Ранняя беременность. Консультации врачей Как уберечь от всего

После десяти лет у каждого ребенка начинается новая и совершенно иная жизнь. Природу не обманешь: появляются первые изменения, как в физиологии, так и в других областях. Клиническая психология детей и подростков показывает, что каждый год жизни - это новая ступенька в развитии.

От ребенка до подростка

На каждом этапе, как ребенка, так и его родителей, ожидают новые и интересные особенности. Зачастую старшее поколение пугает или настораживает поведение ребенка, и они даже не понимают, что следует предпринять и куда нужно обратиться. Поэтому им полезно будет знать о возрастных изменениях, которые происходят с каждым человеком. А также понимать, чем отличается психология подростка в 13 лет и 16 лет.

12 лет - уже подросток или ещё ребенок?

Многие родители относятся к своим детям субъективно и считают их не совсем взрослыми, порой даже невзирая на то, что те достигли «солидного» возраста. Но чтобы не возникало проблем, стоит понять, что двенадцатилетний человек относится уже к категории «подростков». И с этого возраста родители должны воспринимать более серьезно свое чадо, учитывая все особенности, которые имеет психология подростка. 12 лет - возраст, когда ребенок начинает претерпевать первые изменения.

Примерно с этого момента человек пытается ассоциировать себя со взрослым контингентом. Это может происходить в виде копирования чужих манер, дабы казаться старше. Мальчики начинают обращать внимание на свое физическое состояние. Вопрос о том, как они выглядят, становится для них на первое место. Девочки также начинают особое внимание уделять своим внешним данным. В этот период они уже могут экспериментировать с косметикой. Поэтому не стоит родителям пугаться этого и запрещать. Лучше всего подобрать ребенку более качественную продукцию с наименьшим содержанием «химии».

На первом этапе подросткового периода у человека появляется некая медлительность. Не стоит пугаться - это нормальное явление, так как в этот момент меняется связь между памятью и мышлением. Ребенок понимает, что процесс мышления неотъемлемо связан со способностью вспоминать те знания, которые были получены ранее. Происходит более осознанное запоминание и осмысление прочитанного материала. В этот период человек начинает прислушиваться к тому, что говорят о нем взрослые. Эта чувствительность к мнению окружающих нередко приводит к появлению надуманных страхов.

13 лет - подростковый рассвет

Изумительна и непредсказуема психология подростка. 13 лет - возраст, когда происходят изменения на гормональном фоне. Поэтому у ребенка может заметно меняться настроение. И если вдруг он стал более шустрый, резкий - это не подтверждает тот факт, что в вашей семье растёт «трудный» подросток. Такие изменения являются нормальным психологическим фактором. Ребенок начинает себя воспринимать как взрослого человека, имеющего право на свое мнение, свои желания. И это отчасти правильно. Ведь он должен стремиться к самостоятельности, и через какой-то период произвести «сепарирование» себя от родителей. Конечно, с этим очень трудно смириться родителям, и зачастую они совершают самую большую ошибку, пытаясь подавить любые желания ребенка. Это может привести к плачевным последствиям.

Касаются и интимной сферы изменения, которые имеет психология подростка. 13 лет - возраст, когда отмечается повышенное сексуальное влечение, и, как ни странно, это происходит больше со стороны девочек. Конечно, и мальчиков начинает интересовать данная тема, но пик интереса у них происходит чуть позже. В этом возрасте подростки критически относятся к своим внешним данным. Это обусловлено тем, что присутствует желание быть похожим на своего кумира, у которого идеальная фигура, отличные волосы и самые красивые глаза.

14 лет - возраст осознания себя как личности

В 14 лет подросток активно начинает отстаивать свои права. Иногда у родителей может создаться такое чувство, что их ребенок все делает назло и наперекор. Но это совершенно не так. По крайне мере, подросток не ставит для себя определенную цель - оспаривать все. Зачастую он и сам не уверен в том, что ему действительно необходимо и важно. Но желание выделится, показать - «Я - другой!» - огромно. Поэтому появляется непонимание между родителями и детьми. Чтобы не усугублять ситуацию, при назревании конфликта лучше сглаживать острые моменты. Важно понимать, что ребенок не пытается вас разозлить или специально вывести из себя - это особенности возраста.

Общение - это важно!

Также в этот период ребенок огромное внимание уделяет общению. Для него очень важно быть принятым, а не отвергнутым. А также иметь друзей, с которыми можно поговорить обо всем. Ведь в этом возрасте очень много волнующих тем и щекотливых вопросов, с которыми к родителям не пойдешь.

Психология подростка в этом возрасте, конечно, претерпевает значительные изменения. И если родители вовремя заметили этот переход и смогли изменить тактику в отношениях с ребенком, то зачастую это сводит к минимуму проблемные моменты. В такой ситуации подросток не спешит удрать из дома или сделать что-то из ряда вон выходящее. Он слышит своих родителей и может пойти на компромисс.

16 лет - путь к совершеннолетию

Чем примечательна возрастная психология? Подросток становится совсем взрослым. В этом возрасте у многих уже появляется первая влюбленность, возможно, и первые разочарования. У некоторых подростков этот возраст означает появление сексуальных отношений. Но не стоит паниковать: не все в шестнадцать лет готовы пойти на этот шаг. Тем не менее, родителям стоит заводить разговоры на тему секса, дабы ребенок был в курсе всех последствий. Если папа или мама не могут завести разговор, то можно купить соответствующую литературу и подарить ребенку. Подросток должен понимать - что это период, когда он несет ответственность за все свои поступки. Кстати, на Кубе этот возраст считается совершеннолетием.

В этом возрасте психология подростка более обширна и многогранна. Кроме физических, сексуальных, гормональных изменений, есть и другие особенности - ребенок начинает уделять внимание философии. Его взгляды на жизнь заметно меняются. И те вопросы, которые раньше его не волновали, сегодня встают на первый план. В этот период человек может преувеличивать свои способности, так как все выглядит более простым, доступным и радужным. В этом заключается психология подростка. 16 лет - это огромный пласт, в котором много веры, желания, стремлений. Человек находится на пике своего эмоционального развития.

На заметку родителям

Не стоит бояться переходного возраста. Это неизбежный этап в жизни каждого человека. И если вы хотите смягчить это время, попытайтесь понять, почему ребенок поступает именно так, а не иначе. Психология подростка может казаться вам странной и непредсказуемой, но это совершенно не так. Только вы способны, как никто другой, понять своего ребенка и помочь ему преодолеть этот период. Для него он, возможно, ещё тяжелее, чем для вас. Ведь подросток только начинает понимать себя и окружающих, и все изменения для него сложны и непонятны.

Когда девочка достигает пубертатного периода, родители начинают беспокоиться о том, как пережить переходный возраст дочери в 13 лет. В этот период ребенок может измениться до неузнаваемости.

Мамы и папы не всегда готовы к тем изменениям, которые ожидают их детей в подростковом возрасте. Тело и психика подростка очень быстро трансформируются. Родителям иногда кажется, что перед ними не тот ребенок, которого они растили и любили столько лет. Это уже посторонний, чужой человек.

