Какие бывают синтаксические средства в русском языке. Синтаксические средства русского языка
Приём | Определение | Пример | Значение |
Синтаксические средства создания экспрессии | |||
Риторические восклицания | Заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. | Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре). (Гоголь) | Повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста. |
Риторический вопрос | Содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. | Что тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь? (Пушкин) | Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе. |
Параллелизм | Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. | В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут. (Пушкин) | Может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание. |
Анафора | Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие). | Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих клёнов шатёр. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. (Фет) | Усиливает выразительность речи, логическое выделение. |
Эпифора | Повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. | Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? Прояснилась омуть в сердце мглистом. Оттого прослыл я шарлатаном, Оттого прослыл я скандалистом. (Есенин) | Усиление интонаций, оттенков звучащей речи. |
Инверсия | Изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. | ...где глаз людей обрывается куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин) | Придаёт фразе новый выразительный оттенок. |
Эллипс | Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. | Мы сёла - в пепел, грады - в прах, В мечи - серпы и плуги. (Жуковский) | Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи. |
Умолчание | Фигура, представляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании. | Я не люблю, о Русь, твоей несмелой, Тысячелетней рабской нищеты. Но этот крест, но этот ковшик белый... Смиренные родимые черты! (Бунин) | Пробуждает глубокие мысли и чувства. Часто используется в прямой речи. |
Различные способы нарушения замкнутости предложений | |||
Смещение синтаксических конструкций | Конец предложения даётся в ином синтаксическом плане. | Но те, которым в дружной встрече Я строфы первые читал... Иных уж нет, а те далече... (Пушкин) | Прерывистость речи, волнение говорящего. |
Присоединительные конструкции | Фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь. | Есть у каждого города возраст и голос, Есть одежда своя и особенно запах. И лицо. И не сразу понятная гордость. (Рождественский) | Придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими. |
Именительные представления (изолированный номинатив) | Называет тему последней фразы. | Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось... (Пушкин) | Призван вызывать особый интерес к предмету высказывания, усиливает звучание. |
Парцелляция | Деление предложения на отдельные сегменты (слова). | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. (Антокольский) | Логическое ударение на каждом слове придаёт им особую силу, выразительность. |
Период | Гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Две взаимно уравновешенные части в периоде: повышение интонации; понижение интонации. Это определяет гармоничность и интонационную завершённость периода. | Когда волнуется желтеющая нива... (Лермонтов) Брожу ли я вдоль улиц шумных... (Пушкин) | Основные положения в периоде позволяют осмыслить текст с разных сторон, оценить разнообразие оттенков. |
Многосоюзие (полисиндетон) | Многосоюзие и бессоюзие могут употребляться в близком контексте и придают большую выразительность речи и тексту. | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб. (Шенгелая) | Интонационное и логическое подчёркивание выделяемых предметов. |
Бессоюзие (асиндетон) | Швед, русский - Колет, рубит, режет... (Пушкин) | Стремительность, динамичность, насыщенность впечатлений. | |
Градация | Расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения, при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего. | Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков) | Нарастающая интонация и эмоциональная напряжённость речи. |
Вопросно-ответная форма изложения | Изложение в виде последовательности: вопрос-ответ. | У меня зазвонил телефон. – Кто говорит? – Слон. - Откуда? – От верблюда. (К.И. Чуковский) | Придаёт высказыванию динамичность, интонацию живой речи, привлекает внимание читающего к тексту. |
Сравнение Сравнительный оборот | Сопоставление предмета, признака, состояния и т.п. сдругим, имеющим общую черту или черту сходства Развёрнутое сравнение, вводится сравнительными союзами как, как будто, будто, словно, навроде (прост.), вроде. | Витрины, как зеркала, влюблённость промелькнула, как молния (= молниеносно, быстро). Стихи растут, как звёзды и как розы, Как красота... (М. Цветаева) Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. (М. Цветаева) | Усиливает эмоциональное воздействие. Усиливает выразительность речи |
Цитирование | Использование чужого текста в качестве цитаты | Помогает оживить текст, придать ему достоверность. |
ПУНКТУАЦИЯ
Когда дети учатся говорить, то начинают с отдельных слов. Кажется, научись записывать слова – и воспроизвести на бумаге произнесенное предложение будет легко. Однако в речи, кроме слов, есть еще интонация, логическое ударение, тембр голоса, выразительное протягивание гласных. Если необходимо передать сухую информацию, можно обойтись простейшей записью слов (например, в телеграмме). Но, чтобы записать выразительную, эмоциональную речь, передать настроение, автору придется либо стать невыносимо многословным (ведь каждый вздох, слезы в голосе, изумленно поднятая бровь должны быть описаны словами), либо потерять слишком многое. Можно сказать, на попытке преодолеть оковы письменной речи выросла вся художественная литература. Пишущие всегда искали способ ввести в текст дополнительную информацию, которую нельзя, да и не нужно выражать словами, ведь она касается уже не слова, а высказывания в целом. Так появились знаки препинания, своеобразный комментарий к тексту.
