Научные интересы смирновой о м. Детская психология

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Руководитель центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Основатель и руководитель Центра игры и игрушки (Москва).

Член двух специализированных диссертационных учёных советов. Эксперт научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт - республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Член редсовета журналов «Вопросы психологии», «Психологическая наука и образование», член редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» и «Дошкольное воспитание».

Член Российского психологического общества, Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD).

В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1977 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников». В 1992 г. - докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей».

В 1993–2009 гг. возглавляла лабораторию психического развития дошкольников Психологического института РАО.

В 2004 г. стала научным руководителем Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете.

Научная и практическая деятельность.

Научные интересы: детская психология, психология развития, психология игры и игрушки.

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений - агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

В течение ряда лет Е. О. Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка. Данная программа уже сейчас широко внедряется в детских учреждениях Москвы.

Под руководством Е.О. Смирновой разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, на основе которой уже осуществляется конкретная практическая работа. В центре проводится цикл исследований, посвящённых анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру. Осуществляется программа повышения квалификации «Игра и игрушка в работе педагога и психолога».

Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

Основные публикации:

  • Смирнова Е. О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Образовательная программа для детей раннего возраста «Первые шаги». - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  • Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
  • Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  • Смирнова Е. О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  • Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. - СПб., «Питер», 2009.
  • Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  • Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004.
  • Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006.
  • Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. - М.: ЭКСМО, 2009. Смирнова Е. О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. - М.: «Лосоносовъ», 2009.
  • Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. - М.: ЭКСМО, 2010.

?Награды:

  • Медаль К. Д. Ушинского
  • Медаль Г. И. Челпанова «За вклад в развитие психологической науки» II степени (2001 г.)
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2002 г.)
  • Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005 г.)
  • Премия правительства Российской Федерации в области образования (2011 г.) за цикл трудов «Система воспитания и развития детей от рождения до семи лет»
Сайт:

Смирнова, Елена Олеговна (род. 1947, Москва) - российский учёный, доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской психологии и психологии развития. Научный руководитель Московского городского психолого-педагогического университета (с 2004 г. по настоящее время).

Биография

Е. О. Смирнова является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Она является членом двух специализированных диссертационных учёных советов, а также экспертом научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт - республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Она участвует в деятельности редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» и «Дошкольное воспитание», редакционного совета журнала «Психологическая наука и образование» .

Е. О. Смирнова работает и в сфере практической психологии: как научный руководитель ДОУ № 2030 г. Москвы и методист ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».

Вехи биографии

1971 г. - окончила факультет психологии Московского государственного университета .

1977 г. - под руководством М. И. Лисиной защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников».

1984 г. - присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности «Педагогическая, детская и возрастная психология».

1992 г. - защитила докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей» и получила ученую степень доктора психологических наук. Назначена на должность заведующей лабораторией психологии детей дошкольного возраста .

2003 г. - присвоено учёное звание профессора по специальности «Возрастная психология».

2004 г. - стала научным руководителем Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете .

Научная деятельность

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений - агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

В течение ряда лет Е. О. Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка. Данная программа уже сейчас широко внедряется в детских учреждениях Москвы.

С 2004 года Е. О. Смирнова работает над проблемами игры и игрушки. Она является научным руководителем центра «Игра и игрушка» при Московском городском психолого-педагогическом университете. Под её руководством разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, на основе которой уже осуществляется конкретная практическая работа. В центре проводится цикл исследований, посвящённых анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру. Осуществляется программа повышения квалификации «Игра и игрушка в работе педагога и психолога».

Преподавательская деятельность

Е. О. Смирнова ведет активную педагогическую работу. Она является профессором кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ. Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Её учебник по детской психологии выдержал ряд переизданий и пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей.

Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

Награды и звания

Основные публикации

  1. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
  2. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах . - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка : Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
  4. Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  5. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. - СПб., «Питер», 2009.
  6. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция . - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  7. Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004.
  8. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006.
  9. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. - М.: ЭКСМО, 2009. Смирнова Е. О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. - М.: «Лосоносовъ», 2009.
  10. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. - М.: ЭКСМО, 2010.

