с литературой, рекомендуемой для чтения в семье.

С начала 1990-х годов отношение к чтению изменилось, и связано это было со своеобразной приватизацией духовной жизни, когда чтение стало важным уже не в качестве средства подключения к социуму, а как возможность удовлетворения практических потребностей. Но собственная библиотека и сегодня остаётся характерной чертой домашнего интерьера и образа жизни российского человека. Согласно недавнему опросу Фонда «Общественное мнение», свыше двух третей опрошенных имеют в своих домах и квартирах более или менее солидные собрания художественной литературы.

4. РОЛЬ ТРАДИЦИЙ СЕМЕЙНОГО ЧТЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники - родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.

В то же время в обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом. В частности, повысилось значение книги как средства воспитания, связи между культурами разных поколений, в этом отношении особую роль сегодня приобретает вопрос культивирования чтения в условиях семейных отношений, и, в частности, общения посредством книги родителей и детей.

Наличие в семье навыков разностороннего общения является одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания. Чтение способствует такому общению и реализует целый спектр разнообразных семейных функций: эмоциональное единение, обмен информацией, передача жизненного опыта от старших к младшим и ряд других функций. Мы с вами знаем, что в наше время дети и родители часто не находят общего языка, отдаляются друг от друга. В этой ситуации также следует признать: книга - идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого, т.к. книга, чтение, а на основе этого – общие интересы способствуют объединению семьи.

Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. Современное российское общество, безусловно, признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреждения, самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Более того, на расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обращается внимание в Законе Российской Федерации «Об образовании», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».

В этой связи деятельность школы по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения трудно переоценить. Школа может оказать квалифицированное содействия семейному чтению - наличие специалистов-профессионалов в области детского чтения, способных убедительно объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка, обучить его организации, а также создать условия для непринужденного общения и сближения родителя с ребенком в библиотеке.

Процесс семейного чтения представляет собой:

· во-первых, собственно процесс чтения взрослыми ребенку;

· во-вторых, чтение родителями педагогической и медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;

· в-третьих, деятельность взрослых по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).

4.1 Методологическая основа, стимулирующая развитие интереса ребёнка к чтению в семье

Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все мы уже пришли к выводу, что пятибалльная - изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит - начитанности. В «портфель» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Не читающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Такое понимание долго игнорировалось. Но жизнь всё расставила на свои места. Прошло понимание того, что обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на программы по приобщению детей и молодёжи к чтению в богатых странах тратятся колоссальные средства.

Ну, а что делать нашим родителям, таких средств не имеющим? Надо начинать…с себя. Какие средства нужны для того, чтобы папе или маме выкроить полчаса - час несколько раз в неделю на занятия с ребёнком чтением? Затрудняетесь в выборе книги? Дома нет нужной литературы? Есть детские библиотеки с неплохими фондами и специалистами. Книги выдаются бесплатно, сроком до 30 дней. Можно найти время для посещения библиотеки один раз в месяц? Конечно, да!

Помогите малышу научиться ориентироваться в книжном море: научите выбирать книжки на полках библиотеки, какие книги предпочитаете читать вы и другие члены семьи, как сложилась ваша библиотека. Обращайте внимание на то, кто написал книгу, рассказывайте ребенку о детских писателях.

Книга - самый древний, полезный и проверенный источник информации и носить с собой удобно (провода не тянутся следом), и вредных излучений нет, и с друзьями обменяться легко. Но... Современные дети не любят читать. И самый популярный вопрос, задаваемый родителями психологам и учителям литературы: как заставить его (ее) читать? Дети также жалуются: «Трудно читать, не сосредоточится». Но не надо заставлять ребенка читать насильно, надо, прежде всего, задать себе вопросы: когда я сама последний раз держал (а) книгу в руках? Что это была за книга? Когда в последний раз малыш просил почитать, не отделались ли вы нажатием кнопки на телевизоре или игровой приставке? Если ответы вас смутили, самое время поработать над собой, а заодно показать ребенку удовольствие от захватывающего процесса чтения.

Чтение – как и любая другая деятельность – должно быть ребенку доступно и интересно. Ребенок должен чувствовать живой (неподдельный!) интерес взрослого к чтению, видеть, что мама и папа тоже умеют и любят читать. С ребёнком нужно делиться впечатлениями о прочитанном. Необходимо создавать особую обстановку для чтения – уютное место в доме, приятное освещение, тишину, определенное время только для чтения. Предлагая ребенку новую книгу, нужно сообщить что-то интересное об ее авторе или рассказать интересный момент сюжета, сказав при этом, что остальное он сможет узнать сам. После чтения надо обсудить прочитанное.

Полезно использовать те познавательные интересы, которые у ребенка развиты. Если он интересуется техникой, любит конструировать, читайте с ним научно-популярную литературу о технике. Если он любит животных, читайте о них.

Любая деятельность ребенка должна быть для него успешна. Его необходимо хвалить и поощрять, даже если он сегодня прочел всего на 2 страницы больше, чем вчера, если он проявил интерес к тому, что месяц назад ему было еще не интересно. Сравнивать его нужно с самим собой, а не с соседским Мишей! Можно сделать его успешность наглядной: вывесить на стене «Экран прочитанных в семье книг», где ребенок будет сам отмечать кто, когда, что и сколько прочел, или устроить домашнюю выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Интерес к чтению можно развить в любом возрасте, так пусть помощь родителей будет действенной!

