Предмет исторической науки. Объект исторической науки

Historia est magistra vitae - «История - наставница жизни» .

Предметом истории как науки является необходимость познания исторической действительности. Необходимость познания прошлого, с целью не повторения ошибок прошлого. И здесь на первый план выступают ученые – историки, которые и пытаются познать историческую действительность.

Задача историка, как и любого другого ученого, - поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т.п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учёными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или каким-то ещё основаниям.

Методы истории

Основы исторического метода

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

  1. Когда исторический источник был написан?
  2. Где он был создан?
  3. На каком ранее существовавшем материале основывался автор?
  4. Какова была оригинальная форма источника?
  5. Насколько источник заслуживает доверия?

Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Среди других историков, оказавших влияние на становление методологии исторических исследований, можно упомянуть Ранке , Тревельяна , Броделя , Блока , Февра , Фогеля . Против применения научной методологии в истории выступали такие авторы, как Х.Тревор-Ропер . Они заявляли, что для понимания истории требуется воображение, поэтому следует считать историю не наукой, а искусством . Не менее спорный автор Эрнст Нольте , следуя классической немецкой философской традиции, рассматривал историю как движение идей. Марксистская историография, представленная на западе, в частности, работами Хобсбаума и Дойчера , ставит целью подтверждение философских идей Карла Маркса . Их оппоненты, представляющие антикоммунистическую историографию, такие как Пайпс и Конквест , предлагают интерпретацию истории противоположную марксистской. Существует также обширная историография с точки зрения феминизма . Ряд постмодернистских философов вообще отрицает возможность непредвзятой интерпретации истории и существования в ней научной методологии . В последнее время всё большую силу начинает набирать клиодинамика - математическое моделирование исторических процессов.

Сущность, формы и функции исторического знания и познания.
Методы изучения истории.

Историческая наука (история) может рассматриваться 1) как форма общественного сознания, 2) как социальный институт.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание , т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии .

При рассмотрении исторической науки как социального института на первый план выходят другие ее составные: институты исторической науки (исторические общественные организации, Академия Наук), группы ученых (востоковеды, медиевисты, ученые ленинградской школы), система исторического образования (средняя школа – исторический факультет университета – аспирантура) и т.п.

Историческое познание – форма отражения исторической действительности. Существуют различные уровни познания – мышление, эмпирическое, теоретическое.

На первом уровне (этапе) познания, историк изучает различные источники для выявления в них фактов.

Методы реконструктивного познания разнообразны и включают в себя как методы конкретно-проблемного (специально-исторического) исследования, так и методы обще-научного исторического исследования.

Основной задачей исторического познания является получение знания, которое зафиксировано в источнике, а также на получение нового знания, которое в нем непосредственно не зафиксировано.

К специально-историческим методам относятся:

условно-документоведческий и грамматически-дипломатический методы , т.е. методы членения текста на составные элементы, применяются для изучения делопроизводства и делопроизводственных документов.

методы текстологии . Так, например, логический анализ текста позволяет интерпретировать различные «темные» места, выявить противоречия в документе, существующие лакуны и т.п. Применение этих методов дает возможность выявить недостающие (уничтоженные) документы, реконструировать различные события.

— историко-политический анализ позволяет сопоставить сведения различных источников, воссоздать обстоятельства политической борьбы, породившие документы, конкретизировать состав участников, принявших тот или иной акт.

Есть и другие специальные методы исторического анализа и синтеза.

К методам общеисторического научного исследования относятся:

— Историко-генетический (ретроспективный) метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности развития исторического события (явления, структуры). Он заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин каких-либо фактов, событий, явлений. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов (логики политической борьбы, экономического развития и т.п.).

проблемно-хронологический метод предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.

Методы эмпирического исторического познания относятся к методам общеисторического исследования:

историко-сравнительный метод (в сочетании с методом отождествления, аналогии как логической основы этого метода) позволяет выявить как общие, так и особенные черты в развитии разных событий, явлений, структур.

историко-типологический метод позволяет упорядочить предметы изучения по качественно различным типам (классам) на основе присущих им существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе.

метод периодизации позволяет выделить ряд этапов в развитии различных общественных, социальных явлений. Критерии периодизации в каждом случае могут выдвигаться различные.

структурно-диахронный метод направлен на изучение разновременных исторических процессов. Применение этого метода позволяет выявить продолжительность, частоту различных событий, а также динамику развития различных элементов сложной системы.

Понятие «историческая теория » до сих пор является спорным и неустоявшимся в научной и философской литературе. И все-таки, историческими теориями являются те, которые 1) фиксируют различия в системах, 2) указывают на переходы от системы одного качества к другой (например, закон развития общественно-исторических формаций), 3) теории, содержащие законы исторической науки .

К методам теоретического познания может быть отнесен метод моделирования (хотя он не является собственно историческим).

Историческое знание – проверенный практикой и обоснованный логикой результат процесса исторического познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Историческое знание условно можно разделить (по способам познания) на три уровня .

1) реконструктивное знание — фиксация исторических фактов в хронологической последовательности, — формируемое в процессе реконструктивной деятельности историка. В ходе этой деятельности (как правило, с применением специальных исторических методов – текстологических, дипломатических, источниковедческих, историографических и т.п.) историк устанавливает исторические факты. Реконструктивное знание, реконструктивная картина прошлого создается в виде нарратива (рассказа, повествования) или же в виде таблиц, схем.

2) эмпирическое историческое знание — знание о регулярностях и взаимосвязях между различными фактами, явлениями, процессами — является результатом обработки реконструктивного. Его целью является выяснение повторяемости в процессе исторического развития. В ходе такого исследования историк устанавливает факты более высокого уровня – эмпирические (открытые регулярности – сходные признаки процессов, типологию явлений и т.п.).

