Экономика Южной Кореи. Основные черты хозяйственного механизма

Южная Корея – это высокоразвитая индустриально-аграрная страна, которая занимает одно из лидирующих мест в мире. На протяжение последних десятилетий промышленность Кореи развивалась стремительными темпами и показывала хорошую динамику роста. Государство является крупным производителем, а также экспортёром судов (контейнеровозов, танкеров), электроники (телевизоров, компьютеров и комплектующих, информационных систем, оптических приборов, электронного оборудования), автотранспортных средств.

Основные экономические тенденции

Современная промышленность Южной Кореи развивается относительно стабильно. Это обеспечило в 2015 году рост ВВП корейской экономики. По данным Министерства планирования и финансов (Ministry of Strategy and Finance, MOSF) ВВП был равен 1585,51 трлн. корейских вон (1,38 трлн. долл. США) и в сравнении с 2014 г. он вырос на 2,6%. Темпы прироста ВВП в поквартальной динамике составили: в первом квартале – 2,5%, во втором – 2,2%, в третьем – 2,7%, в четвертом квартале – 3,0%.

Последние кризисные годы сказались на РК, как и на других странах мира. Показатель ВВП в пересчёте на душу населения в долларовом эквиваленте равен 27340,8 долл. США против 27963,6 долл. США в 2014 г. (-2,2%). По информации Банка Кореи (Bank of Korea, BOK) в 2015 г. и 2014 г. прирост ВВП составил:

Сфера экономики 2015 г. (%) 2014 г. (%)
С/х 1,5 3
Лесное и рыбное хоз. 1,5 3
Обрабатывающая пром 1,3 4
Добывающая пром. 1,2 3,9
Строительство 3 1,2
Услуги 2,8 0,4

Как показывает статистика, добыча и переработка сократились, увеличилась сфера строительства и услуг. Валовой национальный доход составил 1565,82 трлн. корейских вон (1,41 трлн. долл. США), показав прирост на 4,6%. Объём экспорта был равен 526,9 млрд. долл. США и понизился на 8% по отношению к 2014 г. А объём импорта упал на 16,9% до 436,5 млрд. долл. США. Профицит внешнеторгового баланса составил 90,4 млрд. долл. США. Внешнеторговый оборот впервые за 5 лет не превысил 1 трлн. долл. США, снизившись до 963,4 млрд. долл. США. В 2016 году ВВП увеличился на 2,8%, вместо запланированных 3%, поэтому можно резюмировать, что кризис не миновал.

Положительно воздействовали на экономику корейского полуострова правительственные программы, направленные на стимулирование экспорта, внутреннего потребления, а также инвестирование в строительство и производство. Правительство РК приняло ряд стимулирующих мер, общая сумма которых составила 17 млрд долл. Большинство этих средств отпущена на увеличение рабочих мест, их было создано 300 тыс., тогда как в 2015 г. – 340 тыс.

Негативное влияние на промышленность Кореи в 2015-2016 году оказал спад потребления в странах, являющихся главными торговыми партнёрами. Существенное снижение спроса Китая и других азиатских стран привело к сокращению производств.

Уровень развития промышленности

Промышленность Южной Кореи показывает неоднозначную динамику – рост одних отраслей и спад в других сферах. По информации Банка Кореи, в 2015 г. индекс промышленного производства был равен 107,8 пунктов, продемонстрировав спад в сравнении с 2014 г. на 0,5 пунктов.

В 2015 году самый лучший результат роста был в IT-отрасли. Этому способствовали принятые корейским правительством меры по инвестированию в этом направлении и созданию системы сотрудничества с неправительственными организациями. Также были созданы профильные институты, целью которых является ориентирование научных исследований в IT-отрасли в формат тесного взаимодействия частных и государственных учреждений, подготовка высококвалифицированных кадров.

В результате этого страна в 2015 году заняла третье место в мире по объёму экспорта информационно-коммуникационных технологий, продукции, он составил 170 млрд. долл. США (107,2% от уровня 2014 г.). Электроника представляет львиную долю доходов в бюджет. Эта категория продукции служит существенной поддержкой во время экономического спада. Корейцы на мировом рынке укрепили свои позиции по производству следующих товаров:

  • Мобильные устройства (объём продаж увеличился на 1,4%),
  • Полупроводниковая память (на 7,9%),
  • Жидкокристаллические дисплеи (на 0,7%).

Несмотря на инцидент с продукцией Samsung (Galaxy Note 7), нанёсший рекордный финансовый урон как самой компании, так и общим показателям экономического роста, в основном динамика положительная

Необходимо отметить подъём производственных мощностей в аэрокосмической промышленности (прирост на 13,1%), в нефтехимии (на 3,3%), несмотря на падение мировых цен на нефть в 2015 г., в автомобилестроении (на 0,7%).

Темпы роста в отдельных отраслях промышленности показали отрицательную динамику. Так, в области металлургии было выплавлено на 2,6% меньше стали, чем в 2014 г., что вызвано сокращением производства в судостроении (-7,1%) и машиностроении (-2,0%).

Состояние сельского хозяйства

В целом складывается непростая ситуация в сельском хозяйстве. Все ещё сохраняется тенденция сокращения занятого в отрасли населения на 0,6%. По заявлению Министерства сельского хозяйства, продовольствия и сельских дел (Ministry of Agriculture, Food and Rural Affairs, MAFRA) в 2015 году снизились площади посева риса на 0,7%, который является самой важной сельскохозяйственной культурой.

Однако эффективное внедрение информационных и биотехнологий, активное использование солнечной энергии и робототехники в агросекторе дали возможность собрать урожай риса более 4,33 млн. тонн, что в свою очередь на 2,0% больше показателя 2014 года.

Прослеживается общая тенденция сокращения посевных площадей овощных культур: картофеля, посевная площадь которого в стране равна 37,3 тыс. га (-11,2%), китайской капусты 12,7 тыс. га (-60,3%), редьки 5,8 тыс. га (-72,6%), красного перца 34,5 тыс. га (-15,3%), яблок 31,6 тыс. га (+3,0%), груш 12,7 тыс. га (-3,5%). Как следствие, в стране собранный в 2015 году урожай в среднем сократился на 15%.

По данным профильного Министерства в 2015 году поголовье крупного рогатого скота сократилось на 3,1% и равно 3,09 млн. голов, из них 2,68 млн. голов мясных пород (97,0% от уровня 2014 г.) и 0,41 млн. молочных пород (95,5%). Рост цен на свинину способствовал увеличению количества этих животных до 10,19 млн. (101,0% с 2014 г.).

В стране существенно выросло количество уток – до 9,77 млн. (29,8%). Количество кур составило 164,13 млн. голов (104,9% от уровня 2014 г.). По сведениям Корейской организации международной торговли (Korea International Trade Association, KITA), сумма импорта свинины в 2015 г. была 1,3 млрд. долл. (114,0% от уровня 2014 г.), мяса КРС – 1,8 млрд. долл. США.

В 2016 году Корея оказалась на пятом месте из всех стран мира по развитию с/х, уступая лишь США, Японии, ЕС и Канаде. В категории «Качественного с/х продукта» уровень РК составил более 90% от уровня США. В области инноваций в с/х южнокорейцы на 4 месте в мире. В 2015 г. было зарегистрировано 534 патента (+12% от 2014 г). К 2020 г. по технологичности в данной сфере будет составлять 88,5% от уровня Соединённых Штатов.

Оборот розничной торговли

По данным информационного портала KOSIS (Korean Statistical Information Service) объём сферы услуг и розничной торговли в 2015 г. был равен 335,15 млрд. долл. США, что на 2,2% больше уровня предыдущего года. На объекты дорожного сервиса пришлось 24,6% от всех розничных продаж, а на специализированные магазины, которые торгуют товарами конкретного ассортимента – 27,6%.

Большую роль в торговой деятельности играют магазины шаговой доступности (увеличение оборотов продаж на 29,0% по сравнению с 2014 г.) и переориентация розничных продаж на интернет-магазины (увеличение на 10,5%). Это связано с желанием покупателей приобретать все необходимые товары, не выходя из дома в одном месте, и более низкими ценами таких магазинов.