Примечания

Ссылки

  • Страница Е. О. Смирновой на Портале психологических изданий PsyJournals.ru содержит медиа-материалы лекций и выступлений, статьи в открытом доступе.
  • Интервью с Еленой Олеговной : о выборе профессии, учителях и своей миссии в работе
  • Публичная лекция Е. О. Смирновой «Детская игра сегодня» - видео и презентация
  • Публичная лекция Е. О. Смирновой с коллегами «Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок» - видео и презентация
  • Надо жить играючи. Психология игрушки для разных возрастов . Дискуссия на радио «Эхо Москвы» с участием Е. О. Смирновой

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в 1947 году
  • Родившиеся в Москве
  • Награждённые медалью К. Д. Ушинского
  • Лауреаты премии Правительства РФ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Смирнова, Елена Олеговна" в других словарях:

    Смирнова, Елена Олеговна - (1947 г.р.) Российский психолог. Окончила факультет психологии МГУ (1971) и поступила на работу в Психологический институт. Доктор психологических наук (1992), профессор, заведующий лабораторией психического развития детей дошкольного возраста … Кто есть кто в российской психологии

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Смирнова. Елена Смирнова: Смирнова, Елена Александровна (1888 1934) российская балерина, прима Мариинского театра. Прудникова (Смирнова), Елена Иосифовна (род. 1949) … … Википедия

Образование и профессиональная деятельность

В 1971 г. закончила психологический факультет МГУ и поступила на работу в Психологический интитут. В 1977 г. она защитила кандидатскую диссертацию, а в 1992 - докторскую.

Является высококвалифицированным специалистом в области возрастной психологии и психологии развития. Её имя широко известно как в нашей стране, так и за рубежом. Е.О. Смирнова в течение многих лет плодотворно ведёт научно-исследовательскую работу, продолжая и развивая подход, основанный её учителем - М.И. Лисиной.

С 1986 г. - активно занимается научно-педагогической деятельностью. Успешно реализовала и завершила диссертационные работы, задуманные и начатые под руководством М.И.Лисиной. За последние годы под её руководством было защищено 7 кандидатских диссертаций, каждая из которых является ярким, оригинальным исследованием, вносящим свой вклад в психологию развития. Работы, выполненные под руководством Смирновой, отличает оригинальность замысла и чёткость его реализации.

Кроме этого, Е.О.Смирнова активно ведёт преподавательскую работу среди студентов. Она читает курсы лекций и спецкурсы в МГУ, МГПУ, МГППИ, Еврейском университете и других ВУЗах. Разработанный ей курс лекций по детской психологии и её учебник пользуются большой популярностью у студентов.

Е.О.Смирнова является членом ряда учёных советов. Помимо Учёных советов Психологического института РАО, она является членом учёного совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ, Института дошкольного воспитания и др. Она является также членом редколлегии журналов "Дошкольное воспитание" и "Психологическая наука и образование".

Смирнова ведёт большую научно-организационную работу. Она представляла нашу страну на ряде международных конференций - как в нашей стране, так и за рубежом, принимала активное участие в организации многих международных конференций. Она является активным членом международного общества исследователей развития поведения (ISSBD) и одним из основателей российского отделения этого общества.

С 2005 г. по наст. время - МГППУ, научный руководитель УМЦ "Игры и игрушки" факультета "Психология образования" МГППУ

Смирнова широко публикуется в научных и научно-популярных журналах. Она имеет около 100 научных публикаций.

Лицензии, дипломы, сертификаты

    Диплом доктора наук

    Медаль Ушинского

    Медаль Челпанова

Опыт работы

    З0-летний стаж научно-исследовательской и преподавательской работы.

    10 лет консультативной, методической, коррекционной работы с детьми и родителями в ПМССЦ «Малыш».

Консультирует в Психологической консультации МГППУ по вопросам, связанным с развитием и воспитанием детей младенческого, раннего и дошкольного возраста.