3) теоретическое историческое знание — знание о типологии и повторяемости, регулярности фактов, явлений, процессов, структур — объясняет эмпирические факты в ходе теоретического познания. Задачей теоретического знания является формулирование теории, т.е. выявление законов исторического развития (но не функционирования . Так, например, политология изучает законы функционирования государственных институтов, а история – законы их развития. Экономика изучает законы функционирования экономических систем, а история – законы их развития. И т.п.). Функцией исторической теории является объяснение регулярностей исторического процесса, моделирование его развития.

Иногда место теории может занимать идеологическая конструкция, но это не имеет отношения к науке.

Поскольку историческое познание и знание являются формами социального сознания, то их функции (т.е. задачи, методы и результаты) социально обусловлены. К функциям исторического познания относят:

— потребность формирования социального самосознания,

— удовлетворение потребности в социальном воспитании,

— потребности в политической деятельности и самой политики,

— потребности объяснения, предвидения и предсказания будущего.

Методология исторического исследования является объектом внимания как историков, так и философов. Слово методология обозначает учение (понятие) о системе принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

В российской историографии сложилась понимание методологии как

— описание объекта и предметов (различных сторон объекта) исторического исследования,

— выяснение цели изучения,

— постановки проблем и задач,

— раскрытие источников поставленных задач,

— историографическое обоснование задач исследования,

— описание инструментария (методов, процедур установления знания),

— описание самого знания, т.е. дефиниций, используемых в исследовании.

Необходимо отметить, что в современной западной историографии понятие «методологии» замыкается или на «техническом» применении методов, или на «философии истории» .

Понятие исторического источника, их классификация.

Историческим источником называется любой документ, привлеченный для познания действительности. Документ, который содержит в себе информацию о прошлом, но не используется историком, не является для последнего источником (информации) .

Классификация – распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившийся системе определенное постоянное место и делится на подклассы. Правильно составленная классификация отражает закономерности развития классифицируемых объектов, глубоко вскрывает связи между ними и служит основой для обобщающих выводов и прогнозов .

В исторической науке существуют различные подходы к классификации источников .

— вещественные

— письменные,

— изобразительные (изобразительно-художественные, изобразительно-графические, изобразительно-натуральные),

— фонические.

Эта классификация позволяет определить общие методы решения проблем, возникающих при анализе и использовании каждой группы источников.

2) видовая классификация, в основе которой лежит определенная функция воздействия источника на те или иные сферы общественных отношений. Видовая классификация дает возможность выявить и проследить эволюцию источников.

Так, источники периода феодализма можно разделить на

1) Публично-правовые акты:

А) договорного вида – международные договоры с Х в., княжеские договоры с XII в. и т.п.

Б) договорно-законодательнеого вида — жалованные грамоты с XII в, кормленые грамоты с XIV в., акты земских соборов с 1566 г. и т.п.

В) судебно-процессуального вида – с XV в.

2) Частные акты:

А) договорного вида – акты на землю с XII в. акты на движимое имущество с XIII в., денежные акты с XVI в., акты трудового найма с XVII в. и проч.

Б) распорядительного вида – письма приказчикам, инструкции об управлении имением с XVII в.

3) делопроизводственные документы – распорядительного вида, докладного вида, протокольного вида, отчетного вида,

4) частные письма.

История – наука гуманитарная, общественная.

История изучает человеческое общество. Но общество изучают и другие науки, например социология, политология, экономические науки. Поэтому необходимо ввести понятия «объект» и «предмет» исторической науки.

Объектом изучения всех общественных наук, в том числе и истории, является общество.

Предметом изучения гуманитарной науки является та часть, та сторона общества, которая изучается непосредственно данной наукой.

Что же является предметом истории, какова сфера основных интересов исторической науки?

Нередко отвечают так: ее сфера прошлое . Это, конечно, правильно, но не точно. Все прошлое не может входить в сферу ее знаний, ибо оно слишком обширно.

Большинство историков сходятся на том, что предметом исторической науки является жизнь человеческого обществаво всех ее проявлениях. Историческая наука непрерывно расширяет сферу своих интересов. С полной ответственностью можно заявить, что нет такого вопроса, события или процесса в жизни общества, который бы ее не интересовал.

Кроме того, общество состоит из отдельных личностей, и история общества должна быть и историей составляющих ее личностей. Общество нельзя понять в отрыве от жизни составляющих ее индивидов: и то и другое связано, образует единое целое. Поэтому, изучая общество, история изучает и жизнь отдельных людей.

Но, сказав, что предметом исторической науки является прошлая жизнь общества и общественного человека в их тесной связи, это еще не значит, что мы охватили все содержание исторической науки. В отличие от других наук об обществе история изучает человека и общество в их развитии и свое главное внимание направляет на исследование тех изменений, которые происходят в различных разрезах жизни общества. Ее интересует:

· какие этапы прошло общество и общественные человек;

· какие сдвиги происходили в условиях существования общества и человека;

· как изменялись человек и общество.

Конкретная история этого процесса изменения и является предметом исторической науки.

Сделаем вывод из всего выше сказанного:

Предмет исторической науки - особенности экономической, социальной, политической, культурной и других сфер жизни конкретного общества в прошлом, совокупность отношений в обществе в их развитии.

Таким образом, история отличается от других наук очень сложным предметом исследования. Признавая сложность технических, естественных и других наук, нельзя не согласиться, что самым сложным в этом мире является человек и отношения между людьми, а ведь именно это, применительно к прошлому, изучает история.

Как и все науки об обществе история не только изучает общество, но и сама зависит от общества . Здесь можно выделить, по крайней мере, два типа отношений общества и науки об обществе. Если общество демократическое, исповедующее либеральную политическую культуру, то оно позволяет существовать различным точкам зрения, в том числе и в исторической науке. Отсутствует государственная идеология, под которую должны подгоняться все данные научных исследований, отсутствует монополия на истину. Собственно говоря, только в таких условиях предполагающих широкий спектр мнений и научный, а не идеологический спор между различными точками зрения, и можно говорить о существовании истории как науки. Что же касается тоталитарного общества, предполагающего контроль правящей элиты над всемисферами жизни общества, включая духовную, то история будет чувствовать себя в нем совсем по-другому.

Если демократическое общество позволяет существовать различным точкам зрения в исторической науке, не навязывает ей заранее подготовленные ответы, считающиеся единственно правильными, и предоставляет возможность решать научные проблемы научным путем, то в тоталитарном обществе история выполняет скорее пропагандистские функции, становится служанкой идеологии, всем чем угодно только не наукой.

Нельзя говорить об истории как науке, о развитии исторической науки:

· когда история постоянно переписывается в связи с изменением политической конъюнктуры,

· когда подгоняется фактический материал под заранее приготовленные концепции,

· когда существование множества точек зрения (нормальное условие функционирования любой науки) объявляется вредным,

· когда считающаяся правильной единственная точка зрения становится таковой не в результате споров в ученом сообществе и весомой аргументации, а по решению «сверху».

[b]История – наука о прошлом человеческого общества, раскрывающая конкретный ход развития человечества и показывающая его закономерности.
Задачи историка – показать, почему так было. Изучить опыт предыдущих поколений и сделать вывод, как нужно поступать в той или иной ситуации.
История – субъективная наука, т.к. существует множество точек зрения (для всех одинаково быть не может).

История России:

    Формирование Российской государственности.

    История России с древних времён (с 5 в н.э.) до современности.

    История современной России.

Что изучает история?

Историю общества, историю отдельных стран и народов, общую картину мира, политэкономику, экономику, геральдику, нумизматику и т.д.

Объект истории : социально-экономическое, политическое, культурное развитие общества. Предмет истории : пути результаты противоречий, возникающих в ходе развития общества. Был конфликт или нет?

Подходы к изучению истории

Формационный

Формация - общественный строй или исторически определённый тип общества, основывающийся на конкретном способе производства.
Способы производства:

    производительные силы (ПС): люди, с их умениями и навыками трудиться; средства производства (орудия труда- то,чем производят; предметы труда- то,на что направлен труд (Н: земля)

    производственные отношения (ПО): отношения к собственности, к её передачи и распределению; отношения подчинённости.

ПС развиваются быстро, а ПО стабильны.
Способы производства - база, на которой основывается формация. Их развал может привести к революции. Формационный подход, как и термин “формация”, придумал Карл Маркс.

Марксовы формации

    Архаичная (древняя, старая) или первичная.
    В ней Маркс говорил, что происходит: человек научился присваивать то, что даёт природа. Это присваивающий вид хозяйства. Завершается первичная формация производящим хозяйством (люди стали заниматься производством). Оно облегчило жизнь человека.

    Вторичная или экономическая.
    Появление частной собственности, сначала в соседской общине. Натуральное, типичное хозяйство феодализма, переходит в товарное, которое сначала имело форму товарообмена. Появляется эксплуатация (крепостное право).

    Третичная или коммунизм.
    Маркс считал, чтобы освободить человека, нужно исключить частную собственность.

Суть

Формационный подход представляет историю как смену формаций или как восхождение человеческого общества от формации к формации.

Слабые стороны формационного подхода

    Он учитывает только экономическую сторону в развитии истории.
    ПС определяют законы общества и всегда двигаются вперёд, а ПО от них отстают. Чтобы ПО догнали ПС, нужна революция, т.е. скачок.

    Он определяет жесткое деление общества на классы.

    Этот подход не очень гуманен, т.к. он недооценивает все другие сферы жизни(Н: культуру),а вместе с тем и роль большинства слоёв общества, т.к. на первое место выдвигает только антагонистические классы.

Плюс подхода

систематизация.

Цивилизационный

Цивилизация - ступень общественного развития, основанная на определённом уровне материальной и духовной культуры (третья ступень в развитии общества, которая следует за варварством и дикостью); (филос. словарь) совокупность материальных и духовных достижений общества. Термин был основан в 18 веке французскими просветителями. Они считали, что общество должно основываться на разуме и справедливости (Н: естественные законы: неизменность, собственность можно передавать по наследству, исполнение обещания, закона (Хайек)). Они считали, что справедливости можно добиться только в обществе, где существует индивидуализированная, частная собственность. Для Хайека дикарь- человек, не имеющий частной собственности, а варвар- человек, не признающий индивидуализации собственности.
Просветители считали, что в цивилизованном обществе человек должен чувствовать себя свободно. Свобода каждого человека ограничивается свободой окружающих людей. Если государство будет следить за тем, чтобы свободы каждого не нарушались, тогда будет свобода в обществе, будет прогресс, общество всё время будет развиваться.
Тойнби говорил, что человеческое развитие можно представить в виде отдельных цивилизаций, каждая из которых что-то дала для дальнейшего развития.

Суть

Человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные человеческие общества. Они имеют свои закономерности развития.

Авторы теории

Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин. Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в:

    примитивное общество

    цивилизация

Примитивные общества:

    короткий срок существования

    небольшая территория и небольшое кол- во населения

    существуют в стационарном состоянии

    характерно сходство обычаев и традиций

    небольшое разделение труда

    примитивные языческие верования

    отсутствие классов и государства.

Цивилизация : это единые организмы, все части которого взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии.

Признаки цивилизации:

    Существование системы ценностей (достижения культуры, науки, религия, идея).

    Цивилизация как-то географически очерчена.

Существует 2 теории подхода :

    Стадиальная. Изучение истории как единого процесса, разделённого на стадии (цивилизации).

    Локальная. Каждая цивилизация ограничена территорией.

Плюсы подхода

Он акцентирует внимание на личности. Тем выше считается уровень цивилизации, чем больше может себя реализовать личность в рамках этой цивилизации.

    Цив.подход позволяет рассмотреть исторический процесс во всем многообразии

    открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы

    позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сообщества

    учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор общества

Минусы подхода

Цивилизация плохо систематизирует.

    расплывчатость выделения критериев

    трудно определить ментальность и дух развития чел-ка

Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит организации, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сообществу.

Культурологический

Культура - часть духовной жизни общества.
Данный подход основан на том, что некоторые разделяют (противопоставляют) цивилизацию и культуру.

Плюсы подхода

    Цивилизация может иметь врага и быть разрушена, а культура не может иметь такого непосредственного врага.

    Культура не имеет географически очерченных и временных границ.

Н: Изобрели колесо в эпоху неолита, и человек до сих пор им пользуется.

    Культурные ценности только совершенствуются.

Минусы подхода

Он рассматривает культуру как отдельные достижения.

Другие подходы

    Деполитизация (существует много партий)

    Деидеологизация (много идеологий: коммунистическая, религиозная, либеральная и т.д.)

    Исторический (явление нужно рассматривать в развитии, в контексте с другими явлениями, применительно к данному времени, когда явление происходит)

    Гуманизм

В последние 10-15 лет мысль отечественных историков всё больше обращается к цивилизационному методу. Он даёт возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные её грани и пояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Кроме того, этот подход даёт возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории. Всемирная история предстаёт перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остаётся много спорных, нерешённых вопросов.
Формационный подход, как известно, берёт за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Цивилизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т.е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социально экономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости “надстройки “ от “базиса “.

Введение

Давайте вспомним школьную программу, какие предметы мы изучали? Физика, химия, биология, информатика - науки, где всё распределено логически и имеет четкие значения. Вы скажете, что я забыла об истории, действительно со школьной скамьи мы считаем историю такой же наукой, как и остальные предметы. Но задумаемся на секунду можем ли мы однозначно доказать, что то или иное событие действительно имело место в истории или происходило именно там и именно в это время, как описывает первоисточник, а если этих источников несколько и все противоречат друг другу?

Цель данной работы - выяснить, насколько объективна история. Передо мной стоит задача рассмотреть историю как науку и как искусство и сделать выводы. В реферате представлена тема «О сослагательном наклонение», на мой взгляд, одна из самых важных в этом вопросе.

«История - наука или художественное творчество» - эта тема показалась мне интересной и, что важнее, проблема, поднимающаяся в ней актуальна. Субъективности присутствовала в текстах по истории всегда и вряд ли когда-нибудь человек сможет писать их вне зависимости от собственного мнения и влияния. Именно из этого вытекает вопрос: можно ли считать историю наукой или это свободное искусство.

Объект и предмет истории

Объект истории человечества - это прошлое человечества.

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование», «узнавание», «установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

В римской историографии это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

В настоящее время мы используем слово «история» в двух смыслах: во-первых, для обозначения рассказа о прошлом, во - вторых, когда речь идет о науке, изучающей прошлое. Предмет истории - это то, что субъект считает главным, ведущим в прошлом, её путеводная нить, детерминанта.

Наука познает объективный мир через предметы - приоритеты изучения в нем. Это может быть движение к Богу, общество, личность и др.

Определение предмета - приоритета ценностей в ходе истории субъективно и зависит от мировоззрения историка. А мировоззрение - это система взглядов человека на мир и свое место в нем.

Но какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, мировоззренческий подход к изучению истории.

Определения истории

История - совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества. Наука о развитии какой - н. области природы, знания. Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.

История (греч. ЙуфпсЯб, «исследование») - общественная наука, изучающая прошлое человечества как исторический процесс. Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (историография -- отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, происшествии, действительном или вымышленном.

В настоящее время слово «история» имеет два значения:

Рассказ о прошлом;

Название науки, изучающей прошлое, быт и жизнь народов.

Материал из Википедии -- свободной энциклопедии

История (от греческого historia - рассказ о прошедшем, об узнанном),

1) процесс развития природы и общества.

2) Комплекс общественных, гуманитарных и других наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. Исследует факты, события и процессы на базе исторических источников. Принято деление на всемирную (всеобщую) историю и историю отдельных стран и народов; историю первобытного общества, древнюю историю; средневековую, новую и новейшую историю. Отрасли: экономическая история, военная история и др.; историография; источниковедение. Органические части истории как комплекса наук - археология и этнография. История различных сторон культуры, науки и техники изучается историческими разделами соответствующих наук (история математики, история физики и т.д.) и видов искусства (история музыки, история театра и т.д.). История входит в группу гуманитарных наук, изучающих регионы (африканистика, балканистика), народы (синология и т.п.) или группу народов (славяноведение).

Современный толковый словарь

"Вот что такое история!"

Слова французского короля (1589--1610) Генриха (1553--1610) после сражения на Омале (1592), в котором он участвовал лично и даже был ранен в ближнем бою. Но когда он позже знакомился с донесениями своих военачальников о ходе этой битвы, то заметил, что они, во-первых, противоречат друг другу, во-вторых, противоречат тому, что он видел собственными глазами. Представив, что могут написать на основе таких «достоверных» документов будущие историки, он и произнес приведенную фразу. Генрих IV

Есть гипотеза, что именно эта фраза дала повод Вольтеру сказать:

«Вот как пишется история!»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений

«Всё можно сказать о всемирной истории, всё, что только самому расстроенному воображению в голову может прийти. Одного только нельзя сказать, -- что благоразумно. На первом слове поперхнетесь».

Ф.М. Достоевский

«Если мы очистим остов истории от тех лжей, которые нанесены на него временем и предвзятыми взглядами, то в результате всегда получится только бoльшая или меньшая порция убиенных».

М.Е. Салтыков - Щедрин

этнография археология

ü История мира в целом

ü История континентов

ü (например, история России).

Объектом исторической науки является развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. А предметом исторической науки является деятельность людей, то есть вся совокупность конкретных и многообразных действий и поступков отдельных физических лиц, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество.

История выполняет несколько социально значимых функций:

1. Познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Практически-политическая. Сущность ее в том, что история помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений. В единстве прошлого, настоящего и будущего – корни интереса людей к своей истории.

3. Мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение – взгляд на мир, общество, законы его развития – может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность – это исторические факты.

ВОПРОС № 2: Сущность, формы, функции исторического знания

Как и всякие другие формы общественного сознания, историческая также имеет свою форму, структуру, в которой можно выделить 4 уровня:

§ 1-формируется на основе накопления непосредственно жизненного опыта;

§ 2-под влиянием худ. литературы, кино, радио, ТВ. (Хар-ной чертой 1 и 2 уровней исторического знания является то, что историческое сознание еще не превращается в научное знание; образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, неупорядочены и чаще всего выражаются в мифах и легендах.)

§ 3-на основе собственных исторических знаний, полученных в школе;

§ 4-на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого на уровне выявления тенденций исторического развития во всей его сложности.

Сущность

История рассматривается, с одной стороны, как процесс развития природы и человечества, а с другой, как система наук, изучающих прошлое и настоящее природы и общества.

История как единый процесс эволюции природы и общества изучается совокупностью общественных наук с привлечением данных естественных и технических наук.

По традиции, «отцом» истории считается Геродот (5 в. до н.э.) - древнегреческий ученый, автор сочинений о Греко-персидских войнах, Египте, жизни и быте скифов.

Функции

1. Познавательная функция заключается в выявлении закономерностей исторического развития. Она способствует интеллектуальному развитию обучаемых и состоит в самом изучении исторического пути стран и народов, в объективном отражении, с позиции историзма, всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

2. Воспитательная функция способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.

3. Прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего.

4. Функция социальной памяти заключается в том, что исторические знания выступают в качестве способа идентификации и ориентации общества и личности.

ВОПРОС № 3: Скифские племена; греческие колонии в Северном Причерноморье.
Скифы - древние племена, жившие на территории юга нашей страны. В VII-III вв. до н. э. (народ иранского происхождения, из Персии) Скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Селились на Северном Причерноморье, в Краснодарском крае и Ростов. Обл. Это была группа племен, родственных по культуре и языку.

Скифы не были единым народом. Вся Скифия представляла несколько больших племен, которые все вместе составляли союз. Несмотря на то, что скифы говорили на одном языке, имели одинаковые обычаи и вели сходный образ жизни, племена все же значительно отличались друг от друга. Каждое отдельное племя жило относительно самостоятельно. Во главе каждого племени стоял вождь, которого принято называть царем . Он самостоятельно управлял своим племенем, но в политических и военных делах подчинялся верховному царю - главе племени паралатов (царских скифов) . Царю паралатов все прочие скифские племена платили небольшую дань.

Царские скифы - состояли в основном из воинов, главным занятием которых была война и сбор дани с других племен. Часть воинов составляла гвардию царя. Они постоянно кочевали по степи вместе с царским родом и военной знатью. Они охраняли царя и были его слугами.

Скифы – кочевники занимались разведением овец и лошадей. Вся жизнь кочевников проходила в передвижении со своими стадами с места на место.

Скифы – пахари также вели хозяйственный уклад, но он значительно отличался от принятого у остальных скифов. Они так же разводили скот, но в отличие от других племен они не кочевали постоянно. Скота у них было гораздо меньше, и перегоняли они его с места на место два раза в год - весной и осенью. В таких местах возникали небольшие городки, где селились ремесленники и торговцы. Продукты земледелия они обменивали на скот и мясо у кочевников или продавали грекам. Некоторое время скифы - пахари были основными поставщиками зерна во многие греческие города.

У греков покупали – предметы роскоши из металла, оружие, драгоценности. У славян – пшеницу, мёд.

Греки жили по системе город – государство. Колонизация северного побережья Черного моря началась уже после того, как греческие поселенцы прочно обосновались на южном и западном его побережье. Главная роль в колонизации Северного Причерноморья принадлежала ионийским грекам, выходцам из городов малоазийского побережья, прежде всего Милета. Ими была основана в устье Буго-Днепровского лимана Ольвия и ряд колоний на восточном побережье Крыма. Древнейшими из известных грекам обитателей Северного Причерноморья были киммерийцы.

Наряду с земледелием важную роль играет торговля.

Греческие колонии черноморского побережья, в частности северочерноморские колонии, в VI в. до н. э. приобретают исключительное значение в экономической жизни Греции. Они становятся поставщиками сырья, хлеба, вина, оливкового масла и рабочей силы - рабов. От их деятельности, таким образом, зависит материальное благосостояние многих греческих городов.

В свою очередь, торговля с греческими колонистами форсировала в местном обществе процессы классообразования, содействуя его переходу от первобытнообщинного строя на более высокую ступень исторического развития.

В любом случае, в Киевской Руси, как в Византии, монетарная экономика превалировала над натуральным хозяйством. И, в отличие от Запада, не феодальное поместье, а город был главным фактором экономической и социальной эволюции страны.

Но в социальнополитическом развитии Руси и Западной Европы в средние века были также сходства.

· В Киевской Руси строй «торгового капитализма» был наложен на неразвитые родоплеменные отношения. Ранняя социальная организация славянских и германских племен была во многих отношениях сходной.

· Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси установился феодальный строй, при котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых от них крестьян.

· Много общего было и в организации княжеских властных органов. На Руси, как на Западе, князь старался упрочить свое положение, предоставляя особую защиту помощникам по управлению собственными имениями.

· «Правда» сыновей Ярослава имеет много общих черт с «Capitularia» Каролингов.

· Однако политические влияния русского и западного правителя существенно различались. И князь на Руси, и король на Западе должны были делить власть с могущественной аристократией, но в Киевской Руси существовал еще и третий важный политический компонент - город.

Предпосылки объединения.

Рост населения, восстановление разрушенного хозяйства, освоение заброшенных и новых земель, распространение трехполья, постепенное оживление городов и торговли - все это способствовало объединению, но едва ли делало его действительно необходимым.