4.2. Формы побуждения интереса детей к чтению в семье:

1.Выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка. Для младшего и среднего подросткового возраста характерна тяга к риску, к проверке своих возможностей быть взрослым, стремление к независимости от опеки родителей и учителей, жажда приключений, поиск друзей, с которыми эти приключения возможны. В этой связи наиболее интересными для подростков литературными произведениями могут оказаться произведения авантюрно-приключенческого характера. Из них целесообразно сосредоточиться на тех книгах, где приключения героев обусловлены не действием неких волшебных сил (вроде «Гарри Поттера»), а являются результатом активности самих героев (например, романы Ж. Верна, Ф. Купера). Еще полезнее произведения, где герои, с которыми идентифицирует себя подросток, не просто действуют в предлагаемых обстоятельствах, но сами творят их, создают свой особенный мир (например, «Таинственный остров» Ж. Верна). Читая такие книги, подросток получает возможность почувствовать себя автором собственной жизни.

2. Пробуждение интереса подростка к чтению через кинематограф. Ни для кого не секрет, что нынешнее поколение, живущее среди разнообразных средств массовой информации, – это поколение аудиовизуалов, людей, воспринимающих мир преимущественно глазами и ушами, а не другими органами чувств. Подростку легче и приятнее посмотреть кинофильм, чем прочитать книгу, по которой этот фильм снят. Но, взрослым знаком и другой эффект: фильм, как правило, оказывается менее интересным, чем лежащая в его основе книга. Предлагая подростку сравнить кинофильм и книгу (или, в другом порядке, книгу и кинофильм), можно организовать индивидуальное или групповое обсуждение вокруг сравнения, можно спровоцировать интерес ребенка к чтению.

3. Попробовать «зацепить» подростка на «крючке» парадокса. Парадоксальные, неожиданные места встречаются практически в любом хорошем литературном произведении, а подростки на них чрезвычайно падки. Например, предложить определить месяц, в который происходит знаменитый снежный буран в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина. Когда после внимательного исследования текста обнаружат, что это август, можно начать целое литературное исследование на тему «Почему автору понадобилось устроить буран именно в августе?».

4. Одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги. Нет ничего интереснее, чем обмениваться впечатлениями о прочитанном, спорить, соглашаться и не соглашаться друг с другом.

Детей, которые не любят, когда им читают, не бывает. Но почему тогда одни дети, научившись читать, продолжают столь приятное маминому сердцу общение с книгой, а другие – нет? Как помочь ребенку полюбить книги? Что можно сделать, чтобы чтение стало для него потребностью, доставляло удовольствие? Ответ однозначен: будущего читателя необходимо воспитывать, когда он только начинает ходить, когда он познает мир, когда переживает свое первое удивление от соприкосновения с окружающим.

Начните с малого - чтение на ночь. Даже если ваш ребёнок ещё слишком маленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок, к примеру, сказки Андерсена, навряд ли, можно читать детям, так как эти книги были написаны для его друзей, взрослых и сформировавшихся личностей. Каждая книга должна учить ребёнка, воспитывать его. Когда ваш ребёнок подрастёт, научится сам читать – не бросайте читать вслух, читайте с ним вместе.

Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше - читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

5. Родительское чтение вслух обычно считается необходимым, когда ребенок еще не умеет читать сам. Когда же он - школьник, тогда родительское чтение для него многие считают излишним. Но это убеждение неверно. Самостоятельное чтение детей надо дополнять совместным чтением и в школьном возрасте. Не годится для этого чтение по школьному типу. Лучше сесть рядом в уютном тихом месте и читать произведение попеременно, часть читает взрослый, часть - ребенок. Само по себе чтение вслух - занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности. Если продолжить аналогию с просмотром телевизионных программ, то можно смело утверждать, что телевизор не даёт нам возможности творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения. Да, программу для просмотра тоже, но, если сравнить - мировая художественная литература и программа передач на сегодня - возможности для выбора не сопоставимы. А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Они, в свою очередь, - не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание - источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому - всё это дарите своим близким вы, а не телевизор. Почему ваш ребёнок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он ещё не осознаёт полезность чтения вслух для развития речи и совершенствования в родном языке, для развития эмоциональности и образного мышления. Просто он хочет, чтобы вы были рядом, а не телевизор. Это рождает в нём чувство уверенности, защищённости, даже если ребёнку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно. И даже если это вовсе не ребёнок, а взрослый и успешный во всех отношениях супруг. Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.

6. А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения - самостоятельного прочтения с последующим обсуждением. Ребёнок-подросток, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить своё чадо к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?

Хорошо, если привычка к семейному чтению станет ритуалом проведения каждодневного совместного досуга в определенное время дня или вечера. Сам процесс чтения может сопровождаться ненавязчивой (в данном случае - не в самом интересном месте) беседой: все ли понятно ребенку в ходе чтения, нет ли незнакомых ему слов, какие у него и у вас возникли предположения о дальнейшем развитии сюжета, интересно узнать, оправдаются ли эти предположения. Специалисты по семейному чтению предупреждают: не превращать беседу о книге в экзамен, избегать разговора проверочного характера, заставлять ребенка пересказывать.

Разговаривать о прочитанном нужно так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.

В этом и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться. По сути - это ролевая игра, где каждому предоставляется возможность прожить какое-то время жизнью и мироощущением другого человека. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителем и ребёнком, что особенно важно в так называемом «переходном» возрасте.