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Полное имя:

Ученая степень: доктор психологических наук

Отправить на e-mail

Профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института Российской Академии Образования, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки» факультета «Психологии образования МГППУ, сотрудник Психологической консультации МГППУ .

Образовании и научная деятельность.

В 1971 г. Е.О.Смирнова закончила психологический факультет МГУ и поступила на работу в Психологический интитут. В 1977 г. она защитила кандидатскую диссертацию, а в 1992 - докторскую.

Е.О.Смирнова является высококвалифицированным специалистом в области возрастной психологии и психологии развития. Её имя широко известно как в нашей стране, так и за рубежом. Е.О. Смирнова в течение многих лет плодотворно ведёт научно-исследовательскую работу, продолжая и развивая подход,основанный её учителем - М.И. Лисиной.

С 1986 г. Е.О.Смирнова активно занимается научно-педагогической деятельностью. Она успешно реализовала и завершила диссертационные работы, задуманные и начатые под руководством М.И.Лисиной. За последние годы под её руководством было защищено 7 кандидатских диссертаций, каждая из которых является ярким, оригинальным исследованием, вносящим свой вклад в психологию развития. Работы, выполненные под руководством Смирновой, отличает оригинальность замысла и чёткость его реализации.

Кроме этого, Е.О.Смирнова активно ведёт преподавательскую работу среди студентов. Она читает курсы лекций и спецкурсы в МГУ, МГПУ, МГППУ, Еврейском университете и других ВУЗах. Разработанный ею курс лекций по детской психологии и её учебник пользуются большой популярностью у студентов.

Е.О.Смирнова является членом ряда учёных советов. Помимо Учёных советов Психологического института РАО, она является членом учёного совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ, Института дошкольного воспитания и др. Она является также членом редколлегии журнала «Дошкольное воспитание».

Смирнова ведёт большую научно-организационную работу. Она представляла нашу страну на ряде международных конференций - как в нашей стране, так и за рубежом, принимала активное участие в организации многих международных конференций. Она является активным членом международного общества исследователей развития поведения (ISSBD) и одним из основателей российского отделения этого общества.

Е.О. Смирнова имеет около 100 научных публикаций . Широко публикуется в научных и научно-популярных журналах.

Материалы публичных лекций Смирновой Е.О. в рамках Научного лектория МГППУ по проблемам современной психологии:

  • Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок / 31 марта 2010, Россия, Москва
  • Детская игра сегодня / 17 ноября 2010, Россия, Москва

Публикации

Я очень люблю игрушки. Мне кажется, что они впитывают и воспитывают характер ребенка, отражают его внутренний мир.

В детстве у меня их было немного: огромный мишка, которому мама периодически пришивала то ухо, то нос, кубики, солдатики. Вот, пожалуй, и все.

Любимой была самодельная кукла-мальчик (ее сшила бабушка). Куклу звали Макар. У нее было румяное нарисованное красками лицо, которое периодически стиралось. Макарка терял то глаза, (т.е. становился слепым), то рот (и тогда он не мог есть и разговаривать), то у него отрывалось ухо (и он переставал слышать). Главной моей заботой было его лечение и возвращение к нормальной жизни. Я часто учила его, как что надо делать, читала ему стихи, показывала окружающий мир.

Мне казалось, что ему скучно без меня сидеть на полке, и я спешила рассказать ему что-то важное и смешное.
Мне бы очень хотелось, чтобы в жизни всех детей был такой же верный маленький друг, с которым можно играть, дружить и вообще жить вместе.

Руководитель Центра игры и игрушки.

Доктор наук, профессор.

