Сознание определяет бытие. Познание как предмет философского анализа

Выступая с высокой трибуны ООН, президент Медведев сделал ряд важных заявлений, касающихся международных отношений, экономики, разоружения - но нам, прежде всего, хотелось бы обратить внимание на его слова, касающиеся моральных оснований жизни:

"Всех нас объединяют ценности, берущие своё начало в нравственности, религии, обычаях и традициях. Речь идёт о таких важнейших для нас категориях, как право на жизнь, терпимость к инакомыслию, ответственность перед близкими, милосердие и сострадание. Всё это - основа как повседневной жизни, так и межгосударственных отношений"

Президент великой европейской державы, говорящий о ценностях, восходящих к религии, обычаям и традициям - это важный, и очень хороший знак. Европейское - и русское в особенности - сознание отравлено марксистской, по происхождению, идеей, что "не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание". Экономические отношения - это базис, а вот духовная жизнь, идеалы, ценности, вера - это надстройка. Эта идея явилась - и является - источником всякой революционности, от революционности русских большевиков до революционности американских неоконов. Если достаточно переустроить общественные отношения, как переустроятся и души людей, и явится прекрасный новый мир, где человек человеку друг, товарищ и брат, то революция выглядит оправданной. Как говорил герой одного советского фильма, "там, впереди, за кровью да за пожарами, жизнь светлая-светлая". Однако раз за разом кровь и пожары оказываются в избытке, а прекрасный новый мир так и не является, а появляется что-то довольно жуткое; везде и всегда - от русской революции до освобождения Ирака - тезис "переделайте общественное устроение, а люди переделаются вслед за ним" сталкивается с катастрофическим опровержением.

Истиной оказывается противоположный тезис - сознание людей определяет их бытие. Жизнь людей определяется тем, во что они верят, что они чтут, на что они надеются, как они видят себя, свой долг, свое место в мироздании. Скелетом общества, его несущей конструкцией оказываются не фабрики и заводы, не армия и флот, не парламент и правительство, а вещи, кажется, неощутимые - традиция, вера, ценности.

Есть шутливая инструкция по тому, что делать, если Вы упали в яму. Ее первый пункт - перестаньте рыть дальше. Мы находимся в яме, вызванной именно марксистким, материалистическим подходом к жизни - даже если этого подхода придерживаются люди, которые терпеть не могут Маркса. Увы, можно ненавидеть большевизм и быть большевиком в своем подходе к общественным проблемам. Можно никогда не читать Маркса (или относиться к нему неприязненно) и следовать его максиме - "бытие определяет сознание".

На самом деле наше бытие определяется состоянием нравов; недобросовестность в работе, безответственность, нечестность или склонность к выпивке происходят не от общественного неустройства - напротив, это общественное неустройство происходит от этих причин. Можно негодовать на коррупцию среди начальствующих, но главное несчастье в том, что на их место некого поставить - обычный человек, попав в ситуацию, когда он может развратиться, развращается точно также как и тот, кто был на этом месте до него. Самое печальное, что это воспринимается как неизбежность - никто ни от кого и не ожидает честности и самоотверженного служения общему благу. В самом деле, только кура-дура от себя гребет, почему человек, имея возможность нечестного прибытка и незаконных удовольствий, должен себе отказывать? По какой причине? Причины, по которым люди способны обуздывать свою жадность или тягу к удовольствиям, неизбежно носят мировоззренческий характер. Они неизбежно связаны с ответами на вопросы, которые поставил немецкий философ Иммануил Кант: "что я могу знать? что я должен делать? на что я могу надеяться?". Последний вопрос самый важный - если надеяться людям не на что, если мы не больше чем обезьяны-переростки, если сознание, мечты, надежды - не более чем, мельтешение электрических импульсов в мозгу, которое навсегда прекращается со смертью, то какое значение может иметь долг? Будем есть и пить, ибо завтра умрем!

