Конспект урока по русскому языку на тему " Число имён существительных" (3 класс). Число имен существительных Число имен существительных 3

1. Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов : мужскому, женскому, среднему.

Род существительного можно определить, согласовав с ним притяжательное местоимение мой :

мой сын, мой воевода, мой занавес, мой домишко - мужской род ;
моя жена, моя стена, моя ночь - женский род ,
моё окно, моё небо, моё животное - средний род .

Кроме того, у большинства существительных, обозначающих людей, род можно определить по полу - мой подмастерье, мой дедушка (мужской род); моя мать, моя сестра (женский род).

2. Род неизменяемых существительных опреде-ляется следующим образом.

    Род неизменяемых существительных, называющих людей, определяется по полу.

    Храбрый идальго, изысканная леди.

    Существительные, обозначающие профессии и род занятий, относятся к мужскому роду.

    Военный атташе, ночной портье.

    Неизменяемые существительные, называющие животных, относятся к мужскому роду, хотя при указании на самку могут употребляться как существительные женского рода.

    Австралийский кенгуру, смешной шимпанзе, маленький колибри.
    Шимпанзе кормила своих детёнышей.

    Исключения: цеце, иваси - женский род.

    Неизменяемые неодушевлённые существительные относятся к среднему роду.

    Ночное такси, вкусное рагу, новое жалюзи.

    Исключения: кофе, пенальти, сирокко (мужской род), авеню, салями (женский род).

3. Особую группу составляют существительные общего рода , которые могут обозначать людей и мужского, и женского пола.

Какой ты неряха ! Какая ты неряха !

    Существительные общего рода характеризуют лицо, обычно дают оценочную характеристику лицу, имеют окончания -а , -я и относятся к 1-му склонению.

    Неряха , заводила , запевала , работяга , грязнуля , стиляга , пьяница , неженка , соня , плакса .

Обратите внимание!

Некоторые существительные 2-го склонения с нулевым окончанием, называющие лиц по профессии (врач, профессор, доцент, шофёр и т.д.), хотя и могут использоваться по отношению к лицам женского пола, всё же являются существительными мужского рода!

4. Род существительных определяется по форме единственного числа. Если существительное не имеет формы единственного числа, его нельзя отнести ни к одному из трёх родов.

Ясли, макароны, брюки, вилы.

Б) Число имени существительного

1. Большинство существительных имеют два числа - единственное и множественное . В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - несколько предметов.

Карандаш - карандаши; врач - врачи.

2. Только одну форму (единственного или множественного числа) имеют вещественные, собирательные, отвлечённые и некоторые конкретные существительные.

Только форму единственного числа имеют:

    большинство вещественных существительных;

    Нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко.

    большинство отвлечённых существительных;

    Радость, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина.

    большинство собирательных существительных;

    Учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, детвора.

    большинство имён собственных.

    Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал.

Обратите внимание!

В ряде случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут образовывать формы множественного числа. Но такое образование обязательно связано с изменением значения слова:

1) у вещественных

а) видов, сортов вещества:

вино - десертные вина, масло - технические масла;

б) значение большого пространства, покрытого этим веществом:

вода - воды океана, песок - пески Каракумов;

2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

а) различных проявлений качеств, свойств, состояний:

возможность - новые возможности, радость - наши радости;

б) длительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия:

мороз - длительные морозы, боль - сильные боли, крик - крики.

Только форму множественного числа имеют:

    некоторые вещественные существительные;

    Чернила, опилки, очистки.

    некоторые отвлечённые существительные;

    Именины, выборы, нападки, козни, побои.

  • некоторые собирательные существительные;

    Деньги, финансы, дебри.

  • некоторые имена собственные;

    Каракумы, Карпаты, роман «Бесы».

    слова, обозначающие парные предметы, то есть предметы, состоящие из двух частей;

    Очки, брюки, сани, ворота, ножницы, клещи.

    некоторые названия отрезков времени.

    Сумерки, сутки, будни, каникулы.

Обратите внимание!

У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется не только род, но и склонение!

В) Падеж и склонение имён существительных

1. В русском языке шесть падежей :

    Все падежи, кроме именительного, называются косвенными .

Обратите внимание!

1) Чтобы правильно определить падеж существительного, необходимо найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова вопрос к существительному, причём лучше использовать одновременно оба вопроса.

Ср.: Он верил другу : верил [кому? чему?] другу - Д. п.

Форму И. п. обычно имеет подлежащее, и такое существительное не зависит от других членов предложения, но связано со сказуемым.

Ср.: У меня есть [кто? что?] друг - И. п.

2) Особенно важно задавать оба вопроса в том случае, если существительное стоит в именительном, родительном или винительном падеже, поскольку у одушевлённых существительных совпадают вопросы родительного и винительного падежей (кого?), а у неодушевлённых существительных совпадают вопросы именительного и винительного падежей (что?).

3) Если существительное имеет при себе предлог, то вопрос надо задавать, используя этот предлог.

Ср.: Он посмотрел в книгу: посмотрел [в кого? во что?] в книгу .

4) Предлог может быть отделён от существительного прилагательным, местоимением. Учтите, что предлог связан с существительным, а не с зависимым от существительного определением.

Ср.: Он ссорился со своим другом: ссорился [с кем? с чем?] с другом .

2. Изменение существительных по падежам и числам называется склонением .

    Неизменяемые существительные (пальто, ситро, метро, такси, кенгуру, ООН, ГАИ ) склонения не имеют! Их число и падеж можно определить в словосочетаниях и предложениях по вопросу.

    Он сидел [в ком? в чём?] в пальто - единственное число, предложный падеж; Он пришёл [без кого? без чего?] без пальто - единственное число, родительный падеж.

3. Склонение изменяемых существительных определяется по форме именительного падежа единственного числа . Большинство существительных в единственном числе распределяются по трём типам склонения.

Тип склонения определяется по начальной форме (единственное число, именительный падеж):

1-е скл. -а, -я Существительные женского, мужского и общего рода с окончаниями -а, -я . Весна, земля, линия, дядя, владыка, грязнуля.
2-е скл. нулевое Существительные мужского рода с нулевым окончанием. Дом , край , мяч , планетарий .
-о, -е Все существительные с окончаниями -о, -е . Окно, поле, подозрение - средний род; волчище, подмастерье - мужской род.
3-е скл. нулевое Существительные женского рода с нулевым окончанием. Мать , дочь , ночь , степь .

4. Десять существительных среднего рода на -мя (окончание -я ): время, бремя, стремя, племя, пламя, знамя, темя, семя, имя, вымя , а также существительные путь, дитя относятся к разносклоняемым (они имеют окончания разных склонений).

5. Существительное человек имеет разные корни в единственном и множественном числе (человек - люди ), поэтому имеет разные типы склонения в единственном и множественном числе:

человек (единственное число) - склоняется как существительное 2-го склонения;
люди (множественное число) - склоняется как существительное 3-го склонения.

6. Субстантивные прилагательные и причастия (существительные, образованные путём перехода из одной части речи в другую: мороженое, столовая, гостиная, горничная и др.) не относятся ни к одному из трёх типов склонения. Они продолжают склоняться, как склоняются прилагательные и причастия!

Г) Образцы склонения имён существительных

1-е склонение

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Мама Няня Ария Мамы Няни Арии
Р. п. Мамы Няни Арии Мам Нянь Арий
Д. п. Маме Няне Арии Мамам Няням Ариям
В. п. Маму Няню Арию Мам Нянь Арии
Т. п. Мамой(-ою) Няней(-ею) Арией(-ею) Мамами Нянями Ариями
П. п. О маме О няне Об арии О мамах О нянях Об ариях

Обратите внимание!

Существительные 1-го склонения на -ия (окончание -я ): армия, ария, симфония, Мария и др. - в дательном падеже и предложном падеже единственного числа имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: к армии, об арии, к симфонии, о симфонии, к Марии, о Марии .

На существительные на -ья (окончание -я ): Марья, лгунья, келья

Ср.: к Марье, о Марье.

2-е склонение. Мужской род

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Дом Конь Кий Дома Кони Кии
Р. п. Дома Коня Кия Домов Коней Киев
Д. п. Дому Коню Кию Домам Коням Киям
В. п. Дом Коня Кий Дома Коней Кии
Т. п. Домом Конём Кием Домами Конями Киями
П. п. О доме О коне Об кии О домах О конях Об киях

Обратите внимание!

Существительные 2-го склонения на -ий (нулевое окончание): кий, радий, пролетарий, планетарий и др. - в единственном предложном падеже имеют окончание -и , как существительные 3-го склонения.

Ср.: о радии, о планетарии.

На существительные на -ей, -ай (нулевое окончание): край, воробей и др. - это правило не распространяется (!).

Ср.: о крае, о воробье .

2-е склонение. Средний род

Разносклоняемые существительные

Падеж Единственное число Множественное число
И. п. Время Путь Времена Пути
Р. п. Времени Пути Времён Путей
Д. п. Времени Пути Временам Путям
В. п. Время Путь Времена Пути
Т. п. Временем Путём Временами Путями
П. п. О времени О пути О временах О путях

Обратите внимание!

В косвенных падежах существительные на -мя имеют суффикс -ен- (времени, семени, имени ).
Исключение составляют формы множественного числа родительного падежа существительных семя, стремя - нет семян, нет стремян .

Полчанинова Светлана Леонидовна

г. Таганрог, Ростовской области,

МАОУ СОШ №12

начальные классы

УМК «Начальная школа XXI века»

Урок «Число имён существительных»

3 класс

45 минут

Презентация к уроку «Число имён существительных»

Тема урока: «Число имён существительных»

Цели и задачи:

1. Организовать учебную деятельность детей по ознакомлению с изменением имён существительных по числам.

2. Ввести понятие числа имён существительных.

3. На основе материала урока развивать устную и письменную речь.

Этапы урока:

    Эмоциональное вхождение в урок.

    Актуализация знаний.

    Исследование по теме урока.

    Физкультурная минутка.

    Углубление знаний.

    Закрепление знаний. Рефлексия.

    Итог урока.

Ход урока.

    Эмоциональное вхождение в урок.

Нам радостно, нам весело!

Смеёмся мы с утра.

Но вот пришло мгновение,

Урок начать пора!

Настроение каково? (Во!)

Кто такого мнения? (Я)

Все без исключения? (Да)

Молодцы! (Ура!)

С хорошим настроением начнём наш урок!

    Актуализация знаний.

- Что объединяет эти слова?

Слайд №2: Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Какую часть речи мы сейчас изучаем? Какая будет тема урока? (Имя существительное)

Что мы уже знаем об имени существительном? (это часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что?, имеет род)

Задайте вопрос; определите род имён существительных.

Сегодня на уроке мы расширим наши знания об этой части речи.

    Исследование по теме урока.

Слайд№3: А теперь, сравните группы слов. Чем они различаются?

Лес, озеро, мальчик, город, яблоко, кошка

Леса, озёра, мальчики, города, яблоки, кошки

(Слова первой группы обозначают по 1 предмету, слова второй группы обозначают много предметов).

Какой мы можем сделать вывод? (имена существительные изменяются по числам)

Дополните тему урока (Число имён существительных)

В учебнике на с. 167 прочитаем правило.

Потренируемся определять число имён существительных.

Слайд №4: Запишите слова в две группы:

1. Имена существительные в форме единственного числа.

2. Имена существительные в форме множественного числа.

Машины, окно, деревья, скамейка, дороги, звезда, огни, крышка, сапоги, ложка, цветы, месяц

Вывод:

Что же новое узнали об имени существительном?

Теперь вы знаете два признака имён существительных – род и число.

Какой признак постоянный? (род)

Какой признак меняется? (число)

Как определить род? Число?

    Физкультурная минутка.

А теперь отдохнём. Слушайте, повторяйте и запоминайте.

Над водой летят стрижи, (Руки в стороны)

Под водой плывут ерши. (Присели)

Плывёт лодочка-краса-

Расписные паруса. (Руки в стороны, плавно поднимаем вверх и опускаем вниз)

Кто услышал имена существительные во множественном числе? Назовите. Поставьте их в форму единственного числа.

Кто услышал имена существительные в единственном числе? Поставьте их в форму множественного числа.

Повторим физминутку ещё раз.

    Углубление знаний.

Слайд №5: Данные имена существительные поставьте в форму множественного числа. Запиши пары слов.

Кровать, дождь, рассказ, человек, ребёнок, учитель, доктор.

У каких имён существительных нет однокоренных форм множественного числа? Как образовать форму множественного числа у слов «человек», «ребёнок»?

Есть особые случаи образования формы множественного числа существительных ребёнок и человек. Получаются пары: человек - люди, ребёнок - дети.

Эти слова не являются однокоренными, но при этом представляют собой формы одного и того же слова

Обратите внимание на ударение в формах множественного числа. Говори правильно:

учителя, доктора.

Обозначьте в словах ту часть, которая меняется при изменении слова по числам.

Вывод:

Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

У всех существительных можно образовать форму множественного числа?

    Закрепление знаний. Рефлексия.

Работаем в парах. Выполните упражнение 4 из учебника на с.168

Текст упражнения.

Прочитай текст. Выпиши все имена существительные. Определи их число, обозначь окончания.

Пошли мы однажды в рощу жёлуди собирать. Они после первых заморозков так с дубов и сыплются, тяжёлые, крепкие, тёмно-коричневые.

Набрали мы желудей полные корзинки. Вышли на поляну, сели отдохнуть. Кругом осины, берёзки стоят. Листья уже почти все облетели, только на дубах ещё держатся. Хорошо в такой погожий денёк в лесу посидеть, вспомнить о лете, о походах за грибами, за ягодами.

Проверка работы в парах.

    Итоги урока.

1. Назовите тему урока?

2. Что нового узнали об именах существительных?

3. Какие есть два признака у имён существительных?

4. Какой из них постоянный? Какой меняется?

5. Какая часть слова меняется при изменении числа имени существительного?

6. Что вы можете рассказать об имени существительном?

Слайд №6

А на следующем уроке мы будем тренироваться определять число имён существительных и узнаем, как образуется форма множественного числа у некоторых имён существительных.

Домашнее задание: правило на с. 167 и упражнение №3.

-Наш урок подошёл к концу. Что вы можете сказать об уроке? Чем понравился урок? Всё ли у вас получилось?

Перемену ждут ребята.

Поиграть, попрыгать надо.

Список используемой литературы:

    Русский язык: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [С. В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.]; [под ред. С. В. Иванова].- 3-е изд., перераб., - М.: Вентана-Граф, 2013.

    Иванов С.В. Русский язык: 3класс: комментарии к урокам/С.В.Иванов, М.И. Кузнецова.- 3-е изд., перераб.-М.: Вентана-Граф, 2013г.

    Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе (Часть 1: основные группы уроков, методика): Практич. Пособие для учителей нач. классов, студентов пед.учеб.заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д:ЗАО «Книга»; изд-во «Учитель» - 2008

    Ковалько В.И. Школа физминуток (1-4 классы): Практические разработки физминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.:ВАКО, 2005.

Тема урока: Единственное и множественное число имён существительных.

Тип урока: знакомство с новой темой. Урок 6 в разделе.

Форма организации урока : урок- исследование.

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности

учащихся

Предметные умения

УУД

Осознавать понятие «Единственное и множественное число имён существительных».

Отличать понятия «Собственные и нарицательные имена существительные», одушевлённые и неодушевлённые

подбирать примеры таких существительных,делать анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

Построение речевых высказываний

постановка и формулирование проблемы.

Личностные: проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

сохранять интерес к учебному материалу;

участвовать в оценке работ, ответов одноклассников.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу,планировать последовательность действий выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, находить варианты решения учебной задачи.

Познавательные: анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез, проводить сравнение, классификацию, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные: принимать участие в работе парами, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию.

объяснение лексического значения слов, определение и изменение имён существительных по числам; классификация имён существительных собственных и нарицательных, одушевлённых и неодушевлённых по значению и объединение их в тематические группы, анализируют, делают собственные умозаключения. Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Оборудование: компьютер учителя,

мультимедийный проектор, экран;

презентация к уроку;

«Русский язык» 3 класс, В.П.Канакина;

рабочая тетрадь 3класс В.П.Канакина;

карточки с заданиями.

Технология:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, приёмы, формы ОДУ

УУД

1. Самоопределение к деятельности.Организационный момент.

Цель:Проверка готовности обучающихся, положительный настрой на работу

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

И друг другу помогать.

Проверяют готовность. Садятся за парты.

Фронтальная. Стихотворение.

ЛУУД: самоопределение к деятельности; смыслообразование;

учебно – познавательная мотивация.

КУУД: планирование учебного сотрудничества.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Выявить уровень знаний.

Определить типичные недостатки.

Какую тему мы изучаем на уроках русского языка в течении нескольких часов?

Что вы знаете по данной теме? Какие понятия вам уже знакомы?

А какие затруднения у вас ещё возникают?

Давайте вспомним понятия по данной теме, которые нам сегодня будут нужны.

Посмотрим, насколько глубоки ваши познания по теме «Имя существительное»

Предлагаю поиграть в игру «Да – нет». Если вы согласны с утверждением, то поднимаете голову и смотрите на меня широко раскрыв глазки. Если не согласны, то опускаете голову на руки.

Итак, положите руки на парту, опустите голову на руки.

Имя существительное – это часть речи? (да)

Имена существительные отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (нет)

Имена существительные отвечают на вопросы кто? что? (да)

Имена существительные обозначают действие предмета? (нет)

Имена существительные обозначают предмет? (да)

Придумайте свой вопрос к игре.

Имя существительное

Рассказывают правило

Контролируют себя по презентации С-№1,2

Выполняют действия в соответствии со словами

Задают придуманные вопросы классу

Фронтальная.

Личностные -умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, Регулятивные:

Принимать на себя ответственность за результаты своих действий;

Понимать содержание вопросов; допускать существование различных точек зрения; контролиро

вать свои действия

ЛУУД: сохранение мотивации к учению.

ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи.

3.Постановка учебной задачи.Цель:Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы

Прочитайте слова. Метель, метели, мороз, морозы, снеговик, снеговики, варежка, варежки.Что общего у этих слов? Чем они отличаются? Разделите слова на группы по этому признаку.

В каком числе стоят существительные обозначающие один предмет? Много предметов?

Сформулируйте тему урока.

Цель урока.

Составим план работы на урок.

1.Чистописание

2.Словарная работа

3. Работа по теме урока (в парах, в группах, самостоятельно)

4.Контроль

5.Коррекция

6.Оценивание (Моя оценка, взаимооценка, оценка учителя)

7.Рефлексия

8.Домашнее задание.

Отвечают,анализируют,делают выводы С-№3

Единственное и множественное число имён существительных

Будем учиться определять число имён существительных, изменять их по числам. С №4,

1.Узнаем как, сделаем вывод.

2.Поработаем с ИКТ.

3.Поработаем по учебнику.

4. проверим и оценим себя.

Индивидуальная у доски

В паре

Фронтальная

ЛУУД: учебно - познавательная мотивация.

РУУД: планирование, как определение последовательности действий.

КУУД: полное и точное выражение своих мыслей.

4.Практическая деятельность(работа по новой теме)

Цель: Повторение изученного и открытие новых знаний и умений в определении числа им. сущ., изменении по числам.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

5.Физминутка.

1. Чистописание.Откройте тетради проанализируйте свою предыдущую работу, выберите над какой буквой вам надо поработать. Придумайте 3 существительных с данной буквой.(Договариваемся о контроле.)

2. Словарная работа.

Давайте поработаем над правильным написанием «зимних» словарных слов.

Сн.гирь п

Д.кабрь?

П.роша я.п.

Н(н)овый год п

Подумайте, какую букву нужно поставить вместо знака вопроса? Обоснуйте свой ответ.

Ребята, а какие задания вы бы придумали для работы с этими словами? (вставить пропущенные буквы, разделить на слоги, посчитать количество букв и звуков, разделить на группы и т. д.)

Откройте учебник на стр.20 упр.28. Прочитайте задание,рассмотрите образец. Как будем выполнять задание?

Что будем контролировать, проверять?

Прочитайте слова.

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнись веселей.

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Вспомним цель урока.(определять число и изменять по числам.

Сейчас выполним задание по группам.

Измените данные существительные по числам.

Какие трудности у вас возникли?

Что вы можете о нём сказать? (имя существительное,единственного числа, неодушевлённое, нарицательное.)

Слово «пальто» не изменяется. Это имя существительное имеет всегда окончание о. Поучимся правильно употреблять это слово в речи.

Игра на внимание «Пальто».

Я вас прошу договаривать окончания двустиший. Но будьте очень внимательны!

Всегда, всегда, всегда «пальто»

Оканчивается на «о».

Но вас сегодня, так и быть,

Я постараюсь с толку сбить.

Все гости разошлись. Но кто

Оставил в комнате….?

Пурга на улице люта,

Замёрзнуть можно без …

И всё ж ни сразу, ни потом

Гость не вернулся за …

С тревогой к вешалке иду,

Иду к забытому…

Ну, кто его оставил, кто?

Ах, это же моё…!

Есть и другие слова,которые употребляются только в одном числе ед. или мн., но это тема нашего следующего урока.

Страничка “Знаете ли вы, что…”. (С

В древнерусском языке, кроме форм единственного и множественного числа, было ещё двойственное число (два стола, два гриба и т.д.).

Названия парных предметов: рога, глаза, бока, берега – имели форму двойственного числа.

Работают в тетради. Взаимооценка.

Проверяют по образцу на интерактивной доске. С №6 Самоооценка.

Работа по теме в учебнике.

Устно все вместе.

Выполняют задание. Контроль по цепочке.Делают вывод С.№7

Выполняют действия в соответствии со стихотворением

Отдохнули!

Выполняют в группе задание изменяя число.

Трудно слово пальто.

Контроль по образцу. С-№8,9

С.№10

Договаривают слово пальто.

Слайд №11

Индивидуальная

Работают индивидуально.

В паре

Групповая работа

РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль.

ПУУДпостроение речевых высказываний

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

РУУД: волевая саморегуляция.

ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров.

РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; строение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные- умение работать активно, контроль, коррекция действий друг друга

Практическая работа. Закрепление. Цель: Закрепление изученного с проговариванием во внутренней речи.

Закрепим знания по теме. Выполните задание в рабочей тетради. Стр.16 упр.32.

Выполняют самостоятельно. Проверка по цепочке.

Индивидуальная

ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания.

6. Контроль.

Цель: осознание кождым обучающимся понятия - число имени существительного.

Прочитайте строки из стихотворения К.И.Чуковского «Тараканище»

1 вариант выпишите одушевлённые сущ. В единственном числе,2 вариант во множиственном числе.

Ехали медведи

На велосипеде.

А за ними кот

Задом наперёд.

А за ним комарики

На воздушном шарике.

А за ними раки

На хромой собаке.

Волки на кобыле.

Львы в автомобиле.

Выполняют в тетрадях, самостоятельно по вариантам

Контроль по образцу. С-№12,13

Индивидуальная

Регулятивные- контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоениям материала.

ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу, логические, анализ объекта с целью выделения признаков

7. Итог урока. Оценка своей деятельности учащимися на уроке.

Цель: Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом,

    Итак, наш урок подошёл к концу. Вы очень хорошо поработали! Показали хорошие знания. Благодарю вас за активную работу. Сегодня на уроке вам не раз приходили на помощь смекалка и сообразительность.

Закончите предложение. Я сегодня доволен тем, что …

Я ещё буду работать над…

Удачи вам!

    Помните, что учиться, всегда пригодиться.

Продолжают высказывание

С-№14

ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.

ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу.

8. Домашнее задание по выбору.

Цель: закреплять знания по изученной теме

Стр.21 упр.31,32.правило

Учитель: Ольховская Н.И.

3 класс Русский язык

Слайд 2

ТЕМА УРОКА:

«Число имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Слайд 3

Цель:систематизация знаний учащихся о числе имён существительных.

Задачи:- познакомить учащихся с существительными, которые употребляются в форме единственного и множественного числа;

Совершенствовать умение изменять имена существительные по числам;

Формировать универсальные учебные действия: интерес к предмету, к учебному материалу;

Учить определять задачу, самостоятельно строить и действовать согласно выработанному алгоритму решения.

Слайд 4

Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Слайд 5

Единственное и множественное число имен СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Имена существительные, обозначающие один предмет, находятся в единственном числе.

Имена существительные, обозначающие несколько предметов, находятся во множественном числе.

Слайд 6

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

  • город
  • стран а
  • планет а
  • мальчик
  • город а
  • страны
  • планеты
  • мальчики

Единственное число (ед.ч.)

Множественное число (мн.ч.)

Слайд 7

Найдите в тексте имена существительные единственного числа.

Скучать некогда

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ единственного числа.

Села пчелка на цв...ток,

Опустила х...боток.

Подл...тает к ней комар:

Что ты ищешь там?

А тебе не надоело,

Не наскучило искать?

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скуч...ть!

Слайд 8

Имена существительные множественного числа.

Найдите ошибки.

1) По облачному небу плывёт облака.

2) Ребята строит из снега снежную крепость.

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные