Отчет по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений дошкольников. План самообразования развитие элементарных математических представлений детей дошкольного возраста через игровую деят
Татьяна Кузнецова
План самообразования по ФЭМП воспитателя подготовительной к школе группы
План самообразования по ФЭМП .
Воспитателя подготовительной к школе группы №5
Кузнецовой Т. Н.
Введение
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе . Оттого, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе , во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Игра и учеба – две разные деятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замечено еще Н. К. Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязывая ребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Она недооценивает организационную роль игры. Переход от игры к серьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы».
Значит, задача педагога – сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной. Решающую роль в этом играют развивающие игры.
В связи с этим меня заинтересовала проблема : можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.
Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Исходя из этого, я сформулировала следующую рабочую гипотезу : развитие элементарных математических представлений у дошкольников посредством развивающих игр будет эффективно при условии использования игровых методов и приемов в образовательном процессе.
В формировании у детей математических представлений в моей работе широко используется занимательный математический материал. Игровой материал включаю в ход самого мероприятия или использую в конце его. В непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений применяю различные дидактические игры : с цифрами, на ориентацию в пространстве, с использованием геометрических фигур, на развитие логического мышления, путешествия во времени. Чтобы уточнить и конкретизировать знания детей о числах, их назначении, геометрических формах, временных отношениях я применяю занимательные задачи, загадки. Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих. Задачи, загадки-шутки применяю при обучении решению арифметических задач, действий над числами, формировании временных представлений. Дети описывают предметы, выделяя их характерные признаки, находят характерные признаки сходства и различия, отгадывают по описанию, группируют предметы по различным признакам и свойствам. Одновременно у них формируется умение правильной форме высказываний : «я считаю, что…» , «я думаю, что…» , «моё мнение…» , которые в повседневной жизни они используют редко. В качестве «умственной гимнастики» использую несложные занимательные задачи. Используя различные дидактические игры в работе с детьми, можно убедиться в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания, активно отвечают на вопросы.
В группе создан центр «Занимательная математика» . В него вошли развивающие игры, игры на ориентировку в пространстве, головоломки, ребусы, раскраски по цифрам и т. д., которые помогают развитию познавательных способностей, формированию интереса к деятельности с числами, геометрическими фигурами, величинами. Предлагаемые настольно-печатные игры, позволяют развивать логическое мышление, навыки счета, знакомят с цифрами, способствуют развитию произвольного внимания, эмоционального контроля, усидчивости. Удачно используются игры, в которых необходимо бросать кубик и делать ход в соответствии с количеством выпавших очков. Двигаясь по схеме, трассе фишками, каждый ребенок упражняется в запоминании порядка следования чисел. В центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам. Всю работу в центре занимательной математики организовываю с учётом индивидуальных особенностей детей. Предлагаю ребёнку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности, вовлекаю в игры малоактивных, пассивных детей, заинтересовываю их. Помогаю освоить игру.
Осуществляю свою работу по данной теме в тесном контакте с родителями :
Знакомлю с занимательными и развивающими играми;
Провожу консультации, индивидуальные беседы;
Привлекаю родителей к пополнению центра «Занимательная математика»
План самообразования :
Тема «Использование развивающих игр по формированию элементарных математических представлений у дошкольников »
Цель и задачи :
1. Изучение актуальности использования игровых приёмов по формированию элементарных математических представлений у дошкольников .
2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей :
обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .
-Планировать работу с детьми на новый учебный год.
-Подготовить консультации для родителей.
Сентябрь
Изучить методическую литературу.
-Подготовка работы над проектом «Математика повсюду-математика везде» .
-Подготовить материал для мониторинга.
Изучение и знакомство новых игр В. В. Воскобовича : «Кораблик брызг-брызг» , «Геоконт» , «Коврограф Ларчик» , с детьми.
Консультация для родителей «Как помочь ребёнку запомнить графическое изображение цифр» .
Мастер класс для родителей «Развивающие игры по математике» .
Консультация для родителей
«Что должен знать ребенок о времени»
Семинар –практикум в ДОУ «Игры В. В. Воскобовича, «Кораблик брызг-брызг» , «Геоконт» .
Составление занятий с использованием сюжетно дидактических игр.
Составление картотеки игр.
Мастер класс для педагогов ДОУ «Развивающие игры В. В. Воскобовича»
Участие в муниципальном конкурсе «Математический Знайка» .
Мастер класс для педагогов ДОУ г. Когалыма, «Развивающие игры по ФЭМП В . В. Воскобовича»
Участие в смотр-конкурсе на уровне ДОУ «Создание условий РЭМП»
Работа с родителями; изготовление лэпбуков и стенгазет математического содержания; изготовление дидактических игр своими руками по фэмп .
Выступление на педсовете с проектом «Математика повсюду- математика везде»
Изготовление памяток для родителей -«Развитие логического мышления у детей 6-7 лет» ;
Проведение занятий с использованием дидактических игр.
Выявления уровня знания, диагностика детей.
Итоговое родительское собрание «Наши успехи и достижения по математике»
Отчёт о проделанной работе.
Разработка плана на новый учебный год.
Индивидуальные беседы с родителями. В течении года.
Посещение городских МО. В течении года.
Посещение городских мастер -классов. В течении года.
Консультации для родителей. Ежемесячно.
Публикации по теме:
План профессионального самообразования воспитателя на 2017–2018 годы Цель саморазвития: освоение и внедрение современных образовательных технологий инклюзивного образования, достижение качественного дошкольного.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность.
План самообразования воспитателя ДОУ «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План работы по саморазвитию воспитателя Пермяковой Анастасии Ивановны Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях.
План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» План самообразования воспитателя «Формирование патриотических чувств у дошкольников» Гордина Анна Михайловна План самообразования воспитателя.
План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей». Цель: развитие сенсорных способностей детей в группе раннего возраста. Задачи: Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать.
План самообразования воспитателя на 2017–2018 учебный год «Рисование нетрадиционными техниками для развития мелкой моторики» Тема: «Рисование нетрадиционными техниками рисования для развития мелкой моторики рук» Цели: формирование у детей младшего дошкольного.
План самообразования воспитателя средней группы «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4–5» План самообразования воспитателя средней группы на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 4-5 лет». Цель работы:.
План самообразования воспитателя «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста» Цель: Повышение уровня теоретических знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: Работа над программой профессионального.
План самообразования воспитателя «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых» План самообразования воспитателя. Тема: "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых". Пояснительная записка.
План самообразования воспитателя «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие предпосылок связной речи. Задачи. 1 Учить детей понимать содержание.
Библиотека изображений:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Стабровой Евы Сергеевны
Тема: «Развитие математических способностей у детей через игровую деятельность в условиях реализации ФГОС ДО»
2017– 2018 учебный год
г.Сосновоборск
Тема: Использование игровых приемов при формировании элементарных математических представлений у дошкольников
Актуальность:
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей,
- процессе их обучения с самого раннего возраста. И потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей. Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения, вариативный подход – вот содержательная полнота, актуальная для ребёнка.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
Составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста;
Использовать разработанный материал на занятиях ФЭМП с детьми дошкольного возраста;
Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания;
Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать,
обобщать, классифицировать, анализировать).
Группа: средняя
Сроки: 2017-2018 учебный год
Ожидаемые результаты:
- детей:
Активизация познавательного интереса дошкольников;
Развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления; - формирование элементарных математических представлений.
- воспитателя:
Повышение своего теоретического познания в области математики;
Умение анализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме;
Пополнение РППС новыми играми по ФЭМП;
Оформление центра «Занимательная математика»
Этапы работы:
1.Организационный этап
Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1. З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М.: Просвещение 1990.
2.Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
3.Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.:ВАКО, 2005 г. - 208 с.
4.«Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5.Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6.Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.
8. «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.Н. П. Холина «Игралочка».
9. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М.: Баласс, 2003 г. - 256 с.
10.Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. «Давайте вместе поиграем». Комплект игр с блоками Дьенеша. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г.
11.В. П. Новикова, Л. И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал» от 3 до 7 лет, 2008 г.
2.Перспективный план работы на 2017- 2018 учебный год с детьми
СЕНТЯБРЬ
Проведение первичной диагностики.
Анализ и оформление результатов диагностики.
Составление перспективного плана работы.
ОКТЯБРЬ
Изучение литературы по теме самообразования.
Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала (игры с использованием счетных палочек)
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры на воссоздание силуэтов «Танграм»)
НОЯБРЬ
Проведение занятий с использованием счетных палочек.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала.
Подготовка картотеки занимательного математического материала.
Вечер развлечений «Путешествие Знайки и Незнайки»
ДЕКАБРЬ
Оформление уголка занимательной математики в группе.
Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Сложи узор», «Сложи квадрат», головоломки)
Чтение математической сказки «Как Нина брата учила», анализ и обсуждение сказки
ЯНВАРЬ
Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры «Составь картинку», «Найди отличия», «Найди пару»)
ФЕВРАЛЬ
Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
Использование дидактических игр математического содержания в совместной деятельности с детьми.
Проведение занятий с использованием плоскостных блоков Дьенеша.
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала («Что лишнее? », «Объемные блоки Дьенеша»)
МАРТ
Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»
Математическое развлечение для детей «Путешествие в страну чудес»
Подгрупповая и индивидуальная работа по развитию математических представлений с помощью занимательного материала (игры с палочками Кюизенера, настольно-печатные игры)
АПРЕЛЬ
Конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»
Проведение занятий с использованием индивидуального счетного материала.
Игры на воссоздание силуэтов «Танграм».
МАЙ
Оформление документации
Проведение итоговой диагностики
Анализ, оформление результатов диагностики.
Коррекция и разработка перспективного плана на следующий год
3. Накопительно-практический этап:
Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей среднего дошкольного возраста (в течение года) .
Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития) .
Работа с детьми.
Сроки | Использование д/игр |
||||
Сентябрь | Мониторинг начальных знаний об элементарных | Дидактические | игры | на |
|
октябрь | математических представлениях. | усвоение понятия «цвета»: |
|||
«Сделаем | кукле бусы», |
||||
«Цветная вода», «Цветные |
|||||
палочки». | |||||
ноябрь | Объединение предметов в группу по цвету, форме, | «Найди пару», «Разложи по |
|||
размеру. | коробочкам». | ||||
декабрь | Выделение части группы. Нахождение «лишних» | д/игра «Что лишнее?», «Что |
|||
предметов. | изменилось?» | ||||
январь | Знакомство с понятиями «один», «много». | Дидактические | игры | по |
|
развитию | количественных |
||||
представлений: «В лес за |
|||||
грибами», «Малина для |
|||||
медвежат», «Угости зайчат». |
|||||