Показатели объёма товарного производства

По сведениям корейского информационного ресурса KOSIS, в 2015 году из 266 видов выпускаемой в Республике Корея продукции 119 имели положительную тенденцию к увеличению по сравнению с показателями 2014 г. Среди товаров, производство которых в 2015 г. значительно возросло в сравнении с предыдущим периодом, стоит выделить:

  • гравий: 26,4 млн. кв. м. (126,0% отправлено уровня 2014 г.);
  • железобетонные опоры: 7,7 млн. т. (121,6%);
  • гербициды: 52,1 тыс. т. (120,2%);
  • смолы эпоксидные: 436,0 тыс. тонн (117,7%);
  • карьерный песок: 30,6 млн. куб. м. (117,3%);
  • масло кунжутное: 13,7 млн. л. (115,8%);
  • асфальт: 6,1 млрд. литров (115,4%);
  • лифты: 36,6 тыс. ед. (115,0%);
  • виски:4,2 млн. литров (114,8%);
  • масло соевое: 503,1 млн. л. (114,3%);
  • солидол: 35,6 тыс. тонн (113,6%);
  • керосин авиационный: 24,7 млрд. литров (113,3%);
  • соль: 342,8 тыс. т. (113,0%);
  • бетонные опалубки: 883,3 тыс. куб. м. (112,2%).

К товарам, выпуск которых существенно снизился, относятся:

  • крафт-бумага: 161,9 тыс. т. (87,3% от уровня 2014 г.);
  • молнии-застежки: 124,8 тыс. км. (84,6%);
  • компакт-диски: 91,9 тыс. шт. (82,7%);
  • кварцит: 1,3 млн. т. (79,8%);
  • торговые автоматы: 58,3 тыс. ед. (77,7%);
  • погрузочные краны: 620,2 тыс. т. (77,4%);
  • брезент: 137,7 тыс. т. (76,4%);
  • ферритовые сердечники: 3234,5 млн. шт. (75,9%);
  • трубы из стали: 4,6 млн. т. (74,4%);
  • пылесосы для дома: 2,5 млн. шт. (62,4%).

Однако, вопреки большим достижениям, современная промышленность Южной Кореи испытывает кризис. На пути развития экономики стали - строгое экономическое планирование, государственная поддержка чеболей (крупных финансово-промышленных групп) с ущербом для среднего и малого предпринимательства, жесткий контроль над всеми сферами бизнеса, внешнеторговый протекционизм.

Республика имеет острую необходимость структурной перестройки всех сфер экономики. Приоритетным направлением дальнейшего процветания государства служит создание такой экономической модели, которая будет ориентирована на поддержку интересов среднего и малого бизнеса, а также проведение реформ в промышленной и финансовой сфере, сельском хозяйстве.

Обзор экономики Республики Корея

Экономика Республики Корея по состоянию на 2009 год является 13-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП (832,5 миллиарда долларов США). ВВП Республики Корея по паритету покупательной способности в 2009 году составил примерно 1,364 триллиона долларов США.

Доли отдельных отраслей в ВВП Республики Корея (2008г.):

Сельское хозяйство: 3%

Промышленность: 39.4%

Услуги: 57,6%

В сельском хозяйстве заняты 7,2% работоспособного населения, в промышленности – 25,1%, в сфере услуг – 67,7%. Уровень безработицы составляет примерно 3,7%. Численность населения, проживающего за чертой бедности, по данным на 2003 г., составила 15%.

Зафиксированный уровень инфляции (по потребительским ценам) в 2009 г. составил примерно 2,8%. Ставка рефинансирования Центробанка Республики Корея по состоянию на 31 декабря 2009 года составила 1,25%. Внешний долг Республики Корея по состоянию на 31 декабря 2009 г. оценивался в размере 333,6 миллиарда долларов США. Золотовалютные запасы Республики Корея составляют около 270 миллиардов долларов США. Объем прямых иностранных инвестиций в экономику Республики Корея по итогам 2009 года составил 96,19 миллиарда долларов США.

В настоящее время Республика Корея занимает 10-е место в мире по масштабам экономики. Экономическое развитие в Республике Корея достигнуто благодаря сильной государственной поддержке, стратегии роста, ориентированной на экспорт, развитию высоких технологий и изобилию высококвалифицированных и образованных рабочих кадров.

Основные отрасли экономики Республики Корея.

Сельское хозяйство. В экономической жизни Кореи сельское хозяйство играет второстепенную роль. Основные отрасли сельского хозяйства: земледелие (рис, корнеплоды, ячмень, овощи, фрукты), животноводство (крупный рогатый скот, свинина, птицеводство, яйца), рыбное хозяйство (рыбоводство, добыча).

В то же время, правительство Кореи рассматривает развитие аграрной экономики как залог поддержания благоприятной социальной среды, способствующей передаче новым поколениям национальных традиций, подвергаемых угрозам в условиях глобализации. По данным ОЭСР, уровень поддержки сельского хозяйства в Южной Кореи в 5 раз превышает аналогичные средние показатели стран - членов этой организации. При поддержке государства объём производимой сельскохозяйственной продукции за последние 15 лет увеличился в 2 раза. В настоящее время главный упор в аграрной политике делается не столько на увеличение количественных показателей, сколько на повышение эффективности производства в аграрном секторе.

Промышленность.

По итогам 2009 года в Республике Корея зафиксирован спад промышленного производства, индекс промышленного производства составил -0,6%. Основные отрасли промышленности: электроника, телекоммуникации, автомобильная промышленность, химическое производство, сталелитейная отрасль, судостроение.

98% промышленной продукции Кореи дают обрабатывающие отрасли. Более половины поставляют отрасли тяжелой промышленности, в т.ч. около трети – машиностроение. В легкой промышленности преобладает текстильная (20% стоимости), пищевкусовая (12%).

Число предприятий добывающей промышленности составляет всего 5% общего количества предприятий страны. Основной отраслью является добыча угля, в которой занято около 60 тыс. человек. Кроме угля добывающая промышленность дает вольфрамовый концентрат, золото, серебро, медь, а также неметаллические минералы – известняк, каолин, тальк и др. Добыча железной руды сконцентрирована в Янъяне, вольфрама – на Сандонском руднике (обогащается концентрат в Тэгу).

Одной из отраслей специализации промышленности - черная металлургия: около 40% металла вывозится на мировой рынок, главным образом в США и Японию. Крупнейшие сталелитейные комбинаты расположены в Пхохане и Кванъяне. Внутренний спрос на металл удовлетворяется приблизительно на 80%. Лимитирующим фактором являются необходимость расширения ввоза сырья (закупается 100% коксующегося угля, 80% железной руды и угля).

Значение цветной металлургии не столь велико: выплавляется алюминий, свинец, цинк, медь (завод в Чхонъяне и промышленной зоне Кеннам), благородные металлы. Зона цветной металлургии фактически сложилась в районе Онсана.

Машиностроение РК – отрасль наиболее тесно связанная с мировым хозяйством, поскольку из-за рубежа, в основном, поступают финансовые средства, технология и комплектующие изделия, а сбыт на внешних рынках является стимулом роста производства в основных отраслях. Одним из важных мероприятий стало создание промышленной зоны Чханвон, специализирующейся на машиностроении.

Автомобилестроение стало одной из наиболее бурно развивающихся отраслей международной специализации РК. Более половины автомобилей экспортируется на международный рынок. Машины, произведенные в Южной Корее, начинают вытеснять с европейского и американского рынка их национальные марки. Компания Хендай (основной выпуск машин) имеет предприятия в Ульсане и Намъяне. Другие автомобильные заводы расположены в городах Пупхен, Пусан, Чханвон, Кванмен, Асан.

Наиболее растущая отрасль специализации корейской индустрии – электроника. По выпуску электронной продукции страна вошла в десятку мировых лидеров. Причем больше половины идет на экспорт. Быстро растет выпуск технологически сложной бытовой электроники – видеомагнитофонов, лазерных устройств, компьютеров и периферийных устройств к ним, а также микросхем. Размещение электронных предприятий тяготеет к крупным городам вдоль оси Сеул – Пусан, с их мощным научно-техническим потенциалом и квалифицированной рабочей силой.

Довольно хорошо развито приборостроение: выпускаются, в том числе и на экспорт, наручные и другие часы, фотоаппараты, оптические приборы, измерительная аппаратура и др. Эти трудоемкие производства размещаются в хорошо обеспеченных трудовыми ресурсами городах, а также в экспортных зонах, например в Масанской.

По производству судов РК занимает второе место в мире после Японии. И судостроение, несмотря на мировой спад в этой области, по-прежнему остается одним из столпов ее экономики и международной специализации. Крупные верфи расположены в Ульсане, Пусане, Чанвоне, Окпхо и т.д.

Химическая промышленность базируется в основном на нефтяном сырье, полностью ввозимом. В структуре выпускаемой продукции – мазут (33%), дизельное топливо (29%), бензин, керосин, реактивное топливо, нефтехимическое сырье. Крупнейшие предприятия расположены в Ульсане, в районе Иочхона, Десане (провинция Чхунчхон-Пукто).

РК – один из ведущих производителей синтетического волокна, причем ¾ его экспортируется. Развита также резинотехническая промышленность (по выпуску автошин страна входит в десятку мировых лидеров).

Целлюлозно-бумажная промышленность почти целиком работает на импортном сырье.

Корея входит в десятку мировых производителей текстиля, причем основная часть идет на экспорт. За рубеж вывозится главным образом готовая одежда, в меньших количествах – ткани и пряжа. Предприятия текстильной промышленности размещаются в основном в крупных городах: Тэгу и провинция Кенсан-Пукто, Сеул и провинция Кенгидо, Пусан и провинция Кенсан-Намдо.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История индустриализации Южной Кореи. Экономическое развитие на современном этапе. Показатели экономического развития Южной Кореи. Современная структура экономики. Южная Корея в мирохозяйственных связях. Индекс вовлеченности в мировую экономику.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2007

    Исследование участия Южной Кореи в мировой экономике и регулировании внешнеэкономической деятельности. Уникальный пример бурного экономического развития страны благодаря активной внешней торговле. Внешнеторговые партнеры Кореи. Главные статьи экспорта.

    реферат , добавлен 21.04.2011

    Понятия, классификации, проблемы новых индустриальных стран Азии. Общая характеристика стран четырех "драконов". Политическое, экономическое и социальное развитие Республики Кореи. Возможность применения Российской Федерацией опыта Южной Кореи.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Модели смешанной экономики: американская, германская, японская и шведская. Опыт демократизации Южной Кореи и "корейское экономическое чудо" во времена правления Пак Чон Хи. Этапы и особенности формирования смешанной экономики Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 05.08.2013

    Рыночная стоимость годового производства валового национального продукта. Южная Корея в мировой экономике, особенности экономического развития. Сбережения и капиталовложения, черты хозяйственного механизма. Товарная структура экспорта Южной Кореи.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2014

    Азиатско-Тихоокеанский регион: характеристика, место в международных торговых отношениях. Характеристика экономики Японии, США, Китая, Индонезии. Модель развития Южной Кореи. Цели создания и перспективы развития региона. Сотрудничество РФ с АТР.

    контрольная работа , добавлен 14.01.2012

    Современная ситуация в Северо-Восточной Азии (СВА). Значение Республики Кореи в процессах, происходящих в СВА. Роль США и Китая в СВА. Становление "северной дипломатии" Кореи. "Политика мира и процветания" Но Му Хёна. Перспективы межкорейского диалога.

    курсовая работа , добавлен 17.06.2011

Нестабильность на Корейском полуострове в настоящее время приобрела крайние черты. Резолюция Совбеза ООН по «атомной бомбе Пхеньяна», провозглашает практически полную блокаду, КНДР и «тройной досмотр» (силами США, Японии, и Южной Кореи) всех судов направляющихся в порты Северной Кореи. Китай полностью поддержал санкции, но возникает резонный вопрос, как Северная Корея, далеко не самая экономически и технологически развитая страна мира, еще недавно пережившая голод и разруху смогла осуществить, столь масштабный ракетно-ядерный проект? Почему, масс-медиа и элита запада, этот образец свободы и объективности в подаче информации для всего мира, обходят КНР как «фигуру умолчания», через которую эти технологии могли проникнуть в КНДР. Граница Китая и Северной Кореи, протяженностью более 1000 км, проходит по востоку Маньчжурских гор и слабо контролируется. На наш взгляд, это значит, что стратеги «Красного дракона» с помощью Пхеньяна, полностью обыграли американский истеблишмент на глобальном геополитическом поле. Следует предположить, что этот китайский выигрыш, пока умозрительный и потенциальный, начнет быстро реализовываться в практических делах.Нестабильность на

Используя политические и экономические противоречия, между Севером и Югом Пекин, уже влияет и на Южную Корею. Недовольный размещением американских ПРО в «Стране утренней свежести» Китай, наносит удары по туристическому сектору, по автопромышленности, производителям электроники и владельцам крупной торговой недвижимости. Акции крупных южнокорейских туристических и гостиничных фирм заметно просели из-за запрета КНР реализовывать групповые турпоездки. По подсчетам южнокорейского ЦБ, потери туриндустрии от действий Пекина могут составить 4,5 млрд. долларов. Южнокорейский конгломерат «Лотте» является крупнейшей компанией в сфере розничной торговли, в его состав входят супермаркеты, торговые центры, многозальные кинотеатры, рестораны и гостиницы. Стоимость его активов только в Корее достигла 35 млрд. долларов. Холдинг представил поле для гольфа под размещение американских элементов ПРО ТГААД, «угрожающих безопасности» Китая. Теперь Лотте сложно заниматься бизнесом в «Поднебесной», население которой в 28 раз превышает число жителей в ЮКР Невозвратные потери компании от закрытия 87 из 112 магазинов в КНР и строительства двух крупных объектов составят как минимум 2 млрд. долларов. Такие примеры можно продолжить.

Корейский полуостров находится на Востоке Азии, между Японским и Желтым морем, вдоль его южного берега и японскими островами проходит очень важный для морской торговли, стратегический Корейский пролив, с островом Цусима по центру. Поверхность гористая, холмистые равнины. Климат влажный, муссонный осадков выпадает 900 – 1500 мм. в год. Реки многоводные, на Юге смешанные леса переходят в вечнозеленые субтропические. Все равнины возделаны. Развита горнодобывающая промышленность: вольфрам, магнезит, графит и др. Площадь территории Южно Корейской Республики 98,5 тыс. кв. км. Столица – Сеул, страна поделена на 9 административных единиц и города Сеул и Пусан. Население около 50 млн. человек. Денежная единица Южно Корейская Вона. Основные внешнеторговые партнеры – Япония, США и Китай. Официальный язык – корейский. Большинство верующих – буддисты, незначительная часть – христиане. Много беженцев из Северной Кореи. На территории страны до сих пор размещены американские военные базы.

После Корейской войны экономика и индустриализация, во многом развивалась за счет американских и японских инвестиций. Опережающими темпами продвигались экспортные отрасли и тяжелая промышленность. Качество корейских автомобилей славится во всем мире. Основой экономики является добыча угля, производство электроэнергии, машиностроение, металлургия, электроника, судостроение, нефтепереработка, пищевая и текстильная промышленность.

Длина ж. д. более 6 тыс. км. Главные морские порты Пусан, Ульсан, Инчхон (Чемульпо). Продукция компаний «Киа», «Хундай», «Самсунг» и «Лджи» пользуется спросом далеко за пределами полуострова. В облас-ти крупнотоннажного судостроения, Южно Корейским фирмам нет равных в мире. Крупнейшие газовозы для Северного морского пути там заказывает и Российский Газпром. Развит шоубизнес, только за 2017 год он принес в казну около 14 млрд. долларов. В стране качественные автомобильные дороги, метро в Сеуле скоростное, протяженное и комфортное. Сама столица поражает множеством высотных зданий, из стекла и бетона, в архитектурном стиле – модерн. Улицы города полны туристами и это, при том, что столица находится всего в нескольких десятках километров от 38 параллели, границы разграничения с КНДР.

Правительство Южной Кореи создало специальное агентство «Республика Корея – Центральная Азия» для расширения торгово-экономических связей с этим регионом. Одна из целей агентства состоит в том, чтобы воспользоваться долговременными культурными связями между Южной Кореей и Средней Азией. В конце 1930-х годов по распоряжению Советского правительства более 100 тысяч этнических корейцев были насильственно переселены из дальневосточных приграничных районов СССР в Узбекистан и Казахстан.

Сегодня в Центральной Азии проживают до 500 тысяч этнических корейцев. Наиболее крупная диаспора в Узбекистане (около 200 тысяч человек), он и является крупнейшим получателем южнокорейских инвестиций. Корейские инвесторы планируют принять участие в многошаговой программе приватизации государственных предприятий, озвученной Ташкентом. На узбекской территории функционируют более 400 корейских фирм, в Казахстане до 200 предприятий. В период освоения целины в Кустанайской области Казахстана добросовестно работало много корейцев, выращивали овощи, трудились механизаторами, животноводами и специалистами. В совхозе Кустанайский директором в 50-х, 60-х годах прошлого века работал Пак Алексей Андреевич, всегда в простой телогрейке и кирзовых сапогах, вникал во все нюансы производства, советовался с рабочими. В результате совхоз превратился в одно из лучших хозяйств целины, а Пак А. А. был назначен руководителем Птицепрома СССР.