Итак, основными формами пробуждения интереса к чтению ребёнка в семье мы считаем:

  • выбор для чтения литературы, адекватной возрастным потребностям ребенка;
  • пробуждение интереса ребёнка к чтению через кинематограф;
  • одновременное чтение взрослым и ребенком одной и той же книги.
  • чтение вслух
  • чтение с последующим обсуждением

Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребёнком. И для того, чтобы это не оставалось пустыми призывами, литература напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое помногу раз, молчать о прочитанном…

Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.

Для этого сегодняшним родителям необходимо:

  • ориентироваться в новых писателях и новых книгах;
  • иметь представление об интересах сегодняшних детей и подростков;
  • понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее, взрослее;
  • читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития, досуга семьи, о привлечении детей к чтению.

Деятельность педагогов нашей школы по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения значительна. В чём состоит квалифицированное содействие возрождению семейного чтения:

  • консультации специалистов-профессионалов в области детского чтения, способных убедительно объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка,
  • возможность обучить его организации, а также создать условия для непринужденного общения и сближения родителя с ребенком в школьной библиотеке, на внеклассных мероприятиях «Мама, папа, я – читающая семья»,
  • совместные встречи детей и родителей в «Клубе знатоков литературы».
  • умело проведённое родительское собрание по проблеме семейного чтения – одна из проверенных форм работы с родителями.

Каждому человеку книги нужны по-разному. Кому-то больше, кому-то меньше. Лучшая книга в мире – та, которую человек прочитал и полюбил. Но найти ее может только он сам. Мы, взрослые, должны помочь ребенку в этом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Антипова И. А. Образ читающего ребенка в русской литературе ХХ века // Школьная библиотека. - 2004. - № 1. - С.19-23.

Голубева Е. И. Поддержка семейного чтения - общая задача специалистов. // Недетские проблемы детского чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2002

Гришина С. М. Книга в современной семье по итогам библиотечного мониторинга. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2006

Громова О. М. Откуда берутся нечитающие взрослые. // Библиотека в школе. - 2008. - № 1. - С. 2-9.

Движение "Молодая Россия читает". / Гл. ред. Р.А.Айгистов. - М.: Школьная библиотека, 2006. - 224с.

Кабачек, О. Л. Об одной из современных технологий приобщения детей к чтению // Вестник БАЕ. - 2003. - № 4. - С. 56-59.

Карпова, Н. Л. Семейное чтение - семейная библиотерапия // Школьная библиотека. - 2004. - № 5. - С. 53-57.

Научно-методическая деятельность региональных детских библиотек в поддержку чтения. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003

Россинская, С. В. Подружить ребенка с книгой: к вопросу о снижении интереса к чтению, о семейном чтении и роли библиотек в воспитании личности. // Библиотечн. дело. - 2007. - № 15. - С. 35-36.

Скуридина, Ю. Если не рассказывать сказки...: семейное чтение как духовное развитие ребенка. // Библиополе. - 2007. - № 11. - С. 32-35.

Сокольская, Л. В. Материнское чтение: научно-практическое пособие // Л.В. Сокольская. - М.: Либерия Бибинформ,2007. - 80 с. - (Библиотекарь и время. XXI век, Вып. № 54).

Степанова, Л. В. Почему дети хотят разучиться читать и все-таки читают?// Библиотечное дело. – 2005. - № 3. - С. 36-40.

Степичева, Т. В. Семейное чтение. Зачем? // Школьная библиотека. - 2004. - № 4. - С. 87-92.

Токарева О. Б., Килимник О. Л. Читательский портрет современного подростка. Первые итоги регионального исследования. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003

Чудинова В., Голубева Е. Что читают современные подростки.// Воспитание школьников, №4, 2004. - С. 38.

Чуппуева, Л.В. «Читаем вслух» // Новая библиотека. - 2007. - № 7. - С. 21-22.

Юный читатель и книжная культура России. / Сб. статей. - М.: Российская государственная детская библиотека, 2003.

http://forum.bibldetky.ru/

http://www.birzhaplus.ru/

http://www.kommentator.ru/

http://www.semya2008.ru/

http://library-gaidara.hotmail.ru/

http://www.bgunb.ru/

http://odb.tamboff.ru/

http://www.mistral.ru/

http://www.kos/

Вместе с родителями на собрании можно составить «Заповеди чтения»:

1. Прививайте детям интерес с раннего детства.

2. Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3. Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.

6. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте иногда, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

8. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

9. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

10. Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

«Параллельное анкетирование» учащихся и их родителей» – ещё одна из форм, используемая в работе по привитию чтения.

Анкета для учащихся

1.Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

3.Какие книги ты читаешь с удовольствием?

4.Нравится ли тебе получать книги в подарок?

5.Что в течение последней недели прочёл (или читал ты)?

6.Тебе её подарили или ты взял её в библиотеке?

7.У вас дома много книг?

8.Назови, что в течение последней недели читали твои мама и папа

9. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

10. Назови книгу, которую ты считаешь главной книгой своего времени?

Анкета для родителей

1.Является ли чтение одним из увлечений вашего ребёнка?

2.Сколько времени он проводит за книгой?

4.Какие книги он предпочитает?

5.Как вы поощряете его читательские стремления?

6.Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли) вы и ваш муж (жена)?

7. Назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал) ваш ребёнок?

8.Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9.Советуете ли вы ребёнку книги своего детства и юности?

10. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?

Замечательно, если число совпадений ответов при анализе анкет 10 или близко к 10, но следует очень серьёзно задуматься, если оно 5 или менее. Во втором случае вероятнее всего, что родители недостаточно внимательны к читательской деятельности своего ребёнка и им следует находить больше времени для его поддержки.

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берётся небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. Заглавия могут быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, чёткости, умения отвлекаться от мелочей.

Упражнение 3. «Выражение мысли другими словами»

Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берётся несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень тёплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнего слова». Учит классифицировать по свойствам. Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чём-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.


В вашей семье есть семейное чтение? Да, ответят многие, мы читаем ребёнку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книгу. Ребёнок взрослеет, и оказывается, что чтение вслух сродни застёгиванию пуговиц на рубашке: пока ребёнок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или застёгивания пуговиц), вы какое-то время контролируете его, а затем облегчённо вздыхаете и отпускаете ребёнка в «самостоятельную жизнь». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку трясти: «Прочти, пожалуйста, прочти»…»

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребёнок больше не нуждается в вашей помощи, или его и не было? Просто вы читали ребёнку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберёмся, в чём разница. Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжают читать вслух своим детям?
Традиции семейного чтения уходят корнями в далёкое прошлое нашей истории. О них можно говорить, начиная примерно с IX века, с процесса воспитания в семьях древних восточных славян. Большинство населения занималось земледелием и охотой. Воспитанию в семье придавалось всё большее значение, так как требовался сильный и умелый работник (пахарь, охотник, воин). Эти и другие жизненно важные качества формировала народная педагогика, которая рождалась в семьях в результате целенаправленного творчества.
К древнейшим видам устного народного творчества относят заговоры, в которых переплетались сказки, реальность и мечты. В народной педагогике восточных славян использовались пословицы, поговорки, сказания, рассказы о мифических персонажах (волхвах, летучих змеях), где говорилось о героях, которым следовало подражать, о моральных нормах и требованиях к поведению ребёнка.
Постепенно семейное чтение входит в быт русской семьи. Замечательный этап в развитии семейного чтения и расширении его традиций начинается с середины XVIII века. К этому времени особую роль в русской культуре начинает играть женщина-мать, которая чётко улавливала общественные настроения и потребности. С большой долей вероятности можно сказать, что именно она поняла роль семейного чтения в детской жизни и воспитания гражданина.
XIX век стал свидетелем уже закрепившейся традиции семейного чтения. Значительным явлением в русской народной традиции явились вечера семейных чтений. Эмоциональную атмосферу таких вечеров описывает И. Бестужев-Лада: «Вечер. Семья в сборе. Ужин и разные домашние хлопоты позади. Все сидят на своих любимых местах в уютном покое. Горит лишь одна лампа, под которой кто-то из членов семейства — чаще всего, понятно, глава семьи, но это совсем не обязательно, — читает вслух книгу. А все слушают и затем обсуждают услышанное».
Подобные семейные чтения проходили в семьях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского. Дети рассматривали их как светлые, счастливые моменты духовного общения с родителями, как этапы своего роста. В качестве примера можно сослаться на высказывания старшего сына Льва Николаевича Сергея: «Отец читал нам путешествия Жюль Верна “80 дней вокруг света”. Книга, по которой он читал, не была иллюстрирована. И он сам чертил к ней иллюстрации, приводившие нас в восторг. Рисовал он довольно плохо, но у него бывали характерные штрихи. Мы очень любили эти рисунки отца и с нетерпением ждали следующего вечера».
А. Г. Достоевская вспоминает о том, что их гостиная оживлялась тогда, когда в ней устраивали музыкальные вечера. Но особенно памятными были семейные чтения, проходившие при свечах за овальным столом. Читали вслух Н. Карамзина, биографию М. Ломоносова, стихи Г. Державина, В. Жуковского, романы М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина.
Пожалуй, самое яркое, запоминающееся воспоминание о роли и значении семейного чтения в детские годы даёт отечественная писательница И. Грекова. Она пишет, что детство было всякое: и горе, и бедность, и голод, детство «праздничное, насквозь пронизанное литературой, искусством слова, духом слова». Семейные вечера были ежедневными: «Каждый вечер мы трое, накормленные, умытые, приготовленные к предстоящему торжеству, лежали в своих кроватях, мама пристраивалась рядом со своим рукоделием, а папа брал книгу… и начинал читать».
Это было систематическое чтение — «чтение-ритуал, который нельзя было нарушить, несмотря ни на какие бытовые трудности, а они сопровождали нас постоянно… Даже в тяжёлые времена гражданской войны, голодного и холодного «военного коммунизма» вечернее чтение не отменялось… Эти, год за годом, чтения вслух были, как я теперь понимаю, настоящим подвигом».
Можно предположить, что чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему «смотрению» телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета — выпуск новостей, фельетон из еженедельника — выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие ещё в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли.
Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий и которая требует сознательных и немалых усилий?
Один из напрашивающихся ответов: дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребёнка к чтению. Но семейное чтение — это не только чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, к которому дети допускаются лишь по мере взросления. Если для неспешного XIX века чтение вслух — естественное занятие, то сегодняшнему взрослому, живущему в постоянном цейтноте, выделить время на чтение вслух и собрать всю семью — весьма проблематично.
А ведь само по себе чтение вслух — занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности. Если продолжить аналогию с просмотром телевизионных программ, то можно смело утверждать, что телевизор не даёт нам возможности творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения. Да, программу для просмотра тоже, но, если сравнить — мировая художественная литература и программа передач на сегодня — возможности для выбора не сопоставимы.
А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса. Вместе с автором книги вы творите её содержание, как театральный спектакль, для тех, кто слушает вас. Это театр одного актёра, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и читателей. Они, в свою очередь, — не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаённое дыхание — источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить. Обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому — всё это дарите своим близким вы, а не телевизор.
Почему ваш ребёнок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он ещё не осознаёт полезность чтения вслух для развития речи и совершенствования в родном языке, для развития эмоциональности и образного мышления. Просто он хочет, чтобы вы были рядом, а не телевизор. Это рождает в нём чувство уверенности, защищённости, даже если ребёнку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно. И даже если это вовсе не ребёнок, а взрослый и успешный во всех отношениях супруг. Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.
А когда дети становятся старше и возможностей для того, чтобы собраться и почитать вместе любимую книгу, становится всё меньше, можно предложить другую форму семейного чтения — самостоятельного прочтения с последующим обсуждением. Ребёнок-подросток, взрослея, всё чаще попадает в различные жизненные ситуации, требующие социально-психологического анализа, готовности к решительным поступкам. Как подготовить своё чадо к адекватной оценке реальной обстановки и помочь сделать правильный нравственный выбор?
В этом и заключается волшебная сила художественной литературы, которая предоставляет нам возможность почувствовать себя в самых разнообразных образах и вместе с литературными героями переживать их жизненные коллизии, радоваться, огорчаться. По сути — это ролевая игра, где каждому предоставляется возможность прожить какое-то время жизнью и мироощущением другого человека. Именно здесь и необходимо участие близкого взрослого человека в совместном поиске правильного вывода, решения. Более того, во время семейного обсуждения, обмена мнениями о прочитанном взрослый имеет возможность ненавязчиво передать ту нравственную установку, которую он считает важной в воспитании и становлении своего ребёнка как личности. Появляются неосязаемые мосты духовной близости и взаимопонимания между родителем и ребёнком, что особенно важно в так называемом «переходном» возрасте.
И тут возникает проблема круга чтения. Если два-три десятилетия назад мы обсуждали с подростками произведения А. Гайдара, В. Железникова, Ю. Яковлева, Р. Погодина, Б. Васильева, В. Распутина, А. Алексина и др., то сегодня в ежедневно меняющемся мире актуальными становятся книги, написанные новыми авторами, поднимающими проблемы современных подростков, их взаимоотношений с родителями, с окружающим миром. Можно отметить как положительную тенденцию появление новых литературных произведений для подростков — Т. Воробей «Жирафа», «Журавль в небе», «Свидание вслепую»; Е. Мурашовой «Класс коррекции»; Е. Габовой «И отец мой и мама моя» и др., которые можно рекомендовать для семейного чтения и обсуждения.
А для тех родителей, которые ещё находятся в начале своего педагогического пути, спасителем и добрым другом станет книга Даниэля Пеннака «Как роман». Ни пересказывать, ни цитировать эту книгу невозможно — не остановишься. Автор напоминает нам о том, какими читателями были в юности мы сами; что испытывает ребёнок, впервые прочитавший слово, подробно и очень правильно показывает момент, когда книга становится для подростка наказанием. Вы невольно соглашаетесь и вдруг понимаете, чего нельзя делать, если хочешь, чтобы ребёнок любил читать. В третьей части мы находим описание того, как Пеннаку удалось приохотить к чтению целый класс подростков, отвергнутых «хорошими» школами. Он просто читал им вслух.
Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребёнком. И для того, чтобы это не оставалось пустыми призывами, Пеннак напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое помногу раз, молчать о прочитанном…
«Когда учитель достал из своего портфеля “Парфюмера” Зюскинда, они были в шоке, увидев перед собой айсберг! И вот он принимается читать, и они видят, как айсберг тает буквально на глазах! Время уже больше не время, минуты летят секундами, и сорок страниц прочитано, и час прошёл, как не бывало.
Единственное условие этого примирения с чтением: ничего не требовать взамен. Совсем ничего. Не выстраивать вокруг книги никакой стены предварительных сведений. Не задавать ни единого вопроса. Ни малейшего задания. Не добавлять ни слова к словам прочитанных страниц. Никаких оценок, никаких объяснений лексики, никаких анализов текста, никаких биографических данных… Настрого запретить себе “говорить вокруг да около”. Читать, читать и довериться глазам, которые открываются, лицам, которые веселеют и проясняются, вопросу, который вот-вот сорвётся и повлечёт за собой следующий».
www.niknas.narod.ru/tambovsp/ta/ta6/ta6-greben.htm‎