Решающие предпосылки сложились в политической сфере:

Главным импульсом было становившееся все более настойчивым стремление к освобождению от ордынского ига, к обретению полной независимости, к отказу от унизительных поездок в Орду за ярлыком на великое владимирское княжение, от уплаты дани, от поборов.

К предпосылкам объединения следует отнести и наличие единой церковной организации, общей веры - православия, языка, исторической памяти народа, хранившего воспоминания об утраченном единстве и о «светло светлой и прекрасно украшенной» Земле Русской.

Почему Москва стала центром объединения ? Объективно примерно равные шансы возглавить процесс объединения русских земель имели два «молодых» города - Москва и Тверь.

Москва и Тверь стояли на землях, куда после Батыева нашествия бежало население владимирских, рязанских, ростовских и других княжеств, где наблюдался демографический рост. Через оба княжества проходили важные торговые пути, и они умели пользоваться выгодами своего местоположения. Исход борьбы Москвы и Твери определялся поэтому личными качествами их правителей. Московские князья в этом смысле превосходили тверских конкурентов. Они не были выдающимися государственными деятелями, но лучше других умели приноровиться к характеру и условиям своего времени. «Гибкие, сообразительные дельцы», «мирные хозяева», «скопидомные, домовитые устроители своего удела»- такими видел первых московских князей В. О. Ключевский.

ЭТАПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ:

Процесс создания единого Российского государства занял длительный период с конца XIII - начала XIV в. до конца XV- начала XVI в.
Конец XIII- первая половина XIVв.:
- образование Московского княжества при князе Данииле Александровиче и его территориальный рост (Переславль, Можайск, Коломна), начало соперничества с Тверью за ярлык на великое владимирское княжение и первый успех Москвы;

Вокняжение Ивана Даниловича Калиты. Калите удалось накопить немалые средства, которые расходовались на скупку новых земель и на укрепление военной мощи княжества. Отношения Москвы с Ордой строились в этот период на прежних основаниях - с исправной выплатой дани, частыми наездами в ханскую столицу. Ивану Калите удалось сохранить свое княжество от новых нашествий.

Вторая половина XIV в:

В 60-70-е гг. XIV в. князю Дмитрию, внуку Ивана Калиты, удалось решить в пользу Москвы целый ряд давних и очень важных проблем:

Во-первых , были отбиты притязания соседних князей на великое княжение. Ярлык остался в Москве.

Во-вторых , удалось отвести военную угрозу со стороны великого княжества Литовского.

В-третьих - и это особенно важно - Москва добилась решающего перевеса над своим традиционным соперником, Тверским княжеством.

В-четвертых , впервые за более чем столетие московский князь почувствовал себя достаточно сильным, чтобы пойти на открытый конфликт с Ордой, бросить ей вызов.

Событием огромной исторической важности стала победа русского войска в 1380г. на Куликовом поле над войском татарского темника Мамая.

Значение победы на Куликовом поле огромно : Москва укрепилась в своей роли объединительницы русских земель, их лидера; в отношениях Руси с Ордой произошел перелом (иго будет снято через 100 лет); существенно снизился размер дани, которую Русь отныне платила Орде; Орда продолжала слабеть, от удара, полученного в Куликовской битве, ей оправиться так и не удалось. Куликовская битва стала важнейшим этапом в духовно-нравственном возрождении Руси, формировании ее национального самосознания .

Вторая половина XIV - начало XV в.

Завершающий этап объединительного процесса связан с правлением Ивана III (1462-1505) и первыми годами княжения его сына Василия III (1505-1533):
- в основном завершилось собирание русских земель вокруг Москвы. К Москве были присоединены Новгород, Тверь, Псков, Рязань, Смоленск;
- «стоянием на Угре» (1480) завершилась борьба Руси за освобождение от двухсот сорокалетнего монгольского ига;
- завершился и процесс формирования единого Российского государства. Иван III принял титул «великого князя Московского и всея Руси».

Секуляризация (опозднелат. saecularis-мирской, светский) - это процесс освобождения из сферы религиозного санкционирования сознания, деятельности, поведения людей, социальных отношений и институтов. То, что раньше находилось под влиянием религиозной веры и религиозных организаций становится от них независимым, приобретает светский характер. Процесс секуляризации выражается в изменении места религии и религиозных организаций в жизни общества и личности, сужении круга выполняемых ею функций.

В XVII-XVIII вв. регулирование общественных процессов всё больше происходило не в соответствии с религиозной традицией, а на основе рациональных (внерелигиозных) норм. В процессе Реформации происходит освобождение из-под контроля церкви сферы властных отношений. К середине XVII века на путь секуляризации встали Франция и Англия. В этих странах постепенно происходило освобождение от религиозного санкционирования государственно-правовых отношений. Происходила замена духовенства на служащих мирян в правительственных учреждениях, передача юридической власти от церковных судов светским судам

Пришёл конец и абсолютной монополии церкви на образование. Контроль над образованием переходит в руки государственных органов. Открываются светские школы, университеты.

В политике всё большего числа государств появлялось всё больше мер, направленных на уменьшение влияния и роли религии. С развитием светского образования процесс секуляризации захватывает широкую сферу науки и культуры. В XVII-XVIII вв. в европейской культуре начинает утверждаться принцип разделения знания и веры, светского и духовного начала. На основе этого принципа разделения формируется светская наука и философия. Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон формируют новую научную картину мира, свободную от влияния сверхъестественных сил.

В новое время возникает наука в современном понимании этого слова. Начинается длительный процесс превращения науки в мощную производительную силу.

В результате достаточно длительного и противоречивого процесса секуляризации в современных развитых странах коренным образом изменилось положение религии, веры и церкви в обществе. В Европе стал зарождаться атеизм, т.е. исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Атеизм - мировосприятие, согласно которому естественный, материальный мир является единственным и самодостаточным, а для объяснения явлений и описания законов природы не требуется привлечение сверхъестественных сил, например Бога, богов, духов, других внематериальных существ.