Список публикаций:

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

  1. Смирнова Е.О., Салмина Н.Г., Тиханова И.Г. Психологическая экспертиза игрушки // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 5-19
  2. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Исследование феномена игрушки в современной западной науке // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 38-47
  3. Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова «Образная игрушка как средство развития сознания дошкольника» // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 62-71
  4. Отчет о работе 5-й конференции международной ассоциации исследователей игрушек (ITRA) // Психологическая наука и образование. 2008. № 3. С. 108-109
  5. Смирнова Е. О., Салмина Н. Г., Абдулаева Е. А., Филиппова И. В., Шеина Е. Г. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек // Вопросы психологии. 2008. № 1. C.16-25
  6. Смирнова Е. О., Абдулаева Е. А., Рябкова И.А., Филиппова И. В., Шеина Е. Г. Современная игрушка: психолого-педагогические проблемы // Ребенок в современном обществе. Сборник научных статей / Под ред. Л.Ф. Обуховой и Е.Г. Юдиной. М.: МГППУ, 2007. С. 291-298
  7. Y. Smirnova, N. Salmina, Y. Abdulaeva, I. Filippova, Y. Sheina Psychological and pedagogical principles of toy expert assessment // Social sciences. 2008. № 3. P.86-96
  8. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Шеина Е.Г. Современные игрушки как фактор формирование аддикции // Игровая аддикция школьников: природа, формы проявления, способы преодоления: Сборник научных статей / Под ред. Е.А. Репринцевой. Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. С.31-39
  9. Смирнова Е.О. Исследование игры современных дошкольников // Актуальные проблемы игровой культуры современного детства: Сборник научных статей / под ред. Е.А. Репринцевой - Курск: Курск. гос. ун-т, 2008. С.83-92
  10. Смирнова Е.О. Игрушка как психологическое орудие // Московская психологическая школа: История и современность Т.IV / Под общей ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2007. С.251-261
  11. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания // Культурно-историческая психология. 2009. № 3. С. 16-24
  12. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Развивающие фильмы для малышей: двигатель развития или его тормоз? // Современное дошкольное образование. 2009. № 2.
  13. Смирнова Е.О. Правда и мифы о развивающих игрушках // Современное дошкольное образование. 2009. № 3.
  14. Смирнова Е.О. О «новых жанрах» детской литературы // Современное дошкольное образование. 2009. № 4.
  15. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Экспертиза игрушек в Германии и в России (сравнительный анализ критериев оценки) // Вестник практической психологии образования. 2009. №1. С. 63-68
  16. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Открытый детский сад в Германии // Современное дошкольное образование. 2010. № .
  17. Смирнова Е.О. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды // Дошкольное воспитание. 2010. № 4. С. 18-24.
  18. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Психолого-педагогические основания экспертизы игрушек в Германии и России (Сравнительный анализ критериев оценки) // Культурно-историческая психология. 2010. №1.
  19. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2010. № 3. С. 62-70
  20. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Типология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии. 2011. №3. С. 42-48
  21. Смирнова Е.О. Проблемные формы межличностных отношений // Вестник практической психологии образования. 2011. №3. C. 22-31
  22. Смирнова Е.О. Психолого-педагогическая экспертиза игрушек в Московском городском центре МГППУ // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. C. 5-12
  23. Абдулаева Е.А., Смирнова Е.О. Независимая экспертиза игр и игрушек в Германии: опыт организации «Играй с удовольствием» // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 21-28
  24. Абдулаева Е.А., Смирнова Е.О. Роль динамических игрушек в развитии ребенка // Психологическая наука и образование. 2011. № 2. С. 46-55
  25. Смирнова Е.О. Роль психолога в формировании развивающей среды ДОУ // Психолог в детском саду. 2011. № 1. С. 3-8
  26. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. № 1. С. 19-26
  27. Смирнова Е.О. Психолого-педагогические требования к игрушке как к средству игры // Психолог в детском саду. 2011. № 1. С. 44-56

НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫЕ КНИГИ

  1. Смирнова Е.О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. М.: Ломоносов, 2009.
  2. Лаврентьева Т.В., Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире. Книга для родителей. М.: Дрофа, 2008.
  3. Смирнова Е.О. и др. Во что играют наши дети? Игры и игрушки в зеркале психологии. М.: Ломоносов, 2009.
  4. Смирнова Е.О. Лучшие развивающие игры. М.: ЭКСМО. 2010. 14 п.л., тираж 3000 экз.
В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные