Тенденции развития архитектуры подводных лодок. "Лошарик" – самая маленькая в мире российская атомная подлодка

2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду адаптированной под нужды ВМФ СССР трофейной мини-подлодки типа «Зеехунд». По данным исследователей, Советский Союз заполучил шесть недостроенных немецких подлодок с документацией. Впрочем, помимо трофейных мини-подлодок в СССР были и свои уникальные разработки.
Давайте вспомним их …

Неуловимые «Тюлени»

Подводные лодки типа «Зеехунд» («Тюлень») – это серия сверхмалых подлодок, которые были разработаны в конце Второй Мировой войны. Собирались они на верфях в Киле, Эльбинге и Ульме. Подлодки типа «Зеехунд» за 6-7 секунд могли погрузиться на глубину пять метров. Интересно, что взрывная волна от глубинных бомб таким подлодкам была практически не страшна. Зачастую, взрывной волной «Тюленей» просто отбрасывало в сторону.

Подлодки весили так мало, что изменить угол ее наклона под водой члены экипажа могли, изменив положение своего тела, скажем, наклонившись вперед или назад. Это имело значение, когда обстановку следовало оценить с помощью перископа.

Для маскировки немцы красили «Зеехунды» преимущественно в белый или серый цвет, поскольку большую часть работы подлодки выполняли в северных водах, где нередки глыбы льда. При волнении моря «барашки» тоже белого цвета.

Наибольшей проблемой для экипажа представляло отправление естественных надобностей. Чтобы делать это реже, пищу для моряков готовили по специальной рецептуре, которая замедляла процесс усвоения провианта.

«Зеехунды» было трудно пеленговать, потому мини-подлодки лучше всего подходили для выполнения диверсионных задач. С января по май 1945 года «Зеехунды» потопили девять судов союзников, еще три судна были серьезно повреждены. При этом более трех десятков «Тюленей» было потеряно…

Доведенные до ума трофейные «Зеехунды» были переданы в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Для наших моряков мини-подлодки были в диковинку. А наибольший интерес к субмарине проявили спецназовцы.

Наш первый и единственный «Пигмей»

В Советском Союзе первой сверхмалой подводной лодкой можно назвать субмарину «Пигмей». Правда, лодка так и не стала массовой. Был изготовлен лишь один образец, который в годы войны угодил в лапы фашистов.

Работа над проектом началась в 1936 году. Особое техническое бюро по военным изобретениям специального назначения (Остехбюро) спроектировало автономную подводную лодку «Пигмей».

Был изготовлен опытный образец. В 1937 году в Ленинграде заложили несколько лодок, но все они не были достроены.

На Чёрном Море лодка проходила испытания с октября 1936 года, по кодовым названием «Подводная лодка Остехбюро», и командовал ей старший лейтенант Б.А.Успенский.

Как можно догадываться (как я писал, архивы, всё ещё, засекречены), испытания прошли неудачно. И проект забросили. А саму лодку бросили догнивать в Балаклаве. В чём заключались претензии к субмарине, по вышеозначенным причинам неизвестно.

Для главного конструктора лодки Владимира Ивановича Бекаури, неудача с испытаниями не прошла даром, и, вскоре, он был арестован как враг народа и в 1938 году расстрелян (в 1956 году посмертно реабилитирован).

Владимир Иванович Бекаури.

Расстрелян по «делу», сфабрикованному сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро неким А.П. Грунским, решившим. что Бекаури с сотрудниками «проводил … вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов … подводных лодок, в результате чего запроектированные… ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Зачем привожу фамилию этого Грунского? Таких надо знать, именно такие грунские 2000 лет назад орали «Распни его!», потом расстреливали конструкторов за технические недоработки (тем самым нанося реальный вред нашей стране), а сейчас борются с гомофобами и сажают в тюрьмы Будановых и Квачковых.

Остехбюро распустили.

Кстати говоря, в СССР не сохранилось ни каких данных о боевых действиях подводной лодки Пигмей. Неизвестно, кто на ней воевал, и воевал ли, и как она попала в руки немцев. То ли её захватили на месте её стоянки в Балаклаве, (тогда почему тонули корабли непонятно) то ли в результате борьбы с ней, немцам удалось как то выгнать субмарину на поверхность и захватить.

После захвата, немцы хотели отправить Пигмей в Германию. В начале, её видимо, хотели буксировать по морю до Румынии или Болгарии, но, в ходе буксировки минисубмарина затонула на глубине 40 метров, неподалёку от Феодосии. Где её и нашли дайверы.

Кстати говоря, фото представленные в этой статье сделаны не в СССР, а итальянцами и были найдёны в итальянских архивах.

«Тритоны» - лодки водолазов-разведчиков


Сверхмалые подводные лодки проекта 908 «Тритон-2» состояли на вооружении флота с 1975 года по 1990-е годы. «Тритоны» патрулировали акватории портов, доставляли и эвакуировали водолазов-разведчиков. Всего было построено 13 подводных лодок этого проекта.

Прототип (Тритон-1)
Корпус «Тритона» выполнен из алюминиевого-магниевого сплава и рассчитан на глубину погружения 40 метров. В носовой кабине размещались два члена экипажа. В кормовой кабине были места для водолазов-разведчиков.

Макетный образец сверхмалой подводной лодки «Тритон-2М» был построен к 1966 году. В этом же году были проведены первые испытания. В целом лодка показала себя хорошо. В итоге было решено приступить к проектированию головного образца шестиместной сверхмалой подводной лодки «Тритон-2» и еще одного аппарата - «Тритон-1М», для двух человек.

Всего было выпущено 13 подводных лодок «Тритон-2». Они состояли на вооружении ВМФ РФ и Украины. Двухместных подводных лодок «Тритон-1М» было создано 32 единицы.

Большинство из них было списано в 1980-х годах

Подводные лодки проекта 865 «Пиранья»

Малые подводные лодки проекта 865 «Пиранья» - проект подводных лодок ВМФ СССР и Российской Федерации. Тип состоял на вооружении флота с 1990 по 1999 года. Всего было построено 2 подводные лодки данного проекта: МС-520 и МС-521. Дальнейшее строительство подобных лодок в СССР было приостановлено. В результате серия ограничилась опытной МС-520 и головной МС-521, сданной флоту в декабре 1990 года.

Корпус ПЛ проекта 865 был выполнен из титанового сплава и рассчитан на глубину погружения 200 метров. Дальность плавания под водой экономическим ходом (4 узла) достигала 260 миль, в надводном положении - 1000 миль.

Комплекс вооружения ПЛ размещался в средней части надстройки и состоял из двух грузовых контейнеров для транспортировки водолазного снаряжения (4 буксировщиков типа «Протон» или 2 транспортировщиков типа «Сирена-У») и 2 устройств минной постановки, в которых размещались две мины типа ПМТ, либо две решетки для 400-мм торпед «Латуш»(специальный вариант торпеды СЭТ-72), используемых «самовыходом» на всем диапазоне глубин. Прочный грузовой контейнер заполнялся забортной водой, и представлял собой цилиндрическую конструкцию длиной около 12 метров и диаметром 62 см. Для погрузки, выгрузки и крепления водолазного снаряжения предусматривался выдвижной лоток. Привод и органы управления выдвижного лотка располагались внутри прочного корпуса.

Устройство минной постановки состояло из пусковой проницаемой решётки с направляющими дорожками пневмомеханического выталкивающего устройства, которое обеспечивало выталкивание мины вперед по ходу подлодки. Предусматривалась также возможность размещения торпеды вместо мины. Радиоэлектронное вооружение было специально разработано для этого проекта. На «Пиранье» был установлен малогабаритный радиолокационный комплекс МРКП-60 «Радиан-М», а также гидроакустический комплекс МГК-13С «Припять-С».

Экипаж подводных лодок проекта «Пиранья» состоял из трёх офицеров: командира-штурмана, помощника по электромеханической части и помощника по радиоэлектронному вооружению. Кроме них, на борт принималась разведывательно-диверсионная группа из шести боевых пловцов. Выход боевых пловцов осуществлялся в пределах глубин до 60 метров и на грунте. Находясь вне лодки, боевые пловцы/водолазы имели возможность использовать подаваемую с неё по проводам электроэнергию, а также пополнять запас газовой смеси в дыхательных приборах. В ходе эксплуатации ПЛ проекта для каждой лодки было сформировано по два сменных экипажа. Существовал ещё и технический экипаж, предназначенный для обслуживания обеих лодок.

Одна из подводных лодок проекта принимала участие в съёмках российского художественного фильма «Особенности национальной рыбалки».

В ходе расследования в США был задержан некий Людвиг Файнберг, который признал, что по заказу одного из крупнейших наркобаронов в мире Пабло Эскобара пытался приобрести в России сверхмалую подводную лодку проекта 865. Тогда сделка сорвалась.

Подводный буксировщик «Сирена»

Сверхмалая подводная лодка «Сирена» создавалась параллельно с «Тритоном». Проект разрабатывался ленинградским кораблестроительным институтом. Макетный образец двухместного аппарата был готов к июлю 1958 года. Испытывали его поначалу в бассейне. Очень долго не могли сделать кабину удобной для членов экипажа, она была слишком тесной, люди быстро утомлялись.

Установочную партию «Сирен» из десяти аппаратов изготовили в 1962 году. Но после испытаний их снова отправили на доработку, закончившуюся в мае 1963 года. Тогда же в Рижском заливе прошли испытаний, во время которых «Сирены» выпускались из подводной лодки на ходу и без хода.

Подводные лодки типа «Бибер»

Тип сверхмалых подводных лодок Германии времен Второй Мировой войны. Вооружение состояло из двух 533-мм торпед или мин. Лодки были предназначены для атаки в прибрежных водах. Это были самые маленькие подлодки Кригсмарине. Лодка была создана для уменьшения риска атаки союзниками со стороны французского побережья. Успеха добилась только одна лодка, потопившая транспорт Alan A. Dale. Большое количество лодок сохранилось в музеях.

Эта сверхмалая подводная лодка официально именовалась «погружающимся одноместным штурмовым средством». Лодки типа «Biber» предназначались для действий в проливе Ла-Манш возле французского и голландского побережья.

Стремление обеспечить возможность транспортировки лодок на грузовых автомобилях и спуска их на воду с необорудованного берега привело к тому, что водоизмещение «Бобра» ограничили 7 тоннами, а экипаж - одним человеком.

Корпус, изготовленный из корабельной стали, имел обтекаемую форму. Примерно в середине его находилась миниатюрная рубка высотой 52 см с четырьмя иллюминаторами и входным люком. Из рубки выдвигались перископ длиной 150 см и «шноркель» (РДП) такой же длины. За рубкой располагалась выхлопная труба двигателя.

Водонепроницаемые переборки делили корпус на пять отсеков. В первом размещалась балластная цистерна. Во втором отсеке сидел водитель. Его голова почти упиралась во входной люк. Перед ним находились навигационные приборы, штурвал, рычаги управления, перископ и устройство для его подъема; по бокам и сзади - баллоны со сжатым воздухом для продувания цистерн, кислородный баллон с дыхательным аппаратом, аккумуляторная батарея, бензобаки, бензопроводы к двигателю.

Ввиду отсутствия дизеля столь малых размеров, в третьем отсеке установили 6-цилиндровый бензиновый мотор фирмы «Opel» мощностью 32 л.с., с рабочим объемом цилиндров 2,5 литра. Бензиновые испарения, несмотря на изоляцию, проникали в отсек управления, что зачастую приводило к пожарам, взрывам или к отравлению водителей.

В четвертом отсеке находился электромотор, в пятом - кормовая балластная цистерна.

При плавании под водой водитель мог свободно дышать в течение 45 минут. После этого воздух в отсеке перенасыщался углекислотой и следовало использовать дыхательный аппарат. Трех патронов с оксилитом (поглотителем углекислоты) хватало на 20 часов пребывания под водой.

Сверхмалая подлодка Х-1

Командование ВМС США во второй половине ХХ века сделало ставку на развитие атомного подводного флота, а направление создания сверхмалых подводных лодок и вовсе сочло малоперспективным - на вооружение военно-морского спецназа поступило лишь ограниченное количество групповых подводных носителей типа SDV, а сверхмалая подлодка Х-1 так и осталась в единственном экземпляре и была быстро списана.

Вооружение же на подлодке отсутствовало, исключая личное оружие и боевые средства спецгруппы.

20 мая 1957 года в акватории Портсмутской военно-морской верфи (Portsmouth Naval Shipyard) на сверхмалой подлодке произошла серьезная авария, вызванная взрывом запасов перекиси водорода и приведшая к значительным разрушениям носовой части мини-субмарины (лишь чудом удалось избежать человеческих жертв), было принято решение переоборудовать Х-1 под новую главную энергетическую установку.

В итоге она стала традиционной - дизель-электрической. Причем позже один из офицеров, принимавших участие в программе испытаний Х-1, отмечал, что «самым важным выводом, сделанным в результате данной экспериментальной программы, стало то, что на боевом корабле ни в коем случае не следует допускать концентрации большого количества нестабильной перекиси водорода» .

Окончательно СМПЛ Х-1 была выведена из эксплуатации по решению командования военно-морских сил Соединенных Штатов 16 февраля 1973 года, а 26 апреля того же года - передана на баланс Военно-морского исследовательского и конструкторского центра кораблестроения в городе Аннаполис (Naval Ship Research and Development Center). В следующем году, 9 июля, было разрешено включить данную мини-субмарину в состав экспозиции, организованной на территории пункта базирования флота в Норт-Северне, около Аннаполиса, как экспонат исторической направленности.

В конечном счете Х-1 нашла свое последнее пристанище в открытой экспозиции Музея и библиотеки подводных сил ВМС США (Submarine Force Library and Museum), основным экспонатом которого является первая в мире атомная подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus, иногда музей поэтому именуют как Historic Ship Nautilus & Submarine Force Library and Museum). Сверхмалая подлодка была передана музею в апреле 2001 года, и с тех пор находится там в открытой экспозиции. Данный музей располагается в районе американской военно-морской базы Гротон (Groton, штат Коннектикут) в местечке Норт-Северн (North Severn), в его открытой экспозиции есть и еще несколько сверхмалых подводных лодок и групповых подводных носителей.

Moray TV-1A -

продвинутый подводный прототип, экспериментальный образец, для отработки высокоскоростного глубоководного, высокоманёвренного обитаемого подводного истребителя, разработанный для поиска, преследования и уничтожения вражеских атомных подводных лодок.

Военный пловец отсоединяет стропы крана баржи перед началом морских испытаний Морея

Морей развивал 45 узлов под водой, и должен был иметь на борту подводные кумулятивные ракеты (разработанные так же на исследовательской базе Чайна Лейк) для уничтожения вражеских субмарин. На борту планировалась установка батареи из восьми таких ракет. Результаты атаки экипаж мог наблюдать при помощи телевизионной камеры, установленной снаружи корпуса. Для поиска цели использовался высокоэффективный активный сонар. При этом хоть и Морей строился по ракетно-самолётному дизайну, но вместо дублирующих систем использовались все элементы особо высокой надёжности.

В основном аппарат был из алюминия, вес 15 тонн, длина 10.6 метра, диаметр 1.62 метра. Диаметр сферы экипажа был 1.55 метра. Большинство компонент корпуса были не защищены от давления, были «мягкими». Двигатель был на основе пероксида водорода и солярки, размещаемой позади сферы экипажа. Обеспечивал или 1.5 часа скорости 40 узлов или 27 часов скорости в 15 узлов.

В 1961 году аппарат был переделан на использование сжатого кислорода, и баллоны разместили позади командного отсека, а топливо впереди. При этом запас хода на максимальной скорости стал всего 1 час, на скорости 15 узлов 10 часов, и минимальная скорость аппарата могла быть 3 узла.

Так же вооружение было урезано до семи 5-ти дюймовых ракет, размещённых уже в носу, а не вокруг, которые в отличие от обычных, выпускали поток газа с концов пропеллера-стабилизатора для обеспечения их движения.

СМПЛ с экипажем из двух человек, глубоководная, скоростная, позиционируемая как «подводный истребитель» была разработана и построена на базе Станции по испытаниям вооружения ВМС NOTS (Naval Ordnance Test Station) в Чайна-Лейк, шт. Калифорния, с запланированными в дальнейшем испытаниями на море. За время создания было разработано несколько уникальных материалов и двигателей.

Подводная лодка «Велман»

СМПЛ «Велман» рассчитана на управление экипажем из одного человека.

Разработана в середине 1942 года, полковником инженерных войск с «говорящей» фамилией, Джоном Дольфином.

Исследования, разработка и изготовление трёх прототипов были проведены на 9-й базе Управления Специальных Операций (SOE) в реквизированном отеле Фрайс, ставшим на долгое время основным местом разработки и производства средств специального назначения того времени.

По названию посёлка Уэлин-Гарден-Сити и была названа лодка - Welman (Welwyn One-Man Submarine).

В начале 1943 испытания проводились в Сан-Албансе, в Адмиралтейском экспериментальном доке в Халсаре и водохранилище Лалехам возле Винздора.

Отсутствие перископа было признано большой ошибкой проектирования.

Велман с отделяемой боевой частью на испытаниях в Водохранилище Квин Мэри в Стэйнсе

Лейтенант Королевского флота Джимми Холмс выглядывает из-за низкого борта боевой рубки Велмана

Foca I (SA-41) и Foca II (SA-42)в Картахене (Фока - означает Тюлень)

разработаны в начале 1957

прошли обслуживание в 1962

Всего две лодки, SA 41 & SA 42.

Водоизмещение 16/20 т (на поверхности/в глубине),

Команда 3 человека,

Вооружение - 2 торпеды 533мм

Списаны в 1971 году

Японские СМПЛ Корю (Морской Дракон) Тип Д

Из-за недостаточного радиуса действия лодок типа «А» уже в ходе Второй мировой войны в Японии были созданы новые сверхмалые подводные лодки типов «Otsugawa» и «Koryu». Проектирование новых субмарин началось осенью 1942 г., а в январе (по др. данным - в феврале) 1943 г. первая лодка На-45 тип «В» была спущена на воду на верфи Уразаки. На ней установили дизель-генератор мощностью 25 кВт, позволявший произвести полную зарядку аккумуляторных батарей менее чем за 18 часов. Это значительно повышало мобильность лодок при охране небольших островов, не имевших зарядных станций. Экипаж увеличили до трех человек.

После незначительных изменений конструкции по результатам испытаний, эти корабли стали именоваться лодками типа «В/С». Всего в 1942-1944 гг. их было построено 16: одна типа «В» и 15 усовершенствованных типа «В/С» - На-62 - На-76.

По результатам испытаний подводной лодки типа «В» было принято решение о строительстве сверхмалых подлодок типа «D» («Koryu»). Их проектирование началось в декабре 1943 г., закладка - в июне 1944 г., а в январе 1945 г. первая лодка «D» была спущена на воду. По американским данным, всего было построено 115 или 116 лодок этого типа, еще около 495 единиц находились в стадии достройки.

Одновременно с лодками типа D «Koryu» в Японии строились подводные лодки втрое меньшего водоизмещения. Подготовка к отражению высадки американских войск на японские острова в условиях полного господства противника на море и в воздухе потребовала создания массовых простых подводных лодок, какими и стала сверхмалая лодка «Kairyu» («улучшенный тип D»), спроектированная инженером Горо Сато. Внешним видом они напоминали торпеду с небольшой рубкой и бортовыми стабилизаторами.

При использовании «Kairyu» против транспортов и десантных судов скорость 10 узлов с торпедами выглядела вполне достаточной, но для атаки кораблей основных классов при размещении в носовом отсеке взрывчатки субмарина сама превращалась в торпеду. Всего к концу войны было построено около 250 «Kairyu» из запланированных 760, еще две сотни находились в постройке. Лодка этого типа стала переходной от карликовой подводной лодки к человекоторпеде «Kaiten».

Японцы считали человекоторпеды высокоэффективным оружием и прилагали значительные усилия для их создания. Уже к моменту нападения на Перл-Харбор вблизи военно-морской базы на о.Курэ, известной как «База II», были проведены испытания нескольких торпед. Однако эксперименты затянулись. Во время испытаний погибло 16 человек.

Сверхмалая подводная лодка «Мольх»

Рекомендованная по результатам испытаний глубина погружения составляла 40 метров, но в отчетах были зафиксированы случаи безопасного погружения даже на глубины до 60 м. В распоряжении подводника имелись два глубиномера, один из которых был рассчитан на глубину 50 м и имел малый масштаб делений, а другой применялся для глубин до 15 м и имел крупномасштабные деления.

В случае покидания субмарины или угрозы ее захвата со стороны противника водитель был обязан привести в действие специальный подрывной заряд - для этого надо было выдернуть имевшийся у него шнур. Точное время задержки не известно, поскольку пленные подводники сообщали о шести или пятнадцати минутах.

Пуск торпед производился водителем при помощи установленных в центральном посту педалей - по одной педали на торпеду: после нажатия на нее освобождался блок, установленный на направляющей и удерживающий торпеду, и одновременно запускался двигатель торпеды.

Опытная подлодка вышла на испытания 19 марта 1944 года и буквально ошеломила представителей германских ВМС тем что показалась им «сырым и незавершенным проектом». И первая же попытка перевести субмарину в подводное положение подтвердила эти предположения - подлодка никак не хотела погружаться, ее носовая оконечность даже не шелохнулась. Первая нормальная, рабочая, СМПЛ нового типа появилась только 12 июня 1944 года - ее показали в северогерманском городе Эккернферде, земля Шлезвиг-Гольштейн, на берегу ЭккернФердской бухты Балтийского моря - в 25 километрах к северо-западу от Киля.

Причем серийная постройка СМПЛ, несмотря на выявленные серьезные конструктивные недостатки, была начата в том же месяце. Первые мини-подлодки поступили на вооружение уже в июне - после выхода с завода их сразу отправили в Зурендорф для установки компаса. В общей же сложности Кригсмарине было передано 393 мини-подлодки: июнь 1944 года - 3, июль - 38, август - 125, сентябрь - 11 о, октябрь - 57, декабрь - 28, январь 1945 года - 32 ед.

СВЕРХМАЛАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА «ХЕХТ»

В конце 1943 года специалисты Главного управления кораблестроения Кригсмарине (Hauptamt Кriegschiftbau, иногда его в американской и российской военно-морской исторической литературе именуют как («Управление конструкторских бюро ВМС Германии», что, как представляется, не совсем точно отражает его сущность и назначение) представили на рассмотрение начальства проект двухместной сверхмалой подводной лодки проекта XXVllA (Туре XXVllA).

Более широко она известна как СМПЛ «Хехт» («Hecht», в переводе с немецкого - «Щука»). Основным назначением данной ПЛ-малютки была определена доставка к цели зарядов или мощных мин, которые должны были либо закладываться под стоящим на якоре кораблем на грунт, либо крепиться непосредственно к его корпусу. Таким образом, идейно СМПЛ типа «Хехт» была едва ли не полной «калькой» С британской СМПЛ типа «Х», группа которых парой месяцев ранее успешно атаковала линкор «Тирпиц» в норвежском фьорде, но имела и ряд отличий.

Немецкая СМПЛ, водоизмещение которой по проекту должно было составлять 7 тонн, предназначалась, в отличие от британской типа «Х», для боевого применения только в подводном положении, а потому имела не комбинированную двигательную установку (дизель-электрическую), а только полностью электрический при вод (батарея-электромотор).

Дальность подводного плавания составляла 69 миль (при скорости хода 4 узла), хотя первоначально рассчитывали все же на несколько больший показатель - не менее чем 90 миль. По причине сравнительно малого радиуса действия доставляться в район операции «щуки» должны были на надводных кораблях или судах.

Отличительной особенностью первого варианта «Хехта» было отсутствие каких-либо горизонтальных рулей или им подобных устройств - следствие необходимости преодолевать боно-сетевые заграждения, противоторпедные сети и пр. Управление СМПЛ по глубине осуществлял ось при помощи установленной внутри корпуса особой системы весов - дальнейшее развитие идеи отставного артиллерийского офицера-инженера Вильгельма Бауэра, реализованной им в проекте подводной лодки «Брандтаухер» (Brandtaucher, в переводе с немецкого - «Ныряльщик»).

Субмарина была построена немцем в городе Киль на добровольные пожертвования в 1850 году и предназначалась для применения сугубо в военных целях. Она представляла собой подводную лодку со стальным корпусом, которая имела водоизмещение 27,5 т, длину 8 м, ширину 1,85 м и высоту корпуса 2,5-2,7 м.

В качестве движителя на корабле использовался гребной винт, вращаемый вручную посредством зубчатой передачи. Так вот, в своем проекте немецкий изобретатель решил отказаться от вертикального и горизонтальных рулей, оснастив «Брандтаухер» той самой оригинальной системой управления движением ПЛ по глубине на основе весовых конструкций. Система включала расположенный в носовой части корпуса подлодки продольный горизонтальный стержень с резьбой, по которой с помощью рычажного механизма мог перемещаться массивный груз. Последний и регулировал величину дифферента на нос или корму.

Сверхмалая субмарина Италии Delfino

Главный конструктор - Гиацинто Пуллино. Эта лодка была заложена и спущена на воду на казённой военно-морской верфи Regio Arsenale в Специи в 1895 г. Она вошла в состав флота 1 апреля 1895 г.

Проектировщики полагали, что Delfino будет действовать исключительно в подводном положении. Лодка имела почти идеально круглый в сечении корпус, два горизонтальных носовых и один кормовой вертикальный руль, две дифферентные цистерны в оконечностях. Она была оснащена сбрасывающимся свинцовым килем.

Первоначально субмарина приводилась в движение только электромотором, но в ходе обширной модернизации 1902 -1904 годов получила 130-сильный карбюраторный двигатель FIАТ для надводного хода. Аккумуляторная батарея состояла из 216 элементов, разделённых на две независимые группы.

Итальянская СМПЛ Caproni CB в Севастополе, 1942:

SEAL Delivery Team (SDV) 2:

транспортируется на палубе АПЛ

Британское военное кораблестроение имеет многовековой опыт разработки и боевого применения самых передовых конструкций и технологий. Накануне Второй мировой войны ядром британских эскадр были надводные корабли: линкоры, линейные крейсера и авианосцы. Поэтому подводные плавсредства у Адмиралтейства были не в чести. Однако атака Гюнтера Прина 15 октября 1939 года в Скапа-Флоу, когда прокравшаяся немецкая субмарина потопила линкор прямо в главной базе британского флота, поставила ребром вопрос о создании диверсионных подводных средств.

В конце 1939 года началась разработка британской сверхмалой подводной лодки. Но инициатором выступило не Адмиралтейство, а Военное ведомство, по заказу которого началось её проектирование для использования на реках. Вскоре заказ всё же перешёл в ведение Адмиралтейства, наконец-то оценившего возможности подводного кораблика.

В результате долгих экспериментов и перестройки уже почти готовых образцов англичане в 1942 г. все же построили прототип лодки класса X.

Лодка создавалась по классической схеме «больших» субмарин: дизель Gardner для надводного хода и электродвигатель с аккумуляторными батареями для подводного.

Для удобства транспортировки лодки собирали из трёх блоков упрощённой геометрической формы, соединявшихся болтами. Три поперечные переборки разделяли прочный корпус на четыре отсека.

В первом отсеке находились приборы управления и навигационное оборудование, цистерна главного балласта № 1, буксирное и швартовое устройства. Второй отсек использовался в качестве шлюзовой камеры, в его трюме находилась цистерна главного балласта № 2. Третий отсек предназначался для аккумуляторной батареи, поста управления, цистерны главного балласта № 3, цистерны быстрого погружения, боевого и навигационного перископов. В средней части корпуса по левому борту была установлена поворотная труба для забора воздуха. В надводном положении к ней же крепилась переговорная труба. В кормовой части надстройки хранились водолазное снаряжение и инструменты, необходимые при форсировании противолодочных сетей. В четвёртом отсеке размещались дизель мощностью 42 л.с. и электродвигатель, топливная цистерна, компрессор, кормовая дифферентная цистерна.

Экипаж состоял из трёх человек – командира, механика и рулевого. Каждый из них мог выполнять водолазные и подрывные работы.

Вооружение состояло из двух отделяемых бортовых контейнеров, в каждом из которых помещался заряд взрывчатки массой 1620 кг и взрыватель с часовым механизмом. Контейнеры сбрасывали под днище вражеского судна освобождением захватов изнутри лодки.

После испытаний прототипа и устранения недочётов фирма «Виккерс-Армстронг» построила серию из 12 лодок типа X. Шесть из них (Х5 – Х10). вступили в строй в январе 1943 года, ещё шесть (Х20 – Х25).- в конце этого же года.

Подводная лодка X второй серии (Х20 – Х25)

Серийные лодки тоже имели четыре отсека, но их компоновка изменилась. Так, шлюз разместили между отсеками управления и аккумуляторным, что позволило открывать и закрывать вход в него из отсека управления, а на верхней палубе появился специальный держатель для членов экипажа, находящихся вне судна.

В первом отсеке размещались аккумуляторная батарея, запасы пресной воды и провизии, койки, цистерны: топливные и дифферентная. Второй отсек остался без изменений. В центральном посту находились приборы управления, средства навигации, цистерна главного балласта №3, цистерна быстрого погружения. За рубкой добавился входной люк. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, топливные цистерны, запасы масла, компрессор высокого давления.

Экипаж увеличили до четырёх человек за счёт введения штатного водолаза.

Основным оружием являлись два сбрасываемых заряда по 1993 кг каждый в бортовых металлических контейнерах. Они отделялись с помощью специального устройства, управляемого из прочного корпуса. Подрыв зарядов производил взрыватель с часовым механизмом, включение которого осуществлялось изнутри лодки.

К месту проведения операции сверхмалые лодки транспортировались на буксире «обычными» субмаринами классов Т или S со скоростью около 10,5 уз. По сравнению с прототипами серийные лодки имели увеличенную с 60 до 95 м рабочую глубину погружения.

Х5, Х6, Х7, Х8, Х9 и Х10 в сентябре 1943 г. участвовали в операции против германских линкоров Tirpitz и других кораблей в Альтен-фьорде. Остальные лодки типа X использовались при проведении десантной операции в Нормандии в качестве целеуказателей для десантных судов. Х22 погибла при столкновении с английской подлодкой Syris у побережья Шотландии. Все лодки этой серии списали в 1945 году.

Атака в Альтен-фьорде

В сентябре 1943 г. шесть карликовых лодок серии X были направлены к берегам Норвегии с целью потопить или, по крайней мере, серьёзно повредить германские линкоры – экипажам Х5, Х6 и Х7 предстояло атаковать 40 000-тонный Tirpitz, Х9 и Х10 – 26 000-тонный Scharnhorst, а Х8 – 12 000-тонный Lützow.

Впереди у них было восемь дней и ночей буксировки. Управляли лодками на этом этапе походные экипажи. Два человека из трёх должны были нести вахту в течение большей части суток и вести техническое обслуживание: воздушные баллоны и аккумуляторные батареи нужно было перезаряжать, а также проверять изоляцию всех электрических цепей.

В первую ночь Х6 чуть не столкнулась с траулером, но, кроме этого инцидента, переход в течение первых четырёх дней был, на удивление, спокойным. Погода была благоприятной. Три или четыре раза в сутки лодки всплывали на поверхность, чтобы провести пятнадцатиминутную вентиляцию, а остальные двадцать три часа продвигались на глубине 12 -15 м. Боевые экипажи находились в это время на борту «больших» подводных лодок, отдыхая и занимаясь тактической подготовкой.

На шестой день перехода, в 4:00 порвался буксирный трос Х8. Через 5 минут лодка всплыла на поверхность и командир – лейтенант Джек Смарт стал осматривать горизонт. Однако вблизи не было никаких признаков ведущей лодки Sea Nymph. На её борту факт обрыва буксирного троса был обнаружен примерно спустя два часа, когда она должна была всплыть для проветривания. Командир Sea Nymph развернул подлодку на 180° и, увеличив скорость, направился по маршруту, пройденному за последние часы. Поиски затянулись почти на четырнадцать часов. И лишь к восьми часам вечера Х-лодка снова была на буксире. Смарта и его людей сменил боевой экипаж, движение на буксире продолжилось.

В 9:00 утра 16 сентября субмарины подали условный знак для подводной сигнализации – сбросили три ручные гранаты, чтобы вызвать на поверхность малую лодку Х9, но она не всплыла. В 9:20 выбрали буксирный трос и обнаружили, что он лопнул. Syrtis повернула на обратный курс и провела тщательный поиск, но Х9 так и не обнаружила. Лодка и походный экипаж считаются пропавшими без вести.

На следующий день: из-за разгерметизации зарядов-контейнеров из строя вышла Х8, её пришлось затопить.

Погода 17 и 18 сентября была ненастной, но к сумеркам 18-го она начала улучшаться, и Годфри Плэйс сменил Билла Уиттема и походный экипаж на борту Х7. Остальные субмарины -Trasher с Х5, Truculent с Х6 и Sceptre с Х10 – сменили походные экипажи на боевые до полуночи следующего дня. Все лодки успешно совершили подход и расположились в своих секторах. Stubborn, тоже задержанная инцидентом с поисками и вознёй с Х8, приблизилась к берегу, буксируя Х7. Sea Nymph, затопив Х8, патрулировала примерно в шестидесяти милях к западу от Альтенфьорда.

Вечером 20 сентября четыре малые лодки (Х5, Х6, Х7, XI0) начали самостоятельный прорыв в пролив Сересунд. При этом у Х10 были дефекты в электрическом механизме подъёма перископа и подтекали уплотнители. У Х6 правый зарядный контейнер был затоплен ещё в первый день буксировки, но перекладыванием груза экипажу удалось добиться рабочего равновесия лодки.

Х6 и Х7 удачно держались вместе. Ночь лодки провели среди группы островов Браттхольм. Следующим утром начался переход через Кофьорд. Х7 достигла подветренной стороны островов Браттхольм вскоре после полуночи, Х-6 проследовала часом позже. В течение следующих часов Плэйс успешно провёл свою лодку через противолодочные сети при входе во фьорд. К 7:05 утра Х6 тоже прошла противолодочную сеть и оказалась на дистанции атаки на свою цель. Но тут её постигла неудача: уходя от патрульного катера лодка запуталась в сетях. Но вскоре ей удалось освободиться и двинуться по фьорду к своей цели.

В 7:10 Плэйс принял решение о преодолении противолодочной сети Tirpitz. Х7 поднырнула под сеть и, к несчастью, села на мель у северного берега внутри заграждения. Так как глубина была слишком малой, невозможно было сняться с мели, не всплыв на поверхность. Вода была очень спокойной и на Tirpitz их заметили и доложили как о «длинном чёрном объекте, похожем на подводную лодку». При прохождении по инстанции эта информация задержалась на несколько минут, поскольку имелись сомнения, что это был дельфин. Через пять минут лодка вновь наткнулась на подводный камень и опять была вынуждена подняться на поверхность в восьмидесяти метрах от линкора. И хотя лодка тут же ушла под воду, но на сей раз немцы её ясно видели и правильно опознали.

Спустя пять минут и Х6 вновь наткнулась на какую-то преграду и всплыла у левой скулы Tirpitz. С палубы по ней открыли огонь из стрелкового оружия. Командир лодки Дон Кэмерон понял, что надежды на спасение нет, и направил Х6 к борту линкора под орудийной башней «В». Там он отсоединил заряды, установленные так, чтобы они взорвались через час, и отвёл лодку. Было 7:15 утра. Экипаж Х6 пленил дежурный катер Tirpitz.

На борту линкора подняли тревогу. Был дан приказ поднять пары и выйти в море. Однако приказ выполнили только тогда, когда закрыли все герметичные двери и подняли водолазов. А это произошло лишь минут через двадцать после того, как экипаж Х6 подняли на борт. Всех четверых – Кэмерона, Лори-мера, Годдарда и сублейтенанта Дика Кендалла – держали вместе.

В это время Х7 всячески старалась выпутаться из сети, а когда наконец освободилась, всплыла прямо около буёв. Экипаж Х7 увидел справа впереди, не далее чем в 20 метрах и лодка дала «полный вперёд». Ударившись о борт линкора примерно напротив орудийной башни «В», она мягко скользнула под киль. Там был сброшен правый заряд. Затем левый заряд был сброшен примерно в 45 – 50 м ближе к корме. После этого Х7 пыталась отойти, но вновь запуталась в сетях и была повреждена взрывом. У экипажа не оставалось другого выхода, кроме как покинуть лодку и сдаться.

Англичан предварительно допросили и угостили горячим кофе и шнапсом. Все потом вспоминали, как они беспокоились, так как время приближалось к 8:15, и они украдкой поглядывали на часы. Заряды в 8:12 сработали.

«На борту Tirpitz после взрыва наших снарядов началась паника, – писал Кендалл после возвращения из Германии. – Немецкие орудийные расчёты обстреляли невесть сколько собственных танкеров и маленьких катеров, а также из-за беспорядочных выстрелов вышла из строя их собственная орудийная установка. Казалось, каждый размахивал пистолетом, угрожая нам, пытаясь выяснить, сколько карликовых подводных лодок было задействовано в атаке».

В 8:43 примерно в пятистах ярдах снаружи от сети была замечена третья карликовая лодка. Tirpitz открыл огонь и потопил её. Скорее всего, это была Х5 под командованием Х.Хенти-Крира. О ней ничего неизвестно, а из экипажа не спасся никто.

В целом общий итог атаки был удовлетворительным. Tirpitz впоследствии ни разу так и не сумел выйти в боевой поход…

Шестеро оставшихся в живых членов экипажей карликовых подводных лодок были отправлены из Норвегии в Германию, в лагерь для военнопленных моряков.

Учебные лодки ХТ

В 1943 – 1944 гг. фирма «Виккерс» построила 6 учебных сверхмалых подводных лодок серии ХТ. Заказы ещё на 12 таких лодок (ХТ7 – ХТ19, без ХТ13) были аннулированы. Лодки ХТ в боевых действиях участия не принимали.

Третья серия

В конце 1943 г. началось строительство третьей серии карликовых подводных лодок (ХЕ1 – ХЕ10, ХЕ12; заказ на ХЕ11 был аннулирован).

Лодки третьей серии были крупнее предыдущих. Изменения в основном коснулись управления и условий обитания. Лодки получили новые навигационные устройства, радиотелефонную связь, холодильник и кондиционер воздуха. Благодаря такому оборудованию, лодки типа ХЕ можно было использовать для действий в тропических водах.

Первые два отсека по оснащению и объёму остались практически без изменений, за исключением установки иллюминатора в кормовой переборке второго отсека для наблюдения за членами экипажа, проходящими шлюзование. В третьем отсеке размещался центральный пост управления с контрольными и измерительными приборами. В подволоке отсека имелся иллюминатор для визуального контроля момента прохода подводной лодки под днищем атакуемого корабля. В четвёртом отсеке размещались дизель, электродвигатель, компрессор и баллоны воздуха высокого давления, кондиционер, а в кормовом обтекателе прочного корпуса – дифферентная цистерна.

Основное вооружение включало два сбрасываемых заряда и 6 портативных магнитных мин, которые устанавливал водолаз.

Из тихоокеанских лодок отличалась ХЕЗ – с помощью своих подрывных зарядов 31.7.1945 потопила японский тяжёлый крейсер Такао. ХЕ8 затонула в 1945 г. при буксировке в районе Портсмута. ХЕ11 затонула 6.3.1945 после столкновения с боковым заграждением.

Оставшиеся лодки этой серии списали в 1952 году.

Подводные лодки Welman

Параллельно с созданием лодок типа X в 1942 году инженер-полковник Джон Долфин (John Dolphin) разработал лодки типа Welman Craft. Они предназначались для атак вражеских судов в портах, а также для разведки побережья перед высадкой десанта.

Первые две такие лодки построили летом 1942 года. Серийно лодки Welman строились с ноября 1942 г.. О количестве субмарин данного типа публикуются весьма противоречивые данные – от 20 до 100. Все они поступали в «Особую флотилию» с лета 1943 г.

Десантные лодки Welfreighter

В ноябре 1942 года фирма Inter Services Research Bureau начала проектирование сверхмалой подводной лодки для доставки боевых пловцов, диверсионных зарядов и других грузов. По этому проекту в 1944 – 1945 гг. фирма Shelvoke & Drewry Ltd построила около 40 лодок.

Первоначально предполагалось использовать их в районе Адриатического побережья с целью снабжения албанских и югославских партизан. Но боевые действия на этом театре военных действий завершились раньше, чем первые лодки Welfreighter были готовы к практическому применению. Несколько таких лодок направили на Дальний Восток, чтобы обеспечивать боеприпасами филиппинских партизан. Но и здесь до практического использования дело не дошло.

После войны все лодки типа Welfreighter были сданы на слом. Лишь одна из них была превращена в экспонат музея Королевского подводного флота в Госпорте.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Неразличимые в морской глубине для сонаров, способные подойти практически к берегу и высадить группу диверсантов сверхмалые подводные лодки «Пиранья» остаются настоящим кошмаром шведских ВМС. И хотя подобных кораблей давно нет в составе российского Военно-морского флота, Стокгольм уверен, что Москва продолжает создавать подобную технику, а испытательным полигоном для нее служат шведские фьорды.

Всего одна «нечеткая» фотография Анне Берлин, запечатлевшая якобы российскую мини подводную лодку у берегов Швеции, буквально на две недели ввергла мир в состояние «холодной войны». Увидев снимок, командующий ВМФ Швеции контр-адмирал Андерс Гренстад, ни минуты не сомневаясь, заявил: «Это может быть подводная лодка, может быть и легкая подлодка, а может быть и водолаз, который использовал скутер для передвижения». Позже адмирал подкрепил свою уверенность, сообщив о радиоперехвате сообщения на «русском» с призывом о помощи с терпящего бедствие военного корабля.

Дежавю по-шведски

Андерс Гренстад, наверное, прекрасно помнит 1981 год, когда советская подводная лодка С-363 Балтийского флота ошиблась в определении своего местоположения и вылетела на скалы чуть ли не у самого Стокгольма. С «камней» субмарину стащили шведские спасатели, и она своим ходом вернулась на базу. Произошло это 7 ноября, в тот самый момент, когда на Красной площади шел парад в честь очередной годовщины Великого октября. За этот «подвиг» флотские остряки прозвали С-363 – «Шведский комсомолец». А в Стокгольме всерьез начали готовиться к советскому вторжению.

В начале лета 1986 года шведские ВМС отметили рядом с островом Готланд «погружение под воду неопознанного объекта». Исследования морского дна показало, что «объект» оставил на дне колею длиной более километра. Летом 1988, во время испытаний новейшей шведской подлодки, рядом с ней были зафиксированы шумы другого подводного объекта. Чтобы идентифицировать их, шведской субмарине приказали всплыть. В это время, второй объект на большой скорости прошел под килем шведской субмарины, чем не на шутку напугал моряков. Все время испытаний загадочный объект оставался незамеченным, а значит в любой момент мог применить оружие.

Шведы признают, что ни разу не видели советских субмарин в своих водах, но до последнего времени остаются уверены, что советские, а теперь и российские мини-субмарины негласно присутствуют в их территориальных водах. Фотография Анне Берлин, несмотря ни на что подарила шведским ВМС эту уверенность еще раз. Но увы, две недели поисков «неопознанного морского объекта», следов ласт на мокром прибрежном песке ничего не дали. Шведских военных и в том и в другом случае ждало разочарование. Признать это Андерсу Гренстаду пришлось публично.

Тихая маневренность

Впрочем, поводов для опасений у шведских военных предостаточно. Советский Союз, а теперь и России - одна из немногих стран, имеющих технологию создания мини субмарин, которые способны незаметно подойти к вражескому берегу, высадить десантную группу боевых пловцов, а в случае необходимости заняться минированием рейдов или торпедной охотой за транспортами противника. Проектировать такие корабли начали еще в 70-х годах прошлого века в Ленинградском КБ морской техники «Малахит».

Первым проектом стала лодка 865 проекта типа «Пиранья» (на главном фото). Малая подводная лодка предназначалась для осуществления спецзаданий в мелководных, прибрежных и сложных для навигации районах, в которых действия обычных подводных лодок были либо невозможны, либо серьезно затруднены, в том числе, в условиях серьезной противолодочной обороны. Для выполнения поставленных перед ней задач корабль оснащался специализированным водолазным комплексом с двумя забортными герметическими автоматизированными контейнерами, предназначенными для хранения индивидуальных средств движения водолазов и водолазного снаряжения, и камеру сухого шлюзования для выхода водолазов-диверсантов в море в подводном положении.


На «Пиранье» был установлен современный комплекс радиоэлектронного вооружения, включающего малогабаритные средства навигации, связи, наблюдения и автоматизированной системой управления, которая позволяла всего трем членам экипажа управляться со сложной морской техникой.

Вооружение лодки состояло из 2-х грузовых контейнеров, в которых могли быть расположены два транспортировщика для морских диверсантов типа «Сирена» или четыре буксировщика типа «Протон». Помимо этого имелось два устройства минной постановки, в которых находились до 4 мин большой мощности типа ПМТ, в том числе оснащавшихся ядерной боевой частью, либо 2 решетки для 400-мм торпед «Латуш», которые субмарина могла применить на всем диапазоне рабочих глубин.

В движение корабль приводили дизель-генератор или тихоходный всережимный главный электродвигатель. Для обеспечения повышенной управляемости и маневренности лодки на малом ходе на ней был смонтирован движитель с гребным винтом в поворотной насадке. Сегодня такие устройства называют «Azipod» - азимутальное подруливающее устройство. Гребной винт, расположенный в поворачивающейся на 360 градусов колонке.

«Подобная система позволяет кораблю двигаться хоть носом, хоть кормой, хоть боком, - объяснил телеканалу «Звезда» главред Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. - Такое устройство заменяет руль и позволяет швартоваться в стесненных условиях, не привлекая буксир. Устройство может быть как дополнительным движителем корабля, так и основным. Например, на буксирах и ледоколах. Стоят такие системы и на построенном по заказу ВМФ России французском десантном вертолетоносце типа «Мистраль».

Последний поход

По проекту «Пиранья» были построены две подлодки: МС-520 и МС-521. Их водоизмещение составляло 319 тонн при длине 28,3, ширине 4,7 и высоте 5,1 метра. Корабли были способны развивать скорость до 7 узлов и погружаться на глубину до 200 метров. Помимо экипажа лодка могла взять на борт разведывательно-диверсионную группу из 6 человек. Именно диверсанты, по сути, и были главным «оружием» подлодки. Боевые пловцы могли покинуть субмарину как на грунте, так и на глубинах до 60 метров. Находясь за пределами субмарины, они обладали возможностью пополнять запас газовой смеси в аквалангах, пользоваться электричеством, подаваемым с лодки по проводам. Автономность лодки проекта 865 составляла 10 суток.

Для транспортировки «Пираний» и выполнения ими специальных задач за пределами территориальных вод СССР планировалось переоборудовать одну из атомных субмарин под корабль-носитель мини-субмарин. Однако в начале нулевых годов МС-520 и МС-521, задолго до окончания срока их эксплуатации, были выведены из состава Балтийского флота и разрезаны на металлолом на Кронштадтском морском заводе. Перед этим один из кораблей успел побывать героем фильма «Особенности национальной рыбалки». Именно на «Пиранье» под управлением Андрея Краско, незадачливые «питерские» рыбаки пересекли государственную границу России и всплыли у берегов Финляндии.

«Пираньи» делали из титана, - говорит гендиректор ОАО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» Владимир Дорофеев. - Недостаток титанового сплава в высокой цене. Стоимость титанового корпуса превышает цену стального корпуса в 5-6 раз. Кроме того, лодка с таким же набором функций, но в стальном корпусе получилась бы больше примерно на 40 процентов. Однако применение титана обязательно для глубоководных технических средств, рассчитанных на большую глубину погружения. А его низкий уровень магнитных полей дает еще один значительный плюс - полную радионезаметность корабля».

Впрочем, на судьбу «Пираньи» повлияла не столько стоимость проекта. Для примера одна «Пиранья» стоила столько же, как два фронтовых бомбардировщика Ту-22М3. Сколько смена концепции применения ВМФ России. Как отмечают эксперты, в главном штабе флота считали, что при наличии атомных субмарин с баллистическими ракетами необходимость в малых-диверсионных лодках сама собой отпала.

К примеру. ВМС США, начав разработку аналогичных по классу мини-кораблей семейства ASDS (Advanced Swimmer Delivery System) из 6 предполагавшихся к закупке, купили в 2003 году только одну субмарину. Трудности, с которыми столкнулись ее разработчики и строители, внесли коррективы как по срокам, так и по стоимости контракта. Расходы на проектирование и постройку головной субмарины возросли с 69,8 млн. долларов на момент его подписания в сентябре 1994 года с корпорацией Northrop Grumman до 230 млн. долларов в ценах 2000 года. В итоге программу вообще закрыли.


Внешне она мало отличается от своей предшественницы по габаритам. Но у нового корабля увеличено водоизмещение до 500 т, дальность плавания составляет 2 тыс. миль, а скорость возросла до 12 узлов. Автономность корабля составляет уже 20 суток. «Пиранья-Т» вооружена четырьмя торпедными аппаратами. В составе боекомплекта могут быть две ракеты или торпеды калибра 533 мм, то есть точно таких же, как на больших атомоходах, восемь торпед калибра 400 мм, или четыре морские мины.

Это вооружение позволяет субмарине эффективно действовать в районах, где большое значение придается скрытности не только по акустическому, но и электромагнитным полям. Экипаж - от трех до пяти человек. «Пиранья-Т» оснащена специальной шлюзовой камерой. Скрытный выход боевых пловцов осуществляется при постановке лодки на подводный якорь методом шлюзования. Боевые пловцы забирают из внешних контейнеров оружие и специальную аппаратуру и приступают к выполнению поставленной задачи. Возвращение на лодку осуществляется также через шлюз.

«Малахит» разработал четыре модификации «Пираний» водоизмещением от 218 до 750 тонн, с глубиной погружения до 300 метров и с экипажем от 5 до 9 человек. Хотя эксперты говорят, что самой легкой версией лодки может управлять и один человек. Плюс все они могут перевозить до 6 боевых пловцов. Все эти лодки предназначены для экспорта. Об интересе к ним со стороны российского Военно-морского флота ничего неизвестно.

Хотя не так давно в прессу просочилась информация, что в 2013 году в Северодвинске началась модернизация атомной подводной лодки проекта 667БДР типа «Кальмар» - БС-64 «Подмосковье» под носитель глубоководных аппаратов: «Лошарик» и еще трех мини-лодок проекта «Нельма». По неофициальным данным, все эти субмарины предназначены для сбора со дна обломков кораблей, самолетов и спутников, затопленных в океане, а также проведения подводной разведки на сверхбольших глубинах, имеют шлюзовые камеры для выхода водолазов. «Нельмы» могут погружаться на 1, а «Лошарик» на 6 км. Все это говорит о том, что страница развития сверхмалых подводных лодок в России еще далеко не закрыта.

В одной из самых скандальных историй этого года - с таинственной подлодкой, якобы обнаруженной у берегов Швеции, - западные СМИ настойчиво искали "российский след". В связи с этим вспомнили о миниатюрных подлодках проекта 865 "Пиранья" - со времени их постройки прошло 35 лет, но страх перед сверхмалыми и сверхскрытными субмаринами остался.

Секретное оружие СССР

В конце 70-х годов ленинградское КБ "Малахит", занимающееся проектированием подводных лодок, получило от ВМФ заказ на сверхмалую субмарину водоизмещением 80 тонн. Подлодка должна была работать на глубинах от 10 до 200 метров, вести разведку и решать задачи противодействия противнику. Для этого корабль следовало оснастить соответствующей радиоэлектронной аппаратурой, минно-торпедным вооружением, а также водолазным комплексом для выполнения специальных задач на глубинах до 60 метров. В июле 1984 года на Ленинградском адмиралтейском объединении (ныне ОАО "Адмиралтейские верфи") была заложена опытная подлодка проекта. Два года спустя ее спустили на воду с бортовым номером МС-520. В декабре 1990 года флоту передали головную лодку проекта МС-521.

Корпус субмарины был выполнен из титанового сплава, что на 40 процентов уменьшило ее вес, и рассчитан на погружение до 200 метров. Подводная скорость достигала 6,7 узла, надводная - 6 узлов. Экономическим ходом в 4 узла "Пиранья" могла проплыть под водой 260 миль, в надводном положении - 1000. Управление субмариной были автоматизировано, экипаж состоял из трех офицеров: командира-штурмана, помощника по радиоэлектронному оборудованию и помощника по электромеханической части. Кроме того, подлодка могла взять шестерых боевых пловцов - они и являлись главным ее оружием.

Впереди центральный пост корабля заканчивался сферической переборкой, имевшей вход в шлюзовую камеру. Там располагался иллюминатор, позволявший следить за работой водолазов, приборы управления системой шлюзования и малый шлюз для передачи предметов в центральный пост. За рубкой "Пираньи" находились два 12-метровых контейнера с транспортными средствами водолазов: двумя транспортировщиками "Сирена" или четырьмя буксировщиками типа "Протон". На внешней подвеске "Пиранья" могла нести два устройства для установки противолодочных мин-торпед ПМТ с ядерными боеголовками, либо пусковые решетки 400-миллиметровых электрических торпед "Латуш".

Невидимая и неслышная

Немагнитный корпус, установленные на амортизаторах малошумные механизмы и совершенная акустическая защита обеспечивали "Пиранье" непревзойденные характеристики скрытности. На учениях в Балтийском море эскадренный миноносец и большой противолодочный корабль, ориентированные на поиск МС-521, не смогли ее обнаружить. Когда подлодке дали команду на всплытие, та поднялась в двух кабельтовых (360 метров). На такой дистанции "Пиранья" могла из подводного положения либо выпустить диверсантов для крепления мин к днищам, либо расстрелять корабли в упор - никакие средства защиты помочь уже не могли.

В неразберихе 90-х годов "Пираньи" пали жертвой сиюминутной алчности - из-за драгоценных в прямом смысле корпусов их разрезали на металлолом. МС-520 перед этим успела сняться в "Особенностях национальной рыбалки". Однако КБ "Малахит" продолжил работы по совершенствованию мини-подлодок и сейчас предлагает целое семейство субмарин сверхмалого класса. "Пиранья-2", скажем, имеет подводную скорость 12 узлов, дальность плавания 1200 миль и может оснащаться анаэробной энергетической установкой. Такому двигателю не нужен воздух и лодке нет необходимости всплывать, чтобы пополнить его запасы. "Пиранья-Т" способна плавать по 2000 миль и провести в отрыве от базы 20 суток, неся на борту две ракеты, восемь торпед и четыре мины.

Как водолазы линкор утопили
Эффективность миниатюрных подлодок с диверсионной группой на борту продемонстрировала гибель линкора "Новороссийск" в бухте Севастополя 29 октября 1959 года. 22 августа 2013 года ветеран итальянского морского спецназа Уго Д”Эспозито официально признал, что участвовал в операции по подрыву корабля. Группа боевых пловцов на миниатюрной подлодке SX-756 "Пикколо" была доставлена к черноморскому побережью в трюме грузового парохода. Через люк в днище подлодка вышла в море и проследовала в бухту Омега, выгрузила на ее дно снаряжение и вернулась в открытое море.

Эффективность миниатюрных подлодок с диверсионной группой на борту продемонстрировала гибель линкора "Новороссийск" в бухте Севастополя 29 октября 1959 года. 22 августа 2013 года ветеран итальянского морского спецназа Уго Д”Эспозито официально признал, что участвовал в операции по подрыву корабля. Группа боевых пловцов на миниатюрной подлодке SX-756 "Пикколо" была доставлена к черноморскому побережью в трюме грузового парохода. Через люк в днище подлодка вышла в море и проследовала в бухту Омега, выгрузила на ее дно снаряжение и вернулась в открытое море.

Дождавшись сигнала, "Пикколо" вернулась в бухту, откуда боевые пловцы с гидробуксирами и взрывчаткой двинулись к причальной бочке "Новороссийска".

Видимость была ужасной, работали почти на ощупь (толщина придонного ила в Севастопольской бухте составляет 20 метров. - РГ). Несколько раз возвращались на базу за взрывчаткой в магнитной оболочке. С заходом солнца работа была окончена. Впопыхах забыли на дне сумку с инструментом и запасной винт от гидробуксира. Вернулись в Омегу, прошлюзовались в лодку. Вышли в точку встречи, через двое суток подошел пароход. Поднырнули под днище, люк захлопнули, откачали воду. Три долгожданных стука в переборку возвестили, что операция завершена, - рассказал другой участник группы Николо Патурра.

В продолжение темы:
Уголовные

Ната Карлин О людях, рожденных в сочетании этих знаков сказать можно многое. От Тельцов эти люди получают тонкий эстетический вкус, возможность видеть красоту даже в самых...

Новые статьи
/
Популярные