Все знаки препинания образуют определенную систему, именуемую пунктуация. Отметим, что в понятие "пунктуация" входит и система правил, регулирующих употребление этих знаков.
Слова без знаков препинания становятся простым набором словом, смысл которого практически невозможно понять. Кроме того, отсутствие знаков препинания лишает текст эмоционального наполнения. Таким образом, от правильного использования "точек", "запятых", "тире" и т.д. зависит восприятие написанного.
Знаки помогают членить текст на предложения, установить связи и отношения между словами в предложении. Знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.
Мастера художественного слова справедливо сравнивают знаки препинания с нотами. Основное назначение пунктуации - указывать на смысловое членение речи. Так, постановка точки указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего. Вместе с тем знаки препинания служат для выявления различных смысловых оттенков, присущих отдельным частям письменного текста. Например, постановка вопросительного знака в конце предложения указывает не только на членение речи, но и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания. Выбор знака между частями бессоюзного сложного предложения, обусловленный тем или иным пониманием взаимоотношения этих частей, в свою очередь служит средством выявления смысловых отношений между ними.
Русская пунктуационная система обладает большой гибкостью: наряду с обязательными правилами она содержит указания допускающие пунктуационные варианты, которые обусловлены правилами расстановки знаков препинания. В русской пунктуации употребляется десять знаков: точка, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки. Функцию знака препинания выполняет также абзац (написание с новой строки). Различаются знаки отделяющие (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и знаки выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки).
Знаки препинания (запятые, тире, двоеточия и др.) появились намного позже, чем была изобретена письменность. Без пунктуации (от лат. punctum - «точка») люди прекрасно обходились если не тысячи, то сотни лет. Зато современный человек вынужден тратить годы на овладение этой премудростью.
Передать на письме оттенки смысла гораздо сложнее, чем обозначить звуки. Неудивительно поэтому, что правил пунктуации гораздо больше, чем орфографических. И требований к пишущему они предъявляют больше. Просто выучить их бесполезно, нужно понимать, в каких условиях какой знак препинания выбрать, – знать принципы пунктуации и значения знаков препинания.
Синтаксические средства выразительности - это использование особого построения предложений или отдельных фрагментов текста для усиления эмоционального воздействия на читателей (см. схема 4).Синтаксические средства выразительности
Схема 4
Риторические восклицания, обращения (rhetor греч. произносящий речь, оратор) заключают в себе особую экспрессию, усиливают эмоциональную напряженность, выразительность речи.
«Я знаю правду! Все прежние правды - прочь! Не надо людям с людьми бороться!» (М. Цветаева)
Риторические вопросы - это утверждение или отрицание, оформленные в виде вопроса и не требующие ответа.
«Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный, смелый дар и для потехи раздували чуть затаившийся пожар?» (М. Лермонтов)
Риторические вопросы, восклицания, обращения - наиболее распространенные синтаксические фигуры выразительности, они отличаются особой яркостью и разнообразием эмоциональных оттенков
«Дано мне тело - что мне делать с ним, таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить кого, скажите, мне благодарить?» (О. Мандельштам)
«Послушайте! Ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно?» (В. Маяковский)
Рефрен
(refrain фр. назад, снова) - повтор слова, целой фразы или ее части, выразительный художественный прием, особенно излюбленный поэтами.
«Мело, мело по всей земле //Во все пределы. //Свеча горела на столе, //Свеча горела» (Б. Пастернак).
Хотя, конечно, рефрены встречаются и в прозаических текстах, придавая им особую ритмическую стройность.
Разновидности рефренов в поэзии - анафора и эпифора.
Анафора
(anaphora греч., вновь несущий) - единоначатие, повтор слова в начале строки, эпифора (epiphora греч., после несущий)- повтор в конце строки.
Эллипсис
(elleipsis греч. недостаток) - намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста.
«Мы села - в пепел, грады - в прах, в мечи - серпа и плуги» (В.А. Жуковский). В данном случае пропущен глагол-сказуемое «превратим».
«Час утренний - делам, любви - вечерний, раздумьям - осень, бодрости - зима... весь мир устроен из ограничений, чтобы от счастья не сойти сума». (Б. Окуджава)
Градация
(gradatio лат. постепенное повышение) - такое расположение слов, частей фразы, когда каждое последующее усиливает или ослабляет значение предыдущего, благодаря этому эмоциональная напряженность и интонация высказывания возрастают.
Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение соседних предложений.
«О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!» (А. Блок).
«Я - где корни слепые ищут корма во тьме; Я - где с облачком пыли ходит рожь на холме» (А. Твардовский).
Инверсия
(inversion лат. перестановка) - нарушение привычного порядка слов.
«И день за днем ужасно злить меня вот это стало» (В. Маяковский).
«Белеет парус одинокой в тумане море голубом! Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?» (М. Лермонтов).
Оксюморон
(oxymoron греч., остроумно-глупое) - расположение рядом контрастных по значению слов, сочетание несочетаемого: «влажный дым», «оглушительная тишина». В названиях произведений: «Мертвые души», «Живой труп».