В последнее время Республика Южная Корея превратилась в современный мировой концентратор инноваций в технологиях. Кроме цифровой экономики, радиоэлектроники, роботизации, крайне популярны биотехнологии: применение стволовых клеток, первая в мире клонированная собака по имени «Снуппи» и др. Ученные из Южной Кореи утверждают, что они разработали искусственный мускул, обладающий высокими силовыми качествами и работающий на спирте и водороде. Исследователи назвали такой мускул бионическим и считают, что его можно будет использовать в качестве протезов конечностей. Широко применяются биоинженерные методики и генная модификация растений и животных.

Климат на полуострове характеризуется влажным и теплым летом, сухой и относительно холодной зимой. Основная отрасль сельского хозяйства – растениеводство. Обрабатывается 23% территории страны, из которых, треть пашни орошается. В валовых сборах преобладают зерновые, их собирают примерно 7,5 млн. тонн. Выращивают бобовые, хлопок, рами, коноплю. Развито садоводство и огородничество. Последние годы расширяется производство продукции животноводства и лесного хозяйства. Доля сельского хозяйства и лесной промышленности на конец 2016 года составила около 4% валового национального продукта страны. Сельское население – 4 миллиона человек, это порядка 9% от всего населения республики. Преобладают мелкие и средние фермерские хозяйства. Невзирая, на не большую долю в экономическом секторе страны, полеводство и животноводство, тянет за собой развитие смежных отраслей, таких как производство минеральных удобрений, пищевая промышленность и т. п., которые достигают 14% валового национального дохода. Вступление республики во Всемирную торговую организацию в 1995 году ускорило трансформацию и либерализацию рынка сельскохозяйственных товаров, в целом, это привело к снижению цен на продовольствие, и правительство вынуждено было прибегнуть к политике протекционизма по отношению к своим производителям.

Основная сельскохозяйственная культура Южной Кореи – рис: приблизительно 80% фермеров возделывают этот продукт. Зерно риса потребляют, в основном, внутри страны, так как оно неконкурентоспособно на внешнем рынке, из-за высокой себестоимости. Рис выращивается на площади примерно в один миллион гектаров. При урожайности в 52 ц. с га. Производство пшеницы, ячменя, сои и других зерновых культур достигло 4 млн. тонн. Более половины выращиваемых фруктов продается за рубеж. Следует отметить, что в связи с интенсификацией земледелия и обеднением почв, в зерне не хватает микроэлементов и витаминов. Скармливая эти, в основном, генномодифицированные корма животным и рыбе, фермеры получают продукцию с разбалансированным содержанием омега жирных кислот. В отрасли животноводства разводят КРС, свиней и птицу. Поголовье крупного рогатого скота достигло 2 млн. голов, свиней около 9 млн., птицы более 100 млн.

Важной частью южнокорейской экономики является рыболовство. В этой отрасли занято примерно 140 тыс. человек. Задействовано около 100 тысяч рыбопромысловых судов. В 2015 году выловлено морепродуктов, в денежном эквиваленте на сумму З,6 млрд. долларов. Моллюсков выращивают в питомниках. Значительная часть морепродуктов экспортируется, в том числе, и в Россию.

Президент РФ В.В. Путин в конце декабря на заседании Госсовета поставил задачу: повышения инвестиционной привлекательности российских регионов. Челябинская область в этом плане имеет неплохой рейтинг. Смена направлений экономических и научных связей, в условиях нарастающих санкций, практичный и рациональный ход. Осенью в областном центре побывала делегация южнокорейских бизнесменов, из провинции Кенсангбук-до, во главе с генеральным директором «Корейского консалтингового центра» (КЕС), официальным представителем правительства Республики Корея Шин Кванг-Хи. Предприниматели представили свою инновационную продукцию в области аграрных технологий. Конференция «Инновационные технологии Республики Корея в сфере агропромышленногокомплекса» прошла в отеле «Видгоф». Делегация, представлявшая шестнадцать фирм, посетила областное правительство, Южно-Уральский ГАУ, торгово-промышленную палату и тепличный комплекс «Чурилово». Это была уже четвертая в 2017 году встреча. Челябинскую делегацию возглавили заместитель губернатора С. Сушков и исполняющий обязанности министра сельского хозяйства области в то время А. Завалищин. Главная цель визита южнокорейских компаний – выйти на рынки России, а затем и Европы, с предложениями по реализации энергосберегающего высокотехнологичного оборудования и материалов, для строительства тепличных комплексов. Эти предложения вполне конкурентоспособны по цене и эффективности с европейскими аналогами. Одна из компаний представила изоляционную алюминиевую пленку и антирадиационный барьерный лист, ячеистый наполнитель и перфорированный алюминиевый слой, обеспечивающий высокую отражающую способность и отличные теплоизоляционные свойства. Такой материал можно использовать при сооружении различных строительных объектов, и, конечно, теплиц. Южнокорейский НИИ земледелия и садоводства предложил ресурсосберегающую технологию обогрева и создания тумана в воздушной среде теплиц, в целях снижения расхода воды, осадки при этом собирают с крыши теплицы. Очень перспективно применение в тепличном хозяйстве инфракрасного излучения, аналогичного естественному солнечному освещению. Этот метод позволяет снизить затраты на отопление помещений закрытого грунта от 30 до 50%, а проникая в растения стимулирует рост и развитие тепличных культур. Значительно повышается урожайность.

Кроме того, были показаны пленки равномерно рассеивающие естественный солнечный свет и ускоряющие образование хлорофилла. Такой материал с высокими теплоизоляционными качествами можно применять не только при сооружении тепличных комплексов, но и как вакуумную упаковку для продуктов и медицинских товаров. Презентовались также специальные терморегулирующие, вентиляционные устройства, приборы для экономичного и точного капельного орошения, высококонцентрированные жидкие удобрения, в том числе, и изготовленные методом экстракции из водорослей. Своеобразной «изюминкой» форума стал показ управления теплицей компьютером. Автоматика полностью регулирует автономно все наиболее благоприятные для роста и развития растений параметры, сама вносит соответствующие коррективы. Специалисты тепличного хозяйства могут контролировать процесс со своего мобильного телефона.

В последние годы во всем мире распространяется сравнительно новое направление агронауки – насекомоведение. Вот и в тепличном комплексе «Чурилово» на окраине г. Челябинска создан научный центр «Энтариум», его предназначение – выращивание жуков – энтомофагов, используемых в биологической защите растений. Корейцы очень заинтересовались этим методом, предложив свой опыт привлечения насекомых для борьбы с вредителями. Директор одного из корейских хозяйств рассказал, что они изготавливают ловушки на основе феромонов. Насекомых привлекает приятный запах, и они собираются в ловушке. Также разработана система опыления с использованием шмелей и производство клейкой ленты. Генеральный директор агрокомплекса «Чурилово» Оксана Лицингер отметила, что у них уже работает экспериментальная площадка по апробации и внедрению корейских технологий для возделывания овощей закрытого грунта. Признавая ценность новых технологий из Южной Кореи для челябинских аграриев, она выразила надежду, что сотрудничество продолжится и при возведении крупного современного тепличного комплекса в г. Усть-Катаве, запланированного агрокомплексом «Чурилово». По итогам встречи С. Сушков заявил, что подписано соглашение между ГУП «Продовольственная корпорация Челябинской области» и корейской компанией ООО «КЕЙ И СИ» о сотрудничестве в агросфере, сельхозмашиностроении, в области тепличного производства, селекции в овощеводстве и картофелеводстве.

Таким образом, подводя итоги состояния экономики и сельского хозяйства Республики Южная Корея, следует признать их инновационную направленность и высокую эффективность. Сдерживающим фактором, на наш взгляд, является как не стабильная политическая обстановка в целом на полуострове, так и вмешательство во внутренние дела США, Китая и Японии. Радикально обстановку могло бы улучшить объединение Севера и Юга. Вопрос в том, когда это произойдет? Процесс этот выгоден всем, тем более, что Россия планирует запустить сквозное ж. д. движение из Сеула через Пхеньян в Россию, а так же строительство газопровода в Сеул через Северную Корею. Феноменальный рост южнокорейской экономики иногда приостанавливается и по внутренним причинам. Так, после отставки и ареста подозреваемой в коррупции, первой женщины-президента Пак Кин Хе, годовой рост ВВП снизился до 6%. Вновь избранный президент Мун Чже Ин, кстати, выходец из семьи беженцев из Северной Кореи, проявляет интерес к сотрудничеству с Россией. Надо сказать, что новый лидер Южной Кореи является политиком левого толка. Та же компания «Лоте» открыла в Москве на пересечении Садового кольца и Нового Арбата первый торговый центр. Сеул неоднократно посещали делегации правительства РФ и бизнеса. Новый президент навестил Москву и встретился с В. Путиным. Все это свидетельствует о положительных, перспективах сотрудничества. В начале нового 2018 года лидер Северной Кореи Ким Чен Ын, неожиданно поручил своему правительству создать условия для нормализации отношений с южным соседом. Он призвал не «ворошить прошлое» и взять курс на сближение двух государств. Состоялись исторически важные переговоры в демилитаризованной зоне об участии спортсменов Севера в Олимпийских играх в Пхенчхане. Восстановлена горячая линия связи между военными двух государств. Южная Корея заявила о готовности отменить некоторые санкции в отношении Пхеньяна. Во главу угла поставлен принцип национального единства. Кремль приветствовал эти переговоры. США это не нравится, и они продолжают наращивать своё военное присутствие на Корейском полуострове. Стоит отметить, что дебют этой «шахматной партии» Ким Чен Ын пока выиграл у Дональда Трампа. Но что будет в миттельшпиле и будет ли это способствовать мирному объединению полуострова, покажет будущее.

В.А. ЗАЛЬЦМАН, кандидат экономических наук, Челябинская область
Информационное агентство «Светич»
Журнал «Нивы России» №1 (156), январь-февраль 2018

Экономика Южной Кореи по состоянию на 2009 год является 14-й в мире по валовому внутреннему продукту (по паритету покупательной способности) и 15-й в мире по номинальному ВВП. Валовый национальный продукт на душу населения вырос со 100 долларов США в 1963 году до более чем 28 000 долларов США в 2009 году.

Ключевые направления южнокорейской экономики за шестидесятилетнюю историю существования государства сильно изменились. В 1940-х годах страна экономика страны опиралась преимущественно на сельское хозяйство и лёгкую промышленность. В течение следующих нескольких десятилетий акцент сместился в сторону лёгкой промышленности и производства товаров народного потребления, а в 70-х и 80-х годах XX века - в сторону тяжёлой промышленности. В течение 30 лет после того, как президент страны Пак Чонхи в 1962 году объявил начало первой пятилетки, экономика страны росла очень высокими темпами, а её структура сильно изменилась.

Бурный экономический рост 80-х годов замедлился к концу десятилетия. К тому времени этот рост составлял 6,5 % в год, а с повышением заработной платы населения выросла и инфляция.

Как и в других высокоразвитых странах, к началу 90-х годов сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, а в начале XXI века она составляет две трети всего ВВП.

Бюджет страны разрабатывается министерством планирования и бюджета и утверждается парламентом страны. В 2006 году внешний долг предполагалось удерживать на уровне около 30% ВВП, однако уже в 2007 году началось его снижение в процентном отношении. Налоговая нагрузка предполагалась на уровне 20%. В недавнее время этот показатель увеличился ввиду сокращения доходов. В течение периода 2005-2009 этот показатель удерживался на том же уровне. Акцент в расходной части бюджета в 2005-2009 годах был сделан на сектора экономики, которые более остро нуждаю

тся в поддержке правительства. Было вложено больше денег в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и образование. Увеличены также расходы на оборону.

Финансовая и банковская система Республики Корея

Финансовые учреждения в Южной Корее можно разделить на три основных категории: центральный банк, отдельные банковские организации и небанковские организации, такие как страховые компании, венчурные фонды и т. д. Основы современной финансовой системы в Южной Корее были заложены в начале 1950-х годов, когда был принят ряд нормативных документов, регулирующих деятельность банковской системы.

Большая часть небанковских финансовых учреждений возникла в течение 1970-х годов с целью диверсификации финансовых ресурсов и стимуляции денежного обращения в стране, а также для привлечения инвестиций. Начиная с 1980-х годов несколько коммерческих банков и небанковских финансовых организаций вовлечены в программу ускорения либерализации и интернационализации экономики. Общее количество филиалов коммерческих банков в июне 2004 года составляло 4448.

Единоличное владение ценными бумагами банков было ограничено в 1982 году. Предел составлял 8 % в 1982 и был ужесточён до 4 % в 1994 году. Однако в 2002 году этот он был снова поднят до 10 %.

Активы банков (на июнь 2004 года) распределялись следующим образом:

  • Общенациональные банки: 661 881,6 трлн вон (80,3 %).
  • Специализированные банки: 61 886,2 трлн вон (7,5 %).
  • Отделения иностранных банков: 100 196,1 трлн вон (12,2 %).

Специализированные банки начали создаваться в 60-х годах XX века. Главным образом они образовывались для поддержки ключевых секторов экономики (согласно пятилетним экономическим планам). Сейчас специализированные банки работают в основном с сельским хозяйством (National Agricultural Cooperative Federation), рыболовством (National Federation of Fisheries Cooperatives), внешней торговлей (Export-Import Bank of Korea), промышленностью (Industrial Bank of Korea) и пр.

Статистические показатели Южной Кореи
(по состоянию на 2012 год)

Центральный банк Южной Кореи был основан 12 июня 1950 года. Главной его функцией является выпуск национальной валюты, определение монетаристской и кредитной политики, контроль за курсом иностранной валюты, исследование и сбор статистики о финансовой системе страны, регулирование деятельности частных банков. Банк Кореи осуществляет кредитование правительства и является проводником деятельности правительства в отношении банков страны. Все южнокорейские банки поддерживают свою кредитоспособность через Центробанк Кореи.

Инвестиции в Республике Корея

В Южной Корее объём внешней торговли в 2005 году составил 70 % от ВВП, а доходы компаний, которые инвестировались из-за рубежа, составили почти 14 % от объёма продаж всей промышленности. Южнокорейское правительство направляет усилия на привлечение иностранных инвестиций в страну. Самый свежий пример - открытие крупнейшего в мире LCD-комплекса в Пхаджу, всего в нескольких километрах от Демилитаризованной зоны. Крупнейшие инвесторы в южнокорейскую экономику - США, Япония и Великобритания.

Для того чтобы сделать экономику страны более привлекательной для иностранных инвестиций, правительство приняло ряд мер, среди которых следует отметить принятие нового нормативного документа - «Акта об операциях в иностранной валюте» (англ. Foreign Exchange Transaction Act). Эти меры были разбиты на два этапа с расчётом на два года. Главные цели - либерализация капитала и модернизация рынка обмена валюты. В мае 1998 года был упразднён потолок на иностранные инвестиции в южнокорейские акции без фиксированного дивиденда. С 25 мая того же года иностранцы могут покупать доли в любой южнокорейской компании без разрешения совета директоров (за исключением компаний военно-промышленного комплекса и общественных объединений). Иностранцы могут приобретать до 50 % стоимости общественных объединений.

В апреле 2002 года правительство представило планы развития рынка иностранной валюты с целью создать в Южной Корее более инвестиционно привлекательный климат. Была упразднена процедура сертификации Центральный банком страны и упрощён документооборот при совершении финансовых сделок. Движение капитала стало более свободным.

Промышленность Республики Корея

Промышленность составляет более чем 25% ВВП, в ней занято около 1/4 части работоспособного населения. Большинство предприятий - небольшие, семейные подряды, небольшое число фирм представлено на национальной фондовой бирже. Около 20 крупных компаний производят до 1/3 всей промышленной продукции. Они заключают субподрядные договоры о производстве комплектующих товаров и услуг с малыми и средними предприятиями. Промышленное производство Республики Корея сместилось от текстильных товаров к электронным, электротехническим товарам, машинам, судам, производству нефтепродуктов и стали. Горнодобывающая отрасль промышленности занята разработками графитовых месторождений, добычей каолина, вольфрама и низкокачественного угля, который используется в энергетике. Крупнейшими отраслями промышленности являются производство электроники, кораблестроение, автомобильная промышленность, строительство и текстильная промышленность.

Производство добывающих отраслей в 1990-е гг. и в первые годы 21 в. стагнирует или даже сокращается. Запасы каменного угля исчисляются в 1,5 млрд. т, однако добыча его, составившая 24,5 млн. т в 1985 г., затем постоянно снижалась до 5 млн. т (2000 год). В свою очередь производство железной руды после своего максимума в 665 тыс. т в 1985 г. также снизилось до 180 тыс. т. Эта же тенденция характеризует добычу графита и других минеральных ресурсов. Процесс сокращения добычи отечественного сырья связан с растущей конкуренцией импорта более дешёвого и качественного топлива и сырья, главным образом из Австралии, Канады, США, Индонезии.

Важное место в экономике страны играют металлургия, химическая промышленность, судостроение. Производство в Республике Корея морских судов увеличилось в 1980-2000 гг. в 7 раз (общая грузоподъёмность 12 млн. т), производство стали - в 1,7 раза (41 млн. т). Динамично развиваются такие отрасли промышленности, как электроника, автомобилестроение, биотехнология. Выпуск автомобилей в 1980-2000 гг. вырос в 23 раза (2,8 млн. шт.). В долгосрочной перспективе (к 2010 году) южнокорейское правительство планирует увеличить объём производства до 4,25 млн автомобилей в год и объём экспорта до 2,1 млн автомобилей в год.

В настоящее время Южная Корея занимает одно из первых мест в мире по производству потребительской электроники. Сейчас в стране, как и во всём мире, наблюдается тенденция к переходу на цифровые технологии, что повышает спрос на такие продукты как цифровые телевизоры, DVD, MP3-плееры и т. д. Крупнейшие компании в отрасли - LG, Samsung и Daewoo Electronics. Они производят практически весь спектр потребительской электроники, большая часть которой идёт на экспорт. Объём производства потребительской электроники составил 17,6 млрд долларов в 2002 году, экспорт составил 11 млрд долларов.

Полупроводниковая промышленность производит интегральные микросхемы и полупроводниковые приборы, такие как диоды и транзисторы. В Южной Корее данная отрасль является одной из важнейших в экономической структуре. Её бурное развитие началось в середине 1980-х годов. В результате, начиная с 1992 года, полупроводники являются крупнейшей статьёй южнокорейского экспорта, составляя в нём 10 % (по состоянию на 2002 год).

Сельское хозяйство и рыболовство Республики Корея

Рисовые поля в Кёнджу.Климат Южной Кореи относится к муссонному типу с тёплым и влажным летом и относительно холодной и сухой зимой. До XX века основной продукцией сельского хозяйства страны был рис, однако сейчас номенклатура продукции существенно расширилась и включает многие виды фруктов, овощей, животноводческой продукции и продукции лесного хозяйства.

Доля сельского хозяйства и лесной промышленности в 2001 году составляла 4 % валового национального дохода (англ. Gross National Income) страны, крестьянское население - 4 миллионов человек (8,3 % всего населения). Хотя доля сельского хозяйства в экономике страны невелика, доля смежных отраслей, таких как производство минеральных удобрений, пищевая промышленность и т. п., составляет 14 % валового национального дохода. Вступление страны во Всемирную торговую организацию в 1995 году ускорило трансформацию и либерализацию сельскохозяйственного рынка, что привело к падению цен на продукцию. Правительству пришлось проводить политику протекционизма по отношению к национальным производителям.

Главный сельскохозяйственный продукт Южной Кореи - рис: около 80 % южнокорейских ферм культивируют этот злак. Рис потребляется в основном внутри страны, так как неспособен конкурировать на внешнем рынке из-за своей высокой цены. В 2001 году рис выращивался на 1,08 млн гектарах земли. Урожай составил 5,16 тонн на гектар. Производство других злаковых (прежде всего ячменя и пшеницы) составило в 2001 году 271 тыс. тонн. Сои и картофеля в том же году было произведено 140 тыс. тонн. В 2001 году на экспорт пошло 11,46 тыс. тонн персиков (в основном в США, Канаду, Тайвань и Индонезию), 3,73 тыс. тонн яблок (в основном на Тайвань, Сингапур и в Японию) и 4,66 тыс. тонн мандаринов.

Животноводство - второй после риса сектор сельского хозяйства по величине дохода. В 2001 году поголовье крупного рогатого скота составляло 1 954 тыс. голов, поголовье свиней достигло 8,7 млн голов, количество цыплят составляло 102 млн. Потребление животноводческой продукции в конце XX - начале XXI века постоянно росло. Потребление говядины в 2001 году достигло 384,06 тыс. тонн, свинины - 807,42 тыс. тонн, птицы - 350,3 тыс. тонн.

Лесная промышленность начала развиваться в стране с 1960-х годов. Леса покрывают 6,4 млн гектаров территории страны. Общий объём рынка в стране составлял в 2001 году 428 млн кубометров, в том же году было импортировано бревна объёмом 7,1 млн кубометров на сумму, объём импорта всех видов продукции лесной промышленности в денежном эквиваленте составил 1,7 млрд долларов. Некоторые продукты, однако, идут на экспорт - это, прежде всего, грибы и плоды каштана. В 2001 году объём экспорта составил 210 млн долларов.

Рыболовство является важной частью южнокорейской экономики. В этом секторе работает около 140 тыс. человек. В стране насчитывается около 96 тысяч рыбопромысловых судов. Объём добычи в денежном эквиваленте составил 3,6 млрд долларов в 2000 году. В прибрежных водах активнее всего идёт добыча сайды, сардин, скумбрии, анчоусов, камбалы, каракатиц и кальмаров. Морскую продукцию также выращивают в питомниках - это прежде всего моллюски. В подобных питомниках в 2000 году было выращено продукции на сумму 560 млн долларов. Экспорт в 2000 году составил 1,5 млрд долларов рыбы и рыбной продукции, а импорт - 1,4 млрд долларов. Главные потребители южнокорейской рыбной промышленности - Россия, Китай, Япония и США - на долю этих стран приходится 70 % всего южнокорейского экспорта.

Импортируются в страну в основном креветки, кальмары и сардины. 1 июля 1997 года Южная Корея приняла закон о снятии ограничений на импорт рыбной продукции. Таким образом был открыт рынок для 390 видов рыбной продукции, перечисленной в специальном списке, составленном правительством страны. В то же время было смягчено экспортное регулирование, и приняты меры к увеличению экспорта свежей и мороженой камбалы, угря и некоторых других видов рыбы.

Сфера услуг Республики Корея

В сферу услуг входят прежде всего страховые компании, предприятия общественного питания, подающие блюда корейской кухни, гостиницы, прачечные, сауны, медицинские и спортивные учреждения, предприятия, работающие в сфере развлечений, розничной торговли и т.п.

В середине 1980-х годов больше всего работников в этом секторе экономики было занято в розничной продаже. Подавляющее большинство магазинов было небольшими лавками с ограниченным ассортиментом, чаще всего принадлежавшими одной семье. В 1986 году в стране было около 26 тысяч оптовых и 542 тысяч розничных пунктов продаж, а также 233 тысячи гостиниц и пунктов общественного питания, в которых работало в совокупности 1,7 млн человек.

Сейчас сфера услуг стала доминирующей в экономике страны, составляя две трети всего валового внутреннего продукта. В 2006 году был принят закон о консолидации рынка капитала (англ. Capital Market Consolidation Act) для либерализации сектора услуг и превращения страны в крупный финансовый узел Восточной Азии.

Телекоммуникации Республики Корея

В настоящее время Южная Корея имеет одну из наиболее развитых систем телекоммуникаций в мире. В 2000 году, в рамках 15-летней программы электронного развития «КиберКорея-21», была построена расширенная сеть широкополосного доступа в Интернет, охватившая практически всю страну. Среди стран - членов Организации экономического сотрудничества и развития по уровню проникновения широкополосного Интернета Южная Корея лидирует: по данным Министерства торговли, промышленности и энергетики страны, он составляет 24,08 на 100 человек.

Транспорт Республики Корея

Транспорт в Южной Корее представляет собой систему транспортных коммуникаций страны, таких как железные и автомобильные дороги, воздушные и морские магистрали.

Общая длина железных дорог - 6 240 километров (из них 525 километров электрифицировано). Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году. Общая протяжённость автомобильных дорог - 97 252 км, из них 74 641 км асфальтированные. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо. Главные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу. Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и аэропортом в Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджу. Всего в стране 108 аэропортов.

Железные дороги. Железные дороги - один из главных способов перемещения людей в Южной Корее. Национальные железные дороги Кореи (Хангук Чхольдо или Кукчхоль (KNR) - единственный железнодорожный пассажирский перевозчик в стране. Общая протяжённость: 6240 км. Со стандартной шириной колеи: 6240 км. с шириной 1,435 м. (из них 525 км. электрифицировано) (1998, оценка).

Главные железнодорожные линииГлавная железнодорожная линия страны - Линия Кёнбу, соединяющая столицу со вторым по величине городом страны, Пусаном.

В Южной Корее действует четыре вида железнодорожного пассажирского транспорта: KTX, скоростная железнодорожная экспресс-магистраль, покрывает расстояние от Сеула до Пусана за время, меньшее, чем самолёт, самая дорогая из четырёх. Сэмаыль (кор. «Новая деревня») делает несколько остановок. Мугунхва (кор. «Роза Шарона») - наиболее популярный вид железнодорожного транспорта, останавливается почти на всех остановках, довольно дешева. Тхониль (кор. «Общая») - самый медленный и дешёвый вид из четырёх.

Специальные маршрутыKNR еженедельно проводит экскурсионные туры на паровозе по линии Кёве между Сеулом и Ыйджонбу. Между Сеулом и городами Пусан, Мокпхо и Йосу курсируют поезда со спальными вагонами. Кроме того, существовали частные узкоколейные железные дороги, такие как Линия Сыин, проходившая между Сувоном и Инчхоном, однако в 90-е годы XX века от них отказались.

Высокоскоростная железная дорога, известная как Korea Train Express (KTX), осуществляет поездки между Сеулом и Пусаном через Чхонан, Асан, Тэджон и Тэгу. Железная дорога использует французскую технологию TGV. Работу начала в 2004 году, а на проектную мощность выйдет в 2010 году. Поезда могут достигать скорости в 300 км/ч по специальному железнодорожному полотну. Проект KTX основан на французской технологии TGV, но с некоторыми различиями относительно компонентов пути. Это, главным образом, шпалы (моноблок) и скрепления (Pandrol e-Clip). К этому привели результаты соответствующих исследований и тестов, проведенных в Корее. После 2 – 3 лет эксплуатации, было завоевано доверие, вследствие отсутствия отрицательных результатов. Можно сделать вывод, что путь оправдал все ожидания. Что касается укладки пути и его содержании, то французские технологии и методики лучше всего удовлетворяют корейским условиям. Скорость укладки и геометрические параметры пути сопоставимы или даже выше, чем во многих европейских странах. Были выполнены определенные измерения, для определения упругости пути, как функцию от воздействия подвижного состава и температуры окружающей среды, по сравнению с другими странами. Результаты были положительными и снова оправдали все ожидания. Другая цель проекта состояла в том, чтобы принять последнее технологическое достижения и внедрить их в Железнодорожную Промышленность Кореи. Примером такого внедрения новой технологии может служить замена рельсового скрепления e-Clip, успешно эксплуатируемого на Испытательной Трассе, на скрепление Pandrol FASTCLIP. Скрепления заменили на Испытательной Трассе и на части следующей секции, где были установлены скрепления e-Clip. Замена скреплений будет проводиться на всем балластном пути. Замена рельсовых скреплений мотивирована простотой и менее дорогим обслуживанием пути, которые достигнуты системой FASTCLIP, по сравнению со скреплением e-Clip. Подобно пути с системой e-Clip, система FASTCLIP была проверена в лабораторных условиях прежде, чем ее начали устанавливать в путь. Все компоненты скрепления Pandrol FASTCLIP производятся в Корее.

Линии в Северную КореюДо разделения Кореи Линия Кёни и Линия Кёнвон шли в северную часть страны, которую сейчас занимает КНДР. Линия Кёни соединяла Сеул с Кэсоном, Пхеньяном и Синыйджу, а Линия Кёнвон обслуживала Вонсан на восточном побережье. Другая линия - Линия Кымгансан - соединяла Чхорвон и Кымгансан на севере. Линия Кёный является одной из двух линий железных дорог, которые в настоящее время реконструированы, другой такой является Линия Тонхэ Пукпу.

Метрополитен и трамваи. Шесть крупнейших городов Южной Кореи - Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон, Кванджу и Тэджон имеют метрополитен. Сеульский метрополитен - старейший в стране, первая линия от Сеульского вокзала до Чхоннянни была открыта в 1974 году.

До ноября 1968 года больше всего пассажиров в Сеуле перевозили трамваи. Первые линии метро заменили их. К примеру, первая линия сеульского метро проходила по старому трамвайному маршруту вдоль Чонно между Сеульским вокзалом, Намдэмуном и Чоннянни, а вторая линия проходила вдоль Ыльджиро от Сити Холла до Тондэмуна. Трамваи работали в Сеуле с начала XX века до 1970-х годов. Трамвайная сеть покрывала весь центр города (Чунну и Чонногу), а также окрестные районы, включая Чхоннянни на востоке, Мапхогу на западе и Норянджин на юге. Сеть была заменена метрополитеном.

Автобусы. Практически через все города и посёлки Южной Кореи проходят маршруты междугородных автобусов. Они называются косок («скорые») или сиве («пригородные»). Автобусы косок покрывают большие расстояния и делают мало остановок. Сиве обычно покрывают меньшие расстояния и делают больше остановок.

Городские автобусы. Внутри городов работает два типа автобусов: чвасок («сидячий») и ильбан («обычный»). Оба типа часто обслуживают один и тот же маршрут, останавливаются на тех же остановках и ходят через одинаковые интервалы, единственным отличием является то, что чвасок более дорогие, с более удобными сиденьями, в них отсутствуют стоячие места, в отличие от автобусов ильбан.

Международный аэропорт Инчхон обслуживается сетью комфортабельных скоростных автобусов, маршруты которых охватывают всю страну. Свои автобусы имеют крупные церкви, школы, фирмы.

Автотранспорт. Общая протяжённость автомобильных дорог: 97 252 км, асфальтированные: 74 641 км (включая 2 778 км автострад), неасфальтированные: 22 611 км (2003, оценка).

Шоссе в Южной Корее подразделяются на фривеи (автострады/мотоциклетные дороги) и национальные автострады. Все фривеи являются платными скоростными дорогами, и все они, кроме трассы 130, являются собственностью Korea Highway Corporation (оф. сайт). Сетью фривеев покрыта вся территория страны (карта фривеев Южной Кореи).

Водный транспорт. Общая протяжённость путей - 1,608 км. Южная Корея держит один из самых крупных в мире паромных флотов, которые обслуживают прибрежные острова Кореи, а также осуществляют международные рейсы. Страны, связанные с Южной Кореей паромными переправами - Япония, Китай и Россия. Главные порты страны: Чинхэ, Инчхон, Кунсан, Масан, Мокпхо, Пхохан, Пусан, Тонхэ, Ульсан, Йосу, Сокчхо.

Торговый флот. Всего: 650 судов (более 1000 брутто-регистровых тонн): всего 7 992 664 брутто-регистровых тонн с дедвейтом 12 730 954. Судна по типу: насыпные - 151, грузовые - 202, химические танкеры - 87, контейнерные - 79, танкеры со сжиженным газом - 20, пассажирские - 5, грузопассажирские - 20, нефтеналивные танкеры - 53, холодильные - 18, судна погрузки/разгрузки - 7, специализированные танкеры - 3, для перевозки наземного транспорта - 3 (2005, оценка).

Воздушный транспорт. АвиалинииГлавные авиаперевозчики Южной Кореи - Korean Air и Asiana Airlines. Оба предоставляют услуги по авиаперевозкам как внутри страны, так и за границу.

Сеул обслуживается двумя аэропортами: инчхонским и Кимпхо. Международные рейсы принимаются в основном аэропортом Инчхона, тогда как Кимпхо принимает в основном местные рейсы. Другие крупные аэропорты расположены в Пусане и Чеджудо. Всего количество аэропортов в Южной Корее - 108 (2005, оценка).

Туризм Республики Корея

Дворец Чхандоккун ночью.В Южной Корее существуют хорошие возможности для развития туризма. Красивая природа, историческое наследие, горы и море делают её привлекательной для туристов. По праву самый популярный вид туризма в стране - горный туризм. Около 70 % территории страны покрыты горами, в которых находится множество горнолыжных курортов.

Общее число иностранных туристов, посетивших страну, возросло с 173 тысяч человек в 1970 году до 4 600 тысяч человек в 1999 году. Развитие туризма является естественным результатом экономического роста страны, однако важным фактором явилась также правильная политика целевых капиталовложений в развитие туристических объектов. Правительство приняло ряд законов о развитии туризма, в результате чего в течение десяти лет в конце XX века среднегодовой рост числа туристов составлял 5,57%.