Главная ошибка большинства мам и пап состоит в том, что они отказываются принимать повзрослевшую дочь такой, какой она стала. Особенно болезненно привыкают к «новому» человеку в семье матери. Родив дочь, женщина хочет, чтобы ее девочка всегда оставалась маленькой и беззащитной. Матери ревнуют к подругам, полагая, что только они сами могут быть для дочерей близкими людьми.

Если родители хотят сохранить хорошие отношения со своей дочерью-подростком, им следует отказаться от желания повернуть время вспять, заставить девочку вновь стать маленькой и зависимой. Недопустимо упрекать ребенка в том, что он перестал быть прежним. Не стоит обвинять в том, что он изменился.

Чего ожидать родителям?

Морально готовиться к пубертатному периоду своего ребенка следует заранее. Однажды родители могут заметить, что:

  • Мнение друзей для их тринадцатилетней дочери стало значить больше, чем мнение папы и мамы. Авторитет ровесников для подростка весьма велик. Дочь может проводить намного больше времени в кругу подруг, чем рядом с мамой, которая всегда обижается на такое «предательство».
  • У дочери появились новые вкусы. Некоторые новые увлечения подростков шокируют родителей. Ребенок может начать слушать музыку какого-либо альтернативного исполнителя, захотеть сделать пирсинг или татуировку.
  • Их девочка влюбилась. Подростковый период — пора первой любви. Объектом чувств нередко становятся одноклассники, с которыми подросток проводит большую часть времени. Влюбленная тринадцатилетняя девушка способна на самый отчаянный поступок. Наиболее опасны случаи неразделенной любви.

  • Дочь изменила стиль одежды и поведение. В подростковом возрасте девочки склонны к двум крайностям. Одни хотят как можно скорее стать взрослыми девушками, носят туфли на высоких каблуках и откровенные платья, делают маникюр, красят волосы. Другие девочки отличаются поведением, характерным для мальчиков: носят мужскую одежду, грубят, используют ненормативную лексику, при первой же возможности стараются принять участие в драке. За последние 2-3 десятилетия подростков все чаще увлекают молодежные субкультуры, такие как эмо или готика. В гардеробе девочки может появиться большое количество вещей черного цвета с символикой смерти.
  • Дочь увлекается социальными сетями. Чрезмерное наблюдается у всего современного человечества, вне зависимости от возраста и страны проживания. Однако у подростков времени и возможностей общаться через социальные сети значительно больше, чем у взрослого работающего человека.
  • У дочери появились кумиры. Идолами мальчиков-подростков обычно становятся спортсмены. Девочки находят кумиров среди представителей шоу-бизнеса. Идолом может стать и женщина, и мужчина, к которому девочки испытывают неразделенные чувства. Наличие кумира нередко влияет на выбор профессии. Мальчики хотят стать известными футболистами, боксерами, хоккеистами и т. д. Девочки мечтают о карьере певицы или актрисы. Выбор ребенка не всегда находит поддержку родителей.

Опасность для жизни

Курящая девушка в наши дни никого не удивит. Употребление алкоголя несовершеннолетними вообще не считается чем-то запрещенным. Все большее количество подростков пробует тяжелые наркотики.

Дочь села на диету и начала резко худеть. Уговоры родителей обычно не помогают. Многие девочки, зная о том, как к их решению отнесутся родные, проводят тайную диету. За столом они съедают обычное количество пищи, а после еды вызывают у себя рвоту в туалете. Мама и папа недоумевают: ребенок хорошо питается, но при этом тает на глазах.

Как уберечь от всего

Заметив изменения в своем ребенке, родители стремятся немедленно его переделать. Больше всего мамы и папы боятся за своих дочерей. Самый простой и доступный способ «уберечь» дочь от жестокого мира — это все запретить. Однако такой метод не только не решит проблему, но и приведет к ее росту. Известная пословица утверждает, что запретный плод сладок. В подростковом возрасте жесткие запреты не дают нужного результата. Ребенок уверен в том, что его родители отстали от жизни, слишком старомодны, ничего не понимают и т. д. Не стоит обижаться на подобное мнение о себе. Более того, папы и мамы должны быть рады тому, что их ребенок меняется. Настораживать должно отсутствие изменений. Это может свидетельствовать о задержке психического, а возможно, и психического развития.

Адекватная реакция

Реагировать на поведение дочери можно так:

  • Нет ничего плохого в том, что девочка проводит больше времени с подругами, чем с мамой. Взрослой женщине вряд ли будет интересно обсуждение парней, подростковых сериалов, популярной музыки или школьных событий. А ведь именно на эти темы чаще всего разговаривают девочки. В то же время дочери будет неинтересно обсуждать с матерью ее коллег по работе, рост цен на продукты и другие типично женские темы, которым часто посвящены беседы замужних дам. Родители должны проявлять ненавязчивый интерес к людям, с которыми общаются их дети, но при этом не стараться стать частью компании. Друзей и подруг можно пригласить домой на день рождения дочери. Это хороший повод узнать их ближе. Если родителям не нравится кто-то из компании их дочери, сказать об этом нужно как можно деликатнее. Необходимо привести убедительные доводы того, почему девочке не следует общаться с такой подругой. Наличие компании в любом случае намного лучше полного отсутствия контакта с ровесниками. Ребенок не должен становиться изгоем в подростковом возрасте.

  • К новым вкусам дочери нельзя относиться резко отрицательно. Конфликт вкусов двух поколений — явление вполне обыденное. Вероятно, сегодняшние мамы и папы когда-то тоже спорили со своими родителями из-за того, что они не разрешали им носить модную одежду или слушать популярную во времена их юности музыку. Однако если родители категорически против татуировки, пирсинга в носу и т. д., об этом следует сообщить дочери. Необходимо найти золотую середину: избегать вседозволенности и при этом не ставить запрет на все.
  • К первым чувствам подростка надо отнестись очень внимательно, особенно если дочь сама раскрыла родителям свою тайну. Ни в коем случае нельзя высмеивать или ругать ребенка, говорить, что он слишком мал для подобных вещей. Нельзя критиковать того, кого полюбила дочь. Подростковая любовь редко заканчивается чем-то серьезным и уж тем более свадьбой. Не пройдет и года, как дочь забудет парня, без которого она сегодня не представляет себе жизни. Современные подростки стремятся к «взрослой» любви, вступая в . Не все девочки хотят этого по-настоящему. Но желание не стать «синим чулком» и стремление удержать парня заставляют подростка идти против своих принципов. Дочери следует объяснить, что ранние половые связи вредны как для ее физического, так и для психического развития. Девочка должна понять, что она не обязана что-либо делать только ради того, чтобы кому-то угодить. В то же время дочери нужно рассказать о средствах предохранения от нежелательной беременности и половых инфекций. Надо предоставить выбор самому ребенку. Нередко подростки совершают недозволенные поступки исключительно наперекор родителям. Если запретный плод перестает быть таковым, интерес к нему быстро пропадает.
  • Смена стиля одежды и поведения не является прямым свидетельством деградации детей. Девочки более щепетильны в вопросах выбора одежды, чем мальчики. Они не хотят выглядеть старомодными и в чем-то отставать от сверстниц. Желание стать частью субкультуры вполне естественно. Готы и эмо в большинстве случаев ничем не отличаются от своих ровесников, не причисляющих себя ни к одной из субкультур. Бытует мнение, что странно одетые парни и девушки имеют суицидальные наклонности, употребляют наркотики и алкоголь в неконтролируемых количествах. На самом деле, речь идет об отдельно взятых случаях, а не о правиле. Подростком нередко движет тяга выделиться из толпы, стать не таким, как все, почувствовать свою исключительность.