Что дает семейное чтение Вам и вашему ребенку?

Вы незаметно для ребенка, очень ненавязчиво прививаете ему любовь и интерес к книге. Ведь ребенок видит, что взрослые часто читают книги, обсуждают их, рассказывают друг другу и детям. А, хотим мы этого или нет, в ребенке закладывается не то, что мы говорим, а то, что он видит вокруг себя.

Вы облегчаете ребенку понимание текста, задавая вопросы по тесту и уточняя, как он понял смысл. Объясняете непонятные слова и понятия. Обращаете внимание на юмористические моменты.

Вы обсуждаете прочитанное вместе с ребенком, направляете его мысль в нужную сторону, помогаете увидеть важное, то, что скрыто в подтексте.

Вы учите обращать внимание на мелочи и устанавливать причинно-следственные связи. Вы развиваете речь ребенка и расширяете его кругозор, объясняя непонятные слова и новые понятия.

Вы знаете интересы ребенка, его мечты и желания, которые проявляются в процессе чтения и обсуждения. Можете направлять его мысли в нужную сторону и чуть-чуть корректировать их.

Вы ОБЩАЕТЕСЬ с ребенком, дарите ему всего себя в эти минуты, укрепляется ваша дружеская связь, которая помогает ребенку всю его жизнь.

И все это Вы получаете, затратив всего 20-30 минут в день на совместное чтение!