Туристическая индустрия в конце XX века смещалась от американского континента в сторону азиатского региона. В 1970 году 32 % туристов составляли американцы, а второе место по числу посетивших Республику Корея принадлежало японцам. Однако к 1999 году число граждан Японии составило уже 46,9 % от общего числа туристов, а количество туристов из стран Северной и Южной Америки, в основном из США, сократилось до 10 %. С тех пор, как были установлены дипломатические отношения между Южной Кореей и Китаем, количество китайских туристов постоянно увеличивается. В 1999 году по числу туристов Китай занимал третье место. Растёт количество гостей, приезжающих в Республику Корея и из других стран Юго-Восточной Азии, включая Гонконг.

6-7 ноября 2006 года в Сеуле состоялась первая международная конференция по инвестициям в туризм, где обсуждались положение туризма и перспективы его развития в Восточной Азии. По данным Мировой туристической организации, в ближайшем будущем рост туристического рынка Восточной Азии превзойдёт рост рынка в любом другом регионе.

Трудовые ресурсы Республики Корея

В 2004 году на предприятиях Южной Кореи работало свыше 15 млн наёмных работников, кроме того, насчитывалось 7,8 млн самозанятого населения, из них 60 % - в сфере услуг, 30 % - в промышленности. Безработица в стране невысока - при росте экономически активного населения с 8,230 млн человек в 1963 году до 23,370 млн человек в 2004 году, уровень безработицы долгие годы не превышал 2%.

Современная система социально-трудовых отношений была окончательно сформирована в 2004 году. С 27 декабря 2004 года вступил в силу Закон о пенсионном обеспечении (англ. Employee Retirement Benefit Security Act), который ввёл накопительную схему пенсионного страхования работников. В том же году законодательно была введена пятидневная 40-часовая рабочая неделя вместо существовавшей до этого шестидневной 44-часовой рабочей недели.

Структура рабочей силы за последние десятилетия XX века существенно изменилась - коэффициент суммарной рождаемости в стране крайне низок, велика проблема старения общества. Ввиду этого Южная Корея уже в 90-е годы столкнулась с нехваткой рабочих рук. Ожидается, что в XXI веке из-за старения населения и относительного уменьшения численности работающих положение ещё больше усугубится.

До Олимпиады 1988 года иностранцев в стране было немного, невелика была и занятость иностранной рабочей силы. В последующие годы привлечение и использование иностранной рабочей силы в южнокорейской экономике стало расширяться. Она стала привлекаться на различные предприятия, в первую очередь для выполнения грязных, тяжёлых и опасных видов работ. В результате в 1993 году иностранные рабочие составляли уже около 25 % всех занятых на мелких и средних предприятиях. В период 90-х годов в связи с возникшим дефицитом рабочей силы отдельных отраслей промышленности Южная Корея стала во все большей мере превращаться в страну, импортирующую трудовые ресурсы. В качестве особенности миграции Южной Кореи экономисты также выделяют иммиграцию квалифицированной рабочей силы, так как на неё в стране предъявляется повышенный спрос.

Внешне-экономические связи Южной Кореи

Страны ЗападаТорговые отношения со странами Запада включают в себя экономическое партнёрство прежде всего с США и Европейским Союзом.

США являются главным экономическим партнёром Южной Кореи. Кроме того, Южная Корея занимает седьмое место в списке торговых партнёров США, опережая многие развитые страны Европы, такие как Италия и Франция, и шестое место в списке - стран-импортёров из США. Кроме того, Южная Корея является привлекательной страной для инвестиций со стороны американских компаний - с 1996 по 2003 год США инвестировали в южнокорейскую экономику 20 млрд долларов. В 2003 году США были крупнейшим торговым партнёром Южной Кореи и седьмым по величине экспортным рынком.

Укреплявшиеся экономические связи между двумя странами, однако, сопровождались многочисленными разногласиями в торговой политике. Интенсивность этих споров значительно уменьшилась начиная с конца 80-х - начала 90-х годов XX века, в том числе и вследствие того, что Южная Корея провела ряд рыночных реформ в качестве компенсации за получение 58-миллиардного кредита от Международного валютного фонда после кризиса 1997 года. В начале XXI века обе страны стараются более мягко решать конфликтные ситуации. В этом немалую роль сыграли двусторонние торговые соглашения, сделанные в начале 2001 года.

Примерно в то же время была подписана серия торговых соглашений между Южной Кореей и странами Евросоюза, что подстегнуло рост товарооборота между двумя регионами. Объём торговли составил 46 млрд евро, удвоившись за десять лет. Однако до сих пор нерешёнными остаются некоторые вопросы взаимной торговли. В начале XXI века наибольший прогресс был сделан в ускорении процессов взаимовыгодного обмена в сфере науки и наукоёмких технологий (как известно, Южная Корея тратит 3 % своего валового внутреннего продукта на научные исследования). В 2005 году состоялись двусторонние переговоры об обмене в научной и технической сфере. Южная Корея также участвует в некоторых глобальных проектах, инициированных Евросоюзом, в частности в проектах Galileo и ITER.

Страны Востока, прежде всего Восточной Азии - главные торговые партнёры Южной Кореи. В общем товарообороте с этими странами выделяются три страны - Китай, Япония и Саудовская Аравия, являющаяся основным поставщиком нефти в Южную Корею.

Торговля в восточноазиатском регионе сильно выросла за первые годы XXI века. Ведущие страны региона (Южная Корея, Япония и Китай) стали более открыты, чем в конце XX века. Если в 1991 году товарооборот между этими тремя странами составлял 56 млрд долларов, то в 2004 году он превысил 324 млрд. Рост товарооборота Южной Кореи с Китаем и Японией в период с 2000 по 2004 годы превышал рост товарооборота со всеми другими странами в два раза. В настоящее время концентрация торговли в регионе выше, чем в Евросоюзе, хотя между странами региона нет таких благоприятной для взаимных сношений, как в Европе, законодательной базы.

Торгово-экономические связи между СССР и Южной Кореей стали осуществляться с конца 1988 года (до этого торговля велась через фирмы-посредники из третьих стран). Сейчас удельный вес России в общем товарообороте Южной Кореи не превышает 1,5%. Основные товары, импортируемые из России - это полезные ископаемые, такие как природный газ, сырая нефть и каменный уголь, а также продукция металлургической промышленности. В Россию экспортируется в основном бытовая электроника и продукция текстильной и машиностроительной промышленности.

Внешне-экономические связи Южной Кореи с КНДР

С 1988 года объём двусторонней торговли между двумя корейскими государствами увеличился в несколько раз (в 1989 году он составлял $18,8 млн, а в 2002 - уже $647 млн). В 2006 году эта цифра несколько снизилась ввиду ухудшения отношений между странами. В 2002 году Южная Корея импортировала продукции на сумму $271,57 млн из Северной Кореи, в основном продукцию сельского хозяйства и металлургии, а экспортировала товаров на сумму $371,55 млн, в основном это была гуманитарная помощь, включая минеральные удобрения и одежду. Южная Корея сейчас является третьим по объёму товарооборота торговым партнёром Северной Кореи после Китая и Японии. Южнокорейская компания Hyundai Group запустила несколько инвестиционных проектов, касающихся Северной Кореи, среди которых развитие туризма на Кымгансане (Алмазные горы). Только в 2001 году в рамках этого проекта Северную Корею посетило 84 347 человек. Из Северной Кореи в Южную въехало около тысячи северокорейских граждан, в основном для участия в спортивных соревнованиях. Ещё одна южнокорейская компания, активно вкладывающая деньги в северокорейскую экономику - Hyundai Asan, у которой есть планы возведения на площади в 3,2 км? промышленного комплекса в Кэсоне, недалеко от Демилитаризованной зоны. 2002 году ознаменовался также серьёзным прогрессом в строительстве железной дороги Сеул-Синыйджу (в начале 2004 года этот проект был заморожен).

Источник - http://ru.wikipedia.org/

В продолжение темы:
Животные

. ТАГАНАИТ , -а, м. – то же, что авантюрин . # Наименование по горе Таганай на Урале. ТАЛЬКОВЫЙ ШЕРЛ – то же, что кианит . ТАНГИВАИТ , -а, м. – то же, что антигорит....

Новые статьи
/
Популярные