  • Еще недавно опасность социальных сетей заключалась в том, что подростки забывали про учебу и портили зрение, сидя перед монитором часами. Сегодня сайты для общения стали представлять настоящую опасность. Подростки бездумно вступают в диалоги с незнакомыми людьми, которые нередко оказываются злоумышленниками. От детей обманом получают информацию о материальном положении семьи. В общении с подростками заинтересованы и педофилы. Преступник может попросить ребенка выслать ему свои фотографии в стиле ню, пообещав за это деньги. Обещанных денег подросток так и не получает, а снимок дает возможность педофилу шантажировать ребенка. Опасаться следует и вступления дочери в так называемые группы смерти, получившие в последнее время широкое распространение. В таких группах неизвестные злоумышленники предлагают подросткам покончить с собой. Родителям следует как можно чаще беседовать с дочерью о возможных опасностях, которые подстерегают ее в социальных сетях. Можно зарегистрироваться на том же сайте и общаться со своим ребенком, находясь далеко от дома. Дочь оценит «продвинутость» папы и мамы.
  • Наличие кумира также не должно пугать родителей. В подростковом возрасте детям нужны ориентиры. Вместо того, чтобы ругать ребенка за то, что он украсил свою комнату постерами с изображениями любимого музыканта или спортсмена, намного лучше ознакомиться с биографией знаменитости, понять, чем дочери понравился этот человек. Любовь к кумиру можно повернуть и в позитивное русло. Если девочке нравится какая-то актриса или певица, вероятно, стоит предложить ей пойти в актерскую или вокальную студию. Некоторые сегодняшние знаменитости прославились только потому, что в детстве подражали своим кумирам. Велика вероятность и того, что уже через 2-3 года дочь забудет о своем идеале.
  • Чтобы не пришлось лечить дочь от какой-либо зависимости, профилактикой вредных привычек нужно заниматься с самого раннего детства. В первую очередь родителям следует пересмотреть свое поведение. Мама с сигаретой в руках, рассказывающая дочери о вреде курения, выглядит неубедительно. Если в семье ни у кого нет вредных привычек, ребенок не будет считать нормой воскресные посиделки взрослых с алкоголем. Акцент следует делать именно на здоровом образе жизни, а не на слове «нельзя». Чем чаще подростку запрещают, тем большим будет его желание сделать что-то запретное. Причиной начать пить, курить или принимать наркотики может стать стремление не отставать от сверстников. Сигарета или бутылка пива становятся показателем взрослости или символизируют возможность переходить установленные границы. Задача родителей состоит в том, чтобы объяснить дочери: взрослый человек — это не тот, кто пьет и курит. Зрелую личность отличает умение брать на себя ответственность за свои поступки и серьезно относиться к своей жизни.

  • В борьбе за свою стройность девушки идут на крайние меры. Согласно современным канонам красоты, лишние килограммы — один из самых неприятных косметических дефектов. Девочке-подростку можно предложить заняться любимым видом спорта. Ребенок должен понять, что это наиболее безопасный для здоровья способ поддерживать себя в форме.

Родители часто критикуют своих детей. При этом папы и мамы склонны забывать, что будучи детьми, они причиняли своим родным не меньше беспокойства. Конструктивный диалог с ребенком должен начаться с самокритичного отношения к себе.

Сахарный диабет связан с психологическим и физическим дискомфортом, симптоматика болезни у детей в возрасте 13-14 лет нарастает постепенно, пациент длительное время не подозревает о своем диагнозе, не замечает изменений состояния.

Диабет входит в группу эндокринных недугов, он характеризуется недостаточностью инсулина, продуцируемого поджелудочной железой. В результате происходит регулярное повышение уровня гликемии, отмечается хроническое нарушение минерального, углеводного, белкового обмена веществ.

Немаловажным фактором, способным повлиять на течение недуга и его контроль, является своевременная диагностика и начало курса терапии.

В чем особенность патологии у детей

Диабет является хронической патологией эндокринной системы, проявляется нехваткой инсулина, без адекватного количества гормона невозможно нормальное усвоение сахара всеми клетками организма.

При развитии заболевания глюкоза не имеет возможности проникнуть в клетки и ткани, она продолжает циркулировать в кровотоке, причиняя вред ребенку. Поскольку глюкоза – это главный источник питания, происходит его дефицит и тяжелые нарушения.

Когда больной принимает пищу, вместе с едой глюкоза трансформируется в чистую энергию, которая помогает организму работать слаженно и правильно. Внутрь клеток сахар проникает исключительно благодаря инсулину.

Если имеется нехватка вещества, глюкоза остается в кровотоке, кровь по этой причине становится густой, ей сложно переносить для клеток:

  1. питательные элементы;
  2. молекулы кислорода.

Со временем стенки кровеносных сосудов теряют былую эластичность, проницаемость. Подобное состояние чревато проблемами с нервными оболочками.

У подростков недуг выражается изменением минерального, белкового, липидного, водно-солевого обмена. В последствие возникают всевозможные осложнения заболевания, они несут угрозу здоровью и жизни.

Медицина знает несколько типов недуга, у них имеются определенные различия в патогенезе, симптомах и развитии, соответственно, что различаются и схемы лечения болезни.

При первом типе сахарного диабета у ребенка поджелудочная железа вырабатывает мало вещества или оно не продуцируется вовсе. Орган не в силах справиться с нагрузкой, повышается уровень гликемии. В данном случае необходимо регулярно колоть гормон, его вводят в строго ограниченном количестве и в определенное время.

Недуг второй формы отличается тем, что вещества в организме достаточно, иногда его концентрация может превышать пределы нормы.

Однако оно становится бесполезным, ткани лишены чувствительности к нему, сахар в крови неуклонно повышается.

Признаки диабета у подростков

Уровень сахара

Разные типы проблемы имеют отличие в симптомах, дети склонны к развитию патологии первого типа, причины связывают с наследственной предрасположенностью, постоянным стрессом. Данная форма является врожденной, ребенок становится зависимым от инъекций, следовательно, показано регулярное введение препаратов. Тканям сложно перерабатывать глюкозу.

Второй вид патологии – это форма недуга является приобретенной, у подростков диагностируется редко, она больше характерна для взрослых людей.

Проявление патологии первого типа: постоянная жажда, частые позывы к мочеиспусканию, повышение аппетита, стремительное похудение или набор веса, вагинальный кандидоз, повышение количества мочи. Также симптомами болезни станут излишняя раздражительность, приступы тошноты, рвоты, рецидивирующие кожные инфекционные заболевания.

Признаки сахарного диабета у детей 13-14 лет при инсулиннезависимой форме:

  • снижение качества зрения;
  • сухость слизистой;
  • кровоточивость десен;
  • нагноение в уголках глаз, ротовой полости;
  • быстрая утомляемость, усталость.

Заподозрить патологию можно по желтушности ладоней, ступней. Предвестником может быть спонтанная гипогликемия, когда уровень сахара резко и беспричинно повышается, а потом так само стремительно снижается.

Когда глюкоза падает, увеличивается голод, слабость, цвет лица у подростков становится желтым, на это обязательно должны обратить внимание родители. Признак иногда виден также на носогубном треугольнике.

Патология дает о себе знать развитием иных патологических состояний, поэтому важно сразу же обращаться за помощью медиков. У детей 13-14 лет выявить нарушение углеводного обмена намного проще, нежели в раннем возрасте, после 3 лет желтушность кожи становится явной.

Бывает, что признаки патологии:

  1. путают с проявлениями инфекционного процесса;
  2. пациент долгое время может не обращать на это внимания.

Необходимо научить ребенка прислушиваться к своему организму и понимать изменения самочувствия.

Задача родителей внимательно наблюдать за жалобами детей, замечать малейшие изменения в худшую сторону. В подростковом возрасте заболевание формируется реже, но не исключено возникновение латентной формы. Признаки латентного метаболического изменения похожи с проявлениями основной болезни, нужно следить за медленно заживающими ранами, фурункулами, воспалениями в глазах, ячменям.

Недуг первого типа отличается потерей веса, болезнь может возникнуть в разном возрасте, в том числе подростковом. Происходит нехватка глюкозы, тело использует запасы энергии из жировой прослойки, мальчики меньше страдают от проявления заболевания.

Даже при условии выполнения всех предписаний доктора нет гарантии, что:

  • удастся контролировать недуг;
  • больной будет чувствовать себя хорошо.

При наличии наследственной предрасположенности к гипергликемии требуется регулярный врачебный контроль ситуации.

Родителей должна обеспокоить резкая потеря веса, есть данные, что подросток может потерять до 10 кг массы тела, происходит это всего за пару недель. При этом пациент пьет довольно много воды, у него повышен аппетит.

Отмечается ночное самопроизвольное мочеиспускание, хотя ранее подобных проблем не было. Когда ребенок страдает от чрезмерной жажды, с течением времени у него начнутся другие нарушения состояния. Зачастую при сахарном диабете язык у пациента становится малиновым, снизится эластичность кожных покровов.

К сожалению, не все родители вовремя акцентируют внимание на этом, в результате больного лечат слишком поздно, медикаменты не приносят должного эффекта.

Методы диагностики, лечения

В вопросе выявления диабета немаловажно участие участкового педиатра, если он заподозрит болезнь, требуется проконсультироваться у эндокринолога. Во время осмотра врач определяет наличие сниженного тургора кожи, изменение цвета языка, диабетический румянец на лице (лоб, щеки, подбородок).

После назначают анализ крови, нужно провести анализ на гликемию, снижение уровня инсулина и гемоглобина. Дополнительно может потребоваться сдать кровь для глюкозотолерантного теста.

Сдают мочу, где рассматривают присутствие ацетона, кетоновых тел, удельный вес мочи. Другой диагностической мерой станет ультразвуковое исследование поджелудочной железы (УЗИ).

В ряде случаев требуется проведение дифференциальной диагностики, это необходимо:

  • при симптомах ;
  • при ацетонемическом синдроме.

После лабораторной диагностики врач ставит окончательный диагноз, назначает курс лечения.

Лечат болезнь первого типа при помощи заместительной терапии, так как клетки поджелудочной железы не продуцируют должное количество инсулина, нужно восполнить его уровень. При этом принимают во внимание объем потребляемой пищи, показатели вещества в разное время суток.

Такой подход крайне важен, поскольку при введении переизбытка гормонального вещества организм подростка потратит все запасы глюкозы, что спровоцирует истощение организма и нехватку энергии. Основной потребитель энергии – это головной мозг, когда сил не хватает, развивается тяжелое патологическое состояние гипогликемическая кома. При нем требуется проведение срочной госпитализации в лечебное учреждение. В ряде случаев подростка отправляют в реанимационное отделение.

Помимо инъекций гормонального вещества рекомендовано придерживаться правильного питания, голодание недопустимо, между основными приемами пищи должны быть перекусы из овощей и фруктов. Эндокринологи и диетологи советуют отказаться от быстрых углеводов, газированных напитков.

С собой всегда должна быть шоколадная конфета, это поможет:

  1. справиться с резким снижением глюкозы в крови;
  2. не допустить .

Снижение сахара возможно в том случае, когда больной ввел себе чересчур много гормона. На постоянной основе необходимо придерживаться диеты, в ней должно быть достаточное количество белка и сложной углеводной пищи.

Очень редко применяют такой метод лечения, как пересадка поджелудочной железы, а бета-клеток в частности. Однако подобные операции можно назвать исключением из правила.

Лечение болезни второго типа основано на применении сахароснижающих препаратов, грамотном и сбалансированном питании. Доктор может назначить уколы инсулина, в таком случае достигают снижения вероятности стремительных перепадов уровня гликемии.

В целях ранней диагностики заболевания при наличии предрасположенности показано пару раз в году сдать кровь на показатели глюкозы.

Информация о ранних симптомах диабета у детей и взрослых предоставлена в видео в этой статье.

Есть такой противный возраст – 13 лет

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, - сказала она, - а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…». На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители.

Как-то в разговоре взрослая коллега, вспоминая школу (которую, к слову, очень любила), сказала, что из всего периода той жизни с особой нелюбовью вспоминает себя в 12-13 лет. «Ощущала себя уже достаточно взрослым и самостоятельным человеком, - сказала она, - а мамины запреты и ограничения оставались все теми же, из детской жизни. И это было ужасно. Маму иногда хотелось ненавидеть…». На самом деле этот период вхождения в подростковый возраст своих детей болезненно переживают и сами родители. Дети начинают активно (а то и агрессивно) демонстрировать свою взрослость, а родители видят лишь появившуюся неуправляемость. Подростковый кризис. Что это? Как с ним справиться?

Тело обгоняет голову

Известный отечественный психолог Лев Выготский, рассматривая возрастные кризисы у детей, назвал этот период «кризисом 13 лет». Российская психологическая школа также выделяет младший подростковый возраст (период от 10 до 12 лет) и старший - от 13 до 15 лет. Такую периодизацию психического развития школьников выдвинул психолог Даниил Эльконин.

Постепенное взросление у каждого ребенка происходит по-разному: у кого-то на это уходит несколько месяцев, у кого-то - несколько лет. Влияющих факторов много: это особенности семьи, окружения, социальной обстановки, культурные традиции. Но факт остается фактом: подростковый кризис неизбежен, это не болезнь, не напасть, это нормальное развитие личности, его важный этап, через который нужно пройти с наименьшими потерями для психики. Причем, пройти не только ребенку, но и его родителям.

Важно в этот период не забывать о периоде собственного взросления и понимать, что у подростка в определенном возрасте происходит гормональный скачок: биологически человек взрослеет и формируется быстро, тогда как мозг, психика «отстают от тела». И получается диссонанс: организм вроде как уже и не детский, а мировоззрение еще не сформировалось; потребности появились, а возможностей нет (мешает социум, собственные страхи, запреты взрослых). Между физической возможностью и психологической и психосоциальной готовностью нет знака равенства, следствием чего и становится конфликт подростка с обществом.

“Первый раз ребёнок обнаруживает себя отдельно от остального мира в 3 года. Второй раз – в 12-13 лет. Только теперь «обнаружение себя» знаменуется вопросами «Кто я?», «Для чего я живу?», «Зачем я здесь?», - говорит психолог Мария Зоря. - Подросток подводит первые итоги детства и делает шаг в сторону взрослости. Принципиальное осмысление данного этапа в жизни любого человека – подчеркну, именно любого, поскольку через это неизбежно проходит каждый – состоит в осуществлении выбора: Я для кого-то или Я во имя себя? Я должен всем вокруг – родителям, воспитателям, государству - или Я должен сам себе?”.

“О, дайте, дайте мне свободу!»

В психологии есть такой термин как “новообразование” - новые черты личности, возникающие на определенной стадии развития. Психологическое новообразование - это свидетельство нового этапа в жизни, следствие прожитого, вывод. Главным новообразованием подросткового возраста является ощущение себя взрослым и появление самосознания как высшей психологической функции. Взросление подразумевает свободу во многих сферах. Вот здесь и возникает камень преткновения между подростком и родителями: первый считает, что ничьи советы ему не нужны, со всем он может справиться сам, а вторые боятся слишком высокой цены возможных подростковых ошибок и стараются свободу ребенка ограничить (в каждой семье степень ограничения своя).

Как быть? Вроде бы и запрещать всего нельзя, но, с другой стороны, любое расширение зоны свободы исключает родительский контроль и, следовательно, чревато. Вроде бы и можно отпустить дочку в 13 лет погулять до десяти вечера, если все это - в своем районе (вспоминаешь ведь себя - как сильно хотелось подольше побыть на улице в этом возрасте), но криминальная хроника отбивает последние демократические аргументы… Да, сложно – и отпускать, и доверять, и адекватно оценивать возможности подростка. Здесь единственный выход - наладить с подростком диалог, стать ему другом, наставником. Демократия, а не тоталитаризм - залог успеха в период взросления. Но мало просто дать свободу подростку, важно, чтобы он сам понимал, что получил ее заслуженно.

Вспоминает Ирина Валентиновна, мама двоих дочерей: “Когда моей Лене было 12 лет, я никуда не отпускала ее на общественном транспорте. И вот как-то в августе отправила ее в магазин, расположенный в нашем районе. А она смоталась с подружкой в центральный универмаг и сама купила к школе тетради, дневник и прочую канцелярию. Пришла ко мне и говорит: вот видишь, я съездила в центр, и ничего не случилось; значит, теперь ты можешь отпускать меня на большие расстояния. Мне ничего не оставалось, как признать расширение некоторой ее географической самостоятельности”.

Другая сторона вопроса - засилье этой самой ответственности. “Когда подростка задавливают чувством ответственности, убеждают, что у него есть только право на вину, но нет права на подлинное самовыражение, он и продолжает жизнь под знаменем вины и ложного долга, стремясь доказать, что он достоин любви и понимания, что он хороший и замечательный, - продолжает психолог Мария Зоря. - Сверхзначимость оценок в школе, поступления в конкретный вуз (выбранный родителями), круга «приличных» друзей и так далее – это всё для кого делается, на самом-то деле? Вот о чем следует задуматься родителям”.

Возросшее самосознание позволяет ребенку исследовать свой внутренний мир, формировать осознанные интересы, проявлять себя в творчестве. А это значит, что подросток становится субъектом волевого действия. И уже к 17 годам он приобретает такое новообразование как самоопределение. А это уже новая, более зрелая форма самосознания. То есть, самостоятельная полноценная личность не появляется вдруг на первых курсах университета. Она либо формируется постепенно при грамотном, правильном прохождении через кризис подросткового возраста, либо не появляется вообще. А если у подростка нет возможности выбора, его поведение зачастую становится девиантным, то есть, отклоняющимся от общественных норм.

Играй, гормон, и игра в демократию

Одним из центральных интересов любого подростка в этом возрасте является половое развитие. Организм перестраивается, соответственно новая сфера требует исследования и понимания. Подросток озабочен своими физическими данными и презентацией себя как полноценного представителя мужского или женского пола. Критерии оценки себя и своих данных формируются из сравнения с окружающими, с идеалами, господствующими в данной среде (или, например, навязанными СМИ). Эмоциональный фон нестабилен, перепады настроения так же непредсказуемы, как погода в Петербурге. Родителям в этот период важно следить за ключевыми тенденциями в подростковом обществе, чтобы, например, вовремя объяснить дочери, что если в сериале девятиклассница свободно занимается сексом с половиной школы, то это вовсе не пример для подражания...

Постоянное сравнение себя с другими также обуславливает формирование молодежных субкультур. Подростки - народ чрезвычайно конформный, и если даже они декларируют абсолютную свободу от общественных норм, то все равно сбиваются в стайки и, как вариант, выбривают одинаковые ирокезы, носят одинаковые куртки-косухи, красят волосы в черный или выстригают затылок. Через эту не признаваемую им конформность подросток проявляет свою независимость. По этой же причине у него появляются кумиры, которым он стремится подражать.

Как результат – снижается и успеваемость, и сам интерес к устоявшимся формам обучения. Любимое времяпрепровождение - “тусовка” со сверстниками. Общение, причем, общение на равных, становится ключевым механизмом взаимодействия подростка с обществом. Если учитель в средней и старшей школе сможет заинтересовать подростка своим предметом через адекватное, двустороннее демократическое общение, то обучение в школе сохранит для подростка свою ценность. Если нет - то даже круглый отличник может скатиться в двоечники. На смену авторитетам власти приходит авторитет личности. Это касается и семейных отношений.

Лев Выготский отмечал, что подростку свойственна не слабость воли, а слабость целей. Энергию, которая в подростковом возрасте бьет через край, важно направить в правильное русло, тогда результат оправдает ожидания и подростка, и взрослых.

А родителям снова дает совет психолог Мария Зоря: “Всё, что подростку необходимо на этом жизненном этапе – это вера в него, в его силы, в его возможности, таланты. Понимание, принятие, доверие. Ему нужно, чтобы рядом находился человек, который его понимает. Кто выслушает и не осудит. Кто просто возьмёт за руку и помолчит, и не будет требовать выворачивать душу наизнанку”.

Ну, вспомнили свои 13 лет?




  • гормональные всплески,
  • перепады настроения,
  • подростковые драмы
  • стрессы на уроке;
  • проблемы в семье;
  • комплексы;
  • гиподинамию;
  • усталость от компьютера.

  • излишнем весе;
  • диабете;
  • инфекционные заболевания;
  • черепно-мозговые травмы;
  • авитаминоз;
  • аллергия;
  • интоксикация;
  • анемия.
  • чай из имбиря с медом;
  • крепкий черный чай и кофе;
  • горячий шоколад;

Заболевания Сосуды


Нормальное давление у подростка отличается в разные годы взросления. Но что такое норма?

С возрастом показатели давления у человека меняются

Кровяное или артериальное давление делят на систолическое (верхнее – сжатие левого желудочка) и диастолическое (нижнее – расслабление сердечной мышцы). На протяжении жизни показателю нормального давления свойственно меняться.

Какое давление должно быть у подростка?

В медицине нормой названо среднее значение . Для взрослого принято считать здоровым показателем 120/80 +/- 20 мм ртутного столба.

Для более точного расчета существует формула. Она задействована на основе личных показателей человека от 13 до 17 лет:

  • 1,7 * (возраст пациента) + 83 = систолическое или верхнее АД;
  • 1,6 * (возраст пациента) + 42 = диастолическое или нижнее АД.

Таблица «Норма артериального давления у подростков 13-17 лет»

В возрасте 15-17 лет у подростка формируется давление взрослого. Значение ртутного столба замирает где-то на отметке 100/70 – 130/90 мм. Определить привычный для организма уровень легко с помощью регулярного измерения АД в состоянии покоя. Желательно в одно и то же время.

Бывает, что АД постоянно низкое или высокое в сравнении со средними допустимыми значениями. Жалоб нет, пациент чувствует себя бодро длительный срок наблюдения, анализы без отклонений. В силу индивидуальных особенностей организма такие случаи уместны. Но встречаются реже, чем ВСД или вегето-сосудистая дистония.

Причины скачков давления в подростковом возрасте

Статистика говорит, 75% 12-14 летних школьников регулярно жалуются родителям на переутомляемость и загруженность учебой. Добавьте сюда:

  • гормональные всплески,
  • перепады настроения,
  • подростковые драмы
  • стрессы на уроке;
  • проблемы в семье;
  • комплексы;
  • гиподинамию;
  • усталость от компьютера.

Повышаться давление у подростка может от длительного сидения за компьютером


Причин вдоволь, чтобы неокрепший растущий организм временно дал сбой . Это преимущественно внешние факторы, влияющие на эмоционально-психическое равновесие у ребенка. Например, у каждого третьего подростка учащается пульс и повышается АД, как только врач надевает рукав тонометра. Так называемая «гипертония белого халата», когда ребенок волнуется от манипуляций доктора.

Гормональные бури – отдельная провокация молодого организма.

От них часто скачет давление у девочек в 10-12 лет и у мальчиков – в 12-13. Усиленное выделение адреналина усиливает систолические колебания мышцы. Проблемы с АД у детей младше 10 лет – тревожный симптом.

Намного серьезнее, когда корень проблемы тянется от скрытого заболевания. Повышенное давление встречается, как симптом при:

  • излишнем весе;
  • проблемах с почками или сердцем;
  • диабете;
  • повышенном содержание липидов.

Часто подросткам ставят диагноз «ВСД гипертонического типа». В 30% ситуаций – это прочная предпосылка гипертонии во взрослом возрасте.

Низкое давление иногда сигнализирует о развитии:

  • проблем с эндокринной системой (дефицит гормонов гипофиза);
  • инфекционные заболевания;
  • болезни сердца или кровопотери;
  • черепно-мозговые травмы;
  • авитаминоз;
  • аллергия;
  • интоксикация;
  • анемия.

При частых перепадах давления необходимо обратиться к врачу

Когда ребенок жалуется на недомогание, головную боль, усталость и вялость, первая задача родителей – записать подростка к врачу. Идеально пройти полное обследование, сдачу анализов и наблюдение 5-7 дней. Обследование и выявление проблемы – самый простой способ снизить риски здоровья в будущем.

Что делать для нормализации артериального давления

Нормализовать АД в домашних условиях просто, если знать причину его колебания. Предположим, незначительный скачок вверх обеспечен утомительным днем. Уравновесить самочувствие помогут домашние средства:

  • чай из календулы, барбариса, шиповника, зеленый с лимоном;
  • морковный, брусничный или свекольный сок (из свеклы щедро разбавлять кипяченой водой 1:2);
  • настойка боярышника, пустырника, валерианы.

На несколько минут делают компрессы из горчичников или яблочного уксуса на грудь, шею и заднюю часть голени. В рацион включите орехи, морепродукты и цитрусовые.

Предельно высокое АД и плохое самочувствие сбивают препаратами. К примеру, молодым девушкам и парням выписывают:

  • таблетки, понижающие АД (Раунатин, Раувазан, Резерпин);
  • мочегонное (Верошпирон, Гиподиазид);
  • адреноблокаторы (Индерал, Обзидан);
  • седативные (Седуксен, Элиниум);
  • ганглиоблокирующие (Пентамин).

Препарат Раунатин понижает давление

При пониженном АД дома пьют ароматные напитки:

  • чай из имбиря с медом;
  • крепкий черный чай и кофе;
  • горячий шоколад;
  • настой из корицы (1/4 ч. л. порошка заварить 0, 25 мл кипятка + мед по вкусу, выпивать за день, если максимально низкое давление).

Спиртовые настойки элеутерококка, лимонника, женьшеня, эхинацеи или бессмертника. Иногда достаточно съесть продукт с высоким содержанием соли.

Из аптечных препаратов популярны:

  • психостимуляторы (Кофеин или Фетанол);
  • таблетки, улучшающие кровообращение в мозге (Пирацетам, Пантогам, Циннаризин).

Физическая активность – эффективный способ победить первичную гипотонию.

Помогает контрастный душ и легкий массаж воротниковой зоны.

Давление крови различно в разных сосудах. Артериальное (давление в артериях) выше, чем венозное (давление в венах). Единицей измерения артериального давления является миллиметр ртутного столба.

Артериальное давление (АД) делят на:

  • систолическое, или СД (иногда его называют в народе «верхнее») – давление крови в артериальных сосудах в период сокращения сердечной мышцы;
  • диастолическое, или ДД («нижнее») – давление крови во время расслабления сердечной мышцы.

Артериальное давление зависит от вида (размера или калибра) сосуда: чем крупнее сосуд, тем выше давление. Общепринято считать нормальным давление в плечевой артерии, именно в ней его измеряют при помощи тонометра. Многие грамотные пациенты умеют измерять АД и наблюдать его изменения, но далеко не все знают, какое в норме должно быть давление у детей. Поговорим об этом в данной статье, а также расскажем о том, каковы причины и симптомы повышения или понижения АД у малышей.

Артериальное давление зависит и от возраста: чем младше ребенок, тем ниже давление. Это объясняется тем, что у маленьких деток и стенки сосудов эластичнее, и просвет сосудов шире, и капиллярная сеть более развита. С возрастом повышается и систолическое, и диастолическое давление.

Примерно до 5 лет давление не отличается у детей разного пола, а с 5 лет – у девочек несколько ниже (примерно до 9 лет). С возрастом давление достигает уровня 110/60 – 120/70, и затем удерживаются эти показатели длительное время.

Нормальные показатели артериального давления в разном возрасте ребенка можно рассчитать по специальным формулам. Так, для младенцев расчет СД ведут по формуле 76+2м (м – возраст ребенка в месяцах). После года нормальное СД равно 90+2л (л – количество лет ребенку). Верхний предел нормы СД равен 105+2л, а нижний предел нормы СД – 75+2л.

В норме ДД у деток первого года жизни равно от 2/3 до 1/2 систолического давления, а после года рассчитывается по формуле 60+л (л – сколько лет ребенку). Верхний предел нормы ДД равен 75+л, а нижний – 45+ л.

У детей достаточно часто отмечается как повышение АД (гипертензия), так и понижение АД (гипотензия). Особенно это характерно для пубертатного периода (периода полового созревания).

Повышение АД встречается у 5-10% детей, чаще в подростковом возрасте. Различают первичную и вторичную (связанную с какими-либо заболеваниями) артериальную гипертензию.

Примером может служить выявление повышенного давления у подростков при отсутствии другого заболевания, симптомом которого могла бы быть гипертензия. Такие перепады АД отмечаются у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15. В этом случае повышение АД связано с гормональной перестройкой организма в пубертатном периоде, в основном с повышением уровня альдостерона и адреналина.

Сосудистая система в результате воздействия гормонов сужается, что и приводит к росту давления. Чаще всего давление в подростковом возрасте повышается эпизодически, но может отмечаться и ежедневно. В школьном возрасте повышенное АД выявляется чаще всего случайно.

Причиной повышения давления может быть нарушение режима дня, недостаточный по продолжительности сон, повышенные физические (например, спортивные) нагрузки, чрезмерно длительное времяпровождение за компьютером, психоэмоциональные травмы и стрессовые ситуации. Если упорядочить интеллектуальные и физические нагрузки и отдых ребенка, то давление может нормализоваться.

Если же максимальные показатели превышают 135 мм рт.ст., необходимо детальное обследование ребенка для установления причины гипертензии, так как она может быть одним из симптомов какого-либо заболевания, других проявлений которого пока не выявлено. Такой причиной могут быть заболевания эндокринной системы, почек, сердца.

Причинами вторичной гипертензии могут быть:

  • нарушение сосудистого тонуса в связи с влиянием вегетативной нервной системы;
  • почечная патология (в 70% случаев);
  • эндокринная патология;
  • сердечно-сосудистая патология;
  • поражения головного мозга;
  • отравление.

Остановимся подробнее на некоторых из них.

Существует множество причин развития почечной гипертензии:

  • сужение почечной артерии;
  • сдавливание почечной артерии опухолью или воспалительными тканями;
  • аномалия развития почек;
  • воспаление ткани почек (гломерулонефрит);
  • пиелонефрит (хронический или острый);
  • диабетическое поражение почек и др. причины.

Эндокринная патология также может стать причиной артериальной гипертензии:

  • гиперальдостеронизм (первичный или вторичный) – повышенная выработка гормона альдостерона надпочечниками вследствие опухоли или доброкачественного разрастания коры надпочечников; вторичный гиперальдостеронизм развивается также при сужении почечной артерии;
  • гиперкортицизм или болезнь (синдром) Иценко-Кушинга – повышение функции коры надпочечников, которое развивается при опухолях гипофиза или самой коры надпочечников, при длительном лечении гормональными препаратами (глюкокортикоидами);
  • опухоль надпочечника (феохромоцитома), которая выделяет биологически активные вещества адреналин и норадреналин;
  • базедова болезнь, или диффузный токсический зоб – аутоиммунное заболевание, характеризующееся повышенным синтезом гормонов щитовидной железы.

Сердечно-сосудистая патология также может стать причиной повышения АД:

  • сужение перешейка аорты;
  • врожденный порок сердца – незаращение боталлова протока: АД повышается вследствие увеличения минутного объема крови.

Поражение головного мозга при опухолевом процессе, при травме или в результате воспаления вещества мозга (энцефалит) тоже может являться причиной повышения АД в числе других симптомов.

Отравления ядовитыми веществами (мышьяком, ртутью и др.) могут быть причиной повышения АД наряду с другими симптомами.

Вегетососудистая дистония чаще возникает в школьном возрасте. Такие дети эмоционально лабильны, раздражительны, часто жалуются на головную боль, боль в области сердца, повышенную утомляемость. При осмотре, помимо повышения давления, отмечают учащение пульса, могут прослушиваться шумы в сердце.

В более раннем возрасте гипертензия обычно имеет бессимптомное течение. В редких случаях она приводит к задержке физического развития малыша, появлению признаков сердечной недостаточности, одышки, повышенной возбудимости и даже судорог.

Почечная гипертензия характеризуется своей стабильностью, преобладанием повышения диастолического давления, устойчивостью к медикаментозному лечению и проявлениями основного заболевания выделительной системы ребенка.

«Кардиологическая» гипертензия

Такая гипертензия тоже имеет некоторые отличия.
При сужении перешейка аорты повышение АД имеет свои особенности: на верхних конечностях повышенное АД, а на нижних снижено, пульсация на ногах не прощупывается.

При врожденных пороках сердца на первый план выступают симптомы нарушения кровообращения и признаки конкретного вида порока, гипертензия отмечается в числе других симптомов.

Нарушения в работе головного мозга при опухолевом процессе, при травме или в результате воспаления вещества мозга (энцефалит) проявляются симптомами каждого конкретного заболевания, гипертензия является одним из проявлений болезни.

АД может кратковременно снижаться и у здоровых детей в разное время суток (в предутренние часы), при изменении положения тела. Такое снижение АД называется физиологическим . Оно может отмечаться после приема пищи, при нахождении в душном помещении, в состоянии психической или физической усталости и при других обстоятельствах.

Кроме того, физиологическое снижение АД без нарушения самочувствия и работоспособности ребенка может возникать:

  • у детей-спортсменов (вне тренировок);
  • у детей, проживающих в местности с низким атмосферным давлением;
  • в период адаптации к жаркому тропическому или высокогорному климату;
  • вследствие конституциональных (наследственных) особенностей организма.

Патологическое снижение АД имеют от 4 до 10% детей. Такая гипотензия может иметь обратимый характер или стойкое течение. Различают первичную и вторичную артериальную гипотензию.

Возникновению артериальной могут способствовать многие факторы: наследственная предрасположенность, внутренние и внешние воздействия. К таким факторам относятся:

  • перинатальная патология: родовая травма, повышение внутричерепного давления и др.;
  • частые респираторные инфекции у ребенка;
  • малоподвижный образ жизни ребенка;
  • наличие хронических очагов инфекции;
  • несоблюдение режима дня;
  • умственные, психологические перегрузки и стрессы;
  • чрезмерные физические нагрузки.

Клинические проявления артериальной гипотензии у детей отличаются разнообразием. Проявлениями сниженного АД у ребенка могут быть:

  • эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения;
  • плаксивость, повышенная обидчивость;
  • общая слабость;
  • повышенная утомляемость;
  • ноющая, давящая головная боль;
  • головокружения (чаще после сна, во время длительного перерыва между приемами пищи);
  • непродолжительные колющие или ноющие боли в сердце после физической нагрузки, в состоянии усталости.

При осмотре ребенка можно обнаружить выраженную потливость, угревую сыпь, влажные и холодные на ощупь ладошки. Такие дети легко краснеют и бледнеют.

Одним из вариантов первичной гипотензии является (и нередко проявляется у детей) ортостатический синдром: снижение АД при переходе в вертикальное положение тела или при стоянии в течение длительного времени. Такое снижение АД может быть связано с перераспределением крови, поражением вегетативной нервной системы, патологией в задней черепной ямке, надпочечниковой недостаточностью.

Симптомами ортостатической гипотензии являются головокружение, слабость, тошнота, шум в ушах, а затем потемнение перед глазами и обморок. При появлении этих симптомов – предвестников обморока – ребенку надо выйти на свежий воздух (или в тень) и сесть с опущенной вниз головой. Эти проявления связаны с кислородным голоданием мозга вследствие недостаточного кровоснабжения.

Обморок чаще возникает в таких ситуациях:

  • длительное стояние (особенно на солнце или в душном помещении), например, в общественном перегруженном транспорте летом, на линейке в школе;
  • при глубоком дыхании (например, при врачебном осмотре);
  • при резком подъеме с постели после сна;
  • при волнении (например, при заборе крови на анализ или проведении прививки).

Как правило, при выявлении сниженного АД детям и подросткам ставят диагноз вегетососудистая дистония по гипотоническому типу. Основными факторами, способствующими ее возникновению, считаются перегрузки (физические и умственные), стрессы. Гипотензия приводит к снижению работоспособности, поэтому ребенок нуждается в консультации педиатра, психоневролога и назначении коррекции.

Вторичная артериальная гипотензия развивается при каком-либо заболевании и является одним из его проявлений. Причинами ее чаще всего являются:

1. Заболевания эндокринной системы:

  • гипотиреоз (недостаток синтеза гормонов щитовидной железы);
  • недостаточная выработка гормонов гипофиза;
  • сахарный диабет.

2. Инфекционные заболевания и интоксикации.

3. Аллергические реакции организма.

4. Заболевания сердца (пороки сердца, миокардит, сердечная недостаточность).

5. Черепно-мозговые травмы.

6. Кровопотеря (в том числе вследствие обильного и длительного менструального кровотечения).

7. Анемия («малокровие»).

8. Недостаток витаминов.

9. Гипотрофия (дефицит массы тела).

10. Побочный эффект медикаментозного лечения.

Снижению АД способствуют и соматические заболевания: бронхиальная астма, нейродермит, хронический тонзиллит.


Для выявления повышения или понижения АД сравнительно с возрастной нормой применяются такие методы диагностики:

  • опрос ребенка и матери, в ходе которого выясняется наличие и характер жалоб, течение беременности и родов, наличие повышенного или пониженного давления крови у членов семьи, перенесенные ребенком заболевания и др.;
  • измерение АД на обеих руках; в последующие 2 недели проводится регулярное измерение АД 3 раза в день дома с целью уточнения суточных колебаний АД;
  • осмотр ребенка;
  • обследование: осмотр глазного дна, ЭКГ, исследование сосудов головного мозга (реоэнцефалография), общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови (почечный комплекс) – по показаниям, анализ крови на гормоны (при необходимости) и др.;
  • консультация невролога, кардиолога, эндокринолога и других специалистов (по показаниям).

Лечение отклонения от нормального возрастного уровня АД делится на немедикаментозную и медикаментозную терапию.

Немедикаментозное лечение практически не отличается при повышенном и при пониженном АД:

  • нормализация психологической обстановки в школе, создание спокойной атмосферы уюта дома;
  • соблюдение соответствующего возрасту режима дня (в выходные дни в том числе); ограничение просмотров фильмов и компьютерных игр (особенно в вечернее время перед сном);
  • исключение физических и психических перегрузок, чередование труда и отдыха; необходимо пересмотреть учебные нагрузки (возможно, отказаться от занятий с репетитором, от параллельной учебы в музыкальной школе и т.д.);
  • физическая активность детей в неосложненных случаях не ограничивается, рекомендуются регулярные занятия физкультурой; показаны занятия плаваньем, верховой ездой, ежедневное пребывание на свежем воздухе не менее 2 часов и пешие прогулки в течение 30 мин.;
  • здоровый образ жизни, недопущение у подростков курения и употребления алкоголя, наркотических веществ;
  • полноценное рациональное питание, 4-5 разовый прием пищи в течение дня, ежедневное употребление не меньше 300 г фруктов и овощей; при сниженном АД рекомендуется употреблять несколько раз в день сладкий, крепко заваренный чай с лимоном;
  • ограничение при гипертензии употребления поваренной соли, приправ и специй, копчений, газированных напитков, шоколада и т.д.; при гипотензии рекомендуются кальцийсодержащие продукты (молоко, творог, квашеная капуста и др.).
  • при сниженном АД рекомендуется приучить ребенка к контрастному душу, он оказывает тонизирующий эффект (начинать следует с чередования теплой и прохладной воды, постепенно понижая и повышая температуру воды, за 2-3 недели доводят до чередования горячей и холодной воды);
  • хороший эффект оказывает массаж воротниковой области.

Первоочередной задачей является лечение основного заболевания. Решать вопрос о необходимости проведения медикаментозного лечения для коррекции АД, подбирать препараты как для понижения, так и для повышения АД должен только врач.

Родители не должны придерживаться превратного мнения о том, что отклонения показателей артериального давления в сторону повышения или понижения могут возникать только у взрослых.

Не следует игнорировать жалобы ребенка на головную боль, утомляемость и слабость или пытаться снять головную боль привычными для взрослых препаратами. Тот же «безобидный» Цитрамон, в состав которого входит Аспирин, как и сам Аспирин, могут привести к необратимой жировой дистрофии печени.

Если у ребенка имеются перечисленные в статье жалобы, или отмечаются поведенческие изменения, а тем более при выявлении повышения или понижения артериального давления, следует обратиться к врачу и выяснить причину возникновения этих отклонений. По рекомендации врача необходимо принять меры к устранению выявленной у ребенка патологии.

При изменениях артериального давления у детей сначала можно проконсультироваться у педиатра и принять меры по нормализации образа жизни ребенка. Если это не принесло эффекта, необходимо обратиться к кардиологу. При выявлении вторичного характера изменений давления ребенок направляется на консультацию к эндокринологу, неврологу, офтальмологу, нефрологу, кардиохирургу в зависимости от выявленного заболевания.

Уровень артериального давления – это очень важный показатель. А каким он должен быть у подростка в 13 лет? подробности в данной статье.

Итак, каким же должно в норме быть давление у детей 13 лет? Систолическое (так называемое верхнее) давление должно находиться в пределах 110-136 мм ртутного столба. И диастолическое (нижнее) давление должно равняться 70-86 мм ртутного столба. Эти показатели являются нормальными.

Часто бывает так, что подросток жалуется на головную боль, щёки его краснеют. Это говорит о том, что давление резко подскочило. Но такое явление в возрасте 13 лет считается нормальным, так как происходят гормональные скачки, которые вызывают повышение уровня адреналина. И нормальное давление подростков перестаёт быть таковым и повышается.

Стрессы и перенапряжение могут усугубить ситуацию, так что важно в этом возрасте обеспечить ребёнку максимально спокойные и комфортные условия. Но порой повышение давления говорит о заболеваниях сердечнососудистой или эндокринной системы.

И такое явление, как понижение уровня давление, также имеет место быть, причём, довольно часто. А ведь такое состояние не менее опасно, чем повышенное давление у подростков. С чем это может быть связано? Во-первых, с диетами и дефицитом веса. Причиной также может стать анемия.

Кроме того, часто обильные месячные или другие кровопотери также могут спровоцировать понижение уровня давления. Также причинами могут являться инфекции, аллергия, травмы головы, заболевания сосудов, сердца, или проблемы эндокринной системы.

Стоит отметить, что родителям важно внимательно следить за таким показателем, как давление подростка, чтобы обеспечить ему здоровье в будущем.

В продолжение темы:
Цветы

Еще в начале ноября аналитики убеждали всех, что победа Трампа на выборах заставит Федеральную резервную систему пересмотреть планы по повышению ставки, но на деле все вышло...

Новые статьи
/
Популярные