Не лишайте ребенка радости общения с Вами, и потом Вам не придется жаловаться, что ребенок не хочет читать. Возродите традицию семейного чтения в своей семье, помогите ребенку полюбить мир книги и живого общения со взрослыми.
А что вы думаете по поводу семейного чтения? Нужна ли эта традиция в семье?
chitalochka-ru.ru/chteniye/semeynoe-chtenie.html

Семейное чтение. Зачем?

В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажете вы, мы читаем ребенку сказки на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти…» .

А где же семейное чтение? Оно заканчивается тогда, когда ребенок больше не нуждается в вашей помощи или его и не было, просто вы читали ребенку, пока он не научился делать это сам? Давайте разберемся, в чем разница. Что такое семейное чтение, и почему специалисты в один голос говорят об исчезновении традиции семейного чтения, несмотря на то, что большинство родителей, бабушек и дедушек продолжает читать вслух своим чадам.

В девятнадцатом веке принято было читать вслух. Авторы читали в салонах и литературных кружках только что написанные произведения, взрослые читали по вечерам собравшимся вокруг домочадцам романы с продолжением, возлюбленные наедине читали друг другу стихи или что-то романтическое, отвечавшее настроению; в кружках самообразования читали вслух книги по экономике, политике, философии; родители, гувернантки, школьные педагоги читали вслух детям. Отметим: взрослые читали друг другу, не только в салонах или кружках, но и в семейном кругу. Детей рядом не было, а если и были, то только по недосмотру.

Дети вообще существовали в то время и в таких семьях отдельно от родителей. Говорили родителям «Вы», приходили утром пожелать папеньке или маменьке «доброго утра», а вечером «доброй ночи». Зачастую мамушка (няня) или гувернантка была такому ребенку ближе и понятней, чем собственная мама, и играла в его жизни большую роль. Поэтому и первые сказки ребенок слышал от няни, и первые книжки читала ему не мама. Общение с родителями начиналось позже, когда ребенок подрастал, поступал в гимназию или иное учебное заведение, приобретал статус взрослого. Тогда же он становился участником совместных чтений на взрослой половине.

Чем-то такие чтения были сродни сегодняшнему смотрению телевизора по вечерам. Длинные романы с продолжением заменяли сериалы, вечерняя газета - выпуск новостей, фельетон из еженедельника - выступление юмористов. Неудивительно, что с появлением телевидения семейные чтения вслух, существовавшие еще в 1950-х во многих семьях, почти окончательно исчезли. Почему же сейчас, почти полвека спустя, возникла и укрепилась идея о необходимости возрождения семейного чтения?

Семейное чтение - это деятельность и, как любая деятельность, требует ответа на вопрос «зачем?». Зачем нам с вами нужно (если нужно), чтобы чадо оторвалось от телевизора и слушало ваше чтение? Зачем нам нужно, чтобы эта книга была непременно озвучена вслух? Зачем нам в век телевидения и компьютерной техники потребовалось воскрешать давно забытую и устаревшую традицию, для которой нет ни времени, ни условий, и которая требует сознательных и немалых усилий?

Есть достаточно рекомендаций, как приохотить ребенка к чтению, как и что читать вслух. Но следует прежде определиться - зачем? Чем привлекательна эта традиция, если за десять лет, которые прошли с момента начала массовой работы библиотек в этом направлении, несмотря на отсутствие явных результатов и единой линии, не пропало желание возрождать семейное чтение?

Один из напрашивающихся ответов - дети стали меньше читать, а это один из способов приохотить ребенка к чтению. Но семейное чтение - это не чтение детям. Это традиционно взрослый досуг, в который дети допускаются лишь по мере взросления. Кроме того, это слишком нерациональный способ приобщения к чтению. Ведь если для неспешного девятнадцатого века чтение вслух - естественное занятие, то сегодняшнему взрослому, живущему в постоянном цейтноте, для того, чтобы выделить время на чтение вслух, требуется совершить подвиг. Проверьте: чтение вслух «Идиота» Достоевского займет у вас около месяца при условии, что ежедневно вы будете уделять этому не меньше часа. А ведь само по себе чтение вслух - занятие непростое, требующее творческого подхода. И в этом начало разгадки секрета его привлекательности.

Продолжим аналогию с просмотром телепрограмм, ведь именно телевизор вместе с компьютером и Интернетом являются главными соперниками чтения. Что есть в чтении вслух того, что не дает телевизор? В первую очередь - возможность творчества и выбора. Вы сами выбираете книгу для чтения вслух. Да, программу для просмотра тоже, но сравните - мировая художественная литература и программа передач на сегодня - возможности для выбора несопоставимы.

А ведь вы выбираете не только книгу, но и манеру чтения, его темп и тембр голоса, степень драматизации, театральности, кульминационные моменты для остановки. Вместе с автором книги вы творите ее содержание для тех, кто слушает вас, и это действо неповторимо, как театральный спектакль, оно волнует и захватывает вас и ваших слушателей. Это театр одного актера, в котором только от вас зависит, что останется в памяти и в душах ваших зрителей и слушателей, ваших домашних.

Они тоже не пассивные потребители, как в случае с телевидением. Их сочувствие, сопереживание, блеск глаз или затаенное дыхание - источник вашего вдохновения. И возможность поговорить, поспорить, обсудить, поплакать или посмеяться вместе, и возможность увидеть друг друга по-новому - все это дарите вашим домашним вы, а не телевизор, и это слишком существенно, чтобы упустить такую возможность. Вы учитесь видеть и слышать друг друга, а не просто обмениваться информацией.