Все человеческие цивилизации включали земную жизнь в какой-то более широкий и глубокий контекст, человек был гармонически вписан в мироздание, его обязанности и права коренились в его соотнесенности с самыми основаниями реальности. Наша цивилизация - Россия в силу большевистской катастрофы, Западная Европа в результате плавного процесса отхода от веры, оказалась в уникальном положении, когда множество людей не видят в мироздании никакого смысла, никакого разума, никакого закона. В атеистической вселенной нет ничего, кроме движущейся материи, человек возник случайно, безличные природные силы породили его безо всякой цели и смысла, мироздание холодно и пусто, в нем нет ни красоты, ни закона, ни предназначения, а тот смысл, который мы в него вкладываем - не более, чем наше субъективное мечтание.

Однако мечтания - слабая опора, чтобы противиться реальным искушениям. Если Вам не на что опереться, Вы упадете. И пока мы не найдем прочной, несомненной опоры, мы будем падать. Мы не можем такую опору изобрести - мы можем к ней только вернуться. Эта опора - взаимоотношения с праведным, любящим Богом, который создал человека по Своему образу, который призывает его к спасению и жизни вечной. Взаимоотношения, которые приносят в нашу жизнь цель и смысл, радость и надежду.

Людям бывает очень тяжело пересмотреть даже грубо и очевидно ошибочные воззрения - и особенно тяжело, когда эти воззрения глубоко въелись в сознание не только отдельных людей, но общества в целом. Поэтому то, что сказал президент с трибуны ООН - очень важно. Не во власти президента изменить сердца людей - но он может, как человек известный и уважаемый, поддержать определенную точку зрения. И эта точка зрения не является просто одним из мнений - она является основанием любого здравого общественного устроения.

Http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=3161

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира. Познание - обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. На такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

Термин “знание” обычно употребляется в трех основных смыслах: 1. способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; 2) любая познавательно значимая (в частности, адекватная) информация; 3) особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со “своим другом”- с практическим отношением. Второй и третий аспекты - и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории познания.

Вопрос о том, может ли объективная реальность быть данной в сознании человека - а если может, то каким именно образом - давно интересовал людей. Подавляющее большинство философов и ученых утвердительно решают вопрос о том, позваниваем ли Мир. Однако существует такое учение, как агностицизм (от греческого agnostos - непознаваемый), представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания объективного мира, выявления его закономерностей и постижения объективной истины. В истории философии наиболее известными агностиками были английский философ Юм и немецкий философ Кант, согласно которому предметы, хотя и существуют объективно, по представляют собой непознаваемые “вещи-в-себе”.

При характеристике агностицизма следует иметь в виду следующее. Во-первых, нельзя представлять его как концепцию, отрицающую сам факт существования познания, который (факт) агностицизм и не опровергает. Речь ведется не о познании, а о выяснении его возможностей и о том, что оно собой представляет в отношении к реальной действительности. Во-вторых, элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Поэтому, в частности, неверно отождествлять всякий идеализм с агностицизмом. Так, немецкий философ Гегель, будучи объективным идеалистом, критиковал агностицизм, признавал познаваемость мира, разработал диалектическую теорию познания, указывая на активность субъекта в этом процессе. Однако он толковал познание как развитие, самопознание мирового духа, абсолютной идеи.

В-третьих, живучесть агностицизма объясняется тем, что он смог уловить некоторые реальные трудности и сложные проблеем процесса познания, которые и по сей день не получили окончательного решения. Это, в частности, неисчерпаемость, границы познания, невозможность полного постижения вечно изменяющегося бытия, его субъективное преломление в органах чувств и мышления человека - ограниченных по своим возможностям и т.п. Между тем самое решительное опровержение агностицизма содержится в чувственно-предметной деятельности людей. Если они, познавая те или иные явления, преднамеренно их воспроизводят, то “непознаваемой вещи-в-себе” не остается места.



В отличие от агностиков, сторонники скептицизма не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности" ого познания, либо не сомневаясь в этом, останавливаются на отрицательном результате (скептицизм как “паралич истины”). А именно понимают процесс познания как “зряшное отрицание”, а не как диалектическое (с удержанием положительного). Такой подход неизменно приводит к субъективизму, хотя скептицизм (особенно “мыслящий”) в определенном смысле способствует преодолению заблуждений в достижении истины.