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” - законодательный акт, которым вводилось земство. Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. В земствах были представлены различные сословия - дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне. Земли делились на уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Городская реформа (1870 г.)

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган - думу. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления - управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов. Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п.

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством. Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей. Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты. Сенаторы назначались царем. Была реорганизована прокуратура. Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

Приход к власти большевиков

Вступление летом 1914 г. России в первую мировую войну обострило назревшие и неразрешённые социально-экономические проблемы, ускорило кризис власти. Народное хозяйство страны не выдержало тяжёлых военных нагрузок. Милитаризация промышленности достигла 80% и в 2-3 раза превышала аналогичные показатели Англии, Франции и в 1,5 раза - Германии. Около трети военных расходов финансировалось за счёт внешних займов, а остальные покрывались за счёт внутренних займов и выпуска бумажных денег. Следствием было повышение цен и снижение жизненного уровня населения. Из-за мобилизации в армию деревня потеряла половину трудоспособного мужского населения. Заготовка хлеба в 1916 году составила лишь 170 млн. пудов вместо запланированных 500 млн. пудов. В городах стала ощущаться нехватка продуктов, появились очереди. Обострение продовольственных и других проблем вызывало недовольство народных масс, порождало массовое стачечное движение. В 1916 г. им было охвачено 1 млн. человек и оно всё более приобретало политическую направленность. Беспрерывная смена министров усиливала дезорганизацию власти.

Власть царя лишилась народного доверия. Февральская революция заставила Николая II 2 марта 1917 г. подписать отречение от престола в пользу брата Михаила, который, в свою очередь, также отрекся от трона. Таким образом, произошло падение самодержавной монархии в России, которую в течение более 300 лет представляла династия Романовых.

1 сентября 1917 г. Россия стала республикой. Было сформировано Временное правительство. Однако, оно откладывало решение острейших проблем российской действительности. Заявив о своей приверженности демократии, осуществив ряд демократических преобразований, Временное правительство оттягивало решение аграрного, национального вопросов до созыва Учредительного собрания, выступало за продолжение войны. Правительство рассчитывало, что победоносное завершение войны снимет многие проблемы, но упустило из виду то, что терпение измученного войной народа не могло быть бесконечным. Война с ее многомиллионными жертвами способствовала снижению планки нравственных ценностей, усилению миграционных процессов, маргинализации общества, привела к росту преступности, жестокости. Обстановка явно не располагала к диалогу, порождала нетерпимость, в конечном счете, создавала благоприятную среду для восприятия радикальных лозунгов и призывов.

Революция, в результате которой к власти в России пришло советское правительство во главе с В.И.Ленин, произошла 25 октрября (7 ноября) 1917.

В сентябре 1917 Ленин, учтя факты, свидетельствовавшие о том, что в стране сложился общенациональный экономический и политический кризис, вызвавший общее недовольство Временным правительством и готовность солдат и рабочих Петрограда свергнуть его, решил, что имеются объективные и субъективные условия для прихода к власти партии большевиков. Руководимая им партия в Петрограде и Москве приступила к непосредственной подготовке восстания, велась организация Красной гвардии из рабочих, готовых сражаться за большевиков . Был создан штаб восстания, Петроградский военно-революционный комитет, – ВРК. Ленин разработал план восстания, предусматривавший захват солдатами и рабочими ключевых пунктов столицы, арест правительства. Не все члены руководства партии были согласны с решением о восстании. Члены Центрального комитета партии Л.Б.Каменев и Г.Е.Зиновьев колебались, однако после длительных переговоров и они присоединились к Ленину. Превосходство сил большевиков было решающим. Нужен был только повод для начала военных действий, и он нашелся.

24 октября глава правительства А.Ф.Керенский отдал приказ о закрытии большевистских газет. В тот же день к вечеру силы военно-революционного комитета, почти не встречая сопротивления со стороны защитников Временного правительства, стали переходить в наступление, в ночь на 25 они заняли мосты, государственный банк, телеграф и другие намеченные стратегические объекты. Вечером того же дня началось окружение Зимнего Дворца, где размещалось Временное правительство. Восстание развивалось почти бескровно. Лишь во время осады Зимнего Дворца раздавалась ружейная стрельба, и гремели залпы артиллерии. Члены Временного правительства были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Глава правительства Керенский скрылся.

В противовес Временному правительству, не сумевшему стабилизировать ситуацию в стране, проявившему колебания, нерешительность, большевики, предлагая простые и понятные решения, получили поддержку определенной и значительной части общества - рабочих, солдат, крестьян. Монархия была ликвидирована, но другие жизненные проблемы – о войне и мире, о земле, рабочий, национальный вопросы – все это только обещалось, откладывалось «до лучших времен», что вызывало недовольство широких масс. Большевики планировали захватить власть, чтобы начать осуществлять свои планы по переустройству России и строительства социалистического государства.

Победа восстания еще не гарантировала победителей от судьбы свергнутого ими буржуазного правительства. Надо было закрепить победу решением волновавших народ вопросов, которые убедили бы, что большевики выполняют свои обещания – дать, наконец, стране мир, крестьянам помещичью землю, рабочим восьмичасовой рабочий день. Это, по замыслу Ленина, должен был выполнить Второй Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся в Петрограде в разгар восстания. На съезде меньшевики и эсеры составляли меньшинство делегатов, большевики, имея за собой большинство, одобрили происшедшее восстание, арест Временного правительства. Съезд принял решение взять власть в свои руки, что на практике означало передачу ее большевикам, которые заявили, что немедленно покончат с войной, передадут крестьянам землю помещиков. Это было подтверждено и первыми законодательными актами, принятыми съездом – Декретами «о войне», «мире» и «о земле». Тем самым большевики получили необходимую на первых порах поддержку в народных массах. Съезд провозгласил создание Советского правительства – Совета народных комиссаров (Совнаркома) из одних большевиков во главе с В.И.Лениным.

Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы.