Почему ваш ребенок, несмотря на обилие видеокассет с мультфильмами, просит вас почитать вслух? Он еще не осознает (ни на сознательном, ни на подсознательном уровне) полезность чтения вслух для развития эмоциональности и образного мышления, для развития речи и совершенствования в родном языке. Просто он хочет, чтобы вы были рядом. Вы, а не телевизор. Это рождает в нем чувство уверенности, защищенности, даже если ребенку гораздо больше пяти, и он прекрасно читает самостоятельно (осмелюсь добавить: даже если это вовсе не ребенок, а ваш взрослый и успешный во всех отношениях супруг). Ведь в этот момент вы принадлежите друг другу, а не телевизору.

Поэтому безусловно стоит найти возможность (может быть, на даче, где нет телевизора, и дождь льет, как из ведра) почитать своим домашним что-нибудь любимое. Обязательно любимое, ведь даже профессиональные актеры читают со сцены то, что им ближе.

И не бойтесь, что вас не оценят и не поймут. Понимание - сложное понятие.

Психолингвистика на своем научном языке определяет его, в частности, как «процесс формирования личностно-смысловых образований, лишь опосредованно связанных со смыслом исходного текста». Это значит, что ваши слушатели могут уловить музыку слов или ритм, запомнить отдельный эпизод или образ, а может быть, ваше волнение или оброненную по поводу прочитаннного фразу. А может быть, ваш не обремененный знаниями и стереотипами взрослый ребенок поймет знакомое вам произведение так по-детски глубоко и серьезно, что заставит и вас увидеть его иначе. Главное, чтобы вы дали ему эту возможность. А это требует соблюдения одного маленького условия.

Не рассматривайте книгу как повод для воспитания, не превращайте совместные чтения в университет культуры с зачетами и экзаменами по окончании курса, не ждите от слушателей определенной, нужной вам, реакции на прочитанное. Это интернет и энциклопедии - способ получения информации, а художественная литература всегда была средством общения - автора и читателя, читающего и слушающего. Современный мир тем или иным способом учит нас получать нужную информацию, но все меньше и меньше оставляет возможностей для эмоционального и интеллектуального общения, для обсуждения, неспешного размышления, когда в процессе общения рождается несуществовавшее до этого знание, а не просто усваивается информация.

И это, конечно, таит опасность, потому что, открываясь, становишься менее защищенным.

Поэтому семейное чтение - занятие для сильных людей, для людей творческих и открытых, свободных и дающих свободу другим. Дерзайте! И, может быть, когда-нибудь, отправив детей к бабушке, вы не пойдете в кино или в клуб, не включите телевизор, а сядете рядом, откроете прозу Цветаевой, или Достоевского, или Фолкнера - и забудете о времени.

Источник : http://ipk.admin.tstu.ru/sputnik/index/str/resurs.files/schoollibrary.ioso.ru/index6647.html?news_id=293

Лилия Бобошина
Семейное чтение как источник формирования интереса к книге и духовного обогащения семьи

«Если в доме много книг , если они являются предметом уважения и любви, и вокруг себя малыш видит читающих, а то и слышит чтение вслух , любовь к книге , интерес к печатному слову , конечно, у него возникнет, и будет расти».

Сегодня, в мир современных цифровых технологий, чтение книг среди подрастающего поколения стало "немодно". И эта проблема, проблема не читающей молодёжи (подростки, молодые родители) не просто актуальна, она архиактуальна. Сейчас мы видим наших детей отдающее всё свободное время "чудесам техники" мы задаём себе вопрос : "Что делать? Как побудить читать подростков?" Но чтобы побудить ребёнка к чтению , прежде всего ему необходимо с раннего детства привить любовь к книге . Как это сделать? Прежде всего, нам, педагогам необходимо донести и объяснить молодым родителям, какое значение в жизни ребёнка имеет любовь к книге , любовь к чтению книг . Важно понимать, что если ребёнок с пелёнок, с молоком матери не перенял от семьи уважительное отношение к книге , чтению , то вряд ли он будет читающим подростком, любящим книгу .

Ведь это ценное качество – любовь к книге – начинает закладываться в душу ребенка с раннего детства, с его семьи . Если родителям удалось сделать это, значит, они одарили свое дитя самым дорогим, самым драгоценным в его жизни подарком, способным сделать его очень богатым. Но как быть тем, кому не удалось этого добиться? Как привить своему чаду любовь к книге , когда вокруг масса интересного , когда мультики, фильмы, всевозможные развлечения, игры - в том числе и компьютерные – порой, затмевают куда более важные духовно-нравственные , культурные ценности, не оставляя времени ценным и полезным вещам? Прежде чем ответить на этот вопрос, хочу вспомнить замечательные строчки из поэмы «Читающая мама» :

Может быть, у тебя и много богатств,

Скрытых в ящиках и сундуках,

Но богаче меня ты никогда не станешь,

Ибо у меня - читающая мама.

Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье . Исходя из традиционных русских методов семейного воспитания , родители, как и педагоги, учат, прежде всего, своим собственным примером, а уж потом наставлениями.

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение , к которому все привыкли. В XIX - начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения , когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших . Еще А. С. Пушкин вспоминал свою няню – Арину Родионовну, завораживающее впечатление свое от чтения , хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым.

Традиция семейного чтения просто необходима в нашем современном обществе. Это то, от чего мы ушли; это то, к чему просто не обходимо вернуться.

Домашнее чтение (семейное чтение ) - источник формирования интереса к книге , одно из средств духовного обогащения семьи .

Для того, чтобы получить представление об организации чтения ребёнка в семье , об отношении к чтению родителей , об участии родителей в этом увлекательном и сложном процессе нами было проведено анкетирование среди родителей нашего детского сада. Анкета называлась : " Воспитание у ребенка интереса и любви к книге ".

На первый вопрос : Есть ли у вас дома детская библиотека?

92,5% семей ответили , что имеют дома детскую библиотеку,

но есть и такие семьи , где нет детских книг -7 ,5%;

На второй вопрос какие книги преобладают у вас дома, многие ответили, что в ваших детских библиотеках есть и сказки и стихи и познавательная литература.

Часто ли Вы покупаете книги ребенку ?

Часто ответили 47,5% родителей, редко 50%;

Многие из Вас руководствуясь, при покупке книге обращают внимание на возраст ребенка -62,5%; на содержание- 27,5%, на иллюстрации-2.5% и покупают случайно- 10%;

На вопрос, как часто Вы читаете книги детям , 62,5% родителей ответили 2-3 раза в неделю;

5% читают крайне редко;

2,5% вообще не читают;

лишь 22,5% родителей читают ребёнку книги каждый день .

На вопрос по чьей инициативе Вы читаете книги-77 ,5% родителей ответили по просьбе ребёнка;

22,5% родителей по своей инициативе;

О прочитанном беседуют 67,5% родителей; 25% иногда;

и не обсуждают вообще прочитанное произведение -5%;

60% детей рассказывают дома о художественной литературе, с которой познакомились в детском саду;

иногда рассказывают 15%;

совсем не рассказывают-17,5%;

Всего 30% опрошенных родителей, выписывают детские журналы.

На вопрос какова роль книги в развитии ребенка , многие родители ответили : развитие речи, воображения, логики, морально-этических качеств, знакомство с окружающим миром, историей , из этого следует, что Вы понимаете всю важность книги в развитии ребенка ,

и лишь 5% родителей затруднились ответить на этот вопрос.

Сделав определённые выводы после анкетирования, мы решили возродить утерянные в последние десятилетия традиции семейного чтения .

Ведь семейное чтение - это не просто самый доступный и короткий путь приобщения детей к книге . Это средство обогащения и детей , и их родителей знаниями о семье , чистоте отношений , послушании, совести, добре и зле. Одним словом - это средство духовного обогащения семьи . Домашнее чтение кроме того сближает всех членов семьи , кровных родных, близких людей разного жизненного опыта.

Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов , в частности чтение сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений. Это раскрывается в следующем :

Совместное времяпровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению "жизненной копилки" знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

Совместное чтение побуждает ребёнка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, вступать в диалог со взрослым, формулировать вопрос , стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует знакомству ребёнка с народными обычаями, традициями, семейными историями ;

После чтения предлагаемых рассказов и сказок слушатели втягиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их собственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным древом ;

чтение сказок , включая сказки на духовно -нравственную тематику, позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении ; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель, благочестие, бескорыстная любовь.

1) при выборе взрослыми сказки для семейного чтения следует ориентироваться и на собственный интерес , и на проблему семьи и своего ребёнка (например, болезнь члена семьи , появление второго ребёнка, семейный разлад и т . д.);

2) сказку следует читать не в паузах между занятиями, не мимоходом, а в специально отведённое для этого время; читайте регулярно, и тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь;

3) если у ребёнка появились вопросы, не спешите сразу на них отвечать, нужно спросить, как он сам понимает слово или ситуацию; возможно, вы услышите рассуждения ребёнка, важные для понимания многого в его поведении и эмоциональном состоянии;

5) если ребёнок попросил и на завтра ту же сказку или главу из книги - это не случайно ; необходимо выполнить его просьбу и постараться понять, что именно заставляет ребёнка ещё и ещё раз переживать события из сказки, что его так глубоко затронуло.

Чтение сказки может произвести на ребёнка большое впечатление, и в этом случае можно использовать игру-драматизацию. Игра-драматизация по сюжету полюбившейся сказки позволит ребёнку "примерить на себя" образ персонажа, испытать чувства радости, потери, огорчения, удовлетворения от взаимопомощи. Это раздвигает границы жизненного опыта, упражняет в проявлении чувств, учит добру и справедливости.

Чтобы процесс семейного чтения стал для ребёнка желанным и полезным можно разнообразить приемы работы со сказкой :

Обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

Создание рисунков по мотивам сказки или поделок, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

Активная работа с текстом по выявлению причинно-следственных связей в сказке;

Проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмоции персонажей и понять их;

Проигрывание вариантов решения ситуаций, т. е. использование сказки как притчи, нравоучения и т. д.

Время, отданное ритуалу семейного чтения , сблизит родителей и детей, разбудит желание наблюдать, размышлять, чувствовать и сопереживать. И тогда ребёнок получит заряд внимания, доброты и родительской любви, который будет согревать его всю последующую жизнь, и можно быть уверенным, что ритуал семейного чтения из семьи «перетечёт» в семью уже повзрослевших детей.

В. А. Сухомлинский сказал : - «Чтение – это окошко , через которое дети видят мир и познают себя». Какое окошко будет у наших детей, зависит от каждого родителя, так как воспитание начинается в семье . Надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге и чтению , чтобы он был успешен в учёбе, не был отстающим среди сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.

В продолжение темы:
Птицы

Классическая астрология, которая появилась около 3000 лет назад, говорит нам о том, что существует лишь 12 Знаков Зодиака, однако новые научные изыскания говорят о другом....

Новые статьи
/
Популярные