Сознание как осознанное социальное бытие

Основой философско-психологического анализа сознания может выступить известное положение о том, что «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием» (К.Маркс), а бытие есть реальный процесс жизни людей. Здесь каждое слово говорит само за себя: сознание - это не знание о бытии и не отношение к нему, а само осознанное (значит, не ин­стинктивное, как у животных) бытие.

Ранее мы отмечали общественный, социальный характер бытия человека. Поэтому сознание изначально включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры. Социальные системы функционируют и развиваются в сознательной деятельности человека.

Следовательно, сознание можно рассматривать как функцию, атрибут социальных систем, выводить его содержание и формы из переплетения и дифференциации связей системы. Свое со­держание сознание черпает из социального бытия, точнее, соци­альное бытие представлено, «отпечатано» в сознании человека. Человеческое сознание есть осознание человеком жизненной ре­альности, социальных реально-практических отношений.

В таком случае вместо однородной плоскости сознания вы­являются его глубинные слои. Сознание оказывается многомер­ным, объемным. Оно оказывается причинно обусловленным на различных одновременно существующих уровнях: на уровне меха­ники социального, механики бессознательного, механики знако­вых систем культуры и т.д. (М.К.Мамардашвили)

Сознание представляется составленным из наслоений гене­тически разнородных, в разное время возникших и по разным законам движущихся структур. И уж конечно, сознание в этой своей объемности, в своих многочисленных измерениях не охва­тывается самосознательной работой размышляющего о себе и мире индивида.

Сделаем некоторые выводы.

1. «Сознание вообще» не может рассматриваться как отношение к действительности. Втаком качестве оно замещает реально-действующего субъекта чистым самосознанием. Сознание должно быть понято как отношение в самой действительности. Сознание есть вполне определенное отношение (или совокупность отношений) в системе других отношений.

Сознание не может быть натуральным свойством индивида, его нельзя сводить к свойству высокоорганизованной материи - мозгу. Так понимаемое сознание выступает как предмет естественно-научного анализа, например, в физиологии, нейропсихологии. Ученых всегда привлекала идея локализовать сознание в мозговых структурах, в нейрофизиологических механизмах, а затем с помощью экспериментальной, аппаратурной тех­ники изучить его. Примечательно, что многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом. Они были бес­перспективны изначально.

3. «Сознание как таковое» не имеет индивидуального сущест­вования или индивидуального представительства. Оно просто есть - ни к кому в отдельности и ни к чему конкретно - вооб­ще не приуроченное. Как таковое, сознание есть культурно (знаково-символически), действенно (результативно), предметно (смыслово) со-организованное сообщество, которое оказывается подлинным «телом» сознания.

Определяет ли бытие сознание? Прав ли Маркс?

У животных бытие определяет сознание. У людей сознание определяет бытие. Шучу. А теперь подробнее, фраза "бытие определяет сознание" - это полуправда. То есть по сути - ложь. Софизм. Жизнь диалектична. И в определенные периоды времени "бытие определяет сознание", а в другие "сознание определяет бытие". Как бытие влияет на сознание, так и сознание влияет на бытие. А фразу Маркса " в печку", как сказал бы профессор Преображенский.
А вот посыл, что материя первична, а сознание вторично, с точки зрения материалиста верен. Но это не то же, что бытие определяет сознание. Это разные вещи. Ибо после того, как сознание возникло, оно начинает во многих случаях определять бытие. И чем выше у человека сознание, тем в большей степени оно бытие определяет.

Если кратко: "Бытие полностью определяет сознание только у мертвеца. Ибо у того нет сознания. А если сознание есть, то оно начинает определять бытие. И чем выше сознание у человека, тем в большей степени оно определяет бытие".

Рассмотрим с ракурса экономики. Сначала об определениях. Под термином "Бытиё" будем понимать объективную экономическую реальность, в которой живёт среднестатистический индивид. А под термином "Сознание" будем понимать экономические ценности данного среднестатистического индивида. В этом случае именно сознание определяет бытиё этого индивида. Поскольку, когда ценностями этого индивида являются стабильность, безопасность, работа (индивид является рабочим или служащим), то свою энергию и время он обменивает на деньги и карьеру. Деньги он зарабатывает лишь в том случае, когда работает, а при достижении определённого возраста он выходит на государственную пенсию. Если же ценностями индивида являются деньги, квалификация, мастерство - индивид является представителем малого бизнеса и бытиё его может быть в разы лучше предыдущего индивида (вплоть до $75000 за год - примеры тому частные врачи, нотариусы, перевозчики, лавочники и т.п.). Если же индивид желает улучшения бытия (благосостояния), то обязательным условием будет трансформация сознания к новым ценностям - времени и системности действий (примером тому представители крупного бизнеса - Microsoft, Amazon, Zara, Facebook, Ford и т.д.) И денежный поток такой индивид получает не за работу, а из грамотно созданных активов и инвестиций.

В общем случае Бытиё определяется не только Сознанием (ценностями, которые можно изменить), но и окружением (вы есть среднеарифметическое между теми пятью индивидами, с которыми чаще всего общаетесь), а также квазистатическими факторами (способ восприятия информации - конкретика или обобщение, как индивид принимает решения - рационально или эмоционально, способ подготовки решений - планирование или ориентируясь по обстоятельствам).

Ответить

Прокомментировать

Отправной пункт действительного понимания К. Марксом и Ф. Энгельсом бытия в противоположность философскому (иллюзорному и спекулятивному) - деятельная жизнь людей, взятых в исторически конкретных условиях своего существования.

Остановимся на одном из центральных моментов материалистического понимания истории - трактовке бытийной обусловленности сознания. Формула Маркса - сознание не должна быть ничем иным как осознанным бытием - предполагает ряд уточнений. Для Маркса бытие в первую очередь не открытый человеку мир, который он созерцает и осмысливает. Это - деятельное бытие самого человека, которое в качестве жизненной целостности навязывает человеку соответствующие формы сознания.

Внешнее бытие, бытие, существующее вне и независимо от самого человека, осознается, осмысливается, подвергается теоретизации именно в этих общественно обусловленных формах сознания и мысли. Они могут быть уподоблены кантовским априорным формам рассудка, с тем, правда, принципиальным отличием, что представляют из себяисторически и социально обусловленные, а потому временные, преходящие, трансформирующиеся в иные формы сознания и мысли.

Отличая себя от представителей предшествующего материализма, в т.ч. от Фейербаха, Маркс указывал, что для него "предмет, действительность, чувственность" должны быть взяты как "человеческая чувственная деятельность, как практика", "субъективно". Эта субъективность, вопреки употреблению этого слова в обычном смысле, указывает не на зависимость сознания от ᴇᴦο конкретного индивидуального носителя и свидетельствует не о капризности или произволе восприятия реальности какой-либо личностью, но лишь об этой исторической и социальной обусловленности сознания формами деятельного бытия человека , исторически определенных форм ᴇᴦο практической деятельности. Вне этих форм не может сколько-нибудь успешно протекать сама практическая деятельность. Рожденные ею, они и призваны её обслуживать, обеспечивая её реализацию. Их ограниченность свидетельствует и об ограниченности и несовершенстве соответствующих форм практической жизнедеятельности, возможностей деятельного бытия человека, и наоборот.

Пространство познания, основные координаты картины мира и бытия задаются, согласно воззрению К. Маркса, исторически обусловленными фазами развития практически-деятельного бытия человека. Ключ к тайнам человеческого познания и психологии, росту их сложности и умножению возможностей следует искать именно в данном источнике.

Совокупность ключевых понятий, в которых Маркс резюмировал существо своих воззрений на развитие общества было дано им в предисловии к первому ᴇᴦο значительному труду по политической экономии "К критике политической экономии" (1859). "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот их общественное бытие определяет их сознание".

В продолжение темы:
Китайские

Введение. Международные связи, которые можно рассматривать под лозунгом «глобализации», влияют на все сферы жизни, где на протяжении многих десятилетий работают преподаватели....

Новые статьи
/
Популярные