Забота государств о своей безопасности привела к созданию военно-политических организаций. Одной из которых явилась организация Североатлантического договора (НАТО).

Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от Советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже.

НАТО было образовано 4 апреля 1949 года представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982. С принятием в НАТО 12 марта 1999 г. Венгрии, Польши и Чешской Республики число стран-участниц достигло 19.

Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере проявлялась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внутренние дела других государств, поддержку реакционных режимов, отказ от сотрудничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих территориях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Западной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских островах выполняла тройную функцию: создание реальной угрозы Советскому Союзу и социалистическому содружеству; поддержка угодных США правительств; защита экономических интересов американских монополий.

Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех".

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке.

ВОПРОС № 50: Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 г. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР

Перестройкой называется заключительный этап истории СССР, начавшийся в 1985 г. с проведения реформ и завершившийся в 1991 г. распадом Советского союза. Однако ощущение необходимости перемен возникло в советском обществе ещё в эпоху «застоя» (с момента прихода к власти Л.И. Брежнева в 1964 г. и до XXVII съезда КПСС в феврале 1986 г.).

В середине 80-х руководство КПСС провозгласили курс на перестройку. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всём мире её справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин «перестройка» появился в нашей политической лексике в 1985 году. Но чем была тогдашняя «перестройка» и что она дала стране и чего она её лишила?

Предыстория «перестройки»

После смерти Л.И. Брежнева (ноябрь 1982 г.) в высших эшелонах власти вновь началась борьба за лидерство. О ее остроте свидетельствует тот факт, что дважды за короткий срок на посту генерального секретаря ЦК КПСС оказывались лица, физически немощные и уже в силу этого заведомо «временные» руководители правящей партии: с ноября 1982 г. - Ю.В. Андропов, а после его смерти в феврале 1984 г. - К.У. Черненко (умер в марте 1985 г.). Тем временем в стареющей партийно-государственной элите постепенно укрепились позиции относительно молодых и энергичных политиков (М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев, Н.И. Рыжков, Э.А. Шеварднадзе, А.Н. Яковлев и др.), не только боровшихся за передел власти в свою пользу, но и готовых в большей или меньшей степени к обновлению системы.

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев, Председателем Совета Министров СССР - Н.И. Рыжков (в декабре 1990 г. его сменил В.С. Павлов). Начался новый и последний этап в истории СССР, получивший вскоре название «перестройки».

Главной задачей «перестройки» было остановить распад системы «государственного социализма» и обеспечить интересы его правящей элиты. Средством избирается осторожное реформирование общественных структур, прежде всего экономики. Однако целостная и заранее проработанная концепция того, как это сделать, отсутствовала.

Реформы в экономике

В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации «человеческого фактора».

Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой и квалификацией работников, привела не к «ускорению», а к значительному росту аварий в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала катастрофа на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г.

В середине 80-х годов по всей стране развертываются две административные кампании: борьба с алкоголизмом и с «нетрудовыми доходами». Вырубка виноградников, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них привели к обвальному росту спекуляции спиртным, самогоноварения, к массовым отравлениям населения винными суррогатами.

К собственно экономической реформе власти обратились лишь с лета 1987 г. Были заметно расширены права предприятий (возможность самостоятельно выходить на внешний рынок, развивать совместную с иностранными фирмами деятельность).

В середине 1988 г. принимаются законы, открывшие простор для частной деятельности в более чем 30 видах производства товаров и услуг. Побочным следствием этого стала фактическая легализация «теневой экономики» и ее капиталов, накопленных разными способами, включая коррупцию и казнокрадство чиновников.

Следующий шаг в хозяйственной реформе был отмечен появлением в июне 1990 г. постановления Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а затем серии других законодательных актов. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства и др.

В целом экономическая политика горбачевской администрации отличалась непоследовательностью и половинчатостью, что усиливало кризис народного хозяйства. К тому же абсолютное большинство принимаемых «правильных» законов не работало.

Экономическая ситуация не переставала ухудшаться. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. - в промышленности. Резко усилились инфляционные тенденции в связи с огромным бюджетным дефицитом. Уровень жизни населения стремительно падал. Летом 1989 г. по стране прошли первые массовые забастовки рабочих, которые с тех пор уже постоянно сопутствовали «перестройке».

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М.С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось - не без колебаний - на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» - новых политических сил, грозивших в дальнейшем взорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

С середины 1987 г. был провозглашен курс на «гласность», то есть на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т.п.

Однако, кризис охватывает КПСС. В ней обозначились, по меньшей мере, три течения: социал-демократическое, центристское и ортодоксально-традиционалистское. Происходит массовый отток из компартии. В 1989-1990 гг. компартии Латвии, Литвы и Эстонии заявили о своем выходе из КПСС. Развертывается необратимый процесс идейного расслоения и организационного разброда этой несущей конструкции советской государственно-политической системы, захвативший и прочие официальные структуры (ВЛКСМ, профсоюзы и др.).

Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете, устанавливавшие приоритет своих законов над законами Союза.

ВОПРОС № 1: Место истории в системе наук. Объект и предмет исторической науки.

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях.

История – наука многоотраслевая, она слагается из целого ряда самостоятельных отраслей исторического знания (истории экономической, политической, социальной, гражданской, военной, государства и права, религии и пр.) К историческим наукам относятся также этнография , изучающая быт и культуру народов, и археология , изучающая историю по вещественным источникам древности – орудиям труда, домашней утвари, украшениям и др., а также целым комплексам – поселениям, могильникам, кладам.

История подразделяется и по широте изучения объекта:

ü История мира в целом (всемирная или всеобщая история),

ü История континентов (например, история Азии и Африки),

ü История отдельных стран и народов или группы народов (например, история России).

В продолжение темы:
Птицы

Когда в гадании достается Туз Жезлов Таро - значение этой огненной карты может серьезно обрадовать людей, которые стремятся к успеху. Однако в некоторых случаях и она может...

Новые статьи
/
Популярные