Антитеза
(antithesis греч., противоположение) - смысловое противопоставление, с использованием антонимов.
«Познай, где свет, - поймешь, где тьма, что в мире свято, что в нем грешно, сквозь жар души, сквозь хлад ума». (А. Блок)
Для того, чтобы сделать речь более красивой и экспрессивной, часто используют различные языковые изобразительные средства. Среди них есть фонетические, лексические, а также синтаксические, о которых и пойдет речь в нашей статье.
Что такое синтаксические средства выразительности
Синтаксис - это раздел лингвистики, изучающий связь между словами внутри словосочетания и предложения. К нему примыкает пунктуация - свод правил о постановке знаков препинания. Синтаксис изучает такие явления, как интонация и состав предложений, однородные члены и обращения, союзное или бессоюзное соединение частей сложного предложения и так далее. Все перечисленное может не только выполнять свою основную, утилитарную, функцию, но и быть средством выразительности.
Ниже в таблице «Синтаксические средства выразительности в русском языке» можно увидеть список и примеры.
Средство |
Пример |
Надо память до конца убить, Надо, чтоб душа окаменела, Надо снова научиться жить. (А. Ахматова) |
|
Лес не тот! — Куст не тот! — Дрозд не тот! — Свист не тот! (М. Цветаева) |
|
Антитеза |
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян как маков цвет, Я как смерть и тощ и бледен. (А. С. Пушкин) |
Инверсия |
И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу…. (А. Ахматова) |
Градация |
Это было удивительно, потрясающе, грандиозно! |
Парцелляция |
Когда избавит нас Творец От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! И книжных и бисквитных лавок! (А. С. Грибоедов) |
Эллипсис |
Зверю – берлога, Страннику - дорога… (М. Цветаева) |
Многосоюзие |
И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. (А. С. Пушкин) |
Бессоюзие |
Шепот, робкое дыханье. Трели соловья… (А. Фет) |
Риторический вопрос |
Кто из нас не слышал об этом великом человеке? |
Риторическое обращение |
Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой.. (Ф. Тютчев) |
Риторическое восклицание |
|
Синтаксический параллелизм |
Для кого-то веет ветер свежий, Для кого-то нежится закат… (А. Ахматова) |
Рассмотрим подробнее некоторые из этих средств выразительности.
Анафора
Анафора - это единоначатие. Каждая стихотворная строка или каждое предложение в прозе начинается с одного и того же слова или группы слов, звука или иорфемы. Это очень распространенный прием, который широко используется в литературе, особенно в поэзии.
Примеров использования анафоры очень много. Скажем, в этой детской песенке на стихи поэта Льва Ошанина:
Пусть всегда будет солнце,
Пусть всегда будет небо,
Пусть всегда будет мама,
Пусть всегда буду я.
В данном примере повторяется группа слов. Кроме анафоры, автор использует синтаксический параллелизм (несколько строк подряд имеют одинаковое синтаксическое строение).
Часто в одном произведении или даже отрывке использовано не одно средство выразительности, а несколько.
Антитеза
Антитеза - это противопоставление. Также очень распространенный прием. Рассмотрим, например, отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон»:
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
В каждой паре строк содержится противопоставление. Кроме антитезы, поэт использует анафору в первых трех строках.
Инверсия
Это изменение традиционного, нейтрального порядка слов. Например, в русском языке как нейтральная воспринимается последовательность: сначала подлежащее, затем сказуемое. Если же этого требует авторский замысел, писатель или поэт могут поменять их местами. Посмотрим на отрывок из стихотворения А. С. Пушкина:
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор.
В этом отрывке мы наблюдаем в первых трех строках инверсию (начала сказуемое, затем подлежащее) и синтаксический параллелизм.
В русском языке свободный порядок слов; но это не значит, что любой порядок слов нейтрален.
Что мы узнали?
Синтаксис, как и лексика и фонетика, принимает участие в создании художественного образа. Средства выразительности, основанные на синтаксисе: анафора, эпифора, инверсия, параллелизм, градация и другие - позволяют прозаику и особенно поэту создать многоплановую и выразительную картину. Как правило, автор использует не один синтаксический прием, а несколько сразу.
Тест по теме
Оценка статьи
Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 240.
Синтаксические средства (фигуры речи)
- Антитеза выявляет контраст между явлениями или предметами. Оформляет антитезу пара (или несколько) антонимов, языковых или контекстных . Когда все спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен ; ... если надо молчать — ты кричишь ; когда следует говорить — ты молчишь ; ... Антитеза — это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познает мир не только путем сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений “противоположных”, “крайних”.
- Градация - риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (“восходящей градации”) или в порядке убывания значений (“нисходящей градации”). Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа , нашего государства ; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая “Онегина”, не зная “Преступления и наказания”, “Обломова”, мы превращаемся в какой-то другой народ . Да что там “народ”! Нас и так уже иначе как “населением” не называют...” Первое предложение построено на основе “восходящей” градации. Со второго предложения и до конца отрывка действует градация по нисходящей.
- Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма. Белый-белый; просил-просил о помощи; чуть-чуть.
- Лексический повтор — повторение одного и того же слова или словосочетания с небольшим вариациями. За теми деревнями леса, леса, леса. Зимы ждала, ждала природа.
- Анафора — разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз , следующих одна за другой. Анафора придает ритм речи. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…
- Эпифора – повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда . Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?
- Синтаксический параллелизм - повтор синтаксических конструкций , особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми . В предыдущем примере анафора неотделима от синтаксического параллелизма. Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором... Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом... Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм…
- Период - это способ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм . Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда я понимаю , что она живет в душе каждого человека в любые времена — тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература — это наша национальная гордость!
- Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезк а (части) речи. Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом. О времена! О нравы!
- Риторический вопрос служит для эмоционального выделения смысловых центров текста, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи. Что такое культура, зачем она нужна? Что такое культура как система ценностей? Какова цель того гуманитарного образования, которое всегда было у нас в традиции?
- Введение чужой речи - (вымышленной). Автор текста (речи) выступает как драматург, создающий предполагаемые реплики слушателей , с которыми он или соглашается, или спорит. Кроме голоса самого говорящего, в его речи начинают звучать другие голоса, выступающие с других позиций (мнение оппонента); рассуждение превращается в обсуждение. Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, показать себя самим и другим даже лучше, чем мы есть на самом деле. Вы скажете, это суетность, тщеславие, притворство. Так, совершенно так. Только позвольте обратить внимание на два очень симпатичных побуждения...
- Гипофора - это вопросно-ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющий риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье. Вопросно-ответный ход заключается в том, что говорящий, как бы предвидя возражения слушателей, угадывая их возможные вопросы, сам такие вопросы формулирует, сам на них отвечает. Вопросно-ответный ход вовлекает адресата в диалог, делает участником поиска истины.
- Риторическое обращение или восклицание используется не столько для называния адресата , сколько для привлечения внимания . Русь! Русь! Куда стремишься ты? Образующийся при нуле градусов лед не тонет в воде. Поистине сказочное свойство!
- Аллегория - иносказание , в искусстве - развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намеков; причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования. В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы , жадность – в обличии волка , коварство – в виде змеи .
- Парцелляция - такое членение предложения , при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единиц , следующих одна за другой после разделительной паузы. Флеров—все умет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.
- Полисиндетон - многосоюзие . Перед глазами уходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
- Асиндетон - бессоюзие . Швед, русский, колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить.
- Эллипсис - пропуск элемента высказывания , легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех – окнах любопытные, на крышах – мальчишки. Мы села – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги .
- Умолчание - оборот речи, заключающийся в том, что автор не до конца выражает мысль , предоставляя читателю самому, что именно осталось невысказанным. Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.
- Гротеск - изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального с фантастически м, страшного со смешным.
- Памфлет – злободневная сатира , обычно политического характера.
- Пафос - (чувство, страсть) - страстное воодушевление, подъем .
Антитеза - оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:
Они сошлись.
Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба из его компонентов, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий).
Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимичных пар:
Полюбил богатый - бедную, Полюбил учёный - глупую, Полюбил румяный - бледную, Полюбил хороший - вредную: Золотой - полушку медную. (М. Цветаева)
Антитеза часто используется в пословицах и поговорках: Ученье - свет, а неученье - тьма; Лето - припасиха, зима - прибериха, в заглавиях художественных произведений: «Война и мир», «Толстый и тонкий» и др.
На антитезе могут быть построены значительные фрагменты текста:
В доме два лифта. Один - слабенький, барахлит, часто ломается. Другой работал надёжно, без перебоев. И вдруг именно он сломался. Безнадёжно. Перегорел мотор. Все стали пользоваться вторым, хилым лифтом. Тот поначалу едва справлялся, по привычке выходил из строя, думали, ему тоже не выжить... Но он мало-помалу обрёл уверенность в себе и заработал бесперебойно.
Закон жизни, оказывается, распространяется и на тех нику. Сколько раз доводилось видеть: на чьи-то слабенькие плечи ложится ответственность - и хилое создание, ощутив собственную необходимость, почувствовав, что на него возложены надежды, начинает вкалывать и вкалывать...
(А. Яхонтов)
В основе этого текста лежит антитеза: противопоставляются слабое и сильное, ненадёжное и надёжное, неуверенность и уверенность.
Инверсия (лат. inversion - перемещение, перестановка) - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение - определяемому слову, может служить художественным приёмом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности: ...буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок.
Как правило, авторы прибегают к изменению обычного порядка слов в предложении с целью подчёркивания смысловой значимости какого-либо слова, стилистической окрашенности или придания особого ритма фразе: Воют в сумерки долгие, зимние, волки грозные с тощих полей (С. Есенин). В данном примере стоящие после существительных определения явно выделяются, помогая описанию неуютной сумеречной картины, а сама фраза становится более напевной, напоминающей народную
поэтику (сравним: Грозные волки воют с тощих полей в долгие зимние сумерки - прямой порядок слов).
Чтобы привлечь внимание слушателя, читателя авторы прибегают к самым различным перестановкам, вплоть до вынесения в повествовательном предложении сказуемого в самое начало фразы, а подлежащего - в конец, например: Выбегу, тело в улицу брошу я (В. Маяковский).
Градация - это фигура , заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так расположены, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева).
Градация сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку входящие в неё компоненты имеют общее в значении, но в то же время противопоставляются по степени интенсивности, мере выраженного смысла: На эту кафедру, с которой прочитывается Нобелевская лекция... я поднялся не по трём-четырём примощённым ступенькам, но по сотням или даже тысячам их - неуступным, обрывистым, обмёрзлым (А. Солженицын).
Зевгма - такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конструкция в данном случае включает ряд однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект: Читал, выписывал, справлялся. И в книгах рылся, и в грядах... (И. А. Крылов); ...для власти, для ливреи не гнут ни совести, ни помыслов, ни шеи (А. С. Пушкин). В зевгме просматривается наложение смыслов: здесь происходит игра со значениями, когда в одном слове совмещаются два значения, причём каждое находит свою сочетаемость с логически разнородными элементами перечисления: Одним ожесточеньем воли вы брали сердце и скалу (М. Цветаева). В этом примере проявляются два значения слова «брать»: в сочетании со словом «сердце» оно обозначает «очаровывать», а в сочетании со словом «скала» - побеждать, завоёвывать, покорять.
Повтор - это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цветаева). Одно из назначений повторов - углубление смысловой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли.
Анафора (единоначатие ) - это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:
Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.
(М. Цветаева)
Анафора может вступать во взаимодействие с другими стилистическими приёмами, например с синтаксическим параллелизмом:
И снится Разину - сон: Словно плачет болотная цапля. И снится Разину - звон: Ровно капельки серебряные каплют.
(М. Цветаева)
Анафора способствует ритмизации речи:
Это утро, радость эта. Эта мощь и дня и света.
Этот синий свод. Эти стаи, эти птицы, Этот крик и вереницы.
Этот говор вод.
Эпифора (единоокончание) - повторение последних слов фразы:
О, не медли на соседней
Колокольне!
Выть хочу твоей последней
Колокольней!
(М. Цветаева)
Эпифора усиливает эмоциональность, интонационную выразительность текста, выделяет главное, подчёркивает эмоциональное тождество следующих друг за другом отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба - радость! Сегодня фильм хороший в клубе - радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли - радость! (А. Солженицын)
Си мплока - это соединение в тексте анафоры и эпифоры:
Привычные к степям - глаза, Привычные к слезам - глаза. (М. Цветаева)
Анади плозис - это фигура стыка - стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:
Память о Вас - тихим домком. Тихий домок - Ваш -- под замок. (М. Цветаева)
Многосоюзие (полисиндетон ) - это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы;
И новое солнце заблещет в тумане, И будут стрекозами тени, И гордые лебеди древних сказаний На белые выйдут ступени.
(Н. Гумилёв)
Особенно выразительно многосоюзие в ряду однородных членов: И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А. С. Пушкин).
Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа:
Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах.
(А.С. Пушкин)
При помощи бессоюзного соединения элементов перечисления поэт рисует быструю смену картин. Комбинация бессоюзия и многосоюзия передаёт динамику:
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон... (А.С. Пушкин)
Эллипсис - это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро - закат, скоро -. назад: тебе в детскую, мне - письма читать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая неполнота предложения не ведёт к его смысловой недостаточ-
ности, так как ситуация, контекст, фоновые знания позволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же - вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Вагань-кове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются предложения с пропуском сказуемого - глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожиданности действия, быстрой смены событий, напряжённости психического состояния: Радостно книгу возьмите - ив класс! (В. Маяковский)
Умолчание - это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль:
Я сама не из таких, Кто чужим подвластен чарам, Я сама... Но, впрочем, даром Тайн не выдаю своих.
(А. Ахматова)
За многоточием скрывается неожиданная пауза, отражающая раздумье говорящего. Автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю право самому догадаться о недосказанном. Умолчание может предполагать пропуск того, что очень важно и значимо; недосказанное приобретает большую значимость, чем сказанное в открытую.
Риторическое восклицание - это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето\ (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю,.верю, счастье есть! (С. Есенин)
Риторический вопрос - одна из самых распространённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмоциональностью:
Чья злоба надвое землю сломала?
Кто вздыбил дым над заревом боен?
Или солнца
одного
на всех мало?!
Или небо над нами мало голубое?!
(В. Маяковский)
Риторический вопрос используется не только в поэтической и ораторской речи, но и в разговорной, а также в публицистических текстах.
Риторическое обращение - это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Эта фигура служит не для называния адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин)
Вопросно-ответное единство - стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук). Этот приём привлекает внимание слушателя и читателя, является средством диалогизации монологической речи.
Синтаксический параллелизм - это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:
Мы любим всё - и жар холодных числ,
И дар божественных видений,
Нам внятно всё - и острый галльский смысл,
И сумрачный германский гений...
Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое количество одинаково расположенных компонентов:
В лоб целовать - заботу стереть. В лоб целую.
В глаза целовать - бессонницу снять. В глаза целую.
(М. Цветаева)
Синтаксический параллелизм может быть неполным: В огромном городе моём - ночь. Из дома сонного иду - прочь (М. Цветаева). В этом примере неполноту синтаксического параллелизма обеспечивает то, что в конструкциях элементы имеют частично разную структуру, например, в первом предложении определение предшествует определяемому слову, а во втором стоит в постпозиции.
Парцелляция - это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое деление позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода - без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын). При парцелляции появляется специфическая интонация, то есть такое ритмомелодическое оформление высказывания, которое способствует не только смысловой, но и экспрессивной актуализации некоторых слов:
И для них тут, и для всех стоит колокольня! Как наша надежда. Как наша молитва... (А. Солженицын).
Именительный представления (именительный темы) - это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин).
Период - это такая гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, которая характеризуется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Период характеризуется особой интонацией: вначале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Композиционно период распадается на две части: первая характеризуется повышением интонации, вторая - понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц - весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
Период музыкален и ритмичен, что достигается его структурой; однотипностью, соразмерностью синтаксических единиц, часто имеющих сходное грамматическое построение, приблизительно одинаковый размер. Повторение их создаёт ритмический рисунок речи.
Чаще всего период строится как сложноподчинённое предложение с однородными придаточными, которые стоят вначале.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
А1 | Определите, какое изоб-выразит. средство использовано в примере | |
2. 3. 4. | Заря молитвенником красным пророчит благостную весть (Есенин) Роз алеет алый рот. (М. Кузьмин) Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н. Гоголь) Да и птицы здесь не живут, только хохлятся скорбно и глухо... (Н. Гумилёв) | А. метонимия Б. эпитет В. метафора Г. сравнение Д. синекдоха |
А2. 1. 2. 3. 4. | Вчера с утра напудрил крыши первый иней. (М. Кузмин) Эй, борода! а как проехать к Плюшкину? (Н. Гоголь) Не было б также, согласен и я, Жалких писак и педантов - Только бы не было также, друзья, Скоттов, Шекспиров и Дантов! (Н. Некрасов) Это - диск пламезарного солнца. (А. Белый) | А. синекдоха Б. окказионализм В. метафора Г. антономазия Д. сравнение |
A3 | Определите, какое изобразительно-выразительное; средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Прости, Кавказ, что я о них Тебе промолвил ненароком, Ты научи мой русский стих Кизиловым струиться соком. (С. Есенин) | А. аллегория | |||
2. | В поддёвке молодец бежит, Затылки в скобку, всюду бороды. (М. Кузмин) | Б. оксюморон | |||
3. | В самом деле, три дома на вечер зовут. (А. Пушкин) | В. перифраз | |||
4. | Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад. (А. Ахматова) | Г. синекдоха | |||
Д. метонимия | |||||
А4 | |||||
1. | Неуютная жидкая лунность... (С. Есенин) | А. антономазия | |||
2. | Узрю ли русской Терпсихоры душой исполненный полёт? (А. Пушкин) | В. гипербола | |||
3. | Перед этим горем гнутся горы, не течёт река...(А. Ахматова) | В. синекдоха | |||
4. | Ты бродила по опушке леса - девушка без крови и без веса. (И. Северянин) | Г. литота | |||
Д. окказионализм | |||||
А5 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Снова заученно-смелой походкой я приближаюсь к заветным дверям... (Н. Гумилёв) | А. гипербола | |||
2. | Проплясал, проплакал дождь весенний, замерла гроза. (С. Есенин) | Б. метонимия | |||
3. | Невозвратно, неостановимо, невосстановимо хлещет стих. (М. Цветаева) | В. эпитет | |||
4. | ...торгует Лондон щепетильный... (А. Пушкин) | Г. антономазия | |||
Д. олицетворение | |||||
А6 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
1. | Певец Пиров и грусти томной, Когда б ещё ты был со мной... (А. Пушкин) | А. эпитет | |||
2. | Оба мы ещё не понимали, как земля для двух людей мала... (А. Ахматова) | Б. антономазия | |||
3. | Как в страшный год, возвышенны Бедою, Ты - маленькой была, я - молодою. (М. Цветаева) | В. антитеза | |||
4. | Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла. (М. Лермонтов) | Г. литота | |||
Д. перифраз | |||||
А7 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Голова до прелести пуста, оттого что сердце - слишком полно! (М. Цветаева) | А. литота | |||||
2. | Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин) | Б. синекдоха | |||||
3. | С деревьев ржавый лист валится. (Ф. Тютчев) | В. антитеза | |||||
4. | Тогда и свой голос подаст оттуда ближняя наша церковка. (А. Цветаева) | Г. гипербола | |||||
Д. олицетворение | |||||||
J А8 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Осенней неги поцелуй горел в лесах... (Н. Гумилёв) | А. оксюморон | |||||
2. | Боюсь, я завтра утром - мёртвой встану. (М. Цветаева) | Б. метонимия | |||||
3. | Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. (С. Есенин) | В. метафора | |||||
4. | Так и мы, держа в руках Искусство, самоуверенно почитаем себя хозяевами его... (А. Солженицын) | Г. гипербола | |||||
Д. эпитет | |||||||
А9 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | В братствах бродячих Мрут, а не плачут, Жгут, а не плачут. (М. Цветаева) | А. симплока | |||||
2. | Во поле берёзка стояла, Во поле кудрявая стояла... | Б. градация | |||||
3. | В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. (С. Есенин) | В. эпифора | |||||
4. | Эта улица мне знакома, И знаком этот низенький дом. (С. Есенин) | Г. анафора | |||||
Д. анадиплозис (стык) | |||||||
А10 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Белилами румяню бледность. (М. Цветаева) | А. сравнение | |||||
2. | Глаза, как отблеск чистой серой стали, изящный лоб, белей восточных лилий... (Н. Гумилёв) | Б. перифраз | |||||
3. | Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его [искусство]... (А. Солженицын) | В. аллегория | |||||
4. | Это труднее, чем взять тысячу тысяч Бастилии! (В. Маяковский) | Г.оксюморон | |||||
Д. гипербола | |||||||
All | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Не жалею, не зову, не плачу... (С. Есенин) | А. эпифора | ||||||
2. | Я слёзы кротости пролью, Я сердце к счастью приневолю. Я земно кланяюсь ручью, И бедной хижине, и полю. (Н, Гумилёв) | Б. градация | ||||||
3. | Я памятник себе воздвиг нерукотворный... (А. Пушкин) | В. инверсия | ||||||
Над городом - туман, туман. Любви старинные туманы. (М. Цветаева) | Г. анафора | |||||||
Д. эллипсис | ||||||||
j A12 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
... сражён булатом, он спит в земле сырой. (М. Лермонтов) | А. эпитет | |||||||
2. \ | В степи мирской, печальной и безбрежной, Таинственно пробились три ключа... (А. Пушкин) | Б. литота | ||||||
Я сразу смазал карту будня... (В. Маяковский) | В. перифраз | |||||||
4. | Тут лосю хорошо: у него страшная сила в длинной ноге... (М. Пришвин) | Г. метонимия | ||||||
Д. синекдоха | ||||||||
А13 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Не самозванка - я пришла домой... (М. Цветаева) | А. синекдоха | ||||||
2. | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) | Б. сравнение | ||||||
3. | ...вы смотрите устрицей из раковин вещей. (В. Маяковский) | В. антитеза | ||||||
4. | При адском грохоте и треске До слёз Чайковский потрясал Судьбой Паоло и Франчески. (Б. Пастернак) | Г. перифраз | ||||||
Д. метонимия | ||||||||
А14 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |||||||
1. | Если нас вояка тот или иной захочет спровоцировать войной, - наш ответ: нет! (В. Маяковский) | А. олицетворение | ||||||
2. | В огне, жуками всех систем, жужжат автомобили. (В. Маяковский) | Б. сравнение | ||||||
3. | Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, - тоской изойду. (Б. Пастернак) | В. ирония | ||||||
4. | Вечор, ты помнишь, вьюга злилась... (А. Пушкин) | Г. метонимия | ||||||
Д. синекдоха | ||||||||
А15 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Люблю тебя, булатный мой кинжал, товарищ светлый и холодный. (М. Лермонтов) | А. риторический вопрос | |||||
2. | Весна! Не отлучайтесь Сегодня в город. Стаями По городу, как чайки, Льды раскричались, таючи. (Б. Пастернак) | Б. эллипсис | |||||
3. | Но любовь разве пламень малый, что её легко погасить? (Н. Гумилёв) | ||||||
4. | О слёзы на глазах! Плач гнева и любви! О Чехия в слезах! Испания в крови! (М. Цветаева) | Г. риторическое обращение | |||||
Д. именительный темы | |||||||
А16 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Люблю тебя, Петра творенье... (А. Пушкин) | А. метафора | |||||
2. | Порой влюбляется он страстно в свою нарядную печаль... (М. Лермонтов) | Б. метонимия | |||||
3. | Сердцу - ад и алтарь, Сердцу - рай и позор. (М. Цветаева) | В.перифраз | |||||
4. | Фиалки волн и гиацинты пены Цветут на взморье около камней. (М. Волошин) | Г. антитеза | |||||
Д. оксюморон | |||||||
А17 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||||
1. | Плачь, Юность! Плачь, Любовь! Плачь, Мир! Рыдай, Эллада! (М. Цветаева) | А. риторическое восклицание | |||||
2. | Слава, слава небу в тучах чёрных! (Н. Гумилёв) | Б. именительный темы | |||||
3. | Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд... (Б. Пастернак) | В. градация | |||||
4. | Чёрный человек, Чёрный, чёрный, Чёрный человек На кровать ко мне садится... (С. Есенин) | Г. риторическое обращение | |||||
Д. экспрессивный повтор | |||||||
А18 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере, и установите соответствие | ||||||
1. | Солнце - моё. Я его никому не отдам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М. Цветаева) | А. асиндетон (бессоюзие) | |||||
2. | Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. (А. Пушкин) | Б. парцелляция | |||||
А18 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
3. | Раскат импровизаций нёс Ночь, пламя, гром пожарных бочек, Бульвар под ливнем, стук колёс, Жизнь улиц, участь одиночек. (Б. Пастернак) | В. синтаксический параллелизм | |||
4. | Тебе обывательское - о, будь ты проклята трижды! - и моё, поэтово - о, четырежды славься, благословенная! (В. Маяковский) | Г. полисинде-тон (многосою-зие) | |||
Д. антитеза | |||||
А19 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | ||||
У капель - тяжесть запонок... (Б. Пастернак) | А. эпифора | ||||
Как у молодой змеи - да старый уж, Как у молодой жены - да старый муж. (М. Цветаева) | Б. градация | ||||
Плащ, шаловливый, как руно, Плащ, преклоняющий колено. (М. Цветаева) | В. эллипсис | ||||
4. | Слышу твой кошачий шаг, признак измены! Вновь темнит глаза твой мрак, признак измены! (М. Кузьмин) | Г. симплока | |||
Д. анафора | |||||
А20 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |
1. | Доля ты! - русская долюшка женская! (Н. Некрасов) | А. полисинде-тон |
2. | Кого не утомят угрозы, Моленья, клятвы, мнимый страх, Записки на шести листах, Обманы, сплетни, кольца, слёзы... (А. Пушкин) | Б. риторический вопрос |
3. | Люблю я бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд. (А. Пушкин) | В. риторическое восклицание |
4. | Неужель на такие страдания не откликнется наша душа? | Г. асиндетон |
Д. аназиплозис (стык) | ||
А21 | Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовано в каждом примере и установите соответствие | |
1. | Улицы - наши кисти! Площади - наши палитры. (В. Маяковский) | А. зевгма |
2. | Вооружась бубликом и Фетом, Я сел на скате у Гремячей башни. (Л. Лосев) | Б. анафора |
3. | Придёт ли час моей свободы? (А. Пушкин) | В. градация |
4. | Он не траурный, он не мрачный, он почти как сквозной дымок... (А. Ахматова) | Г. риторический вопрос |
Д.синтаксический параллелизм |
АНАЛИЗ ТЕКСТА
(1)Что показал XX век? (2)Он начался с мировой войны, которая потрясла всех гуманистов и одним махом перечеркнула гуманистические идеалы. (3)Но все дикости этой войны превратились в «детские игрушки» по сравнению с ужасами следующей - второй мировой войны, которая началась всего через 20 лет после окончания первой и заставила думать о зловещей, апокалипсической закономерности исторического развития. (4) Конец второй мировой войны - применение атомного оружия - стал началом новой конфронтации различных систем, гонки вооружений и выходом на такой её виток, когда человечество зримо обнаружило возможности самоуничтожения.
(5)До XX столетия человечество жило и развивалось, осознавая себя бессмертным. (6)В столкновениях, конфликтах и войнах могли исчезнуть государства, погибнуть отдельные народы и культуры, но всё человечество оставалось и продолжало свою историю. (7)Теперь же возникла парадоксальная ситуация: наращивание силы, технологической мощи человечества привели его к такому состоянию, когда оно не только не может реализовать изначальные претензии всестороннего господства над обстоятельствами, а, напротив, окончательно попадает во власть обстоятельств, становится заложником орудий массового уничтожения, которые оно само же
изобретает. (8)Так во второй половине XX в. возникла проблема выживания человечества в условиях, когда научно-технический прогресс создаёт всё более широкое поле возможностей для принципиально нового развития военной техники и оружия массового уничтожения.
(В. Стёпин)
В статье автор поднимает проблему, актуальную в век научно-технического прогресса и важную для каждого из нас. Чтобы подтолкнуть нас к совместным раздумьям, В. Стёпин начинает рассуждение с _____________. Выразить масштаб двух мировых войн XX века автору помогают противоположные стилистические приёмы -____________и ____________(предложения 2 и 3). Оценка катастрофических последствий
Второй мировой войны усиливается за счёт __________, применённых автором в предложении 3. Стиль текста - публицистический, о чём свидетельствует использование ____________ (предложения 4, 7, 8).
Список терминов:
11) риторический вопрос
12) метафора
13) эпитет
14) гипербола
15) вопросно-ответное единство
16) устойчивые сочетания слов
17) литота
18) ряды однородных членов
19) книжная лексика
20) парцелляция
ТЕКСТ 2
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
(1)Когда-то Достоевский провозгласил, что мир спасёт красота. (2)Век спустя наш слишком много переживший современник с усмешкой и болью задал встречный вопрос: а кто спасёт красоту? (З)Наш век, в том числе и уже идущая его последняя треть, показывает, что вопрос этот не праздный и не лишний. (4)Красота, способная спасти мир, к сожалению, сама очень уязвима. (5)Не только дерево - камень тоже. (5)Бронза тоже.